Формирование коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки
Вместе с тем, в системе профессиональной подготовки задача формирования коммуникативной культуры социологов продолжает недооцениваться. В современных учебных пособиях не представлено определение коммуникативной культуры. Остаются недостаточно разработанными теоретический и методический аспекты данной проблемы. Не накоплен необходимый совокупный эмпирический материал, характеризующий 9… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы ' формирования коммуникативной культуры в социологов в процессе профессиональной подготовки
- 1. 1. Коммуникативная культура как социальнопедагогический феномен
- 1. 2. Сущностные характеристики профессиональной подготовки социологов.,.'
- 1. 3. Особенности формирования ' коммуникативной культуры социологов в теории и практике высшего педагогического образования
- Глава 2. Педагогические условия совершенствования коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки
- 2. 1. Технологизация формирования коммуникативной культуры будущих социологов
- 2. 2. Анализ динамики роста коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки
- 2. 3. Психолого-педагогические условия эффективности формирования коммуникативной культуры в подготовке социологов
Формирование коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Происходящие в настоящее время коренные изменения в политической и социально-экономической сферах общества обусловили необходимость изменений и в духовном мире человека, смещение акцентов в ранее устоявшейся системе образования.
В то же время сохранение системы образования, как важнейшего средства развития духовного потенциала общества, является жизненной потребностью. Но традиционное образование уже не в состоянии обеспечить новые цели и задачи общества, поэтому необходим переход к новой парадигме образования, в которой идея инновационных подходов, смены приоритетов и важнейших ориентиров образования оказывается определяющей.
Стратегия современной профессиональной подготовки должна быть направлена на становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мироотношением. Все это возможно при наличии коммуникативной культуры, которая обладает общими признаками культуры, но в то же время является проявлением внутренней культуры личности. Отсюда возникает необходимость разработки и внедрения эффективной системы формирования 5 коммуникативной культуры специалистов, ориентированных на широкое и активное взаимодействие.
В основе исследования лежат труды, раскрывающие философию и методологию образования (Б.З. Вульфов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, A.B. Петровский, З. И. Равкин, Т.И. Шамова) — общие закономерности развития высшей школы (С.И. Архангельский, С. М. Годник, С. И. Зиновьев, Н.Ф. Талызина).
Общетеоретический подход к содержанию и психологическим особенностям формирования личности в социуме заложен в трудах социальных психологов — Г. М. Андреевой, Л. П. Буевой, A.B. Петровского, Н. С. Мансурова, Б. Д. Парыгина, А. К. Уледова, Л. И. Уманского.
В работах A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова, A.B. Мудрика, В.М.
Мясшцева и др. изучен процесс общения, его генезис и отношение межличностного взаимодействияустановлены причины и механизмы разрешения социальных конфликтов (М.В. Дружинин, А. К. Зайцев, Б. Н. Краснов, Л.А. Петровская).
Исследованию подвергнуты мотивационно — ценностная сфера социальной деятельности (А.Г. Здравомыслов, Г. А. Прудинский, В. А. Сластеньн, В.А. Ядов) — профессиональная ориентация, престиж и выбор профессии (М.Х. Титма, В.Н. Шубкин) — социальные аспекты творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Е.Л. Яковлева) — культурологическое направление профессиональной деятельности (Б.Х. Бчажноков, М. И. Бобнева, В. Ю. Борев, H.A. Ильяева, С.А. Минеева) — «технология» профессионального общения (И.С. Кон, A.B. Мудрик, Л. А. Петровская, Е.В. Руденский).
Вместе с тем, в системе профессиональной подготовки задача формирования коммуникативной культуры социологов продолжает недооцениваться. В современных учебных пособиях не представлено определение коммуникативной культуры. Остаются недостаточно разработанными теоретический и методический аспекты данной проблемы. Не накоплен необходимый совокупный эмпирический материал, характеризующий 9 интегральные показатели процесса формирования коммуникативной культуры студентов на разных этапах их вузовской подготовки. Таким образом, есть основания утверждать, что остро выявляется реальное неразрешенное противоречие между социальным заказом общества и недостаточной разработанностью системы профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на широкое и активное социальное взаимодействие.
С учетом этого реального противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого — педагогические условия, способствующие эффективности формирования коммуникативной культуры будущих социологов в процессе профессиональной подготовки.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в системе высшего образования.
Предмет исследования — процесс формирования коммуникативной культуры социологов в ходе профессиональной подготовки.
В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Дать теоретическое описание феномена коммуникативной культуры;
2. Определить особенности процесса формирования коммуникативной культуры будущих социологов;
3. Опираясь на результаты исследования, разработать технологию формирования коммуникативной культуры студентов — будущихсоциологов.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование коммуникативной культуры социологов будет осуществляться более эффективно, если:
• профессиональная подготовка в системе высшего педагогического образования строится на основе ряда основополагающих идей: универсализации и фундаментализации, гуманизации и личностной ориентированности, гуманитаризации и аксиологизации, природосообразности и культуросообразности;
• профессиональная подготовка способствует развитию и саморазвитию личности, способной не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы и процессы творчества;
• коммуникативное взаимодействие проходит в условиях специально организованной работы, в которой адекватно отражается содержание и структура будущей профессиональной коммуникативной деятельности;
• выбор средств подготовки будущих социологов осуществляется с учетом достигнутого уровня коммуникативной культуры и выступает в определенной системе, на основе теоретической и практической подготовки.
Методологическуюоснову исследования составляют важнейшие идеи философской и педагогической антропологии о социальной, деятельностной и творческой сущности человека, культурологический и аксиологический подходы к профессиональной подготовке.
Теоретическую основу составили труды, раскрывающие общие закономерности развития высшей школы (С.И. Архангельский, В.П.
Беспалько), философию и методологию образования (Б.З. Вульфов, Б. С. Гершунский, В. В. Лебединский, Б. Г. Лихачев, Т.И. Шамова) — концепция формирования личности профессионалов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин) — общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки заложен в трудах Е. П. Белозерцева, Е. А. Левановой, М. М. Левиной, А. В. Мудрика, Н. Е. Щурковой. ь Поставленные цели и задачи обусловили выбор методов исследования, включающий методы теоретического анализа (изучение философской, социологической, психолого-педагошческой литературы по проблеме) — устные и письменные опросы, анкетирование, беседы, коллективный рейтинг и метод экспертных оценок и самооценокспециальное (технологическое) обучение, организацию деятельности в период практикиметоды статистической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования служил факультет социологии, экономики и права МИГУ. Исследованием были охвачены студенты 4 и 5 курсов МПГУ, компетентные лица, в качестве которых выступали методисты и руководители организаций различного уровня (школы, учебно-методические комплексы и др.).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1996 — 1997 г. г.) — поисковый. Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить ее современное состояние. Были определены объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы.
Второй этап (1997 — 1998 г. г.) — опытно-экспериментальный.
Проверка основных теоретических положений, разработка и внедрение технологии формирования коммуникативной культуры студентов. Изучение опыта педагогических вузов по исследованию возможностей учебно-воспитательного процесса по данной проблеме.
Третий этап (1998 — 1999 г. г.) — обобщающий. Систематизация и обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их теоретическая интерпретация и апробация, оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
• понятие коммуникативной культуры рассматривается в рамках теории личности (отношения и установки) — теории деятельности (состояние и процесс) — теории профессиональной подготовки (способности и направленность);
• коммуникативная культура представляет собой совокупность норм, ценностей и установок, реализуемых в общении при помощи социальных навыков коммуникациипри этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникации;
• коммуникативная культура обеспечивает степень социальной активности в целом, социальную значимость индивидуальных норм поведения, владение разнообразными методами коммуникативной деятельности и характер эмоциональной восприимчивостипри этом в основе лежит некоторый общий показатель развитости культуры и личности — мера разносторонней творческой активности;
• эффективное формирование коммуникативной культуры социологов возможно при наличии специально организованной, систематической, многокомпонентной личностнои профессионально значимой познавательной деятельности, включающей в себя общекультурное, предметное, психолого-педагогическое и методическое образование, каждое из которых представляет собой многоуровневые структуры, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в том, что в нем раскрыты теоретические основы формирования коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовкивыявлена и экспериментально подтверждена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих достаточно высокий уровень коммуникативной культуры.
Практическая значимость исследования связана с принципиальной возможностью использования содержащегося в нем теоретического и практического материала и выводов для подготовки социологов. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах, включенных в программу профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования его задачам и логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положение и результаты исследования апробированы путем публикаций статей по теме исследования, обсуждения на ежегодных научно-практических конференциях МПГУ (1996;1998 г. г.).
Автором диссертации создана программа спецкурс, а «Особенности коммуникативной деятельности социолога», которая обнаружила достаточно высокую эффективность. По результатам исследования разработана технология формирования коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки.
Общие выводы по главе I.
1. Происходящие в стране процессы изменяют моральные ориентиры людей, деформируют систему ценностей общества, порождают новые установки и идеалы. Особую опасность приобретает дегуманизация личности, социальная апатия, нигилизм и экстремизм. И в то же время новая ситуация в стране требует прямого обращения к личности, к реальному, а не теоретическому и идеологизированному «новому» человеку, к реальным процессам его жизнедеятельности, потребностям и интересам, интеллекту и активности, т. е. ко всему тому, что составляет культуру человека.
2. Культура представляет собой единство двух противоположностей: общего и единичного, социального и личностного, материального и духовного, объективного и субъективного. Это — особая область социальной действительности, мир объективированных форм, аккумуляция общественно — исторического опыта. Но это также программирование человеческой деятельности в ее индивидуальных проявлениях, мера развитости личности, мир субъективных смыслов.
3. При всей важности объективных условий и предпосылок все большее значение для формирования личности приобретает 9 целенаправленное воспитательное воздействие. Вместе с тем неправильно было бы не видеть тесную связь этого воздействия с объективными условиями, отрывать его от них. Воспитание наиболее успешно тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально — экономической политики. С другой стороны, и социально — экономическая политика реализуете я тем успешнее, чем теснее она связана с воспитанием культуры личности.
4. Отказ от жестокой социально — экономической детерминации трактовки педагогического процесса привел сейчас к отрицанию самой возможности установления его единых оснований. В педагогической терминологии наблюдается переход от употребления зафиксированных в нормативных изданиях (энциклопедии, словари) понятий к дефинициям, трактуемым в описательной логике (философия образования, парадигма, педагогический менталитет, общечеловеческие и национальные ценности).
5. Коммуникативная культура может рассматриваться как синтез убеждений и мастерства, общего развития и профессиональных качеств, профессиональной этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения. Объединяя, взаимообусловленные компоненты личности, она обогащает и развивает каждый из них до уровня высокого порядка.
6. Стратегию современного педагогического образования составляют субъектное развитие и саморазвитие личности, способной не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей педагогической школы на становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мироотношением.
7. Профессиональная подготовка социологов должна быть непрерывной, органически включающей в себя в качестве ведущей компоненты фундаментальную и специальную подготовку: а) подготовка социолога в системе непрерывного образования должна строиться на основе ряда основополагающих идей: универсализации и фундаментализации, гуманизации и личностной ориентированности, гуманитаризации и аксиологизации, природосообразности и культуросообразностиб) в основу содержания подготовки социолога для XXI века необходимо положить гуманистическую парадигму образования, базирующуюся на антропологическом подходе к общечеловеческим ценностям и новым социокультурным реалиямв) основными задачами системы профессионального образования являются развитие у социолога ориентации на личностный подход во взаимодействии, планетарного мышления и социальной ответственности.
8. Коммуникативная культура специалиста формируется всем строем, образом и стилем жизнедеятельности, одновременно воздействуя на их развитие. Ее можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности (общественной, профессиональной, научной, коммуникативной и др.). Она — итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.
Глава 2. Педагогические условия совершенствования коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки.
2.1. Технологизация формирования коммуникативной культуры будущих социологов.
Основным целевым назначением современной системы профессиональной подготовки является индивидуальная ориентация на формирование специалиста, его технической компетентности и направленности личности на профессиональную деятельность. Существенная роль отводится социальной позиции человека, опирающейся на культурное наследие и собственные функции в развитии культуры.
Практическая подготовка студентов, направленная на овладение профессиональными навыками, подразумевает владение способами и приемами обучения и воспитания, основанных на сознательном использовании педагогических и методических знаний. Использование педагогической теории в практической деятельности предусматривает:
1. Вскрытие основных закономерностей, лежащих в основе изучаемых педагогических явлений;
2. Соотнесение наблюдаемых явлений с теоретическими знаниями;
3. Объяснение отдельных фактов и явлений с точки зрения общих закономерностей и принципов;
4. Проверку общепедагогических теоретических знаний на конкретных фактах;
5. Вскрытие новых сторон изучаемых явлений;
6. Применение общих принципов к рассмотрению отдельных фактов и явлений.
В процессе применения знаний происходит их дифференциация, существенное отчленяется от несущественного и на основе активной аналитико — синтетической работы мысли происходит формирование обобщенного высокого уровня, обеспечивающего в дальнейшем применение усвоенных знаний в новых условиях.
Достоверно, что только в процессе применения знаний на практике можно достаточно прочно овладеть ими, приобрести умение использовать их в различных условиях и различных педагогических ситуациях и именно на этой основе развивается творческое мышление будущих социологов, формируется творческий подход к профессиональной деятельности. Успешность реализации знаний студентов во время коммуникативной деятельности предполагает, во — первых, актуализацию ранее усвоенных знаний, которые необходимы для решения поставленных перед студентами практических задач, и, во — вторых, синтезирование их.
Актуализация, осуществляемая путем воспроизведения теоретических знаний, возможна лишь при обсуждении теоретических вопросов с опорой на личный опыт студентов или при анализе опыта самих студентов с обязательным его теоретическим обоснованием. Актуализация ранее усвоенных знаний дает возможность проверить качество усвоения этих знаний, а также закрепить, уточнить, конкретизировать и углубить их. Сама актуализация — это не простое «приложение» прошлых знаний к новым фактам, задачам, а использование человеком прошлого опыта для познания и раскрытия нового.
В процессе деятельности у студентов возникает разнообразие педагогических ситуаций, иллюстрирующих и конкретизирующих те или иные закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Анализ, сравнение и обобщение педагогических явлений, наблюдаемых в период общения, осмысление их с позиций психолого-педагогической теории, анализ личного опыта с его теоретическим обоснованием, обсуждение теоретических вопросов с опорой на обобщенный опыт и личный опыт студентов способствует развитию практического мышления.
В ходе коммуникативной деятельности создаются условия для синтезирования знаний по психологии, педагогике, социологии и др. Этот синтез знаний и создает у студентов всестороннее представление о педагогических явлениях.
Знания, которые студент при подготовке профессии усваивает в результате общего его теоретического просвещения (чтение книг, прослушивание лекций, участие в практических и семинарских занятиях) относятся к стандартным. Знания же, усваиваемые при целостной эмоциональной включенности в процессе познания и самостоятельного осмысливания реальности процесса общения, относятся к категории рефлексивных. Приобретение будущим социологом прежде всего рефлексивных знаний является основой оптимизации процесса общения.
Если с этой точки зрения проанализировать традиционные методы профессиональной подготовки студентов педвузов, то они, несомненно, ориентированы в первую очередь на обеспечение лишь стандартными знаниями, важность которых не подлежит сомнению, но которые явно не достаточны для его личностного самосовершенствования. Это слабое звено в подготовке компенсируется во многих вузах введением методов, ориентированных на повышение активности будущих социологов в процессе усвоения или применения академических знаний. Эти методы относятся их авторами к категории активных лишь по внешней выраженности активизации подготовки будущего социолога.
Полную беспомощность выпускники педвузов ощущают там, где заканчивается формализованность (регламентированность) и алгоритмизированность действий.
Коммуникативные умения формируются только в том случае, если индивид овладевает общением как видом деятельности. Отсюда следует, что методика формирования этих умений должна строится по следующей схеме:
1. Усвоение теоретических знаний о сущности и содержании профессионального общения — на лекционных и семинарских занятиях;
2. Прочное усвоение теоретических знаний и его максимальное приближение к практической деятельности через анализ ситуаций, возникающих в условиях учебно-воспитательного процесса;
3. Обучение студентов моделированию ситуаций для разрешения конкретных педагогических задач;
4. Выполнение заданий, связанных с отработкой отдельных приемов общения;
5. Практика студентов как необходимая рабочая среда для применения полученных знаний и опыта реальной деятельности.
Таким образом, высшая школа стоит перед необходимостью перехода от общепринятой жесткой системы подготовки к более гибкой, позволяющей формировать специалиста, чуткого, восприимчивого к изменениям. Большая роль в этом процессе отводится современным педагогическим технологиям. Личностнои практико-ориентированного характера.
Мы посчитали целесообразным выяснить сущность исходного 9 понятия — «педагогическая технология».
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средствона есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б .Т. Лихачев).
• Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В .П. Беспалько).
• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
• Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
• Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
• Педагогическая технология — это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогический процессы;
2) процессуальноописательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [125].
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
• концептуальность (каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);
• системность (педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью);
• управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов);
• эффективность (современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения);
• воспроизводимость (возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами).
Любая технология в той или иной степени направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Педагогическая технология занимает промежуточное положение между теорией и практикой. Можно встретить различные классификации педагогических" технологий: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям преподавателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностическая функция, функция управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология и т. д.
При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью и определить ее сущностные признаки. В качестве признаков педагогической технологии выделяются: цели (во имя чего необходимо ее применять), наличие 9 диагностических средств, закономерности структурирования взаимодействия, позволяющее проектировать, программировать педагогический процесс, система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей, средства анализа процесса и результатов деятельности. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях.
Целевой признак указывает на то, что можно достичь, применяя конкретную технологию, в развитии индивидуальности, в воспитании личности, в обучении. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий. Средства анализа и самоанализа позволяют педагогу оценить свои действия и деятельность учащихся, оценить их результативность. Цели, средства педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценить технологию со стороны ее эффективности и целесообразности.
Наличие указанных признаков определяет свойства педагогической технологии. Технология должна быть целостной — это значит, что она должна отвечать всем указанным признакам. Только в этом случае технология будет эффективной, совершенной и завершенной. В последнее время появилось большое количество авторских технологий, которые не обладают свойством целостности: акцентируя внимание на какомлибо достоинстве, выпадают из поля зрения остальные признаки технологи.
Еще одним важным свойством педагогической технологии является ее оптимальность. Ю. К. Бабанский выделил несколько критериев оптимальности педагогического процесса, которые позволяют заключить, что технология будет оптимальной, если:
• ее применение способствует достижению каждым уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития,.
• ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени, т. е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования.
Необходимо указать на такие свойства технологии как ее результативность и применимость. Результаты применения технологииэто изменения в развитии, обученности и воспитанности личности, произошедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время.
Можно утверждать, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенные на ее основе педагогические процессы должны гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процессов взаимодействия, что не находит отражение ни в теории обучения, ни в теории воспитания, ни в частных методиках.
В современных условиях каждой научной концепции может соответствовать несколько реализующих ее технологий, так как любая научная концепция для того, чтобы работать в педагогическом процессе, остро в них нуждается. Поэтому в практике существует достаточное количество технологийдругое дело, что не все их можно назвать таковыми, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.
Проблема технологического содержания современного технологического всегда была в поле зрения вузовского образования. Однако долгое время в практике и в теории наблюдалось отчуждение этой задачи от культурологических задач образования. Аспект «культура и образование» заменялся аспектом «общество и образование», человек рассматривался исключительно в сфере совокупности социальных отношений, при этом упускалось понимание личности как субъекта культуры, ее роль в развитии общества и культуры. Социальная позиция человека, отрешенного от культурного наследия и собственных функций в развитии культуры, приводит к потере рефлексии и гуманистической ориентации.
В современных условиях развития общества педагогическая технология образования существенным образом определяет его культурологические функции, трансформирует содержание образования и обусловливает динамику его развития, тем самым задает движение субъекта познавательной деятельности, проектирует его интеллектуальную активность в ходе преобразования общей и профессиональной культуры в личностную культуру. Направление этого эволюционного процесса в вузах составляет программу формирования профессиональной культуры будущего специалиста, которая интегрируется с общеобразовательными блоками и педагогическим инструментарием, приводящим учебную информацию в действия.
Технологическая стратегия образования предусматривает взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом в форме механизмов генезиса интеллектуальных операций.
При этом реализуется концепция активного усвоения индивидумом профессионального и социального опыта, личностно-ориентированное педагогическое управление учебной деятельностью, а также субъект-субъектная форма социокогнитивных отношений между педагогом и студентом и между самими студентами в процессе обучения.
Согласно теории интегральной индивидуальности субъектно-личностная позиция студента определяется качествами личности, приобщенной к целевому назначению образовательного процесса, к самообразованию в учебной среде. Полагая, что индивидуальный процесс познания формируется на уровне личностного смысла, воспитания социальных и духовных ценностей, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств личности, создания моральных и профессионально-значимых установок, процесс обучение следует организовывать на основе индивидуальной адаптации к учебным возможностям студентов и стимулировании их потенциальных сил. 9.
Технологии обучения порождают деятельностную опосредованность культуры личностью. Культура выступает в этом процессе как индивидуальное выражение личности. Личность проявляется в ее активности, избирательности поведения и в стремлении к преобразовательной деятельности. Современные технологии создают условия для формирования личностной культуры в виде мира ценностей и самопреобразующей деятельности, ориентированной на приобретение знаний и творческое овладение функциональным составом профессиональной деятельности. Деятельностный подход к формированию культуры центрирует концепцию культуры в связи с развитием личности [64].
Функция профессиональной культуры состоит в преобразовании действительности. Эта свойства прослеживаются в развитии общей культуры. Эволюция общества во многом определяется профессиональной культурой, ее преобразовательной функцией, а также функцией сохранения и трансляции. Инновационные тенденции профессиональной культуры выполняют роль прогрессивной перестройки общества.
Основными целевыми назначениями инновационных технологий являются их индивидуальная ориентация на формирование специалистов, его технической компетентности и направленности личности на профессиональную деятельностьинтеграция профессиональных, политехнических и специальных умений, соответствующих функциональным производственным операциям.
Применение таких технологий связано с обеспечением ряда условий, среди которых существенное значение имеет содержательное и структурное соотношение общетехнической и специальной информации о производственных функциях. Эта проблема касается широкого круга вопросов реформирования профессионального образования/ выбора приоритетов и стратегий, образовательных стандартов и учебных программ.
Инновационные технологии профессионального образования занимают особое место в трансляции культуры общества и развитии культуры человека. Они обладают потенциальными возможностями непосредственно влиять на эволюционную культуру общества и развитие личности. Развитие общей и профессиональной культуры так же неотделимы друг от друга, как развитие личности и общества. Поэтому культура взаимоотношений в процессе обучения, составляющая психологические условия формирования личностной культуры, находится в глубоком взаимодействии с движением информации, определяет и проистекает из технологии образования. Формирование культуры в аксиологическом и технологическом направлении — единый технологический процесс. Учебная среда приравнивается к факторам, влияющим на развитие культурысознания и профессиональной технологической культуры обучающихся. Функции инновационных технологий — не только передать культурное наследие — знания и способы производства, — но и стимулирование развития учебной деятельности. Сложившаяся в процессе деятельности личностная культура студентов отражает культуру учебного труда, определяет мотивацию профессионального образования и культуру будущей профессиональной деятельности [65].
В современных условиях содержание образования в педагогическом вузе направлено на преобразование общей и профессиональной культуры в личностную культуру. При этом на наш взгляд, основным слагаемым личностной культуры должна выступать культура коммуникативная.
Коммуникативная культура рассматривается нами как синтез психологопедагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и системы многограных отношений, стиля деятельности и поведения. Объединяя взаимообусловленные компоненты личности, она обогащает и развивает каждый из них до уровня высокого порядка.
Основы коммуникативной культуры студент приобретает в процессе усвоения суммы знаний и превращения их в стройную систему убеждений, осознания роли своей будущей специальности в социальном процессе. Основы коммуникативной культуры будущего специалиста формируются и путем реализации сущностных сил личности в реальном учебно-воспитательном процессе, что предполагает активное включение механизмов самовоспитания и саморегуляции.
Творческий потенциал будущего специалиста есть интегральное выражение его формирующейся коммуникативной культуры. Он развивается в определенной среде и реализует себя в определенной практической деятельности. Поэтому подготовка специалиста с повышенным творческим потенциалом должна включать в качестве составных элементов активизацию познавательной деятельности студентов на основе индивидуально-дифференцированного подхода, повышение роли самостоятельной работы в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Основным недостатком процесса формирования коммуникативной культуры социологов является непоследовательное воплощение в непрерывной практике комплексного подхода к воспитанию. Главное, что должно отличать этот процесс — это универсальность, структурная упорядоченность и опережающий уровень развития. Культура возникает только тогда, когда совокупность различных качеств личности образует систему и переходит в новое, индивидуально-неповторимое, уникальное качество.
Решение проблемы комплексного подхода к профессиональной подготовке диктует необходимость использования личностнои практико-ориентированных технологий формирования коммуникативной культуры будущих социологов.
Технология, направленная на формирование коммуникативной культуры будущих социологов, должна рассматриваться как упорядоченная и задачноструктурированная совокупность действий, операций' и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях.
Эта технология, на наш взгляд, соединяет в себе мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-технологический, результативно-действенный и оценочно-прогностический компоненты.
Коммуникативная культура реализуется на уровне способности к духовнопознавательному освоению действительности (в форме понятий), способности к аксиологическому отношению к миру (в форме ценностей) и способности к социальному (практическому) действию [63].
Формирование коммуникативной культуры будущего социолога не может быть обеспечена лишь традиционными методами, ориентированными на усвоение определенной суммы академических знаний. Необходимо использование таких методов, которые способствуют развитию рефлексивных знаний и умений.
Понятие «активные методы обучения» (AMO) распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения занятий. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного, участия, который обязывает преподавателя сделать каждого студента участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения обсуждаемой проблемы. AMO позволяют сформировать знания, умения, навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность.
С точки зрения содержания, круг задач, решаемых с помощью активных методов обучения, можно разделить на две группы: а) ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести беседу, дискуссию, решать межличностные конфликты) — б) нацеленные на углубление опыта анализа ситуации общения. (углубленный самоанализ в общении партнеров, ситуации в целом).
Активные методы подготовки помогают обеспечить естественный переход студентов из одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой предметов, мотивов, целей, средств и результатов.
В отечественной психологии распространено определение тренинга как одного из активных методов обучения. По мнению JI.A. Петровской термины «активная социально-психологическая подготовка», «активное социальное обучение, «лабораторный тренинг», «группы интенсивного общения», «группы открытого общения», «перцептивно-ориентированный тренинг», «тренинг чувствительности (сенситивности)» являются эквивалентами социально-психологического тренинга, цель которогоразвитие компетентности в общении, ее коммуникативной, интерактивной и перцептивной составляющих [100].
К новым функциям тренинга относятся диагностическая, преобразующая, корректирующая, профилактическая и функция адаптации [77]. Многофункциональность метода свидетельствует о том, что тренинг применяется не только для повышения компетентности в общении и обучения как процесса овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями. Возможности тренинга существенно шире и охватывают области совершенствования интеллектуальных возможностей человека, развития его волевых характеристик, осознания и разрешения личностных, профессиональных и организационных проблем.
В связи с этим предлагается определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Тренинг обеспечивает приобретение специалистом профессионально важных качеств, умений и их перевод на уровень навыков, создает условия для разрешения личностных проблем и развития способностей личности. Области применения тренинга профессиональной деятельности сочетаются с положениями концепции ее психологического обеспечения и связаны с 9 разрешением прикладных проблем оптимизации профессиональной ориентации, адаптации к требованиям профессии и организации, освоения профессиональных и организационных ценностей, овладения профессией, достижения профессионального мастерства, освоением новой деятельности, переподготовкой, решением задач кадрового мониторинга, сохранением и восстановлением работоспособности и постпрофессиональной адаптации [77].
Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделены пять типов групповой работы:
1. «Я — Я» — группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный ростглавные источники преобразований — внутриличностные.
2. «Я — Другие» — группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.
3. «Я — Группа» — группы направленные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой.
4. «Я — Организация» — группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.
5. «Я — Профессия» — группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности [77].
Возможный вариант классификации тренинга представлен в таблице 1.
Заключение
.
Изменения в социально-экономической жизни современного общества не могли не повлечь за собой и изменения в сфере общения человека с человеком. Возникновение и активное формирование принципиально новых связей и взаимоотношений между людьми выдвигает проблему коммуникативных особенностей человека на первое место.
Высшая школа стоит перед необходимостью перехода от общепринятой жесткой системы подготовки к более гибкой, позволяющей формировать специалиста, чуткого и восприимчивого к изменениям.
Становление специалиста, который в состоянии с высокой мерой профессионализма реализовать свои «человекообразующие» функции, осуществлять свое профессионально-личностное развитие и саморазвитие, с необходимостью требует перехода на систему образования, позволяющую наладить эффективное коммуникативное взаимодействие.
Такая позиция определяет ориентацию на формирование коммуникативной культуры, ибо она представляет собой определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человечества. Но это также реализация человеческой деятельности в ее индивидуальных проявлениях, мера развитости личности.
Краткая характеристика состояния изучаемой проблемы позволила установить, с одной стороны, ее значимость, а с другой , — ее неразработанность соответственно запросам современного общества.
Очевидно, что универсальное определение коммуникативной культуры дать довольно затруднительно ввиду сложности и многогранности самого явления. В этих условиях возникла необходимость разработать целостное представление о коммуникативной культуре и рассматривать ее как личностное образование, соединяющее в себе мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-технологический, результативно-действенный и оценочно-прогностический показатели. Интегрируя профессионально-значимые качества," психические состояния и операциональный состав деятельности, коммуникативная культура реализуется на уровне духовно-познавательного освоения действительности (в форме понятия), аксиологического отношения к миру (в форме ценностей) и социального (практического) действия [63].
Анализ имеющихся учебно-методических материалов дает основание считать, что в них коммуникативная культура как необходимое профессиональное образование не рассматривается специально. В какой-то мере этот пробел решается попутно с другими задачами профессиональной подготовки, но и происходит это стихийно, без целенаправленности.
Формирование коммуникативной культуры социологов возможно при использовании в практике определенной системы мер. Эта система включает следующие компоненты: процесс формирования умений общения (подготовительный, формирующе-корректирующий и этап применения) и систему упражнений, соответствующую этапам процесса. Система упражнений — от вводных до творческих — приведет к достижению цели в случае организации их в коллективных формах активизирующими учащихся методами коммуникативного воздействия. Данная система мер обеспечит сформированность достаточно высокого уровня коммуникативной культуры будущих социологов.
Система органически связана с процессом обучения в вузе. Она усиливает возможность осуществлять цели обучения, связанные с подготовкой творчески мыслящего профессионала, и ориентирована на использование методов обучения, адекватных его целям, может применяться на предмете дисциплин психолого-социологического цикла и во время активной практики. Структура и формы проведения практики должны органично сочетаться с изучением теоретических курсов и дисциплин, отвечать современным требованиям и особенностям коммуникативного взаимодействия.
Разрабатывая экспериментальную программу, мы стремились усилить практическую направленность содержания материала на формирование коммуникативной культуры, четко определить цели каждого вида занятий, максимально включать студентов в активную практическую работу, осмыслить конкретный состав умений, возможный уровень их сформированности, так как наличие высокого уровня сформированное&tradeумений является непременным условием их практического применения в процессе коммуникативного взаимодействия.
Важнейшим условием эффективного обеспечения единства теории и практики является совершенствование самого процесса преподавания, широкое использование активных методов обучения, проектирование проблемных ситуаций, использование деловых игр, имитация коммуникативных ситуаций и т. д., которые приближают аудиторную подготовку к современным реалиям.
Исследование показало, что на уровень формирования коммуникативной культуры влияют:
• этапность;
• система вариативных заданий студентам, адекватная содержанию реальной коммуникативной действительности;
• самостоятельные упражнения в овладении коммуникативными приемами;
• комплекс активных методов обучения;
• коллективное обсуждение и анализ работы студентов.
Анализ результатов нашего исследования позволил проследить динамику формирования коммуникативной культуры будущих социологов. Установлено, что для ее развития характерны 4 показателя динамики, являющиеся в то же время и уровнями, достигаемыми студентами:
1 уровень — начальный — профессиональная ориентация;
2 уровень — становление и формирование профессиональной готовности;
3 уровень — упрочение, определение и подход к высокому уровню;
4 уровень — высокий, либо очень высокийсовершенствование, то есть переход на уровень мастерства, творчества.
Выполненная экспериментальная программа создала необходимые предпосылки для построения технологии формирования коммуникативной культуры в процессе вузовской подготовки.
Система целевых тренинговых занятий, спецкурс «Особенности коммуникативной деятельности социолога» вносят определенный вклад в развитие коммуникативной культуры, поскольку способствуют интенсификации процесса профессионального становления и самоопределения будущих социологов, актуализации и углублению теоретических и практических коммуникативных знаний и умений, осуществлению их интеграции и единства.
Проведенное экспериментальное исследование, анализ реального состояния проблемы в научной литературе позволяют сформулировать основные направления совершенствования процесса формирования коммуникативной культуры студентов — будущих социологов:
1. Ведущей задачей обучения (подразумевается и учебный процесс и активная практика в единстве) в педагогическом вузе должно стать развитие творческих способностей специалиста. Основными средствами при этом являются системы дифференцированных и индивидуальных заданий.
2. Организация обучения обеспечит обогащение теоретической базы самостоятельной практической деятельности только за счет интегративного курса, включающего целенаправленное соотнесение теоретических знаний психолого-социологического цикла (лекционный курс) с реальной практической действительностью (тренинги и практикумы).
3. Основополагающим принципом необходимо считать целостный подход к обучению и воспитанию при обязательном выделении общего и специфического в них.
4. Имеется настоятельная необходимость овладения студентами техникой поведения профессионала при решении коммуникативных задач и технологией коммуникативного процесса, для чего могут быть использованы специальные тренинговые курсы.
5. Процесс обучения в вузе должен рассматривать наличие переходной формы от теоретической к непосредственно практической. Такой формой может быть организация спецкурса, позволяющего сформировать реальную готовность студента к развитию собственной коммуникативной культуры.
6. Подводя итоги исследования, можно отметить обоснованность выдвинутой гипотезы, согласно которой формирование коммуникативной культуры социологов будет осуществляться более эффективно, если:
Профессиональная подготовка в системе высшего педагогического образования строится на основе ряда основополагающих идей: универсализации и фундаментализации, гуманизации и личностной ориентированности, гуманитаризации и аксиологизации, природосообразности и культуросообразностиПрофессиональная подготовка способствует развитию и саморазвитию личности, способной не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы и процессы творчества;
Коммуникативное взаимодействие проходит в условиях специально организованной работы, в которой адекватно отражается содержание и структура будущей профессиональной коммуникативной деятельности;
• Выбор средств подготовки будущих социологов осуществляется с учетом достигнутого уровня коммуникативной культуры и выступает в определенной системе, на основе теоретической и практической подготовки.
Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования коммуникативной культуры социологов.
В частности, в более детальном изучении нуждается использование нетрадиционных форм обучения студентов при развитии их коммуникативной культуры. Заслуживает также внимания поиск оптимального соотношения теоретического и практического в процессе формирования коммуникативной культуры студентов-будущих социологов.
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. — в кн.: Психология формирования и развития личности. — М: Наука, 1981.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 229 с.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений, М: МГУ, 1983.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. -М.: МГУ, 1990 .
- Актуальные проблемы совершенствования высшей школы. Научно-метод сб. -СПб., 1992.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Анцыферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода. М., 1990.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
- Архангельский С.Й. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976, 158 с.
- Афанасьева Г. П. Общение как основа формирования способностей студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1985.- 15 с.
- Бгажноков Б.Х. 'Личностно-и социально- ориентированное общение. -Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. М., 1972.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн., 1983 — 224 с.
- Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
- Богомолова H.H. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации.- М.: МГУ, 1981.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
- Бордовский Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования. СПб ., 1993.
- Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизм его освоения человеком. М-, 1984.
- Варга А.Я., Миккин Х. Х., Петровская JI.A., Розин Д. В. Семинар по вопросам социально-психологического тренинга// Вопросы психологии. 1981 -.№ 4.- с. 183 — 184.
- Вичев В. Общение как предмет этико- прикладного искусства. Новосибирск, 1982. iL 24. Воробьева Н. П. Возрастная динамика общения школьников: Дисс.. канд.психол. наук. М., 1989.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
- Генетические проблемы социальной психологии / Под. Ред. Я. Л. Коломинского и М. И. Лисиной. Мн., 1985.
- Герт В.А. Общение как основа индивидуализации человека (методологическийаспект исследования): Автореб. дис,. канд. филос. наук.-Свердловск, 1982.1. V|
- Даниленко О.И. Культура общения. Л., 1980.
- Даниленко О.И. Методологические проблемы изучения культуры общения. Л., 1984.
- Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности: В кн.: Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-с.127−159.
- Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980. iSY- 33. Дьяченко МЛ., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности кдеятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1981. -384 с.
- Егоров Ю.Л. Гуманитарное образование и проблема духовности личности. // Тезисы международной научной конференции. М., 1996.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс. д-ра псих. наук. Л., 1991.
- Есарёва З.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Л., 1975.- 35 с.
- Зимняя И.А. Педагогическое общение как форма реализации учебного сотрудничества преподавателя и студентов. М., 1989.
- Золотнякова A.C. Проблемы психологии общения. Рос тов — на — Дону, 1976.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1975. Ионин Л. Г. Понимающая социолопия. — М.: Наука, 1979.
- Ионин Л.Г., Осипов Г. В. Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978.
- Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1993. — 33 с.
- Ительсон Л.Б. Общая характеристика деятельности личности. в кн.: Общая психология. — М.: Педагогика, 1976.
- Кан Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. — Грозный, 1979. -138 с.
- Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1985.- 158 с.
- Кветной М.С. Человеческая деятельность сущность, структура, типы (системно социологический анализ): Автореф. дис,.. д-ра филос. наук. — Р/Д, 1977. -35 с.
- Кертман Л.Е. Проблемы философии культуры. М., 1989.
- Кидрон A.A. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Лисе. .канд. психол. наук.- Л., 1981 19 с.
- Киселева О.О. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры у школьников. М., 1992. Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М.: Педагогика, 1991.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Диагностика педагогического взаимодействия. Методическое пособие / Национальный институт образования МО Беларуси. Мн., 1993−80 с.
- Комогорцева И.Ф. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения с учащимися: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. -14 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования // Сб. научн. тр. М., 1991.
- Краткий психологический словарь // Сост. JI.A. Карпенко.- М.: Политиздат, 1985.-431 с.
- Кузьмин. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
- Куликов В.Н. ГТроблемы социальной психологии. Иваново, 1979.
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: Изд-во МПГУ, 1993.
- Леванова Е.А. Современные тенденции профессиональной подготовки студентов // Тезисы международной научной конференции. М., 1996.
- Ф^ 63. Леванова Е. А. Формирование практической готовности учителя квзаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 32 с.
- Левина М.М. Инновационные технологии профессионального обучения как источник культурологических функций образования // Тезисы международной научной конференции. М., 1996.
- Левина М.М. Технология и культура личности // Формированиепрофессиональной культуры учителя. М., 1993.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.344 с.
- Левченко М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1976.-27 с.
- Левыкин И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989. fa
- Леонтьев А'.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.- 219с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 302 с.
- Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Автореф. дис". д-ра филол. наук.- М., 1989.-31 с.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Ломов Б.Ф. категории общения и деятельности в психологии // Вопросыфилософии. 1979. — № 8. — с. 34 — 47.
- Макаркин Н.П., Балашов В. А. Научно-методические проблемы подготовки кадров в системе университетского образования. М., 1992.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.