Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение грамматике на начальном этапе средней школы на коммуникативно-когнитивной основе: На материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Весь процесс обучения иностранному языку в школе можно рассматривать как организованный циклически. Этот процесс представляет собой три относительно самостоятельных цикла, соотносящихся последовательно с начальным, средним и старшим этапами обучения. Каждый цикл должен быть законченным, направленным на решение определенной задачи, реализующей общую цель практического овладения иностранным языком… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы обучения грамматике на начальном этапе средней школы на коммуникативно-когнитивной основе
    • 1. 1. Вопросы обучения грамматике в истории развития методики
    • 1. 2. Коммуникативно-когнитивная основа обучения грамматике
    • 1. 3. Психологические особенности начального этапа обучения
    • 1. 4. Характеристика системы упражнений по формированию речевых грамматических навыков для начального обучения
      • 1. 4. 1. Проблемы обучения грамматике
      • 1. 4. 2. Анализ систем упражнений по формированию грамматических навыков для начального обучения в действующих учебных пособиях
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Методика формирования грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе
    • 2. 1. Отбор содержания обучения и организация грамматического материала
    • 2. 2. Приемы работы по формированию речевых грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе
    • 2. 3. Ход и анализ результатов экспериментально-опытного обучения
  • Выводы по 2 главе

Обучение грамматике на начальном этапе средней школы на коммуникативно-когнитивной основе: На материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новая программа общеобразовательных учреждений по иностранным языкам определила основную цель обучения иностранным языкам в средней школе как развитие личности школьника, которая способна выступать в роли субъекта в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Иными словами, учитель призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике.

Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком в школе.

Имеющееся в научно-методической литературе значительное количество работ по вопросам обучения грамматическому аспекту на начальном этапе средней школы (Шатилов, 1990,47−50- Гурвич, 1985,5−10- Рогова, Верещагина, 186−210- Безлюдный, 5−21- Корнаева, 37−40 и др.) свидетельствует об актуальности проблемы и, одновременно, о трудностях выявления оптимальных путей ее решения. Именно на «начальном этапе закладываются основы умений и навыков по иностранному языку, которые во многом определяют успех овладения им учащимися в последующих классах» (Симонова, 3). Сложность решения проблемы обучения грамматике на начальном этапе связана в значительной степени с лингвистическими и психологическими факторами, определяющими законы взаимодействия двух языковых систем: системы родного языка учащихся и изучаемого иностранного. Возрастные особенности обучаемых 10−11 лет и высокий уровень мотивации играют здесь, напротив, положительную роль.

Несмотря на значительное внимание, которое уделяется обучению грамматике в средней школе, к старшему этапу учащиеся имеют недостаточно четкое представление о тех грамматических формах и их функциях, с которыми они знакомились на начальном этапе. Уровень сформированнос-ти грамматических навыков, как показывают срезы, результаты которых представлены в приложениях 1 и 2, невысок, в речи наблюдаются грамматические ошибки. Следовательно, начальному этапу необходимо уделять особое внимание.

Весь процесс обучения иностранному языку в школе можно рассматривать как организованный циклически. Этот процесс представляет собой три относительно самостоятельных цикла, соотносящихся последовательно с начальным, средним и старшим этапами обучения. Каждый цикл должен быть законченным, направленным на решение определенной задачи, реализующей общую цель практического овладения иностранным языком. И уже первый цикл должен быть основным, а также в определенной мере самостоятельным. Мы имеем в виду тот факт, что работа над грамматическим материалом должна обеспечивать возможное общение на иностранном языке. В настоящее время при последовательном введении и изучении грамматического материала общение, предполагающее способность использовать различные грамматические явления в речи, может иметь место только на среднем или старшем этапах, когда часто интерес к иностранному языку пропадает.

В процессе развития методики как науки разрабатывались различные подходы и методы в обучении грамматике.

В действующих учебниках английского языка в средней школе нашел отражение структурно-функциональный подход, разработанный А. П. Старковым (Старков, 14−18). Однако при таком подходе недостаточное внимание уделяется реализации принципа коммуникативности в обучении. Объем коммуникативных упражнений, обеспечивающих функционирование изученного грамматического материала в речи учащихся, невелик.

Многие исследователи в своих работах уделяли и уделяют большое внимание коммуникативной задаче в процессе обучения (Бим, 1988, 12−27;

Вайсбурд, Рубинская, 24−27- Пассов, 1991, 10−35- Евченко, 36−38- Колкова, Бондарева, 19−21- и др.). Были разработаны методики обучения грамматике на функционально-содержательной, коммуникативной основе, созданы учебно-методические комплекты в России (Клементьева, Монк, 1994; Кузов-лев, Лапа, Перегудова, 1997 и др.), а также серии учебников за рубежом (Abbs, Freebairn, 1991; Hutchinson, 1994; Littlejohn, Hicks, 1996;Nolasco, 1995 и др.).

Были достигнуты определенные положительные результаты в плане ^ «выведения» усвоенных грамматических структур в речь. Однако опыт исследователей и наш собственный показывают, что введение, закрепление и активизация грамматического материала лишь на коммуникативной основе не обеспечивают прочных знаний правил формообразования и формоупот-ребления и не гарантируют безошибочной речи.

В связи с этим исследователи обратились к когнитивным методикам, распространенным у нас и на Западе в 40−50-е годы. Однако без критического анализа, без модификации эти методики не могут использоваться в современной школе, поскольку изменилась цель обучения. Поэтому перед исследователями была поставлена задача разработки комплексного подхода к обучению грамматике, подхода коммуникативно-когнитивного, который определил отбор содержания обучения грамматике для начального этапа, обеспечивающего возможность общения на иностранном языке, а также прочные знания грамматических явлений за счет выполнения особым образом организованных упражнений.

Все вышеизложенное определило выбор темы, актуальность которой обусловлена: возросшими требованиями к качеству обучения иностранному языку с целью более раннего выхода на общениестремлением использовать возрастные особенности учащихся 10−11 лет, которые являются благоприятными для формирования речевых грамма-А тических навыков на коммуникативно-когнитивной основенеразработанностью вопросов, связанных с проблемой формирования речевых грамматических навыков, обеспечивающих общение уже на начальном этапе.

Объектом данного исследования является процесс обучения грамматике английского языка в 5-х классах средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования — методика формирования речевых грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе.

Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке технологии формирования грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе у учащихся начального этапа в средней школе.

В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования грамматических навыков у учащихся на начальном этапе может быть более эффективным, если обучение будет строиться на коммуникативно-когнитивной основе и при условии одновременного введения нескольких видо-временных форм, их раздельного закрепления и последующей одновременной тренировки этих форм в некоммуникативных, условно-коммуникативных и коммуникативных упражнениях.

Коммуникативно-когнитивная основа обучения грамматике на начальном этапе обучения означает, во-первых, реализацию коммуникативной технологии в решении основных вопросов, связанных с формированием речевых грамматических навыков (принципов отбора, организации грамматического материала, последовательности его введения, тренировки в речи), во-вторых, необходимость учета возрастных особенностей учащихся в усвоении и использовании знаний, обеспечивающих готовность учащихся начального этапа решать сложные мыслительные задачи.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих конкретных задач: изучить проблемы обучения грамматике в истории развития методикипроанализировать существующие технологии формирования грамматических навыков в опыте исследователей, методистов, практиков (провести срезы, тесты) — изучить психологические особенности детей младшего подросткового возрастаразработать теоретические основы обучения грамматике на коммуникативно-когнитивной основесоздать комплекс упражнений для формирования грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основеэкспериментально проверить эффективность обучения грамматике на коммуникативно-когнитивной основе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод обобщения результатов исследований в области изучения проблемы обучения грамматикеметод теоретического анализаизучение опыта преподавания грамматики и обобщение собственного опыта работы на начальном этапе средней школынаблюдение за процессом формирования грамматических навыков на уроках английского языка в 5-х и 6-х классах общеобразовательной школыанализ письменных работ учащихсябеседа с учащимися, учителями с целью выявления эффективности обученияразведывательный, поисковый и обучающий экспериментыкачественный и количественный анализ полученных данных. В связи с основной гипотезой исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование речевых грамматических навыков у учащихся на начальном этапе должно осуществляться на коммуникативно-когнитивной основе, предполагающей одновременное введение нескольких видо-вре-менных форм, их раздельное закрепление и последующую одновременную тренировку этих форм в некоммуникативных, условно-коммуникативных и коммуникативных упражнениях.

2. Обучение на коммуникативно-когнитивной основе возможно в случае системно-функциональной организации грамматического материала, которая соотносится с ситуативно-тематической организацией лексического материала. Это позволяет объединить речевые ситуации в логико-смысловые тематические блоки, что будет способствовать качественному освоению учащимися лексического и грамматического материала, а значит, овладению учащимися правильной в языковом отношении тематически и логически связной речью на иностранном языке.

3. Коммуникативно-когнитивная основа обучения позволяет учитывать данные о различных типах усвоения иностранного языка учащимися и создает адекватные условия для овладения речевыми грамматическими навыками учащимися как с более развитым зрительным анализатором (когнитивно-лингвистический тип), так и с более развитым слуховым анализатором (коммуникативно-речевой тип).

Научная новизна исследования заключается в разработке технологии формирования речевых грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе, которая предполагает одновременное введение нескольких видо-временных форм английского глагола на коммуникативной основе, раздельную тренировку двух и более видо-временных форм на когнитивной основе и активизацию уже освоенных грамматических форм на коммуникативной основе, что обеспечивает раннее формирование умений общения на иностранном языке в 5-х классах средней общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании необходимости обучения учащихся 5-х классов грамматике на коммуникативно-когнитивной основе, разработке теоретических основ технологии обучения грамматике.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики формирования грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе и создании комплекса упражнений по формированию речевых грамматических навыков у учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы.

Апробация исследования. Разработанная в диссертации технология обучения грамматике проходила экспериментальную проверку в течение учебного года в школе № 12 г. Пскова. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков и Герценовских чтениях в РГПУ им. А. И. Герцена (1996 — 1999), на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), научно-практических конференциях ПОИПКРО, заседаниях методического объединения учителей английского языка г. Пскова. В период с 1998 по 2000 год проводились семинары по теме исследовательской работы для учителей г. Пскова и Псковской области.

Основные положения диссертации нашли отражение в пяти публикациях.

Содержание исследования определило его объем и структуру. Работа содержит 182 страницы и включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения.

Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность и научная новизна, формулируются цель, гипотеза, задачи, определяются методы, используемые в исследовании, его теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава посвящена теоретическим основам обучения грамматике на начальном этапе на коммуникативно-когнитивной основе. Здесь рассматриваются вопросы обучения грамматике в истории развития методики, психологические особенности начального этапа обучения, а также проблемы создания системы упражнений по формированию речевых грамматических навыков.

Во второй главе описана методика формирования грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе, а именно приемы работы по формированию грамматических навыков употребления видо-временных форм Present Simple, Present Progressive, Past Simple и Present Perfect. Глава знакомит с данными, полученными в результате экспериментальной проверки эффективности технологии формирования речевых грамматических навыков на коммуникативно-когнитивной основе.

В заключении подводится итог проделанной работы и формулируются общие выводы исследования.

Список литературы

включает 163 наименований, из них 41 на иностранных языках.

В приложение включены задания и данные результатов разведывательного, поискового и обучающего экспериментов. Обучающий эксперимент представлен тремя текущими и заключительным срезами. Приложение также включает сводные таблицы результатов четырех срезов обучающего эксперимента и результатов итоговых срезов разведывательного, поискового и обучающего экспериментов, образцы ответов учащихся экспериментальной и контрольной групп.

Перечень условных обозначений.

ИЯ.

УМК.

ККО.

МС.

КУФ.

ООФ-ОУФ-УГОФ.

УГУФ.

ЭГкгиностранный язык учебно-методический комплект коммуникативно-когнитивная основа модельная структура общее количество грамматических форм, употребленных учащимся количество ошибок в образовании грамматических форм количество ошибок в употреблении грамматических форм уровень сформированности грамматических навыков (образование форм) уровень сформированности грамматических навыков (употребление форм) экспериментальная группа контрольная группа О.

Заключение

.

В диссертационном исследовании предпринята попытка теоретического обоснования и практического решения проблемы обучения грамматике на ККО на начальном этапе средней общеобразовательной школы. Необходимость такого исследования определяется возросшими требованиями к практическому владению иностранным языком как средством общения, к более раннему выводу учащихся на коммуникативный уровень. Обусловлена эта необходимость и несовершенством методики обучения грамматике на основе ныне действующих УМК на начальной ступени средней школы.

Анализ истории подходов и методов обучения грамматике, а также анализ современного состояния данного вопроса позволили сделать вывод о необходимости сочетания коммуникативного и когнитивного аспектов при разработке теории и технологии обучения грамматике.

В основу диссертационного исследования легли данные о коммуникативной значимости грамматических явлений, а также данные когнитивной психологии, которая предполагает опору на уже сформированные фреймы, сопоставление корреспондирующих грамматических явлений родного и иностранного языков, а также на аппарат логических операций, выработанный у учащихся определенного возраста.

Ведущим принципом отбора грамматического материала явился принцип коммуникативности. При выборе грамматического материала мы остановились на видо-временных формах английского глагола, а именно: Present Simple, Present Progressive, Past Simple и Present Perfect, обеспечивающих, на наш взгляд, возможность коммуникации к концу 5 класса общеобразовательной школы. Отобранный грамматический материал был организован в соответствии с системно-функциональным способом организации.

Технология обучения грамматике на ККО была реализована в текстовом материале и комплексах упражнений для формирования речевых грамматических навыков. В них вошли некоммуникативные, условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения, что соответствует классификации, принятой современной методической школой.

Большую часть комплекса составили условно-коммуникативные упражнения, что позволило обеспечить гибкость перехода к коммуникативным упражнениям.

В качестве обобщенной единицы обучения была выбрана модельная структура. Для обучения каждому английскому времени были установлены следующие МС, которые осваивались учащимися в определенной технологической последовательности:

— утвердительное предложение,.

— отрицательное предложение,.

— общий вопрос,.

— специальные вопросы,.

— вопрос к подлежащему.

С целью ускорения коммуникации применялась новая технология обучения: несколько видо-временных форм вводились одновременно, за введением следовали раздельное закрепление и последующая одновременная тренировка этих форм в некоммуникативных, условно-коммуникативных и коммуникативных упражнениях.

Процесс обучения грамматике должен иметь личностно-ориентиро-ванную направленность. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития и реализации индивидуальных особенностей и способностей каждого школьника. В связи с этим особое значение в исследовании имели данные о наличии среди учащихся различных типов овладения иностранным языком. При разработке технологии обучения грамматике были учтены потребности учащихся как с когнитивно-лингвистическим, так и с коммуникативно-речевым типом овладения иностранным языком. В частности, грамматический материал вводился на базе письменного текста. Помимо зрительной опоры учащиеся получали и слуховую опору. Наличие слуховой и зрительной опор обеспечивало адекватное восприятие нового материала учащимися различных типов овладения иностранным языком. Этому способствовало и чередование устных и письменных упражнений в процессе дальнейшей тренировки.

Теоретическое исследование проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы доказали целесообразность обучения грамматике на начальном этапе средней общеобразовательной школы на коммуникативно-когнитивной основе и эффективность разработанной методики. 'L В дальнейшем представляется перспективным исследование вопросов, связанных с обучением грамматике на коммуникативно-когнитивной основе на среднем и старшем этапах общеобразовательной школы. т Г г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов: Теория и практика преподавания языков. — СПб: Златоуст, 1999. — 472 с.
  2. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с. 3., Аракин В. Д. Методика преподавания английского языка. М.: Изд-во1. АПН РСФСР, 1958.-372 с.
  3. А.И. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1988. — 24 с.
  4. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. — 136 с.
  5. И.М. Краткая практическая грамматика английского языка
  6. М.: Международные отношения, 1965. 296 с.
  7. Бим И. Л. Подход и проблема упражнений с позиции иерархии целей и задач//Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1985. -№ 5. -С. 30−37.
  8. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. — 256 с.
  9. Бим И. Л. Немецкий язык: Базовый курс: Концепция, программа. М.: «Новая школа, 1995. — 128 с.
  10. В.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка . для V класса школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  11. JI.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Межд. пед. акад., 1995. — 209 с.
  12. М.Л., Рубинская Б. И. Деятельностный подход к отбору коммуникативного минимума для среднего этапа обучения // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1990. — № 1. — С. 23−29.
  13. Е.В. Развитие самостоятельности учащихся V-VIII классовпри овладении лексическим аспектом речи на немецком языке: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 12 с.
  14. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-^ во МГУ, 1982. -336 с.
  15. Е.И. Аппарат упражнений в свете разных подходов к обучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1983. — № 6. — С. 58−63.
  16. П.Я. К психологии изучения иностранного языка // Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языкаму- в высшей школе: Тез. докл. науч.-метод. конф. М.: 1-й МГПИИЯ им.
  17. М. Тореза, 1967. С. 60−63.
  18. ГезН.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. -М.: Просвещение, 1985. -№ 2. С. 17−23.
  19. В.И. К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные грамматические теории: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1985. — С. 213−242.
  20. В.И., Петров В. В. На пути к когнитивной модели языка //
  21. Когнитивные аспекты языка / Сост., ред. В. В. Петрова, В. И. Герасимова. Серия: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. — М.: Прогресс, 1988. — С. 5−11.
  22. .А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. — 371 с.
  23. А.Ю. О путях реализации принципа противопоставления при обучении грамматической стороне речи: На материале английского языка // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1979. — № 6. — С.1. X 20−24.
  24. С.Т. Мотивация учебной деятельности 5−6 классов при изучении иноязычной лексики: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977. — 16 с.
  25. П.Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков. Владимир: ВГПИ, 1982. — 72 с.
  26. П.Б. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Ино-г странные языки в школе. М.: Просвещение, 1988. — № 3. — С. 9−10.
  27. П.Б., Мухаева Т. В. Некоторые общие проблемы создания экспериментальных учебников английского языка для начального этапа обучения // Проблемы начального обучения английскому языку в школе: Межвуз. сб. науч. тр. Владимир: ВГПИ, 1985. — С. 3−12.
  28. П.Б., Трубицына Н. А. Коммуникативность и автоматизация у грамматических явлений // Проблемы обучения иностранным языкам:
  29. Доклады конференции. Ч. III. — Владимир: ВГПИ, 1969. — С. 80−114.
  30. М.А. Перенос знаний, умений и навыков при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1990. -№ 2. — С. 16−22.
  31. В.В. Коммуникативный аспект в обучении грамматике // Некоторые проблемы обучения иностранным языкам: Сб. науч. тр. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. — С. 36−41.
  32. У 31. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. М.: Просвещение, 1964. — № 4. — С. 66−80.
  33. И. А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку: Сб. научных трудов. Вып. 242. — М.: Просвещение, 1984. — С. 3−11.
  34. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  35. В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978.- 184 с.
  36. М.К. Коммуникативный и лингвистический типы овладения иностранным языком в разных условиях обучения // Школа здоровья. М.: Диагностика, 1997. — № 1. — С. 72−87.
  37. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  38. Т.Б., Монк Б. Счастливый английский 1. Книга для учителя к учебнику английского языка для 5−6 классов средней школы. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  39. Т.Б., Монк Б. Счастливый английский: Учебник для 5−6 классов средней школы: Кн. I. М.: Просвещение, 1994. — 416 с.
  40. Т.Б. Счастливый английский. 5−6 классы: Грамматическая тетрадь. М.: Дрофа, 1997. — 144 с.
  41. М.К., Соловьева Л. А. Проблемы формирования грамматических навыков с точки зрения коммуникативно-когнитивной грамматики // Новые направления в методике преподавания иностранных языков: Межвуз. сб. науч. тр. СПб: Образование, 1992. — С. 123−128.
  42. Г. В. Теоретические проблемы билингвизма // ЛингвистикаУ
  43. И.Ф. Активный метод обучения иностранным языкам в школе. Минск: Вышэйшая школа, 1970. — 261 с.
  44. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / Под ред. Е. И. Пассова и В. Б. Царьковой. М.: Просвещение, 1993.- 125 с.
  45. З.В. Об отборе коммуникативного минимума для начального этапа обучения в средней школе // Иностранные языки в школе. М.:к. Просвещение, 1989. № 1. — С. 36−41.
  46. B.C. Коммуникативность и псевдокоммуникативность // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1991. — № 5. — С. 17−21.
  47. В.Г. Несколько слов по поводу «грамматических упражнений» // Как подготовить интересный урок иностранного языка. М.: изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963. — С. 48−60.
  48. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещег ние, 1972. 255 с.
  49. Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Просвещение, 1996. — 245 с.
  50. В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. и др. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 112 с.
  51. В. П., ЛапаН.М. Книга для учителя к учебнику английского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. 75 с.
  52. В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. и др. Английский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999. — 336 с.
  53. В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. и др. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. — 107 с.
  54. .А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. -М.: Высшая школа, 1986. 145 с.
  55. А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: Изд. Моск. ун-та, 1970. — 88 с.
  56. А.А. Принцип коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1986. — № 2. — С. 27−32.
  57. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1959. -584 с.
  58. Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей // Когнитивные стили: Тез. науч.-практ. сем. / Под ред. В. Колга. Таллин: ТПИ, 1986. — С. 42−47.
  59. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы школьников: Автореф. дис.. док. пед. наук. М., 1975. — 59 с.
  60. М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. — 159 с.
  61. И.Ю. Теоретические аспекты программы когнитивного типа учебника неродного (иностранного) языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 18 с.
  62. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролю-бов А.А. и др. М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
  63. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 268 с.
  64. М. Фреймы для представления знаний: Пер. с англ. М.: Энергия, 1979. — 151 с.
  65. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1990. — 224 с.
  66. А.А., Иевлева З. Н. Начальный этап в обучении неродному языку и пути его выделения // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе: Сб. ст. М.: Русский язык, 1976. — С. 5−22.
  67. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, B.C. Цетлин. М.: Просвещение, 1967. — 503 с.
  68. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теорет. курс: Для фак. романо-герм. филологии ун-тов и пед. ин-тов иностр. яз. / Под ред. М. Я. Демьяненко, К. А. Лазаренко, С. В. Кислая. Киев: Вища школа, 1976. — 282 с.
  69. Г. Устный метод обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1960. — 165 с.
  70. Е.И. Коммуникативные упражнения как одно из средств создания грамматических навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1966. -23 с.
  71. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  72. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  73. В.В. От философии языка к философии сознания // Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. — С. 3−17.
  74. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / К. И. Саломатов, С. Ф. Шатилов, И. П. Андреев и др. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  75. Преподавание иностранных языков в средней школе / Под ред. А. А. Миролюбова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 126 с.
  76. Программы общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. -М.: Просвещение, 1994. 235 с.
  77. Проект нормального плана преподавания иностранных языков // Труды собраний преподавателей языков русского и иностранных за 1886−1887 учебный год. СПб: б. изд., 1888. — 86 с.
  78. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  79. Психология: Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А. А. Смирнова, А. И. Леонтьева и др. М.: Учпедгиз, 1962. — 559 с.
  80. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. -М., 1990. -494 с.
  81. Ф.М. Самостоятельная работа учащихся // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1988. — № 4. — С. 31−37.
  82. И.В. Очерк по методике обучения иностранным языкам. -М.: Высшая школа, 1974. 243 с.
  83. Г. В. Самостоятельная работа учащихся на уроке и ее содержание // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1976. — № 5. — С. 35−43.
  84. Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
  85. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  86. Р.С. Активизация речевой деятельности в процессе преподавания иностранных языков. Рязань: Ряз. пед. ин-т, 1976. — 105 с.
  87. В.И. Общественно-политические тексты на английском языке.- М.: ВИНИТИ, 1978. 220 с.
  88. В.В., Сивочалова Г. А. Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2000. — № 1. — С. 35−38.
  89. В.В. Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков: 1−4 классы начальной школы. М.: ЦентрКом, 1996. -69 с.
  90. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1982. — 15 с.
  91. Т.Д. Формирование и развитие умений и навыков диалогической речи на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 23 с.
  92. Ю.А. Коммуникативно-когнитивная методика обучения грамматике в языковом вузе: На примере испанского языка. Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 1997.- 160 с.
  93. Ю.А. Совершенствование грамматической стороны иноязычной монологической речи студентов III курса языкового факультета (на материале немецкого языка): Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1974. — 20 с.
  94. .А. Обучение коммуникации на английском языке в 5 классе в рамках Present Indefinite: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
  95. А.А. Серия учебников английского языка для V-XI классов вечерней (сменной) школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.-24 с.
  96. М.В. Темперамент, внимание, когнитивный стиль // Когнитивные стили: Тез. науч.-практ. сем. / Под ред. В. Колга. Таллин: ТПИ, 1986.-С. 56−59.
  97. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. — 740 с.
  98. А.П. Учебно-методический комплекс по английскому языку для IV класса // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1980. — № 3. -С. 15−26.
  99. М.П. Роль учебника в формировании навыков самостоятельной работы над иностранным языком в школе // Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе: Межвуз. сб. на-учн. тр. Л.: ЛГПИ, 1990. — С. 99−108.
  100. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981. — 456 с.
  101. А.И. Об изучении иностранных языков в средне-учебных заве' дениях // Педагогический сборник. СПб: б. изд., 1891. — № 9. — С. 202 218.
  102. М. А. О соотношениях стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности // Когнитивные стили: Тез. науч.-практ. сем. / Под ред. В. Колга. Таллин: ТПИ, 1986. — С. 59−64.
  103. Н. Аспекты теории синтаксиса: Вып. 1. М.: Изд-во МГУ, 1972.-259 с.
  104. П. Изучение иностранных языков: Некоторые размышления из опыта преподавания. М.: Учпедгиз, 1963. — 159 с.
  105. З.М. О преподавании иностранных языков в средней школе. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 198 с.
  106. B.C. Как обучать грамматически правильной речи // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1998. — № 1. — С. 18−21.
  107. З.И. Отбор языкового материала для повторительно-коррективных курсов по немецкому языку в старших классах вечерней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1969. — 15 с.
  108. ИЗ. Шатилов С. Ф. Обучение основам речи на немецком языке в Vклассе: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1962. — 20 с.
  109. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие для факультетов иностранного языка пед. ин-тов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
  110. С.Ф. О создании рациональной методики обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1990. — № 2. — С. 46−50.
  111. С.Ф., Хрулева Н. И. Об организации и содержании экспериментального опытного обучения немецкому языку в V кл. на коммуникативно-когнитивной основе // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1992. — № 2. — С. 8−13.
  112. М.Н. Методические рекомендации для учителей немецкого языка. М.: М-во проев. РСФСР, 1984. — 132 с.
  113. Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. — 156 с.
  114. Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1971. — 144 с.
  115. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: ОбР щие вопросы методики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 96 с.
  116. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Про* свещение, 1984. — 442 с.
  117. Abbs В., Freebairn I. Discoveries. Student’s Book I. London: Longman, 1992.-90 р.
  118. Abbs В., Freebairn I. Discoveries. Teacher’s Book I. London: Longman, 1991.- 136 p.
  119. Abbs В., Freebairn I. Flying Start. Students' Book 1. London: Longman, 1993.-77 p.
  120. Alptekin P., Nolasco R. WOW. Window on the World. Grammar and Practice. Oxford: Oxford University Press, 1995. — 61 p.
  121. Arthur L., Nolasco R. WOW. Window on the World. Teacher’s Book 1. -Oxford: Oxford University Press, 1996. 146 p.
  122. Bartlett F.C. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1967. — 317 p.
  123. Blumenthal A. Language and Psychology. Historical Aspects of Psycholinguistics. N.Y., London: Wiley, 1970. — 284 p.
  124. Elsworth S. Flying Start. Activity Book I. London: Longman, 1993. -45 p.
  125. Flagstad Chr. Psychologie der Sprachpadagogik. Leipzig: Teubner, 1913. -19 370 S.
  126. Fries Ch. American English Grammar // National Council of Teachers of ^ English. English Monograph, no 10. N.Y., London: D. Appleton-Century1. Co., 1940. -313 p.
  127. Haley-James S., Warren Stewig J. English. Houghton: Houghton Mifflin Company, 1990. — 483 p.
  128. Halliday M.A.K. The Linguistic Sciences and Language Teaching. London: English Language Book Society and Longman Group, 1970. — 322 p.
  129. Hutchinson T. Hotline. Elementary. Student’s Book. Oxford: Oxford ~ University Press, 1994. — 119 p.
  130. Hutchinson T. Hotline. Elementary. Workbook. Oxford: Oxford University 6 Press, 1994. -94 p.
  131. Hutchinson T. Project English. Grammar and Practice Book. Oxford: Oxford University Press, 1994. — 48 p.
  132. Hutchinson Т. Project English. Student’s Book. Oxford: Oxford University Press, 1994. — 105 p.
  133. Hutchinson T. Project English. Teacher’s Book. Oxford: Oxford University1. Press, 1995. 141 p.
  134. Hutchinson T. Project English. Workbook. Oxford: Oxford University Press, 1995.-46 p.
  135. Hutchinson Т., Sunderland J. Hotline. Elementary. Teacher’s Book. Oxford: 3 Oxford University Press, 1994. — 135 p.
  136. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / J.B. Pride, J. Holmes (eds.). Harmondsworth: Penguin, 1976. — P. 269−293
  137. Jespersen O. How to Teach a Foreign Language. London: Swan Sonnenschein and Co., 1904. — 194 p.
  138. Lado R. Language Teaching: A Scientific Approach. N.Y.: McGraw-Hill, ' 1964. -239 p.
  139. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1986. 141 p.
  140. Littlejohn A., Hicks D. Cambridge English for Schools. Starter Student’s5
  141. Book. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 95 p.
  142. Littlejohn A., Hicks D. Cambridge English for Schools. Starter Teacher’s ' Book. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 132 p.
  143. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — 108 p.
  144. Nolasco R. WOW. Window on the World. Student’s Book 1. Oxford:4?
  145. Oxford University Press, 1997. 116 p.
  146. Nolasco R. WOW. Window on the World. Workbook 1. Oxford: OxfordI
  147. University Press, 1995. 64 p.
  148. Richards J.C. and Rogers Th.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — 170 p.
  149. Spranger Ed. W.V. Humboldt und die Reform des Bildungswesens. Berlin: «Reuther und Reihard, 1910.-255 S.
  150. Stack Ed. The Language Laboratory and Modern Language Teaching. -London: Oxford University Press, 1971. 313 p.
  151. Stern H.H. Fundamental Concepts of Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1991. — 582 p.
  152. Swain M. Bilingual Schooling. Toronto: Ontario Institute for Studies in (/1. Education, 1972. 102 p.
  153. Sweet H. The Practical Study of Languages. London: Oxford University Vl Press, 1972. -276 p.
  154. Viehweger D. Illocutionswissen und Textinterpretation // Vorabdruck der Plenarvortrage d. XIV. Internationalen Linguistenkongress. Berlin: Akademie der Wissenschaft der DDR, 1987. — S. 332−333.
  155. Viney P., Viney K. Grapevine. Teacher’s Book 1. Oxford: OxfordUniversity Press, 1994. — 78 p.
  156. Viney P., Viney K. Grapevine. Workbook 1A. Oxford: Oxford University Tress, 1994.-91 p.
  157. Viney P., Viney K. Grapevine. Workbook IB. Oxford: Oxford University Press, 1991. -83 p.
  158. Wilkins D.A. Linguistics in Language Teaching. London: Edward Arnold, 1972.-243 p.
  159. Wilkins D.A. Second-language Learning and Teaching. London: Edward Arnold, 1974. -86 p.
  160. Winograd T. Language as a Cognitive Process-reading. Vol. 1. Syntax. XIV. London: Addison-Wesley, 1983. — 640 p.
  161. Разведывательный эксперимент Задания срезов
  162. Монологическая речь: Твой друг болен, он лежит в постели. Ты стоишь у окна его комнаты. Расскажи, какая на улице погода, что делают во дворе взрос-^ лые, дети. Скажи, чем вы обычно занимаетесь во дворе зимой.
  163. Диалогическая речь: А. Вечер. Ты звонишь другу по телефону. Расспроси его, чем он и его родные занимаются сейчас и чем они обычно занимаются вечерами.
  164. Б. Ты делаешь уроки. Тебе звонит твой друг. Поговори с ним.
  165. Письменная речь: Ты получил письмо от друга из Англии. Он просит тебя написать, как ребята в России помогают по дому, что обычно ты делаешь дома. Напиши ответ, расскажи, как помогают маме твой брат и сестра сейчас, что они делают.
  166. Уровень владения грамматической стороной монологической речи
  167. Ф.И. КУФ ОУФ ООФ УГУФ в % УГОФ в %1. Маша С. 7 3 2 57,1 71,41. Катя Ш. 5 4 3 20 401. Олег И. 4 3 3 25 251. Юля Б. 6 4 2 33,3 66,71. Аня П. 6 3 3 50 501. Даша К. 4 3 3 25 251. Ася Т. 4 3 2 25 501. Оля Т. 6 4 3 33,3 50Y
  168. Ф.И. КУФ ОУФ ООФ УГУФ в % УГОФ в %1. Ваня И. 8 4 3 50 62,51. Денис Б. 7 3 3 57,1 57,1
  169. Средние показатели 37,6 49,8
  170. Уровень владения грамматической стороной диалогической речи
  171. Средние показатели 38,4 47,7
  172. Уровень владения грамматической стороной письменной речи
  173. Средние показатели 33,2 42,4
  174. Задания среза были аналогичными заданиям в разведывательном эксперименте.
  175. Уровень владения грамматической стороной монологической речи
  176. Средние показатели 48,6 38,5
  177. Уровень владения грамматической стороной диалогической речи
  178. Средние показатели 45,2 37,3
  179. Средние показатели 45,0 39,9
Заполнить форму текущей работой