Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системообразующим элементом модели правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях в нашем исследовании, является разработанный нами интегративный факультативный курс «Человек в правовом поле». Целью факультативного инте-гративного курса было содействие процессу правового воспитания учащихся исправительного учреждения через приобретение ими… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ правового воспитания в педагогической теории р практике
    • 1. 2. Социально-педагогические основы правового воспитания несовершеннолетних воспитанников
    • 1. 3. Основные аспекты реализации правового воспитания несовершеннолетних учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях
    • 1. 4. Модель формирования правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 2. 1. Анализ программ правового образования общего и начального профессионального образования в исправительных учреждениях
    • 2. 2. Структура и содержание курса факультативного курса «Человек в правовом поле»
    • 2. 3. Организационные основы опытно-поисковой работы
    • 2. 4. Обсуждение результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы проблема преступности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту и актуальность.

Ненадлежащее воспитание молодёжи, негативная и кризисная обстановка в современном обществе во многом предопределяют асоциальную направленность несовершеннолетних, формируют у них корыстно-насильственную мотивацию. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе социологического исследования, выполненного под руководством И. П. Смирнова и Е. В. Ткаченко.

Правовое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы с осужденными, поэтому выявление эффективных путей социально позитивного педагогического воздействия на личность в условиях лишения свободы, снижения рецидивной преступности определяет приоритетность проблемы исправления личности в любом государстве современного мирового сообщества. Идеальное поведение человека в правовом обществе подразумевает активное и сознательное соблюдение норм нравственности и права. Правовое воспитание нацелено на формирование правопослушного поведения у несовершеннолетних учащихся исправительных учреждений и на профилактику повторной преступности. Это подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

Каждый подросток должен обладать законопослушанием, чувством гражданского долга и ответственности, умением исполнять возложенные на него обязанности и реализовать свои права, что предполагает наличие у несовершеннолетнего сформированной правовой позиции, включающей правильное понимание предписаний закона, воспитание убежденности в недопустимости их нарушения и выработки устойчивой привычки их точного и неукоснительного исполнения. В совокупности это составляет необходимость сформировать у несовершеннолетнего такое мировоззрение, которое позволяет определить его правовую позицию. Актуальность исследования определена позицией, обозначенной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой указывается на необходимость атрибутивного научно-педагогического сопровождения проблем асоциального характера у несовершеннолетних лиц, в том числе и тех, кто отбывает наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сказанное предполагает необходимость рассмотрения проблемы на научно-теоретическом уровне., t ,.

В настоящее время в исправительных учреждениях Свердловской области отбывают наказание около 500 человек в возрасте до 18 лет. К сожалению, психолого-педагогическая работа, проводимая с несовершеннолетними воспитанниками, имеет недостаточную актуализацию элементов правового воспитания, что обуславливает высокий уровень нарушений норм поведения осужденными как в пенитенциарный, так и в постпенитенциарный периоды. Поэтому от эффективности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних осужденных для успешного возвращения их в общество в значительной степени зависит и уровень преступности в регионе.

Проведенные исследования показывают, что более 70% несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях до совершения преступлений проживали в условиях неблагополучной педагогической среды, не учились и не работали, многие социальные навыки практически у всех деформированы. Учитывая особенности большинства воспитанников, можно констатировать, что основная цель деятельности исправительных учреждений — восстановление социальных навыков, несовершенно летнего — при отсутствии педагогического воздействия на каждого несовершеннолетнего правонарушителя в реальных условиях труднодостижима.

Одно из решений проблемы снижения повторной преступности среди несовершеннолетних заключается в максимальном использовании времени отбытия наказания для создания педагогических условий и последовательного применения адекватных педагогических форм, методов и средств, способствующих эффективному правовому воспитанию учащихся в исправительных учреждениях, получению ими начального профессионального образования, включению в социально полезную, в том числе и трудовую, деятельность. Это и составляет научно-методический уровень актуальности названной проблемы.

В настоящее время наблюдается рост числа несовершеннолетних осужденных, имеющих низкий общий образовательный уровень, что обусловлено изменениями социально-экономической обстановки в стране, и в ближайшие годы данная тенденция будет усугубляться. Поскольку все несовершеннолетние осужденные, прибывающие в места лишения свободы, не имеют начального профессионального образования, в ч. 1 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ за исправительными учреждениями закреплена обязанность по обеспечению реализации права осужденного на получение начального профессионального образования. В соответствии с этим главной задачей учреждений начального профессионального образования (НПО) в уголовно-исполнительной системе является создание необходимых педагогических условий для профессионального обучения и профессиональной подготовки несовершеннолетних осужденных. В процессе получения начального профессионального образования в исправительных учреждениях несовершеннолетние воспитанники осваивают конкретную профессию (специальность), а также приобретают трудовые навыки с целью трудовой адаптации и выполнения определенной работы в интересах этого учреждения.

Анализ психоло’го-педагогической и правовой литературы показал, что значительное количество исследований посвящено различным аспектам предупреждения правонарушений несовершеннолетних. В работах Г. А. Аванесова, Б. Н. Алмазова, А. И. Антонова, А. С. Белкина, А. И. Долговой, С. А. Завражина, К. Е. Игошева, Э. Б. Мельниковой, В. Ф. Пирожкова, Ю. И. Юрички раскрываются вопросы профилактики конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися, сущность процессов средовой дезадаптации несовершеннолетних [1,4,8,22,53,58,66,92,32,177].

В исследованиях А. И. Долговой обоснован приоритет формирования правосознания в системе правового воспитания. В работах А. И. Долговой, М. И. Еникеева, В. Ф. Пирожкова анализируются характерные черты, присущие правосознанию несовершеннолетних правонарушителей [52,56,121] .

В трудах Г. М. Миньковского, В. А. Гурьевой рассматриваются представления о личности несовершеннолетнего преступника и факторах делинквентного поведения [97,47].

Для нашего исследования представляют интерес работы Ю.М. Антоня-на, А. И. Долговой, А. С. Макаренко, посвященные принципам и методам изучения детей с девиантным поведением, основам педагогического взаимодействия с ними [9,53,89].

Необходимость формирования правовых знаний как основы развития мировоззрения учащихся, возможности правового образования и воспитания как систематизирующего фактора, определяющего процесс социализации индивидов, как взаимодополняющей сферы правового воспитания раскрываются в работах С. П. Бочаровой, А. А. Деркача, М. И. Еникеева, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, Н. И. Шевандрина [36,149,56,99,118,168].

Определенное влияние на логику нашего исследования оказали работы в области теории профессионального образования С. Я. Батышева, Г. Д. Бухаровой, B.C. Леднева, A.M. Новикова, Г. М. Романцева, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, В. А. Федорова и др., а также работы Б. Г. Ананьева, А. С. Белкина, В. И. Загвязинского и др., в которых анализируются проблемы взаимодействия личности и общества, социальной обусловленности образования и воспитания, специфики социальной адаптации [17,38,86,109,129,89,146,113,90,157,21,59].

Несмотря на многообразие работ по исследуемой нами проблеме, в практике организации правового воспитания и образования почти не реализуются целостность и функциональная взаимосвязь профессиональной и правовой подготовки несовершеннолетних в условиях социальной изоляции. Это дает основание сделать вывод о недостаточной степени разработанности проблемы правового воспитания несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях в современных условиях с учетом изменившегося уголовно-исполнительного законодательства. Формирование правопослуш-ного поведения в исправительном учреждении затруднено затягивающимся процессом социализации многих осужденных, поскольку у них отсутствует необходимый уровень социальной, психологической и юридической компетенций.

В связи с имеющейся проблемой, возникла объективная необходимость выявления педагогических условий, способствующих эффективному правовому воспитанию несовершеннолетних учащихся в исправительных учреждениях.

Основные понятия исследования:

Правовое воспитание — процесс формирования правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом.

Правовое воспитание учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях — это педагогический процесс формич рования правосознания и правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных, осуществляемый с помощью специальных целенаправленно реализуемых форм, методов и средств.

Правосознание учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях — это совокупность взглядов, оценок и суждений, связанных с наличием правовых знаний у учащихся, их представлений о должном правопослушном поведении и отношений к исполнению правовых предписаний.

Правопослушное поведение учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях — это поведение, не противоречащее правовым установлениям, предписаниям и требованиям, обусловленное отношением несовершеннолетних учащихся к праву как социальной ценности.

В современных условиях проблема реализации правового воспитания учащихся НПО в исправительных учреждениях требует дальнейших поисков путей ее решения на теоретическом и практическом уровнях. Увеличение количества научных трудов по проблеме правового воспитания несовершеннолетних воспитанников говорит о растущем интересе исследователей к данному вопросу.

Существующая проблема определяется рядом объективно существующих противоречий, к числу которых относятся:

• между наличием дезадаптированных несовершеннолетних осужденных и недостаточным уровнем осуществления управления процессом их правового воспитания в условиях изоляции от общества;

• между несформированностью социально-правовой зрелости несовершеннолетних осужденных и обеспечением педагогических условий для их социально-правовой и профессиональной адаптации в постпенитенциарный период;

• между социальной потребностью в повышении качества правового воспитания несовершеннолетних учащихся в исправительных учреждениях и неразработанностью комплекса педагогических условий, обеспечивающих его эффективность.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: разработка педагогических условий, способствующих эффективному правовому воспитанию учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях.

Сказанное выше определяет выбор темы исследования: «Педагогические условия правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях».

Основополагающая идея исследования заключается в том, что правовое воспитание учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях рассматривается в целостном и функциональном единстве с профессиональным обучением несовершеннолетних воспитанников в условиях социальной изоляции. Взаимосвязь этих процессов способствует комплексному формированию личности воспитанников, приобретению социально-полезных навыков с целью трудовой адаптации и интеграции в общество.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и проверить в ходе опытно-поисковой работы педагогические условия эффективного правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях.

Объект исследования — процесс правового воспитания несовершеннолетних учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс правового воспитания несовершеннолетних учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях.

Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:

1. Правовое воспитание учащихся исправительных учреждениях как педагогический процесс формирования их правосознания и правопослушного поведения может осуществляться с помощью системы специальных целенаправленно реализуемых форм, методов и средств в начальном профессиональном образовании.

2. Эффективность правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительном учреждении зависит от комплекса педагогических условий, который включает:

• дифференцированный подход к процессу воспитания несовершеннолетних с целью усвоения ими-правовых ценностей на основе составленного психолого-педагогического портрета;

• модель правового воспитания несовершеннолетних учащихся на основе использования системного подхода, которая реализуется в образовательном процессе в ходе преподавания факультативного интегративного курса «Человек в правовом поле».

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы правового воспитания в педагогической теории и практике.

2. Спроектировать модель правового воспитания несовершеннолетних осужденных в исправительном учреждении.

3. Разработать для несовершеннолетних осужденных факультативный интегративный курс «Человек в правовом поле».

4. В ходе опытно-поисковой работы проверить необходимость и достаточность комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность правового воспитания несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях.

Методологической и теоретической основой исследования являются: системный подход в образовании (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) — современные философские, психолого-педагогические, юридические концепции о сущности и природе человека, его становлении как личности, взаимодействии с обществом, о личности преступника (Б.Н. Алмазов, Ю. М. Антонян, А. С. Белкин, Л. И. Божович, И. С. Кон и др.), о роли социальной среды в становлении личности (Э. Берн, Н. П. Дубинин, А. В. Петровский, К. Роджерс, П. А. Сорокин, Э. Фромм и др.) — концепции педагогического и профессионально-педагогического образования (А.С. Белкин, Э. Ф. Зеер, К. М. Левитан, В. Н. Мясищев, А. Я. Найн, К. К. Платонов, Г. М. Романцев, Г. Н. Сериков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, Н. К. Чапаев и др.) — методология научного педагогического знания (Ю.К. Бабанский, Г. Д. Бухарова, Н. Н. Тулькибаева и др.) — положения о необходимости учета социокультурных особенностей среды в формировании личности (В.Л. Бенин, А. Маслоу, X. Мюнстерберг, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, С. Т. Шацкий и др.) — о социальной ценности права (К.Е. Игошев, И. А. Ильин, Н. И. Элиасберг и др.) — о целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П. Ф. Каптерев, В А. Сластенин) — о позитивной роли воспитательного коллектива в формировании социально значимых норм, стиля жизни и отношений (А.С. Макаренко) — теоретические основы личностно ориентированной педагогики и психологии (НА. Алексеев, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), теории проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н. Н. Тулькибаева, Н. Е. Эрганова и др.).

В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: • теоретические методы исследования включали в себя методологический, дидактический, психологический и правовой аспекты проблемы. Для реализации были проведены анализ психолого-педагогической, юридической и методической литературы, сформулированы педагогические условия правового воспитания учащихся системы начального профессионального образования в исправительных учреждениях- «диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование) — изучение документациимоделированиеметоды количественной и качественной обработки данных.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Краснотурьинской воспитательной колонии Свердловской области, средней общеобразовательной школы № 95 Екатеринбурга. Исследованием было охвачено 173 учащихся.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2004 по 2009 гг.

На первом, поисково-теоретическом, этапе (2004—2005) проводилось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, юридической и методической литературы по проблеме исследованияопределялись цель, задачи, гипотеза, методологические и теоретические основы исследования. На этом этапе было уточнено содержание понятия «правовое воспитание». Проводилась оценка уровня правового воспитания несовершеннолетних учащихся, его адекватности современным социально-педагогическим условиям.

Второй, опытно-поисковый, этап (2006—2007) был посвящен проектированию модели правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях. В ходе опытно-поисковой работы проверялись основные положения гипотезыобосновывался и разрабатывался факультативный интегративный курс «Человек в правовом поле" — подводились итоги опытно-поискового исследования.

На третьем, итогово-обобщающем, этапе (2008—2009) осуществлялись теоретическое осмысление, количественный и качественный анализ результатов опытно-поисковой работы, интерпретация основных положений и выводов исследованияоформлялись материалы диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено содержание понятия «правовое воспитание учащихся’начального профессионального образования в исправительных учреждениях» как педагогический процесс формирования правосознания и правопослушно-го поведения несовершеннолетних осужденных, осуществляемый с помощью специальных целенаправленно реализуемых форм, методов и средств.

2. Определены в качестве основных взаимодополняющих аспектов правового воспитания несовершеннолетних учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях, актуализация которых осуществляется через профессиональное обучение.

3. Разработана модель правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении содержания, принципов и закономерностей правового воспитания в исправительных учреждениях, что вносит определенный вклад в развитие пенитенциарной педагогики. Правовая социализация и самообразование определены как основные взаимодополняющие аспекты правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях, которые реализуются через профессиональное обучение.

Практическая значимость заключается в том, что разработан и внедрен факультативный интегративный курс «Человек в правовом поле» в учебный процесс Краснотурьинской воспитательной колонии Свердловской области. Данный курс направлен на реализацию правового воспитания несовершеннолетних осужденных как фактора их ресоциализации. Материалы исследования и результаты проведенной работы могут быть использованы не только работниками воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных, но и педагогами общеобразовательных школ для профилактики правонарушений и повышения уровня правовой грамотности школьников.

Научная достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, аргументированностью теоретических положений, применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике построения исследования, а также длительного и опытно-поисковой работы и повторяемостью результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в двух публикациях в журналах «Право и образование» (2007), «Профессиональное образование. Столица» (2008), рекомендованных ВАК для публикации основных результатов докторских и кандидатских исследований.

Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены и одобрены на международных научно-практических конференциях: «Психология веры и самоопределение человека в этнокультуре» (С.Петербург, 2007), «Психолог образования: опыт работы и проблемы подготовки» (Пенза, 2007), «Культура. Образование. Право» (Екатеринбург, 2008), «Актуальные вопросы педагогики: психология преподавания, агрессивное поведение учащихся, суицид» (Тюмень, 2008, 2009) — всероссийских научно-практических конференциях: «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2007, 2008, 2009), «Воспитание духовности: ценностные основы идентичности личности» (Екатеринбург, 2008), «Образо-' вание в России: медицинские, педагогические, психологические, экологические аспекты» (Калуга, 2007), «Правовые и организационные проблемы развития системы образования Российской Федерации: настоящее и будущее».

Екатеринбург, 2007), «Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения» (Екатеринбург, 2007), «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005, 2006), «Современные педагогические технологии преподавания правовых дисциплин» (Екатеринбург, 2007), «Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности» (Екатеринбург, 2008), «Социализация и адаптация подростков и молодежи до 30 лет, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и освобождающихся из мест лишения свободы» (Москва, 2008), «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2008).

Материалы диссертации использовались совместно с Главным управлением федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области в ходе реализации проекта «Воспитание несовершеннолетних в условиях изоляции» в воспитательных колониях Свердловской области (2005;2007), а также с Попечительским Советом «Возвращение» при реализации проекта «Воспитание и обучение несовершеннолетних» (2005;2007).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Правовое воспитание учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях рассмотрено нами как организованный, управляемый педагогический процесс формирования правосознания и правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных, осуществляемый с помощью системы специальных целенаправленно реализуемых правовоспитательных форм, методов и средств при соблюдении комплекса выделенных педагогических условий.

2. Эффективность правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях достигается при обеспечении комплекса следующих педагогических условий:

• использование дифференцированного подхода к процессу воспитания несовершеннолетних, выстраиваемого с учетом выявленных психолого-педагогических характеристик личности осужденного;

• реализация модели правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях на основе системного подхода в ходе преподавания факультативного интегративного курса «Человек в правовом поле».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, таблиц, рисунков и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Опыт преподавания права в общеобразовательной школе можно использовать и в правовом обучение начально-профессионального образования, т.к. система правовых знаний в НПО не должна сводится к транслированию законов страны, а выполнять мировоззренческую и регулятивную функции. Изучив учебные планы НПО в исправительных учреждениях, мы пришли к выводу, что существующие единые требования государственной образовательной политики невозможно выполнить предложенным кратким правовым курсом «Основы российского законодательства» («Основы правовых знаний»). В условиях, когда переосмысливается понимание культуры, образования человека, когда по-новому встает вопрос о месте правовых знаний, их значении в освоении личностью правовой действительности, сохранение лучших традиций школьного правового образования и реализация принципов его непрерывности должны стать ведущими направлениями общеправовой подготовки учащихся как компонента концепции развития образования в целом.

2. Результаты констатирующего этап опытно-поисковой работы показали низкий уровень правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях: не сформирована система правовых ценностей и установок, отсутствуют знания с правовой составляющей, не реализуются модели правопослушного поведения. В иерархии ценностей предпочтительны ценности, связанные с материальным достатком. У учащихся не сформированы установки на трудовую деятельность, отношение к профессиональной деятельности имеет отрицательную направленность.

3. В качестве критериев эффективности правового воспитания определены следующие:

• познавательно-правовая активность;

• правовая убежденность;

• социально-правовая активность.

4. Формирующий этап опытно-поисковой работы показал, что соответствие критериям эффективности правового воспитания осуществляется более успешно в рамках специально разработанной модели правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях, системообразующим элементом которой является факультативный интегративный курс «Человек в правовом поле».

5. Необходимыми условиями эффективности правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях являются следующие педагогические условия:

• использование дифференцированного подхода к процессу воспитания несовершеннолетних с целью усвоения ими правовых ценностей на основе составленного психолого-педагогического портрета;

• разработка на основе системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов модели правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях;

• создание интегративного факультативного курса «Человек в правовом поле», с помощью которого учащиеся овладевали различными социальными, психологическими и правовыми компетенциями.

6. Статистическая обработка полученных в ходе опытно-поисковой работы данных и обобщение результатов позволили сделать вывод о том, что цель исследования была достигнута, а его гипотеза нашла свое подтверждение.

Заключение

.

Актуальность проблемы правового воспитания несовершеннолетних учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях обусловлена негативной кризисной обстановкой в современном обществе, которая соответствующим образом отражается на асоциальной направленности молодежи. Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических, политических и правовых преобразований в стране свидетельствует о потребности общества в формировании такого типа личности, который бы обладал законопослушанием, сформированной правовой позицией, стремящейся к целенаправленной реализации своих способностей и возможностей в профессиональной сфере.

Анализ психолого-педагогической и юридической литературы по проблеме правового воспитания несовершеннолетних учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях, проведенная опытно-поисковая работа показали, что одним из важных, но нерешенных в этой области является вопрос максимального использовании времени отбытия наказания для создания и реализации педагогических условий, последовательного применения адекватных педагогических форм, методов и средств, способствующих эффективному правовому воспитанию учащихся в исправительных учреждениях, получению ими начального профессионального образования, включению в социально полезную, в том числе и трудовую, деятельность. Данное диссертационное исследование — одна из попыток решения этой проблемы.

Учитывая многообразие подходов к содержанию понятия «правовое воспитание» и специфику процесса начального профессионального образования в исправительных учреждениях, правовое воспитание учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях можно рассматривать как педагогический процесс формирования правосознания и правопос-лушного поведения несовершеннолетних осужденных, осуществляемый с помощью системы специальных целенаправленно реализуемых форм, методов и средств.

Проведенный теоретический анализ позволил не только раскрыть содержание понятия «правовое воспитание», но и определить основные принципы и закономерности правового воспитания в исправительных учреждениях, что вносит определенный вклад в развитие пенитенциарной педагогики.

Правовое воспитание учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях предопределило в ходе исследования основные сферы его реализации: это профессиональное обучение как основной взаимодополняющий процесс, а также правовая социализация, в процессе которой человеком усваиваются социальные ценности, одобряемые и охраняемые правом, знания, навыки и привычки, необходимые для правильной ориентации в социально-правовой среде, элементы правовой культуры.

В ходе опытно-поисковой работы нами разработаны авторская модель правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях и комплекс психолого-педагогического и правового сопровождения несовершеннолетних учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях к ней.

Реализация данной модели должна обусловить понимание учащимся того, что он должен быть правопослушной личностью, способной к социально полезному виду деятельности, в частности к труду. Именно трудовая деятельность является одним из приоритетных средств социализации личности несовершеннолетнего воспитанника и способствует приобретению социально полезных навыков и освоения профессий, которые пригодятся ему после освобождения.

Содержание модели определяет интеграцию аксиологического, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов. Результатом данной модели является формирование личности несовершеннолетних воспитанников, обладающей первоначальными элементами правопослушного поведения и приобретенными правовыми знаниями, умениями и навыками, а также способную к социально полезной деятельности.

Включение несовершеннолетних воспитанников в совместную с педагогом деятельность по организации, контролю и самоконтролю всего процесса правового воспитания обеспечивает плавный переход от организации к совместной организации и к самоорганизации процесса правового воспитания и профессионального обучения, от внешнего контроля — к самоконтролю за ходом и результатами воспитания и обучения, ставит несовершеннолетних воспитанников в позицию субъектов воспитания и обучения.

Однако решающая роль в процессе правового воспитания учащихся начального профессионального образования отводится организации взаимодействия между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. К таким субъектам можно отнести педагогический коллектив образовательного учреждения, администрацию колонии, попечительский совет, объединяющий семьи несовершеннолетних воспитанников, производственные и коммерческие структуры в лице наставников, религиозные конфессии, самодеятельные организации осужденных. При этом приоритетная роль отводится личности педагога, организующего учебный процесс в исправительном учреждении, который непосредственно решает задачу правового воспитания и получает усиленную согласованную поддержку от всего коллектива сотрудников исправительного учреждения.

Системообразующим элементом модели правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях в нашем исследовании, является разработанный нами интегративный факультативный курс «Человек в правовом поле». Целью факультативного инте-гративного курса было содействие процессу правового воспитания учащихся исправительного учреждения через приобретение ими правовых знаний и умений, овладение различными социальными, психологическими и правовыми компетенциями. Интегрированное применение традиционных, активных и интерактивных методов и технологий обучения, нацеленных на создание в аудитории основы для сотрудничества, отработки навыков коммуникации, совместной работы и решения проблем, придает разработанному нами курсу деятельностный характер.

В качестве основных критериев эффективности правового воспитания были определены следующие: познавательно-правовая активность, правовая убежденность, социально-правовая активность.

Качественный и количественный анализ компонентов, входящих в критерии эффективности исследуемого процесса, позволил охарактеризовать основные его уровни: низкий, средний и высокий. Выделенные уровни правового воспитания являются также этапами развития рассматриваемой в диссертационном исследовании процесса правового воспитания, а переход несовершеннолетних воспитанников исправительного учреждения с одного уровня (низшего) на другой (высший) является основным показателем эффективного функционирования данного процесса.

В ходе опытно-поисковой работы доказана эффективность разработанной модели правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях, а также разработанного факультативного интегративного курса «Человек в правовом поле», которую подтверждают качественное усвоение правовых знаний, возможность их применения на практике, овладение различными социальными, психологическими и правовыми компетенциями, приобретение социально полезных навыков и профессии, что оптимизирует процесс ресоциализации несовершеннолетних учащихся после освобождения.

Статистическая обработка полученных в ходе опытно-поисковой работы и обобщение результатов позволили сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, а его гипотеза нашла свое подтверждение.

В результате диссертационного исследования удалось решить поставленные задачи, увидеть перспективы дальнейшего исследования нашей проблемы: выявление условий профессиональной готовности педагогических кадров к воспитательной работе в исправительных учрежденияхвыявление условий профилактики профессиональных деформаций педагогов в процессе их профессиональной деятельности в условиях исправительных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы Текст.: учеб. пособие для вузов / А. Я. Айзенберг. М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.
  2. , Н.А. Конкретная педагогика личностно ориентированного образования Текст.: учеб.-метод. материалы / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1998. — 36 с.
  3. , Б.Н. Психология социального отчуждения Текст. / Б. Н. Алмазов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. академия, 2007. — 192 с.
  4. , Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися Текст.: учеб.-метод. пособие / Б. Н. Алмазов. М.: ВНМЦ, 1991.-81 с.
  5. , Б.Г. Избранные труды по психологии. Развитие и воспитание личности Текст. / Б.Г. Ананьев- под ред. Логиновой Н. А. — Т. 2. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 549 с
  6. , Е.В. Социальная психология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко [и др.]- под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. — 364 с.
  7. , А.И. Микросоциология семьи Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / А. И. Антонов. -М.: Инфра-М, 2005. 368 с.
  8. , Ю.М. Изучение личности преступника Текст.: учеб. пособие / Ю. М. Антонян. М.: Наука, 1982. — 80 с.
  9. , Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) Текст.: учеб. пособие / Ю. М. Антонян. М.: Редакц. издат. отдел, 1975. — 160 с.
  10. , В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  11. , Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  12. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 96 с.
  13. Бабанский, Ю. К Рациональная организация учебной деятельности Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  14. , А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь Текст. / А. Б. Барихин. М.: Книжный мир, 2006. — 720 с.
  15. , С.Я. Основы профессиональной педагогики Текст. / С. Я. Батышев. М.: Высшая школа, 1977. — 504 с.
  16. , С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации Текст. / С. Я. Батышев. — М.: Высшая школа, 1987. 343 с.
  17. , B.C. Педагогика Текст.: учеб. для инж.-пед. спец. / B.C. Безрукова. Екатеринбург, 1994. — 337 с.
  18. , А.С. Витагенное образование. Голографический подход Текст. / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999.- 136 с.
  19. , А.С. Идеология, методология, научный аппарат истори-ко-педагогического исследования Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко // Образование и наука: Изв. УрО РАО 2006. — № 1(37). — С. 21−30.
  20. , А.С. Основы возрастной педагогики Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
  21. , А.С. Отклонения в поведении школьников Текст. / А. С. Белкин. Свердловск, 1973. — 139 с.
  22. , JI.B. Культура и образование Текст. / JI.B. Бенин. — Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ун-та, 2000. — 129 с.
  23. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст. / Э. Берн / пер. с англ. Минск: Попурри, 1998. — 507 с.
  24. , Э. Трансактный анализ в группе Текст.' / Э.Берн. М.: «Лабиринт», 1994.- 176 с.
  25. Беспалько, В. П: Основы теориипедагогическихсистем: Проблемы ¦ и методы, психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.-304 с.
  26. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В-Ш Беспалько.-Ml: Педагогика,.1989-- 14−4 с.
  27. , И.В. Становление и сущность, системного подхода Текст.-/И:В. Блауберг, Э: Р. Юдин. М:: Наука, 1973. — 271 с.
  28. , М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века Текст. / М. В. Богуславский. М.: РАО, 1994: — 154 с.
  29. , Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы, формирования личности Текст. / Л. И. Божович. — М.: Между нар: пед. акад., 1995.-209 с.
  30. , ЛИ. Психическое развитие школьника и его воспитание Текст. / Л. И. Бодович:-М-: Знание- 19 791 — 96 с.
  31. Большая советская энциклопедия Текст. Т. 20. — Мл, 1975. -1752 с.
  32. Бондаревская, Е. В: Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4.- С. 11−17. 4
  33. , Н.В. Педагогика Текст.: -.: учеб- пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2008. — 304 с. .
  34. , Н.М. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И.А. Соловцова^ А. М: Байбаков- под ред. Н. М. Борытко. М-, 2007. — 496 с.
  35. , С.П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы Текст. / С. П. Бочарова. Харьков: Туманит, центр, 2007. — 379 с.
  36. Бухарова, Г Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения Текст.: учеб. пособие / Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 38 с.
  37. Воспитательная деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для вузов / Борытко Н. М. [и др.]. М.: Академия, 2008. — 336 с.
  38. , JT.C. Развитие игры в детском возрасте Текст. / JI.C. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 24.
  39. , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Проблемы развития психики Текст. / J1.C. Выготский- под ред. A.M. Матюшкина. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  40. , В.А. Системные описания в психологии Текст. / В. А. Ганзен. — JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
  41. , Б. С. Философия образования для XXI века Текст.: учеб. пособие для самообразования / Б. С. Гершунский. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.-512 с.
  42. , Ф.Г. Элементы теории структурации. Современная социальная теория Текст. / Ф. Г. Гидденс. -М.: 1995. 365 с.
  43. , В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии и методика измерения Текст. / В. В. Головченко. Киев, 1985. — 128 с.
  44. , А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов /
  45. A.К. Громцева. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  46. , В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм Текст. /
  47. B.А. Гурьева. М.: Медицина, 1980. — 272 с.
  48. , В.В. Учебная деятельность, состояние и проблемы совершенствования Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. -№ 6.-С. 5−14.
  49. , Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы Текст. / Г. П. Давыдов, В. М. Обухов. М., 1976. — 48 с.
  50. , М.А. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики Текст.: учеб. пособие / М. А. Данилов. М.: Просвещение, 1975.-303 с.
  51. , А.И. Знать и исполнять закон Текст. / А. И. Долгова. — М., 1987.-224 с.
  52. , А.И. Правовое воспитание молодежи Текст. / А. И. Долгова. М., 1979. — 47 с.
  53. , Н.П. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения Текст. / Н. П. Дубинин. М.: Политиздат, 1982. — 304 с.
  54. , О.Н. Правовое воспитание и права человека Текст. / О. Н. Дьячкова. Екатеринбург: АМБ, 2006. 712 с.
  55. , М.И. Правовая психология Текст. / М. И. Еникеев // Юридическая психология. 2006. — № 2. — С. 2−8.
  56. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М., 2002. — 78 с.
  57. , С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива Текст. / С. А. Завражин // Социологические исследования. — 1995.-№ 2.-С. 125−131.
  58. , В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  59. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /
  60. B.И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  61. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. унта, 1998. — 126 с.
  62. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. унта, 1998.-51 с.
  63. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для вузов / И. А. Зимняя. Ростов/н-Д: Феникс, 1997. — 477 с.
  64. , А.А. Логическая модель как средство научного исследования Текст. / А. А. Зиновьев, И. И. Ревзин // Вопросы философии. 1960. — № 1.1. C. 82−90.
  65. , Н. Право как предмет общего образования Текст. / Н. Ивановский // Образование. 1895. — № 7−8. — С. 19.
  66. , К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего Текст. / К. Е. Игошев. — Свердловск: Сверд. Уральск. Кн. изд-во, 1973.- 160 с.
  67. , А.И. Общее учение о государстве и праве Текст. / А. И. Ильин. М.: ACT, Астрель, 2006. — 510 с.
  68. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) Текст. / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  69. , Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения Текст. / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972. — вып. 1. — 72 с.
  70. , А.Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин. Теоретические и методические основы преподавания права в школе Текст.: курс лекций / А. Н. Иоффе. — М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. 64 с.
  71. Исправительная (пенитенциарная педагогика) Текст.: учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / Под ред.
  72. A.И. Зубкова, М. П. Стуровой. Рязань, 1993. — 398 с.
  73. , П.Ф. История русской педагогики Текст. / П. Ф. Каптерев. СПб.: Изд-во Алетейя, 2004. — 560 с.
  74. , В.Н. Методика для изучения ценностей личности Текст. / В. Н. Карандашев. СПб., 2004. — 70 с.
  75. , А.В. О методике Ш. Шварца для изучения ценностей личности Текст. / А. В. Кисилева // Психологическая диагностика. 2006. -№ 3. — С. 84−94.
  76. Кон, И. С. Как построить свое «Я» Текст. /И.С. Кон- под ред.
  77. B.П. Зинченко. -М.: Просвещение, 1991. 120 с.
  78. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст.: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  79. Кон, И. С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности)'Текст.: учеб. пособие / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979.-176 с.
  80. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. — Режим доступа -www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57 884.shtml.
  81. , Н.В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
  82. , А.Н. Математические методы в психологии Текст.: учеб.-метод. пособие / А. Н. Кутейников. СПб.: Речь, 2008. — 187 с.
  83. , КМ. Знаете ли Вы себя Текст.: сб. психол. тестов и рекомендаций / К. М. Левитан. Свердловск: У1111 «Профтех», 1991. — 102 с.
  84. , КМ. Культура педагогического общения Текст. / К. М. Левитан. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 102 с.
  85. , КМ. Личность педагога: становление и развитие Текст. / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. — 168 с.
  86. , К.М. Педагогическая деонтология Текст. / К. М. Левитан. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 271 с.
  87. , B.C. Содержание образования Текст.: учеб. пособие / B.C. Леднев. — М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
  88. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  89. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  90. , К.В. Правовое воспитание — составная часть воспитательного процесса в исправительно-трудовых учреждениях Текст.: учеб.-метод. пособие / К. В. Мазняк. М.: Политотдел исправительно-трудовых учреждений МВД СССР, 1976. — 47 с.
  91. , А. С. Коллектив и воспитание личности Текст. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1972. — 336 с.
  92. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. М.: Наука, 1954.-220 с.
  93. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу- пер с англ. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  94. , Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: Советы юриста Текст. / Э. Б. Мельникова. М.: Изд-во БЕК, 1998. — 318 с.
  95. , Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды Текст. / Н. А. Менчинская. -М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  96. Методическое пособие для тренеров по подготовке учителей Текст. / Под ред. Б. Чорак, Г. Шварц. Институт «Открытое общество», сетевая программа Street Law, Inc., 2000.
  97. , Г. М. Основы права Текст.: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Г. М. Миньковский. М.: Юристъ, 2001. — 447 с.
  98. , Г. М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних Текст. / Г. М. Миньковский, А. П. Тузов. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 213 с.
  99. , Г. М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение Текст. / Г. М. Миньковский. М.: Знание, 1971. — 40 с.
  100. , С.А. Гражданское образование в демократической России. Гражданское образование Текст.: материалы международного проекта / С. А. Морозова. СПб, 2000. — 28 с.
  101. , А.В. Социализация вчера и сегодня Текст. / А.В. Муд-рик. М., 2006. — 432 с.
  102. , Г. Психология и учитель Текст. / Г. Мюнстенберг. СПб.: Изд-во ЖИ, 2007. — 282 с.
  103. , В.Н. Психология отношений. Избр. психологич. тр. Текст. / В. Н. Мясищев. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии- МО-ДЭК, 1998.-363 с.
  104. , А.Я. Методология и методика научного исследования Текст. / А. Я. Найн. Челябинск: ФИПО МО РФ, 1993. — 52 с.
  105. , А.Я. Обобщенные понятия в педагогике Текст. / А. Я. Найн // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 15−23.
  106. , А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент Текст. / А. Я. Найн // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  107. Наследов, А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных Текст. / А. Д. Наследов. СПб.: Питер, 2008. — 416 с.
  108. , АД. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных Текст. / А. Д. Наследов. СПб., 2004. — 392 с.
  109. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Вестник образования. 2001. — № 2. — С. 2−18.
  110. , Т. Основы дидактики профессионального обучения Текст. / Т. Новацкий. М., 1979. — 288 с.
  111. , A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.
  112. , К. Правовое воспитание трудящихся. Сущность правового воспитания Текст. / К. Нурбеков. Фрунзе, 1978. — 52 с.
  113. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: Указ Президента РФ от 6 сент. 1993 г. Текст. // Вестник образования. 1994. — № 2. — С. 42−45.
  114. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения Текст. // Аналитический вестник. 1998. — № 16(83). — 56 с.
  115. Образование и наука. Будущее в ретроспективе Текст.: науч.-метод. сборник / Авт.-сост. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 2005. — 434 с.
  116. Очерк русской философии истории: Антология Текст. / Ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Изд-во «Росспэн». — 313 с.
  117. , О.Б. Педагогические основы правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии Текст. / О. Б. Панова. Вологда, 2006. — 219 с.
  118. , Б.Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 350 с.
  119. , Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX—XXI вв.еков Текст. / Е. А. Певцова. М., 2003. — 416 с.
  120. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, [и др.]. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  121. , А.В. Общая психология Текст.: учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский [и др.]- под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 432 с.
  122. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти Текст. / В. А. Петровский. -Ростов-н/-Д: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
  123. , В.Ф. Криминальная психология Текст. / В. Ф. Пирожков. -М.: «Ось-89», 2007. 704 с.
  124. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  125. Правовое сознание и правовое воспитание в социалистическом обществе Текст. / Отв. ред. Мицкевич А. В. — М., 1975. 184 с.
  126. Примерная программа воспитательной работы с осужденными в воспитательной колонии Текст. // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М.: Права человека, 2000.-288 с.
  127. Принцип системности в психологических исследованиях Текст. / Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. — М.: Наука, 1990. — 184 с.
  128. Психология развивающейся личности Текст. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Наука, 1987. 240 с.
  129. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  130. , Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования Текст. / Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.-333 с.
  131. , Г. М. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище Текст.: учеб. пособие / Г. М. Романцев, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 136 с.
  132. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы Текст. / Ред.-сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1983. -143 с.
  133. , Ф.Г. Вопросы правового воспитания осужденных Текст.: учеб.-метод. пособие / Ф. Г. Сазонов. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985.-120 с.
  134. , А.Г. Психологический анализ в среде Excel. Математические методы и инструментальные средства Текст. / А. Г. Сапегин. М.: Ось-89, 2005.- 144 с.
  135. Сборник нормативных документов. Право Текст. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 41 с.
  136. Сборник программ профилактики правонарушений несовершеннолетних граждан / под ред. Ю. Ю. Дерягиной, Р. Х. Исхакова, Ю. П. Тетёркина. -Екатеринбург: Издательство «Филантроп», 2008. 62 с.
  137. , А.П. Правовое воспитание Текст. / А. П. Семитко. -Екатеринбург: АМБ, 2006. 433 с.
  138. , В.В. Личностно ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. -1994. № 5. — С. 16−21.
  139. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
  140. , Г. Н. Педагогические системы обучения Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск, 1980. — 81 с.
  141. Сериков, Г. Н Самообразование: Совершенствование подготовки студентов Текст. / Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во ИрГУ, 1991. — 232 с.
  142. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  143. , Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII начало XX в.) Текст. / Е. А. Скрипилев // Государство и право. — 2000. — № 9. — С. 81−89.
  144. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластенин. М.: Академия, 2003. — 185 с.
  145. , В.А. Педагогика: Инновационная деят-ть Текст. /
  146. B.А. Сластенин. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
  147. , И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи Текст. / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. — 184 с.
  148. , И.П. Современный учащийся НПО Текст. / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. М.: Акад. проф. образования, 2002. — 46 с.
  149. Современная зарубежная социальная психология Текст.: тексты / Под ред. Андреевой Г. М. М., 1984. — 265 с.
  150. , П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали Текст. / П. А. Сорокин. М.: Астрель, 2006. — 618 с.
  151. Социальная психология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов [и др.]- под ред. А. Н. Суханова, А. А. Деркача. — М., 2001.-600 с.
  152. , Т.Г. Общая и профессиональная педагогика Текст.: учеб. пособие / Т. Г. Сумина, И. В. Рублева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 127 с.
  153. , Е.В. Правовое воспитание (методология и методика) Текст. / Е. В. Татаринцева. М., 1990. — 175 с.
  154. , Н.Н. Диагностика уровня достижений учащихся: Методологический и дидактический аспекты Текст. / Н. Н. Тулькибаева. — Челябинск: Факел, 1997. 76 с.
  155. , Н.Н. Проблемы российского образования Текст. // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск:
  156. Сб. науч. тр. / Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — вып. 2. — Ч. 1. — С. 53−59.
  157. , Н.Н. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации Текст. / Н. Н. Тулькибаева, Н. М. Яковлева, З. М. Большакова. Челябинск: Факел, 1998. — 143 с.
  158. , А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов.-М., 1971.-311 с.
  159. , В. А. Профессионально-педагогическое образование: Теория, эмпирика, практика Текст.: моногр./ В. А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 330 с.
  160. Философия и методология науки Текст.: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Под ред. В. И. Купцова М.: Аспект пресс, 1996.-551 с.
  161. , Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX века Текст.: метод, пособие / Н. В. Флит. — JL, 1991. — 87 с.
  162. , Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фромм. Минск: Попурри, 1999. — 623 с.
  163. , Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. — 664 с.
  164. , Э. Избранные произведения Текст. / Э.Фромм. М.: Из-дат. Дом Ш. Амонашвили, 2000. — 224 с.
  165. , Г. Ф. Формирование правосознания у осужденных Текст.: учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1985. — 82 с.
  166. , Н.К. Введение в курс «Философия и история образования» Текст.: учеб. пособие / Н. К. Чапаев. Екатеринбург, 1998. — 280 с.
  167. , Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования Текст. / Н. К. Чапаев. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1992. — 224 с.
  168. , Н.К. Основные позиции интегративно-целостного подхода Текст. / Н. К. Чапаев // Образование и наука: Изв. Урал. науч. образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. -№ 2(2).-С. 134−142.
  169. , С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. Текст. / С.Т. Шацкий- под ред. И. А. Каирова и др. Т. 2. — М.: Просвещение, 1964. -476 с.
  170. , Н.И. Социальная психология в образовании Концептуальные и прикладные основы социальной психологии Текст.: учеб. пособие / Н. И. Шевандрин. Ч. 1. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  171. , В.Э. Образование — технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество Текст. / В. Э. Штейнберг // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 16.
  172. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. -М.: Наука, 1966.-301 с.
  173. , Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х 90-х гг. XX в. Опыт системно-генетического анализа Текст. / Н. И. Элиасберг. — СПб.: Изд-во СПб. Гос. ун-та пед. мастерства, 2000. — 110 с.
  174. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Д.Б. Эльконин- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 1995. — 416 с.
  175. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  176. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 96 с.
  177. , Н.Е. Основы методики профессионального обучения Текст.: учеб. пособие / Н. Е. Эрганова. 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 138 с.
  178. , Н.Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной парадигмы Текст. / Н. Е. Эрганова // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра
  179. РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — № 3(5).1. C. 110−118.
  180. , Ю.М. Предупредить правонарушения несовершеннолетних Текст. / Ю. И. Юричка // Народное образование. 2000. — № 6. — С. 267−270.
  181. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
  182. Cleland, D. Systems Analysis and Project Management Текст. /
  183. D. Cleland, King, W. -N. Y., 1968. 396 c.
Заполнить форму текущей работой