Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методические тенденции совершенствования преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах и кружках сосредоточены на достижении более высокого уровня преподавания и на повышении качественного уровня детских работ, что несомненно, влияет на общее развитие личности ребенка. На каш взгляд, одним из актуальных направлений в развитии творческого отношения детей к изобразительной… Читать ещё >

Содержание

  • Том 1 Стр
  • Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Исторический аспект обучения детей овладению различными графическими материалами и техниками
    • 1. 2. Возрастные особенности графической деятельности младших школьников
    • 1. 3. Критерии оценки графической деятельности младших школьников
  • Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРИЕМЫ ЕЕ АКТИВИЗАЦИИ
    • 2. 1. Исследование различных аспектов графической деятельности младших школьников
    • 2. 2. Обоснование методов активизации работы с графическими материалами на занятиях с младшими школьниками
    • 2. 3. Методические приемы активизации графической деятельности детей 6−10 лет в системе уроков и занятий кружка изобразительного искусства

Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изобразительное искусство является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала ребенка в области художественного образования связано с воздействием на него искусства, приобщением к графической деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес детей к искусству графики может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс обучения владению разнообразными графическими материалами и техниками рассматривается нами как особая сфера творчества младших школьников. Именно освоение графических средств составляет значительную часть методики развития изобразительного творчества детей. Устойчивые навыки в графическом творчестве учащиеся начальных классов приобретают непосредственно в процессе учебной деятельности. Это необходимо для дальнейшего совершенствования операциональных навыков ребенка и создания условий для свободного перенесения их из одного процесса в другой. Данная закономерность позволяет учащимся 1 — 4 классов освоить творческий подход в реализации замысла в целом.

Методические тенденции совершенствования преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах и кружках сосредоточены на достижении более высокого уровня преподавания и на повышении качественного уровня детских работ, что несомненно, влияет на общее развитие личности ребенка. На каш взгляд, одним из актуальных направлений в развитии творческого отношения детей к изобразительной деятельности может являться приобщение младших школьников к созданию рисунков с чертами уникальной и печатной графики. Мы придерживаемся той точки зрения, что в изобразительном творчестве детей заключены такие стадии графических изображений, как комбинации, изменения и преобразования. Эти три стадии, в свою очередь, определены формами воплощения замысла в рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании.

Обучение детей в процессе их знакомства с различными графическими материалами и техниками позволяет им в более широком смысле осознавать разнообразие видов деятельности в области графики. В процессе обучения младших школьников выделяется общая структура художественных действий при работе с различными материалами, поэтому варьирование приемов и техник исполнения воспитывает у учащихся понимание пластических свойств графических обобщений, лаконичности и сопоставимости типичных схем построения рисунков.

Графическая деятельность по своей специфичности и лаконичности художественных материалов получает развитие в различных видах изобразительного искусства.

В первобытном обществе при создании наскальных рисунков, использовались пластические и фактурные графические материалысангина, уголь. Далее прослеживается развитие техники рисунка в Древнем Египте, где линия служила основным средством изображения. Эта закономерность употребления построения изображения — «от линии» была связана с письменностью, начертанием иероглифов, что способствовало также и совершенствованию приемов передачи изображения.

В эпоху Возрождения процесс овладения графическими материалами и техниками шел параллельно с навыками обучения письму, путем упражнений, способствующих приобретению навыков красивого почерка. С появлением уроков рисования в основу обучения было положено приобретение детьми только тех навыков, которые вырабатывались в профессиональной сфере, основанной на научных разработках. Отрицательным моментом в подобном подходе к учебному процессу стало отсутствие учета особенностей детской психологии, в частности, влияния таких факторов как игра, увлеченность творчеством и пр.

Лишь на рубеже XIX — XX веков появившаяся книга К. Риччи «Дети — художники» /193/, а также другие исследования /144, 216/, дали толчок к рассмотрению детского творчества как своеобразного, неповторимого и особенного вида деятельности. Авторы обращали внимание на то обстоятельство, что ребенок рисует именно то, что его увлекает, волнует и окружает. При этом, исследователи детского творчества советовали использовать в обучении детей разнообразные художественные материалы.

В дальнейшем, обоснование к использованию разнообразных материалов в учебной практике появилось в пособии «Элементарный курс художественного образования. Руководство для учителей рисования» Л. Пранга /170/. После выхода в свет этой книги, рисование перестало быть единственным видом обучения изобразительному искусству. Заслугой Л. Пранга было то, что он указал на важность введения лепки и других видов деятельности в учебный процесс с целью развития моторики рук ребенка и повышения качества его рисунка.

Современный этап развития педагогической науки отмечен проведением значительных исследований по вопросам изучения изобразительного творчества детей. Видные деятели науки, искусства, педагогики и психологии — А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Ростовцев, ' Г. В. Беда, А. Е. Терентьев, Н. С. Боголюбов, В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, А. Д. Алехин,.

Т.Я.Шпикалова и др. в своих трудах доказывают несомненное развивающее значение изобразительной деятельности для учащихся, которая способствует выявлению художественных способностей и влияет на творческую активность ребенка. Проблеме поиска эффективности обучения детей были посвящены кандидатские диссертации — С. А. Аманжолова, Р. И. Афанасьевой, К. М. Багдасарян, А. А. Баранова, А. И. Васильева, С. Е. Игнатьева, Р. Г. Казаковой, Э. М. Кубышкиной, Л. Н. Любарской, Н. М. Сокольниковой,.

Я.Я.Чарнецкого, Г. В. Черемных и др.

Использование графических материалов и техник представляет неисчерпаемые возможности в их применении как на уроках, так и в кружковой работе с младшими школьниками.

Графическими средствами передачи объектов изображения являются — линия: «нащупывающая», «поисковая», «валерная» (по Е.И.Игнатьеву) — штрих, передающий тон и контрастыритмы и пятна. Эти характерные признаки графических материалов и техник составляют широкий спектр возможностей, входящих в понятие изобразительной грамоты, которая позволяет школьникам повысить качество своих рисунков.

В исследуемом нами возрасте у детей — от 6 до 10 летотмечается сильная потребность в обучении, поэтому на занятиях изобразительным искусством необходимо разнообразие приемов, обеспечиваемое применением различных графических материалов и техник. Это, в свою очередь, способствует развитию возрастных и индивидуальных проявлений в художественной деятельности детей. Тем не менее, существует и другая особенность — ребенок, овладевая несколькими приемами, ограниченный действиями с конкретным графическим материалом, к сожалению, не способен еще перенести эти изученные приемы на другие виды изобразительной деятельности. Для осуществления данного процесса необходимы выверенные методические приемы обучения младших школьников графической грамоте.

Вопросами формирования графического образа в детских рисунках занимались И. П. Глинская /58, 59/, Т. С. Комарова /115/. Отражению особенностей работы с различными графическими материалами в профессиональном искусстве посвящены труды А. А. Дейнеки /68/, В. А. Фаворского /223, 224/, А. М. Лаптева /129/, Л. Антимонова/12/, Ю.И.Герштейна/57/, К. В. Кузнецова /126/и др.

Важность выбранной темы, ее актуальность подчеркивается тем, что исследование вопросов работы с различными графическими материалами дошкольников и младших школьников в контексте повышения качественного уровня детских работ встречается крайне редко, на что указывали — Н. П. Сакулина /187, 203/, Э. Э. Пурик /186/, С. А. Пацуков /165/, И. Л. Голованова /60/.

Так, в исследовании И. П. Глинской /58/ основное внимание уделяется общим вопросам обучения рисованию в начальной школеэто обучение построению рисунка, развитие детского изобразительного творчества. Автор лишь вскользь коснулся проблемы обучения детей навыкам работы с графическими материалами, акцентируя внимание только на свойствах графитного карандаша и правилах работы с ним, что явно недостаточно.

Итак, выявлению методов активизации учебной и творческой деятельности учащихся в процессе работы над рисунком придается важное значение в связи с тем, что уровень овладения изобразительными материалами влияет на развитие твердости руки ребенка, способности глазомерной оценки изображаемого, а также и на усвоение элементов изобразительной грамоты. Развитие композиционных способностей в области графики связано с развитием умений ребенка в области передачи явлений линейной, тоновой и светотеневой, силуэтной и ритмической организации изображения на листе бумаги в соответствии с поставленной художественной задачей.

В нашем диссертационном исследовании при конкретном использовании материалов и техник выявлено отличие графических приемов работы от живописных, а также созданы благоприятные условия для овладения детьми техническими приемами работы с такими графическими материалами, как сангина, пастель, тушь, кисть, которые послужат переходной ступенькой к освоению живописных материалов.

Использование художественных материалов является основным моментом в изобразительном творчестве детей и их немаловажное значение подчеркивается в программах общеобразовательных школ /175 — 177, 184/. Но в то же время, практическое применение получило очень незначительное количество художественных материалов, и, в частности, графических. Большинство педагогов, следуя по проторенному пути, не стремятся использовать возможности уже знакомых детям материалов, а тем более не стремятся к экспериментированию с новыми и мало знакомыми в школьной практике художественными материалами.

Графические материалы способствуют быстрому развитию творческой активности детей, как на уроках изобразительного искусства, так и во внеклассной кружковой работе, выявляют положительные личностные черты — трудолюбие, веру в собственные силы и способности, эмоциональную отзывчивость, и что немаловажно, укрепляют руку (мышечный аппарат), улучшают сенсомоторику и глазомер. В свою очередь, разнообразные графические материалы необходимы младшим школьникам для создания разнообразных художественных образов.

Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических основ активизации изобразительной деятельности учащихся 1 — 4 классов, в выявлении недостаточно изученной сущности и содержания в графической деятельности школьников при овладении ими навыков работы с разнообразными графическими материалами и техниками.

Практическая направленность изобразительной деятельности детей при формировании навыков работы с различными графическими материалами делает проблему активизации изобразительной деятельности младших школьников с использованием поурочной и внеклассной форм обучения актуальной для педагогической науки и практики, что имеет социально-педагогическое и методическое значение.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования — РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ КАК СРЕДСТВО.

АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Целью исследования является разработка путей и методов активизации и развития творческого отношения учащихся младших классов к использованию различных графических материалов, как на уроках в общеобразовательных школах, так и на занятиях в кружках. Приобщение детей к художественному творчеству в графике рассматривается нами в общем комплексе решения проблем обучения изобразительной грамоте, средством достижения этого являетсяформирование образного мышления ребенка.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение трудов ведущих отечественных и зарубежных искусствоведов, психологов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству, а также анализ программ по изучаемому общеобразовательному предмету и школьной документацииv.

2) разработка методов исследования;

3) раскрытие основных закономерностей обучения навыкам работы с различными графическими материалами и техниками в изобразительной деятельности учащихся в условиях поурочной и внеклассной кружковой работы;

4) разработка шкалы оценочных критериев графической деятельности младших школьников;

5) выявление ряда характерных индивидуальных и возрастных закономерностей проявления и развития творческих способностей детей по графике;

6) теоретическое обоснование и практическая разработка системы упражнений и заданий по графической деятельности на уроке и в кружке изобразительного искусства для детей 6−10 лет;

7) нахождение методов активизации творческих способностей по графике в неразрывном единстве с формированием у детей понимания основ изобразительной грамоты, развития умений и навыков в овладении техническими приемами работы с графическими материалами, закрепления устойчивости внимания и интереса к работе;

8) апробирование разработанной системы занятий и экспериментальное доказательство воздействия предложенных упражнений и заданий на активизацию изобразительной деятельности детей 6−10 лет.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания рисования в условиях поурочных и внеклассных занятий и анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза: если мы включим в процесс обучения изобразительному искусству младших школьников многообразие операциональных действий с графическими материалами и техниками, направленными на изменения, преобразования и комбинации и для их освоения предложим систему оригинальных упражнений и заданий, разработанную с учетом возрастных потребностей детей, то тем самым активизируем изобразительную деятельность учащихся: будем способствовать развитию фантазии, образного и пространственного мышления, создадим условия к побуждению у младших школьников желания овладеть разнообразием художественных решений и самостоятельным выбором сюжета, тем самым закрепив устойчивость внимания к создаваемому изображению.

Объект исследования — учебная и творческая деятельность младших школы—: «сов на уроках изобразительного искусства как основной формы учебного процесса и во внеклассной (кружковой) работе.

Предмет исследования — формирование операциональных навыков работы с графическими материалами как эффективного средства активизации изобразительной деятельности учащихся 1 — 4 классов общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественного образования.

Методами исследования являются:

— теоретическое изучение и критический анализ научных трудов по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, теории методики рисунка, анализ программ по изобразительному искусству, как дореволюционного времени, так и современных;

— анализ изобразительных средств, методов и приемов «рисования, применяемых в графических листах художниками-профессионалами;

— изучение состояния преподавания изобразительного искусства в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки выдвинутой гипотезы: а) наблюдение за учащимися в процессе их изобразительной деятельностиб) беседы с учителями, руководителями изобразительных кружков, с учащимися и их родителямив) проведение педагогического эксперимента, где начальным этапом является анализ контрольных работ с целью констатации уровня овладения учащимися 1 — 4 классов основами графической грамотыг) критериальный анализ’детских рисунков, направленный на выявление знаний о художественных особенностях графических средств и материалов, возможностей их применения в решении изобразительных задачt р i д) разработка методических указаний в виде системы упражнений и заданий по графике для успешного освоения учащимися изобразительных возможностей графических средств и техник исполненияе) обобщение результатов педагогического исследования.

Научно-теоретическая новизна исследования:

1. Разработаны методы активизации изобразительной деятельности младших школьников путем использования целого комплекса графических материалов и техник как части всего курса обучения изобразительному искусству на уроках и в кружковой работе.

2. В связи с тем, что рисунок как основа изобразительного искусства недостаточно используется в практике преподавания изобразительного искусства в школе, нами предложены и найдены формы и методы проведения занятия с детьми 6−10 — летнего возраста с применением разнообразия графических средств.

3. Выявлены некоторые характерные возрастные закономерности проявления и развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству в поурочной и кружковой работе.

4. Дано педагогическое обоснование возможностей формирования графических навыков у младших школьников за счет включения в процесс изобразительной деятельности разработанной нами программы.

5. Разработанная методика активизации изобразительной деятельности младших школьников делает реальной возможность эффективного влияния знания основ графического искусства на развитие образного мышления учащихся.

6. Выявлена возможность использования занятий по графическому циклу в комплексном изучении изобразительного искусства младшими школьниками.

7. Разработаны критерии оценки графической деятельности младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработана система упражнений, активизирующая изобразительную деятельность младших школьников и формирующая у них пространственно-образные представления.

2. Составлена экспериментальная программа кружка по изобразительному искусству (раздел «Графика»), в основе которой лежит обучение детей данной возрастной категории изобразительному искусству в процессе работы с различными графическими материалами.

3. Разработанные нами практические рекомендации и методические указания к преподаванию раздела «Графика», требования к организации графической деятельности в кружке, а также составленная программа проведения кружковых занятий на 4 года обучения способствуют эстетическому развитию ребенка и активизируют изобразительную деятельность младших школьников. Это также позволяет сформировать у учащихся необходимый запас знаний, выработать устойчивые операциональные навыки работы с материалами, развить графические умения и навыки, что способствует практической реализации художественного замысла.

4. Материалы исследования могут быть внедрены в учебную практику средних общеобразовательных школ, педагогических институтов и училищ, найти применение при подготовке учителей на факультетах начальных классов и дошкольных отделениях, а также могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по изобразительному искусству, при написании учебников и учебных пособий для школ.

На защиту выносятся:

1. Технологический аспект, применения в обучении разнообразных графических материалов и техник выполнения уникальной и печатной графики, являющийся средством активизации изобразительной деятельности младших школьников;

2. Методика работы младших школьников с графическими материалами и техниками, в которой результатом практических «действий является создание в детских рисунках художественного образа при рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Достоверность исследования обеспечена опорой на теоретические положения психолого-педагогической и методической литературы по художественному развитию детей, использованием системы методических приемов проведения исследования и результатами, подтвердившими эффективность предлагаемой методики работы младших школьников с графическими материалами.

Исследовательская работа проходила с 1989 по 1995 годы на базе общеобразовательных школ N 8 и N 9, Республиканской гимназии г. Майкопа (Республика Адыгея), кружка «Семицветик» (г. Москва). Эксперимент охватил 412 учащихся 1 — 4 классов. Исследование состояло из нескольких этапов: поисково-подготовительного и опытно-экспериментального.

Поисково-подготовительная часть исследования осуществлялась в течение 1989 — 1992 годов и была выполнена следующая работа:

— проведение опытных занятий с младшими школьниками по графике;

— определение теоретической основы проблемы исследования;

— выявление трудностей при работе детей с графическими материалами на уроках изобразительного искусства и в кружке.

С целью проверки гипотезы в опытно-экспериментальной части исследования (1992 — 1995 гг.) разрабатывалась и уточнялась программа экспериментального обучения учащихся 1 — 4 классов, в связи с чем нами был организован и проведен поисковый и формирующий этапы эксперимента. На конечном этапе «педагогического эксперимента было осуществлено внедрение результатов экспериментального исследования.

Апробация исследования. Материалы по результатам исследования обсуждались на кафедре методики начального обучения Адыгейского государственного университета (1994 г.), на заседании региональной конференции «Юг России» в Адыгейском государственном университете и на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета (1993, 1994, 1995 гг.).

Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в пяти публикациях.

Основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе экспериментальной части исследования внедрены в практику работы учителей начальных классов средних школ и Республиканской гимназии г. Майкопа, а также используются на факультетах педагогики и методики начального и дошкольного обучения Адыгейского государственного университета.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения в трех частях. Приложение составляют ксерокопии наглядных пособий по обучению младших школьников языку графики, рисунков, выполненных детьми в разных графических техниках, разнообразными материалами, иллюстрирующими экспериментальный раздел «Графика», разработанный к программе кружка по изобразительному искусству.

Выводы по второй главе.

Изобразительная деятельность детей относится к ярким, положительным проявлениям детской активности и благотворно влияет на развитие всего организма.

При правильной организации обучения, верных приемах работы с различными графическими материалами и техниками, дети от 6 до 10 лет способны к овладению не только карандашной техникой, но и навыками работы с тушью, цветными мелками, пастелью, углем, сангиной, фломастером и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что в техниках, где главенствует линия и штрих при создании рисунка, особое значение приобретает культура движений, вырабатываемая у ребенка при знакомстве с искусством графики. Обучение детей разным видам рисунков должно отличаться мобильностью и поддаваться корректировке, совершенствованию как в части исполнительской, репродуктивной, так и творческой.

Ребенок в своем творчестве способен систематически добиваться определенных художественных целей, в связи с чем, стремиться более основательно подходить к первоначальному этапу работы над композицией, продумать рисунок заранее, мыслить образами, линиями, пятнами. Учебная деятельность детей определенным образом помогает воплощению замысла в конкретном рисунке, технически верном по исполнению.

Подчеркиваем, что продукты изобразительной деятельности являются во многом отражением результатов педагогической деятельности. Таким образом, если сам учитель в своем подходе к обучению изобразительной грамоте детей способствует раскрытию закономерностей гармонического развития личности, то это и приводит, в конечном счете, к развитию творческих способностей младших школьников.

В ходе поискового этапа эксперимента первоначальной задачей было способствовать овладению детьми различными техническими приемами и материалами в целях улучшения образно-выразительной передачи изображения. Было установлено, что необходимо каждое конкретное задание и упражнение подчинить общей идее развития определенных навыков в решении конкретных учебных и творческих задач.

В связи с этим, одним из путей художественного развития личности ребенка стало решение в ходе поискового этапа эксперимента усложнить проблему — изменить уровень сложности заданий и упражнений для учащихся разных возрастов. Но при этом необходимо придерживаться позиции, что тема дается учащимся одна. Таким образом, мы ставим перед учащимися не только общие образовательные, но и развивающие изобразительные задачи.

Мы приходим к обобщенному выводу, что ускорение процесса усвоения детьми операциональных специальных навыков и приемов в работе с различными материалами возможен лишь при целенаправленном использовании на каждом занятии по любому виду рисования разнообразных упражнений, рассчитанных на: а) знакомство с новым графическим материаломб) на закрепление навыков работы в графической техникев) на вариативное использование как самого материала, так и различных сочетаний разнообразных материалов и техник.

Творческая энергия ребенка может быть направлена в русло развития и интеграции различных качеств личности — сенсорных, зрительных, моторных и т. д. Кроме этого, необходим и перенос навыков работы в одном материале на процесс работы в другом или другой технике, в результате чего творческий процесс станет для ребенка синтезом в комбинациях, изменениях и преобразованиях, что, в конечном итоге, активизирует изобразительную деятельность учащихся младших классов.

Полученные выводы по поисковому этапу эксперимента мы взяли за основу при разработке экспериментальной программы по изобразительному искусству (раздел «Графика»).

В ходе формирующего этапа эксперимента мы апробировали данную программу на уроках и на занятиях кружка изобразительного искусства. Данный этап эксперимента подтвердил нашу гипотезу.

Таким образом, разработанная нами система с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, с применением оригинальных упражнений и заданий в использовании разнообразных графических материалов и техник на уроках и на занятиях кружка изобразительного искусства активизирует изобразительную деятельность детей в возрасте от 6 до 10 лет.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ СРЕЗОВ ПО.

ФОРМИРУЮЩЕМУ ЭТАПУ ЭКСПЕРИМЕНТА В КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССАХ (рисование с натуры) в % % п/п НАЗВАНИЕ БЛОКОВ, КРИТЕРИЕВ И ПОЗИЦИИ блока критерия.

I блок «ОБРАЗНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ИЗОБРАЖЕНИЯ.

2. Целостность образа а) детализация б) обобщение.

II блок «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ.

РАБОТ" .

5. Линия а) простая проволочная б) сочетание простой и сложной в) сложная нащупывающая г) штриховая.

6. Тональность.

8. Особенности использования а) хаотичность движений графических материалов б) ритмичность движений.

3 АКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении следует обратить внимание на то, что данное диссертационное исследование раскрывает закономерности, установленные нами, в активизации изобразительной деятельности младших школьников, как на уроках, так и на занятиях кружка, в процессе работы с графическими материалами и техниками. Целью исследования явилась разработка путей и методов активизации и развития творческого отношения учащихся младших классов к использованию различных графических материалов.

Приобщение детей к художественному творчеству в графике рассматривается нами в общем комплексе решения проблем обучения изобразительной грамоте, а также как самостоятельное средство в формировании образного мышления ребенка в графике.

В связи с чем были изучены особенности развития графических навыков младших школьников, как в уникальной, так и в печатной графике, выявлены и систематизированы основные критерии в оценках графической деятельности младших школьников.

Все этапы эксперимента — констатирующий, поисковый, формирующий — позволили нам в процессе анализа графических рисунков младших школьников выявить закономерности в различных видах изобразительной деятельности детей в графике.

Наше исследование и практическая работа с детьми, как в экспериментальных классах, так и в кружках, подтвердили нашу гипотезу исследования.

Таким образом, является закономерным тот педагогический результат, что образно-выразительная передача впечатлений в процессе обучения детей созданию графического рисунка находится в прямой зависимости от развитости умений, мышления линиями, пятнами, силуэтами, развитости вербальной сферы ребенка, и специальных навыков в графике.

Активизация изобразительной деятельности младших школьников связана с развитием индивидуальных способностей детей к графической деятельности, что должно базироваться на четко разработанных методических приемах. Учет возрастных особенностей и психологических закономерностей, проявляющихся в изобразительной деятельности, связан с эмоциональным настроем учащихся. Поэтому, активизация изобразительной деятельности ребенка нацелена на поиски решения поставленных перед ним задач — композиционные, пространственные, графические и образные. И это становится наиболее важным при постановке учебных и творческих задач обучения.

Таким образом, процесс работы с различными графическими I материалами и техниками должен строиться с учетом закономерностей обучения детей 6−10 лет. Творческий процесс обучения графической культуре, разнообразию видов рисования способствует укреплению зрительной памяти, развитию изобразительных навыков, ведь линии, пятна, силуэты являются сильными художественно-выразительными средствами не только графических, но и других видов изобразительного искусства.

Опираясь на выделенные психолого-педагогические и методические принципы построения учебного процесса обучения младших школьников графике, нами выявлены пути активизации детского творчества. И в рамках данного исследования нами была сделана попытка активизировать процесс обучения основам графического искусства. Проведенное теоретическое исследование.

I показало необходимость систематизации подхода к использованию различных графических материалов и техник в обучении детей.

Анализ результатов графической деятельности младших школьников, выполненный в ходе формирующего этапа эксперимента по предложенной нами экспериментальной программе показала эффективность данной методической системы. Тем самым подтверждена гипотеза нашего исследования. Разработка и психолого-методическое обоснование рекомендаций по эффективному использованию графических материалов и техник в начальной школе на занятиях изобразительным искусством подтверждают практическую значимость данной работы как для учителей изобразительного искусства, так и исследователей данного творчества, художников, искусствоведов.

Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Активизация изобразительной деятельности учащихся путем вхождения в искусство графики связана с учетом возрастных особенностей, заметно проявляющихся в детском рисунке. Поэтому, отбор содержания и методов обучения детей младшего школьного i возраста в процессе изобразительной деятельности способствуют ! увлечению детей фактурой и эффектами техник и технологий, которые создают благоприятные условия для эстетического воплощения замысла неограниченными средствами графики.

2. У младших школьников необходимо развивать двигательные способности в результате оперирования разными графическими материалами, формирующими устойчивые умения и навыки, особенно часто проявляющиеся в индивидуальном подходе к графическому виду деятельности, что закономерно проявляется в разных видах изображения, обеспечивающих высокий уровень рисования. Поэтому, в графической деятельности ребенок осваивает арсенал средств, обусловленный основными средствами изображения: линией, светлотными отношениями и пятнами, светотеневыми силуэтами и просветами между ними, что чрезвычайно важно при определении степени способности у ребенка к образованию сенсомоторных схем.

3. Выполнение системы упражнений и заданий при знакомстве детей с разнообразными графическими материалами связано с освоением технологии сначала на репродуктивном уровне, а затем при творческом подходе к процессу изображения, что является моделью развития специальных способностей детей при освоении графики.

4. Графика при всем многообразии материалов и техник приучает ребенка острее видеть необычное в обычном. Формой организации творческого процесса развития младших школьников на занятиях изобразительным искусством является отработка следующих операций: комбинаторики, изменения и преобразования, что, в свою очередь, обеспечивает вариативность двигательно-ручной динамики, нацеленной на постепенный переход в область художественного мышления, что повышает внутреннюю активность ребенка и способствует детерминированному художественному развитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К. Особенности формирования графического образа в рисунках подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 16 с.
  2. Активные формы обучения: Метод, рекоменд. для учителей / Ред. Г. Н. Петрова. Л., 1991. — 44 с.
  3. В.В. Что такое искусство? : Альбом. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Советский художник, 1991. — 240 е.: ил.
  4. А.Д. О языке изобразительного искусства: Серия искусство. 1973. — № 6. — 48 е.: ил.
  5. Н.А. Изобразительные и дидактические функции графических средств в учебном рисунке на начальных этапах подготовки художников-педагогов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  6. С.А. Особенности индивидуализации обучения младших школьников 1 4 классов на занятиях тематического рисования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1992. — 16 с.
  7. Н.А. Содержание и организация общего развития младших школьников в условиях внеклассной работы: Афтореф. дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1977. — 16 с.
  8. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- 486 с.
  9. А.Ф., Соколов Н. И. Школа рисования. Живая грамота для развития в детях самодеятельности и творчества.
  10. М.- П.: Изд-е книжн. магаз. В. В. Думнова, 1912. Вып. 1. — 24 с.
  11. Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 5 7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук, (по психологии). — М., 1959.- 18 с.
  12. С.А. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в основных видах их деятельности // Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: Сб. науч. тр. / Редкол. С. А. Аничкин и др. Свердловск, 1984. — С. 3−10.
  13. JI. Монотипия // Мастацтва Беларус. 1990. — № 6. -С. 31−10.
  14. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 206 е.: ил.
  15. Р. И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной к школе группы детского сада и учащихся 1 класса общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 26 с.
  16. М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства (на материалах Таджикистана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  17. К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности в рисунках младших школьников (на материале армянских школ): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 21 с.
  18. А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. -М.: Новая Москва, 1925. 228 с.
  19. А.А. Внеурочные занятия по изобразительному искусству с первоклассниками в школах продленного дня // Методические рекомендации к проведению учебных занятий по изобразительному искусству в пединституте и школе. М., 1981. -С. 82−92.
  20. А.О. Рисунок в средней школе. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Акад. х-в СССР, 1963. — 296 е.: ил.
  21. Е.Я. Психология творческого воображения у учащихся (личностный подход): Серия Эстетика. 1985. — № 5. — 64 с.
  22. Г. Б. Развитие творческого воображения у учащихся (на материале их изобразительной деятельности). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1966. — 112 с.
  23. А. Руководство к современному преподаванию графических искусств (рисование и черчение) в народных и других школах / Разраб. В. И. Бейером. М., 1905. — 120 с.
  24. Я., Кандахчан Е. Детский рисунок. M.-JL: Искусство, 1940. — 192 с.
  25. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Б-ка учителя изобраз. иск-ва. М.: Просвещение, 1989. — 192 е.: ил.
  26. В.И. Преподавание рисования в лондонских народных школах // Вестник учителей рисования: Ежемесячный худож.-педаг. журнал. 1902. — №№ 1−12. — Т. 11. — С. 69−78.
  27. Э.М. Основы изобразительной грамоты (дляначинающих художников). 2-е изд., доп. — М.: Советская Россия, 1961. — 231 е.: ил.
  28. Т.В. К вопросу о системе и методах преподавания изобразительного искусства в малокомплектных школах (на примере рисования с натуры): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1972. 25 с.
  29. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб.: тип. П. П. Сойкина, 1910. — 50 с.
  30. Л.Г., Богачкин Б. М. Линогравюра в школе: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. — 79 е.: ил.
  31. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1993. — 30 с.
  32. М.Е. Игровая методика диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Г. Кравцова. М., 1990. — С. 82−93.
  33. С.А. Методика обучения изображению пейзажа учащимися 1−7 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  34. Ю.М. Рисунки детей как материал для его изучения // Вестник психологии. Т. 10., вып. 1 — 5. — Спб: Изд. Педол. инст., 1913. — С. 28−55.
  35. Ю.Б. Эстетика. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1981. — 399 е.: ил.
  36. М.С., Степенко Т. В. Психолого-педагогические исследования проблемы одаренности в странах Западной Европы и Америки // Педагогика и народное образование за рубежом. Сер. Экспресс-информация. Вып. 5/173. М., 1992. — С. 1−17.
  37. К. Очерк духовного развития ребенка: Перев. с нем. М.: Работник Проев., 1930. — 222 с.
  38. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  39. А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Дис.. канд. пед наук. М., 1993. — 197 е.: ил.
  40. Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — С. 22−36.
  41. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству. Программы и инструктивные указания / Разраб. ин-том худож. воспит. АПН РСФСР // Авт. Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова. М.: Учпедгиз, 1948. — 40 с.
  42. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской: НИИ общейпсихологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  43. И.П. Художественная студия в школе: Кн. для учителей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
  44. Н.Н. Восприятие картины: Пособ. для учителей / Ред. И. П. Глинской. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1976. — 32 е.: ил.
  45. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 508 е.: ил.
  46. И.П. Педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников школы-интерната средствами художественно-игровой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 16 с.
  47. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог, очерк. М.: Просвещение, 1967. — 93 е.: ил.
  48. Вырезай. Печатай / Рис. К. В. Кузнецова, текст А. А. Абрамова. -М.: ОГИЗ-ДЕТГИЗ, 1934. 10 с.
  49. Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 160 с.
  50. О.И. Обучение рисованию в начальной школе: Психолого-педагогическое исследование. М.: Изд-во АПН РСФСР, МГЗПИ, 1953. — 100 с.
  51. С. Г. Изобразительный кружок в пионерском лагере: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1970. — 111 е.: ил.
  52. П.Я. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. — С. 230−242.
  53. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 272 е.: ил.
  54. Т. Работа цветными карандашами // Юный художник. -1993. -№ 9. С. 24−26.
  55. А. А. Работа карандашом // Юный художник. 1987. -№ 7. — С. 25−27.
  56. Ю.И. Новые виды гравюры. М.: Искусство, 1959. — 71е.: ил.
  57. И.П. Использование разных технических приемов и материалов на уроках изобразительного искусства // Методы активизации эстетического воспитания в школе: Уч. зап. / Ред. И. Я. Полферов, И. П. Глинская и др. JL, 1968. — С. 111−141.
  58. И. П. Формирование способов овладения пространственной информацией на плоскости у младших школьников на основе использования приемов передачи пространства в изобразительной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1979. — 43 с.
  59. И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными художественными материалами: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  60. Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  61. В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения: Очерки, истории, теории и практики. М., 1963. — 428 е.: ил.
  62. П. Изобразительное искусство и ручной труд в единой трудовой школе. М., 1924. — 69 е.: ил.
  63. Е.С. Природа художественного творчества: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 239 с.
  64. М.И. Материалы и оборудование для занятий *изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. -1995.-№ 2.-С. 22−27.
  65. С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. JL: Искусство, 1990. — 223 с.
  66. А. Искусство и творчество в воспитании: Сб. ст. М.: Типо-литогр. т-ва И. Н. Кушнерева и К, 1911. — 200 с.
  67. А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во Акад. х-в СССР, 1961. — 222 е.: ил.
  68. З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. JL: Наука, 1974. — 195 е.: ил.
  69. Детское творчество. Программы. Подготовительные кружки 1 4 классы / Под ред. J1.А.Болотиной. — М.: МПГУ, 1992. — 57 с.
  70. К.В. Хочу узнать и нарисовать, тебя, мир!: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 96 е.: ил.
  71. А.А. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 17 с.
  72. Т.Б. Дидактические принципы передачи пространства и объема в рисунках с учащихся 1 6 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.: — М., 1988. — 20 с.
  73. Дяг илева Н. В. Развитие творческой самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством: Автореф. дис.. канд. пед наук. М., 1988. — 20 с.
  74. В.А. Работа над эстампами в графической мастерской: Метод, рекоменд. / Под ред. Ю. А. Новоселова. М.: Прометей.1. МПГИ, 1989.- 36 с.
  75. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей: По материалам зарубежных исследований // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 166−176.
  76. А.В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — С. 200−204.
  77. Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения как средство активизации обучения изобразительному искусству в 4-летней начальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. 16 с.
  78. Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников // Начальная школа. 1995. — № 10. — С. 4−8.
  79. В.П. Восприятие и действие: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1966. — 49 с.
  80. Е. Из опыта работы с детьми по полиграфии. В детской типографии музея детской книги в Москве // Искусство детей: Б-ка журнала Искусство / Под ред. О. М. Бескина. Л.: Изд-во Ленингр. области. Союза сов. х-ков 1935. — С. 124−127.
  81. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.
  82. С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей и критерии ее оценки // Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1995. — С. 26−34.
  83. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  84. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд. перераб. и доп. — Минск: Народ. Асвета, 1992. — 192 е.: ил.
  85. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Экспериментальный материал. НИИ школ / Сост. В. С. Кузин и др. М., 1987. — 19 с.
  86. Изобразительное искусство в учебно-воспитательном процессе: Методические рекомендации для детских и юношеских коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. М., 1986. — 28 с.
  87. Изобразительное искусство в школе. Рисование. Декоративная работа. Графика / Под ред. В. В. Колокольникова. М.: Педагогика, 1975. — 96 е.: ил.
  88. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 1У классы: Кн. для учителей, 1991. — 192 е.: ил.
  89. Изобразительное искусство: Методические разработки уроков к типовой программе по изобразительному искусству 1 3 классы / Под ред. Б. П. Юсова. — М.: АПН СССР, НИИ ХВ, 1983. — 88 с.
  90. Изобразительное искусство: Метод, разработки уроков по изобразительному искусству 1 6 классы / Сост. Е. Митрофанова, Л. Марченко. — Алма-Ата: Мектеп, 1985. — 122 с.
  91. И.А. Гравюра по аппликации // Начальная школа. -1990. № 5. — С. 79−80.
  92. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя. Из опыта работы / А. П. Ершова и др. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  93. A.M. Развитие эстетического восприятия у школьников I УШ классов в художественных кружках (на материале Узбекской ССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1989. — 16 с.
  94. Р. Г. Формирование первоначальных основ способностей рисовать с натуры у детей 6 7 лет: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1967. — 212 с.
  95. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. — 200 е.: ил.
  96. А.В. Дидактика и методика на уроках рисования: Пособ. для учителей рисования. Л.: Ленингр. отд-е, 1959. — 94 с.
  97. Д.Я. Педагогические особенности оценки собственного рисунка и рисунка учащихся школьниками младшего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 28 с.
  98. О.А. Формирование способности к художественно-образной характеристике изображаемого в рисунке младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 16 с.
  99. Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: тип. И. Д. Сытина, 1914. — 214 с.
  100. Е.А. Работа и мыли художника. М.: Искусство, 1984. -255 е.: ил.
  101. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПК РСФСР, 1959. — 304 с.
  102. А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. — 32 е.: ил.
  103. Г. Д. Проблемы развивающего обучения // Активизация учебно- познавательной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол. Г. И. Щукина. JI., 1985. — С. 15−21.
  104. Н.А. Уроки изобразительного искусства в 3 классе: Пособ. для учителей. Киев: Радяньска школа, 1976. — 40 с.
  105. .С. Внеурочная воспитательная работа в школах и группах продленного дня. Киев: Радяньска школа, 1984. — 167 с.
  106. А. Г. Возрастная педагогика и индивидуальный подход к детям. М., 1973.
  107. Л.П. Роль эмоций в формировании способности к рисованию // Проблемы эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М., 1970.
  108. В.В. К вопросу о занятиях изобразительным искусством в школе // Советская педагогика.-1983. № 4. — С. 76−79.
  109. О. Искусство экслибриса // Юный художник. 1989. -№ 11.-С. 44.
  110. Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976. — 156 е.: ил.
  111. JI.B. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособ. для воспит. детск. сада. М.: Просвещение, 1985, — 96 с.
  112. Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Искусство, 1951. — 176 е.: ил.
  113. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. — 216 с.
  114. И.А., Проферансова М. Ф. Давай учиться рисовать / Под ред. Е. М. Золотарева. М.: ЗНУИ, 1993. — 71 с.
  115. В.И., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987. — 124 е.: ил.
  116. В.Ф. Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. — С. 203−232.
  117. В.А. Проблемы способностей в психологии. М.: Знание, 1971. — 60 с.
  118. Э.И. Проблема цвета в изобразительном творчестве школьников I VI классов общеобразовательной школы (экспериментальное исследование): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 16 с.
  119. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособ. для учителей. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
  120. B.C. Психология: Учеб. для худож. училищ. М.: Педагогика, 1962. — 256 е.: ил.
  121. Кузнецов Константин Васильевич. Мастера Советского искусства. M.-JL: Изд-во Сов. х-к, 1950.
  122. Г. В. Художественное воспитание в семье. М.:1. Педагогика, 1970.
  123. Г. В., Назаревская Г., Сакулина Н. П. Развитие образа и сюжета в детском рисунке // Искусство детей: Б-ка журнала Искусство / Под ред. О. М. Бескина. Л., 1935. -С. 33−64.
  124. A.M. Рисунок пером. М., 1962.
  125. О. Учимся линогравюре // Юный художник. 1993. — № 2 — С. 44−46.
  126. О. Ваш ребенок рисует (книга о детском рисунке). М.: Сов. х-к, 1979. — 272 с.
  127. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун.-та, 1981. — 584 с.
  128. Н.А. Проявление творческой личности и познавательной активности в изобразительной деятельности школьников // Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989. — С. 164−172.
  129. .Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 270 е.: ил.
  130. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 125 с.
  131. Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Наука, 1978. 125 с.
  132. Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством (на материале школ УССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 16 с.
  133. А.А. Детская психология: Учеб. пособ. для ст-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971. — 415 е.: ил.
  134. JI.A. 300 слов по изобразительному искусству: Словарь. Пособие. Ереван, 1978.
  135. Материалы в изобразительном искусстве. М., 1983.
  136. Материалы и техника рисунка / Под ред. В. А. Королева. М.: Изобразительное искусство, 1967.
  137. Л.Г. О формировании подвижного образа восприятия на занятиях по рисунку // Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов -на- Дону: РГПИ, 1986.
  138. Э. Как учить детей рисовать?: Экспериментально-психологические основы преподавания рисования. Пгр.: Изд-во Худ. пед. журнала, 1909. — 32 с.
  139. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  140. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду: Учеб. для дошкольн. отдел, пед. училищ / Под ред. Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1966. — 265 с.
  141. Методические разработки к программе «Изобразительное искусство» П класс: На основе экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» / Автор
  142. Б.М.Неменский и др. М.: Московская типография, 1987.
  143. Мир детства. Младшие школьники / Ред. А. Г. Архипова. М.: Педагогика, 1988.
  144. А .Я. Ребенок-художник и театр кукол. Как читать детский рисунок // Начальная школа. 1991. — № 12. — С. 81−84.
  145. B.C. Детская психология: Учеб. для ст-тов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1992. 303 с.
  146. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  147. Р.С. Психология: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1990. -301 е.: ил.
  148. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет: НИИ общ. и пед. психол. АПН РСФСР. М.: Педагогика, !992. — 160 с.
  149. Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1975. 133 е.: ил.
  150. С. Офорт в творчестве детей // Юный художник. 1988. -№ 1. — С. 43−45.
  151. О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 155 е.: ил.
  152. О.А., Маркус Л. И. Излечивает гнев и заполняет время (о графике) // Сделай сам. 1990. — № 3. — С. 2−35.
  153. Новый альбом графики: Альбом / Сост. Г. В. Ельшевская. М.: Советский х-к, 1991. — 207 е.: ил.
  154. Одаренные дети / Пер. с англ., общ. ре. Г. В. Бурменской,
  155. B.JI.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  156. Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М., 1988.
  157. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. М.: Просвещение, 1972.
  158. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Программы пед. ин-тов: Сб. № 10 / Сост. И. Л. Гусарова, В. М. Захарова и др. М.: Просвещение, 1987. — С. 36−57.
  159. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1988. -136 с.
  160. И.П. Поли. собр. соч. в 6 т. Т. 3. Кн. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1963.-448 с.
  161. С.А. Проблема различных материалов на занятиях изобразительным искусством в начальной школе // Вопросы теории и методики преподавания черчения и рисования в подготовке учителей средней школы / Ред. Н. Н. Анисимов. М.: МПГИ, 1981.-С. 102−108.
  162. Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников // Советская педагогика. 1991. — № 12. — С. 48−50.
  163. Т.Д. Формирование представлений о способе изображения у младших школьников в процессе педагогического руководства: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 158 е.: ил.
  164. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Ред.
  165. B.М.Полевой. 2 т. — М., 1969.
  166. Н.П. Детская гравюра // Искусство в трудовой школе / Под ред. А. В. Бакушинского. М.: Нов. Москва, 1926. — С. 106 116.
  167. Г. Элементарный курс художественного образования: руководство для учителей рисования. Спб., Типо-Литография Б. Авидона, 1907. — 36 е.: ил.
  168. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников / Под ред. В. С. Кузина. М., 1974.
  169. М.К., Капальдо А. Творчество и выражение / Пер. с ит. -2 т. М.: Советский художник, 1985. — Т. 2. — 90 е.: ил.
  170. Примерные программы по изобразительному искусству для школ 1 и II ступени. М.: Гос. изд., 1920.
  171. Программа внеклассных занятий изобразительным искусством младших школьников 1 1У классов // Начальная школа. — 1987. -№ 2. — С. 59−65.
  172. Программа внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Художественные кружки. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  173. Программа Изобразительное искусство. Начальные классы (1 -4). М.: Просвещение, 1985. — М.: Просвещение, 1985.
  174. Программа по рисованию для начальной школы. JL, 1940.
  175. Программа преподавания изобразительного искусства (рисования, черчения, лепки) в единой трудовой школе. -Петербург: Гос. изд-во, 1921.
  176. Программа средних школ на 1954/55 уч. г. Рисование. М.: Учпедгиз, 1954.
  177. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки / Под ред. Б. П. Юсова, А. В. Щербакова. М.: Просвещение, 1975. — 367 с.
  178. Программы средних школ. Рисование. Черчение. М.: Нарком-просс РСФСР, 1938.
  179. Программы, учебные планы мужских гимназий и прогимназий / Сост. П.Горбунов. 4-е изд. — М., 1980.
  180. Программы. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство. 1 7 классы. 8 класса факультатив. — М.: Просвещение, 1988.
  181. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 е.: ил.
  182. Пурик Э. Э Взаимосвязь и взаимозависимость оценки и самооценки рисунков младших школьников как фактор художественно-творческого развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
  183. Развитие художественных способностей: Сб. ст. / Под ред. Н. П. Сакулиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 368 с.
  184. Разработка Тодором Павловым проблемы отражения // Философские науки. 1990. — № 1. — С. 21−31.
  185. В.А. Ленинская теория отражения и некоторые теоретические вопросы изобразительного искусства. М.: Сов. худ., 1983. — 120 с.
  186. Рисунок. Живопись. Композиция: Учеб. пособ. для ст-тов ХГФ пединститутов / Сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  187. Рисунок / Под ред. А. М. Серова: Учебник. М.: Просвещение, 1975.
  188. К. Дети-художники. М.: В. М. Саблин, 1911. — 84 е.: ил.
  189. Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителем. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  190. С.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 е.: ил.
  191. Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982. — 240 е.: ил.
  192. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для ст-тов ХГФ пед-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 239 е.: ил.
  193. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  194. С.Л. Основы общей психологии: 2 т. М.:1. Педагогика, 1989. 328 с.
  195. А.Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве Ред. А. В. Запорожец, М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1966.
  196. Н. Детские рисунки и их значение. М.-Л.: ГИЗ, 1926.
  197. А.И. Коллективная изобразительная деятельность // Начальная школа. 1989 — № 12. — С. 73−77.
  198. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1973.
  199. Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1965.
  200. М.С. Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Качановской. Минск: Нар. асвета, 1987. — С. 88−89.
  201. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  202. С.Д. Психология образа: проблемы активизации психического отражения. М.: Изд-во МПГУ, 1985. — 232 с.
  203. А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству, 1991. 63 с.
  204. . К проблеме цвета в рисунке // Искусство рисунка. -М.: Советский х-к, 1990. С. 273−285.
  205. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1994. — 61 с.
  206. Н.И. Роль воображения в формировании у ребенка потребности в творческой деятельности // Материалы науч. сессии по итогам науч.-исслед. работы МПГУ им. В. И. Ленина за 1991 год. М.: Прометей, МПГУ, 1992. — С. 37−39.
  207. Ступени творчества. Архангельск, 1991.
  208. В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 20 с.
  209. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности у учащихся // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. 1983. — № 3. — 96 с.
  210. Д. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. М., 1907.
  211. Э.Д. Особенности творческой учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте // Материалы науч. сессии по итогам науч.-исслед. работы МПГУ им. В. И. Ленина за 1991 год. М.: Прометей, ПМГУ, 1982. — С. 90−92.
  212. .М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. -Ч. П. — С. 33.
  213. А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1980.
  214. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителяизобразительного искусства: Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 1980.
  215. И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников /: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1974. — 26 с.
  216. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  217. В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия, 1966. — 128 с.
  218. В.А. Реализм в детском рисунке // Книга о Владимире Фаворском / Сост. Ю.Молок. М.: Прогресс, 1967. — С. 217−274.
  219. С.А. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюра): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983.
  220. С.А. Эстамп. Программа обучения в художественных кружках, студиях, общеобразовательных школах // Искусство и образование. 1994. -№ 1. — С. 107−125.
  221. И.Е. Воздействие углубленных занятий различными видами искусства на художественно-образные особенности рисунка младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед.наук. -М., 1990. 16 с.
  222. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956.
  223. М.Ф. Рисование мелом на классной доске. М.: Просвещение, 1982. — 57 с.
  224. М.З. К.В.Кузнецов: Мастера советской графики. -М.: Изд-во госуд. музея изобраз. иск-в им. А. С. Пушкина, 1950. -57 е.: ил.
  225. В.П. Формирование первоначальных оценок у младших школьников на уроках изобразительного искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
  226. Л.О. О работе графическими материалами // Юный художник. 1990. — № 2. — С. 44−46.
  227. Я.Я. Развитие творческих способностей учащихся на уроках тематического рисования в начальной школе // Методы активизации эстетического воспитания в школе: Сб. Л., 1968. -С. 146−161.
  228. Г. В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.
  229. П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство, 1953. — 592 е.: ил.
  230. В. Гравюра на картоне // Юный художник. 1988. — № 12. — С. 26−27.
  231. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
  232. Т.И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол. Г. И. Щукина. Л., 1985. — С. 3−15.
  233. Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков: Типогр. нар. ком. просвещения, 1923. — 63 с.
  234. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1981.
  235. Т.Я. Рекомендации к поурочному планированию уроков изобразительного искусства: 3 класс 4-летней начальной школы, 1 полугодие // Начальная школа. 1988. — № 7. — С. 38−45.
  236. A.M. Изучение личности ребенка по его рисунку // Психология и профилактика детского возраста / Под ред. В. А. Гиляровского. М., 1929. — С. 166−228.
  237. Д.Б. Психология обучения младшего школьника, М.: Знание, 1974. — 63 с.
  238. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособ. для учителя / Сост. Л. А. Сахарова, А. И. Шахова. -М.: Просвещение, 1986. 127 с.
  239. . П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников.: Дис.. док-pa пед. наук. М., 1984. — 256 с.
  240. И.С. Психологические проблемы обучения. М.: Педагогика, 1989. — 230 с.
  241. П.М. Психология художественного творчества. М.:1. Знание, 1971. 46 с.
  242. E.JI., Аминов Н. А. К вопросу о природе познавательных и креативных способностей младших школьников // Новые исследования в психологии. Вып. 1. М.: Педагогика, 1992. — С. 19−93.
Заполнить форму текущей работой