Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На третьем этапе (2004;2005) уточнен комплекс организационно-педагогических условий, позволяющих успешно осуществлять профессиональную подготовку студентов в филиалах вуза, повышать их конкурентоспособность, определены перспективы дальнейшего развития подготовки специалистов через филиалы и представительства. Проведена опытно-поисковая работа по реализации разработанных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВУЗА В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. О содержании понятий «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка»
    • 1. 2. Место и роль вуза в системе профессиональной подготовки кадров
    • 1. 3. Высшее образование в России и наиболее экономически развитых странах: анализ состояния и перспективы развития
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
    • 2. 1. Социально-экономические факторы, определяющие развитие вуза в промышленном регионе
    • 2. 2. Основные направления деятельности вуза по повышению качества подготовки специалистов для региона
    • 2. 3. Рейтинговая оценка деятельности вуза в регионе
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего анализа теории и практики, оценки состояния профессиональной подготовки студентов и прогнозирования ее совершенствования в учреждениях высшего профессионального образования. Система подготовки высококвалифицированных специалистов претерпевает сегодня серьезные изменения. Переход от планово-распределительной системы к рыночной ставит перед каждым учебным заведением задачу освоения современного механизма управления в новых условиях организации политической, экономической и социальной жизни России.

Происходящие изменения в российском обществе соответствующим образом отражаются на состоянии образования, содержании, организации и результатах профессиональной подготовки студентов, которые в дальнейшем придут трудиться на предприятия и в различные организации. Е. В. Ткаченко, И. П. Смирнов, В. А. Поляков отмечают, что около 90% предприятий сменили форму собственности, стали негосударственными. Такое радикальное изменение базиса общества ведет к перестройке мировоззренческих установок, принципов организации экономики и ее инфраструктуры. Это в полной мере относится и к тем проблемам, которые возникают между работодателями и образовательными учреждениями в условиях формирующегося рынка труда и рынка образовательных услуг. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к качеству профессиональной подготовки, квалификации и компетентности выпускников вузов, которые способны успешно трудиться в условиях рынка, учитывать не только собственные интересы, но и требования работодателя и государства (Е.В. Ткаченко).

В течение многих десятилетий ученые, педагоги, руководители и основные потребители образовательных услуг занимаются изучением теории управления системой образования, но остается еще много нерешенных проблем в этой области, поскольку они постоянно возникают по мере развития общества и самой системы образования.

В педагогической науке и практике также усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления. Все это требует проведения широкого круга исследований в различных областях знаний, привлечения и использования большого количества научной, статистической и иной информации.

Актуальность проблемы подготовки студентов вуза в современный период обусловлена многими обстоятельствами. Наиболее важные из них следующие:

• вступление в силу законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с последующими изменениями и дополнениями к ним, «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ" — которые регулируют деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования;

• подписание Болонской декларации, целью которой является создание к 2010 г. общеевропейской системы высшего образования;

• создаваемая новая система качественной оценки деятельности всех образовательных учреждений, независимо от их профиля и организационно-правовой формы, включая лицензирование, аттестацию и аккредитацию;

• при всей многочисленности исследований в области управления вузом недостаточная разработанность организационно-педагогических условий профессиональной подготовки студентов в изменяющихся условиях рынка образовательных услуг;

• ослабление государственной опеки и минимизация финансовой поддержки вузов обусловливает необходимость пересмотра системы управления образовательным учреждением;

• необходимость защиты образовательных интересов населения, проживающего вдали от крупных образовательных центров, в связи с постоянным ростом материальных (прямых) и моральных затрат на получение высшего образования.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Методологические и теоретические вопросы функционирования и развития системы образования, в том числе высшего, стали предметом исследования ряда ученых как в нашей стране, так и за рубежом.

Существенное влияние на логику исследования оказали работы, в которых рассмотрены общенаучные положения теории профессионального образования (В.В. Анисимов, С. Я. Батышев, А. Т. Глазунов, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, Л. Д. Федотова и др.), методологические аспекты прогнозирования спроса на высококвалифицированных специалистов, в том числе на региональном уровне (А.И. Галаган, С. Джала-лов, С. А. Дятлов, М. Г. Колосницина, Д. Минцер, А. П. Панкрухин, С.Ю. Ро-щин, А. И. Роффе, P.C. Смитт, В. В. Травин, Р.Дж. Эренберг и др.), теории управления (М. Альберт, А. Маслоу, М. Х. Мескон, Ф. Хедоури, В.И. Цыгич-ко и др.), управления образовательным учреждением и учебной деятельностью (Г. Беккер, А. И. Вроейнстийн, Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, Дж. Грей-сон мл., В. Г. Кинелев, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, К. О’Дейлл,.

A.Я. Савельев, В. А. Садовничий, A.B. Федотов, В. М. Филиппов, И. И. Янжул,.

B.Е. Яценкоидр).

Необходимо отметить, что проблема развития высшей школы в условиях рынка труда и рынка образовательных услуг является качественно новой для нашей страны и поэтому еще недостаточно изученной и освещенной в отечественной педагогической и экономической литературе. Особенно это касается проблем функционирования и развития вузов в отдаленных от крупных городов регионах. Различные аспекты этой проблемы, рассмотренные в трудах зарубежных авторов (Г. Беккер, А. И. Вроейнстийн, Д. Грейсон мл., К. О’Дейлл, Р. Смит, Р. Дж. Эренберг и др.), на наш взгляд, не учитывают специфику российской экономики и функционирования российской системы образования.

Сказанное предопределяет необходимость активизации научно-педагогических исследований в области обоснования комплекса организационно-педагогических, экономических, управленческих и правовых отношений, возникающих на региональном рынке образовательных услуг.

В исследовании введено ограничение: организационно-педагогические условия профессиональной подготовки студентов рассмотрены на примере подготовки студентов в филиале Пермского государственного технического университета и представительстве Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГГТПУ), расположенных в г. Березниках — центре Верхнекамского промышленного региона.

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в недостаточной разработке научно обоснованных организационно-педагогических подходов, позволяющих оценить состояние, особенности и перспективы профессиональной подготовки студентов в филиале (представительстве) вуза в регионе.

Следовательно, возникает противоречие между необходимостью создания организационно-педагогических условий профессиональной подготовки студентов в филиале вуза и недостаточной их разработанностью в педагогической теории и практике, а также неопределенностью аспектов деятельности филиалов и представительств вуза в новых социально-экономических условиях.

Актуальность, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки студентов вуза».

Цель исследования — уточнение организационно-педагогических условий, способствующих успешной профессиональной подготовке студентов в вузе на региональном рынке образовательных услуг.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов в вузе промышленного региона.

Предмет исследования — комплекс организационно-педагогических условия профессиональной подготовки студентов вуза на региональном рынке образовательных услуг.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс профессиональной подготовки студентов вуза предположительно будет успешным при выполнении комплекса таких организационно-педагогических условий:

• обоснована концептуальная идея развития вуза в промышленном регионе;

• определены направления деятельности вуза по профессиональной подготовке кадров для промышленного региона;

• разработана модель управления развитием вуза в промышленном регионе;

• выявлены основные факторы (качество, время и стоимость обучения) и степень их влияния на спрос населения на образовательные услуги;

• разработана система рейтинговой оценки качества профессиональной подготовки студентов.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Обосновать концептуальную идею развития вуза в промышленном регионе.

3. Выявить основные факторы и степень их влияния на формирование спроса населения региона на образовательные услуги вуза.

4. Разработать систему рейтинговой оценки, позволяющей определить конкурентоспособность вуза и качество подготовки специалистов в нем.

5. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность выдвинутого комплекса организационно-педагогических условий.

Методологической и теоретической основой исследования явились положения в области философии и методологии образования (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.), системный анализ и системный подход (В.Г. Афанасьев, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.), концептуальные положения о непрерывном профессиональном образовании (Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.), профессиональной подготовке специалистов (А.Ф. Аменд, С. Я. Батышев, A.C. Белкин, B.C. Леднев и др.), лично-стно ориентированного образования (H.A. Алексеев, Э. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, И. С. Якиманская и др.), программно-целевого управления развитием образования (A.M. Моисеев, О. М. Моисеева и др.) — методологические принципы управления качеством образования (Ю.К. Конаржевский, А. Маслоу, М. М. Поташник, Ф. Тейлор, П. И. Третьяков, В. А. Федоров, Е. А. Ямбург и др.).

Для решения поставленных задач в исследовании использовались различные методы: теоретические — ретроспективный анализизучение и анализ экономической, социологической, психологической, педагогической, методической литературы, архивных, нормативных, статистических материаловсистемный подход, моделированиеэмпирические и опытно-экспериментальные — наблюдение, опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы, экспертные оценки, самооценка) населения, работодателей, проведение опытно-поисковой работы, обработка экспериментальных данныхобобщение.

Общим методологическим подходом стал дедуктивный подход, что позволило установить направленность исследования от формулирования общих понятий к конкретным процессам, позволяющую выявить перспективы профессиональной подготовки студентов вуза с учетом постоянных изменений спроса на образовательные услуги.

Опытно-поисковая база исследования. Основная научно-исследовательская и опытно-поисковая работа осуществлялась на базе филиала Пермского государственного технического университета и представительства РГППУ в Березниках, а также на предприятиях и в учреждениях Березников и Соликамска. Опытно-поисковой работой было охвачено более 1000 чел. Для анализа привлекались экспериментальные данные НИИ высшего образования Министерства образования и науки РФ, Департамента образования Пермской области, статистические данные по Верхнекамскому промышленному региону.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2000;2001) изучалось состояние исследуемой проблемы в историко-педагогической, управленческой, экономической, правовой литературе, определены методологические основы и понятийный аппарат исследования. Были выявлены особенности образовательной системы и основные факторы, влияющие на ее развитие в условиях становления рыночных отношений.

На втором этапе (2002;2003) конкретизированы методологические и теоретические основы исследования, определены его структура и содержание, дано теоретическое обобщение проблемы функционирования и дальнейшего развития системы высшего образования через создание филиалов и представительств вузов в регионах.

На третьем этапе (2004;2005) уточнен комплекс организационно-педагогических условий, позволяющих успешно осуществлять профессиональную подготовку студентов в филиалах вуза, повышать их конкурентоспособность, определены перспективы дальнейшего развития подготовки специалистов через филиалы и представительства. Проведена опытно-поисковая работа по реализации разработанных организационно-педагогических условий в филиале Пермского государственного технического университета и представительстве РГППУ в Березниках. На этом этапе повысилась эффективность деятельности вуза на региональном рынке образовательных услуг: увеличился спрос на образовательные услугиповысилось качество отбора абитуриентовукрепилась материальная базаповысилось качество подготовки специалистоврасширился спектр предлагаемых образовательных услуг.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована концептуальная идея развития вуза в промышленном регионе, определяющая направления его деятельности по профессиональной подготовке специалистов с учетом требований постоянно изменяющегося регионального рынка труда.

2. Определены направления деятельности вуза по профессиональной подготовке кадров для промышленного региона, способствующие повышению конкурентоспособности вуза и качества обучения в нем.

3. Уточнены организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной подготовки студентов, в частности:

• обоснована концептуальная идея развития вуза в промышленном регионе;

• разработана модель управления развитием вуза;

• выявлены основные факторы, определяющие выбор вуза на региональном рынке образовательных услуг (качество, время и стоимость обучения), и степень их влияния на спрос на образовательные услуги;

• разработана система рейтинговой оценки качества профессиональной подготовки студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована концептуальная идея развития вуза в промышленном регионе и уточнен комплекс организационно-педагогических условий, определяющий направления его деятельности по подготовке кадров в связи с требованиями изменяющегося рынка трудавыявлены основные факторы, определяющие выбор вуза на региональном рынке образовательных услуг, и степень их влияния на спрос на образовательные услуги, а также разработана система рейтинговой оценки, включающая 13 показателей, позволяющая не только определить позицию вуза на региональном рынке образовательных услуг, но и наметить пути его дальнейших действий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных положений и рекомендаций, позволяющих повысить эффективность управленческих решений по регулированию и повышению качества деятельности филиалов вузов в регионах России, которые обеспечивают профессиональную подготовку студентов. Результаты исследований могут быть использованы любыми организациями, занимающимися вопросами подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне, в конкретной практике хозяйствования, а также при чтении курса лекций по дисциплинам «Методика проектирования организации учебного учреждения», «Маркетинг образования», «Менеджмент образования».

Апробация результатов исследования осуществлялась при разработке маркетинговой стратегии Березниковского филиала Пермского государственного технического университета, Березниковского представительства РГППУ, в практической деятельности отделов подготовки кадров ОАО «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот», Бератон", «Ависма» и администрацией г. Березники.

Основные положения работы обсуждены и одобрены на международных научно-практических конференциях: «Региональные и муниципальные аспекты развития экономики России» (Пермь, 1999) — «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 1999, 2000, 2003;2005), «Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии» (Березники, 1997), «Сохранение, восстановление, использование исторического, культурного, природного наследия народов России» (Березники, 1998), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы образования, научно-технического развития и экономики Уральского региона» (Березники, 1996), «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2001, 2003) — региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании и на производстве» (Екатеринбург, 2003, 2004), региональной конференции «Образование в Уральском регионе» (Екатеринбург, 2005) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие вуза в промышленном регионе, ведущие направления его деятельности по профессиональной подготовке студентов должны осуществляться с учетом требований постоянно изменяющегося регионального рынка труда. Рынок образовательных услуг тесно связан с рынком труда, рынком научно-технической продукции и рынком инвестиций. Поскольку с развитием двух последних постоянно меняется спрос на рынке труда, рынок образовательных услуг должен опережать в своем развитии уже имеющийся рынок труда.

2. К организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим успешность профессиональной подготовки студентов в вузе, относятся:

• обоснование концептуальной идеи развития вуза в промышленном регионе;

• выделение направлений деятельности вуза по профессиональной подготовке кадров для промышленного региона;

• создание модели управления подготовкой студентов вуза в про-мышленно развитом регионе;

• выявление основных факторов, определяющих выбор вуза на региональном рынке образовательных услуг (качество, время и стоимость обучения), и степени их влияния на спрос на образовательные услуги;

• разработка системы рейтинговой оценки качества профессиональной подготовки студентов.

Результаты исследования позволяют утверждать, что при существующей экономической ситуации население при выборе вуза, услугами которого собирается воспользоваться, прежде всего будет ориентироваться на стоимость образовательной услуги. Но совершенно очевидно, что любой потенциальный потребитель услуг вуза хотел бы заранее иметь данные о его репутации (рейтинге), прежде чем воспользоваться его услугами, а тем более оплатить их. Поэтому участники рынка должны владеть необходимой информацией о вузе и простыми методами ее обработки.

В рейтинговых системах развитых рыночных стран среди определяющих компонентов итогового значения учитывается репутация учебного заведения в преподавательской и студенческой среде, а также успехи в получении должности по окончании учебного заведения, степень признания выдаваемого им диплома, процент принимаемых на обучение от числа абитуриентов, качество учебных программ, уровень цены образовательной услуги, средняя стартовая заработная плата выпускника. В российских оценочных системах эти показатели, как правило, отсутствуют. Расчет отдельных показателей требует данных из закрытой отчетности вуза. Результаты оценки состояния вузов редко публикуются в открытой печати и ориентируются в основном на крупные вузы, при этом вузы региона почти всегда остаются вне поля зрения.

Нами предпринята попытка создания методики рейтинговой оценки вуза, позволяющей всем участникам рынка анализировать его состояние, используя информацию, наиболее доступную для внешних контрагентов.

Любой рейтинг, в конечном итоге имеет определенную цель. Исходя из поставленных целей выбирается и система оценочных показателей. При сравнении деятельности вузов необходимо учитывать их размер, который определяется исходя из условного количества студентов. В работе мы придерживаемся мнения тех аналитиков, которые считают, что сравниваемые вузы должны иметь еще исходный обслуживаемый сектор рынка, т. е. аналогичное местоположение, схожий набор экономических условий.

Предложенные критерии самооценки положения могут представлять определенный интерес для других вузов и быть использованы в практической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного исследования показывают, что проблемы подготовки высококвалифицированных кадров и обеспечение ими региона, представляет собой сложную многоаспектную задачу, постановка, обоснование и реализация которой должны происходить в системном режиме. При этом определяется ряд основных выводов.

В условиях формирующейся рыночной экономики высококвалифицированные кадры становятся действительно ведущим звеном общего потенциала работников. От уровня их подготовки, соответствия профессионально-квалификационных знаний, от умения адаптироваться в сложившихся условиях, зависит успех развития предприятий, регионов и России.

Система подготовки кадров в России формировалась в условиях централизованной экономики, где цели и задачи высшей школы в значительной мере определялись регламентировано, проходили в репродуктивном режиме, что не требовало творческой активности, инновационной деятельности, творческого поиска. Эти обстоятельства привели к тому, что уровень подготовки специалистов в высшей школе начал снижаться.

Переход к рыночным отношениям усугубил сложившееся положение в высшей школе. Исключение из сферы приоритетности финансирования, привело к ухудшению материально-технической базы, снижению эффективности труда педагогов, ухудшению качества образования, к падению престижа высшей школы и ее выпускников. Структура образовательной системы 1990;х гг. не соответствовала рыночным отношениям. Назрела проблема ее реформирования. Необходим поиск особого места для нее в системе рыночных отношений, особенно на региональном уровне. Назрели существенные проблемы, требующие немедленного решения.

Намечая перспективы развития комплекса филиалов вузов в регионе, которые обеспечивали бы единство образовательного процесса, преемственность его различных ступеней, т. е. непрерывность образования, следует в первую очередь учитывать спрос населения на услуги образования, настоящие и перспективные потребности региона в квалифицированных работниках. Каждое образовательное учреждение должно учитывать потребности рынка труда, никто не заинтересован, чтобы среди незанятого населения региона росла доля дипломированных специалистов.

Анализ сложившейся ситуации с наличием, использованием и расстановкой высококвалифицированных кадров в регионе показал, что здесь имеются те же недостатки, что и в стране в целом. Низок профессионально — квалификационный уровень значительного числа работников, многие из руководящих кадров (особенно среднего звена управления) не имеют высшего образования или полученное образование не соответствует занимаемой должности. Большая часть руководителей высшего и среднего звена управления находится в предпенсионном и пенсионном возрасте.

В условиях разрушения ранее существовавшей плановой системы подготовки и распределения кадров, для решения задач обеспечения региона высокообразованными кадрами особое значение приобретает необходимость разработки программы развития филиалов вузов, которая учитывала бы всю гамму интересов заинтересованных сторон, координировала бы их деятельность.

В результате проведенных исследований и сделанных на этой основе выводов предлагаются следующие пути решения проблемы:

• пересмотреть, как того требуют новые экономические реалии России, отдельные сложившиеся традиции в системе образования, которая должна не только вооружить человека первоначальными знаниями в той или иной части его дальнейшей деятельности, формировать потребность в самостоятельном непрерывном овладении знаниями, привить умение и навыки самообразования, а так же предоставить человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечить широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования в течение всей их активной жизни. С этой целью в диссертации обоснованы и уточнены ранее существовавшие понятия: «образование», «подготовка кадров», «система образования», «Высшая школа», «повышение квалификации», а также выявлены общие положительные и негативные закономерности в развитии системы подготовки кадров в условиях переходной экономики.

• размеры, структуру, размещение подготовки кадров в высшей школе региона необходимо постоянно ориентировать на тенденции изменения спроса на тот или иной вид образования — со стороны населения и на специалистов — со стороны формирующегося рынка труда. Для оценки этих тенденций в диссертации разработаны методические подходы к построению подобного прогноза и приведены соответствующие расчеты, которые могут быть положены в основу для решения данной задачи в регионе.

• Россия только в 1920;х гг. нашего столетия перешла на систему всеобщего образования, до этого применялась элитарная система, но замкнутость СССР (и в том числе России) привела к тому, что развитие образовательной системы шло своим путем и во многом отличается от общепринятых стандартов. Страны, осуществляющие борьбу за экономическое лидерство, уделяют большое внимание вопросу подготовки кадров. В каждой из них сложились свои определенные механизмы подготовки и обучения кадров. Следует постоянно изучать их опыт и внедрять в процесс обучения все лучшие наработки. С этой целью в диссертации проанализирован опыт работы образовательных систем Японии, Германии, Англии, США. Выделены и обобщены отличительные особенности в системах их государственной политики в области образования и подготовки кадров.

• для успешного функционирования филиалов вузов в регионе необходим ежегодный анализ, который предполагает изучение многочисленных и разнообразных экономических и социальных факторов, влияющих на их деятельность в регионе.

Разрабатывая план приема в филиал необходимо учитывать территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития региона. С этой целью в диссертации проведен анализ экономического и социального состояния региона и его рынка труда. Обоснованы методические подходы к определению тенденций изменения спроса на выскоквалифицированные кадры в регионе, позволяющие филиалам вузов регулировать план приема и конкурс по специальностям. Предложены критерии для рейтинговой оценки вуза.

В результате проведенного исследования уточнены организационно-педагогические условия, обеспечивающие профессиональную подготовку студентов:

• обоснование концептуальной идеи развития вуза в промышленном регионе;

• определение направлений деятельности вуза по профессиональной подготовке кадров для промышленного региона;

• разработка модели управления развитием филиала вуза;

• выявление основных факторов (качество, время и стоимость обучения) и степени их влияния на спрос на образовательные услуги;

• разработка системы рейтинговой оценки качества профессиональной подготовки студентов.

Изложенное показывает, что решение проблемы подготовки, переподготовки кадров и обеспечение ими региона в силу ее сложности и многогранности, требует постоянных исследований по ряду направлений, систематической апробации полученных результатов, развитие практики реализации поставленных задач.

К основным из этих направлений можно отнести: дальнейшую научную разработку подходов к прогнозированию спроса на кадры различных категорий, особенно в региональном аспектеисследование путей формирования многоканального (смешанного) финансирования деятельности высшей школыдальнейшую разработку нормативно-правовой базы взаимодействия федеральных и региональных органов управления в области подготовки кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. По материалам конференции, проведенной советом федерации совместно с институтом экономики РАН // Экономист. — 1997. — № 6.-С. 12−18.
  2. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопр. экономики. 1997. — № 6. — С. 22−28.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. -С. 16−28.
  4. И.М., Поциорковский В. В. Непроизводственная структура регионального центра // Социол. исследования. 1994. — № 3. — С. 7.
  5. H.A. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. — 156 с.
  6. Л.П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994.44 с.
  7. Н. Рынок труда со многими неизвестными // Человек и труд. 1993. — № 1. — С. 12−20.
  8. А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-эконо-мического образования: Моногр. Челябинск: Факел, 1996. — 152 с.
  9. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся: Учеб. пособие. Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1988. — 162 с.
  10. Ю.Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997. — № 10. — С. 6−8.
  11. П.Анисимов П. Ф. Среднее профессиональное образование: рыночный аспект // Сред. проф. образование. 1995. — № 2−3. — С. 16−22.
  12. Е.А., Русанова Н. Е. Научно-технические и социально-демографические факторы формирования региональной потребности в специалистах. М.: НИИВО, 1990. — 58 с.
  13. В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург: УГТУ, 1995. — 308 с.
  14. Н.Арефьев О. Н., Бухарова Г. Д. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 357 с.
  15. О.Н., Кропотина Н. М. Открытая система профессионального образования: цели, принципы, технологии: Практикоориентированная монография и учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.-286 с.
  16. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк, 1980. — 256 с.
  17. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегод. -М.: Высш. шк., 1982.-С. 16−46.
  18. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368 с.
  19. Ю.К. Теоретическое и методологическое значение основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы // Сов. педагогика. 1984. — № 40. — С. 3−12.
  20. С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Сов. педагогика. 1991. — № 6. — С. 66−70.
  21. A.C. Ситуация успеха: Как ее создать? Екатеринбург: УрГПУ, 1997.- 185 с.
  22. A.C., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса / Урал. гос. пед. ун-т- департамент психол.-пед. образования. Екатеринбург, 1997. — С. 4−5.
  23. A.C., Ткаченко E.B. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т- Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. — 205 с.
  24. А.П. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. СПб.: БОХУМ, 1994. — 122 с.
  25. А., Болотин И. Научно-педагогический потенциал высшей школы // Вузовские Вести. 1997. — № 12. — С. 2−5.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 144 с.
  27. Бим-Бад Б.М., Петровский Л. П. Образование в качестве социализации// Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  28. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  29. В.В., Немиров A.JI. Адаптация системы профессионального образования к условиям рынка труда // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Березники, 1996. — С. 107.
  30. И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высш. образование в России. 1998. — № 2. — С. 27−32.
  31. И., Митин Б. Образование и национальная безопасность // Высш. образование в России. 1997. -№ 1. — С. 28−30.
  32. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Андрилияна. -М.: Фонд «Правовая культура», 1999. 528 с.
  33. Большой юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Б. Барихина. М.: Книжный мир, 2002. — 719 с.
  34. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.304 с.
  35. A.A. Наука, политика, власть: проблемы взаимоотношения и соотношения // Социально-гуманитарнные знания. 1999. — № 3. — С. 26−32.
  36. Г. Д., Мазаева JI.H., Полякова М. В. Общая и профессиональная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004.-298 с.
  37. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П., Федотов A.B. Экономика и организация управления вузом. СПб., 1999. — 448 с.
  38. М.Я., Горшков А. Г. Основы здорового образа жизни студентов // Сред. проф. образование. 1995. — № 6. — С. 42−43.
  39. В. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высш. образование в России. 1997. — № 2. — С. 8−10.
  40. М.М. Система высшего и средне специального образования во Франции. М.: НИИВО, 1987. — 56 с.
  41. O.JI. Система высшего образования в ФРГ. М.: НИИВО, 1991.- 138 с.
  42. A.A., Беляков С. А. Проблемы финансирования высшего образования в Российской Федерации // Финансовая газета. — 1999. — № 10. — С. 32−36.
  43. А.И. Оценка качества высшего образования. М.: МИЭПУ, 2000.- 180 с.
  44. Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.
  45. А.И. Высшая школа в поисках новых путей // Свободная мысль. 1992. — № 5. — С. 12−14.
  46. А.И. Высшая школа в современном мире: сравнительный анализ мировых тенденций развития высшего образования во второй половине XX века: Моногр. М.: НИИВО, 1997. — 488 с.
  47. А.И. Проблемы государственного контроля и автономии вузов в России и некоторых зарубежных странах // Соц.-гум. знания. 1999. -№ 5.-С. 19−22.
  48. П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 117 с.
  49. Г., Гиндинльгерш М. Социальные последствия безработицы // Человек и труд. 1996. — № 3. — С. 23−25.
  50. .М. Введение в теорию эффективного труда. СПб.: ГИ-ЭА, 1992.- 115 с.
  51. .С. Философия образования для XXI века. М.: Пед. о-во России, 2002. — 512 с.
  52. Ю., Давыдов В., Лазаре В. Концепция развития образования до 2015 года // Нар. образование. 1993. — № 1. — С. 78.
  53. А.Г. Подготовка кадров: опыт, проблемы, перспективы // Деньги и кредит. 1995. — № 9. — С. 4−9.
  54. О. Не пора ли остановить утечку умов // Человек и труд. — 1997.-№ 5.-С. 22−26.
  55. А. Проблемы занятости и регулирование рынка труда в Российской Федерации // Вопр. экономики. 1993. — № 12. — С. 4−6.
  56. Движение рабочей силы, наличие свободных рабочих мест, прогноз о высвобождении работников, размеры частичной безработицы в Пермской области // Бюллетени облкомстата. Пермь, 1995−1999.
  57. В.М. Профессиональная школа в условиях экономической реформы. М., 1997. — 220 с.
  58. Джексон Грейсон мл., Карл О’Дейлл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 453 с.
  59. А.Н. Развитие образования в современном мире. -М.: ВЛАДОС, 1999.-350 с.
  60. О. Образование в России: сегодня, вчера и завтра // Материалы Междунар. конф., 12−14 мая 1992 г. // Вестн. высш. шк. М., 1992. -С. 22−32.
  61. С.А. Проблемы инвестиций в человеческий капитал // Материалы семинара Морозовского проекта. СПб., 1996. — С. 112−120.
  62. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПБ.: УЭФ, 1995. — 73 с.
  63. С.Ф. История педагогики в России. М.: Академия, 1 999 397 с.
  64. Р., Коммандер С., Кориччели Ф. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М.: Инфра-М, 1995.- 145 с.
  65. E.H., Иванов С. С., Кокарев В. Ю. и др. Тенденции развития высшего образования в современном мире. М.: МГУ, 1992. — 88 с.
  66. В.М., Приходько В. М., Лукашин В. Н. и др. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. -М.: ЗАО Рик Русанова, 1997. 200 с.
  67. Ю. На весах экономики человеческие ресурсы // Человек и труд. — 1996.-№ 3. — С. 13−18.
  68. В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и наука. Изв. Урал, науч.-образоват. центра Рос. акад. образования. 1999. -№ 1. — С. 32−40.
  69. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: На-уч.-метод. пособие / М-во общ. и проф. образования РФ- Ин-т развития проф. образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ореол-Лайн, 1998. — 192 с.
  70. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Рос. газета. — 1996. — 23 января.
  71. Закон Российской Федерации «О высшем послевузовском и профессиональном образовании» // Бюллетень Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию. — 1996. — № 2.
  72. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 года) // Финансовая газета. 1995. — № 36.
  73. Закон Российской Федерации «Об образовании». Воронеж, 1992. -74 с.
  74. Г. Е. Образование от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 301 с.
  75. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 126 с.
  76. Э.Ф. Психология профессии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 242 с.
  77. А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. -М., 1992.- 112 с.
  78. Л. Острые проблемы современного высшего образования // Высш. образование в России. 1997. -№ 1. — С. 12−18.
  79. P.A., Романкова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 1999. — 48 с.
  80. A.B. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гарда-рики, 1999.-584 с.
  81. С.Ф. Подготовка и использование педагогических кадров за рубежом (капиталистические страны). — М.: НИИВО, 1991. 40 с.
  82. A.B. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопр. экономики. 1996. — № 3. — С. 4−6.
  83. В.Ж. Российская наука в контексте реформ // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 3. — С. 37.
  84. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. -118 с.
  85. В.Г. Российская система высшего образования, проблемы и перспективы. М., 1997. — 200 с.
  86. В.Г. Студенты сегодня предпочитают учиться рядом с домом // Известия. 1994. — 30 ноября.
  87. Киселев А. В России образование никогда не рассматривалось в отрыве от воспитания // Вузовские Вести. 1997. — № 5. — С. 12−16.
  88. М.В. Инновации в мировой педагогике / Пед. центр «Эксперимент». Рига, 1995. — 176 с.
  89. Е.А. Путь в профессию. JL: Лениздат, 1974. — 190 с.
  90. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 179 с.
  91. Ю. Теория заработной платы и современные реалии оплаты труда в России // Человек и труд. — 1995. № 7. — С. 12−15.
  92. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991. — 132 с.
  93. М.Г. Экономика труда. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.-120 с.
  94. Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения. М., 1982.— Т. 1.
  95. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., 1986. — 246 с.
  96. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. — 30 с.
  97. Концепция непрерывного образования // Бюллетень Госкомобразования СССР. 1989. — № 8.
  98. А.П. Управление персоналом и кадровая политика предприятий. Пермь, 2000. — 100 с.
  99. А.З. О повышении эффективности занятости // Человек и труд.- 1995.- № 8. -С. 16−18.
  100. В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня // Педагогическая наука и се методология в контексте современности: Сб. науч. ст. / Под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2001. — С. 6−29.
  101. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии. 1981. -№ 2. — С. 20−30.
  102. С. За реформы с человеческим лицом // Вузовские Вести. -1998.-№ 1.-С. 14−18.
  103. С. Целью реформ должно быть повышение социального статуса педагога // Вузовские Вести. 1997. — № 1. — С. 12−18.
  104. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
  105. П.А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX и начала XX века. М., 1990. — 248 с.
  106. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  107. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  108. А.Н. Избранное. М.: Моск. рабочий, 1993. — 206 с.
  109. И .Я. Внимание технологии обучения // Сов. педагогика. -1990.-№ 3.-С. 139−141.
  110. .Т. Педагогика. М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  111. А. Рекорд отечественного образования // Вузовские Вести. 1998. -№ 2. — С. 7−9.
  112. М., Рюмина И., Байгереев М. Социально-трудовая сфера России: результаты мониторинга // Человек и труд. 1997. -№ 5. — С. 12.
  113. A.K. Психология профессионализма. В авторской редакции. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  114. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1992.- 164 с.
  115. А. Убежден, что кризис мы преодолеем и интеллектуальный потенциал, образованность наших выпускников будут востребованы обществом // Вузовские Вести. 1997. — № 6. — С. 3−6.
  116. М.И. Рынок и профессиональное образование // Сов. педагогика. 1991. — № 5. — С. 85−92.
  117. И. Сегодня разумнее говорит не о реформировании системы образования, а о программе антикризисных мер в этой области // Вузовские Вести. 1997. — № 11. — С. 11.
  118. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.-322 с.
  119. . С. ВУЗы выживают объединяясь // Магистр НИИВО. -1995.-№ 1.-С.9.
  120. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. Шадринск: Исеть, 1999. — 328 с.
  121. НАрбекова P.A. Развитие инициативы трудящихся. Экономика и организация производства. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  122. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Нар. образование. 2000. — № 2. — С. 14−18.
  123. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 254 с.
  124. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  125. A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  126. Образование и наука. Будущее в ретроспективе / Авт.-сост. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2005. — 434 с.
  127. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений- 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.
  128. Е. Социотехнический подход к повышению конкурентоспособности производства // Человек и труд. — 1996. — № 3. — С. 12.
  129. Г. В. Новый курс России: предпосылки и перспективы. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Год 1995. — М., 1996.-36 с.
  130. Основные показатели развития городов и районов Пермской области: Статистический сб. — Пермь, 2000. — 48 с.
  131. A.C. Россия в поисках идеи: варианты цивилизационнго выбора // Вестник МГУ. 1993. — № 5. — С. 9−11.
  132. Л.П., Сафонова Е. Г., Сыманюк Э. Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-познавательной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Э.Ф. Зеера- Нижнетагил. гос. проф.-пед. колледж. Екатеринбург, 2002. -75 с.
  133. А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. — М.: Интерпракс, 1995. — 239 с.
  134. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2000. — 512 с.
  135. Пермский региональный компонент государственного образовательного стандарта // Материалы коллегии Пермского областного управления образования. — Пермь, 1996.
  136. П.И. Педагогика. — М.: Пед. о-во России, 2001. —640 с.
  137. Я. Реформа образования в зеркале истории // Вузовские Вести. 1998. — № 2. — С. 3−5.
  138. И.П. Педагогика: Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2002. Кн. 1 — 576 с.
  139. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений // Общ. сред, образование России. 2002. — № 10, ч. 1. — С. 64−70. — (Б-чка журн. «Вестн. образования»).
  140. В.Б. Теория и практика маркетинга в управлении профессиональным образованием: Дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2001. -471 с.
  141. Г. X. Социум между прошлым и будущим. М.: Прогресс, 1989.-275 с.
  142. А. Экономически эффективное государство: амери-' канский опыт // Вопр. экономики. 1998. — № 3. — С. 5.
  143. М., Моисеев А. От педагогических «шмонов» к диагностике // Нар. образование. 1997. — № 1. — С. 60−65.
  144. М.И. Основы маркетинга в сфере образования: Учеб. пособие / Ин-т точной механики и оптики. СПб., 1992. — 102 с.
  145. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Акад. проф. образования, 1999. — 904 с.
  146. A.M. Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1985. 3-е изд. — 907 с.
  147. A.A. Структура и содержание экономической подготовки педагогов профессионального обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 21 с.
  148. Развитие образования в России. Федеральная программа. М.: НИИВО, 1993.-76 с.
  149. Т.М. Муниципальный колледж: организационно-педагогические аспекты развития: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. -151 с.
  150. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 333 с.
  151. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.-М., 1993. Т.1. — 608 с.
  152. Российский статистический ежегодник. 1999 год, 2000 год, 2001. — М.: Статистика, 2001.
  153. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник Госкомстата России. М.: Логос, 1996.
  154. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник Госкомстата России. М.: Логос, 1997.
  155. А.И., Ерохина Р. И., Пшеничный В. П. Экономика труда. -М., 1995.- 192 с.
  156. А.И., Збышко Б. Т., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: МИК, 1997. — 160 с.
  157. С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. -М.: ТЕИС МГУ, 1996. 78 с.
  158. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда. М.: Инфра-М, 2000.-399 с.
  159. А.Я. Краткий статистический справочник: Образование в Российской Федерации. М., 1999. — 44 с.
  160. А.Я. Статистический справочник: Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. М., 1998−2003.
  161. А.Я., Зуев В. М., Галаган А. И. и др. Прогнозирование развития и мониторинга состояния высшего и среднего профессионального образования. М., 1999. — 192 с.
  162. В.А. Нельзя допустить снижения образования общества // Вузовские Вести. 1998. — № 1. — С. 8.
  163. В.А. Отечественная высшая школа и российская государственность: доклад на V съезде Российского союза ректоров // Бюллетень министра общего и профессионального образования Российской Федерации. 1998.-№ 8.-С. 13.
  164. В.А. Путь приватизации может привести нашу высшую школу к краху // Известия. 1994. — 30 сентября. — С. 7.
  165. В.П. Управление образовательными системами: Прогр.-метод. пособие. М.: ЦГЛ, 2002. — 136 с.
  166. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. пед. ин-та, 1994. — 135 с.
  167. В.П. Управление педагогическими системами: Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении: Учеб. пособие / Пед. о-во России. 3-е изд., испр. и доп. — М., 1999. — 430 с.
  168. А.Г. Международное сотрудничество в области высшего образования. М.: НИИВО, 1991. — 56 с.
  169. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. М.: Акад. проф. образования, 2002. — 46 с.
  170. И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: Что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). М.: ООО «Аспект», 2004. — 32 с.
  171. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  172. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977. — 68 с.
  173. О.В. Система прогнозно-планового управления подготовки специалистов и ее место в общей системе народно-хозяйственного планирования. М.: НИИВО, 1990. — 66 с.170
  174. О. Реформирование без денег аналог непорочного зачатия // Вузовские Вести. — 1997. — № 12. — С. 2−7.
  175. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.740 с.
  176. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  177. Социально-экономическое положение Пермской области: январь -декабрь 1998−2004 гг. Пермь, 2004. — 118 с.
  178. Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. С. Гиршо-вич. М.: Нов. шк., 1995. — Т. 1. — 400 е.- Т. 2. — 400 с.
  179. Н.С. Высшая школа в системе рыночных отношений // Финансы. 1995. -№ 8. — С. 53−54.
  180. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. М., 2001. — 22 с.
  181. В.А. История педагогики: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2003.-240 с.
  182. Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. Изв. Урал, науч.-образоват. центра Рос. акад. образования. 2000. — № 2(4). — С. 15−24.
  183. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары, 2001. — 253 с.
  184. Е.В., Сафонова Е. Г., Панина Л. П., Фищукова O.A. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. — Екатеринбург, 2003. 330 с.
  185. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1993.- 162 с.
  186. В.И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. М.: Нов. шк., 2001.-368 с.
  187. И., Валгаков В. Утечка умов и рынок научных кадров // Российский экономический журнал. 1993. — № 5. — С. 12.
  188. В.А. Профессионально-педагогическое образование: Теория, эмпирика, практика: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 330 с.
  189. И. Университетское техническое образование // Вузовские Вести. 1998. — № 3. — С. 2−7.
  190. В. Первая Европейская конференция ЮНЕСКО // Высш. образование в России. 1997. — № 1. — С. 16−24.
  191. И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2002. — 519 с.
  192. Т. Образование в 2000 году. М.: Прогресс, 1977. — 122 .
  193. Т.Н., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  194. В. И. Образовательное право. М.: Норма, 2001. — 681 с.
  195. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. — М.: Педагогика, 1993. — 128 с.
  196. Г. П. Национальная политика России в области образования: цели и действия // Инновационная деятельность в образовании: Ме-ждунар. междисциплинар. науч.-практ. журнал. 1994. -№ 2. — С. 72−82.
  197. Н.И. Педагогический коллектив школы субъект инновационной системы правового образования. — СПБ., 1998. — 162 с.
  198. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО- Ассоц. «Проф. образование», 1999. — Т. 1. 568 е.- Т. 2. 440 с- Т. 3. 488 с.
  199. Р., Смитт Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: МГУ, 1996. — 754 с.
  200. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.- 176 с.
  201. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  202. Е.А. Школа для всех. М.: Нов. шк., 1996. — 352 с.
  203. И.И., Чупрова А. И., Янжул E.H. Экономическая оценка народного образования. — СПб., 1996. 158 с.
  204. Т., Ryan R.M. А dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration //J.Pers.Soc. Psychol. Bull. 1993-V. 65.
  205. Mertens D., Schlusselqualifikationen. Thesen zur Schulung fur eine moderne Gesellschaft, in: Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt und Berufsforschung. — Heft 4. — 1974.
  206. Shelten A. Einfuhrung in die Berufspadagogik. Stuttgart: Steiner, 1991.-S. 145−159.
Заполнить форму текущей работой