Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования
На втором этапе диссертационного исследования (1997;2000 г. г.) формировалась модель управления качеством профессионального образования в УСПО, разрабатывалась структура, определялись основные направления деятельности и критерии эффективности работы. Осуществлялась опытно-экспериментальная проверка модели управления качеством профессионального образования в УСПО. Изучались основные положения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы управления качеством профессионального образования
- 1. 1. Развитие СПО и проблемы качества профессионального образования
- 1. 2. Качество профессионального образования как объект управления
- 1. 3. Управление качеством подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования
- 1. 4. Мониторинг — как элемент педагогической системы управления
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Мониторинг как средство управления качеством профессионального образования
- 2. 1. Модель управления качеством профессионального образования в учреждении СПО
- 2. 2. Эффективность Центра мониторинга качества
- 2. 2. 1. Исследование группы «Специальность»
- 2. 2. 2. Исследование группы «Студент»
- 2. 2. 3. Исследование группы «Специалист»
- 2. 2. 4. Исследование группы «Преподаватель»
- 2. 2. 5. Исследование группы «Учебное занятие»
- 2. 3. Управление инновационной деятельностью в колледже
- 2. 4. Показатели качества профессионального образования
- Выводы по второй главе
Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Качественные изменения в обществе, связанные со становлением рыночной экономики, определили острые проблемы модернизации профессионального образования — востребованности выпускников на рынке труда, оптимального использования потенциальных возможностей учреждений профессионального образования. Сложившаяся в течение десятилетий система профессионального образования оказалась не в состоянии полностью удовлетворить многоаспектные требования к качеству подготовки специалистов. Возникла необходимость пересмотра подходов к подготовке специалистов в соответствии с потребностями личности обучаемых и экономики, прежде всего, с позиций качества.
Предметом особого рассмотрения стали проблемы современного профессионального образования в России и пути его модернизации:
— прогнозирование развития системы профобразования (Е.Я.Бутко, В. М. Заворыкин, И. П. Смирнов, Е.В.Ткаченко);
— технологии адаптации учебных заведений к рыночной экономике (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, А. Н. Лейбович, А. М. Новиков, М. С. Савина, О.Б.Читаева).
— методическое и нормативное обеспечение образовательного стандарта (А.Т.Глазунов, А. Н. Лейбович, И. П. Смирнов, Л.Д.Федотова).
Проблемам качества образования посвятили свои труды многие ведущие ученые и практики:
— принципы и закономерности системогенезиса качества подробно освещены В. П. Панасюком, А. И. Субетто;
— в работах М. М. Поташника проблемы качества профессионального образования рассматриваются в личностно-ориентированной парадигме;
— методологические основы обеспечения и управления качеством профессионального образования раскрываются Г. И. Ибрагимовым и Р. Х. Шакуровым;
— с позиций современного менеджмента рассматривают проблемы управления качеством А. Т. Глазунов (профессиональное образование), М. М. Поташник (внутришкольное управление) — С. Е. Шишов, В. А. Кальней системно раскрывают понятие «качество образовательного процесса» и организацию мониторинга качества образования на различных управленческих уровняхсистема управления качеством образования на основе новых информационных технологий рассмотрена Д. Ш. Матросом.
— вопросы построения систем качества в образовании рассматриваются многими зарубежными исследователями. Р. Менли, Дж. Менли предлагают модель переноса идеологии TQM в сферу образования на основе 14 пунктов Де-минга для менеджмента. Опыт внедрения систем качества рассматривают Л. Е Коут, К. Бемовски, Дж. Фогин, В. Мэтьюз и др.
Исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов к обеспечению качества профессионального образования за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий.
Стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста сегодня выступает профессиональная конкурентоспособность. Требования, предъявляемые к квалификации выпускников профессиональной школы, постоянно меняются. Особенно это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специалисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализировать, моделировать, трансформировать и использовать информацию применительно к разным ситуациям и системам. Требования работодателей к качеству профессионального образования в большинстве своем отражаются в неудовлетворенности уровнем профессиональной компетентности и мобильности выпускников, несоответствием уровня их практической подготовки требованиям конкретного производства. Исходя из этого, качество профессионального образования обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и реформированием управления образовательными учреждениями, когда очевидна необходимость формирования устойчивой взаимосвязи образования с работодателем. Именно эта взаимосвязь позволяет обеспечить развитие среднего профессионального образования, адекватного потребностям современного производства.
Наряду с негативными тенденциями в производственной и социальной сферах страны, в настоящее время происходят объективные прогрессивные изменения. Это появление новых и изменение традиционных технологий, появление новых поколений технических устройств и оборудования, внедрение новых методов управления техническими системами и т. д.
Профессиональная деятельность в современных условиях — основная сфера жизнедеятельности человека, здесь проявляется степень усвоения личностью норм и ценностей общества. Сегодня выпускнику учреждения СПО необходимо владеть не только современными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессиональной культурой, прогрессивным мышлением, способностью ориентироваться в проблемах развития общества и окружающего мира. Именно эти качества выпускника помогут ему адаптироваться на рынке труда.
Статистические данные по Республике Марий Эл свидетельствуют, что при ежегодном приросте количества обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (4−6%), остается значительным (17% в 1997 г.- 8% - 2000 г.) число выпускников, стоящих на учете по безработице в службе занятости населения. Это характеризует усиление конкуренции на рынке труда.
Пропедевтическое исследование удовлетворенности качеством подготовки выпускников учреждений СПО показал: 88% респондентов удовлетворены качеством полученного профессионального образования, вместе с тем более 50% выпускников испытывают потребность в улучшении компьютерной подготовки, ощущают недостаток знаний в области предпринимательской деятельности, в то время как во многих отраслях сферы сервиса активно используются современные модели организации бизнеса. Руководители предприятий при приеме на работу не воспринимают знания, не превращенные в умения, не ограничиваются сугубо квалификационными требованиями, а обращают пристальное внимание на индивидуальные и социальные свойства личности.
В таких условиях управление качеством в образовательном учреждении СПО является одним из необходимых факторов, позволяющих этому учреждению удержать достойную позицию на рынке образовательных услуг и работать в режиме функционирования и развития.
Под качеством подготовки специалистов (качеством профессионального образования) в исследовании понимается уровень профессионального и личностного развития выпускника образовательного учреждения, соответствующий государственному стандарту, удовлетворяющий его личностный потенциал и требования работодателя. — ,.
По мнению [29] «. единственно правильный подход к решению проблемы управления качеством образования — создание комплексного управления качеством подготовки специалистов, охватывающего весь процесс обучения от профориентации до становления специалиста на производстве».
Управление качеством подготовки специалистов в исследовании включает: выбор целей, создание эталона, определение методов и средств воздействия на управляемый объект, внедрение механизма управления и поддержание режима развития УСПО.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной теме определяет необходимость исследования проблем, касающихся структуры и содержания компонентов качества, механизмов реализации мониторинга, диагностики результатов, факторов и условий, влияющих на обеспечение качества подготовки специалистов и т. д.
Решение проблемы управления качеством затруднено в связи с имеющимися противоречиями:
— между необходимостью непрерывного совершенствования качества профессионального образования и небольшим, мало систематизированным опытом управления качеством образования в учреждениях СПО;
— между увеличением роли специалистов среднего звена в удовлетворении потребностей экономики с одной стороны и качеством выпускников учреждений среднего профессионального образования — с другой;
— между заинтересованностью работодателей в высоком качестве подготовки выпускника учреждения СПО, соответствующей запросам производства, и их практической отстраненностью от участия в процессе оценки качества выпускников;
— между потребностью в объективной информации для принятия управленческих решений по обеспечению требуемого качества профессионального образования и недостаточной разработкой механизмов практической реализации мониторинга качества в учреждениях среднего профессионального образования.
Все это определило необходимость исследования проблемы организации управления качеством подготовки специалистов в учреждениях СПО.
Цель исследования: создание и апробация модели управления качеством профессионального образования в учреждении среднего профессионального образования.
Объект исследования: образовательный процесс в учреждении среднего профессионального образования.
Предмет исследования: эффективность управления качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования: управление качеством подготовки специалистов в учреждении СПО будет эффективно при соблюдении следующих условий:
— при реализации модели управления качеством от входной диагностики до адаптации выпускников на рабочем месте;
— при целенаправленном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса;
— при использовании взаимосвязанной системы контрольно-измерительных материалов;
— при включении адаптации на рабочем месте, как обязательного конечного элемента оценки деятельности учреждения СПО.
Задачи исследования:
— изучить проблемы управления качеством в теории и практике профессионального образования, определить взаимосвязь деятельности по управлению качеством среднего профессионального образования и стандартов ISO-9000;
— разработать и апробировать модель управления качеством профессионального образования в учреждении СПО, на основе ее модернизировать существующую структуру управления колледжем;
— создать и проверить систему контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки выпускников.
Методологическую основу исследования составили методы системного анализа, принципы деятельностного подхода к формированию личности, Программа развития среднего профессионального образования, Концепция всеобщего управления качеством Total Quality Management (TQM), стандарты по качеству Международной организации по стандарту (ISO).
Ход исследования определяли принципы: объективности, детерминизма, развития и взаимодействия.
Основой принципа объективности является познание объективного содержания научного знания, верно или приблизительно верно отражающего объективную действительность. Следование этому принципу особенно важно в практической работе по оценке и управлению качеством образовательного процесса: в силу того, что оценочный процесс заключает в себе немало субъективных факторов, следует стремиться к минимизации их действия, для того, чтобы обеспечить получение достоверной информации об управляемом объекте.
Принцип детерминизма утверждает обязательную причинную обусловленность всех явлений образовательного процесса, закономерность многообразия связей и отношений между ними. Особенностью применения данного принципа для целей нашего исследования является то, что рассматриваемые связи часто носят вероятный характер. Поэтому субъекту управления важно выделять наиболее существенные признаки, определяющие качество образовательного процесса.
Принцип развития дает объяснение механизма изменения качества в том или ином направлении или применительно к процессам управления, предполагает непрерывный мониторинг качества профессионального образования.
Принцип взаимодействия применительно к управлению качеством профессионального образования предполагает вычисление всего многообразия взаимодействующих факторов, оценку силы их проявления. Этот принцип обусловливает необходимость раскрытия сложного механизма взаимодействия свойств, составляющих качество управляемого объекта, влияние внутренних и внешних факторов и условий на изменение этого качества.
Применительно к конкретике исследования при разработке модели управления качеством профессионального образования в УСПО мы опирались на следующие идеи, положения, закономерности, теории:
• Теоретические основы управления образованием (М.И.Кондаков [72], Ю. А. Конаржевский [69,70], В. Ю. Кричевский [82], И.П.Смирнов[138,139], В. А. Сухомлинский [149], Е. В. Ткаченко [154], Т. И. Шамова [167]).
• Вопросы управления учреждением образования (Ю.К.Бабанский [10,11], Ю. В. Васильев [24], А. Т. Глазунов [30,31], Ю. А. Конаржевский [70], Е. Б. Куркин [88], В. С. Лазарев [90], М. М. Поташник [121,157], В. П. Панасюк [116,117], Н. С. Сунцов [147], Т. И. Шамова [167] и др.).
• Положения общей теории управления профессиональным образованием (Б.С.Гершунский [29], А. Т. Глазунов [16,30], А. Н. Лейбович, А. М. Новиков [109,111,112], И. П. Смирнов [15,138,139], Е. В. Ткаченко [31]) .
• Основные положения теории и оценки качества образования, эффективности работы образовательных учреждений (В.С.Аванесов [3], В. П. Беспалько.
17,18], Г. И. Ибрагимов [57,58], Н. А. Корф [74], В. С. Лазарев [89,90], М. М. Поташник [124,157], В. П. Панасюк [119,120], В. П. Смирнов [140], Л. Г. Соломко [141], А. И. Субетто [144,145], С. Е. Шишов [168]).
• Идеи о целевом подходе в обучении, развитии элементов учебного процесса с целью обеспечения его эффективности ((В.И.Загвязинский [44,45], Т. А. Ильина [60], Н. Ф. Талызина [150,151) — контроль, оценка и диагностика обу-ченности (В.П.Беспалько [17,18], В. А. Красильникова [76,77], В. Е. Сосонко [142]) — применение педагогического мониторинга в построении учебной деятельности (В.Г.Горб [33], Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельников [100,101], В. М. Наровский [109], С. Е. Шишов, В. А. Кальней [169]).
• Теории педагогической диагностики (А.С.Белкин [14], А. Л. Крупенин, И. М. Крохина [84], Ф. К. Константинова [73], Р. Х. Шакуров [166]) и качества знаний (М.Н.Скаткин [136], В. Е. Краевский [75], И. Я. Лернер [93,94], Л. Я. Зорина [55]).
• Идеи разработки моделей управления образовательными учреждениями (В.Г.Афанасьев [9], В. С. Лазарев [90], А. А. Малахов [98], М. М. Поташник [124,157], Е. Ш. Ямбург [170], Дж. Менли[102], В. Мэтьюз[68], Д. Сеймур[114]).
Качество образования является понятием многомерным (как мера согласования позиций всех заинтересованных участников процесса) и многоуровневым (отражает степень удовлетворенности ожиданий на всех уровнях организации социума — от отдельного индивида до нации). Вместе с тем, анализ данных исследований позволяет сделать вывод, что при рассмотрении этой проблемы авторы недостаточно внимания уделяют вопросам управления качеством среднего профессионального образования.
Методы исследования:
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ философской, педагогической литературы, нормативных документов, позволивший выявить существующие подходы к оценке качества образовательного процесса в УСПО как в целом, так и отдельных его составляющих, к созданию модели управления качеством профессионального образования в УСПО и рассмотреть условия ее реализации- • эмпирические: наблюдение процессов развития общеучебных навыков студентов, адаптации выпускников на производстве, эффективности учебных занятий, других явлений педагогической практики, имевших место в ходе организуемых обследований, семинаров, тренингов, деловых игр и т. д.- опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) обучающихся, выпускников, преподавателей и работодателейтестирование с целью выявления уровня динамики личностного развития и подготовленности абитуриентов, студентов и выпускниковмоделирование педагогических объектов, оценочных методик и процедурметод экспертных оценок для определения весовых коэффициентов показателей качества деятельности преподавателей, личностных и профессионально-личностных качеств при создании моделей выпускникамозговой штурм", использовался для проведения анализа таких проблем, как качество и эффективность проведения занятий, определение параметров для оценки деятельности педагога, направленности мониторинговых исследований;
— мониторинг качества образовательного процесса и его результатовпроведение семинаров с педагогами по применению рейтинговой оценки результатов образования, мониторинга качества образованиясистематическое отслеживание результатов эксперимента в течение 7 лет;
— теоретическое обобщение проведенных исследований. Экспериментальная работа проводилась в 1995;2002 годах на основной базе эксперимента — Йошкар-Олинском технологическом колледже, в Волжском целлюлозно-бумажном техникуме, Йошкар-Олинском аграрном колледже.
Организация исследования.
Исследования проводились среди студентов, учащихся школ города и республики, работодателей, выпускников, преподавателей.
При непосредственном участии автора разработана и внедрена модель управления качеством профессионального образования колледжа, учебно-методический комплекс «Колледж», проект Государственного образовательного стандарта по специальности 2014 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (повышенного уровня), профессиональные образовательные программы по реализуемым в колледже специальностям, контрольные и диагностирующие материалы для проведения эксперимента и его анализа.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 1995 по 2002 год.
На первом этапе (1995;1997г.г.) изучалась научно-методическая, педагогическая литература по проблеме исследования, изучалось состояние проблемы в теории и практике образования, выявлялись тенденции развития профессионального образования и подходы к управлению его качеством.
Определялись цели, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования. В этот период в рамках исследования проводилось внедрение в учебный процесс Йошкар-Олинского технологического колледжа, Волжского целлюлозно-бумажном техникума, Иошкар-Олинского аграрного колледжа рейтинговой системы обучения, формировалась система непрерывного образования, велась работа по созданию профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки. Осуществлялась отработка ряда методик и процедур, внедрялись элементы управления качеством профессионального образования.
На втором этапе диссертационного исследования (1997;2000 г. г.) формировалась модель управления качеством профессионального образования в УСПО, разрабатывалась структура, определялись основные направления деятельности и критерии эффективности работы. Осуществлялась опытно-экспериментальная проверка модели управления качеством профессионального образования в УСПО. Изучались основные положения концепции TQM и стандартов IS09000. Проводилась работа с педагогическими коллективами учреждений СПО по обучению педагогов тестовым технологиям, необходимым для осуществления мониторинга. Разработана структура учебно-методического комплекса «Колледж», завершена работа по созданию оптимальной информационной среды преподавателя образовательного учреждения.
Исследовательская деятельность на данном этапе состояла из отдельных экспериментов, апробации и внедрения в практику работы новых методик, анкетирования, экспертных оценок, мониторинга различных аспектов образовательного процесса. Результаты работы обсуждались на заседаниях «круглых столов», семинарах, организованных на базе Йошкар-Олинского технологического колледжа для работников образовательных учреждений СПО, НПО и общеобразовательных школ Марий Эл.
На третьем, заключительном, этапе проводились уточнение и корректировка функций и методов управления качеством профессионального образованияосуществлялась координация деятельности Центра мониторинга качества и других субъектов управленияпроводились систематизация, анализ информации, полученной в ходе экспериментов, формулировка основных выводоввнедрение результатов в практику работы других образовательных учреждений через подготовку публикаций, выступлений с докладами на семинарах и конференциях.
Научная новизна исследования заключается:
— в разработке и экспериментальной апробации модели управления качеством профессионального образования в учреждении СПО, построенной на формировании профессионально-значимых качеств личности выпускника, включающей методологию, структуру, процесс и технологии управления, мониторинг текущих, рубежных, конечных и отдаленных результатов профессионального образования;
— в создании научной концепции Центра мониторинга качества профессионального образования, как нового элемента общей системы управления учреждением СПО, способствующего вовлечению в процесс формирования качества педагогического коллективав определении функций (целеполагание, прогнозирование, контроль, анализ) и структуры (аналитического сектора, рабочих групп мониторинга и информационного обеспечения, экспериментальной лаборатории) Центра;
— в определении и систематизации показателей эффективности управления качеством профессионального образования в УСПО: степень удовлетворенности качеством профессионального образования работодателей, студентов, выпускников, интегральный уровень развития коллектива, уровень адаптации выпускников на рабочем месте.
Практическая значимость исследования:
— создана и апробирована модель управления качеством профессионального образования в учреждении СПО с учетом потребностей рынка труда;
— разработан блок контрольно-измерительных материалов, обеспечивающий объективный и комплексный мониторинг качества профессионального образования;
— создан Центр мониторинга качества, как структурное подразделение УСПО, координирующий работу методических и предметных комиссий, педагогического коллектива по внедрению передовых технологий, обеспечивающих выполнение требований государственного стандарта СПО.
Достоверность результатов исследования обусловлена выбором надежных методологических позиций, разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, гипотезе, полнотой рассмотрения предмета исследования, результатами экспериментальной работы, личным участием автора в проведении аналитического, диагностического и формирующего этапов исследования. Объем педагогического эксперимента составил 500 человек.
Апробация и внедрение в практику работы результатов исследования осуществлялись: на семинарах преподавателей СПО Республики Марий Эл по внедрению рейтингового контроля (1996, 1997, 1998, 1999, 2000 г. г.) — на заседаниях республиканского методического объединения заместителей директоров учебных заведений НПО и СПО по вопросам оценки качества обучения (1999, 2000, 2001 г. г.) — на республиканских семинарах руководителей учреждений СПО по вопросам управления качеством профессионального образования (1999, 2000, 2001 гг.) — результаты исследования обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции (1999 г.). «Мониторинг качества профессионального образования и конкурентоспособность выпускников на рынке труда», на республиканских конференциях.
Результаты исследования внедрены в практику работы Йошкар-Олинского технологического колледжа, одобрены и частично используются в Йошкар-Олинском аграрном колледже, Марийском целлюлозно-бумажном техникуме, отражены в монографии «Региональный мониторинг качества профессионального образования» (2001 г.).
На защиту выносятся:
1. Модель управления качеством профессионального образования, включающая методологию, структуру, процесс, технологию управления и педагогические условия ее реализации в учреждении среднего профессионального образования.
2. Критерии эффективности управления качеством подготовки специалистов в учреждении СПО.
3. Система отбора и содержание контрольно-измерительных материалов для проверки качества подготовки специалистов.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
В ходе экспериментальной работы в Йошкар-Олинском технологическом колледже осуществлялась апробация модели управления качеством профессионального образования через деятельность Центра мониторинга качества (рисунок 14), ориентированной на основные положения международных стандартов по качеству ISO серии 9000, посредством управления качеством содержания образования, кадрового потенциалаобразовательных технологий и личностного развития обучаемого.
Предложена структура Центра мониторинга качества, определены и разграничены функции его подразделений, позволяющие участвовать в управлении образовательным процессом членам педагогического коллектива, посредством мониторинга компонентов качества, обеспечивая потребности колледжа и органов управления образованием в достоверной оперативной информации.
Исследования группы «Специальность» доказали эффективность управления качеством образовательного процесса через УМК «Колледж» как систему учебно-методических комплексов, позволяющих целостно и многоаспектно видеть образовательный процесс, установить приоритетные зоны его развития, а также обеспечить грамотное документирование процессов.
Результаты исследований группы «Студент» доказывают, что систематический контроль и управление процессами адаптации студентов, их личностно-профессионального развития, мотивации учебно-профессиональной деятельности улучшают показатели профессиональной подготовки, способствуют выработке позиции активного игрока на рынке труда. Динамика учебных достижений (Таблица 11, рисунок 29) свидетельствует о повышении качественных показателей результатов итоговой государственной аттестации с 72% (1999 г.) — до 80,6% (2002 г.).
В соответствии с гипотезой, группой «Специалист» изучено взаимодействие субъектов образовательного процесса. С учетом требований работодателей на основе эталонного профиля созданы модели специалиста колледжа по каждому направлению подготовкив учебный план дополнительно введены дисциплины «Технологические расчеты на ПЭВМ», «Скорняжное дело», «Национальный костюм», «Основы телефонии и ремонт телефонных аппаратов», «Русский язык и риторика», «Основы менеджмента» и «Маркетинг», «Основы коммерческой деятельности».
Совершенствование методического обеспечения образовательного процесса в колледже, создание оптимальной информационно-методической среды преподавателя изменило ориентиры педагогического коллектива: уровень ответственности и ориентированность на саморазвитие увеличились на 0,3, изменилось единство ориентаций до 7,9 (замеры проведены по методике профессора В.С.Лазарева).
Группой «Учебное занятие» определены критерии и разработана методика оценки эффективности учебных занятий и их элементов в зависимости от целей контроля.
Результаты нашего исследования указывают на необходимость деятельности экспериментальной лаборатории как центра формирования и развития инновационных процессов в учебном заведении, способствующих повышению качества профессионального образования в УСПО. щ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблема качества образования всегда находилась в поле зрения как педагогической теории, так и практики. Для учреждений среднего профессионального образования проблема актуальна по следующим причинам: •удельные затраты государства на одного обучаемого в СПО ниже, чем в начальной и высшей профессиональной школе;
• система оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки сравнительно недавно (с 90-х годов);
•до настоящего времени среднее профессиональное образованиеединственный уровень образования, не имеющий своей системы подготовки инженерно-педагогических и научных кадров.
Теоретический анализ, проведенный в исследовании, позволяет отметить, что качество образования является понятием многомерным (как мера согласования позиций всех заинтересованных участников процесса) и многоуровневым (отражает степень удовлетворенности ожиданий на всех уровнях организации социума — от отдельного индивида до нации).
В данной работе качество образования рассматривается как уровень профессионального развития личности выпускника, соответствующий государственному образовательному стандарту, способный удовлетворить его личностный потенциал и требования работодателя.
1. Анализ литературы показал, что решение проблемы качества профессионального образования сдерживается неразработанностью механизмов его управления и оценки и связано с потребностью организации эффективного управления качеством подготовки специалистов именно на уровне учебного заведения.
2. Разработана модель управления качеством профессионального образования в УСПО, ориентированная на основные положения международных стандартов ISO — 9000 (удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг, вовлеченность в процесс управления качеством педагогического коллектива, развитие инновационной деятельности колледжа, организация мониторинга на всех этапах образовательного процесса, включая адаптацию выпускников на производстве).
3. С учетом требований Государственного образовательного стандарта и работодателей определены содержание и вид итоговой государственной аттестации по специальностям, разработана система контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки выпускников.
4. Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание утверждать, что эффективное управление качеством профессионального образования в колледже может быть достигнуто при:
• модернизации линейно-функциональной структуры управления УСПО посредством введения в нее Центра мониторинга качества;
• организации управления качеством образовательного процесса посредством управления качеством содержания образования, образовательных технологий, кадрового потенциала и обучаемого;
• формировании модели выпускника колледжа, учитывающей запросы потребителей образовательных услуг, определении механизма и критериев оценки качества подготовки специалистов;
• применении УМК «Колледж» как системы компонентов, реализующей комплексный подход к формированию учебно-методического обеспечения образовательного процесса и позволяющей обеспечить документирование в соответствии с требованиями ГОС СПО;
• создании оптимальной информационно-методической среды, способствующей процессам развития как профессионально-личностных качеств отдельных преподавателей, так и педагогического коллектива в целом;
• систематическом контроле и управлении процессами адаптации студентов, личностного профессионального развития, мотивации учебно-профессиональной деятельности.
5. Проведена экспертная оценка эффективности деятельности преподавателей, качества выпускников, включающая изучение динамики успеваемости студентов, качества профессиональной подготовки, трудоустройства, построения карьеры выпускниками.
6. Эксперимент показал, что в результате инновационной управленческой деятельности по формированию специалиста нового уровня за 1999 — 2002 годы качество профессиональной подготовки специалистов возросло с 77,2% до 84,5%, изменилась ориентация мотивов учебной деятельности в сторону выбранной профессии (желание стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность карьеры), что отражает совпадение образовательных целей студентов с основной целью деятельности колледжа.
Эффективность модели управления качеством профессионального образования подтверждается следующими позитивными результатами работы колледжа:
• положительной динамикой критериев эффективности управления (таблица 34);
• Положительной динамикой развития коллектива: включенность педагогов в управление образовательным процессом составила 7,3- уровень развития коллектива, в ходе эксперимента, вырос до 7,9. В ходе эксперимента у педагогических работников возросла степень удовлетворенности работой в колледже. Текучесть кадров составила 3%.
• Участием колледжа в едином государственном экзамене показавшем, хороший уровень подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам, средний балл по математике — 48,5- по русскому языку — 48,5- по физике — 49,8 — что подтверждает профессионализм преподавателей.
• Достижением конкурентоспособности выпускников на рынке труда: уровень трудоустройства составляет 98−99%, через год закрепляемость на рабочем месте составляет 73%, через два — 70%.
• Достижениями преподавателей колледжа в профессиональном мастерстве (за годы эксперимента: победители проводимых республиканских конкурсов «Преподаватель года», первое место в республиканском смотре «Лучшая методическая разработка»).
• Признанием заслуг колледжа в области качества подготовки специалистов со стороны потребителей, в 2002 году Йошкар-Олинский технологический колледж стал победителем конкурса АО «Мартелком» -одного из главных заказчиков кадров — «Партнер в области качества».
• Оценкой качества подготовки выпускников потребителями образовательных услуг: уровень теоретической подготовки устраивает 94% работодателей, 55% респондентов удовлетворены состоянием практической подготовки, 80% руководителей удовлетворяет уровень компьютерной подготовки, практически все отмечают творческую направленость, высокий уровень ответственности и добросовестности выпускников колледжа.
Результаты экспериментальной работы подтвердили правильность гипотезы: поставленные в исследовании задачи решены.
Однако выполненная работа не исчерпывает всех аспектов управления качеством профессионального образования в колледже, поэтому изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. s.
Список литературы
- РЦи С Вохминцева Л. Ш. Высокий 61% 58% 52% 68% 64% 56%
- ЭРИ Гайнуллина Л. М. Средний 48% 50% 40% 54% 52% 45%
- Электронная тех. Смирнова Е. Е. Высокий 44% 50% 45% 59% 64% 60%Группа Группа Группа Группа Группа ГруппаМ-21 Мс-21 М-21 Мс-21 М-21 Мс-21
- Гидротерическая обработка древесины Крассовская Л. А. Высокий 50% 52% 57% 52% 50% 42%
- Основы гидравлики 6. Никишова Т. К. Средний 33% 35% 33% 35% 28% 22%Продолжение таблицы 61 2 3 4 5 6 7 8Специальные дисциплины Группа Группа Группа Группа Группа ГруппаР- 31 Рс- 31 Р- 31 Рс- 31 Р- 31 Рс- 31
- Антенно-фидерные устройства Вохминцева Л. Ш. Высокий 58% 76% 77% 78% 82% 85%
- Аудиоаппаратура Средний 54% 58% 50% 60% 65% 65%Соколенко А. А. Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины Группа Группа Группа Группа Группа ГруппаКс-31 Кс- 32 Кс-31 Кс- 32 Кс-31 Кс- 32
- Философия Васенева М. В. Высокий 96% 93% 89% 89% 100% 82%
- Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки. //Высшее образование в России. 1998.- № 3. — с. 35 — 39.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе * высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -с. 71−79.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в Высшей школе. М.: Высшая школа, 1989. 167 с.
- Адлер Ю.П. Зачем образованию еще и качество. /Системы качества в образовании Сборник переводов с англ. /Под ред. Ю. П. Адлера. — М.: МИСИС. 2000. 144с.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.- 156с.
- V 10. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.78 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. /Учебное пособие. -Екатеренбург: Деловая книга, 1996.-147 с.
- Белкин А.С., Жаворонков В. Д., Педагогический мониторинг. -Екатеринбург.: Екатеренбургский Гос.пед.университет, 1977. 29 с.
- Белоусова Л.И., Гаранин JI.A., Смирнов И. П. Реализация национально-регионального компонента государственного стандарта НПО и СПО. Йошкар-Ола, 1999. 134 с.
- Белоусова Л.И., Глазунов А. Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. Монография. М.: ИРПО Минобразования РФ, 2000. 166с.
- Г 17. Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения- средство управления образованием // Мир образования.- 1996.- № 2.- с.31- 38.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, Минобразования РФ, 1995. 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогического технологии. -М.: 1989. j 20. Блинов В. М. Эффективность обучения: Метод. Анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. -191 с.
- Большой энциклопедический словарь /Под ред. A.M. Прохорова. —М.: Советская энциклопедия, 1991.
- Булынский Н.Н., Парская Н. В. Гуманитарно ориентированная модель педагога профессионального обучения //Расписание на завтра — Чебоксары, 2002. № 16 с. 20.
- Бутко Е.Я. НПО: проблемы и тенденции развития. //Профессиональное образование.- М., 1999. № 1.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Новая школа, 1990. — 199 с.
- ВенедиктоваТ.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. —М.: Издательский центр АПО, 1999. 115с.
- Вербицкий А.А. Психолого- педагогические основы активного обучения в высшей школе /Диссертация на соискание ученой степени д-ра пед. наук. -М.: 1991.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование : Словарь. -М.: НМЦ СПО Минобразования РФ, 1999. 538 с.