Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

«Задачный подход» в педагогической практике будущих учителей иностранного языка как условие формирования их профессиональной направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ методической литературы показал, что в ней рассматривается в большей степени содержательный аспект педпрактики: участие школ в разработке студентам заданий на практику (Е.Н. Саливон), реализация профессионально-образовательных-проектов в условиях педагогической поддержки и сопровождения (Т.М. Иванова, М.Н. Бурмистрова), сохранение «фундаментального характера» содержания педпрактики (Н.Е… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка
    • 1. 1. Формирование профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Историко-'логический анализ современных видов и содержания педагогической практики в языковом образовании
    • 1. 3. Возможности «задачного подхода» в проектировании деятельности будущих учителей иностранного языка при прохождении педагогической практики.*
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Структура и содержание заданий по педагогической практике в формировании профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка
    • 2. 1. Характеристика исходно-установочного этапа по определению профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка
    • 2. 2. Постановка и решение педагогических задач будущими учителями иностранного языка в ходе педагогической практики.'
    • 2. 3. Оценка и интерпретация результатов внедрения системы заданий по формированию профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка на педагогической практике
  • Выводы по второй главе

«Задачный подход» в педагогической практике будущих учителей иностранного языка как условие формирования их профессиональной направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена наличием несовпадений между новым пониманием социальной миссии образования в мире, где ключевая роль отводится личности учителя — педагога, наставника, воспитателя, исследователя, и реальным потенциалом большинства учителей, чья профессиональная подготовка не обеспечивает готовности к работе в новых политических, социокультурных, духовных, экономических условиях.

В послании президента Д. А. Медведева Федеральному собранию говорится: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что ещё более важно — для пополнения школ новым поколением учителей» .

Отток наиболее работоспособных педагогов из школы в другие сферы особенно актуален для системы языкового образования. Однако неудовлетворительное по численности молодое пополнение, когда только треть выпускников факультетов и институтов иностранного языка педвузов начинают работать по профессии, — это лишь одна сторона проблемы педагогических кадров, для решения которой, по словам президента, необходимо задействовать и «материальные стимулы». Сложность данных процессов заключается в том, что невозможно сориентировать будущих учителей иностранного языка на работу по специальности, не осуществив соответствующей подготовки, обеспечивающей формирование их профессиональной направленности, которая подразумевает готовность учителя к выполнению всех функций профессиональной деятельности, а не только собственно овладением языком.

Актуальность проблемы исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью ключевой для данного исследования дефиниции — «профессиональная направленность будущих учителей иностранного языка».

Проблема формирования профессиональной направленности педагогов рассматривается в работах Ф. Н. Гоноблина, JI.K. Гребёнкиной, Э. Ф. Зеера, С. В. Кондратьевой, Н. В'. Кузьминой, ' К. М. Левитана, А. К. Марковой, JI.M. Митиной, В. А*. Сластёнина и др.

Анализ данной проблемы осуществляется в общем контексте представлений о направленности личности и источниках профессионального развития. Область исследований затрагивает также структуру, типы направленности, способы проявления в педагогической деятельности, этапы формирования профессиональной направленности будущих педагогов в педагогическом вузе.

Профессиональному развитию учителя иностранного языка с акцентом на методическое мастерство (Е.И. Пассов, Н.В. Языкова), языковое развитие (И.А. Зимняя), автономию (Е.Н. Соловова), билингвальную подготовку (В.В. Сафонова) посвящено множество работ, но методические аспекты формирования профессиональной направленности у студентов — будущих учитеt * лей иностранного языка оказались недостаточно исследованными.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы исследования вызвана необходимостью поиска форм, средств, определения условий для развития профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка в ходе их обучения в педвузе.

Одной из важнейших форм практической подготовки будущих педагогов является педагогическая" практика, которая, как квазипрофессиональная деятельность несет в себе черты учения и будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

1 Анализ методической литературы показал, что в ней рассматривается в большей степени содержательный аспект педпрактики: участие школ в разработке студентам заданий на практику (Е.Н. Саливон), реализация профессионально-образовательных-проектов в условиях педагогической поддержки и сопровождения (Т.М. Иванова, М.Н. Бурмистрова), сохранение «фундаментального характера» содержания педпрактики (Н.Е. Бурлакова) и пр. Однако возможность самостоятельно ставить и решать профессионально-педагогические задачи, получая при этом поддержку со стороны школьных учителей и вузовских преподавателей, появляется у студентов педвуза только в период педагогической практики в школе. Студенты должны принимать участие в постановке задач на предстоящую педагогическую деятельность, осуществлять выбор средств, и проектировать, таким образом, желаемый образ будущей профессии.

Деятельность студентов на педагогической практике, подразумевающая постоянную постановку и решение профессиональных задач, потребовало выбора соответствующего подхода к проектированию этой. деятельности — ' «задачного», так как «задача» является элементарной единицей педагогического процесса (В.А. Сластёнин).

Проведённый анализ позволил выделить противоречия:

— между потребностью современного общества в учителях иностранного языка, ориентированных на педагогическую профессию, и недостаточной «включённостью» студентов в решение педагогических задач предстоящей профессиональной деятельности при обучении в педвузе;

— между квазипрофессиональными возможностями педагогической практики как одной из продуктивных форм подготовки будущих учителей, активизирующей формирование их профессиональной направленности, и не-' полным использованием её потенциала для подготовки будущих учителей иностранного языка.

На основании данных противоречий проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы возможности «задачного подхода» к педагогической практике в формировании профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «„Заданный подход“ в педагогической практике будущих учителей иностранного языка как условие формирования? их профессиональной направленности» .

Цель исследования заключается в разработке, методическом обосновании и проверке системы заданий на педагогическую практику, построен^ ной с учётом «заданного подхода», способствующей, формированию профессиональной. направленности будущих учителей иностранного языка.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной направленности будущих учителеи иностранного языка.

Предмет исследования: «заданный подход» в методической?, системе заданий на педагогическую практику, формирующий профессиональную? направленность будущих учителей иностранного языка:

Гипотеза исследования: «заданный подход» может стать эффективным условием формирования профессиональной направленности будущих: учителей иностранного языка, если система заданий на педагогической практике:

— выстроена на основе интеграциистратегически и тактически ориентированных задании, побуждающих к решению конкретных профессионально-педагогических проблем: и ситуаций на педагогическойпрактике;

— осуществляется-черёз инвариантный блок, обязательных заданий, преимущественно ориентированныхна формирование профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка, и через вариативный, предполагающий развитие всех компонентов профессиональной направленности (когнитивного, ценностного и мотивационного) — предполагает отбор индивидуально значимых заданий в соответствии с профессионально и личностно ориентированными задачами, которые ставят перед собой будущие педагоги.

Цель и гипотеза определили постановку следующих, задач исследования: ' • - ¦'¦-.

1., Впроцессе анализа психолого-педагогической литературы определить специфику содержания^ понятия «профессиональнаянаправленность будущих учителей иностранного языка».

2., Провести историко-логический анализ форм, видов и содержания практической подготовки учителей иностранного языка в отечественной и зарубежной практике.

3. Уточнить определение «задачного подхода" — выявить его методические возможности в проектировании-деятельности студентов на педагогической, практике.

4. Разработать методическую систему заданий для оптимального решения конкретных профессионально-педагогических проблем и ситуаций на педагогической практике. — •.

5. В ходе опытно-поисковой г работы обосновать результативность и? эффективность предложенной методической системы заданий на практику в формировании профессиональнойнаправленности будущих преподавателей: иностранного языка. •-. ¦¦'.'•-'¦. Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— идеи о. сущности и направлениях профессионального развития педагога (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Э. Ф. Зеер, К. М. Левитан, Е. В. Коротаева, В-А. Сластёнити др:);

— положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике обучения* иностранному язьшу (И.JI5. Бим, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Б. А. Лапидус, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, E.G. Полат, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Ф. Шатилов, D. Nunari, М. J. Wallace и др.) — анализ, роли педагогической практики в профессиональном развитии* педагогов (О.А. Абдуллина, B.C. Безрукова, Г. М. Коджаспирова, М. М. Левина, Л. М. Митина, В. П. Симонов, Э. Э. Сыманюк и др.);

— теория проектирования? и моделирования? педагогических систем (В.И. Загвязинский, В. В: Краевский, Е. В: Ткаченко, ИХ. Шендрик и др.);

— концепции реформирования и развития педагогического образования (А.Ф. Аменд, А. Г. Асмолов, А. С. Белкин, Б. С. Гершунский и др.).

Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы: теоретические — историко-логический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ретроспективный анализ педагогического опыта организации подготовки студентов в процессе педагогической практики, теоретическое моделированиеэмпирические — анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, изучение документации студентов и руководителей педагогической практики, методы математической статистики.

Исследование было осуществлено в три этапа.

На первом этапе (2003;2005 гг.), который носил проблемно-поисковый характер, изучались архивные документы по истории организации педагогической практики, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме исследования, анализировались нормативные документы, сравнивались исторический, современный опыт организации педагогической практики у будущих учителей иностранного языка в нашей стране и за рубежомбыли определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследованиянакапливался практический опыт по разработке и методике реализации заданий по формированию профессиональной направленности будущих преподавателей иностранного языка на педагогической практике.

На втором этапе (2005;2007 гг.) — опытно-поисковом — определялся уровень выраженности профессионально-ориентированных ценностных ори-ентаций, мотивов, языковых и методических знаний, умений и навыков студентов перед прохождением педагогической практикипроектировалась деятельность студентов на практике с учётом «заданного подхода" — определялись педагогические условия и разрабатывалась методика развития ценност-но-мотивационных ориентаций студентов на практикепроводилась апробация инвариантного и вариативного блоков методической системы заданий, формирующихпрофессиональную направленность будущих учителей иностранного языка в ходе осуществления квазипрофессиональной педагогической деятельности в школе на практике.

На третьемэтапе (2007;2009 гг.) обрабатывались и уточнялись результаты. исследования^ проводился* их анализс последующей выработкой рекомендаций по организации: деятельности: студентов? на педагогической практике, формулировались выводы и оформлялся текст диссертации.

Эмпирическойбазойдля исследования послужили: Уральский, государственныйпедагогический, университет, Российский-, государственный профессионально-педагогическийуниверситет. Выбор данных базовых: площадокдляюпытно-поисковойработы-был обусловлю учреждения" реализуют одинаковые модели теоретической^ ишрактической: подготовки будущих педагогов по специальности «50 303' - Иностранный язык», кроме того, обширный? контингент студентов способствует более объективной диагностике и интерпретации результатов по проблеме исследования.

Всего в? опытно-поискрвой/работе участвовало? 85 человек студентов-будущих учителей иностранного языка вышеперечисленных учебных: заведений г. Екатеринбурга.

Научная новизна исследования заключается в следующем:. — актуализированы возможности «задачного подхода» для педагогической практики, приводящие* к амплификации процесса формирования профессиональной направленности будущих педагогов, через решение конкретных профессионально-педагогических задач-. ' предложена: структура методической системы, заданий на педагогическую практику, включающая: инвариантный и вариативный блоки, обусловливающие эффективное формирование профессиональной" направленностибудущих учителей иностранного языка;

— методически: обосновано содержание деятельности будущих учителей иностранного языка на педагогической: практике, способствующее самораз-: витию студентов в решении профессиональных задач, обусловленных квазипрофессиональной средой;

— установлено, что деятельность студентов в квазипрофессиональных условиях педагогической практики, предусматривающая реализацию как профессиональных, так и личностно-образовательных задач, способствует развитию их. профессиональной направленности. .

Теоретическаягзначимость исследования состоит в следующем:

— «задачный подход» раскрывается как совокупность целей и способов организации деятельности студентов в квазипрофессиональной среде, реализуемая через методическую систему заданийпризванная^ оптимально решить конкретную профессионально-педагогическую проблему или ситуацию-:

— выявлены уровни профессиональной направленности будущих учителейиностранного языка (пассивный, репродуктивный, активный и продуктивный), позволяющиеотслеживать динамику ее формирования и развития.

К практической значимости исследования могут быть отнесены:. — структурная .и содержательная разработка инвариантного и вариативного блоков методической системы заданий на педагогическую практику для будущих. учителей иностранного языка;

— методика организации деятельности студентов на педагогической практике, включающая этапыпроектирования и реализации^. отражающие динамику сформированное&tradeкомпонентов профессиональной направленности (мотивационного, когнитивного, аксиологического);

— пакет методик диагностикипрофессиональной: направленности, позволяющий отслеживать и корректировать процесс её становления у будущих-учителей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и выводов обеспечивается применением системы, адекватных целям и задачам работы теоретических и эмпирических методов научного познания, качественного и количественного анализа полученных данных, соблюдением требований к ведению опытно-поисковой работы, репрезентативностью полученных в её ходе данных, а также личным участиемавтора в проведенииопытно-поисковой части исследования- •'.

Апробация и внедрение результатов исследованияосуществлялась на конференциях различного уровня: международных (Екатеринбург, 2007; Тамбов, 2008; Челябинск, 2009) — всероссийских (Екатеринбург, 2003; 2005; Пенза, 2006; Н. Новгород, 2007) — региональных (Екатеринбург, 2003;2008) — межвузовских (Челябинск, 2006) — в сборнике научных статей (Екатеринбург, 2007), в журналах («Образование: и наука" — „Вопросы“ современной науки — и практики. Университет им:. В.И. Вернадского», «Иностранные языки в школе»), в научном отчёте кафедры германской филологии РГППУ, на заседаниях кафедры английского языкаи кафедрышедагогики: и психологиидетства Уральского государственного педагогического университета. 4, На защиту выносятся следующие положения: ,.

1. Развитие профессиональной: направленности будущих учителей иностранного языка обеспечивается' внедрением «задачного подхода» в педагогическую практику, понимаемого, как совокупность, целей и способов организации деятельности студентов в квазипрофессиональной среде, реализуемая* через методическую систему заданий, призванная? оптимально решить конкретную профессионально-педагогическую проблему или ситуацию.

2. Возможности педагогической практики студентовкакважнейшей составной частипрофессионально-педагогической" подготовки педагогов актуализируются в системе разнообразных задач, учитывающих как профессионально-ориентированные, так' и личностно-образовательные направления развития будущих учителей иностранного языка.

3. Реализация «задачного подхода», поддерживаемая квазипрофессиональными возможностями педпрактикиамплифицирует профессиональную мотивацию будущих учителей иностранного языка, обеспечивает их включенность в процесс решения профессионально-педагогическихситуаций, формирует. ценностное переосмысление: своей профессиональной деятельности;

4. Структура и содержание методической системы заданий на педагогическую практику представлены инвариантным (обеспечивающим развитие профессиональной компетенции) и вариативным (формирующим профессиональные ценностно-мотивационные ориентации) блоками заданий, решающих задачи по формированию отдельных компонентов (когнитивного, ценностного и мотивационного) профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (176 источников), приложений.

Выводы по второй главе:

Анализ результатов опытно-поисковой работы позволил сделать следующие выводы:

1. Выдвинутое нами положения о том, что проектирование педагогической практики с использованием «задачного подхода», реализуемого в методической системе заданий для решения профессионально-педагогических ситуаций в ходе педагогической практики, может являться одним из условий формирования профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка, подтвердилось в ходе выполнения опытно-поисковой работы.

2. Были выделены четыре уровня профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка: пассивный, репродуктивный, активный и продуктивный. Критериями сформированности профессиональной направленности являются комплекс знаний" (психолого-педагогических, методических, специальных (знание иностранного языка), необходимых для будущей профессиональной деятельностимотивы выбора педагогической профессии и мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителяотношение будущих учителей к учащимся и др.

3Проведённая диагностика выявила первоначальный уровень профессиональной направленности до прохождения студентами педагогической практики и показала, что более 50% из них находились на низком пассивном и репродуктивном уровнях. На формирующем этапе опытно-поисковой работы были реализованы инвариантный и вариативный блоки системы заданий на всех этапах педагогической практики: проектировочном, реализующем и постпрактическом.

4. Вариативный блок заданий, реализующийся в экспериментальных группах, был представлен заданиями, которые предлагают педагоги, руководители практики и заданиями, которые составляют сами студенты. Цель заданий вариативного блока — формирование профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка, образа себя в профессии. Эти задания:

— составляются как преподавателями, так и студентами, с учетом образа желаемого будущего в профессии;

— выбираются студентами в зависимости от того, какие задачи они перед собой ставят;

— ориентированы на реализацию задач субъектов проектирования.

5. Направленность на педагогическую профессию определяет всю дальнейшую деятельность будущего учителя. Целенаправленная работа, проведённая на формирующем этапе работы, способствовала динамике результатов всей опытно-поисковой работы.

6. Итогово-результативный этап, на котором проводилась повторная диагностика, которая подтверждалась при помощи методов математической статистики, показал, что проводимая работа по организации деятельности будущих учителей иностранного языка на практике позитивно влияет на становление и развитие профессиональной направленностисистема заданий на практику, спроектированная с учётом «задачного подхода», позволяет сделать этот процесс более целенаправленным и личностно-ориентированным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Направленность будущих учителей иностранного языка на профессиональную деятельность, рассматриваемая в рамках общей структуры направленности личности, с учётом коммуникативной природы деятельности учителя иностранного языка, определена как. система* профессионально-ценностных отношений, задающих иерархическую структуру мотивов личности учителя, проявляющихся в педагогической профессионально-коммуникативной деятельности и ориентирующих её.

2. Педпрактика как часть профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов, как квазипрофессиональная деятельность, оказывающая влияние на перестройку мотивов, целей и деятельностно важных «мета-профессиональных» качеств будущих педагогов была и остаётся востребованной во все, исторические’периоды. Актуализация возможностей педагогической практики с учётом многообразия задач профессиональной деятельности будущих учителей иностранного языка возможна при внедрении! «заданного подхода».

3. «Заданный подход», реализуемый в методической системе заданий, обусловленных задачами субъектов педагогической деятельности, позволяет будущим учителям иностранного языка более оптимально решать возникающие профессионально-педагогические проблемы ихитуации. *.

4. Целевое назначение инвариантного блока системы заданий, направленного на развитие профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка, и вариативного блока, ориентированного на формирование направленности на педагогическую деятельность, способствуют переходу студентов с пассивного и репродуктивного уровней сформированное&tradeпрофессиональной направленности на активный и продуктивный.

5. Методика организации деятельности будущих учителей иностранного языка на педагогической практике с учётом «задачного подхода» позволяет сформировать нормативно-ценностную систему будущего учителя иностранного языка, активизировать ЗУНы студентов и обеспечить высокую степень их вовлеченности в образовательный процесс, осуществлять комплексное осмысление проблем и ситуаций, что готовит к решению не только настоящих, но и будущих задач профессиональной деятельностиповысить степень мотивации, эмоциональности и творческого характера деятельности.

6. Опытно-поисковая работа показала, что реализация методической системы заданий на педагогическую практику, разработанной с учётом «за-дачного подхода» обеспечивает формирование профессиональной направленности будущих учителей иностранного языка.

Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. «Задачный подход» может быть использован при проектировании деятельности студентов с целью развития их профессиональной направленности в рамках других форм подготовки педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. 2-е изд., перер.идоп.-М.: Просвещение, 1990--141с-
  2. Амонашвил и Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш-А. Амонашвили. Мн.: Университетское,. 1990- - 560с.,
  3. .Г. О проблемах современного человекознания / Б-Г.' Ананьев. -СПб-: Питер, 2001.- 272с.
  4. А., Урбина С. Психологическое тестирование / ¦ А. Анастази- С- Урбина.'- СПб-: Питер, 2001L- 688с.
  5. В.И. Модель творчески, саморазвивающейся, личности учителя XXI века // Материалы международной научно-практич., конф. «Педагогическое образование XXI века»: 12 16 апреля 1994 г. Выпуск I. -Москва: МПГУ им- В'-И. Ленина. 1994- -187с.
  6. Анкудинов И. Ф- За педагогизацию инженерно-технических кадров. Принципы и программы по педагогизации втузов и техникумов / И.Ф. Анкудинов-М.: Изд-во НКТП, 1932.-31с.
  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XVI XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. — М.: Педагогика, 1985−363с., ил.
  8. Антология педагогической мысли: В 3 т. / сост. Н. Н. Кузьмин. -М.: Высш. шк. 1989. Т. 2: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом и профессиональном образовании. — 463с.: ил.
  9. А.Г. Психология личности: принципы общепедагогического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2002. — 416с.
  10. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Радянська школа, 1982. -200с.
  11. С.Я. Реформа профессиональной школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации) / С. Я. Батышев. М.: Высш. шк., 1987. — 343с.
  12. B.C. Словарь нового педагогического мышления / B.C. Безрукова. Екатеринбург, 1992. -94с.
  13. А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. /
  14. A.С. Белкин. Челябинск, 2004. — 176с.
  15. JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л. А. Беляева. Екатеринбург, 1993. — 125с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии /
  17. B.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
  18. Бим И. Л. Концептуальные основы современного обучения иностранным языкам и их соотнесённость с концептуальными основами 12-летней школы / И. Л. Бим // На пути к 12-летней школе. М. ИОСО РАО, 2000. С. 107−112.
  19. В.И. Практическая подготовка будущих учителей: прагматика перспективы!, / В. И. Блинов // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. М.: ИОО МОН РФ, 2004. — Вып. 2. — 202с.
  20. Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Изд-во «ИПП» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352с.
  21. Бурмистрова М. Н1 Продуктивная педагогическая, практика в профессиональной подготовке будущего учителя: дис.. канд. пед. наук / М. Н. Бурмистрова. Саратов, 2006. — 182с.
  22. Н.Е. Педагогическая практика в системеi «многоуровневой подготовки бакалавра и специалиста образования: дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Бурлакова. Липецк, 1999. — 193с.
  23. Е.Б., Киселева' O.Oi» Профессионально-педагогическая практика / Е. Б. Весна, О. О. Киселёва. М.: Московский, психолого-социальный-институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 80с.
  24. Вербицкий.А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.'-200с.
  25. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. -254с.
  26. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года / под редакцией В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. — 352с.
  27. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий* / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. Вестн. МГУ. Сер. 14. -1979. — № 4. С. 54 — 64.
  28. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336с.
  29. Е. И. Образование в третьем! тысячелетии: гармония знания и веры / Е. И. Гершунский // Педагогика. 1998. — № 2. — С.49 — 57.
  30. Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноблин. М., 1968.260с.
  31. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы / В. П. Горленко // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 23 — 24.
  32. ГОСТ ВПО Направление 540 600 Педагогика № 728 пед/бак (новый). Взамен ГОСТ №> 287 пед/бак- введ. 31.01.05. — М., 2005. — 83с.
  33. ГОСТ ВПО Направление 540 300 Филологическое образование № 722 пед/бак (новый). Взамен ГОСТ№ 258 пед/бак- введ. 31.01.05. — М., 2005. -62с.
  34. ГОСТ ВПО Специальность 33 400 Педагогика № 717 пед/сп (новый). — Взамен ГОСТ № 473 пед/сп- введ. 31.01.05. — М., 2005. — 22с.
  35. ГОСТ ВПО Специальность 33 200 Иностранный язык № 713 пед/сп (новый). — Взамен ГОСТ № 365 пед/сп- введ. 31.01.05. — М., 2005. — 20с.
  36. ГОСТ ВПО Специальность 32 600 История № 701 пед/сп (новый). — Взамен ГОСТ № 412 пед/сп- введ. 31.01.05. -М., 2005. — 22с.
  37. ГОСТ ВПО Специальность 31 200 Педагогика и методика начального образования № 675 пед/сп (новый). — Взамен ГОСТ № 382 пед/сп- введ. 31.01.05. — М., 2005. — 25с.
  38. А. Управление познавательной деятельностью учащихся, / А. Градова // Учитель. 2005. — № 2. — С.67 — 92.
  39. Гребёнкина JLK. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография / J1.K. Гребёнкина. Ряз. гос. ун-т им С. А. Есенина. — Рязань, 2006. — 224с.
  40. З.И., Клименко И. М. Педагогическая практика: программа и методические материалы / З. И. Гузенко, И. М. Клименко. -УрГПУ. Екатеринбург, 2003. 89с.
  41. Екатеринбургский Учительский институт. Годовой отчет за 1912 г. 1912. УГАСО. Ф.2., 0.1., Д.З.
  42. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  43. Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 2000. — 397 с.
  44. . Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э. Ф. Зеер. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 342с.
  45. Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240с.
  46. Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-п'ед. ун-т», 2006. — 170 с.
  47. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -Ростов-н.-Д.: Феникс, 1997. -477с.
  48. Е.П. Мотивы и мотивация / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 508с.
  49. К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. / К. Ингекамп М.: Педагогика, 1991. — 240с.
  50. Инструктивные письма областного кабинета профобразования о проведении практики: техникумами? Свердловской области. УГАСО 19 281 Р.233., О.1., Д. 36 030.
  51. П.Ф. Избр.пед.соч. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982.-704с.
  52. Г. А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных.ориентации: школьников / Г. А. Карпова., — Екатеринбург, 2001.45с.
  53. Китайгородская- Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам: монография / Г. А. Китайгородская. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. 176с.
  54. О.О. Профессионально-педагогическая практика: из опыта работы/ 0:0- Киселёва-//Педагогика.- 2001. № 2. — С.35−39.
  55. Г. М. Педагогический-: словарь / Г. М1 Коджаспирова, А. Ю>' Коджаспиров М: Академия, 2003:. — 176с: ,
  56. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Ы. Турченко, Л. Г. Борисова. —. М.: Педагогика, 1991.-272с.
  57. Коломинский Л. Л: Изучение педагогического взаимодействия /. Я. Л:.Коломинский //Сов. педагогика. -1991.-№ 10--С. 36 38.
  58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.//Инновации в образовании.- 2002.3. С. 4- 33.
  59. Коротаева- Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. М.: Сентябрь, 2003. — 176с.
  60. Коротаева Е. В: Педагогические технологии, вопросы теории и практики внедрения: учебное пособие / Е. В. Коротаева. -2-е изд.-испр. и' доп. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005-.-254с.
  61. Коротаева Е: В. Педагогическое-- взаимодействие:. опыт проблемного анализа / Е. В: Коротаева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2007. 276с.
  62. И.В. Педагогическая практика в условиях модернизации высшего педагогического образования: дис.. канд. пед. наук/ И. В. Коротков. Москва, 2004. — 201с.
  63. В.В., Хуторский А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // * В. В. Краевский, А. В. Хуторский / Педагогика. 2003 — № 2. — С. 3 — 11.
  64. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М. 1990. — 116с.
  65. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 32с.
  66. Культуроведческие аспекты языкового образования: сборник научных трудов / под ред. В. В. Сафоновой: -М.: Еврошкола. 166с.
  67. .А., Гурвич П. Б. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / Б. А. Лапидус, П. Б. Гурвич // Иностранные языки в школе. 1988.-№ 2.-С. 7−40.
  68. М.М. «Технологии профессионального педагогического образования» / М. М. Левина. М'.: Издательский центр «Академия», 2001. -272с.
  69. К.М. Знаете ли вы себя? / К. М. Левитан. С.: «Профтех», 1991. — 104с.
  70. К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: дис.. докт. пед. наук / К. М. Левитан. — Екатеринбург, 1993.-395с.
  71. М.Л. Профессиональная подготовка учителя: итогидвух конференций / М. Л. Левицкий // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 42 — 43.
  72. А.Н. Деятельность Сознание Личность / А. Н. Леоньтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  73. И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание. 1974.-48с.
  74. И.Я. Учебный предмет, тема, урок / И .Я. Лернер. М.: Знание, 1988.-80с.
  75. Л.А. Педагогические условия проектирования направленности на будущую профессиональную деятельность студентов педколледжа: дис.. канд. пед. наук / Л. А. Литвинов. -Екатеринбург, 2006.- 235с.
  76. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др. / под ред. Л. М. Мптиной.- М.: Издательский дом «Академия»,.2005. 336с.
  77. М.В. Учебное ролевое взаимодействие как средство воспитания профессиональной направленности будущего учителя: дис. .канд. пед. наук / М. В. Ломаева. Екатеринбург. 2006. — 170с.
  78. А.С. Избр. пед. произв. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1946. — 304с.
  79. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: МГФ «Знание», 1996. 308с.
  80. А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты. -М., 1982. 110с.
  81. В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход: монография / В. В. Маткин. — Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999. — 205с.
  82. В.В. Коллективные творческие дела будущих педагогов / В. В. Маткин // Советская педагогика. 1989. — № 4. — С. 78 — 79.
  83. М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М., 1985.- 192с.
  84. Е.Н. Народное образование в СССР / Е. Н. Медынский. — М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1952.-258с.
  85. Д.И. Границ к познанию предвидеть невозможно / Д. И. Менделеев. М.: Сов. Россия, 1991.-592с.
  86. B.C. Исследование интегральной индивидуальности /
  87. B.C. Мерлин.-М., 1991.- 147с.92: Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А. А. Миролюбов. М.: 2002. — 320с.
  88. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев. -Москва «Стелла», 1996. 144с.
  89. JI.M. Учитель как личность и профессионал / JI.M. Митина. М.: Дело, 1994.
  90. С.Б. Основы формирования будущего специалиста /
  91. C.Б. Нехорошков //Социально-демографический' портрет студента. М., 1986- С.28−38.
  92. Новые государственные стандарты школьного образования по английскому языку. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004.-380с.
  93. Общая и профессиональная педагогика: уч. пособие / авт.-сост.: Г. Д. Бухарова, JI.H. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004- 298с.
  94. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
  95. А.Н. Избр. пед. соч. / А. Н. Острогорский. М.: Педагогика, 1985.-352с.
  96. Очерки истории школы и педагогической мысли народов России. Конец XIX начало XX в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. — М., 1991. — 448с.
  97. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917 1941 гг.) / отв. ред. Н. П. Кузин. — М., 1980. — 456с.
  98. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1961- 1986 гг.) / под. ред Ф. Г. Паначина. М., 1987. — 345с.
  99. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность / Е. И: Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. — 159с.
  100. Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Историко-педагогические очерки) / Ф. Г. Паначин. М., 1979. — 216с.
  101. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко,' Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластёнина. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 576с.
  102. Педагогическая практика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под. ред. В. К. Розова. М., 1981. 178с.
  103. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие / под ред. Г. М. Коджаспировой, JI.B. Боровиковой. М.: Академия, 1998. — 144с.
  104. Педагогическая практика в начальной школе: учебное пособие / под ред. Г. М. Коджаспировой, Я. В. Боровиковой. М.: Академия, 2000. -272с.
  105. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования: учебное пособие / под ред. В. И'. Ядэшко- Л. М. Волобуевой. М.: Академия, 1999. -224с.
  106. Педагогический энциклопедический’словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528с.: ил.
  107. В.А., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии / В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский. М: ИНФРА — М, 1998. -528с.
  108. К.К. Психологический практикум / К. К. Платонов. -М.: Просвещение, 1990. 174с.
  109. В.П. Словарь по образованию и педагогике / В. П. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004. 512с.
  110. И.А. Непрерывная педагогическая практика студентов исторического факультета: концепция, программа, методические материалы / И. А. Протасова. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. — 104с.
  111. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / сост. В. А. Мижериков / под общ. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов нД.: изд-во «Феникс», 1998. -544с.
  112. А.А. Психодиагностика личности! в педагогическом процессе / А. А. Реан. СПб., 1996. — 109с.'
  113. Е.М. Подготовка учащихся профильных педагогических классов к выбору учительской профессии: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 17с.
  114. Российский вуз в европейском образовательном пространстве / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2006. — 197с.
  115. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.': Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. I. — 608с.
  116. C.JI. Проблемы общей психологии, / СЛ. Рубинштейн. 2-е изд. -М., 1976.-416с.
  117. Е.Г. Педагогическая-практика будущих учителей как фактор их личностно-профессионального становления: дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Саливон. Комсомольск-на-Амуре, 2005. — 199с.
  118. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: «Истоки», 1996.-237с.
  119. З.Г. История образования в России: учебное пособие для студентов педагогических университетов I З. Г. Сафонова. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001. — 332с: с ил.
  120. Сент-Илер К. К. Педагогические курсы при 2-й Петербургской военной гимназии / К.К. Сент-Илер. Спб., б/и, 1871. — 28с.
  121. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350с., ил.
  122. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом / В. П. Симонов. М., 1997. -264с.
  123. В.П. Педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / В. П. Симонов. М.:г
  124. Московский психолого-социальный институт, 2000. 180с.
  125. М.Н. О школе будущего / М. Н. Скаткин. М.: «Знание», 1974. — 64с.
  126. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие / Г. Б. Скок. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 102с.
  127. В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластёнин, А. И. Мищенко. // Советская педагогика. 1991. -№ 10. — С. 79 — 84.
  128. Е.Н., Сафонова В. В., Махмурян К. С. О проведении аттестации преподавателей иностранного- языка / Е. Н. Соловова, В1В-, Сафонова //ELT News Views. 2000t-№l6--€. 27- 3 P. ' -
  129. Сорока-Росинский В. И- Школа Достоевского /"-'. В.И. Сорока-Росинский. —М: Педагогика, 1978- -48с: —,. /. /'¦'•.'¦
  130. Спирин'.Л-Ф-' Теориятехнология решения педагогических задач" (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и образование) / поде ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-174с. 'Г. и
  131. Ю.И. Крыжановского «Уральская высшая педагогическая школа» / Ю: И. Крыжановский.- 1918. Ф.2, 0.1., Д:96. • у
  132. В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1973.- 204с. с ил.
  133. Э.Э. Компетентностный подход' к' модернизации профессионального образования / Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — С. 23 — 25.
  134. М.Е. Педагогическая: практика: учебно-методическое пособие / М. Е. Сысоева. М.: ЦГЛ, 2002. — 128с.
  135. В.П. Непрерывная педагогическая практика студентов / В. П. Тарантой // Сов. педагогика. 1987. -№ 11. — С.80 — 83.. .
  136. Х.Ш. Становление и развитие . профессионально, педагогического образования (последняя треть XIX начало 90-х годое ХХв.):дис.. д-ра пед. наук / Х. Ш- Тенчурина: — Екатеринбург, 2002. -374с.
  137. Успенский В-Б- Педагогические проблемы выявления и развития у старшеклассников призвания к профессии учителя, автореф- дис. .канд. пед. наук /В.Б. Успенский.-М.,. 1967.-19с- .
  138. Ушинский: К. Д. Избр. педхоч- в 2 т.' / К.Д.-:Ушинский. М.: Педагогика, 1974.-584с.
  139. Ушинский! К.Д. и проблемы современного-, образования: материалы науч. практ. конф., 26 окт. 19 991 г. / под: рёд. С. Е. Матушкина. -Челяб.'гос.ун-т. Челябинск, 2000: — —110с. «''"•'.¦
  140. . В.А. Профессионально-педагогическое образование, теория^ эмпирика, практика / В. А. Фёдоров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос., проф-пед. ун-та- 2001. — 330с.
  141. И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы / М. Ф. Харлампов, В. П. Горленко //Педагогика. 1997. -№ 4. — С.73 — 74.
  142. А.В. Современная дидактика: учебник для вузов /
  143. A.В. Хуторский. CI16.: 11итер, 2001. — 544с.
  144. В.Т. Педагогическая: практика: учеб: пособие /
  145. B.Т. Чепиков: Мн.: Новое знание, 2004: — 204с.
  146. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М., 1993 — 96с.
  147. С.Ф. -Методика, обучения) немецкому языку в средней школе / С. Ф. Шатилов.- Mi: Просвещение- 1986- — 221с.' .'
  148. С.Т. Избр.пед.соч.: В 2 т./ С. Т. Шадриков. М.: Педагогика, 1980. Т.2. — 416с.
  149. Г. П. Избранные труды /Г.П: Щедровицкий. М, 1995.-496с., • - - :' '.. .•
  150. И.Г. Теоретические основы проектирования образовательного- пространства субъекта / И. Г. Шендрик. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006 — 198с.
  151. Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов / Т.М. Щеглова// Вопросы психологии. — 1985. — №. 2.-С. 73−75. .
  152. Щербаков А'.И: Профессиограма1, учителя иностранного языка / А. ИГ Щербаков: М-, 1977: — 27с.
  153. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А. И. Щербаков. — Ленинград: «Просвещение», 1967. 184с.
  154. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. -208с.
  155. Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков: пособие для студентов пед. ин-тов / Н. В. Языкова. Л., Просвещение, 1977. — 263с.
  156. Н.М. Теория и практика педагогического творчества (пособие по спецкурсу) / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 68с.
  157. Macmillan English Dictionary for advanced learners. International student edition. Macmillan Publishers Limited, 2002. — p. 1693.
  158. Nunan D. Language teaching methodology >/ D. Nunan. Prentice Hall, 1991.-264 p.
  159. Wallace M.J. Training foreign language teachers: a reflective approach / M.J. Wallace. -L.: Cambridge University Press, 1993. -180 p.
  160. Stern H.H. Fundamental concepts of language teaching / H.H. Stern. L.: Oxf., Univ., Press, 1984. — 582p.
  161. Kelly M. European Profile for Language Teacher Education A Frame of Reference / M. Kelly, 2004. — 124p. ' '
Заполнить форму текущей работой