Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Качество подготовки любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи. В связи с этим возникает необходимость перевести процесс обучения с экстенсивной на интенсивную основу. Необходимо добиться качественного скачка в подготовке специалиста, чтобы к моменту выпуска из вуза… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.
  • Глава. Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки.
    • 1. Профессиональная подготовка в вузе как психолого педагогическая проблема.
    • 2. Психолого — педагогические основы самостоятельной работы студентов.
    • 3. Характеристика самостоятельной работы студентов как средства профессиональной подготовки.
  • Глава. Опытно- экспериментальная работа по организации самостоятельной работы студентов в профессиональной подготовке.
    • 1. Изучение состояния организации самостоятельной работы студентов в профессиональной подготовке.
    • 2. Организация самостоятельной работы студентов как средства профессиональной подготовки.
    • 3. Специфика организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Общественно-экономические перемены, происходящие в нашей стране, предъявляют, как никогда ранее, повышенные требования к профессиональной подготовке специалиста. Помимо высокого уровня квалификации, выпускник вуза должен быть человеком самостоятельным, инициативным, должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, мыслить нестандартно, быстро адаптироваться в динамично изменяющейся ситуации, быть конкурентноспособным специалистом.

Качество подготовки любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи. В связи с этим возникает необходимость перевести процесс обучения с экстенсивной на интенсивную основу. Необходимо добиться качественного скачка в подготовке специалиста, чтобы к моменту выпуска из вуза сформировать его как творческую личность, владеющую способами самостоятельного пополнения знаний по избранной специальности и готовую к встрече с непредвиденными ситуациями в его профессиональной деятельности, поскольку импровизировать можно, если специалист владеет фундаментальными знаниями и профессиональными умениями.

Такая постановка вопроса соответствует тенденции, обозначенной Советом Европы как приоритетной, и заключающейся в изменении парадигмы образования: от образования на всю жизнь, к образованию в течение всей жизни. В связи с этим, процесс обучения в высшей школе все больше опирается на стимулирование познавательной самостоятельности студентов.

Курс на активную самостоятельную работу студентов становится основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Следует заметить также, что.

Государственные стандарты высшего образования предусматривают самостоятельную работу в объеме 50% учебного времени, но не содержат рекомендаций о способах ее организации. Поэтому неслучайно исследование данной проблемы не перестает интересовать ученых.

Так, в трудах Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, В. П. Козакова, П. И Пидкасистого и др. затрагиваются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся. Делаются попытки выявления сущности самостоятельной работы. Определяется ее место и функции в учебном процессе, разрабатываются цели, определяются подходы к классификации типов самостоятельных работ.

В работах С. И. Архангельского, С. И. Зиновьева, P.A. Низамова, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина и др. рассматриваются общедидактические вопросы осуществления самостоятельной работы студентов как основной формы организации учебной деятельности.

Интересными представляются исследования о значении самообразования и самоподготовки к профессиональной деятельности, проведенные в разные годы А. К. Громцевой, Г. М. Коджаспировой, В. И. Осмоловским и др. Исследователями рассматриваются различные пути осуществления самообразования студентов, формирования у них умений и навыков самостоятельного учения.

Заслуживают внимания публикации по вопросам активизации л" «4 самостоятельной работы (Н.П. Грекова, Н. М. Зверевой, А. Д. Козлова и др.), где авторы делают попытку раскрыть основные приемы и средства стимулирования самостоятельной учебной деятельности студентов.

Важными, на наш взгляд, являются вопросы управления и контроля самостоятельной работой студентов, которые рассматриваются в исследованиях JI.B. Клименко, Н. П. Краевской и др. Исследователи определяют педагогические условия управления и контроля самостоятельной работы студентов, анализируют эффективность их применения в практике обучения студентов.

Однако, проведенный анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения и обширный фактический материал убедительно доказывают, что в большинстве своем самостоятельная работа используется лишь для решения частнометодических задач таких, например, как углубленного изучения учебного предмета, развития мыслительной деятельности студентов и др. При этом организация самостоятельной работы студентов не связывается с развитием самостоятельности, необходимой в дальнейшей профессиональной деятельности.

В данном исследовании организацию самостоятельной работы мы понимаем как многокомпонентную структуру, включающую содержание, методику, формы, средства и управленческий аспект профессиональной подготовки студентов в многоуровневой системе непрерывного образования.

В связи с этим нами выявлены противоречия между тем, что:

— с одной стороны, на самостоятельную работу студентов отводится большое количество учебного времени, и с другой стороны, остается малоизученным вопрос организации самостоятельной работы студентов в профессиональном образовании;

— с одной стороны, самостоятельная работа студентов является средством профессиональной подготовки, эффективно решающим проблему профессионального становления специалиста, и с другой стороны, использованием ее только для решения частнометодических задач.

Названные противоречия определили выбор темы исследования и позволили сформулировать его проблему.

Проблема исследования — при каких педагогических условиях самостоятельная работа выступает эффективным средством профессиональной подготовки студентов.

Цель исследования — определить педагогические условия организации самостоятельной работы как средства профессиональной подготовки студентов.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов.

Предмет исследования — самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов.

Гипотеза исследования основана на предположении, что самостоятельная работа студентов может стать эффективным средством профессиональной подготовки, если:

— будет определена роль самостоятельной работы как средства, повышающего эффективность профессиональной подготовки студентов;

— будут выявлены педагогические условия организации самостоятельной работы студентов, раскрывающие содержание, методику, формы, средства и управленческий аспект;

— при организации самостоятельной работы студентов будет учитываться ее типизация, обеспечивающая переход от репродуктивной к творческой деятельности.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

— на основе анализа специальной и психолого-педагогической литературы определить роль самостоятельной работы как эффективного средства профессиональной подготовки студентов;

— выявить педагогические условия организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки студентов;

— определить типы самостоятельной работы и экспериментально проверить их эффективность в профессиональной подготовке студентов.

Методологическую основу исследования составляют общие подходы к профессиональному образованию (С.Я. Батышев, В. П. Беспалько. В. В. Давыдов, B.C. Леднев, A.M. Новиков) — теории деятельности и активности личности (В.Г. Ананьев, М. Я. Басов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория мотивации познавательной деятельности личности в педагогических процессах (Г.Г. Аркелов, А. Н. Леонтьев, P.C. Немов и др.) — общетеоретические положения о моделировании учебного процесса (А.Д. Арманд, К. Б. Батароев, В. А. Штофф и др.) — идеи развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков и др.) — концепция профессионального образования и содержания обучения на различных ступенях подготовки специалистов (М.Я. Виленский, В, И. Жолдак, В. А. Кабачков и др.) — идеи формирования профессиональных умений (Н.В. Кузьмина, Л. Г Семушина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — положения психологии и педагогики, раскрывающие закономерности и принципы организации самостоятельной работы (С.И. Архангельский, Е. Я. Голант, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы, опрос, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, изучение состояния проблемы в существующей практике (анализ учебных планов, содержания программ, учебно-методической литературы), самооценка, анализ продуктов деятельности студентов, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперименты. В исследовании также использованы методы статической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования были педучилище № 11 г. Москвы, МГПУ и РМАТ Исследованием были охвачены 188 учащихся педагогического училища и 431 студент МГПУ и РМАТ и 40 преподавателей.

Общий замысел и логика исследования определили следующие его этапы:

На первом этапе (1994;1996гг.) изучено состояние названной проблемы в теории и практике профессионального педагогического образования, проведен теоретический анализ литературы, изучен опыт профессиональной педагогической подготовки специалистов в системе среднего я высшего образования. В результате проведенного анализа сформулирована гипотеза, определены задачи исследования, разработана методика опытно-экспериментальной работы. Проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1996;2000гт.) проводилась опытно-экспериментальная работа по специально разработанной программе.

На третьем этапе (2000;2002гг.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, разработка методических рекомендаций, оформлялась диссертационная работа в целом.

Научная новизна и теоретическое значение выполненного исследования состоит в том, что:

— выявлена роль самостоятельной работы как средства профессиональной подготовки студентов, определяемая будущей профессиональной деятельностью и обеспечивающая профессиональную подготовку специалиста с учетом личных потребностей, интересов и психологических особенностей;

— определены педагогические условия организации самостоятельной работы студентов как средства профессиональной подготовки такие, как: заданный характер самостоятельной работы студентов, адекватность структуры самостоятельной работы студентов структуре познавательной деятельности, направленность содержания самостоятельной работы студентов на развитие профессиональных умений и фундаментальных знаний, обеспечение взаимосвязи самостоятельной работы студентов с их будущей профессиональной деятельностью, индивидуализация самостоятельной работы студентов, овладение студентами культурой умственного труда, представленность всех типов самостоятельной работы;

— определены типы самостоятельной работы, на основе соотношения воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студентов: воспроизводящие, вариативные, поисковые, творческие, с учетом типизации выделены группы и дана характеристика профессионально значимых умений, необходимых в практической деятельности в сфере человек-человек", такие как: аналитические, конструктивно-прогностические, коммуникативные, организаторские, управленческие, эмпатийные, рефлексивные.

Практическая значимость исследования определяется:

1. разработкой методических рекомендаций для преподавателей вузов по вопросам организации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки;

2. возможностью использования методических рекомендаций для организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса эмпирических и теоретических методов с опорой на современные данные философских и психолого-педагогических исследований практико-познавательной деятельности, целенаправленным анализом педагогической практики и передового педагогического опыта организации самостоятельной работы студентов, комплексным характером педагогического эксперимента, применением методов математической статистики для определения достоверности полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения и результаты исследования:

— педагогические условия организации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки: задачный характер самостоятельной работы студентов, адекватность структуры самостоятельной работы студентов структуре познавательной деятельности, направленность содержания самостоятельной работы студентов на развитие профессиональных умений и фундаментальных знаний, обеспечение взаимосвязи самостоятельной работы студентов с их будущей профессиональной деятельностью, индивидуализация самостоятельной работы студентов, овладение студентами культурой умственного труда, представленность всех типов самостоятельной работы;

— типизация самостоятельной работы студентов в профессиональном образовании (воспроизводящие, вариативные, поисковые, творческие) и совокупность выявленных профессионально значимых умений (аналитические, конструктивно-прогностические, коммуникативные, организаторские, управленческие, эмпатийные, рефлексивные).

Апробации результатов исследования.

Основные теоретические положения исследования и анализ полученных результатов докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики МГПУ, на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы дошкольного образования» (г. Москва 1996) — на научно-практической конференции МГПУ (Москва 1999 г.) — на научно-практической конференции «Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы» (Москва 2001 г.), и кафедре педагогики профессионального туристского образования РМАТ.

Результаты исследования опубликованы в печати, внедрены в учебный процесс в рамках профессиональной подготовки студентов педучилища № 11 г. Москвы, МГПУ, РМАТ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что самостоятельная работа студентов в экспериментальной группе, которая осуществлялась с учетом ранее выделенных педагогических условий и по разработанной программе, является эффективным средством профессиональной подготовки, а также средством развития навыков самостоятельной работы у студентов. Студенты экспериментальной группы успешно овладели третьим и четвертым типами самостоятельной работы.

Эти данные представлены в таблице №. 10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В итоге нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить сущность профессиональной подготовки и определить роль самостоятельной работы студентов в процессе формирования и развития профессиональных умений, которая сводится к следующему. Самостоятельная работа студентов представляет собой разновидность познавательной деятельности, субъектом которой является познающий студент, в совокупности его индивидуальных качеств, а результатомкачественное преобразование личности будущего специалиста, развитие профессиональных умений, индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.

2. В исследовании теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия организации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки и развития профессиональных умений (аналитических, конструктивно-прогностических, коммуникативных, организаторских, управленческих, эмпатийных, рефлексивных).

Апробация программы самостоятельной работы студентов с учетом выделенных педагогических условий позволила сделать вывод о правильности выделенных условий, а именно: заданный характер самостоятельной работы студентов, адекватность структуры самостоятельной работы студентов структуре познавательной деятельности, направленность содержания самостоятельной работы студентов на развитие профессиональных умений и фундаментальных знаний, обеспечение взаимосвязи самостоятельной работы студентов с их будущей профессиональной деятельностью, индивидуализация самостоятельной работы студентов, овладение студентами культурой умственного труда, представленность всех типов самостоятельной работы.

3. Разработанные методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в профессиональной подготовке могут быть использованы в процессе преподавания различных учебных курсов и при организации практики.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили истинность положений, сформулированных в гипотезе диссертации, и доказали эффективность предложенных педагогических условий организации самостоятельной работы как средства профессиональной подготовки студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Приобщение студентов к научному анализу и обобщению передового педагогического опыта в процессе педагогической практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. — М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — с.67−78.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. O.A. Проблема формирования педагогических умений и навыков будущих учителей // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976. — с.43−48.
  4. .Г. Психология педагогической оценки. // Избранные психологические труды: В 2-х томах. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М., 1980. Т. 2, 287 с. — С. 145−162.
  5. Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления.: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1980.-16 с.
  6. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991. — 352 с.
  7. Ю.С., Бобылева М. П. Проблемы совершенствования технологии управления. М., 1990. — 114 с.
  8. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. — 200 с.
  9. С.И. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы. М., 1985.-72 с.
  10. С.И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований.- М., 1976.- 84 с.
  11. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. — 367 с.
  12. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -М., 1986.-333 с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 558 с.
  14. И.Д. Формирование у будущего учителя основ профессионализма деятельности. Л., 1990. — 212 с.
  15. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект.
  16. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  17. Е.А., Коренев Л. П., Теребулина H.A. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов.: Учебное пособие. Орел., 1985.-21с.
  18. Н.Ф., Каменщикова Л. А. Виды самостоятельной работы, направленные на реализацию единства абстрактного и конкретного в обучении.
  19. Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной, школы.: Межвуз. сб. науч. трудов. /ЧГПИ., Челябинск. — 1974. — № 3. — с. 15−17.
  20. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки.: Пособие по спецкурсу.- Челябинск, 1986. -86 с.
  21. H.JI. Система самостоятельных работ как средство активизации учебной деятельности студентов в обучении математике.: Дисс.канд.пед. наук.- М., 1999.-164с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
  23. В. П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд- во Воронеж, уни -та, 1977. — 304 с.
  24. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия.// Педагогика, 1993. № 5. — С. 16−25.
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. — 141 с.
  26. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием. // Мир образования, 1996. — № 2. — С. 31−36.
  27. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-68 с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -190с.
  29. В.Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений.: Автореф. дис. канд. пед.наук. Л., 1986. — 15 с.
  30. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации. // Педагогика, 1996. № 1. — С. 3−8.
  31. В.М. Актуальные проблемы самостоятельной деятельности студентов. // Методы и формы организации самостоятельной работы студентов.- Саратов: Изд-во СГУ, 1985. с.23
  32. P.A. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе межпредметных связей: Авторф. дисс. канд.пед. наук.-М., 1983.-18с.
  33. А. А. Личность и общение: Избранные педагогические труды.-М., 1983.-271 с.
  34. Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии.// Сов. психология, 1995 № 1, с. 41−54.
  35. Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общественным дисциплинам.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 38 с.
  36. Н.В., Соловьёва A.A. Новые технологии обучения: блиц-игрыи нетрадиционные лекции. ML, 1992. — 115 с.
  37. Н.В., Соловьева A.A., Арутюнов Ю. С., Вербицкий A.A. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры». М.: ИПКИР, 1988, 44с.
  38. Н.В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учебное пособие. Екатеринбург, 1994.- 87 с.
  39. A.B. Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.-387 с.
  40. В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984.-64с.
  41. Буя Т. А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальной школы.: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1997.-225с.
  42. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М., 1991. — 265 с.
  43. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М., 1990. — 144 с.4L Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлёва. М., 1988. — 237 с.
  44. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. — 204 с.
  45. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.-283 с.
  46. Внедрение инновационных технологий в практику подготовки специалистов дошкольного воспитания.- Шадринск, 1994.-36 с.
  47. Вопросы профессиональной подготовки / Под. ред. М. Н. Скаткина. -М.: Высшая школа, 1968. 439 с.
  48. Г. Г. Информационный подход к лекционной деятельности: лектор лекция — слушатель. — М., 1988. — 62 с.
  49. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. — 111с.
  50. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1991. — 479 с.
  51. JT.C. Умственное развитие детей в процесе обучения. М. -JL: Гос. учеб. — педагог, изд., 1935. — 133 с.
  52. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Новые ценности образования. М., 1995. — С. 16−45.
  53. П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981. — 400 с.
  54. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Автореф. дисс., канд. пед. наук. Киев, 1991.- 26 с.
  55. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов.1. ML: Знание, 1987.-34c.
  56. М.Г., Блохина P.A., Лаптева Г. С. Развитие у студентов опыта самостоятельной профессиональной деятельности. М.: НИИВШ, 1985. — 44с.
  57. М.Г., Пустовит В. В., Тюков A.B. Проблемное обучение как средство развития у студентов опыта самостоятельной деятельности. // Современная высшая школа. 1984. — № 3 /47/ - с.129−139.
  58. М.Г. Исследования по проблеме активизации самостоятельной работы студентов в вузах страны. М.: НИИВШ, 1976. — 52с.
  59. .С. Прогностика управленческих решений в образовании. // Сов. педагогика, 1988. № 1. — С. 50- 56.
  60. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании. // Педагогика, 1993. № 1. — С. 27 -32.
  61. Е.Я. К вопросу о видах учебно-логических заданий в работе над книгой // Вопросы воспитания мышления о процессе обучения. М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.-356с.
  62. Ф.И. Книга об учителе. М., 1965. — 260 с.
  63. Ф.И. О некоторых жизненных качествах личности учителя.// Вопросы психологии 1975 — № 1, с. 110−111.
  64. Г. Г. К вопросу о сущности теоретической деятельности студентов.// Педагогические условия подготовки студентов к творческой педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Дисс. канд. пед. наук, Челябинск, 1983, 192с.
  65. В., Ильясов И. М., Ляудис В. Я. Основы огранизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во МГУ, 1981. -78с.
  66. В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995.- 135с.
  67. В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
  68. Дидактика средней школы: Неоторые проблемы современной дидактики / Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
  69. О.В. Формирование организаторских умений у учащихся дошкольных педучилищ во внеклассной работе: Дисс. канд. пед. наук, — М., 1989.-164с.
  70. И.И. Оптимизация управления учебным познанием.: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1970. — 20 с.
  71. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989.- 189с.
  72. В. К. Формирование гностических умений будущих педагогов.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. — 20 с.
  73. Н.М. Профессионально-педагогическая подготовка в условиях учебно-педагогического комплекса (общепедагогическая характеристика).: Ад^ореф. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
  74. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961−124с.
  75. В.А. «Круглый стол». Методология и методика подготовки и проведения. Минск: Общество «Знание» БССР, 1987. -22с.
  76. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. -159с.
  77. Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1971. — 20 с.
  78. И.А. Педагогическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе. // Проблемы психологии образования.: Сб. статей под ред. А. А. Вербицкого. М., 1992. — С. 18−37.
  79. .П. Профессиональное самовоспитание педагога. Алма-Ата, 1988.- 207с.
  80. Игры обучение, тренинг, досуг: В 4-х книгах. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994. — 368 с.
  81. Изучение профессиональной компетентности педагогов: Метод, рекомендации.- Калуга, 1994.-36с.
  82. Е.И. Умения и навыки: нерешенные вопросы.// Вопросы психологии, 1986- № 2.
  83. И.И. Система эвристических приёмов решения задач. М., 1992.- 140с.
  84. Интенсификация творческой деятельности студентов. / Под ред. В. И. Андреева. Казань, 1990. — 197 с.
  85. Исследования по общей теории систем.: Сб. переводов. / Общ. ред. и вступ. статья А. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М., 1969. — 347 с.
  86. Л.Б. Проблемы современной психологии учения.: Вып. 4. -М., 1970.
  87. А.Г. Самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1972. -164с.
  88. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. -189с.
  89. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.- 144с.
  90. Каплунович И Л., Пушкина Т. А. О целенаправленном формировании у будущих учителей педагогических умений. // Психология, 1990. Вып.2. -С. 2431.
  91. И.А. Формирование у будущих учителей умений педагогического целеполагания.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1994.- 19 с.
  92. Н.М., Карпов В. В. Методика разработки и внедрения системы рейтинг-контроля умений и знаний студентов. М., 1991. — 48 с.
  93. M.B. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика, 1996. № 2. — С. 14−21.
  94. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989. — 75 с.
  95. М. В. Учебная дискуссия. // Мир образования, 1996. № 1. -С. 28−31.
  96. Н.Ф. Формирование умений культуры педагогического общения у будущих учителей начальных классов.: Автореф. дис. канд. пед, наук.-М., 1995.- 19с.
  97. Г. М. Культура профессионального самообразования. -М., 1994.-154с.
  98. Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., 1993.-98с.
  99. В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение.- Киев: Высш. школа, 1990.-68 с.
  100. Л.Л. и др. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием. -М., 1977.-54с.
  101. Э. Система комплексной оценки качества образование специалиста. // Высш. образование в России, 1995. № 2. — С. 72−79.
  102. ЮО.Крамскова Н. П. Исследование некоторых аспектов самостоятельной работы студентов педвуза. А А., 1973.-36с.
  103. Н.В. Метод исследования педагогической деятельности. М., 1970, — 183с.
  104. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Издательство ЛГУ, 1970.-94с.
  105. H.A. Формирование педагогических диагностические умений в профессиональной подготовке будущего учителя.: Автореф. дис,&bdquo- канд. пед. наук. Н. Новгород, 1994. — 16 с.
  106. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1985. — 32 с.
  107. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастерапроизводственного обучения. М., 1990. — 117с.
  108. Культура умственного труда студентов.: Учебное пособие. // В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко и др. М., 1994. — 109 с.
  109. Е.К. Пути совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки учителей (На материале преподавания педагогических дисциплин).: Автореф. дис.-.канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1980.-24 с.
  110. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.- 159с.
  111. Г. В., Лаврентьев Н. Б. Слагаемые технологиимодульного обучения. Барнаул, 1994. — 128 с.
  112. И.И. Формирование умений самостоятельной работы учащихся в процессе теоретического обучения. М., 1988.-54с.
  113. И.И. Опытно-экспериментальная разработка методики самостоятельной работы учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971.-21с.
  114. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. — 223 с.
  115. A.A. Психологические особенности деятельности лектора. -М., 1981.-80 с.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  117. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185с.
  118. И .Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика -1996. № 2. — С.7−11.
  119. В.И., Кульневич C.B. Учимся управлять собой и детьми.: Педагогический практикум. М., 1995. — 238 с.
  120. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986. — 95 с.
  121. Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1994.- 18с.
  122. A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся.- М., 1979.-114с.
  123. A.C. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников. М.: Просвещение, 1971. — 160с.
  124. Л.Х. Управление процессом развития профессионально-ценностных ориентации, будущих учителей.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 19 с.
  125. В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителей (в условиях педагогического колледжа).: Дис. канд. пед. наук в форме научн. доклада. М., 1994.-30 с.
  126. A.C. Воспитание мотивации самообразования у учащихся педагогического училища: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- К., 1986.-19с.
  127. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции: Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса подготовки бакалавров.-М., Красногорск, 1992.38с.
  128. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  129. М.И. Современный урок. М., 1985. — 184 с.
  130. Междисциплинарные исследования в педагогике: Методологический анализ. / Под ред. В. М. Полянского. М., 1994. — 228 с.
  131. Методы системного педагогического исследования. / Под ред, Н. В. Кузьминой. Д., 1980. — 172 с.
  132. О.И. Формирование исследовательских умений у учащихся педучилищ.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1993. — 18 с.
  133. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е. А. Смирновой. JL, 1984. — 177 с.
  134. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  135. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. -М., 1991.-47 с.
  136. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 152 с.
  137. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. — 160 с.
  138. В.М. Педагогическая техника и мастерство. Кишинёв, 1991.- 196с.
  139. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — 102 с.
  140. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 24 с.
  141. B.JI. Взаимодействие управления и самоуправления как средство оптимизации социальной и профессиональной подготовки специалистов (На опыте средних специальных учебных заведений).- Автореф. дис.канд. социол. наук. М. -1994. -25 с.
  142. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
  143. А.Я. Педагогическое управление профессиональной подготовкой рабочей молодёжи.: Дис. докт. пед. наук в форме научн. доклада. М., 1989. — 39 с.
  144. Научно-методический сборник по организации самостоятельной работы тудентов. / Томский политехи, институт. Томск, 1973. — 188с.
  145. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988. — 166 с.
  146. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. / Под ред. А. Н. Алексюка. Киев, 1993. — 336 с.
  147. А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М., 1991. — 196 с.
  148. В.И. Умения и навыки. // Специалист, 1995. № 5−6. -С. 34−36.
  149. В.Г. К вопросу формирования педагогических умений преподавателей высшей школы.// Сборник научн. статей по итогам per. науч. конференции.- С. П, 1991. 6 с.
  150. E.K. Самостоятельная работа студентов как средство активизации интеллектуальной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -Душанбе, 1978. 162 с.
  151. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.-302 с. 150. Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя д/с-. Минск, 1986.- 157с.
  152. М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов (На материалах исторических факультетов педагогических институтов).: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 28 с.
  153. Перспективы развития системы непрерывного образования. / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1990. — 221 с.
  154. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении. Дисс. док. пед. наук.- М., 1973.-263с.
  155. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. — 243 с.
  156. П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь: Изд-во ПТУ, 1979. — с.23−34.
  157. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996. — 269 с.
  158. Н.И. Формирование профессионально-педагогических умений учащихся дошкольного педучилища в процессе педагогической практики: Авореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1992, 15с.
  159. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание. // Педагогика, 1995. № 4. — С. 59−63.
  160. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1984.-174с.
  161. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Просвещение, 1970.148с.
  162. К.К. О знаниях, навыках, умениях//Сов. педагогика. 1963. -№ 11.-с. 98−103
  163. Н.И. Формирование умений педагогического общения у студентов.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. — 23 с.
  164. JI.C. Дидактическая подготовка учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983. 16 с.
  165. Поздняк JLB. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования. Дисс. канд. пед. наук. М., 1984., 260с.
  166. A.M. Формирование у будущего учителя умениянаблюдать педагогический процесс.: Автореф. дис. канд. пед. каук. Л., 1974.-24с.
  167. H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1975. — 483 с.
  168. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983. — 129 с.
  169. М.М., Лоренсов A.B., Хомерин О. Г. Управление инновационными процессами в образовании. М., 1994. — 194 с.
  170. М.И. Основы менеджмента в сфере образования: Учебное пособие. СПб., 1994. — 134 с.
  171. К.Е. Педагогическая практика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1985. — 251с.
  172. Проблемы организации самостоятельной работы студентов в вузе в условиях перестройки.- М., 1988.- 92с.
  173. Психология труда и личности учителя. / Под ред. А. И. Щербакова. -Л., 1977.- 134с.
  174. Разработка модели оптимизации учебного процесса в средних специальных учебных заведениях. / Л. Г. Семушина., З. А. Зайцева и др. М., 1992.-40 с.
  175. В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году. // Педагогика, 1993. № 3. — С. 92−100.
  176. И.П. НОТ учителя: Книга для учителя. М., 1989. — 237с. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения.1. М.: МГУ, 1985.-87С.
  177. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.: Учебное пособие. М., 1996. — 529 с.
  178. В.В. Сумерки просвещения. / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990.- 620с.
  179. Л.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных умений: Автореф., дисс. канд. пед. наук.- М., 1993,-21с.
  180. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 248 с.
  181. Л.Ф. Формирование педагогических умений у студентов факультета дошкольного воспитания в процессе лабораторного практикума.: Автореф. кан. Пед. наук.- М., 1994.- 16с.
  182. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека»// Вопросы философии 1990, № 5.- С. 17.-18
  183. Самостоятельная работа студентов и активные методы обучения.-Омск, 1989.-216с.
  184. Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса.-Чел., 1988.- 158с. I
  185. Самостоятельная работа студентов.// Всероссийская научно-практическая конференция-М., 1993.- 140с. U
  186. Л.Г. Подготовка учащихся к самообразованию// Дошкольное воспитание 1980, № 10.-С14−15.
  187. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения.: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1979.- 188с.
  188. Л.Г. О профессиональных умениях и навыках// Дошкольное воспитание 1976, № 10- С6−7.
  189. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях.: Дисс. док. пед. наук.- М., 1991.-365с.
  190. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях.: Учебно-методическое пособие. -М., 1990.-192с.
  191. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки.: Учебное пособие. СПб., 1995. — 74 с.
  192. В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство преподавателя. M., 1995. — 192 с.
  193. В.П. Образовательный стандарт: что в основе. // Специалист, 1993.-№ 11−12. С. 16−21 с.
  194. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 150с.
  195. В. А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы.// Советская педагогика, 1973, № 5.
  196. В.А. Культура умственного труда студентов.- М., 1994.264с.
  197. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 164 с.
  198. В. А., Шиянов E.H. Гуманитаризация содержания педагогического образования как средство его гуманизации. // Ленинские чтения.: Тезисы докладов. М., 1991. — С.58- 64.
  199. В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека.: Книга для учителя. М., 1992. — 157 с.
  200. С.А. Мастерская педагога-гуманитария.: Философские и педагогические очерки. Новосибирск, 1995. — 156 с.
  201. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — 270 с.
  202. Совершенствование подготовки учителя в педвузе / Под ред. В.А.
  203. . М., 1980. — 153с.
  204. H.A. Межпредметные связи в профессиональной педагогической подготовке учителя. // Сов. педагогика, 1983. № 9. -С.73−78.
  205. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. JL, 1976. — 82 с.
  206. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя.: Спец. курс Ярославль.: ЯГПУ, 1976.- 86с.
  207. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН. РСФСР, 1956. — 55с.
  208. Г. А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся. // Педагогика, 1995. № 6. — С. 12−15.
  209. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986. — 108 с.
  210. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. -344 с.
  211. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд — во МГУ, 1969. — 134 с.
  212. Д.В., Воровщиков С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему. Челябинск, 1995. — 103 с.
  213. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под. ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воронина./ М.: Педагогика, 1979 204с.
  214. М.Г. Управление учебным процессом в вузе.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 30 с.
  215. И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой.- М., 1990.31с.
  216. A.B., Вологодскя З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 158с.
  217. A.B. Влияние системы самостоятельной работы на формирование у учащихся научных понятий: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1970. -361с.
  218. Учителю о педагогической технике. / Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1987.-160 с.
  219. Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников.: Автореф. дис., пед. наук. М., 1984. — 16 с.
  220. Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования. СПб., 1993. -392с.
  221. Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии.// Межвузовский сборник. -Тула, 1988.- 126с.
  222. Формирование профессиональной культуры учителя. / Под ред.
  223. B.А.Сластёнина. М., 1993.- 177 с.
  224. Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя. Алма-Ата, 1984. — 126 с.
  225. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М, 1988.-168с.
  226. Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: дисс. канд. пед. наук.- А.-А., 1978.- 188с.
  227. Н.И. Самостоятельная работа учащихся средней школы в процессе обучения математике./ Учеб. пособие.: МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985.-65с.
  228. И.И. Профессиональная этика учителя.: Книга для учителей. Киев, 1988. — 223 с.
  229. Т.Н. Формирование дидактических умений учителя начальных классов на основе МПС.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. -16 с.
  230. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  231. Т.И., Нефёдова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления. // Сов. педагогика, 1988. № 2. — С. 41−45.
  232. О.М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическими технологиями. Донецк — М., 1994. — 158 с.
  233. E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. — Ставрополь, 1991. — 205 с.
  234. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL, 1967.-266 с.
  235. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.док. пед. наук -Л., 1968.-35с.
  236. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 160 с.
  237. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1982. — 223 с.
  238. Этюды дидактики высшей школы. / Под общей ред. А. П. Чернышова. -М., 1994. 135 с.
  239. В.И. Формирование исследовательских учений у будущихспециалистов дошкольного воспитания существенная сторона их профессиональной подготовки.// Проблемы дошкольного образования.- М., 1994.- с.130−153. I
  240. В.И. Повышать качество подготовки специалистов.// Дошкольное воспитание 1981, № 10.
  241. В.И., Ковардакова М. А. Учить студентов педагогическому г анализу.// Дошкольное воспитание 1994, № 8.
  242. Л.В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии, (на материале педагогических училищ): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 17с.
  243. С.Е. Дидактическое моделирование самостоятельной работы студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Ташкент, 1991.- 21с.
Заполнить форму текущей работой