Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение в педагогическом вузе сегодня представляет собой хорошо отлаженный, регламентированный процесс, способствующий накоплению студентами большого объема информации и овладению профессиональными умениями и навыками. Однако, реальное положение дел пока еще не позволяет добиться действительно массового профессионально-творческого саморазвития студентов. Находясь в рамках учебных требований… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
    • 1. Развитие проблемы личности в философии
    • 2. Самоактуализация личности в психологии
  • Глава 2. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Вопросы самоактуализации (самореализации) учащегося в педагогической теории и практике
    • 2. Пути и способы профессионального развития студента музыкального факультета педагогического вуза
    • 3. Проблема оценки профессионально-исполнительского уровня учащихся в процессе «свободной музыкально-исполнительской практики»
  • Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере «свободной музыкально-исполнительской практики»).л
    • 1. Свободная музыкально-исполнительская практика как инновационная форма и условие профессионально-личностной самореализации учащегося-музыканта
    • 2. Констатирующий этап исследования
    • 3. Формирующий этап исследования

Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Коренные преобразования в социокультурной сфере, происходящие в нашей стране сегодня, раскрывают многообразие общественной жизни, предоставляют различные свободы и права человеку, дают потенциальную возможность личностного выбора, но в то же время создают высокий уровень конкуренции во всех областях профессиональной деятельности, создают ситуацию, в которой многое зависит от инициативы и уровня профессионализма самой личности. Именно поэтому в сфере образования, наряду с подготовкой высококвалифицированного специалиста, еще более актуальной становится задача воспитания и развития самостоятельной и творчески активной личности.

Обучение в педагогическом вузе сегодня представляет собой хорошо отлаженный, регламентированный процесс, способствующий накоплению студентами большого объема информации и овладению профессиональными умениями и навыками. Однако, реальное положение дел пока еще не позволяет добиться действительно массового профессионально-творческого саморазвития студентов. Находясь в рамках учебных требований, студенты, подчас, не имеют возможности в полной мере выразить свою творческую индивидуальность, проявить когнитивную инициативу. Это происходит потому, что учебная активность стимулируется, как правило, внешним императивом и носит прагматический (утилитарный) характер, являясь необходимой реакцией для выполнения экзаменационных и зачетных требований. Между тем, все контрольные учебные мероприятия — это, по существу, стрессогенные факторы, сопряженные с потерей психической и физической энергии, стимулы с неоднозначным воздействием, мало способствующие внутренней положительной мотивации обучения и поддержанию интереса к избранной профессии. Недостаточно учитывается и возрастной аспект, то обстоятельство, что студент — это активно развивающаяся личность с определенным жизненным опытом и системой ценностей, стремящаяся к самоутверждению, самовыражению и самостоятельности во всем.

Недооценка этих факторов особенно заметна при обучении творческим специальностям, в частности, профессии учителя музыки. Проявляется это в том, что пока еще не в полной мере удовлетворяется потребность студента-музыканта как артистической натуры в свободном исполнительско-творческом самовыражении. Если для ребенка самовыражение — это возрастная разновидность самостоятельности (по определению А.Ф.Лобовой), то для студента, будущего учителя музыки, это, прежде всего, потребность в профессиональном самовыражении, самоутверждении, возможность проявления своего индивидуально-личностного опыта через имеющиеся профессиональные умения и навыки.

Представляется необходимым отметить, что обучение в вузе должно быть направлено на профессионалъно-личностнную самоактуализацию, то есть, на реализацию и развитие творческого потенциала каждого студента, способствовать его индивидуальному профессиональному росту, являться важным этапом на пути развития личности учащегося и определения профессиональных перспектив. Как известно, лишь в процессе творчества ускоренными темпами развиваются способности, знания, умения и навыки, повышается эмоцис"ально-интеллектуальная активность, самостоятельность, происходит процесс самосовершенствования и роста личности. Вуз является для студента, образно говоря, стартовой площадкой перед выходом в самостоятельную профессиональную жизнь. Поэтому большую роль для самоопределения наших выпускников после окончания вуза будет играть наличие или отсутствие у них уверенности в собственном профессионализме, одним из показателей которого являются творческие успехи, способности к самостоятельной деятельности и творческой инициативе.

Есть основание считать, что в учебном процессе все более ощущается потребность самореализации творческого потенциала студента — будущего учителя музыки. В то же время существуют неиспользованные возможности для самоактуализации учащегося (в плане раскрытия и реализации индивидуальных творческих потенций) и для придания учебно-творческой деятельности массового и бесстрессового характера. На музыкально-педагогическом факультете это противоречие возможно успешно разрешить в условиях «свободной музыкально-исполнительской практики», представляющей собой богатый резерв развития профессионально-личностных качеств студента-музыканта.

Понятие «свободная музыкально-исполнительская практика» раскрывается следующим образом: исполнительская учебная деятельность, свободная от отметки, оценочно-экзаменационного стресса и принуждения (педагогического императива) — свободная для творческой инициативы, творческого выбора и личностных предпочтений каждого студента (свобода творческой индивидуальности и творческого общения). Следует отметить основополагающую роль профессорско-преподавательского состава в разработке и реализации методических основ «свободной исполнительской практики» .

Основная проблема исследования состоит в выявлении и создании оптимальных психолого-педагогических условий для самоактуализации студента в музыкально-исполнительской сфере, в обосновании путей и средств активизации творческого начала у студентов-музыкантов в целях совершенствования их личностного роста и профессиональной подготовки.

Цель исследования — выявление реальных возможностей самоактуализации студента на музыкально-педагогическом факультете.

Объект исследования — процесс музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия выявления и развития творческо-исполнительского потенциала учащегося-музыканта.

Гипотеза исследования: 1. Самоактуализация студента, будущего учителя музыки в исполнительской сфере, как важной составляющей их профессиональной подготовки, будет проходить более успешно в условиях «свободной музыкально-исполнительской практики» .

2. «Свободная музыкально-исполнительская практика» создает оптимальные психолого-педагогические условия, отвечающие принципам «ненасильственной», «личностно-ориентированной» педагогики, основанной на презумпции творческой свободы и уважения личности. Свободная исполнительская практика, не предполагая проведение каких-либо обязательных контрольно-оценочных мероприятий в виде экзаменов, зачетов, межсеместровых аттестаций и т. п., исключает из учебной музыкально-творческой деятельности негативный стрессовый фактор. Включение свободной исполнительской практики в процесс подготовки учителя музыки приводит к: а) актуализации творческого потенциала студентовб) активизации самостоятельности, повышению самоконтроля, самооценки, самоорганизации в учебно-творческих действияхв) приобретению эмоционально-психологической свободы и уверенности в творческом самовыраженииг) повышению качества исполнения музыкид) самосовершенствованию студента в профессионально-личностном плане.

3. Благодаря созданным комфортным условиям «свободной музыкально-исполнительской практики» (которая рассматривается как инновационная модель обучения), самоактуализация студентов в сфере исполнения музыки как стремление к профессиональному самосовершенствованию приобретает широкий (массовый) характер, поскольку отвечает насущным творческим интересам и потребностям, практически, каждого учащегося-музыканта.

Задачи исследования:

1) определить психолого-педагогическое значение, место и роль свободной музыкально-исполнительской практики в учебном процессе;

2) выявить психолого-педагогические условия и методы, активизирующие развитие потенциальных исполнительских возможностей будущего учителя музыки и способствующие его самоактуализации в процессе занятий в вузе;

3) проанализировать и осмыслить детерминанты (движущие силы), активизирующие исполнительско-творческое становление студентов и способствующие процессу самоактуализации;

4) разработать критерии, определяющие эффективность процесса профессионально-личностной самоактуализации студента в музыкально-исполнительской сфере- 5) экспериментально проверить и подтвердить результативность предлагаемой методики «свободной музыкально-исполнительской практики» и актуальность ее использования на музыкальном факультете пед.вуза.

Методологическая основа исследования.

Решение задач самоактуализации личности будущего педагога-музыканта базируется на гуманистических положениях философии, психологии и педагогики, связанных с проблемой человека и человеческой личности, объективными условиями ее существования, развития и саморазвития.

В философии — это тезис об активности личности как имманентном свойстве и ее природном стремлении к совершенствованию (Аристотель, Августин Блаженный, Ф. Вольтер, И. Кант, А. Н. Радищев и др.) — трактовка в русской философии категорий свободы и творчества как гуманистических принципов и сущностных характеристик человека (Н.Бердяев, И. Гессен, Н. Лосский, В. Соловьев и др.);

В психологии — это проблемы развития личности и понятие самоактуализации как самосовершенствования, потребности личности в наиболее полном раскрытии и развитии своих способностей и возможностей в гуманистических концепциях личности (А.Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, К. Хорни, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — представления о структуре личности (В.Н.Колесников, А. Маслоу, К.К.Платонов) — положение о потребности как источнике активности и условии развития личности (А.В.Петровский) и др.

В общей педагогике и педагогической психологии — это принципы «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, П. Вайнцвайг, У. Глассер), «ненасильственной педагогики», (Л.П.Лаптева, В. А. Ситаров, В.А.Сластенин), «личностно-ориентированной педагогики» (Д.А.Белухин, И. С. Якиманская и др.) — тезисы о решающей роли свободы, самостоятельности и творческой деятельности в развитии личности в процессе обучения — традиции, идущие от русских мыслителей и педагогов — Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского,.

Ш. А.Амонашвили, А. С. Макаренко, Б. А. Сосновский,.

В.А.Сухомлинский, Подвойский В. Г., В. Ф. Шаталов и др.) — современные диссертационные исследования об условиях самоактуализации (самореализации) учащихся (Е.Ю.Аронова, А. К. Болотова, В. Г. Горяев, Л. К. Игнатьева, Т. Н. Розова, И.А. Шаршов).

В музыкально-педагогической литературе — это разработки проблемы развития творческих и исполнительских способностей педагога-музыканта в контексте развивающего обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, А. В. Малинковская, А. Н. Малюков, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, Г. П. Стулова, Г. М. Цыпин, и др.) — принципы «либерально-толерантной» педагогики (А.С.Базиков, В.И.Горлинский) — исследование путей развития исполнительской активности будущего учителя-музыканта (С.В.Егорова, А.И. Ковалев) — а также отдельные стороны вопроса самореализации личности учащегося, затронутые в диссертационных исследованиях проблемы подготовки учителя музыки (О.В.Воробьева, Е. Ф. Карпова, Л. А. Маковец, Л. С. Романова, и др.).

Основные методы исследования.

Теоретические: изучение и анализ специальной.

J • литературы по проблеме исследования в области философии, психологии, общей и музыкальной педагогики и методикиобоснование инновационной теоретико-практической модели совершенствования профессиональной подготовки студентов в условиях «свободной музыкально-исполнительской практики» .

Эмпирические: лонгитюдное психолого-педагогическое наблюдение и анализ развития профессионально-личностных качеств студентов — участников свободной исполнительской практикианкетированиестатистический и. сравнительный анализ полученных данныхбеседы со студентами и преподавателями с целью выявления значения свободной исполнительской практики для профессионал ьно-личностного развития студентовпсихолого-педагогический анализ и обобщение опыта проведения свободной исполнительской практики на музыкальном факультете МПГУанализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследованияобучающий (формирующий) эксперимент.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 1996 по 2001 гг. на базе музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

Научная новизна исследования состоит в том, что в теории и практике обучения будущего учителя музыки появилась возможность реализовать основные положения гуманистической философии, психологии и педагогики, создать и отработать комплекс психолого-педагогических условий, способствующих профессионально-личностной самоактуализации учащегося в музыкальною исполнительской сфере.

В исследовании обосновывается инновационный характер модели учебно-воспитательной работы со студентами в форме «свободной музыкально-исполнительской практики» — определяются ее функции, место и роль в педагогическом процессеанализируется система явлений и отношений неформального характера, сложившаяся внутри студенческо-преподавательского коллектива в процессе свободной (не регламентированной) совместной творческой работыпредлагаются критерии профессионально-личностной самоактуализации студентов в музыкально-исполнительской сферевыявляется универсальность и перспективность разработанной модели и ее методики для других учебных заведений творческого направления.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а) разработаны и обоснованы теоретико-методические основы «свободной исполнительской практики» как фактора профессионально-личностной самоактуализации учащегося-музыканта в вузе, базирующиеся на категориях творческой свободы личности, учитывающие ее имманентное стремление к самосовершенствованию и самостоятельностиб) определена инновационная структура «толерантного» («мягкого») контроля и многосторонней оценки (включая самооценку) исполнительской учебной деятельности студента-музыкантав) выявлено влияние коллективно-творческого фактора на развитие творческой индивидуальностиг) определены движущие силы и критерии процесса самоактуализации студента в исполнительской сфере. и.

Достоверность результатов подтверждена многолетними V результатами опытно-экспериментальной работы на музыкальном факультете МПГУ.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная модель «свободной музыкально-исполнительской практики», благодаря адекватным (комфортным) психологопедагогическим условиям, работает одновременно в нескольких направлениях: активизирует музыкально-исполнительскую деятельность студентовформирует и развивает их профессионально* 1 личностные качества (творческую активность, музыкально-образное мышление, исполнительскую смелость, самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль, самооценку и др) — сочетает массовый характер творческой активности студентов в целом с индивидуальным творческим развитием каждого студента в частностидеформализует педагогический контроль за музыкально* исполнительским развитием студентов, придавая ему толерантный, бесстрессовый характерповышает качество исполнительской подготовки и профессиональную самооценку будущего учителя музыки, способствует его профессиональному росту в целомоптимизирует взаимоотношения преподавательского и студенческого коллективов.

Инновационная модель свободной музщкально-исполнительской практики, реализующая гуманистические принципы обучения и воспитания, может быть использована на разных уровнях в учебных заведениях творческого направления, что придает ей универсальный характер. ¦!

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс профессионально-личностной самоактуализации учащегося в вузе будет проходить более активно и успешно при создании комфортной психолого-педагогической ситуации, названной «свободная музыкально-исполнительская практика», ситуации, активизирующей заложенное природой стремление формирующейся личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

2. Важнейшими условиями предлагаемой учебной ситуации являются, прежде всего, ее принципиальная направленность (установка) на творческую свободу личности будущего учителя музыки, что означает обеспечение свободы творческого выбора, доступность музыкально-исполнительской практики и добровольность участия в ней, реальную возможность удовлетворения потребности каждого студента в творческом самовыражении, уважение к индивидуальным способностям и профессиональноличностным интересам и предпочтениям студентов, устранение негативного влияния посторонних для творчества стрессовых факторов, создание эмоционально-психологического комфорта.

3. Движущей силой. мотивационной доминантой профессионально-личностной самореализации студента в музыкально-исполнительской сфере является насущная потребность учащегося-музыканта в творческой свободе, инициативе и творческом самовыражении как непременных условиях роста творческой личности. Специфическими формами учебно-исполнительской деятельности, способствующими развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, являются такие необязательные (факультативные) формы музыкально-исполнительской практики как конкурсы, фестивали, классные вечера, шефские концерты, лекцииконцерты и проч.

4. Развитие индивидуальных музыкально-исполнительских качеств студента будет проходить более активно и успешно на базе сотворчества, объединения обшей творческой задачей. Совпадение творческих интересов всего коллектива и каждой индивидуальности усиливает их взаимовлияние эффектом «творческого резонанса», «творческой аффилнации», придавая творческому направлению более интенсивный и массовый характер.

5. Являясь инновационной и наиболее адекватной формой для решения поставленных учебно-воспитательных задач, «свободная музыкально-исполнительская практика» выполняет, среди прочих, фукцию «толерантного» педагогического контроля и оценки профессионально-личностного развития студента в исполнительской сфере. Зафиксировать уровень его самоактуализации (а также самоконтроля и самооценки) можно лишь условно по разработанным нами критериям, которые включают психолого-педагогические и музыкально-исполнительские параметры, фиксирующие динамику развития профессионально-личностных (музыкально-исполнительских) качеств студента. Таким образом, самоактуализация учащегося-исполнителя носит индивидуально-дифференцированный характер.

Апробация результатов исследования: основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МПГУ (2001), освещались на межрегиональной и международной научно-практических конференциях (Москва, 2000; Екатеринбург, 2001) — нашли отражение в 9 публикациях автора.

Выводы:

Актуальность проблемы создания оптимальных психолого-педагогических условий для стимулирования процесса самоактуализации личности учащегося, будущего учителя музыки, базируется на широких возможностях «свободной музыкально-исполнительской практики» в личностно-профессиональном росте студентов и чрезвычайно малым ареалом ее распространения в практике работы вузов.

Анализ ключевых положений зарубежной и отечественной философии выявил историческую преемственность в осознании связи понятий свободы и ответственности с категориями творчества, индивидуальности, самостоятельности, самосовершенствования и тому подобное, которые, проявляясь в практической деятельности человека, являются основными условиями позитивного развития личности. Эти понятия являются принципиальными в нашем теоретическом исследовании и практической работе.

Осмысление психологических трудов позволило уяснить, что самоактуализация личности является и яроцессом, разворачивающимся во времени (неравномерным, гетерохронным), и результатом в каждый конкретный момент (поддающимся фиксации условно) — самоактуализация возможна в различных сферах жизни, может существовать как реальность и как потенция в зависимости от внутренних и внешних условийимеет ценностное значение в виде самооценки, самосознания и общественного резонанса (отношения) — субъективно-объективный характер, определяемый как рост, стабилизация или деградация личностииндивидуальную степень, или меру, зависимую от особенностей личности и уровня ее притязаний. Общими принципиальными условиями, необходимыми для развития, саморазвития и роста личности, наиболее значимыми для самоактуализации, являются категории свободы и творчества (творческая свобода личности).

Категории гуманистической философии и психологии естественно экстраполируются в область педагогики, практически занимающуюся воспитанием, обучением и развитием личности на разных возрастных этапах.

В педагогическом процессе вуза необходимо последовательно проводить линию на развитие творческой свободы и самостоятельности личности учащегося, находить адекватные формы учебно-воспитательной работы и создавать оптимальные психолого-педагогические условия, гарантирующие в процессе обучения успешность профессионально-личностного развития каждого учащегося. В результате процесс самоактуализации в высших учебных заведениях станет реальным для большинства учащихся.

Анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы позволил осмыслить и выявить сущность подхода к процессу самоактуализации (самореализации) студента на музыкальном факультете педагогического вуза.

Все вышеизложенное позволило сформулировать следующий тезиссамоактуализация студента-музыканта наиболее реальна в сфере «свободного» музыкальноисполнительского творчества, в той области, где уже имеются развитые на предварительных этапах (ДМШ, муз. студии, муз-пед. училища) исполнительские умения и навыки и где наиболее вероятно создание комфортной творческой атмосферы.

Предложенная форма свободной музыкально-исполнительской практики студентов, опирающаяся на принципы гуманистической педагогики и психологии, является универсальной и может быть использована на разных уровнях в учебных заведениях творческого направления.

Заключение

.

Результаты проведенного эксперимента подтвердили выводы первого параграфа главы о значении «свободной музыкально-исполнительской практики» для профессионально-личностного роста и самосовершенствования (самоактуализации) будущего учителя музыки. Данные экспериментальной проверки позволили определить место и роль свободной музыкально-исполнительской практики в учебном процессе: она обогащает и расширяет творческо-исполнительский спектр на факультете, играет роль эмоциональной творческой «разрядки» для студентов, уводит от экзаменационно-зачетного стресса в область положительных, продуктивных творческих эмоций, раскрывает и развивает потенциальные музыкально-исполнительские способности, раскрепощает творческое начало, удовлетворяет потребность учащегося-музыканта в позитивном музыкально-исполнительской опыте. Широкие временные рамки (ближний, средний планы, перспектива) позволяют уточнять и корректировать различные аспекты творческого процесса. Ощущение творческой перспективы чрезвычайно важно для профессии педагога-музыканта: она дает стимул к учебе, профессионально-личностному развитию и росту учащегося. Свободная музыкально-исполнительская практика создает необходимый баланс, сочетая учебные требования и обязанности с творческой свободой. Тем самым она снимает противоречие между субъективным стремлением учащегося вуза к свободе и самостоятельности и объективными условиями регламентированного обучения.

В результате исследования выявлено позитивное взаимовлияние сотворчества и индивидуального развития каждого студента в учебном коллективе. «Ситуация свободного индивидуально-коллективного творческого развития» отличается достаточно универсальным характером, поскольку подобную ситуацию возможно создать в любом учебном заведении творческого направления, объединив учащихся и педагогов общей творческой задачей.

Одним из практических результатов эксперимента стал значительный рост числа успешно выступающих студентов, повысился общий уровень музыкального исполнительства. Контраст между «звездами» и «середняками» стал менее заметным.

Мы отмечали уже, что для будущих учителей музыки музыкальное исполнительство — это одна из важных граней их профессиональной подготовки. Подготовка по всем исполнительским дисциплинам проходит в индивидуальных классах, где большое внимание уделяется развитию индивидуальных способностей каждого студента. На таком уроке учащийся является «одиноким» объект-субъектом обучения и воспитания. Мы предлагаем в учебно-педагогическом процессе использовать воздействие коллективного творческого фактора и межличностные студенческие отношения для активизации музыкально-исполнительской практики. По нашему мнению, развитие индивидуально-личностных качеств студента, процесс его профессиональной подготовки будут более эффективными в атмосфере свободного творчества на основе коллективного сотворчества.

Студенческому коллективу будущих педагогов-музыкантов свойственна большая подвижность межличностных отношений, поэтому получает быстрое распространение явление, которое можно назвать «исполнительским резонансом», «творческой аффшиацией». Успешные выступления одних студентов заражают своим примером других, вовлекая в свободную музыкально-исполнительскую практику все большее количество участников. Такая «цепная» реакция и массовый характер вовлеченности студентов в творческий процесс исполнительства возможны только на базе общего учебно-профессионального интереса при условии свободы выбора и добровольности участия.

Свободная музыкально-исполнительская практика объединяет индивидуальные творческие интересы и потребности студентов в сотворчестве, в стремлении быть с другими, разделить с ними свой успех как общий и почувствовать общий успех как свой. Известно, что аффилиация снижает чувство тревожности и смягчает стрессовые последствия. Очевидно, что «эффект сопричастности» в исполнительском творчестве не только смягчает психологические проблемы, облегчает и делает более комфортным индивидуальное выступление на сцене, но является его стимулом.

Уверенность и свобода, которые приобретает студент-исполнитель, находясь на-равных среди своих товарищей, помогают раскрепостить «зажатые» до сих пор, нереализованные потенциальные способности. В итоге мы слышим много интересных и вполне профессиональных выступлений, наблюдаем индивидуальный рост студентов, радуемся их успеху. Каждый такой успех есть показатель творческой состоятельности студента и представляет собой более высокую ступень в развитии его личности. Перефразируя А. С. Макаренко, можно сказать, что исполнительская личность формируется в исполнительском коллективе, то есть, действует диалектика единичного и общего, индивидуального и коллективного в творческом развитии.

Успех в свободной музыкально-исполнительской практике положительным образом влияет на весь облик будущего педагога-музыканта, придавая ему чувство уверенности и самодостаточности в более широком смысле, как профессионально-психологическую уверенность личности в жизненной перспективе. (Б.Пастернак говорил: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». Другого мнения был А. В. Луначарский, который утверждал, что успех есть показатель силы" и что надо изучать законы успеха). А это означает возможность самореализации в дальнейшем, на следующем творческом (жизненном) этапе. Конечно, не каждый студент, успешно выступивший на фестивале, вырастет потом в яркую творческую личность (у каждого своя мера таланта, каждого ждет своя судьба), но вопрос тут не в абсолютном результате, а в стремлении к нему.

Стремление к лучшему, к совершенству, к самовыражению присуще нормальной человеческой природе и является одним из условий роста личности. Потребность в творчестве и потребность в самоактуализации взаимосвязаны (у А. Маслоу «самоактуализирующееся творчество»), поэтому любое творческое достижение на своем, индивидуальном уровне, овладение любой ступенью на пути к совершенству есть очередной этап в бесконечном приближении к этому совершенству, означающий индивидуальное развитие и рост личности, ее самоактуализацию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: «Прометей», 1990.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
  4. Актуальные проблемы педагогики ненасилия. //Межвузовский сборник научных трудов. — М.: «Дон Боско», 2001.
  5. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1971.
  6. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: I Владос, 2000. # 7. Алиев Ю. Б. «Дидактика — практике» (дидактика художественного образования). — М.: Изд-во Института образования и педагогики, 1996.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетское, 1990.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. дом ' Шалвы Амонашвили, 1996.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, I 1977.
  10. О.А. Современные требования к школьному учителю- музыканту. //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15.-М., Музыка, 1982.
  11. Е.Ю. Ценностно-смысловой аспект самореализации учащихся средствами искусства. //Автореф. дис. канд.пед.наук. — М., 2000.
  12. Л.Г. Профессия — учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.
  13. Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. — М.: МГОПИ, 1994.
  14. В. Личность и значимость побуждений. — М.: Р.А.Н., 1993.
  15. А.Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
  16. В.Ф. Античная философия. Изд. 2-е, дополненное. — М.: Высшая школа, 1976.
  17. Афоризмы. Век IXX. Век XX. — М.: «Рипол классик», 1999.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методич. основы. — М.: Просвещение, 1982.
  19. Т.И. Программа интегрированного искусства. — М.: Рино, 1996.
  20. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.
  21. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1991.
  22. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций, — М: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1996.
  23. Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии, — М.: Мысль, 1991.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
  25. А.В. Музыка и власть: Пост-сталинский период. — М.: Наследие, 1995.
  26. А.А. Психология о личности.'М.: Изд-во МГУ, 1988.
  27. Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. — М.: Воронеж, 1995.
  28. Л. Психологические основы музыкального обучения. — Киев, 1979.
  29. П. Десять заповедей творческой личности. — М.: Прогресс, 1990.
  30. К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов., сост. Л. Д. Филоненко. — М.: АПО, 1993.
  31. М.Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. — М., Росс. Откр. Ун-т., 1992.
  32. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.З. — М.: Гос. муз. изд-во, 1962.
  33. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. — М.: Музыка, 1971.
  34. О.В. Формирование готовности к музыкально- исполнительской деятельности у будущих учителей начальных классов. //Автореф. дис. канд.пед.наук. — М., 1997.
  35. Всероссийсикий фестиваль «Невские хоровые ассамблеи». // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры». — Л., 1981.
  36. Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. — 5 изд. — М.: Лабиринт, 1997.
  37. Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника. //Автореф. дис. док.пед.наук. — Л., 1979.
  38. .С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996.
  39. .С. Философия образования. — М.: Московский психолого- социальный институт. Флинта, 1998.
  40. Гессен СИ, Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995.
  41. С. Педагогические условия самореализации подростков. //Автореф. дис. канд.пед.наук. — Екатеринбург, 1995.
  42. У. Школы без неудачников. — М.: Прогресс, 1991.
  43. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. — М.: Советский композитор, 1969.
  44. В.Г. Особенности самореализации профессионально-личностного роста учителя музыки в системе повышения квалификации (психологический аспект). //Автореф. дис. канд.психол.наук. — Тверь, 1998.
  45. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — Спб.: OMS, 1994.
  46. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. /Под общей редакцией академика РАО В. Л. Матросова. — М.: Прометей, 1999.
  47. П.С. Человек. — М.: Изд. дом «Дрофа», 1995.
  48. СВ. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки. //Автореф. дис. канд.пед.наук. — М., 1998.
  49. Э.Р. Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися-музыкантами. //Дис. канд.пед.наук. — М., 1998.
  50. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: УРАО, 1998.
  51. Л.К. Педагогические условия самореализации пожилых людей в досуговых коллективах. //Автореф, дис. канд.пед.наук. — Челябинск, 1998.
  52. Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования. //Материалы региональной научно-практической конференции.- Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996.
  53. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкапьная педагогика: Хрестоматия. Вып.1, ч.2, — М., «Прометей», 1991.
  54. Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. — М., Просвещение, 1981.
  55. И. Том 4, часть 2. — М.: Мысль, 1965.
  56. Е.Ф. О совершенствовании профессиональной направленности процесса обучения на музпедфакультете. //Профессиональная направленность музыкального образования. — Саратов, 1983.
  57. Н.И. Эстетика жизни. 3 вып. — М.: Форум, 2000.
  58. А.Г. Психология личности, 3-е изд. — М., Просвещение, 1970.
  59. А.И. Формирование творческой активности будущих учителей музыки в процессе изучения дисциплин музыкально-исполнительского цикла. //Автореферат дис. канд.пед.наук. — Минск, 2001.
  60. Г. М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. — М.: Советский композитор, 1961.
  61. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М.: Институт псих. РАН, 1996.
  62. ЯЛ. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Великая дидактика. — М.: Учпедгиз, 1939.
  63. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.- М. Просвещение, 1980.
  64. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: 1980.
  65. Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя. — М.: Владос, 2000.
  66. М.Б. Сочетание поурочной и тематической проверки знаний учащихся старших классов. //Автореферат дис. канд.пед.наук. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1973.
  67. Э. Свободные вальдорфские школы. -М.: Парсифаль, 1993.
  68. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  69. Краткий философский словарь. — М.: «Проспект», 1998.
  70. Г. В. Музыкальное образование в современной Франции. — М.: Музыкальная Академия, № 5, 1994.
  71. Е.П. Психология воздействия искусства на личность. — М.: ИПРАН, 1999.
  72. Е.А. Готовясь работать с подростками. — М.: Роспедагентство, 1994.
  73. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Изд-во МГУ, 1971.
  74. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.
  75. А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 1976.
  76. Личность в XX столетии. — М.: Мысль, 1979.
  77. А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку. //Автореф. дис. док.пед.наук. — М., 2001.
  78. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд., исправл. — М.: ЧеРо, 1998.
  79. Н.О. История русской философии. — М.: Высшая школа, 1991.
  80. Л.А. Педагогические аспекты подготовки будущего учителя- музыканта к выступлению перед школьной аудиторией. //Автореф. дис. канд.пед.наук. — М.: Центр эстетического воспитания РАО, 1997.
  81. Е.И. Российские музыканты-самородки: Факты, документы, воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1987.
  82. А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Пробл. худож. интонирования на ф-т. и анализ их разработки в методико-теоретич. лит. XXI — XX вв.: Очерки. -М.: Музыка, 1990.
  83. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна, «Феникс», 1999.
  84. А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. — М.: Прометей, 1993. I % М.: Просвещение, 1990.
  85. О.В. О мотивации самообразовательной деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. // Профессиональная направленность музыкального образования. — Саратов, 1983/.
  86. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.
  87. М. Опыты. — М.: «Правда», 1991.
  88. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  89. А.В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования. — М.: Мысль, 1983.
  90. И.С. Западно-европейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1973.
  91. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1967.
  92. .М. Приоритеты на путях гармонизации образования. — М.: Советская педагогика, 1989.
  93. Ф. Так говорил Заратустра. — М.: Интербук, 1990.
  94. К. Психология влечений человека. — М.: Прогресс, 1971.
  95. Обучение в вальдорфской школе: Сборник статей по вальдорфской педагогике. — М.: Парсифаль, 1995.
  96. В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990.
  97. В.А. Урок в современной школе.: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1986.
  98. Основы современной философии. Изд. 2-е. — Спб.: «Лань», 1999.
  99. Основы дидактики. /Под редакцией д.п.н. профессора Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967. I
  100. Педагогика. /Н.И.Болдырев, Н. К. Гончаров и др. — М.: Просвещение, 1968.
  101. Педагогика. /Под ред. П. Баранова и В. А. Сластенина. — изд. 2-е, дополненное. — М.: Просвещение, 1986.
  102. Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. — изд.2. — М.: Просвещение, 1988.
  103. Педагогика школы /Под ред. И. Г. Огородникова. — М.: Просвещение, 1978.
  104. С. О сложности простоты. О простоте сложности. — М.: Просвещение, 1993.
  105. А.В. Психология о каждом из нас. — М.: Росс.Откр. Ун-т, 1992.
  106. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов на Дону: «Феникс», 1996.
  107. В.И. Музыкальная психология. — М.: Владос, 1997.
  108. Пианисты рассказывают. Вып. 1 — М. г Музыка, 1990.
  109. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого- дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  110. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
  111. М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. — М.: Сфера, 1996.
  112. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения //Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГЗПИ, 1991.
  113. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.
  114. Практикум по общей психологии. — М.: Просвещение, 1990.
  115. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в современной школе. — Тамбов: ТГПИ, 1983.
  116. Психологические аспекты социальной нестабильности. /Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: МПГУ, 1995.
  117. Психологическое самообразование.^ /Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Школа-Пресс, 1992.
  118. Психология и педагогика. Учебное пособие. — М.: «Совершенство», 1998.
  119. Психология и педагогика. /Под ред. А. А. Радугина. — М.: Центр, 1999.
  120. Психология личности в трудах отечественных психологов.: Хрестоматия. — Спб.: «Питер», 2000.
  121. Психолого-педагогический словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2 изд. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1998.
  122. О.П. Музыкальное развитие детей: Учебное пособие для студентов вузов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Ч. 1 -М.: Владос, 1997.
  123. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Музыка, 1989.
  124. Развитие самосознания школьника. //Материалы сессии Научного совета. — М: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.
  125. К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  126. Н. Творчество как усиление себя. //Вопросы психологии. — М.: 1990, № 1.-с. 165−168.
  127. Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде. //Автореф. дис. канд.пед.наук. -Ставрополь, 1999.
  128. Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств. //Автореф. дис. канд.пед.наук. — М., 1997.
  129. Л. Основы общей психологии. — Спб.: Питер, 1999.
  130. Русская философия второй половины ХУШ века. Хрестоматия. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.
  131. А.И. Детская одаренность. Теоретические основы развития. — М.: Изд-во Российского института молодежи, 1997.
  132. В.А. Изучение личности будущего учителя: Некоторые теоретические и практические вопросы. — М.: Прометей, 1990.
  133. М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: 1971.
  134. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997.
  135. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.
  136. А.Г. Основы философии. — М.: Полит.лит., 1988.
  137. А.Г. Сознание и самосознание. — М.: Полит, лит., 1972.
  138. Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. //Автореферат дис. канд.пед.наук. — М., 1990.
  139. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. — М.: Педагогика, 1984.
  140. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М.: Прометей, 1992.
  141. В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  142. В.А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971.
  143. Г. С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя. //Вопросы психологии. 1983, № 3.
  144. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1996.
  145. Теория и практика высшего педагогического образования. //Межвуз. сб. науч. трудов. — М.: Прометей, 1991.
  146. Теория и методика обучения игре на фортепиано.: Учебное пособие для вузов. — М.: Владос, 2001.
  147. .М. Психология музыкальных способностей. — М.-Л.: АПН РСФСР. Ин-т психологии, 1947.
  148. Фестивали искусств СССР. — М.: Прогресс, 1970.
  149. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1, часть первая. — М., «Прометей», 1991.
  150. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
  151. X. Психология мотивации достижения. — Спб.: Речь, 2001. I 155. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. — Спб.: Лань, 2000.
  152. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М.: Прогресс, Ювента, 2000.
  153. Хрестоматия по педагогике. /Под ред. д.п.н., профессора З. И. Равкина. — М.: Просвещение, 1976.
  154. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. — Спб.: Алетейя, 2001.
  155. Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. — М.: Советский композитор, 1998.
  156. Г. М. Психология музыкальной деятельности. — М.: Интерпракс, 1994.
  157. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М: Политиздат, 1991. •
  158. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  159. Е.Н. Искусство и эстетика. — М.: Прометей, 1997.
  160. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. — М.: «Смысл», инст. псих. РАН, 1997.
  161. И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента. //Автореф. дис. канд.пед.наук. -Белгород, 2000.
  162. А.Ф. Человеческая природа и нравственность. — М.: Мысль, 1979.
  163. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. — М.: «Сентябрь», 2000.
  164. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: «Флинта», 1997.
  165. П.М. Психология художественного творчества. — М., 1971.
  166. В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. — М., 1979.
  167. Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н.Шацкой. — М.: МПГУ, 1995.
  168. La personnalite. Jean-Claude Filloux. Presses universitaires de France. Paris. 1957.
Заполнить форму текущей работой