Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление качеством профессиональной подготовки будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ проблемы и изучение отечественной образовательной практики обозначили два направления в разработке условий и механизмов обеспечения качества профессионального образования. Структурные изменения в российской высшей школе предоставляют внешние гарантии качества образования. Внедрение многоуровневого образовательного процесса значительно повышает динамичность системы высшего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления качеством педагогического образования в вузе
    • 1. 1. Управление качеством профессионального образования как педагогическая проблема
    • 1. 2. Теоретическая модель системы менеджмента качества педагогического образования на основе мониторинга развития личности учителя
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организационно-педагогические условия совершенствования качества профессионального педагогического образования в вузе
    • 2. 1. Экспериментальное моделирование системы управления качеством педагогического образования в вузе
    • 2. 2. Мониторинг качества образовательного процесса в педагогическом вузе
    • 2. 3. Содержание и пути совершенствования качества профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе
  • Выводы по второй главе

Управление качеством профессиональной подготовки будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в стране определяют необходимость коренных обновлений в системе образования. В рейтинге различных факторов, оказывающих влияние на развитие образования решающее и стабилизирующее значение приобретает проблема его качества. Современные ориентиры развития социальной сферы определяют необходимость построения профессионального образования принципиально иного типа, создания системы психолого-педагогических средств и условий, способствующих успешному самоопределению и самореализации молодого специалиста, формирования у него «пакета компетенций», позволяющих быть конкурентоспособным на рынке труда.

Качественное образование стало ведущей темой обсуждения в обществе, академической среде и сфере управления. В Национальном проекте «Образование» важный акцент сделан на новые подходы к достижению высокого качества образования. Они стали актуальными в связи со сменой отечественной образовательной парадигмы, обусловленной вхождением России в Бо-лонский процесс, а также общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. Повышение качества подготовки специалиста как приоритетная задача современной российской политики в области образования определяется Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программой развития образования на 2006;2010 гг., Постановлением Совета Российского Союза ректоров о стратегии модернизации высшего образования от 6−7 декабря 2002 г.

Теоретический анализ проблемы и изучение отечественной образовательной практики обозначили два направления в разработке условий и механизмов обеспечения качества профессионального образования. Структурные изменения в российской высшей школе предоставляют внешние гарантии качества образования. Внедрение многоуровневого образовательного процесса значительно повышает динамичность системы высшего образования в целом, позволяя более гибко реагировать на постоянные изменения рынка труда и общественных отношений. Обновленные государственные образовательные стандарты профессионального образования, ориентированные на модульную организацию учебного процесса на основе компетентностного подхода и определяющие широкую академическую свободу высших учебных заведений в разработке и реализации основных образовательных программ, позволяют максимально учитывать потребности регионов в квалифицированных кадрах. Обеспечение качества в этом случае достигается за счет мобильности обновленной образовательной системы, позволяющей ей легко адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям экономики, производства, науки и культуры, гибко реагировать на запросы рынка труда и социальных отношений.

Совершенствование качества образовательного процесса предполагает развитие внутреннего потенциала высшего учебного заведения, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов, его информационной, научно-методической и технологической базы, ресурсного обеспечения и совершенствования механизмов управления. Анализ научной литературы, опыта работы ведущих вузов Российской Федерации выявил множество подходов к решению данной проблемы. Исследования К. Ш. Ахиярова, В. И. Байденко, А. С. Гаязова, М. В. Кларина, В. С. Леднева, А. Г. Мороз, Э. Ш. Хамитова, В. Д. Шадрикова показывают, что повышение качества профессионального образования возможно за счет укрепления преемственных связей в системе «школа — вуз — производство», создания единого пространства профессионального становления личности. Развивая идеи непрерывного профессионального образования, исследователи предлагают пути интеграции различных уровней образовательного процесса, показывают возможные формы сотрудничества образовательных учреждений, раскрывают содержательные и технологические аспекты преемственности уровней общего и профессионального образования, демонстрируют модели управления образовательными комплексами. В исследованиях подчеркивается необходимость создания локальных механизмов взаимодействия образования, науки, культуры и производства на разных этапах многоуровневой подготовки. Среди причин, обусловливающих необходимость развития кооперированных структур, а также создания единой модели управления ими, исследователи выделяют стремление учреждений к созданию общего «банка идей», усиление материального, кадрового и научного ресурсов, создание коллектива профессиональных единомышленников, желание выработки «духа командности», что оказывает большое влияние на повышение качества и производительности труда.

В работах К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Р. М. Асадуллина, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, М. С. Каган, В. С. Кветного, Н. В. Кузьминой, И. А. Невского, А. В. Петровского, К. К. Платонова, М. М. Поташника ведущая роль в совершенствовании качества образования отводится личности обучающегося, его общей и профессиональной направленности, а главным условием обеспечения качества становится инновационный образовательный процесс, обеспечивающий субъектное развитие личности специалистов на протяжении всей жизни. Однако, несмотря на то, что в мировой и отечественной науке и практике накоплен значительный опыт интенсификации профессиональной подготовки специалистов, ускоряющийся научно-технический прогресс, непрерывное накопление информации, динамизм социальных и производственных отношений значительно опережают темпы обновления и развития сферы образования. Таким образом, предпринимаемые меры повышения качества образования не всегда удовлетворяют требованиям времени, что чрезвычайно актуализирует поиск новых путей и условий решения исследуемой проблемы.

Необходимость подготовки специалистов, отвечающих запросам современной экономики и производства, возросшая конкуренция вузов на рынке образовательных услуг обозначили в педагогической науке новое понятие «менеджмент качества образования», в обоснование которого большой вклад внесли исследования в области экономики. В современной экономической науке используются различные модели менеджмента качества: система качества (Quality System) — система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System) — всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt) — управление качеством (Quality Control) — статистический контроль качества (Statistical Quality Control) — система обеспечения качества (Quality Assurance System) и т. д. Все они в определенной мере стали основой для создания моделей менеджмента качества в образовательных системах.

Современный этап развития российской высшей школы характеризуется интенсивным поиском путей и условий совершенствования процессов управления качеством профессионального образования в вузе. Они основываются на рекомендациях по внедрению стандартов серии ИСО 9000−2001, «Стандартах и Директивах для гарантии качества Высшего образования на территории Европы», разработанных Европейской сетью (Ассоциацией) гарантий качества (ENQA) в сфере высшего образования, стандарта по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000−2001).

Существенный вклад в разработку теории и практики управления качеством образования в различных видах профессиональной школы внесли исследования Г. А. Бордовского, О. Е. Лебедева, А. А. Нестерова, В. П. Панасюк, Ю. Г. Татура, С. Ю. Трапицына, А. И. Субетто, Т. И. Шамовой и др. Условия и критерии качества профессионального образования в разное время изучались О. А. Абдуллиной, В. И. Байденко, А. А. Деркачом, В. М. Коротковым, М. М. Поташником, Н. А. Селезневой, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадриковым и др. Педагогические исследования проводились в плане изучения состояния и путей совершенствования системы управления качеством в сфере образовательных услуг. В работах М. П. Афанасьевой, В. А. Болотова, Г. В. Воробьева,.

В.К.Зиненко, Е. А. Лебедевой, В. В. Левшиной, Л. М. Червякова представлены основные положения управленческой деятельности в вузах.

Вместе с тем, теоретический анализ проблемы, изучение опыта внедрения системы менеджмента качества (СМК) профессионального образования в ведущих вузах Российской Федерации показали, что в существующих моделях СМК основное внимание исследователей уделено изучению организационно-методических аспектов управления качеством образования и недостаточно выражены роль и место процесса развития личности будущего специалиста как главной цели профессионального образования и ведущего показателя его развития. Содержательно-технологические аспекты личностно ориентированного профессионального образования в условиях внедрения системы управления качеством профессиональной подготовки будущих учителей в вузе не становились предметом специального изучения.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработка проблем управления качеством личностно ориентированного педагогического образования приводит к возникновению противоречий: между потребностями практики в научных рекомендациях в этой области и фактическим уровнем их разработкинеобходимостью совершенствования управления качеством подготовки будущих учителей и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

С учетом этого противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы основные организационные и педагогические положения, предпосылки и условия построения системы управления качеством профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом вузе?

Все вышеуказанное позволило сформулировать тему исследования: «Управление качеством профессиональной подготовки будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза».

Цель исследования — разработать и обосновать организационные и педагогические условия совершенствования системы управления качеством личностно ориентированного педагогического образования в вузе.

Объект исследования — система управления качеством профессионального образования в педагогическом вузе.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия, обеспечивающие качество личностно ориентированного профессионального педагогического образования в вузе.

Гипотеза исследования состоит в том, что система управления качеством педагогического образования будет эффективной, если:

— обеспечивается единое образовательное пространство профессиональной подготовки будущих учителей на основе внешней и внутренней преемственности программ общего, профессионального и послевузовского образования;

— управление качеством подготовки учителя будет представлено в виде локальной модели, в соответствии с которой осуществляется единый непрерывный дидактический процесс, построенный на основе уровневого мониторинга с последующей трансформацией содержания образования;

— в образовательном пространстве педвуза будет задана траектория субъектного развития учителя за счет реализации технологий деятельностно-го подхода в обучении и системного структурирования учебного материала, будут выявлены соответствующие организационные и педагогические условия их использования;

— многомерное образовательное пространство становления учителя будет представлено в виде интегративной педагогической системы «Университетский комплекс».

Исходя из проблемы, цели и гипотезы исследования нами поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и социально-экономической научной литературы уточнить сущность понятия «качество образования», выявить основные показатели качества высшего профессионального образования, критерии оценки и принципы управления.

2. Разработать организационно-педагогические условия обеспечения качества высшего профессионального педагогического образования и апробировать их в образовательном пространстве вуза.

3. Выявить совокупность принципов реализации мониторинга мобильности образовательного процесса в высшей школе и на его основе разработать модель системы управления качеством образования в педагогическом вузе.

4. Сформулировать научно-методические рекомендации по построению интегративной педагогической системы «Университетский комплекс» на основе непрерывного многомерного процесса становления педагога.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по философии образования (Б.С.Гершунский, Э. В. Ильенков, Н.Д.Никандров) и теории системного подхода (В.Г.Афанасьев, В. П. Беспалько, В. С. Ильин, Э.Г.Юдин). При разработке стратегии мы опирались на базовые концептуальные положения теории личности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович и др.) и ее субъектного развития (К.А.Абульханова-Славская, Г. И. Аксенова, В. Д. Шадриков,.

Д.И.Фельдштейн). Определяющее значение в концептуальном плане имели положения о целостном непрерывном образовательном процессе (Ю.К.Бабанский, А. А. Горохов, В. С. Ильин, Б. Т. Лихачев, В. Я. Ляудис, М. И. Махмутов, А. М. Новиков и др.), идеи компетентностного подхода в образовании (В.И.Байденко, И. А. Зимняя, Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.), достижения в области педагогической диагностики и мониторинга образовательного процесса (В.С.Аванесов, Ш. А. Амонашвили, В. М. Полонский и др.), исследования по проблемам качества профессионального образования (В.И.Андреев, А. А. Вербицкий, Г. И. Ибрагимов, В. А. Кальней, Г. В. Мухаметзянова, А. И. Субетто и др.).

Информационной основой исследования послужили Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», Концепция модернизации высшего профессионального образования до 2010 г., Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, указы, нормативные акты, решения, принятые федеральными и региональными органами власти по исследуемой проблеме, а также передовой опыт ведущих вузов Российской Федерации.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, системный анализ) — диагностические и эмпирические (изучение литературы и нормативной документации, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод педагогического консилиума) — педагогический эксперимент по апробации организационно-педагогических условий обеспечения качества образования в вуземетоды математической статистики и контроля качества.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Ассоциация «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс», включающий Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 14 педагогических колледжей Республики Башкортостан, а также общеобразовательные учреждения г. Уфы — лицеи №№ 5, 96- гимназии №№ 3,39, 158- средние школы №№ 35, 110.

Исследование проблемы проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999;2001 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы качества высшего профессионального образованияразрабатывались педагогические условия повышения и контроля качества образования в вузепроектировалась логика исследованияанализировалась педагогичеекая, методическая и нормативная литература по проблеме исследованияразрабатывались показатели и критерии оценки качества образования.

На втором этапе (2001;2007 гг.) разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий обеспечения качества образования, уточнялись показатели и критерии оценки качества, осуществлялся педагогический мониторинг образовательного процесса в вузе.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) проводились статистическая обработка и анализ результатов апробации организационно-педагогических условий обеспечения качества образования в вузе, разрабатывались методические рекомендации по построению интегративной педагогической системы «Университетский комплекс», осуществлялось оформление научной работы.

Научная новизна исследования заключается:

— в систематизации подходов к управлению качеством профессионального образования в высшей школе по характеру их ориентированности на образовательный процесс или его результат;

— в определении совокупности организационно-педагогических условий обеспечения качества подготовки будущего учителя: мобильность образовательного процесса в педагогическом вузе, непрерывность профессионального педагогического образования, многоуровневый мониторинг процесса формирования учителя, создание интегративного многоуровневого образовательного пространства становления педагога;

— в разработке локальной модели системы менеджмента качества образования в педагогическом вузе, построенной на основе многоуровневого мониторинга с учетом индивидуальных особенностей субъектного развития личности будущих учителей;

— в научном обосновании и методическом оформлении содержания и структуры интегративной педагогической системы «Университетский комплекс», обеспечивающей системное непрерывное формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— раскрыта интегральная природа понятия «качество образования» на основе синтеза философского, психолого-педагогического и социально-экономического подходов к его определению;

— доказана уровневость механизмов обеспечения качества профессионального педагогического образования, направленных на внешнюю интеграцию образовательного пространства, мобильность образовательного процесса в вузе и субъектное развитие личности будущего учителя;

— обоснованы принципы многоуровневого мониторинга мобильности образовательного процесса в педагогическом вузе: гуманизм, целенаправленность, комплексный характер, динамичность, синтез качественных и количественных показателей, непрерывность, индивидуальность, наукосооб-разность;

— описаны комплексные критерии и показатели оценки качества профессионального педагогического образования, среди которых ведущую роль играют личностно ориентированные критерии: готовность молодого учителя к выполнению профессиональных задач (профессиональная мобильность), удовлетворенность полученным образованием и степень реализации личностью своего потенциала.

Практическая значимость исследования выражена.

— в разработанных методических рекомендациях по совершенствованию образовательного процесса педагогического вуза в динамично развивающихся социально-экономических условиях;

— в систематизированных методах и методиках педагогического мониторинга качества образования в высшей школе;

— в учебно-методическом пособии «Нормативно-правовое обеспечение образования», раскрывающем механизмы обеспечения качества образования в высшей школе.

Результаты исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями разного профиля в целях обеспечения и контроля качества образования. Основные идеи работы, спроецированные на систему профессионального образования региона, позволят сбалансировать рынок труда и обеспечить его квалифицированными кадрами, соответствующими требованиям времени.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены опорой на известные теоретические концепции управления качеством образования, непрерывного образовательного процесса в вузе, формирования личности специалиста в профессиональном образованииприменением совокупности взаимодополняющих и взаимоподтверждающих методов исследования, адекватных цели, задачам и сформулированной гипотезе исследованияпроведенной опытно-экспериментальной работой, показавшей эффективность предложенных организационно-педагогических условийрепрезентативностью выборки исследованиядлительным характером экспериментаиспользованием комплексных внутренних и внешних показателей качества образованияприменением методов математической статистики, а также большим опытом научно-педагогической и методической работы диссертанта.

На защиту выносятся:

1. Идея о едином образовательном пространстве профессиональной подготовки будущих учителей на основе внешней и внутренней преемственности программ общего, профессионального и послевузовского образования, обеспеченном механизмом трехуровневого контроля качества.

2. Организационно-педагогические условия обеспечения качества профессионального образования в педагогическом вузе: обеспечение преемственности процесса становления учителя в системе «школа — вуз — профессиональная деятельность», построение индивидуальной траектории субъектного развития личности педагога, проведение уровневого мониторинга образовательного процесса с последующей трансформацией содержания образования.

3. Модель локальной системы менеджмента качества профессионального педагогического образования в вузе, сконструированная с учетом индивидуальных особенностей субъектного становления личности будущего учителя.

4. Многомерное образовательное пространство становления учителя в виде интегративной педагогической системы «Университетский комплекс», включающей организационно-функциональную, логико-содержательную и личностную структуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России» (Киров, 2001), «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2007), «Качество и метрология» (Пенза, 2008) — Всероссийских научно-теоретических конференциях «Использование новых информационных технологий в образовании» (Нижний Новгород, 2000), «ЭВТ в обучении и моделировании» (Бирск, 2001), «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2005) — Республиканских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы физического образования на рубеже веков в педагогических вузах» (Уфа, 2001) — «Проблемы и перспективы информатизации образования Республики Башкортостан» (Уфа, 2006), «Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы» (Уфа, 2007), на Всероссийском смотр-конкурсе научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «Эврика 2005» (Новочеркасск, 2005) — в учебном пособии «Нормативно-правовое обеспечение обра-зования"(Уфа, 2008). Результаты исследования апробированы в процессе реализации проекта «Проектирование многомерных моделей системного сближения и взаимодействия межвузовских и академических структур в подготовке специалистов нового типа» в рамках целевой программыгранта «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)" — обсуждена на мероприятиях в рамках гранта Министерства образования и науки «Углубленное изучение истории и культуры ислама».

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы (278 наименований) и трех приложений. Работа содержит 17 таблиц, 9 рисунков. Общий объем работы составляет 223 страницы.

Результаты исследования удовлетворенности выпускников педагогического вуза выбранной профессией и полученным образованием показывают более высокий уровень психологической комфортности респондентов экспериментальных групп и позволяют сделать вывод о том, что экспериментально апробированный мобильный образовательный процесс в большей степени учитывает потребности и ожидания обучающихся, обеспечивая тем самым сравнительно более высокий уровень адаптации молодых специалистов к условиям их самостоятельной профессиональной деятельности.

Комплексное наблюдение за выпускниками педагогического вуза в течение первых трех лет их самостоятельной профессиональной деятельности показало сравнительно большую востребованность выпускников экспериментальных групп на рынке педагогических кадров, высокой успешности и эффективности их профессиональной деятельности, карьерном росте, стремлении повышать свою квалификацию, профессиональной мобильности.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала эффективность системы менеджмента качества образования в педагогическом вузе, построенной на основе многоуровневого мониторинга образовательного процесса подготовки учителя. При этом подтвердилась идея многомерности образовательного пространства становления педагога, что дает основания для разработки интегративной педагогической системы «Университетский комплекс», обеспечивающего прочные преемственные связи между общим, профессиональным педагогическим образованием и самостоятельной педагогической деятельностью. Моделирование такой системы на основе непрерывного развития личности учителя как субъекта педагогической деятельности определило в ней организационно-функциональную, логико-содержательную и личностную структуры, позволило констатировать основополагающие принципы ее фнункционирования и развития, показать ее открытость и многомерность. Функционирование системы представлено комплексом учебно-методических и организационно-педагогических условий. Содержание образования внутри системы строится на основе результатов мониторинга качества образовательного процесса с учетом требований государственных стандартов, запросов общества и ожиданий личности будущего учителя, что определяет ее мобильность по отношению к динамичным социально-экономическим условиям. Положительный опыт развития Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» доказывает результативность такой системы и возможность ее функционирования в условиях региона.

Заключение

.

Система управления качеством профессионального образования — основное условие функционирования и развития вуза в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, обусловливающих жесткую конкуренцию образовательных учреждений.

Теоретический анализ проблемы отразил многомерность понятия «качество образования». Определены три подхода к его определению: во-первых, качество подразумевает особенности образовательной системы, отличающие ее от других систем и явленийво-вторых, это уровень развития обучающегося и динамика проявления его личностных и профессионально значимых качествв-третьих, качество образования предполагает соответствие всех его элементов социальным нормам, требованиям общества, государства и личности. Ретроспективный анализ отечественного педагогического опыта показал последовательное обращение ученых и практиков к отдельным аспектам данного понятия. Многочисленность научных публикаций, посвященных обеспечению качества образования, подтверждают актуальность данной проблемы, а также необходимость системного подхода к рассмотрению понятия «качество профессионального педагогического образования». Таким образом, качество образования представляет собой интегральное понятие, отражающее отличительные особенности образовательной системы (философский аспект), квалификационную характеристику выпускника (психолого-педагогический аспект) и соответствие требованиям заинтересованных сторон (социально-экономический аспект). Знание этих особенностей является основой для систематизации подходов к управлению качеством профессионального образования в высшей школе.

В результате теоретического анализа определены условия обеспечения качества профессионального образования в педагогическом вузе: построение многомерного динамичного образовательного процесса, ориентированного на субъектное развитие личности будущего учителянепрерывность профессионального педагогического образования в системе «школа — вуз — профессиональная деятельность" — функционирование системы менеджмента качества образования в педагогическом вузе на основе мониторинга многомерного процесса становления учителя.

На основании стандартов серии ИСО разработана локальная модель управления качеством образования в педагогическом вузе, которая позволяет рассматривать образовательный процесс как гибкую систему средств, методов и технологий, способных подстраиваться под динамику внешних социально-экономических условий. В этой связи определено понятие «мобильность» образовательного процесса как его способность постоянно соответствовать требованиям общества и государства, а также удовлетворять ожидания личности будущего специалиста.

Опытным путем доказано, что управление качеством профессионального педагогического образования осуществляется на основе многоуровневого педагогического мониторинга образовательного пространства становления специалиста, который является индикатором и движущей силой развития вуза. Обоснованы принципы многоуровневого мониторинга образовательного процесса: гуманизм, целенаправленность, комплексный характер, динамичность, синтез качественных и количественных показателей, непрерывность, индивидуальность, нау-косообразность.

Научно-методически обоснована и апробирована интегративная педагогическая система «Университетский комплекс», функционирование которой построено на реализации организационно-функциональной, логико-содержательной и личностной подсистем. Опытно-экспериментальная работа позволила определить комплекс организационно-педагогических, учебно-педагогических и социальнопедагогических условий функционирования данной системы, важнейшими среди которых являются преемственность содержания общего и профессионального педагогического образования и актуализация субъектной позиции будущего учителя.

Полученные результаты исследования имеют несколько аспектов:

— научно-теоретический: раскрыта интегральная природа понятия «качество профессионального педагогического образования" — доказана приоритетная роль мобильности образовательного процесса в обеспечении качества профессионального педагогического образованияобоснована необходимость в интеграции образовательного пространства общеобразовательной и высшей школ, обеспечивающей непрерывность процесса становления педагогаразработана теоретическая модель системы менеджмента качества образования в педагогическом вузе с учетом индивидуальных особенностей субъектного развития личности учителяопределена совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих качество профессионального педагогического образования в вузеописана интегративная педагогическая система «Университетский комплекс», функционирующая на принципах преемственности профессионального образования;

— прикладной: разработаны методические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в педагогическом вузе в динамично развивающихся социально-экономических условияхпоказана технология многоуровневого педагогического мониторинга качества образованияпредложены показатели и критерии качества подготовки учителей в педагогическом вузеапробирована система менеджмента качества профессионального педагогического образования в высшей школеопытно-экспериментальным путем доказана эффективность управления качеством образования в виде единого непрерывного дидактического процесса, построенного на основе уровневого мониторинга с последующей трансформацией содержания и условий подготовки будущего учителя.

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование не исчерпывает всего круга проблем, связанных с повышением качества образования как условия конкурентоспособности высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Предстоящее внедрение принципиально новых образовательных стандартов высшего профессионального образования остро актуализирует проблему обеспечения качества образования в вузе модернизированной образовательной системы. Необходимо продолжить исследования в направлении поиска механизмов и организационно-педагогических условий обеспечения качества профессионального образования в период его перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С.35−39.
  2. Ю.С., Калашников Н. П., Крылова Е. В., Хохлов Н. Г. Независимая профессиональная оценка качества образования в свете Болон-ской декларации // Высшее образования в России. 2007.— № 3. -С.118−124.
  3. У .П., Кулагина Е. П., Верпаховская Ю. В. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. — 2007. — № 9. С.41−47.
  4. Н.В., Котов Д. Л. Разработка модели технических компетенций // Кадровое дело. 2004. -№ 11.- С.29−35.
  5. В.В., Геворкян Е. Н., Круглов В. И., Пузанков Д. В., Рябинина Е. А., Соболев B.C., Степанов И. В., Степанов С. А., Ященко В. В. Лучшие практики создания систем качества в образовательных учреждениях РФ. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. — 427 с.
  6. В.В., Круглов В. И., Пузанков Д. В., Соболев B.C., Степанов И. В., Степанов С. А., Ященко В. В. Методика оценки систем качества образовательных учреждений. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007.-241 с.
  7. В.В., Круглов В. И., Пузанков Д. В., Соболев B.C., Соловьев
  8. B.П., Степанов И. В., Степанов С. А., Ященко В. В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. — 408 с.
  9. В.В., Круглов В. И., Соболев B.C., Степанов И.В., Степанов
  10. C.А., Ященко В. В. Руководство по качеству. СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007. — 44 с.
  11. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теориии практики. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с.
  12. Ю.Аллас А. Ресурсы для взятия барьера // Инновации. 2007. — № 9. — С.24−25.
  13. П.Алферов Ю. С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. — М: Российское педагогическое агентство, 1997. С.З.
  14. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / Сост. В. В. Зверев, А. И. Рудской, В. Н. Козлов, В. Е. Магер, Г. В. Панчохина, Е. Ю. Попова, JI.B. Чёрненькая СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. — 114 с.
  15. A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа // Педагогика. — 2005. № 4. — С. 1927.
  16. П. Ф. Сосонко В.Е. Управление качеством профессионального образования. Казань: ИСПО РАО, 2001. — 256 с.
  17. P.M., Хамитов Э. Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. — Уфа: КИТАП, 2001. 263 с.
  18. P.M. Взаимодействие учебной и педагогической деятельности студентов в образовательном процессе // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. Екатеринбург. — 1999. — № 2. — С. 211−218.
  19. Аттестация, аккредитация высших учебных заведений: Методическое пособие. М: Восточный банк коммерческой информации, 1993. —1. С. 165.
  20. В.Г. Системность и общество. М: Политиздат, 1980. — С.36.
  21. .В., Храленко Н. И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. JI: Изд-во ЛГУ, 1989. — 197 с.
  22. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода.
  23. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.54−56.
  24. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Монография. Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 1998.- 440с.
  25. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 128 с.
  26. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. — № 11.-С.З-14.
  27. В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 55 с.
  28. Ю.И. Управление качеством образования // Перспективы создания региональной системы непрерывного профессионального образования. Оренбург — 1998. — С.34.
  29. Г. Э. Социальная компетентность личности // Субъект и социальная компетентность личности. / Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: ИП РАН, 1995.-С.61.
  30. В.Н. Повышение экономической и социальной эффективности труда (методологический аспект). — М.: Экономика, 1980. С. 146−167.
  31. В.Н. Теория труда: система понятий // Человек и труд. 2007. — № 9. — С.32−36.
  32. А.С., Жукова Н. К. Педагогический мониторинг образовательного процесса: Учебно-методические материалы. — Екатеринбург, 1998. -75 с.
  33. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: 4.1. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. 318 с.
  34. Е.М., Романова И. Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным вузом // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 3. — С.26−28.
  35. Бергенская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 года. — Берген, 2005.
  36. Берлинская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 19.09. 2003 г. Берлин, 2003.
  37. В.П. Теоретические основы стандартизации образования // Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИРПО. — 1994. — С.13−28.
  38. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
  39. Болыпой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Большая российская энциклопедия», СПб.: Норинт. — 1997. — С.1456.
  40. Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С.18−21.
  41. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Прогресс, 1997. — С. 171.
  42. В.Г. Синергетические стратегии в образовании // Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2003. — С.366−384.
  43. Г. В. Процессно-ориентированная модель внутривузовской системы качества//Качество. Инновации. Образование. -2005. — № 3. — С.34−40.
  44. Г. Д. Модернизация понятийно-терминологического аппарата педагогики и образования // Теория и практика профессионального образования: Педагогический поиск. 2007. — № 8. — С. 14−20.
  45. И.Е., Васильев Ю. С., Козлов В. Н., Куприянов В. Е., Попова Е. П., Федоров М. П. Математические методы формирования содержания государственных образовательных стандартов для бакалавров и магистров. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 101 с.
  46. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  47. А.Г. Квалиметрия: Учебное пособие. СПб.: ГУАП, 2005.- 190 с.
  48. А.Г. и др. Менеджмент качества. Принятие решений о качестве, управляемом заказчиком. — М.: Вузовская книга, 2005. — 357 с.
  49. Ю.С., Козлов В. Н., Попова Е. П. Концепция и опыт проектирования ГОС ВПО в области техники и технологий. 2-е изд. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2006. — 166 с.
  50. В., Куракин Д. Чему равно качество? Индустрия аргументов // Платное образование. 2005. — № 5. — С.26−31.
  51. Н.О., Жаворонков В. Д. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы. — Екатеринбург, 2000. С.42−43.
  52. Д., Чинфрани Ч. А., Цикалс Д. Д. Принципы менеджмента качества- основа семейств стандартов ИСО 9000 2000 // Стандарты и качество. — 2000. — № 7. — С.74−79.
  53. С.М. Словарь. Профессиональное образование. М.: Издательство «Новь», 1999. — 535 с.
  54. JI. Обеспечение качества и институциональная аккредитация в системе высшего образования стран Центральной и Восточной Европы: процедурные и практические аспекты / Высшее образование в Европе. 1996. — Т.ХХ. № 12. — С.9−15.
  55. Внутришкольное управление. Словарь-справочник / Под ред. A.M. Моисеева. М., 1998. — 248 с.
  56. .Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. — 1997. № 2. — С. 110−117.
  57. Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996.-461 с.
  58. И.Г. Система менеджмента качества в университете. Методическое пособие. М.: Московский государственный университет прибороустройства, 2007. — 112 с.
  59. А.С. Динамика развития современного образования: ситуация и характеристики // Образование и наука. 2001. — № 4. — С. 67−76.
  60. А.С., Хамитов Э. Ш., Каримов З. Ш. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании. Уфа.: БГПУ, 2005. — 248 с.
  61. Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образования в России. 2006. — № 9. — С.23−31.
  62. Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. — 2-е изд. испр. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -384 с.
  63. Е.Н., Наводнов В. Г., Мотова Г. Н., Петропавловский М. В. Комплексная оценка высших учебных заведений. — М., 2003.
  64. Геворкян Е.Н. E-Learning в экономике, основанной на знаниях // Высшее образования в России. -2006. -№ 1. С.114−118.
  65. Т.В., Самойленко П. И. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. -2006. -№ 2. С.11−13.
  66. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знаний и веры // Педагогика. 1998. — № 2. — С.49−57.
  67. .А., Грязное В.С, Дынин Б. С, Никитин Е. П. Моделирование как метод научного познания (гносеологический анализ). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 248 с.
  68. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под общ. ред. проф. Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005.-409 с.
  69. Глоссарий гарантии качества и аккредитационных терминов. Материалы для Круглого стола ЮНЕСКО «Показатели аккредитации на институциональном и программных уровнях высшего образования» М., 2003.
  70. Глоссарий терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов. ЕФО, 1997.
  71. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С 33−37.
  72. Н.С. Программно-целевой подход в управлении учреждением дополнительного образования // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. — Ярославль, 1997.
  73. ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения. Словарь. — М.: Издательство стандартов, 2001. — 26 с.
  74. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 26 с.
  75. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 21 с.
  76. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. — М.: Изд-во стандартов, 2001.
  77. ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 26 с.
  78. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1997. 135 с.
  79. М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000.-№ 3.-49 с.
  80. В.Д., Гребенысов В. Н., Черкасова М. А. Эволюция роли личности учителя в культуре России XX века. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Ар-кол», 2007.-171 с.
  81. Грейсон Дж.К.мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. Б. З. Мильнер. М., 1991. — С.79.
  82. И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Автореф. дисс. к.п.н. СПб., 1996. — 44 с.
  83. Д. Займитесь менеджментом с другими // Эксперт. — 2006. — № 43. — С.71−76.
  84. Доклад о Всемирном мониторинге. Образование для всех. На правильном ли пути мир? М.: Магистр-Пресс, 2004. — 24 с.
  85. В.А., Миронов В. В., Смирнов С. В. Анализ возможностей использования рейтингов конкурентоспособности / Сб.: Модернизация экономики и государства в 3 кн. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. — С.423−439.
  86. Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. Оренбург, 1998. — 86 с.
  87. Закон Российской Федерации «Об образовании» — М., 2005. 64 с. 93.3еер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. — 208 с. 94.3еер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное обучение. -Екатеринбург: Изд-во Уральск. ГПУ, 1998. 126 с.
  88. И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 242 с.
  89. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 5. — С.27−32.
  90. Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. -Ярославль, 1997. — С.45−50.
  91. К. Педагогическая диагностика /Перевод с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  92. М.И., Степанова Т. А. Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. 1998. -№ 1. — С.110−114.
  93. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Методическое пособие для учителя. -М.: Пед. общество России, 1999. 86 с.
  94. . Деловая стратегия: Пер. с англ. /Науч. ред. В.А. Припис-нов.-М., 1991.-154 с.
  95. Е.А. Некоторые аспекты международного опыта управления вузами. Повышение эффективности управления в Российских вузах.-СПб., 2001.-С.92.
  96. Качество среднего профессионального образования: проблемы и пути обеспечения. Научно-методический сборник. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 195 с.
  97. Качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 198 с.
  98. Качество продукции, испытания, сертификация. Терминология: Справочное пособие. Вып.4. — М., 1989. — 278 с.
  99. Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов // Педагогика. — 2000. — № 9. — 60 с.
  100. Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Альма Матер. 2003. — № 9. — С.76−82.
  101. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Монография. Казань: КГТУ, 2000. — 228 с.
  102. В.П. и др. Методика определения уровня подготовки студентов по результатам педагогических измерений. — Йошкар-Ола: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. -44 с.
  103. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С.14−21.
  104. М.Б. Современные подходы к критериям эффективности управления учреждением дополнительного образования // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 1997. — С.37−43.
  105. В.Н. Структурный анализ квалификационных характеристик, ГОС ВПО и вклада социальных дисциплин в формирование базовых и профессиональных компетенций при подготовке специалистов в области техники и технологии. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 98 с.
  106. Л.В. Организационные уровни подготовки педагогов профессиональной школы к диагностике результатов обучения. Автореферат дисс.к.п.н. — Екатеринбург, 2003. — 24 с.
  107. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 144 с.
  108. .К. Оценка качества подготовки выпускников на соответствие ГОС // Проблемы качества образования. Уфа, 1999 — С. 97.
  109. Комплексная оценка. Внутренняя экспертиза (аудит) высших учебных заведений. — М., 2006. — 72 с.
  110. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / Сост. Наводнов В. Г., Геворкян Е. Н, Мотова Г. Н., Петропавловский М. В. — М.: Центр государственной аккредитации, 2003. 176 с.
  111. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А. Н. Тихонова. М: Рус. яз., 2001.-1229 с.
  112. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография. / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 243 с.
  113. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М., 1986. — 144 с.
  114. П. Обучение качеству путь к успешному бизнесу: от обучения качеству — к качеству обучения // Сб. докладов международного конгресса по качеству «К бизнесу через качество». — СПб., 1992. — С.25−32.
  115. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756 М., 2001.
  116. Концепция управления качеством образования // Вестник образования. 1992. — № 6−7. — С. 25−48.
  117. Е.В., Назарова Л. Д. Некоторые характеристики педагогического мониторинга // Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург, 1999. — 132 с.
  118. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России. — 1995. № 2. — С.72−78.
  119. Е.А. Нормативная область профессиональной педагогики.- Казань: КГТУ, 2001. 302 с.
  120. Ф. Маркетинг в условиях сетевой экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. — № 2 (26). — С.2−19.
  121. О.И., Ларин В. П., Мартынов А. А., Ястребов А. П. Использование рейтинговой системы для повышения качества обучения в вузе // Обучение и воспитание: путь к самостоятельному мышлению специалиста. СПб., 2005. — С .20−21.
  122. В., Кутузов В., Пузанков Д., Степанов С., Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений // Аккредитация в образовании. 2006. — № 7. — 78 с.
  123. Н.И., Григорощук Т. Г. и др. Инновационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие — М.: Изд-во РГТЭУ, 2006. -92 с.
  124. Н.А. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с.
  125. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 367 с.
  126. В.П. Системное качество // Вопросы философии. 1973. — №№ 9, 10.
  127. А.И. Педагогический мониторинг как функциональный институт управления учебно-воспитательным процессом // Завуч. 2000.- № 8. 54 с.
  128. Ю., Свистунов И. Система оценки качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2006. — № 5. — С. 57−60.
  129. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике. — Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1999. -459 с.
  130. Курс для высшего управленческого персонала М., 1971.
  131. В. Комплексная выпускная работа // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С.79−82.
  132. В. Система качества для образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С.20−24.
  133. Локсли Уильям Введение // Вопросы образования. Перспективы. -1993. — № 3. С. 83.
  134. Лондонское коммюнике стран участниц Болонского процесса. — Лондон, 2007.
  135. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Интеллект-Центр, 1998.-344 с.
  136. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. — СПб., 1992. — 394 с.
  137. С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Диалог-МИФИ, 2005. — 427 с.
  138. И.М. Новые возможности электронных макетов учебных планов ВПО в пакете GOSINS2006 // Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе: опыт, проблемы, возможности. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. — С.41−43.
  139. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. // Советская педагогика. — 1990. № 8. С.56−62.
  140. Т.Д. От качества образования к качеству жизни // Высшее образование в России. 2006. — № 10. — С. 13−17.
  141. Т.Д. Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов в СПбГИЭУ // Методическое обеспечение учебного процесса в связи с современными тенденциями развития экономики / Отв.ред. А. И. Федорков. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — 286 с.
  142. Материалы Международного форума «Гарантии качества профессионального образования»: Россия. М., 2007.
  143. Д.М., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. — С.27−29.
  144. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Тат. кн. изд-во, 1972. — 498 с.
  145. Международный стандарт ИСО 9000−1. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч. 1: Руководящие указания по выбору и применению / Пер. и науч.-техн. редактирование ВНИИС Госстандарта России. — М, 1995.
  146. Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России // Сборник научных статей и научно-методических материалов. — Екатеринбург. — Вып. 1. -2007. С.127−136.
  147. Методика оценки качества вуза / Под ред. акад. РАН Ю. С. Васильева. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 95 с.
  148. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений / Под рук. С. А. Степанова. СПб: ПИФ. сот, 2005. — 79 с.
  149. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений / Под рук. С. А. Степанова. Спб: СпбГЭТУ, 2005. — 114 с.
  150. Методические указания по применению стандартов серии ISO 9000:2000 в высших учебных заведениях. СПб.: ТЭТУ «ЛЭТИ», 2003. -196 с.
  151. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ РИСО 2000 2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков, А. В. Олейник, B.C. Соболев, С. А. Степанов. — СПб.: Издательство СПб ТЭТУ «ЛЭТИ», 2003. — 220 с.
  152. Методологические и теоретические основы развития образования в период рыночных преобразований. Казань: ИСПО РАО, 2001. — Вып. № 8. — 200 с.
  153. О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании // Школьные технологии. 2001. — № 4. — С.74.
  154. Мониторинг экономики образования. // Информационный бюллетень. Государственный университет. Высшая школа экономики. Ми-нобрнауки РФ. 2006 г. № 1,3.
  155. Г. Н. Аккредитация образовательных систем. — Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. 258 с.
  156. Г. Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. С. Системы аккредитации за рубежом. М., 1998. — 335 с.
  157. Г. Н., Наводнов В. Г. Модели аккредитации за рубежом. -Йошкар-Ола, 2005. 284 с.
  158. Г. В. Современные проблемы образования. — Казань: ИСПО РАО, 2000. 84 с.
  159. В. Масленников А. Интернет экзамен в сфере профессионального образования // Высшее образование в России. 2006. — № 4. — С.15−19.
  160. В.Г., Геворкян Е. Н., Мотова Г. Н., Петропавловский М. В. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие. — Йошкар-Ола: НИЦ ГА, 2001. 342 с.
  161. И.Б. Моделирование сложных систем. — М.: Мысль, 1965. — С.42.
  162. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития (публицистическая монография). М.: Эг-вес, 2000.-272 с.
  163. Н.Г. Анализ внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов. М.: РГУТиС, 2007. — 402 с.
  164. Новое качество высшего образования в современной России: Концептуально-программный подход / Под ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто // Труды исследовательского центра. — М., 1995. — 348 с.
  165. В.Н., Кадамцев Г. Г. Стратегическое управление качеством образования. Иваново, 2003. — 115 с.
  166. Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт // Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: Отечество, 2005. -326 с.
  167. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. Воронеж, 1995. — 857 с.
  168. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3. — С.9−13.
  169. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе / В. П. Соловьев, Ю. П. Акимов, ЕЛО. Тишина и др.// Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 3. — С.23−35.
  170. А.И. Управление качеством дополнительного образования детей // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. — Ярославль, 1997. — С.29−31.
  171. Оценка и совершенствование систем менеджмента качества вузов: Метод, рекомендации / Под ред. А. В. Виноградова, В. Н. Козлова, В. Е. Магер, А. А. Оводенко, В. В. Окрепилова, А. И. Рудского, JI.B. Чёрненькой. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2006. — 135 с.
  172. В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутри школьного управления качеством образовательного процесса. / Под научной редакцией Субетто А. И. СПб., 1997. — 297 с.
  173. Е.А. Мониторинг как аспект управления качеством образования // Профессиональная школа в период модернизации образования. Набережные Челны, 2004.- С.80−81.
  174. И.П. Педагогика. Новый курс: Уч. для студентов педагогических вузов в 2х книгах. — М.: Гуманитарный издат. Центр BJIA-ДОС, 2000. Кн.1.:Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  175. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник.-М., 1995.
  176. Исследовательский центр проблем качества подготовки качества специалистов, 2002. 34 с.
  177. М.М. Инновационные школы в России: Становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1996. -320 с.
  178. М.М., Моисеев А.м. Управление современной школой. -М., 1987.-350 с.
  179. Ю.П., Чучалин А. И. и др. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 12−27.
  180. Ю.П., Чучалин А. И. Управление качеством инженерного образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 5−6 (33). — С.121−125.
  181. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов. СПб.: ЛЭТИ, 2006.
  182. Предисловие к отчету Европейской Ассоциации Гарантии Качества в высшем образовании Кристиан Тун, Президент ENQA, 2005.
  183. Проблемы качества образования // Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции. — Москва, 2001. 384 с.
  184. Д.В., Лысенко Н. В., Добротин Д. Д. Двухступенчатая подготовка специалистов в области энергетики, материаловедения и транспорта. М., 2004.
  185. А.И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно ориентированного образования // Педагогика. 2005. — № 9. — С.33−36.
  186. А.З. Качество образования. — Уфа, Изд-во «Башгоспедуниверситет», 2006, 165 с.
  187. А.З. Психодидактика. Уфа: Изд-во «Творчество», 2003, — 400 с.
  188. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С. 13−24.
  189. В.Г. Взаимодействие педагогического и образовательного результата путь к управлению их качеством // Внешкольник. — 1997. — № 5. — С.33.
  190. В.Г. Управление качеством образования как педагогическая проблема //Внешкольник. 1998. — № 1. — С.6.
  191. .А., Масленников А. С. О педагогических измерениях при аттестации вуза // Проблемы качества образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Уфа-Москва, 1999.
  192. .А., Масленников А. С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: Учебное пособие. Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. — 84 с.
  193. JI. Аккредитация вуза в контексте управления качеством образования // Высшее образование в России. 2006. — № 3. — С.9−16.
  194. Н.А. Качество образования как объект системного исследования. М.: ИЦПКПС, 2002. — 95 с.
  195. Н. А. Байденко В.И. Проблема качества образования: актуальные аспекты и пути решения // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М: ИЦПКПС, 1998. — С.7.
  196. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  197. Система управления качеством в политехническом университете / Ю. С. Васильев, М. П. Фёдоров, А. И. Рудской, В. Н. Козлов, В. Е. Магер, В. И. Никифоров, А. И. Сурыгин, Л. В. Чёрненькая. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.-90 с.
  198. М.Н., Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. М: Педагогика, 1978. -206 с.
  199. И.П. Теория профессионального образования. М.: Российская академия образования- НИИРПО, 2006. — 320 с.
  200. И.П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания- ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург- Изд. Сократ, 2005. — 40 с.
  201. B.C., Степанов С. А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования //Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2 (30). — С. 102−110.
  202. Э.В. Образование как саморазвитие личности // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. СПб., 1996.
  203. В.П., Степанов В. И., Ященко В. В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб: ПИФ. сот, 2007. — 408 с.
  204. JI.M., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М.: ШРРО, 2005.
  205. Т.А. Мониторинг качества образования школьников // Педагогика. 2003. — № 7. — С.61−62.
  206. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга II. Концепция квалиметрии «Система категорий и понятий». М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991. — 138 с.
  207. А.И. Квалитология образования. СПб., 2000. — 220 с.
  208. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. Университета, 1973. — 944 с.
  209. JI.H., Яковлев В. А. Статистический мониторинг качества подготовки специалистов в Великобритании. Проблемы качества образования. Москва — Уфа, 2001.
  210. JI.H. Качество подготовки специалистов в вузах Японии. Проблемы качества образования. Москва — Уфа, 2001.
  211. Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. -М., 2004.
  212. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. С.74−79.
  213. Д.В., Воровщиков С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему /Управление образования администрации Курчатовского района г. Челябинска, Консалтинговый центр «Педагогические инновации». Челябинск, 1995. — С.101−104.
  214. А.П. Образовательный стандарт как нормативная основа определения критериев результативности образовательного процесса //Проблемы результативности образовательной деятельности. — СПб., 1997.-С.13.
  215. Г. И. и др. Квалемитрия образовательных услуг / Educational Technology & Society 9(1). 2006.
  216. Управление качеством образовательного процесса в профессиональной школе. Коллективная монография. Казань: ИСПО РАО, 2006. — 199 с.
  217. Управление познавательной деятельностью: Обзорная информация / Под ред. Ю. И. Клыкова. М., 1976. — 84 с.
  218. В.К. Основы квалиметрии: Учебное пособие М.: Филин, 2004. — 296 с.
  219. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981.-С.150.
  220. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М, 2003. -576 с.
  221. В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций. — М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во «Экмос», 2000. 320 с.
  222. Формирование европейского пространства высшего образования // Болонский процесс. Основополагающие материалы. М.: Финансы и статистика, 2007. — 492 с.
  223. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 8. -С.41−44.
  224. Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972.
  225. Э.Ш., Асадуллин P.M. Программа развития образования Республики Башкортостан / Институт экономики и социологии УНЦ РАН.-Уфа, 1993.-24 с.
  226. П.Н. Образовательный мониторинг: формируется понятие // Стандарты и мониторинг. — 2000. — № 5. — С.47−51.
  227. В., Геворкян Е., Калабин С, Киринюк А., Наводнов В., Мотова Г., Петропавловский М. О процедуре комплексной оценки вуза //Высшее образование в России. -2001г. -№ 1.-С.11−13.
  228. В., Геворкян Е., Наводнов В., Мотова., Петропавловский М. О показателях государственной аккредитации вузов // Высшее образование в России. 2001 г. — № 2. — С.61−65.
  229. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.33−37.
  230. В.Д., Пузанков Д. В., Федоров И. Б. Двухступенчатая система подготовки специалистов в области техники и технологии (Методические материалы). СПб., 2004. — 356 с.
  231. А.А., Афанасьев В. В., Афанасьева И. В., Гвоздева Е. А., Пи-чугина A.M. Мониторинг и диагностика качества образования. М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 264 с.
  232. И.В. О некоторых современных тенденциях и проблемах развития сферы внешкольного дополнительного образования детей //Внешкольник. 1996. — № 3. — С.5−8.
  233. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  234. А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. М., 1997. — 169 с.
  235. В.Д. Выход из кризиса. Тверь.: Изд-во «Альба», 1994. -498 с.
  236. Экспертиза качества образования: европейский подход / Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. М., 2006. — 68 с.
  237. А.П., Павлова А. В., Красильникова О. И. О реализации рейтинговой системы оценки качества учебной работы студентов в ГУАП. // Проблемы и перспективы интеграции российской и европейской систем образования. — СПб., 2004. — С. 159.
  238. Biglan A. Relationships between subject matter characteristics and the structure and output of University Departments. Journal of Applied Psychology. — 1973. — Vol.57. -No.3. -P.204−213
  239. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. 2006. 45 p.
  240. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. 2006. P.32.
  241. H. R. Kells. Self study processes: a guide to self — evaluation in higher education. — 4th ed. — American Council on Education / Oryx Press series on higher education, 1995.-P.8−16.
  242. H. R. Kells. Self-study processes: a guide to self — evaluation in higher education. 4th ed. — American Council on Education / Oryx Press series on higher education, 1995.-P. 13−14.
  243. Hutmacher W. Key competencies for Europe. // Report of the Symposium. Berne, Switzeland, 1996.
  244. J.Newton What is quality? // Embedding quality culture in higher education, European University Association, 2006.
  245. Khimenko V. Research of structure of stochastic fractals. Proc. International Exchange Program. — Terre Haute, Indiana USA, 2005. — P.58−67.
  246. Khimenko V. Rhythmic processes in complex developing systems. Proc. International Exchange Program. Terre Haute, Indiana USA, 2005. P.73−85.
  247. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. № 28. -P.l-14.
  248. Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.
  249. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. European Association for Quality Assurance in Higher Education. Helsinki, 2005. — P.41.
  250. The European Higher Education Area: Joint Declaration of the European Ministers of Education электронный ресурс. // Интернет: Сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу: http://www.bologna ber-lin2003.
  251. The Magna Charta of University электронный ресурс. // Интернет: Сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу: http://www.bologna — berlin2003.
Заполнить форму текущей работой