Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей специальных дисциплин для средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений на агропедагогических отделениях
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, материалы и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, методических советах ИПФ, на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых в МГАУ, на российско-американском семинаре по совершенствованию учебных планов и программ в сельскохозяйственных вузах (Москва, 1997), на секции «Подготовка… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы двухступенчатой системы подготовки преподавателей специальных дисциплин для средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений
- 1. 1. История возникновения и развития двухступенчатой системы подготовки преподавателей специальных дисциплин для средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений
- 1. 2. Современное состояние агропедагогических отделений
- 1. 3. Основные направления структурно-содержательных преобразований учебного процесса агропедотделений
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей специальных дисциплин для средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений на агропедотделениях
- 2. 1. Принципы открытого образования как основа организации подготовки слушателей агропедотделений
- 2. 2. Обобщение опыта применения технологии модульного обучения и оценка возможности ее использования на агропедотделениях. ' '
- 2. 3. Проект организации учебного процесса агропедотделе-ния на основе закономерностей андрагогики, принципов открытого образования и технологии модульного обучения
- Выводы по второй главе
Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей специальных дисциплин для средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений на агропедагогических отделениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Непрерывное развитие науки, производства и общества выдвигает новые требования к системе сельскохозяйственного образования, предполагающие качественную подготовку необходимого количества компетентных специалистов. В свою очередь успешность выполнения данных требований социального заказа самым непосредственным образом детерминируется соответствием квалификации преподавателей задачам профессионального образования.
Подготовка высших профессионально-педагогических кадров для системы сельскохозяйственного образования по специальности 03.05.00 — «Профессиональное обучение» * ведется:
1) на базе среднего образования в течение пяти лет — очно и шести лет — заочно;
2) на базе высшего технологического сельскохозяйственного образования в течение одного года — очно и двух лет — заочно.
Принципиальное отличие этих двух организационных форм заключается в том, что первый вариант предполагает подготовку по принципу «моноспециальности», то есть в течение всего времени учебного процесса реализуются одновременно два аспекта, две содержательные линии: профессиональная технологическая подготовка специалиста в области сельскохозяйственного производства и профессиональная педагогическая подготовка преподавателя специальных сельскохозяйственных дисциплин. В данном случае агропедагог готовится как «моноспециалист». Две основные составляющие (профессиональная.
Термин «высшие профессионально-педагогические кадры» используется здесь и далее наряду с термином «агропедагог» для обозначения квалификаций: инженер-педагог, агроном-педагог, зооинженер-педагог, ветврач-педагог, — объединенных общей специализацией — «Сельское хозяйство». технологическая и профессиональная педагогическая) его подготовки в логике построения учебного процесса и в содержании обучения неразрывны, интегрированы и направлены на подготовку выпускника к педагогической деятельности в системе сельскохозяйственного образования.
Второй вариант подготовки — это организация обучения профессионально-педагогических кадров по принципу «двух ступеней». Первая ступень — получение высшего профессионального технологического образования в области сельскохозяйственного производства, а втораявысшего профессионального педагогического образования. В данной диссертационной работе мы исследовали только вторую ступень, реализуемую на педагогических отделениях сельскохозяйственных вузовагропедотделениях.
Двухступенчатая система подготовки в целом имеет ряд преимуществ перед системой подготовки по принципу «моноспециальности»: большая содержательная полнота профессионально-педагогического образования (что стало возможным в связи с увеличенной суммарной продолжительностью обучения);
— осознанность выбора профессии педагога (на второй ступени), обусловленная опытом работы обучаемых в системе профессионального образования, и, как следствие этого, низкая текучесть кадров;
— наличие значимой профессиональной мотивации обучаемых (слушателей агропедотделений), основанной на возможности неотсро-ченной реализации приобретаемых знаний в практической работе;
— использование опыта практической работы слушателей, позволяющее интенсифицировать процесс обучения;
— высокая степень ответственности в обучении, основанная на достаточно высокой социальной зрелости слушателей.
К недостаткам двухступенчатой системы следует отнести невозможность интеграции технологической и педагогической составляющих на первой ступени подготовки.
Среди преподавателей специальных сельскохозяйственных дисциплин и мастеров производственного обучения сельскохозяйственных техникумов (СХТ) и колледжей всегда закономерно появление работников, имеющих только технологическое сельскохозяйственное образование. Однако для работы преподавателем в дополнение к хорошему знанию соответствующей области сельскохозяйственного производства требуется специальная педагогическая подготовка. Поэтому еще в 20-е годы в сельскохозяйственных вузах были организованы педагогические отделения для осуществления дидактической подготовки дипломированных специалистов сельскохозяйственного производства, работавших или направлявшихся на преподавательскую работу в сельскохозяйственные учебные заведения. Так было положено начало двухступенчатой организации подготовки агропедагогов, актуальность которой в настоящее время возрастает в связи с острой необходимостью качественной и оперативной подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства в условиях рыночной экономики.
Доля преподавателей специальных сельскохозяйственных дисциплин, имеющих наряду с технологическим также и профессиональное педагогическое образование, по данным B.C. Леднева, составляет в СХТ более 50% [63, с.29]. В то время как в системе профессионально-технического образования высшее профессионально-педагогическое образование имеет всего 16,7% преподавателей общетехнических и специальных дисциплин (данные Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений РФ по профессионально-педагогическому образованию [86, с.8]).
Сравнительно благоприятная в этом отношении ситуация в системе СХТ стала возможной именно благодаря агропедотделениям, которые сохранились и эффективно работали длительное время в трех сельскохозяйственных вузах — Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Московской ветеринарной академии им. К. И. Скрябина и Московском государственном агроинженерном университете им. В. П. Горячкина.
Суммарный ежегодный набор слушателей в 70-е гг. достигал 400 -500 человек на дневные педагогические отделения и примерно в 1,5 раза больше — на заочные (двухгодичные).
Однако в настоящее время агропедагогические отделения не могут выполнять изначально возложенную на них функцию. Резко снизился набор слушателей (в последние годы он не превышает 50 — 100 человек), среди которых преподаватели из СХТ стали скорее исключением, чем правилом. Формально продолжая функционировать, агропед-отделения фактически превратились в шестой курс вуза для своих же выпускников, которые, как правило, не ориентированы на педагогическую деятельность в СХТ.
Таким образом, сложилось противоречие между объективной необходимостью осуществления педагогической подготовки преподавателей СХТ и фактической невозможностью выполнения этой задачи агро-педотделениями в новых социально-экономических условиях.
Ранее работа по организации педагогического образования преподавателей спецдисциплин СХТ осуществлялась в плановом порядке государственными органами управления среднего специального образования Министерства сельского хозяйства. Государством обеспечивалось не только обучение, трудоустройство, но также и материальная поддержка слушателей в период учебы. В условиях перехода к рыночной экономике эта система претерпевает существенные изменения. Изменяются также образовательные потребности и возможности личности, требования общества к подготовке преподавателей СХТ.
Проблема заключается в несоответствии организационно-педагогических условий подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропедотделениях образовательным потребностям личности и современным требованиям общества. Какие преобразования необходимы для того, чтобы система подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропедотделениях обеспечивала образовательные потребности каждого обучающегося и соответствовала требованиям социального заказа?
Объект исследования — система подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропедотделениях.
Предмет исследования — организационно-педагогические условия подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропедотделениях.
Цель исследования — выявление, обоснование и разработка организационно-педагогических условий подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропедотделениях в соответствии с современными требованиями.
Гипотеза исследования. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропедотделениях будут соответствовать современным требованиям, если:
— учебный процесс агропедотделений будет строиться с учетом закономерностей андрагогики;
— подготовка слушателей будет организована на основе принципов открытого образования;
Под «организационно-педагогическими условиями» понимаются обстоятельства организации учебного процесса, которые обеспечивают (обусловливают) достижение заранее поставленных педагогических целей.
— технология обучения на агропедотделениях будет обладать гибкостью, позволяющей реализовать индивидуальные образовательные «траектории» обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать историю развития и современное состояние второй ступени двухступенчатой системы подготовки преподавателей специальных дисциплин для СХТвыявить факторы, обусловившие кризисные явления системы.
2. Обосновать основные направления структурно-содержательных преобразований учебного процесса агропедотделений с учетом закономерностей андрагогикивыявить организационно-педагогические условия, соответствующие современным требованиям к подготовке преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропедотделениях.
3. Провести анализ опыта ведущих открытых и заочных университетов, выявить принципы открытого образования как основы организации подготовки слушателей агропедотделений.
4. Обобщить отечественный и зарубежный опыт применения технологии модульного обучения, проанализировать возможность ее использования для подготовки слушателей агропедотделений.
5. На основе выявленных организационно-педагогических условий подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ разработать проект организации учебного процесса агропедотделения как второй ступени двухступенчатой системы подготовки агропедагогов.
Методологической основой исследования являются концепции личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.), системно-целостного подхода к организации процесса обучения (В.П. Беспалько, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Н. М. Таланчук и др.) — методологические аспекты изучения передового педагогического опыта (Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — теоретические основы профессионального образования (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, Б.С. Гершун-ский, Э. Ф. Зеер, B.C. Леднев, А. Я. Найн, A.M. Новиков и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, а также законодательных и нормативных актовсравнительно-исторический методизучение и обобщение отечественного и зарубежного педагогического опытаметоды педагогического моделирования (педагогическое проектирование и прогнозирование).
Этапы исследования. Работа над диссертацией осуществлялась поэтапно с 1993 по 1998 г. на базе кафедры педагогики и психологии Московского государственного агроинженерного университета имени В. П. Горячкина.
На первом этапе (1993 — 1995 гг.) определялась степень разрабо-. танности проблемы в педагогической теории и практике высших учебных заведений. Теоретический анализ научной литературы, изучение истории развития и современного состояния двухступенчатой системы подготовки высших профессионально-педагогических кадров позволили определить основные теоретические ориентиры, сформулировать гипотезу исследования.
На втором этапе (1995 — 1997 гг.) была определена общая стратегия структурно-организационных и содержательных преобразований учебного процессапроведен анализ концепций открытого образования и модульного обучения.
На третьем этапе (1997 — 1998 гг.), в завершение исследовательской работы, разработан проект организации учебного процесса агро-педотделения на основе закономерностей андрагогики, принципов открытого образования и технологии модульного обучения.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке организационно-педагогических условий подготовки преподавателей спецдисдиплин для СХТ, реализуемых в рамках проекта организации учебного процесса агроледотделения на основе закономерностей андрагогики, принципов открытого образования и технологии модульного обучения.
Теоретическая значимость исследования:
1. Определены основные теоретические положения структурно-содержательных преобразований учебного процесса агропедотделений.
2. Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия подготовки преподавателей спецдисциплин для СХТ на агропед-отделениях, отвечающие требованиям общества и образовательным потребностям и возможностям личности.
3. Выявлены возможности использования принципов открытого образования на агропедотделениях.
4. Теоретически обоснована целесообразность применения на агропедотделениях технологии модульного обучения как одного из организационно-педагогических условий и одновременно средства реализации закономерностей андрагогики и принципов открытого образования, обеспечивающих возможность подготовки слушателей агропедотделений в соответствии с их индивидуальными образовательными «траекториями» .
Практическая значимость. Разработан проект организации учебного процесса на основе закономерностей андрагогики, принципов открытого образования и технологии модульного обучения, включающий описание педагогических правил реализации и взаимосвязи принципов открытого образования и модульного обучения, методики структурирования содержания подготовки, а также модульный учебный план агро-педотделения инженерно-педагогического факультета (ИПФ) МГАУ.
Материалы исследования легли в основу опубликованных методических разработок по реализации принципов открытого образования и по теоретическим основам технологии модульного обучения (для студентов ИПФ и слушателей агропедотделений сельскохозяйственных вузов).
Результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки, дополнительного профессионального образования и т. п.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены методологической аргументированностью исходных теоретических положений, отвечающих современным требованиям и тенденциям развития педагогической науки и практикиадекватностью применяемых методов целям и задачам исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Адаптация учебного процесса агропедотделений к современным требованиям возможна при выполнении определенных организационно-педагогических условий: учебный процесс агропедотделений, учитывая основные закономерности андрагогики, должен основываться на принципах открытого образования и технологии модульного обучения.
2. Проект организации учебного процесса агропедотделения, реализующий разработанные организационно-педагогические условия, обеспечивает, с одной стороны, возможность каждого обучающегося получить образовательные услуги в необходимом объеме и оптимальном темпе, соответствующих его индивидуальной образовательной «траектории», и, с другой стороны, позволяет выполнить требования государственного образовательного стандарта к подготовке агропеда-гогов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, материалы и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, методических советах ИПФ, на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых в МГАУ, на российско-американском семинаре по совершенствованию учебных планов и программ в сельскохозяйственных вузах (Москва, 1997), на секции «Подготовка преподавателей технических вузов» в рамках международного симпозиума «Инженерная педагогика — 98» (Москва, 1998). Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, методические разработки используются на агропедотделениях.
Выводы по второй главе.
Анализ опыта ведущих открытых и заочных университетов позволил выявить следующие характерные для всей системы признаки:
— многоуровневость и гибкость обучения;
— индивидуальный подход к каждому обучаемому;
— высокая технологичность и согласованность действия всех служб университета;
— комплексное использование технических средств массовой коммуникации.
Проектирование организации учебного процесса агропедотделе-ний должно основываться на следующих принципах открытого образования: открытости, непрерывности, мультимедиальности, индивидуализации образования, интеграции, гуманизации и гуманитаризации образования, прагматизма, паритетности, — что полностью отвечает требованиям обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося.
Реализация выделенных направлений структурно-содержательных преобразований системы возможна на основе модульного обучения как базовой образовательной технологии подготовки агропедагогов на второй ступени. Интеграционный характер, экономичность, структурная и содержательная адекватность технологии модульного обучения особенностям учебного процесса на второй ступени подготовки агропедагогов обусловливается обязательной комплексной реализацией принципов модульного обучения (принципа модульности, принципа структурирования содержания обучения, принципа гибкости, принципа оперативности и принципа паритетности) при проектировании и внедрении технологии модульного обучения на агропедотделениях.
Разработанный проект организации учебного процесса агропед-отделения в соответствии с выявленными организационно-педагогическими условиями обеспечивает, с одной стороны, возможность каждого обучающегося получить образовательные услуги в необходимом ему объеме и оптимальном темпе, в соответствии с индивидуальной образовательной «траекторией» и, с другой стороны, выполнение требований государственного образовательного стандарта к подготовке агропедагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Анализ истории развития современного состояния двухступенчатой системы подготовки высших профессионально-педагогических кадров показал, с одной стороны, острую необходимость ее возрождения на основе сложившихся традиций и, с другой стороны, актуальность ее структурно-содержательного преобразования в соответствии с современными требованиями. Основным фактором, обусловившим кризисное состояние второй ступени двухступенчатой системы подготовки агропедагогов, явилось несоответствие ее организационно-педагогических условий требованиям общества и образовательным потребностям и возможностям обучающихся.
2. С учетом закономерностей андрагогики выделены следующие направления структурно-содержательных преобразований учебного процесса агропедотделений:
— обеспечение гибкости содержания и технологии обучения на аг-ропедотделениях в соответствии с индивидуальными образовательными «траекториями» обучающихся;
— адаптация содержания и технологии обучения на агропедотде-лениях к возрастным психофизиологическим особенностям обучающихся;
— учет и использование в учебном процессе агропедотделений опыта профессиональной деятельности обучающихся, их способности к организации и осуществлению самообразования;
— организация паритетного субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и слушателей агропедотделений;
— формирование умений и навыков саморегулируемого обучения слушателей как необходимого условия, основы их самостоятельного обучения;
— создание системы комплексного информационного обеспечения учебного процесса слушателей;
— использование всех возможных средств коммуникации в процессе дистанционного обучения для осуществления оперативной обратной связи.
Выделенные направления структурно-содержательных преобразований должны быть реализованы в комплексе, что возможно при выполнении определенных организационно-педагогических условий: учебный процесс агропедотделений, учитывая основные закономерности андрагогики, должен основываться на принципах открытого образования и технологии модульного обучения.
3. Анализ опыта ведущих открытых и заочных университетов позволил выявить следующие характерные для всей системы признаки:
— многоуровневость и гибкость обучения;
— индивидуальный подход к каждому обучаемому;
— высокая технологичность и согласованность действия всех I служб университета;
— комплексное использование технических средств массовой коммуникации.
Проектирование организации учебного процесса агропедотделений должно основываться на следующих принципах открытого образования: открытости, непрерывности, мультимедиальности, индивидуализации образования, интеграции, гуманизации и гуманитаризации образования, прагматизма, паритетности, — что полностью отвечает требованиям обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося.
4. Реализация выделенных направлений структурно-содержательных преобразований системы возможна на основе модульного обучения как базовой образовательной технологии подготовки агропе-дагогов на второй ступени. Интеграционный характер, экономичность, структурная и содержательная адекватность технологии модульного обучения особенностям учебного процесса на второй ступени подготовки агропедагогов обусловливается обязательной комплексной реализацией принципов модульного обучения (принципа модульности, принципа структурирования содержания обучения, принципа гибкости, принципа оперативности и принципа паритетности) при проектировании и внедрении технологии модульного обучения на агро-педотделениях.
5. Разработанный проект организации учебного процесса агро-педотделения в соответствии с выявленными организационно-педагогическими условиями обеспечивает, с одной стороны, возможность каждого обучающегося получить образовательные услуги в необходимом ему объеме и оптимальном темпе, в соответствии с индивидуальной образовательной «траекторией» и, с другой стороны, выполнение требований государственного образовательного стандарта к подготовке агропедагогов.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Актуальным направлением исследования в перспективе мы считаем разработку модульных программ и комплексного дидактического обеспечения учебного процесса агропедотделений.
Список литературы
- Анденко М.А. Актуальные проблемы взаимодействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1993. 171 с.
- Астанова Т.Ю. Проектирование методики обучения дисциплине «Материалы и технология машиностроения» на блочно-модульной основе: (На примере подготовки станочников широкого профиля в средних ПТУ): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Казань, 1992. 233 с.
- Балашов Ю.К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высш. шк., 1987. 174 с.
- Безрукова B.C. Методологические проблемы формирования содержания подготовки инженера-педагога // Содержание подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1987.
- Белкин E.H., Коренев Л. П., Теребулина H.A. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе: Учеб. пособие. Орел, 1989. 4.1. 65 с.
- Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. Л., 1990.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 204 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Вазина К.Я. Модульное обучение // Среднее специальное образование. М.: Высш. шк., 1991. №. 2. С. 25−27.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991. 89 с.
- Варенова Л.И., Куклин В. Ж., Наводнов В. Г. Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного обучения. М., 1993. 67 с.
- Васильев К.И. Краткий очерк развития советской педагогики (1918−1932 гг.) // Известия Воронежского гос. пед. института. Т. 52. Воронеж, 1963. С. 58−142.
- Васильев К.И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918−1932 гг.). Воронеж, 1966. 295 с.
- Васильева Т.В. Модули самообучения // Вестник высш. шк. 1988. № 6. С. 86−87.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш.шк., 1991. 207 с.
- Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 95 с.
- Волков К.Н. Современные методические разработки в педагогике США. М.: Знание, 1977. 64 с.
- Гареев В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высш. шк. 1987. № 8. С. 30−33.
- Гарсиа Гарридо X.JI. Обзор публикаций: Заочное обучение // Перспективы. 1989. № 1 (65). С. 150−153.
- Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высш. шк., 1989. 142 с.
- Глюжецкене Т.В. Факторы учебной успешности студентов заочного технического вуза: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. JL, 1986. 229 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. 384 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 31.13.00 «Механизация с. х.* М&bdquo- 1995. 19 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 31.14.00 «Электрификация и автоматизация с. х.». М., 1995. 19 с.
- Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов-заочников младших курсов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 212 с.
- Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. 711 с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993.
- Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: Учеб. пособие / Под. ред. П. Ф. Кубрушко, В. П. Косырева. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. 200 с.
- Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917−1947 гг. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. Вып.1. 320 с.
- Дмитриев Г. Д. Концепция «открытого обучения» в буржуазной педагогике США // Критика современных буржуазных концепций обучения и воспитания. М., 1977. С.81−89.
- Дьюал О.С. Педагогические проблемы заочного обучения // Перспективы. 1989. № 1 (65). С. 56−69.
- Евстигнеев-Беляков А.Ф. К вопросу о подготовке преподавателей специальных дисциплин для учебных заведений Профобра // Народное просвещение. 1927. № 8−9. С. 104−111.
- Жукова Н.М. Совершенствование структуры содержания психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов в высших сельскохозяйственных учебных заведениях: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1990. 186 с.
- Жукова Н.М., Кубрушко П. Ф. Система сельскохозяйственного образования в Нидерландах: Учеб.-метод, рекомендации. М.: Изд-во МГАУ, 1994. 48 с.
- Журавлев В.И. Информационно-педагогические модули // Сов. педагогика. 1991. № 8. С. 56−60.
- Закорюкин В.Б., Панченко В. М., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс: Изд-во ВГУ, 1983. С. 73−75.
- Збаровский В.С., Рудик Г. А. Андрагогика: Учеб. пособие. СПб., 1994. 104 с.
- Зиндович-Вукадинович Г. Подготовка к самообразованию // Перспективы. 1989. № 1 (65). С. 20−30.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика. 1998. №> 7. С. 42−45.
- Иванович К.А. Сельскохозяйственное образование в СССР. М.: Сов. наука, 1958. 240 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
- Кей Э. Заочное обучение: постановка проблемы // Перспективы. 1989. № 1 (65). С. 33−47.
- Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. 365 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе // Педагогика и психология. 1989. № 6. 77 с.
- Ковалевский Т. Попытки введения модульного обучения / О некоторых нововведениях в венгерской высшей школе // Современная высш. шк. Варшава, 1988. № 3 (63). С. 11−16.
- Косырев В.П. Система критериев отбора и структурирования содержания учебного материала курса методики // Содержание и методика психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1990. С. 56−63.
- Косырев В.П. Формирование профессионально-методических умений при подготовке инженеров-педагогов. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1991. 294 с.
- Коц-Сенюх Г. Модульные концепции обучения и их эффективность в развитии интеллекта студентов // Современная высш. шк. Варшава, 1990. № 2 (70). С. 67−74.
- Кроше Э. Руководство по модульной системе профессионально-технического обучения. Женева: Бюро проф.-тех. обуч. МОТ, 1990. 178 с.
- Круглов Ю.Г., Жильцов П. А. Заочное педагогическое образование: состояние и перспективы // Сов. педагогика. 1990. № 9. С. 8187.
- Крюкова Н.И., Артюх С. Ф. С международной конференции в Праге // Вестник высш. шк. 1987. № 8. С. 44−49.
- Кубрушко П.Ф., Жукова Н. М. Современные тенденции изменения сельскохозяйственного образования и подготовки преподавателей // Новые технологии обучения в сельскохозяйственных учебных заведениях: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГАУ, 1996. С. 21−27.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. О. В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. 368 с.
- Кутейникова М.Г., Тенчурина Х. Ш. Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в МИИСП им. В. П. Горячкина // История инженерно-педагогического образования: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МИИСП, 1990. С. 53−57.
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения: Учеб.-метод, пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. 128 с.
- Лазарев В.Н. Высшее заочное педагогическое образование (состояние, проблемы, перспективы): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. 178 с.
- Левитская Е.Ю. Концепция непрерывного образования и роль американского вуза в ее реализации: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1986. 206 с.
- Леднев В.П. Школа педагогических кадров на среднем Урале. Свердловск, 1975. 75 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высш.шк., 1989. 360 с.
- Леднев B.C. Через две ступени // Проф.-тех. образование. 1986. № 6. С. 28−29.
- Марцинковский И.Б. Университетское образование в капиталистических странах (основные тенденции развития, проблемы и противоречия). Ташкент: Изд-во ФАН, 1981. 192 с.
- Миронова М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1993. 207 с.
- Модульно-рейтинговая система организации обучения и контроля знаний по химии: Методические рекомендации для преподавателей / Сост. Т. В. Гомза, JI.B. Сеничева. Хабаровск: Изд-во Хабар, политехи. ин-та, 1992. 13 с.
- Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 26−31.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. 288 с.
- Никандров Н.Д. Вопросы индивидуализации обучения в буржуазной педагогике // Критика современных буржуазных концепций обучения и воспитания. М., 1977. С. 59−67.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М.: Высш. шк., 1978. 279 с.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во МГАУ, 1996. 85 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Ин-т рус. яз.- Российский фонд культуры. М.: Азъ Ltd., 1992. 960 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
- Орчаков O.A., Кубрушко П. Ф. Модульная система обучения в сельскохозяйственных вузах (обобщение опыта). М.: Изд-во МИИСП, 1990. 19 с.
- Паначин Г. Ф. Педагогическое образование в России: Истори-ко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. 216 с.
- Парафинюк-Соиньска Я. Формирование самостоятельности студентов в процессе учебы // Современная высш. шк. 1985. № 1 (49). С. 109−121.
- Пастухов А.И., Мосолов В. А. Формирование инженерно-педагогических кадров профтехобразования. М.: Высш. шк., 1981. 135 с.
- Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
- Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996. 603 с.
- Петере О. Заочное обучение революционная концепция // Современная высш. шк. 1989. № 3 (67). С. 141−158.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб,-практ. пособие. М.: Роспедагентство, 1997. 176 с.
- Подготовка научных и инженерных кадров по механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства (1930−1990). М.: Изд-во МИИСП, 1990. 191 с.
- Программы вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Сб. № 1. М.: Просвещение, 1994. 64 с.
- Профессиональная педагогика / Редкол.: С. Я. Батышев и др. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
- Профессионально-педагогические кадры России / Отв. редактор Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1998. 83 с.
- Прохорович П.В., Коваленко И. Г. Очерк развития советской профессионально-технической школы. Минск: Высш. шк., 1975. 160 с.
- Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения «РИТМ»: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф., 29−30 мая 1992 г. / Редкол.: М. И. Гарипов и др. Бирск, 1992. 99 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1.-608 с.
- Рудницкая C.B. Модульное обучение как целостная система: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1996. 213 с.
- Семенов И.Н. Взаимодействие технократической и гуманистической культурных парадигм в сфере образовательных услуг // Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США / Под ред. М. В. Кларина. М., 1994. С. 7−31.
- Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
- Содержание подготовки педагогов профессионального образования. Документальное научное издание. Сост. Х. Ш. Тенчурина. М.: Изд-во МГАУ, 1993. 81 с.
- Средние технические училища. Низшие технические училища. СПб.: Изд-во отдела промышленных училищ Министерства просвещения, 1909.
- Стрыковский В. Дидактическая технология и мультимедиаль-ное обучение // Современная высш. шк. 1988. № 3 (63). С. 105−109.
- Суртаева H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1995. 341 с.
- Тадиян В.Ф. Оптимизация самостоятельной работы студентов-заочников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1978. 189 с.
- Тельцов В.Ф. Дидактические и организационные основы высшего заочного педагогического образования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ташкент, 1967. 371 с.
- Тенчурина Х.Ш. Подготовка специальных педагогических кадров для профессиональных учебных заведений в 40−80-е годы: Метод. разработки к занятиям по истории педагогики для студентов и слушателей ИПФ. М.: Изд-во МИИСП, 1991. 45 с.
- Тенчурина Х.Ш. Становление и развитие системы специального педагогического образования в 1920−30-е годы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1993. 205 с.
- Тетерина Д.Д. Модульная система изучения органической химии. М.: Специалист, 1992. № 3. С. 5−6.
- Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера // Высш. образование в России. 1993. № 4. С. 119−125.
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации // Бюллетень КВШ РФ. 1993. Вып.8. С. 2−21.
- Толкачева JI.A. Активизация обучения в системе высшего образования США: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. 1986. 200 с.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. 352 с.
- Устынюк Ю.А. Роль химии в НТР и подготовка кадров // Вестник высш. шк. 1988. № 12. С. 11−20.
- Ушинский К.Д. Теоретические проблемы педагогики // Избр. пед. соч. в 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.). М.: Педагогика, 1974. 584 с.
- Федорова Н.В. Как помочь взрослым учиться и менять себя: Учеб. пособие. М.:Изд-во РОУ, 1992.
- Филиппова Л.Д. Высшая школа США. М.: Наука, 1981. 328 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова- Российская Академия образования. М.: ИНТОР, 1994. 128 с.
- Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе // История педагогической технологии: Сб. науч.тр. М.: НИИТП, 1992. С. 3−12.
- Царегородцева Т.И. Теория и технология модульного обучения (На материале нем. яз. в неязыковом вузе): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. 180 с.
- Чапаев Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1992. 224 с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе: Учеб. издание / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2. С. 21−29.
- Чошанов М.А. Проблемно-модульное проектирование содержания обучения // Среднее специальное образование. М.: Высш. шк. 1991. № 8. С. 13−16.
- Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1996. 320 с.
- Шакирова Д.М. Технология обучения основам предпринимательства // Педагогика. 1996. № 3. С. 49−53.
- Шамсутдинова И.Г. Совершенствование заочного обучения в высшей школе (Разработка методических пособий) // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988. № 2. С. 74−108.
- Шамсутдинова И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1993. 457 с.
- Эксперименты по внедрению в учебный процесс новых технологий обучения в вузах Украины: Метод, рекомендации / Отв. за выпуск И. К. Трегуб. Киев: УМК ВО, 1991. 88 с.
- Эскин М.И. Кафедра педагогики // Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева. 1865−1965. М.: Колос, 1969. 535 с.
- Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989. 69 с.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
- Dewal O.S. Open School, India: The Preliminary Years. Victoria, Deakin University, 1986.
- Holmberg B. Status and Trends of Distance Education. London, Kogan Page, 1981.
- International Encyclopedia of Teaching and Teacher Education. London, Pergamon Press, 1987.
- Kaye A., Rumble G. (eds.). Distance Teaching for Higher and Adult Education. London, Croom Helm, 1981.
- Keegan D.J. The Foundation of Distance Education. London, Croom Helm, 1986.
- Prokopenko J., White J., Bittel L., Eckles R. Modular programme for supervisory development. Switzerland, Genewa: Introduction and Trainers Guide, 1981. Vol. 1−5.
- Rumble G., Harry K. (eds.). The Distance Teaching Universities. London / New York, Croom Helm / St Martin’s Press, 1982.
- Russel J.D. Modular Instruction // A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota, 1974.
- The Open University: the Report of the Planning Committee to the Secretary of State for Education and Science. London, 1969.