Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение родной грамоте на основе деятельностного подхода учащихся школ Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между недостаточным уровнем сформированности механизма чтения и письма у детей, связанным с несовершенством методики обучения родному языку, и необходимостью формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельностимежду необходимостью дальнейшего совершенствования методики обучения якутскому языку на начальном этапе и отсутствием теоретически обоснованной, экспериментально проверенной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы методики обучения родной грамоте якутских учащихся
    • 1. 1. Лингвистические основы обучения якутской грамоте учащихся начальных классов якутской школы
    • 1. 2. Психолого-дидактические предпосылки деятельностного обучения якутской грамоте учащихся начальных классов национальной школы
  • Выводы
  • Глава 2. Состояние обучения родной грамоте в якутской школе
    • 2. 1. Из истории методики обучения якутской грамоте
    • 2. 2. Анализ программ и букварей по якутскому языку
    • 2. 3. Мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся по якутскому языку в начальных классах национальных школ
  • Выводы
  • Глава 3. Методика обучения родной грамоте учащихся национальной школы Республики Саха (Якутия) 3.1. Добукварный период обучения грамоте
    • 3. 2. Букварный период обучения грамоте
    • 3. 3. Обучение письму
    • 3. 4. Экспериментальное обучение и его результаты
  • Выводы

Обучение родной грамоте на основе деятельностного подхода учащихся школ Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях современной языковой ситуации перед национальными школами в Республике Саха (Якутия) поставлена задача подготовки подрастающего поколения, свободно владеющего государственными языками — якутским и русским. Для этого создаются соответствующие организационно-педагогические условия, способствующие решению этой задачи.

В якутской школе родной язык является языком обучения и воспитания. Прочный фундамент владения родным языком закладывается еще в начальной школе. Концепция школьного языкового образования РС (Я) предполагает следующие основные компоненты содержания обучения родному языку в начальных классах:

1. Знания о родном языке как о национальном достоянии, как средстве духовной культуры народа.

2. Осознание роли родного языка в развитии языковой личности.

3. Получение первоначальных элементарных сведений о якутском литературном языке.

Таким образом, в начальных классах учащиеся получают необходимую и достаточную базу для дальнейшего углубленного изучения родного языка и овладения им как одним из государственных языков в РС (Я).

В свете изложенного выше, особую актуальность приобретает задача обучения родной грамоте как стартового этапа школьного обучения. Изучение родной грамоты помогает формированию человека, подготовленного к продолжению школьного образования во всех областях знаний, изучаемых в школе, а также закладывает основы его личностного развития.

Вместе с тем анализ состояния преподавания родной грамоты и качества знаний, умений и навыков младших школьников, наблюдения за процессом обучения письменной речи учащихся начальных классов якутской школы показывают, что овладение родной грамотой остается на недостаточном уровне. При чтении учащиеся допускают много ошибок в ^ произношении слогов и слов. В письменных работах учащихся первых классов встречается большое количество орфографических ошибок, связанных с определением звукового состава слова. Эти факты свидетельствуют о том, что младшие школьники не владеют прочными навыками звукового анализа.

Идея необходимости начинать работу по обучению якутской грамоте со звукового анализа слов давно реализуется в учебном процессе. Однако в методике обучения якутской грамоте звуковой анализ не ориентирует учащихся на осознанные действия. Между тем звукоаналитическая работа помогает овладению техникой письма на якутском языке. По данным научного исследования И. И. Каратаева в связном учебном тексте более 90% якутских слов пишется фонетически, то О есть совпадает произношение и написание.

Научить младшего школьника безошибочно определять звуковой состав слова можно только путем опоры на теорию поэтапного формирования умственных действий. Усвоение умственных действий предполагает формирование умений выделять, определять, составлять, различать, контролировать, обобщать, моделировать единицы языка. Эти действия и операции требуют интенсивной работы с изучаемым объектом и активно влияют на развитие аналитических способностей учащихся. При таком подходе процесс усвоения достигается только в ходе активной деятельности самих обучаемых. Все это означает, что потенциальные возможности повышения качества обучения в этот период далеко не исчерпаны.

В этой ситуации появляется необходимость дальнейшего ^ совершенствования методики обучения родной грамоте в начальных классах национальной школы. Это заставило нас обратиться к проблеме обучения языку, основывающейся на деятельностном подходе, который ориентирует на сознательное усвоение знаний, умений и навыков.

Степень разработанности проблемы.

В отечественной психологии вопросы соотношения обучения и развития разрабатывали Б. Г. Ананьев, J1. И. Божович, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, Л. В. Занков, И. И. Ильясов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др. Разработанные ими теоретические положения дают нам право утверждать, что основным фактором развития личности является деятельность. Следовательно, содержание обучения, формы и методы его усвоения должны быть пронизаны деятельностным подходом. Теория деятельностного подхода в обучении получила дальнейшую разработку в трудах Б. Ц. Бадмаева, С. Ф. Жуйкова, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. Н. Нечаева, А. И. Подольского, Б. И. Хозиева и др. Раскрытию проблемы деятельностного подхода в обучении грамоте посвящены работы П. С. Жедек, Л. К. Назаровой, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина и др. Ими рассмотрена концепция поэтапного формирования умственных действий. Использование этой концепции в практике обучения родной грамоте младших школьников дает возможность осознанно усвоить изучаемый материал: ориентироваться в звуковой системе родного языка, осознавать принципы образования слогов и на этой основе усвоить способы слогового чтения, буквенной записи слов и предложений. Эти цели достигаются только в ходе специально организованной учебной деятельности, что позволяет строить обучение первоначальному чтению и письму с учетом структуры деятельности (мотив, цель, средства и способы ее осуществления).

Представляемая работа опирается на перечисленные теоретические исследования и в ее основу взяты идеи психологической концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Следует иметь в виду, что до настоящего времени проблема использования деятельностного подхода в обучении якутскому языку до сих пор учитывалась недостаточно, а методика обучения родной ° грамоте на основе деятельностного подхода не была предметом.

•О) специального исследования.

Учитывая вышеизложенные подходы к разработке методики обучения родной грамоте, попытаемся разрешить следующие противоречия:

— между недостаточным уровнем сформированности механизма чтения и письма у детей, связанным с несовершенством методики обучения родному языку, и необходимостью формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельностимежду необходимостью дальнейшего совершенствования методики обучения якутскому языку на начальном этапе и отсутствием теоретически обоснованной, экспериментально проверенной С методической системы обучения, направленной на усвоение действий и операций с изучаемым объектом.

Актуальность темы

определяется значимостью обучения родной грамоте как базы всего последующего обучения в школе, недостаточной разработанностью методики обучения родному языку в якутской школе.

Цель исследования: разработать систему деятельностного обучения якутской грамоте учащихся начальных классов якутской школы, которая ориентирует на способы усвоения действий и операций с изучаемым объектом.

Объект исследования — процесс начального этапа обучения якутскому языку в национальной школе.

Предмет исследования — методика деятельностного обучения ^ родной грамоте учащихся начальных классов якутских школ.

Гипотеза исследования заключается в том, что обучение родной грамоте учащихся начальных классов будет результативным, если:

— учитывать лингвистическое своеобразие якутского языка, влияющее на формирование механизмов чтения и о письма;

Ф — разработать систему деятельностного обучения якутской грамоте, которая ориентирует на усвоение структурных единиц деятельности: действий и операций с изучаемым объектом;

— поэтапно формировать у учащихся учебные действия с целью осознания ими механизмов чтения и письма.

Исходя из данной гипотезы и цели, сформулированы следующие задачи исследования:

1. Разработать теоретические основы обучения родной грамоте учащихся якутской школы с учетом достижений лингвистической, психологической и методической наук.

2. Определить уровень обученности первоначальному чтению и О письму учащихся начальных классов якутской школы.

3. Проанализировать программы и учебники по якутскому языку в плане темы исследования.

4. Разработать, обосновать и экспериментально проверить предлагаемую методическую систему обучения якутской грамоте учащихся начальных классов национальной школы.

5. Разработать методические рекомендации, способствующие к повышению уровня владения механизмов чтения и письма.

Теоретической основой диссертационной работы явились:

— положения психологов о деятельностном подходе в обучении.

JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, J1.B.

Занков, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);

— психологические основы усвоения языка (Л.И. Айдарова, Д.Н.

Богоявленский, Л. И. Божович, С. Ф. Жуйков, В. В. Репкин, Д.Б.

Эльконин и др.);

— теоретические и практические основы обучения грамоте (Е.А. Бажанова, П. П. Борисов, В. Г. Горецкий, П. С. Жедек, И. И. Каратаев, о.

М.Е. Охлопкова, М. Р. Сельченкова, Г. Н. Никольская и др.);

XI — исследования в области фонетики, графики, орфографии якутского языка (П.П. Барашков, Е. Н. Дмитриева, Н. Д. Дьячковский, Н. Е. Петров, С. П. Слепцов, Л. Н. Харитонов и др.).

В ходе работы использованы теоретические и эмпирические методы исследования:

— теоретические (анализ исследований в области лингвистики, психологии, педагогики, методикианализ действующих программ, букварей в аспекте исследуемой проблемы);

— эмпирические (наблюдения за процессом обучения родной грамоте учащихсядиагностика типичных орфографических ошибок в письменной речи учащихся начальных классовпроведение о экспериментального обучения учащихся начальных классов якутской школыколичественный и качественный анализ результатов эксперимента осуществлен по методике В. В. Завьялова, А.В.Усовой).

Экспериментальная база исследования. Обучающий эксперимент проводился в улусных школах Республики Саха (Якутия): в Чернышевской средней школе Вилюйского улуса, Бердигестяхской школе 1 ступени Горного улуса, Хамагаттинской саха-французской ассоциированной школе Намского улуса, Якутской национальной гимназии, средней школе № 1 г. Нюрбы. В эксперименте приняло участие 368 школьников.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1995 — 1996 гг.) — изучение и анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме О исследованияопределение его исходных позиции.

Второй этап (1996 — 2000 гг.) — изучение состояния обучения якутскому языку учащихся начальных классовразработка методической системы обучения родной грамоте учащихся начальных классов национальной школыпроведение апробации учебника букваря для.

О «первого класса якутской начальной школы, написанного автором ф исследования с участием учителей-экспериментаторов С. Ф. Самсоновой,.

E.H. Слепцовой, P.E. Потаповой, Л. П. Шамаевой и др.

Третий этап (2000 — 2003 гг.) — обработка и анализ экспериментальной работы, выявление эффективности предложенной методики, апробация ее в других школах, систематизация теоретических положений, оформление рукописи диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— изложены фонетические, графические системы якутского языка в плане школьного обучения, выявлены в них лингвистические своеобразия, которые влияют на формирование у учащихся механизмов чтения и о письма;

— разработана методическая система обучения учащихся якутской грамоте, опирающаяся на деятельностный подход, который предусматривает поэтапное формирование у обучаемых учебных действий и операций с изучаемым материалом;

— выявлены условия эффективности деятельностного обучения якутской грамоте с использованием идей поэтапного формирования умственных действий и операций с изучаемым объектом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система обучения родной грамоте, обеспечивающая поэтапное формирование усвоения учебных действий, которое способствует осознанию учащимися механизмов чтения и письма.

Разработанная система обучения грамоте учтена при создании учебно-методических комплектов по якутскому языку для якутских школ и используется в учебном процессе в школах Республики Саха (Якутия).

Выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при корректировке программ по якутскому языку в начальных классах, совершенствовании школьных учебников, при создании методики преподавания родного языка в начальной школе, проведении практических занятий по методике преподавания якутского языка в национальных школах.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, поэтапностью и многолетней продолжительностью эксперимента, сочетанием количественных и качественных методов анализа экспериментальных данных, включая анализ данных по методике В. В. Завьялова, А. В. Усовой.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Повышению качества обучения родной грамоте способствует учет своеобразия родного языка: фонологическое различение гласных по длительности, употребление удвоенных согласных звуков, правописание заимствованных слов, сохраняющих русские формы основ.

2. Решение проблемы результативности обучения якутской грамоте учащихся национальной школы требует создания более эффективной системы обучения с учетом деятельностного подхода, направленного на осознанное усвоение способов действий и операций с изучаемым материалом.

3. Эффективность функционирования методической системы обучения якутскому языку на начальном этапе обеспечивается поэтапным формированием учебных действий. Усвоение этих действий предполагает умение выделять, анализировать, обобщать, моделировать изучаемые единицы языка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации проверялись в ходе эксперимента в ряде школ Намского, Горного, Вилюйского, Нюрбинского улусов и г. Якутска, последующего массового обучения в школах Таттинского, Чурапчинского, Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского улусов республики.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Выводы.

1. Правильно организованное, продуманное обучение якутской грамоте оказывает большое влияние на формирование и дальнейшее развитие мыслительных и познавательных способностей учащихся, открывает возможности для более рациональной организации учебной деятельности младших школьников.

2. При разработке содержания курса первоначального обучения якутской грамоте мы исходили из установки, что формирование навыков чтения и письма происходит наиболее успешно, если в основе навыков усматривается сознательное начало.

Исходя из этого положения, мы разработали систему деятельностного обучения родной (якутской) грамоте, имеющую такую последовательность:

1) формирование первоначальных представлений о слове;

2) обучение анализу звуковой структуры слова;

3) формирование ориентировочной основы чтения;

4) обучение слоговому чтению и письму.

3. Для усвоения указанных сведений мы исходили из существующего в якутском языке соотношения звуков и букв. Теоретической предпосылкой уровня звуко-буквенных соотношений является наличие для якутского языка однозначных соответствий между буквами как минимальными элементами письменной речи и фонемами как минимальными элементами устной речи, а с другой, — отсутствие в якутском языке значительных расхождений в акустико — артикуляционных характеристиках реализаций фонем в сильных и слабых позициях.

В качестве основного условия в осознании этого обстоятельства мы рассматриваем необходимость подробного и тщательного организованного обучения звуковому анализу, позволяющему ориентироваться в звуковой структуре слова. Упорядочение учебного материала должно происходить на основе учета классов букв, по их аналогичным свойствам. Тем самым можно решить и проблему рационального использования времени, отводимого на букварный период.

4. При обучении письму мы исходили из того, что младший школьник, впервые приступающий к письму, не может одновременно овладевать всеми его компонентами. Поэтому система работы должна на начальном этапе обучения обеспечить расчлененное усвоение и осознание каждого компонента письма для их последующего обобщения. Это и предусматривает предлагаемая нами методика работы.

5. Результаты обучающего эксперимента убеждают в том, что предложенная система обучения способствует формированию навыков чтения в оптимальном темпе и грамотного письма на основе умений звукового анализа слов.

Заключение

.

1. I Доведенное исследование показало, что проблема обучения грамоте учащихся начальных классов якутской школы является актуальной. Об этом свидетельствуют данные экспериментального обучения.

2. Предлагаемая методика учитывает своеобразие фонетической и графической систем якутского языка, психологические, возрастные и этнопсихологические особенности учащихся-якутовосновывается на деятельностном подходе к обучению языку, направленном на усвоение структурных компонентов деятельностидействий и операций.

3. В результате анализа состояния и уровня обученности первоначальному письму учащихся первых классов якутской школы установлены причины возникновения типичных ошибок, определены пути их предупреждения и устранения. Было выявлено, что недостаточный уровень владения механизмом чтения и письма объясняется тем, что учащиеся в период обучения грамоте не приобретают умений и навыков тщательного анализа единиц языка, особенно звукового состава слов, не могут соотносить звук и букву.

4. В диссертации предложена методика деятельностного подхода к обучению якутской грамоте, которая направлена на усвоение способов последовательности анализа и синтеза изучаемых звуковых единиц. Предлагаемое поэтапное формирование навыков чтения и письма обеспечило переход к правильному слоговому чтению, привело к сокращению числа ошибок в работах учащихся, связанных со звуковым анализом слова.

5. Большее внимание должно быть уделено добукварному периоду обучения грамоте для формирования первоначальных представлений о слове, обучения фонемному анализу, овладения моделью как средством организации действий со словом, адаптации детей к новой социальной среде.

6. Обучение письму в букварный период грамоте предполагает учет психофизиологических механизмов письма, метода поэлементно-целостного письма, орфографического проговаривания кодируемого отрезка речевой цепи, формирования каллиграфической четкости письма.

7. Анализ результатов экспериментального обучения позволил подтвердить гипотезу проведенного научного исследования и доказать целесообразность и эффективность предлагаемой методики обучения родной грамоте учащихся якутских школ на основе деятельностного подхода, который обеспечивает сознательное усвоение школьниками знаний, умений и навыков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г. Опыт обучения графике письма // Нач. школа. М., 1975, № 8. С. 53−60.
  2. Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: Учеб. Пособие к спецкурсу. М., 1987.
  3. Н.Г. Конструирование буквы ведущий прием обучения шестилетних детей письму // Нач. школа. М., 1989, № 12. С. 5558.
  4. Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Нач. школа. М., 1992, № 2. С. 62−66.
  5. Н.Г. Обучение письму // Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Книга для учителя. М., 1993. 48с.
  6. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Вопросы психологии. М., 1964, № 5. С. 5572.
  7. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. M., 1978. 144с.
  8. Л.И. Маленькие школьники и родной язык. М., 1983. № 1 96с.
  9. H.A. Букварь: Учеб. для первого класса (на якут, яз.). 2-е изд. Якутск, 1964. 116 с.
  10. Ш. А. В школу с 6 лет. М., 1986. С. 48.
  11. В.М. За развитие научно педагогической мысли в республике // Вопросы воспитания и обучения в школах ЯкутииЯкутск, 1973.С. 3−13.
  12. В.М. К лингвической основы изучения удвоенных согласных якутского языка в школе // Вопросы обучения в школах Якутии. Якутск, 1974. С. 38−47.
  13. В.М. Методика обучения русскому языку в саха начальной школе. Якутск, 2000. 127с.
  14. В.М., Андреева К. Е. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск. 2001. 143с.
  15. Т.В. Система обучения родной грамоте в чувашской школе (на начальном этапе): Автореф. дисс.. канд.пед. наук. М., 1996. 20с.
  16. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.607с.
  17. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. / Под ред. Г. П. Башарипа. Якутск, 1966. С. 70.
  18. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. С. 143.
  19. Бабанский Ю. К, Оптимизация процесса обучения. М., 1977.256с.
  20. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 208с.
  21. .Ц., Хозиев Б. И. Методика ускоренного обучения русскому языку. М., 2001. 223с.
  22. Бажанова Е. А Пути оптимизации процесса первоначального обучения чтению и письму на русском языке // Вопросы обучения русскому и родному языкам начальных классов национальной школы М., 1974. С. 35−53.
  23. Е.А. Пути повышения эффективности обучения * чтению по русски учащихся национальной школы: Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1977. 23с.
  24. Е.А. Некоторые рекомендации по совершенствованию механизма чтения учащихся в букварный период курса русской грамоты // Русский и родные языки в школах, народов РСФСР. М., 1979. С. 66−75.
  25. М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы. М., 1993. С. 289.
  26. H.A. О современном состоянии и дальнейшем совершенствовании алфавитов тюрских языков народов СССР // Вопросы совершенствования алфавитов тюрских языков СССР. М., 1972.
  27. П.П. Звуковой состав якутского языка. Якутск, 1953.
  28. М.М., ХохловаТ.Е. Как писать буквы. М., 1993. 61 с.
  29. О.Н. О языке якутов. Новосибирск, 1990. 644 с.
  30. В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. М&bdquo- 1938. С.38−46.
  31. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
  32. Е.Д. Развитие языковой концепции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. М., 1997, № 1. С. 13.
  33. JI.E., Славина J1.C. Психическое развитие школьника и его воспитания //Педагогика и психология М., 1979, № 12. 96 с.
  34. А.Ф., Васильева И. Г. и др. Русский язык. Пособие для учащихся I класса национальных школ РСФСР. Л., 1991.С. 144.
  35. М.Г. К вопросу обучения чтению в начальной национальной школе // Русский и родные языки в школах народов РСФСР. М&bdquo- 1979. С.102−109.
  36. JI.B. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. JL, 1981.
  37. П.П. О языке обучения и о преподавании родных языков в национальных школах Якутии. Якутск, 1973.с. 83−106.
  38. П.П. Методический указания к учебнику русского языка «Букварь» для первого кл. як. шк. Якутск, 1987. 88 с.
  39. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования (на материале якутских школ Республики Саха). М., 1998. 152 с.
  40. P.A. Введение в науку о языке. М., 1965. 466 с.
  41. П.С., Жедек П. С. и др. Обучение чтению // Чтение и письмо по системе Д. Б, Эльконина. М., 1998. 23 7 с.
  42. В.Н., Васьков Ю. В. Сущность педагогических теорий и технологий: (дидактические аспекты). Салехард, 2002. 72с.
  43. У.А. Воспитание и образование детей народов севера. Якутск, 1997.
  44. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 205.
  45. Л.С. Собрание сочинений: в 6 Т., т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ерошевского. М., 1982. 504с.
  46. Л.С. Собрание сочинений: в 6 Т., т. З / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1983.433с.
  47. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993. С. 175.
  48. Е.В. Краткий методический комментарии к букварю. Томск, 2000. 39 с.
  49. Вопросы национальной психологии /Под ред. С. М. Арутюняна, Черкеск, 1972. 176с.
  50. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. М., 1957, № 6. С. 58−69.
  51. П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 224.
  52. П.Я., Запорожец А. В. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. С. 230−243.
  53. Е.В. Психологические основы упражнений при обучении письму. М., Л., 1948. С. 27.
  54. В.Г., Шанько А. Ф., Кирюшкин В. А. О принципах построения экспериментального букваря // Нач. школа. М., 1974, № 6. С. 83−90.
  55. В.Г., Шанько А. Ф. и др. Уроки обучения грамоте. М&bdquo- 1985. 144 с.
  56. В.Г. и др. Букварь: Учеб. для первого кл. трехлет. нач. шк. 14-е изд. М., 1994. 128 с.
  57. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 212с.
  58. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 240с.
  59. В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.144 с.
  60. В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения //Психологическая наука и образования. М., 1997, № 1. С.25−31.
  61. Д.А. Социально педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири / Под ред. В. А. Афанасьева. Якутск, 1976. С. 212.
  62. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск, 1990. 80с.68. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика и др. М., 1999. 264 с.
  63. A.B. Русский язык. М., 1974. С. 90−91.
  64. Дидактика современной школы / Под ред. В. А. Онищука. Киев, 1987.
  65. E.H. Сопоставительная грамматика русского и якутского языков. 4.1. Фонетика и морфология. Якутск, 2000. 128 с.
  66. Н.К. Долгие гласные в якутском языке // Исследования по сравнительной грамматике тюрских языков. 4.1. Фонетика. М., 1955.
  67. Н.Д. О фонетическом освоении заимствованных слов в якутском языке. Якутск, 1962. 71с.
  68. Н.Д. Звуковой строй якутского языка. 4.1. Вокализм. / Отв. ред М. И. Матусевич. Якутск, 1971. 184 с.
  69. Н.Д. Звуковой строй якутского языка. 4.1. Консонантизм / Отв. ред. М. И. Матусевич. Якутск, 1977. 256 с.
  70. Н.Д. Изменение звуков в якутском языке Якутск, 1987. 108 с.
  71. П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 1992. 96 с.
  72. Н.И. Язык. Речь. Творчество: Избр.труды. М., 1998.368с.
  73. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М., 1992. 238с.
  74. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., 1979. 171с.
  75. С.Ф. Формирование учебных действий в учебной деятельности школьников // Развивающее обучение на уроках русского языка в башкирской школе / Под ред. З. Г. Сахиповой. Уфа, 1995. 176 с.
  76. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. 418с.
  77. И.А. Педагогическая психология. М., 2002. 384с.
  78. Д.Д. Школьный учебник. М., 1983. 230 с.
  79. В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. 284с.
  80. В.Ф. Принципы русской орфографии. Л., 1977. 212с.
  81. И.И. Трудности обучения якутской орфографии в начальных классах // Вопросы обучения в школах Якутии. Якутск, 1974. С. 22−27.
  82. И.И. Звукоаналитическая работа при обучении якутской орфографии в начальных классах // Родной и русский языки в якутской школе. Якутск, 1975. С. 9−21.
  83. И.И. Азбука: Учеб. для первого кл. одиннадцатилетней як. шк. Якутск, 1986. 126 с. (на якут. яз).
  84. И.И. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. Якутск, 1986. 112 с. (На якут. яз).
  85. И.И. Лингвистические основы обучения орфографии родного языка в начальных классах якутской школы. Якутск, 1987. 140 с.
  86. И.И. Опыт изучения частотности звуков в якутском языке // Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, Якутск, 1994. С. 37−43.
  87. И.И. Азбука: Учеб. для первого класса (1−4). 3-е изд. Якутск, 2001. 119с. (на якут. яз.).
  88. Н.В., Лукьянова М. И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Ульяновск, 2002. 31 с.
  89. Л.П. Слог // Нач. школа. М., 2001, № 9. С. 21.
  90. А.И. Евразийский союз. Якутск, 1998. 237 с.
  91. B.C. Психология. М., 1982. 401 с.
  92. А.П. Букварь: Учеб. для первого класса (1−4). Якутск, 2000. 96 с. (на якут. яз.).
  93. Концепция школьного языкового образования РС (Я. Якутск, 2001.60 с.
  94. И.Я. Процесс обучения и его закономерности// Педагогика и психология. М., 1980. 96 с.
  95. A.A. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы философии. -М., 1972. С. 12−17.
  96. A.A. Основы психолингвистики. М., 1999. 287 с.
  97. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 537 с.
  98. А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. 413 с.
  99. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. 453 е.
  100. Л.К. Метод обучения грамоте и практика // Нач. школа. М., 1967, № 6. С. 44.
  101. Л.К. Звуковой анализ и первоначальное обучение чтению// Нач. школа. М., 1970,№ 7 с. 77−84.
  102. Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период): Метод, рекомендации для учителя. Томск, 1994. 89 с.
  103. P.C. Психология. М., 1990. 299 с.
  104. Е.П. Лингвопсихологические основы методики обучения письменной русской речи учащихся якутской школы. М., 2000. С. 144−148.
  105. Г. Н. Основы обучения русской орфографии в удмуртской школе. Ижевск, 1981. С. 22.
  106. Нормативно методические документы: Учеб. метод, обеспечение Базис, учеб. пл. общеобраз. учреждений РС (Я) с 1999—2000 учеб. г. Вып. 1/ М-во образования РС (Я). Якутск, 1999.
  107. Общее языкознание / Под ред.Б. А. Серебренникова. М., 1970.
  108. Особенности психического развития детей 6−7- летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. 136 с.
  109. Орфографический словарь якутского языка / Под ред. Л. Н. Харитонова, Н. Е. Петрова. Якутск, 1975. 191 с.
  110. М.Е. О рациональном использовании аналитико-синтетического звукового метода // Вопросы воспитания и обучения в школах Якутии. Якутск, 1973. С. 107−120.
  111. М.Е. Опыт составления и работа по букварю якутского языка // Актуальные вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе М., 1973. С. 175−177.
  112. М.Е. Приемы звукового анализа в обучении родной грамоте// Вопросы обучения в школах Якутии. Якутск, 1974. С. 14−21.
  113. М.Е. Приемы звукового синтеза в первоначальном обучении чтению на якутском языке // Родной и русский языки в якутской школеЯкутск, 1975. С. 3−8.
  114. М.Е. Букварь: Учеб. для первого кл. як. шк. (1−3). 5-е изд. Якутск, 1980. 96 с.
  115. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. С. 72.
  116. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999. 294 с.
  117. А.П. Древняя письменность якутов. Якутск, 1943.
  118. А.П. Исторический путь народов Якутии. Якутск, 1943.
  119. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и др. М., 2000. 128 с.
  120. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. 597 с.
  121. Программа по якутскому языку для 1−4 классов якутской школы. Якутск, 1987. 53 с.
  122. Программа по якутскому языку для 1−4 классов якутской школы. Якутск, 1996. 31 с.
  123. Г. С. Воспитание детей у народа саха. Якутск, 1998. 48с.
  124. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. М., 1994., № 1 .с. 61 -69.
  125. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского и др. М., 1980. С.85−87.
  126. JI.M. Фонетический и фонемный анализ слова. Томск, 1997. 66 с.
  127. В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: Теория и практика. Томск, 1997. 284 с.
  128. В.В. Русский язык: Учеб. для пятого кл. (системы Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова). 4.II. Фонетика и письмо. Томск, 1997. С. 54.
  129. B.B. и др. Букварь: Учеб. для первых кл. четырехлетней нач. шк. (система Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова). Томск, 1999. 224 с.
  130. C.JT. Основы общей психологи. М., 1989.
  131. Т.П. Сравнительная характеристика звуковой системы русского и якутского языков. Якутск, 1967. 113 с.
  132. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2001,465 с.
  133. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения М., 1969.
  134. Г. А. Методика обучения русской грамоте учащихся удмуртских школ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 13 с.
  135. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1954. С. 320.
  136. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. В. З. Смирнов. М., 1957. 526 с.
  137. Д.С. Проблемы усовершенствования системы обучения грамоте: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974. 22 с.
  138. JI.H. Современный якутский язык. 4.1. Фонетика и морфология. Якутск, 1947. 306 с.
  139. JI.H. О правилах якутской орфографии. Якутск, 1956. 23 с.
  140. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.3-е изд. М., 1997.503 с.
  141. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. 288 с.
  142. Л.С. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
  143. Эльконин Д. Б, Опыт психологического исследования в экспериментальном классе // Вопросы психологии. М., 1960, № 5. С. 29−39.
  144. Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962. С. 7−49.
  145. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности знаний (младшие классы школы). М., 1966. С.13−52.
  146. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 265−274.
  147. Д.Б. Как учить детей читать//Педагоика и психология. М., 1991, № 1.80 с.
  148. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Воронеж, 1995. 416 с.
Заполнить форму текущей работой