Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение проходило по алгоритму, включающему в себя следующие блоки: 1) диагностический (диагностика исходного состояния развития коммуникативной компетенции студентов) — 2) целеполагания (определение цели применения интерактивных технологий обучения) — 3) мотивационно-ориентировочный (определение и реализация в процессе обучения педагогических условий, способствующих повышению педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ феномена «педагогический потенциал интерактивных технологий обучения» и его роли в развитии коммуникативной компетенции студентов
    • 1. 1. Коммуникативная компетенция студентов как педагогический феномен
    • 1. 2. Сущность и содержание интерактивных технологий обучения в контексте развития коммуникативной компетенции студентов
    • 1. 3. Педагогические условия, способствующие повышению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов
    • 1. 4. Выводы к главе 1
  • Глава 2. Результативность использования педагогического потенциала интерактивных технологий обучения как фактора развития коммуникативной компетенции студентов
    • 2. 1. Исходные позиции и организация экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетенции студентов
    • 2. 2. Анализ результатов формирующего эксперимента
    • 2. 3. Выводы к главе 2

Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная социально-экономическая и политическая обстановка в российском обществе, процесс интеграции страны в мировое сообщество, в частности, присоединение к Болон-скому соглашению в сентябре 2003 года, требуют новых подходов к подготовке специалистов, способных успешно работать в постоянно изменяющихся условиях.

В программных документах «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы», в материалах Болонского соглашения отмечено, что одним из приоритетов образовательной политики является достижение нового современного качества профессионального образования, направленного на повышение профессионального уровня специалиста, работающего в условиях радикальных социально-экономических изменений. Происходящие преобразования в России предъявляют повышенные требования к профессиональной компетентности молодых граждан нашего общества, независимо от того, в какой сфере производства они заняты. От современного специалиста требуется высокая мобильность, способность успешно и продуктивно сотрудничать с коллегами, умение оперативно решать возникающие проблемы и задачи, умение свободно общаться с окружающими, независимо от их возраста и профессии, устанавливать целесообразные взаимоотношения, сохраняя при этом выдержку и самообладание. Это отражает одну из актуальных проблем современного профессионального образования — создание условий для становления специалиста, ориентированного на партнерские отношения, обеспечивающие совместную продуктивную деятельность, то есть речь идет о подготовке специалиста, обладающего коммуникативной компетенцией.

Анализ теоретических исследований и педагогической практики показали, что вузовский образовательный процесс обладает возможностями для решения обозначенной проблемы, которые используются порой не в полной мере.

Актуальность проблемы исследования на научно-теоретическом уровне определилась недостаточной разработанностью ключевой для данного исследования дефиниции «коммуникативная компетенция студентов». В последние годы понятия «компетентность» и «компетенция» активно осваиваются отечественной педагогикой (В.А. Адольф, Ю. В. Койнова, Н. Е. Костылева, С.В. Меле-шина, Н. Н. Нацаренус, Н. А. Переломова, Г. М. Храмова и др.). Большое количество диссертационных исследований посвящено этой проблеме, однако в них уделяется внимание условиям формирования коммуникативной компетенции у школьников на различных учебных предметах, технологии формирования отдельных видов компетентностей у студентов: исследовательской (И.А. Коваленко), интерактивной (А.Г. Харитонова), социокультурной (М.П. Пушкова), профессионально-педагогической компетентности преподавателя (Н.Ф. Арга-ны, Л. И. Колесникова, Н. Г. Яцура и др.). Таким образом, условия развития коммуникативной компетенции будущих специалистов в вузовском периоде обучения исследованы недостаточно.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы исследования была вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм образовательной деятельности, которые были бы ориентированы на развитие коммуникативной компетенции студентов через актуализацию имеющихся знаний и умений, профессионально-ценностных ориентаций студента в соответствии с требованиями социума. Одним из наиболее перспективных и эффективных путей совершенствования процесса обучения, ориентированного на реализацию программных документов Болонского соглашения и Федеральной целевой программы развития образования, является использование интерактивных технологий.

Анализ научно-методической литературы показал, что различные аспекты развития коммуникативной сферы личности с применением интерактивных технологий изучались многими исследователями. В качестве условий развития коммуникативной компетенции студентов рассматривались: использование педагогической технологии при организации и проведения конверсаториев (Л.В.Стоянова), социальные тренинговые занятия (И.К. Гаврилова), содержание экспериментального курса «Иностранный язык в социокультурном аспекте» (Е.В. Дворак) и др.

Нами было установлено, что в анализируемых работах понятие «педагогический потенциал интерактивных технологий обучения» не изучалось, проблема использования интерактивных технологий во всех исследованиях определялась как однозначно позитивная, без выявления негативных последствий их применения, влияющих на развитие личности в целом, на развитие коммуникативной компетенции в частности. Педагогические технологии как любое явление необходимо рассматривать с различных сторон, выявляя достоинства и возможные недостатки. По нашему мнению, интерактивные технологии обучения обладают значительным потенциалом, но процесс их применения и его результаты дихотомичны, то есть имеют позитивный и негативный эффекты воздействия.

На основании вышеизложенного удалось выделить следующие противоречия:

— между необходимостью реализации компетентностного подхода в процессе обучения будущих специалистов и недостаточной разработанностью существующих научно-теоретических положений;

— между необходимостью развития коммуникативной компетенции студентов и отсутствием стратегии ее формирования на практике, в том числе, с использованием интерактивных технологий обучения;

— между традиционной системой преподавания и необходимостью использования интерактивных технологий обучения с оптимальной реализацией их педагогического потенциала, с учетом позитивных и возможных негативных последствий результата применения.

Необходимость разрешения этих противоречий, недостаточная научная разработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость для высшего профессионального образования определили выбор темы нашего исследования — «Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов».

Цель исследования — теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить, что фактором эффективности развития коммуникативной компетенции студентов является педагогический потенциал интерактивных технологий обучения.

Объект исследования — процесс развития коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования — педагогический потенциал интерактивных технологий обучения, влияющий на развитие коммуникативной компетенции студентов.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс развития коммуникативной компетенции студентов будет более успешным, если:

— он базируется на сущностных характеристиках процесса обучения как интерактивного, предполагающего активное взаимодействие обучающихся с педагогом и между собой;

— выявлена и обоснована сущность педагогического потенциала интерактивных технологий обучения как совокупности возможностей продуктивного влияния на развитие коммуникативной компетенции студентов;

— обоснованы и реализованы условия повышения педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, обеспечивающих развитие коммуникативной компетенции студентов, их субъектную позицию в учебном процессе.

В соответствии с целью, гипотезой и логикой исследования нами были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать проблему развития коммуникативной компетенции студентов в научной литературе и в реальной образовательной практике вузов;

2) обосновать взаимосвязь между повышением педагогического потенциала интерактивных технологий обучения и развитием коммуникативной компетенции студентов;

3) выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие повышению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов.

Теоретико-методолической основой исследования послужили теории личностного и деятельностного подходов в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), синергетического (И.Р. Пригожин, Е. Г. Пугачева и др.), системного (М.А.Данилов, М. И. Махмутов, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.) и антропологического (Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский и др.) подходов, а также методологии и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.).

При рассмотрении данного вопроса нами использовались работы Н. А. Бердяева, Б. С. Гершунского, В. В. Зеньковского, A.M. Коршунова, B.C. Соловьева, содержащие основные положения аксиологии о ценностях труда, познания, учение о факторах и условиях развития человека, о сущности саморазвития личности.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых в области профессионального становления личности (А.А. Деркач, Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин и др.), теоретические представления о профессиональном становлении с позиции компетентностного подхода (Н.В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, Н. А. Переломова, А. В. Хуторской и др.), теоретические основания инновационной деятельности в образовании (О.С. Анисимов, М.В. Кла-рин, Е. В. Коротаева С.Д. Поляков и др.), теоретические положения применения интерактивных технологий обучения (Н.П. Аникеева, М. Ж. Арстанов, Ю. С. Арутюнов, О. Г. Воровщиков, Н. В. Борисова, Ю. В. Геронимус, B.C. Дуд-ченко, С. В. Емельянов, В. М. Ефимов, В. Я Платов и др.).

Сложность исследуемой проблемы обусловила необходимость применения комплекса научно-исследовательских методов: теоретических (сравнительный анализ литературных источников и диссертационных исследований: фил ософских, педагогических, психологических, социологических), моделирование, изучение передового педагогического опыта (высшей школы, методических служб институтов), эмпирических (социологические методы: опрос, анкеты, интервью), наблюдение за работой студентов, преподавателей (дискретное, включенное, контекстное, фрагментарное), анализ продуктов творческой деятельности, монографическое исследование студентов, педагогический эксперимент, педагогический мониторинг, статистическо-математических (обработка эмпирических данных).

Экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет».

Этапы исследования. На первом этапе (1998;1999 гг.) анализировалась степень разработанности данной проблемы в педагогической теории и вузовской практике, формулировалась гипотеза исследования, проводился констатирующий эксперимент, создавалась программа экспериментальной работы.

На втором этапе (2000;2004 гг.) выделялись интерактивные технологии обучения, ориентированные на развитие коммуникативной компетенции студентов, определялись условия, способствующие успешному применению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, осуществлялся формирующий эксперимент, обрабатывались и анализировались полученные данные.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) проводилась систематизация содержания и результатов исследования, полученные данные оформлялись в виде текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— уточнены основные составляющие понятия «коммуникативная компетенция студента», показано его трехкомпонентное содержание;

— выявлен и описан педагогический потенциал интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов;

— установлена взаимосвязь между повышением педагогического потенциала интерактивных технологий обучения и развитием коммуникативной компетенции студентов;

— определены педагогические условия, способствующие повышению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что выводы и результаты проведенной экспериментальной работы могут быть использованы в образовательном процессе вуза, а также в системе повышения квалификации педагогов. Основные положения диссертационного исследования легли в основу разработки элективного курса «Основы развития коммуникативной компетенции» для студентов, практических курсов «Интерактивные технологии обучения: теория и практика применения», «Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения в развитии коммуникативной компетенции» для преподавателей. Сформулированные на основе исследования рекомендации могут использоваться преподавателями вузов и других образовательных учреждений, а также студентами и аспирантами.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждена теоретическим анализом и обеспечена использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиязначительной базой источниковсистематической проверкой результатов экспериментальной работы на всех ее этапах с использованием методов количественной обработки и качественного анализапозитивными результатами мониторинговых исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативная компетенция студента представляет собой синтониче-скую модель, обуславливающую адекватное общение, в структуру которой входят взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: лингвистический, интерактивный, перцептивный. Развитие коммуникативной компетенции студента предполагает обогащение знаний, формирование умений и приобретение личностного опыта в области коммуникации. Данный процесс предусматривает практическую реализацию посредством включения студентов в учебную деятельность на занятиях с использованием интерактивных технологий обучения.

2. Педагогический потенциал интерактивных технологий понимается нами как совокупность возможностей продуктивного влияния на развитие коммуникативной компетенции студента. К ним мы относим показатели социально-психологического (определение личностного смысла учебной деятельности, рост познавательной активности обучающихся, изменение мотивации к самостоятельному освоению знаний, изменение самооценки, накопление в процессе занятий опыта практической деятельности, системный подход к решению поставленных проблем) и коммуникативного характера (развитие владения вербальными и невербальными средствами коммуникации, использование в общении стратегий конструктивного партнерства).

3. Интерактивные технологии как педагогический феномен дихотомичны: их применение может иметь как продуктивный, так и непродуктивный результаты. К возможным непродуктивным результатам применения интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов, мы относим: напряженное эмоциональное состояние вследствие принудительной активизации мышления и высокой интеллектуальной нагрузкипсихологический дискомфорт вследствие проигрыша или неуспехаснижение интереса к занятиям вследствие некорректного поведения со стороны партнеров или преподавателя.

4. Существует взаимосвязь между повышением педагогического потенциала интерактивных технологий и развитием коммуникативной компетенции студентов. Для повышения педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, применяемых с целью развития коммуникативной компетенции студентов и предотвращения возможных непродуктивных результатов их применения, необходимо, чтобы в учебном процессе использовался комплекс педагогических условий: организационно-педагогических, социально-педагогических, психолого-педагогических. В качестве необходимого компонента системы педагогических условий нами определено и описано коррекци-онно-компенсирующего условие, предусматривающее моделирование на занятиях творческой образовательной среды, оказание психолого-педагогической поддержки обучаемым с определением индивидуальной программы коррекци-онно-компенсирующего сопровождения для каждого из них.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования излагались и получили положительную оценку на международных научно-практических конференциях: «Модернизация образования: проблемы, пути решения» (Иркутск, ИрГТУ, 2005 г.), «Современный университет: образование, наука, культура» (Иркутск, ИрГТУ, 2005 г.) — «Лингвистические парадигмы и лингводидактика» (Иркутск, БГУЭГТ, 2005 г.) — «Лингвистические парадигмы и лингводидактика» (Иркутск, БГУЭП, 2006 г.) — на всероссийской научно-практической конференции: «Современный университет: образование, наука, культура» (Иркутск, ИГЛУ, 2005 г.) — на межвузовской научно-методической конференции «Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел» (Иркутск, Высшая школа МВД, 2003 г.).

Ход и результаты исследования регулярно обсуждались на семинарах аспирантов и соискателей ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

Результаты исследования апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Основные положения исследования отражены в восьми публикациях, в том числе в журнале, включенном в число изданий, предусмотренных списком ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 270 источников, и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертационной работе имеются 20 таблиц и 4 рисунка.

Выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы, так как мы рассмотрели одну из ее сторон — педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор эффективности развития коммуникативной компетенции студентов в образовательном пространстве вуза. Напротив, экспериментальная работа показала необходимость дальнейшей разработки данной проблемы. В плане перспективы мы видим исследование системы научно-методического сопровождения развития коммуникативной компетенции студентов и ее реализации в процессе использования интерактивных технологий обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В начале данного исследования нами была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить, что фактором эффективности развития коммуникативной компетенции студентов является педагогический потенциал интерактивных технологий обучения. Поставленная проблема требовала осмысления в связи с недостаточной теоретической разработанностью и, в связи с этим, нереализованностью на практике.

Для разрешения обозначенной проблемы нами была проведена следующая поисково-аналитическая и экспериментальная деятельность:

— изучены и проанализированы теоретико-методологические аспекты развития коммуникативной компетенции, уточнено определение и структура коммуникативной компетенции студента вуза;

— определен и описан педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как совокупность продуктивного влияния на развитие коммуникативной компетенции студентов;

— установлена взаимосвязь между повышением педагогического потенциала интерактивных технологий обучения и развитием коммуникативной компетенции студентов;

— определены педагогические условия, способствующие повышению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов;

— разработан алгоритм построения учебного процесса с применением интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов;

— определены и продиагностированы основные критерии и показатели успешности развития коммуникативной компетенции студентов.

В процессе проделанной работы нам удалось проанализировать и обобщить философские, психологические и педагогические идеи развития коммуникативной компетенции для дальнейшего исследования проблемы. Это позволило нам уточнить определение коммуникативной компетенции студента, интерактивных технологий обучения, педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, определить педагогические условия, способствующие повышению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов.

Поиск путей и условий развития коммуникативной компетенции студентов вуза позволил сформулировать ряд выводов.

Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и основной характеристикой современного специалиста. Понятие «компетентность» имеет определенную структуру, включающую в себя ряд ключевых, определяющих компетенций. Во всех подходах к одной из ключевых компетенций исследователи относят коммуникативную компетенцию. И это не случайно, так как многообразие проявлений современной действительности, потребность в постоянной адаптации к новым условиям жизни, к новым технологиям современного производства, разностороннее взаимодействие с различного рода партнерами, понимание новых форм отношений, складывающихся между людьми во всем мире, поиск консенсусов для решения глобальных проблем — все это требует от человека мудрого и гибкого поведения, высокой функциональной, профессиональной, информационной и, прежде всего, коммуникативной грамотности.

Работа в терминологическом поле позволила нам уточнить сущность понятия «коммуникативная компетенция студента»: коммуникативная компетенция представляет собой синтоническую модель, которая обуславливает адекватное общение и в структуру которой входят взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: лингвистический, интерактивный и перцептивный.

Изменение требований к деловому и личностному потенциалу специалиста предполагает развитие у студентов новых социально-психологических умений и навыков. Развитие коммуникативной компетенции при этом занимает одно из определяющих мест в процессе перестройки подготовки специалистов в вузе. Анализ практики показывает, что сегодня в образовательном процессе в вузе в ряде случаев ее развитие обеспечивается недостаточно.

В настоящее время перед педагогами и исследователями возникает проблема разработки системы обучения, которая позволяет использовать оптимальные образовательные траектории для каждого студента, способствует социализации индивида, развивает его психологическое мышление, личностный потенциал и, в частности, коммуникативную компетенцию. Решить данную проблему возможно с помощью технологий обучения, при которых студенты включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и, соответственно, мотивируют свое поведение.

Развитие коммуникативной компетенции предусматривает обогащение знаний, формирование умений и приобретение личностного опыта в области коммуникации. Данный процесс предполагает практическую реализацию посредством включения студентов в интерактивную деятельность на занятиях. Механизмом включения в вышеназванную деятельность являются интерактивные технологии обучения.

В процессе теоретического исследования нами была уточнена сущность понятия интерактивных технологий обучения. Под интерактивными технологиями нами понимается процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся, общающихся между собой и с преподавателем, обеспечивающий педагогически эффективное познавательное общение и создание ситуаций успеха в учебной деятельности.

В результате анализа специальной литературы нами были определены возможности интерактивных технологий в развитии коммуникативной компетенции студентов. Возможности интерактивных технологий обучения в развитии коммуникативной компетенции студентов связаны с тем, что они носят диалоговый характер, способствуют проявлению эмпатии, толерантности, взаимопонимания, предполагают сотрудничество преподавателя и обучающихся, что требует знания не только речевых, но и социальных норм поведения. Важным для нашего исследования является также тот факт, что реализация полученных знаний и умений происходит в коммуникативных ситуациях, максимально приближенных к реальным.

Данное обстоятельство позволило нам предложить следующую классификацию интерактивных технологий обучения в зависимости от спектра их возможностей в развитии коммуникативной компетенции студентов: тренажерные, исследовательские, креативные, имитационно-моделирующие интерактивные технологии.

Эффективность применения интерактивных технологий обучения зависит от содержательного компонента (коммуникативная направленность используемого на занятиях материала) и процессуального (тренинги, ситуации, дискуссии, игры, приближенные к реальным коммуникативным действиям).

Интерактивные технологии, выступая как многоаспектное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся обладает значительным педагогическим потенциалом.

Педагогический потенциал интерактивных технологий определяется нами как совокупность возможностей продуктивного влияния на развитие коммуникативной компетенции студента. К ним мы относим показатели социально-психологического (определение личностного смысла учебной деятельности, рост познавательной активности обучающихся, изменение мотивации к самостоятельному освоению знаний, рост самооценки, накопление в процессе занятий опыта практической деятельности, системный подход к решению поставленных проблем) и коммуникативного характера (развитие владения вербальными и невербальными средствами коммуникации, использование в общении стратегий конструктивного партнерства).

Результат применения интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов, дихотомичен: может иметь плюсы и минусы. К возможным непродуктивным результатам применения интерактивных технологий обучения, направленных развитие коммуникативной компетенции студентов, мы относим: снижение интереса к занятиям вследствие некорректного поведения со стороны партнеров или преподавателянапряженное эмоциональное состояние вследствие принудительной активизации мышления и высокой интеллектуальной нагрузкипсихологический дискомфорт вследствие проигрыша или неуспеха.

В процессе работы нами было определено, что существует взаимосвязь между повышением педагогического потенциала интерактивных технологий обучения и развитием коммуникативной компетенции студентов: чем выше педагогический потенциал, тем больше возможностей для развития коммуникативной компетенции.

В ходе исследования удалось установить, что достичь образовательной результативности, то есть развить коммуникативную компетенцию студентов при оптимальной реализации педагогического потенциала интерактивных технологий, можно лишь при соблюдении ряда педагогических условий.

Педагогические условия мы определяем как ряд мер образовательного процесса, обеспечивающих повышение педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов,.

В результате теоретического анализа нами были выделены следующие педагогические условия, способствующие повышению педагогического потенциала интерактивных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов: организационно-педагогические, социально-педагогические, психолого-педагогические. В качестве необходимого компонента системы педагогических условий нами определено и описано коррекционно-компенсирующее условие, предусматривающее моделирование на занятиях творческой образовательной среды, оказание психолого-педагогической поддержки обучаемым, определение индивидуальной программы коррекционно-компенсирующего сопровождения для каждого обучающегося.

Для определения эффективности процесса обучения как интерактивного, предполагающего активное взаимодействие обучающихся с педагогом и между собой, задачей исследования явилась организация и проведение занятий с использованием интерактивных технологий.

На основании выделенной классификации интерактивных технологий обучения нами был определен обучающий комплекс по развитию коммуникативной компетенции студентов с применением интерактивных технологий обучения, включающий следующие формы работы: 1) организационно-деятельностиые семинары с применением тестовых методик для самооценки и «погружения» в изучаемую проблему- 2) рефлексивно-аналитические семинары, направленные на освоение теории коммуникации- 3) практические занятия с использованием интерактивных тренажерных технологий, включающие комплекс тренинговых коммуникативных процедур для многократного повторения в различных аспектах изучаемого материала- 4) практические занятия с использованием интерактивных исследовательских, креативных, иммитационно-моделирующих технологий, включающих практические ситуации коммуникативного характера, методы генерирования идей, самопрезентации как вербального так и невербального характера, дискуссии, игры и т. п.- 5) контрольные упражнения и задания для диагностики степени усвояемости и закрепления получаемых знаний и умений развития коммуникативной компетенции обучаемых- 6) итоговое тестирование для выявления образовательной результативности и степени удовлетворенности обучением с использованием интерактивных технологий обучения.

Данный комплекс позволил нам: создать необходимый контекст, моделирующий ситуацию интерактивного аспекта деятельности, требующий применения коммуникативной компетенцииосуществить коммуникативный процесс, программируя и прогнозируя каждый элемент его цепочки для достижения результативности коммуникацииобеспечить обучающимся обстановку обучения, способствующую состоянию личного комфорта («учение с увлечением») — проводить занятия при реализации трёхуровневых программ: индивидуальное, групповое и межгрупповое обучениеподдерживать во время обучения принцип «практически ценной эклектики» и принцип достижения «синергического» эффекта.

Обучение проходило по алгоритму, включающему в себя следующие блоки: 1) диагностический (диагностика исходного состояния развития коммуникативной компетенции студентов) — 2) целеполагания (определение цели применения интерактивных технологий обучения) — 3) мотивационно-ориентировочный (определение и реализация в процессе обучения педагогических условий, способствующих повышению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции) — 4) деятельностно-прогностический (планирование конкретного занятия) — 5) деятельностный (реализация плана занятия) — 6) аналитический (анализ реализации занятия) — 7) коррекционно-прогностический (планирование на основе анализа корректирующих действий по предотвращению возможных непродуктивных результатов применения интерактивных технологий обучения, определение индивидуальной программы коррекционно-компенсирующего сопровождения для каждого студента).

Целостность разработанной нами и реализованной программы развития коммуникативной компетенции студентов обеспечивалась целевым педагогическим назначением (развитие коммуникативной компетенции студентов), единством педагогического управления (с одной стороны, управляющая деятельность преподавателя, с другой — активная деятельность обучающихся), объединением в систему отобранных и адаптированных интерактивных технологий по следующим признакам: цели и задачи организации и проведениясредства (реализация интерактивных технологий обучения с учетом педагогических условий, способствующих повышению их педагогического потенциала) — творческая образовательная среда реализации на основе сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работыформы применения (включающие организационно-деятельностные и рефлексивно-аналитические семинары) — степень участия преподавателя (с тщательным проектированием собственной деятельности) — этапы функционирования интерактивных технологий (с реализацией разработанных модульных дидактических единиц, обеспечивающих обогащение знаний и умений по общению) — система оценивания.

Критериями и основными показателями успешности развития коммуникативной компетенции студентов в процессе реализации интерактивных технологий явились: мотивационный (степень мотивации участия: позитивная настроенность и готовность включиться в занятие с использованием интерактивных технологий обучения), содержательный (уровень знаний по теории коммуникацииуровень интеллектуальной активности, включающий познавательный интерес и познавательную самостоятельность и оценочный (оценка и самооценка уровня развития коммуникативной компетенции, рефлексия и саморефлексия степени активности на занятии).

В ходе экспериментальной работы было доказано, что с учетом определенных в ходе исследования педагогических условий, способствующих повышению педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов, процесс применения интерактивных технологий обучения в образовательном пространстве вуза в плане развития коммуникативной компетенции студентов будет более эффективным. Проведенное исследование дало возможность в целом обосновать теоретически и подтвердить экспериментальным путем первоначальные гипотетически предположения.

Результаты и выводы проведенного исследования могут применятся не только в образовательном процессе вуза, но и в других образовательных учреждениях, а также в системе повышения квалификации преподавателей.

Представленные в диссертации теоретические и практические результаты исследования педагогического потенциала интерактивных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции студентов открывают перспективы в решении следующих проблем: исследование взаимосвязи системы школьного и вузовского образования в развитии коммуникативной компетенции обучающихсяизучение резерва различных дисциплин в развитии коммуникативной компетенции студентов, включая создание системы мониторинга деятельности в этой сфереизучение проблемы имиджа преподавателя инновационного типа и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / В. А. Адольф // Педагогика. -1998. № 1. — С. 72 — 75.
  2. , А. А. Жесты и мимика в русской речи Текст.: лингвострановед-ческий словарь/А. А. Акишина, Х. Кано, Т. Е. Акишина.-М.: Русский язык, 1991.- 144 с.
  3. , А. А. Психогеометрия для менеджеров Текст. / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. — Л.: Знание, 1991.-164 с.
  4. , Г. С. Найти идею: введение в теорию решений изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука, 1986.- 209 с.
  5. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. /Б. Г. Ананьев.-М.: Наука, 1977.- 362 с.
  6. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Текст. / В. И Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236 с.
  7. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. -М: Изд-во МГУ, 1980, — 416 с.
  8. , II. П. Анализ имитационных педагогических игр Текст. / Н. П. Аникеева // Игра в педагогическом процессе: межвуз. сб. науч. трудов. Новосибирск, 1982. -С. 113−122.
  9. Ю.Анисимов, О. С. Игровые формы обучения педагогическому мышлению. Учебная деятельность и творческое мышление Текст. /О. С. Анисимов.-Уфа: Наука, 1985.-120 с.
  10. И.Арганы, Н. Ф. Когнитивно-стилевая дифференциация обучения как условие развития профессиональной компетентности будущего специалиста Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02./ Н. Ф. Арганы. Иркутск, 2006. -164 с.
  11. , Н. 10. Формирование коммуникативных качеств культпросветработников в процессе их обучения в вузах культуры Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.05./ Н. Ю. Арефина. Л., 1985. — 16 с.
  12. Арнольд, И В. Стилистика декодирования Текст.: курс лекций /И. В. Арнольд.-Л.: ЛГПИ, 1974.-75 с.
  13. Арстанов, М Ж. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии Текст.: сб. науч. статей / М Ж Арстанов, П И Пидкасистый, Ж С. Хайдаров. Алма-Ата: [Бл.], 1980.-352 с.
  14. Арутюнов, 10. С. Деловая игра «Выборы руководителя» Текст.: метод, пособие /10. С. Арутюнов. М.: ИПКИР, 1989.- 79 с.
  15. Арутюнов, 10. С. Деловая игра «Мозговая атака» Текст.: метод, пособие / Ю. С. Арутюнов, В. Г. Деда, В. Н. Слободан. М.: ИПКИР, 1989. — 54 с.
  16. Арупонова, R Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы Текст. /Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 382 с. '
  17. , С. И Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. -368 с.
  18. , А. Г. Деятельность и установка Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1979.-151 с.
  19. , Ю. А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: метод, основы / Ю. А. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  20. , А. А. Активные методы обучения Текст. / А. А. Бадаев. М.: Профиздат, 1986, — 96 с.
  21. , А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности (Для деловых людей) Текст.: учеб. Пособие / А. В. Батаршев. Таллинн: ЦИСТ «Регалис», 1998. — 108с.
  22. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. /М. М.Бахтин. -М.: Искусство, 1979.- 424 с.
  23. , X. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / X. Беднарчик. СПб., 1997. — 39 с.
  24. , В. И. Социолингвистика Текст.: учебник для вузов / В. И. Беликов. -М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.-439 с.
  25. , Я. М. Деловые игры Текст. / Я. М. Бельчиков, М. М. Бир-штейн. Рига: Авотс, 1989. — 304 с.
  26. , Е. И. Модальность и прагматические аспекты директивных актов в современном английском языке Текст.: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.04. / Е. И. Беляева. М., 1988. — 33 с.
  27. , Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенисг. Благовещенск: Изд-воБГК, 1998.-360 с.
  28. , Н. А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
  29. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Текст. / Э. Берн. СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
  30. , Р. Развитие «Я концепции» и воспитание Текст. / Р. Берне- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  31. , В. П Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. -144 с.
  32. , В. М. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы Текст.: данные эксперимента в области коллективной рефлексологии / В. М. Бехтерев, М. В. Ланге. М.: Мосиздат, 1925. — 305 с.
  33. Бим, И Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) Текст.: учеб. пособие / И. Л. Бим. Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.
  34. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации Текст. / Б. М. Бим-Бад//Педагогика-1996.- № 1.-С.48−52.
  35. , М. М. Производственные игры: первые шаги Текст. / М. М. Бирштейн // ЭКО. 1978. — № 6, — С. 55−69.
  36. , М. М. Целевая программа внедрения деловых игр Текст. / М. М. Бирштейн, Т. Н. Кузьменкова, Т. П. Тимофеевский // ЭКО. -1982. № 9. -С.92.
  37. , Г. И. Типология понимания текста Текст. / Г. И. Богин. Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1986. — 86 с.
  38. , Н. Н. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение и деятельность Текст. / Н. Н. Богомолова, J1. А. Петровская. Прага: [Б. и.], 1981.-248 с.
  39. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. ML: Московский Университет, 1982. — 198 с.
  40. , А. А. Личность и общение. Избранные труды Текст. / А. А. Бодалев. -М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  41. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Текст. / гл. ред. А М. Прохоров- изд. 3-е. М: Сов. энциклопедия, 1976. -Т. 23. — 640 с.
  42. Большой Энциклопедический Словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров- щд. 2-е перераб. и дополн. М.: Больш. Рос. энциклопедия, 1998. -1456 с.
  43. , Н. В. Деловая игра «Доклад и дискуссия в научно-технической пропаганде» Текст.: метод, пособие / Н. В. Борисова, А. А. Соловьева. М.: ИПКИР, 1981.- 59с.
  44. , Н. В. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры (Игра)» Текст.: метод, пособие / Н. В. Борисова, А. А. Соловьева, Ю. С. Арутюнов, А. А. Вербицкий. М.: ИПКИР, 1988.- 50 с.
  45. , Г. В. Психология делового общения Текст.: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. М.: ИНФРА-М, 1998.- 224 с.
  46. , Дж. Психология восприятия Текст. / Дж. Брунер. -М.: Прогресс, 1977. 79 с.
  47. , Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова- 2-е изд. Росгов-н/Д: Феникс, 1999. — 576 с.
  48. Вербицкий, А, А Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А, А Вербицкий.-М: Высш. шк., 1991.-206с.
  49. , Н. Н. Психология управления Текст.: учеб. пособие / Н. Н. Вересов. М.: Московский психолош-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2001.-224 с.
  50. , М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер — пер. с англ.- общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987.- 336 с.
  51. , Т. Г. Русский язык в его функционировании (коммуникативно-прагматический аспект) Текст. /Т. Г. Винокур. -М.: Наука, 1993. -195 с.
  52. , С. Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология Текст.: учеб. пособие /С. Г. Воровщиков. -М: ЦГД2005.-320с.
  53. , JI. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии Текст. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 487 с.
  54. , И. К. Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения Текст.: дис.. канд. псих, наук: 15.00.07./ И. К. Гаврилова. Иркутск, 2004. — 184 с.
  55. Гак, В. Г. Онтологические и прагматические классы в тексте Текст. / В. Г. Гак // Язык как коммуникативная деятельность. М., 1987. — Вып. 284. — С. 49 — 57.
  56. , Б. М. Применение средств мыследеятельности методологии в подготовке квалифицированных специалистов Текст. / Б. М. Герасимов // Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: сб. научн, тр.-СПб., 1995. -С. 118−124.
  57. Геронимус, 10. В. Игра, модель, экономика Текст. /10. В. Геронимус. -М.: Знание, 1989.-208 с.
  58. , Б. С. Менталитет и образование Текст. / Б. С. Гершун-ский. М.: Наука, 1996. — 212 с.
  59. , С. Р. Игровое моделирование экономических процессов Текст. / С. Р. Гидрович, И. М. Сыроежкин // Деловые игры. М., 1976, — С. 116 .
  60. , И. Б. Русский язык и культура речи Текст.: учеб. пособие / И. Б. Голуб. М.: Логос, 2003. — 432 с.
  61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 620 100 Лингвистика и межкультурная коммуникация Текст. — М.: Минобразования РФ., 2000. -30с.
  62. , Р. М. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS, 1994. — 192с.
  63. , О. С. Общая педагогика Текст.: курс лекций / О. С. Гребе-нюк. Калининград: [Б. и.], 1996. — 107 с.
  64. , JI. А. Педагогика и психология Текст.: учеб. пособие / JI А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2001. — 480 с.
  65. , JI. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности Текст. / JI. П. Гримак. М.: Политиздат, 1987. — 319 с.
  66. , В. В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. /В.В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  67. , К. Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / К. Е. Данилин. М.: Изд-воМГУ, 1989.-64с.
  68. , М.А. Дидактика Текст. / М. А. Данилов, Б. П. Еси-пов. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957. — 518 с.
  69. , Е. В. Педагогические условия становления социокультурной компетентности студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02./ Е. В. Дворак. Иркутск, 2006. — 196 с.
  70. , В. Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской Текст.: учеб. пособие (для ин-тов и фак-тов иностр. языков) / В. Д. Девкин. М.: Высш. школа, 1981.-160 с.
  71. Деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров Текст.: учеб. пособие / Авт.-сост. В. Я. Платов, В. В. Подиновский. М.: ВШПД ВЦСПС, 1987. — 121 с.
  72. Деловые, ситуационно-ролевые, поисково-апробационные и проектные игры в обучении организаторов досуга Текст.: сб. статей / ред. С. В. Пермино-ва. Л.: ВПШК, 1991.-77 с.
  73. , Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе Текст.: игровые упражнения / Н. И. Дереклеева М.: 5 за знания, 2005. -192 с.
  74. , А. А. Педагогическая эвристика: Исскуство овладения иностранным языком Текст. / А. А. Деркач. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
  75. , С. Д. Гроссмейстер общения Текст.: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. М.: Смысл: Academia, 1996.-192 с.
  76. , У. Организация урока (в вопросах и ответах) Текст.: пособие для учителя / У. Древе, Э. Фурман. -М.: Просвещение, 1984. -126 с.
  77. , Т. М. Язык и социальная психология Текст.: учеб. пособие / Т. М. Дридее.- М.: Высш. шк., 1980.-224 с.
  78. , В. С. Программа инновационной игры Текст. / В. С. Дуд-ченко. Таллинн: Валгус, 1989.- 95с.
  79. , А. Л. Деловая игра «Пропагандист» Текст. / А. Л. Дум-чене. — Вильнюс: ИПК СНХ Лит. ССР, 1986. 11с.
  80. , Дж. Беседы о педагогике: Контуры теории конце! прации Текст. / Дж. Дьюи. -Нью-Йорк: [Б. и.], 1984. -231 с.
  81. , Ф. X., Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. Текст. / Ф. X. Еемерен, Р. Гроотендорст- пер. с англ. СПб.: Васильевский остров, 1992. — 207 с.
  82. , С. В. Метод деловых игр Текст.: обзор / С. В. Емельянов, В. Н. Бурков, А. Г. Иванковский. М.: Наука, 1976. -С. 4−18.
  83. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985. -167 с.
  84. , Ю. Н. Активные методы психологической подготовки руководителей и специалистов Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Емельянов. JL: ИПК РР СП, 1984.-97 с.
  85. Емельянов, 10. Н. Учебно-тренировочная группа в практике профессиональной подготовки студентов-психологов Текст. / Ю. Н. Емельянов // Вестник Ленинградского университета. 1982. — № 5.- С. 118−120.
  86. , М. И. Общая и социальная психология Текст. / М. И. Еникеев. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2000. — 624 с.
  87. , В. М. Введение в управленческие имитационные игры Текст. / В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров. М.: Наука, 1980.-272 с.
  88. , О. 0. Игровой комплекс (Начальный курс физической географии, VI класс) Текст. / О. О. Жебровская // География в школе. 1996. -№ 6. — С.52−55.
  89. , Н. И. Язык речь — творчество Текст.: избранные труды / Н. И. Жинкин.-М.: Лабиринт, 1998.-364 с.
  90. , Р. Ф. Исследование операций в деловых играх Текст. / Р. Ф. Жуков.-Л.: ИПК СП, 1980.-84с.
  91. , Р.Ф. Внедрение прогрессивных технологий обучения Текст. / Р. Ф. Жуков, А. И. Михайлушкин // Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: сб. науч. тр. СПб., 1995. — С. 6−10.
  92. , В. И. Методология и метода психапого-педагогического исследования Текст.: учеблособие для вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов- 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005.-208 с. 95.3акон РФ об образовании Текст. -М.: Новая школа, 1992.-48 с.
  93. , Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.07./ Е. В. Заматовская. М., 1984. — 16 с.
  94. , Д. А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния Текст. / Д. А. Зарайский. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1977. — 272 с.
  95. , В. П. Особенности психологического воздействия в ролевых играх Текст. / В. П. Захаров, О. Р. Веретенина // Психологическое воздействие на личность и группу: межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1989. — С. 125−133.
  96. , В. П. Социально-психологический тренинг Текст.: учеб. Пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
  97. , В. А. Предложение и его отношение к языку и речи Текст. /В. А. Звегинцев. -М.: МГУ, 1976.-307 с.
  98. , Э. Ф. Психология профессионального образования Гексг.: учеб. пособие /Э. Ф. Зеер- 2-е изд., перераб. М.- Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2003.-480 с.
  99. , В. В. История русской философии Текст. / В. В. Зеньков-ский. -М: Академический проект, 2001. 880 с.
  100. , В. Н. Качество профессионального образования с позиций личностно-ориентированного подхода Текст.: метод, рекомендации / В. Н. Зимин. Иркутск: ИГПСРО, 2001. — 23 с.
  101. , И. А. Психология обучения говорению на иностранном языке Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. — 129 с.
  102. Иванов, Д А, Митрофанов КГ., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий Текст.: учебно-методическое пособие/Д.А.Иванов, К. Г. Мигрофанов, О. В. Соколова. -М.: АПКиППРО, 2005.-101 с.
  103. , Н. П. Квалификация / Текст. / Н. П. Иванов // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. — С.424 -426.
  104. Игры для интенсивного обучения Текст. / ред. В.В. Петрусин-ского. -М.: Прометей, 1991.-219 с.
  105. , Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения Текст. / Д. Н. Кавтарадзе. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 192 с.
  106. , М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  107. , А. К Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах, тестах Текст. / А. К Казанцев, В. И. Подлесных, Л. С. М: Академия, 1999.-356 с.
  108. , О. М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения Текст.: учеб. пособие / О. М. Казарцева — 2-е издание. М.: Флинта: Наука, 1999.-496 с.
  109. , О. Л. Текст и коммуникация Текст.: учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. / О. Л. Каменская. -М.: Высш. шк., 1990. -152 с.
  110. , В. И. Язык социального статуса Текст.: монография /В. И. Карасик. -М.: ИГДГК «Гнозис», 2002. 333 с.
  111. , Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично Текст. / Д. Карнеги- пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. -288 с.
  112. , С. Ф. Обратная связь в устном выступлении Текст. / С. Ф. Касаткин. -М.: Мысль, 1984. -116 с.
  113. , Д. Клинические ролевые игры и психодрама Текст. / Д. Киллер- пер. с англ. М.: КЛАСС, 1993. — 222 с.
  114. Килпатрик, В. X Метод проектов Текст. / В. X Килпатрик. М.: (Б. и.], 1925.-68 с.
  115. , Л. А. Вопросы теории речевого воздействия Текст. / Л. А. Киселева. Л.: Изд-во Университет, 1978. -160 с.
  116. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: АРЕНА, 1994. -222 с.
  117. , Е. А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 400 с.
  118. , И. А. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02./ И. А. Коваленко. Благовещенск, 2005. -217 с.
  119. , Ю. О. Методические указания по проведению имитационной игры «БРИТ» («Бригада в театре») Текст. / Ю. О. Коган. Киев: МК УССР, 1985.-28 с.
  120. , Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии) Текст.: дис. .кавд. пед. наук: 13.00.02./Ю. В. Койнова-М., 1996.-210с.
  121. , И. А. Философия педагогики: ключ к обретению смысла профессионального бытия Текст. / И. А. Колесникова // Информационный бюллетень № 11. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб.: ИОВ РАО, 1998. — С. 3−6.
  122. Колесникова, J1. И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Л. И. Колесникова Иркутск, 2003.-213 с.
  123. , В. Ф. Управленческие имитационные игры Текст. / В. Ф. Комаров. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 272 с.
  124. Комусова, Н В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе Текст.: дис.. канд. психол. наук 19.00.07. / ЕВ. Комусова Л, 1983.-265 с.
  125. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  126. Коршунов, А М. Познание и деятельность Текст. / А М. Коршунов. -М: Политиздат, 1984. -142 с.
  127. , Б. Б. Творческое мышление и его основы Текст. / Б. Б. Косов //Магистр. 1997.- № 3. — С. 8−20.
  128. , В. В. Моделирование в педагогическом исследовании Текст. / В. В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В. И. Журавлева.-М., 1988.-С.107−122.
  129. Краткий психологический словарь Текст. -М.: Политиздат, 1985.-760 с.
  130. Краткий словарь современных понятий и терминов Текст. / Н. Т. Бунимо-вич, и[др.]-сосг.иобщ.ред В. А Макаренко.-М: Республика, 1993.-510 с.
  131. , Ю. С. Грамматика общения Текст. / Ю. С. Крижан-ская, В. П. Третьяков. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. — 208 с.
  132. , Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка Текст. / Л. П. Крысин. М.: Наука, 1989. -188 с.
  133. , М. М. К вопросу о классификации деловых игр Текст. / М. М. Крюков, Л. И. Крюкова //Экономика и мат. методы. 1985. — Т.21. — Вып.З. -С. 489−500.
  134. , М. М. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх Текст. / М. М. Крюков, Л. И. Крюкова. М.: Наука, 1988.- 205 с.
  135. , Ф. А. Культура делового общения Текст.: практическое пособие для бизнесменов / Ф. А. Кузин. М.: Ось-89,1996. — 240 с.
  136. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1970. — 114 с.
  137. , С. С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иностранного общения Текст. / С. С. Куклина II Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С.58−62.
  138. , В. И. Стратегия делового успеха Текст.: учеб. пособие /В. И. Курбатов. Ростов-н/Д: Феникс, 1995. — 416 с.
  139. , В. А. Невербальное поведение: сознательно-перцептивный подход Текст. / В. А. Лабунская. Ростов-н/Д: РГУ, 1986. — 135 с.
  140. , В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция Текст.: учеб. пособие для вузов / В. А. Лабунская, 10. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус.-М.: Академия, 2001.-288 с.
  141. , И.С. Логика целевого управления Текст. / И. С. Ла-денко, Г. Л. Тульчинский. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988. — 208 с.
  142. , Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений: Социальные факторы нововведений в организационных системах Текст. / Н. И. Лапин. М.: Изд. ВНИИСИ, 1980.-115с.
  143. , А. А Психология общения Текст. / А А. Леонтьев. М: Смысл, 1997.-365 с.
  144. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст.: избр. психол. произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 320 с.
  145. , И. Я Проблемное обучение Текст. /И.Я. Лернер. М.: Знания, 1974.-64 с.
  146. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / под ред. В. К Ярцевой. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
  147. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст.: монография/Б. Ф. Ломов.-М.: Наука, 1999.-350 е.: ил.
  148. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.-127 с.
  149. Лукьянова, М И Психслош-педагогическая компетентность учителя: Диагностика иразвигае Текст. /М И Лукьянова.- М: ТЦСфера, 2004.-144 с.
  150. , А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия- под ред. Е. Д. Хом-ской. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 320 с.
  151. , М. Р. Основы теории речи Текст.: учеб. пособие для вузов / М. Р. Львов. М.: Академия, 2002. — 248 с.
  152. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс- пер. с анг. -СПб.: Питер, 1997.-688 с.
  153. Майхнер, X Е. Корпоративные тренинги Текст. / X Е. Майхнер. М: ЮНИЩ 2002.-354 с.
  154. Матросова, JIН. Деловая игра в подготовке учителя Гексг. / JI. Н. Матросова. М: Магистр, 1996. -134 с.
  155. , JI. Н. Деловая и фа: модель и метод Текст. / JI Н. Матросова. // Магистр. 1997. — № 1.- С. 15−31.
  156. , М. И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: КГУ, 1972. — 190 с.
  157. , С. И. Развитие творческих возможностей обучаемых Текст.: учеб. пособие / С. И. Мельникова, В. Н. Цымбал, В. И. Чигринов. -Харьков: ХГУ, 1990.- 84 с.
  158. , И. Г. Культура речи и русская грамматика Гексг.: курс лекций / КГ. Милославский. -М.: Ступени, 2002. -160 с.
  159. , JI. М. Грамматика немецкой диалогической речи Гексг.: учеб. пособие для студентов и ин-тов и фак-тов иностр. яз / JI. М. Михайлов. М.: Высш. шк., 1986.-110 с.
  160. , Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе Текст. / Дж. Морено- пер. с англ. М.: Прогресс, 1958. -214 с.
  161. , О. И. Грамматика текста Текст.: пособие по грамматике немецкою языка для ин-тов и фак. иностр. яз / О. И. Москальская. М.: Высш. шк., 1981.-183 с.
  162. Мудрик, А В. Общение школьников Гексг. / А В. Мудрик. М.: Знание, 1987.-77 с.
  163. , JI. Б. Учебные игры в медицине Текст. / JI. Б. Наумов. М.: Медицина, 1986.- 320 с.
  164. Нацаренус, Н Н Формирование профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвузов Текст.: авто-реф. канд. пед. наук: 13.00.02. /Н. Н Нацаренус. -М., 1998.-25 с.
  165. , Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива Текст. / Р. С. Немов. М.: Педагогика, 1984,200 с- ил.
  166. , Р.С. Сложность задачи и эффективность групповой работы Текст. / Р. С. Немов, Е. JI. Птичкина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 2. — С. 28−34.
  167. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний Текст.: межвуз. сб. трудов / под ред. Н П. Макаркина. Саранск: Изд. Мордовскою ун-та, 1994.-218 с.
  168. , В. В. Психология Текст.: учебник / В. В. Нуркова, Н Б. Бере-занская. -М.: Высшее образование, 2005.-484 с.
  169. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка Текст. / отв. ред. Б. А. Серебренников. -М.: Наука, 1970. 604 с.
  170. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. К Ожегов. -М.:АЗЪ, 1993.-960 с.
  171. , Р. И. Проблемы смысла: современный логико-философский анализ языка Текст. /Р. И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. — 280 с.
  172. , А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности Текст.: учеб. пособие / А. П. Панфилова. СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 1999.-496 с.
  173. , А. П. Психология переговоров или как общаться, чтобы достичь успеха Текст. / А. П. Панфилова. Улан-Удэ: Республ. типогр. республики Бурятия, 1995.- 171с.
  174. , В. П. Исполнение ролей и имитационная игра в учебном процессе Текст. / В. П. Панюшкин // Активные методы обучения в природоохранном образовании.-М., 1982.-С. 12−20.
  175. , Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Политиздат, 1978.-240 с.
  176. , Б. Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971.-203 с.
  177. Педагогическая энциклопедия Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1968.-Т.4.-911с.
  178. Переломова, Н А. Актуализация жчностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК Текст.: монография / Н. А. Переломова. Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2001. -176 с.
  179. , Н. А. Инновационные процессы в системе повышения квалификации Текст. / Н. А. Переломова // Инновационные процессы в образовании: опыт и перспективы. Владимир, 1997. — С. 86−90.
  180. , Н. А. Методологические аспекты личностно профессионального роста педагога Текст.: монография / Н. А. Переломова. — Иркутск: ГлавУ ОПО. 1997. — 89 с.
  181. , Н. А. Психолого педагогические аспекты воспитания в гуманистическом образовательном пространстве Текст. / Н. А. Переломова // Теория и практика гуманистических воспитательных систем. — Владимир, 1997. — С. 23−30.
  182. , JI. А. Компетентность в общении Текст. / JI. А. Петровская.-М.: МГУ, 1989.-216 с.
  183. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  184. Пешня, И С. Интерактивные технологии обучения как средство развитияпрофессиональной компетентности курсанта военизированного вуза Текст.: диссканд. пед. наук: 13.00.02./ИС. Пешня.-Иркугск, 2005.-192с.
  185. Пиз, А. Язык жестов: Что могу рассказать о характере и мыслях человека его жесты Текст. / А. Пиз. Воронеж: НПО «Модэк», 1992. — 218 с.
  186. , В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение Текст.: учебник / В. Я. Платов. М.: Профиздат, 1991.- 192 с.
  187. , В. Я. Характеристика деловой игры как метода активного обучения Текст.: метод, разработки и рекомендации по деловым играм / В. Я. Платов, В. В. Подиновский. М.: Стройиздат, 1983.-198 с.
  188. , В. Я. Деловые игры по охране труда в строительстве Текст. / В. Я. Платов, В. В. Подиновский, А. А. Вельский. М.: Стройиздат, 1987.203 с.
  189. , К. К. О системе психологии Текст. / К. К. Платонов. -М.: Мысль, 1972.-216 с.
  190. , И. П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студентов пед. вузов / И. П. Подласый. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  191. , О. Л. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике Текст.: учеб. пособие / О. Л. Подлиняев, Е. Л. Федотова, А. С. Косошва. Иркутск: ИГПУ, 1997. — 72 с.
  192. , С. Д. В поисках педагогической инновации Текст. / С. Д. Поляков. М.: [Б. и.], 1993. — 132 с.
  193. , А. И. Теневая мозговая атака Текст. / А. И. Попов // ИР. -1986.-№ 9.-С. 28−29.
  194. , М. М. Как развивать педагогическое творчество Текст. / М. М Поташник М.: Знание, 1987. — 80 с.
  195. Практикум по общей и экспериментальной психологии Текст.: учеб. пособие /В. Д. Балин, [и др.]- ред. А. А. Крылов. Л: Изд-во ЛГУ, 1987.- 255 с.
  196. Практикум по социально-психологическому тренингу Текст. / ред. Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1997.- 308 с.
  197. Пригожин, И Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс- пер. с англ. Ю. А. Данилова- общ. ред. и послесл. В. И Аршиноваидр.-М.: Прогресс, 1986.-431 с.
  198. Применение методов активного обучения в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов Текст.: метод, разработки / ред. Р. Ф. Жуков. Л.: ИПК СП, 1982. — 32 с.
  199. Профессиональная педагогика Текст.: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  200. , В. П Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом Текст. /В. П. Пугачев. -М: Аспект Пресс, 2002. -285 с.
  201. , Е. Г. Синергетический подход к системе высшего образования Текст. /Е. Г. Пугачева // Alma Mater. Вестник высшей школы. -1998. -№ 5.-С. 75−79.
  202. , В. Г. Технология ведения тренинга Текст. / В. Г. Пузиков. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 224 с.
  203. , Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту. Деловые игры Текст. / Н. Ф. Пушкарев, Е. В. Троицкая, Н. Н. Пушкарев. — М.: Финансы и статистика, 1999. -160 с.
  204. , М. П. Педагогические основы развития социокультурной компетенции будущего учителя Текст.: дис.. канд.пед. наук: 13.00.02./ М. П. Пушкова. Иркутск, 2001. — 187 с.
  205. , Н. С. Ценности гуманитарного образования Текст. / Н. С. Розов // Высшее образование в России. -1996. № 1. — С. 85−89
  206. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Болын. Рос. энциклопедия, 1993. — 608 с.
  207. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  208. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст. / К. Рудестам- пер. с англ. М.: Прогресс -Универс, 1990.-368 с.
  209. , X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение Текст. / X. Рюкле- пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1996. — 280 с.
  210. , Н. А. Проблемы формирования будущего специалиста Текст. / Н. А. Савотина // Педагогика. 1997. № 1. — С. 58 — 61.
  211. , С. И. Психология управления Текст.: учеб. пособие / С. И Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
  212. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач Текст.: метод, пособие / В. И. Матирко [и др.]- ред.В. И. Матирко. М.: Высш. шк., 1991.- 255 с.
  213. , A. JI. Социальная психология управления Текст.: учеб. пособие / A. JI. Свеницкий. JL: Изд-во ЛГУ, 1986. — 175 с.
  214. , Г. Н. Современные образовательные технологии Текст. /Г. Н. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255с.
  215. , Е. В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми Текст.: метод, описания и комментарии / Е. В. Сидоренко. СПб.: [Б. и.], 1992. — 52 с.
  216. , А. П. Современная технология эффективных коммуникаций Текст. / А. П. Ситников // Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент / ред. И. А. Кузьмин.-М.: ТШБ, 1992.-С. 97−122.
  217. , В. А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 233 с.
  218. , А. М. Методы активного обучения Текст.: научно-метод. пособие/А. М. Смолкин. М.: Высш. шк., 1991. — 176 с.
  219. , В. С. Избранное Текст. / В. С. Соловьев- сост. А.В. Гу-лыга, С. Л. Кравца. М.: Сов. Россия, 1990.-491 с.
  220. , Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах Текст. / Л Д Столяренко, С. И. Самыгин. Росгов-н/Д: Феникс, 2000. — 576 с.
  221. , Л. В. Оптимизация диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в условиях медицинского вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02./ Л. В. Стоянова. Иркутск, 2005. — 164 с.
  222. , Г. С. Проблема творческой деятельности педагога и его профессионализма Текст. / Г. С. Сухобская, Е. А. Соколовская // Информационный бюллетень № 11 .Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры.- СПб.: СПбИ-ОВ РАО, 1998.- С.6−10.
  223. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 345 с.
  224. Тарасова, И П. Концептуальные основы исследования общения Текст. / И. П. Тарасова. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1990.- 117с.
  225. , Е. П. Образование взрослых: поиск новой стратегии Текст. / Е. П. Тонконогая // Новые знания. 1997. — № 4. — С. 13−15.
  226. , Е. И. Лабиринты общения Текст.: учебно-методическое пособие / Е. И. Фадеева. М.:ЦГЛ, 2003. — 96 с.
  227. Философский словарь Текст. / под ред. И Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  228. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Л. Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Папов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  229. , М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения Текст. / М. Форверг, Т. Альберт. // Психологический журнал. -1984. № 4. — С. 57−64.
  230. , А. Г. Развитие интерактивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук:13.00.02./А. Г. Харитонова. Иркутск, 2005. — 220 с.
  231. , А. П. Игровое имитационное моделирование Текст.: метод, пособие / А. П. Хачатурян. М: ВВНМЦ им. Н. К. Крупской, 1989. — 127 с.
  232. , Г. М Теория и практика организации совместно-распределенной деятельности как средства формирования профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / Г. М. Храмова, С. В. Мелешина Саранск: [Б. и.], 1998. -115 с.
  233. , Е. А. Организация проведения деловых игр Текст.: учеб.-метод. пособие для преподавателей / Е. А. Хруцкий. М.: Высш. шк., 1991. -320 с.
  234. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторский. -М: Изд-во МГУ, 2003.-415 с.
  235. , JI. К. Анализ речевой интонации Текст. / JI. К. Цеплитис. Рига: Зинатне, 1974.-270 с.
  236. , Н. В. Психотренинг Текст.: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 268 с.
  237. , В. Д. Проблемы системного анализа деятельности Текст. / В. Д Шадриков.-М.: Наука, 1982. -185 с.
  238. , В. Д. Психологический анализ деятельности Текст. / В. Д. Шадриков.-Ярославль. :ЯРГУ, 1979.-91 с.
  239. , В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка Текст.: монография / В. И Шаховский. Воронеж: Изд-во Университет, 1987.-190 с.
  240. , И. Вербальные и невербальные коммуникативные средства тренера-психолога: влияние различных действий тренера на тренируемых Текст. / И. Шмидт, М. Хенке // Средовые условия групповой деятельности. -Таллин, 1988.-С. 115.
  241. , Г. П. К анализу топики организационно-деятельностных игр Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: ВНИСИ, 1987. — 43 с.
  242. , Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл содержание Текст. / Г. П. Щедровицкий // Системные исследования: методол. пробл. ежегодник. 1986. — М., 1987. -С. 124−146.
  243. , Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности Текст. / Г. П. Щедровицкий, С. И. Котельников // Нововведения в организациях. -М., 1983. С. 33−53.
  244. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  245. , Д. Б. Основная единица развёрнутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры Текст. / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.- С. 63. — 157.
  246. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  247. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Текст. / под ред. С. Я. Батышева.-М.: АПО, 1999. -Т.1 С. 454−455.
  248. Якубинский, J1. П. Язык и его функционирование Текст.: избранные работы / JL П. Якубинский. М.: Наука, 1986. — 206 с.
  249. Яцура, R Г. Становление профессионально-педагогической компетентности преподавателя технического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. /Н. Г. Яцура. Иркутск, 2006. — 190 с.
  250. Allport, F. The influence of the group upon association and thought Text. / F. Allport // Journal of Experimental Psychology. 1920. — N 3. — P. 18−23.
  251. Bernstein, B. Social Class, Language and Socialzation Text. / B. Bernstein // Language and Social Context Selected Readings. -1979. P. 157−178.
  252. Deutsch, M. An experimental study of the effects of cooperation and competition upon group processes Text. / M. Deutsch // Human Relations. -1949.-N. 2.-P. 56−62.
  253. Forward, J. R. Group achievement motivation and individual motives to achieve success and to seek social approval Text. / J. R. Forward // Dissertation Abstracts. 1968. — V. 28 (7-A). — P. 89−112.
  254. Grice, H. P. Logik and Conversation Text. / H. P. Grice // Syntax and Semantics. -New York: Academic Press, 1975. V. 3. — P. 45 — 47.
  255. Hauthorn, W. The influence of individual members on the characteristics of small groups Text. / W. Hauthorn // Journal Abnormal and Social Psychology. 1953. — N. 48. — P. 69- 75.
  256. McClelland, D. С. The Achieving Society Text. / D. C. McClelland. Princeton: [S.I.], 1961. — 205 p.
  257. Moede, W. Die Richtlinien der Leistungs-Psychologie Text. / W. Moede // Industrielle Psychotechnic. 1927. — N. 4. — S. 34−38.
  258. Osborn, A. F. Applied Umaginationio Text. / A. F. Osborn. N. Y.: Scribeneris Sus, 1963.-320 p.
  259. Sinha, J. B. The n. Achievement (n. Cooperation) under limited unlimited resource conditions Text. /J. B. Sinha // Journal of Experimental Social Psychology. 1968. — V. 4. (12). — P. 45 — 66.
  260. Electronic resource.-http://www. NIXDORF.ru /downloads/index.htm
  261. Electronic resource.-http: //www-keepschool-com
Заполнить форму текущей работой