Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально значимых убеждений студентов исторических факультетов педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, при формировании личности студента важно учитывать специальные мероприятия. направленные на развитие его научногуманистического мировоззрения, которое предполагает активное использование педагогом-историком в профессиональной деятельности не только соответствующей системы взглядов на мир, но и включает элементы, определяющие осознание себя субъектом деятельности, носителем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные предпосылки формирования профессионально значимых убеждений в области предметной подготовки студентов исторической специальности
    • 1. 1. Мировоззренческий аспект профессиональной подготовки учителя истории
    • 1. 2. Профессионально значимые убеждения как элемент профессиональной готовности учителя истории
    • 1. 3. Методические основы формирования профессионально значимых убеждений
    • 1. 4. Модульная технология формирования профессионально значимых убеждений на основе обучения анализу письменных источников
      • 1. 4. 1. Принципы технологической разработки
      • 1. 4. 2. Особенности содержания
      • 1. 4. 3. Методические особенности. ф
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования профессионально значимых убеждений студентов-историков
    • 2. 1. Методика и организация исследования проблемы
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
      • 2. 2. 1. Динамика самоактуализации личности
      • 2. 2. 2. Развитие способности к инновационной деятельности
      • 2. 2. 3. Изменение показателей умения анализировать историческое событие
    • 2. 3. Методические рекомендации

Формирование профессионально значимых убеждений студентов исторических факультетов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Существенные изменения в политической и социально-экономической жизни России, смена философско-исторической концепции и идеологических ориентиров являются основанием для нового осмысления роли и задач изучения истории в школе, что затрагивает процесс профессиональной подготовки будущего учителя истории в системе высшего образования.

Факт социальной значимости учителя истории подтверждается требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), где особо подчёркиваются требования к осознанию своей профессии, ее места в современной науке и культуре, выделяется важность «.обладания научно-гуманистическим мировоззрением, и знание основных закономерностей природы и общества» [74, с.1].

В разделе «Новые социальные требования к системе Российского образования» концепции модернизации образования на период до 2010 года определяется обновленный смысл роли современной школы, которая должна быть фактором гуманизации общественно-экономических отношений. Важнейшим направлением ее деятельности следует считать формирование новых жизненных установок личности.

Гуманитарное образование формирует личность студента, готовит его к жизни в меняющемся обществе, учит современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать действенные решения (Барг М.А., 1987; Бацин В.К.- 1996; Стефановская Т. А., 1998; Смирнов С. Д., 1995 и др.). Из гуманитарных дисциплин история выделяется как наука, способствующая выполнению данного социального заказа. После отказа от монополии государственной идеологии, она берет на себя ответственность за сохранение закономерностей временного развёртывания событий, за сохранение единства развития человеческой цивилизации, за объективацию восприятия действительности на фоне многополярности политических и идеологических течений, существующих сегодня в российском обществе (С.И.Артемьева, С. А. Гущина, 1997; В. В. Барабанов, 1996: Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, 1999).

Роль исторической науки в современном мире подтверждается созданием в апреле 1993 года в Нидерландах «Euroclio «- европейской, постоянно действующей конференции ассоциаций преподавателей истории. В обосновании цели создания данной организации записано: «. защита и совершенствование преподавания истории как одного из самых важных предметов в образовании молодых людей «[122, с. 5].

Важным элементом в преподавании истории остаётся формирование у нового поколения установок, норм и законов социальной жизни. Этот процесс невозможен без осознания всего исторического опыта человечества. Исторический опыт являе^я основой в жизни каждого субъекта общества для адаптации к социальным условиям жизнедеятельности, развития его творческих начал, способностей к выполнению функций, направленных на формирование общества будущего, которое призвано отвечать требованию передовой философской идеи — гуманизации человеческих отношений и культуросообразного поведения людей (Л.С.Выготский, 1982; М. Мид, 1988; Н. С. Розов, 1992; С. Д. Смирнов, 1995; А. Н. Уайтхед, 1990).

В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели образования к личностно-ориентированной в современном российском обществе разрабатываются программы вариативного обучения. По своей направленности эти профаммы предназначены для решения следующих основных задач:

— ориентация на индивидуальность;

— диагностика, развитие, коррекция личности;

— развитие творческих способностей.

Основными стратегическими ориентирами вариативного образования являются: а) переход от отдельных альтернативных научных педагогических школ к системе инновационных технологий в контексте культурно исторической педагогики развития (примерами могут служить педагогические технологии Л. В. Занкова, В.В.Давыдова) — б) переход от предметоцентризма к образовательным учебным курсам, обеспечивающим приобщение молодого человека к миру, окружающей действительности (М.Н.Скаткин, 1984; Ч. Куписевич, 1986) — в) переход от монофункциональных средств обучения к полифункциональным, от наглядно-демонстрационных — к обучающим (П.И.Пидкасистый, 1998 и др.).

Анализ характера исторического образования в наши дни позволяет увидеть, что за десять лет обновления общества в преподавании истории появились обнадеживающие тенденции:

— многообразие подходов в освещении исторического прошлого;

— возрождение интереса к общечеловеческим ценностям;

— внедрение новых педагогических технологий.

Но и на этом фоне сохраняются проблемы, касающиеся понимания исторического процесса. Основной из них является проблема объяснения роли и функции истории в многополярности и разнообразии мнений, что содержит угрозу лишения исторического знания духа ценностного содержания (В.В.Барабанов, П. А. Баранов, 1996; В. К. Бацын, 1996; В. И. Казаренков, 1996 и др.). Чтобы этого не произошло необходимо совершенствовать качество профессиональной подготовки педагога. Известно, что решить задачи, которые ставит перед ним время, учитель-историк может, только обладая собственными профессиональными взглядами и убеждениями, способностью субъективно оценивать генезис исторических преобразований.

Исследования ведущих специалистов современности в области педагогики и психологии показали, что в высшей школе существуют в этом отношении проблемы. Большинство студентов не умеет: а) выступать перед аудиторией (72,2%) — б) вести спор (83,4%) — в) давать аналитическую оценку проблемам (83,7%) (Л.Л.Вербицкий, Т. Л. Платонова, 1991).

Следовательно, при формировании личности студента важно учитывать специальные мероприятия. направленные на развитие его научногуманистического мировоззрения, которое предполагает активное использование педагогом-историком в профессиональной деятельности не только соответствующей системы взглядов на мир, но и включает элементы, определяющие осознание себя субъектом деятельности, носителем социальных ценностей и норм. Перед преподавателем вуза встаёт необходимость специальной организации образовательного процесса, включающего условия возможности отстаивать студентом свои взгляды, жизненные позиции, соотнося их при этом с объективно существующими в науке и современном обществе.

Такой подход может способствовать развитию у будущих учителей истории умений осмысливать исторические события и явления, приобщаться к культуре своего и других народов, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Это качество связано с аналитическими возможностями, повышенными требованиями к таким мыслительным операциям как синтез и обобщение. Однако сознание не определяется только знаниями и интеллектуальной активностью. Усвоение опыта, накопленного обществом в ходе его истории, невозможно без нахождения субъективного, личностного смысла. Именно это определяет социальную направленность личности педагога. Убеждения — это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности (Ушинский К.Д., 1974; Сластенин В. А., 2000).

К основным противоречиям в традиционном историческом образовании необходимо отнести:

— противоречие между существующими подходами к преподаванию истории и направленностью современного образования на реализацию принципов универсализма;

— противоречие между сложившейся системой профессиональной подготовки учителей истории, где преобладает фактологический компонент предметной подготовки и возросшими требованиями к мировоззренческому компоненту их профессиональной деятельностипротиворечие между дифференциацией исторических событий в преподавании исторических дисциплин и необходимостью создания их интегрированной модели развития общества.

Необходимость преодоления указанных противоречий предполагает введение в курс университетской системы обучения специально направленного комплекса психолого-педагогических воздействий, которые отвечали бы требованиям формирования у будущих учителей истории особых профессионально значимых убеждений.

Решение этой задачи может быть эффективно осуществлено в рамках личностно-деятельностного подхода в подготовке педагогов-историков. Наибольшую ценность здесь представляют дисциплины предметной подготовки, так как в них реализуется процесс осознания исторического опыта, а на историю как сферу образования возлагается задача формирования диалектического понимания закономерностей развития человеческой цивилизации и многополярности политических и идеологических течений.

Проблема исследования, таким образом, состоит в необходимости определить формы, методы и средства совершенствования профессиональной подготовки педагогов-историков, отвечающие требованиям формирования их профессионально значимых убеждений в области социальной направленности личности.

Объектом исследования в контексте сформулированной проблемы является процесс развития научно-гуманистического мировоззрения студентов исторического факультета в учебных курсах предметной подготовки, а предметом методика формирования профессионально значимых убеждений у студентов исторической специальности в курсах предметной подготовки.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что совершенствование профессиональной подготовки студентов-историков в аспекте развития их научно-гуманистического мировоззрения путем формирования профессионально значимых убеждений в учебных курсах предметной подготовки будет эффективно если:

— в основу обучения будут внесены принципы личностно-деятельностного подхода,

— формирование профессионально значимых убеждений в сфере закономерностей развития общества, будет осуществляться через использование в процессе обучения мировоззренческого анализа письменных источников на практических занятиях, где основной формой учебной деятельности является самостоятельная работа студентов,

— реализация учебного процесса будет осуществляться в формате умений анализировать и обобщать исторические события и явления, понимать и оценивать общечеловеческие ценности, ориентироваться в полярности исторических суждений, политических представлений и объяснять ихосознавать закономерности исторического развития общества.

Целью исследования является повышение качества профессиональной подготовки студентов исторической специальности путем развития научно-гуманистического мировоззрения через формирование профессионально значимых убеждений в курсах предметной подготовки.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью в исследовании были поставлены задачи, в процессе решения которых было необходимо:

1) провести анализ психолого-педагогической, методической и опытно-экспериментальной литературы по поставленной проблеме,

2) определить методические основы формирования профессионально значимых убеждений интегрирующих знания по истории развития общества,

3) сформулировать и разработать педагогическую концепцию формирования профессионально значимых убеждений студентов-историков в контексте совокупной предметной подготовки и опробовать ее на практических занятиях в курсе «История средних веков», используя психолого-педагогический, методический и экспериментальный инструментарий,

4) провести экспериментальную апробацию разработанной концепции и определить её эффективность.

Методологическую основу исследования составляют: диалектико-материалистическая теория познания действительности, рассмотрение изучаемого объекта с позиций целостной системы составляющих ее компонентов в их многообразных связях и отношениях, аксиологический и личностно-деятелъностный подходы как условие формирования и развития личности студента и его профессиональной культуры в процессе специально организованной деятельности, теории мотивации и целеполагания для формирования системных знаний, развития умений к историческому способу мышления и научно-мировоззренческих качеств личностного потенциала будущих специалистов.

В процессе исследования использовались концептуальные положения организации педагогического процесса в системе образования С. И. Архангельского, Л. С. Выготского, В. И. Гинецинского, В. П. Кащенко, В. В. Краевского, Л. М. Митиной, Л. А. Петронокой, В. А. Сластенина, Т. А. Стефановской, К. Д. Ушинского, D. Ronald Philip и др., современные представления и разработки в области профессионального обучения

A.А.Вербицкого, Г. В. Головина, В. И. Долговой, Г. И. Ибрагимовой, А. К. Макаровой и др., теория личностного развития учащихся, изложенная в трудах

B.В.Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Якунина и др., концепции моделирования и конструирования педагогического процесса Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина.

В качестве основополагающих психологических постулатов применительно к преподаванию учебных дисциплин педагогических университетов использовались теории формирования и развития личности, представленные в работах А. Адлера, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, В. Н. Колесникова, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др.

Основой для дидактических разработок послужили положения, определяющие современный подход к преподаванию истории в школе и вузе, разработанные Е. Е. Вяземским. Н. Г. Дайри, С. А. Ежовым, Ф. П. Коровкиным,

И.Я.Лернер, О. Ю. Стреловой, А. Т. Степанищевым, М. Т. Студеникиным, I. Fidler и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1) разработан практико-ориентированный на формирование мировоззренческих основ профессиональных знаний и умений подход к отбору и систематизации содержания практических занятий по истории средних веков,

2) разработаны приемы мировоззренческого анализа исторических документов,

3) разработана концепция самостоятельной и научной работы студентов программируемых на формирование профессионально значимых личностных убеждений в контексте многополярных толкований и интерпретаций исторических процессов,

4) научно обоснована и разработана методика формирования профессионально значимых убеждений студентов исторической специальности, которая обеспечивает совершенствование их профессиональной подготовки в аспекте социальной направленности личности путем развития научно-гуманистического мировоззрения,

5) разработана модульная технология реализации формирования профессионально значимых убеждений в учебных курсах предметной подготовки студентов-историков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

• сформулирована концепция формирования и развития научно-гуманистического мировосприятия и мировоззрения в условиях многополярного осмысления явлений действительности,

• выделены научные предпосылки и практические основания совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов-историков в демократическом общественно-политическом контексте,

• обосновано положение о том, что мировоззренческие аспекты профессионального исторического образования представляют собой самостоятельное направление профессионального становления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработанный комплекс практических занятий определяет новый подход в сфере анализа письменных источниковон ориентирован на определение роли личности в истории и выявлении закономерностей исторического развития общества и формирует научно-гуманистическое мировоззрение учителя истории,

• использование в учебном процессе разработанной в реферируемом исследовании методики анализа исторических документов позволяет целенаправленно формировать у студентов профессионально значимые убеждения, повышать уровень самоактуализации личности и стремление к инновационной деятельности,

• разработанные методические рекомендации по организации практических занятий в курсе «История средних веков» в равной степени могут быть отнесены — к другим университетским курсам предметной подготовки студентов исторической специальности,

• результаты проведённого исследования могут успешно применяться в теоретических и практических курсах повышения квалификации преподавателей вузов, колледжей, лицеев, гимназий, средних школ, а также в курсе «Методика преподавания истории» для студентов исторических факультетов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью теоретических положений, многолетним опытом практического использования разработанной методики, логической структурой исследования, выбором методик, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборок и значимостью опытно-экспериментальных данных, возможностью экстраполяции предложенной технологии и полученных результатов в другие курсы предметной подготовки студентов-историков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём опытно-экспериментальной работы в Тольяттинском филиале

Самарского государственного педагогического университета (ТФ СГПУ) (отделение «История» историко-филологического факультета). Основные положения диссертации и результаты исследования сообщались на заседаниях кафедры истории ТФ СГПУ, на межвузовской научно-методической конференции в г. Самаре (май 1998 г.), на ежегодных научно-методических конференциях ТФ СГПУ (1998;2001 гг.).

На защиту выносятся:

1) теоретические основы и модель формирования профессионально значимых убеждений, соответствующих области предметной подготовки студентов исторической специальности,

2) методика анализа письменных источников в рамках практических занятий университетского курса «История средних веков» с установкой на формирование профессионально значимых убеждений в аспекте развития научно-гуманистического мировоззрения студентов-историков,

3) модульная технология формирования профессионально значимых убеждений студентов исторической специальности на основе обучения анализу письменных источников.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1996 — 1997 гг.) был ориентировочно-поисковым. На этом этапе изучалась и анализировалась научно-методическая литература, определялись научные предпосылки, формулировались проблема, цель, задачи и гипотеза исследования, разрабатывалась программа и методика опытно-экспериментальной работы, изучалось состояние системы исторического образования и проблем формирования социальной направленности личности и развитие научно-гуманистического мировоззрения в образовательном процессе.

На втором теоретико-проектировочном этапе (1997 — 1998 гг.) осуществлялась теоретическая разработка авторской концепции, направленной на формирование профессионально значимых убеждений студентов в аспекте развития научно-гуманистического мировоззрения, разрабатывалась дидактическая модель проведения практических занятий в курсе «История средних веков», апробировались основные положения работы на семинарах и научно-методических конференциях.

В рамках третьего экспериментально-обобщающего этапа (1998 — 2003 гг.) проводилась экспериментальная проверка гипотезы исследования и эффективности разработанной в нем концепции по формированию у студентов-историков профессионально значимых убеждений, диагностировалось качество подготовки, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику педагогической деятельности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Результаты исследования характеризуются повышением эффективности формирования у участников эксперимента, обучающихся по экспериментальной методике:

— уровня самоактуализации личности на 5,7%;

— способности к инновационной деятельности на 4,55%;

— анализа исторического события на 10,64%.

Основными выводами, подтверждающими гипотезу и положения выносимые на защиту являются:

1. Научно-гуманистическое мировоззрение студентов формируется как многоаспектное личностное образование и включает в себя элементы общенаучной, психолого-педагогической и предметной компетенции. Личностные характеристики, имеющие профессиональное значение для учителя и качества его работы, находятся, поэтому в прямой зависимости от профессионально значимых убеждений, которые специалист приобретает в процессе предметной подготовки.

2. Целенаправленное формирование профессионально значимых убеждений в предметной подготовке учителей истории является необходимым условием повышения качества их профессиональной подготовки.

3. Процесс целенаправленного формирования профессионально значимых убеждений предполагает активизацию функций мыслительных процессов субъекта познания, поиск социальной и субъективной значимости информации и выработку личностного отношения к ней. Эти компоненты и составляют основу модели формирования профессионально значимых убеждений у студентов исторических факультетов педагогических вузов.

4. Основой организации целенаправленного процесса формирования профессионально значимых убеждений должна быть доступная и надежная методика формирования умений аналитической работы с историческими документами, сведенными в систему, позволяющую инициировать эвристические формы мышления и упреждения теоретических обобщений.

5. Все методические предпочтения в реализации процесса формирования профессионально значимых убеждений должны быть отданы модульной технологии, в которой системообразующим фактором является область интеграции технологических компонентов обучающего и развивающего направлений учебной деятельности студентов.

6. К числу проблем, относящихся к совершенствованию профессиональной подготовки студентов-историков педагогических вузов в аспекте формирования профессионально значимых убеждений, следует отнести область научных знаний о закономерностях всемирно-исторического процесса. К перспективам исследования в избранном направлении можно отнести создание компьютерных версий разработанной в реферируемом исследовании технологии и ее трансформации в общедидактическую технологию формирования профессионально значимых убеждений как составляющей научно-гуманистического мировоззрения.

Заключение

Проведённое исследование показывает, что введение в образовательный процесс модульной технологии формирования профессионально значимых убеждений на основе обучения студентов анализу письменных источников, является целесообразным.

Согласно теоретическим положениям Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёнина, Л. С. Подымовой, Т. А. Стефановской, Л. Д. Столяренко и др. о значении и роли мировоззрения в профессиональной деятельности педагогаконцепциям А. Адлера, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В Н. Колесникова, А. Маслоу и др. о структуре мировоззренческих качеств личностинаучным обоснованиям Е. Е. Вяземского, Н. Г. Дайри, Ф. П. Коровкина, О. Ю. Стрелова, М. Т. Студеникина, К. Ясперса и др. о профессионально значимых качествах личности учителя истории, уровень самоактуализации личности, способность к инновационной деятельности, анализ исторического события определяют содержательную и функциональную основу профессионально значимых убеждений учителя истории в области предметной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  2. Абульханова Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. А. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989. — 242 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991 — 301 с.
  4. А.П., Грибов B.C., Козленко С. И. Методическое пособие по новой истории, 1871−1917: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. -288 с.
  5. А гиб ал он, а Е.В., Донской Г. М. Методика преподавания истории средних веков. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1966. — 193 с.
  6. Е.В., Донской Г. М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1978. — 335 с.
  7. А. Индивидуальная психология//История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1986. 215 с.
  8. Актуальные проблемы высшего образования. Сборник научных трудов/Под ред. А. Я. Савельева. -М.: НИИ высш. обр. АСОРИ, 1991. 153 с.
  9. Актуальные проблемы совершенствования высшей школы. Научно-методический сборник/Под ред. К.Х.Нинциева- СПб.:1991. 101 с.
  10. КАлексашина Л. Н. Дидактические аспекты преподавания истории//Педагогика. М. 1993. № 3. — с. 11−16.
  11. И.Ю. Глобальное образование как путь становления нравственного императива XXI века//0 нравственном воспитании. СПб. СПГУИМ, 1997. — с. 8 12,
  12. З.Алексеев Н. А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения//Автореф. дисс. д-ра пед. наук Екатеринбург, 1997. — 42 с.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2 Казань, Изд-во Казанского университета, 1998. — 318 с.
  14. Н.В. Методика преподавания истории в восьмилетней школе. Вопросы преемственности. М.: Просвещение, 1970. — 176 с.
  15. И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. М.: Академия, 1999. — 160 с.
  16. Антология педагогической мысли России второй половины XIX века/Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Педагогика, 1990. -607 с.
  17. . К психологии личности развивающейся системы//Психология формирования и развития личности. М.: Мысль, 1981. — с. 38−54.
  18. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976 .- 200 с. 21 .Архангельский С И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
  20. A.M. Формирование нравственной культуры студенчества. -Уфа, 1997.-28 с.
  21. В.В., Баранов 11.А. История как учебный предмет в современной системе образования России//Совремеипые подходы в преподавании истории.
  22. Материалы международного семинара. Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1996.-е. 39−51.
  23. М.А. Категории и методы исторической науки М.: Мысль, 1984. -134 с.
  24. М.А. Эпохи и идеи, становление историзма. М.: Мысль, 1987. — 350 с.
  25. О. Новая информационная технология обучения истории//Народное образование. М. 1991,. № 1. — с. 80−83.
  26. В. К. История как школьный предмет в многонациональной России//Современные подходы в преподавании истории. Материалы международного семинара. Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1996.-е. 26−29.
  27. В. К. О реформе исторического и общего образования в современной российской школе//Преподавание истории в школе. — М. 1997. № 8. с. 16−22.
  28. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//0 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Мысль, 1990. — с. 43−272.
  29. Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. -220 с.
  30. В. Г. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А. Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. — 287 с.
  31. Божович Л И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Знание, 1968. -96 с.
  32. Дж. Психология познания/Под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 411с.
  33. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1994. — 286 с.
  34. А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодёжи/УАвтореф. дисс. канд. филос. паук. Ставрополь, 1997. 30 с.
  35. В.А. Великие и знаменитые. Средние века и эпоха Возрождения.- Минск, Алкиона-Деконт, 1995. 303 с.
  36. А.А. Методика преподавания истории в школе. М.: Просвещение, 1968.-311 с.
  37. А.А. Методика обучения истории в школе. М. Просвещение, 1972. -351 с.
  38. Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности//Автореф. канд. пед. наук Петрозаводск, 1997. — 25 с.
  39. Т.О. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося//Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Саратов, 1998.-22 с.
  40. Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. — 214 с.
  41. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 205 с.
  42. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения//Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило и, А Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 326−332.
  43. А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека//Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб, 1996. — 24 с.
  44. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. 288 с.
  45. О.В., Клокова Г. В. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл. М.: Просвещение, 1987. 272 с.
  46. Ворожейкина Н И., Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999. -128 с.
  47. Всеобщая история: Сб. типовых программ для пед. высш. учеб. заведений: В 2 ч. М: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
  48. Вульфсон Б Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М.: Институт практической психологии., Воронеж, НПО МОДЭК, 1996. -255 с.
  49. Выбор методов обучения в средней школе/Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1981. — 248 с.
  50. Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах/Под ред. В. В. Давыдова. Т.2 — Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  51. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
  52. Л.С. Психология и учитель//Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. и вступит, очерки А. Красило и А.Новгородцевой. М: Международная педагогическая академия, 1995. — 416 с.
  53. Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1999. — 112 с.
  54. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие. М: Владос, 1999. — 176 с.
  55. Е.Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. М.: Владос, 2000. — 160 с.
  56. К.Г. Функции общих законов в истории//Вопросы философии. М. 1998. № 10. — с. 88−97.
  57. В.Г. От знаний к творчеству (становление личности). М.: МЭИ, 1995.-225 с.
  58. Ё. История папства. М.: Республика, 1996. — 463 с.
  59. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: ГУ, 1992. -146 с.
  60. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов, — М.: Высшая школа, 1997. 479 с.
  61. Е.Н. Дидактические особенности субъективизации реальности//Современные проблемы непрерывного профессионального образования. Под ред. Г. П. Корнева. М.: ИОСО РАО, 2000. — с. 90−94.
  62. Е.Н. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие. -Самара, Изд. СамГПУ, 2001.-108 с.
  63. С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности//Приобщение к педагогическо."? профессии. Воронеж, 1992. -167с.
  64. Г. В. Педагогические мастерские как средство профессионально-личностной подготовки учителя. М.: Педагогика, 1997. — 20 с.
  65. Е.Ф. Вопросы преемственности при формировании понятий на уроках истории в IV VIII классах: Книга для учителя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  66. П.В. К вопросу о системе методов и методических приёмов обучения//Преподавание истории в школе. М.: 1966, № 3. — с. 47−52.
  67. П.В. Целевая установка и её роль в решении образовательных и воспитательных задач//Преподавание истории в школе. М.: 1968, № 2 — с. 3944.
  68. Гора 11.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1971. — 198 с.
  69. Гора Г1.В. К разработке проблемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся//Г1реподавапие истории в школе. М.: 1974, № 5 -с. 93−94.
  70. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 32 600 История (02.03.2000) — М.: Министерство образования РФ, 2000. — 22 с.
  71. Давыдов В В. Проблемы развивающегося обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  72. В.В. Психическое развитие и воспитание//Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило и А.Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-е. 151−168.
  73. Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.: Просвещение, 1966. 174 с.
  74. Н.Г. Как подготовить урок истории. — М.: Просвещение, 1969. — 128 с.
  75. Н.Г. Соврем енные требования к уроку истории. М.: Просвещение, 1978.-134 с.
  76. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Педагоигка, 1960.- 178 с.
  77. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Педагогическое общество России, 1993. — 144 с.
  78. А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Владос, 1999. — 432 с.
  79. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина М.: Педагогика, 1975. -378 с.
  80. Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — 431 с.
  81. В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образовапия//Автореф. дисс.докт. психол. наук. СПб., 1997.-43 с.
  82. Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. 212 с. 87.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М: Педагогика, 1990. — 420с.
  83. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV VIII кл.): Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978. — 144 с.
  84. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д., Феникс, 1997.-478 с.
  85. Знаков В В. Психология понимания в познании и общении//Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1995. -44 с.
  86. В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности//Автореф. дисс. канд. филос. наук. -СПб., 1997.-23 с.
  87. С.Л. Реализация личностной ориентации будущего учителя в процессе вузовского образования/УСовременные подходы в преподавании истории. Материалы международного семинара. Под ред. Г. А. Бодровского. -СПб.: Образование, 1996.-е. 130−137.
  88. Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента//Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1998.-23 с.
  89. О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодёжи//Автореф. дисс. канд. филос. наук. Пермь, 1997. — 30 с.
  90. Инновации в профессиональном образовании: теория и практика. Материалы научно-практической конференции (поволжское отделение Российской академии образования)/Под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань, 1997. -180 с.
  91. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов/М.А. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.- Под ред. Н. Ф. Колесницкого. 2-ое изд. испр. и дои. М.: Просвещение, 1986. — 575 с.
  92. История средних веков: Учеб. методич. Пособие для студентов-заочников 2 курса ист. фак. пед. ин-тов/Под ред. М. А. Абрамсон, К. Д. Авдеевой. — М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  93. История средних веков: В 2 т. Учебник/Под ред. С. П. Карпова. М.: Изд-во Ml У: ИНФРА — М, 1997. Т. 1. — 640 с.
  94. Источниковедение по истории средних веков/Под ред. С. М. Стама. -Саратов, Изд-во СГУ, 1990. 36 с.
  95. В.И. Образование молодёжи в высшей школе: основные тенденции и проблемы//В сб.: Образование детей и молодёжи: современные подходы, — М.: Универ. РАО, 1996. с. 3−8.
  96. В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998.-336 с.
  97. Карпова H. J1. Психологические аспекты проблемы смысла жизни//Психологический журнал. М., Т. 17, 1996, № 2.-е. 178 — 183.
  98. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2-ое изд., 1994.-223 с.
  99. Е.А. Как выбрать профессию. М.- Просвещение, 1990. — 159 с.
  100. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -199 с.
  101. В.Ф. Педагогические идеи Н.А.Добролюбова//Добролюбов Н. А. Избр. пед. соч. М. Педагогика, 1988. — с. 6 — 18.
  102. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 19%. — 224 с.
  103. О.В. Основы педагогики высшей школы (основные положения и направления в развитии педагогики). Учеб. пос. для слушателей ФПК. -М., 1990.-33 с.
  104. Ф.Ф., Корнейчик Г. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 1931 гг. — М.: Педагогика, 1961. — 245 с.
  105. Короткова M B., Студеникин М П. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 272 с.
  106. С.Н. Человеческая индивидуальность как социально-философская проблема//Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1997. — 27 с.
  107. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 121 с.
  108. Краевский В В. Методология педагогического исследования. Учеб. пос. для педагога-исследователя. Самара, Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  109. В., Мордвинов В., Трифонов Н. Психологическое обеспечение технологий образования//Высшее образование в России. М.: Высшая школа, 1998, № 3.-с. 34−41.
  110. В.И. Какую историю преподавать в школе?//Педагогика. М. 1996. № 3.-с. 43−49.
  111. . История крестовых походов. Ростов-н/Дону, Феникс, 1995. -512с.
  112. Л.П. Педагогические условия самовоспитания будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки//Автореф. дисс. канд пед. наук. Ростов н/Дону, 1997. — 19 с.
  113. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: 11едагогика, 1990. — 272 с.
  114. Ч. Основы общей дидактики. М.: Педагогика, 1986. — 213 с.
  115. Курнешова J1.1-. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования (па примере столичного образования). М.- Воронеж, 1996. 112 с.
  116. Й. Ван «ЕигосНо»: интеграционные процессы в историческом образовании//В сб.: Современные подходы в преподавании истории. Материалы международного семинара. Под ред. Акад. Г. А. Бордовского. -СПб.: Образование, 1996. с. 5 — 7.
  117. II.С. Дидактические гребования к уроку истории в средней школе.-М.: Педагогика, 1960. 145 с.
  118. Г. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1982. — 636 с.
  119. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  120. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1991.-117с.
  121. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности обучения//Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. и вступит, очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 5 — 23.
  122. О.В. Педагогическая психология воспитания. Учеб. пос. для школьных психологов и педагогов/Под ред. Д. И. Фельдшейна. — М.: Просвещение, 1997. 256 с.
  123. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-297 с.
  124. Н.Я. Образование как феномен культуры и фактор развития личности//Автореф. дисс. д-ра филос. наук. Томск, 1997. — 39 с.
  125. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
  126. А.К. Психология профессионализма. М. Просвещение, 1996. -231 с.
  127. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении//Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило и А.Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 312−326.
  128. B.C. Психология индивидуальности/Под ред. Е. А. Климова. -М.: Изд-во института практической психологии, Воронеж: НПО, МОДЭК, 1996. -448 с.
  129. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей в 2-х ч. Ч. 1/Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978. — 288 с.
  130. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей в 2 х ч. 4.2/Отв. ред. Н. Г. Дайри. — М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
  131. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/С.А.Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова и др. -М.: Просвещение, 1986. 272 с.
  132. Мид М. Культура и мир детства. М.: Просвещение, 1988. — 386 с.
  133. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Педагогика, 1994.-215 с.
  134. В.Е. Педагогика высшей школы. Учеб. пос. — Харьков, Изд-во ХГУ, 1991.-183 с.
  135. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М. Просвещение, 1986.- 160 с.
  136. Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учебных заведений. В 2-х кн. Книга 1: Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. — 576с.
  137. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Наука, 1995. — 311 с.
  138. И.И. Мотивационпые ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя//Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998. 23 с.
  139. О.А. Проблема субъективного в историческом познании//Автореф. дисс. д-ра филос. наук. -М., 1998. -36 с.
  140. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 -1941 гг. М.: Педагогика, 1980. — 297 с.
  141. Очерки по истории педагогической науки в СССР (1917 1980). — М.: Педагогика, 1986. -435 с.
  142. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 -1987 гг. М.: Педагогика, 1987. — 415 с.
  143. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX века.- М.: Педагогика, 1991. — 449 с.
  144. Педагогика. Учебное пособие/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  145. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982. — 168 с.
  146. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Педагогика, 1982.-225 с.
  147. А.В. Личность в психологии. Ростов -н/Дону, Феникс, 1996. -386 с.
  148. А.В. Революционно-демократическая педагогика Н.Г.Чернышевского//Чернышевский Н. Г. Избран, пед. соч. М.: Педагогика, 1983, с. 7−23.
  149. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2-х книгах. Кн. 1: Общие основы. М: Владос, 2000. — 576 с.
  150. Практические занятия по методике обучения истории в средней школе: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1986. — 101 с.
  151. Пряжников Н С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО, МОДЭК, 1997. -352 с.
  152. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/Под ред. А. В. Ьрушлипского. М.: Институт психологии РАН, 1997. -576 с.
  153. А.А. История России (Россия в мировой цивилизации). Учебное пособие для вузов. -М.: Центр, 1997. 343 с.
  154. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.-529 с.
  155. С.А. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  156. Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974. — 178 с.
  157. Г. И. Основы философии истории. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -303 с.
  158. Ю.А. Воспитание историей, или о том, почему история никого и ничему не учит/Ю нравственном воспитании. СПб, Университет педагогического мастерства, 1997. — с.43−54.
  159. Е.Ю. Технологические основы формирования творческой личности//Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997- 14 с.
  160. А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. -Владимир, Посад, 1997. 735 с.
  161. В.П. Диагностика личности и профессионатыюго мастерства преподавателя. М.: Просвещение, 1995. — 287 с.
  162. Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты//Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Саратов, 1996.-18 с.
  163. С.Д. Избранные труды по истории. М. Наука, 1973. 453 с.
  164. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.- 226 с.
  165. В.А., Мажар Н Е. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности. М.: Педагогика, 1991. — 194 с.
  166. В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. — М.: Педагогика, 1993. 213 с.
  167. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997. 224 с.
  168. Сластёнин. М.: Издательский дом Магистр — Пресс, 2000. — 488 с.
  169. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Высшая школа, 1995. — 373 с.
  170. С.Д. Технологии в образовании//Высшее образование в России.-М. Высшая школа, 1999. № 8.-е. 109−112.
  171. С.Г. Задачник по истории средних веков: для средних учебных заведений. — М.: Международные отношения, 1995. 288 с.
  172. Советский энциклопедический словарь/Под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1599 с.
  173. Средневековое городское право X11-X11I веков//Сб. текстов. Сост. Т. М. Негуляева, Л. И. Солодкова. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 180 с.
  174. Стам С М. Экономическое и социальное развитие раннего города. -Саратов, Изд-во Сарат. ун-га, 1969. -423 с.
  175. В.Е., Шевеленко А. Я. История средних веков (V-XV века): Хрестоматия. 4.1. Пособие для учителей.2-ое изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. — 303 с.
  176. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998.-368 с.
  177. Г. А. Технологии обучения педагогике в вузе. Методическое пособие. 2-ое изд. М.: Совершенство, 2000. — 272 с.
  178. Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Дону, Феникс, 1997. — 736 с.
  179. А.И. Методика преподавания истории. М.: Просвещение, 1964. — 326 с.
  180. А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2000. — 320 с.
  181. М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учебник для высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 240 с.
  182. М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (программно-методическое пособие). М.: ДАЕ, 2000. — 120 с.
  183. Н.Ф. Общий анализ учебного процессаУ/Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило и А.Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 31−44.
  184. O.K. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии//Хрестоматия, но педагогической психологии. Сост. и вступит, очерки А. Красило и А.Новгородцевой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 66−82.
  185. О. В. Общая психология. Практикум и рабочая тетрадь студента. -Самара, 1992.- 127 с.
  186. А.Н. Избранные работы по философии. М.: Мысль, 1990. — 680 с.
  187. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии//Ушинский К. Д. Избранные пед. соч. В 2-х т. Т.1. -Предисловие. М.: Педагогика, 1974. 584 с.
  188. Д.И. Психология становления личности. М.: МПА, 1994. -192 с.
  189. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 367 с.
  190. Философия. Учебное пособие/Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юрист, 1996.-512 с.
  191. Философский энциклопедический словарь/Под ред. Е. Ф. Губского. М.: ИНФРА-М, 1997.-576 с.
  192. Э. Человек для себя. Минск, Полымя, 1992. — 253 с.
  193. X. Мотивация и деятельность. — М.: Просвещение, 1986. 213 с.
  194. Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер-Пресс, 1997. 608 с.
  195. П. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. — 684 с.
  196. В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Мысль, 1993. -431 с.
  197. В.Д., Анисимова Н. П., Корнева Е. Н. Познавательные процессы и способности в обучении//Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. и вступит, очерки А. Красило и А.Новгородцевой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 82−93.
  198. Р.Х. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в вузе//Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Казань, 1998.-39 с.
  199. В.А. Социокультурные детерминанты высшего образования//Автореф. дисс. д-ра социолог, наук. Ростов-н/Дону, 1997. — 40с,
  200. К.А. Философия и воспитание. М.: Мысль, 1989. — 318 с.
  201. В.И., Андреева Л. И. Профессиональная культура будущего учителя: проблемы, поиски, решения//Совремеипые проблемы непрерывногопрофессионального образования. Мод ред. Г. П. Корнева. М: ИОСО РАО, 2000.-с. 178−188.
  202. В.И. Образование личности воспитателя в круге социально-педагогических парадоксов: поиски выхода//!Проблемы педагогики: ВУЗ-Школа. Сборник научных чрудов. Под ред. Б. И. Канаева. М.-Тольятти, 1998.- с. 58−64.
  203. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.-419 с.
  204. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Педагогика. М.: Педагогика, 1995. № 2. — с. 21−24.
  205. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  206. К. Смысл и назначение истории. М.: Наука, 1994. — 318 с.
  207. К. Всемирная история философии. Введение. СПб.: Наука, 2000.- 272 с.
  208. Ястребицкая, А Л. Западная Европа Х1-Х111 веков. М.: Искусство, 1978.174 с.
  209. Developments in technical and vocationd edicator: a comparative study. -Pavis: UNESCO, cop. 1979. 143 p.
  210. Dove, Ronald Philip. Ihe diploma disease: Education, qualification a development Berkeley los Angeles: Univ. of California press, 1976, 214 p.
  211. Godlewski, Michal. Ksztalcenie: doskonalenie zawodavve w krajach socjolistycznych. Warszavva, Wyd-wa szkolne 1 ped., 1975. 203 s.
  212. Martin Richard. Gestaltungspolentiale und Auswir Kungen neuer lnformations-und Kommunikations-lechnologien als berufspadagogisches Aufgabenfeld: Inaug. -Diss. ./Vorgelegt von Richard Martin. Munchen, 1990, 481 s.
  213. Maslow A.H. Motivation and personality (3 rd ed.). New York: Harper and Row. 1987. 387 p.
  214. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «История средних веков (V-XV вв.)"1. Разделы и темы1. Формы занятийлекциисеминарские занятияпрактические занятиясамостоятельная работа
  215. Введение в историю средних веков
  216. Общее понятие средневековой истории. История средних веков как характеристика феодальной общественной системы.
  217. Средневековый источиик: понятие и классификация- проблемы изучения.
  218. Мировоззренческий анализ исторического события.
  219. Историография средневековой истории в отечественной и зарубежной медиевистике.2 61,51,5
  220. Раннее средневековье: Европа и Азия до начала XI века
  221. Поздняя Римская империя: кризис рабовладения и зарождение новых социально-экономических отношений.
  222. Варварские племена Западной и Юго-Восточной Европы к началу V века.
  223. Образование варварских королевств и падение Западной Римской империи.24. j Франкское королевство: возникновение, становление феодализма и распад империи.
  224. Германия в раннее средневековье (Восточно-Франкское королевство).
  225. Византия в раннее средневековье.
  226. Британские острова в V—X вв.еках.28. | Культура Западной Европы к XI веку .29. ! Западные и южные славяне в V-X1 веках.210. — Возникновение и развитие феодальныхотношений в Азии.211. ! Пиренейский полуостров в раннее | средневековье.
  227. Народы Скандинавии в раннее средневековье.
  228. Основные черты феодачьного строя к началу XI века
  229. Церковь в раннее средневековье.2 2 42 2
Заполнить форму текущей работой