Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия преодоления пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не следует блокировать свободу принятия решений у ребенка, что иначе может привести к проявлению зависимости. Родителям и воспитателям следует чаще задавать себе вопрос «Поощряем ли мы самостоятельность и независимость в процессе воспитания и обучении?». Ответ «нет» имеет прочную опору в их представлениях о детях, как неспособных к проявлению независимости, самостоятельности, деятельности. Если… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Актуальность исследования
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Пассивность ребенка и феноменология активности
    • 1. 2. Возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Причины пассивности в трудовой деятельности и психолого-педагогические условия ее преодоления
    • 1. 4. Воспитание активной личности
  • Глава 2. Экспериментальное исследование пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Описание процедуры, этапов и методов констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Экспериментальное исследование пассивности ребенка старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Содержание формирующего эксперимента
    • 2. 4. Проверка эффективности формирующего эксперимента

Психолого-педагогические условия преодоления пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Проблеме активности личности в психолого-педагогической литературе всегда уделялось достаточно много внимания. Отсутствие активности или ее снижение вызывали тревогу у педагогов и расценивались как серьезный симптом или дефект развития личности в психиатрии.

Хотя в педагогике и педагогической психологии термин «пассивный» обычно понимался как противоположный «активному», нам представилось интересным обратиться к исследованию пассивности как самостоятельному явлению, возникающему в раннем детстве и обусловленному многими причинами.

Пассивность дошкольника как проблема отмечалась в трудах педагогов Т. И. Бабаевой [17], [18], Р. С. Буре [32], [33], П. Ф. Кагггерева [96],[97]. Предъявленная Г. В. Суходольским полисемия значений понятия «активность» как «движение», «работа», «труд», «деятельность» [222], а также совмещение понятий «деятельность», «общение», «поведение» в трудах некоторых психологов (К.А. Абульханова-Славская, СЛ. Рубинштейн) [1], [201], позволяют рассматривать «активность"/"пассивность» как системное явление, проявляющееся на разных уровнях индивидуальности (Б.Г. Ананьев) [7].

Симптомы пассивности — отсутствие самостоятельности, целеустремленности, ответственности проявляются как в поведении, так и в деятельности. Отсутствие активности в деятельности в педагогической литературе рассматривается как лень. В дошкольной педагогике о лени говорят как о недостатке активности, отсутствии привычки к активной умственной работе, недостаточной сформированное&tradeнавыков произвольного поведения, негативном отношении к труду как умственному, так и физическому. Пассивные дети — это дети с неудовлетворительной активностью, недисциплинированные, отстающие в овладении умениями (Р.С. Буре, Л. С. Славина, Т.И. Бабаева).

Леность в психолого-педагогической литературе рассматривается как крупнейший недостаток характера и ребенка и взрослого. Есть основания полагать, что лень — это способ реагирования педагогически запущенных детей. Как показано в многочисленных психолого-педагогических исследованиях, освоение содержания и характера социального опыта ребенком определяет направленность личности, ее основные ориентации.

В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике трудолюбие рассматривается как исключительно важное для развития личности качество (З.Н. Борисова, Р. С. Буре, Г. Н. Година, С. А. Козлова, Е. Л. Коненко, М. В. Крулехт, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, JI.A. Порембская, Д. В. Сергеева, В. И. Тюпонник, А.Д. Шатова). По утверждению Б. Г. Ананьева [6], на процесс социализации ребенка решающее влияние оказывает овладение трудовой деятельностью. Однако, как показало исследование М. В. Крулехт (1996) [113], уровень трудолюбия современных дошкольников недостаточно высок. Отсутствие или неправильное осуществление трудового воспитания в раннем детстве, формирует у ребенка отрицательное отношение к труду, которое, как правило, приводит к закреплению пассивности, негативных форм поведения.

По исследованию социально незрелых и трудных подростков, негативное отношение к труду — одно из центральных образований криминальной личности. Для этих детей характерна безответственность, в результате чего эти дети попадают в группу риска (А.А. Реан, 1994) [196]. Для этих подростков характерна пассивность: незаинтересованность в учении и в труде, у них отсутствуют необходимые навыки преодоления трудностей. У трудных подростков отмечены расслабленность, вялость, лень, общая низкая работоспособность (JI.M. Зюбин, 1991) [85].

Так как потребность в труде связана с мотивационной структурой личности, и труд является важнейшим средством нравственного воспитания, то с дошкольного возраста детей должны окружать условия, способствующие освоению трудовой деятельности, что всецело зависит от эффективности воспитательно-организационной работы. По результатам исследования методистов Центра дошкольного образования СПбАППО большинство авторских парциальных программ не направлено на нравственно-волевое и трудовое развитие [65], [35], [190]. Практический опыт работы в ДОУ показывает, что современные дети достаточно пассивны в трудовой деятельности. Все рекомендации, изложенные в программах дошкольного воспитания, недостаточно претворяются в жизнь. Изучение планов работы воспитателей показало, что задачи трудового воспитания и связанные с их реализацией мероприятия, задания появляются от случая к случаю. Почти не планируется и не проводится коллективный труд, не продумываются трудовые поручения (У. Ульенкова, 1991) [233], (С.А. Козлова, 2001) [105]. По мнению ряда авторов (С.А. Козлова, Т. А. Маркова, У. Ульенкова) [138], [105], [233] трудовое воспитание дошкольников не является предметом исследования, не включается оно и в большинство программ обучения и воспитания, вопросы индивидуально-дифференцированного подхода отражены недостаточно. Поэтому сегодня достаточно актуальным является формирования трудолюбия — положительного отношения к труду, готовности к труду.

В действующих в ДОУ нормативно-правовых документах и программно-методических материалах сформулированы требования к ребенку, которым он должен отвечать перед поступлением в школу: ребенок должен быть инициативным и самостоятельным в разных видах деятельности — в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач, в постановке и достижении цели. В трудах русских педагогов (А.И. Герцен [52], П. Ф. Каптерев [95], Н. И. Новиков [157], К. Д. Ушинский [239]) подчеркивается необходимость воспитания ребенка в труде с ранних ступеней его развитияВ.П. Вахтеров [37], Е. Н. Водовозова [42], М. И. Демков [62] Е. И. Конради [107], П. Ф. Лесгафт [125] (представители педагогической мысли второй половины 19 века) отводили большую роль в воспитании у детей нравственных и волевых качеств.

Как показано в педагогической литературе, освоение трудовой деятельности обеспечивает развитие самостоятельности (Г.Н Годииа [227], М. В. Крулехт [112], J1.A. Порембская [182] В. К. Котырло [109]), ответственности (З.Н. Борисова) [28], трудолюбия (И.В. Житко [73], С. А. Козлова [105], Т. А. Маркова [139], В. Г. Нечаева [227], Д. В. Сергеева [207]), трудовой активности (М.В. Крулехт [113], Г. М. Киселева [101]), сотрудничества (Р.С. Буре) [34], формирование мотивов труда. (Я.З. Неверович) [227].

Несмотря на то, что пассивность ребенка в трудовой деятельности и поведении встречается достаточно часто в старшем дошкольном возрасте (как показывает опыт практической работы в ДОУ) в психолого-педагогической литературе в настоящее время явлению пассивности не придается должного внимания, отсутствует теоретическое осмысление и описание психолого-педагогических условий ее преодоления. Этим и обусловливается необходимость нашего исследования.

Цель исследования: изучение явления пассивности ребенка старшего дошкольного в трудовой деятельности и поведении.

Объект исследования: пассивность ребенка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении.

Предмет исследования: причины пассивности в трудовой деятельности и поведении и психолого-педагогические условия ее преодоления у ребенка старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования;

— Причинами пассивности ребенка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении являются: а) неконструктивное взаимодействие в системе «Взрослый — Ребенок" — б) недостаточная сформированность эмоционально — волевой сферы.

— Пассивность ребёнка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении может быть преодолена при создании психолого-педагогических условий: а) специальной организации деятельности в системе «Воспитатель — Ребенок" — б) конструктивного взаимодействия в системе «Родитель — Ребенок" — в) развития мотивационно — волевой сферы. Задачи исследования:

1. Анализ литературы по проблеме пассивности ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Разработка критериев диагностики самостоятельности, ответственности, целеустремленности, отношения к труду как индикаторов активности пассивности в трудовой деятельности и поведении у ребенка дошкольного возраста.

3. Экспериментальное исследование причин пассивности в трудовой деятельности и поведении у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработка комплекса коррекционных программ для преодоления пассивности в трудовой деятельности и поведении у детей старшего дошкольного возраста.

5. Апробация разработанного комплекса коррекционных программ и анализ результатов апробации.

6. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по преодолению пассивности в трудовой деятельности и поведении у ребенка старшего дошкольного возраста.

Методологические и теоретические основы исследования:

— гуманистический и личностно-ориентированный подходы в педагогике (Т.И. Бабаева, В. Г. Воронцова, С. А. Козлова, З. И. Михайлова, Г. С. Сухобская, И.С. Якиманская);

— теория возрастного развития личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, B.C. Мухина, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон);

— междисциплинарный категориальный анализ явления активности/пассивности (К.А. Абульханова-Славская, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, В. И. Гузева, А. Н. Леонтьев, Л. Д. Столяренко, Г. В. Суходольский, В.А. Жмуров);

— идеи трудового воспитания в русской педагогике (А.И. Герцен, Е. Н. Водовозова, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, К. П. Победоносцев, К.Д. Ушинский);

— современные принципы трудового воспитания (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, М. В. Крулехт, С. А. Козлова, В. И. Логинова, Т.А. Маркова);

— теории воли как полифункционального механизма (Е.П. Ильин, В. К. Калин, А. Ц. Пуни, В.И. Селиванов).

Методы исследования: 1. Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблемам, взаимосвязанным с темой исследования.

2. Метод включенного наблюдения за поведением и деятельностью ребенка по разработанным автором шкалам.

3. Метод экспертных оценок.

4. Психодиагностические методы: методика Ш. Н. Чхартишвили, авторская проективная методика «Эмоциональное отношение к труду».

5. Методы математической статистики для обработки экспериментальных данных.

Научная новизна работы:

1. Разработаны критерии пассивности в трудовой деятельности и поведении у ребенка старшего дошкольного возраста: отрицательное отношение к труду, несамостоятельность, нецелеустремленность, безответственность.

2. Установлено, что преодоление пассивности в трудовой деятельности и поведении ребенка старшего дошкольного возраста происходит при развитии его мотивационно-волевой сферы в условиях конструктивного взаимодействия в системе «Взрослый — Ребенок».

Теоретическая значимость работы:

1. Полученные результаты исследования уточняют и расширяют представления о пассивности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

2. Установленные взаимосвязи волевых качеств личности ребенка, мотивационных характеристик его поведения, трудовой деятельности и отношения к труду образуют «симптомокомплекс» пассивности в дошкольном возрасте.

3. В ходе экспериментального исследования подтверждены выявленные в результате теоретического анализа психолого-педагогические условия, способствующие преодолению пассивности как в трудовой деятельности, так и в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость:

1. Разработаны «Шкалы включенного наблюдения» для диагностики пассивности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработана проективная диагностическая методика «Эмоциональное отношение к труду».

3. Разработана программа «Я сам!» для работников ДОУ по преодолению отрицательного отношения к труду, развития трудовых навыков и волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста.

4. Разработана программа «Давай вместе!» для родителей по преодолению пассивности ребенка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Явление пассивности ребенка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении представляет симптомокомплекс таких качеств, как безответственность, несамостоятельность, нецелеустремленность и отрицательное отношение к труду.

2. Для диагностики пассивности ребенка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении рекомендуются разработанные нами «Шкалы включенного наблюдения», проективная методика «Эмоциональное отношение к труду».

3. Выявлены психолого-педагогические условия для преодоления пассивности ребенка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении.

4. Комплекс психолого-педагогических условий преодоления пассивности ребенка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении, представленный в программах воспитателям и родителям, является эффективным.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений, использованием совокупности методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам, качественным и количественным анализом результатов исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформулированы цели, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, раскрываются методологические и теоретические основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описываются основные положения, выносимые на защиту, этапы исследования.

Основные выводы по примеру коррекции: по нашим наблюдениям и исследованиям, определяющей причиной пассивности ребенка М. было неудовлетворение первичной потребности ребёнка в любви и внимании. Ребенка рано утром приводили в детский сад, а поздно вечером (последнего) забирали из детского сада и укладывали спать. После проведенной работы по результатам исследования у М. отмечается динамика в межличностных отношениях с родителями, сформировалось положительное отношение к труду, повысился уровень мобилизации воли.

При этом следует отметить эффективность нашей программы не только в данном случае, но и в других, где требовалась коррекция межличностных отношений с целью развития волевых качеств, формирования положительного отношения к труду. si.

Б3 — Тренинг коммуникативной культуры для родителей.

Цель тренинга: обучение конструктивному взаимодействию с детьми. В процессе родительского тренинга решались задачи:

— обучение в ролевых играх рефлексии;

— эффективности партнёрского взаимодействия;

— освоение методов воспитания активного ребенка.

В процессе тренинга много внимания уделялось осознанию родителями: а) что ребенку нормально: совершать ошибки, проявлять негативные эмоции, хотеть большего, выражать своё несогласиеб) что эффективен тот коммуникативный акт, который приводит к конструктивному взаимодействию с ребенком.

Если родитель просит, а не приказывает и не требует, используя формулу «не сделаешь ли ты. ?» и «сделай, пожалуйста» вместо «ты можешь. ?" — Если родитель отказывается от риторических вопросов, в которых, как правило, содержатся негативные послания, то нарушается сотрудничество с ребенком. Пример: вопросом «почему в комнате такой беспорядок?» матерью выражаются, часто неосознанно, обвинения в адрес ребенка. Корректнее задать вопрос: «не уберешь ли ты в комнате?». Отказавшись от риторических вопросов, предваряющих просьбу, родители увеличивают шансы достигнуть с ребенком сотрудничества.

Если родитель, выражая недовольство или побуждает ребенка к действию, то лучше говорить прямо. Иначе ребенок может не осознать за непрямыми высказываниями просьбу. Пример:

Негативное высказывание: «В твоей комнате опять беспорядок». Подразумеваемое приказание: «Наведи порядок в комнате!».

Чтобы получить непосредственную реакцию, нужно прямо высказать просьбу, без негативных выражений. Обращая постоянно внимание на проступки и промахи ребёнка, мы не достигнем конструктивного сотрудничества с ребенком.

Пример переформулирования негативных высказываний в эффективную просьбу: Негативное высказывание: «в твоей комнате опять беспорядок». Позитивная просьба: «не наведёшь ли ты порядок в комнате?». Конструктивному сотрудничеству, способствует волшебное выражение «Давай сделаем вместе .». в) если ребенок сопротивляется, отказывается выполнять просьбу, то необходимо мотивировать ребёнка к необходимым действиям. Научаясь понимать своих детей, родитель может сводить их сопротивление к минимуму. Позволяя ребенку сопротивляться, Мы, в конечном счёте, мы усиливаем его волю к сотрудничеству. Ребенку нужно чувствовать, что взрослые к нему прислушиваются так же, как он прислушивается к нам. Должным образом поощряя сопротивление ребенка, родители тем самым помогают ему осознать собственный мир чувств, желаний и потребностей.

Для того, чтобы уменьшить сопротивление ребенка, но при этом сохранить его волю нужно:

1. Слушать и понимать ребенка.

Прислушаться к возражениям ребенка — значит учесть его желание и настроение, затем принять окончательное решение, как следует поступить и на этом стоять. Родители — главные, но они не обязаны всегда жёстко настаивать на своей просьбе или точке зрения.

2. Обеспечивать подготовку к деятельности: заранее задать ограничения, правила и направления деятельности.

3. Понять причину сопротивления, за которым может скрываться глубокая потребность, чтобы его видели, слышали, любили.

4. Побуждать к деятельности поощрением. Вместо того чтобы обращать внимание на ошибки ребенка, лучше чаще обращать внимание на конструктивные действия ребенка.

Пргшеры: «какой у тебя порядок в комнате!», «у тебя все прекрасно получается», «смотри-ка, сегодня ты оделся без посторонней помощи», «ты сделал, как я сказала, хорошая работа». Отмечая позитивное в ребенке и в его поведении, вы помогаете ему видеть в себе успешного и хорошего человека. Побуждением ребенка к сотрудничеству будет обещание, 1гго в награду вы уделите ему дополнительное время. Примеры: «если мы сейчас вместе наведем порядок, то сможем потом вместе порисовать», Если ты быстро соберешь игрушки, у меня останется время, чтобы с тобой поиграть". Главный секрет состоит в том, чтобы заметить, что особенно любит ваш ребенок, и использовать это в качестве поощрения для него. Во многих случаях те же вещи, которые вы отнимаете у ребенка в наказание за непослушание, можно использовать в качестве награды. Если вы угрожаете ребенку, что не возьмете его на прогулку, можно пообещать ту же прогулку, чтобы мотивировать ребенка к сотрудничеству, г) важным коммуникативным умением конструктивного взаимодействия с ребёнком является умение приказывать.

1. В начале лучше просто попросить, не требуя. Если ребенок сопротивляется просьбе, то.

2. Нужно выслушать ребенка и удовлетворить его потребности, если это возможно и полезно. Если этого оказывается недостаточно, то.

3. Пообещать поощрение. Если и это не приводит к должным результатам, то.

4. Перейти к утверждению своей власти и приказать.

Приказать — значит прямо сказать ребенку, чего вы от него хотите. Команда должна быть произнесена твердо и спокойно: «Я хочу, чтобы ты убрал свою одежду в шкаф». Эмоции, обоснования, аргументы, объяснения, обвинения и угрозы только ослабляют вашу власть. Если ребёнок уже оказал сопротивление по 1,2 и 3 пунктам, значит, родителям нужно ясно показать, кто главный. Ребенку необходим сильный лидер. Наилучший для этого способ — повторять распоряжение с полной уверенностью, 1гго ребенок скоро вам уступит. Если ребенок продолжает сопротивление, а вы стоите на своем, не прибегая ни к эмоциям, ни к попыткам обосновать свою позицию, вы, в конце концов, добьетесь своего.

Команды должны быть позитивными.

Негативное требование Прекрати.

Негативная команда Я хочу, чтобы.

Позитивная команда Я хочу, чтобы ты дурачиться и ты перестал немедленно наведи порядок дурачиться и навел порядок в комнате. навел порядок в комнате. в комнате. д). если ребенок упорствует в своем сопротивлении и не реагирует на побуждения к сотрудничеству (а, б, в. г), то ребенку целесообразно предложить побыть в одиночестве. Когда ребенок оказывается один в комнате, ему легче ощутить свои глубинные эмоции. Если ребенок ощущает лежащие за родительской заботой), все негативные чувства рассеиваются сами собой. Этот прием дает результаты потому, что у ребенка есть возможность сопротивляться.

Осознание конструктивности описанных коммуникативных умений приходит к родителям после проигрывания заданных конфликтных ситуаций (ребенок не убирает игрушки, отказывается вымыть посуду, не хочет сам одеваться и прочее). Для рефлексии родителям задают вопросы:

— Что произошло между вами?

— Что вы при этом чувствовали?

— Что вы при этом думали?

— Как вы пытались справиться с конфликтом?

— Как бы вы хотели разрешить конфликтную ситуацию? Что для этого можно предпринять?

— Как вы себя сейчас чувствуете (после того, как вам удалось прийти к согласию)?

— Чему научила конфликтная ситуация?

В результате проигрывания ситуаций у родителей происходит осознание своих чувств, мыслей, поступков, переосмысливание своего отношения к детям и на этой основе возможен переход к конструктивному взаимодействию с ребенком. сопротивлением гнев, печаль и страх (и при этом знает, что окружен.

Распределение условий преодоления пассивности детей в трудовой деятельности и поведении.

Чтобы избежать перегрузки детей, на основе внутригруппового распределения детей изучаемой группы по уровню активности/пассивности относительно внутригруппового среднего значения, оказалось возможным выделить следующие группы детей и определить соответствующие условия коррекции пассивности:

1. Активные дети. Условия: развитие компонентов деятельности с целью их совершенствования в специальных занятиях и играх.

2. Пассивные дети. Условия:

А. Воспитательная работа с детьми в ДОУ:

— формирование нравственных убеждений (занятия — рассуждения);

— обучение рефлексии в организованном опыте проживания;

— специальные игры и занятия по активизации компонентов деятельности. Б. Работа с их родителями:

— психологическое консультирование родителей;

— лекторий для родителей;

— организация родительских групп с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия с детьми.

3. Индифферентные (менее активные) дети. А. Воспитательная работа с детьми в ДОУ:

— формирование нравственных убеждений (занятия — рассуждения);

— специальные игры и занятия. Б. Работа с га родителями:

— лекторий для родителей;

— формирование навыков конструктивного взаимодействия с детьми.

2.4. Проверка эффективности формирующего эксперимента.

Динамика пассивности ребенка старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении после формирующего эксперимента.

После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе детей мы провели повторное диагностическое исследование с привлечением тех же экспертов: родителей, воспитателей, психологов. Диагностика проводилась с использованием прежнего диагностического инструментария: «Шкалы включенного наблюдения» — отношение к труду, ответственность, самостоятельность, целеустремлённость, проективная методика «Эмоциональное отношение к труду», методика по Ш. Н. Чхартишвили «Уровень мобилизации воли». Результаты эксперимента были обработаны с помощью «критерия знаковG» для установления общего направления сдвига исследуемых признаков.

Анализ результатов исследования (приложение 6) показал, что у детей в развитии волевых качеств, мотивов, в отношении к труду произошли существенные положительные сдвиги. Сдвиг показателей после эксперимента определялся по формуле: «после"-"до». Положительный сдвиг свидетельствовал, что уровень развития качеств после эксперимента повышался. Данные анализа результатов исследования представлены в табл. 12,13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы диссертационного исследования.

1. Теоретическое описание пассивности ребенка старшего дошкольного возраста в поведении и деятельности подтверждено экспериментально: пассивность ребенка старшего дошкольного возраста представляет симптомокомплекс таких качеств, как безответственность, несамостоятельность, отсутствие целеустремленности, отрицательное отношение к труду.

2. Для диагностики у ребенка старшего дошкольного возраста разработаны и апробированы «Шкалы включенного наблюдения»: «Самостоятельность», «Ответственность», «Целеустремленность», «Отношение к труду» и проективная диагностическая методика «Эмоциональное отношение к труду».

3. Анализ экспериментальных данных показал, что пассивная позиция в трудовой деятельности, отрицательное отношение к труду характерны для 30% современных детей дошкольного возраста.

4. Выявлены психолого-педагогические условия преодоления пассивности у детей старшего дошкольного возраста: а) развитие волевой сферы ребенка:

— волевого усилия;

— волевых качеств — целеустремленности: умение доводить дело до конца, стремление к хорошему результатусамостоятельности: умение самостоятельно выполнять задания, проверять и оценивать свою работуответственности: умение отвечать за свои поступкиб) развитие рефлексии:

— осознание ребенком своих обязанностей;

— использование реальных жизненных ситуаций для получения ребенком опыта собственного проживания;

— осознание ребенком того, что труд имеет разную мотивациюв) развитие мотивационной сферы:

— нравственных убеждений;

— иерархии мотивовг) наличие конструктивного взаимодействия в системе «Взрослый — Ребенок»:

— учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

— выражение родителями любви и заботы;

— принятие и эмоциональная поддержка ребенка взрослым;

— предоставление ребенку возможности быть самостоятельным;

— поощрение инициативы и ответственности;

— воспитание трудолюбия, дисциплинированности;

— воспитание уверенности и адекватной самооценки;

— оказание взрослыми помощи при формировании представления у детей об обязанностях и правах;

— учет при выполнении заданий, упражнений, поручений, приобретении знаний, умений и навыков принципов доступности, постепенности, оптимальной трудности.

— специально организованная деятельность в системе «Взрослый — Ребенок» для преодоления пассивности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности и поведении представлена: а) в Программе «Я сам!» — воспитательная работа в ДОУ с детьми (по формированию нравственных убеждений, обучению рефлексии в организованном опыте проживания, формированию компонентов деятельности в специальных занятиях и играх) — б) в Программе «Давай вместе!» — работа с родителями по преодолению пассивности их ребенка: психологическое консультирование родителей, педагогическое просвещение (лекторий для родителей), организация родительских групп с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия с детьми.

5. Реализация разработанных программ «Я сам!», «Давай вместе!» способствовала преодолению пассивности — дети стали более ответственны, более самостоятельны, более целеустремленны как в поведении, так и в трудовой деятельности.

6. Разработаны рекомендации воспитателям и родителям по преодолению пассивности у ребенка старшего дошкольного возраста.

Подтверждена гипотеза нашего исследования: становление мотивационно-волевой сферы у старших дошкольников, конструктивное взаимодействие и специально организованная деятельность в системе «Взрослый — Ребенок» способствует активизации ребенка в трудовой деятельности и поведении.

Основные рекомендации для педагогов и родителей.

Как показало наше исследование, при организации соответствующих психолого-педагогических условий возможно преодоление у ребенка пассивного отношения к труду. Организация жизни ребенка, направленная на формирование стремления трудиться, учиться и сотрудничать в детском коллективе и дома приводит к положительным результатам. Воспитание, направленное на развитие активности личности предполагает обучение осуществлять выбор своих поступков, отношения к другим людям, к себе, к своим трудовым обязанностям, что необходимо ребёнку на пороге школы. Становление внутренней позиции ребенка — отношения к себе, к своим сверстникам, своим обязанностям является условием формирования волевой регуляции поведения.

В формировании волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков поведения детей — капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем возрасте, основой своей имеют ошибки в воспитании воли ребенка, обусловленные тем, что ребёнку не предъявляют требований, которые должны безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определённым правилам поведения. Готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, не даётся сама собой, к ней нужно приучать специально, лишь сила привычки может облегчить трудность усилия.

Не следует блокировать свободу принятия решений у ребенка, что иначе может привести к проявлению зависимости. Родителям и воспитателям следует чаще задавать себе вопрос «Поощряем ли мы самостоятельность и независимость в процессе воспитания и обучении?». Ответ «нет» имеет прочную опору в их представлениях о детях, как неспособных к проявлению независимости, самостоятельности, деятельности. Если дать понять ребенку, что он способен — то тем самым создаются предпосылки для того, чтобы он и в самом деле становился таким. Не следует перегружать детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате формируется привычка не доводить начатое дело до конца, что так же является проявлением слабоволия.

Не следует забывать, что немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей, когда ребенок видит преодоление трудностей и достижение поставленной цели близким ему взрослым. Аналогичную смысловую нагрузку несет чтение ребенком художественной литературы, просмотр кинофильмов, даже со сказочными сюжетами, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.

Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, -создание строго определённого и правильного режима, распорядка его жизни. Воля — это организованный труд. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются ещё в детстве.

Следует так же отметить неразрывную связь формирования воли с воспитанием сознательной дисциплины ребенка: неуклонное выполнение определенных правил заставляет ребёнка соблюдать определённую линию поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя. Таким образом и формируются соответствующие волевые качества.

Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитаниюфизические упражнения, соревнования с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей. Здесь же нельзя не отметить важность игровой деятельности, эволюция которой выражает сдвиги не только в умственном и эмоционально-динамическом развитии ребёнка, но и в образовании и в преобразовании воли ребёнка. Развитию воли ребенка способствует выдержка, преодоление нежелания и умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях, умение достигать игровой цели по правилам игры.

Родителям необходимо понимать, что их неосознаваемые установки, которые проявляются в ориентации: а) на всегда послушного ребенкаб) на превосходство своего ребенка над другимиб) на ускоренное развитие ребенка способствуют укреплению пассивности ребёнка.

Опыт ранней самостоятельности неоценим для всего дальнейшего развития ребенка. Постоянное подавление попыток ребенка к самостоятельности может обострить непослушание и капризы. Вредно слишком рано, вопреки природе, развивать умственные способности. Это приводит к умственной пассивности, «слишком рано показавшиеся цветы духа скоро опять увянут и опадут».

Во взаимоотношениях «Взрослый — Ребенок» необходима своевременная перестройка на каждом возрастном этапе. Не следует запрещать то, что жизненно необходимо для ребенка — побегать, пошуметь. Вредны и многочисленные запреты (слово «нельзя» так часто произносится, что становится невыполнимым) — они дезорганизуют психическую жизнь ребенка и разрушают фундамент дисциплинированности;

Важно с самого детства предоставить ребенку условия для включения в совместный бытовой труд, приучать ребенка к послушанию, формировать нравственные убеждения на положительных примерах, учить осознавать свои желания, способности, отношения, формировать компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, планирование в специальных упражнениях и играх.

Совместными усилиями психологов, педагогов, родителей, постоянным вниманием к каждому конкретному случаю проявления воли, положительной оценкой действий ребёнка по преодолению трудностей, можно своевременно достигнуть положительных результатов в развитии воли и преодолении пассивности. Непрерывность, длительность, единство влияний детского сада и семьи — условия формирования личности, способной проявлять целеустремлённость и ответственность в достижении поставленных целей, самостоятельность в решении жизненных задач, преодолевать жизненные трудности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская. Психология формирования и развития личности. М., Наука, 1960.-322 с.
  2. Ф.А. Слово в ядерный век. М., 1987. — 300 с.
  3. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.- 379 с.
  4. И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6−10 лет. СПб., 1999. — 99с.
  5. М.Н. О педагогических условиях воспитания устойчивого произвольного внимания у детей 6−7 лет. Автореф. дисс. канд. пед.н.: 13.00.01. -М., 1975- 22 с.
  6. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. // Избр. Психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. — 457 с.
  7. .Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека. / Психология личности. Т.2. Хрестоматия. -Самара: изд. Дом «БАХРАХ», 1999. 544 с.
  8. .Г. Человек как предмет воспитания. // Сов. педагогика, 1965. № 1. — С. 71.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, — 1977. -380 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1969. — 315 с.
  11. JI.B. Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  12. Л.И., Мамчур Е. А. Рецензия на книгу К.В. Уилкса // Филос. науки, 1991. № 5.- С. 183−186
  13. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. // Психологический журнал, Т. 19, № 1, изд. Наука М., 1998. — С. 7.
  14. А.Г. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность предпосылки и основание жизни личности в обществе.// Психология личности, 2 том — Самара, 1999. — 562 с.
  15. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  16. А.Г., Петровский А. В. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
  17. Т.И. Детский сад и школа. // Дошкольная педагогика / Под. ред. В. И. Логиновой. 4.2. 270 с.
  18. Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. JI: ЛГПИ, 1990. — 82 с.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 — 321 с.
  20. П.П. Психология младшего школьника. М.- В., 1997. 302 с.
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Москва., 1982. -215 с.
  22. А.А. Личность и общение. М., 1983. — 273 с.
  23. А.А. Вступительная статья. / Мясищев В. Н. Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева М.: Издательство «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  24. Л. Н. Психология личности. Тексты. М: Изд. Моск. Универс., 1982. -226 с.
  25. Л.Н. Избранные психологические труды. М., 1995. — 397 с.
  26. Л.Н. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. — Москва., 1981. — 351 с.
  27. Л. Н. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978.- № 4- 1979.- № 2,4.
  28. З.Н. Дежурство в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста. // Уч. записки ЛГПИ. Т. 126. Л., 1956.-С. 43−76.
  29. И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Медпрактика М, 2002. — 117с.
  30. В.Ф. Одоевского. Переплёт рукописи № 12. Л. 12−14.
  31. Н.Ф. Школьное дело. 3-е изд. -М, 1906. — 178 с.
  32. Р. С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  33. Р.С. Особенности воспитания нравственно-волевых качеств иа занятиях. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду // Под ред. Р. С. Буре. 187 с.
  34. Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1968.-23 с.
  35. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. // Информационный обзор / Авторы составители: Т. И. Ерофеева, O.JI. Зверева, Т. А. Макеева. — М.: АПО, 2002. — 56 с.
  36. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 198 с.
  37. В.П. Основы общей педагогики. М., 1916. -245 с.
  38. А.В., К.Н. Корнилов. Воля и ее воспитание. М., 1957. — 267 с.
  39. Л., Мухина В. Развитие воли дошкольника. // Дошкольное воспитание. -1974. № 1.-С. 40−45.
  40. А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001. -154с.
  41. Е.Н. Умственное развитие. СПб., 1873. — 241 с.
  42. Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.
  43. .С., Волкова Н. В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
  44. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997 — 421 с.
  45. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под редакцией Л. А. Парамоновой и О. С. Ушаковой. -М.: Просвещение, 1987. 160 с.
  46. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. С. 47.
  47. Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1998. — 507 с.
  48. Выготский J1.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  49. JI.C. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. /Собр.соч.: в 6-ти т. Т. 1,2. М., 1982. — 470 с.
  50. А.И. Волевая активность школьника и методы её изучения. -Челябинск, 1979. 112 с.
  51. П.Я. «Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. -М., 1999.-371 с.
  52. А.И. Избранные философские сочинения. М., 1940. — 432 с.
  53. Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? Издание 3-е, исправленное и дополненное — М.: «ЧеРо» при участии Творческого центра «Сфера», 2001. — 240 с.
  54. Ф.Н. Психология. М., Просвещение, 1973. — 357 с.
  55. Грей Джон. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребёнке дух сотрудничества, отзывчивости, уверенности в себе. / Пер. с англ. — М.: ООО Издательский дом «София», 2005. — 384 с.
  56. Л.П. Общение с собой. Москва, 1991.- 308 с.
  57. Ю.М., Макиенко В. В. Психические расстройства в практике семейного врача. Издательство Химического завода «Гедеон Рихтер» А. О. Венгрия, Будапешт, 1996 — 64 с.
  58. В.И. Руководство по детской неврологии. СПбГПМА, 1988 — 496 с.
  59. Н.И. «Психологическая готовность к школе». М., 1993. — 114 с.
  60. А.Н. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста. / Ученые записки ЛГУ. № 214.Вып. 9.Л., 1956. С. 29−44.
  61. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1992, № 1−2.
  62. В.И. Курс педагогики. М., 1918. -42.- 347 с.
  63. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические высказывания. М., 1939. -421 с.
  64. Н.А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1987. 432 с.
  65. Дошкольное образование в Санкт Петербурге: Аналитический отчет / Общая редакция Кутузовой И. А. СПб.: СПГУПМ, 2002. — 117 с.
  66. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. — 640 с.
  67. Дошкольная педагогика. Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. 4.1. /Под ред. В.И.
  68. Логиновой и П. Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988. -256 с.
  69. В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: Сфера, 2003. — 96 с.
  70. Евмений игумен. Духовность как ответственность. Свет православия, 2005.-300с.
  71. С.Ф., Лыков С. В., Волобцева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  72. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. -СПб.: «Тускарора», 2000. — 231 с.
  73. И.В. Педагогическая диагностика трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Минск, 1989. — 45 с.
  74. В.А. Психопатология. Москва: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2002. — 665 с.
  75. С.Д., О.В. Боровик. Развитие ребёнка в ваших руках. Москва. 2000. — 198 с.
  76. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. //Вопросы психологии. № 6. М., Педагогика, 1989. -С.105
  77. Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностыо и дефицитом внимания. 2-е изд. М.: Издательский дом «Школа — Пресс 1» — 126 с.1
Заполнить форму текущей работой