Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях педколледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диагностика и интерпретация результатов исследования позволили сформулировать условия педагогического процесса подготовки студентов к формированию культуры здоровья детей младшего школьного возраста, в качестве которых мы выделили: формирование здоровьесберегающего образовательного пространства педагогического колледжа с углублением его воспитательной функцииорганизация учебной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы процесса подготовки будущего учителя начальных классов к формированию культуры здоровья младшего школьника
    • 1. 1. Сущность понятия культура здоровья младшего школьника
    • 1. 2. Готовность будущего учителя начальных классов к формированию культуры здоровья младшего школьника как педагогическая проблема
    • 1. 3. Критерии и уровни готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Процесс подготовки студентов педколледжа к формированию культуры здоровья младшего школьника
    • 2. 1. Обоснование модели подготовки будущего учителя к форф мированию культуры здоровья младшего школьника
    • 2. 2. Система работы по подготовке студентов к формированию культуры здоровья младшего школьника
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях педколледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время во всех сферах социальной и духовной жизни Российского общества происходят глобальные преобразования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно предпринимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, конструктивными специалистами [109, с. 4].

Однако в современной социокультурной обстановке отмечается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Так, по данным различных исследований (М.В. Антропова, 1998; Э. Н. Вайнер, 2002; И. Ю. Глинянова, 1995; М. В. Мирочник, 2000; Е. А. Шульгин и др.), за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы 11−12% детей. Около 60% детей, начинающих школьное обучение, имеют функциональные нарушения, у 21,4% - отставание биологического возраста, а 45% детей психологически и физически не готовы к обучению и усвоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья первоклассников самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам. В российской образовательной системе сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения провоцирует снижение показателей здоровья, развитие хронических заболеваний, депрессии учащихся и учителей (Э.М. Казин, 2002, С. И. Петухов, 2002, Н.П. По-вещенко, 1996, А. И. Федоров, 2002). Весьма часто условия обучения, образовательные программы не соответствуют физиолого-гигиеническим нормативам и не учитывают индивидуальные особенности развития ребенка.

Таким образом, забота о здоровье детей в процессе обучения представляется актуальной педагогической задачей. Сущность педагогического аспекта обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Решать эту сложнейшую задачу сможет только специально подготовленный учитель-профессионал.

Здравотворческая компетентность учителя наряду с профессиональными знаниями составляет основу педагогического мастерства (Т.В. Кобзева, 1999). Это обусловливает необходимость подготовки учителя, для которого принципы здорового образа жизни (ЗОЖ) должны стать собственными жизненными принципами (В.В. Колбанов, Г. К. Зайцев, 1994) и принципами профессиональной деятельности (Л.И. Алешина, 1999). Особенно важно подготовить учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника, так как именно начальное здоровьесберегающее образование закладывает фундамент здоровья в жизни человека.

Реализовать эту задачу возможно лишь при осознании и признании ее важности в системе профессиональной подготовки учителя. Вместе с тем, проблема подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности, формированию культуры здоровья воспитанников до сих пор не нашла должного решения в практике подготовки будущего учителя в педагогических колледжах.

В Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (2002) по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» (повышенный уровень) вопросы сбережения здоровья учащихся начальных классов отнесены к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента. Однако анализ учебного плана и Рабочих программ изучаемых дисциплин показал, что они практически не предусматривают задачи обучения студентов педагогического колледжа здоровой жизнедеятельности во всем многообразии ее проявленийне обеспечивают формирование готовности будущего учителя к воспитанию устойчивой мотивации к здоровью у учащихся начальной школы, формированию у них культуры здоровья.

Как правило, в качестве основного средства формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), рассматриваются занятия физической культурой. Как отмечают Л. И. Алешина, 1999; И. Ю. Глинянова, 1995; Л. Г. Татарникова, 1999 и др., будущие учителя не имеют полного представления о сущности понятия «здоровье», «ЗОЖ», «культура здоровья». Многие студенты не считают, что сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения является одной из приоритетных задач учителя. Поэтому повышение своей компетентности по вопросам сбережения здоровья будущих воспитанников в процессе учебной деятельности не рассматривают как условие своего профессионального становления.

Данное состояние практики обусловлено тем, что означенная проблема не достаточно разработана в теории. В выполненных ранее исследованиях разработаны различные стороны процесса подготовки будущих учителей в педвузах (Е.Б. Гармаш, 1990; О. С. Гребенюк, В. И. Данильчук, 1987; B.C. Ильин, 1984; A.M. Саранов, 2000; Н. К. Сергеев, 1997, 2001; В. В. Сериков, 1996, 2002, 2000; Е. А. Крюкова, 1999; Л. Г. Татарникова, 1995, 1999 и др.). Различные аспекты подготовки учителя начальных классов нашли отражение в работах Н. И. Виноградовой, 1991; В. В. Зайцева, 1998, 2001; Н. Б. Захаревич, 1998; Т.П. Лакоцени-ной, 1997; М. В. Николаевой, 1995 и др.). Поскольку мы исследуем проблему подготовки учителя в условиях педколледжа, следует отметить, что значительное количество работ (Л.Н. Борисова, 1999; Т. Г. Галактионова, 1997; А. А. Греков, 1994; Г. В. Звездунова, 1998; И. Ф. Исаев, 1997; М. Г. Колесникова, 1997; Т. Н. Крыгина, 1999; Л. Л. Редько, 1996 и др.) посвящено изучению педколледжа как инновационного образовательного учреждения, обеспечивающего качественную профессиональную подготовку учителя начального звена.

В научной литературе существует несколько подходов к пониманию культуры здоровья: научные школы Петербурга (Т.А. Берсеньева, Г. К. Зайцев, М. Ю. Кириллова, В. В. Колбанов, Л.Г. Татарникова), Липецка (Э.Н. Вайнер, Т. Я. Магун, М.М. Панченко), Ростова н/Д (Л.Б. Дыхан, A.M. Митяева), Волгограда (И.Ю. Глинянова, С. Ю. Лебедченко, М. Г. Маринина под руководством профессора Е.А. Шульгина).

Накоплены научные данные о сущности культуры здоровья (Т.А. Берсеньева, 1998; С. В. Васильев, 1999; Г. К. Зайцев, 1997, 2002; В. В. Колбанов,.

1998; Л. Г. Татарникова, 1999), ее содержании и структуре (Э.Н. Вайнер, 2001; И. Ю. Глинянова, 1995; С. Ю. Лебедченко, 2000; A.M. Митяева, 1999), принципах формирования культуры здоровья педагога (Г.К. Зайцев, Л. И. Уткина, 1997).

В диссертационных исследованиях И. Ю. Глиняновой (1995) охарактеризованы составляющие компоненты, уровни и этапы формирования готовности будущих учителей к здоровьесберегающей работе со школьниками.

В исследовании С. Ю. Лебедченко (2000) решаются проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки, определяются сущностные проявления и содержание культуры здоровья педагога, совокупность средств формирования данного феномена у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки.

Проблему формирования культуры здоровья младших школьников изучает М. Г. Маринина (1999). Разработке системы валеологического сопровождения учебного процесса как средства формирования готовности младших школьников к обучению в основной школе посвящены исследования М. Ю. Кирилловой (2000).

Вместе с тем, анализ научных исследований, посвященных подготовке педагога начального звена в условиях педколледжа, позволяет сделать вывод, что вопросы подготовки студентов к формированию культуры здоровья младшего школьника не выделялись в качестве самостоятельной проблемы исследования.

Принимая во внимание потребности практики, состояние научного знания по проблеме подготовки студентов педколледжа к формированию культуры здоровья младших школьников, социальный заказ, проблема нашего исследования была определена следующим образом: разрешение противоречия между потребностями будущего учителя в формировании культуры здоровья школьников и его недостаточной теоретической и практической подготовкой в данном направлении.

Актуальность означенной проблемы, а так же то обстоятельство, что она не выделялась в качестве предмета самостоятельного исследования, определило выбор темы исследования: «Подготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях педколледжа».

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже.

Предмет исследования — процесс подготовки будущего учителя начальных классов к формированию культуры здоровья младших школьников в условиях педагогического колледжа.

Цель исследования — разработать научное обоснование процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младших школьников будет проходить эффективнее, чем в массовом опыте, если:

1) культура здоровья младшего школьника будет рассматриваться всеми субъектами образовательного процесса как личностное качество, сформированное на основе знаний, умений, ценностных ориентиров на здоровье и характеризующееся здоровьесберегающим поведением;

2) готовность будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника будет пониматься как поликомпонентное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в решении здоровьесберегающих задач начального образования с учетом конкретных условий и собственного личностного опыта, включающее в себя мотивационно-личностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты;

3) процесс подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника будет представлять собой последовательность трех этапов (побудительного, познавательного и деятельностного), направленных на развитие компонентов готовности к формированию культуры здоровья школьниковв качестве ведущих средств будут использованы: содержание дисциплин.

Биология с основами экологии", «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», курса по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве» и система педагогических ситуаций, направленных на развитие готовности студентов педколледжа;

4) в процессе подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника будет осуществляться формирование здоровьес-берегающего образовательного пространства педколледжаорганизация образовательного процесса на принципах природосообразности, культуросообраз-ности, интеграции знаний с точки зрения здоровьесберегающей личностно ориентированной педагогикиактуализация вопросов формирования культуры здоровья личности в содержании изучаемых дисциплин.

Цель исследования и данные предположения обусловили выдвижение следующих задач исследования:

1) выявить сущностные характеристики понятия «культура здоровья младшего школьника»;

2) определить содержание и структуру готовности учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника, разработать критерии и уровни исследуемой готовности;

3) разработать модель поэтапного процесса подготовки студентов к формированию культуры здоровья младших школьников в условиях педколледжа;

4) обосновать педагогические условия эффективной подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младших школьников.

Теоретико — методологической базой исследования являются идеи гуманизации образования (Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.А.Сластенин), теоретические положения концепции педагогической культуры учителя (Е.В. Бондаревская, М. Я. Виленский, О. С. Газман, И. Я. Лернер, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — теория личностно развивающего целостного педагогического процесса (В.В. Зайцев, B.C. Ильин, В. В. Краевский, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев, В.В. Сериков) — концепция формирования ЗОЖ (Л.И. Алешина,.

Н.М. Амосов, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко и др.) — идеи формирования культуры здоровья (Э.Н.Вайнер, И. Ю. Глинянова, В. В. Колбанов, М. Ю. Кириллова, С. Ю. Лебедченко, М. Г. Маринина, Л.Г. Татарни-кова, Е.А. Шульгин).

Методы исследования:

— теоретические: анализ философской, педагогической, психолого-педагогической, психофизиологической, валеологической литературы по исследуемой проблемесинтез существующих знаний о подготовке учителя к профессиональной деятельностимоделирование.

— эмпирические: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ результатов деятельностипедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).

Базой исследования являлось Государственное образовательное учреждение Михайловский педагогический колледж Волгоградской области.

Исследование осуществлялось поэтапно, с 1999 по 2004 годы.

Первый этап (1999 — 2000 гг.) — теоретический анализ проблемы. Данный этап включал изучение научно-педагогической, философской, валеологической, физиолого-гигиенической, психологической литературы по проблеме исследования. Формулировались цель, задачи и гипотеза исследования, отбирались диагностические методики для оценки готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника.

Второй этап (2000 — 2001 гг.) — разработка научных основ процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях педагогического колледжа. На данном этапе создавалась модель педагогического процесса подготовки учителя начальных классов к означенному виду деятельности, апробировались методики исследования в ходе реализации эксперимента на базе Михайловского педагогического колледжа, по специальности «Преподавание в начальных классах».

Третий этап (2001 — 2004 гг.) — проведение экспериментальной работы и оформление материалов диссертационного исследования. В ходе формирующего эксперимента, осуществлялся количественный и качественный анализ результатов диагностического мониторинга, систематизировались, обобщались результаты, формулировались выводы, уточнялась теоретическая модель процесса подготовки будущего учителя начальных классов.

Новизна результатов исследования состоит в том, что в нем с позиции системно-целостного подхода определена сущность категории «культура здоровья младшего школьника" — раскрыто понятие «готовность будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника», выделены ее функции и структура, критерии и уровни развития. Разработана и обоснована педагогическая модель процесса поэтапного развития готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в ходе профессиональной подготовки студентов в условиях инновационного образовательного учреждения — педколледжа.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит вклад в решение проблемы сохранения здоровья детей в образовательном процессе педагогическими средствами. Теоретически обоснована модель подготовки будущего учителя в условиях колледжа, ориентированная на ценностное отношение к здоровью учащегося, на формирование у него культурного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, выявлены педагогические условия ее реализации. Полученные результаты могут служить теоретической основой для решения научных проблем, связанных с профессиональной подготовкой будущих учителей в условиях педколледжа.

Практическая значимость результатов исследования заключается в адаптации к условиям педколледжа комплекса диагностических методик для оценки развития готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья школьниковразработке программы и учебного пособия к курсу по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве», которые могут быть использованы в учреждениях среднего профессионального образования (педколледжи и педагогические училища) — разработке системы личностно ориентированных здоровьесберегающих педагогических средств формирования готовности студента педколледжа к воспитанию культуры здоровья младшего школьника.

Положения, выносимые на защиту:

1.Культура здоровья младшего школьника — это личностное качество, сформированное на основе знаний, умений, ценностных ориентиров на здоровье и характеризующееся здоровьесберегающим поведением. Она представляет собой взаимосвязь и взаимозависимость мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов.

2. Готовность будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника с позиции личностно ориентированной парадигмы — это поликомпонентное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в решении здоровьесберегающих задач начального образования школьников с учетом конкретных условий и собственного личностного опыта. Такая готовность обеспечивается единством мотивационно-личностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов.

3. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию культуры здоровья младших школьников представляет собой специально организованный педагогический процесс, проходящий в своем развитии три этапа, каждый из которых характеризуется системой педагогических средств:

1) побудительный, направленный на формирование преимущественно мотивационного компонента готовности. Система педагогических средств включает: содержание дисциплины «Биология с основами экологии» с актуализацией здоровьесберегающего аспектанасыщение занятий эмоциональным содержанием, диалог, задачный подход, ситуации успеха.

1) познавательный, направленный на формирование когнитивного компонента готовности будущего учителя. Средствами выступают содержание дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», курса по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве" — ценностно-познавательные и практико-имитационные ситуации, ситуации саморегуляции, диалог.

3) деятелъностяый, обеспечивающий становление деятельностного и рефлексивного компонентов готовности студента к формированию культуры здоровья учащихся. Формирующими средствами выступали содержание дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», курса по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве" — ценностно-познавательные и практико-имитационные ситуации, ситуации рефлексии.

4. Ведущими условиями педагогического процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника являются: формирование здоровьесберегающего образовательного пространства педколледжаорганизация образовательного процесса на принципах природосообраз-ности, культуросообразности, интеграции знаний с точки зрения здоровьесбе-регающей личностно ориентированной педагогикиактуализация вопросов формирования культуры здоровья личности в содержании изучаемых дисциплин.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена четкостью исходных методологических позиций, целостным подходом к решению проблемы, логикой исследования, разнообразием комплекса диагностических методик, адекватного цели, задачам и логике исследования, достаточным объемом выборки, устойчивой повторяемостью результатов.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась на международной, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (Волгоград, Михайловка- 1998 — 2003 гг.), на Всероссийском совещании зам. директоров ссузов «Воспитательная деятельность по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства» (Москва- 2002 г.), на районной конференции учителей «Здоровьесберегающие технологии» (Михайловка- 2003 г.), на городских августовских педагогических чтениях «Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в системе образования города» (Михайловка- 2003 г.), на аспирантских семинарах кафедры педагогики ВГПУ. Основные результаты исследования изложены в 8 публикациях автора.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе:

• профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов в Михайловском педагогическом колледже (специальность 0312 «Преподавание в начальных классах») и Михайловском филиале ВГПУ (ПиМНО, 1 курсы), в работе учителей начальных классов базовых школ № 2 и № 7 Михайловского учебно — научно — педагогического комплекса (2000 — 2003 гг.);

• разработки учебного пособия «Культура здоровья в образовательном пространстве», его использования в опытной работе в Михайловском педагогическом колледже Волгоградской области (2000 — 2003 гг.);

• разработки коллективной программы «Воспитательная деятельность по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства педкол-леджа», занявшей первое место в областном конкурсе программ среди ссузов в г. Волгограде и ставшей дипломантом Всероссийского конкурса в г. Москва (2002 г.).

Структура и объем диссертации

Работа, общим объемом 150 е., состоит из введения (13 е.), двух глав (67 с. и 66 е.), заключения (4 е.), списка использованной литературы (240 источников), 3 приложений. В тексте диссертации содержится 6 таблиц, 1 диаграмма, 1 схема.

Выводы по второй главе исследования.

В итоге реализации педагогической модели в опытно — экспериментальной работе, заключавшей в себе специально организованную педагогическую деятельность по развитию готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника можно сделать следующие выводы.

1. Процесс подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника целесообразно начинать с первых этапов профессионального образования в педагогическом колледже, совпадающих по времени с периодом возрастной сензитивности профессионального самоопределения и организовать как последовательность трех этапов.

На первом, побудительном этапе, формировалось ценностное отношение к здоровью, культуре здоровья, положительное отношение и интерес к проблемам сбережения здоровья и возможностям формирования культуры здоровья в процессе школьного обучения и воспитания, развивалась потребность в самообразовании и самосовершенствования в плане здоровьесберегающего образования. В качестве ведущих средств использовались следующие: содержание дисциплины учебного плана «Биология с основами экологии» с привнесением личностного аспекта при изучении целостных биологических явленийиспользование методов личностно ориентированной технологиинасыщение занятий эмоциональным содержаниеморганизация образовательного процесса на принципах природосообразности, интеграции знаний на основе системно-целостного подхода.

Целью познавательного этапа являлось постижение студентами педколледжа сущности и структуры категории «культура здоровья», специфики здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов, средств и методов формирования культуры здоровья младших школьников. Основными средствами достижения поставленной цели являлись: ценностно-познавательные ситуации в процессе изучения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», включение в содержание подготовки теоретической части разработанного курса по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве», практико-имитационные ситуации, основанные на интенсивной самостоятельной творческой деятельности студентовситуации саморегуляции и саморазвития с позиции культуры здоровьядиалогическое общение преподавателя и студентов.

Деятельностный этап эксперимента обеспечивал выполнение его целистановление готовности к формированию культуры здоровья младшего школьника как целостного личностного образования будущего учителя. В систему средств реализации поставленной цели включались: содержание дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», но на более высоком уровне самостоятельности истолкования теоретического материала по культуре здоровьяпрактико-имитационные ситуации, включающие студентов в выполнение творческих разработок, проектов по воспитанию культуры здоровья школьников на основе практической части курса по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве».

2. В качестве основных средств формирования готовности будущего учителя начальных классов к здоровьесберегающей деятельности выбраны средства личностно ориентированного подхода, как наиболее адекватные современному состоянию системы образования: содержание образования, процессуальная сторона образования, система педагогических ситуаций.

3. Диагностика и интерпретация результатов исследования позволили сформулировать условия педагогического процесса подготовки студентов к формированию культуры здоровья детей младшего школьного возраста, в качестве которых мы выделили: формирование здоровьесберегающего образовательного пространства педагогического колледжа с углублением его воспитательной функцииорганизация учебной деятельности студентов на гуманистических здоровьесберегающих принципахразвитие мотивационной сферы личности студентов путем формирования ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью и здоровью окружающихвзаимосвязь изучения студентами категории «культура здоровья» и их учебной, личностной и пропедевтической деятельности здравотворческого характерасоздание и поддержание оптимального функционального состояния субъектов образовательного процесса, характеризующегося их готовностью к развитию своего творческого потенциалаадекватная диагностическая база.

Заключение

.

В ходе исследования процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника решались основные задачи и получены определенные результаты.

Первая задача исследования требовала анализа сущности и структуры категории «культура здоровья младшего школьника». Культура здоровья младшего школьника — это личностное качество, сформированное на основе знаний, умений, системы ценностных ориентиров и характеризующееся здоровьесбере-гающим поведением. Как целостное личностное образование в структуре личности культура здоровья выполняет следующие функции: аксиологическую, связанную с ориентировкой в своем внутреннем мире, гносеологическую, связанную с самопознанием, регулятивную, связанную с саморегуляцией и самосовершенствованием, адаптивную, связанную с самосовершенствованием и самооценкой. Структура культуры здоровья как целостной системы включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельно-стный, рефлексивный.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для воспитания привычки культурного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в связи с этим серьезную актуальность приобретает вторая задача нашего исследования, связанная с определением понятия «готовность будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника».

Исходя из социальной специфики данной категории, мы определили понятие «готовность к педагогической деятельности» как базовое. «Готовность будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника» мы определяем с точки зрения личностно ориентированной парадигмы как поликомпонентное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в решении здоровьесберегающих задач начального образования с учетом конкретных условий и собственного личностного опыта. Основные функции рассматриваемой готовности: побудителъно-стимулирующая, направленная на формирование осознанного интереса студентов к здоровьесберегающему обучению будущих воспитанниковгносеологическая, направленная на познание здоровьесберегающего процесса как объекта проектированияпроектировочная, проявляющаяся в операционном обеспечении личностно ориентированного здоровьесберегающего учебно-воспитательного процессаадаптирующая, предполагающая создание условий успешной работы по подготовке к формированию культуры здоровья школьников.

Структура готовности студента представляет собой целостную взаимосвязь четырех компонентов: мотивационно — личностного, обеспечивающего потребность в освоении знаний и способов действия по формированию культуры здоровья и приобретению готовности к здоровьесберегающей работе со школьникамикогнитивного, включающего систему психолого-педагогических, предметных и специальных знаний, общеметодических и специальных методических знаний, необходимых для формируемой готовностидеятелъностного, определяющего умения и навыки педагога-профессионала, способного формировать культуру здоровья школьниковрефлексивного, дающего возможность оценивать степень овладения здравотворческими знаниями, умениями и навыками, эффективность их использования.

Функционирование готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника может протекать на разных уровнях, что и было зафиксировано результатами наших эмпирических исследований на базе МПК. В связи с этим были выявлены уровни готовности будущего учителя начальных классов к означенному качеству как последовательная взаимосвязь низкого, среднего, .продвинутого и высокого.

Согласно теории целостного подхода процесс подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья детей младшего школьного возраста в условиях педколледжа рассматривался как следование его определенных состояний и включал три основных этапа: побудительный, направленный на формирование мотивационно — ценностного компонента культуры здоровья и мотивационно — личностного компонента готовности будущего учителяпознавательный, направленный на развитие когнитивных и деятельностных компонентов культуры здоровья и готовности студентовдеятелъностный, направленный на формирование деятельностных и рефлексивных компонентов культуры здоровья и готовности. Но, следует отметить, что формирование мотива-ционно — личностного и рефлексивного компонентов происходило на всех этапах подготовки.

В ходе опытно — экспериментальной работы на каждом этапе были определены цель, задачи, средства формирования готовности будущего учителя. Педагогическая система средств формирования готовности будущего учителя к означенному виду деятельности включала в себя такие, как:

• организация усвоения знаний и освоения здоровьесберегающих умений формировать культуру здоровья личности через содержание дисциплины общеобразовательной подготовки «Биология с основами экологии», дисциплины профессиональной подготовки «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», а также разработанного и внедренного в практику подготовки будущего учителя курса по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве»;

• практико-имитационные ситуации, стимулирующие реализацию здоровьесберегающих знаний и умений в условиях, моделирующих будущую педагогическую деятельность;

• педагогические ситуации самопознания и саморегуляции, свободного выбора, креативности, успеха, рефлексии и самооценки.

Указанные средства конкретизировались в соответствии с целью и задачами каждого этапа педагогического процесса подготовки будущего учителя к построению учебно-воспитательного процесса в начальной школе на здоровьесберегающих основах.

В нашем исследовании показано, что процесс формирования готовности студентов педколледжа к означенному виду деятельности в системе профессиональной подготовки детерминирован следующими условиями:

• формирование здоровьесберегающего образовательного пространства педагогического колледжа с углублением его воспитательной функции;

• организация учебной деятельности студентов на гуманистических здоровьесберегающих принципах, на основе связи различных методологических подходов;

• развитие мотивационной сферы личности студентов путем формирования ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью и здоровью окружающих;

• взаимосвязь изучения студентами категории «культура здоровья» и их учебной, личностной и пропедевтической деятельности здравотворческого характера, определение содержания и сложности учебных заданий с учетом объективного жизненного и педагогического опыта студентов;

• создание и поддержание оптимального функционального состояния субъектов образовательного процесса, характеризующегося их готовностью к развитию своего творческого потенциала.

Таким образом, развитие готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника имеет место тогда, когда она является целью образовательного процесса и когда программно — методическое обеспечение ориентировано на эту цель.

Однако проведенное исследование не претендует на всестороннее разрешение проблемы подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника, так как осуществленная в его рамках теоретическая и экспериментальная работа не исчерпывает всего круга проблем. Требуется продолжение исследований в направлении уточнения условий и средств подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья школьников в системе непрерывного педагогического образованияв более детальных исследованиях здоровьесберегающих образовательных технологийв исследовании и создании научно обоснованной системы самостоятельного формирования культуры здоровья педагогов и многих других проблем здоровьесбережения субъектов образовательного пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  2. Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999. — 206 с.
  3. Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: Дис.. канд. пед. наук. —Волгоград, 1998. 213 с.
  4. Г. В. Формирование у студентов педвуза готовности к профес-синальному общению с родителями: Дис.. канд. пед. наук. Астрахань, 1996.- 178 с.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1987. 63 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-379 с.
  7. П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // СПО. — 2001. — № 6. — С. 30 — 34.
  8. М., Бородкина Г., Кузнецова Л. Инновация, учебная нагрузка и здоровье детей // Нар. образование. — 1998. — № 9. — С. 171 — 174.
  9. М.В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека.— 1983. —Т. 9. —№ 1. —С. 18−24.
  10. Г. Л. Влеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 6. — С. 2 7.
  11. В.В., Монахов В. М. и др. Оптимизация учебного процесса. -М.— Михайловка, 1997. — 278 с.
  12. В.В., Саранов A.M., Сергеев Н. К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной образовательной системы. Методологический аспект: Монография.-Волгоград: Перемена, 2001.-174 с.
  13. И.А. Принцип доминанты в системе обучения // Педагогика. — 1991. —№ 9. —С. 62−66.
  14. Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 389 с.
  15. В.Ф. Три битых кита // Нар. образование. — 1998. — № 2. -С. 7 11.
  16. М.Я. Общие основы педологии. М.- Л., 1931. — 802 с.
  17. М.М., В.Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений -М.: Академия, 2002. 416 с.
  18. М.М., Ефимова С. П. Как получить «пятерку» за здоровье. Тула: Арктоус, 1996. — 72 с.
  19. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия. — М., 2000.
  20. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11 — 17.
  21. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 37 — 43.
  22. JI.H. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук.-Курск, 1999. —190 с.
  23. Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1999. — 204 с.
  24. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
  25. И.И. Валеология наука о здоровье. — СПб.: Наука, 1993. — 208 с.
  26. Р.Н. Современный ученик // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2002. —№ 12. —С. 3−6.
  27. Буя Т. А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущего учителя начальной школы: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1997.-225 с.
  28. Вайнер Э. Н, Валеология: Учеб. для вузов. М.: Флинта- Наука, 2001. -416 с.
  29. Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся // Валеология. — 2002. — № 1. — С. 13−16.
  30. Э.Н., Магун Т. Я., Панченко М. М. Роль и содержание работы учителя в формировании и обеспечении здоровья школьников // Валеология. — 2002. — № 2. — С. 21 24.
  31. С.В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1999.
  32. О.С. и др. Оздоровление образовательного пространства // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии.— СПб., 1997.-С. 32 — 34.
  33. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 352 с.
  34. А.А. Курс окружающего мира в Образовательной программе «Школа 2100» // Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 9. — С. 22 -27.
  35. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Е. И. Горбачева и др.- Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999.- 192 с.
  36. Н.Г. Здоровье детей первых семи лет жизни и перспективы его улучшения: Автореф.. дис. д-ра. мед. наук. -М., 1986.
  37. М.Я., Мещерякова Е. В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Пед. образование и наука. 2002. — № 2. — С. 8−12.
  38. Н.И. Подготовка студентов младших курсов педагогического вуза к формированию познавательных интересов учащихся начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991.
  39. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик и др.- Под ред. М. В. Гамезо М.: Просвещение, 1984. -256 с.
  40. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. педвузов / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина,
  41. А.А. Хвостов. М.: Академия, 1999. — 624 с.
  42. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.
  43. А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: Дис.. канд. пед. наук.-Волгоград, 2002. 216 с.
  44. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  45. О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народ, образование. 1998. -№ 6.
  46. Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. -189 с.
  47. Г. А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике // Сов. педагогика. 1991. — № 12. — С. 78 — 82.
  48. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2. 1178—02//Рос. газ.-2002. —№ 234. С. 9 —11.
  49. А.А., Сахарчук Е. И. Сущность и технология подготовки магистерской диссертации по педагогике: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2001.-84 с.
  50. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 259 с.
  51. О.С., Гребенюк Т. Б. Введение в деятельность педагога— исследователя: Науч.-метод. пособие. Калининград: КО ИПК и ПРО, 1998.-55 с.
  52. А.А., Левчук Л. В. Концепция многоуровневой системы образования. Ростов н/Д.: РГПУ, 1994. — 64 с.
  53. Н.Ю. Формирование профессионально значимых ориентаций будущего учителя в условиях педколледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998.-23 с.
  54. П.С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманит. вузов.— 2—е изд. —М.: «Аспект Пресс», 1995. 228 с.
  55. В.Е., Чекалов А. Е. Здоровье как философская категория // Ва-леология. 1997. -№ 1. — С. 8 — 10.
  56. В.В. Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
  57. Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования: Дис.. канд. пед. наук. —Волгоград, 1995.
  58. В.И., Сериков В. В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе: Учеб. пособие. -М., 1987.
  59. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д., 2000. 440 с.
  60. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н. В. Кузьминой, А. Ц. Пуни, А. В. Тарасова. М.: Физкультура и спорт, 1981.-375 с.
  61. Е.Г. Культура здоровья в образовательном пространстве: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2003. — 100 с.
  62. А. Принцип природосообразности // Народ, образование-1998.-№ 4.-С. 161−163.
  63. С.Г. Ориентация студентов на здоровый образ жизни через осмысление жизненных целей и ценностей // Пед. образование и наука. 2002. — № 1.-С. 51—55.
  64. Т.В. Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися: Дис.. канд. пед. наук. — Калуга, 2003. 276 с.
  65. Дурай Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1986.-332 с.
  66. JI.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2000.261 с.
  67. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1978. —319 с.
  68. С.Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2003. — № 6 -С. 72−75.
  69. Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор творческой самостоятельности будущего специалиста: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
  70. А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Академия, 1999. 216 с.
  71. Ю.А., Жданов А. Ю. Валеология в контексте биополитики // Ва-леология. 1996. — № 2. — С. 6 — 8.
  72. А.Г., Зайцев Г. К. Валеология семьи: формирование родительской сферы // Валеология. 2002. — № 2. — С. 47 — 50.
  73. В.В. Методологические особенности построения педагогического исследования // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1998.-С. 203—208.
  74. В.В. Проектирование ситуаций развития личностной свободы младших школьников на уроке математики // Начальная школа: плюс -минус. -2001.-№ 2. -С. 15−19.
  75. В.В. Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования. Дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 1998.194 с.
  76. Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. — № 4. -С. 16 — 21.
  77. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. -СПб.: Изд. СПГУПМ., 1994. — 78 с.
  78. Закон Российской Федерации «Об образовании». 6-е изд. — М.: Изд. «Ось-89», 2003.-48 с.
  79. Т.А. Целеполагание в педагогической деятельности // Актуальные проблемы педагогики в подготовке преподавателя и повышении его квалификации. Иваново: ИвГУ, 1998. — С. 51 — 59.
  80. Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности (на материале начального обучения): Дис.. канд. пед. наук.1. СПб., 1998. —125 с.
  81. Г. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1998.183 с.
  82. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992. -111с.
  83. А .Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вест. АМН СССР. 1982. — Т. 45. — № 4. — С. 29−33.
  84. Ильин B.C.Формирование личности школьника (целостный процесс).-М., 1984, —144 с.
  85. И.В. Становление валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук-Орел, 2000. — 190 с.
  86. Т.В. Формирование профессиональной деятельности методиста в сфере образования. Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2001. — 217 с.
  87. И.Ф., Шеховская H.JI. Колледж как инновационное образовательное учреждение: опыт исследования профессионально—педагогической культуры. Белгород: БГУ, 1997. — 144 с.
  88. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  89. Э.М., Федоров А. И., Панина Т. С., Заруба Н. А. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса // Мир образования образование в мире. — 2001. — № 1. — С. 146−162.
  90. Э.М., Федоров А. И., Петухов С. И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации// Валеология. 2002. — № 2. — С. 10 — 15.
  91. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М. — Кострома: ИУПКПС, ИОПЭЧ Сиб. отд-ния РАМН, 1996. — 248 с.
  92. В.Е. Валеологическая диагностика на курсах повышения квалификации работников образования: Дис.канд. пед. наук. Ростов н/Д., — 2000.-169 с.
  93. А.С. Формирование готовности учителя к созданию личностно развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах (на примере дисциплин естественно научного цикла): Дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2000.
  94. М.Ю. Валеологическое сопровождение учебного процесса как средство формирования готовности младших школьников к обучению в основной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 23 с.
  95. З.А. Что такое курс «Природа и люди»? // Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 9. — С. 10 — 13.
  96. Т.В. Проблемы валеологического образования // Актуальные проблемы валеологиии в образовании: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1999. — С. 78 — 80.
  97. В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения. -СПб.: ДЕАН, 1998. 232 с.
  98. В.В. Саморегуляция на основе биологической обратной связи как средство повышения психоэмоциональной устойчивости человека // Валеология. 2002. — № 1. — С. 27 — 30.
  99. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии. СПб., 1999. — 242 с.
  100. И.А. Теоретико—методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Дис.. д-ра. пед. наук. Л., 1991.
  101. М.Г. Самоанализ как основа валеологического образования студентов педагогического колледжа // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб., 1997. С. 66 — 69.
  102. Д.В. Здоровье через образование // Биология в школе. 2000. -№ 2.-С. 19−22.
  103. КонИ.С. Психология старшеклассника-М., 1982.
  104. Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1976. — 720 с.
  105. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг. 2002. — № 1. — С. 3 — 16.
  106. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа: плюс-минус. 2000. — № 8.
  107. Л.А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Набережные Челны, 1997. — 22 с.
  108. Г. С. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1988. -304 с.
  109. А.И. Культурология: Словарь. 2-е изд. — М.: Академический проект, 2001. — 672 с.
  110. В.В. Методология педагогики: анализ с позиций практики // Сов. педагогика. 1988. — № 7. — С. 23 — 29.
  111. Т., Орехова Т. Здоровьетворящее образование. Валеологиче-ский подход к организации педагогического процесса // ОБЖ. 1997. -Нояб.— С. 10 — 14.
  112. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и клас. рук. -М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  113. Т.Н. Общая технология профессионально—педагогической подготовки специалиста в колледже: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999.— 185 с.
  114. Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. — Волгоград: Перемена, 1999.- 196 с.
  115. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. — 184 с.
  116. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопр. психологии. 1984. — № 1.
  117. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. 4-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1998. 176 с.
  118. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  119. Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных технологий обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996. -21 с.
  120. Т. П. Подготовка учителей начальных классов к реализации личностного подхода в педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. — 180 с.
  121. С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.— 235 с.
  122. Н.С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. -М.: Академия, 1999. С. 195 — 204.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 320 с.
  124. Ю.М. Избранные статьи: В 3 т, Т. 3 — Таллинн: Александра, 1993.-480 с.
  125. Е.Е. Особенности организации образовательного процесса в учреждении «детский сад-школа» с валеологической направленностью: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. — 18 с.
  126. А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М., 1977. — Т.1.
  127. В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
  128. М.Г. Формирование валеологической культуры у младших школьников // IV межвузовская конференция студентов и молодых ученых Волгоградской обл.: Тез. докл. науч. конф. (ВГПУ). Волгоград, 8−11 дек. 1998 г. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 63 — 64.
  129. Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. М.: Наука, 1973.- 180 с.
  130. Межу ев В. М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. — М., 1993. С. 16.
  131. М.В. Физиолого-гигиеническое образование валеологической модели инновационного учебного заведения: Дис.. канд. мед. наук. -Волгоград, 2000.
  132. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 215 с.
  133. A.M. Психолого-педагогические условия становления валеологической культуры младших подростков: Дис.. канд. пед. наук. Орел, 1999.-209 с.
  134. Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь. Ростов н/Д.: Изд. ИПК и ПРО, 1997.
  135. О.В. Методика обучения детей 4 — 6 лет основным навыкам здорового образа жизни на основе биологической обратной связи: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 156 с.
  136. Р.Ш. «Окружающий мир» в программе «Школа XXI века» // Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 9. — С. 19 — 21.
  137. В.Н. Способности и потребности // Психологические способности и потребности: Учен. зап. Ленингр. ун-та. Л., 1962. — 172 с.
  138. Национальная доктрина образования в РФ (проект) // СПО. 1999. № 3. -С. 12 — 15.
  139. Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение- Владос, 1994. -496 с.
  140. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально—педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  141. М.В. Формирование технологической культуры учителя начальных классов в условиях индивидуально-творческого подхода: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.
  142. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
  143. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. — М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. — 112 с.
  144. Е.Г. Организация валеологической деятельности младших школьников // Начальная школа: плюс До и После. 2002. — № 11. — С. 27 -35.
  145. Л.Н. Здоровьесберегающее обучение и воспитание в условиях средней школы // Пед. образование и наука. 2002. — № 1. — С. 46 — 50.
  146. Образование и здоровье: Сборник авторских школьных программ содействия здоровью. Казань: РИЦ «Школа», 1999. — 228 с.
  147. А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 57— 64.
  148. О. Познай себя, и ты познаешь мир // ОБЖ. 2001. — Сент. — С. 37 -39.
  149. Г. П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1992.-201 с.
  150. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. — 3 -е изд., испр. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. 512 с.
  151. Петухов С .И- Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников. Новокузнецк, 2001.
  152. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе» от 25. 03. 99. № 389 / 11—12 // Начальная школа. — 1999. — № 9. -С. 6−7.
  153. Письмо Минобразования России от 22.02.99. № 220 (11—12) «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» // Начальная школа. 1999.-№ 9. -С. 3−5.
  154. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  155. А.А. Природоведение: Проб. учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк./ Под ред. И. Д. Зверева. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  156. А.А. Программа и учебно—методический комплект «Зеленый дом» // Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 9. — С. 14−18.
  157. И.В. Характеристика состояния здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формах организации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1998. — 24с.
  158. Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Владимир, 1996. — 23 с.
  159. О.Т., Шилин В. Д. Курс «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы // Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 9. — С. 28−31.
  160. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь— справочник. М., 1995.
  161. С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб: СОЮЗ, 1998. — 256 с.
  162. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. — М.: Педагогика, 1975. — 207 с.
  163. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001—2005 годы // СПО. 2001. — № 6. — С. 34 — 43.
  164. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 -2010 годы // Преподаватель. 2001. — № 3. — С. 3 — 18.
  165. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 годы // СПО. — 2000. — № 4. — С. 6 — 30.
  166. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1— 4): В 2 ч. Часть 2. — М.: Просвещение, 2000.
  167. Т.А. Некоторые принципы конструирования комплекса методик для исследования мотивации учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1980. — № 2. — С. 77 — 82.
  168. JI.JI. Социально—образовательная модель педагогического колледжа как среды саморазвития личности в научно—образовательном комплексе: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. — 147 с.
  169. JI.B. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1990.
  170. А.С. Гуманитарно-педагогическая модель колледжа как среда развития и саморазвития личности будущих педагогов: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1998. — 160 с.
  171. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1998.
  172. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохо-ва, 2-е изд. —М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  173. Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 70−73.
  174. Л.П. Подготовка будущего учителя к применению технологий личностно развивающего обучения в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
  175. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования // Рос. газета. 2003. — № 38. — С. 7 — 8.
  176. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. Волгоград, 2000. — 259 с.
  177. Р.С. Особенности проектирования эргономических технологий обучения в вузе // Пед. образование и наука. 2002. — № 1. — С. 36−41.
  178. Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 38 — 44.
  179. Л.А., Семенова Е. Л. Исследование валеологической культуры учителей общеобразовательной школы //Здоровье в XXI веке: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Секция «Медицина» / Под ред. проф. Ю. И. Григорьева. — Тула, 2000. С. 175.
  180. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография. СПб. — Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  181. Н.К. Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск. Волгоград, 1997.
  182. Н.К. Целостный подход в педагогическом исследовании // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методологического семинара памяти проф. B.C. Ильина. — Вып. 5. — Волгоград: Перемена, 2001. С. 17 — 22.
  183. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  184. В.В. Общепедагогическая подготовка будущего ученого в условиях личностной ориентации образования // Обучение студентов педагогике. Аспект технологий. — Волгоград: Перемена, 1996. С. 14 — 21.
  185. Я. Система целостного коммунистического воспитания // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. — М., 1980.
  186. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преп. / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Пед. о-во России, 2001.-102 с.
  187. В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы // Наука и школа. 1998. — № 2. — С. 8 — 16.
  188. В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Пед. образование и наука. 2002. — № 4. — С. 4 — 9.
  189. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопр. психологии. 1996. — № 4. — С. 72 -80.
  190. С.А. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалиф. преп. вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. -271с.
  191. Соковня Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 208 с.
  192. Э.Ю. Предисл. к сб. «Массовая культура иллюзии и действительность». — М., 1975.
  193. В.П., Семенов А. А., Варшамов Ю. Л. К вопросу о концепции воспитания здорового человека // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии: Материалы Всерос. науч.-пед. семинара. СПб., 1994. — С. 20 — 21.
  194. Н.И. Педагогические взгляды Н.И. Лобачевского на проблемы воспитания студентов // Пед. образование и наука. 2002. — № 1. — С. 55 — 60.
  195. О.А. Игровые оздоровительные технологии в начальной школе // Начальная школа: плюс До и После. 2002. — № 12. — С. 27 — 35.
  196. Е.В. Формирование валеологического самосознания будущего учителя на начальном этапе профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 18 с.
  197. Е.В. Формирование валеологического самосознания будущего учителя на начальном этапе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук.-Волгоград, 2001. 125 с.
  198. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 1. Общие основания квалиметрии высшей школы. — М.: Гос. обр. СССР, 1991.
  199. М.М. Формирование познавательной потребности младших школьников в условиях гуманизации обучения: Дис.. канд. пед. наук.-Волгоград, 1991. 194 с.
  200. Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография. СПб.: Крисмас+, 1999. — 171 с.
  201. Л.Г., Глинянова И. Ю. Я и мое здоровье: Метод, пособие для учителей нач. классов. Волгоград: Перемена, 1995.
  202. Е.А. Психолого—педагогические основы развития интеллектуальной культуры у ребенка 6−7 лет в условиях школы раннего развития // Наука и школа. 1998. — № 3. — С. 24 — 30.
  203. Д.Н. Психологическое исследование. -М., 1966.
  204. Е.П., Шарова Н. Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях // Школа здоровья.- 1998. -Т. 5.-№ 3 — 4.-С. 81—87.
  205. Л.И. К вопросу о валеологической культуре педагога // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. — СПб., 1997. С. 142−143.
  206. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования // Учит. газ. 2002. — № 34. — 20 авг. — С. 26—47.
  207. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М., 1986. — 590 с.
  208. П.А. Разум и диалектика // Богословский вестник. 1914. -№ 9.
  209. Л.М. О психологии младшего школьника // Нач. школа: плюс-минус. -2001.-№ 2.-С. 2−10.
  210. Т.В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс минус. — 2000. — № 7. — С. 48 — 51.
  211. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
  212. Г. И. Средства обучения. -М., 1987.
  213. Целостный учебно—воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методологического семинара памяти проф. B.C. Ильина. — Вып. 5. Волгоград: Перемена, 2001. — 198 с.
  214. Г. А., Суховерша Ю. И. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? // Психологическая наука и образование.-2000.-№ 1.-С. 52−63.
  215. Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991.-21 с.
  216. .Н. Валеология: Учеб. пособие 2-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 1999. — 407 с.
  217. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. -4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. —544 с.
  218. Е.Н. Формирование мотивационно ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1982. —210 с.
  219. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 288 с.
  220. О.А. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в педагогической культуре: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999.-191 с.
  221. Г. И. Процесс формирования коммунистических убеждений у школьника: Учеб. пособие к спецкурсу. -М., 1982. — 80 с.
  222. Е. А., Лебедченко С. Ю. Некоторые аспекты формирования культуры здоровья будущего учителя. Здоровье в XXI веке // Сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. Секция «Медицина» / Под ред. проф. Ю. И. Григорьева. Тула, 2000. — С. 279 — 281.
  223. Е.А. Об экологической направленности и структурировании курса «Основы валеологии в пед. университете» // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. СПб. пед. ун-т, 1994. — С. 126 — 127.
  224. Щербаков А-И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.
  225. Н.Е. Новое воспитание. М.: Пед. о-во России, 2000. — 128 с.
  226. В.А. Социальная идентичность. М., 1993.
  227. И.С. Личностно-ориентированное обучение в школе. М.: «Сентябрь», 1996. — 96 с.
  228. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журн. 1982. — № 4. — Т.2.
  229. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 49 — 54.
  230. Е.О. Образовательный компонент «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе //Начальная школа: плюс-минус. 1999- № 7. С. 5 —9.
  231. И.Л. Подготовка будущего учителя к выбору педагогических технологий: Дис.. канд. пед. наук. Астрахань, 1996. — 200 с.
  232. Ralph Peterson «Life in a Crowded Place». Portsmuth. NH. 1992. -P. 324.
Заполнить форму текущей работой