Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования подтверждают, что применение метода проектов необходимо и возможно на раннем этапе обучения. Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. Исследования, выполненные детьми, имеют высокую познавательную значимость, актуализируют умственные способности, формируют ценностные отношения. И это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку методом проектов
    • 1. 1. Психолого-педагогические исследования субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности
    • 1. 2. Оценка уровня сформированности субъектной позиции младшего школьника: критерии и показатели
    • 1. 3. Дидактический потенциал метода проектов в формировании субъектной позиции младшего школьника
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Практика формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения английскому языку средствами метода проектов
    • 2. 1. Экспериментальная база и содержание эксперимента
    • 2. 2. Классификация учебных проектов и способы оценивания их выполнения
    • 2. 3. Система учебных проектов в 1-х — 4-х классах и её влияние на формирование субъектной позиции школьников в процессе обучения английскому языку
    • 2. 4. Результаты влияния системы учебных проектов на формирование субъектной позиции младших школьников в процессе обучения английскому языку
  • Выводы по главе 2

Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет «модернизацию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта («Наша новая школа, 2010») может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Таким образом, проект — это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Современный этап развития отечественной педагогики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности, в обучении иностранному языку, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных предметных областей при решении одной задачи, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи (A.B. Конышева, 2005).

Изучение теории и практики по формированию субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку выявило ряд противоречий, ведущими из которых, на наш взгляд, являются противоречия между:

• социально-психологическим потенциалом развития ребенка младшего школьного возраста и востребованностью этого потенциала в процессе обучения;

• принятием учителем субъект—субъектного характера взаимодействия в педагогическом процессе и ценностным самоопределением самого учителя.

Выявленные противоречия определили тему исследования: «Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку».

Объект исследования: субъектная позиция младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Предмет исследования: метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Цель исследования: разработать и обосновать систему учебных проектов, обеспечивающую формирование субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования: формирование методом проекта субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку возможно, если:

• выявлена сущность понятия «субъектная позиция младшего школьника»;

• процесс обучения младших школьников осуществляет ценностно самоопределившийся учитель, который каждый компонент педагогической деятельности ориентирует на выявление, развитие ценностных оснований учения для самоопределения другого субъекта — ученика, создавая соответствующие педагогические условия;

• определена классификация учебных проектов для учащихся начальной школы и осуществлена её реализация посредством системы проектов по иностранному языку для 1−4-х классов в соответствии с требованиями нормативных документов и динамикой развития субъектной позиции ребёнка;

• установлены уровни субъектной позиции младших школьников и критерии их оценки в процессе обучения иностранному языку методом проектов.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Проанализировать историю мировой и российской образовательной практики по применению метода проектов, определив педагогические условия для раскрытия его дидактического потенциала при формировании субъектной позиции младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.

2. На основе анализа содержания понятий «субъект», «субъектность», «субъективация» выявить сущность понятия «субъектная позиция» в контексте обучения младших школьников иностранному языку.

3. Определить уровни субъектной позиции младших школьников, формируемые в процессе обучения иностранному языку методом проектов, и критерии оценки этих уровней.

4. Составить классификацию учебных проектов с учётом дидактических возможностей иностранного языка, возрастных особенностей младших школьников и реализовать её в обучении посредством разработанных содержательно-процессуальных модулей.

5. Экспериментально проверить результативность влияния разработанной системы учебных проектов на уровень субъектной позиции младших школьников при изучении иностранного языка.

Решение задач исследования осуществлялось следующими методами: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблемемоделирование процесса обученияклассификациявключённое наблюдение, анкетированиепроведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментаколичественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Методологическую основу исследования определил системный подход, который позволил изучить формирование субъектной позиции младших школьников-в целостном процессе обучения.

Теоретической основой явились исследования по проблемам:

• развития личности и развивающего обучения (П.К. Анохин, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, Г. Д. Кириллова, О. Н. Крылова, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.);

• личностно-ориентированного преподавания иностранного языка (Н.В. Баг-рамова, Н. В. Барышников, И. Л. Бим, М. Н. Высоцкая, Г. И. Гонтарь, Г. В. Давы-денко, Б. А. Лапидус, A.A. Миролюбов, Г. Н. Путилина, Т. И. Руднева, В. В. Сафонова, Э. И. Соловцова, Г. А. Сосунова, В. Г. Тихомирова, Л. Б. Чепцова, H.H.

Чичерина, С. Ф. Шатилов, А. К. Энгель, И.С. Якиманская);

• взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе (Ш.А. Амонашвили, М. М. Бахтин, К. Блага, В. Г. Казанская, С. Ю. Курганов, В. А. Сухомлинский, М. Шебек);

• происхождения метода проектов (Дж. Дьюи, У. Киллпатрик, С.С. Валатке-не, J1.H. Гончаров, А. Н. Джуринский, Э. Д. Днепров, A.B. Овчинников, С.Т. Шацкий);

• применения метода проектов на уроке иностранного языка (JI.H. Бережная, Н. Д. Гальскова, С. И. Дворецкий, И. А. Зимняя, Я. М. Колкер, М. К. Колкова, Н. А. Краля, З. Н Никитенко, Е.С. Полат);

• субъектная позиция школьников в учебном процессе (Л.И. Божович, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконин);

• субъективации школьников в процессе обучения (Н.М. Борытко, H.A. Доб-рониченко, С. А. Нелюбов, В. А. Сластёнин, Н.С. Фролова).

База исследования: средняя общеобразовательная школа поселка Русско-Высоцкое Ломоносовского района Ленинградской области.

Опытно-экспериментальное исследование включало следующие этапы: На первом этапе — аналитико-прогностическом (2004 г.) решались задачи: определение научного аппарата исследованиятеоретический анализ литературных источников по субъектной позиции младших школьников с учётом их возрастных, психологических, физиологических особенностей в процессе обучения, в частности, иностранному языкуразработка программы и методики эксперимента.

На втором этапе — экспериментальном (2004—2009 учебные годы) проводился непосредственно сам эксперимент, который в продолжение 2004;2005 учебного года носил одновременно и констатирующий (устанавливалось состояние предмета исследования), и частично преобразующий характер.

На третьем этапе (2008—2009 учебный год) эксперимент был завершен, так как первый класс, экспериментальный, окончил начальную школу. В этот же период была проведена апробация полученных результатов (контрольный этап эксперимента).

На четвертом этапе (2009;2010 годы) проводилось обобщение, анализ и обработка полученных экспериментальных данных на основе соотнесения теоретических и практических результатовоформлялась диссертация.

На защиту выносятся следующие положения:

Формирование субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку методом проектов обеспечивается:

1. Пониманием ценностно самоопределившимся учителем субъектной позиции младшего школьника как проявление ребёнком личностных (направленность, склонности, структура общения, статус, социальные роли) и субъектных качеств (активность, ответственность, рефлексивность) в учебном процессе на основе осознания собственной значимости учения.

2. Созданием дидактических условий: разработка системы учебных проектов и содержательно-процессуальных модулей её включения в учебный процессобязательность достижения учащимися (в своём ритме) требуемых результатов на каждом этапе ученияустановление системы мониторинга результатов учебной деятельности младших школьников (языковые компетенции), имеющихся достижений в целом (портфолио) с применением различных форм контроля (формативный, скрытый, ранжированный).

3. Дидактическим потенциалом метода учебных проектов как способа достижения дидактической цели-результата в процессе выполнения практически или теоретически значимой задачи, что предполагает: коллективный или самостоятельный характер анализа учебной ситуации, выбор её решения, преодоления учебно-познавательных затруднений, получения и защиты проектного продукта.

4. Определением и оценкой уровня (исходный, средний, высокий) субъектной позиции младших школьников на основе соответствующих этому процессу выявленных критериев и показателей. Общий критерий — удовлетворенность школьника процессом обучения. Выделение именно этого критерия объясняется тем, что удовлетворенность определяет отношение ребенка к учению, своему месту и роли в нем, желание учиться, что, в свою очередь, обеспечивает познавательный интерес, успешность учебной деятельности. Частными критериями, при этом, являются: адаптивность, развитие способов саморегуляции, устойчивость результатов учебной деятельности. Научная новизна исследования:

• определена на основе типологических признаков классификация учебных проектов (Практикоориентированный — Исследовательский — Информационный — Творческий), изменены требования к характеристикам их структурных компонентов (цель, этапы, формы продукта проектной деятельности, формы презентации, способы оценивания результата и его значимости) с учётом особенностей младших школьников;

• создана и обоснована система учебных проектов, обеспечивающая формирование субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку;

• выявлены уровни (исходный, средний, высокий) субъектной позиции младших школьников в процессе обучения и дана их содержательная характеристика по степени активности и самостоятельности ученика;

• установлены критерии оценки уровня субъектной позиции учащихся начальной школы в процессе обучения иностранному языку (общий критерий — удовлетворенность школьника процессом обучениячастные — адаптивность, развитие способов саморегуляции, устойчивость результатов учебной деятельности).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологической целостностью работыкачественным и количественным анализом эмпирических данных, позволяющих оценить эффективность применения метода проектов для формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языкувыбором методов, адекватных цели и задачам исследованиялонгитюдным характером экспериментаобъёмом и репрезентативностью экспериментальной выборки (232 ученика начальной школы).

Теоретическая значимость исследования:

• определена сущность понятия «субъектная позиции младшего школьника» как проявление ребёнком личностных (направленность, склонности, структура общения, статус, социальные роли) и субъектных качеств (активность, ответственность, рефлексивность) в учебном процессе на основе осознания собственной значимости учения (изучения иностранного языка);

• составлены содержательно-процессуальные модули, реализующие систему учебных проектов, обеспечивающую формирование субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку;

• создана система мониторинга результатов учебной и творческой деятельности младших школьников (формативный контроль, карточки самооценивания, контролирующие упражнения, оценка трансверсальных компетенций), позволяющая в режиме управления (самоуправления) фиксировать и развивать уровень субъектной позиции обучающихся.

Практическая значимость исследования: описано содержание каждого из 14 учебных проектов, составляющих систему, даны рекомендации по их применению в начальной общеобразовательной школе при обучении иностранному языкусоставлена сводная таблица (учебный проект, его типологические характеристики, период применения, тема программы, способы оценивания результата), отражающая влияние учебных проектов на уровень субъектной позиции младшего школьника.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Актуальность исследования, его ход и итоги обсуждались на заседаниях школьного и районного методических объединенийметодических секций по иностранному языку при Ленинградском областном институте развития образованиязаседаниях педагогического совета средней общеобразовательной школы поселка Русско-Высоцкое Ломоносовского района Ленинградской области (сентябрь 2004, ноябрь 2010), кафедры педагогики и педагогических технологий Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкиназаседаниях педагогической секции в период работы международных конференций Царскосельские чтения (2007—2010 годы, С.-Петербург).

Обмен опытом работы осуществлялся в рамках международного проекта «Сельская школа» Россия — Финляндия". Результаты применения метода проектов в начальной школе на уроках английского языка были представлены для обсуждения канадским преподавателям (2009 г., С. — Петербург).

На сайте Ломоносовского отдела образования (2009 г.) помещено выступление на районном методическом объединении по теме: «Метод проектов в начальной школе» (www.portal.lmn.lokos.net).

По результатам исследования автором опубликовано 13 научных работ в виде статей общим объемом более 4,0 п.л., в том числе работ, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией, — 2 (объём более 1,0 п.л.).

Объём и структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 156 источников, в том числе 13 — на иностранном языке, и 14 приложений. Основное содержание диссертации иллюстрировано шестью таблицами.

Выводы по главе 2.

Формирование субъектной позиции младших школьников средствами метода проектов начиналось с определения ведущих характеристик ученика как субъекта. В качестве таких характеристик мы определили:

• активный, инициативный, включённый в творческое учебное познание;

• с развитыми рефлексивностью и восприимчивостью;

• ищущий личностный смысл в усвоении содержания учебного материала;

• имеющий сильную внутреннюю мотивацию;

• принимающий ошибки как источник роста;

• ориентирующийся на позитивное взаимодействие, обратную связь.

Субъектность ученика может быть обеспечена только ценностно-самоопределившимся учителем, который все компоненты педагогической системы приводит во взаимодействие для достижения главной цели — ценностного самоопределения ученика как субъекта.

В рамках эксперимента, который длился четыре года и результаты которого представлены в работе, создавалась, проверялась и корректировалась система учебных проектов. Ее предназначение — обеспечить формирование субъектной позиции младших школьников при соблюдении основных положений:

• отказ от прямого научения детей;

• передача знаний, умений и навыков путём включения ребёнка (субъекта) в поисковую деятельность по разрешению проблемных ситуаций ученияI.

• формирование способов и процедур творческого познавательного поиска;

• осуществление обучения в наиболее привлекательных и эффективно развивающих видах деятельности с учётом специфики возраста ребёнка — учебный проект, который предполагал различные виды деятельности (игровая, театральная, музыкальная, изобразительная);

• педагогическая поддержка формирования и развития субъектной позиции ученика.

Говоря о педагогической поддержке, мы выделяем два уровня. Пёрвый уровень — решает задачи повышения качества обучения и создания условий для саморазвития детей. Второй уровень — гуманистический, экзистенциальный. Он ориентирован на отличительные черты ребёнка. Здесь решаются содержательные задачи «образовывают личности» (Н.В. Барышников, 2003), воспитание выдвигается на первый план, продумываются все условия для культурного саморазвития ребёнка и самостоятельного учения. Это связано с тем, что, осуществляя процесс обучения, учитель устанавливает мостик между школой и внешним миром, давая возможность детям «открывать» свои картины, ситуации, сюжеты, которые формируют индивидуальный образ, мировоззрение. Здесь главным помощником учителя выступает содержание учебного предмета «иностранный язык», которое, с одной стороны, соответствует возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к игре, перевоплощению, с другой — ориентировано на зону ближайшего развития, стимулируя познавательную активность: дети учатся наблюдать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Работа над иноязычным языковым материалом (лексическим, фонетическим, грамматическим) расширяет рамки их языковой компетенции.

Тематическое единство учебных проектов последовательно разворачивается по этапам, интегрирующим в учебном процессе содержание учебного материала и коммуникативную деятельность учащихся. Процесс обучения включает следующие учебные этапы: побудительно-мотивационный, исследовательский, продуктивно-творческий. Каждый этап готовит соответствующую психоинтеллектуальную базу для перехода на следующий, поэтому учитель должен быть уверен, что учащийся в силу своих индивидуальных особенностей, в свой срок, а не по сроку тематического планирования, достиг непроизвольности в осуществлении ведущего для данного этапа речевого навыка (умения). В процессе перспективно-тематического и поурочного планирования этапы описываются как содержательно-процессуальные модули: фонетический, лексический, исследовательский, игровой, творческий. В основе модульного структурирования лежит идея смешанного программирования, каждый раздел рассматривается как автономный мини-блок. При таком обучении дети учатся быть самостоятельными, а функции учителя варьируют от информационно-контролирующих до консультативно-координирующих.

Проведенное исследование показало, что современный учитель оценивает, анализирует, планирует дальнейшее раскрытие эмоциональной сферы ученика, его когнитивных, творческих и языковых способностей, развитие умения взаимодействовать с другими членами группы, класса, включает ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, в реальный процесс вхождения в иную культуру.

Именно метод проектов дает учителю возможность включить учащихся в общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть его результаты.

Как отмечают современные психологи, нынешнее падение интереса к обучению объясняются разрывом процесса обучения, его содержания, методов и организации с реальными мотивами обучения.

В ходе эксперимента доказано, что наиболее реальный путь формирования мотивации учащихся — это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным, когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика, поэтому темы проектов направлены не только на развитие интереса к учебе, но и на приобщение к культуре, к ценностям и смыслам человеческой жизни и т. д.

Работа над проектом — это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения сформулировать эту проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т. д. Тем самым в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, черты характера (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие), приобретает определенные предметные знания, способы деятельности, способы творческой деятельности, ценностные отношения. Таким образом, использование метода проектов позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.

Результаты проведенного исследования подтверждают, что обучение с использованием метода проектов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

• исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

• социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывая помощь товарищам и принимая их помощь);

• оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

• информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информациивыявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

• презентационные (выступать перед аудиториейотвечать на вопросыиспользовать различные средства наглядностидемонстрировать артистические возможности);

• рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?" — адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

• менеджерские (проектировать процесспланировать деятельность, время, ресурсыпринимать решениераспределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Заключение

.

В ходе исследования была рассмотрена взаимосвязь понятий «субъект», «субъектность», «субъективация» и дано определение субъектной позиции школьника, как внутренней позиции личности, основанной как на отношении к процессу обучения в целом, так и на определении своего места и роли в нем.

Таким образом, в субъектной позиции школьника интегрируются качества личности (направленность, структура общения, социальные потребности, социальный статус, уровень притязаний, социальные роли) и субъекта деятельности, выполняющего, в первую очередь, основные функции управления своей деятельностью (целеполагание, планирование, организация, контроль, анализ). Развитие личности школьника, формирование субъектной позиции ребенка происходит непосредственно под влиянием учения с первого — до последнего класса. Следовательно, организуемый в школе процесс обучения выступает условием становления субъектной позиции учащегося. В качестве характеристик ученика как субъекта учебной деятельности мы определили:

• активный, инициативный, включённый в творческое учебное познание;

• с развитыми рефлексивностью и восприимчивостью;

• ищущий личностный смысл в усвоении содержания учебного материала;

• имеющий сильную внутреннюю мотивацию;

• принимающий ошибки как источник роста;

• ориентирующийся на позитивное взаимодействие, обратную связь.

Для измерения и оценки уровня сформированности субъектной позиции младших школьников разработаны критерии и показатели. Общим критерием оценки субъектной позиции школьника в учебной деятельности выступает удовлетворенность школьника процессом обучения в целом и результаты достижения успеха на каждом этапе выполнения деятельности, так как это закрепляет и стимулирует познавательный интерес. Частными критериями, обеспечивающими успешность результатов учебной деятельности (общий критерий) являются: адаптивность, развитие у школьника способов саморегуляции, устойчивость результатов учебной деятельности.

Результаты анализа проявления субъектной позиции младших школьников в процессе изучения английского языка позволили определить три уровня её оценки. Высокий уровень — учение понимается ребенком как социально значимая деятельностьположительное активное отношение к учебной деятельностивысокая активность и самостоятельность при выполнении учебной деятельностиустойчивый интерес к учениюиспользование результатов учения в социальной практикевысокие уровни самооценки и самоконтроля. Средний уровень — положительное отношение к учениюосознание структуры учения в целом и самостоятельный переход от одного этапа работы к другомуумение применять знания в знакомых условияхформирующийся познавательный интересадекватность самооценки и самоконтроля. Исходный уровень — индифферентное или отрицательное отношение к учебной деятельностивыполнение отдельных учебных действий по образцуотсутствие умения переносить приобретенные знания в новые условияотсутствие познавательного интереса или его неустойчивостьнизкий уровень самооценки и самоконтроля.

Процесс формирования субъектной позиции школьника представлен в виде описательной содержательно-процессуальной модели, состоящей из пяти взаимосвязанных компонентов: 1 — целевой, 2 — содержательный, 3 — технологический, 4 — диагностический, 5 — оценочно-результативный. Характеристика компонентов модели отражает те необходимые педагогические условия, которые обеспечат целенаправленную организацию процесса становления школьника как субъекта учения, и позволяет педагогам, тем самым, оптимизировать процесс обучения для формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся младших классов, их интересов и личного опыта.

Теоретическое и экспериментальное обоснования утверждения, что метод проектов является средством формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения, начиналось с анализа истории происхождения и развития метода проектов в мировой и российской образовательной практикевыявления современных тенденций его применения в предметной области «иностранный язык». Историко-библиографический анализ позволил разработать и реализовать в педагогической практике классификацию учебных проектов (практикоориентнрованный (прикладной), исследовательский, информационный, творческий) с учётом дидактических возможностей иностранного языка и возрастных особенностей младших школьниковсформулировать основные требования, этапы, условия использования метода проектов в начальных классахсоздать систему мониторинга результатов деятельности учащихся по выполнению учебных проектов и оценки их уровня сформированности субъектной позиции в учении.

Дальнейшие доказательства строились в процессе раскрытия дидактического потенциала метода проектов по формированию вышеуказанных характеристик ученика как субъекта. И, в первую очередь, его самостоятельности при решении учебной проблемы, которая требует от него умения сформулировать данное затруднение, наметить способы его решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т. д. Тем самым, в процессе этой деятельности, ученик:

• развивает интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, оценивать и др.), черты характера (аккуратность, ответственность, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие и др.);

• приобретает предметные знания, умения, навыки;

• формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.

В ходе эксперимента была разработана и обоснована система учебных проектов, обеспечивающих формирование субъектной позиции младших школьников в процессе бучения иностранному языку. Данные проекты составляют систему, так как представляют собой единство взаимосвязанных компонентов (14 учебных проектов), характеризующихся внутренней целостностью, упорядоченностью и относительной устойчивостью в соответствии с логикой и содержанием учебной программы по английскому языку для начальной школы. Внутренняя целостность системы обеспечивает формирование субъектной позиции школьников в процессе обучения английскому языку средствами метода проектов.

Разработка системы проектов для начальной школы осуществлялось на основе реализации системных принципов:

• принцип сквозного планирования разработки и применения учебных проектов на уроках английского языка;

• принцип взаимосвязи проектов разной продолжительности;

• принцип дополнительности в многообразии видов проектов;

• принцип непрерывного планирования;

• принцип выделения сквозных перспективных учебных проектов.

Экспериментально проверена результативность влияния разработанной системы учебных проектов на уровень сформированности субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку. Данные, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о положительных изменениях в экспериментальных группах, проявляющейся через следующие характеристики:

• увеличение среднего балла успеваемости;

• осознание личностной значимости изучения английского языка;

• формирование мотивации не только внешней, но и внутренней (коммуникативной, лингвопознавательной, инструментальной);

• активизация основных психических процессов (интеллекта, воли, эмоций);

• развитие умений выполнять функции самоуправления — самоцелеполага-ние, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль, самоанализ;

• адекватность самооценки результатов деятельности по внешним и внутренним критериям;

• понимание ценности добрых отношений в группе, классе, школе, придающих уверенность в своих силах и поддержке окружающих;

• позитивные устремления к изменению себя и своего отношения к другим.

Результаты проведенного исследования подтверждают, что применение метода проектов необходимо и возможно на раннем этапе обучения. Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. Исследования, выполненные детьми, имеют высокую познавательную значимость, актуализируют умственные способности, формируют ценностные отношения. И это обеспечивает ценностно самоопределившийся учитель, осознающий значимость субъектности ученика и создающий необходимые для изучения иностранного языка педагогические условия средствами метода проектов. Именно метод проектов дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.

Таким образом, обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает для каждого ученика личностный смысл, приводя в действие механизм активной (субъектной) позиции школьника начальных классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульха-нова. — М.: Наука, 1973. — 287 с.
  2. , К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с. — ISBN 5−89 329 377−0
  3. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: КГУ, 1988. — 236 с.
  4. , Н.П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987. — 143 с.
  5. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. — М.: АПН СССР, 1985. — С. 181−184.
  6. , Ю.К., Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. — М., 1988. — С.349.
  7. , О.И. О работе над проектом по учебнику Happy English II / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 3, С. 25.
  8. , К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: Автореф. дис. канд. пед. наук/ К. Э. Безукладников — М., 1990. — С. 1−3.
  9. , JI.A., Шапошникова Т. В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / JI.A. Байдурова // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 1, С. 5−11.
  10. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций / Д. А. Белухин.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. —Ч. 1. —318 с.
  11. , JI.H. Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе школы: Пособие для педагога /под ред. JI.H. Бережной. — СПб., 2007. — С. 9, 60. — ISBN 978−5-94 856−349−7
  12. , B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1975. —399 с.
  13. , Е.Д. Образы в обучении: их достоинства и недостатки. Психодидактический аспект / Е. Д. Божович. — М.: Канон+, 2008. — С. 10−11. — ISBN 978−5-88 373−005−3.
  14. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  15. , О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры / О. Ю. Болтнева // Иностранные языки в школе. — 2001. —№ 4, С. 74−79.
  16. , Е.В., Кульневич, C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. — Ростов н/Д: Учитель, 1999. — 560 с. — ISBN 5−87 456−169−2
  17. , Е.М. Проект на уроке немецкого языка. / Е. М. Борисова // Иностранные языки в школе. — 1998. — № 2, С. 27−30.
  18. , М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка М.Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 2. — С. 28—32
  19. , A.B. Психология субъекта/ отв. ред. проф. В. В. Знаков. — М.: Алетейя, 2003. — 272 с. — ISBN 5−89 329−545−5.
  20. , С.С. Проблема организационных форм и методов обучения в педагогике США конца XIX — начала XX веков: Автореф. канд. пед. наук / С. С. Валаткене. — Вильнюс, 1980. — 21с.
  21. , С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С. Л. Бенедиктова // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 1, С. 11−14.
  22. , Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться? / Б. С. Волков. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с. — ISBN 5−8291−0561−6
  23. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — С.6 — ISBN 5−09−3 428−1
  24. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2005. — С. 400−413. — ISBN 5−17−27 239−1
  25. , П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. — М.: Кн. дом «Университет», 2000. — 336 с. — ISBN 5−8013−708.
  26. , Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие / Н. Д. Гальскава, З. Н. Никитенко. — М.: Айрис пресс, 2004. — 240 с. — ISBN 5−8112−0536−8
  27. , Е.М. Театральный проект в обучении на начальном этапе / Е. М. Гербач // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 4, С. 51—55.
  28. , JI.H. Школа и педагогика США до Второй Мировой Войны / JI.H. Гончаров. —М.: Педагогика, 1972. — 319 с.
  29. , А.П. Российская педагогическая энциклопедия / А. П. Горкин. — М: Большая Российская энциклопедия, 1998. ¦— 672 с. В 2 тт. — ISBN 5−857 270−286−2
  30. , A.A. Новейший философский словарь / A.A. Грицианов. — Мн.: Изд. Скакун В. М., 1998. — 896 с. — ISBN 895−6235−17−0
  31. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. —С. 199
  32. , JI.A. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография / JI.A. Даринская. — СПб.: Питер, 2005. — 293 с. — ISBN 5−7434−0288−4
  33. , С.И. Формирование проектной культуры / С. И. Дворецкий //Высшее образование в России. — 2003. — № 4. С. 15—22.
  34. , Т.А. Как подготовить интересный урок иностранного языка / под ред. Т. А. Дегтяревой — М.: Воениздат, 1963. — 248 с.
  35. , Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики 1918−1977 / Э. Д. Днепров. — М.: АПН СССР, 1981. — 264 с.
  36. , H.A. Становление субъектности учащихся в инновационном учреждении: научные основы и опыт: Материалы педагогических чтений. Волгоград 8 апреля 2004 / под ред. Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого — Волгоград, 2005 — С. 222. — ISBN 5−7087−0069−6
  37. , В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся. Теория и практика ее организации: Монография /, В. В. Дрозина. — Челябинск: ЧПГУ, 1997. — С. 7. — ISBN 5−85 716−130−4
  38. , А.К. Исследование развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте в различных условиях обучения / А. К. Дусавицкий, В.В. Репкин//Вопросы психологии.— 1987. — № 2. — С. 118−121.
  39. , М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод, пособие / М. Г. Ермолаева. — СПб.: СПбАППО, 2007. — 120 с. — ISBN 5−7434−0371−6
  40. , A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. / A.B. Запорожец. —М.: Педагогика, 1986. — 320с.
  41. , М.В. Групповая учебная работа / М. В. Зверева // Учитель. — 2000.-№ 5, С. 17−19.
  42. , М.В. Развитие младшего школьника в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / под ред. М. В. Зверевой. — М.: Педагогика, 1983. — 168 с.
  43. , И.А. Психология обучения иностранному языку в школе — М.: Просвещение, 1991. — 222 с. — ISBN 5−09−1 716−6
  44. , И.А., Сахарова, Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. — 1991. — № 3,С. 9−15.
  45. , Р.Г. Мир игры глазами педагога / Р. Г. Исмагилов. — Уфа: Изд-во БИРО, 2005. — 44 с. — ISBN 5−94 705−081−1
  46. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. — М.: МГУ, 1983. — 168 с. — ISBN 5−87 417−056−1.
  47. , Е.В. Проблемный метод в обучении иностранным языкам: Материалы региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 3 ноября 2003) / отв. ред. Е. В. Ковалевская. — Нижневартовск: изд-во
  48. Нижневартовского педагогического института, 2003. — С. 19, 58. — ISBN 589 988−176−3
  49. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2000. — 176 с. — ISBN 5−7695−0445−5
  50. , Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших пед. учеб. заведений / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. — М.: «Академия», 2004. —- 264 с. — ISBN 5−7695−0672−5
  51. , М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов, студентов /отв. ред. М. К. Колкова. — СПб.: КАРО, 2008. — 224 с. — ISBN 978−5-9925−0057−8
  52. , М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / под ред. М. К. Колковой. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с. — ISBN 9785−99−25−0011−0
  53. , A.M., Кузнецова, A.A. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. A.M. Кондаковой, A.A. Кузнецовой. — М.: Просвещение, 2009. — 36 с. — ISBN 978−5-9 019 844−8
  54. , C.B. Учитель — ученик. / C.B. Кондратьева. — М.: Педагогика, 1984. —С. 14−15.
  55. , Г. А. Иностранные языки: теория и методика преподавания: Сборник статей / отв. ред. и сост. В. Я. Мыркин, Л. Ю. Щипицина. — Архангельск: Поморский университет, 2004 — С. 77−80 — ISBN 5−88 086−399−9
  56. , A.B. Игровой метод в обучении иностранному языку / A.B. Ко-нышева. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», — 2006. — 192 с. — ISBN 5−89 815−663−1
  57. , A.B. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / A.B. Конышева. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», — 2005. — 208 с. — ISBN 5−89 815−517−1
  58. , В.Н. Психологический словарь / В. Н. Коропулина. — Ростовн/Д: Феликс, 2003. — 640 с. — ISBN 5−222−3 026−1
  59. , В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие / В. В. Копылова. —¦ М.: Дрофа, 2004. — 96 с. — ISBN 57 107−8427−3
  60. , Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. — М.: АРКТИ, 2002. — С. 3−15, 142. — ISBN 5−894 515−244−5
  61. , Ю.В. Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку / Ю. В. Кохендерфер // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 4, С. 47—52.
  62. , H.A. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / H.A. Краля. — Омск: ОмГУ, 2005. — 59 с. — ISBN 57 779−0556−0
  63. , Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах / под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 9 — С. 276−277.—Т. 5 С. 68. —Т. ЮС. 95−97, 126, 140.
  64. , В.И. Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе / В. И. Кузнецов. — М.: «Академический издательский центр», 2000. — 120 с. — ISBN 5−7695−0732−2
  65. , B.C. Современные педагогические технологии начальной школы. Пособие для учителей / B.C. Кукушин. Ростов н/Д: Ростиздат, 2003. — 448с. — ISBN -5−222−3 028−8
  66. , А.Н. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / под ред. А. Н. Кулика. — М.: Логос, 2003. — 424 с. ¦— ISBN 5−94 010−168−2
  67. , В.А., Келина, JI.M. Современному уроку — творческий поиск. /
  68. B.А. Куркова, JT.M. Келина // Иностранные языки в школе. — 1988. — № 1,1. C. 49−52.
  69. , В.В., Тряпицина, А.П. Модернизация общего образования: Технология образовательной деятельности: книга для учителя / под ред. проф. В. В. Лаптева и проф. А. П. Тряпициной. — СПб.: ООО «Береста», 2002. — 96 с. — ISBN 5−98 052−011−1
  70. , A.A. Психологические основы обучения неродному языку: Хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев — М.: Моск. гос. соц. ун-т, 2004. — 448 с. — ISBN 5−89 502−556−0
  71. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Вильяме, 2005. — 352 с. — ISBN 5−89 357−153−3
  72. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак.- М.: Просвещение, 1978. — 141 с.
  73. , О.Н. Этапы проектирования деятельности / О. Н. Ломакина // Высшее образование в России. — 2003. — № 3, С. 127−130.
  74. , Г. И. Пусть урок будет интересным! / Г. И. Малышева // Иностранные языки в школе. — 1988. — № 6, С. 37−45.
  75. , А.К. Психология обучения подростка / А. К. Маркова. — М.: Политиздат, 1975. — С. 64.
  76. , М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхи-на. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  77. , A.M. Развитие творческой активности школьников / под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991. — 160 с. — ISBN 5−7155−0420−1
  78. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е. И. Машбиц. — Киев: Высшая школа, 1987. — 223 с.
  79. , Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов / Р. П. Мильруд. — М.: Дрофа, 2005. — 253 е. —ISBN 5−7101−8495−8
  80. , Р.П. Методология и развитие методики обучения иностраннымязыкам / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 1995. — № 5, С. 13−18.
  81. , A.M. Педагогические и методические основы преподавания иностранных языков: Учебное пособие / A.M. Митина. — Волгоград: Учитель, 2005. — 80 с. — ISBN 230−4 532−9
  82. , М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори. — М.: Карапуз, 2000. — 272 с. — ISBN 5−8403−0100−0
  83. , A.B., Чернышевский, Д.В. Креативная педагогика и психология / A.B. Морозов, Д. В. Чернышевский. —- М.: Академический проект, 2004. — 560 с. — ISBN 5−8291−0416−4
  84. , С.А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности: Монография / С. А. Нелюбов. — Новосибирск: НГУ, 2003. — 172 с. — ISBN 5−87 847−208−2
  85. , Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с. — ISBN 5−09−1 141−9
  86. , И.В. Развитие языковых творческих способностей учащихся средней школы при овладении английским языком: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Никольская. — М., 1987. — 21 с.
  87. , A.M. Образовательный проект Методология образовательной деятельности /A.M. Новиков. — М.: Эгвес, 2004. — 120 с. — ISBN 5−85 009−5519
  88. , A.B. Антология по истории педагогики в России (пер. половина XX в.): Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / сост. A.B. Овчинников, Л. Н. Беленчук, C.B. Лыков. — М.: Академия, 2000. — 384 с. — ISBN 5−7695−0656−3
  89. , С.И. Словарь русского языка/ под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова/24 изд. Исправленное. — М.: Омега-Л, 2008. — С. 385, 482, 243. — ISBN 978−594−666−462−2
  90. , Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова- под ред. Т. С. Паниной. — М.: Академия, 2006. — С. 34−38. — ISBN 5−7695−2255−0
  91. , Н.Ю. Учебный проект: его возможности /Н.Ю. Пахомова // Учитель. — 2000. — № 4, С. 52−55.
  92. , Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н. Ю. Пахомова // Учитель. — 2000. — № 1, С. 415.
  93. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М., 2002. — С. 68. — ISBN 5−85 270−230−7
  94. , Л.И. Воспитание младшего школьника: учебно-метод. пособие / Л. И. Петрова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 347 с. — ISBN 978−5-222−12 941−8
  95. , A.B., Ярошевский, М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2001. — 512 с. — ISBN 5−06−4 170−0
  96. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидка-систый. — М.: Педагогика, 1972. — 183 с.
  97. , А.Н. Власть, общество и школьные реформы в России (конец XIX— начало XXI веков) / под ред. проф. Ю. Г. Голуба. — Саратов: издательство Саратовского университета, 2005. —264 с. — ISBN 5−292−3 350−2
  98. , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат. — М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. — 368 е.- ISBN 978−5-7695−3468−3
  99. , К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей / К. Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с. — ISBN 978−5-9 016 135−0
  100. , М.А. Личностно-развивающие аспекты методов и организованных форм обучения в школе / М. А. Половцева. — Хабаровск, 2004. — 107 с. — ISBN 5−87 155−205−6
  101. , В.Д. Педагогика игры / В. Д. Пономарев. — Кемерово: Кемеровский педагогический колледж, 2004.— 183 е.-—ISBN 5−202−745−0
  102. , М.И. Инновационные технологии обучения: теория и проектирование / М. И. Потеев. — СПб.: ГИТМО (ТУ), 2000. — 228 с. — ISBN 5−75 770 058−0
  103. Программно-методические материалы. Иностранные языки для школ с углубленным изучением английского, немецкого, французского, испанского языков. Начальная школа. —М.: Дрофа, 1998. — 128 с. —ISBN 5−7107−2672−9
  104. Программно-методические материалы. Иностранный язык для общеобразовательных заведений. Начальная школа. — М.: Дрофа, 2000. — 160 с. — ISBN 5−7107−3379−2
  105. Психологический словарь /под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  106. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П. С. Гуревич. — М.: Академия, 2007. — С. 219. — ISBN 978−5-373−614−9
  107. , Ф.М. Самостоятельная работа учащихся / Ф. М. Рабинович // Иностранные языки в школе. — 1988. — № 4. — С. 31−37.
  108. , Ю.Г. Интерактивное самообучение: монография / Ю. Г. Репьев. — М.: Логос, 2004. — 248 с. — ISBN 5−94 010−267−0
  109. , H.H. Эффективные методики обучения иностранным языкам: использование зарубежных УМК. Сборник статей и практических материалов / под ред. H.H. Рогожиной. — Самара, 2003. — 100 с. — ISBN 5−98 105−038−1
  110. , М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие / М. Б. Романовская. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с. — ISBN 5−901 030−83−4
  111. , С.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 720 с. — ISBN 5−314−16−4
  112. , А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. — М.: Издательство: Высшая школа, 2007. — С. 164. — ISBN 978−5-9507−0545−8
  113. , Г. Н., Мартиросова, B.C. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе / Г. Н. Салтовская, B.C. Мартиросова // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 5, С. 24−28.
  114. , В.В., Сивочалова, Г.А. Из опыта работы над международными проектами учащихся старших классов / В. В. Санкина, Г. А. Сивочалова //Иностранные языки в школе. — 2009. — № 4, С. 22−26.
  115. , В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе /В.В. Сафонова. — М.: ACT: Астрель, 2001. — 271 с. — ISBN 5−93 285−022−1
  116. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Логос, 1998. — С. 3−156. — ISBN 5−87 953−127−9.
  117. , И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранного языка / И. А. Сокол // Иностранные языки в школе.-2008. —№ 1,С. 16−21.
  118. , E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / E.H. Соловова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 238 с. — ISBN 978−5-17−48 998−5
  119. , Е.Б. Уроки английского языка из опыта работы учителей английского языка 631 гимназии Приморского района г. Санкт-Петербурга / под ред. Е. Б. Спасской. — СПб., 2000. — С. 7. — ISBN 5−89 815−035−8
  120. , В.Я. Игра как социокультурный феномен / В. Я. Суртаев. — СПб.: Питер, 2005. — 272 с. — ISBN 5−87 259−301−5
  121. , Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе /Е.Ю. Сухаревская. — Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с. — ISBN 5−222−3 079−2
  122. У скова, Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г. А. Ускова. — М.: Академ. Проект, 2004. — 144 с. — ISBN 5−8291−0459−8
  123. , A.A., Гам, В.И. Организация проектной деятельности: учеб-но-метод. пособие / A.A. Филимонов, В. И. Гам.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — С. 33−38, 84. — ISBN 5−8268−0848−9
  124. , Т.В. Реформы и контрреформы: история школьных систем в России XIX — первой трети XX вв. / Т. В. Филоненко. — Воронеж: ОАО «Центрально-черноземное книжное издательство», 2004. — С.343−344 — ISBN 57 458−1021−1
  125. Философский энциклопедический словарь/ под ред. академика АН СССР Л. Ф. Ильчева. —М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 151
  126. , Н.С. Становление субъектности учащихся в инновационном учреждении: научные основы и опыт: Материалы педагогических чтений. Волгоград 8 апреля 2004 / под ред. Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого — Волгоград, 2005. — С.93−94. — ISBN 5−7087−0069−6
  127. , В.Б., Грехова, И.П. Психология в образовании: Экспериментальные исследования в контексте проектной формы обучения/ под ред. В.Б. Хозие-ва, И. П. Греховой. — Вып. 16. — Сургут, 2002. — С.28 — ISBN 5−89 545−078−2
  128. , A.B. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / A.B. Хуторской. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 с. — ISBN 5−88 800 289−5
  129. , Н.Г. Использование проектной методике на уроках немецкого языка / Н. Г. Чанилова // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 4. — С. 62— 65.
  130. , И.Д. Метод проекта, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 3. — С. 11−16.
  131. , C.JI. Воспитание творческой личности школьника в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф. дис.. канд. пед. наук / C.JI. Чуйкова. — М., 1995 — С. 1−9.
  132. , В.Н. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого / под ред.
  133. B.Н. Шацкой, J1.H. Скаткина.- М.: Педагогика, 1976. — 120 с.
  134. , И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранным языкам / И. Е. Шишова // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 1,1. C. 21−27.
  135. , И.Н. Бросок вперед, или Второе пришествие метода проектов / И. Н. Щербо // Директор школы. — 2003. — № 7. С. 3−11.
  136. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  137. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1978. —304 с.
  138. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Просвещение, 1995. — 416 с. — ISBN 5−87 224−087−2
  139. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. — 114 с.
  140. , М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника / М. Г. Яновская. — М.: Просвещение, 1974. — 128с.
  141. , O.A. Успешность младшего школьника / O.A. Яшнова. — М.: Акад. проект, 2003. — С. 116. — ISBN 5−8291 -0244−7
  142. Benjamin, Amy An English teacher’s guide to performance tasks and rubrics: Middle school / Amy Benjamin. — New York, 2000. — 190p. — ISBN 1−88 300 198−6
  143. Brindley, Susan Teaching English / Susan Brindley. — London and New York, 1994. — 287p. — ISBN 0−415−10 251−0
  144. Carrasquillo, Angela L. Teaching English as a second language / Angela L. Carrasquillo. — London, 1994. — 220p. — ISBN 0−8153−0821−3
  145. Davison, Jon, Moss, John Issues in English teaching / Jon Davison, John Moss. — London and New York, 2000. — 290p. — ISBN 0−415−20 664−2
  146. Hornbrook, David Education and dramatic art / David Hornbrook. — London and New York, 1998. — 180p. — ISBN 0−415−16 884−8
  147. Rivers, Wilga M. Interactive language teaching / Wilga M. Rivers. — Cambridge, 1987. — 228p. — ISBN 0 512 32 216 2
  148. Roberts, Geoffrey R. English in primary schools / Geoffrey R. Roberts. — London, 1972. — 129p. — ISBN 7 100 7308 9
  149. Scott, Wendy A., Ytreberg, Lisbeth H., Teaching English to children / Wendy A. Scott, Lisbeth H. Ytreberg. — New York, 1990. — 115p. — ISBN 0582 74 606 X
  150. Stevens, David, McGuinn, Nicholas The art of teaching secondary English. Innovative and creative approaches / David Stevens, Nicholas McGuinn. — London and New York, 2004. — 153p. — ISBN 0−415−29 859−8
  151. Stoller, Fredricka L., Alan, Bulent Maximizing the benefits of project work in foreign language classrooms / Fredricka L. Stoller, Bulent Alan // Forum — 2005. — № 4, volume 43. — P. 10−21
  152. Tagliante Christine. L’evaluation, coll. Techniques de classe. CLE International. 1991. P. 4—37. '
  153. Tagliante Christine: La classe de langue, coll. Techniques de classe. CLE International: 1994. P. 7−14.
  154. Tessema, Kedir Assefa Stimulating writing through project-based tasks / Kedir Assefa Tessema // Forum — 2005. — № 4, volume 43. — P. 22−27.144
Заполнить форму текущей работой