Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие познавательного интереса и творческих способностей у детей в авторских начальных школах России второй половины XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт авторских школ второй половины XIX века, его анализ и целостное осмысление не должны остаться без внимания и в свете происходящих процессов реконструкции современной школы. Вступая в третье тысячелетие, педагогическая теория и практика продолжают искать ответы на насущные вопросы и разрешать проблемы, порожденные современными потребностями общества. Педагогическая наука вновь оказывается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ И МЕСТО АВТОРСКИХ ШКОЛ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 1. Роль школьной реформы 60−70-х гг. в России- становление и развитие различных типов начальных школ
    • 1. 2. Возникновение авторских начальных школ в пореформенной России и особенности их организации
  • ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АВТОРСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
    • 2. 1. Содержание образования в авторских сельских начальных школах, как условие развития познавательного интереса и творческих способностей младших школьников
    • 2. 2. Методы и приемы развития познавательного интереса и творческих способностей детей в учебном процессе в авторских сельских школах
    • 2. 3. Внеклассная работа, как фактор развития личности школьника в авторских сельских школах

Развитие познавательного интереса и творческих способностей у детей в авторских начальных школах России второй половины XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время педагогика начального образования переживает период поиска путей обновления содержания, форм, методов обучения и воспитания детей. Это связано с переосмыслением сущности и ценности образования в российском обществе, с необходимостью качественного пересмотра компонентов учебно-воспитательного процесса, с выработкой новых критериев образовательной практики, адекватных как запросам общества, так и возможностям школы. Решением данных вопросов наряду с государственными учебно-воспитательные учреждения занимаются возникающие в последнее время общественные и частные школы, разрабатывающие альтернативные образовательные программы.

С учетом возрастающей роли обновления учебно-воспитательной работы школы возникает необходимость в улучшении качества воспитания и обучения школьников, в пересмотре существующих стандартов содержания образования. Об этом в педагогической печати высказываются ученые-педагоги, теоретики в области начального образования С. П. Баранов, Н. Ф. Виноградова, В. Г. Горецкий, А. Н. Джуринский, А. Е. Дмитриев, H.H. Светловская, Ю. П. Сокольников (9- 36- 47- 52- 53- 174- 188).

Одним из важнейших вопросов сегодняшней педагогики является обращение к личности ребенка, приоритету личностных интересов и способностей, наличие которых необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание современными педагогами и психологами уделяется исследованию и развитию познавательных интересов, которые выступают не только как определенные побудители к учению, к отдельным учебным действиям, но и являются одним из факторов активной, поисковой, творческой деятельности, способствующей проявлению личностных качеств и способностей. Акцент на вопросах активизации познавательных интересов и творческих способностей объясняется необходимостью воспитания деятельной, активной личности, способной к самостоятельной работе над расширением своих познаний, способной к самоопределению и оптимальной самореализации в-выбранной сфере деятельности.

Однако, стоит заметить, что современные исследования данного вопроса мало опираются на опыт дореволюционной педагогики и методики начального обучения. Во второй половине XIX века, в условиях ощутимого кризиса традиционной школы, интереснейшими и оригинальными педагогическими идеями, воплощенными в педагогическую работу, отличались авторские школы виднейших ученых педагогов и методистов в области начального образования барона H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, графа JT.H. Толстого, профессора С. А. Рачинского. Школы, созданные ими, представляли собой, по существу, экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, которые в центр педагогического процесса ставили личность ребенка, ее интересы, возможности, потенциальные и реальные способности. С учетом глубоко гуманного, личностного подхода были поставлены принципиально новые цели обучения, разработано содержание образования, отличное от традиционного, внедрены на практике новые образовательные технологии. Главной целью авторских школ второй половины XIX века явилось всестороннее развитие человека, а не приготовление различного рода чиновников и служащих. Работа в авторских школах отличалась использованием активных и свободных форм обучения, посредством которых развивалось мышление, дети приучались наблюдать, осмысливать, анализировать, выдвигать гипотезы. Воспитание ставило акцент на развитие инициативы и самостоятельности. Таким образом, основателями школ предпринималась попытка создания новых подходов к обучению и воспитанию ребенка с учетом его интересов и склонностей, ставился акцент на активизацию детской самодеятельности, познавательной активности, на выявление и развитие творческих способностей.

Авторские школы явились источником новых отношений в сфере взаимодействия учитель-ученик. Роль учителя существенно преобразовывалась, он становился деятельным организатором, .школьной жизни и процесса обучения, а в отношении с учениками — консультантом и помощником. Отношения в авторских школах отличались особой атмосферой, «духом, — по словам JI.H. Толстого, — потерянным в массовой школе» .

Авторскими школами был накоплен интересный продуктивный опыт в разработке содержания, методов, приемов обучения в области эстетического, художественного, трудового, физического воспитания, в организации учебной и внеклассной деятельности учащихся.

Основным и, пожалуй, главным направлением в деятельности авторских школ второй половины XIX века было стремление к развитию в детях познавательного интереса и творчества как показателей неформального, осознанного подхода к учебной деятельности.

Потому в настоящее время, когда начинает развиваться система гибких образовательных услуг посредством возникновения государственных и частных школ разного типа: лицеев, гимназий, колледжей, — отход от репродуктивной парадигмы воспитания требует пристального изучения исторического опыта. Несомненно, что поворот сегодняшней школы к личностно-значимому образованию, отход от авторитарного давления на личность, поиск активных форм и методов обучения и путей формирования творческого потенциала делают актуальным исследование оригинальных идей, методов и технологий, используемых в авторских школах второй половины XIX века.

Историографический анализ становления и развития начального образования в России во второй половине XIX века был представлен в трудах A.A. Анастасиева, С. Волженского, В. В. Григорьева, М. Н. Демкова, К. В. Ельницкого, П. Ф. Каптерева, С. И. Миропольского, Ф. Ф. Ольденбурга, A.C.

Пругавина, К. Д. Ушинский, Г. А. фальборка, В. И. Чарнолусского, Н. В. Чехова и других виднейших деятелей народного образования дореволюционного периода (1- 39- 48- 51- 58- 76- 114- 128- 157- 229- 231- 235- 238).

В историко-педагогических исследованиях XX века традиции и этапы становления школы в России во второй половине XIX века раскрыты в работах Н. К. Гончарова, Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, H.A. Константинова, A.B. Ососкова, А. И. Пискунова, З. И. Равкина, В. В. Сергеенковой, В. З. Смирнова, И. А. Соловкова, М. Ф. Соловьевой, В. Я. Струминского и ряда других отечественных ученых (44- 134- 56- 83- 130- 133- 158- 179- 185- 190- 195- 202).

В ходе работы были проанализированы исследования, рассматривающие деятельность отдельных педагогов — основателей авторских сельских школ. Педагогическая, просветительская и организационная деятельность барона H.A. Корфа рассматривается в работах К. Е. Бендрикова, В. А. Воленса, К. В. Ельницкого, H.H. Зимченко, В. Кашина, П. А. Лебедева, Ф. Медникова, Л. П. Михайловой, М. Л. Песковского, Г. А. Пискуна, Д. Д. Семенова (11- 38- 57- 67- 79- 102- 109- 112- 137- 140- 177).

Педагогические взгляды и опыт работы русского педагога-методиста Н. Ф. Бунакова отражены в ряде монографий публицистов прошлого века и современных исследователей, в частности Э. Р. Зусер, Л. В. Македонова, С. И. Миропольского, Т. С. Назаровой, Ф. Ф. Резенера, В. З. Смирнова, В. Д. Соловьевой, Л. А. Штефан (69- 107- 115- 116- 166- 183- 194- 249).

Опыт педагогической деятельности Л. Н. Толстого и феномен яснополянской школы были объектом неоднократного исследования педагогов-методистов, дидактов, историков, философов как прошлого, так и современности. Изучением опыта великого педагога занимались А. И. Анастасиев, Н. К. Антюфеева, Г. А. Вагапов, В. А. Вейкшан, И. Г. Жук, Е. Лозинский, Е. Л. Марков, Ф. Медников, В. А. Неровных, И. А. Соловков, Н.В.

Чехов, A.A. Шаталов (2- 5- 28- 31- 59- 105- 108- 110- 118- 192- 239- 244).

Педагогическая деятельность профессора С. А. Рачинского во второй половине XIX века вызывала интерес среди различных слоев, русского общества и находила отклик в работах В. Т. Георгиевского, Н. М. Горбова, К. П. Победоносцева, В. В. Розанова, B.C. Садко, С. Тандевского (43- 46- 148- 167- 170- 205). В исторических и историко-педагогических исследованиях послереволюционного периода имя С. А. Рачинского было предано забвению. Интерес к его жизни и работе на педагогическом поприще был воскрешен лишь в начале 90-х годов XX века благодаря работам М. Б. Багге, Н. М. Белых, O.E. Майоровой, И. А. Соловкова, М. Е. Стеклова, H. J1. Чупахиной (8- 10- 106- 193- 197- 240).

Вопросы возникновения и функционирования сельских начальных школ, изучение их организации и специфики учебно-воспитательного процесса раскрывались в отдельных публикациях В. М, Величкиной, В. Колпенского, А. Русанович (33- 82- 169). Однако целостная картина возникновения и развития прогрессивных учебных заведений, основанных представителями русской интеллигенции для сельских детей, анализ продуктивного опыта педагогической деятельности по активизации детский познавательных интересов и творческих способностей — отсутствует.

Между тем, школа сегодняшнего дня может почерпнуть богатый материал в опыте авторских школ второй половины XIX века, феномен которых созвучен нынешним инновациям в области начального образования своей направленностью на интересы ребенка, на развитие его творческого потенциала в обучении. Обнаруживается своеобразное противоречие между потребностью в знании об особенностях организации и деятельности авторских школ во второй половине XIX века, и наличием таких исследований. Этим и объясняется выбор темы исследования: «Развитие познавательного интереса и творческих способностей в авторских начальных школах в России во второй половине XIX века» .

Проблема исследования состоит в выяснении: каковы особенности влияния организации, содержания, форм и методов обучения в авторских начальных школах второй половины XIX века на проявление познавательного интереса и творческих способностей младших школьников.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования является организация учебной и внеклассной деятельности в авторских начальных школах.

Предметом исследования является процесс развития познавательных интересов и творческих способностей детей в авторских школах H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, JI.H. Толстого, С. А. Рачинского.

Проблема, цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Представить целостную картину становления начального образования в пореформенной России, место авторских школ в этом развитии.

2. Раскрыть понятие «авторские школы», отразить предпосылки их появления во второй половине XIX века в России.

3. Определить специфику организации сельских авторских школ, рассмотреть содержание, методы и формы обучения в них.

4. Обосновать основные положения, влияющие на развитие познавательного интереса и творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе и внеклассной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: общий методологический принцип принципы науки, системное понимание педагогической действительности, диалектический подход к рассмотрению исторических процессов и его основополагающие принципы — объективность и историзм, а также принцип личностного подхода к изучению педагогических явлении и положения о деятельней и творческой природе человека.

Методы исследования. Для. решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:

— сравнительно-сопоставительный анализ исторических сведений;

— историко-ретроспективный метод исследования;

— монографическое изучение опыта обучения в авторских школах;

— изучение материалов периодической печати второй половины XIX века, редких документов, архивных сведений.

Источники исследования. Исследование строилось на основе изучения широкого спектра разнообразных источников: трудов виднейших отечественных педагогов второй половины XIX века, мемуарной литературы, периодической печати прошлого века, современных педагогических и исторических сведений, диссертационных материалов, фондов Научного архива РАО, Отдела Рукописей РГБ, материалов ГАРФ.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первыйэтап /1997;1998 гг./ - накопление теоретических сведений, разработка программы исследования. На данном этапе осуществлялась работа по ознакомлению с этапом становления начального народного образования в пореформенной России с деятельностью правительства и общественных кругов по организации и развитию сельских начальных школ, рассматривалось влияние частной инициативы на данный процесс. Особое внимание уделялось изучению феномена сельских школ, учрежденных Н. А. Корфом, Н. Ф. Бунаковым, Л. Н. Толстым, С. А. Рачинским.

Второй этап /1998;1999 гг./ - разработка теоретических положений исследования, выявление и анализ мемуарных и редких рукописных материаловизучалась организация обучения в авторских школах России второй половины XIX века, выявлялись особенности дидактических и методических приемов, анализировалось учебное содержание и характер внеурочной деятельности в авторских сельских начальных школах.

Третий этап /1999;2000 г./ - дальнейшая систематизация и обобщение материала, корректирующий анализ и оформление диссертации.

Основные положения, выносимы^наза1дитгу:

В ситуации кризиса традиционной школы в пореформенной России образовательная практика начальных народных школ получила, стимул для дальнейшего развития в связи с возникновением ряда учебно-воспитательных учреждений принципиально нового типа — «авторских школ». Авторские школы H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, JI.H. Толстого, С. А. Рачинского отличало: наличие оригинальных педагогических идей, положенных в основу организации педагогического процессахарактер основных компонентов учебно-воспитательного процесса (отличный от принятых в традиционных школах того временивзаимосвязь школьного обучения и воспитания с условиями и реалиями сельской жизни.

Учебно-воспитательный процесс и внеурочная деятельность в авторских школах были ориентированы с учетом непреходящей ценности детской личности, ее интересов, возможностей и потребностей на возможно более полное раскрытие творческого потенциала и формирование стойкого личностнозначимого интереса к познанию.

Процесс развития познавательных интересов и творческих способностей в авторских сельских школах реализовывался в практике данных учебных заведений посредством продуманной организации, форм и методов обучения, а также под влиянием содержательного аспекта учебной деятельности и продуманной системы внеурочных занятий.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: Выявлены основные предпосылки возникновения авторских сельских школ в процессе становления начального народного образования в пореформенной Россииохарактеризованы особенности их организации, выявлены содержательные аспекты их учебно-воспитательного процесса, а также формы и методы обучения в нихустановлены элементы новаторских подходов и поисков, нетрадиционных для данной эпохи приемов и методов учебно-воспитательной работы и внешкольной деятельности;

— раскрыты факторы, влияющие на развитие познавательного интереса и творческих способностей младших школьников в сельских авторских школах;

— в оборот введены документальные источники из материалов периодической печати второй половины XIX века, Отдела рукописей РГБ, сведения из фондов Государственного архива Российской Федерации, научной библиотеки музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.

Практическаядначимостьисследования.

Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и положения позволяют провести аналогии и осмыслить современные тенденции в содержании начального образования, в методической системе и характере внешкольной деятельности по привнесению в педагогический процесс компонентов, позволяющих активизировать познавательный интерес, расширить проявления творческого потенциала школьников. Полученные в результате исследования сведения могут быть использованы при чтении лекций по истории образования, а также для подготовки спецкурсов в педагогических вузах, колледжах, училищах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием системного подхода как общеметодологического принципа науки, применением диалектического подхода при анализе исторических процессов, совокупностью использованных методов исследования, привлечением реальной базы документальных и архивных историко-педагогических источников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования были отражены в научных статьях и тезисах, опубликованных в г. Москве (1999 г.), г. Курске (1999 г.), обсуждались на научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. Ф. Каптерева (Москва, 1999 г.), заслушивались на научных чтениях по итогам НИР МПГУ (Москва, 2000 г.).

Структура диссертации определялась логикой исследования и решаемыми задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ВЫВОДЫ.

Авторскими школами Н. А. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского, в основу теоретических взглядов и практической педагогической деятельности были положены идеи активизации познавательного интереса и развития творческих способностей детской личности.

Приоритет познавательного интереса как эффективного средства общего развития личности, необходимость развития детских творческих способностей оказали влияние на организацию учебного процесса, на характер содержательной стороны образования, на выбор методов и приемов обучения.

Активизация познавательного интереса в авторских школах была связана с изучением родного языка, развитием письменной и устной речи, с чтением художественных, научно-популярных, публицистических статей.

Средством расширения познавательных горизонтов, обогащения представлений об окружающем мире являлись предметы естественнонаучного цикла: география, история, краеведение, элементы физических знаний.

Основатели авторских школ отмечали, что основой для развития познавательного интереса служат ситуации мыслительного направления, активного поиска, догадок, гипотез, размышлений, применения противоречивых положений. Для построения подобных ситуаций необходима сформиро-ванность умений обобщать, анализировать, выделять существенное, отслеживать логику материала, строить выводы, т. е. проявлять необходимые способы познавательной деятельности.

Становление и развитие познавательного интереса и проявление творческих способностей учеников становится возможным при применении в авторских школах побуждающих к деятельности способов совместной деятельности учителей и учащихся: наблюдений, коллективных бесед и сочине-ний^совместных внешкольных мероприятий.

Использование продуктивных, педагогически оправданных методов обучения, позволяло представить в выгодном свете потенциальные и реальные силы учеников.

Особенности внешкольной деятельности в практике авторских школ отражали характер взаимоотношения учителя и учеников, атмосферу внешкольного общения. Педагогическое воздействие в авторских школах осуществлялось в ходе внешкольных бесед, прогулок, путешествий, экскурсий, решающих сферу педагогического пространства. Развитие детской личности во внешкольной деятельности становилось возможным благодаря установлению особой атмосферы дружбы, доверия, естественности в отношениях учителя и ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вторая половина — XIX века была представлена глобальными изменениями в социальном, экономическом, культурном развитии России. Реформированию подверглось множество сфер общественной жизни, в том числе и образование. Результатом проведения образовательных реформ, активной деятельности общественно-педагогического движения и культурно-просветительских учреждений, развития русской педагогической журналистики стало создание широкой и достаточно массовой школьной системы. Общественные организации, земства, духовенство, светские лица из числа прогрессивной интеллигенции становились учредителями народных школ, обеспечивая финансирование, организацию школьного быта, а нередко и руководство учебно-воспитательным процессом. Школа в России перестает быть только государственной. Итогом повышенного внимания практически всех общественных институтов к проблемам народного просвещения явилось создание многофункционального образовательного пространства и формирование принципиально новой парадигмы образования. Новый подход, предпринятый в образовательной теории и практике России второй половины XIX века, воплотился в создании динамичной и гибкой образовательной модели, основанной на приоритете личности, ее интересах возможностях и потребностях в обучении.

Практическая реализация реформаторских испытаний педагогики второй половины XIX века воплотилась, в частности, в создании ряда авторских сельских начальных школ, основанных на оригинальных педагогических идеях и концепциях их создателей: H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского.

Возникновение таких нетипичных учебно-воспитательных учреждений для сельских детей как авторские начальные школы стало возможным благодаря ряду предпосылок:

1. Социально-экономические преобразования, происходившие в России, подвигли правительство к пересмотру степени и характера своего участия в деле народного образования, определению структуры и организации начальной народной школы.

2. В действие был введен новый мощный фактор — общественно-педагогическое движение, ставшее проводником идей крестьянского образования. Проблемы воспитания были выведены за пределы собственно педагогической сферы и приобретали общественный характер. Заинтересованность проблемами начального образования интеллигенции, земств, сельских обществ, частных лиц выразилась в увеличении численности начальных школ и становлении их типологического разнообразия.

3. С середины XIX века начинается развитие русской педагогической науки и педагогической журналистики. В результате развития педагогической теории стало опережать школьную практику, которой была дана необходимая почва для создания разнообразных типов государственного, общественного, частного воспитания и обучения.

4. Передовые просвещенные деятели России, осознав необходимость коренной перестройки дела народного образования, на практике преступили к реализации собственных педагогических взглядов, благодаря чему стало возможным появление ряда оригинальных и самобытных народных школ.

Данные предпосылки послужили основанием для поиска позитивных, принципиально новых путей и способов в обучении, для качественных изменений в организации учебно-воспитательной работы. Во многом, ориентиром для дальнейшего развития образования, стали авторские сельские начальные школы и воплотившие на практике обновленный взгляд на обучение.

Сельские школыоткрытые H.A. Корфом, Н. Ф. Бунаковым, Л. Н. Толстым, С. А. Рачинским, явились учебно-воспитательными учреждениями, основанными на оригинальных авторских педагогических идеях и представляющими новую для своего времени образовательную практику. На базе этих школ их авторы разрабатывали и апробировали образовательно-воспитательные приемы, позволяющие устранить догму, бессмысленную, отупляющую зубрежку, сделать обучение не только осмысленным, но и интересным, востребованным в реальной жизни.

Авторские школы H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского базировались на продуктивной организации подсистем учебной, трудовой, духовно-религиозной и художественно-эстетической деятельности. Им было свойственно установление личностно-открытых форм коммуникаций и общения между взрослыми и детьми. Специфика решения проблем обучения и воспитания в авторских школах определялась особенностями педагогических, философских, религиозных воззрений их основателей на учебный процесс, на характер и структуру его организации, на природу детской личности. Это выражалось в специфике провозглашенных целей, организационном построении, направленности, характере, содержательной стороне, методах и приемах обучения в авторских педагогических концепциях.

В основу деятельности авторских школ был положен ряд педагогических принципов: недопустимость авторитарного подхода в обучении и воспитанииразумная свобода протекания педагогического процессаучет возрастных особенностей детской личности в обучении, вера в творческие силы ребенкагуманностьсвязь обучения и воспитания с сельской жизнью, трудомразвитие и поддержка творческих способностей детей, внимание к их задаткам и наклонностям, косвенное воспитательное воздействие мероприятий (путешествий, экскурсий, прогулок, игр, вечерних чтений, музыкально-художественных вечеров, религиозных обрядов и т. д.).

Авторские сельские школы H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, J1.H. Толстого, С. А. Рачинского имели общую тенденцию к усилению гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса, приданию ему общечеловеческого характера. Разработка и реализация новых подходов' в обучении, продуктивная переработка опыта традиционной школы преследовали цель наиболее гармонического и всестороннего развития личности ребенка. Авторские школы отличались взаимообусловленностью школьного образования, воспитания и реальной жизни.

Одним из основных достоинств авторских школ стало обостренное внимание к детскому познавательному интересу, учет индивидуальных особенностей, раскрытие потенциальных и развитие действительных особенностей школьников, поощрение детского творчества.

Проблема познавательного интереса и творческих способностей учащихся во взглядах основателей авторских школ при всей специфике имела общие тенденции: продуктивное изменение содержания школьного обучения, отказ от механического, бездумного заучивания большого объема информации, ориентация на самостоятельное, целостное осмысление знаний. Учебный материал рассматривался как средство пробуждения интереса и самостоятельной мысли. Основное внимание уделялось не количеству материала, а приобретению навыков самостоятельной работы, получению знаний и умению ими пользоваться в реальной жизни.

Авторскими сельскими начальными школами была предпринята попытка преодолеть косность и недостатки традиционной школы и организовать процесс обучения и воспитательную деятельность с учетом опоры на познавательный интерес и творческие способности школьников. Этот подход отразился в основных задачах авторских школ:

— организация активного образовательного процесса посредством воспитания интереса и стремления овладеть знаниями;

— выработка творческого подхода к решению учебных задач;

— активизация мыслительных процессов (сравнения, обобщения, анализа и т. д.);

— развитие самостоятельности в учебной работе;

— воспитание внимания и наблюдательности к социальным и культурным процессам, явлениям природы;

— поощрение любознательности и интереса в учебной и внеучебной деятельности.

Основатели авторских школ рассматривали познавательный интерес не только как средство овладения знаниями, но и как одно из действенных условий умственного развития. Практика обучения в авторских школах показала, что знания только тогда становятся личностнозначимыми, хорошо запоминаются, когда ознакомление с учебным материалом происходит при активной познавательной деятельности самих учеников.

Основными педагогическим положениями активизации познавательного интереса и развития творческих способностей в авторских школах явились:

— организация учебного процесса, созданная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детской природы;

— осознанный характер отношения к обучению, развитие потребности в самообразовании;

— отказ от формальных знаний, включение в перечень изучаемых предметов элементов естествознания, истории, краеведения и т. д.;

— использование учебной методической литературы, книг для чтения, отличающихся доступностью, простотой и яркостью художественного изложения материала;

— использование активных методов обучения, позволяющих обеспечить наиболее полное включение в процесс поиска знаний (наблюдение, наглядностьили предметность обучениясочетание индивидуальных и коллективных видов деятельностиэвристические беседыметод самостоятельных заданийтворческие письменные и устные работы);

— применение побуждающих к активной учебной деятельности приемов (создание ситуаций мыслительного направления, построения гипотез, применение противоречивых положений, постановка проблемных вопросов и т. д.).

Внешкольная работа в авторских сельских школах H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского способствовала расширению и детализации знаний, приобретенных на уроках, развитию разнообразных интересов, проявлению творческих задатков. Литературные и музыкальные вечера, постановка спектаклей, экскурсии, прогулки способствовали установлению естественных и доверительных отношений между учителем и учениками, созданию атмосферы дружбы и особого родства. Внешкольное общение позволяло наиболее ярче проявиться скрытым детским талантам (в частности, художественным, литературным, музыкальным).

Несомненной заслугой авторских школ явилось создание в ситуации кризиса традиционной школы прогрессивной альтернативы в обучении сельских школьников. Авторские школы H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского, по существу наметили новые ориентиры в развитии начального образования во второй половине XIX века, в основе которых приоритетное значение отдавалось не догме и методе, а детской личности, ее интересу к познанию, ее творческой реализации.

Данное исследование предполагает перспективу для разработки целого ряда проблемных направлений, связанных с деятельностью авторских школ в России во второй половине XIX века. В частности, особого внимания заслуживает проблема художественного воспитания в авторских сельских школах, проблема трудового и экологического воспитания, в специальном исследовании нуждаются вопросы воспитания одаренных детей в отдельных авторских школах.

Опыт авторских школ второй половины XIX века, его анализ и целостное осмысление не должны остаться без внимания и в свете происходящих процессов реконструкции современной школы. Вступая в третье тысячелетие, педагогическая теория и практика продолжают искать ответы на насущные вопросы и разрешать проблемы, порожденные современными потребностями общества. Педагогическая наука вновь оказывается перед выбором, связанным с содержательной и методической сторонами обучения, с выделением текущих и итоговых целей учебно-воспитательного процесса, с поиском современных путей образовательной политики. Современная школа, получив возможность и право выбирать собственное направление развития, определять свой статус, ориентироваться на современные образовательные потребности, должна помнить рациональный и продуктивный опыт в истории отечественной педагогической мысли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Русская начальная народная школа. Казань, 1897. -65 с.
  2. А.И. Гр. J1.H. Толстой как педагог. Вятка: Губ. тип., 1904. -55 с.
  3. Анастасиев А, И. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. 4.1. — М.: Тип. А. Д. Ступина, 1915.-621 с.
  4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. — М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  5. Н.К. Живые трепетные нити: JI.H. Толстой и его смоленские корреспонденты и знакомые: Очерки. Смоленск: Смядынь, 1991. -110 с.
  6. A.M. Против идиализации учительских семинарий. // Советская педагогика, 1947. № 12 — С.47−60.
  7. Т.М. Толстой и детство. М.: Знание, 1978. — 94 с.
  8. М. Б. Школа С.А. Рачинского как педагогическая система. / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1991 — 20с.
  9. С.П. В педагогическом поиске. // Начальная школа, 1992. № 911 — С. 75.
  10. Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века. / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998- 16с.
  11. К.Е. Н.А. Корф выдающийся организатор русской начальной школы. Н Начальная школа, 1945. — № 12. — С.35−41
  12. В.А. Народная школа в России. В кн.: Исторические монографии. Т.1. — СПб., 1901. — С.471−505.
  13. В.В. Проблема интереса в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого. // Советская педагогика, М., 1968. № 12. — С. 116−124.
  14. Н.Ф. Отчет о состоянии подготовительной школы в Воронеже за 1867−1868гг.-Воронеж, 1870.- 19 с.
  15. Н.Ф. Русская подвижная школа. СПб.: Тип. В. Безобразова и К0, 1881.-79 с.
  16. Н.Ф. Дневник начальной общеобразовательной школы. СПб.: Тип. Д. Д. Полубояринова, 1882. — 197 с.
  17. Н.Ф. К вопросу об организации подвижных школ в России. // Русский начальный учитель. СПб., 1882. — № 9. — С.30−39.
  18. Н.Ф. Азбука и уроки чтения и письма с постепенно возрастающим числом букв. В 3-х кн. 29 изд. СПб.: Тип. Д. Д. Полубояринова, 1884.
  19. Н.Ф. Родной язык как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом. Изд.9. СПб.: Тип. Д. Д. Полубояринова, 1884. -196 с.
  20. Н.Ф. В школе и дома. 4.2. — СПб.: Тип. Д. Д. Полубояринова, 1885.-207 с.
  21. Н.Ф. Книжка-первинка. Чтение после азбуки. Изд. 7. СПб.: Тип. Д. Д. Полубояринова, 1885. — Изд.7. — 48 с.
  22. Н.Ф. Обучение грамоте по звуковому способу в связи и предметными уроками и с начальными упражнениями в родном языке и правописанием. Руководство доя учителей к книге «Азбука и уроки чтения». Изд. 15. СПб., 1885. — 54 с.
  23. Н.Ф. Как я стал и как перестал быть «учителем учителей». -СПб., 1905.- 157 с.
  24. Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь. Наблюдения и заметки начального учителя. СПб, 1906. — 229 с.
  25. Н.Ф. Школьное дело. СПб.: Тип. М. М. Гутзац, 1906.- 231с.
  26. Н. Ф. Записки Н.Ф. Бунакова. Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. Спб., 1909. — 364с.
  27. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-412 с.
  28. Г. А. развитие познавательных интересов и творческих способностей в опыте яснополянской школы Л.Н. Толстого. / Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.
  29. В.П. Всеобщее начальное обучение. Реферат, читаный в Московском комитете грамотности. М.: Тип. Лит. т-ва и М. Кушнерева и К0, 1894.-20 с.
  30. В.П. Спорные вопросы образования. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1907.-62 с.
  31. В.А. Личность ребенка и развитие его творчества в педагогике Л.Н. Толстого. // Известия АПН РСФСР. Вып.5. — 1946. — С. 117−130.
  32. В.А. Яснополянская школа Л.Н. Толстого. // Советская педагогика., 1948. № 9. — С.45−57.
  33. В.М. Проблемы сельской школы в дореволюционной прогрессивной педагогике. // Советская педагогика, 1987. № 2. — С. 110 115.
  34. К.Н. Борьба за свободную школу. М.: Посредник, 1906. — 291 с.
  35. .Б. История земства за сорок лет. Т.1. — СПб.: Тип. О. Н. Попова, 1909. — XVI. — 724 с.
  36. Н.Ф. Начальная школа сегодня: успех и трудности. // Начальная школа, 1997. № 4. — С. 11.
  37. В.И. Предмет обучения в народной школе. СПб.: — Тип. Ф. С. Сущинского, 1873. — 274 с.
  38. . H.A. Корф как школьный деятель. // Народная школа, 1884. -№ 1.
  39. C.B. Народное образование в России. СПб.: Тип. М. О. Эттингера, 1872. — 44 с.
  40. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сборник научных трудов. / АПН СССР. НИИ общ. педагогики- Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: НИИ ОП, 1978.- 102 с.
  41. Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика яснополянской школы Василия Степановича Морозова. -М., 1917.
  42. Воспоминания яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом. Тула: Кн. изд., 1960.-272 с.
  43. В.Т. Сергей Александрович Рачинский. СПб.: Синодальная тип., 1912. — 32с.
  44. Н.К. Историко-педагогические очерки. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-248с.
  45. Н.М. Из моих воспоминаний. В кн.: Рачинский С. А. Сельская школа.-М., 1891.-217 с.
  46. Н.М. С.А. Рачинский. СПб., 1903. — 43 с.
  47. В.Г. О предметном преподавании в начальных классах. // Начальная школа. № 7. — С.38.
  48. В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. — 589 с.
  49. В.Ф. Церковноприходская школа. Харьков: Тип. Яковлева, 1903.-492 с.
  50. М.Г. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А.Н. Острогорского. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1955.- 16с.
  51. М.Н. Начальная народная школа, ее история, дидактика и методика. М.: Тип. Н. Д. Сытина, 1916. — 330 с.
  52. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.- 199с.
  53. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов. // Начальная школа, 1990. — № 7. — С.64.
  54. Э.Д. Российское образование: программа стабилизации и развития. // Педагогика, 1991. № 4. — С.3−10.
  55. В.А. Ответ на статью графа Толстого «О народном образовании». СПб., 1874.
  56. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. -М.: Педагогика, 1987. 151 с.
  57. К. В. Барон Н.А. Корф. Воронеж: Тип. В. И. Исаева, 1903. -18 с.
  58. К.В. Русские педагоги второй половины XIX века. Изд.З., ПГ., М. М. Гутзац, 1915. — 189 с.
  59. Жук И. Г. Некоторые вопросы формирования познавательных потребностей и интересов в педагогической теории Л. Н. Толстого. В сб.: Проблемы формирования духовных потребностей и интересов личности. Новосибирск: Научные труды, 1970. — Вып.61. — С.226−237.
  60. Журнал МНП. 1869. — декабрь.
  61. Журнал МНП. 1870. — Ч. СХЬУШ. — № 4. Современная летопись.
  62. Заметки о судьбах начального народного образования в России. СПб., 1884.-70 с.
  63. Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ. 4.1. — СПб., 1862.
  64. Записка по вопросу о всеобщем начальном обучении с приложением сведений о начальном образовании в России за 1903 г. СПб.: Тип. Сойкина, 1906.- 131 с.
  65. Е.А. Инспекция народных училищ. Русское общество и учебные ведомости в школьном деле. М.: Задруга, 1914. — 132 с.
  66. Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М.: Задруга, 1915. — 96 с.
  67. Зимченко Н. H.A. Корф. В кн.: Русские современные деятели. Т. З -СПб., 1878.
  68. С. Очерки истории учительского объединения в России. Сборник статей. 1916.
  69. Э. Р. Работа Н.Ф. Бунакова в Воронежской подготовительной школе 1867−1884гг. // Ученые записки ЛПИ им. Герцена. JL, 1955. -№ 118. — С.231−250.
  70. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб.: Тип. Киршбаума, 1883. 259 с.
  71. Исторический обзор деятельности МНП за 1862−1902гг. / сост. Рождественский С. СПб.: МНП, 1902. — 785с.
  72. Исторически очерк развития церковных школ за истекшие двадцатипятилетия с 1884—1909 гг. СПб.: Училищный совет при Св. Синоде, 1909. — VI, 686. — 135 с.
  73. П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе. // Народная школа, 1874. № 11. — С.5−20.
  74. П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе. // Народная школа, 1874. № 12. — С.37−47.
  75. П.Ф. Новое направление в педагогике. // Педагогический сборник, 1891. № 3. — С.255−269.
  76. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб.: Русская школа, 1897. — 146 с.
  77. П. Ф. Музыченко А.Ф. Современные педагогические течения. -М.: Польза, 1913.-220 с.
  78. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.
  79. В. Поездка к Барону Корфу. // Современная летопись, 1871. -№ 1,2.
  80. В. Сельская школа накануне крестьянской реформы. // Архив истории труда в России. Кн.4. Пг., 1922. — С.31−35.
  81. В. Сельская школа после крестьянской реформы. // Архив истории труда в России. Кн.5. Пг., 1922. — С.36−46.
  82. В. Сельская школа после крестьянской реформы. // Архив истории труда в России. Кн.6. Пг., 1923. — С.173−182.
  83. H.A. Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Учпедгиз, 1953. — 272 с.
  84. Н.М. Обучение и творчество на уроках трудового обучения. //Начальная школа, 1992. № 5−6. — С. 41−45.
  85. H.A. Несколько спорных вопросов из практики народной школы. // Народная школа, 1869. № 10. — С. 11 -15.
  86. H.A. Благосостояние или образование. // С-Петербургские ведомости, 1870. № 316.
  87. H.A. Легко ли живется русской школе. // С-Петербургские ведомости, 1870. № 45.
  88. H.A. Русская начальная школа. Руководство для земских, гласных и учителей земских школ. СПб.: Д. Е. Кожанчикова, 1870. — XXIV, 364. -98 с.
  89. H.A. Отчет Алекскндровского уездного училищного совета и его членов за 1870−71 учебный год. Екатеринослав, 1871.
  90. H.A. Крестьянское земство и народная школа. // Неделя, 1872. -№ 17. С.546−556.
  91. H.A. Программа народной школы. // С-Петербургские ведомости, 1872.-№ 28.
  92. H.A. Наше школьное дело. Сборник статей по училищеведению. -М.: Тип. Салаевых, 1873. 431 с.
  93. H.A. Теория Дарвина и вопросы педагогики. // Вестник Европы, 1873. май.
  94. H.A. Руководство к обучению грамоте (по звуковому способу). Изд.6. СПб., Изд. Александровского уездного училищного совета, 1874.- 16 с.
  95. H.A. Народная школа в руках крестьянского земства. // Вестник Европы, 1881.- Кн. 10. С.784−791.
  96. H.A. Выступление на херсонском учительском съезде. //Народная школа, 1882. -№ 1.
  97. H.A. Наши педагогические вопросы. М.: Сотрудник школ, 1882. -409 с.
  98. H.A. Руководство к «Нашему другу» / книга для учащихся. -Изд.2. СПб.: Тип. М. А. Хана, 1882. — 195 с.
  99. H.A. Из пережитого. / Оттиск из исторического журнала Русская старина. СПб., 1884.
  100. H.A. Наш друг. Книга для чтения учащихся в школе и дома, руководство к начальному обучению родному языку. Изд. 18. — СПб., 1890.-280 с.
  101. Э. Лев Толстой как школьный учитель. М., 1908. — 80с.
  102. П.А. Устроитель народных школ H.A. Корф. // Начальная школа, 1984. № 10. — С.70−73.
  103. В.А. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Тула: Обл.кн. изд., 1953.-40с.
  104. Лев Николаевич Толстой как педагог. Тула, 1967. — 104с.
  105. Е. Новые мысли Л.Н. Толстого о воспитании и образовании. // Вестник воспитания., 1913. №?1.
  106. O.E. Московский петимер. Из истории русского утопизма. // Лица. Библиографический альманах. М.-СПб., 1994. — С.53−71
  107. Л.В. Николай Федорович Бунаков, его жизнь и деятельность. СПб., М. М. Гутзац, 1907. — 44с.
  108. Е.Л. Теория и практика Яснополянской школы: педагогические заметки тульского учителя. // Русский вестник, 1862. Т.39. — № 5.
  109. Ф. Барон H.A. Корф. // Народная школа, 1873. -№ 11.- С.36−39.
  110. Ф. О народном образовании гр. Л. Н. Толстого. // Народная школа, 1875. № 11. — С.7−32.
  111. П. Очерки по истории русской культуры. 4.2., — СПб.: Мир Божий, 1897.-365с.
  112. Л.П. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды H.A. Корфа. / Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1956. -16с.
  113. М.В. Передовые школы нового типа созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века. / Автореф. диса. канд. пед. наук., М., 1966. 20 с.
  114. С.И. План и основы устройства нашей народной школы. СПб.: Тип. А. Н. Котомина, 1875. — 222с.
  115. С.И. Н.Ф. Бунаков // Народная школа, 1877. № 10.
  116. Т.С. Н.Ф. Бунаков о воспитании и развитии учащихся. // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Т.264. — 1964. — С.295−305.
  117. Народное образование в России. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т.Х. — М.: Тип. И. Д. Сытина, 1912. — 351с.
  118. В.А. Проблема воспитания активности и самостоятельности учащихся в русской педагогике второй половины XIX века. / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1963. — 23с.
  119. А. Народное образование в Александровском уезде Екатериновской губернии. // Народная школа, 1882. № 1.
  120. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 г. СПб.: Хоз. Деп. Министерство внутренних дел, 1902. — 66с.
  121. Обзор деятельности МНП за 1862−1864гг. СПб., 1882.
  122. Обзор деятельности МНП за 1874−1881гг. СПб., 1882.
  123. Однодневная перепись начальных школ в империи, проведенная 18 января 1911. Вып.УН. — 4.1−2. — СПб., 1912. — 84 с.
  124. О главных основаниях Положения для народных школ. 1863. — 46с.1250 первоначальном народном обучении. М., 1862. Извлечено изкниги 2 «Творения отцов». 1862.
  125. О положении наших частных учебных заведений. СПб.: Тип. В. Головина, 1867. — 40с.
  126. A.C. Об отношении государства к народному обргрованию.- СПб.: Тип. Д. Е. Кожанчикова, 1872. 626с.
  127. Ф.Ф. Народные школы Европейской России в 1892—1893 гг..- СПб.: Русский начальный учитель, 1896. 91с.
  128. A.B. Вопросы истории начального образования в России. Вторая половина XIX начало XX. — Ч. 1. — М., 1974. — 168с.
  129. A.B. Вопросы истории начального образования в России. Вторая половина XIX начало XX. — 4.2. — М., 1975. — 178с.
  130. A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861 -1917 гг.). М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  131. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. / ред. Н. М. Волынкина. М.: Просвещение, 1976. — 431с.
  132. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. / ред. А. И. Писку нова. М.: Педагогика, 1976. -599с.
  133. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX века. / ред. Э. Д. Днепров. — М.: Педагогика, 1991. -446с.
  134. Педагогическое наследие JI.H. Толстого. Сборники статей. Тула, 1975.-79с.
  135. П. Из истории народной школы. // Педагогический листок, 1918. С.11−14.
  136. M.JI. Барон H.A. Корф., его жизнь и общественная деятельность. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1893.
  137. М.Л. Барон Корф в письмах к нему разных лиц. СПб.: Русская старина, 1895. 258с.
  138. И. Два направления в деле начального народного образования. // Русская школа, 1899. № 3. — С. 18−26.
  139. Г. Барон H.A. Корф и его педагогическая деятельность. Н. Новгород: Тип. Г. Искольдского, 1914. — 24с.
  140. Письма Победоносцева к Александру III. T.I. — М., 1925.
  141. Письма Победоносцева к Александру III. T.II. — М., 1926.
  142. Письма Толстого и к Толстому. М.-Л.: Госиздат, 1928. 333с.
  143. По вопросу о введении всеобщего обучения и изменения положения о начальных народных училищах. Основные положения по вопросу о введении всеобщего обучения. СПб., 1890. — 9с.
  144. По поводу «Положения о начальных народных училищах» 14 июля 1864 года. СПб., 1864. — 30с.
  145. К.П. Ученье и учитель. Педагогические заметки. Кн.1 -М.: Синодальная тип., 1901.-61с.
  146. К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993.-367с.
  147. Подробный справочник сведений об учебных заведениях и курсах. Средние и низшие учебные заведения, частные учебные заведения, курсы. Изд.2. — СПб., 1911.
  148. Положение о начальных народных училищах 1864. СПб., 1864.
  149. Правила и программы для церковноприходских школ и школ грамоты.- Изд.4. Училищный совет при Св. Синоде. — СПб., 1898. — 112с.
  150. Правила и программы для церковноприходских школ и школ грамоты.- Изд. 2-е. Спб., 1894. — 139 с.
  151. Правительственные постановления по МНП. T.V. — СПб., 1877. — № 63. — С.161−170.
  152. Православное обозрение. 1869. — № 2.
  153. Д. История СПб комитета грамотности. СПб., 1898. -370с.
  154. Пругавин А. С Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения. М.: Русская мысль, 1890. -282с.
  155. A.C. Законы и справочные сведения по начальному образованию. СПб.: Тип. О. Н. Попова, 1898. — 785с.
  156. З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы // Педагогика, 1991. № 10. — С.110−117.
  157. К. Д. Мальковская Т.И. Развитие творческой личности ребенка в педагогическом наследии JI.H. Толстого. // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, 1970.-Т.377.
  158. С.А. Институт Стоя в Йене. // Русский вестник. 1857. -Т.П.
  159. С.А. Заметки о сельских школах. СПб.: Синодальная типография, 1883. — 123 с.
  160. Рачинский С.А. Absit ommen. СПб., 1901. — 17с.
  161. С.А. Сельская школа. Сборник статей Рачинского С. А. -СПб.: Синодальная типография, 1910. 371с.
  162. С.А. Сельская школа. Сборник статей. М.: Педагогика, 1991.- 173с.
  163. А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX -начале ХХвв. // Исторические записки. М., 1957. — Т.37.
  164. Ф.Ф. Педагогические труды Н.Ф. Бунакова. // Народная школа, 1881.-№ 2.
  165. В.В. Культура и деревня. В кн.: Сельская школа. С. А. Рачинский. СПб., 1898.
  166. Д. Различные типы школ и образования, получаемого в них современными русскими людьми. СПб., 1897.
  167. А. Народный учитель и сельская школа. Отношение к ним общества и вводимые в разных губерниях меры к улучшению их положения. Екатеринослав, 1903.
  168. B.C. С.А. Рачинский. // С-Петербугские Ведомости, 1899. № 6.
  169. Сборник постановлений по МНП. T. IV. — СПб., 1871. — № 23.
  170. Сборник распоряжений по МПН. СПб., 1901. — Т.6. — № 59
  171. Сватиков Ф.Ф. H.A. Корф основатель народной земской школы. // Советская педагогика, 1938. — № 4. — С.86−104.
  172. H.H. О проблемах и перспективах нашей школы. // Начальная школа, 1995. № 1. — С.76.
  173. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  174. Д.Д. Педагогические очерки школ Александровского уезда. // Народная школа, 1872. № 1. — С. 10−19.
  175. Семенов Д.Д. H.A. Корф. В кн.: Острогорский В., Семенов Д. Д. Русские педагогические деятели. М.: Начальная школа, 1887. — 88с.
  176. Д.Д. В гостях у Корфа. // Русская школа, 1896. № 9−11.
  177. В.В. Правительственная политика в области начального образования в России 60−70-х годов XIX века. / Автореф. дисс.. канд. ист. наук. Минск, 1980. — 22с.
  178. И.В. К.П. Победоносцев о роли просвещения и правительственного воспитания народа. В кн.: История образования и просвещения в России XIX XX века. — М., 1994.
  179. Л.Д. Педагогические идеи Л.Н. Толстого. // Вестник Воспитания, 1910. № 10.
  180. Д. Задача земства в деле народного образования. СПб., 1870.-20с.
  181. В.З. Н.Ф. Бунаков, его жизнь и педагогическая деятельность. Вводная статья. В кн.: Н.Ф. Бунаков. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С.5−34.
  182. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 312с.
  183. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогике XIX века. М.: Учпедгиз, 1963.-312с.
  184. Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковноприходских школах и школах грамотности. Сост. П. Н. Сумараков. Вятка, 1899. — 360с.
  185. Современное состояние России и сословный вопрос. М., 1886.
  186. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей, 1993. 198с.
  187. Соловков И. А Вопросы теории начального образования в России в конце XIX начале XX века. // Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности. — МПГУ им. Ленина, 1983. — С.97−107.
  188. И.А. Начальное образование в России второй половины XIX начала XX века. — М.: Прометей, 1992. — 190с.
  189. И.А. Опыт яснополянской школы JI.H. Толстого яркий пример ненасильственной педагогики. — Сб. науч. тр. Mili У. — М., 1995.
  190. И.А. Опыт яснополянской школы JI.H. Толстого. // Начальная школа, 1997. № 6.
  191. И.А. Авторская школа профессора С.А. Рачинского. // Начальная школа, 1998. № 3. — С.112−115.
  192. В.Д. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Н.Ф. Бунакова. М., 1960. — 16с.
  193. М.Ф. Земская начальная школа во второй половине XIX в. / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 19с.
  194. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи за 1896. Вып.1 СПб.: Департамент народного просвещения, 1898.-303с.
  195. М.Е. С.А. Рачинский педагог, просветитель, ученый. // Политическая информация. Смоленск, 1990. — № 7.
  196. М.Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. А. Вахтеров, Х. Д. Алгевская, К. Н. Вейтцель. М.: Верикт, 1995. — 159с.
  197. М.Е. Русские педагоги: Очерки. М. СКРИН, 1997. — 222 с.
  198. М.Е. Школьный апостол. (С.А. Рачинский). // Педагогика, 1998.-№ 2.-С.64−70.
  199. Степняк-Кравчинский С. М. Россия под властью царей. М.: Мысль, 1965.-407с.
  200. В.Я. Русская начальная школа в 60-х годах XIX века. // Начальная школа, 1945. № 7−8. — С.40−46.
  201. Е.К. Образовательная политика в России (60−90 гг. XIX века). // Педагогика, 1997. № 2. — С.99−105.
  202. С.С. Император Александр II, Его жизнь и царствование. В 2-х т. Т.2. СПб.: Тип. A.C. Суворина, 1903.
  203. С. Татьевская школа С.А. Рачинского. //. Народное образование, 1902. № 2.
  204. Д.И. Обучение в народной школе. // Народная школа, 1872. — № 1.
  205. JI.H. Азбука.. // Полное собрание сочинений в 90 тт. Т.22. -М.: Гослитиздат, 1957. 789с.
  206. JI.H. Воспитание и образование. // ПСС. Т.8. — С.211−246.
  207. JI.H. Детская мудрость. // ПСС. Т.37. — С.311−348.
  208. JI.H. Дневник яснополянской школы за 1862 г. // ПСС. Т.8. -С.455−486.
  209. JI.H. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // ПСС. Т.8. — С.301−324.
  210. Л.Н. Новая азбука. // ПСС. Т.21. — С. 1 -101
  211. Л.Н. Общие замечания для учителя. // ПСС. Т.22. — С. 190 195.
  212. Л.Н. О воспитании. // ПСС. Т.38. — С.62−69.
  213. Л.Н. О задачах педагогики. // ПСС. Т.8. — С.382−385.
  214. Л.Н. О значении народного образования. // ПСС. Т.8. -С.405−406.
  215. Л.Н. О методах обучения грамоте. // ПСС. Т.8. — С. 126−146.
  216. Л.Н. О народном образовании. // ПСС. Т.8. — С.4−25.
  217. Л.Н. О народном образовании. // ПСС. Т.17. — С.71−132.
  218. Л.Н. О свободном возникновении и развитии школ в народе. // ПСС. Т.8. — С.147−177.
  219. JI.H. Педагогические заметки и материалы. // ПСС. Т.8. -С.377−381.
  220. Л. Н. Письма Л.Н. Толстого // ПСС. Т.60. С.5−462, .
  221. Л.Н. Проект общего плана устройства народных училищ. // ПСС. -Т.8. С.178−210.
  222. Л.Н. Сельский учитель. // ПСС. Т.8. — С.392−394.
  223. Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. // ПСС. Т.8. — С.29−125
  224. Л.Н. Азбука. Новая азбука. М.: Просвещение, 1987. — 574с.
  225. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -542с.
  226. Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная конференция «Богословие и духовность». М.: Московская патриархия, 1989. — 334с.
  227. К.Д. Вопрос о народной школе. // Собрание сочинений в 11 гг. Т.2. М.-Л.: Изд-во АПН, 1948. — 655с.
  228. Ф.А. Задача пришла с картинки. / О школе Рачинского С. А. -М.: Наука, 1973.- 160 с.'
  229. Г. А., Чарнолуский В. И. Народное образование в России. -СПб., 1900.-264 с.
  230. Г. А., Чарнолуский В. И. Настольная книга по народному образованию. В 4-х т. Т.1.- СПб.: Знание, 1904. Т.1. — 1899. — 714 с.
  231. Г. А. Всеобщее образование в России. М.: Тип. И. Д. Сытина, 1908.-212 с.
  232. В.И. Начальная школа МНП (по официальным источникам). СПб.: Русская книга, 1900. — 200 с.
  233. В.И. Народное образование во второй половине XIX столетия. В кн.: История России в XIX веке. Т.VII. — СПб. — С. 104 164.
  234. Н.Г. Ясная поляна. // Современник, 1862. Т.ХСП. -№ 3.
  235. Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Польза, 1912.-224 с.
  236. Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Мир, 1923.-149 с.
  237. Н.В. «Азбука» и «Книга для чтения» JI.H. Толстого. // Народный учитель, 1928. № 9.
  238. Чупахина H. JL Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины XIX века. // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. 16с.
  239. H.H. Методические взгляды H.A. Корфа. // Учительская газета, 1937. № 26. — С.4.
  240. H.H. Чему можно учиться у Н.Ф. Бунакова. // Учительская газета, 1938. № 14. — С.З.
  241. Т.А. Проблема развивающего обучения в русской педагогике и методике начального обучения во второй половине XIX -начале XX века. / Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995
  242. A.A. Проблема народной школы в педагогике JI.H. Толстого. //Дисс.. докт. пед. наук. Орехово-Зуево, 1995.
  243. С.Т. Толстой педагог. // Народный учитель, 1928. — № 9.
  244. С.Т. Перечитывая Толстого заново. Педагогические сочинения в 4 т. Т. 1. — М.: АПН РСФСР, 1964. — 503с.
  245. A.C. Тайный властитель России. Смоленск, 1992. — 94 с.
  246. Ф. Воронежское земство 1865−1869 гг. Историко-статистический обзор. Воронеж, 1891.
  247. Л.А. Вопросы формирования познавательной активности школьников в педагогическом наследии Н.Ф. Бунакова, В. И. Водовозова, И. Н. Ульянова. // Дисс.. канд. пед. наук. Харьков, 1990.
  248. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  249. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  250. Ясная поляна. Журнал педагогический, издаваемый Гр. Л. Н. Толстым. // Библиотека для чтения, 1862. № 3.
  251. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ)
  252. Ф.543 Коллекция рукописей царского дворца, оп.1, Д. 261.
  253. Ф.543 Коллекция рукописей царского дворца, оп. 1, Д. 507.
  254. Ф.543 Коллекция рукописей царского дворца, оп. 1, Д. 623.
  255. Ф.677 Александр III (1845−1894 гг.), оп.1, Д.964(2).
  256. Ф.677 Александр III (1845−1894 гг.), оп.1, Д. 965.
  257. Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки1. ОРРГБ)
  258. Ф.230 Рачинский С. А. Письма, а Победоносцеву К. П., картон № 4411, ед.хр.1.
  259. Ф.230 Рачинский С. А. Письма, а Победоносцеву К. П., картон № 4411, ед.хр.2.
  260. Ф.230 Рачинский С. А. Письма, а Победоносцеву К. П., картон № 4411, ед.хр.З.
  261. Ф.230 Рачинский С. А. Письма, а Победоносцеву К. П., картон № 4415, ед.хр.2.
  262. Отдел рукописей Российской Академии Образования.
  263. Н.В. Чехова, ед.хр.76.
  264. Н.В. Чехова, ед.хр.З 18.
Заполнить форму текущей работой