Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в гимназиях № 10, № 9, № 3, УВК№"1, школах № 1, 39, 57, 88, Воронежском педагогическом колледже, Бутурлиновском, Россошанском, Павловском педучилищах, Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования, Староос колье ком институте повышения квалификации учителей, в Воронежском… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы подготовки студентов в педагогическом вузе к искусствотерапсвтичсской деятельности на уроках музыки
- 1. 1. Искусствотерапия как предмет философского и психолрго-медагогического исследования
- 1. 2. Сущность, структура, содержание искусствотерапевтической деятельности в образовании
- 1. 3. Подготовка сту дентов педаг огического вуза к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе
- Глава II. Опытно — экспериментальная работа по подготовке студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки
- 110−1 $
- 2. 1. Критерии и уровни готовности студентов к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки
- 2. 2. Педагогические условия подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки
- 2. 3. Эффективность реализации педагогических условий в подготовке студентов к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе
Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Среди глобальных проблем человечества на первый план выходит противоречие между его техническими г возможностями и духовно-нравственным потенциалом, качеством взаимоотношений на всех уровнях, массовым непониманием личной ответственности и необходимости нравственного императива в позициях выбора (материалы Римского клуба [195], Н. М. Моисеев [160], Р. Хиггинс [252], Ю. А. Шрейдср [267]). Необходимо коренным образом менять стили и стратегии взаимоотношений между людьми: родителями и детьми, учителями и учащимися и т. д., — изживая диктаторство, насилие, манипулирование, конфликтность, агрессию (В.М.Иванов [99], М. Л. Киреев [118], Ж. Семлен [204], В. А. Ситаров [209], В. С. Степкин [221], Д. Шарп [257]), ориентируясь па общечеловеческие ценности (С.Л.Рубинштейн [200], В. Франкл [243] и др.).
Мировое научное сообщество рассматривает смену парадигмы образования «как стратегический фактор выживания цивилизации в условиях.
V ее глобального кризиса" (К.К.Колип) [124. С.6−12]. Востребованной становится творческая личность, способная к выживанию и самоактуализации в нестабильных, как правило, непредсказуемых обстоятельствах, в условиях психоэмоциональных и интеллектуальных перегрузок информационного общества с его многократно возросшим темпом жизни (Р.Берне [28], К. Н. Вентцель [53], А. Маслоу [151], В. Л. Петровский 183], К. Роджерс [196], Э Фромм [245]). Важнейшая миссия образования, искусства, медицины, всей сферы гуманитарной культуры заключается в том, чтобы способствовать становлению и развитию такой личности.
Образование отвечает на социальный заказ современности формированием новой педагогической парадигмы, основные параметры которой — гуианиги (М.А.Вейт [51], Э. В. Ильенков [104], И. Б. Котова [120],.
Ю.М.Орлов [173], Ю. В Сснько [207], В. А Сухомлинский [227], Е. Н. Шиянов и др.), личности" ориентированный (П.В Бондаревекая [41], В. А. Петровский [183], В. В. Сериков [206], И. С. Якиманская, С. Л. Смирнов [215]и др.) и культурологический (В.С.Библер [32], Е. В. Бондаревская, С. Ю. Курганов [134], Б. Г. Лихачев [143], Б. М. Нсмснский [169], и др.) подходы, инновационные процессы (Л.М.Герасимов [64], В. С. Дудченко [86], М. В. Кларин [120], И. Л. Логинов, Л. С. Подымова [188], В. А. Сластенин [211]и др.).
Анализ историко-философской, психолого-педагогической, медицинской литерачуры, собственной педагогической деятельности, передовою опыта коллег и педагогов — новаторов, выявил следующие противоречия:
— между нарастающей тенденцией гуманизации общества и школы, изменившимся стратегическим подходом в образовании (не овладение знаниями как главная цель, а овладение ими как средство развития ученика) и неготовностью действующей системы педагогического профессионального образования созидать «человекотворческих учи гелей»;
— между необходимостью наполнить поддерживающе терапевтическим содержанием педагогическое взаимодействие «учитель — ученик» (педагог высшей школы — студент) и отсутствием методологического обоснования выделения фасилитаторско-терапевтической функции педагогической деятельности;
— между тысячелетним опытом использования искусства для духовного воспитания личности, профилактики и исцеления ее психического и физического здоровья и отсутствием методологического и методического обоснования искусетвотерапевтической деятельности (далее ИТД) учителя музыки в общеобразовательной школе.
Актуальность и теоретическая неразработанность проблемы овладении студентами искусетвотерапевтической деятельностью как составляющей педагогической деятельности учителя музыки, осмысление выявленных противоречий, а также потребность в обобщении и систематизации экспериментального материала, накопленного автором, обусловили выбор темы исследования — «Подготовка студентов в педагогическом ВУЗе к искусетвотерапевтической деятельности на уроках музыки».
Цель исследования — разработать теоретические, содержательные и организационно-педагогические основы подготовки к искусствотерапевтической деятельности будущего учителя музыки в системе высшего профессионального образования.
Объект исследования — процесс профессионально — педагогической подготовки учителя музыки в ВУЗе.
Предмет исследования — педагогические условия формирования знаний и умений искусствотерапевтической деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования. В условиях информационного общества с неизмеримо возросшим темпом жизни, физической гиподинамией, умственными и психоэмоциональными перегрузками, особенно опасными п период школьного детства, необходимо включить в профессиональный арсенал педагога искусствотерапевтическую деятельность.
Подготовка к искусствотерапевтической деятельности будущего учителя музыки в системе высшего профессионального образования будет успешной, если:
— личностно ориентированный, культурологический подходы будут стратегически значимыми в подготовке к искусствотерапевтической деятельности будущего специалиста;
— содержание искусствотерапевтической деятельности будет адекватно социальным требованиям к сохранению психического, духовного, физического здоровья и образа жизнив процессе искусствотерапевтической подготовки будут целенаправленно создаваться педагогические условия для творческого проектирования и успешной самореализации индивидуальных программ искусствотерапевтического действия личности в социальной среде, а в ходе организации учебных занятий применяться активные методы проектного и проблемно — диалогового обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой решаются следующие задачи:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, медицинской, искусствоведческой литературы теоретически обосновать сущность, содержание и структуру искусствотерапевтической деятельности в личностно ориентированном гуманистическом образовании.
2. Определить требования к содержанию подготовки будущих учителей музыки к искусствотерапевтической деятельности и выявить в эксперименте критерии и уровни их готовности.
3. Описать экспериментально обоснованные педагогически условия подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности в шкдлс.
4. Разработать технологию подготовки к искусствотерапевтической деятельности в общеобразовательной школе.
Теоретике — методологическую основу исследования составляют концептуальные положения:
— о целостности личности как субъекте своего развития, воспитания и образования в философии (А.Бергсон [27], Э. Гуссерль [76], Х. Ортега-и-Гассет [75], В. С. Соловьев [216], М. Хайдепер [246], К. Ясперс [280] и др.), в V психологии (К.А.Абульханова-Славская [4], Б. Г. Ананьев [12], А. Г. Асмолов.
23], В. М Бехтерев [30], В С. Брагусь [45], Л. С. Выготский [59], А. Маслоу [151], Ф. Перлз [178], К. Роджерс [196], К. Уилбер [236], В. Франкл [243]), в педагогике (С.И.Гессен, В И. Гинецинский, В. В. Давыдов, В. И. Журавлев, С. В. Кульневич, Б. Т. Лихачев [143], Б Саймон [201], В. А. Слаетенин [210], С. Л. Смирнов [215], В. А. Сухомлинский [227], Е. Н. Шиянов [126] и др.) — ^ - о современной синтагматике педагогических ценностей: человеческая жизнь, воспитание, обучение, творчество, самоакту ал изация, гармонично развитая здоровая личность (Л И Божович [39], Б И Додонов [83], В. С. Мухина [167], Н. И. Непомнящая [170], В. А Сласленин [2111, В. В Столиц [222], Э. Фромм [245]) — о целостном педагогическом процессе (В.П Беспалько [26], В В Краевский [127], И Я Лернер [140]и др.);
— о синергетическом миропонимании как методологическом подходе к проектированию искусствотерапевтической деятельности (М.С.Каган [ПО], Е. Н. Князева [121], С. П. Курдюмов, И. Пригожим [191], Г. Хакен [248] и др.);
— о роли искусства в развитии личности и психологии творческой деятельности (Б.В.Асафьев [22], А. Г. Асмолов [23], Д. Б. Богоявленская [38], Л. С Выготский [59], А. В. За порожен [92], А. Н. Лук [144], А. А. М е: i и кГ! а и i, а с в [155], Ь. М. Теплов [230], Ю.У.Фохт-Бабушкин [242], П. М. Якобсон [279] и др.);
— о взаимодействии в учебно-воспитательном процессе на основе деятелыюст ного и системного подходов (Ю.К.Бабанский [24], И. В. Блауберг [35], М. А. Вейт [52], П Я. Гальперин [61], П И Зинченко [96], Л. И. Уманский [239] и др.);
— теоретические и. методические работы педагогов различных видов искусства: (Л.Г.Арчажникова, В. М Букатов, А. П. Ершова [88], Д Б. Кабалевский [108], Е. Д Критская [128], А. С. Петелин [180], В И Петрушин [184], Л. В. Школяр [164], В. А. Школяр [262], К. С. Станиславский [220] и др.).
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
— теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой, медицинской литературы, обобщение личного опыта педагогической работы в школе и вузе) — эмпирические (педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, самоанализ личного опыта, педагогический эксперимент и др.);
— праксиметрические методы (анализ документации, продуктов творческой деятельности);
— экспериментальные (констатирующий, формирующий, естественный эксперимент);
— методы моделирования, экспертных оценок, переработки информации (ранжирование, контент-анализ и др.).
Экспериментальная база исследовании: Воронежский государственный педагогический университет, педагогический колледж г.
Воронежа, Воронежский областной институт повышения квалификации работников образования, гимназия № 10 г. Воронежа, экспериментальная площадка «Гармония», Староос колье кий институт повышения квалификации учителей.
Этапы исследования:
1. 1993;1998 — подготовительный этап. Анализ профессионально педагогической деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, в которой применялись развивающие и реабилитирующие возможности искусствотерапевтической деятельности, формулировка гипотезы исследования, теоретическое обоснование проблемы, уточнение понятийного аппарата, определение общей логики исследования (были изучены и привлечены материалы философии, педагогики, психологии, искусствознания, психотерапии, социологии). Разработка и проведение констатирующего экспериментапоиск критериев и показателей оценки уровня ИТДизучение особенностей искусствотерапевтической деятельности в музыкальном обучении.
2. 1998;2000 — разработка содержания преобразующего экспериментавыбор экспериментальной и контрольных групп, апробация инновационного обучения ИТД, проверка выявленных педагогических условий эффективной реализации данного процесса в вузе.
3. 2000;2002 -обработка, систематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работыформулировка выводов, внедрение методических рекомендаций в практику музыкального образованияоформление результатов исследования в виде диссертации.
Степень новизны исследования заключается в следующем: выдвинута научная идея, обогащающая методологические подходы в организации подготовки студентов к педагогической деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, — впервые теоретически обоснована необходимость выделения в ее составе искусствотерапевтического компонента (искусствогерапевтический подход в образовании и искусствотераиевгическая деятельность) — сформулированы и раскрыты сущностные характеристики искусствотерапевтической деятельности;
— определены требования к содержанию подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности в школе (принципы ИТД, модель формирования содержанияпрограмма курса «Искусствотерапевтическая деятельность учителя музыки») — выявлены критерии (осознанное стремление к самоактуализации, ценностные ориентации на антропоцентрический эталон здоровья [ЗОЖ], профессиональное мастерство, искусствотерапевтическую деятельность) и уровни (низкий, средний, высокий) подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности в школевыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие подготовку студентов к искусствотерапевтической деятельности в школеразработана технология подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности, методические рекомендации по использованию искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки в школе.
Теоретическая значимость исследования:
— развивает и обогащает возможности |уманизации и гуманитаризации образования введением в семантическое поле теории педагогики феномена искусствотерапевтической деятельности (искуссттютерапевгическо! о подхода);
— описывает теоретическую базу целостного педагогического процесса подготовки студентов;
— дает теоретическую базу для осмысления педагогами высшей школы реального процесса подготовки специалиста в педагогических вузах, выработки ими своих методов подготовки учителя к искусствотерапевтической деятельности в соответствии с современными требованиями и учетом общекультурного и национального наследия;
— предлагает синергегический вариант саморазвития личности студента.
Практическая значимость исследования состоит в разработке практикоориентированной системы подготовки учителей музыки к искусетвотерапевтической деятельности. Внедрение данной системы в практику работы со студентами показало се педагогическую эффективность.
Логика педагогического процесса позволяет использовать технологию, разработанную автором, для подготовки преподавателей любой дисциплины к искусетвотерапевтической деятельности.
Основные положения и выводы исследования рекомендованы и включены для использования в теоретической и практической части лекционного курса «ММВ» на факультетах «Художественное образование», «Психолого-педагогическом», «Дошкольное образование» в Воронежском государственном педагогическом университете, на курсах повышения квалификации учителей музыки, начальных классов, дошкольного образования в ВОИПКРО, Староос колье ком городском ИУУ.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, представленных в диссертационном исследовании, обеспечиваются исходными методологическими позициями: широким охватом философских, социологических, психолого-педагогических, музыкальнопсихологических, музыкально-педагогических, психотерапевтических работ зарубежных и отечественных авторовопорой на методику профессионального музыкального образования, целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью полученных экспериментальных данных, системной организацией и позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, соответствующей целям профессионального образования в высшей школекачественно-количественным анализом эмпирического материалаиспользованием результатов опытной работы в различных условиях обучениямноголетним опытом работы автора диссертационного исследования в вузе и школе, широким обсуждением ее результатов на уровне методических объединений района, города, областивузовских конференций, Областных конференций.
Еармонизания базового образования" Воронеж, 1994. Областные педагогические чтения — Воронеж: ВОИПКРО 2002; 1−3 международные научно-практические конференции «Образование XXI век. Подготовка к жизни в глобальном сообществе» Воронеж, 1995, 1997, 1999. III международная конференция из серии «Нелинейный мир». Экология. Экологическое образование Нелинейное мышление. Воронеж, 1997; 1−2 международные конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России» Москва, 2000, 2002. межвузовская научная конференция «Ненасилие как условие развития творческой личности» Елец, 1997., всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Тенденции развития современного музыкального образования» Тула, 2000.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в гимназиях № 10, № 9, № 3, УВК№"1, школах № 1, 39, 57, 88, Воронежском педагогическом колледже, Бутурлиновском, Россошанском, Павловском педучилищах, Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования, Староос колье ком институте повышения квалификации учителей, в Воронежском государственном педагогическом университете. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международных конференциях в г. Воронеж (1995, 1997, 1999), г. Москва (2000, 2001, 2002), г. Тула (1999) — всероссийских, региональных, межвузовских и внутривузовских конференциях: г. Воронеж (1995;2002), г. Елец (1997), Борисоглебск (2000г.), Липецк (2001 г), ВЕПУ на кафедрах педагогики, ТИММИ, ХДВ. Теоретические и практические положения исследования нашли отражение в 20 опубликованных научных работах.
На защиту выносятся: научно-обоснованная технология подготовки будущего учителя к искусствотерапевтической деятельности в условиях инновационного образования. Ее основные идеи интегрируются в следующих положениях:
— теоретическое осмысление искусствотерапевтической деятельности как составляющей педагогической деятельностиее сущность, содержание, структура, другие характеристикиискусствотерапевтическая деятельность как рефлексивное управление саморазвитием личностипроцесс подготовки будущего учителя музыки к истчусствотерапевтической деятельности является, с одной стороны, составной частью профессионально-педагогической подготовки студента в вузе, (умения искусствотерапевтической деятельности включаются в профессиограмму учителя музыки), а с другой самостоятельным процессом «вызревания», саморазвития, «выращивания» в себе свободного, ответственного, самоценного человека, обладающего стратегией активного поведения по подкреплению здоровья и преодолению болезнейрешающими педагогическими условиями иптсриоризации искусствотерапевтической деятельности учителя музыки и ее эффективности являются личносшо ориентированный, культурологический и инновационный подходы в педагогической деятельности, отражающие методологические представления современной педагогикимоделирование научно-методическою обеспечения искусствотерапевтической деятельности как инновационного процессасоздание музыкальной (культурной) среды на занятиях, выстраивание личностно центрированной образовательной ситуацииизменение ценностных установок субъектов образовательного процесса (студентов) в процессе «самодостраивания себя в горизонте личности" — преобразование внутренней позиции преподавателя в позицию консультанта-фасилитатора, организатора самообразования и самовоспитания студентов (школьников);
— критерии готовности студентов к искусствотерапевтической деятельности (личностные новообразования): осознанное стремление к самоактуализацииценностные ориентации на антропоцентрический эталон здоровья (здоровый образ жизни), профессиональное мастерство, искусствотерапевтическую деятельностьискусствотерапевтическая культура и умения.
Структура диссертации определена в соответствии с логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две.
Выводы: У учителей исходные позиции предпочтительнее (представления зрелой личности о ЗОЖ), у студентов резко инфантильное отношение к здоровью и здоровому образу жизни как к неприоритетным качествам личности, зависящим от внешних обстоятельств. Тем резче динамика результатов после подготовки к искусствотерапевтической деятельности, особенно в сравнении с контрольной группой.
2. Ценностные ориентации на профессиональное мастерство (повышение квалификации — для учителей) (Приложение № 3.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В гуманистической педагогике нашего времени ученик субъект целостного педагогического процесса (как и процесса жизни — своего развития), в связи с чем в педагогической деятельности на первый план вышли стимулирующая и фасилитаторская функции. Учитель музыки имеет возможность воздействовать на развивающуюся личность силой искусства, способности которого воспитывать и исцелять имеют многовековую эмпирическую традицию, а также научное обоснование в терапии и психотерапии.
Мы впервые выделяем, формулируем, обосновываем и характеризуем искусствотерапевтический подход в образовании и искусствотерапевтическую деят е. / ыюст ьуч ит е. ш.
Влияя на ЦНС (структуры мозга), психику, соматику, искусство способно оказывать терапевтическое воздействие на человека в целом, формируя и развивая его как личность.
Искусствотерапевтический подход в образовании это использование возможностей искусства в качестве необходимого фактора социализации, оптимизирующего педагогические условия формирования здоровой самоактуатзирующейся личности. Деятельность по оказанию содействия ребенку в определении отношения к самому себе, своему здоровью, своим взаимосвязям с другими людьми и окружающим миром это составная часть педагогической деятельности. Организация ее средствами искусства является искусствотерапевтической деятельностью.
Искусствотерапевтическая деятельность учителя музыки в воздействии на органы дыхания, слухаобучение владению голосом, пластикой, ритмическими движениями, т. е. в развитии вестибулярного аппарата, координации движений, тренировке и коррекции систем внутренних органов, нервной системыв стимулировании развития сенсорного коммуникативного канала, чувственной сферыв оптимизации межполушарного взаимодействия структур головного мозгав духовном и творческом развитии личности через освоение музыкальной культуры человечества.
Сущность искусствотерапии — в поддерживающем, исцеляющем, возвышающем и развивающем воздействии искусства на субъект воспитанияв возможности реконструкции психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельностив создании новых позитивных переживанийв рождении креативных способностей и способов их удовлетворенияв воспитании личности, способной к саморазвитию и самоорг анизации психического и физического здоровья на духовном стержне.
В искусствотерапевтической деятельности педагога синтезируются знания из областей искусства, педагогики, психологии, медицины, обеспечивающие проектирование педагогического ноддерживающе направленного процесса созидания здоровой самоактуализирующейся личности учащегося. Искусствотерапия в школе в перспективе предполагает комплексное воздействие на все системы организма ученика через синтез искусств, использование межпредметных связей, комплексирование и интегрирование искусства с предметами общеобразовательного цикла.
Структура искусствотерапевтической деятельности — многоуровневая система, компоненты которой — цель, мотивы, действия и результатпоследовательно рассматриваются в нашем исследовании.
В то же время структуру искусствотерапевтической деятельности можно классифицировать, основываясь на жанровой специфике искусства:
Схема № 4.
Такую классификацию можно продолжить и углубить. Цель искусствотерапевтической деятельности — воспитание средствами искусства здоровой личности согласно гуманистической модели современности.
Содержанием искусствотерапевтической деятельности как педагогической деятельности учителя музыки является организация развития и формирования целостной личности ученика, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального потенциала, профилактики, коррекции и сохранения здоровья.
Заявленная в исследовании проблема подготовка студентов, учителей музыки к искусствотерапевтической деятельности в школе заключает в себе несколько тем, которые мы постарались раскрыть:
1) теоретико-методологическое обоснование актуальности и необходимости искусствотерапевтическая деятельность в образовании;
1) искусствотерапевтический подходсущность содержание, структура и другие характеристики искусствотерапевтической деятельности как компонента педагогической деятельности;
2) содержание, организационные формы и методы подготовки студента, учителя музыки к искусствотерапевтической деятельности в школе;
3) какими могут быть критерии готовности студента к искусствотерапевтической деятельности;
4) искусствотерапевтические умения;
5) педагогические условия эффективной подготовки студента к искусствотерапевтической деятельности.
На наш взгляд, ка. ж-дая тема потребует в дальнейшем глубокой теоретической и экспериментальной разработки.
Но поскольку, с одной стороны, остро стоит «проблема подготовки учителя музыки качественно новой формации» (А.Г. Каузова, 1999) [117], а с другой стороны, имеется опыт искусствотерапевтической деятельности учителей музыки (в течение 12 лет) и подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности в ВГПУ (5 лет), нуждающийся в обобщении, мы обратились к экспериментальному исследованию системы овладения искусствогерапевтическим подходом и искусствотерапевтической деятельностью в профессиональном становлении будущих учителей музыки.
На основе теоретических рекомендаций В. В. Краевского нами разработана модель формирования содержания искусствотерапевтической деятельности для подготовки будущих учителей музыки общеобразовательной школы (таблица № 1 на стр. 59−64), определены формы учебной работы со студентами, дан перечень базовых искусствотерапевтических знаний и умений.
В ходе экспериментальной работы в сотрудничестве со студентами были выработаны принципы искусствотерапевтической деятельности (описаны в 1.3), в которых отражены и педагогические условия ее эффективности:
— личностно ориентированный подход проявляется в организации педагогического процесса на факультете, который гуманизируется и «работает» на искусствотерапевтическую деятельностьв позиции преподавателейв содержании и методах преподавания курса «Искусствотерапевтическая деятельность учителя музыки»;
— культурологический подход выражен в направленности формирования учителя как человека культуры, проживающего в контексте культуры благодаря созданию музыкальной (культурной) среды на факультете, организуемому участию студентов в музыкальном и педагогическом творчествесодержание искусствотерапевтической деятельности адекватно социальному заказу (потребностям здоровой самоактуализирующейся личности) и организовано в следующих учебных формах: а) включение в педагогические и психологические курсы тем, заданий и упражнений по искусствотерапевтической деятельностиб) ориентация музыкальных дисциплин, методики музыкального воспитания па искусствотерапевтический ракурсв) использование педагогической практики как этапа применения искусствотерапевических ЗУН и проверки владения имиг) введение курса по изучению искусствотерапевтической деятельности (разработана программа курса и методические рекомендации к ней). инновационный подход, выражается в сочетании технологизации (моделирования содержания и методов его освоения) и творческого наполнения технологии (без которого теряет смысл работа учителя музыки),.
— в ходе организации учебных занятий применялись активные. методы проектного и проблем но-диалогового обучения, а также исследование, игра, тренинги, управление самообразованием и искусствотерапевтический подход к взаимодействию со студентами как методы обучения;
— ориентация на принципы и методы искусства и художественной дидактики.
Цель подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности и формирующего эксперимента нашего исследования — становление личности педагога на этапе профессионального самоопределения, т. е. формирование личностных (психических) новообразований.
Согласно поставленной цели разработаны критерии определения готовности студентов к искусствотерапевтической деятельности. В процессе зачетного (экзаменационного) контроля, по итогам педагогической практики, выполнения курсовых, дипломных работ проверяются ЗУН искусствотерапевтической деятельности, отраженные программой содержания, но это не всегда гарантирует выявление личностно-профессиональной готовности студентов, на которую направлены выработанные нами в эксперименте критерии:
— осознанное стремление к самоактуализации;
— ценностные ориентации на антропоцентрический эталон здоровой личности, профессионально-педагогическое мастерство учителя (моделирование образа идеального учителя), на искусствотерапевтическую деятельностьискусствотерапевтическая культура и умения.
Подготовлено и апробировано методическое сопровождение критериального аппарата: анкеты, тесты, педагогические задания, схемы и таблицы результатов диагностики.
В ходе преобразующего эксперимента проверена эффективность реализации nc/iai огических условий соответственно изменениям критериальных показателей в сравнении с таковыми на стадии констатирующего эксперимента.
Установлено, что становление учителя музыки и его подготовка к искусствотерапевтической деятельности происходит более продуктивно, если:
• функциональная подготовка с преобладающим предметно-знаниевым уклоном изменяется в сторону целостного развития личности, ее внутренних процессов самостановления, которая обеспечивается творческим, опытно-экспериментальным характером сотрудничества в овладении искуствотерапевтической деятельностью преподавателя и студентов, т. е. искусствотерапевтический подход преподавателя усиливает его личиостио ориентированную позицию (таким образом, искусствотерапевтический подход преподавателя становится также педагогическим условием эффективности подготовки студента к искусствотерапевтической деятельности);
• содержание образования насыщается духовными методологическими проблемами, которые дают новые возможности разрешения вопросов и ситуаций, имеющих реально-жизненное значение для личностного и профессионального роста студента;
• происходит изменение ценностных ориентаций всех субъектов образовательного процесса: авторитарное педагогическое руководство заменяется продуктивным фасилитирующим взаимодействием, необходимыми становятся диалоговые отношения и творческий подход к организации самообразования как компонента самоактуализацииличность педагога как аттрактора, эталонного характера нелинейной системы «образование-самообразование, личностно-профессиональное становление студента» приобретает также качество фактора успешности подготовки к искусствотерапевтической деятельности.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования и открыла перспективу реализации условий подготовки к искусствотерапевтической деятельности как повышения профессиональной компетентности учителя, соответствующей социальному «вызову» современности (личность-цель, а не средство).
Исходя из сказанного, можно представить технологию подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (на основе описания образовательных технологий Г. К. Селевко) [205].
Классификационные параметры данной технологии.
По уровню применения: частнопредметная (возможна общепедагогическая адаптация).
По философской основе: гуманистическая, экзистенциальная.
По основному фактору развития: психогенная * социогенная.
По концепции усвоения: развивающая * интериоризаторская.
По ориентации на личностные структуры: на сферу эстетических и нравственных качеств + самоуправляющие механизмы личности.
По характеру содержания: обучающая • воспитательная, светская, профессиональная, гуманистическая, проникающая технология.
По организаторским формам: академическая • дифференцированная.
По типу управления, классическое лекционное, с помощью ГСО система «консультант» система малых групп.
По подходу к обучающемуся, личностно ориентированная (гуманно-личностная).
По преобладающему методу: диалогическая, творческая, сам ора зв ивающ ая.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: гуманизация и демократизация педагогических отношении.
По категории обучающихся: студенты вуза.
Целевые ориентации.
Воспитание здоровой самоактуализирующейся личности, проживающей в музыкальной (культурной) среде, владеющей искусствотерапевической культурой и искусствотерапевтическими умениями, приемами, техниками как составляющими профессионально-педагогической деятельности. Формирование устойчивой направленности на непрерывное самообразование и развитие соот ветствую и i и х умений.
Концептуальные положения. 1. Искусствотерапевтическии подход в образовании — это использование возможностей искусства в качестве необходимого фактора социализации, оптимизирующего педагогические условия формирования здоровой самоактуализирующейся личности. Помощь ребенку средствами искусства в определении отношения к самому себе, своему здоровью, своим взаимосвязям с другими людьми и окружающим миром, организуемая учителем в школе, является искусствотерапевтическая деятельность. Сущность искусствотерапии в по- 1держивающем, исцеляющем, возвышающем и развивающем воздействии искусства на субъект воспитания. 2. Цель подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельностиспособствовать формированию их личностной позиции (осознанное стремление к самоактуализацииценностные ориентации на антропоцентричкекий эталон здоровой личности, педагогическое мастерство, на искусствотерапевтическую деятельностьискусствотерапевтичекую культуру и умения) на основе системы мотивов, установок, которые «выращиваются» при активном сотрудничестве с самими студентами в субъект-субъектных отношениях, мобилизуя потенциал самоорганизации обучения.
Особенности содержания. Подготовка учителей музыки к искусствотерапевтической деятельности в школе предполагает практикоориентированную организацию содержания студент «проживает», как бы испытывает на себе искусствотерапевтическую деятельность:
— вокк'йствие на органы дыхания, слуха, голос, пластику — развитие вестибулярного аппарата, координации движений и т. п.- тренировка и коррекция систем всех внутренних органов, нервной системы;
— восприятие музыки, общение посредством музыки и др. видов искусств, включение и развитие эмоционального, музыкального мышления, иррациональных способностей (интуиция, предчувствия, озарение, инсайт, импровизационность, катарсис и др.) — развитие сенсорного коммуникативного капала, чувственной сферы, стимуляция правого полушария мозга, изменяющая межполушарное взаимодействиеосвоение музыкальной культуры человечества, эмоционального и эстетического опыта поколей — духовное возвышение личности, гармонизация ее качеств и проявлений.
Другой пласт содержания подготовки к искусствотерапевтической деятельности.
— организация осознанного стремления к самоактуачизации личности и направленности на непрерывное самообразование студентов, что является также «проживанием» и освоением технологии организации самоактуализации учащихся, которую они будут осуществлять в школе. И, наконец, участие в музыкальной и педагогической творческой деятельности, развивающее креативные способности.
Особенности методики. 1. В идеале искусствотерапевтическая деятельность «пронизывает» весь процесс обучения студентов, все его стадииинтериоризируется как качество личности учителя, а по мере накопления педагогического мастерства интегрирует все составляющие педагогической деятельности, определяя гуманистическую направленность его педагогического творчества.
2. Создание музыкальной (культурной) среды, условий для творческого мышления не только в процессе преподавания спецкурса, но во всем педагогическом процессе в вузе.
3. Искусствотерапевтическая деятельность использует психолого-педарорические (диагностика, проектирование самообразования, субъект-субъектные отношения, сотрудничество, диалог, ненасильственная коммуникация, активные методы обучения и др.) и художественно-дидактические («постижение музыки через интонацию, музыки музыкой, музыки другими видами искусства, жизныо природы, человека» — по Л. Горюновой) [229] методы.
4.Основные методы обучения искусствотерапевтической деятельности: иссле<)ование (постановка проблем, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей) — диаюг (обмен информацией, предмстно-содсржательных и социально-психологических ситуаций/" тренингиуправление самообразованием. 5 Использование искусствотерапевтического подхода в подготовке студентов к искусствотерапевтической деятельности через введение их в позицию будущих воспитанников. Разница в применении искусствотерапевтического подхода педагога к школьникам и к студентам, изучающим искусствотерапевтическую деятельность:
— к детям применяется скрытое воздействие искусства, воспитание без воспитания — они «просто» играют, участвуют в тренингах, исполнительстве, творчестве;
— для студентов необходимо выявить и показать терапевтический эффект влияния искусства.
Технологическая схема подготовки студентов к искусствотерапевтической деятельности в вузе. Схема № 5.
В то же время мы понимаем, что данная работа во многом только расставила вехи на пути дальнейшего исследования поставленных в ней проблем, но ее значение в том, что она положила начало осознанному выделению составляющей педагогической деятельности — искусствотерапевтической деятельности, разработке ее характеристик и теоретическому обоснованию, отбору и структурированию содержания, методов и приемов, педагогических условий подготовки к искусствотерапевтической деятельности будущего учителя не как функционера — предметника, а как самоактуализирующейся личности, способной жить здоровой полной жизнью в условиях постиндустриального общества, успешно реализовывая себя как референтного учителя, ответственного за здоровое поколение своих учеников.
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики всистеме высшего образования: учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурс, аспирантов, слушателей ФПК. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1990 г. — 188 с.
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивостичеловека. Казань, 1987. — 267 с.
- Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества.1. М&bdquo- 1995. 274 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:1. Наука, 1980.-335 с.
- Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феникс, 1992.- 128 с.
- Агеев В В. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. — 144 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитания. М., Знание, 1971. 96 — с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979, — 63.с.
- Аминов НА. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей //Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 71−77.
- Амонашвили III.А. Психолог ические основы педагогики сотрудничества. -Киев, 1991. -73 с.
- Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. — 304.с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977. — 380 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. (Пер. с англ. и научи, ред. А. А. Алексеева. 7-е изд. — СПб.: Петер. 2001. — 688 е.: илл.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. — 189 с.
- Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-225с.
- Анохин ПК. Социальное и биологическое в природе человека. //Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.-С. 301.
- Апраксина О.А. Быть или не быть перестройке музыкального воспитания*7 //Сов. музыка, 1989, № 11.
- Апраксина О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. М., 1986. — С. 23.
- Аристотель. «Политика». /Перевод С. А. Желябова. 1340а. М., 1911, — с.365−366.
- Арттерапия. М., Журн. Искусство в школе. № 6. — 2000. — С. 55−59.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебн. пособие для студ. сред, и высш. пед. учебн. заведений /Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко и др. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. — С. 47−59.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 230 с.
- Бейцова З А. Типологические различия восприятия музыки и музыкальная терапия //Психология: наука и общественная практика. Тезисы научной конференции. М&bdquo- 1983. Ч. II. — С. 171−174.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М — СПб., 1914. — С. 159.
- Берне Р. Развитие «Я концепции» и ее воспитание /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Бернштейн Н А. Очерки по физиологии движений и физилогии активности. М.: «Медицина», 1966. — 349 с. с илл.
- Бечак Б.А. Воспитание искусством. М., 1981. 37. с.
- Библер B.C. Программа школы диалога культур. Л., 1991. — 48 с.
- Бинсвангер Л. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение для психиатрии //Бытие-в-мире. М., 1999. — С. 79−95.
- Биркенбил В.И. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер-Пресс, 1997.-224 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
- Блинова О.А. Современная музыка как психодиагностический стимульный материал //Всероссийская научно-практическая конференция «Современное искусство в контексте культуры»: тезисы докладов. Астрахань, 1994. С.20−21.
- Блонский П.П. Отношение подростка к искусству и красоте. На РАО. Ф. 112. On 1 ЕД. хр. 1.15.
- Богоявленская Д Б. Пути к творчеству. М., 1981. — С. 48 — 55.
- Божович Л И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. 352с.
- Болотов В.А. Главный ресурс человеческой свободы. //Новые ценности образования. Вып. № 5. М.: Инноватор, 1996. — С. 6−14.
- Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед учебн. заведений, слушателей ИПК и ФГ1К. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (нсихосемантический подход). Киев, 1991. — 188 с.
- Борев Ю. Эстетика. М., 1988. 112 с.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия,-М., 1981 -80с.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по Л.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания //Традиции и перспективы деятелыюстного подхода в психологии: Школа, А Н Леонтьева. М., 1999. С. 284−298.
- Брусиловский Л.С. Музыкотерапия //Руководство по психотерапии.-Ташкент, 1985. -С.25 59.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. -304с.
- Быховская ИМ. Здоровье как практическая аксиология тела //Мир психологии. 2000. — № 1 (21). С. 82−89.
- Васильева О С., Филатов Ф Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Ритмика и Музыка. М., — 1972, — 152 с.
- Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1985. — 148 с.
- Вейт М.А., ИМ. Черевко. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие. М.: Прометей, 1997. — 161с.
- Вентцель К Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. М., 1993. — С. 61.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
- Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога. Автореф. дис. .канд. психол. Наук. М.: Психол. ин-т РАО, 1992. 18 с.
- Волконский С. Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене.-СПб, 1913.-215 с.
- Вольперт И.Е. Психотерапия. Л., 1972. — 232 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. — 111 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000, — 416 с.
- Газман О С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию. //Новые ценности образования. № 6 — М., 1996. — С. 10−39.
- Гальперин П.Я. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании. М., 1955. — 15 с.
- Гегель Г. Эстетика. Т. 1. 1968. С. 57.
- Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. М., 1975. — С. 17−46.
- Герасимов A.M., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект): Учебное пособие. М.: АПКиПРО, 2001.-64 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебн. поеоб. для вузов. /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
- Гиппиус С В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. Л. — М.: Искусство, 1967. — 186 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах учителя //Вопросы психологии. 1975. -№ 1.
- Гринер В. Ритм в искусстве актера. М., 1993. — 189 с.
- Гринева И М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук. Л., 1981. С. 47−73.
- Гройсман, А Л. Психотерапия для всех. М., 1981. — С. 34 — 56.
- Грошенков И А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы //Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В В Воронковой. М., 1994. — 234 с.
- Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства //Музыка в школе, 1988, -№ 2.
- Готсдииср Л. О восприятии и музыкальном слухе //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. — J11981. С. 41−57.
- Громкова М.Г. Образование — стимул саморазвития личности. //Педагогика. 1993. -№ 3,-С. 22.
- Гуссерль Э. Первая философия. Буффало, 1955. — 33 с.
- Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии //Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М, 1989. — 350 с.
- Гуревич К.М. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1940. — С 155 — 178.
- Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Наука, 1986.285 с.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 124 с.
- Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. -СПб., 1922.
- Догель И М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978 — 272 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 285 с.
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве, теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
- Дудченко B.C. Инновационные технолог ии. М., 1996. — 33.с.
- Евин И.А. Синергетика искусства. М., 1993. -- 171 е.: илл.
- Ершов П.А., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 336 с.
- Журавлев В И Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
- Загвязинский В.И. Методология и методика исследования. М., 1982. -208с.
- Занько С.Ф. Игра и учение. М., 1992. — 101с.
- Запорожец А.В. Восприятие и действие. М., 1982. — 37 с.
- Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на пропесс дыхания у детей и взрослых //Вопросы изучения и воспитания личности. 1929. -№ 1−2.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998. — 169 с.
- Заховаева А.Г. Искусство и его гуманизирующая роль: Социально-философский подход. М.: Издательство «Международная педагогическая академия», 2001. — 144 с. — С. 23.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. — С. 90−102.
- Зись А. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. — С. 9.
- Золтаи Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. — 371 с.
- Иванов В.М. Дионис и прадионисийство. СПб., 1998. — С. 351−397.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992. — 21 I.e.
- Игнатьев А.А. Размышления о «тяжелом металле»: взыскующие исхода и их болельщики (опыт комментария к разговорам с друзьями) //Вопросы философии, 1993. № 1.-С. 31−47.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 207 с. — (Библиотека учителя музыки).
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. -90 с.
- Ильенков Э В. Философия и культура: Мыслители XX века. М., 1991. — С. 23.
- Ильясов И И. Структура процесса учения. М., 1986. — 134.с.
- Исаев И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. М — Белгород: БГУ, 1999. — 224 с.
- Искусство в школе. Журнал. М., 2002. — № 2. — С. 84−86.
- Кабалевский Д Б. Педагогические размышления: Избр. стат. и доклады. -М.: Педагогика, 1986. 324.с.
- Казначеев В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991. — С. 304.
- Каган М С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-319 с.
- Калинкин А. Т. Эстетический идеал, искусство, познание. М., 1983. -197.с.
- Калитеевская ЕР. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию //Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1999. С. 231−239.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Дис .д ра психолог, наук. Грозный, 1985. — 254.с.
- Кант И. //Сочинения: В 6 т. М. 1996. — Т.5.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического разви тия ребенка: Учебное пособие. М., 1997. — 192 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм. М., 1988. — С. 67 — 89.
- Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении. //Преподаватель музыкант. -1999. — № 4. — С. 33.
- Киреев М Л. Сущность насилия. М., 1990. — 103.с.
- Кирюшин В В Музыкальные мифы: Кн. 1−5. М., 1992.
- Кларин M B. Инновации в мировой педагогике. Рига, НПЦ «Эксперемент», 1995. 176 с.
- Князева Е. Н Случайность, которая творит мир. //В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е. и Н Рерихи М., 1991. — С. 25.
- Князева Е.Н., Курдюмов С П. Синергетика как повое мировидение: диалог с И. Пригожиным Вопросы философии, 1992 № 12. С. 3−20.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. — С.64 — 77.
- Колин К К. Стратегические приоритеты образования //Открытое образование. 2001. — № 5. — С.6 — 12.
- Копытин А.И. Основы Арт-терапии. СПб., 1999, — 346 с.
- Когова И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов, 1997.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001. -С. 11−22.
- Критская Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки //Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методич. пособ./Л.В.Школяр, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 1999 -329 с-С. 108−139.
- Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. 1. -М., 1920. С 27 -45.
- Крутецкий В, А Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.- 321 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1981. — 145 с.
- Кулагина И.Е. Художественное движение: Метод Л. Н. Алексеевой М.: Флинта, Наука, 1999. — 120 с.
- Кульневич С В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монограф. Воронеж, 1997 — 235 с.
- Курганов С. Ю Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.
- Лазарев М Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. Рук-во для воспит. дошк. образов, учреждений М.: Академия здоровья, 1997. — 376 с.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. 288 с.
- Леонтьев Д А. Гуманистическая психология как социокультурное явление //Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 2000. — С. 19−29.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
- Лернер И.И. Проблемное обучение. М., 1974. — С. 45 — 65.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. — 350 с.
- Лещинский В И. Педагогическая технология личностной ориентации.1. Воронеж, 1998. С. 25.
- Лещинский В Н., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогич. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. 240 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1987 — С. 68 — 89.
- Лук, А Н. Мышление и творчество. М.: Наука, 1976. — 144 с.
- Ляудис В Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — 135 с.
- Лурия, А Р. Язык и сознание. М., 1979. 157 с.
- Лэнг Р. Д. Расколотое Я. СПб., 1995. — С. 352.
- Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. Вопросы философии. 1988. -№ 11.-С. 57−65.
- Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми М&bdquo- 1992. — С. 55.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. — С. 55−63.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. — С. 430.
- Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педаг огика. М., 1994. — 96.с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлениии обучении. М., 1972. — 175с.
- Медушевский В В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования. М., Московская консерватория, 2001. С. 42 — 43.
- Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства. Искусство в школе. 1999. — № 4 — С. 3−6.
- Методы системного педагогического исследования /Под ред. И. В. Кузьминой. Л., 1980 224 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие М., 1999. — 288. с.
- Миллер A.M. Особенности руководства чтением больных в библиотеках лечебно-профилактических учреждений: Автореф. дис.. канд. псд. наук.1. Л., 1975. 20 с.
- Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
- Моисеев НИ. Современный рационализм. М.: МГВП КОКС, 1995. 376.с.
- Макаренко, А С. Соч.: В 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958−1959. -Т. 5. С. 71.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка //История дошк. заруб. Педагогики: Хрестоматия. М., 1974. — С. 379.
- Морено Дж. Театр спонтанности. Фонд ментального здоровья. -Красноярск, 1993. С. 1 14.
- Музыкальное образование в школе: Учебн. пособие для студ. муз фак. и отд. высш. и сред, пед учебн. заведений /Л.В.Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Л. В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 232 с.
- Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
- Мясищев В Н., Готсдинер А. Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцифалографических и психологических показаний //Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 54−67.
- Мухина В С. Возрастная психология. М., 1997.
- Назайкинский Е В. О психологии восприятия музыки М., 1972. — С. 383.
- Неменский Б.М. Искусство школа формирования личности. — М., 1983.
- Непомнящая НИ. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностики. Формирование. Москва-Воронеж, 2000. — С. 58.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение, 1987. — С. 19, 190.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, пракгики. М., 1995. — С. 15−91.
- Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы //Проблема человека в западной философии. М., 1988. — С. 202−206.
- Основы педагогического мастерства. /Под ред. И. А. Зязгона. М., 1989. -302с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений /В.Л.Сластении и др. М., 1998, — С. 43−53.
- Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра: Пер. англ. //Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии: Пер с англ. СПб.: «Петербург — XXI век», 1995. — 448 с.
- Перов Ю.В. Искусство в сфере общения //Эстетическая культура советского человека /Под ред. М. С. Кагана. М.: МГУ, 1976. — С. 89−96.
- Петелин А.С., Лихолег Н И. Гуманизация уроков музыки в общеобразовательной школе. //Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Сборник научных трудов. Вып. 10. /Под ред. А С. Петелина, Б Д. Яркина. Воронеж. ВГПУ, 2001. — С. 87−95.
- Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. — 121 с.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности, — Ростов н/Д., 1993.-268с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учсбн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
- Пиличяускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема. //Музыка в школе. 1989 — № 1. С. 6−11.
- Платон. Собр. соч.: В 4 г. М., 1994. — Т. З, ч.1. — С. 212.
- Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии. //Методологические и теоретические основы психологии. М., Наука, 1969. С. 190−206.
- Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. С. 58.
- Подуровский В.М., Суслова 11.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. — 320 е.: ноты.
- Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. М., 1985. — 452 с.
- Раппопорт С.Х. Искусство иэмоции. М., 1972, — С. 7.
- Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. .д-ра психол. наук. В виде научного доклада. М., 1993.
- Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев, 1997. — 560 с.
- Ратанова Т А., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 264 с.
- Римский клуб: История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы /Под ред. Д. М. Гвишиани. М. УРСС, 1997. 377 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. /Общ. ред. Е. И. Есениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
- Рожнов В.Е. Ру ководст во по психотерапии. Ташкент, 1979. — 321 с.
- Романова Е С., Потемкина О Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 е., илл.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1998. — Т. 2. — С. — 62.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.-СПб., Питер Ком, 1999.-720с.
- Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. — С.35.
- Самоукина Н.В. «Игры в которые играют.».: Психологический практикум. Дубна: Изд центр «Феникс», 1996, — 160 с.
- Семенов B. F-. Искусство как межличностная коммуникация. Социально-психологическая концепция. СПб.: Петерб. Ун-т, 1995. — 200 с.
- Семлен Ж. Выход из насилия //Глобальные проблемы и общественные ценности. М., 1990. — С. 76−85.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М., 1998. С. 204.
- Сериков В В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сенько Т В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Л. 1991. — 179 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. — 188 с.
- Ситаров В.Л., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия М.: Клуб «Реалисты», 1997. — 336 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Изд-кий центр «Академия», 2001. 408с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997 -308 с.
- Слепневы А. и Дм. Руки в музыке искупай: Мелодия здоровья. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- С. 15−16.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
- Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. С. 491.
- Смирнов С.А. Игровое общение как форма развития деятельности. //Игра в педагогическом процессе. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989. С. 53−62.
- Соловьев B.C. Общий смысл искусства //Сочинения: В 2 т. М., 1988. -С.390 -399.
- Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М., 1978.
- Сорокин П.Л. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред. А. Ю. Согамонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
- Спиркнн А.Г. Основы философии. М., 1988. — С. 532.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. 479 с.
- Степин ВС. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию //Этическая мысль: научно публицистические чтения. 1991. М. 1992.-С. 182−199.
- Столиц В В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983. 284 с.
- Столович Л.Н. Жизнь творчество человек. Функции художественной деятельности. М.: Полит, лит-ра, 1985. 415 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 е., ил.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
- Сурьо Э. Искусство и философия. //Вопросы философии. 1994.-Ж7. С. 114.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1979.
- Тарханов И.Р. О влиянии музыки на человеческий организм. СПб., 1893.
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В.Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, и др. 2-е изд. -М.: Флинта: Наука, 1999. — 336 с.: илл.
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -544 с. (Серия «Психология отечества»),
- Терентьева Н А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию. //Педагогика, 1992. -№ 1. С. 55−60.
- Толстых В.И. Искусство и мораль. М., 1973. — С. 16.
- Толстой Л.Н. Что такое искусство? М., 1985.
- Тзн И. Философия искусства. М., 1995.
- Узнадзе Д.И. Психолог ические исследования. М.: Наука, 1966. — 321 с.
- Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 472.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. С. 138. (Предисловие к «Педагогической антропологии»),
- Ухтомский А.А. Избранные груды. Л., 1978. — 274 с.
- Уманский Л И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов //Методология и методы социальной психологии. М., 1977. — С. 57−58
- Филирева Ж.Г., Сайкина В. Г. Са Фи Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. — СПб., 1979. — 352 с.
- Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств //У водоразделов мысли: Т. 1. Париж, 1985.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и формирование личности. //Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982. — С. 157−207.
- Франкл В. Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии. //Человек в поисках смысла. М., 1990. — С. 308−321.
- Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. Ростов-на Дону, 1990. — С. 7.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — С. 108.
- Хайдеп ер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. — 464 с.
- Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985. 419с.
- Харькин В Н., Гройсман, А Л. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1998. — 196 с.
- Хейзинга И. Homo laudens: Опыт определения игрового элемента культуры, — М.1992. 464с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2х т. М.: Наука, 1986. — 786 с.
- Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С.26 -75.
- Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. Основные положения, исследовния и применение. СПб: Ни гер Пресс, 1997. 608 с.
- Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки /Автореф. дис. .д-ра пед наук. М., 1999. — 28 с.
- Чайковский П И. Полн. собр. соч., Т.З. М., 1953.
- Чернышевский Н.Г. Статьи по эстетике. М., 1938.
- Шарп Д. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этических конфликтов? //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М., 1992. — С. 202−207.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995. — 189 с.
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для детей фонетическим недоразвитием речи //Автореф. М., 1995, — 20 с.
- Шеитенко П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для сгуд. высш. пед. учебн. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский ценр «Академия», 2001. — 208 с.
- Шипулин Г. П. Лечебное влияние музыки //Тр. Ленингр. Науч. исслед. института. 1966. — Т. 38.
- Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы. М.: Флинта, 1999.-88 с.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
- Шостакович Д.Д. О времени и о себе. М. Сов. композитор, 1980. — 23 I .e.
- Штайнер Р. Духовные основы воспитания //Начальная школа. 1994. № 4.
- Шрайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М.: Изд. гр. «Прогресс», 1993. — 268 с.
- Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания //Вопросы философии. 1990. — № 7. — С. 35−39.
- Шушарджан С В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1999.
- Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л., 1969.
- Щербаков А.И. Психология личности учителя //Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.
- Щукина Н И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1972.240 с.
- Щуркова Н Е. Педагогическая технология. М., 1992. — 32 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978. — 304 с.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996. — С. 344.
- Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство: Пер. с англ. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. -304 с. Серия «Актуальная психология».
- Юсов Б.П. Предисловие //В сб. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. -Луганск, 1990.
- Ядов В.А. Социалогические исследования: Методология, программа, методы. М., Наука, 1972.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М&bdquo- 1969.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
- Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев, 1993. С. 50- 52.
- Alwin J. Music therapy. London, 1966.283. 1 lelen L. Bonny. Music and Your Mind. Listening with New Consciushess. -Published by Nation Hill Press, 1973.
- Journal of Music therapy, National Assosiation for Music therapy. Depart-ment of Music, the University of Georgia, Athens.
- Michel D. Music therahy: An introduction to a spesial education through music. -Springfield, 1977.
- Music in therapy. N. Y" 1968. Ed by E. Gaston.
- NordofT P., Bobbins C. Musik Therapy in Special Educations MacDonald fir Evans LTD. London., 1975.
- Priestly M. Music therapy in action L. London, 1975.
- Schwabe Ch. Music-therapy. Bei neurosen und funktionellen storungen. 2-е Auflage. lena, 1972.
- Walker C. Use of Art and Play Therapy //Pediatric Oncology. Vol. 6, № 4. -1989. — P. 121 — 126.