Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, включающего комплекс задач: содействие осознанию ребенком эмоционально-экспрессивных проявлений своих и другого человека, развитие способности проявлять эмоции социально приемлемым способом, побуждение детей к творческому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Проблема эмоционально-экспрессивного развития личности в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Особенности развития эмоциональной экспрессии детей в период дошкольного детства
    • 1. 3. Разработка модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении
    • 2. 1. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня эмоционально-экспрессивного развития дошкольников
    • 2. 2. Условия педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста
    • 2. 3. Экспериментальная апробация модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начало XXI века характеризуется изменениями, происходящими в отечественной системе образования в целом и в дошкольном его звене в частности. Коренным образом перестраивается взгляд на дошкольный период детства как самоценный в развитии личности, как важный этап процесса интеграции ребенка в современное социокультурное пространство. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной в 2009 году, определяется в качестве ведущего ориентира развитие социально-адаптивной личности, способной выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Социальная ситуация развития современного ребенка, для которой характерны проявления агрессии, раздражительности, эмоциональной несдержанности, носителями которых выступают взрослые, сверстники, СМИ, оказывает значительное влияние на усвоение дошкольником соответствующих образцов эмоционального реагирования, провоцирует его на овладение деструктивными формами эмоционально-экспрессивного поведения. В сложившихся обстоятельствах проблема развития личности, владеющей способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, приобретает особую актуальность. Понимание эмоциональных состояний своих и других людей, владение экспрессивными средствами самовыражения позволят ребенку отдать предпочтение социально ценным способам поведения, реализовать себя в общении, быть восприимчивым и отзывчивым по отношению к другим.

Изучение экспрессии осуществлялось в русле различных подходов: эволюционно-биологического (В.М. Бехтерев, Ч. Дарвин, Р. К. Изард, И. А. Сикорский, И. М. Сеченов, С. Томкинс и др.), кросс-культурного (У.' Фризен, П. Экман и др.), социального (A.A. Бодалев, В. В. Бойко, В. А. Лабунская, C.JI. Рубинштейн и др.). Анализ научной литературы позволил определить эмоционально-экспрессивное развитие как процесс, естественно протекающий в ходе общей социализации, осуществляющийся на стыке природных форм выражения переживаний и социокультурных способов поведения, взаимодействие между которыми опосредовано обстоятельствами жизнедеятельности субъекта.

Вопросы возрастной динамики эмоционально-экспрессивного развития раскрываются с позиции возможностей восприятия и понимания дошкольниками эмоций (Е.И. Изотова, A.C. Золотнякова, Е. М. Листик, A.M. Щетинина и др.) и особенностей произвольного их выражения (Г.М. Бреслав, Т. В. Гармаева, Я. Рейковский, П. Экман, П. М. Якобсон и др.). Установленные в исследованиях значимые изменения, происходящие по основным линиям эмоционально-экспрессивного развития, позволяют нам определить дошкольный возраст как сензитивный период.

Анализ современных педагогических исследований, образовательных программ для дошкольных учреждений, учебно-методических пособий позволяет сделать вывод о том, что наметились положительные сдвиги в решении задач эмоционального развития ребенка: эмоции стали рассматриваться в качестве одной из главных возрастных ценностей дошкольника (Н.С. Ежкова), выделяются разнообразные методы, средства развития эмоций и экспрессии у детей (работы Т. А. Данилиной, И. О. Карелиной, C.B. Крюковой, В. М. Минаевой, Г. И. Чистяковой, A.M. Щетининой и др.). Несмотря на разносторонность выполненных работ и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, анализ научных исследований и практики свидетельствует, что недостаточно изученной остается проблема педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: не выявлена сущность и показатели эмоционально-экспрессивного развития дошкольниковне определены условия реализации педагогической поддержки этого процесса.

Анализ научной литературы и образовательной практики позволил выделить противоречия между: — потребностью в развитии социально-адаптивной личности и недостаточной ориентацией системы дошкольного образования* на. эмоционально-экспрессивное развитие ребенка-дошкольника;

— необходимостью осуществления педагогическойподдержки эмоционально-экспрессивного развития, детей, дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий ее реализации;

Обозначенные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы условия реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в. педагогической науке и практике послужили основанием. для определения темы исследования: «Педагогическая поддержка» эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреяедении".

Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развитиядетей в. дошкольном образовательном учреждении и условия ее реализации.

Объект исследования: эмоционально-экспрессивное развитие личности в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: условия. реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста будет результативной, если:

— реализация модели педагогической поддержки позволяет системно и* целенаправленно содействовать, осознанию ребенком своих эмоциональноэкспрессивных проявлений, развитию способности проявлять эмоции социально приемлемым способом, побуждению детей к творческому эмоционально-экспрессивному самовыражению;

— разработаны и реализованы условия педагогической поддержки: придание детской деятельности, эмоционально-насыщенного, экспрессивного характеранасыщение предметной среды дошкольного образовательного учреждения эмоционально-развивающими средствамиобеспечение эмоционального благополучия ребенкаэмоционально-экспрессивное поведение педагогамониторинг процесса эмоционально-экспрессивного развития детей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогическую сущность эмоционально-экспрессивного развития личности в дошкольном возрасте.

2. Выявить критерии и показатели уровня эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста.

3. Спроектировать и экспериментально апробировать модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

4. Обосновать условия реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

Методологической основой исследования служат: концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, A.B. Мудрик, Ю. В. Сенько, Н. Е. Щуркова и др.), в том числе дошкольного образовании (Т.И. Бабаева, P.C. Буре, JI.A. Венгер, В. В. Давыдов, JI.A. Парамонова, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.) — положения концепции педагогической поддержки (О.С. Газман, Н. Б. Крылова, H.H. Михайлова, С. М. Юсфин и др.) — теории личностно-ориентированного подхода в педагогике (Е.В. Бондаревская, В. В. Давыдов, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.) — положения системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, B.C. Ильин и др.) — теории деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов,.

A.A. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: теории эмоциональной экспрессии (A.A. Бодалев, В. В. Бойко,.

B.А. Лабунская, СЛ. Рубинштейн, П. Экман и др.) — теории эмоционального развития детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович, Л. П. Стрелкова, П. М. Якобсон и др.), исследования особенностей восприятия и понимания детьми эмоциональных состояний (Н.Д. Былкина, В. А. Лабунская, Д. В. Люсин, A.M. Щетинина и др.), исследования особенностей кодирования эмоций детьми (A.C. Золотнякова, Е. И. Изотова, У. Фризен, П. Экман и др.).

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, моделированиеэмпирические — педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ педагогической документации, педагогический эксперимент, методы изучения восприятия, понимания эмоций детьми и особенностей использования экспрессии при передаче эмоции (Г.А. Афонькина, В. М. Минаева, Ю. А. Урунтаева, A.M. Щетинина) — методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. На поисковом этапе (2005;2007 гг.) в эксперименте приняли участие дети 3−7 лет (185 детей) и специалисты дошкольных образовательных учреждений гг. Новокузнецка,.

Прокопьевска, Междуреченска, Осинников, пгт. Промышленная Кемеровской области (31 педагог). Основное экспериментальное исследование проводилось в 2007;2009 гг. на базе дошкольных образовательных учреждений г. Новокузнецка №№ 101, 144, 208, 244. В констатирующем эксперименте приняли участие 328 дошкольников 3−7 лет. Выборку экспериментальных групп составили 163 дошкольника разных возрастных групп. В экспериментальной работе приняли участие 32 педагога дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2004;2005 гг.) — поисково-аналитический, посвящен изучению психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщению передового педагогического опыта, его сравнительный анализ. В результате проделанной работы на данном этапе был определен научный аппарат исследования, сконструирована модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников в ДОУ.

Второй этап (2005;2009 гг.) — экспериментальный, где осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы и теоретических положений диссертационного исследования. Выявлены и апробированы педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении (2005;2007 гг.). Осуществлена опытно-экспериментальная проверка эффективности модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении в 2007;2009 гг.

Третий этап (2009;2010 гг.) — обобщающий. На данном этапе обобщены и систематизированы материалы исследования, проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, проведена их количественная и качественная обработка, сформулированы выводы, уточнены теоретические положения, оформлена диссертационная работа.

Научная новизна исследования состоит в следующем: -уточнено понятие эмоционально-экспрессивного развития личности (уточнение заключается в определении линий эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста: изменения в восприятии и понимании детьми эмоциональных состояний по экспрессиисовершенствование эмоционального реагирования, внешнего оформления эмоционально-экспрессивных проявлений). При этом установлено, что в дошкольном возрасте основным механизмом эмоционально-экспрессивного развития детей выступает подражание, основанное на стремлении ребенка к идентификации себя со значимыми другими;

— охарактеризованы предпосылки эмоционально-экспрессивного развития личности в период дошкольного детства (природная эмоциональность и экспрессивность ребенкапоявление психических новообразований: соподчинение мотивов, развитие произвольности, установление связи между аффективной и интеллектуальной сферами);

— разработаны критерии (восприятие и понимание эмоций по экспрессиивоспроизведение эмоциональной экспрессии) и показатели эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста. По первому критерию выделены показатели: проявление внимания и интереса к эмоциям и экспрессии человека, восприятие экспрессивных признаков (мимики, жестов, позы), понимание (опознание) эмоции по экспрессии, богатство словаря обозначений детьми эмоционального состояния человека (словарь эмоций). По второму критерию в качестве показателей определены: воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), владение пантомимикой, интонационная выразительность;

— сконструирована и реализована модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников с учетом их возрастных особенностей (пропедевтический период и период интенсивного эмоционально-экспрессивного развития), включающая целевые ориентиры, содержание, методический инструментарий, необходимый результат;

— определены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении, выступающие как условия реализации модели педагогической поддержки: придание детской деятельности эмоционально-насыщенного, экспрессивного характера за счет использования педагогом эмоционально-активизирующих методовобеспечение эмоционального благополучия воспитанников, способствующего их эмоциональному самовыражениюэмоционально-экспрессивное поведение педагога как культурный образец для детейнасыщение предметной среды дошкольного образовательного учреждения эмоционально-развивающими средствами, активизирующими интерес детей к эмоциональным проявлениям человекамониторинг эмоционально-экспрессивного развития детей.

Теоретическая значимость исследования заключается: в расширении теоретических представлений о психолого-педагогической сущности эмоционально-экспрессивного развития личности применительно к дошкольному возрастув разработке показателей критериев, позволяющих определить уровни эмоционально-экспрессивного развития дошкольниковв уточнении понятия педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении как деятельности педагога, содействующей индивидуально-своеобразному эмоционально-экспрессивному развитию ребенкав теоретическом обосновании условий реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей.

Практическая значимость исследования состоит в осуществлении условий реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении наоснове созданиям организационно-методического сопровождения данного процесса: дидактических материалов и методических рекомендаций. Результаты исследования являются теоретической основой для разработки факультативных занятий^, элективных курсов! по подготовкеспециалистов к осуществлению педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного1 возраста для студентов педагогических средних и высших1, учебных заведений, дополняют содержание курса дошкольной педагогики в разделе «Социально-эмоциональное развитие дошкольников». Выводы и материалы диссертационного исследования используются в практике работы МДОУ №№ 144, 208 г. Новокузнецка, школы раннего развития при МОУ «Общеобразовательная школа № 19 г. Междуреченска», МДОУ №№ 4, 6 пгг. Промышленная Кемеровской обл.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены опорой на методологию педагогических исследованийкомплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных целям, и задачам исследованияпривлечением обширного теоретического и практического материала по избранной проблеме и его анализомрепрезентативностью полученных данныхподтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования, позитивными: изменениями уровня эмоционально-экспрессивного развития дошкольников.

Личный вклад автора заключается в анализе исследований попроблеме эмоций и экспрессии в психологической и педагогической наукахв конкретизации сущности и содержания понятия эмоционально-экспрессивное развитие, разработке критериев и показателей эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возрастав разработке и апробации модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждениив организации всех этапов экспериментального исследования, интерпретации полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмоционально-экспрессивное развитие в дошкольном возрасте представляет собой динамический процесс количественных и качественных изменений в восприятии, понимании и овладении ребенком эмоциональной экспрессией, переход ее в систему социально-нравственных чувств и окультуривание эмоционально-экспрессивных реакций. Эмоционально-экспрессивное развитие выступает необходимым условием формирования личности, владеющей социально-значимыми способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

2. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития ребенка предполагает непрерывное осуществление этого процесса в дошкольном образовательном учреждении и заключается в содействии ребенку в его индивидуально-своеобразном эмоционально-экспрессивном развитии, оказании помощи в осознании и принятии дошкольником своих эмоций и экспрессии, сохранении индивидуальности эмоционально-экспрессивных проявлений ребенка и придание им социальной направленности.

Модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, включающего комплекс задач: содействие осознанию ребенком эмоционально-экспрессивных проявлений своих и другого человека, развитие способности проявлять эмоции социально приемлемым способом, побуждение детей к творческому эмоционально-экспрессивному самовыражениюсодержательного, отражающего совокупность направлений педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении (поддержка в понимании своих эмоций и экспрессиисодействие в овладении эмоциональной экспрессиейподдержка во взаимодействии с окружающими и проявлении эмпатиипомощь в снятии эмоционального напряжения) — технологического, представленного разнообразными методами, средствами и формами организации деятельности воспитанников и условиями реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развитиярезультативного, заключающегося в повышении уровня эмоционально-экспрессивного развития дошкольников, позволяющего эффективно реализовывать себя во взаимодействии с другими.

3. Условиями реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников являются: обеспечение эмоционального благополучия воспитанниковэмоционально-экспрессивное поведение педагоганасыщение предметной среды дошкольного образовательного учреждения эмоционально-развивающими средствамипридание детской деятельности эмоционально-насыщенного, экспрессивного характерамониторинг эмоционально-экспрессивного развития детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные, итоговые результаты исследования и его выводы освещались: на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях (г. Новокузнецк, 2005 — 2010 гг.) — на курсах повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений (2007, 2008, 2010 гг.) — на курсах повышения квалификации преподавателей средних педагогических учебных заведений Кемеровской области при КузГПА (2009, 2010гг.) — на методических семинарах школы раннего развития при МОУ «Общеобразовательная школа № 19 г. Междуреченска (2008;2009 гг.) — в научных сборниках и в ведущем педагогическом журнале (общим объемом 4,19 п.л.). Теоретические и практические положения работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и технологии дошкольного образования Кузбасской государственной педагогической академии.

Выводы по второй главе.

Анализ данных констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента подтвердил востребованность созданной нами модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении и позволил сформулировать следующие выводы:

1. Для изучения уровня эмоционально-экспрессивного развития дошкольников необходима специальная диагностическая программа. Определена целесообразность построения разных подходов к диагностике детей 3−4 лет и 4−7 лет, исходя из понимания существенных отличий в развитии эмоциональной экспрессии, происходящих на рубеже четырех лет. Диагностический комплекс включает совокупность методов и методик, отобранных и скомпонованных в соответствии с критериями и возрастными показателями эмоционально-экспрессивного развития дошкольников. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали преобладание среднего и низкого уровня эмоционально-экспрессивного развития детей и необходимость осуществления работы в данном направлении. В ходе поискового этапа эксперимента установлены необходимые условия педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: придание детской деятельности эмоционально-насыщенного, экспрессивного характеранасыщение предметной среды дошкольного образовательного учреждения эмоционально-развивающими средствамиобеспечение эмоционального благополучия ребенкаэмоционально-экспрессивное поведение педагога.

2. В ходе исследования установлено, что педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей на пропедевтическом этапе (34 года) и в период интенсивного развития (4−7 лет) имеет существенные отличия и строится с учетом возрастных новообразований дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте она направлена на обогащение эмоционального опыта ребенка, понимание разнообразия эмоциональных переживаний, первичное осмысление эмоциональных состояний своих и другого человека, развитие эмоционального реагирования (дифференцированности, естественности и выразительности). Реализация педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста предполагает соответствующий методический инструментарий: методы и приемы (эмоционально-сенсорные игры, элементы драматизации, игровые упражнения, психогимнастику, этюды и упражнения на релаксацию и др.), средства (основноедеятельность: игровая, художественно-эстетическая, коммуникативнаядополнительные: детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр и др.).

Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей 4−7 лет содействует формированию у ребенка представлений об эмоциях и экспрессии как средствах выражения эмоций, осознанию эмоционально-экспрессивных проявлений своих и другого человека, усвоению социально приемлемых способов эмоционально-экспрессивного проявления, творческому эмоционально-экспрессивному самовыражению. Реализация педагогической поддержки показала необходимость поэтапной организации работы и позволила определить следующую последовательность: познание ребенком мира эмоций человека («Я — человек чувствующий») — изучение выразительных возможностей тела в передаче эмоций («Я — выразительный человек») — эмоционально-экспрессивное самовыражение («Я — это Я»). Методический инструментарий педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей 4−7 лет вариативен. Разнообразны методы: эмоционально-экспрессивные игры, игровые упражнения и этюды, психогимнастика, упражнения на релаксацию, мимического и моторно-двигательного уподобления музыке, пластического моделирования и др. В качестве оптимальных форм организации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей выделена игра, игровое занятие, тренинговое занятие. Ведущим средством стала деятельность, имеющая выраженный экспрессивный характер (игровая, театрализованная, музыкальная, художественно-творческая, коммуникативная). Целесообразно использование дополнительных средств: панно «Экран настроений», индивидуальные альбомы эмоций, когнитивные схемы эмоций, наборы фотографий и иллюстраций детей и взрослых с разными эмоциями.

3. Реализация педагогической поддержки потребовала осуществление мониторинга эмоционально-экспрессивного развития детей: входящего, текущего, рубежного и итогового. Входящий направлен на изучение исходного уровня эмоционально-экспрессивного развития детей и выступал основой для построения педагогической поддержки. Текущий мониторинг осуществлялся посредством ведения педагогом «Дневника настроений», предполагал выявление актуального эмоционального состояния детей, позволял отслеживать динамику эмоционального самочувствия детей. Рубежный контроль направлен на выявление изменений в эмоционально-экспрессивном развитии детей по окончании определенного этапа работы. Итоговый — предполагал количественную и качественную оценку эмоционально-экспрессивного развития детей в соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями (в нашем исследовании он совпал с контрольным этапом эксперимента).

4. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о качественных изменениях в эмоционально-экспрессивном развитии детей по основным линиям: проявление интереса к эмоциональному состоянию, повышение адекватности восприятия и понимания эмоций и экспрессии, расширение пассивного и активного словаря эмоциональной лексикипоявление выразительности и разнообразия в эмоционально-экспрессивных проявлениях детей.

Заключение

.

Данное исследование отвечает потребностям современной теории и практики дошкольного образования оказания помощи и поддержки растущей личности при вхождении в мир социальных отношений. Оно ориентировано на решение актуальной проблемы осуществления педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении как основы формирования социально-адаптивной личности. Исследование выстроено в соответствии с современными принципами личностно-ориентированного и развивающего образования детей дошкольного возраста.

В соответствии с задачами нашего исследования были изучены работы по психологии выразительного движения, экспрессивного поведения, невербального общения, возрастной психологии развития эмоциональной экспрессии у детей дошкольного возраста, современные педагогические концепции и программно-методические материалы эмоционального, социально-эмоционального развития и воспитания детей дошкольного возраста, исследования по педагогической поддержке развития личности в образовании.

Мы установили, что эмоционально-экспрессивное развитие ребенка — это динамический процесс количественных и качественных изменений в восприятии, понимании и овладении ребенком эмоциональной экспрессией, переход ее в систему социально-нравственных чувств и окультуривание эмоционально-экспрессивных реакций. Этот процесс носит индивидуальный характер и обусловлен, с одной стороны, личностными особенностями ребенка, а с другой стороны, влиянием среды (образцами эмоционально-экспрессивного поведения и социальными требованиями).

Анализ психологических источников по проблеме исследования позволил утверждать, что психологическими предпосылками эмоционально-экспрессивного развития детей выступают: природная эмоциональность и экспрессивность ребенка, появление психических новообразований: соподчинение мотивов, развитие произвольности, установления связи между аффективной и интеллектуальной сферами. Сензитивным периодом в эмоционально-экспрессивном развитии детей является возраст 4−7 лет, когда экспрессия начинает приобретать для ребенка значение специального предмета познания и управления.

Обращение к исследованиям педагогической поддержки в образовании позволило определить сущность педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития как содействие ребенку в его индивидуально-своеобразном эмоционально-экспрессивном развитии, оказание помощи в осознании и принятии дошкольником своих эмоций и экспрессии, сохранение индивидуальности эмоционально-экспрессивных проявлений ребенка и придание им социальной направленности. На основе культурологического, личностно-ориентированного и системного подходов разработана модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении. Структура модели состоит из взаимосвязанных компонентов: голевого, включающего комплекс задач: содействие осознанию ребенком эмоционально-экспрессивных проявлений своих и другого человека, развитие способности проявлять эмоции социально приемлемым способом, побуждение детей к творческому эмоционально-экспрессивному самовыражениюсодержательного, отражающего совокупность направлений педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении (поддержка в понимании своих эмоций и экспрессиисодействие в овладении эмоциональной экспрессиейподдержка во взаимодействии с окружающими и проявлении эмпатиипомощь в снятии эмоционального напряжения) — технологического, представленного разнообразными методами, средствами и формами организации деятельности воспитанников и условиями реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развитиярезультативного, заключающегося в повышении уровня эмоционально-экспрессивного развития дошкольников, позволяющего эффективно реализовывать себя во взаимодействии с другими.

Изучение психолого-педагогических исследований и анализ результатов поискового этапа эксперимента дали основание для выделения условий педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: обеспечение эмоционального благополучия воспитанниковэмоционально-экспрессивное поведение педагоганасыщение предметной среды дошкольного образовательного учреждения эмоционально-развивающими средствамипридание детской деятельности эмоционально-насыщенного, экспрессивного характерамониторинг эмоционально-экспрессивного развития детей.

Экспериментальным путем определена востребованность, жизнеспособность и эффективность разработанной модели эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость осуществления работы по эмоционально-экспрессивному развитию дошкольников. Дети испытывали затруднения в распознавании эмоционального состояния, демонстрировали бедный словарь эмоциональной лексики, часто оставались равнодушными к эмоциональным проявлениям других, демонстрировали бедный, маловыразительный, стереотипный эмоционально-экспрессивный репертуар.

Содержание и направления экспериментальной работы были определены в соответствии с разработанной моделью педагогической поддержки и с учетом данных констатирующего этапа эксперимента. Реализация педагогической поддержки показала необходимость поэтапной организации работы и позволила определить следующую последовательность: познание ребенком мира эмоций человека — изучение выразительных возможностей тела в передаче эмоций — эмоционально-экспрессивное самовыражение. Методическое сопровождение эмоционально-экспрессивного развития детей носило вариативный характер, обусловленный актуальными задачами возрастного периода эмоционально-экспрессивного развития детей, направлениями педагогической поддержки, индивидуальными особенностями детей.

Итоговая диагностика показала значимые изменения в уровне эмоционально-экспрессивного развития детей как по линии воспроизведения эмоциональной экспрессии (экспрессивные проявления детей стали более выразительными, разнообразными, естественными, отражающими индивидуальное своеобразие ребенка и соответствующими социальным нормам выражения), так и по линии восприятия и опознания (чаше стали проявления эмоциональной отзывчивости, основанной на умении воспринимать и понимать эмоциональное состояние другого человека по экспрессии).

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует развития и уточнения. В дальнейшем исследовании в качестве приоритетных могут стать следующие проблемы: изучение возможностей построения и реализации индивидуальной траектории эмоционально-экспрессивного развития личности в условиях дошкольного образовательного учреждениясоздание комплексной модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении и семьеизучение подготовки педагога в системе высшего и непрерывного образования к осуществлению педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Как живете, дети? Текст.: кн. для учителя / Ш. А Амонашвили. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 175с.
  2. , Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 473с.
  3. , Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1971. 376с.
  4. , Т. И. Условия социально-эмоционального развития ребенка в дошкольном детстве Текст. / Т. И. Бабаева // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: материалы международного семинара. СПб.: РПГУ им. А. И. Герцена, 1999. — 154с.
  5. , О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. И. Бадулина. -М., 1998.-21с.
  6. , В. А. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица Текст.: проблема общения в психологии / В. А. Барабанщиков, Т. И. Малкова- под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981.-С. 121−132.
  7. , В. Н. Детское общество как фактор нравственного развития дошкольника Текст. / В. Н. Белкина // Нравственное воспитание: тезисы чтений памяти К. Д. Ушинского. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. С. 7−8.
  8. , М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
  9. , В. М. Биологическое развитие мимики с объективно-психологической точки зрения Текст. / В. М. Бехтерев. — СПб.: Т-во худож. печати, 1910. 38с.
  10. Ю.Блум, Ф. Мозг, разум и поведение Текст. / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Ховстедтер: пер. с англ. М.: Мир, 1988. — 246с.
  11. П.Бодалев, A.A. Восприятие человека человеком Текст. / А .А .Бодалев. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. 123с.
  12. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Инст-т Практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 352с.
  13. , В. В. Энергия эмоций Текст. /В. В. Бойко. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 474с.
  14. Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БРЭХ- СПб: Норинт, 1999. — 1434с.
  15. , Е. В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  16. , Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревсая // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 2936.
  17. , А. На пути к «самости», или Педагогическая поддержка саморазвития ребенка Текст. / А. Бояринцева // Директор школы. 2006. -№ 9. — С. 72−77.
  18. , Г. М. Психология эмоций Текст. / Г. М. Бреслав. М.: Академия, 2004. — 544с.
  19. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения Текст. / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  20. , P.C. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса Текст. / P.C. Буре // Дошкольное воспитание. — 1994.-№ 3.-С. 33−35.
  21. , Т. А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Буянова, М., 2004
  22. , Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе Текст. / Н .Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. 2000. — № 5. -С. 38−47
  23. , Г. Б. Детское слово о музыке: теория и практика обучения на уроке развития речи Текст. /Г. Б. Вершинина. Новокузнецк, 1995. -230с.
  24. , В. К. Психология эмоций Текст. / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. — 496с.: ил. — (Хрестоматия по психологии).
  25. , Н. В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи Текст. / Н. В. Витт // Вопросы психологии. 1991. -№ 1,-С. 95−107.
  26. , С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) Текст. / С. Волконский СПб., 1913. 57с.
  27. , С. Человек на сцене Текст. / С. Волконский. СПб., 1912. -182с.
  28. , Т. В. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / Т. В. Воробьева. М., 1992. -36с.
  29. , О. А. Музыка и игра в детской психотерапии Текст. / О. А. Ворожцова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 90с.
  30. , Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века Текст. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1968. — № 2.- С. 157−159.
  31. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  32. , О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей Текст. / О. С. Гозман // Народное образование .— 1998. № 8. — С. 108−111.
  33. , О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. С. Гозман // Классный руководитель. 2000. — № 3. -С. 6−33.
  34. , Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет Текст. / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 1992. — 142с.: ил. -(Библиотека воспитателя детского сада).
  35. , Т. В. Диагностика особенностей активации механизмов произвольного кодирования эмоций Текст. / Т. В. Гармаева // Психолог в детском саду. -2008. № 1. — С. 3−17.
  36. , Т. В. Произвольная регуляция экспрессии и механизмы эмоционального кодирования Текст. / Т. В. Гармаева // Психолог в детском саду. 2007. — № 4. — С. 86−99.
  37. , Т. В. Развитое у детей пяти-семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности Текст. / Т. В. Гармаева, Л. В. Попова // Психолог в детском саду. 2008. — № 4. — С. 22−39.
  38. , О. В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций Текст. / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 26−36.
  39. , О. В. Развитие языка эмоций у детей Текст. / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 137−149.
  40. , Ю. В. Распознавание эмоций по выражению лица Текст.: дис.. канд. псих, наук / Ю. В. Гранская. СПб., 1998.
  41. , Т. В. Страна эмоций: методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка Текст. / Т. В. Громова. М.: УЦ Перспектива, 2002. — 48с.: ил.
  42. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4−6 лет Текст.: пособие для практических работников детских садов / автор-сост. И. А. Пазухина. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 272 е., ил.
  43. , Т. А. В мире детских эмоций Текст.: пособие" для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 160с. — (Библиотека психолога образования).
  44. , Ч. Выражение эмоций у человека и животных Текст. / Ч. Дарвин. -М., 1953.
  45. , У. Что такое эмоция? Текст. / У. Джеймс // Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. — С. 100−111.
  46. , Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4−6 лет Текст.: методич. пос. для воспит. дошк. образоват. учрежд./ Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2004. — 127с.: ил.
  47. , Л. Я. Эмоции в искусстве Текст.: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман. М.: Смысл, 1997. — 424с.
  48. , Н. Педагогические основы эмоционального развития детей трех-шести лет Текст. / Н. Екжова // Детский сад от, А до Я. 2007. — № 1. — С. 34−50.
  49. , Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дисс.. .доктора пед. наук / Н. С. Екжова. Москва, 2009 — 40с.
  50. , Н. Д. Организация развивающей среды в дошкольном учреждении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Д. Епанчинцева. Белгород, 2001. — 22с.55.3еньковский, В. В. Психология детства Текст. / В. В. Зеньковский. М.: Академия, 1998.-347с.
  51. , Г. П. Театр настроений Текст.: коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников / Г. П. Иванова. — М.: Скрипторий 2003, 2006. 88с.
  52. Игра дошкольника Текст. / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.- под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -286с.: ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
  53. , К. Е. Психология эмоций Текст. / К. Е. Изард: пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 464с.: ил. — (Мастера психологии).
  54. , Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения Текст. / Е. И. Изотова // Психолог в детском саду. 2007. — № 1. — С. 57−74.
  55. , Е. И. Эмоциональные представления как фактор психического развтия детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. И. Изотова. М., 1994. — 20с.
  56. , Е. П. Эмоции и чувства Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  57. , Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период) Текст. /Е. И. Исенина. Иваново: Ивановский гос. ун-т" 1983. — 123с.
  58. , А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада Текст. / А. Г. Исмагилова // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 65−71.
  59. , Р. Тренинг развития личности дошкольника Текст.: занятия, игры, упражнения / Р. Калинина.- 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Речь, 2002.- 160с.
  60. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В. А. Кан Калик. -М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  61. , И. О. Эмоциональное развитие детей 5−10 лет Текст. / И. О. Карелина- худож. Н. В. Павлычева Ярославль: Академия развития, 2006. — 144с.: ил. (Практическая психология в школе).
  62. , Л. Г. Организация предметно-развивающей среды Текст.: из опыта работы / авт. сост. Л. Г. Киреева. Волгоград: Учитель. — 143 с.
  63. , Н. М. Эмоциональная саморегуляция игровой деятельности как фактор психосоматического здоровья дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. М. Климанова. Казань, 2003. — 16с.
  64. , Е. Н. Внутренний конфликт: причины и следствия Текст. / Е. Н. Климова // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: материалы междунар. семинара. СПб.: РПГУ им. А. И. Герцена, 1999. — 154с.
  65. , А. Г. Воспитание чувств Текст. / А. Г. Ковалев. М.: Педагогика, 1971.- 195с.
  66. , Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М.- Ростов н/Д: ИКЦ МарТ, 2005. — 448с.
  67. , Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1975. — 720с.
  68. , С. В. Понимание учителем личности учащегося Текст. / C.B. Кондратьева//Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 143−148.
  69. , О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. Б. Конева. М., 1982. — 16с.
  70. , О. В. К вопросу об эмоционально-экспрессивном развитии детей Текст. / О. В. Конева, H. Е. Разенкова // Актуальные проблемы развития и образования личности: сб. науч. тр. Новокузнецк, РИО НГПИ, 2001. -Ч.1.-С. 47−62
  71. , Е. В. Условия создания эмоционально — развивающей среды дошкольного учреждения для ребенка раннего возраста Текст. / Е. В. Коротаева // Детский сад от, А до Я. 2007. — № 1. — С. 55−66.
  72. , И. Б. Педагогическое взаимодействие Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. — 112с.
  73. , А. Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка Текст. / А. Д. Кошелева // Психолог в детском саду. — 2000. № 2−3. — С. 126−148.
  74. , В.В. Методология для педагога: Теория и практика Текст.: учебное пособие / В. В. Краевский, В. М. Полонский. Волгоград: Перемена, 2001.-325с.
  75. Крижанская, Ю. С. Грамматика общения Текст. / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьякова. 2-е изд. — М.: Смысл: Академический проект, 1999. -279с.
  76. , Н. Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения Текст. / Н. К. Крылова // Школьные технологии. 2008. — № 2. -С. 34−41.
  77. , Н. Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272с.
  78. , С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь Текст.: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. М.: Генезис., 2003. — 208с., ил.
  79. , Н. Л. Развитие эмоционального мира детей Текст. / Н. Л. Кряжева. Ярославль: Академия развития, 1997. — 208с.
  80. , М. А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. А. Кузмищева. М., 2002. — 21с.
  81. , С. В. Педагогика личности от концепции до технологий Текст. / С. В. Кульневич: учеб.-практич. пособ. для учит., класс, руковод., студ., магистрант, и аспирант, пед. учеб. завед., слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Учитель, 2001. — 160с.
  82. , В. В. Лицо человека: анатомия, мимика Текст. / В. В. Куприянов, Г. В. Стовичек. М.: Медицина, 1988. — 272с.
  83. , О. А. Путешествие в прекрасное Текст.: методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева. М.: Баласс, 1999. — 416с.
  84. , В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) Текст. / В. А. Лабунская.- Ростов н/Д.: Изд- во Ростовского унта, 1986.- 136с.
  85. , В.А. Психология экспрессивного поведения Текст. / В. А. Лабунская. М.: Знание, 1989. — 64с.
  86. , В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание Текст. / В. А. Лабунская. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 608с.
  87. , Г. Душевные движения Текст.' / Г. Ланге // Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. — С. 112−130.
  88. , П. Эмоциональное развитие детей и подростков Текст. / П. Лафренье. СПб.: Прайм-Еврознак- М.:Олма-Пресс, 2004 — 256с.
  89. , A.A. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьева. М.: Знание, 1979.-47с.
  90. , А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 365с.
  91. , В. О. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника Текст. / В. О. Лисина // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 4−11.
  92. , М. И. Формирование личности ребенка в общении Текст. / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 320с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  93. , Е. В. Психологические средства оптимизации невербального общения личности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Логинова. Новосибирск, 2003. — 19с.
  94. , В. В. Толковый словарь современного русского языка Текст. / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2008. — 928с. — (Библиотека словарей).
  95. , P.P. Музыкальная психотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста Текст. / Р. Р. Лоскутова // Детский сад от, А до Я. 2007. — № 1. — С. 88−95.
  96. , Г. Обучение дошкольников «языку чувств» Текст. / Г. Любина // Дошкольное воспитание. 1996. — № 2. — С. 4−13.
  97. , А. С. Сочинения Текст.: в 7 т./ A.C. Макаренко М.: Изд-во Академии пед. наук, 1958. — Т. 5. — 558 с.
  98. Юб.Малкова, Т. Н. Восприятие экспрессии человеческого лица Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Н. Малкова. -М., 1981. 24с.
  99. , А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 273с.
  100. Методы системного педагогического исследования Текст. / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГПИ, 1980. — 172с.
  101. , В. М. Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении Текст.: дис. канд. психол. наук / В. М. Минаева. М., 2000. — 132с.
  102. , В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры Текст.: пособ. для практич. работа, д/у / В. М. Минаева. М.: Аркти, 1999. -48с.
  103. , В. В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений Текст. / В. В. Мироненко // Вопросы психологии. 1975.- № 3. — С. 134−142.
  104. , Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребенка Текст. / Н. Михайлова // Народное образование. 1998. — № 8. — С. 115−118.
  105. , Ю. А. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе-общения Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. А. Наумова. -Новосибирск, 1999.-21с.
  106. , Н. Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2009. — № 1. — С. 3−8.
  107. , А. М. Методология образования Текст. / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2002.-320с.
  108. , Л. И. Школа и среда Текст. / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985.-80с.
  109. , С. Л. Развивающая предметная среда Текст.: методич. рекоменд. по проектиров. вариативных дизайн проектов развивающей предм. среды в детских садах и уч.-воспит. комплексах / С. Л. Новоселова. — М., 1995. — С. 15−28.
  110. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми Текст. / под ред. М. И. Лисиной. М., 1985 — 134с.
  111. , Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е. Р. Овчаренко. Волгоград, 2003. — 27с.
  112. , А. Е. Эмоции и воспитание Текст. / А. Е. Ольшанникова. М.: Знание, 1983. — 80с.
  113. , А. Е. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности Текст. / Е. А. Олынанникова, Л. А. Рабинович // Вопросы психологии. 1974. — № 3. — С .65−73.
  114. , И. А. Ступеньки к самопознанию Текст./ И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика. 2002. — № 3. — С. 35−38.
  115. , В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей Текст./ В. Н. Панферов И Вопросы психологии. 1982. — N"5. — С. 139−142.
  116. , Jl. Общественное дошкольное воспитание: Современные тенденции развития и права ребенка Текст. / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. 1997. — № 6. — С. 76−82.
  117. , И. Г. Фундаментальные функции эмоций как органа индивида и индивидуальности Текст. / И. Г. Петров // Мир психологии. 2002. -№ 4.-С. 21−30.
  118. , Е. А. Жесты в педагогическом процессе Текст. / Е. А. Петрова. М.: Московское городское пед. общество. — 1998. — 222с.
  119. , С. Р. Рациональные, эмоциональные, волевые характеристики игровой деятельности как факторы психического развития дошкольника Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. Р. Петрухина. Казань, 1999. — 20с.
  120. , С. А. Педагогическая деятельность как культурный процесс Текст. / С. А. Пилюгина // Новые ценности образования: культуросообразная школа. 2002.- Вып. 11. — С. 39−49.
  121. , Р. Техники релаксации для детей Текст. / Р. Радева // Дошкольное образование. — 2002. № 3−4. — С. 13−16.
  122. , О.П. Музыкальное развитие детей Текст. / О. П. Радынова. -М.: ВЛАДОС, 1997. 608с.
  123. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста Текст.: психологические исследования / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович.: Науч.-исслед. ин-т дошк. воспит. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. 176с.
  124. , Н. Е. Коммуникативный фактор в развитии эмоционально-экспрессивной сферы детей дошкольного возраста Текст. / Н. Е. Разенкова // Общество и коммуникации: сб. науч. ст. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.- С. 162−166.
  125. Разенкова, ¦ Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности Текст. / Н. Е Разенкова // Сибирский педагогический журнал. 2010. — № 6. — С. 296−304.
  126. , Н. Е. Эмоционально-экспрессивное развитие дошкольника в процессе познания самого себя Текст. / Н. Е. Разенкова, Н. А. Черешнева // Проблемы образования личности. — Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2002.-Ч.2.- С. 52−61.
  127. , А. А. Социальная педагогическая психология Текст. / А. А. Реан, Я Л. Коломенский. СПб: ЗАО Питер, 1999. — С. 332−359.
  128. , Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги Текст./ Т. А. Репина// Вопросы психологии. 1960. — № 5. — С. 115−124.
  129. , Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста Текст. / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1959. — № 1. — С. 127−140.
  130. , Е. Ш. Восприятие ребенком позы движущегося человека на картинке Текст. / Е. Ш. Решко // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 153−164.
  131. НЗ.Рожкова, Г. И. Восприятие эмоциональных интонаций Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. И. Рожкова. М., 1972. — 31 с.
  132. , В.М. Эмоции в искусстве, искусство психотехника эмоций Текст. / В. М. Розин // Мир психологии. — 2002. — № 4. — С. 71−85.
  133. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн СПб.: Питер, 2005. — 713 е.: ил. — (Мастера психологии).
  134. , JI.H. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников Текст. / JI. Н. Рувинский. М.: Педагогика, 1981.- 128с.
  135. , Е. В. Эмоционально-насыщенная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Е.В. Рыбак. -М., 2001. 21с.
  136. , И. И. Экспрессивные умения учителя Текст. / И. И. Рыданова //Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя: межвуз. сборн. науч. труд. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1989. — 86с. — С. 49−53.
  137. , Н. В. Игры в школе и дома Текст.: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. М.: Новая школа, 1993. — 144с.
  138. , Ю. А. Оценка лицевой экспрессии взрослого человека детьми 6−7-летнего возраста Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. А. Свентицкая. СПб., 1992. — 16с.
  139. , Е. П. Эмоции и чувства в структуре отношения человека к действительности Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. П. Севруцкая. Казань, 1982. — 18с.
  140. , Г. К. Педагогика сотрудничества и развития Текст.: методические рекомендации / Г. К. Селевко. — Ярославль, 1989. — Ч. 2 — Личностный подход.- 47с.
  141. , Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 11−17.
  142. , В. В. Образование и личность Текст.: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-271с.
  143. , И. А. Всеобщая психология с физиогномикой Текст. / И. А. Сикорский. Киев, 1912.
  144. , В. И.Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности Текст.: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  145. , Н. В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. В. Соловьева. М., 1999. — 24с.
  146. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенкаТекст. — М.: Илекса-Ставрополь: Сервисшкола, 2001. 288с.
  147. , Е. А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Ставцева. М., 2002. — 16с.
  148. , К.С. Работа актера над собой Текст. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1985. — 610с.
  149. , М. С. Тайны и мифы эмоционально-психологического воздействия музыки на человека Текст. / М. С. Старчеус // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 116−127.
  150. , Л. П. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Методические рекомендации Текст. / Л. П. Стрелкова // Обруч. 1996 -№ 4. — С. 24−27.
  151. , Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике Текст. / Т. А. Строкова // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 20−27.
  152. , С. А. Педагогическое руководство развитием эмоциональной отзывчивости младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Стылик. — Петропавловск-Камчатский, 2001. 20с.
  153. , Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения Текст. / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. -1981.-№ 2.-С. 68−78.
  154. , В. А. О воспитании Текст. / В.А. Сухомлинский- сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. — 272с.
  155. Т. Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Г. Сырицо. — СПб., 1997.- 19с.
  156. , С. Вести или сопровождать? Разные пути решения многовековой дилеммы Текст. / С. Темина // Директор школы. 1999. -№ 6. — С. 49−57.
  157. , Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.: Наука, 2003. — 377с.
  158. , Т. М. Функции эмоций в нравственном развитии дошкольника Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. М. Титаренко. — Киев, 1979. 25с.
  159. , В. П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) Текст. / В. П. Трусов //Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 144−147.
  160. , Г. А. Практикум по дошкольной психологии Текст.: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 304с.
  161. , К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: УРАО, 2002. — Ч. 1. — 512с.
  162. , И. В. Подготовка будущего учителя к созданию эмоционально-предметной среды Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Феттер. Омск, 2001. — 25с.
  163. , Н. Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года Текст. / Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова. М.: Медгиз, 1949. — 104с.
  164. Художественное творчество и ребенок Текст.: монография. / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287с.
  165. , О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника Текст. / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. -224с.
  166. , М. И. Психогимнастика Текст. / М. И. Чистякова. М.: Просвещение. 1990.- 126с.
  167. , Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста Текст. / Г. А. Широкова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 304с. (Школа развития)
  168. , Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг Текст. / Т. А. Шкурко. СПб.: Речь, 2003. — 192с
  169. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. М.: Наука- Л.: Ленинградское отделение, 1966. — 301с.
  170. , А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека Текст. / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 60−66.
  171. , А. М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста Текст.: монография / А. М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. -124с.
  172. Эмоциональное развитие дошкольника Текст.: пособие для воспитателя детского сада / под ред. А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой.- М.: Просвещение, 1985. 176с.
  173. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др.: под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М.: Академия, 2002. — 256с.
  174. , Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников Текст.: методич. рек-ции / Е. Н. Юрчук. М.: Сфера, 2008. — 128с. (Библиотека жур. «Воспитатель ДОУ»).
  175. , С. Педагогическая поддержка в школе Текст. / С. Юсфин // Народное образование — 1998. № 8.-С. 112−115.
  176. Я Ты — Мы Текст.: программа социально-эмоционального развития дошкольников / сост. О. Л. Князева. — М.: Мозаика — Синтез, 2003. -168с.
  177. , И. С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176с.
  178. , П. М. Психология чувств и мотиваций Текст. / П. М. Якобсон.- М.: Изд-во Ин-та практич. психол., 1998. 304с.
  179. Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание Текст. / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1976. — 64с.
  180. , Е. JI. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. JT. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224с
  181. Arnold M.B. Emotion and personality. Vol. I, Psychological aspects. New York, Columbia University Press, 1960.
  182. Arnold M.B. Emotion and personality. Vol. II, Neurological and psychological aspects. New York, Columbia University Press, 1960.
  183. Buck R. Emotional development and emotional education // Emotion. Theory, research and experience. V.2. N.Y., 1983. — P.280−287.
  184. Ekman P., Oster H. Facial expressions of emotion Annual Review of Psychology, 20, 1979. p.527−554.
  185. Rassel J.A. Culture, Script and Childrens Understanding of Emotion// Saarni C., Harris P.L. (eds.). Childrens Understanding of Emotion. Cambridg, 1989.
  186. Shennum W.A., Bugenthal D.B. The Development of Control over Affective Expression in Nonverbal Behavior// Feldman R.S. (ed.). Development of Nonverbal Behavior in Children. N.Y., 1982.
  187. Tomkins S.S. Fffect, imagery, consciousness. Vol. 1. The positive affect. -N.-Y., Springer, 1962.
Заполнить форму текущей работой