Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись ходе экспериментальной работы с детьми. Процесс и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры МГОПУ им. М. А. Шолохова, на конференциях, посвященных научно-практическим вопросам дошкольного образования, методических объединениях, семинарах, проводимых в Южном округе г. Москвы. Основные положения исследования… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА 1. Теоретико-методические основы взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания. 1.1. Эстетическое воспитание средствами искусства как педагогическая проблема.
1.2. Возможности взаимосвязи литературных произведений и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.3.Современное состояние работы дошкольного учреждения по взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности.
1.4. О критериях оценки уровня эстетического воспитания в процессе взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности детей.
ГЛАВА 2. Содержание, формы и методы работы по эстетическому воспитанию детей средствами взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности.
2.1 .Содержание формирующего этапа эксперимента с детьми 47 лет.
2.2. Возможности метода беседы как способа эмоционально-образного восприятия литературного текста.
2.3.Педагогическое руководство в работе с детьми дошкольного возраста над лирическим произведением и рассказами о природе.
2.4.0существление взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности в условиях дополнительного образования в дошкольном учреждении.
2.5.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования: Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.
Литература
тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях.
Ученые, разрабатывающие проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством искусства, (А.В.Антонова, Л. Г. Арчажникова, Н. А. Ветлугина, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Н. С. Карпинская, Т. С. Комарова, Л. А. Пеньевская, Т. Д. Полозова, Л. А. Рапацкая, Н. П. Сакулина, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, Р. М. Чумичева и др.) особенно подчеркивают роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания дошкольников.
Художественная литература и изобразительная деятельность обладают огромными возможностями в эстетическом воспитании. Проблема их взаимосвязи имеет особую значимость и представляет богатый материал для изучения. Ряд конкретных вопросов взаимосвязи отдельных видов искусства остается недостаточно изученным применительно к детям дошкольного возраста. К ним, в частности, относится взаимосвязь литературы с другими видами искусства в эстетическом воспитании детей.
Проблема данного исследования заключается во взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средства повышения эффективности эстетического воспитания детей 4 -7 лет.
Решение данной проблемы связано с поиском наиболее актуальных средств выразительности в произведениях детской художественной литературы и изобразительной деятельности, выявлением их особенностей и влияния на эстетическое развитие детей дошкольного возраста, с разработкой критериев эстетического воспитания.
Цель исследования — разработка научно-обоснованной системы взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности, направленной на эстетическое воспитание детей.
Объект исследования — эстетическое воспитание детей 4 — 7 лет в дошкольном учреждении.
Предмет исследования — эстетическое воспитание средствами взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности детей 4−7 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передавать изобразительными средствами образы литературы (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.).
Литературное произведение, являясь конструирующим, стержневым в предполагаемом процессе, взаимопереплетается с изобразительным творческим процессом, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.
В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.
Подбор произведений детской художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений в изобразительной деятельности ребенка-дошкольника является средством повышения эффективности эстетического воспитания и развития.
Организованная таким образом педагогическая деятельность включает следующие этапы взаимосвязи: работа с литературным текстомвыявление средств выразительности художественной литературы и осмысление их эстетической значимостиразвитие и взаимосвязи художественно-речевой и изобразительной деятельности при восприятии и создании литературного образаактивизация художественно-творческих проявлений детей, нацеленных на использование образных средств выразительности литературы в развитии замысла собственного рисунка.
Цель и гипотеза исследования выявили необходимость решения следующих задач исследования:
— определить применительно к работе с детьми дошкольного возраста сущность и возможности взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности детей;
— охарактеризовать особенности передачи литературного образа в детском рисунке;
— разработать критерии оценки эстетической воспитанности детей средствами указанных направлений.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало дошкольное учреждение № 731 ЮОУ г. Москвы, работа студии изобразительной деятельности дошкольного учреждения. В работе использованы материалы методических объединений, семинаров педагогов и руководителей изостудий дошкольных учреждений Южного округа г. Москвы.
Этапы исследования: Исследование проводилось в течение 1995;2003г.г.
На первом этапе (1995;1999г.г.) -поисково-теоретическом — определялась цель, предмет и общая гипотеза исследования, изучался и обобщался опыт работы учреждения в направлении художественно-эстетического развития воспитанников, изучалась и анализировалась философская, литературоведческая, искусствоведческая, психолого-педагогическая и методическая литература. Разрабатывалась система диагностики, анкетирования, формулировались основные критерии оценки, подбиралась художественная литература.
На втором этапе (1999;2002г.г.) проводилась основная экспериментальная работа по изучению возможности взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности в трех возрастных гр. (средней, старшей и подготовительной). Разрабатывалась программа формирующего этапа эксперимента, проводились контрольные срезы, апробировались содержание и методы работы, уточнялись приемы основной работы.
На третьем этапе (2002;2003г.г.) обобщался полученный опытно-экспериментальный материал, оформлялись основные выводы работы.
Теоретико — методическими основаниями исследования явились научные труды в области философии, педагогики, психологии, искусствоведения, литературоведения: по проблемам искусства и его роли в формировании личности Аристотеля, А. Г. Баумгартена, Ю. Б. Борева, В. В. Ванслова, Л. С. Выготского, Г. В. Гегеля, А. Ф. Лосева, Б. М. Лихачева, В. А. Разумного, В. Н. Скатерщикова, Б. М. Теплова и др. по вопросам теоретико — методологического обоснования проблем эстетического воспитания и художественного развития Ю. К. Бабанского, А. В. Бакушинского, Б. Н. Берхина, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. Л. Лабунской, Н. П. Сакулиной, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и др.- по вопросам возможностей взаимодействия словесных и пластических искусств Ю. Б. Борева, В. В. Ванслова, Н. А. Дмитриевой, А. Я. Зися, М. С. Кагана, Г. Э. Лессинга, К. В. Пигарева и др.- по вопросам воздействия художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка Л. И. Айдаровой, A.B.Запорожца, А. А. Леонтьева, Т. Д. Полозовой, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, К. Д. Ушинского, О. С. Ушаковой, А. М. Шахнаровича и др.- по вопросам значения и возможностей взаимодействия искусств и взаимосвязи детской речи и рисунка в развитии ребенка А. Д. Алехина, Л. Н. Бачериковой, Н. А. Дмитриевой, Е. Н. Колокольцева, Т. С. Комаровой, Е. В. Савушкиной, Н. М. Сокольниковой, Р. М. Чумичевой и др.- по вопросам значения художественного слова в эстетическом воспитании детей и формировании у них образности речи Н. В. Гавриш,.
Н. А. Гвоздева, В. В. Голубкова, Л. В. Компанцевой, Н. С. Карпинской, М. А. Рыбниковой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, С. М. Чемортан и др.- по проблемам художественного воспитания посредством изобразительной деятельности и художественной литературы И. Л. Гусаровой, Н. С. Карпинской, Е. Г. Ковальской, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, М. М. Кониной, А. Н. Полозовой, Н. П. Сакулиной, О. И. Соловьевой, О. С. Ушаковой и др.- по вопросам изучения и совершенствования детской речи А. Н. Гвоздева, М. М. Кольцова, С. Е. Крючкова, В. К. Лотарева, В. К. Федоренко, Л. В. Щербы и др.
В соответствии с целью и задачами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, литературоведческой, психолого — педагогической и научно — методической литературы по проблеме исследованиятестирование, использование различных методик исследования (специально разработанных тестов для выявления уровня развитости эстетического восприятия) — наблюдение за познавательной и творческой деятельностью детейизучение детских работизучение и обобщение педагогического опыта работы с детьми по эстетическому развитию, изучение вопросов развития речевого и изобразительного творчестваанкетирование педагогов, обобщение опыта работы руководителей изостудийпедагогический эксперимент: поисковый, констатирующий, формирующий и контрольныйобработка результатов, полученных в ходе экспериментов.
Научная новизна работы: Определены сущность и возможности взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности в эстетическом воспитании детей 4 —7 лет. Раскрыты особенности передачи выразительности литературного произведения средствами изображения.
Выявлены психолого-педагогические условия осуществления взаимосвязи литературного произведения и процесса изобразительного творчества: конкретные образы литературы, как правило, должны опираться на непосредственные наблюдения, тогда они представляют собой живописную, зримую картину мираактивизация чувственного образа, сформировавшегося у ребенка в процессе непосредственного восприятия предмета или объекта средствами художественной литературыглубокая проработка образов объектов и действий литературы, построенных на эмоциональном переживаниииспользование произведений детской художественной литературы разных жанров с учетом требований к отбору произведений и возможность передачи образов этих произведений в детском творчествеовладение детьми средствами изобразительной выразительности рисунка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что внесен вклад в разработку проблемы эстетического воспитания детей путем включения системы взаимосвязанных занятий на основе детской художественной литературы и изобразительной деятельности. Опытно-экспериментальным путем в работе с детьми дошкольного возраста по взаимосвязи литературы и изобразительной деятельности детей подтверждено теоретическое положение о том, что механизмом интеграции является образ (в данном случае литературный и изобразительный) одного вида искусства, передаваемый в другом виде искусства средствами выразительности рисунка, скульптуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система занятий, основанных на взаимосвязи художественной литературы и изобразительной деятельности детей и проверенная в опытно-экспериментальной работе с детьми позволяет существенно повысить эффективность эстетического воспитания дошкольников. Материалы исследования используются в работе с детьми в дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования, а также в подготовке педагогов и повышении их квалификации.
Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса методов и соответствием научного обоснования объекту и предмету исследованиярезультатами анализов материалов изучения состояния практики и опытно-экспериментальной работывозросшим уровнем эстетической реакции и уровнем творческих проявлений в речевой и изобразительной деятельности у детей среднего, старшего возраста и детей подготовительных групп. Изучение фактического материала (анкет, диагностик, контрольных срезов знаний, умений и навыков, анализ детских работ, просмотр и анализ занятий с детьми, наблюдение за самостоятельной деятельностью) позволяет дать доказательный количественный и качественный анализ результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности осуществляется под руководством педагога, который помогает детям увидеть и выделить выразительность литературных образов (в слове) и определить возможности их передачи в рисунке при помощи выразительных и изобразительных средств.
2. Установление взаимосвязи проходит несколько последовательных этапов:
— работа с художественным текстом;
— выделение образов объектов и действий литературного произведения, построенных на эмоциональном переживании и переданных при помощи художественного слова;
— активизации чувственных образов, сформировавшихся у детей в процессе непосредственного восприятия предметов или объектов- -выявление средств выразительности художественной литературы- -определение средств выразительности изобразительной деятельности- -взаимосвязи художественно-речевой и изобразительной деятельности.
3. В детской художественной литературе ярко представлена образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком всякого искусства. Образность речи — особая стилевая черта, получающая наиболее полное выражение в языке художественной литературы, является важным фактором эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
С помощью этих средств, информация, заложенная в художественном произведении формирует в сознании ребенка-дошкольника яркие конкретные образы. Это* достигается использованием эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, повторов и др.
4. Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ в изображении с помощью изобразительных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.
5. Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать изобразительную деятельность детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на эстетическое воспитание детей 4−7 лет, развитие эстетического восприятия произведений искусства и действительности, умение выделять выразительные средства литературы и изобразительной деятельности, развитие образной речи, формирование эстетического видения др.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись ходе экспериментальной работы с детьми. Процесс и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры МГОПУ им. М. А. Шолохова, на конференциях, посвященных научно-практическим вопросам дошкольного образования, методических объединениях, семинарах, проводимых в Южном округе г. Москвы. Основные положения исследования использовались при чтении лекций курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» для студентов факультета дошкольной педагогики Университетского педагогического колледжа № 15 г. Москвы, слушателей курсов повышения квалификации, для воспитателей дошкольных учреждений Южного округа, мастер-класса для педагогов дополнительного образования г. Москвы.
Заключение
.
Исследование подтвердило эффективность избранного нами пути решения вопроса эстетического воспитания детей 4−7 лет через взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности и позволило сделать следующие выводы:
Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу и решило все поставленные задачи:
1.Сущность взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности применительно к детям дошкольного возраста заключается в том, что в процессе ознакомления с литературным произведением ребенок учится видеть художественные образы произведения (образы природы, героев, явления), выделять его характерные черты, переданные художественными средствами (эпитетами, сравнениями и т. д.), эмоционально их переживать, а затем передавать в изобразительной деятельности средствами выразительности рисунка.
2.В процессе исследования установлена возможность осуществления взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Условиями осуществления взаимосвязи являются: -опора конкретных образов литературы на непосредственные наблюдения;
— активизация чувственного образа, сформировавшегося у ребенка в процессе непосредственного восприятия предмета или объекта средствами художественной литературы;
— глубокая проработка образов объектов и действий литературы, построенных на эмоциональном переживании;
— использование произведений детской художественной литературы разных жанров с учетом требований к отбору произведений и возможность передачи образов этих произведений в детском творчестве;
— овладение детьми средствами изобразительной выразительности рисунка.
3.Проведенное исследование выявило, что художественная литература и изобразительная деятельность положительно воздействуют на эстетическое воспитание детей 4−7 лет как самостоятельные компоненты, так и в непосредственной взаимосвязи. Эти компоненты могут быть представлены в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения: как самостоятельные частикак взаимоподчиняемые части, когда художественная литература является концентрирующей частью изобразительной деятельностив качестве единого эффективного процесса эстетического воспитания дошкольников, формирующего творческое отношение к созданию образов, выраженных словесно и в изобразительной деятельностиа также как начальные этапы формирования эстетического вкуса.
4.В исследовании были разработаны критерии оценки эстетической воспитанности детей дошкольного возраста средствами взаимосвязи: -уровень эмоциональной отзывчивости на литературное произведение- -установление смысловых связей литературного произведения- -понимание некоторых признаков жанра;
— реакция на выразительные средства языка, использование в собственной речи выразительных средств литературного языка- -эмоциональная реакция ребенка при создании изобразительного образа- -возможности перенесения смысловых особенностей слова в изображение;
5.В процессе взаимосвязи художественной литературы и изобразительной деятельности развитие у детей зрительного и слухового восприятия происходит путем насыщения образов эстетическим содержанием. Речевое общение, проходившее с детьми в ходе исследования, стало эффективным фактором воспитания, повлиявшим на усвоение родного языка и совершенствование выразительности детской речи. б. Суждения детей приобрели эстетическую окраску в результате активного использования литературных тропов, применения в речи сложных речевых конструкций, выражающих собственные эстетические оценки.
При осуществлении взаимосвязи художественной литературы и изобразительной деятельности можно выделить этапы развития художественно-творческого образа у детей 4−7 лет:
1. Первичное формирование образа на основе литературного произведения;
2. Обогащение, конкретизация образа, поиск изобразительно-выразительных средств для создания образа, который осуществляется путем работы с литературным текстом и состоит из комплекса педагогических мероприятий.
3. Взаимообогащение и перенос одних средств выразительности в другие и создание образа в изображении.
Ход и результаты опытно-экспериментальной работы определили условия создания художественного образа в условиях взаимосвязи: 1. Развитие и создание образа происходит в связи с накоплением детьми определенных знаний, умений и навыков в процессе обучения. 2. Выразительность образа определяется уровнем эмоционального опыта, т. е. уровнем воздействия на ребенка литературного произведения.
Своеобразием проведенного исследования стало осуществление опытно-педагогической работы в условиях дополнительного образования (изостудии). Комплексирование изобразительной деятельности и художественной литературы оказалось эффективным путем оптимизации педагогического процесса в плане обучения и воспитания в дополнительных формах работы с детьми старшего возраста.
Сформированные таким образом педагогические условия позволили определить систему работы, объединяющую различные разделы Программы и формы работы с детьми единой целью.
Так, спланированная система работы изостудии позволила углубить работу дошкольного учреждения в направлении эстетического развития воспитанников, способствовала формированию интереса у детей к художественно-творческой деятельности, раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, позволила шире раскрыть художественное значение литературы.
Проведенная в изостудии работа показала, что дополнительное образование дает возможность углубить систему намеченной работы, не противоречит общей направленности педагогического процесса всего дошкольного учреждения, повышает устойчивость интереса детей к творческому процессу, повышает эффективность работы с детьми в эстетическом развитии.
Указанный характер работы позволил значительно расширить возможности непосредственной работы с литературным материалом и изобразительные возможности. Дополнительное время работы с детьми позволило глубже проработать художественное произведение, разнообразить методические приемы работы с детьми, расширить литературный материал, эффективнее использовать эстетически созданную среду.
Влияние литературных произведений на изобразительную деятельность отразилось на использовании детьми выразительных средств цветовой палитры, динамике изображения, усложнении композиции, формы. В колористической гамме изображенного сюжета стал заметно прослеживаться характер литературного текста. Эмоциональное настроение, полученное от прослушанного произведения стало определяющим фактором в цветовом решении творческой работы, что повлияло на большую реалистичность и выразительность создаваемых изображений.
Значительно обогатилась тематика работ, разнообразилось содержание, заметнее стало проявление собственного творчества. Изменилась ритмическая композиция, появилась многоплановость, приемы загораживания предметов, перспектива. Заметнее стала особая эмоциональная чувствительность к соразмерным пропорциям, очертаниям предметов, передаче характерных признаков, соответствия собственного изображенного образа — образу литературному. Больше стало работ, передающих сложные сюжетные композиции с выраженной попыткой изображения движения, передвижения, взаимодействия образов. Это, несомненно, определяется воздействием прочувствованного литературного текста, стремлением отразить в рисунке происходящие события и явления. На характер детских работ заметно повлиял процесс соединения впечатлений от литературного произведения и собственных наблюдений, о чем свидетельствует яркая эмоциональная окрашенность.рисунков.
Заметна положительная динамика и в самом процессе рисования, отразившем стремление детей наполнить рисунок большим содержанием, мелкими прорисовками, стремлением работать с большим объемом листа. Таким образом, можно утверждать, что создание литературных образов способствует более глубокому проникновению в суть образа и явления, его зрительному формированию, нравственному и эстетическому отношению.
В результате работы разработаны методические рекомендации по организации педагогического процесса в целях создания наиболее эффективных условий для эстетического воспитания и творческих проявлений у детей 4−7 лет, система планирования и проведения занятий с детьми в условиях дополнительного образования, представляющая различные тематические циклы.
Затронутые в исследовании вопросы не исчерпывают целиком интересную и многоаспектную проблему эстетического воспитания детей дошкольного возраста, современного подхода к синтезу искусств, органического их сочетания, положительно влияющих на эстетическое воспитание и дают широкие возможности для дальнейшего изучения.
Список литературы
- Алехин АД. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М. Просвещение, 1984, — с. 151.
- Алехин АД. О языке изобразительного искусства. М., Просвещение, 1973.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. с. 496.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Публикация и примечания А. А. Бочкарева кн. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. JL, Наука, 1982. — с.234−245.
- Айхенвальд Ю. Учите видеть прекрасное. М., Знание. 1962. -с. 48.
- АристотелеваА. Эстетическое воспитание детей. В кн. Готовим детей к школе. Уфа, 1977. с. 47.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М., Новая Москва, 1925. с. 240.
- Бакушинский AB. Почему и зачем дети рисуют. Искусство детей. М, 1934.
- Бархин М. Искусство синтеза искусств. Искусство 1973 № 12. 42.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчестваУ Сб. избр., тр./ Прим. С. А Аверинцева, С. Г. Бочарова, М., 1979.-е. 423.
- Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М., Знание, 1981.
- Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия .Полн.собр.соч. Под ред. CA Венгерова.СПб., 1903.T.6.-с.548.
- Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. Взгляд на русскую критику. Понятие о современной критике. Исследование пафоса поэта как первая задачакритики. Пафос поэзии Пушкина вообще. Разбор лирических произведений Пушкина.- полн.собр.соч. т.7 с. 302−358.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 1965, с. 54.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1981.-е. 399.
- Бородин А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение. 1974. с. 288.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в .детском возрасте: Психологическое исследование. М., Просвещение, 1981с. 464.
- Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
- Ван слов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусств. М, Сов. художник, 1966.-е. 118.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. М., Художник РСФСР, 1966.
- Вепрева O.A. Взаимосвясь слова и изображения как средство художественного развития детей 5−7 лет. Автореф. дис. .канд.пед.наук.М., 2001.-е. 6.
- Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939. с.501−514.
- Взаимодействие и синтез искусств. JL, Наука, 1978.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963, -с. 6.
- Водовозова E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1901.-с. 319−322.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 5-е издание. М., Лабиринт, 1997. -C.237.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч., т. З, М., 1983.-с. 181.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд., М., Просвещение, 1991. — с. 93.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. АПН. 1956 с. 31.
- В мире Пушкина. Сб. статей. М., Советский писатель, 1974. с. 600.
- Гальперин ПЛ. Развитие исследований по формированию умственных действий. М, Психологическая наука в СССР т. 1,2,1969.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., Просвещение, 1961.
- Генинг М.Г., Герман H.A. Воспитание у дошкольников правильной речи.Чувашкнигоиздат, 1971.- с. 132.
- Голубева JI.P. Мыслительная деятельность в процессе пересказа у детей 57 лет. В кн. Дошкольная педагогика. Л., 1972. с. 38−46.
- Горбуши на JI.A., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983.
- Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. с. 32.
- Дегожская A.C. Эстетическое и нравственное воспитание при изучении образа героя. Сб. Эстетическое воспитание в школе. Л., 1962. — с. 337.
- Дементьева А.М. Использование юмористических произведений в воспитании детей старшего дошкольного возраста. В кн. Вопросы нравственного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1971.-е. 101−111.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. С-П., Детство -Пресс. — с. 96.
- Дмитриева H.A.Изображение и слово. М., изд. «Искусство», 1962.
- Дмитриева Н. Художественный образ как форма отражения действительности.М.изд. «Искусство»,54 № 2.
- Дмитриева Е.Д. Выразительное чтение. 2-е изд. М, Просвещение. 1975, -с. 144.
- Дыбина O.B. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 2002. с. 45.
- Запорожец A.B. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Д.в. 1948Jfe9.-c. 34−41.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о функциях и структуре детских эмоций. Вопр. психологии, 1974 № 6, — с. 59 — 73.
- Зись А.Я. Виды искусств. М., Знание, 1979. — с. 128.
- Зуева Т. В. Сказки A.C. Пушкина: Кн. для учителя. М, Просвещение, 1989. -с. 159.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5−7 лет. М., Просвещение, 1971. — с. 111.
- Ивкина Т.В. Педагогическое значение восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества старших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1999.-е. 18.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., Знание, 1968. с. 32 .
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. М., Учпедгиз, 1961, -с. 223.
- Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. Пособие для учителя. М., Изд-во АРКТИ, 2001. с. 62.
- Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дне. .канд. пед. наук. М., 1987. -с. 23.
- История дошкольной педагогики в России. Изд 2-е. Доп. М,. Просвещение. 1987.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика, 1983. с. 104.
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М, Просвещение, 1980, с. 160.
- Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании. Избр. пед. соч., М., Педагогика, 1982 с. 91−109.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., Педагогика, 1972, — с. 151.
- Качурин М.Г. Язык поэзии и эстетическое воспитание школьников. Сб. Эстетическое воспитание в школе. JL, 1962. -с. 262.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М, 1914,-с. 214.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., АПН РСФСР, 1959.
- Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности. Вопросы психологии. 1956 № 5.
- Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1965.
- Ковальская Е.Г. Образ в детском рисунке. Дошкольное воспитание, 1959 т.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить., 1973, -с. 28.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение, 1970, с. 152.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1978, с. 191.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., М., Просвещение, 1976, с. 158.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в датском саду: обучение и творчество. М., 1990.
- Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Межвуз. сб. научн. тр. Шуя, 1994.-е. 1−18.
- Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994.
- Комарова Т.С., Антонова AB., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. Красота, Радость, Творчество. Изд. 2-е. -М, Педагогическое общество России, 2002, с. 128.
- Комарова Т.С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М., Педагогическое общество России, 2002. с. 160.
- Комарова Т.С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5−7 лет. Книга для востггателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования я учителей начальных классов. М., АРКТИ, 2001. с. 96.
- Короткова Э.П. Речь дошкольника. Русская речь. 1974, № 3, 13-е изд., с. 139.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвещение, 1982.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., I1. Просвещение, 1985.-е. 96.
- Компанцева Л.В. К вопросу о выразительности детского рисунка. В кн. О детском творчестве. Ростов-на-Дону, 1972. -с. 3−12.
- Князева Л.П. Этическая беседа в детском саду. Пермь., 1972., с. 77.
- Крупская Н.К. Пед. соч., в 10-ти т., т. 3. М., 1959 с. 251,317.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., — Просвещение, 1971. -с. 154.
- Лабунская В.Г. Изобразительное творчество детей. М., Просвещение, 1965. -с. 203.
- Лабунская В.Г. Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей. Известия АПН РСФСР, 1947, вып. 11.-е. 55−78.
- Лабунская В.Г., Назаревская Г., Сакулина Н. П. Развитие образа и сюжета в детском рисунке. В кн. Искусство детей, 1935. т.1. с. 361.
- Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста в кн. Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Ф. А. Сохина. М., 1979, с—17.
- Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Сб. ст. Очерки психологии детей. АПН, 1950.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7−17.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд. МГУ, 1981. -с. 581.
- Лейбсон В.И. Чему учат стихи? Детская поэзия и эстетическое воспитание. Под ред. Т. Д. Полозовой. М., Просвещение, 1964. с. 104.
- Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина., М., 1979. с. 4−17.
- Лукашова А. А Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник. Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1989.
- Лукьяненко В.Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (на материале сказок). Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 2003. с. 22.
- Люблинская А. А. Образ, мысль и речь в разумной деятельности ребенка-дошкольника. Ученые записки лен. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1946.
- Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей. В сб. «Вопросы детской и общей психологии», М., 1954.
- Малахова Е.П. Об эстетических эмоциях читателя дошкольного возраст Ученые записки Моск. ин-та культуры., вып. 15,1968. с. 230−248.
- Маршак С .Я. О сказках Пушкина, Сочинения, т. 4, ГИХЛ, 1960. с. 9.
- Маршак С.Я. Воспитание словом. Гослитиздат, 1961. с. 529−530.
- Мотяшов И. Авторитет доброго слова. М., 1975, -с 20.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., Педагогика, 1981.-е. 239.
- Мухина B.C. Летописцы из страны детства Вокруг света. 1971. с. 1821.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду, (под ред. H.A. Ветлугиной). Ь., Просвещение, 1989.-е. 79.
- Обнорский C. IL Культура русского языка. Сб. Обнорский С. П. Избранные работы по русскому языку. М., 1960. с. 275.
- Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л., 1930.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. Союз С-П. 1997. с. 282.
- Поддьяков H.H., Кузина H.H. Исследование развития объяснительной связной речи у дошкольников. В кн. Умственное воспитание дошкольника. М., Просвещение, 1972.
- Полунина В.Н. Искусство и дета: Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982. с. 191.
- Пленкин H.A. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1975. с. 143.
- Психология рисунка и живописи (под ред. Е.И.Игнатьева). М., Изд-во АПН РСФСР.-с. 224.
- Развитие художественных способностей (под ред. Н.П.Сакулиной) М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. с. 368.
- Рисование в детском саду (под ред. НЛ. Сакулиной) М., Изд-во АПН РСФСР, 1951. -с. 40.
- Ринчи К. Дети художники. М., Изд-во Саблина, 1911. с. 84.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд. З-е, испр. и доп. М., 1974.
- Рыбников Н. А. Детские рисунки и их изучение. М., Госиздат 1926.
- Рыбников H.A. Детские рисунки и их психологическое и педагогическое значение. Госиздат 1919.
- Савельева Е. А Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности. Автореф. дис.. канд. пед наук. Оренбург, 2002. с. 23.
- Сазонтьев Б. А О речи школьников и штампах. Вопросы культуры речи, 7вып., 1966, с.221−222.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., Просвещение, 1965. -с. 214.
- Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием."Известия АПН РСФСР" вып. 100,1959.
- Сакулина Н. П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепке в детском саду. «Известия АПН РСФСР» вып. 69,1959.
- Дошкольное воспитание" № 3,148.
- Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием. Известия АПН РСФСР, № 100,1959. с. 3−98.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительна деятельность в детском саду. 2-е изд. М., Просвещение, 1980. с. 208.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы худеЯсественного воспитания. Изв. АПН РСФСР.М., 1947.Вып. 2.
- Теплов Б.М. Избранные труды: 2 т. M.1985.T.1.
- Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Изв. АПН СРФСР, вып. 13,1948.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., Просвещение, 1972, с. 19−22.
- Усова АП. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961.
- Ушакова О.С. Программа развитая речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.} ТЦ Сфера., 2001. с. 56.
- Ушакова О.С., Струнина Е. М., Шадрина Л. Г., Колунова JUA., Соловьева Н. В., Савушкина Е. В. Развитие речи и творчества дошколыаасов: Игры, упражнения, конспекты занятий. М, ТЦСфера, 2001. с. 144.
- Ушинский К.Д. О воспитании памяти.<�к>ч. М., 1950, т. 10, с. 429.
- Ушинский К.Д. Процесс воображения. Соч. в 6-ти т. M., Педагогика, 1990,-с. 273−292.
- Ушинский К.Д. Собрание сочиненийГв 11 «.М-Л^1984−1952.-е. 69−169- 554−574.
- Флерина Е. А. Детский рисунок. М, Новая Москва, Я924. с. 80.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Гос. уч. пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1956.-е. 160.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР. 1961.-с. 334. * .
- Флерина Е.А. Какая книга нужна дошкольнику. М., 1928.
- Художественное творчество ft ребейок. (Под ред. Н.А.Ветлугиной) М., Педагогика, 1972. с. 287.
- Чирковская Т.В. Устное словесное рисов^ие. &euro-б. Эстетическое воспитание в школе. Л., 1962. с. 106. ч
- Чуднова Р.П. Роль иллюстрации в формировании представлений детей об отдельной ситуации художественного произведения. В кн. Некоторыевопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пермь, 1967. -с. 80−96.
- Шацкий С.Т. Пед. соч. в 4-х т. М., 1963. т. 3.
- Шибицкая А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми. в кн. Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957, с. 21.
- Щербо А.Б. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1983. с. 48.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М, Педагогика, 1978. с. 290.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство 1964,-с. 52.