Обучение чтению как способу переработки информации с целью создания учащимися вторичных текстов
Исследования обусловлена проблемами, которые испытывают современные школьники в процессе чтения и создания вторичных текстов на основе прочитанного. Данные проблемы определяют необходимость формирования у школьников умений по осознанию и переработке исходной информации в разных видах вторичных текстов: в тезисах, конспектах, аннотациях и др. В современной школе формирование данных умений… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения учащихся аналитическому чтению для создания вторичных текстов
- 1. 1. Чтение и письмо как виды речевой деятельности
- 1. 2. Конспекты и тезисы как вторичные тексты: классификация, особенности сжатия информации и специфика создания
- 1. 3. Специфика видов чтения
- 1. 4. Методика обучения чтению (исторический аспект)
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Понимание текста как основа переработки информации
- 2. 1. Определение системообразующих терминов речевой деятельности
- 2. 2. Структура процесса понимания
- 2. 3. Понимание и мышление в структуре речевой деятельности
- 2. 4. Современное состояние сформированности аналитического чтения учащихся констатирующий эксперимент)
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. Обучение пониманию текста: теория и практика
- 3. 1. Методические концепции организации понимания в процессе обучения чтению
- 3. 2. Методика обучения информационной переработке текста
- 3. 3. Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для средней школы
- Выводы по третьей главе
- ГЛАВА IV. Методика обучения школьников чтению с целью создания вторичных текстов (9 класс)
- 4. 1. Теоретическое обоснование методики чтения
- 4. 2. Обучение чтению на уроках русского языка и овладение жанрами творческой переработки текстов (обучающий эксперимент)
- Выводы по четвертой главе
Обучение чтению как способу переработки информации с целью создания учащимися вторичных текстов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена проблемами, которые испытывают современные школьники в процессе чтения и создания вторичных текстов на основе прочитанного. Данные проблемы определяют необходимость формирования у школьников умений по осознанию и переработке исходной информации в разных видах вторичных текстов: в тезисах, конспектах, аннотациях и др. В современной школе формирование данных умений необходимо для успешного прохождения итоговой аттестации, а также других форм контроля на уроках русского языка. Умение аналитически читать текст, т. е. понимать прочитанное, извлекать из текста информацию, продуцировать текст с разной степенью сжатия и создавать разные виды вторичных текстов — это умения, которые должны быть сформированы у школьников. Понимание прочитанного обеспечивает возможность дальнейшей работы с исходным текстом: изменение, сжатие или расширение информации первоначального текста. Чтобы понять информацию исходного текста, необходимо правильно его прочитать. Из-за неумения читать, понимать прочитанное и работать с полученной информацией школьники испытывают трудности при создании вторичных текстов. Отсутствие у школьников умений, необходимых для успешного написания вторичного текста, приводит к тому, что учащиеся не могут выполнить итоговые аттестационные задания. Поэтому перед учителями и методистами встает задача обучения учащихся аналитическому чтению.
Актуальность обусловлена также отсутствием специальных исследований, где бы излагалась методика обучения школьников девятых классов аналитическому чтению текста с последующей его письменной переработкой в форме тезисов, конспектов и др. Необходимость специального диссертационного исследования с изучением эффективных методов развития связной письменной речи учащихся на основе аналитического чтения объясняется также тем, что обучение созданию вторичных текстов связано с построением специальной методики по усвоению правил переработки и сжатия исходной информации, т. е. интеллектуальной деятельности, необходимой в процессе обучения.
Философские, литературоведческие, лингвистические и методические аспекты проблемы чтения освещены в трудах A.A. Алферова, Е. В. Архиповой, В. Ф. Асмуса, Р. Барта, М. М. Бахтина, A.A. Брудного, О. И. Горбич, Т. К. Донской, Н. И. Жинкина, О. Н. Зайцевой, A.A. Залевской, И. А. Зимней, М. Д. Зиновьевой, H.A. Ипполитовой, З. И. Клычниковой, E.H. Колокольцева, Н. В. Кулибиной, Т. А. Ладыженской, П. А. Леканта, A.A. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. Р. Львова, H.A. Николиной, Е. С. Романичевой, С. Л. Рубинштейна, H.H. Светловской, Л. А. Тростенцовой, И. В. Усачевой, С. К. Фоломкиной, Н. С. Хохловой и др.
Однако рассмотрение проблемы чтения будет неполным, если мы не обратимся к особенностям механизмов) понимания письменного текста. Для этого необходимо рассмотреть философские, психологические, психолингвистические аспекты понимания (В.П.Белянин, М. Е. Бершадский, A.A. Брудный, С. А. Васильев, Л. С. Выготский, Л. П. Доблаев, A.A. Залевская, г A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), обратиться к вопросам восприятия и порождения текста (Л.С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, A.A. Леонтьев и др.), затронуть лингвистические, литературоведческие проблемы понимания текста (A.A. Алферов, В. Ф. Асмус, М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Ю. Н. Тынянов, М. Хайдеггер и др.), проанализировать вопросы понимания и интерпретации в герменевтике и риторике (В .И. Аннушкин, Г. И. Богин, A.A. Брудный, A.A. Ворожбитова, Х.-Г. Гадамер, Ю. Н. Караулов, В. Г. Кузнецов, А. К. Михальская, П. Рикер, Ф. Шлейермахер и др.).
Результатом аналитического чтения становится создание вторичного текста (конспекта, тезисов, изложения (полного и сжатого) и др.). До 20-х годов XX века изложение рассматривалось как механическое воспроизведение исходного текста. В работах К. Б. Бархина, В. А. Добромыслова, A.M. Пешковского, М. А. Рыбниковой, а позднее H.H.
Алгазиной, М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской разрабатывается идея необходимости проведения анализа прочитанного текста. В конце XX — начале XXI века в преподавании русского языка стали активно использоваться разнообразные виды анализа текста (Е.С. Антонова, Т. М. Воителева, А. П. Еремеева, H.A. Ипполитова, Е. В. Любичева, М. В. Николаева, Т. М. Пахнова, Т. М. Фалина, Л. С. Якушина и др.).
Создание любого вторичного текста (изложения, конспекта, тезисов и др.) строится на умении^ работать с информацией исходного текста: производить ее сжатие (расширение, трансформацию и др.). Рассмотрение этого вопроса невозможно без обращения к исследованиям авторов в области лингвистики текста (Л.Г.Бабенко, Н. С. Валгина, И. Р. Гальперин и др.). Гипотеза исследования.
Работа, направленная на обучение созданию вторичных текстов, будет более эффективной, если:
1) элементы комплексной работы по обучению чтению и пониманию текста систематически включать в уроки русского языка (а не только в специальные уроки по развитию речи) в 9-ых классах;
2) последовательно формировать умения учащихся в понимании прочитанного текста, сжатии текста и последующей переработке информации путем трансформации, сжатия и др.;
3) поэтапно проводить комплексную работу по формированию умений создавать вторичные тексты;
4) учитывать необходимость реализации внутрипредметных связей между уроками русского языка и литературы;
5) методично вырабатывать у школьников навык самоконтроля;
6) системно использовать на уроках русского языка техник понимания. Цель диссертационного исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования умений переработки текста на основе аналитического чтения произведений научного стиля.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы методики создания вторичных текстов на основе аналитического чтения первичного (исходного) текста:
1) изучить методическуюлингвистическую, психологическую литературу, посвященную вопросам обучения чтению и понимания текста;
2) выделить круг понятий^ определяющих работу по обучению чтению' и написанию вторичных текстов на основе прочитанного;
3) выявить психолого-педагогические особенности чтения, понимания и техники переработки текста;
4) проанализировать действующие программы и учебники по русскому языку с целью определения возможностей работы по обучению аналитическому чтению и созданию вторичных текстов.
2. Провести констатирующий эксперимент, в ходе которого установить уровень понимания школьниками прочитанного текста и сформированное&tradeумений создавать вторичный текст. Выявить трудности, которые испытывают школьники в процессе чтения и понимания текста. Проанализировать уровень знаний, умений и навыков, необходимых для аналитического чтения текста и создания на основе прочитанного вторичных текстов.
3. Разработать методику обучения школьников написанию конспектов и тезисов на основе аналитического чтения. Проверить эффективность предлагаемой методики, статистически обработать и методически интерпретировать ее результаты.
Объект исследования — процесс обучения видам письменной речевой деятельности.
Предмет исследования — методическая система обучения созданию вторичных текстов на основе аналитического чтения произведений научного стиля.
Методы исследования были обусловлены целью и задачами исследования:
1. Теоретический (анализ методической, психолого-педагогической, лингвистической, философской литературы по теме исследования).
2. Социолого-педагогический (анализ программ и учебников по русскому языку для 9-ых классов, анализ устной и письменной речи учащихся).
3. Метод теоретических построений (формулирование гипотезы, определение теоретических основ, исходных положений исследования).
4. Экспериментальный (анкетирование и наблюдение при. проведении констатирующего и обучающего эксперимента, тестирование, метод индивидуальных бесед). '.
5. Статистический (обработка результатов эксперимента с помощью компьютерной программы «Педстатистика») [Архипова, 1994].
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Дано определение понятия вторичные тексты как совокупности текстов, созданных на основе оригинального (исходного) текста и обладающих набором общих признаков.
2.Пред ставлено научное обоснование введения в учебный словарь школьника понятия вторичные тексты.
3. Создана методическая система, обеспечивающая продуцирование вторичных текстов на основе аналитического чтения произведений научного стиля.
4.Предложена модель комплексного анализа учебного текста, позволяющая активизировать речемыслительную деятельность учащихся по переработке исходных текстов.
5.На основе модели комплексного анализа учебного текста разработана технология интеллектуальной учебной деятельности учащихся 9-ых классов, реализующая основные цели обучения русскому языку и направленная на формирование языковой личности.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования умения аналитического чтения с целью создания вторичных текстов.
Практическая значимость исследования связана с созданием системы упражнений, формирующих умения писать вторичные тексты (конспект и тезисы) на основе обучения школьников приемам чтения, которая может быть рекомендована учителю для использования на уроках русского языка в школе. Практическая значимость также заключается в использовании предложенной системы для подготовки учащихся к итоговым и аттестационным работам и в необходимости создания для современного учителя комплекса методических рекомендаций.
Основные этапы исследования:
На первом этапе 2006;2008 гг. выявлялись проблемы, которые испытывают современные школьники в процессе чтения и создания вторичных текстов на основе прочитанного, проводился констатирующий эксперимент, выдвигалась гипотеза. Определялись теоретические основы исследования, изучались научные труды в области лингвистики, методики преподавания русского языка, психологии, проводился анализ действующих программ и учебников, пособий по русскому языку.
На втором этапе 2008;2009 гг. формулировались цели и задачи исследования, уточнялась гипотеза и ожидаемые результаты, разрабатывалась концепция системы обучения, для чего создавалась программа, подбирался материал для обучающего эксперимента. Проводилось экспериментальное обучение, затем осуществлялась статистическая обработка полученных результатов.
На третьем этапе 2009;2010 гг. проводились анализ и обобщение результатов исследования, формулировались выводы по основным положениям гипотезы, происходило внедрение методики в практику массового обученияобобщались результаты всего исследования и намечались перспективы дальнейшей работы.
Апробация основных положений и результатовисследования:
1. Публикации* потеме исследования в журналах «Среднее профессиональное образование», «Вестник МГОУ», в сборниках научных трудов Московского гуманитарного педагогического института.
2. Выступления на научно-практических конференциях в Московском гуманитарном педагогическом институте: «Филологические традиции Bi современном литературном и лингвистическом образовании», «Дни науки» в 2008 г., 2009 т. и 2010 г.
3. Проведение лекционных, семинарских занятий" по теме эксперимента для студентов Московского гуманитарного педагогического института.
4. Экспериментальная работа в школах г. Москвы № 17, № 120, № 149, № 862, № 59 (участвовало более 200 школьников).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Трудности, которые возникают у современных школьников при создании вторичных текстов, преодолеваются" благодаря аналитическому чтению, направленному на понимание текста.
2. Научно обоснованная* иопытно проверенная методика способствует формированию умений по созданию вторичных текстов на основе аналитического чтения произведений научного стиля.
3. Системное использование техник понимания способствует более полному пониманию прочитанного текста и формированию умений по созданию вторичных текстов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 9−11 классах школ г. Москвы (№ 862, № 120, № 59, № 1598, № 17) в течение четырех лет (2006;2010 гг.).
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на современные методические концепции, использованием методов, которые соответствуют предмету, целям и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы, а также апробацией материалов исследования посредством выступления на конференциях, рабочих семинарах и размещением статей научного содержания в профессионально ориентированной печати.
Выводы по четвертой главе.
1. Результаты конспектирования показали, что у учащихся сформированы следующие умения: 1) умение раскрывать тему- 2) умение передавать основную идею- 3) умение выделять структурные части текста (введение, основная часть, заключение) — 4) умение обобщать информацию- 5) умение сжимать информацию- 6) умение соединять информацию и определять порядок ее расположения.
2. Анализ конспектов и ответов учащихся на вопросы анкеты подтверждает эффективность предложенной методики формирования умения создавать вторичные тексты.
В целом анализ результатов позволяет сделать вывод о целесообразности составленной программы:
• теоретический материал вводимых понятий оказался доступным и понятным для учащихся 9 классов;
• работа с текстами на основе словарных статей вызвала не только интерес учащихся, но и способствовало формированию умения работать со словарем;
• задания по созданию вторичных текстов и передачи информации «своими словами» способствовало развитию творческих способностей учащихся;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В работе представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования умений переработки текста на основе аналитического чтения произведений научного стиля.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: определены теоретические основы методики создания вторичных текстов на основе аналитического чтения текстапроведен констатирующий эксперимент, в ходе которого установлен уровень понимания школьниками прочитанного текста и сформированности умения создавать вторичный текствыявлены трудности, которые испытывают школьники в процессе чтения и понимания текстапроанализирован уровень знаний, умений и навыков, необходимых для аналитического чтения текста и создания на основе прочитанного вторичных текстовразработана методика обучения школьников написанию конспектов и тезисов на основе аналитического чтенияпроверена эффективность предлагаемой методикистатистически обработаны и методически интерпретированы ее результаты.
Экспериментальное обучение подтвердило верность цели и обоснованность гипотезы данного диссертационного исследования: элементы комплексной работы по обучению чтению и пониманию текста систематически включались в уроки русского языка (не только в специальные уроки по развитию речи) в 9-ых классахпоследовательно формировались умения учащихся в понимании прочитанного текста, сжатии текста и последующей переработке информации путем трансформациипоэтапно проводилась комплексная работа по формированию умения создавать вторичные текстыучитывалась необходимость реализации межпредметных связей между уроками русского языка и литературыметодично вырабатывался у школьников навык самоконтролясистемно использовались на уроках русского языка техники понимания.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие методические закономерности, которые составили его научную новизну: дано определение понятия вторичные тексты как совокупности текстов, созданных на основе оригинального (исходного) текста и обладающих набором общих признаковпредставлено научное обоснование введения в учебный словарь школьника понятия вторичные текстысоздана методическая система, обеспечивающая продуцирование вторичных текстов на основе аналитической работы с произведениями научного стиляпредложена модель комплексного анализа учебного текста, позволяющая активизировать речемыслительную деятельность учащихся по переработке исходных текстовна основе модели комплексного анализа учебного текста разработана технология интеллектуальной учебной деятельности учащихся 9-ых классов, реализующая основные цели обучения русскому языку и направленная на формирование языковой личности.
Сопоставительный анализ результатов констатирующего и обучающего экспериментов свидетельствует, что применение разработанной нами методики обучения аналитическому чтению на основе техник понимания существенно повышает уровень понимания текста учащимися и способствует формированию умений по созданию вторичных текстов. ч.
Список литературы
- Абакумов, С.И. Творческое чтение: Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа Текст. / С. И. Абакумов. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. — 136 с.
- Агранович, Н.Б. Вторичные тексты в коммуникативно-когнитивном аспекте Текст.: дис.. канд. пед. наук/Н.Б. Агранович. М., 2006. -152 с.
- Алексеева, О.В. Использование изложений в процессе изучения морфологии в V-VII классах Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Алексеева. М., МПГУ, 2000. — 246 с.
- Андреев, O.A. Техника быстрого чтения / O.A. Андреев, Л. Н. Хромов. Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1987. — 203 с.
- Андросюк, В.Г. Психологические особенности понимания научного текста учащимися Текст.: автореф.. канд. психол. наук / В. Г. Андросюк. Киев, 1981. — 24 с.
- Антонова, Е.С. Знать или понимать? Текст. / Е. С. Антонова // Русский язык в школе. 1999. — № 3. — С. 10−18.
- Антонова, Е.С. Методика преподавания русскогоязыка: коммуникативно-деятельностный подход Текст.: учебное пособие / Е. С. Антонова. М.: КНОРУС, 2007. — 464 с.
- Ю.Антонова, Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 7−8 классов Текст. / Е. С. Антонова. М.: Вербум-М, 2001. — 176 с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи мышления школьников 7−8 классов Текст. / Е. С. Антонова. М.: Вербум-М, 2001.- 112 с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста Текст. / Е. С. Антонова // Русский язык в школе. 2000.-№ 6. — С. 3−11.
- Анухтин, В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. Б. Анухтин. М., 1977. — 29 с.
- Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. В. Архипова. М.: Вербум-М, 2004. — 192 с.
- Архипова, Е.В. Оценка результатов обучающего эксперимента по русскому языку (с применением компьютера) Текст.: методическое пособие для студентов-дипломников / Е. В. Архипова. Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та, 1994. — 53 с.
- Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество Текст. / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. — с. 119.
- Афанасьев, П.О. Краткая методика родного языка Текст. / П. О. Афанасьев. М.: Учпедгиз, 1930. — 140 с.
- Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа Текст. / Л. Г. Бабенко. М.: Акад. Проект, 2004. — 247 с.
- Бабина, Л.В. «Вторичные тексты», вторичность и интертекстуальность Текст. / Л. В. Бабина // Онтология языка и егосоциокультурные аспекты: материалы конф. аспирантови молодых ученых Ин-та языкознания РАН (1998 г.). М.: 1999. — С. 15−19.
- Бабосин, Г. А. Урок обучающего изложения Текст. / Г. А. Бабосин //
- Бархин, К.Б. Методика русского языка в средней школе Текст. / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1937. — 94 с.
- Бархин, К.Б. Методика тихого чтения в связи с задачами по развитию речи. Для преподавателей 1 ступени Текст. / К. Б. Бархин. М.: Работник просвещения, 1930. — 88 с.
- Бархин, К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений Текст. / К. Б. Бархин. М.: Рабпрос, 1930. — 320 с.
- Батищев, Г. С. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) Текст. / Г. С. Батищев, Н. Н. Лебедева // Вестник высшей школы. -1989. -№ 8. -С. 58−63.
- Бауман, Н. Доступность учебных текстов, факторы, затрудняющие понимание и их устранение Текст. / Н. Бауман и др. // Проблемы школьного учебника. Вып. 18. — М.: Просвещение, 1988. — С. 224 258.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин- Сост. С.Г. Бочаров- Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина-
- Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.:1. Искусство, 1979. 424 с.
- Безрукова, В. Конспект и конспектирование Текст. / В. Безрукова // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 150−154.
- Белянин, В.П. Психолингвистика: учебник Текст. / В. П. Белянин. -6-е изд. М.: Флинта, МПСИ, 2009. — 416 с.
- Берман, И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах Текст. / И. М. Берман. М.: Высш. шк., 1970. — 230 с.
- Бершадский, М.Е. Понимание как педагогическая категория, (мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?) Текст. / М. Е. Бершадский. М.: Центр Педагогический поиск, 2004. — 176 с.
- Бирюков, П.Б. Чтение учащихся высшей школы в контексте образовательного процесса Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / П. Б. Бирюков. М., Рос. ин-т культурологи, 1999. — 18 с.
- Богин, Г. И. Интерпретация текста Текст. / Г. И. Богин. Тверь: Изд-во Тверского госуниверситета, 1995. — 38 с.
- Богин, Г. И. Методологическое пособие по интерпретации художественного текста: Для занимающихся иностранной филологией Электронный ресурс. URL: Чhttp://www.auditorium.ru/books/113/ (дата обращения: 15.02. 2010).
- Богин, Г. И. Типология понимания текста: учеб. пособие Текст. / Г. И. Богин. Калинин: 1986. — 84 с.
- Богин, Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека Текст. / Г. И. Богин. Калинин: КГУ, 1975. -106 с.
- Богин, Г. И. Филологическая герменевтика Текст. / Г. И. Богин. -Калинин: КГУ, 1982. 86 с.
- Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
- Бородина, A.B. Учим. читать: Уроки динамического чтения Текст. / A.B. Бородина, С. М. Бородин. JL: Лениздат, 1985. — 192 с.
- Брудный, A.A. Психологическая герменевтика Текст. / A.A. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. — 366 с.
- Быстрицкий, Е.К. Научное познание и проблема понимания Текст. / Е. К. Быстрицкий. Киев: Наукова думка, 1986. — 134 с.
- Быстрицкий, Е.К. Понимание и практическое сознание Текст. / Е. К. Быстрицкий // Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1991. — С. 25−38.
- Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие Текст. / Н. С. Валгина. -М.: Логос, 2003.-280 с.
- Васильев, С.А. Уровни понимания текста Текст. / С. А. Васильев // Понимание как логико-гносеологическая проблема: сб. науч. тр. / Отв. ред. М. В. Попович. Киев: Наук, думка, 1982. — С. 91−122.
- Васильев, С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста Текст. / С. А. Васильев. Киев: Наукова думка, 1988. — 240 с.
- Васильев, С.А. Изменение смысла текста в процессе его функционирования Текст. / С. А. Васильев // Доказательство и понимание. Киев: Наукова думка, 1986. — С.59−95.
- Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов Текст. / А. Вежбицкая- пер. с англ. А. Д. Шмелёва. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 288 с.
- Вейзе, A.A. Теория и практика порождения вторичного текста в курсе вузовского обучения иностранному языку (на материале английского языка) Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / A.A. Вейзе. Минск, Мин. гос. лингв, ун-т, 1993. — 31 с.
- Венделанд, А.Э. К вопросу о композиционно-смысловой структуре учебного текста и ее влиянии на понимание Текст.: дис.. канд. психолог, наук / А. Э. Венделанд. М., 1970. — 293 с.
- Вербицкая, М.В. Теория вторичных текстов: на материале соврем, англ. яз. Текст.: автореф. дис. д-ра филол. наук / М. В. Вербицкая. -М., Моск. гос. ун-т., 2000. 47 с.
- Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей Текст. / В. В. Виноградов. М.: Гослитиздат, 1961. — 614 с.
- Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи Текст.: учебник, для 10−11 классов общеобразоват. учрежд. / А. И. Власенков, JI.M. Рабченкова. 11-е изд. — М.: Просвещение, 2005. -350 с.
- Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы Текст.: учеб. пособие для студ. сред. проф. ^ учеб. заведений / Т. М. Воителева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
- Ворожбитова, A.A. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учеб. пособие Текст. / A.A. Ворожбитова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2005. — 367 с.
- Вьюшкова, JI.H. Совершенствование чтения на уроках русского языка Текст. / JI.H. Вьюшкова // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 3−9.
- Вьюшкова, JI.H. Обучение школьников постановке вопросов как средству анализа учебно-научного текста по русскому языку Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / JI.H. Вьюшкова. М., 1990. — 16 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии Текст. / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Гадамер, Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 407 с.
- Галактионова, Т.Г. Развитие культуры чтения современных школьников как социально-педагогическая проблема Текст. / Т. Г. Галактионова // Образование без границ. 2004. — № 2. — С. 52−54.
- Галактионова, Т.Г. Социально-педагогические предпосылки решения проблемы чтения современных школьников Текст. / Т. Г. Галактионова // Современная учебная книга: материалы научно-практической конференции. Спб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. -С. 112−122.
- Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методические основы исследования) Текст. / Т. Г. Галактионова. -СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 167 с.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / Гальперин И. Р. 6-е изд. — М.: УРСС Эдиториал, 2008. — 144 с.
- Гецов, Г. Г. Работа с книгой: рациональные приемы Текст. 7 Г. Г. Гецов. М.: Полымя, 1989. — 176 с.
- Голев, Н.Д. К основаниям деривационной интерпретации вторичных текстов Электронный ресурс. / Н. Д. Голев, Н. В. Сайкова // Алтайские лингвистические страницы. URL: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/z89.html (дата обращения 17.04.08).
- Горбич, О.И. Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников Текст. /
- О.И. Горбич // Вестник ПСТГУ. Серия 4,
- Педагогика. Психология. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. — Вып.1. — С. 89 102.
- Граник, Г. Г. Как учить работать с книгой Текст. / Г. Г. Граник.- М.: НПО Образование, 1995. 256 с.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии. Книга для учащихся 5−7 классов Текст. / Г. Г. Граник. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Громов, Е.С. Искусство и герменевтика в ее эстетическом и социологическом измерениях Текст. / Е. С. Громов. СПб.: Аллетея, 2004.-336 с.
- Данилов, A.A. История России XX начало XXI века: 9 класс Текст. / A.A. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М.: Просвещение, 2006. — 256 с.
- Дейкина, А.Д. Подготовка к изложению как к экзаменационной работе Текст. / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. 1994. -.№ 1. -С. 9−19.
- Дейкина, А.Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка Текст.: пособие для учителя / А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова. М.: Флинта, Наука, 1998. — 144 с.
- Демьянков, В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность Текст. / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1983. — № 6. — С. 58−67.
- Дьяченко М.И. Психологический словарь справочник Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Мн.: Хорват- - М.: ACT, 2001. -576 с. — (Библиотека практической психологии).
- Доблаев, Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста Текст. / Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1965. — 92 с.
- Доблаев, Л.П. Психологические основы работы над книгой Текст. / Л. П. Доблаев. М.: Книга, 1970. — 71 с. N
- Доблаев, JI.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания Текст. / Л. П. Доблаев. М.: Педагогика, 1982.- 176 с.
- Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения Текст. У Т.Г. Егоров- вступительная статья и подготовка к изданию В. А. Колягина. СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
- Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения Текст. / Т. Г. Егоров. М.: АПН РСФСР, 1953. — 264 с.
- Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте Текст. / Т. Г. Егоров. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — 107 с.
- Ембулаева, Т.Е. Обучение учащихся приемам осмысления учебных лингвистических текстов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Ембулаева. М., 1993. — 251 с.
- Ембулаева, Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте Текст. / Т. Е. Ембулаева // Русский язык в школе. -1999. № 4. — С. 12−21.
- Ембулаева, Т.Е. Работа с учебными лингвистическими текстами Текст. / Т. Е. Ембулаева // Русский язык в школе. 1990. — № 3. — С. З-10.
- Еремеева, А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Еремеева А. П. М., МПГУ, 1991. — 44 с.
- Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 тт. ACT, Астрель, Харвест, 2006.
- Жариков, Е. С. Для тебя и о тебе: кн. для учащихся Текст. / Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Железнякова, О.М. Проблемные тексты как средство улучшения знаний Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. М. Железнякова. Ульяновск, 1992. — 204 с.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин, Н. И Мышление и речь Текст.: сб. статей / Н.И. Жинкин- под. ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина. М.: Изд-во Акад. Ед. наук РСФСР, 1963. — 272 с.
- Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов Текст. / Н. И. Жинкин // Известия АПН РСФСР. 1956. — № 78. — С. 141−250.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. — 157 с.
- Жукова, Л.П. Чтение и понимание Текст.: Учебное пособие для ин-тов и фак. иностр. яз.: учебник / Л. П. Жукова, К. А. Мичурина. М.: Высшая школа, 1982. — 128 с.
- Журавлева, Л.С. Обучение чтению (на материале художественных текстов) Текст. / Л. С. Журавлева, М. Д. Зиновьева. М.: Русский язык, 1984. — 223 с.
- Залевская, A.A. Введение в психолингвистику Текст. / A.A. Залевская. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 382 с.
- Залевская, A.A. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды Текст. / A.A. Залевская. М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
- Залевская, A.A. Текст и его понимание: Монография Текст. / A.A. Залевская. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. — 177 с.
- Зарубина, Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты Текст. / Н. Д. Зарубина. М.: Русский язык, 1981. — 113 с.
- Зимницкий, В.Г. Методика чтения по происхождению алфавита Текст. / В. Г. Зимницкий. М.: Куз. пост 1914. — 168 с.
- Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
- Зиновьева, М.Д. Обучение чтению: на материале художественных текстов Текст. / М. Д. Зиновьева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1988. — 151 с.
- Золотарев, С.А. Методика русского языка Текст. / С. А. Золотарев. Пг.: 1922. — 97 с.
- Знаков, В.В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии Текст. / В. В. Знаков // Вопр. психол. 1986. -№ 3.-С. 163−170.
- Знаков, В.В. Понимание как проблема психологии мышления Текст. / В. В. Знаков //Вопросы психологии. -1991. № 1. — С. 18−26.
- Из истории русской гуманистической мысли Текст.: Хрестоматия для учащихся старших классов / А. Ф. Малышевский, Д. С. Лихачев, А. Ю. Лазебникова и др.- сост., примеч. Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1993.-288 с.
- Ивченков, П.Ф. Обучающие изложения. 5−9 классы: пособие для учителя Текст. / П. Ф. Ивченков. М.: Просвещение, 1994. — 224 с.
- Ипполитова, H.A. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение Текст. / H.A. Ипполитова // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 9−14.
- Ипполитова, H.A. Совершенствование механизма речи школьников на уроках русского языка Текст. / H.A. Ипполитова // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С. 3−9.
- Ипполитова, H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / H.A. Ипполитова. М.: Флинта, Наука, 1998. — 176 с.
- Ионова, C.B. Аппроксимация содержания вторичных текстов Текст.: моногр. / C.B. Ионова- науч. ред. В. И. Шаховский. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. 380 с.
- Казарцева, О.М. Письменная речь: учеб. пособие для учащихся 10−11 классов и абитуриентов Текст. / О. М. Казарцева, О. В. Вишняков. М.: Флинта, Наука, 1998. — 256 с.
- Каменская, O.JI. Текст и коммуникация Текст.: учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз / O.JI. Каменская. М.: Высш. шк., 1990. — 152 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 264 с.
- Катаева, Н.И. Коректировочно-комплексный подход к работе над вторичным текстом (изложением) на этапе предвузовской подготовки в высшее военное учебное заведение Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Кашаева. М., 1997. — 17 с.
- Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке Текст.: пособие для учителя / З. И. Клычникова. М.: Просвещение, 1983. -207 с.
- Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр Академия, 2003. — 176 с.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
- Конспектирование Текст.: Методические указания, задания и образцы / Сост. Л.П. Бирюкова- Чуваш, ун-т. Чебоксары: 1995. — 28 с.
- Котельникова, А. Изложения с перегруппировкой материала Текст. / А. Котельникова // Русский язык в школе. 1996. — № 3. — С. 20−29.
- Костюк, Г. С. О психологии понимания Текст. / Г. С. Костюк // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. — С. 195 228.
- Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие Текст. / И. Н. Кузнецов. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 352 с.
- Кузнецов O.A. Быстрое чтение: разработка модели и практика обучения Текст. / O.A. Кузнецов, А. Н. Коренев, JI.H. Хромов // Вопросы психологии. -1976. № 4. — С. 80−92.
- Кузнецов O.A. Скорочтение Текст. / O.A. Кузнецов,^ JI.H. Хромов. Рига: 1991. — 159 с.
- Кузнецов, O.A. Техника быстрого чтения Текст. / O.A. Кузнецов, JI.H. Хромов при участии А. Н. Коренева. М.: Книга, 1983. -186 с.
- Кузнецова, H.A. Понимание учебного текста как дидактическая проблема Текст. / H.A. Кузнецова. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998. — 82 с.
- Кулибина, Н.В. Зачем, что и как читать на уроке? Текст. / Н. В. Кулибина. Спб.: Златоуст, 2001. — 264 с.
- Куличицкая, H.H. Использование системы ключевых -слцв для интерпретации худ. текста на уроках словесности в целях нравственного восприятия учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / H.H. Куличицкая. Орел, 2004. — 217 с.
- Курс эффективного чтения учебного и научного текста Текст. -3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та 1998. — 88 с.
- Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
- Ладыженская Т.А. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики: понятие о речевых жанрах Текст. / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Русская словесность. 2002. — № 4.- С. 65−70.
- Ладыженская, Т.А. Особенности языка ученических изложений Текст. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1965. -165 с.
- Ладыженская, Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс: кн. для учителя Текст. / Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова.- 3-е изд., с измен. М.: Флинта, Наука, 1999. — 328 с.
- Леонтьев, A.A. Деятельный ум: (Деятельность, Знак, Личность) Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 2001.-380 с.
- Леонтьев, A.A. Место психологии в современной науке о чтении Текст. / A.A. Леонтьев // В кн.: Проблема социологии и психологии чтения. М.: 1975. — С. 39−46.
- Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев, A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1969. -308 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И .Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся Текст. / И .Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1971. — № 4.- С. 34−39.
- Лидман-Орлова, Т. К. Учимся писать изложения Текст. / Т.К. Лидман-Орлова. М.: Дрофа, 2003. — 176 с.
- Лингводидактический словарь: более 2000 слов Текст. A A.M. Щукин. М.: Астрель, 2008. — 746 .
- Лосева, Л.М. Как строится текст Текст. / Л. М. Лосева.-- М.: Просвещение, 1980. 324 с.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПБ», 1998.- С. 14−285.
- Львов, М.Р. Основы теории речи Текст. / М. Р. Львов. М.: 2000. — 245 с.
- Львов, М.Р. Риторика. Культура речи Текст. / М. Р. Львов. М.: Изд-й центр, 2004. — 272 с.
- Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка Текст.: пособие для студ. пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. М.: Академия: Высшая школа, 1999. — 272 с.
- Львов, М.Р. Тенденция развития речи учащихся Текст.: пособие для студентов пединститута / М. Р. Львов. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — 79 с.
- Луньков, А.И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения (построение метода анализа) Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / А. И. Луньков. М., 1986. — 20 с.
- Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования Текст. / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. — 247 с.
- Любичева Е.В. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся) Текст.: уч. пособие / Е. В. Любичева, Н.Г. Ольховик- под ред. Е. В. Любичевой. СПб.: Сага, Азбука-классика, 2005. — 368 с.
- Ляховицкий, M.B. Методика преподавания иностранных языков Текст. / М. В. Ляховицкий. М.: Высш. школа, 1981. — 159 с.
- Мамушин, В.Е. О развитии умения совершенствовать текст Текст. / В. Е. Мамушин // Русский язык в школе. -1972. № 2. — С. 1922.
- Мамушин, В.Е. Повторная работа над текстом изложения Текст. / В. Е. Мамушин // Русский язык в школе. 1973. — № 2. — С. 16−18.
- Мамушин, В.Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / В. Е. Мамушин. Иваново: 1979. — 411 с.
- Марат, Ф.С. Система обучения сжатому изложению в IV югассе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ф. С. Марат. М., 1974. — 23 с.
- Методика преподавания русского языка в школе Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. — 368 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка Текст.: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.-лпод ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 464 с.
- Мещеряков, В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст Текст.: уч. пособие / В. Н. Мещеряков. М.: Флинта, 2004. — 240 с.
- Микк, Я.А. Оптимизация сложности учебного текста Текст.: В помощь авторам и редакторам / Я. А. Микк. М.: Просвещение, 1981. -119 с.
- Мильчин, А.Э. Издательский словарь-справочник Текст. / А. Э. Мильчин. 3-е изд. — М.: ОЛМА-Пресс, 2009. — 500 с.
- Минько, Н.В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения Текст. / Н. В. Минько. СПб.: СПбГУАП, 2001. — 98 с.
- Михайлова, С.Ю. О конспектировании и реферировании при чтении текстов Текст. / С. Ю. Михайлова, P.M. Нефедова // Русский язык в школе. 1998. — № 2. — С. 15−18.
- Михайлова, С.Ю. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения Текст.: пособие с текстами и ключами / С. Ю. Михайлова, P.M. Нефедова. М.: Юнвес. 1998. — 256 с.
- Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово Текст.: уч. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. М.: 1996. — 416 с.
- Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория Текст. / А. К. Михальская. М.: Изд. центр Академия, 1998. — 284 с.
- Мишечкина, В.В. Обучение конспектированию как средство развития речи (на факультативных занятиях по русскому языку) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Мишечкина. Орел: 2000. — 21 с. .
- Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения Текст. /И.Д. Морозова. М.: Просвещение, 1984. — 184 с.
- Мурзин, JI.H. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н. Мурзин. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. — 172 с.
- Мучник, Б.С. Культура письменной речи Текст. / Б. С. Мучник. -М.: Аспект-пресс, 1996. 175 с.
- Неволин, И.Ф. Чтение как умственная деятельность Текст. / И. Ф. Неволин // Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. МБ. Гамезо. Вып. 2. — М.: 1982. — С. 73−96.
- Никитина, Е.И. Связный текст на уроках русского языка Текст. / Е. И. Никитина. М.: Просвещение, 1966. — 328 с.
- Николаева, М.В. Совершенствование интерпретационной деятельности студентов в процессе чтения художественного текста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Николаева. М., 2008. — 16 с.
- Николаенко, Т.М. Формирование общеучебного умения работы с книгой на основании анализа смысловой структуры текста Текст.: дис. канд. пед. наук / Т. М. Николаенко. Челябинск, 1988. — 227 с.
- Николина, H.A. Филологический анализ текста Текст.: уч. пособие / H.A. Николина. М.: Академия, 2008. — 272 с.
- Новиков, А.И. Концептуальная модель порождения вторичного текста Текст. / А. И. Новиков, Н. Л. Сунцова // Обработка текста и когнитивные технологии. 1999. — № 3. — С.158−166.
- Новиков, Л.А. Ключевые слова и идейно-эстетическая структура стихотворения Текст. / Л. А. Новиков, С. Ю. Преображенский // Язык русской поэзии XX века. М.: 1989. — С. 13−35.
- Образовательная система «Школа 2100″ Текст.: сборник программ: основная школа: старшая школа / Под науч. ред»: Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2008. — 320 с.
- Обучающие изложения в 5 классе / H.H. Алгазина, М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 168 с.
- Обучающие изложения в 7−8 классах Текст. / М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская, Т. В. Напольнова. М.: Просвещение, 1964. — 240 с.
- Обучение русскому языку в школе Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. Е. А. Быстровой. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 240 с.
- Основы теории речевой деятельности Текст. / Отв. ред. A.A. Леонтьев /. М.: Наука, 1974. — 368 с.
- Павлова, В.П. Обучение конспектированию: теория и практика Текст. / В. П. Павлова. М.: Русский язык, 1989. — 96 с.
- Павлова, В.П. Психологические основы научения конспектированию лекций Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. П. Павлова. М., 1971. — 25 с.
- Палей, И.Р. Очерки по методике русского языка Текст. / И. Р. Палей. М.: Просвещение, 1965. — 312 с.
- Пахнова, Т.М. От анализа текста к изложению и сочинению Текст. / Т. М. Пахнова. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Пахнова, Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом Текст.: дидактические материалы / Т. М. Пахнова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 240 с.
- Поварнин, С.И. Как читать книги Текст. / С. И. Поварнин. М.: Книга, 1978. — 53 с.
- Поздняков, Н.С. Методика преподавания русского языка Текст. / Н. С. Поздняков. М.: Госуд. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. — 304 с.
- Попов, A.B. Методика русского языка Текст. / A.B. Попов. М.- Л.: 1928. — 261 с.
- Попова, Н.В. Методика русского языка в школе первой ступени Текст. / Н. В. Попова, С. П. Редозубов, М. А. Шлепин. М.: 1929. — 240 с.
- Примаковский, А.П. Культура чтения и методы работы с книгой Текст. / А. П. Примаковский. М.: Учпедгиз, 1951. — 143 с.
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык Текст. М.: Просвещение, 2009. — 112 с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 класс Текст. / Сост. Л. М. Рыбченкова. 4-е изд., дораб. и доп. — М.: Дрофа, 2001. — 320 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Биология. 6−9 классы Текст. / Под ред. В. В. Пасечник, C.B. Суматохин, Г. С. Калинова. М.: Просвещение, 2009. — 32 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Биология. 10−11 классы Текст. / Под ред. Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина. М.: Просвещение, 2009. — 32 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: География. 6−9 классы, 10−11 классы Текст. / Под ред. В. В. Николина, А. И. Алексеева, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2010. — 48 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: История. 6−11 класс Текст. / Под ред. A.A. Дано лов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2009. — 62 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6−11 класс Текст. / Под ред. Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая', Л. Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2010. — 48 с.
- Психологический словарь / Под. ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Научно-железнодорожный институтобщей и педагогической психологии- Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений Текст. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. — 344 с.
- Разновидности научного стиля речи Электронный ресурс. Жанры собственно научного и научно-информативного общения. URL: http://otherreferats.allbest.ru/languages/477 360.himl (дата обращения 15.05.2009).
- Рикер, П. Конфликт интерпретаций (Очерки о герменевтике) Текст. / П. Рикер // Пер. с фр. И. С. Вдовина. М.: 1995. — 415 с. N
- Розенталь, Д.Э. Русский язык. 10−11 класс: учебн. пособ. для общеобр. уч. заведений Текст. / Д. Э. Розенталь. М.: ООО Изд-во Оникс, 2009. — 384 с.
- Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов Электронный ресурс. URL: http://www.classes.ru/grammar/126.Rosental-modern-ru. (дата обращения 18.03.2009).
- Романичева, Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей значения Текст. / Е. С. Романичева // Русская словесность. 2007. — № 2. — С. 7−13.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Русский язык 8 класс Текст. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. М.: Просвещение, 2003. — 208 с.
- Русский язык 8 класс Текст.: учеб. для общеоб. учрежден. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В. Львов- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 12-е изд., стереотип. — М.: Дрова, 2009. -269 с.
- Русский язык 8. класс Текст.: учеб. для общеоб. учрежден. / С. Г. Бархударов, С. Б. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. -32-е изд. М.: Просвещение, 2009. — 239 с.
- Русский язык 9 класс Текст.: учеб. для общеоб. учрежден. / С. Г. Бархударов, С. Б. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. М.: Просвещение, 2010. — 206 с.
- Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И.В. Текучева- под науч. ред. A.A. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. — 304 с.
- Русский язык. Учебник для 9-го класса основной школы Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Е. С. Барова, Л. Ю. Комиссарова, И.В. Текучева- под науч. ред. A.A. Леонтьева. -М.: Баласс, 2003. 176 с.
- Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, З. И. Курцева, О. В. Чиндилова. М.: Баласс, 2006. — 320 с.
- Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, З. И. Курцева, О. В. Чиндилова. М.: Баласс, 2006. — 272 с.
- Рыбникова, М.А. Избранные труды Текст. / М. А. Рыбникова. -М.: Педагогика, 1985. 248 с.
- Сахарный, Л.В. Расположение ключевых слов в структуре развернутого текста (к изучению деривационных механизмов компрессии текста) Текст. / Л. В. Сахарный // Деривация в речевой деятельности. Общие вопросы. Текст. Семантика. Пермь: 1988. — С. 27−29.
- Светловская, H.H. Обучение чтению и законы формирования читателя Текст. / H.H. Светловская // Начальная школа. 2003. — № 1. -С. 11−18.
- Светловская, H.H. Самостоятельное чтение младших школьников: теоретико-экспериментальное исследование Текст. / H.H. Светловская. М.: Педагогика, 1980. — 160 с.
- Светловская, H.H. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / H.H. Светловская. М., 1977. — 38 с.
- Сидоренко, В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования Текст. / В. А. Сидоренко // Русский язык в школе. -1997. № 6. — С. 3−8.
- Сидоренко, В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка Текст. / В. А. Сидоренко // Русский язык в школе. 1997. — № 2. — С. 8−14.
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии Текст. / Под ред. М. В. Газело. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
- Сметанникова, H.H. Стратегия воспитания лидеров чтения Текст. / H.H. Сметанникова. М.: ЗАО «РИЦ «МДК», 2007. — 80 с.
- Сметанникова, H.H. Стратегический подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) Текст. / H.H. Сметанникова. М.: Школьная библиотека, 2005. — 512 с.
- Соловьева, Т.Н. На пути к изложению. Текст. / Т. Н. Соловьева // Русский язык в школе. 2007. — № 8. — С. 23−26.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во ACT, 2000. — 4 т.
- Усачева, И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста: учеб.-метод. пособие для студентов I-II курсов ун-тов Текст. / И. В. Усачева. 3-е изд., стереотипное. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. — 88 с.
- Усачева, И.В. Формирование учебно-исследовательской деятельности. Обучение чтению научного текста Текст. / И. В. Усачева, И. И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 37 с.
- Устинов, А.Ю. Работа над опорными словами на уроках русского языка в 5 классе Текст. / А. Ю. Устинов // Русский язык в школе. -1998.-№ 5.-С. 15−21.
- Фалина, Т.М. Лексико-стилистическая подготовка учащихся 7-х классов к изложениям разных типов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. М. Фалина. М., 1985. — 229 с.
- Философский 1 словарь Электронный ресурс. URL: http://www.slovari-online.ru/word/филocoфcкий-cлoвapь/чтeниe.htm (дата обращения 19.06.2009).
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2001. -576 с.
- Флеров, В.А. Как не надо учить читать и писать Текст. / В. А. Флеров. Киев: 1914. — 214 с.
- Фоломкина, С.К. Зависимость типов упражнений от видов чтения Текст. / С. К. Фоломкина // В кн.: Методические записки по вопросам преподавания иностранных языков в вузе (Проблемные вопросы обучения чтению). М.: 1970. — С. 9−18.
- Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе Текст. / С. К. Фоломкина. М.: Высш. шк., 1987. -206 с.
- Фоломкина, С.К. Функции текста в обучении иностранному языку Текст. / С. К. Фоломкина // В кн.: Лингвистические проблемы текста: сб. научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. М.: 1983. — С. 125−135.
- Хайдеггер, М. Понимание и истолкование Текст. / М. Хайдеггер // Работы и размышления разных лет. М.: 1993. — С. 273−289.
- Хаустова, Д.А. Еще раз об изложении Текст. / Д. А. Хаустова // Русский язык в школе. 2005. — № 3. — С. 38−43.
- Хаустова, Д.А. Письмо по памяти как этап подготовки к изложению Текст. / Д. А. Хаустова // Русская словесность. 2007. -№ 2. — С. 55−58.
- Хохлова, Н.С. Преемственность в обучении чтению учебно-научных текстов между начальной и средней школой Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. С. Хохлова. М., 2004. — 16 с.
- Человек читающий = Homo Legens: сб. ст. // Рус. ассоц. чтения, Моск. гос. лингвист, ун-т- ред. Б. В. Бирюков. М.: Школ, б-ка, 2006. — 319 с.
- Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Книга для учителя Текст. / Г. М. Шипицына. М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
- Ширинкина, М.А. Вторичные тексты делового стиля: диалог с законодательством Текст. / М. А. Ширинкина // Словесность и современность: материалы науч. конф.: в 3 ч., 23−24 нояб. 2000 г., Пермь. Пермь: 2000. — Ч. 2. — С. 267−272.
- Шлейермахер, Ф. Герменевтика Текст. / Ф. Шлейермахер // Общественная мысль. М.: 1993. — Т. IV. — С. 227−233.
- Штернберг, Л.Ф. Скоростное конспектирование: учеб.-метод. пособие Текст. / Л. Ф. Штернберг. М.: Высш. шк., 1988. — 31 с.
- Шумкина, О.Н. Работа над метафоричностью речи младших школьников Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Шумкина. М., 2000. — 22 с.
- Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц Текст. / А. Н. Щукин. М.: Астрель, ACT Хранитель, 2008. — 746 с.
- Энциклопедия. ЬСругосвет. Электронный ресурс. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumani tarnyenauki/lingvistika/METONIMI YA. html (дата обращения: 12.05.09).
- Якушина, JI.C. Использование средств звукозаписи в учебном процессе Текст. / JI.C. Якушина и др. М.: Высшая школа, 1975. -156 с.
- Ясинская, С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения Текст. / С. Г. Ясинская // Русская словесность. 2007. — № 2. — С. 49−53.