Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия освоения самостоятельных форм игры с правилами детьми старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический интерес представляют работы Ж. Пиаже, а так же Н. Я. Михайленко и Н АКоротковой. В них показано, что освоение игры может происходить в естественных условиях жизни разновозрастных сообществ детей, где она перенимается младшими детьми от старших (Ж.Пиаже). Полноценное овладение правилами происходит при этом в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, в работах НАКоротковой, Н. Я… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ИГРОЙ С ПРАВИЛАМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Проблемы руководства игрой в дошкольной педагогике
    • 1. 2. Развивающие функции игры с правилами
    • 1. 3. Проблемы освоения детьми игры с правилами в психолого-педагогичских исследованиях
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПРАВИЛАМИ В
  • Qb СТАРШИХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ФОРМ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
    • 3. 1. Анализ строения игр с правилами и игрового материала
    • 3. 2. Программа и ход опытно-педагогической работы по освоению детьми самостоятельных форм игры с правилами
    • 3. 3. Сравнительная характеристика самостоятельной игры детей до и после проведения опытно-педагогической работы

Педагогические условия освоения самостоятельных форм игры с правилами детьми старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в обществе обусловили особую значимость социального воспитания подрастающего поколения, в том числе формирование способности к установлению социально-продуктивных форм взаимодействия с другими.

В детском саду, особенно в старших дошкольных возрастах, одним из значимых видов деятельности, в котором возникает такое взаимодействие, является игра с правилами.

В дошкольной педагогике принято считать, что игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей. Вместе с тем, как показывают психологические исследования, развивающий потенциал игры с правилами шире. Это становление элементов произвольного поведения, овладение способами совместной организации деятельности, становление взаимной нормативной регуляции, развитие стремления к успеху в достижении определенного результата, развитие самооценки и самоконтроля.

Успешная реализация развивающего потенциала игры с правилами и становление оптимальных форм взаимодействия возможны, если она будет протекать в форме самостоятельной детской деятельности.

Изучению игры с правилами как самостоятельной детской активности посвящен ряд психолого-педагогических исследований (Л.ВАртемова, Л. С. Каргашова, Н. А-Короткова, Н. И. Кустова, Н. Я. Михайленко и др.).

Теоретический интерес представляют работы Ж. Пиаже, а так же Н. Я. Михайленко и Н АКоротковой. В них показано, что освоение игры может происходить в естественных условиях жизни разновозрастных сообществ детей, где она перенимается младшими детьми от старших (Ж.Пиаже). Полноценное овладение правилами происходит при этом в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, в работах НАКоротковой, Н. Я. Михайленко было показано, что этого результата можно добиться уже в дошкольном возрасте — к 4,5−5 годам. Ими также были описаны некоторые педагогические приемы, позволяющие взрослому стимулировать овладение правилами. Однако, даже эти работы не в полной мере дают представления о целостной системе педагогической работы, направленной на формирование игры с правилами у старших дошкольников в условиях детского сада.

Постановка вопроса о становлении самостоятельных форм игры с правилами вызвана проблема практического характера: в условиях детского сада развивающий потенциал игры используется не полностью. Такой вид самостоятельной деятельности даже в старшем дошкольном возрасте представлен незначительно. Дети преимущественно включаются в игры с правилами в ситуации прямого руководства взрослого, диктующего распределение функций, правила действия (во время прогулки или занятий). Массовая педагогическая практика испытывает потребность в научно-обоснованной систематизации игр для их применения в самостоятельной детской деятельности.

Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы проектирования педагогических условий формирования игры с правилами в старшем дошкольном возрастеотсутствием в практике научно обоснованной системы педагогических воздействий на становление самостоятельных форм игры с правилами.

Целью исследования является определение содержания, форм и последовательности педагогической работы, направленной на освоение детьми старшего дошкольного возраста самостоятельной игры с правилами в естественных условиях жизнедеятельности группы дошкольного учреждения.

Объект исследования: самостоятельная игровая деятельность детей.

Предмет исследования: процесс овладения детьми старшего дошкольного возраста самостоятельными формами игры с правилами.

Гипотеза исследования. Мы исходили из следующих предположений.

1. Освоение самостоятельных форм игры с правилами должно строиться в 2 этапа. I — овладение правилами построения самой игрыIIовладение правилами регуляции взаимодействия.

2. Успешное овладение правилами на первом этапе предполагает освоение детьми основной схемы развертывания традиционных игр с правилами и вариантов ее усложнения. Эта работа должна опираться на анализ самих игр по количеству, составу и сравнительной сложности правил. Овладение правилами на втором этапе предполагает взаимный контроль за соблюдением собственно игровых правил, а также осознание и вербализацию их и необходимости подчинения им.

3. Участие взрослого в игре детей на каждом из этих двух этапов будет различным («заинтересованный партнер», организатор предметной среды и наблюдатель).

4. Расширение поля педагогического воздействия взрослого и создание интереса не только у непосредственных участников может быть достигнуто за счет привлечения всех желающих к наблюдению за ходом игр и постепенного подключения их к активной роли участников.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Провести анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме детской игры.

2. Изучить практику организации игр с правилами в старших группах детского сада.

3. Разработать модель педагогического воздействия на освоение дошкольниками самостоятельных форм игры с правилами и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

4. Проанализировать имеющиеся наборы игр с точки зрения их строения (количества и сложности правил действия, соорганизации), выявить их своеобразие, выстроить иерархию по сложности.

Методологической основой исследования сшли принятые в отечественной психологии и педагогике положения о том, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (А.В.Запорожец, А. Н. Леонтьев, АЛ. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) — положения Г. П. Щедровицкого по поводу раскрытия термина «руководство» и «управление" — положения об объективном анализе деятельности (Г.П.Щедровицкий, Н. С. Пангпша и др.) — работы Ж. Пиаже о традиционных способах передачи игры в разновозрастных сообществах детейэкспериментальные данные о роли взросло-детских сообществ (В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин) — о поэтапном формировании игры с правилами (НАКороткова, Н.Я.Михайленко).

В исследовании использовались методы: анализ психологической, педагогической и методической литературынаправленное наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в условиях группы детского садаанкетирование и направленное наблюдение за деятельностью воспитателейобъективный анализ строения игр с правиламиинтервьюирование детейопытно-экспериментальная работа (с включенным исследователем).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— впервые выстроена и опытно-экспериментальным путем проверена модель последовательных педагогических ситуаций, ведущих к освоению детьми самостоятельных форм игры с правилами;

— вскрыты резервные возможности детского сообщества в освоении данного вида активности (заинтересованные наблюдатели, болельщики, «арбитры»);

— выявлены существенные возможности игры с правилами в передаче детям способов регуляции взаимодействия сверстников морально одобряемыми принципами и правилами;

— впервые дана объективная характеристика строения правил, их простота и сложность в разных видах игр.

Практическая значимость исследования:

— реализована в условиях детского сада модель педагогического воздействия с целью освоения игры с правилами и ее активизации в самостоятельной детской деятельности;

— разработана и реализована программа спецкурса «Технология игры» при подготовке студентов дошкольного отделения педагогического колледжа к их практической работе в детском саду.

Материалы исследования могут бьггь использованы при проведении курсов повышения квалификации разного уровня, включены в программу курса педагогических училищ и педагогического института, а также в программу и методику организации игры в детском саду.

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционный подход к игре с правилами как средству обучения не активизирует самостоятельную детскую деятельность.

2. Результативность освоения самостоятельных форм игры с правилами может быть достигнута за счет моделирования ситуации, в которой часть детей совместно со воспитателем представляет «живую модель», помогающую другим детям в процессе наблюдения и дальнейшего участия осваивать игру во всей ее полноте.

3. Специально подобранный игровой материал облегчает осваивать детям игру с правилами и самостоятельно переходить от одних типов к другим.

4. Изменение позиции взрослого по отношению к играющим позволяет осуществлять управление с учетом усложнения деятельности, а также игровых умений детей.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику. Результаты экспериментального исследования обсуждались на заседаниях лаборатории проектирования социокультурных условий развития в дошкольном возрасте ИПИ РАО. Материалы исследования использовались при проведении семинара для воспитателей детского сада № 6 и № 30 г. Боровичи и детского сада № 1933 г. Москвы. Разработана и реализована программа спецкурса «Технология игры» в Боровичском высшем педагогическом училище.

Экспериментальное исследование выполнялось в детском саду № 157, 1566 г. Москвы. Работа проводилась с детьми старшей группы. Всего в исследовании было охвачено 70 детей шестого года жизни.

Структура и объем работы. Диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования подтвердили правомерность выдвинутых нами предположений о том, что освоение самостоятельных форм игры с правилами в старшем дошкольном возрасте в значительной мере зависит от особого рода воздействий взрослых.

В исследовании были определены условия, обеспечивающие широкий одновременный охват детей формирующими воздействиями воспитателя, а также дифференцированный подход к детям в зависимости от их игрового опыта.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что в практике работы детских садов сохраняется традиция использования игр с правилами в качестве дидактического средства. Это, безусловно, важно. Однако такая ситуация не активизирует самостоятельную детскую деятельность.

2. При становление самостоятельных форм игры с правилами важен учет специфических развивающих функций игры.

3. В естественных условиях группы детского сада процесс освоения игры с правилами эффективно осуществляется взрослым в совместной деятельности с детьми с одновременным привлечением детей-наблюдателей. Такая ситуация позволяет детям успешнее осваивать игровые правила и способствует усилению взаимной нормативной регуляции.

4. Последовательное внесение игр в зависимости от сложности правил, содержания предметного материала позволяет постепенно усложнять деятельность и активизировать экспликацию игровых правил.

5 .Активизация самостоятельной игры детей осуществляется за счет специально подобранных игр в сочетании с меняющейся позицией взрослого. Изменение позиции взрослого по отношению к играющим позволяет осуществлять управление игрой с учетом усложнения деятельности, а также с учетом игровых умений детей.

6 .Педагогическое руководство игрой с правилами дошкольников, в соответствии с выявленными условиями, эффективно влияет на развитие самостоятельной совместной игры детей, обеспечивает активизацию взаимного контроля, а также позволяет детям самостоятельно переходить от одних типов игр к другим.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1969. — С. 176−212.
  2. В.Н. Дидактические игры в самостоятельной деятельности детей 5−7 лет // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника / Под ред. АВ.Запорожца. -М., 1979.-С. 33−38.
  3. В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. М., 1981. — С. 159 169.
  4. Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983.-18 с.
  5. Аркин Е. А Об изучении детского коллектива. М.: Новая Москва, 1927.-С. 23−24.
  6. Л.В. Игрушка педагогическое средство опосредованной активизации игры // Дошкольное воспитание. — 1985. -№ 10.-С. 45−47.
  7. Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. -20с.
  8. Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. АВ. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — С. 188−205.
  9. В.Р. Дидактические игры на занятиях по ознакомлению детей старшей группы с окружающей общественной жизнью. Ученые записки ЛГПИ им. АИ.Герцена. — Т. 126. — Л., 1956. -С. 141−170.
  10. Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. М.: Учпедгиз, 1948. — 160 с.
  11. Т.С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 19 с.
  12. З.М. Подвижные игры для детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1948. — 68 с.
  13. З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. АЗ. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — С. 254−268.
  14. Е.В., Давыдов В. В., и др. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 22−31.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  16. А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  17. А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1974. — с. 18.
  18. А.К. Социальная активность дошкольников в дидактических играх // Формирование первоначальных основсоциальной активности у детей дошкольного возраста. М., 1984. — С. 19−28.
  19. А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М., 1985. — 69 с.
  20. Р.С. Воспитатель-организатор и руководитель самостоятельной деятельности детей // Роль воспитателя в организации педагогического процесса в детском саду: Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1979. — С. 9−11.
  21. А.И. Методика проведения подвижных игр в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 112 с.
  22. А.И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в детском саду / Под ред. АЛ.Усовой. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — С. 92−134.
  23. Н.И. Воспитание некоторых черт характера у детей с помощью подвижных игр // Игры детей. М.: Учпедгиз, 1948. — 98 с.
  24. Л .А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. АВ. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1978.-С. 32−36.
  25. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М.: Изд-во НИИ ОП, 1976. — 184 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  27. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. АК. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., перераб., доп. -М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  28. Воспитание детей в игре: Сборник статей / Сост. Д. В. Мецджерицкая, Е. Д. Татищева. М.: Учпедгиз, 1958. — 192 с.
  29. Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тезисы конференции. Минск, 1971. — 78с.
  30. Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста / Тезисы докладов к конференции. М., 1973. -47с.
  31. Всестороннее развитие детей в игре / Под ред. Ф. А. Федоровой. Орел: Кн.изд., 1958. — 35 с.
  32. JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1996. № 6. — С. 62−76.
  33. Р.М. Воспитание целеустремленности в игре у детей седьмого года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ереван, 1973. -24с.
  34. .Ю. О содержании и структуре дидактической игры // Умственное воспитание детей в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов. Л. — С. 117−124.
  35. В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. — Вып.1. — М., 1945. — С. 94−97.
  36. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. -18 с.
  37. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для воспитателей / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
  38. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. — 111 с.
  39. В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре // Творческие игры в детском саду. М.: Учпедгиз, 1951.-С. 24−55.
  40. А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. — С. 5−10.
  41. А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. — № 10. — С. 72−79.
  42. А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. АВ. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1978. — С. 3−7.
  43. Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в игре сверстников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — с.
  44. Иванкова РА Нравственное воспитание дошкольников в игре // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т. С. Комаровой М.: Изд-во АПН СССР, 1983.-С. 104−111.
  45. Р. А. Развитие взаимоотношений в игре // Некоторые проблемы детской психологии. М., 1972.
  46. И. Международный проект по традиционным детским играм // Перспективы: вопросы образования. -1987. № 4. — С.139−150.
  47. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск, 1989. — 38с.
  48. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб.науч.трудов / Под ред. АВ. Запорожца, Т.АМарковой. М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1978. -155 с.
  49. Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания: Тезисы науч.-практич.конф. Таллинн, 1984. -105 с.
  50. Игра и труд в детском саду / Под ред. АЛ. Усовой, Л. А. Пеньевской. М., 1961. — 49с.
  51. Игра форма организации жизни воспитанников детских садов / Сост. К. С. Буланова. — М., 1968. — 53с.
  52. Игры детей // Под ред. Е. И. Волковой. М., 1948. — 32с.
  53. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр. М.: Учпедгиз, 1962. — 155 с.
  54. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1970. — С. 3−39.
  55. Л.С. Воспитание самостоятельности детей в подвижных играх // Дошкольное воспитание. 1984. — № 1. — С. 17−18.
  56. Л.С. Самоорганизация детей 7-го года жизни в играх с правилами преимущественно подвижного характера. -Куйбышев, 1983. 23 с.
  57. Л.С. Способы самоорганизации детей дошкольного возраста в подвижных играх. Куйбышев, 1985.- 39 с.
  58. В.М. Место игр с дидактическими материалами в детском саду // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, АЛ.Усовой. М., 1966. — С. 221−231.
  59. В.М. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду / НИИ пед. наук. Тбилиси, 1951. — 140 с.
  60. Я.Л., ЖизневскиЙ Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовойдеятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 38−44.
  61. Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 35−42.
  62. Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение: Пер. с итал. М.: Моск. книгоиздательство, 1909.-266 с.
  63. Т.С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1997. — № 6. -С. 25−29.
  64. М.М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. М.: Учпедгиз, 1961. — 151 с.
  65. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. — № 9. — С. 48−69.
  66. Э.П. Музыкально-дидакшческие игры как средство сенсорного воспитания детей 4−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983.-22 с.
  67. Н.И. Педагогические условия успешной организации совместных дидактических игр старших дошкольников // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника / Под ред. АВ.Запорожца. М.: Изд-во АПН СССР, 1979. -С. 28−32.
  68. К.П. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности: Автореф. дис. кацд. пед. наук. М., 1971. — 18 с.
  69. Н.Й. Педагогические условия формирования организаторских умений у детей шестого года жизни (на материаленастольнопечатных игр): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. -16 с.
  70. Е.А. Влияние дидактической игры на поведение детей // Дошкольное воспитание. -1951. № 9. — С. 43−45.
  71. Е.А. Влияние условий дидактической игры на организованность поведения детей 4−5 лет // Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — С. 57−69.
  72. А.Н. Психологические вопросы детской игры Н Советская педагогика. 1944. — № 8−9. — С. 37−47.
  73. А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — С. 481−508.
  74. М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой. М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
  75. А.С. Дидактические игры с картинками как средство ознакомления с растениями: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1954.-16 с.
  76. А.И., Тумакова Г. А. Учите играя: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  77. З.Н. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей 3−5 лет с цветом: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1973.-19 с.
  78. Т.А. Актуальные проблемы педагогики игры // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1978. — С. 21−32.
  79. Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективныхотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. — С. 36 132.
  80. А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1966. — 19 с.
  81. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. ТАМарковой. М.: Просвещение, 1982. — С. 115−126.
  82. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»: Игровая деятельность // Дошкольное воспитание. 1986. — № 1. — С. 6−16.
  83. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»: Игры с правилами и руководство ими // Дошкольное воспитание. -1986. № 8. — С. 6−9.
  84. Н.Я., Короткова НА Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. — № 3−4.
  85. Н.Я., Короткова НА Взрослые, дети, игра: к проблеме передачи детям игровой культуры // Дошкольное воспитание. -1984.-№ 8. -С. 38−40.
  86. Н.Я., Короткова НА К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание. 1993. — № 1. — С. 27−36.
  87. Н.Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М., 1991. -16 с.
  88. Н.Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С. 111−122.
  89. Н.Я. Особенности формирования игровых умений детей разного возраста // Руководство играми детей вдошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. — С. 102−114.
  90. Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. 1983. — № 12. — С. 17−20.
  91. Н.Я., Кустова Н. И. Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. -1987. № 10. — С. 47−50.
  92. Н.Я. Формирование совместных предметно-игровых действий // Дошкольное воспитание. 1987. — № 6. — С. 46−48.
  93. Н.Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, АЛ.Усовой. М., 1966. — С. 151−164.
  94. Р.Г. Игра и взаимоотношения детей // Дошкольное воспитание. 1964. — № 4. — С. 78−79.
  95. Р.Г., Щедровицкий Г. П. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Обучение и развитие. М., 1966.-С. 132−137.
  96. П.Г. Взаимоотношения детей при распределении ими функции руководителя совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М.: Просвещение, 1976. — С. 134−147.
  97. Некоторые проблемы обучения, воспитания и развития / Тезисы докл. Горький, 1979. — 94 с.
  98. С.Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. 1983. — № 10.-С. 38−46.
  99. Новоселова C. J1. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности // Игра и ее роль вразвитии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1978.-С. 41−46.
  100. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, ТАМарковой. М., 1975. — 73с.
  101. Основы дошкольной педагогики / Под ред. АВ. Запорожца, ТАМарковой. М.: Педагогика. — 1980. — 271 с.
  102. Т.И., Тимофеева ЕА. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1971. -160 с.
  103. Н.С. Исследование игры как детской деятельности // Дошкольное воспитание. -1964. № 4. — С. 80−82.
  104. Н.С. Исследование строения детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. АВ. Запорожца, АП.Усовой. М.: Просвещение, 1966. — С. 231−255.
  105. Н.С. Исследование умственного развития детей в процессе деятельности с дидактическими игрушками // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Просвещение, 1965. — С. 160−207.
  106. Педагогика и психология игры: Межвуз.сб. науч.трудов. -Новосибирск, 1985. 128 с.
  107. Педагогические возможности дидактической игры и требования к ее организации. Методические рекомендации. М., 1987. -58 с.
  108. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника: Сборник научных трудов / Под ред. АВ.Запорожца. М.: Изд-во АПН СССР, 1979. — 79 с.
  109. С. Игровые правила и поведение детей // Дошкольное воспитание. 1979. — № 3. — С. 24−27.
  110. . Речь и мышление ребенка. -М., Л.: Учпедгиз, 1932. -412 с.
  111. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  112. Программа воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1962. — 191 с.
  113. ИЗ. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — 198 с.
  114. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -148 с.
  115. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А В. Запорожца, АП.Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 351 с.
  116. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  117. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 132 с.
  118. Л.Н. Индивидуальные проявления организатрских способностей у детей 5−6 лет в проведении подвижных игр // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1983. — С. 38−51.
  119. Е.И. Дидактические игры в организации детской жизни и педагогическое руководство ими // Роль игры в детском саду / Под ред. АЛ.Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. — С. 28−91.
  120. Е.И. Еще больше внимания детской игре // Дошкольное воспитание. -1947. № 11. — С. 5−8.
  121. Е.И. Последовательность усложнения умственных задач в деятельности детей с дидактическими игрушками // Умственное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1968. — С. 13−61.
  122. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. ЛАВенгера. М.: Педагогика, 1986.-224 с.
  123. Т.А., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. 1984. — № 2. — С. 43−46.
  124. Роль игры в детском саду / Под ред. АП.Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 152 с.
  125. Рояк, А А Особенности отношений детей в игре в условиях психологического конфликта // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. АВ. Запорожца, Т.АМарковой. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978. — С. 133−138.
  126. Рудик П. А Игры детей и их педагогическое значение. М., Л., 1948.-49 с.
  127. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1938. — 148 с.
  128. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1945.- 112с.
  129. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1954.-116с.
  130. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.АВасильевой. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  131. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1969. — 215 с.
  132. JI.И. Требования к отбору дидактических игр для дошкольников подготовительной группы детского сада // Подготовка детей к обучению в школе. Минск, 1982. — С. 47−54.
  133. Е.О. Игра с правилом как средство овладения своим поведением / Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 338−343.
  134. А. А. Овладение элементарными математическими знаниями и умениями детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. -20 с.
  135. А. А. Сюжетно.дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение. -1987. — 97 с.
  136. А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Учпедгиз, 1955. — 176 с.
  137. А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  138. Л.И. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей 4-го и 5-го года жизни с формой и величиной предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 28 с.
  139. Т., Ерофеева Т., Павлова Л., Новикова В. Дидактические игры с математическим содержанием // Дошкольное воспитание. 1986. — № 6. — С. 32−35.
  140. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1984 -175 с.
  141. Е.И. Игры и занятия малых детей. М.- Л.: Учпедгиз, 1935. — 103 с.
  142. Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск: Народна асвета, 1976. -128 с.
  143. Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1954. -18 с.
  144. Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1958. -151 с.
  145. А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — С. 38−48.
  146. А.П. Игра и организация жизни детей. М.: Учпедгиз, 1962.-39 с.
  147. А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  148. А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание. 1965. — № 10. — С. 79−83.
  149. А.П. Роль игры в педагогическом процессе детского сада // Роль игры в детском саду / Под ред. АЛ.Усовой. М., 1061. — С.5 -27.
  150. А.П. Руководство творческими играми детей // Игры детей. М., 1948. — С. 13−25.
  151. Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967. — 623 с.
  152. .И. Дидактические материалы и игры в связи с некоторыми задачами воспитания дошкольников // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1988. — С. 137−147.
  153. .И., Мачабели К. Г. О построении дидактичесих материалов и игр // Психология и педагогика игрыдошкольника / Под ред. Л. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — С. 213−220.
  154. С.И. Влияние подвижных игр на самоорганизацию детей средней группы // Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. М., 1968. — С. 17−21.
  155. С.И. Формирование самоорганизации у детей дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 18 с.
  156. Школьная И А. Педагогические условия активизации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1982. -19 с.
  157. Г. П. Игра и «детское общество» // Дошкольное воспитание. 1964. — № 4. — С. 74−78.
  158. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Прсвещение, 1966. — С. 92−132.
  159. Г. П., Надежина Р. Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии, 1973. -№ 5. -С. 74−84.
  160. Щур В. Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М.: Просвещение, 1976.-С. 37−45.
  161. Щур В. Г. Особенности общения детей при самостоятельной организации совместной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981.-24 с.
  162. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.328 с.
  163. Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. -1976. № 5. — С. 41−46.
  164. Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста М.: Изд-во АПН СССР, 1978. — С. 7−21.
  165. Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. — С. 11−37.
  166. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, АВ.Запорожца. М.-Л., 1948. — С. 16−33.
  167. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
  168. Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965. — С. 108−158.
  169. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  170. С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976. — С. 41−59.
  171. О.П. Роль дидактических игр природоведческого содержания в закреплении знаний старших дошкольников на занятиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1967. -18 с.
  172. Piaget J. Le jugement moral chez l’enfant. 1932.
  173. Piaget J. Le formation du symbole chez Г enfant. Neuchatel-Paris, 1945.
  174. Play and culture / Ed. E. Balke. Olso. 1987.
  175. Schwartzman H.B. Transformations: The antropology of children’s play. N.Y.- L.- 1978.
Заполнить форму текущей работой