Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование самооценки курсантов в ВУЗе: Педагогическое исследование на материалах преподавания иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным содержанием педагогического эксперимента явилась целенаправленная корректирующая деятельность преподавателей по побуждению курсантов к самосовершенствованию и формированию адекватной самооценки. Даная деятельность включала в себя разработанный и апробированный комплекс воздействий на курсантов с различной степенью адекватности самооценки и взаимодействий с ними. Ее содержание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки курсантов в
    • 1. 2. Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов в ВУЗе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования самооценки курсантов в ВУЗе
    • 2. 1. Анализ практики формирования самооценки у курсантов ВУЗа
    • 2. 2. Обоснование критериев и показателей эффективности процесса формирования самооценки курсантов
    • 3. 1. Формирование гуманистических взаимоотношений между преподавателем и курсантом
    • 1. 1. Проблема самооценки в психолого-педагогической теории и 12 практике
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка результативности фор- 82 мирования самооценки курсантов в ВУЗе
  • Глава 3. Основные пути совершенствования процесса формирования 101 самооценки курсантов в ВУЗе
    • 3. 2. Развитие самостоятельности как путь формирования самооценки курсантов И
    • 3. 3. Стимулирование оценочных суждений курсантов

Формирование самооценки курсантов в ВУЗе: Педагогическое исследование на материалах преподавания иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ военно-педагогической теории и практики показывает, что в комплексе проблем формирования личности курсанта ВУЗа существенная роль принадлежит проблеме его самосовершенствования. Как показало проведенное диссертационное исследование, центральное место в процессе самосовершенствования занимает самооценка личности, предполагающая по-О знание себя, а также систему оценочных отношений к себе. Будущему защитнику Отечества необходимо знать себя, свои силы, возможности, свои качества, правильно оценивать их для того, чтобы составить планы на будущее своей учебной, профессиональной деятельности, межличностных отно-| шений с однокурсниками и другими людьми. щ В квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников по военной специальности определено, что выпускники ВУЗов должны иметь сформированные организаторские способности и деловитость, уметь брать на себя ответственность за принятое решение, обладать стремлением к совершенствованию своих коммуникативных качеств и практических навыков, военно-профессиональных знаний, уметь творчески мыслить, оценивать социальные процессы, определять место и роль в них своей военно-профессиональной деятельности / 1 /. Как свидетельствует практика, все эти знания, умения и навыки не могут быть достаточно развиты, если курсант оценивает себя неадекватно. Как правило, самооценка влияет на г к сформированность у курсанта уверенности в себе, умение увидеть перспективу своего развития и активно включиться в сферу деятельности и межличностного общения.

Адекватная, объективная и устойчивая самооценка является одним из важных критериев формирования личности курсанта, который должен стать высококвалифицированным, дисциплинированным и исполнительным офицером, способным успешно выполнять служебные обязанности в мирных и боевых условиях, обладать навыками обучения и воспитания личного состава. По результатам анализа научных источников, не может быть эффективным процесс саморазвития у курсаша с низким уровнем самоуважения, с неудовлетворенной потребностью в понимании и принятии себя со стороны других людей / 44 /.

Как показывает проведенное исследование, количество курсантов с неадекватной самооценкой в ВУЗе возрастает. Так, в экспериментальных ВУЗах около 75% курсантов младших Курсов имели неадекватную самооценку (из них 58% обладали завышенной самооценкой, а 17% заниженной), сформировавшуюся у них еще до поступления в ВУЗ. Это обусловило их соответствующее отношение к учебе и другим сферам жизнедеятельности в институте, к товарищам, а также соответствующее поведение.

Как свидетельствует анализ практики, из числа курсантов, систематически нарушавших воинскую дисциплину (неуставные взаимоотношения, употребление спиртных напитков и др.)5 84% имели неадекватную само IP® оценку, как правило, завышенную. 97% из числа тех курсантов, которые плохо адаптируются в коллективе, имеют конфликты во взаимоотношениях с товарищами и испытывают трудности в выполнении служебных обязанностей, также оценивают себя неправильно.

Анализ психолого-педагогических исследований проблемы самооценки, равно как и механизмов регуляции и саморегуляции поведения личности, обнаруживает, что в поле зрения исследователей включались в основном только ее психологические и социально-психологические аспекты. Значительная часть работ посвящена выяснению социально-психологической природы самооценки и проблемам ее структуры /5- 37- 103/.

Много внимания в психологической литературе уделяется функциональным связям самооценки с общим процессом формирования личности учащегося (Мясшцев В.М., Савоныш Е.И.), с деятельностью (Липкина А. И), с межличностным общением (Серебрякова Е А. с его самовоспитанием (Ру-винский Л.И.) / 69- 86- 89- 94/.

Особое значение на современном этапе имеют психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам формирования самооценки учащихся: этапам развития самооценки (Чамата П.Р.), механизмам ее формирования в условиях учебной деятельности, (Захарова A.B.), трудовой деятельности (Подоляк Л.Г.), межличностном общении (Собиева Г. Н.) /39- 77- 99- 115/. Если вопросы структуры, функций и развития самооценки нашли достаточное освещение в психолого-педагогической литературе, то этого нельзя сказать об исследованиях, посвященных управлению процессом ее формирования.

В научной литературе есть работы, в которых освещались педагогические аспекты формирования самооценки. Это, например, исследования формирования адекватной самооценки в условиях совершенствования деятельности учителя на основе реализации определенных требований и организации оценочной деятельности самого ученика (Синельников В.М., Юлдашева С.М.)/96- 118/.

В научных трудах военных ученых самооценка рассматривалась, в основном, при изучении проблем самосовершенствования курсантов (Волко-вицкий Г. А., Каширин В. П., Кобенко A.A., Радченко И. К., Уваров ЛН и др.), /23- 44- 45- 80- 110/. Вместе с тем, как показал анализ шучныхисточников, недостаточно исследованы проблемы формирования адекватной самооценки курсантов в условиях их обучения и воспитания в ВУЗе. Практическая и теоретическая значимость обусловили выбор темы диссертационной работы.

Объектом исследования избрана система самосовершенствования курсантов ВУЗа, предметомпедагогический процесс формирования самооценки курсантов ВУЗа.

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить и научно обосновать сущность, содержание и пути формирования самооценки курсантов в ВУЗе.

В соответствии с целевой установкой в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. Обосновать сущность и. содержание процесса формирования самооценки курсантов в образовательном процессе ВУЗа.

2. Разработать и экспериментально проверить результативность процесса формирования самооценки курсантов.

3. Раскрыть пути и условия, совершенствования процесса формирования самооценки курсантов в образовательном процессе ВУЗа.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что сложное и противоречивое развитие общественно-экономической ситуации в стране, ухудшение морально-психологического климата в Вооруженных Силах привело к увеличению в ВУЗах доли курсантов с неадекватной самооценкой, следствием которого выступает существенное ухудшение успеваемости курсантов, воинской дисциплины в курсантском коллективе. В современных условиях сложилось противоречие между необходимостью формирования адекватной самооценки курсантов и недостаточными знаниями преподавателей и командиров о сущности, содержании и путях совершенствования данного процесса в ВУЗе. Учитывая высокую степень зависимости качества, процесса формирования адекватной самооценки курсантов от усилий преподавателей и командиров в решении данной проблемы, предоставляется необходимым целенаправленно повышать его эффективность путем реализации на практике научно обоснованных педагогических путей, заключающихся в формировании гуманистических взаимоотношений между преподавателями, развитии учебной самостоятельности курсантов и совершенствовании их оценочных способностей.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования служат основополагающие концептуальные положения человековед-ческих наук о факторах формирования и развития человекао всестороннем развитии личности как важной цели педагогической деятельностиоб активности личности в процессе обучения и воспитанияо формировании специалиста как профессионала и как личностио взаимосвязи между внешними и внутренними факторами развития обучаемогоо роли самооценки в процессе самосовершенствования. Исследование строилось с учетом современных требований к уровню профессионализма преподавателей ВУЗов, квалификационных требований к выпускникам военных институтов, директивных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса в ВУЗах МО РФ.

Логика исследования предопределила выбор следующего комплекса методов: теоретического анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы, бесед, наблюдений, опросов, метода экспертных оценок, сравнительно-сопоставительного анализа результатов деятельности, констатирующего и формирующего педагогического эксперимента.

Исследование проводилось с 1995 по 1999 годы и состояло из нескольких взаимосвязанных этапов.

I этап — 1995;1996 гг. включал анализ деятельности преподавателей, командиров по учету особенностей самооценки курсантов, изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме самооценки личности, исследований данного явления в общей и военной педагогике, анализ методик психологического и педагогического изучения самооценки личности курсанта в коллективе ВУЗа.

На 2 этане — 1996;1998 гг. путем использования методов наблюдения, беседы, опроса, анкетирования, анализов результатов деятельности курсантов, контент-анализа документов осуществлялось проведение педагогического эксперимента, целью которого являлось выявление и обоснование основных путей совершенствования процесса формирования самооценки курсантов ВУЗов.

3 этап — 1998;1999 гг. включал теоретический анализ и обобщение материалов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрение выводов и рекомендаций в практику ВУЗов, литературное оформление диссертации. Наибольшее применение при проведении исследовательской работы на заключительном этапе нашли методы: самоотчет и самоанализ деятельности, теоретическое обобщение, педагогический консилиум и др.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими показателями:

Изучено и проанализировано 180 литературных источников, 360 характеристик на призывников Рязанских военных институтов, 220 отзывов на вылусюшков военного автомобильного института, подготовлено и проведено в порядке эксперимента 190 учебных занятий, посещено 46 плановых занятий, разработано 7 вариантов опросных листов и анкет, а также 4 типа педагогических рекомендаций, в работе было задействовано 180 курсантов и 42 преподавателя ВУЗов г. Рязани.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Обоснованы сущность и содержание процесса формирования адекватной самооценки курсантов в ВУЗе.

2. Выявлены критерии и показатели адекватной самооценки курсантов в образовательном процессе ВУЗа. «.

3. Определены и экспериментально проверены педагогические пути и условия совершенствования процесса формирования самооценки курсантов в ВУЗе.

На защиту выносятся следующие положения: <

1. Обоснование сущности процесса формирования самооценки курь сайтов как целенаправленного и организованного психолого-педагогического процесса воздействия и взаимодействия постоянного и переменного состава ВУЗа, побуждающего курсантов к самосовершенствованию и коррекции самооценки в сторону адекватности в условиях ВУЗахарактеристика структуры процесса формирования адекватной самооценки, предполагающая наличие цели, задачи, субъекта, объекта, основных закономерностей, принципов и противоречий, учет и оценку ее результативности, а также методов корректирующей деятельности.

2. Критерии эффективности процесса формирования самооценки курсантов: уровень развития самоконтроля, реакция курсантов на конструктивную критику преподавателя, контактность с преподавателями и однокурсниками в процессе учебной деятельности.

3. Основные пути совершенствования процесса формирования адекватной самооценки курсантов в образовательном процессе ВУЗа: а) формирование гуманистических взаимоотношений между преподавателями и курсантамиб) развитие учебной самостоятельности курсантовв) стимулирование их оценочных суждений.

Практическая значимость исследования заключалась в том, что его результаты направлены на повышение эффективности процесса формирования самооценки курсантов, осуществляемого в общей системе обучения и воспитания в ВУЗе. Они позволяют совершенствовать деятельность преподавателей в решении задач побуждения курсантов к формированию адекватной самооценки в ходе образовательного процесса. Результаты исследования ориентируют преподавателей в знаниях о сущности, содержании и путях совершенствования процесса формирования адекватной самооценки курсантов.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения констатирующего и формирующего эксперимента в трех ВУЗах г. Рязанн. Полученные результаты сопоставлялись с гипотезой диссертационного исследования и обсуждались на заседаниях кафедр педагогику иностранных языков, в ходе выступлений с научными сообщениями о результатах исследования на научно-методических конференциях и предметно-методических комиссиях. Результаты проведенного исследования, выводы и практические рекомендации отражены в пяти публикациях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования свидетельствуют, что в качестве важного пути совершенствования процесса формирования адекватной самооценки курсантов в образовательном процессе является стимулирование у них оценочных суждений, которое обеспечивается созданием следующих условий: ознакомление курсантов со структурой умения оценивать работу других людеймотивирование оценочных суждений курсантоввооружение их едиными критериями оценки знании, умений и навыковактуализация сопоставительного анализа курсантами своих собственных работ с работами, выполненными их однокурсниками.

§.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Психолого-педагогический анализ проблемы самооценки позволил определить, что некоторые аспекты, ее сущности, содержания и структуры исследовались в прошлом представителями ряда психолого-педагогических школ и направлений. Адекватная самооценка рассматривалась ими как важное условие успешности образования (самообразования) и воспитания (самовоспитания).

Научный анализ позволил выявить сущность процесса формирования адекватной самооценки как целенаправленного и организованного психолого-педагогического процесса воздействия и взаимодействия постоянного и переменного состава ВУЗа, побуждающего курсантов к самосовершенствованию и коррекции самооценки в сторону адекватности в условиях ВУЗа. В структуру данного процесса входят цель, задачи, субъект, объект, закономерности, противоречия, принципы, методы, учет и оценку результатов корректирующей деятельности.

Содержание процесса формирования адекватной самооценки включает в себя: диагностику характера самооценки курсантовпрогнозирование динамики и результатов корректирующей деятельностипобуждение курсантов к самообразованию и самовоспитаниюпрофилактику негативного поведения у курсантов с неадекватной самооценкойкоррекцию неадекватной самооценкисамокоррекцию курсантов.

Изучение практики формирования самооценки в различных ВУЗах позволило выявить ее состояние, положительный опыт и недостатки в его содержании и методике. На основе разработанных критериев эффективности формирования самооценки — уровня развития самоконтроля, реакции на конструктивную критику преподавателя, контактности и характера взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями — были выявлены и охарактеризованные качественные уровни самооценок курсантов ВУЗов.

Основным содержанием педагогического эксперимента явилась целенаправленная корректирующая деятельность преподавателей по побуждению курсантов к самосовершенствованию и формированию адекватной самооценки. Даная деятельность включала в себя разработанный и апробированный комплекс воздействий на курсантов с различной степенью адекватности самооценки и взаимодействий с ними. Ее содержание, организация и методика явились действенным средством оздоровления морально-психологического состояния курсантов, повышения их учебной мотивации и оптимизации их работы по самовоспитанию и самообразованию. Улучшение качественного состояния процесса формирования самооценки в экспериментальной группе курсантов было достигнуто благодаря сообразному и обоснованному руководству со стороны преподавателей ВУЗа, благодаря тесному взаимодействию и взаимосотрудничеству преподавателей и командиров, обладающими необходимыми знаниями и умениями в области формирования адекватной самооценки.

Основными путями совершенствования процесса формирования адекватной самооценки курсантов в образовательном процессе ВУЗа являются: формирование гуманистических взаимоотношений между преподавателем и курсантамиразвитие учебной самостоятельности курсантовстимулирование оценочных суждений курсантов.

Одним из основных путей совершенствования процесса формирования адекватной самооценки курсантов является формирование гуманистических взаимоотношений между преподавателями и курсантами. Основными педагогическими условиями реализации данного пути были оптимизация стиля общения преподавателя и курсантавооружение курсантов информацией по самосовершенствованию в виде педагогических рекомендацийопределение целей занятия с позиции курсантаобоснование преподавателем выставленных отметокморальное и материальное стимулирование курсантов с учетом характера их самооценки.

Другим путем совершенствования процесса формирования у курсантов самооценки было развитие их учебной самостоятельности. Данный путь предполагал ряд выявленных и апробированных в опытно-экспериментальной работе условий: развитие у курсантов умения самоанализа и реалистичного целеполагания в процессе самосовершенствованиясовершенствование навыков самоконтролясоздание на занятиях проблемных ситуаций, активизация критических суждений курсантовформирование у курсантов мотивационных установок в области самостоятельной работыразвитие у курсантов потребности творчески использовать результаты самостоятелъной деятельности в коллективе однокурсников.

Стимулирование у курсантов оценочных суждений являлось еще одним путем совершенствования процесса формирования адекватной самооценки курсантов, педагогическими условиями реализации которого выступали: ознакомление курсантов со структурой умения оценивать работу других людеймотивирование оценочных суждений курсантоввооружение их едиными критериями оценки знаний, умений и навыковактуализация сопоставительного анализа курсантами своих собственных работ с работами, выполненными их однокурсниками.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно осуществлять по следующим направлениям: формирование самооценки курсантов в процессе их профессиональной деятельностипсихолого-педагогические проблемы формирования адекватной самОоценки курсантов ВУЗовоптимизация деятельности структур воспитательной работы по формированию адекватной самооценки курсантовформирование адекватной самооценки курсантов с целью повышения их профессиональных качеств и др. ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по военной специальности.- ГАБТУ МО РФ, 1996.- 40 с.
  2. Г. Г. Воспитание у подростков объективности как личностного качества в процессе развивающего обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук- Краснодар, 1996.- 21 с.
  3. М.Ю. Психологический анализ самооценки студентов как субъектов иноязычной речевой деятельности: Автореф. дис.. канд.психол.наук, — М., 1986.-18 с.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. Экспериментально-педагогическое исследование. -М.: Педагогика, 1984. -296 с.
  5. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В. 2 т.- М.: Педагогика, 1980.- т.2.- С.128−267.
  6. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания.// Избранные психологические труды: в 2 т.- М.: Педагогика, 1980.- Т.2.- С. 69.
  7. А.Д. Возрастная динамика общей и парциальной самооценки у младших школьников // Психологические особенности формирования личности школьника.-М., 1983.- С.85−91.
  8. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1978.- № 4, С. 147−152.
  9. Н.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении предметов естественно-научного цикла: Автореф. дис.. канд.пед.наук, — Саратов, 1996.- 16 с.
  10. А.В. Педагогические основы обучения Советских воинов: Дис.. докг.пед.наук.-М., 1968,-чД.-396с.i
  11. Л.А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Автореф.дис.. канд.пед.наук.- СПб., 1996.- 20 с,
  12. Н.Л., Буданова Л. М. Возрастные особенности оценки и самооценки некоторых личностных качеств в 1 классе // Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга.-Краснодар, 1975.-СЛ 68−159.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.- 420 с.
  14. Л.В., Захарова A.B. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач II Вопросы психологии, 1975. № 6 С.59−67.
  15. Блонский П. П, Развитие мышления школьника.- М.: Учпедгиз, 1935.128 с.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ГУ, 1983.-176 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.- 464 с,
  18. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955.-№ 1. С.98−107.
  19. М.Э., Захарова A.B. Подросток и его друзья.- М.- Педагогика, 1976.-80 с.
  20. С.А. Моделирование личности в группах: Автореф.дис.. пси-хол.наук.- М&bdquo- 1972.- 25 с.
  21. К.В. Педагогическое руководство самовоспитанием профессионально-педагогической направленности личности студентов: Авто-реф. дис. канд.пед.наук.- СПб., 1996.-24с.
  22. ИЛ. Руководителю о человеческом факторе.- Л.: Лениздат, 1989.- 221 с.
  23. Волковицкий Г. А, Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис.. кавд.пеихол.яаук.- М., 1994.-287с.
  24. Вдовюк В. И, Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки Советских офицеров: Дис.. докт.пед.наук.- М., 1983.- 428 с.
  25. Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. М., Л., 1925.- С. 175−198.
  26. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1972.-197 с.
  27. В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-психическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: Автореф. дис.. каед.психол.наук.-Л.5 1970.- 16 с.
  28. Да Крути С. А. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- СПб., 1995.-15 с.
  29. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания ввузов в процессе обучения: Дис. докт.пед.наук.-М.- 1977.- 397с.
  30. К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1981.- 16 с.
  31. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук,-М., 1973.-16 с.
  32. Н.В. Некоторые социально-психологические аспекты интенсивного обучения английскому языку: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Ярославль, 1996.- 22 с.
  33. В. Психология.- Пг., 1922.- 375 с.
  34. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, ее формирование и развитие: Дис. докт.психол.наук. -М- 1982.-490 с.
  35. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.-М.: Педагогика, 1984.-152 с.
  36. .А. Соотношение самооценки и уровня притязания и его влияние на личностные особенности: Автореф, дис. канд.психол.наук- М., 1995.- 24 с.
  37. A.B. Генезис самооценки: Дис.. докт.пеихол.наук.- М., 1989.-С.46−220.
  38. A.B. Когнетивные аспекты оценочной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника.- М., 1977.- С.270−273.
  39. A.B. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы учебной деятельности школьника.- М., 1977.- С.242−249.
  40. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991 — 208 с.
  41. И. А. Психология обучения иностранного языка в школе М.: Просвещение, 1991. -222 с.
  42. Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-Казань, 1996.-16 с.
  43. А.Й. Педагогические проблемы совершенствования самостоятельной работы слушателей 1 курсов военных академий: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1979.- 284 с.
  44. В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дис.. канд.психол.наук.-М., 1979,185 с.
  45. А.А. Самовоспитание офицеров Советской армии: Дис.. кацц.пед.наук.- М.- 1971.-201 с.
  46. Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса какоснова деятельности инновазионного образовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -ВШовгород, 1997.- 21 с.
  47. А.Ю. Стиль обучения между учителем и учениками как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. канд. пед, наук.-М., 1996.-16 с.
  48. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее сознание.- М., 1984.- 335 с.
  49. Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
  50. Щ 50. Кон И. С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.- 225 с.
  51. Кон И. С. Психология юношеского возраста, — М.: Просвещение, 1979.175 с. 52, Конева B.C. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности: Дис. канд.пед.наук, СПб., 1995.- 205 с.
  52. В.А. Оценочная деятельность старшеклассников при изученииполитологических проблем обществознания: Автореф. дис,. канд. пед.
  53. Э наук.- СПб., 1996.- 19 с.
  54. З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1973.- 17 с.
  55. Кулюткин Ю. Н, Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии-- 1984, — № 5.- С.41−44.
  56. З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформирования высшей технической школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Казань, 1997.- 22 с.
  57. А. И. Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности.-М.: Просвещение, 1968.-141 с.
  58. А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение. Вопросы психологии.-1983.- № 6.- С.43−49.
  59. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. докт.психол.наук.-М., 1974, — 35 с.
  60. А.И. Самооценка школьника: -М.: Знание, 1976.- 64 с.
  61. А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии.- 1981,-№ 3.- С.79−88.
  62. С.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения документальных источников.- М., 1998, — 26 с.
  63. М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. кавд.психол.наук. -М., 1981.-22 с.
  64. В.Г. Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд.психол.наук.- М., 1981.- 16 с.
  65. Р. Структура личности. Экспериментальная психология.- М., 1975.- С. 196−283.
  66. Мендаетта Алонсо М. Р. Взаимосвязь мотивации и критической самооценки знаний подростка: Дис.. канд. психол. наук.- Киев, 1982.- 111 с.
  67. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
  68. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников,-М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  69. ВН. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека И Психологическая наука в СССР.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-т.2- С. И 0−126.
  70. Г. С. Самоконтроль человека.- Л.: Изд-во Лен. университета, 1989.-192 с.
  71. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становленияЯ-концепцииподростков: Автореф. дис.. канд. пед, наук.-М., 1997.-24 с.
  72. Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии.- МЦ 1980.-С.62−78.
  73. В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика.-1998.-№ 3-С.47.
  74. Д. Рэкет по-курсантски // Воин,-1997.- № 2. С.86−87.
  75. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.659 с.
  76. М.П. Об оценке себя учащимися и оценке их воспитателями // Тез.докл.конф. по психологии.- Ж, 1967.- С. 91.
  77. Л.Г. Влияние труда в учебных мастерских на формирование самооценки у учащихся // Вопросы психологии.-1959.- № 6.-С. 13−24.
  78. АМ. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез.научн. сообщ. сов. псих, к XI Всесоюзному съезду общества психологов СССР, — М., 1983.- С.672−674.
  79. А.М. К проблеме исследования самооценки личности. Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл.Всесоюзн.конф. в Курске. М., 1980.-С. 198−199.
  80. Й.К. Педагогические проблемы совершенствования процесса самообразования офицерского состава полка: Автореф, дис.. канд.пед.наук.- М., 1983, — 233 с.
  81. М.В. Влияние формирования способов учебной работы на самооценку старших школьников: Дис. канд.пед.наук, — JVL, 1986.- 139 с.
  82. ГЛ. Самосознание как проблема социальной перцепции II Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.- вып.235.- С.169−174.
  83. С.Л. Бытие и сознание.- Изд-во Академии наук СССР.- М., 1957.- 328 с.
  84. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.- 709 с.
  85. С.Л. Проблемы общей психологии.- М, Педагогика, 1976.-Изд. второе, — 416 с.
  86. Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников.- М.: Просвещение, 1969.-182 с.
  87. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуации в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1996.- 20с.
  88. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьншсов на самооценку и на оценку другими людьми: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1970.- 19 с.
  89. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. -1969, — № 4. С, 107−116.
  90. Л. С. Исследование притязаний и ценностных ориентаций школьников. Новые исследования в психологии. М., 1974.- № 3 (П).~ С.28−30.
  91. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975.- № 3.- С.62−72.
  92. А.Л. Социальная психология управления.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-175 с.
  93. Н.в. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. докт. пед. наук, — Бо-рисоглебск, 1995.- 32 с.
  94. Серебрякова Е. А, Уверенность в себе и условия ее формирования: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1955.-15 с.
  95. B.B. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -№ 5,1994.-С.24*25.
  96. В.М. Формирование адекватной самооценки выполнения учебных заданий // Вопросы психологии.-1971.- Ш 12.- С. 28−35.
  97. Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С.386−405.
  98. Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности: Автореф. дис.. канд, пси-хол. наук.- М., 1978.-23 с.
  99. Г. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников: Дис.. канд. психол. наук.- М., 1953.- 95 с.
  100. О.Г. Организация научной деятельности курсантов военных училищ в условиях личностно-ориентированного обучения.- Саратов, 1998.-20 с.
  101. А.Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1973.-18 с.
  102. Ш 102. Сохранов В. В. Теоретические основы профессионально-педагогическогосаморегулирования учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ярославль, 1998.- 33 с.
  103. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей школьного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М.31 976.-16 с.
  104. A.C. Педагогическая оценка критических состояний личности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук,-Ижевск, 1996.-18 с.
  105. Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М, 1996,-17 с.
  106. Ю7.Токарская Т. С. Формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения и межличностного общения: Дис. канд. пед. наук.-Киев, 1988.- 137 с.
  107. A.A. Личностные и социально-психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного вуза: Дис. канд. психол. наук.- Минск, 1998.-125 с.
  108. B.В., Ломпшера И., Марковой АХ- М.: Педагогика, 1982.- 216 с.
  109. Л.С. Формирование интеллектуальных умений учащихся при изучении гуманитарных предметов: Автореф. дис.. канд.пед.йаук.-М., 1995.-30 с.
  110. ИЗ.Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.- М.: Иятер-пракс, 1995.- 288 с.
  111. Й.П. Некоторые особенности факта неадекватности в ранней юности: Автореф. дис. канд.психол.наук.-М., 1979.- 22 с.
  112. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. М.- Изд-во АПН РСФСР, i960.- т.2.1. C.91−110.
  113. И.й. Проблема самосознания в психологии,— М.: Наука, 1977.144 с.
  114. Р.Х. Самолюбие детей.- М.: Просвещение, 1968.-176 с.
  115. С.М. Вопросы самооценки учащихся подростков // Вопросы психологии.- 1966.- № 4.- С. 87−93.
  116. Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф. дис.. канд.психол. наук.- М., 1977.-17 с. г
  117. С.Г., Морева Г. Й. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии, 1985.- № 3.-С.55−61.
  118. Maslow A, Toward Psychology of Being.- NY/1968/- 240 p.
  119. Rodgers С/ On Becoming a Person.- Boston, 1961, — 420 p.
  120. Werthman М/ Self-psyching: 35 proven techniques for overcoming common psychological problems.- London, 1979.- 260 p. анкета1. Аккуратность2. Выдержанность3. Дисциплинированность4. Добросовестность5. Интеллект6. Организованность7. Ответственность
  121. Стремление к самосовершенствованию9. Трудолюбие10. Целеустремленность
  122. Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101.
Заполнить форму текущей работой