Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пути совершенствования исследовательской деятельности учителя в условиях инновационной работы учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы формирования исследовательских умений педагога были отражены в работах Ю. К. Бабинского, С. С. Гасанова, Р. М. Игнатищева, А. М. Матюшкина, Р. А. Назимова, И.С.Ступ-ницкого и др. Однако, в настоящее время, в связи с внедрением инновационных технологий в реформируемую систему образования возрастает роль учителя, что требует выявления путей осуществления его подготовки. Данное противоречие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки развития инновационной деятельности в современном учебном заведении
    • 1. Проблема инновационных процессов в образовании в педагогической литературе исследованиях
    • 2. Роль учителя в обеспечении инновационных процессов в образовании
    • 3. Особенности включения учителя в инновационную деятельность в современном учебном заведении
  • Выводы
  • Глава II. Основное направление и содержание исследовательской деятельности учителя
    • 1. Подготовка учителя к инновационной работе в условиях развития образовательной системы
    • 2. Инновационные технологии обучения и воспитания и их реализация в условиях конкретного учебного заведения
    • 3. Опытно экспериментальная работа и ее анализ в процессе исследования
  • Выводы

Пути совершенствования исследовательской деятельности учителя в условиях инновационной работы учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие социально-экономические изменения в социальной и экономической жизни страны обуславливают и перестройку работы всей системы образования России. Существенная роль в этом процессе отводится внедрению передовых, инновационных технологий, позволяющих кардинально изменить уровень подготовленности выпускников. Ключевой фигурой в решении задач перестройки системы образования был и остается учитель, преподаватель, мастер, который непосредственно работает с учащимися. Поэтому, решающее значение в настоящее время приобретает проблема формирования личности учителя, способной к критическому анализу результатов своей работы, поиску технологий, позволяющих повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, стимулировать их, адаптировать к своей реальной педагогической практике.

В современной педагогической науке по проблеме подготовки учителя проведено большое число исследований, охватывающих различные аспекты его деятельности. Общетеоретические основы содержания и технологии подготовки учителя заложены работах О. А. Абдулиной, Н. В. Александрова, B.C. Ильина, В.А.Кан-Калика, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, И. Т. Огородникова, А. И. Пискунова, В. К. Розова, В. А. Сластенина и других.

В связи с разработкой и исследованием вопросов непрерывного педагогического образования данная проблема получила развитие в работах А. В. Вершинина, С. Г. Вершловского, А. В. Даринского, Н. В. Кузьминой и др.

Проведенный анализ исследований по проблеме подготовки учителя можно условно разделить на два направления. Первое связано с вузовским этапом обучения и формированием качеств творческой личности будущего учителя (В.А.Андреев, Ю. К. Бабанский, Ю. К. Васильев, В. С. Кузин, И. Я. Лернер,.

A.М.Матюшкин, Р. А. Назимов, П. И. Пидкасистый и др.). Второе направление отражает аспект повышения педагогического мастерства и переподготовки (Ю.К.Бабанский, Ю. В. Васильев,.

B.И.Загвязинский, Н. В. Кузьмина, Ю. А, Конаржевский, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.).

Проведенное нами изучение работ ряда учебных заведений г. Серпухова Московской области позволило констатировать, что несмотря на высокий уровень разработанности ряда важнейших аспектов педагогической деятельности, наибольшие затруднения у учителей вызывают следующие из них — низкая заинтересованность повышения эффективности своей работы (несформированность мотивационной сферы) — отсутствие полной информации о содержании и характере инновационных технологийотсутствие необходимой поддержки со стороны руководства и иногда родителейснижение заинтересованности в повышении уровня знаний и умений у учащихся, и другие.

Собственный многолетний опыт практической работы и обсуждение данной проблемы на заседаниях методического объединения позволили достаточно четко обозначить путь выхода из создавшегося положения, а именно — повышения уровня профессионального мастерства, превращение педагогической деятельности в исследовательскую.

Вопросы формирования исследовательских умений педагога были отражены в работах Ю. К. Бабинского, С. С. Гасанова, Р. М. Игнатищева, А. М. Матюшкина, Р. А. Назимова, И.С.Ступ-ницкого и др. Однако, в настоящее время, в связи с внедрением инновационных технологий в реформируемую систему образования возрастает роль учителя, что требует выявления путей осуществления его подготовки. Данное противоречие составляет проблему нашего исследования. Решение этой проблемы составляет цель исследования, тема которого «Пути совершенствования исследовательской деятельности учителя в условиях инновационной работы учебного заведения» .

Объектом исследования является процесс подготовки учителей к исследовательской деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия, содержание и формы организации подготовки учителей к исследовательской работе.

Исходя из поставленной цели и предмета исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического опыта работ учителей и преподавателей училищ была сформулирована гипотеза: обеспечение инновационного режима работы учебного заведения на основе активного включения учителей, преподавателей в исследовательскую деятельность, будет возможным, если:

— сформирована мотивационная сфера учителя к инновационной исследовательской деятельности;

— определены педагогические условия, содержание и организационные формы подготовки учителя к проведению исследовательской работы и реализованы в работе учебного заведения;

— осуществляются различные виды поддержки учителей в процессе включения в инновационную деятельность (морально-психологическая, научно-методическая, техническая, финансовая и т. д.);

— проводятся консультации и необходимый контроль за ходом экспериментальной исследовательской работы.

На основе выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и исследований по проблемам инновационного развития учебных заведений, роли исследовательской деятельности учителя в обеспечении инновационного режима учебного заведения.

2. Выявить педагогические условия, содержание и формы подготовки учителя к исследовательской деятельности в инновационном учебном заведении.

3. Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанного подхода в условиях конкретного учебного заведения.

Методологической основой исследования являются положения материалистической философии о единстве теории и практики, общем, особенном и конкретном в изучении деятельности, концептуальные идеи и положения отечественных педагогов и психологов в области подготовки учителя, инновационных процессов в образовании.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, методической литературы и исследований, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, проведение контрольных работ и их анализ.

Основные этапы исследования:

I.ЭТАП (1990;1993 гг.) Изучение теоретических основ данной проблемы. Определение основных положений, целей и задач исследования.

II. ЭТАП (1994;1995 гг.) Проведение констатирующего эксперимента и обработка результатов. Разработка экспериментальных материалов для формирующего эксперимента.

III. ЭТАП (1996;1998 гг.) Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов. Оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены педагогические условия (формирование мотивационной сферы готовности учителя к исследовательской работеосуществление различных видов поддержки включения учителя в инновационную деятельность — морально-психологическая, научно-методическая, материально техническая и др.- проведение консультаций и необходимости контроля за ходом экспериментальной работы), содержание и формы подготовки учителя к исследовательской деятельности, как основы инновационной работы учебного заведения.

Практическую значимость данного исследования составляют разработанные методические материалы, программы в помощь учителям, преподавателям и руководству учебных заведенийшкол, училищ, лицеев, колледжей, осуществляющих переход на инновационный уровень своей работы.

Достоверность научных результатов исследований обеспечивается использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследования.

На защиту выносятся:

1. Содержание и формы подготовки учителя к исследовательской деятельности в условиях учебного заведения.

2. Педагогические условия включения учителей в исследовательскую деятельность как основы инновационной работы учебного заведения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные направления и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях методического объединения учителей г. Серпухова, на заседаниях лаборатории политехнического образования и проблем управления городской и сельской школы, Института общего образования, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Экспериментальная база исследования школы и медицинское училище г. Серпухова.

Выводы по II главе.

Современные условия, в которых происходит перестройка системы образования, проявляется и в ее основном звенедеятельности учителя и учащегося. Поэтому и инновационный режим работы учебного заведения достаточно трудно осуществить без соответствующей подготовки учителя, преподавателя к исследовательской работе.

С этой целью было проведено констатирующее изучение, позволившее выявить характер трудностей, возникающих у учителей при освоении новых инновационных технологий. Исходя из этого в процессе исследования была разработана программа семинаров, проведение которых позволило бы способствовать снятию возникающих проблем, стоящих перед учителем.

Организованные и проведенные семинары для учителей и преподавателей медучилища г. Серпухова позволили решить данные задачи и в дальнейшей работе включить их в исследовательскую инновационную работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происходящие изменения в социально-экономической жизни страны поставили систему образования перед необходимостью осуществления перестройки работы во всех звеньях и направлениях.

Многими учебными заведениями в настоящее время ведется поиск путей и средств для обеспечения перевода в инновационный режим, внедрения инновационных технологий в практику своей работы.

Как показывает проведенный анализ психолого-педагогической литературы и исследований, в настоящее время достаточно глубоко исследованы многие аспекты инновационной работы образовательных учреждений. Вместе с тем, как показывает практика, еще недостаточно отражена роль учителя в обеспечении инновационного режима работы учебного заведения.

В основном инновационная работа учебного заведения касается организационных аспектов перестройки работы учебного заведения.

По нашему мнению, исходя из изучения практики и собственного опыта работы, инновационной работа учебного заведения может быть лишь тогда, когда конкретными учителями, преподавателями достигнут инновационный режим работы.

То есть, перестройка должна в первую очередь отражать изменения в основном звене — взаимодействии учителя и учащегося.

Констатирующее изучение характера возникающих трудностей у учителей при внедрении инновационных технологий позволило выявить пути совершенствования включения учителя в инновационную работу.

В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что инновационная деятельность не может рассматриваться в отрыве от проводимой исследовательской работы только на основе проводимого исследования Можно обеспечить научно и методически обоснованный выход на инновационный режим работы.

С другой стороны, как было выяснено, немаловажное значение имеет поддержка учителя со стороны администрации и учительского коллектива.

Без учета этих факторов, подготовка учителя к инновационной работе (например в условиях И ПК) может не приводить к ожидаемым результатам.

Исходя из этого, в ходе исследования нами была разработана программа семинара по подготовке учителя к исследовательской инновационной работе. Ее проведение, в сочетании с необходимой поддержкой (научно-методической, материально-технической, экономической и др.), дало реальную возможность учителям и преподавателям экспериментальной группы г. Серпухова включиться в исследовательскую инновационную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. Гуманистические проблемы психологической теории. М. Наука, 1995.
  4. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. Человек и общество. Л., 1967.
  5. Л.И. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург: ИРРО, 1995, с. 40
  6. О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.
  7. Л.И., Величковский Предисловие к монографии Х.Хенхаузена «Мотивация и деятельность».Т. 1.М., 1986.
  8. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1976
  9. С.И., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогического исследования. М.: Знание, 1976.
  10. В.Г. Структура мотивации поведения. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
  11. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  13. Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Педагогика, 1988
  14. Ю.К. О методологии комплексного решения проблемы «Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников». Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1974
  15. Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука. Сов. Педагогика. — 1977, -N11.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982
  17. Г. М. Педагогическое экспериментирование. -Сов. педагогика. -1990, N11.
  18. Г. С. Найти и обрести себя. Вопросы философии, 1995, N 3
  19. Ф.С. Школы коллективного передового опыта. Сов. педагогика. — 1978. — N 2.
  20. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. С.-Петербург: Лениздат, 1992.
  22. Р. Развитие Я концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  23. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1996.
  24. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  25. А.Д. Организация и методика педагогических исследований, М.: Би, 1981.
  26. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. Психологический журнал, 1991, Т. 12, N 6.
  27. А.В. С.Л.Рубенштейн родоначальник деятельностного подхода в психологической науке. Психологический журнал, 1989, Т. 10 N 3.
  28. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Педагогика, 1988.
  29. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
  30. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1981.
  31. В.К. Психологические мотивы мотивации человека. М.: Педагогика, 1981.
  32. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981.
  33. Вопросы методологии и методики педагогических исследований. Томск: изд-во Томского ун-та, 1974.
  34. JI.C. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 1, 2. М., 1982.
  35. Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
  36. П.Я. Развитие исследований по формированию Умственных действий. Психологическая наука в СССР. — М., 1959.
  37. И.Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972.
  38. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986.
  39. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
  40. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 41.
  41. . Что такое психология: в 2 т. М.: Мир, 1992.
  42. М.И., Краснянская КА Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.
  43. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. С.-Петербург: OMS, 1994.
  44. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  46. ДжемсУ. Психология. М.: Педагогика, 1991.
  47. Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.
  48. В. И. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1987.
  49. Забродин Ю. М" Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя. Педагогическое образование, 1991.
  50. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. О психологической готовности учителя к педагогической деятельности. Качество подготовки учителя — предметника- Тез. докл. Всес. научно-практической конференции. М., 1991.
  51. В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
  52. В. И. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981.
  53. В.И. Педагогическое предвидение. М.- Знание, -987.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.
  55. В.И. Учитель как иследователь. М.: Знание, 1980.
  56. В.И., Гильмонов С. Н. Творчество в управлении школой. М.: Педагогика, 1991.
  57. JI.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР., 1962.
  58. JI.B. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями. М.: Просвещение, 1991.
  59. В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. М.: Новая школа, 1995.
  60. В.П. Миры сознания и структура сознания. -Вопросы психологии, 1991. № 2.
  61. В.В. Понимание в дознании и общении. М.: Би, 1994.
  62. Э.В. Что же такое личность. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1984.
  63. В.А. Личность прежде всего воспитывается личностью. Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски. М.: Центр инноваций в педагогике, 1994.
  64. Н.И. Основная цель общего образования. Мир человека: Философия. Образование. Купьтура, 1994, № 1.
  65. П.И. Внедрение рекомендации педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984.
  66. Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
  67. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии /Анализ зарубежного опыта/. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
  68. М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика, 1994.
  69. Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание. Вопросы философии, 1994, № 2.
  70. Ковалев А. Г, Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л.:ЛГУ, T. I II, 1957−1960.
  71. Концепция комплексного исследования по теме: «Новые принципы и технологии подготовки учителя в условиях перехода к непрерывному образованию». М., 1990.
  72. Кочетов А. И" Коломинский Я. Л. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Народная света, 1987.
  73. А.И. Педагогическое исследование. Рязань: Рязанский госпединститут, 1975.
  74. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.
  75. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994.
  76. В. В. Проблемы научного обоснования обучения /Методологический анализ/. М.: Педагогика. — 1977.
  77. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1977.
  78. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1973.
  79. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  80. Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.
  81. ГД. Непрофессионалы в профессиональном споре. -Вопросы философии, № 1, 1996.
  82. Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980.
  83. К. Акцентуирование личности. Киев: Высшая школа, 1989.
  84. А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  85. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  86. И.Я. О построении логики дидактического исследования. Сов. педагогика -1970, — № 5.
  87. М.Л. Внушение. Знания. Вера. Киев: Политиздат Украины, 1988.
  88. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
  89. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. -Психологический журнал, 1981. Т.2, № 5.
  90. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  91. Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1990.
  92. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1984.
  93. А. К. Исследование мотивации учебной деятельности идеи Л.С.Выготского. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981
  94. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Педагогика, 1995, № 6.
  95. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
  96. В.Л., Сластенин В. А. Новой школе нового учителя. -Педагогическое образование, 1990. Вып. 1.
  97. Менеджмент в управлении школой /Научный ред. Т. И. Шамова. М.: МИП «NB Магистр», 1992.
  98. Методика педагогических исследований. Киев: Вища школа, 1976.
  99. Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта
  100. Под ред. Э. Н. Моносзона, М. И. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: НИИ ОП, 1978.
  101. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П. Р. Атугова и др. М.: Педагогика, 1985.
  102. Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
  103. Методы системного педагогического исследования /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972.
  104. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  105. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994.
  106. Э.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использование педагогического опыта . Сов. педагогика. — 1979, — № 2.
  107. С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
  108. Мышление учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, 1990.
  109. Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителей инновационного опыта /Сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1990.
  110. Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской деятельности. Калининград, Б.и., 1989.
  111. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
  112. Никитин EJL, Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы). Вопросы философии, 1995, № 8.
  113. О.А. Внедрение результатов педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971.1130 дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления /Отв. ред. Ю.КБабанский. М.: Изд-во НИИ школ МП РСФСР, 1974.
  114. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Вопросы психологии, 1995, № 2.
  115. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. .докт. психол. наук. М., 1984.
  116. А.К., Проблемы исследования субъективной активности. Вопросы психологии, 1996, № 1.
  117. М., Лекторский В. А., Аршинов В. И. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
  118. Д.Р. Люди сделают так, как захотите Вы. -М.: Новости, 1993.
  119. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
  120. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 121. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
  121. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  122. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований, Советская педагогика, 1988, № 11.- 1988, № 11.
  123. В.М. Методы исследования проблем образования . Педагогика. 1984, № 2.
  124. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987.
  125. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
  126. М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М.: Знание, 1987.
  127. М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Эксперимент в школьной практике. — М.: Б.и., 1991.
  128. М.М. Право на эксперимент. Народное образование. -1989, № 9.
  129. М.М. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994.
  130. М.М. Разумное сеять разумно. Народное образование. — 1990, № 11.
  131. Проблемы деятельности в советской психологии: Тезисы окп. KvBcec. съезду общества психологов. Ч. 1, И. М., 1977.
  132. Проблемы научного творчества в современной психологии. 1., 1971.
  133. Программа ориентир психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент). М., 1991.
  134. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., 1981.
  135. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Летровского. М.: Педагогика, 1987.
  136. Психология творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
  137. Развитие исследовательской направленности учителя в процессе повышения квалификации. / Сост., Л. Л. Горбунова. Л.: НИИ общего образования взрослых АПН, 1990.
  138. Е.А. Научный поиск. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1972.
  139. Е.И. Личность в педагогической деятельности. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, унив-та, 1994.
  140. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
  141. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  142. С.Л. Человек и мир. Вопросы философии, 1976, № 7.
  143. Е.В. Основы психологической теории общения менеджера. Кемерово: ИУУ, 1995.
  144. И.Н., Степанов С. Ю. Выступление на секции «Психология творчества» при Московском отделении общества психологов СССР. Вопросы психологии, 1982, № 5.
  145. П.В. Мозг и творчество. Вопросы философии, 1992, № 11.
  146. П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993.
  147. П. В. Сознание и сопереживание. Психологический журнал. М.: Наука, 1996, т. 17 № 3.
  148. Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.
  149. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.
  150. М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта. М.: Просвещение, 1967.
  151. Л. В. Культура самосознания. М.: Политзидат, 1989.
  152. Р.П. Учиться быть учителем. М., Педагогика, 1986.
  153. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  154. В.И. Реальность субъективного духа. -Человек. 1994, № 5.
  155. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. Вопросы психологии, 1986, № 6.
  156. Совершенствование учебно-воспитательного процесса: методология и методы исследования. Волгоград: ВГПИ, 1977.
  157. Н.А. Дипломные работы в педагогических ВУЗах. -М.: Просвещение, 1986.
  158. Сосоновский БА Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993.
  159. Сосновский Б, А О системе психолого-педагогической подготовки учителя. Высшее пед. образование: пробл. и перспективы (Матер. Всес. научно-методич. конф.). М., 1991.
  160. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.
  161. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  162. Г. В. Основы психологической теории деятельности. JI., 1989.
  163. В.А. Разговор с молодым директором школы. -Минск: Университетское, 1988.
  164. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
  165. .М. Избранные труды: В 2 т. Til. М., 1985.
  166. Тернер Ф&bdquo- Пеппель Э. Поэзия, мозг и время. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.
  167. К.Д. Наука и искусство воспитания. М.: Би, 1994.
  168. Д. И. Проблема возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  169. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В-Давыдова. М.- Педагогика, — 1981.
  170. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Свердловск: Би, 1990.
  171. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  172. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  173. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986, T.I.
  174. Хомерики О. Г, Поташник М. М., Лоренсов А. Б. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994.
  175. П.Л. Статьи и письма. М.: Современник, 1984.
  176. М.Б. Научное творчество и некоторые проблемы физики. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1992.
  177. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989.
  178. Г. Р. Работа педагогического коллектива школы 10 изучению и распространению передового опыта. -М.: Мосгор ИУУ.
  179. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 3.
  180. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985.
  181. Т.И. Исследовательские подходы в управлении школой. М.: Просвещение, 1991.
  182. ., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех: Психология бизнеса. М.: Прогресс, 1993.
  183. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. .
  184. Шикун А. Ф" Лейбович Х. И. Методология, методы и психология научного исследования. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1995
  185. А.Ф. Основы гигиены умственного труда и быта студентов (слушателей). Тверь: Изд-во ТвГУ, 1990.
  186. А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Советский писатель, 1990.
  187. Э.А. Методологический аппарат. Сов. педагогика. -1988,-№ 11.
  188. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.
  189. Эксперимент в школе: организация и управление /Под ред. М. М. Поташника. М.: Изд-во МПГИ, 1991.
  190. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  191. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.
  192. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  193. М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества. Вопросы философии, 1995,12.
  194. Т.Д. Информация, отражение, творчество. М., 1967, с.65−66
  195. П. Десять заповедей творческой личности. -М., 1990, с. 55
  196. Д.Боно Э. Рождение новой идеи: не шаблонном мышлении. М., 1976, с. 13
  197. ГБарабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вуза/Советская педагогика 1981, № 1
  198. В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989, с. 3
  199. К.Д. Собрание соч., М., 1948, Т.2, с. 64
  200. В.А. Психология неадаптивной активности. -М., 1992
  201. И.И.Ильясова «Система эвристических приемов решения задач» (М., 1992) и В. Н. Соколова «Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности» (М., 1995)
  202. Инновационое обучение: стратегия и практика" (М., 1994) см. книгу Н. А. Давыдова и Н. А. Бойченко «Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов» -Симферополь, 1992
  203. П.Г.Щедровицкий. Кто первый сказал «а»? «Учительская газета», 1996 г., № 25 от 18.06
Заполнить форму текущей работой