Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время, для того, чтобы стать педагогом высокого уровня требуется специальная подготовка, которая может быть реализована лишь при соблюдении специально разрабатываемых и создаваемых педагогических условий в учреждениях высшего профессионального педагогического образования. Когда речь идет о будущих учителях основ безопасности жизнедеятельности, достаточно перспективными в этом плане… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы формирования профессионально значимых качеств учителя в педагогической теории
    • 1. 2. Профессионально значимые качества будущего учителя ОБЖ
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ
    • 2. 1. Модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ в образовательном процессе вуза
    • 2. 2. Педагогические условия реализации модели формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 3. 1. Цель, задачи и технологическая характеристика опытно-экспериментальной работы. 1°
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов формирования профессионально значимых качеств будущих учителей
  • ОБЖ в образовательном процессе вуза
  • Выводы по третьей главе

Формирование профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Одной из важнейших потребностей человеческого общества является обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Существует ряд глобальных проблем, которые связаны с бурным техническим прогрессом и несовершенством социального устройства общества.

Угрозой существованию человечества является неумение обеспечения безопасности в современных природных и социальных условиях. Безопасность жизнедеятельности является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации и предполагает подготовку личности к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Люди проживающие в городских и сельских условиях тех или иных регионов страны, подвергаются различным опасностям, поэтому возникает необходимость подготовки населения, особенно детей и подростков, к выбору правильных решений и безопасному поведению для выхода из чрезвычайных ситуаций, с минимальными потерями [41, с. 18]1.

Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственных общеобразовательных учреждениях России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

В начале 90-х годов XX века более чем в 40 вузах России была открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности», предполагающая присвоение квалификации «Учитель безопасности жизнедеятельности».

За период внедрения курса произошла определенная коррекция его содержания. Разработаны и продолжают совершенствоваться различные направления теории безопасности жизнедеятельности, ведется поиск эффективных психолого-педагогических технологий, формирующих сознание граждан в плане ответственного отношения к личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей среде. В то же время подготовка учащихся в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» часто не отвечает требованиям, обозначенным в образовательных стандартах. Одной из причин этого является недостаток квалифицированных педагогических кадров в этой области знаний.

В образовательных учреждениях, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области «гражданской обороны», назначаются специалисты, как правило, не имеющие профессиональной подготовки в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ГОЧС).

По данным Госкомстата России, в настоящее время на 65 тысяч общеобразовательных учреждений страны приходится 25 тысяч учителей безопасности жизнедеятельности. Как показывает статистика, более чем в 70% учебных заведений курс «Основы безопасности жизнедеятельности» преподают уволенные в запас офицеры, не имеющие педагогического образования, а также другие специалисты, не имеющие соответствующей квалификации, слабо владеющие технологическими приемами организации обучения в условиях реформирования системы образования, это лица с различным высшим образованием, в лучшем случае прошедшие курсы повышения квалификации. Отсутствие специальной профессиональной подготовки учителей снижает качество преподавания этой дисциплины.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В педагогической теории существуют определенные наработки посвященные совершенствованию профессиональной подготовки учителей. Исследованием данных аспектов теории и методики профессионального образования занимались О. А. Абдуллина [1, с. 37], С. И. Архангельский [17, с. 208], М.Я. Вилен-ский [44, с. 85], С. Б. Елканов [67, с. 97], B.C. Ильин [77, с. 49], Н. В. Кузьмина [107, с. 37], В. А. Сластенин [192, с. 32] и др. Существуют научные труды по различным направлениям теории безопасности жизнедеятельности. Среди них целесообразно выделить изыскания С. В. Алексеева [9, с. 19], В.В. Анти-пова [15, с. 23], И. А. Баевой [22, с. 68], С. В. Белова []27, с. 26, JI.M. Власовой [46, с. 3], JI.H. Гориной [57, с. 38], М. А. Котика [101, с. 253], В. Н. Мошкина [132, с. 15], О. Н. Русака [177, с. 51] и др. Продолжают совершенствоваться психолого-педагогические технологии, формирующие сознание граждан в плане ответственного отношения как к личной безопасности, так и к безопасности общества и государства, к безопасности окружающей среды, развиваемые в трудах А. Акулова [8, с. 26], В. В. Антипова [15, с. 84], Н. Мельниковой [126, с. 5], А. Е. Тарас [163, с. 58]. Однако, по мнению данных авторов, выпускники вузов по рассматриваемой специальности не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства. Это можно объяснить серьезными методологическими просчетами, допущенными в планировании и осуществлении профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствием научно обоснованных связей между теоретической, физической и методической подготовкой будущих педагогов.

Одной из особенностей современного этапа развития профессионального образования является формирование профессионально значимых качеств будущих учителей безопасности жизнедеятельности, среди которых выделяются эффективность, стабильность и надежность профессиональной деятельности педагога, о чем пишут В. А. Адольф [6, с. 72], J1.H. Горина [57, с. 83], П. И. Костенюк [100, с. 103], B. J1. Марищук [120, с. 3], А. Просандеев [162, с. 35], И. П. Хромов [207, с. 52].

Различным аспектам профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности уже посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы развития педагогической готовности, совершенствования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности, организации психофизической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности, обозначены дидактические условия непрерывной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности к обучению школьников безопасности дорожного движения (Э. Антюхин [16, с. 35], А. Просандеев [162, с.37]) и др.

Однако на основе анализа исследований и теоретической литературы, посвященной вопросам формирования профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности в процессе профессионального образования можно сделать вывод о том, что проблема профессиональной устойчивости в контексте особенностей профессиональной деятельности педагогов данного профиля еще не достаточно полно раскрыта в современной педагогической теории.

Таким образом можно констатировать наличие следующих противоречий имеющих место в теории и практике образования: а) между социальной востребованностью подготовки учащихся школ по вопросам безопасности жизнедеятельности и недостаточной готовностью учителей ОБЖ соответствующем аспектеб) между существующими в педагогической теории научными предпосылками повышения качества профессионального образования будущих педагогов и недостаточной разработанностью теоретических подходов к формированию профессионально значимых качеств будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать в практике модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности в вузе.

Предмет исследования — модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе вуза.

Гипотеза — процесс формирования профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности будет эффективным, если он строится на основе модели, предполагающей: а) направленность профессиональной подготовки студентов на учет требований социального заказа к компетенциям учащихся школ в области безопасности жизнедеятельностиб) интеграцию содержания образования студентов по основанию профессиональной готовности в области основ безопасности жизнедеятельностив) включенность студентов в практическую деятельность в области преподавания и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Задачи исследования.

1 На основе анализа педагогической теории и практики выявить уровень разработанности проблемы формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ.

2 Определить содержательные и структурные характеристики профессионально значимых качеств учителя основ безопасности жизнедеятельности.

3 Выявить теоретические подходы к повышению эффективности процесса формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ в образовательном процессе вуза.

4 Экспериментальным путем оценить эффективность модели формирования профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности.

Методологическую основу изыскания составили: теория деятельности (J1.C. Выготский [50, с. 47], А. Н. Леонтьев [117, с. 204], С. Л. Рубинштейн [176, с. 118]) — системный подход (В.Г. Афанасьев [19, с. 287], И. Б. Блауберг [34, с. 138], В. Н. Саготовский [178, с. 46], Э. Г. Юдин [217, с. 208]) — концепции личностно-ориентированного образования (Э.Ф. Зеер [71, с. 64], И. М. Зимняя [74, с. 105], В. В. Сериков [183, с. 16], И. С. Якиманская [218, с. 8]) — теоретические подходы к интеграции образования (А.П. Беляева [28, с. 13], М. Н. Берулава [30, с. 75], А. В. Петров [155, с. 22]) — исследования по проблемам профессионально значимых свойств и качеств личности (А.К. Маркова [122, 68]) — основополагающие труды в области, профессиональной подготовки педагогов (М.Я. Виленский [44, с. 97],.

A.Г. Гостев [60, с. 54], С. Б. Елканов [67, с. 37], B.C. Ильин [77, с. 104],.

B.А. Кан-Калик [86, с. 63], М. М. Поташник [159, с. 49], В. А. Сластенин [194, с. 74]) — педагогические концепции безопасности жизнедеятельности (С.В. Алексеев [9, с. 20], И. А. Баева [22, с. 104], Л. Н. Горина [58, с. 35], В. Н. Мошкин [133, с. 16], М. В. Рац [166, с. 24], М. Б. Сулла [197, с. 30], И. К. Топоров [199, с. 46]).

Исследование было осуществлено в три этапа, которые заняли период времени с 2005 по 2009 годы. На каждом этапе превалировали различные методы исследования, которые охарактеризованы ниже.

Первый этап (2005;2007 гг.) начинался с работы по подбору информации, значимой для нашего изыскания. Изучалась научная литература в области методики преподавания основ безопасности жизнедеятельности. В состав анализируемых трудов вошли публикации по вопросам профессиональной подготовки педагогических кадров. Серьезная роль была отведена рассмотрению концепций профессионально значимых качеств и свойств личности. В рамках данного этапа изучались нормативные документы, определяющие требования к обязательному уровню подготовленности педагогов ОБЖ. С учетом полученных данных были определены структурно-содержательные характеристики профессионально значимых качеств преподавателей ОБЖ и по ним сделан контрольный срез. По результатам проведенной работы были выявлены противоречия, сформулирована проблема исследования, определены цель, объект и предмет изыскания, выдвинуты его гипотеза и задачи.

Методы исследования, реализованные на данном этапе: анализ и обобщение научной литературы и нормативных документов, констатирующий эксперимент, беседа, опрос, наблюдение.

Второй этап (2007;2008 гг.) включал в себя выявление педагогических условий формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ, моделирование данного процесса. На этом этапе выявлялись особенности профессиональной подготовки студентов к педагогический деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности, анализировались подходы к их трансформации в практическую плоскость. На основе этого осуществлялось внедрение спроектированной модели формирования профессионально значимых качеств указанных специалистов в рассматриваемом аспекте в системе высшего профессионального педагогического образования.

На втором этапе, кроме вышеуказанных, использовались такие методы исследования, как интерпретация научных источников, анализ образовательной практики, моделирование, формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование.

Третий этап (2008;2009 гг.) нашего исследования предполагал завершение формирующего эксперимента и оформление диссертационной работы в законченном виде. На данном этапе мы анализировали и интерпретировали изменения уровней сформированности профессионально значимых качеств студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Была проведена математико-статистическая обработка данных эксперимента. Осуществлено обобщение итогов изыскания в целом. Это дало нам возможность сделать необходимые коррективы в понятийном аппарате исследования, сформулировать выводы по диссертации.

На данном этапе превалировали следующие методы исследования: осмысление теоретических результатов, обобщение экспериментальных данных, методы математической статистики.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается адекватной источниковой базой, включающей как научные труды, так и нормативные документысовокупностью необходимых методологических оснований, их взаимной дополняемостью и согласованностьюорганизацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам изысканияпреемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследованиярепрезентативностью выборки и статистической значимостью экспериментальных данныхвнедрением материалов исследования в практику педагогического образования.

База исследования: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта».

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1 Уточнены структурно-содержательные характеристики профессионально значимых качеств учителя основ безопасности жизнедеятельности.

2 Спроектирована модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ в образовательном процессе вуза, в которой с учетом исходного и проектируемого состояния соответствующих качеств предусматривается реализация содержания, форм, методов и средств подготовки специалистов в указанном аспекте.

3 Определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ, позволяющие обеспечить включенность в практическую деятельность по осуществлению безопасности жизнедеятельности, на основе интеграции содержания образования и с учетом социального заказа.

Теоретическая значимость исследования: а) спроектированная в диссертации модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ вносит вклад в развитие прикладных научных разработок в области реализации системного подхода к исследованию педагогических объектовб) выявленные в ходе исследования педагогические условия, способствующие становлению профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ, определяют одно из актуальных направлений модернизации педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности;

Практическая значимость исследования заключается в разработке: а) критериально-диагностического аппарата для осуществления мониторинга сформированности профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖб) методических рекомендаций, дающих возможность повысить эффективность процесса профессионального образования студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1 В процессе профессионального образования будущих учителей ОБЖ следует акцентировать внимание на формирование таких профессионально значимых качеств, как общепедагогическая и методическая компетентность, профессиональная нравственность, активность в инновационной деятельности, педагогическое мастерство преподавания безопасности жизнедеятельности.

2 Спроектированная в исследовании модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ, создает предпосылки роста педагогической квалификации студентов.

3 С целью эффективного формирования указанных профессионально значимых качеств необходимо в образовательном процессе вуза ориентироваться на создание педагогических условий, позволяющих обеспечить включенность в практическую деятельность по осуществлению безопасности жизнедеятельности, на основе интеграции содержания образования и с учетом социального заказа.

Личный вклад автора состоит: а) в проведении теоретического анализа проблемы формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖб) в осуществлении моделирования образовательного процесса вуза с направленностью на обеспечение эффективного становления профессионально значимых качеств у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности" — в) в организации и проведении опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили: — на научно-методических семинарах, проводимых в Уральском государственном университете физической культурыв ходе выступлений на IV международном конгрессе «Человек, спорт, здоровье» (Санкт-Петербург, 2009), IV Всероссийской научно-практической конференции «Валеологические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы» (Екатеринбург, 2009), региональных конференциях и научных семинарах «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2008;2009), «Профессионально-педагогическая подготовка современного специалиста в условиях производственной практики» (Челябинск, 2008), «Систематизация процесса профессионально-педагогической подготовки специалистов физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в Российской Федерации» (Стерлитамак, 2009) — в процессе опытно-экспериментальной работы автора.

Выводы по третьей главе.

На основании проделанной опытно-экспериментальной работы можно подвести определенные итоги.

1 Для достижения цели экспериментальной работы, в качестве которой выступает создание в образовательном процессе вуза всех необходимых предпосылок для эффективного формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ, необходимо решить ряд задач. Основными из них являются:

— выявление реального уровня сформированности профессионально значимых качеств участвующих в эксперименте студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности»;

— внедрение в образовательный процесс вуза по данной специальности нашей авторской модели;

— установление характера влияния создаваемых в рамках реализации указанной модели' педагогических условий на изменения, происходящие в состоянии сформированности исследуемых качеств испытуемых.

2 Для оценки текущих уровней сформированности профессионально значимых качеств студентов — будущих учителей ОБЖ, проводимой в процессе внедрения разработанной нами модели в практику вузовского образования, целесообразно опираться на показатели компетентности, профессиональной нравственности, инициативности и педагогического мастерства. Как показал эксперимент, избранный для этого инструментарий позволяет эффективно выявлять изменения данных показателей.

3 Внедрение модели формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ, путем создания разработанных нами педагогических условий ее реализации, требовало определенной поэтапности и постоянного контроля. С этой целью формирующий эксперимент проходил в течение двух лет со студентами разных курсов обучения, и предполагал не только аудиторную подготовку, но и два выхода на педагогическую практику. За это время было сделано, помимо исходного и итогового контроля, еще три промежуточных среза. Это позволило отслеживать динамику изменений показателей сформированности у испытуемых профессионально значимых для учителя ОБЖ качеств и вносить необходимые коррективы.

4 Оценка уровней сформированности исследуемых качеств, проведенная по окончании эксперимента, показала существенное превышение значений экспериментальной группы над контрольной. Такая картина наблюдается по всем четырем вышеназванным показателям. Математико-статистиче-ская обработка результатов подтвердила достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами. В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что спроектированная в исследовании модель формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ является эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По итогам проведенного нами научного изыскания можно констатировать, что студенты, проходящие профессиональную подготовку в вузах педагогического профиля по специальности 50 104 «Безопасность жизнедеятельности», как правило, обладают такими качествами и свойствами, которые позволяют им достаточно успешно осваивать профессию преподавателя ОБЖ в учреждениях общего среднего образования. Об этом, в частности, свидетельствуют данные проведенной нами опытно-экспериментальной работы. Однако требования социального заказа к профессионально значимым качествам соответствующих специалистов непрерывно изменяются и повышаются, поэтому, чтобы достичь соответствующих этому заказу результатов, необходим инновационный подход к организации процесса вузовской подготовки будущих преподавателей безопасности жизнедеятельности, который даст возможность осуществлять формирование профессионально значимых качеств у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» наиболее эффективным.

В настоящее время, для того, чтобы стать педагогом высокого уровня требуется специальная подготовка, которая может быть реализована лишь при соблюдении специально разрабатываемых и создаваемых педагогических условий в учреждениях высшего профессионального педагогического образования. Когда речь идет о будущих учителях основ безопасности жизнедеятельности, достаточно перспективными в этом плане представляются вузы физической культуры. Поэтому в своем изыскании мы избрали в качестве базы исследования именно такие учреждения высшего профессионального образования, в которых, согласно имеющейся у них лицензии на образовательную деятельность, осуществляется подготовка по специальности 50 104 «Безопасность жизнедеятельности». Моделированию основных подходов к формированию у них соответствующей профессионально значимых качеств, реализации педагогических условий, позволяющих сделать этот процесс наиболее эффективным, и было посвящено проведенное исследование. Обобщая его результаты, отметим следующее:

1 Для того, чтобы успешно формировать профессионально значимые качества будущих учителей ОБЖ, необходимо опираться как на общепедагогические, так и на присущие данной предметной области особенности, определяющие специфику подготовки соответствующих специалистов. Они обусловлены требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 50 104 — «Безопасность жизнедеятельности». Кроме того, особое значение в этом плане имеет опора на теоретические подходы к осуществлению интеграции в образовании, системный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный и компетентностный подходы. Синтез этих концепций создает предпосылки для эффективного формирования профессионально значимых качеств специалистов в рассматриваемой области.

2 Профессионально значимые качества будущих учителей ОБЖ целесообразно рассматривать в таких аспектах, как компетентность, профессиональная нравственность, инициативность и педагогическое мастерство. Первый из них предполагает познания в области общей педагогики, возрастной психологии и физиологии, методики преподавания ОБЖ, нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях. Второй аспект характеризуется ценностным отношением к учащимся и к результатам их учебного труда. Третий аспект выражает способность проявлять активную позицию в вопросах, касающихся проектирования и внедрения новых образовательных технологий в области преподавания ОБЖ, повышения качества образования. И, наконец, четвертый аспект проявляется в способности к разработке и реализации наиболее эффективных вариантов осуществления образовательного процесса на основе мультимедийных технологий и современных технических средств обучения.

3 Для эффективного формирования профессионально значимых качеств, рассматриваемых в исследовании специалистов, необходима систематизация мер, принимаемых в данном направлении. Это достигается путем моделирования соответствующего процесса. При проектировании данной модели имеет смысл ориентироваться на ведущие цели и задачи, актуальные с точки зрения профессиональной подготовки учителя ОБЖ. Исходя из этого, целесообразно определять содержание подготовки, формы, методы и педагогические средства воздействия на студентов. Их реализация базируется на создании определенных педагогических условий, способствующих достижению указанных в модели целей и задач. Все это позволит достичь социально востребованного уровня сформированности профессионально значимых качеств у будущих учителей ОБЖ.

4 В качестве педагогических условий, определяющих эффективность процесса формирования профессионально значимых качеств у студентов вуза, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», имеет смысл предложить направленность профессиональной подготовки студентов на учет требований социального заказа к компетенциям учащихся школ в области безопасности жизнедеятельности, интеграцию содержания образования студентов по основанию профессиональной готовности в области основ безопасности жизнедеятельности и включенность студентов в практическую деятельность в области преподавания и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

5 Внедрение на базе учреждений высшего профессионального образования охарактеризованной выше модели формирования профессионально значимых качеств будущих учителей ОБЖ прошло достаточно успешно и в целом подтвердило предположения, высказанные в гипотезе исследования.

Достигнутые в формирующем эксперименте приращения уровней сформированности соответствующих профессионально значимых качеств по показателям компетентности, профессиональной нравственности, инициативности и педагогического мастерства в экспериментальной группе оказались существенно большими по сравнению с контрольной группой. Обработка результатов, проведенная с использованием методов математической статистики, подтвердила их достоверность, и тем самым показала эффективность разработанной нами модели и подходов к ее реализации в практике.

В то же время, проведенное изыскание оставляет возможности для продолжения исследований по рассматриваемой проблеме. Перспективным в этом плане является исследование возможностей совершенствования подготовки будущих педагогов, специализирующихся по близким к исследованной нами предметным областям, более глубокое изучение проблем формирования каждого из четырех выделенных компонентов профессионально значимых качеств будущего учителя ОБЖ, взятого по отдельности, изыскание научных путей совершенствования системы повышения квалификации учителей основ безопасности жизнедеятельности и др. Этому мы планируем посвятить нашу дальнейшую научную работу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Вестник образования в России. — 1998. — № 3. -С. 35−39.
  2. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для педагогических специальностей высших учебных заведений / О. А. Абдуллина. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  3. , О.А. Педагогическая практика студентов : учеб. пособие / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. 335 с.
  5. , Н.П. Какой учитель нужен в школе? / Н. П. Адамская, А. А Столяр // Педагогика. 1991. — № 7. — С. 67−71.
  6. , В.А. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. — 1997. № 1. — С. 72−75.
  7. Актуальные проблемы преподавания ОБЖ: круглый стол // Основы безопасности жизни. 1999. — № 7−8. — С. 81−89.
  8. , А. Управление риском в системах жизнеобеспечения населения / А. Акулов // Гражданская защита. 2006. — № 5. — С. 26.
  9. , С.В. Методология безопасности как стратегия развития системы образования / С. В. Алексеев // Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология: сб. науч. работ / под ред. В. П. Соломина. — СПб., 1999.-С. 19−21.
  10. , Б.Г. О системе возрастной психологии / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 1957. — № 5. — С. 20−26.
  11. , А. Психологическое тестирование : пер. с англ. /
  12. A. Анастази — под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982.-Кн. 1.-336 с.
  13. , В.И. Педагогика творческого саморазвития /
  14. B.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  15. , Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.
  16. , О.С. Основы методологического мышления / О. С. Анисимов. -М.: Внешторгиздат, 1989. 412 с.
  17. , В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 176 с. -(Психология для всех).
  18. , Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин, М. Сулла // Основы безопасности жизни. — 1997.-№ 5.-С. 34−37.
  19. , С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1976. — 308 с.
  20. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  21. , В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  22. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  23. , И.Д. Ценностные отношения к профессионализму педагогической деятельности / И. Д. Багаева, Н. В. Кузьмина, Ю. С. Шапошникова. — Усть-Каменогорск: Изд-во УГЛИ, 1989. 123 с.
  24. , И.А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. СПб.: Союз, 2002. — 271 с.
  25. , В.И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Бачевский. Н. Новгород, 1998. — 22 с.
  26. Безопасность жизнедеятельности: сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: ДиК°: ACT-ЛТД, 1998. — 704 с.
  27. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие / B.C. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  28. , В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности / В. В. Белич. — Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во, 1991. — 144 с.
  29. , С.В. Российская система образования в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере / С. В. Белов // Технологии гражданской безопасности. — 2004. № 3(5). — С. 26.
  30. , А.П. Интегративно модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. — СПб.: НИИ ПТП РАО, 1997.-227 с.
  31. , В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Л. Бенин. Екатеринбург, 1996. — 44 с.
  32. , М.Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулаева. М.: Педагогика — Бийск: Изд-во БиГПИ, 1993. — 172 с.
  33. , В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
  34. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  35. Бир, С. Кибернетика и управление производством: пер. с англ. / С. Бир. — 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1965. — 374 с.
  36. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  37. , А.А. Личность и общение : избр. тр. / А. А. Бодалев. — М.: Педагогика. — 343 с.
  38. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
  39. , А.А. Моделирование психической деятельности / А. А. Братко, П. П. Волков, А. Н. Кочергин. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
  40. , А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности. Теоретические проблемы психологии личности / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 191 с.
  41. , Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржакова. М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 264 с.
  42. , Г. Д. Модели. Решение исследовательских задач по методике преподавания физики / Г. Д. Бухарова. — Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 1995.-146 с.
  43. , Э. Энциклопедия личной безопасности: Личная безопасность. Безопасность в доме. Безопасность в автомобиле. Безопасность ваших детей. Безопасность женщины: пер. с англ. / Э. Бэскинд. М.: Аквариум, 1994. — 134 с.
  44. , К.Я. Самообразование человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт / К. Я. Вазина. Челябинск: ГУ ПТО, 1997. — 242 с.
  45. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  46. , М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя : учеб. пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. -М.: Прометей, 1993. 117 с.
  47. , С.М. Профессиональное образование : ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  48. , JI.M. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности / JI.M. Власова, В. В. Сапронов, Е. С. Фрумкина. М.: Русский журнал, 2004. — 132 с.
  49. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  50. , В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. -М.: Знание, 1990. 192 с.
  51. Вузовское обучение: проблемы активизации / под ред. Б. В. Бокутова. Минск: Университетское изд-во, 1989. — 110 с.
  52. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выгодский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  53. , А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников : теория и практика / А. Н. Вырщиков. -М.: Педагогика, 1990. 152 с.
  54. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 255 с.
  55. , Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Ф. Гейжан. СПб., 1995. — 54 с.
  56. , Б.С. Методологические знания в педагогике / Б. С Гершунский, Н. Д. Никандров -М.: Знание, 1986. 350 с.
  57. , Б.С. Педагогическая прогностика : методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. — Киев: Высшая школа, 1989. 200 с.
  58. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Интер Диалект+, 1997. — 270 с.
  59. , JI.H. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты / JI.H. Горина. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2001. 289 с.
  60. , JI.H. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гоморфизма : автореф. дис.. д-ра пед. наук / JI.H. Горина. — Тольятти, 2002. 40 с.
  61. , А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А. Б. Горстко. М.: Знание, 1991. — 160 с.
  62. , А.Г. Исследовательский подход к профессионально — педагогической деятельности : учеб. пособие / А. Г. Гостев, М. Е. Дуранов — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1996. 72 с.
  63. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-415 с.
  64. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986.-210 с.
  65. , С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей / С. А. Днепров. — Екатеринбург: Изд-во У ГПУ, 1998.-298 с.
  66. , М.Е. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов : метод, указ. / М. Е. Дуранов, В. М. Железяко, В. И. Жернов. Челябинск, 1990. — 90 с.
  67. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. М.: Наука, 1978.- 126 с.
  68. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 176 с.
  69. , С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  70. , А.В. Молодой специалист: путь к творческой зрелости /
  71. A.В. Жуганов. М.: Молодая гвардия, 1987. — 207 с.
  72. , В.И. Педагогика в системе наук о человеке /
  73. B.И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. 213 с.
  74. , В.И. Методология и методика дидактических исследований / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. — 143 с.
  75. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во УГППИ, 1998. — 126 с.
  76. , Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста : науч. метод, пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. — Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999. — 245 с
  77. , Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во УГППИ, 1997. 244 с.
  78. , И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 482 с.
  79. , В.П. Непрерывное образование — веление времени / В. П. Зинченко. -М.: Знание, 1988. 46 с.
  80. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. — М.: Изд-во МГУ, 1987. -208 с.
  81. , B.C. Пути перестройки высшего педагогического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. B.C. Ильина — Волгогр. ГПИ им. Серафимовича. — Волгоград, 1988. 207 с.
  82. , Т.А. Структурно — системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972. — 190 с.
  83. , К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  84. Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры: монография / под общ. ред. проф. А .Я. Найна. — Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2008. 380 с.
  85. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. -М.: Изд-во МГПУ, 1993. — 206 с.
  86. , М.С. Система и структура / М. С. Каган // Системные исследования: методологические проблемы. — М., 1983. — 204 с.
  87. , М.С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  88. , П.И. Педагогические средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» : автореф. дис.. канд. пед. наук / П. И. Кайгородов. Ростов н/Дону, 2002. -25 с.
  89. , Л.А. О проблемах психологической готовности к деятельности / Л. А. Кандыбович. М., 1977. — 393 с.
  90. Кан-Калик, В. А. Педагогическое твочество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  91. Катастрофы и образование / под ред. Ю. Л. Воробьёва. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 174 с.
  92. , Н.Р. Качество подготовки специалистов — основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений / Н. Р. Кельчевская, М. А. Попова. — Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001.-77 с.
  93. , А.А. Индивидуализации учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. — Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 224 с.
  94. , М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной практике / М. В. Кларин // Педагогика. — 1994. № 5. — С. 104 109.
  95. , М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М. В. Кларин. -М.: Знание, 1989. 80 с.
  96. , Е.А. Использование психологических знаний в педагогической деятельности / Е. А. Климов. М.: Высшая школа, 1984. -149 с.
  97. , Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  98. , Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии / Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 8−12.
  99. , А.Т. Педагогические фактора формирования профессиональной направленности студентов : дис.. канд. пед. наук / А. Т. Колденкова. JL, 1977. — 257 с.
  100. , Я.А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо. М.: Педагогика, 1987. — 416 с.
  101. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  102. , Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1980.-93 с.
  103. , Н.И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. — М.: Наука, 1971.-656 с.
  104. , П.И. Физическое саморазвитие и безопасность жизнедеятельности учащихся в современной школе / П. И. Костенок. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-281 с.
  105. , М.А. Психология и безопасность / М. А. Котик. — 2-е изд., испр. и доп. Таллин: Валгус, 1987. — 439 с.
  106. , А.И. Работа с трудными детьми: книга для учителя /
  107. A.И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  108. , В.В. Методология педагогического исследования /
  109. B.В. Краевский. Самара, 1994. — 281 с.
  110. , В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. Введение в научное исследование по педагогике /В.В. Краевский. — М.: Просвещение, 1998. — 239 с.
  111. , A.M. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры : на правах рукописи / A.M. Кузьмин — УралГУФК. Челябинск, 1999. — 310 с.
  112. , В.П. Различные направления разработки системного подхода / В. П. Кузьмин // Вопросы философии. — 1983. — № 3. С. 18−29.
  113. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  114. , Л.М. Модернизация содержания организации непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе: монография / Л. М. Куликова — М.: Теория и практика физической культуры, 2004. 269 с.
  115. , П.Ф. Содержание профессионально — педагогического образования / П. Ф. Курбушко. М., 2001. — 236 с.
  116. , JI.M. Профессионально-педагогическая диагностика : учеб. пособие / JI.M. Кустов. Челябинск, 1995. — 4.1. — 94 с.
  117. , И.С. Игровое моделирование / И. С. Ладенко // Методология и практика: сб. ст. — Новосибирск, 1987. — С. 228.
  118. , B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.
  119. , К.М. Личность педагога / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во СГУ, 1991.-124 с.
  120. , B.C. Содержание образования : учеб. пособие / B.C. Леднев. — М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  121. , B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива / B.C. Леднев. — 2-е изд., перераб. М., 1991. — 224 с.
  122. , А.А. Историческая репродукция как моделирование исторического процесса / А. А. Леонова. СПб.: Изд-во ЛГПИ, 1990. — 27 с.
  123. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /
  124. A.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 328 с.
  125. , Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 1993.-453 с.
  126. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  127. , В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис.. д-ра психол. наук /
  128. B.Л. Марищук. Л., 1982. — 24 с.
  129. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996.- 171 с.
  130. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу — пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  131. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  132. , К.Г. Содержание профессиональной подготовки кадров / К. Г. Машин. М.: Высшая школа, 1991. — 76 с.
  133. , Н. Воспитание готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций на воде / Н. Мельникова // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 2. — С. 5−6.
  134. , М. Основание общей теории / М. Месарович // Общая теория систем. — М.: Наука, 1966. — С. 186.
  135. Методология исследований / под ред. А. И. Пискунова. — М., 1980.-455 с.
  136. , В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  137. , А.И. О расширении понятия «содержание педагогического образования» / А. И. Мищенко // Советская педагогика. — 1989.-№ 10.-С. 84−88.
  138. , Э.И. Основы педагогических знаний / Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1986. — 200 с.
  139. , В.Н. Деятельностный подход в обучении основам безопасности. / В. Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2002.-№ 3.-С. 13−17.
  140. , В.Н. Как воспитать готовность к трудным и опасным ситуациям / В. Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 1999. -№ 12.-С. 15−18.
  141. , В.Н. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности / В. Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 9. — С. 11−15.
  142. , А.К. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие / А. К. Назаров. — Курган: Изд-во КМИ, 1993.-120 с.
  143. , А.Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1995. — 288 с.
  144. , А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования / А. Я. Найн // Педагогика. — 1994. — № 3. — С. 25−28.
  145. , А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: монография / А. Я. Найн. — Шадринск: Исеть, 1999.-328 с.
  146. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: Изд-во МГУП, 2000. 16 с.
  147. , В.Д. Психофизические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М., 1976. — 170 с.
  148. , B.C. Экономико — математические методы и модели / B.C. Немчинов. -М.: Мысль, 1965. 478 с.
  149. , Я.Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика / Я. Г. Неуймин. — JI.: Наука, 1984. — 188 с.
  150. , Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов : перспективные подходы: монография / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. М., 2006. — 154 с.
  151. , Т. Основы дидактики профессионального обучения / Т. Новацкий — пер. с польск. М. А. Жиделева. — М.: Высшая школа, 1979. -284 с.
  152. , A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  153. , В. Элементы дидактики в высшей школе / В. Оконь. — Варшава, 1982. 364 с.
  154. Основы математической статистики / под ред. B.C. Иванова. — М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
  155. , E.JI. Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе : дис.. д-ра пед. наук / E.JI. Осоргин. — Тольятти, 2000. 321 с.
  156. Оценка качества подготовки специалистов. — JI.: Изд. ЛГУ, 1977.-96 с.
  157. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
  158. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  159. Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. -М.: Изд-во МОПИ, 1978. 42 с.
  160. Педагогическая практика в школе: учеб. метод, рек. — Краснодар, 1990. — 44 с.
  161. , А.В. Развивающее обучение : монография / А. В. Петров — ЧГПУ. Челябинск: Факел, 1997. — 261 с.
  162. , А.В. Сущностные и нормативные функции основополагающего дидактического принципа межпредметных связей всистеме развивающего обучения / А. В. Петров, А. И. Гурьев, В. Г. Жданов // Наука и образование. Горно-Алтайск, 1998. — № 2. — С. 20−24.
  163. , В.А. Личность в психологии: Парадигма субъективности / В. А. Петровский. — Ростов н/Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  164. , В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. — М.: Роспедагентство, 1997. 176 с.
  165. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-255 с.
  166. , М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  167. , М.И. Развитие профессионально — педагогического образования в университетах технического типа : монография / М. И. Потев. — СПб., 2005. 440 с.
  168. , И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной системе образования : дис.. д-ра пед. наук / И. И. Проданов. СПб., 1998. — 432 с.
  169. , А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А. Просандеев, А. Попков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005.-№ 2.-С. 34−38.
  170. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М.: ACT — Минск: Харвест, 2001. — 480 с.
  171. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. М., 1983.188 с.
  172. , Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся / Л. Д. Рагозина, Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. -160 с.
  173. Рац, М. В. Концепция обеспечения безопасности / М. В. Рац, Г. Г. Копылов, Б. Б. Слепцов. М.: Касталь, 1995. — 84 с.
  174. , А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 413 с.
  175. Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. М.: Ин-т социологии РАН, 2001. — 179 с.
  176. Риск: социологический анализ, коммуникация, региональное управление / под ред. А. В. Мозговой. — М.: Ин-т социологии РАН, 2004. — 210 с.
  177. , М.А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  178. , Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов. 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. -480 с.
  179. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. —Т. 1: А — М.- 608 с.
  180. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т. 2: М — Я.- 672 с.
  181. , B.C. Мозг, обучение, здоровье : кн. для учителя /
  182. B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  183. , С.Л. Принципы и пути развития психологии /
  184. C.Л. Рубинштейн. М., 1959. — 354 с.
  185. , О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Пропедевтика: учеб. пособие / О. Н. Русак. СПб.: МАНЭБ, 1998. — 84 с.
  186. , В.Н. Основания общей теории систем / В. Н. Саготовский. М.: Наука, 1970.-278 с.
  187. , А.Д. Методология многоуровневого педагогического образования / А. Д. Сазонов. Курган: Изд-во КГУ, 1995. — 119 с.
  188. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  189. , Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию / Э. П. Семенюк. — Львов: Вища школа, 1978. — 175 с.
  190. , А. А. Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания : дис.. канд. пед. наук/ А. А. Сергин. Якутск, 2003. — 155 с.
  191. , В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  192. , Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. — М.: Мнемозина, 2002. 416 с.
  193. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. — Курган: Зауралье, 1997 — 464 с.
  194. , Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. — Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1991. — 232 с.
  195. , Г. Н. Управление образованием. Системная интеграция: монография / Г. Н. Сериков — ЧГПУ. — Челябинск: Факел, 1998. 664 с.
  196. , В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАО в области управления образовательным процессом / В. П. Симонов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 450 с.
  197. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. 135 с.
  198. , М.Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981.-96 с.
  199. , В.А. Педагогика : Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  200. , В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя / В. А. Сластенин // Психология труда и личности учителя: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Щербакова — ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. — Вып.1. — С. 30−46.
  201. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  202. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 158 с.
  203. , JI.A. Своевременные мысли о педагогическом образовании / JI. A, Степанова, М. М. Рубинштейн // Педагогика. — 2008. — № 6. -С. 100−106.
  204. , A.M. Экстремальная психопедагогика : учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 607 с.
  205. , М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности : дис.. д-ра пед. наук в виде науч. докл. / М. Б. Сулла. — М., 1998. 44 с.
  206. , А.Н. Социальная психология безопасности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов. М.: Академия, 2002. — 256 с.
  207. , И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» : 1−9 классы / И. К. Топоров. М.: Просвещение: Покровка, 1996. — 80 с.
  208. , JI.H. Формирование культуры безопасности в школе / Л. Н. Трубина // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 2. — С. 38−39.
  209. , З.М. Теория и практика обучения студентов педвуза педагогической технике : автореф. дис.. д-ра пед. наук / З. М. Уметбаев — БГПУ. Барнаул, 1999. — 39 с.
  210. Учебно-практические задания студентам по видам педагогической практики и этапам подготовки специалистов / ГЦОЛИФК. -М., 1983.-72 с.
  211. Философский словарь / под ред. И. Т. Фроловой. — М.: Политиздат, 1987. 509 с.
  212. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 839 с.
  213. , Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  214. , X. Мотивация и деятельность : в 2 т. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 405 с.
  215. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  216. , Г. С. Школа экологического выживания: пособие по ОБЖ / Г. С. Чеурин. Екатеринбург: Семейная школа, 1995. — 64 с.
  217. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1994.-320 с.
  218. , B.C. Экстремальная ситуация как обучающая система / B.C. Шаповаленко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002. — № 7.-С. 14−19.
  219. , А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях : дис.. канд. пед. наук /
  220. A.В. Шигаев. Чебоксары, 2004. — 219 с.
  221. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.: Логос, 1994.-320 с.
  222. , Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. — М., 1993. — С. 16−200.
  223. , Л.А. Подготовка будущих учителей к взаимодействию с учащимися в процессе педагогической практики : дис.. канд. пед. наук / Л. А. Щелкунова. Ярославль, 1977. — 227 с.
  224. , А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя / А. И. Щербаков // Психология труда и личности учителя: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Щербакова. — Л., 1976. — Вып. 1. — С. 3−29.
  225. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 392 с.
  226. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  227. , В.А. Педагогическая психология : учеб. пособие /
  228. B.А. Якунин. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова: Полиус, 1998. — С. 20−114.
  229. , A.M. Что такое культура безопасности / A.M. Якупов // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2006. — № 11. — С. 52−56.
  230. Brookfield, S.D. The skilfiilt teacher: On technigue, trust and responsiveness in the classroom / S.D. Brookfield. — San Francisco: Oxford, 1991. 230 p.
  231. Changing Priorities in TeacHerEducation. — London, 1982. 106 p.
  232. Douglas, M. Risk and culture: An essay on the selection of technological and environmental dangers / M. Douglas, A. Wildavsky. — Berkeley: University of California Press, 1982. — 352 p.
  233. Dow, Gwinet. Learn Teaching Teach Learning / Gwineth Dow. -London — Boston — Heyly, 1979. — 262 p.
  234. Handbook of research on teaching: A pooject of the American educational research association / Ed. Bq M.C. Wittrocr. — New York, 1986. — 1037 p.
  235. Luhmann, N. Risk: A Social Theory / N. Luhmann. New York: Walter de Gruyter, Inc., 1993. — 403 c.
  236. Milgram, R.M. Self concept differences in student teachers in primary, elementary, secondary and special education / R.M. Milgram, N.A. Milgram // Psychology in the Schools. 1976. — V. 13. — P. 41.
  237. Peck, R.F. Research on teacher education, in Travers / R.F. Peck, J.A. Tucker // Second Handbook on Research in Teaching. — Chicago, 1983. -P. 83
  238. Resident Supervisor’s Handbook. Stanford University School of Education. Stanford, 1975−1977.
  239. Risk Communication Электронный ресурс. — Режим доступа: http: // www. hhs, ga.
  240. Slovic, P. Informing and educating the public about risk / Paul Slovic // Risk Analysis 6. 1998. — No. 4 (December). — P. 403−415.
Заполнить форму текущей работой