Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработано дополнительно содержание учебной программы по экономике и бизнесу на базе компетентностного подхода и его взаимосвязи с экономической безопасности по дисциплине «Основый экономики». Данная учебная программа дополняет и углубляет существующий курс по таким темам, как управление личными денежными средствами, фонды и валютное управление, основы бизнеса, бизнес-процессы и управление ими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания исследования проблемы экономической и бизнес компетенций учащихся средних профессиональных образовательных учреждений
    • 1. 1. Современное состояние среднего профессионального образования в России
    • 1. 2. Понятие экономической безопасности страны и ее 23 педагогическая трактовка (безопасность через формирования экономической компетентности специалиста)
    • 1. 3. Классификация рисков (угроз). Базовые принципы управления 43 рисками
  • Формирование экономической и бизнес компетенций как педагогическая проблема
  • Глава 2. Модель формирования экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования: структура, содержание и педагогические условия
    • 2. 1. Модель формирования экономической и бизнес компетенций 68 учащихся средних профессиональных образовательных учреждений
    • 2. 2. Содержания, принципы и методы обучения, направленного на 86 формирование экономической и бизнес компетенций у учащихся
    • 2. 3. Педагогические условия реализации модели формирования 106 экономической и бизнес компетенций
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы

Формирование экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XX века известный испанский социолог и философ Хосе Ортега-и-Гассет писал, что человек в современном мире, основой которого становится система массового потребления и глобальных общественных взаимосвязей, все чаще чувствует себя «статистом"*, лишенным самостоятельной воли и подчиненный всеобщей структуре распределению навязываемых ему социальных и экономических ролей. Со времени, когда была высказана эта мысль, современный мир не стал приветливее, напротив, только увеличив свою агрессивность, создавая все новые угрозы и опасности как для всего человеческого сообщества, так и для каждого его члена.

В сегодняшней реальности, чтобы быть успешным и счастливым, человек должен жить осознанной жизнью, должен быть способен воспринимать и понимать окружающий его мир со всем его необъятным количеством информации, должен быть способен принимать верные и адекватные решения.

Современный мир построен на основе глобальной экономической системы, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. В эту не прекращающую ни на мгновение функционировать систему включены все люди вне зависимости от их мировоззрений, интересов, не зависимо от их деятельности или профессии. Современные тенденции общественного развития позволяют с уверенностью сказать, что существующее общество является обществом экономики, основанной на знаниях. Именно поэтому понимание окружающей экономической действительности становится тем базисом, на основе которого человек может не просто реализовать свои потребности и мечты, но, что важно, обеспечить свою безопасность, которая, по сути, дает человеку возможность самостоятельно определять свою жизнь и не быть в ней «статистом». В современном мире человек встречается X. Ортега-и-Гассет, «Восстание Масс». большое число угроз в сфере экономики и бизнеса — риски недобросовестности сделок (финансовые «пирамиды», махинации и проч.), риски неэффективных инвестиций (опасность потери потенциальной прибыли), риски колебания рынка и проч. — от которых для личной успешности ему необходимо быть готовым к управлению этими рисками и к обеспечению себя необходимым уровнем экономической безопасности. Важным условием обеспечения такой безопасности является экономическое образование, обеспечивающее человека необходимым набором знаний, умений и мотиваций, которые в последствие становятся частью его личных экономической и бизнес компетенций.

Проблема формирования экономической и бизнес компетенций, обеспечивающих экономическую безопасность человека и государства, относится к одной из важных и актуальных в современной теории и практике педагогических исследований.

За последние годы были рассмотрены многие ее аспекты, в том числе: содержание экономической подготовки в сфере среднего профессионального образования в условиях становления рыночной экономики (B.C. Автономов, Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц, Н. М. Матвеева, A.A. Мицкевич, И. А. Сасова и др.), проблемы подготовки учителя по формированию у учащихся основ экономических знаний (B.C. Леднев, Л. Г. Зайцева, С.А. Равичев) — компетенции и компетентностный подход: бизнес и компетентностный подход, экономические компетенции, корпоративные компетенции (Д. МакКлелланд, Р. Боятцис, Н. Агеева), психологическая модель компетенции (Л. Спенсер, С. Спенсер) — компетентностный подход в образовании: развитие личности и компетентностный подход, психологические аспекты (И.Г. Агапов, Д. А. Иванов, Э.Ф. Зеер), взаимосвязь компетенций и качества образования (A.B. Баранников, И.А. Зимняя), связь и взаимоопределение компетенций и управления (В.А. Кальней, С.Е. Шишов) — экономическая безопасность, национальная безопасность (В. Парето, A.A. Богданов, В. А. Легасов, В. К. Сенчагов, Ю.А. Рыжов).

Вместе с тем, анализ диссертационных исследований и научной литературы позволили сделать вывод, что в современной педагогической теории и практике существующие модели формируют экономические и бизнес умения и знания*, которые чаще всего мало эффективны и слабо применимы жизни. Также нет целостных моделей, которые бы представляли очевидную и логичную взаимосвязь экономической безопасности и экономических компетенций учащихся. Неразработанным также остается вопрос содержания и организации учебного процесса, который бы способствовал формированию такой компетентности.

Вполне очевидно, что подобная компетентность необходима не только профильным специалистами, но и людям, которые в своей профессиональной активности могут напрямую не сталкиваться с экономической, финансовой или бизнес деятельностью. К сожалению, понимания этого соответствующими специалистами, занимающимися формированием учебных программ на государственном уровне, до сих пор нет, что доказывает анализ существующих программ по экономике для непрофильных специальностей. Так, соответствующие им учебные стандарты и курсы по-прежнему содержат лишь разрозненные и часто малоприменимые знания по экономике, в то время как действительно важные и полезные материалы остаются вне образовательного процесса.

По оценкам экспертов, особую значимость в развитии экономики страны приобретают специалисты, получившие среднее профессиональное образование, т.к. выпускники колледжей и училищ формируют тот профессиональный средний класс, который является основой социальной и экономической стабильности страны. В то же время проведенные опросы и исследования показали, что уровень экономической и бизнес компетентности выпускников средних профессиональных образовательных учреждений остается невысок**.

Имеются в виду образовательные модели для непрофильных экономических специальностей.

Здесь и дальше данные основаны на опытно-экспериментальной работе, проведенной в ходе подготовке диссертационного исследования.

Так, например, не более 13% учащихся осознают взаимосвязь собственной экономической безопасности и национальной безопасности страны и могут объяснить, в чем она состоит. Невысоки и фактические знания и умения у выпускников колледжей: удовлетворительный уровень знаний в сфере потребительского законодательства показали только около 20% учащихся, о вопросах управления собственными денежными средствами на базовом уровне осведомлены лишь около 18−20%. Только 17% выпускников колледжей имеют представления о том, как организован бизнес и как управляются бизнес-процессы. Анализ учебных программ показал, что такие вопросы, как управление бизнес процессами, практические аспекты управления собственными денежными средствами, принятие адекватных решений в условиях нестабильности экономических ситуаций мало представлены или вообще отсутствуют в качестве объектов изучения.

Таким образом, возникает противоречие, суть которого состоит в том, что, с одной стороны, возрастает потребность в подготовке специалистов, способных принимать адекватные решения в условиях переменчивых глобальных экономических систем и условий, а, с другой, все более очевидным становится отсутствие в педагогике специальных исследований и моделей, обеспечивающих формирование экономической и бизнес компетенций учащихся, направленных на их экономическую безопасность.

Сложившаяся ситуащдя, анализ состояния экономической и бизнес компетентности учащихся, а также уровень исследования проблемы, в целом, в педагогической науке позволили сформулировать проблему исследования: организация процесса формирования экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования для повышения уровня экономической безопасности личности.

Проблема определила цель исследования, которая состоит в следующем: разработать модель формирования экономической и бизнес компетенций учащихся непрофильных специальностей учреждений среднего профессионального образования, системно представляющую содержание, методику и педагогические условия образовательного процесса, и обеспечивающую экономическую безопасность личности.

Объект исследования: процесс экономического образования учащихся непрофильных специальностей учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования: формирование экономической и бизнес компетенций учащихся непрофильных специальностей учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих экономическую безопасность личности.

Гипотеза исследования: эффективность формирования экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их положительное влияние на уровень экономической безопасности личности будет повышаться, если:

— будут уточнены понятия экономической безопасности, экономической компетенции, бизнес компетенции и выявлены наиболее значимые моменты взаимосвязи этих понятий, а также их влияние на повышение экономической безопасности личности;

— с учетом современных подходов к пониманию экономической безопасности на уровне личности будут определены уровни экономической и бизнес компетентности учащегося;

— будет разработана модель, целостно представляющая содержание, методические рекомендации и педагогические условия формирования экономической и бизнес компетенций учащихся средних профессиональных учреждений;

— на основе компетентностного подхода и современного понимания экономической безопасности будет разработано содержание учебного курса по экономике, ориентированное на формирование необходимых компетенций (для учреждений среднего профессионального образования по непрофильным экономическим специальностям).

Цель и гипотеза определи задачи исследования:

1. Провести анализ современного состояния сферы среднего профессионального образования России, определить значимый тенденции и аспекты ее развития на текущем этапе.

2. Уточнить понятия: экономической безопасности, экономической компетенции и компетентности, бизнес компетенции и компетентности и обосновать наиболее значимые моменты взаимосвязи этих понятий.

3. Выделить общие уровни экономической и бизнес компетентности учащегося учреждения среднего профессионального образования.

4. Разработать модель формирования экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования.

5. На основе модели разработать дополнительное содержание по дисциплине «Основы экономики» (Базовый уровень) для средних профессиональных образовательных учебных заведений.

6. Апробировать модель формирования экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования стали методические подходы к организации учебного процесса по экономике (B.C. Леднев, С.А. Равичев), принципы формирования содержания программ по экономике (B.C. Автономов, JI.C. Бляхман, Ю. К. Васильев, К. Н. Катханов, И. В. Липсиц, Л. Л. Любимов, А. А, Мицкевич, С. А. Равичев, И. А. Сасова и др.), теория личности и деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретической основой исследования выступили компетентностный подход в образовании (И.Г. Агапов, A.B. Баранников, Д. А. Иванов, Э.Ф.

Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, И. Д. Фрумин, С.Е. Шишов), концепции индивидуализации в образовательном процессе (Б.Л. Вульфсон, М. М. Левина и др.), концепции управления и организации мониторинга качества образования (В.П. Аверкин, В. А. Кальней, H.A. Кулемин, М. М. Поташник, С. Е. Шишов и др.), парадигма функций и места профессионального образования в современном мире (A.M. Новиков).

В рамках исследования были использованы следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы, нормативной документацииметод наблюденияанкетирование (В. В. Никандров) и тестирование (Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников) — метод глубинных интервьюмоделированиеопытно-экспериментальная работа в средних профессиональных учебных заведениях по апробации модели формирования компетенций.

Опытно-экспериментальной базой проведенного исследования служило Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж № 8 города Москвы, которое, будучи типичным заведением данного образовательного звена, позволило обеспечить необходимую репрезентативную выборку студентов для получения статистически достоверных результатов.

Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 год и имело несколько этапов.

На первом этапе (2005 — 2007 г.) был проведен предварительный анализ имеющихся научных исследований и работ по теме, учебных планов по экономике, используемых для подготовки учащихся, а также изучена практика экономической подготовки студентов по непрофильным специальностям. Была разработана модель и учебная программа для формирования экономической и бизнес компетенций.

На втором этапа (2008 — 2009 г.) была проведена подготовительная работа для осуществления эксперимента по апробации модели. Были отобраны учащиеся первого курса, учебных план для которых предполагает потоковые лекции и семинары, и разделены на контрольную (69 человек) и экспериментальную (63 человека) группы. Было проведено двухэтапное диагностическое исследование контрольной и экспериментальной групп, которое включало в себя анкетирование и глубинные интервью, направленные на выявление отношения, мотиваций, планов и потребностей учащихся в сфере экономической и бизнес подготовки, и исследование предметных знаний и умений методом тестирования.

На заключительном практическом этапе (сентябрь 2008 года — июль 2009 года) экспериментальная и контрольная группы обучались по соответствующим учебным программам. В процессе обучения было проведено несколько промежуточных глубинных интервью с целью выявления изменений в мотивации и интересах учащихся.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. С учетом выявленных тенденций развития экономической безопасности страны выделены уровни экономической и бизнес компетентности личности (уровень экономической безграмотностиуровень, обеспечивающий минимальную безопасность человекауровень, обеспечивающий необходимый уровень безопасности человека).

2. Уточнены следующие понятия: экономическая безопасностьэкономическая компетенция и компетентностьбизнес компетенция и компетентностьвыявлены взаимосвязи этих понятий, проявляющиеся в следующем: экономическая компетенция обеспечивает личное благосостояние и успешность человекабизнес компетенция выступает основой для создания собственного дела, что укрепляет позиции государства на фоне развивающегося малого и среднего бизнесаэкономическая и бизнес компетентность позволяют человеку избежать сомнительных вложений и инвестиций, что оказывает благоприятное влияние на стабильность экономики и благосостояние населения.

3. Разработана модель формирования экономической и бизнес компетенций учащихся, целостно представляющая содержание, методические, рекомендации и педагогические условия и включающая такие компоненты, как: экономическую безопасность, в том числе четыре базовые компоненты (правовая, макроэкономическая, микроэкономическая, финансовая) — учебный процесс, включая внеаудиторную (внеклассную) работу, самостоятельную практическую работуэкономические и бизнес компетенции учащегося.

4. Выделены и обоснованы концептуальные подходы к формированию содержательной составляющей программ по экономике и бизнесу на основе компетентностного подхода и его взаимосвязи с безопасностью, сущность которых заключается в: «концентрическая» форма организации содержания, ориентация, прежде всего, на знания и умения, которые непосредственно необходимы человеку в его жизни, акцент на практическую и самообразовательную составляющую курса и проч.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы элективного курса по экономике и бизнесу, дополняющего основной существующий курс такими элементами, как модельные жизненные ситуации управления личными денежными средствами, основы потребительского законодательства и потребительской культуры, сущность и организация бизнес-процессов, бизнес культураразработаны методические рекомендации для преподавателей колледжей по формированию экономической и бизнес компетенций учащихсяразработан сборник тренингов для учащихся колледжа по экономической безопасностиразработан сборник ролевых игр по экономической безопасностиразработана тематика форумов и конференций по экономической безопасности для учащихся колледжей.

Обоснованность и достоверность исследования, его положений, результатов и выводов обусловлена целостным системным подходом при формировании модели, опорой на базовые принципы компетентностного подхода, обоснованные зарубежными и отечественными учеными, ориентацией на современные достижения в области психологии, педагогики, менеджмента. Надежность результатов и выводов обусловлена проведением соответствующей статистической обработки репрезентативных данных эксперимента.

Апробация и внедрение результатов осуществлялось через публикации основных положений и результатов исследования, выступления на конференциях. Материалы исследования были применены в работе ГОУ Педагогический колледж № 8, г. Москвы, модель была внедрена на базе Педагогической академии последипломного образования Министерства образования Московской области, ряде областных колледжей: ГОУ Балашихинский Государственный промышленный колледж, ГОУ Дмитровский профессиональный колледж.

Заключение

.

В современном мире все большее значение приобретаю не столько факты, данные или технологии, которые знает специалист, сколько его умение жить этими знаниями и умениями, важным является уровень развития его сознания, который формирует его компетентность и способность принимать верные адекватные решения. Особое значение такой подход имеет в экономической сфере жизни человека (как личной и общественно, так и профессиональной). Во многом это обусловлено многофакторной и динамичной современной экономической реальностью. В этом смысле все большее значение приобретают экономические и бизнес компетенции специалиста.

В ходе нашего диссертационного исследования была предложена целостная модель формирования экономической и бизнес компетенций у учащихся средних профессиональных образовательных учреждений, а также была проведена ее апробация на практике. В результате проведенной работы удалось более полно и глубоко изучить предмет исследования, и на основе этого подтвердить выдвинутые нами гипотезы и предпосылки.

По итогам исследования были получены следующие результаты:

1. Проведен фактологический анализ современного состояния сферы среднего профессионального образования России, выделены наиболее значимые тенденции развития отрасли, рассмотрены статистические данные по базовым показателям, сделаны выводы и определена существующая образовательная реальность, в рамках которой формулируется модель, представленная в исследовании.

2. На основе современных подходов к пониманию роли и значения экономической и бизнес подготовки учащихся и экономической безопасности личности были уточнены определения экономической компетенции и компетентности, бизнес компетенции компетентности, экономической безопасности. Также были рассмотрены виды взаимосвязей между экономической и бизнес компетенцией, с одной стороны, и экономической безопасностью, с другой.

3. Выделены общие уровни экономической и бизнес компетентности учащихся учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающей экономическую безопасность личности, а именно: уровень экономической безграмотностиуровень, обеспечивающий минимальную безопасность человекауровень, обеспечивающий необходимый уровень безопасности человека.

4. Разработана модель формирования экономической и бизнес компетенций учащихся непрофильных специальностей учреждений среднего профессионального образования. Такие компетенции являются значимым фактором экономической безопасности на личностном уровне. Модель включает в себя три крупных блока: экономическую безопасность, блок компетенций учащегося, блок форм и методов формирования компетенций. В свою очередь, блок экономической безопасности включает в себя четыре составных элемента: правовой, макроэкономический, микроэкономический, финансовый. Второй блок, блок компетенций, включает: знания, умения, мотивы, образовательные отношения, опыт учащегося, и является, по сути, центральным звеном компетенции учащегося. Наконец, третий блок среди основных форм и средств формирования компетенции называет: элективный курсы, самостоятельную практическую работу, ролевые игры, форумы, конференции и т. п. Все три комплекса взаимосвязаны между собой и существуют в тесном взаимодействии.

5. Разработано дополнительно содержание учебной программы по экономике и бизнесу на базе компетентностного подхода и его взаимосвязи с экономической безопасности по дисциплине «Основый экономики». Данная учебная программа дополняет и углубляет существующий курс по таким темам, как управление личными денежными средствами, фонды и валютное управление, основы бизнеса, бизнес-процессы и управление ими, потребительское законодательство и многое другое. Отличительные особенности учебного курса включают: Акцент сделан не на специализированных моментахэкономической науки, а на тех понятиях, концепциях и подходах, которые дают человеку понимание механизма и алгоритмов функционирования предприятия, национальной экономики и собственной роли и возможностей человека в нейподача материала не большими информационными «кусками» и последующей связи их между собой, а на подачу материала по разным темам концентрически («слоями») с наращиванием сложностиакцент на практический аспекториентация на формирования экономического сознания учащегося.

6. На базе ГОУ Педагогический колледж № 8 г. Москвы апробирована рассматриваемая модель формирования экономических и бизнес компетенций. В ходе эксперимента были выделены две группы, одна из которых стала контрольной, другая экспериментальной. Экспериментальная группа обучалась по учебной программе, созданный на основе модели формирования экономической и бизнес компетенций учащихся, а контрольная проходила обучения по уже существующей учебной программе. Непосредственно до начала обучения были проведены тестирование теоретических знании и практических умений, анкетирование и глубинные интервью, направленные на выявление заинтересованности учащихся в предмете, их оценке собственного уровня экономической и бизнес грамотности, осознания важности этих знаний и умений в своей будущей жизни. После завершения курса, были проведены аналогичные контрольные мероприятия. После завершения изу^еНИЯ учебной программы экспериментальная группа показала более высокий уровень знаний, практических умений, заинтересованности в предмете и понимания важности экономических и бизнес дисциплин для своей будущей жизни.

Проведенное нами исследование, без сомнений, не отвечает на все огромное множество вопросов, которые стоят перед современной педагогикой в плане соотношения компетентности учащегося и экономической безопасности. Работа не претендует на полное и всеобъемлющее рассмотрение этой многогранной проблемы.

Развитие личности человека не происходит само по себе, оно всегда является результатом тех новых знаний, который он приобретает, тех умений, которые он осваивает в ходе своей практической деятельности. Развитие основывается на потребностях в движении вперед, на стремлении человека к самореализации в обществе, профессии, творчестве. Такое развитие возможно лишь при условии того, что человек имеет достаточный уровень развития своего сознания, что в свою очередь определяется его окружением, его опытом, его образованием, которые тесно связаны и неразрывны между собой.

Однако, образование, пожалуй, особо выделяется среди прочих, т.к. позволяет не только человеку добиваться поставленных перед собой задач, но и помогает обществу самовоспроизводиться, накапливать знания, растить свою компетентность в различных отраслях и на основе этого развивать науку, профессиональную и социальную сферу, искусство и многое другое. В этом смысле в современном мире образование не просто инструмент передачи информации, образование, прежде всего другого, это путь к осознанной жизни, в которой человек сам ответственен за свое благополучие и счастье.

На основе адекватно выстроенного самим учащимся и педагогом образовательного отношения, другими словами его компетенции, он может эффективно и безопасно в экономическом смысле жить в современном мире, который ежедневно ставит перед нами новые сложные задачи и вызовы. Справляясь с ними, каждый человек понемногу создает основу и гарантию безопасности национальной экономики своей страны, что в условиях постоянных экономических и финансовых кризисов и угроз является необходимой составляющей комфортной и счастливой жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Введение в экономику. — М.: Вита-Пресс, 2005. — 256 с.
  2. B.C., Кузнецов А. П., Мицкевич A.A., Субботина Т. П., Шерам К. А. Мир и Россия. Материалы для размышления и дискуссии.- М.: Экономическая школа, 2005. 148 с.
  3. И.Г. Учимся продуктивно мыслить. М.: Издательство «Про-Пресс» (библиотечка «Вестника образования») — № 2. — 2001. — С. 1— 46.
  4. И.Г. Формировать навыки критического мышления. М.: Московская школа (Информационно-аналитическое издание) — № 3. — 2000. -С. 21−23.
  5. И.Г. Современные проблемы развития общих компетенций на этапе модернизации образования. М.: НЦСиМО, 1999. — 31 с.
  6. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: 1996.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 384 с.
  8. П.Ф., Гунявина H.JI. Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников // Социология образования. 2002 г. С. 100 106.
  9. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. —М.: Московский гос. унив-т, 1990.—387 с.
  10. Воспитание и духовное развитие студенчества // Высшее образование сегодня. 2005. № 2. С. 2−5. 12. Баранников A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход. М.: ГУ ВШЕ, 2002. — 51 с.
  11. З.Баранников A.B. Компетентностный подход и качество образования/ Отв. редактор: Л. Е. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, 2008. — 144 с.
  12. A.B. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг, № 2, 2000. С. 15. — 24.
  13. И.В., Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации.
  14. С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. № 6. — 1998. — С. 45−49.
  15. С.А., Куклин В. Ж., О системных аспектах организации управления образованием // Стратегическое управление университетом, 2006 г. С. 32 40.
  16. В. Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн. изд. М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995. — 528 е.: табл., граф.
  17. Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990. — 270 с.
  18. А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2002. 895 с.
  19. Д. Процесс учения. — М.: 1964. 83 с.
  20. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения // Сов. педагогика. — 1988. — № 1. — С. 89 -96.
  21. В.Т. Телекоммуникационные технологии в профессиональном образовании. — Самара: Изд-во Самар. науч. центра. РАН, 2004. 100 с.
  22. .П., Малькова З. А. Образование в мире на пороге XXI. Сб. научных трудов. М.: НИИТИИП, 1991. — 99 с.
  23. JI.C. Избранные психологические исследования. — М-: Изд-во АПН РФСР, 1956. 519 с.
  24. Выготский JI. C, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения М-, 1993. -169 с.
  25. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб. «Исследования мышления в советской психологии». М.: 1966. — с. 236−242.
  26. В.А. Учебное заведение в условиях экономики переходного периода. Концепция развития образования. СПб: ИУиЭ, 2001 • ~ 272 стр.
  27. А.К. Проблемы самообразования учащихся на современном этапе развтия современной школы. — JL: 1971.
  28. В.В. Системные основания образовательной технологии — М.: Знание, 1995. 135 с.
  29. Гуманизация образования императив XXI века. Сборники н&У4- ТРУ~ дов. Под ред. И. А. Зимней. Вып. 1−3. Набережные Челны, 1996- — 244 с.
  30. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, — 364 с.
  31. Д. Гонка на грани вымирания // «Top-management»? 2007. № 6. С. 30
  32. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с ангг*л. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 272 е.: ил.
  33. А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе о^Учения-М., 1973, с. 18.
  34. А.П., Никандров Н. Д. Менеджмент, маркетинг и жке^номика образования. 2-е изд., перераб. — Н. Новгород: НИМБ, 2004. — с.
  35. A.M. Проблемы экономической безопасности России. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. — 78 с.
  36. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 16.03.2006) «Об образовании».
  37. А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. — М.: Экономика, 1989.-С. 158−171.41.3анков JI.B. Избранные педагогические труды — М., 1990. 418 с.
  38. И.А. Гуманизация образования имератив XXI века // гуманизация образования. Вып. 1. — Набережные Челны, 1996. — С 20 -30.46.3инченко В. П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992.
  39. Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007 г. — 32 с.
  40. И.И. Система эвристических приемов решения задач М.: РОУ, 1992.- 140 с.
  41. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. — 192 с. о
  42. Кайзер Ф.-И, Камински X. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения, с примерами. СПб.: НПО «Мир и Семья», 2002. — 216 с.
  43. В.А., Шишов СЕ. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик» М., 1999. — 86 с.
  44. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. 144 с.
  45. Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИФРА-М, 2003. — 640 с.
  46. A.B. Постатейный комментарий к Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании». М.: Деловой двор, 2008. — 304 с.
  47. Конституция Российской федерации. -М.: Феникс, 2008.
  48. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. (Ю. Громыко, В. Давыдов и др.) // Народное образование. 1993. — № 1−2. — С. 3 — 7.
  49. И.А., Горчакова М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
  50. Ф. Маркетинг менеджмент/ Пер. с англ. Под ред. JI.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003. — 752 е.: ил. -(Серия «Теория и практика менеджмента»).
  51. Краткая философская энциклопедия М.: Издат. Группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  52. Курс экономической теории. Учебное пособие, подготовленное коллективом кафедры экономики МГИМО. М.: 1993. — 351 с.
  53. A.A. Комментарии к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». 2-е издание. — М.: Проспект, 2009. 296 с.
  54. O.E. Компетентностный подход в образовании/ЛПкольные технологии.-2004.-№ 5 .-С.З -12.
  55. М.Л., Шевченко Т. Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях (практическое пособие для руководителей). М.: Центр «Школьная книга», 2002. — 480 с.
  56. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспекти-вы-М., 1991.-216 с.
  57. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекций. — М.: Изд-во МГУ, 1971.
  58. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? / Серия «Педагогика и психология». М.: Издательство «Знание», 1978. -48 с.
  59. А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. М.: МП ТПО «Квадрат», 1991.-320 с.
  60. И.В. Бизнес-план основа успеха: Практ. Пособие. — М.: Машиностроение, 1992. — 77с.
  61. И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей мл. и ср. шк. Возраста. М.: Фирма «Невекс" — Изд-во «Триада», 1992.-336 с.
  62. Л.Л. Принципы экономики. -М.: Вита-Пресс, 1995. 271 с.
  63. Ю.Г. Пути активизации самообразования учащихся // Вопросы внутришкольного управления. М.: 1980. Вып. 5. — С. 81 — 90.
  64. МакКлелланд Д. Мотивация человека. Спб.: Питер, 2007. — 669 с.
  65. K.P., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х т. Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.-984 с.
  66. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 61 100 «Менеджмент орг.» / Под общ. ред. И. И. Мазура. 4-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2007. — 664 с.
  67. А. Мотивация и личность. М.: Евразия, 2001. — 478 с.
  68. А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гаппенрейтер, A.A. Пузерея. М.: 1982. — 374 с.
  69. Межбюджетные отношения в российском образовании: проблемы модернизации. М.: ГУ — ВШЭ, 2002. — 252 с.
  70. М.Х., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М: Дело, 1996. — 704 с.
  71. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, Перм. гос. пед. ин-т, 1997.
  72. H.H. Общественная эволюция: рациональное общество // ПОЛИС. 1992, № 3. — 122 с.
  73. A.A., Кузнецова Ю. Н., Чернякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. — 96 е.: ил.
  74. Н.М., Еремина Е. И. Маркетинг: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия" — Мастерство, 2002. — 208 с.
  75. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 223 с.
  76. В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. -СПб.: Речь, 2002.-72 с.
  77. Н.Д. Россия ценности общества на рубеже XXI века. — М.: 1997.- 144 с.
  78. А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. — 720 е.: ил.
  79. Ю.М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч. 1. М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. — 67 с.
  80. A.M. Профессиональное образование в XXI веке // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы. Т. 1. — М.: 1999.-С. 43 — 45.
  81. Образование в России 2007. Статистический бюллетень. Под ред. Н. И. Булаев, Е. Я. Бутко, Л. Н. Глебова и проч. — М.: МГУПИ, 2008. -480 с.
  82. Образование // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. В 14 томах. Федеральная служба государственной статистики. М.: ИИЦ '"Статистика», 2004. Т. 3. Кн. 1, 2.
  83. Обществоведение: программа для средних школ и специальных учебных заведений. М.: Политиздат, 1985.
  84. О.Н., Муравьева A.A., Коновалова Ю. В. Анализ потребностей в умениях: методическое пособие. М.: Альфа-М, 2005. — 142 сэ93.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, 2008. — 347 с.
  85. Ф.И., Солдак Ю. М. Теоретические основы производственного менеджмента. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-280 е.: ил.
  86. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 е.: ил.
  87. В.Л., Вопросы экономической безопасности образовательных систем в современных условиях.
  88. . Избранные психологические труды. М.: 1996. — 331 с.
  89. Р., Рудинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред.: В. Т. Борисевич, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. — М.: Экономика- Дело, 1992. 510 с.
  90. Г. Х. Как управлять экономикой. М.: Педагогика, 1989. — 112 е.: ил.
  91. М.М., Управление качеством образования. — М.: Педагогическое общество России, 2004. 448 с.
  92. Правил торговли. Основы постановлений правительства РФ. Закон РФ «О защите прав потребителей». М.: Феникс, 2009. — 96 с.
  93. Прикладная экономика: Учеб. Пособие для учащихся старших классов: Пер. с англ./ Под ред. Д. Ю. Тушунова. М.: Просвещение, 1992.-244 с.
  94. A.C. Деловая игра как средство экономического воспитания школьников // Шк. и пр-во. 1991. — № 10. — С. 60 — 62.
  95. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 годы. Утв. приказом Министерства образования от 1 февраля 2000 г, № 305.
  96. Программа «Современная экономика». Составители: С. Равичев, Т. Протасевич. Учебное издание. М.: Просвещение, 1996. — 28 с.
  97. Программа «Экономика». Составители: Напровлянский Н. Г., Спижанкова Г. И. Учебное издание. М.: ИД «Альфа», 1999. — 14 с.
  98. Программа «Основы экономики». Составитель: Борисов Е. Ф. Учебное издание. М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. — 18 с.
  99. Примерная программа «Основы экономики» для средних специальных учебных заведений. Составитель: Борисов Е. Ф. Учебное пособие. -М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. 18 с.
  100. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  101. Психологические критерии качества знаний школьников. Сб. науч. трудов / Под ред.И. С. Якиманской. М: Изд-во АПН СССР, 1990. — 142 с.
  102. В.П., Фукин В. А., Князева М. Д., Машникова H.H., Афанасьева В. А. Анализ российского образовательного рынка для международного сотрудничества. Университетское управление, 2004, № 1 (29), С. 21−35.
  103. Статистическая справка по состоянию и развитию среднего профессионального образования по специальностям текститльной и легкой промышленности. // ОАО «Рослегпром».
  104. Стенограмма интервью В. Демина на «Эхо Москвы».
  105. Стенограмма круглого стола «Риски в образовании молодежи». ИСПИ РАН.
  106. С.А. Григорьев С.Э, Протасевич Т. А., Свахин A.C. Сборник тестовых заданий по экономике. М.: МЦЭБО, 1997. — 82 с.
  107. .А. Введение в экономику: Кн. 1. Учеб. Пособие для общеобразоват. шк., лицеев, гимназий, колледжей / Найч.-метод об-ние «Творческая педагогика», МП «Новая школа». М.: 1993. — 139 с.
  108. .А., Прутченков A.C. Деловые игры и экономические практикумы к курсу «Введение в экономику» М.: ТОО «Вес», 1993. -62 с.
  109. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / Авт. колл. под рук. д.т.н., проф. Вертешева С.М.- д.т.н., проф. Рохчина В. Е. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 320 с.
  110. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. М., 1995.
  111. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
  112. М.Н. Образованность в постсоветской России: противоречивость процесса // Социологические исследования, № 12, 2007. С. 13−21.
  113. П. Экономика: Учебник.: В 2 т.: Пер. с англ. / Предисл. автора. -М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992. Т. 1. 332 с.
  114. Н.Е. Формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения. Волгоград, 1983.
  115. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы М.: 1981. — 208 с.
  116. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г. М. Андреевой и др. М.: изд-во Моск. унив-та, 1984. — 256 с.
  117. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 511 с.
  118. И.Б. Основы рыночной экономик. М.: Знание, 1993. -134 с.
  119. Р. Бизнес-план. 2-е издание / Пер. с англ. под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003.-352 с.
  120. Сухомлшский В А. Избр. пед. соч. в 3 т. М., 1981.
  121. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  122. Д.И. Психология развивающейся личности -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.
  123. Философский словарь/ Под ред. ИТ. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. — 719 с.
  124. С., Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.-540 с.
  125. А .Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественная наука и современность, № 2, 2000. С. 151−165.
  126. Формирование у учащихся стремлений к самообразованию: Материалы 1-й пробл. конф. Сент. 1968 г. Волгоград, 1969. -459 с.
  127. Я. Отражение требований научно-технического прогресса в содержании СПО // Специалист, № 12, 2006. — С. 20 — 21.
  128. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М.: Новости, 1991.-540 с.
  129. Н.М. Российская цивилизация и образование // Материалы международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход», 2006.
  130. И.Р. О проблемах среднего образования в нашей стране.
  131. H.A., Переверзев М. П., Панин В. А. Современное состояние экономики России: Учеб. / Под общ. ред. Переверзев М. П. — Тула.: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого, 2001. 223 с.
  132. СЕ. Методология и технология разработки образовательных стандартов общего среднего образования. Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.01. М., 1997.-34 с.
  133. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  134. А.В. Коррупция в высших образовательных учреждениях: экономико-юридический подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета, № 4, 2007. С. 45 -50.
  135. Е.М. Тенденции образования в России (выступление по итогам переписи населения 2002 г.).
  136. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 306 с.
  137. К. Эффективная экономика. Шведская модель. Пер. с шведск. М.: Экономика, 1991. — 320 с.
  138. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4.
  139. Д.Б. Избр. психол. труды. — М.: Педагогика, 1989. С. 497.
  140. Г. Н. Компетентностный подход к профессиональной адаптации обучающихся в условиях модернизации образования // Среднее профессиональное образование, № 12, 2006. — С. 8 — 9.
  141. М.Г. История психологии. М: Мысль, 1976 — 463 с.
  142. Dictionary of economic and management terms. Brussels: Tacis, 1994.-592 p.
  143. Peter F. Drucker. Management: Tasks, Responsibilities, Practice. -N.Y.: Harper & Row, Publishers, Inc., 1973. 839 p.
  144. Secondary Education in Ireland, Council of Europe Press, 1996.
  145. Secondary Education in England, Council of Europe Press, 1996.
  146. Secondary Education in Germany, Council of Europe Press, 1996.
Заполнить форму текущей работой