Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование в методике изучения кристаллооптических явлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования Р. Арнхейм, Е. Ю. Артемьевой, Г. Г. Громыко, В. И. Евдокимова, В. П. Зинченко, E.H. Кабановой-Меллер, И. С. Якиманской, A.A. Червовой и др. показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать мыслительную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений. Проблеме наглядности уделяется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы моделирования физических явлений
    • 1. 1. Философские проблемы обобщенного понятия модели
    • 1. 2. Классификация моделей в науке и технике
    • 1. 3. Дидактический аспект в определении и классификации учебных моделей и моделирования
    • 1. 4. Модели и модельный эксперимент как средство наглядности в методике преподавания физики
    • 1. 5. Тенденции развития физического эксперимента и основная концепция моделирования кристаллооптических явлений
  • Выводы
  • Глава II. Дидактический комплекс технических средств физического эксперимента и его применение для различных учебных задач
    • 2. 1. Анизотропные среды для сантиметровых электромагнитных волн и дидактический комплекс технических средств для моделирования кристаллооптических явлений
    • 2. 2. Эксперименты по наблюдению двойного лучепреломления в моделях анизотропных призм
    • 2. 3. Методика изучения и экспериментального обоснования построений Гюйгенса для различных случаев двойного лучепреломления на поверхности кристалла
    • 2. 4. Теория изучения поляризационных двоякопреломляющих призм Глана и Волластона в условиях их моделирования
    • 2. 5. Модель двоякопреломляющей линзы для сантиметровых электромагнитных волн
  • Выводы
  • Глава III. Методика формирования методологических знаний у студентов при изучении кристаллооптических явлений и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 1. Общие вопросы методики формирования понятий об основных принципах кристаллооптики в курсе волновой оптики технического вуза
    • 3. 2. Организация и методика проведения педагогического эксперимента
  • Выводы

Моделирование в методике изучения кристаллооптических явлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное образование находится в стадии динамичного обновления, на пороге смены парадигм, причем, в соответствии с прогнозом развития и общества, и образования, наступивший век будет характеризоваться двумя основными тенденциями: гуманистичностью и технологичностью. Необходимость гуманизации как основной тенденции в модернизации образования точно сформулирована Д. Лихачевым: «Двадцать первый век должен стать веком гуманитарного мышления или его не будет совсем».

Однако гуманитаризация не означает уменьшение числа часов, отводимых на изучение естественных дисциплин по сравнению с гуманитарными. Тем не менее образовательная практика очень часто идет именно по такому пути. К примеру, объем курса физики в технических вузах с конца 50-х и до начала 90-х гг. сократился в среднем вдвое, в 90-е гг. дальнейшее его сокращение продолжилось. Такой подход — абсолютно неправомерен, поскольку физика обладает громадным потенциалом для общего образования и интеллектуального развития будущих специалистов. Кроме того, физика — дисциплина базовая, необходимая для формирования адекватного информационного образа мира в сознании человека. Поэтому возрастает актуальность повышения не только качества подготовки специалистов и уровня образованности людей, но и формирования нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.

Следовательно, для формирования современного инженерного корпуса способного осваивать и производство, и перспективные технологии, аккумулирующих передовые достижения научно-технической мысли, в первую очередь, следует обеспечить качественное изменение подготовки инженерных кадров, ориентируя ее на современные достижения науки и техники, углубленное изучение и понимание базовых дисциплин, развитие творческих и организационных навыков будущих инженеров. А так же воспитать потребность самостоятельно приобретать знание не только в вузе, но и в течение всей жизни.

В нашем исследовании предпринята попытка систематизировать накопленный опыт в области модернизации обучения физике студентов технических специальностей, в частности кристаллооптики, как одного из сложных разделов изучения физики.

Таким образом актуальность исследования обусловлена требованиями общества на подготовку специалиста в области проектирования и технологии радиоэлектронных средств, что вызвано развитием современного производства, науки и техники, и интеграции России в единое экономическое пространство.

Опыт практической работы показывает, что, изучение кристаллооптических явлений без современных учебных демонстраций и технических средств обучения малоэффективно. Применение только одного оптического диапазона в качестве демонстрационного и лабораторного эксперимента является по мнению многих методистов недостаточным. Следовательно, для более качественного усвоения этого раздела необходимо, с одной стороны, разработать и внедрить в практику обучения студентов демонстрационные опыты по моделированию кристаллооптических явлений в радиофизическом диапазоне, с другой стороны, новые технические средства будут способствовать как профессионально направленной подготовке специалистов радиотехнического профиля, так и развитию творческих способностей.

Применению сантиметровых электромагнитных волн в демонстрационном физическом эксперименте посвящены работы Н. И. Калитиевского, H.H. Малова, В. В. Майера, Н. Я. Молоткова, Б. Ш. Перкальскиса, H.A. Шахмаева, и др., в которых показано, что радиофизический диапазон в преподавании оптики позволяет не только расширить круг физических явлений, исследуемых экспериментально, но и повысить наглядность изучаемых процессов.

Исследования Р. Арнхейм, Е. Ю. Артемьевой, Г. Г. Громыко, В. И. Евдокимова, В. П. Зинченко, E.H. Кабановой-Меллер, И. С. Якиманской, A.A. Червовой и др. показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать мыслительную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений. Проблеме наглядности уделяется внимание философов, психологов, педагогов и методистов-физиков (В.Г. Болтянский, В. П. Бранский, A.B. Бугаев В. В. Давыдов, JI.B. Зенков, И. В. Маркова, З. Г. Мингазов, Н. Я. Молотков, A.B. Славин, JI.M. Фридман, Н. М. Шахмаев, В. А. Штофф и др.).

Однако, вопросы модернизации технологии изучения кристаллооптических явлений в СВЧ диапазоне не нашли должного отражения в педагогической науке и практике и требуют дополнительного исследования.

Изучение и анализ научной литературы, результаты диссертационных исследований позволили выявить ряд существенных противоречий между:

• требованиями общества к уровню профессиональной компетентности специалиста и недостаточным уровнем педагогических условий высшей технической школя для их реализации;

• уровнем развития научно-технического прогресса и традиционной системой технических средств обучения в высшей технической школе;

• дидактическими возможностями реализации принципа наглядности при изучении кристаллооптических явлений и традиционной методикой их реализации в условиях высшей технической школы.

Необходимость разрешения сформулированных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблема которого заключается в разработке методических основ изучения сложных кристаллооптических явлений на основе их моделирования в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и практической реализации методики изучения кристаллооптических явлений на базе современных технических средств при подготовке специалистов радиотехнического профиля с учетом требований, предъявляемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и задач, поставленных в условиях реформирования образования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс обучения физике в высшей технической школе.

Предмет исследования — методика изучения раздела физики «кристаллооптика» при моделировании в сантиметровом диапазоне радиоволн.

Гипотеза исследования заключается в том, что изучение студентами кристалл о оптических явлений будет более эффективным, если:

• осуществить моделирование явлений кристаллооптики в сантиметровом диапазоне радиоволн;

• внедрить в учебный процесс комплекс технических средств, разработанных на основе искусственных анизотропных двоякопреломляющих сред;

• на основе моделирования кристаллооптических явлений создать условия для реализации творческих способностей студентов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы моделирования кристаллооптических явлений в науке, технике и методике обучения физике.

2. Проанализировать содержание демонстрационных опытов и лабораторного практикума по кристаллооптике и выработать концепцию моделирования в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн.

3. Проанализировать сущность дидактического принципа наглядности и наметить пути его реализации на базе современного демонстрационного эксперимента при моделировании кристаллооптических явлений.

4. Разработать и внедрить в учебный процесс систему новых технических средств демонстрационного эксперимента и цикл лабораторных работ для изучения кристаллооптических явлений на базе моделирования в радиофизическом диапазоне длин волн в техническом вузе.

5. Выявить психолого-педагогические условия реализации творческих способностей студентов на основе нового демонстрационного эксперимента при изучении кристаллооптики.

6. Провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности технологии изучения кристаллооптики в условиях моделирования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы:

1. Методы теоретического исследования: анализ и синтез методологической, педагогической, научно-технической, психологической, дидактической и методологической литературы по проблеме исследованияобобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование, моделирование систем и процессов.

2. Методы эмпирического исследования: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование, изучение передового опыта подготовки инженера радиотехнических специальностей, педагогический эксперимент. Разработка, конструирование и изготовление новых учебно-технических средств и их апробирование.

3. Статистические методы обработки данных эксперимента, графическое представление результатов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• философские положения моделирования, о видах деятельности, теории познания, формирование личности, становление профессионала (В.В. Штофф, А. П. Беляев, A.A. Червова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, А. Д. Урсул, Г. И. Хозяинов и др.);

• идеи о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.).

• дидактические особенности обучения физике с использованием современного учебного физического эксперимента (В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин, П. А. Знаменский, В. В. Разумовский, В. В. Майер, A.A. Пинский, A.A. Червова, Н. Я. Молотков, Н. М. Шахмаев и др).

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследования проводились с 2001 по 2005 год и было организовано в три этапа. Особенностью содержания исследования является чередование теоретических и экспериментальных составляющих, их развивающая взаимосвязь. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Тамбовского государственного технического университета и Волжской государственной инженерно-педагогической академии. Основные этапы исследования.

На первом этапе (2001;2002 г. г.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, а именно: проводилось изучение и анализ научных исследований по проблеме, проводился анализ содержания профессиональной подготовки специалистов радиотехнического профиля, изучался опыт передовой педагогической практики по применению моделей в демонстрационном и лабораторном эксперименте по кристаллооптике, определялись дидактические возможности совершенствования учебного процесса, в аспекте его профессиональной направленности и реализации методов проблемно-развивающего обучения. Были сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, обобщены результаты изучения проблемы, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2003 г. г.) проектировались и конструировались новые демонстрационные и лабораторные установки, отрабатывалась методика их применения в учебном процессе, определялись психолого-педагогические возможности развивающего обучения в условиях применения нового демонстрационного эксперимента.

Были подготовлены и внедрены в учебный процесс: цикл лабораторных работ с применением сантиметрового диапазона электромагнитных волнучебное пособие для студентов технических специальностей «Кристаллооптические явления и их моделирование в диапазоне сверхвысоких частот».

Составлены программы формирующего и обобщающего эксперимента, определены формы, методы и сроки их проведения. Проведен формирующий эксперимент, а также количественный и качественный анализ промежуточных результатов. Осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования.

На третьем этапе (2003;2005 г. г.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию влияния разработанной методики изучения кристаллооптических явлений на основе новых технических средств демонстрационного и лабораторного эксперимента на уровень готовности студентов к изучению дисциплин радиотехнического профиля. Продолжился формирующий этап эксперимента и проведен обобщающий.

Выполнены систематизация, обобщение и статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается:

• в обосновании концепции моделирования кристаллооптических явлений в диапазоне сверхвысоких частот на базе искусственных сред — слоистых диэлектрических структур, которые являются аналогом одноосных анизотропных кристаллов;

• в реализации дидактического принципа наглядности в физическом эксперименте по моделированию кристаллооптических явлений в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн;

• в создании педагогических условий развития творческих способностей студентов на занятиях по кристаллооптике;

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в разработке концепции моделирования кристаллооптических явлений в сантиметровом диапазоне радиоволн на базе искусственных анизотропных сред;

• в уточнении понятий: «сложение волн с ортогональными линиями поляризации" — «интерференция поляризованного излучения" — «анализ поляризованного света» и установление взаимосвязи между этими понятиями;

• в разработке методики изучения основных вопросов кристаллооптики в техническом вузе, позволяющая развивать творческие способности студентов и повышать эффективность усвоения материала.

Практическая значимость исследования состоит:

• в разработке системы демонстрационного эксперимента по моделированию кристаллооптических явлений в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн, включающей в себя новые технические средств выполненные на основе слоистых диэлектрических структур;

• в разработке и постановке цикла лабораторных работ по моделированию кристаллооптических явлений в диапазоне СВЧ:

• в создании учебного пособия: «Кристаллооптические явления и их моделирование в диапазоне сверхвысоких частот»;

На защиту выносятся:

1. Концепция моделирования кристалл о оптических явлений в сантиметровом диапазоне радиоволн на базе искусственных анизотропных сред, заключающаяся в реализации дидактического принципа наглядности в физическом эксперименте по моделированию кристалл о оптических явлений.

2. Система демонстрационных опытов и лабораторных работ по моделированию явлений кристаллооптики в диапазоне сверхвысоких частотсостоящая из дидактического комплекса технических средств, включающего в себя новые приборы и оборудование, выполненные на базе слоистых диэлектрических структур.

3. Методика изучения основных вопросов кристаллооптики в техническом вузе, позволяющая развивать творческие способности студентов и повышать эффективность усвоения материала.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация работы проводилась на базе Тамбовского государственного технического университета. Разработанная методика внедрена в образовательный процесс Тамбовского государственного технического университета и Тамбовского военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники.

Результаты исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях, научных статьях и докладах автора.

Материалы исследования обсуждались на: заседаниях кафедр «Теоретическая механика» и «Физика» ТГТУ (Тамбов) — на заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Проблемы естественнонаучного образования в инженерных вузах» ВГИПА (Нижний Новгород) — 6-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы преподавания физики» (Пенза, 2002) — 4-ой Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Нижний Новгород, 2003) — 8-ой всероссийской конференции «Учебный физический эксперимент. Актуальные проблемы. Современные решения» (Глазов, 2003) — 8-ой научной конференции Тамбовского государственного технического университета. (Тамбов, 2003).

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной используемой литературы и приложений.

2. Результаты исследования подтвердили, что совокупность выделенных дидактических условий обеспечивает:

1) целенаправленную профессионально-ориентированную подготовку;

2) личную заинтересованность студентов в овладении учебным материалом;

3) активизацию познавательной самостоятельности студентов;

4) умение коллективно обсуждать различные проблемные ситуации, создаваемые преподавателем, и находить их решение.

3. Использование современного демонстрационного эксперимента обеспечивает высокую предметную и знаковую наглядность изучаемых явлений и процессов. Предметная наглядность достигается за счет использования приборов и оборудования достаточно больших размеров. Знаковая наглядность в разработанных опытах по изучению поляризации света достигается за счет использования регистрирующих приборов с электроннолучевыми трубками для отображения графической информации исследуемых явлений. В большинстве опытов с помощью регистрирующих приборов отображаются полярные диаграммы волн с различным характером поляризации. Знаковая наглядность в новых демонстрационных опытах позволяет исследовать некоторые сущностные характеристики и различные функциональные закономерности изучаемых явлений и процессов. Кроме того, знаковая наглядность позволяет сопоставить экспериментальные результаты различных опытов с теоретическими данными и тем самым обеспечить тесную связь теории и эксперимента.

4. Реализация дидактического принципа наглядности на основе новых технических средств демонстрационного и лабораторного эксперимента при изучении кристаллооптических явлений обеспечивает высокий уровень сформированности знаний к пониманию учебного материала в дисциплинах радиотехнического профиля;

5. Разработана методика проведения лекционных занятий на основе активных методов обучения (проблемно-развивающие) при изучении поляризации электромагнитных волн с применением современных технических средств демонстрационного эксперимента для подготовки специалистов радиотехнического профиля.

6. Разработана и внедрена в учебный процесс для подготовки специалистов радиотехнического профиля система новых демонстрационных опытов, которая соответствует современной трактовке принципа наглядности и позволяет изучать различные кристаллооптические явления на уровне сущности изучаемых явлений. Применение современных технических средств в демонстрационных опытах способствует проблемному изложению материала и существенным образом влияет на уровень его усвоения и активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых.

7. Разработан и внедрен в учебный процесс лабораторный практикум по волновой «оптике» в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн, составной частью которого является цикл лабораторных работ по изучению кристалл о оптических явлений. Выполнение лабораторных работ с использованием сантиметрового диапазона электромагнитных волн позволяет студентам приобрести навыки практической работы с генератором СВЧ, с антенными приемными устройствами, с различными волноводными и диэлектрическими структурами, а также получить соответствующую теоретическую профессиональную подготовку.

8. Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность предлагаемой методики изучения кристаллооптики на базе современных технических средств демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Заключение

.

1. Эффективность организации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении кристаллооптики на всех видах занятий (лекционные, практические, семинарские и лабораторные занятия) обеспечивалась следующей совокупностью дидактических условий:

• профессиональной направленностью подготовки, способствующей активизации познавательной самостоятельности студентов;

• созданием проблемных ситуаций, реализуемых на базе разработанных демонстрационных установок;

• реализацией в процессе подготовки студентов активных (проблемно-развивающих) методов обучения;

• реализацией системно-целостного подхода при изучении кристаллооптических явлений, рассматриваемых как в видимом так и в радиофизическом диапазоне электромагнитных волн.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Киселев Д. Ф., Корчажкии В. В. Лазеры в лекционном эксперименте. М.:Изд-во МГУ. 1985. — с.135.
  2. Я.Е. Наблюдение дифракционной картины от круглых объектов // Физика в школе. 1986. -№ 1, с.46−51.
  3. В.Н., Казанцев Б. И. Демонстрация дифракции сантиметровых электромагнитных волн на круглом отверстии // Уч. зап. Пермского гос. пед. института. 1974. — Т. 119. — с. 73−86.
  4. В.М. Демонстрация закона Малюса // Известия высших учебных заведений СССР, сер. Физика 1986. — № 2. — с. 95−96.
  5. Ф.Х. Несколько демонстраций по эффекту Доплера и интерференции в сантиметровом диапазоне волн // Успехи физических наук. АН СССР, 1968. -Т.96. вып 2. — с. 370−374.
  6. Ю.Г., Витвицкий В. Г., Лучинкин В. Н. Интерферометр СВЧ-диапазона // Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики. Ростов н/Д ., 1979. с. 119−122.
  7. В.Ф. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. — 120с.
  8. В.Ф. Фундаментальные методы познания физики. 4.1. Казань: Изд-во ИСПО РАО, 1999. — 52с.
  9. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.:Высшая школа, 1989.-357 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Высшая школа, 1989.-190 с.
  11. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Физматгиз, 1963, С. 26−36.
  12. K.M., Коврижных Ю. Т. Две демонстрации по волновой оптике / Сб.тр. Свердловского гос. пед. института, сб. 277, 1976. С. 28−31.
  13. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1976. -461с.
  14. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  15. Н. Элементы математики. Общая топология. Основные структуры. -М.: Физматгиз, 1958. С.308−309.
  16. В.А., Зворыкин Б. С., Кузьмин А. П., Покровский A.A., Румянцев И. Н. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы: Колебания и волны. Оптика, Физика атома, ч. 2. М.:Просвещение, 1979.-288 с.
  17. Н.К. Законы диалектики законы познания. — М.: Наука, 1966. -168 с.
  18. В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопросы философии. 1964. № 11.- С. 73−84.
  19. В.А. Теория подобия и моделирование применительно к задачам электроэнергетики. М.:1966. — 273 с.
  20. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.-208 с.
  21. Л.И. Система, методика изучения и применения осциллографических методов в курсе физики средней школы. Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1974. 20 с.
  22. Л.И., Зуев П. В. Наблюдение медленных апериодических процессов с помощью осциллографа // Физика в школе. 1984. — № 3. — С. 67−68.
  23. Л.И. Показ фотоэффекта с помощью осциллографа // Физика в школе. 1974. -Ks 2. — С. 71−72.
  24. Ю.А., Чудинский P.M. Моделирование в технологическом образовании: Монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001. — 226 с.
  25. Ю.А., Чудинский P.M. Современные технические средства учебного физического эксперимента / Совершенствование теории и методики обучения физики в системе непрерывного образования. Тамбов: ТГУ, 1998.-С. 14−17.
  26. А.Г., Калинин В. М. Использование квантового генератора в учебных целях // Физика в школе. 1975. — № 1. — С. 54.
  27. JI.C. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. -М.?Педагогика, 1991. 479 с.
  28. A.M., Гайфулин В. Г., Сафаров Р. Х. Компьютерные экспериментальные модели в проблемном обучении. Учебный физический эксперимент и его совершенствование. Пенза: ПГПУ, 1998. — С. 66.
  29. Ф.И., Коршунов A.M. Гносеологический образ и современная наука // Вестник МГУ, сер. Философия 1967. — № 5. — С. 102−105.
  30. Д. Основания геометрии. M.-JL, 1948. — с.365−366.
  31. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965. — 247 с.
  32. В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. 1963. № 10. — С.243−250.
  33. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
  34. E.H., Орехов В. П. Методика и техника физического демонстрационного эксперимента в восмилетней школе. М.: Просвещение, 1964. -482 с.
  35. Грабарь М. И, Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы: М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  36. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  37. В.Б. Реализация дидактического принципа наглядности при изучении поляризации электромагнитных волн (на примере подготовки специалистов радиотехнического профиля): Дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2000.-238 с.
  38. Н.П. Компьютерное моделирование туннельного эффекта. Проблемы учебного физического эксперимента, вып. 7 Глазов: ГГПИ, 1998.-С. 91.
  39. A.A. Электронный осциллограф в преподавании физики. М.: Просвещение, 1972. — 144 с.
  40. Г. С., Менсов С. Н. Перестраиваемая демонстрационная установка по дифракции света // Сборник научно-методических статей по физике, вып.7. М.: Высшая школа, 1979. — С. 72.
  41. Ю.А. Моделирование в органической химии // Вопросы философии. 1963. № 6. — С.69−73.
  42. А.И., Суербаев А. Х. Современные тенденции в развитии учебного эксперимента по физике // Школьный физический эксперимент. -Курск: Из-во. КГПИ, 1986. С. 77.
  43. .С. Генератор УВЧ // Физика в школе. 1954 — № 5 — С. 53−59.
  44. М.А. Наглядные пособия по радиотехнике. М.: Связь, 1964. — 320 с.
  45. A.A., Ревзин И. И. Логическая модель как средство научного исследования// Вопросы философии. 1960, № 1.
  46. В.А., Кудинов Н. С., Малов H.H., Никулина Л. Н. Несколько новых лекционных демонстраций // Успехи физических наук. АН СССР 1962. -Т.77, вып. 1.-С. 295−300.
  47. В.А., Яшкин А. Я. Две лекционные демонстрации // Успехи физических наук. АН СССР. 1966. Т.89, вып. 1.
  48. В.А., Малов H.H. Физический демонстрационный кабинет Московского государственного педагогического института им. Ленина // Методика и техника лекционных демонстраций по физике. М.: Изд-во МГУ, 1964.-С. 44−46.
  49. Л.Б. Математическое моделирование в психологии и педагогике. // Вопросы философии. 1965. № 3. — С.167−169.
  50. В.Н. Формирование у школьников аналитико-синтетического подхода к учебной работе с использованием методов моделирования (На материале физики 9-го класса): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. -23с.
  51. Л.И., Павлов И. А. Цифровой счетчик-секундомер на интегральных микросхемах // Совершенствование учебного эксперимента по физике. Киев: Радянська школа. 1985. — С. 52−57 (на укр.яз.).
  52. Н.И., Марченко О. М., Пеньков С. Н. Лазеры в лекционном эксперименте // Известия высших учебных заведений, сер. физика. 1987. -№ 4. — С. 73−74.
  53. Н.И. Лекционный эксперимент основа современного курса общей физики // Вестник ЛГУ. — 1984. № 4 — С. 77−79.
  54. Н.И., Марченко О. М. Лекционный эксперимент по корреляции интенсивностей (эффект группировки фотонов). Томск, 1988. Деп. в ВИНИТИ 11.10.88. № 100-С.87.
  55. Н.И. Волновая оптика. М.: Наука, 1971. — 376 с.
  56. С.Е., Солодухин H.A. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  57. H.A. О дифракции электромагнитных волн в пространственной решетке // труды 3-го съезда Российской ассоциации физиков в Нижнем Новгороде. Н. Новгород. Из-во. Нижегородской радиолаборатории. 1923. — 254с.
  58. Г. Кибернетика и философия. -М.: ИЛ, 1963. 352 с.
  59. Ю.А. Роль мысленных моделей и методика их использования в процессе обучения физике в средней школе: Автореф. дис.. какд. пед. Наук. М., 1973.- 18с.
  60. А.Н., Хворов Ю. А. Две новые физические демонстрации // Успехи физических наук АН СССР. 1966. — Т.90, вып. 3. — С. 545−547.
  61. А.Н., Эткин B.C. Лекционные демонстрации волновых явлений в 3-см диапазоне электромагнитных волн // Успехи физических наук АН СССР.- 1969.-Т.97, вып.4. -С. 735−737.
  62. А.Н. Некоторые новые демонстрации по курсу физики // Успехи физических наук АН СССР. 1968. — Т. 94, вып. 4. — С. 567−569.
  63. Козлова А, Н., Малов H.H., Мансуров А. Н., Оглоблин Г. В., Островский А. Г. Новые лекционные демонстрации по физике // Успехи физических наук АН СССР. 1973. — Т.110, вып. 4. — С. 670−675.
  64. А.Н., Малов H.H., Мансуров А. Н., Оглоблин Г. В. Новые лекционные демонстрации // Сб. научно-методических статей по физике, вып. 6. М.: Высшая школа, 1978. — С. 52−57.
  65. А.Н. Лекционные демонстрации по физике и их роль в подготовке учителей физики: Автореф.дис. .канд. пед. наук. М., 1969. 13 с.
  66. . В.А. Социальная память и познание. М.:Мысль, 1984. — 240с.
  67. К.А. Спецкурс «Физика природных явлений» как средство формирования у учащихся методологических знаний: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 1998. -17с.
  68. С.Н. Компьютерные демонстрации / Физическое образование в вузах. 1998. — Т.4. — № 2. — С.60.
  69. Лекционные демонстрации по физике, 2-е. Изд. Под. редакцией В. И. Ивероновой. М.: Наука, 1972. — 639с.
  70. Лекционные эксперименты по оптике / Под ред. Н. И. Калитиевского Л .: Из-воЛГУ, 1981.- 160 с.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  72. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.Н. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  73. О.В. Реализация дидактических методов активного обучения в профессиональной подготовки студентов радиотехнических специальностей: Дис. канд. пед. наук: Тамбов, 2004. -214с.
  74. Майер (Акатов) Р. В. Формирование наглядно-чувственных образов при постановке сложного физического эксперимента: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. -19 с.
  75. В.В. Опыты по полному внутреннему отражению. Квант. 1976. -№ 3. — С. 34−35.
  76. В.В. Модель миража из неравномерно нагретого оргстекла. Ред журнала. «Изв. вузов. Физика». Томск, 1982 — 4 с. Деп. в ВИНИТИ, № 4172 -С. 82.
  77. В.В. Простые опыты по криволинейному распространению света. -М.: Наука, 1984. 128 с. — (Библиотечка физико-математической школы).
  78. В.В. Полное отражение света в простых опытах: Учебное руководство. М.: Наука, 1986. — 128 с. (Библиотечка физико-математической школы).
  79. Д.К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. -M., 1954.-С.18.
  80. H.H. Изменение физической картины мира за сто лет // физика в школе. 1984.-№ 6.-С.8−12.
  81. H.H., Козлова А. Н. Новые демонстрации по физике // Успехи физических наук АН СССР. 1964. — Т. 84, вып. 3. — С.521.
  82. H.H., Козлова А. Н. Демонстрационный интерферометр Майкельсона // Успехи физических наук АН СССР. 1968. — Т. 95, вып. 4. — С.364
  83. М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). М.: Высшая школа, 1968. -с.192.
  84. А.Н. Лазеры и их применение в преподавании физики. М.: Просвещение, 1984. — 88 с.
  85. И.В. К вопросу об определении понятия «наглядность», его признаков (свойств) // Методологические вопросы формирования мировоззрения и стиля мышления учащихся при обучении физике. Л.: Из-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — С. 160−164.
  86. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР / В. Г. Зубов, В. Г. Разумовский и др. М.- Бремен: Просвещение- Фольк унд виссен, 1972. -223с.
  87. Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения // Советская педагогика 1975. — № 9. — С 24−25.
  88. .Ю., Шабаль В. К. Демонстрационный эксперимент по физике: Колебания и волны. Киев, Радянська школа, 1985. — 167 с. (на укр. яз.).
  89. .Ю. Учебная радиоэлектронная аппаратура. Киев: Радянська школа, 1976. — 192 с. (на укр. яз.).
  90. .Ю., Фролов С. И. Трехканальный цветной осциллограф // Успехи физических наук АН СССР. 1974 — Т.113, вып.З. — С. 181−183.
  91. Н.Я. Индикатор круговой развертки для опытов с сантиметровыми волнами // Известия высших учебных заведений, сер. Физика. 1976. -№ 10. — С. 142−144.
  92. Н.Я. Радиоволны в демонстрационном эксперименте по оптике. Киев: Вища школа, 1981. — 104 с.
  93. Н.Я., Изучение колебаний на основе современного эксперимента. Киев: Радянська школа, 1988 г. — 160 с.
  94. Н.Я. Использование сантиметровых электромагнитных волн в демонстрационном эксперименте по оптике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971.-15 с.
  95. Н.Я. Педагогические основы создания демонстрационного эксперимента при изучении колебательных и волновых процессов: Автореф. Дис. док. пед наук. М., 1992. 37 с.
  96. Н.Я. Новый эксперимент для ознакомления учащихся с поляризацией волн и двойным лучепреломлением. Проблемы учебного физического эксперимента. Глазов: ГГПИ, 1995. — С. 72−75.
  97. Н.Я. Система комплексного эксперимента для формирования понятия о поляризации света // Теория и практика обучения физике. -Астрахань: АГПИ, 1996. С. 44−45.
  98. Н.Я., Постульгин A.B., Хвостова Н. В. Новые приборы для экспериментального исследования различного характера поляризации электромагнитных волн // Проблемы учебного эксперимента, вып. 2. -Глазов: ГГПИ, 1996. С. 62−64.
  99. Н.Я., Постульгин A.B. Исследование двойного лучепреломления в сантиметровом диапазоне длин волн // Проблемы физики и технологии ее преподавания. Вып. 2. Липецк: ЛГПИ. 1997. — С. 38−43.
  100. Н.Я., Постульгин A.B. // Физическое образование в вузах. -с1997, т. 3, № 2. С. 103−110.
  101. Н.Я., Постульгин A.B. Экспериментальное исследование анизотропии электрических и оптических свойств слоистой диэлектрической структуры в диапазоне сантиметровых радиоволн // Вестник
  102. Тамбовского университета: естественные и технические науки, т. 2, вып.2, 1997. -С. 163−168.
  103. Н.Я., Постульгин A.B., Хвостова Н. В., Шальнев В. В., ДивакВ.Б. Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по оптике в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн. -Тамбов: ТГУ, 1999. 96 с.
  104. Н. Я. Совершенствование теории и методики обучения физики в системе непрерывного образования / Сборник трудов ТГУ. -Тамбов: изд-во. ТГУ им. Державина. 1998. С. 70.
  105. Молотков Н.Я.йсследование двойного лучепреломления в сантиметровом диапазоне радиоволн / Вестник Тамбовского университета: Серия -естественные и технические науки. 2003. — Т.8. — вып.2. — С.295−301.
  106. Н.Я., Постульгин A.B. Исследование свойств фазовых двоякопреломляющих пластинок / Вестник ТГУ. 1997. -Т.2, вып.2. — С. 120−123.
  107. Н.Я., Постульгин A.B. Исследование анизотропии отражения радиоволн / Вестник Тамбовского университета: Серия естественные и технические науки. — 2000. — Т.5, вып.1. — С. 102−108.
  108. Н.Я., Дивак В. Б., Шишин В. А. «Моделирование опытов Гюйгенса с двумя двоякопреломляющими кристаллами» / Проблемы физики и технологии ее преподавания. 1998. — Вып.З. — С.122−126.
  109. Ю8.Наумчик В. Н., Саржевский A.M. Наглядность в демонстрационном эксперименте по физике. Минск: из-во БГУ, 1983. — 96 с.
  110. Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика / Под ред. Соломенко Н. С. АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. -Л.: Наука, 1984.- 187с.
  111. И.Б. Гносеологическая характеристика кибернетических моделей // Вопросы философии. 1963. № 8. — 92 с.
  112. И.Б. Наглядность и модели в теории элементарных частиц // Философские проблемы физики элементарных частиц. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С.290−293.
  113. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 250 с.
  114. ПЗ.Оглоблин Г. В. Использование демонстраций по волновым процессам в преподавании физики: дис. канд. пед. наук. Москва, 1977. — 163 с.
  115. В.А. Демонстрация изменения фазы световой волны при прохождении фокуса оптической системы // Известия высших учебных заведений, сер. физика. 1986. -№ 7. — С. 99−100.
  116. В.А. Демонстрации и лабораторные эксперименты по анизотропии вещества и поляризационным эффектам в широком диапазоне электромагнитных волн: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. -J1., 1987. 17 с.
  117. В.А. Несколько демонстраций по волновой теории с акустическими и радиоволнами // Известия высших учебных заведений, сер. Физика. 1986.-С. 119−120.
  118. В. И. Возможна ли новая революция в образовании? // Высшее образование в России. 1996. — № 5. — С. 15−24.
  119. .Ш. Использование современных научных средств в физических демонстрациях. М.: Наука, 1971. — 208 с.
  120. .Ш. Волновые явления и демонстрации по курсу физики. -Томск: Из-во. Томского гос. университета, 1984. 280 с.
  121. .Ш., Ларин B.J1., Сотириади Г. Н., Соткин В. А., Михайличенко Ю. П. Несколько демонстраций с сантиметровыми радио и звуковыми волнами и телевидением // Известия высших учебных заведений, сер. физика. 1975. — № 2. — С. 148−150.
  122. .Ш., Ларин В. Л., Михайличенко Ю. П., Чемес В. М. Демонстрации по курсу физики // Известия высших учебных заведений. Сер. физика. 1978. — № К). — С. 148−150.
  123. .Ш., Ларин В. Л., Михайличенко Ю.ГТ. Демонстрации по курсу физики // Известия высших учебных заведений. Сер. физика. 1981. -№ 11.-С. 108−109.
  124. .Ш., Бурлаков В. Д. Несколько демонстраций с субзонами Френеля: Демонстрация Френелевой дифракции на полукруге, квадранте и т. д. // Известия высших учебных заведений. Сер. физика. 1972. — № 10. -С. 143−144.
  125. .Ш., Михайличенко Ю. П. Демонстрация конической рефракции // Известия высших учебных заведений. Сер. физика. 1979. -№ 888.-С. 103−105.
  126. .Ш., Ларин В. Л., Михайличенко Ю. П., Островский В. А. Демонстрация непосредственного раздвоения лучей при лучепреломлении в деформированном стекле // Известия высших учебных заведений, сер. физика.- 1984,-№ 1.-С. 120−121.
  127. .Ш., Островский В. А. Демонстрация естественной и наведенной оптической активности и эффекту Поккельса // Известия высших учебных заведений, сер. физика. 1986. — № 6. — С. 95−96.
  128. .Ш., Ларин В. Л., Колпаков Ю. П., Михайличенко Ю. П. Учебная установка для наблюдения явления Доплера с помощью лазеров // Успехи физических наук АН СССР. 1972. — Т.106, вып. 1 — С. 161−164.
  129. А.И. Моделирование как средство активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 17с.
  130. A.A., Дик Ю.И. Изучение поляризации света // Физика в школе. -1978. -№ 1. -С. 32−40.
  131. A.A., Румянцев И. М. Успехи развития современного приборостроения и школьного физического эксперимента // Физика в школе. 1977. — № 4. — С. 29−38.
  132. В.В. Модели в курсе физики средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1971. 24с.
  133. Практикум по школьному физическому эксперименту / A.A. Марголис, Н. Е. Парфенова, И. И. Соколов. М.: Просвещение, 1968. — 390 с.
  134. И.Г. Теоретические основы формирования научных понятий у учащихся: Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского ГПУ, 1997. -103с.
  135. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272с.
  136. В.К. Моделирование как метод формирования физических понятий и представлений у школьников с глубокими нарушениями функции зрительного анализатора: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JI., 1979.-17с.
  137. СЛ. ук. соч. 288с.
  138. Ю.А. Теория и методика обучения физике: Курс лекций. Ч. 1. -Киров: Изд-во Вятского ГПУ, 1998. 48с.
  139. Л.И. Методы подобия и размерности в механике. М. 1957. -237 с.
  140. В.Г. Использование лазера для лекционных демонстраций в курсе физики // Сборник научно-методических статей по физике, вып. 3. -М.: Высшая школа, 1973. С. 76−82.
  141. Н. П. Любичанковский В.А. Методологические вопросы в курсе физики в средней школы. -М.: Просвещение, 1979. 87с.
  142. A.B. Проблемма возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. -294 с.
  143. A.B. Наглядный образ в структуе познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.
  144. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. A.M. Прохоров. 2-ое изд. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  145. О. и Эрдли X. Электронная модель-аналог экономической системы // Сб. «Процессы регулирования в моделях экономических систем». ИЛ, М., 1961.-260 с.
  146. Ю.П., Жолткевич Н. Г. Компьютерный учебно-методический комплекс / Проблемы учебного физического эксперимента Глазов: ГГПИ, 1999. — Вып. 7. — С. 91.
  147. В.В., Шаронова Н. В. Лазер на уроках физики в 10 классе // Физика в школе. 1975. — № 1. — С. 50−54.
  148. Л.П. Физический практикум по электромагнитным волнам: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1967. 18 с.
  149. Л.П. Измерение поля за отражающей границей при полном внутреннем отражении на волнах длиною 3,2 см // Известия высших учебных заведений, сер. физика. 1962. -№ 5. — С.175−176.
  150. .А. Алгоритмы и машинное решение задач. М.: Физматиздат, 1960. — 212 с.
  151. A.B. Демонстрации по геометрической оптике с использованием лазера//Физика в школе. 1982. -№ 1.-С. 51−54.
  152. А. Может ли машина мыслить? М.: Физматиздат, 1960. — 256с.
  153. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-311 с.
  154. H.A. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина. -Предисловие к кн.: К.Штерне. Эволюция мира, т.1. 1911.
  155. H.A. Соч. М., 1916. — т.З. — 226 с.
  156. Э.А. Роль моделирования в формировании обобщенных способов действий и развитии теоретического технического мышления // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: Тез. доклад. Всесоюзной конф. М.: АПН СССР, 1978. — с.77.
  157. Э.А. Роль моделирования в обучении обобщенным способам деятельности при решении технических задач// Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982.-с. 86−95.
  158. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -559с. •
  159. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840с.
  160. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224с.
  161. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80с.
  162. JI.M. Моделирование в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. — с.73−86.
  163. И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем // Вопросы философии. 1961. № 2. — 41с.
  164. В.В., Гельман О. Я. Моделирование в науке и технике. М., 1966.-198с.
  165. A.A. Педагогические основы совершенствования преподавания физики в высших учебных заведениях // автореферат, докт. дис. М.1995. -24с.
  166. A.A. О результатах анализа вступительных экзаменов. Информационный бюллетень по обмену передовым опытом учебно-воспитательной и методической работы в военных вузах ПВО. М., 1986. Вып. № 6 — С.53−54.
  167. Чжао Юань-жень. Модели в лингвистике и модели вообще. -«Математическая логика и ее применения». М.: 1965. — 291с.
  168. Н.М. Использование технических средств в преподавании физики. М.: Просвещение, 1964. — 167 с.
  169. Н.М. Демонстрационные опыты по разделу «колебания и волны». М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  170. Н.М. Основные демонстрации при изучении электромагнитного поля. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. — 184 с.
  171. Н.М., Каменецкий С. К. Демонстрационные опыты по электродинамике. М.: Просвещение, 1973. — 352 с.
  172. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. — 320с.
  173. Д.Ш. Мысленный эксперимент в преподавании физики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 95с.
  174. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. — 295 с.
  175. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа. 1978.-272 с.
  176. Л.С. Моделирование. М., 1952. — 356 с.
  177. У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ, 1959. — 404с.
  178. В.Н. Функции учебного эксперимента в формировании у учащихся старших классов знаний об основных физических теориях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. 193с.
  179. И.С. Возрастные особенности образного мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. — 278с.
  180. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 2000.- 175с.
  181. Andrews C.L. Demonstration Microwave Interferometeres. Amer. J. Phys. -1965. № 11.-33p.
  182. Apostel L. Towards the Formal Study of Models in the Non-Formal Sciense // Synthese, 1960, vol. 12, № 2−3.
  183. Bates Harry E. Using the Doppler effect in the microwave region to study motion on a linear air tracr. Amer. J. Phys., 1977, 45, № 8. — S.711−715.
  184. Baumler Р., Wagner R. Einfache Peflexi onsmessungen mit Mikrowellen. -Prax., Naturwiss., 1964, A-13, № 11, Physik. S. 292−296.
  185. Bense M. Begriff der Naturphilosophie. Stuttgart, 1953,
  186. Black M. Models and metaphors. Itaca, 1962. 221 p.
  187. Bull Wolfgang. Glimmlampen-Empfanger fur 3-cm Wellen, Praxis. Phys., Chem., Photogr., 1957, 6. № 1. S.295−296.
  188. Cole Richard W. Demonstrating Doppler radar. Phys. Teachtr., 1972. 10, № 7. — 399p.
  189. Frolov I.T. Besonderheit des Organismus als «System» im Zusammenhang mit der Modellbildung. In: Arzt u. Philosophie. Berlin, 1961. S. 160−161.
  190. Gronemeier K.H., Steidl H. Doppelbrechendes Prisma und АУ4 Platte fur cm-Wellen. — Prax. Naturwiss., 1983, 32, № 4. — S. 105−108.
  191. Hesse M. Models and Analogies in Science. London, 1963.
  192. Horbelt K. Ein doppel brechendes Prisma fur cm.-Wellen, Prex. Naturwiss., 1965, A-14,№ 11.- S.309.
  193. Karpov U.A. Uber die Diffraktion Hertzecher Wellen in einem Raumgitter. -Annalen der Physik, 1922, 69. S. 112−124.
  194. Manchester. Simple Doppler-Shift Apparatus. Using Microwave. Amer. J. Phys., 1965, 33, № 6.-S. 491−500.
  195. Marshac R. Pions. Scientific American, 1957, vol. 196, № 1
  196. O’Neill F.R., Hanna P.B. Comment on the Doppler effect. Phys. Educ., 1972, 7. № 7. — S. 425−426.198.0stwald F. Reugung von Mikrowellen am einer Zonenplat. Prax, Naturwiss., 1961, A-10, № 10, Physik. S. 248−252.
  197. Rhein W.J. Demonstration of Penetration of Potehzial Barriers. Amer. J. Phys., 1963, 31, № 10. — S. 808−809.
  198. Rosenblueth A., Wiener N. The Role of Models in Science. // Philosophy in Science, 1945, vol. 12, № 4. S.403−407.
  199. Siegel Heinrich. Hohlleiter fur 3-cm-Wellen. Praxis. Phys., Chem., Photogr., 1957, 6, № 11. — S. 634−640.
  200. Stachowiak H. Gedanken zu einer allgemeinen Theorie der Modelle. -«Studium Generale», 1965, H7. S. 438.
  201. Thomas B. Brom. Microwave Zone Plates. Amer. J. Phys., 1962, 30., № 2. -S. 50−60.
  202. Turman Bobby. Optical demonstrations With a scanning photodiode array. -Phys. Teach., 1980, 18, № 6. S. 420−425.
  203. Wustneck K.D. Zur Philosophischen Verallgemeinerung und Bestimmung des Modellbegriffs. Deutsche Zeitschrift f. Philosophie, 1963, № 12. S.1514.
  204. Yerion Stephen C. Micromave polarisation. Phys. Teach., 1981, 19, № 6. -S.396−401.
Заполнить форму текущей работой