Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-педагогическое наследие химической школы Г. Х. Камая и его роль в профессиональной подготовке инженеров-химиков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение имеют для современной высшей профессиональной школы труды известного ученого-химика Г. Х. Камая, внесшего значительный вклад в развитие химической науки. Осмысление творческого наследия Г. Х. Камая, одного из видных представителей Казанской химической школы, выступает в настоящее время как объективная необходимость. Она приобретает очевидность еще и потому, что ни научное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Вклад Г. Х. Камая в развитие химической науки, производства и образования
    • 1. 1. Состояние химической науки и промышленности в 30-е годы в Татарстане
    • 1. 2. Научные идеи Г. Х. Камая в области химии элементорга-нических соединений и их развитие в работах последователей
    • 1. 3. Развитие и применение идей Г. Х. Камая в современной высшей школе, химической науке и производстве
  • Глава II. Вклад Г. Х. Камая как педагога, воспитателя ученых и высококвалифицированных инженеров-химиков
    • 2. 1. Вклад Г. Х. Камая в систему профессиональной подготовки специалистов в Казанском химико-технологическом институте
    • 2. 2. Взгляды Г. Х. Камая на формирование научного мировоззрения будущих ученых и высококвалифицированных инженеров-химиков
    • 2. 3. Популяризация достижений химической науки, просветительская и общественно-политическая деятельность
  • Г. Х.Камая

Научно-педагогическое наследие химической школы Г. Х. Камая и его роль в профессиональной подготовке инженеров-химиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной России идет процесс реформирования высшей школы, необходимость которого обусловлена несоответствием ее прежнего устройства изменившимся объективным условиям. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в наши дни, определяется влиянием следующих факторов: рыночным преобразованием экономики, что привело к переустройству хозяйственного механизма и появлению рынка труда и рабочей силыпереходом к информационному обществу, что формирует потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуально-творческой активностиуглубляющейся интеграцией науки, техникипроизводства и образования, что обуславливает тенденцию широкопрофильной подготовки. Эти тенденции, которые проникают во все области общественной жизни, не могут не отразиться на сфере профессионального образования, потому что именно здесь осуществляется подготовка специалистов нового типа, адекватных измейившимся условиям.

Перестройка высшего образования России затронула богатейшие традиции, накопленные в течение многих десятилетий благодаря уму, таланту и неустанному труду многих поколений научно-педагогической интеллигенции. Среди них оказались и те, кто непосредственно связан с воспитанием студенческой молодежи.

В стенах инженерного вуза воспитание приобретает осязаемую профессиональную направленность, что воплощается в упомянутом профессионально-педагогическом подходе. С другой стороны, оно содержит общегуманную составляющую, целенаправленно ориентированную на духовное становление будущего профессионала. Именно в таком диалектическом единстве и взаимопроникновении и заключается то особенное, что существенно для воспитания будущих инженеров.

Современный научно-технический и социальный прогресс выдвигает на передний план задачу освоенияанализа, передачи опыта и достижений педагогической науки.

В этой связи особенно остро встает проблема изучения «потенциала идей». В современную эпоху ускорения темпов социального и научно-технического прогресса все возрастающий объем научной информации порождает проблему быстрого «старения» ранее добытых знаний. При одностороннем подходе к ее решению может нарушиться преемственная связь между накопленными знаниями и их развитием в настоящем, что может привести к искажению научной истины, к субъективизму и, в конечном итоге, негативно отразиться на результатах решения проблем теории и практики. С.

II другой стороны, не менее опасна и искусственная «привязка» исторического опыта к проблемам современности,. Необходимость обращения к истории вопроса, факта, явления должна объективно «созреть» в недрах современной ¦ i действительности. Прошлое должно быть «востребовано» настоящим.

История развития теории и практики обучения есть результат деятельности конкретных личностей, носителей и разработчиков педагогических идей, положений, опыта, непосредственных творцов многогранной научно-педагогической действительности, чья «.деятельность., отвечающая потребностям прогресса, хотя и представляет собой субъективную сторону исторического процесса, становится выражением объективной, закономерной его тенденции» /21, с.23/. Важная роль в этой связи принадлежит исследованиям творчества выдающихся представителей народного образования и педагогической науки, составляющих предмет отрасли педагогического знания, обозначаемой термином «персоналии» .

Педагогика высшей профессиональной школы в своем развитии всегда опиралась на богатейшее наследие прогрессивных деятелей отечественной и зарубежной педагогики как дореволюционного, так и периода после.

Октябрьской революции. Исследовано и продолжает изучаться педагогическое творчество выдающихся представителей отечественной и зарубежной науки.

За годы своего существования педагогическая наука пополнилась именами крупных ученых, которые, опираясь на богатый опыт прошлого, развивали и обогащали теорию и практику обучения и воспитания студентов в условиях индустриально-экономических преобразований в стране и все возрастающих требований к формированию нового человека.

Усиление внимания к проблемам воспитания подрастающего поколения в современный период обострения идеологической борьбы стимулировало обращение исследователей к накопленным знаниям в теории вузовского воспитания в рамках творчества отдельных, наиболее известных ученых этого поколения. Исследуется творчество А. Е. Арбузова, положено начало изучению творческого наследия Г. Х. Камая.

Но это лишь начало большой чрезвычайно важной работы по поднятию целого исторического пласта химической науки, по изучению деятельности наиболее известных ученых-педагогов высшей школы. Особенно это важно для исследования проблемы формирования личности в процессе познавательной и практической деятельности, где отечественной наукой накоплен богатейший опыт, который недостаточно используется преподавателями в повседневной учебной деятельности, а теоретиками педагогики — для дальнейшего развития теории активного воспитания и развития студентов в процессе обучения.

Большое значение имеют для современной высшей профессиональной школы труды известного ученого-химика Г. Х. Камая, внесшего значительный вклад в развитие химической науки. Осмысление творческого наследия Г. Х. Камая, одного из видных представителей Казанской химической школы, выступает в настоящее время как объективная необходимость. Она приобретает очевидность еще и потому, что ни научное наследие Г. Х. Камая в целом, ни отдельные положения его трудов не подвергались до сих пор специальному изучению. Разрозненные ссылки на те или иные положения из его трудов, упоминания о них в различных исследованиях не дают полного представления об истинном вкладе ученого в подготовку специалистов в высшей школе, не позволяют определить основные, наиболее важные для современной теории и практики обучения и воспитания студентов взгляды, идеи и положения, разработанные Г. Х. Камаем.

Проведенный анализ, по нашему мнению, отражает объективно сложившуюся противоречивую ситуацию, когда и в теории, и в практике обучения студентов технического вуза возрастает потребность обращения к научному наследию Г. Х. Камая, его работам, раскрывающим развивающие возможности процесса обучения, — с одной стороны, и неизученность его творчества в педагогической системе знаний — с другой. В этом видится актуальность изучения трудов Г. Х. Камая в наши дни.

Однако мы отдаем себе ясный отчет о том, что в первой же попытке глубоко и системно охватить исследованием все многогранное наследие Г. Х. Камая, создававшееся в течение почти сорока лет, представляется чрезвычайно сложной задачей. Она усугубляется тем обстоятельством, что его научно-педагогическая деятельность почти совпадает по времени со становлением и развитием высшей школы в Татарстане. И многое из того, что сделано им, стало неотъемлемой частью истории высшей школы.

Учитывая эти обстоятельства и наибольшую актуальность для теории и практики высшей школы проблемы повышения познавательной активности и самостоятельности студентов, мы сочли возможным и необходимым ограничить научный поиск рамками следующей темы: «Научно-педагогическое наследие химической школы Г. Х. Камая и его роль в профессиональной подготовке инженеров-химиков» .

Объектом исследования избрано научно-педагогическое наследие Г. Х. Камая как основателя нового направления в области элементорганических соединений, новых инженерных специальностей и научно-педагогической школы, составляющих основу для дальнейшего развития высшего химико-технологического образования.

Предмет исследования — содержание научных и научно-педагогических работ Г. Х. Камая, определяющих его вклад в развитие химико-технологического образования, инженеров по специальности: «Химическая технология органических веществ», «технология переработки пластических масс и эластомеров», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Инженерная защита окружающей среды в химической промышленности», а также химической науки и производства.

Цель исследования — раскрыть содержание творческого наследия Г. Х. Камая и его роли в профессиональной подготовке высококвалифицированных инженеров-химиков. Гипотеза исследования. В исследовании мы исходим из предположений о том, что системное изучение научного и научно-педагогического наследия Г. Х. Камая и использование его результатов в учебном процессе существенно повысит уровень фундаментальной и специальной подготовки современных инженеров, а также будет способствовать развитию таких личностных качеств как патриотизм, добросовестное и творческое отношение к труду, самостоятельность, общественная и профессиональная активность.

В соответсии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Показать обусловленность изучения научных работ Г. Х. Камая социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных инженеров, обладающих наряду с профессионально важными качествами, высокой социальной активностью.

2. Показать генезис основных идей и положений, содержащихся в работах Г. Х. Камая, посвященных актуальным проблемам химии и научному творчеству ученых — представителей казанской химической школы, и раскрыть их образовательный и воспитательный потенциал.

3. Установить преемственную связь современных подходов к формированию будущих специалистов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним со стороны общества и профессиональной деятельности, с содержанием научного наследия Г. Х. Камая.

4. Провести систематизацию творческого наследия Г. Х. Камая.

В работе применена совокупность методов: анализ литературных источников, изучение материалов музея Казанского государственного технологического университета, воспоминаний о Г. Х. Камае его современников, учеников. Широко использовались ссылки на те или иные педагогические идеи и положения из трудов Г. Х. Камая в работах современных ученых-химиков, а также в периодической печати. Существенный фактологический материал получен при анализе материалов музея и личного архива Г. Х. Камая.

Исторический аспект исследуемой проблемы изучался в свете требований к педагогическим исследованиям такого типа (работы Н. К. Гончарова, Ф. Ф. Королева, А. Н. Пискунова, Б. М. Кедрова, Е. Г. Осовского и др,) опираясь на которые, мы выбрали в качестве руководящих следующие основные положения:

— единство трех процессов: ретроспективного осмысления, достигнутого с интроспекцией, то есть объективной оценкой современного состояния и прогнозированием тенденций его развития;

— освещение исторических событий с точки зрения тех условий, в которых они протекали;

— раскрытие генезиса, развитие и трансформация феноменов науки (фактов, явлений, процессов, понятий);

— объективное раскрытие подлинного прогресса науки с анализом как достижений, так и недостатков и ошибок;

— выделение новых, оригинальных педагогических идей, принадлежащих именно данному ученому.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что впервые в профессиональной педагогике исследовано научное наследие доктора химических наук, профессора, Лауреата государственной премии Гильма Хайревича Камая, принадлежащего к казанской химической школе, имеющей более, чем 200-летнюю историю развития. Осуществляя анализ теоретического содержания, выявлены и систематизированы его основные идеи и положения по проблеме профессионального образования будущих инженеров-химиков, определен вклад Г. Х. Камая в развитие казанской химической школы.

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные и систематизированные научные взгляды и положения, обобщения и выводы Г. Х. Камая по проблеме профессионального формирования инженеров-химиков, факты его научной биографии могут быть использованы в научных исследованиях, в практической работе преподавателей общеобразовательной и высшей школы. Библиографическая часть исследования, впервые наиболее полно отражающая публикации Г. Х. Камая, может служить библиографическим источником для информационных служб по педагогике высшей школы.

На защиту выносятся: 1. Впервые исследовано научное и научно-педагогическое творчество видного представителя казанской химической школы Г. Х. Камая, изучение которого существенно повышает качество подготовки современных инженеров и способствует дальнейшему совершенствованию воспитывающей и развивающей функции обучения.

2. Обоснование и доказательство того, что методологические и теоретические положения и идеи, разработанные Г. Х. Камаем в области химии элементоорганических соединений являются основой содержания современного профессионального образования социально востребованных инженеров по специальностям «Химическая технология органических веществ», «Технология переработки пластических масс и эластомеров», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Инженерная защита окружающей среды в химической промышленности» .

3. Исследование научного наследия Г. Х. Камая позволяет не только определить его вклад в теорию и практику профессионального образования, но и способствует развитию перспективных направлений и специальностей в высшей школе, поискам эффективных средств формирования активной жизненной позиции будущих специалистов в процессе их обучения в вузе.

Апробация работы осуществлялась в соответствии с основными этапами исследования на научно-практических конференциях и семинарах вузовского регионального и федерального уровня. Основные положения данного исследования обсуждались на следующих конференциях и семинарах: научно-практической конференции «Проблемы обучения татарскому языку учащихся старших классов средних школ, средних специальных и высших учебных заведений» (Казань, 1996), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга» (Казань, 1998), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы» (Казань, 1998).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, одного приложения, библиографического указателя литературы, включающего 153 наименований отечественных и зарубежных источников, а также перечень работ, опубликованных автором по теме диссертационного исследования.

Выводы по второй главе.

В научно-педагогической деятельности Г. Х. Камая можно выделить три основных этапа: в течение первого (1930;1941 г. г.) он работал заместителем директора КХТИ по учебной и научной части. Под его началом проводилась организационная перестройка структуры и деятельности вуза: специальности подготовки были закреплены за профилирующими кафедрамибыл изжит бытовавший в те годы лабораторно-бригадный метод обучения и восстановлены в правах лекция и практические занятия. В целях повышения качества подготовки специалистов, формирования у них самостоятельности и исследовательских умений была введена защита дипломных проектов и работ.

Второй этап (1940;1945 г. г.) в основном пришелся на годы второй мировой войны, что определило задачи вуза на этот период. Помимо решения основной задачи — организации нормального учебно-воспитательного процессаколлектив института под руководством Г. Х. Камая делал все необходимое, чтобы оказать прямую помощь фронту. Были созданы мастерские по производству снаряжения и боеприпасов, организовано подсобное хозяйство, проводилась работа по сбору средств на танковую колонну «Советский ученый», «Советский студент», оказывалась помощь по обслуживанию тяжелобольных и раненых. Основной результат работы вуза в эти годыподготовка инженеров оборонных специальностей, сохранение численности выпускников на довоенном уровне, проведение научно-исследовательских работ в соответствии с нуждами фронта.

К третьему этапу научно-педагогической деятельности Г. Х. Камая относятся 1945;1970 г. г. В послевоенные годы в КХТИ был открыт новый факультет — технологический (в дополнение к существующим двум: инженерному химико-технологическому и механическому), базовой кафедрой которого стала кафедра технологии основного органического синтеза под руководством Г. Х. Камая. Наряду с научной работой особое внимание на кафедре, как и в вузе в целом, уделяется научно-методическим вопросам, таким как оптимизация учебных планов и программ, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование содержания учебных предметов.

Отвечая в институте за научно-исследовательскую работу, Г. Х. Камай видел ее перспективы в тесной связи с промышленностью: в создании творческого содружества ученых института с работниками промышленностив развитии хоздоговорной тематики для нефтехимических предприятий, водного транспорта, сельского хозяйства, медицины. Под его непосредственном научном руководством проводились исследования в области органических соединений мышьяка, фосфора, азота, которые имели широкое практическое применение, и следовательно, способствовали укреплению связи науки с практикой.

На протяжении всей научно-педагогической деятельности Г. Х. Камая ее центральной идеей было активное всесторонне развитие студентов в процессе обучения, их нравственное, трудовое, интернациональное, эстетическое воспитание. Исследованию прикладных аспектов этих проблем посвящено более 150 общественно-политических, научно-популярных, публицистических статей, классификация которых представлена в данной главе диссертации.

Одна из важных и плодотворных сторон творчества Г. Х. Камая посвящена популяризации и пропаганде научных знаний в области химии. Его заслуженно можно назвать современным просветителем, так как о сложных научных проблемах он умел говорить интересно, просто и доступно в расчете на широкий круг читателей, и, в основном, на молодежь, привлекая ее внимание к химии и химическим технологиям, формируя стремление к получению химического образования. А поскольку он писал не только на русском, но и на татарском языке и публиковался в массовой печати, то его статьи могли читать на самых отдаленных национальных окраинах республики.

Пристальное внимание Г. Х. Камай уделял вопросу воспитания татарской технической интеллигенциипод его руководством в КХТИ было организовано обучение на татарском языке для выпускников национальных школ с одновременным обучением их русскому языку. Г. Х. Камай принимал активное участие в подготовке и редактировании русско-татарских терминологических словарей по всем отраслям химической науки.

Многие начинания Г. Х. Камая продолжаются и развиваются его учениками как в области химии элементоорганических соединений, так и в области подготовки инженерных кадров, отвечающих требованиям времени, широко образованных и воспитанных в лучших гуманистических традициях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема воспитания студентов становится особенно значимой именно теперь, когда российская высшая школа переживает трудный период возвращения к гуманистическим и демократическим идеалам и остро нуждается в технологиях обучения и воспитания, ориентированных на личность студента, его саморазвитие и самоопределение в учебном процессе. В этой связи становится важным поиск новых возможностей и средств, нацеленных на формирование специалиста, отвечающего современным требованиям.

В качестве одного из них мы предлагаем изучение научного наследия крупных ученых-химиков России и Татарстана и использование результатов в учебно-воспитательном процессе. Для Казанского химико-технологического университета таким выдающимся ученым является Гильм Хайревич Камай, который оставил богатое научное наследие. Им было опубликовано 450 научных и более 150 статей на общественно-политические, патриотические темы, которые освещали жизнь советского народа в годы Великой Отечественной войны, и, конечно же, научно-популярные статьи, в которых были отражены научная и общественная деятельность ученых казанской химической школы. Особой ценностью этих публикаций является то, что они были написаны на двух языках и опубликованы в республиканской и центральной печати.

Годы жизни и творчества Г. Х. Камая протекали в условиях, когда страна переживала период бурного развития и становления народного хозяйства. Поскольку в стране был взят курс на химизацию, актуальной стала задача развития химической науки и разработки новых технологий, решение которой, в свою очередь, зависело от уровня химического и химико-технологического образования.

В диссертации проведен содержательный анализ научного творчества Г. Х. Камая, который в равной степени является и выдающимся ученым-химиком, и крупным организатором химико-технологического образования, и общественным деятелем, популяризатором химической науки. Показан его вклад в развитие химии элементоорганических соединений (мышьяка, фосфора, азота), которые, помимо теоретического значения имели широкое практическое использование в производстве удобрений и ядохимикатов для сельского хозяйства, пластических масс и кинопленки, лесохимических продуктов (канифоли, скипидара, целлюлозы, бумаги), лекарств и пищевых продуктов. На основе результатов научных исследований Г. Х. Камая и его учеников были открыты предприятия, использующие дешевое сырье, экономичные технологии, и обеспечивающие страну необходимой продукцией собственного производства, не уступающей по качеству зарубежной.

В диссертации проанализирована деятельность Г. Х. Камая на поприще организации химико-технологического образования с использованием прогрессивных педагогических идей. В разные периоды свой творческой жизни он был ректором Казанского государственного университета, ректором Казанского химико-технологического института, заведующим кафедрой технологии основного органического синтеза, ученым секретарем Казанского филиала АН СССР. Его основной целью всегда было не только высокое качество подготовки специалистов химиков-технологов, востребованных развивающейся промышленностью и сельским хозяйством, но и всесторонне развитие молодых людей, воспитание в них нравственных и эстетических качеств, патриотизма, ответственности и дисциплинированности. Будучи первым профессором-химиком коренной национальности, Г. Х. Камай заботился о воспитании татарской технической интеллигенции, создавая необходимые условия для обучения студентов-выходцев из татарских деревень.

Возглавляя учебно-методическую работу в институте, Г. Х. Камай особое внимание уделял открытию новых специальностей, оптимизации содержания образования, использованию современных методов обучения, способствующих развитию у студентов' исследовательских умений, практических навыков, технического мышления, творческих способностей. Высокие требования он предъявлял к педагогическому мастерству преподавателей, побуждая их к активизации методической работы и повышению собственной квалификации.

В диссертации проведена периодизация научно-педагогической деятельности Г. Х. Камаяв ней выделены три этапа, характеризующие соответствующими основными задачами и направлениями работы. Также проведена систематизация творческого наследия Г. Х. Камая, составляющего более 600 печатных работ, изданных на русском, иностранных и татарском языках.

Основное направление его научных работ — химия элементоорганических соединенийв нем выделяются три раздела: мышьякорганические, фосфорорганические и азотсодержащие соединения. Остальные статьи нами классифицированы по следующим разделам: научно-популярные, общественно-политические и публицистические.

Таким образом перед нами задачи в ходе исследования были полностью решены, а полученные результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе высшей профессиональной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н., Мавлютов P.P., Шарипов Ф. В. Современный инженер и педагогика //Варшава. Современная высшая школа, 1987, N3. -С.207−216.
  2. О.В. Международные тенденции в инженерном образовании. Уч.-метод.пособие. М.:Высшая школа, 1989. — 72 с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Книга 1-ая. Казань, 1996. — 566 с.
  4. А.Е. Избранные работы по истории химии. М: Наука, 1975.268 с.
  5. О.В. Интеграционныё процессы в сфере высшего образования странах ЕС, -М., 1993. 116 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  7. У.Б. Руководство Коммунистической партии социалистической индустриализацией в национальных республиках Среднего Поволжья. Казань: Изд-во КГУ, 1978. — 390 с.
  8. А.Е. Кадры специалистов СССР, их формирование и рост. -М., 1935. -72 с.
  9. Биографии великих химиков. /Под ред. К.Хайнига. М., 1981, — 388 с.'
  10. Ю.Беспалько В. П. О критериях качества подготовки специалистов
  11. Вестник высшей школы, 1988, N 1/ С. 3−8.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.:Высшая школа, 1989, — 144 с.
  13. Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме //Almamater. 1997, N4. C. ll-17.
  14. Н.Ш. Становление и развитие дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе: Монография. -Казань, Изд-во КГТУ, 1998 176 с.
  15. Н.Ш. Дополнительная подготовка будущих инженеров по программам управленческого профиля. Монография. Казань: Изд-во КГТУ, 1998. — 340 с.
  16. Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе. Дисс. доктора пед.наук. Казань, 1998.-343 с.
  17. М.Ф. К вершинам науки. -М.: Советская РоссияД975. 176 с.
  18. И.К. Теоретические основы концепции активизации процесса обучения в дидактическом наследии М. А. Данилова: Дисс,. канд.пед.наук. Казань, 1983. — 208 с.
  19. Д.В. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. -Казань, 1994. 139 с.
  20. Введение в научное исследование по педагогике. /Под ред. В. И. Журавлева. -М.:Просвещение, 1988. 239 с.
  21. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования. М., 1996. -(Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзорн. инф. НИИ ВО, вып.4). — 52 с.
  22. Г. С. Страницы из истории Казанской химической школы. Казань. 1960. — 64 с.
  23. JI.A. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. (Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе). Казань, 1976. — 224 с.
  24. Воспитательная работа в вузе. (Некоторые вопросы теории и практики). М.'Молодая гвардия, 1976. — 176 с.
  25. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях /А. А. Бартоломей, М. Б. Немировский, В. Н. Стегний, Л. И. Коханович, И. П. Ивановская. М., 1997. — 40 с.
  26. Выступление В. С. Цивунина на Ученом совете КГТУ к 90-летию со- <хдня рождения Г. Х. Камая. Казань: Химический музей КХТИ. Фонд Г. Х. Камая, N описи 24, сейф 4, ед. хранения 115.-1971.-9 л.
  27. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку. /Ленченко В.Е., Тарасова Б. М., Никитенко А. Н. М.:Высшая школа, 1990. -117с.
  28. Высшая школа России: состояние и проблем развития.- М.".Госкомвуз РФ, 1993. 84 с.
  29. Высшее образование в России, очерк истории до 1917 года /Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. 352 с.
  30. Высшее техническое образование в России: История* состояния, проблемы развития /В.М.Жураковский, В. М. Приходько, В. Н. Луканин,
  31. В.Ф.Мануйлов, Б. С. Митин, И. В. Федоров, М. Н. Вражнова. М.: РИК Русанова, 1997.-200 с.
  32. Выступление Г. Х. Камая по поводу 30-летия химического института КФАН СССР. «Развитие химии МОС за 20 лет». Рукопись.
  33. В.Г. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы //Народное образование. 1995. N7. — С.78−82.
  34. Герои труда Татарии 1920−1938 гг. Документальные очерки. -Казань, 1974. 304 с.
  35. Гильм Камай. Состав. А. С. Лозовой, Н. Н. Амирханова. Казань, 1982.- 120 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Госкомитет РФ по высшему образованию. -М., 1995.-384 с.
  37. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. -Новосибирск, 1971. 178 с.
  38. О.В., Шатуновский В. П. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, — 191 с.
  39. A.M. «Тасма»: годы, люди, судьбы. Казань: Карпол, 1996.-186 с.
  40. В.П. Высшая школа развитого социализма. М., 1980.-560 с.
  41. В.Н. Проблема формирования индивидуальных качеств компетентного работника в современной педагогике США. М., 1992. -167 с.
  42. В.М., Приходько В. М., Луканин В. Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. -М.: РЖ Русанова, 1997. 200 с.
  43. В.К. Академик Е.К.Завойский. Казань: Татарское книжное издательство. 1986. — 176 с.
  44. М.Х. Звездный час Нижнекамска. Казань: Татарское книжное издательство. 1981. — 288 с.
  45. Знаменитые люди о Казанском крае. Казань, 1990., — 224 с. (О Г. Х. Камае с.200−206).
  46. Зрелость. Страницы истории Казанского завода СК имени С. М. Кирова. Казань, 1986. — 264 с.
  47. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.:Наука, 1978. — 165 с.
  48. Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950−1990). Автореф. дисс. д-ра пед.наук. -Казань, 1993.-41 с.
  49. В.Г. Основные черты новой стратегии инженерного образования //Образование на пороге XXI века. Казань, 1996. — С.5−11.
  50. В.Г. Основание интеграции педагогического и технического знания //Региональные особенности реализации Федеральной программы «Развитие образования в России» Казань, 1997. — С. 15−20.
  51. История КГУ им. В.И.Ульянова-Ленина. /Под ред. Д. Я. Мартынова. -1954.-368 с
  52. История социалистической экономики СССР в 7-ми т. /Под ред. И. А. Гладкова. М., 1977, т.5. — 565 с.
  53. История социалистической экономики СССР в 7-ми т. /Под ред. И.АГладкова. М., 1978, т.7. — 718 с.
  54. История Татарской АССР. Казань. 1980. — 256 с.
  55. Л. Совершенствование системы высшего образования в современных условиях. М., 1995. 168 с.
  56. М.С., Сыченко И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.:Высшая школа, 1987. — 143 с.
  57. Казанский химико-технологический институт им. С. М. Кирова (19 191 969) Исторический очерк. Казань, 1969. — 203 с.
  58. Казанский химико-технологический институт вчера, сегодня, завтра. Часть 1. Казань: КХТИ. — 1990 — 162 с.
  59. Г. Х. Мечте навстречу. М.:Советская Россия.-1970. — 128 с.
  60. Кандидат в члены корреспонденты АН СССР Камай Гильм Хайревич. Казань: Химический музей КХТИ. Фонд Г. Х. Камая, N описи 11, сейф 4, ед. хранения 95., 1968.
  61. В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1984 — 312 с.
  62. В.Г. Проблемы инженерного образования в России //Высшее образование в России, 1993, N2. С.5−10.
  63. В.Г. Высшее образование в РФ: время перемен// Межд. журнал «Современная высшая школа», 1992. N1−4. С.5−13.
  64. П.А. Проблемы инженерной подготовки специалистов по химической технологии. //ВХО им. Д. И. Менделеева, 1981. N 2, С. 24−28.
  65. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. — 224 с.
  66. А. А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань -1999. — 292 с.
  67. А. А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалиста. М. Магистр, 1994. -16 с.
  68. И.М. Образование и развитие ТАССР.- Казань, 1960- 368 с.
  69. С.И. Формирование концепции процесса обучения в научно-педагогической деятельности М.А.Данилова. Дисс. канд.пед.наук. Хабаровск, 1990. 168 с.
  70. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. /Под ред.Э.СЛугуновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 182 с.
  71. М.К. КГУ им. В.И.Ульянова-Ленина. Казань, 1930. т.1.240 с.
  72. М.К. КГУ за 125 лет. Казань, 1930. т.2. — 212 с.
  73. Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в вузах. Казань, 1984. — 180 с.
  74. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Советская педагогика, 1970, N9. -С.103−116.
  75. О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989. — 144 с.
  76. Т.В., Ким О.Г. О психолого-педагогических основах инженерного образования //Новые методы и средства обучения. М., 1990. -С.33−35.
  77. Культурное строительство в Татарии. 1917−1941. Документы и материалы. Казань. 1971. — 178 с.
  78. И.Я. Дидактические основы общенаучной и общеспециальной химической подготовке учащихся в средней профессиональной школе. Дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада. -Казань, 1993.-43 с.
  79. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валчуг, 1970. — 334 с.
  80. О.Т., Даркевич Г. Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. — 211с.
  81. А.С. Адрес открытий Казань. — Казань: Татарское книжное издательство, 1984. — 183 с.
  82. П.М. Краткая история химической промышленности России. М.-Л., 1948. т.1. — 543 с.
  83. П.М., Соловьева А. С. История химической промышленности СССР. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1966. -254 с.
  84. К.Г. Цели и методы развивающейся, профессионально направленной системы подготовки специалистов в технических вузах. //Современная высшая школа, 1984, N2. С.23−25.
  85. Материалы совещания по высшему химико-технологическому образованию. М., 1940. — 42 с.
  86. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.-239 с.
  87. .С., Мануйлов В. Ф. Основные направления и программа развития инженерного образования в России. М.:Ассоциация инженерного образования РФ, 1995. — 57 с.
  88. Г. В. Трудовое и эстетическое воспитания студентов. -Казань, 1991.- 183 с.
  89. Г. В. Региональная система профессионального образования //Специалист: 1994, N5−6. С. 18.
  90. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань, 1996. — 325 с.
  91. Г. В., Надеева М. И. Гуманизация ключевая идея преодоления кризиса образования. — Казань, 1998. — 114 с.
  92. М.И. Гуманитаризация образования в философии реформирования высшей технической школы. Казань, 1997. — 112 с.
  93. На путях перестройки высшей школы: Материалы семинара /Под ред. В. Г. Иванов. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 8,6 п.л.
  94. Народное хозяйство Татарской АССР. Казань: Статистика, 1970.196 с.
  95. Научно-исследовательский институт тяжелой промышленности. /Под ред. А.Арманда. М., 1978. т.4. — 365 с.
  96. С.С. Развитие исследований в области химии мышьякоорганических соединений. Дисс. канд.хим.наук. М., 1978. — 259 с.
  97. В.В. и др. Казанский химико-технологический институт им.С. М. Кирова. Казань, 1967. — 230 с.
  98. А.В., Романова Л. И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. М., 1981,-51 с.
  99. Образование на пороге XXI века: Материалы научно-практической конференции /Под ред. В. Г. Иванова. Казань: Карпол, 1997. — 14.53 п.л.
  100. О государственной политике в области высшего образования. -М.:Миннаука России, Комитет по ВШ, 1992. 64 с.
  101. Оптимизация учебного процесса в современных условиях: Тезисы докладов 2-ой Межвузовской научно-практической конференции /Под ред.
  102. B.Г.Иванова. Казань: Карпол, 1996. — 7,5 п.л.
  103. Опыт совершенствования некоторых сторон профессиональной подготовки выпускников вуза. М.:НИИ ВШ, 1987. вып.Ю. — 43 с.
  104. П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся. М.: НМД по ОСПО, 1991.- 104 с.
  105. П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. Казань, 1993. — 34 с.
  106. П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань, 1996. — 97 с.
  107. Основные результаты исследований НИИ ВШ в 1988 году. М., 1989.-339 с.
  108. Основы профессиональной педагогики. /Под ред. С. Я. Батышева,
  109. C.А.Шапоринского. М.: Высшая школа, 1977. — 504 с.
  110. Отзыв академика Б. А. Арбузова о научной деятельности доктора химических наук, профессора Г. Х. Камая. Казань '.Химический музей КХТИ, опись N11, ед. хранения 93, — 1970.
  111. Перестройка высшей школы: Материалы семинара /Под ред. В. Г. Иванова. Казань: Татарское книжное изд-во, 1988. — 8,6 п.л.
  112. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. М.: МГПУ, 1994. — 156 с.
  113. Подготовка инженерных кадров: опыт и проблемы./Отв.ред. М. Г. Шадрина. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1989. — 88 с.
  114. В.Р. Бутлеровский рецепт. М.:Советская Россия, 1984.288 с.
  115. А.И. Стратегия перестройки инженерного образования. //Современная высшая школа, 1989, N3. С.45−54.
  116. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань, 1989. — 205 с.
  117. В. Наследник//Нива, 1967, N10. С. 45−51.
  118. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 года «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». //Коммунист, 1979, N9. -С. 5−7
  119. Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля. /Под ред. И. И. Сиганова. Л.:Изд-во ЛИЗИ, 1976. — 154 с.
  120. Пути совершенствования содержания высшего технического образования: Межвузовский тематический сборник. /Отв. за вып. Ф. В. Шарипов. Уфа: Изд-во УАИ, 1984. — 170 с.
  121. С.В. Гильм Камай выдающийся татарский просветитель. //Весиик технологического университета, N 2, 1998. — Казань, 1999- С. 158−159.
  122. .П., Петрова Г. А., Шуртакова Т. В., Геллер Г. Л. В мире прекрасного. Казань, 1966. — 213 с.
  123. В.Ф., Журавлев В. В. Развитие высшего химико-технологического образования и повышение качества подготовки специалистов в свете задач химической промышленности. //ВХО им. Д. И. Менделеева, 1981, N С.
  124. Симпозиум по высшему химическому и технологическому образованию. М., 1959. — 282 с.
  125. А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М., 1950. — 230 с.
  126. Система подготовки инженерных кадров в вузе. /Рук авт. коллектива Г. И. Денисенко. Киев: Вища школа, 1987. — 184с.
  127. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка). /Науч.ред. А. Я. Савельев. М.:Изд-во МФТИ, 1998.-352 с.
  128. Стратегия развития университетского технического образования в России. /Материалы Всероссийской научно-методической конференции. М., 1998. — 344 с.
  129. Н.А. Развитие высшего химико-технологического образования в СССР. Л., 1984. — 143 с.
  130. А.Г. Расцвет культуры Татарии 1920−1970. Казань, 1970.-26 с.
  131. Ю.Г. Высшее образование в России в XX в. (антропоцентрический взгляд). М.: ИЦ, 1994. — 60 с.
  132. Труды Казанского химико-технологического института имени С. М. Кирова. Вып. XXX (серия химических наук) Казань, 1962 — 368 с.
  133. М.З., Айтуганов И. М. Объединение «Органический синтез» (Очерки истории и передового опыта) Казань, 1987. — 344 с.
  134. В.А. Формирование научной интеллигенции в СССР. -М., 1966.-216 с.
  135. Ю.В., Кан-Калик В.А. Управление формированием личности специалиста с высшим образованием. М.: НИИ ВШ, 1995. — 44 с.
  136. Факультет нефти и нефтехимии. Буклет. Казань, 1994. — 30 с.
  137. Н.П., Савинский Э. С. Очерки по экономике химической промышленности СССР. М., 1960. — 359с.
  138. Формирование творческой личности будущего инженера. /Под ред. В. С. Кагерманьяна, В. К. Маригодова, А. А. Слободянюка и др. М.:Высшая школа, 1993.-216 с.
  139. О.А. Понятийно-терминологическое обеспечение использования теории эстетического воспитания в практической деятельности учителя. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Казань, 1987. — 17 с.
  140. Химико-технологические вузы во время Великой Отечественной войны. -//ВХО им. Д. И. Менделеева, 1981, N4. -С.19−23.
  141. Химический энциклопедический словарь. /Под ред. И. Л. Кнунянца, М., 1983. 702 с.
  142. А. Инженерная школа в России. //Высшее образование в России, 1995, N1. С.120−124.
  143. Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX века. Казань, 1999. — 424 с.
  144. Р.Х. Психология перестройки. Казань, 1988. — 180 с.
  145. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы //В книге «Среднепрофессиональное образование: проблемы, поиски, решения». М., 1994. — С.45−64.
  146. Е.А. Общество и инженер: философо-социологические проблемы инженерной деятельности. Л.:Изд-во ЛГУ, 1984. — 183 с.
  147. Т.В. Педагогические основы формирование гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. Казань, 1992 -43 с.
  148. Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Казань, 1987. — 108 с. '
  149. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.:Изд-во ЛГУ, 1980.- 115 с.
Заполнить форму текущей работой