Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концептуальные проблемы социализации молодежи получили освещение в работах И. В. Андреенковой, П. И. Бабочкина, С. А. Беличевой, И.В. Бестужева-Лады, В. Н. Боряза, Ю. Р. Вишневского, А. Г. Здравомыслова, И. М. Ильинского, A.C. Капто, А. И. Ковалевой, B.C. Комаровского, И. С. Кона, Д. Л. Константиновского, A.M. Коршунова, В. Ф. Костюкевича, М. В. Крулехт, В. П. Кузовлева, С. И. Левиковой, В. Ф… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социализация молодежи как психолого-педагогическая и социокультурная проблема
    • 1. 1. Методологические основы исследования процесса социализации личности
    • 1. 2. Продуктивная социализация как воплощение принципа добровольности в воспитании личности
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы социализации личности в период молодости
    • 1. 4. Социокультурные особенности социализации современной российской молодежи
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. Философско-этические основы педагогического потенциала добровольческой деятельности
    • 2. 1. Героическая и виктимно-моралистическая традиции добровольной активности человека
    • 2. 2. Преобразовательская доминанта добровольчества
    • 2. 3. Жизнеутверждающий вектор добровольчества
    • 2. 4. Морально-этические координаты добровольческой деятельности
  • Резюме
  • ГЛАВА 3. Добровольческая деятельность как средство продуктивной социализации студенческой молодежи и воспитания личности
    • 3. 1. История становления добровольческого движения
    • 3. 2. Понятие добровольчества и педагогическая трактовка основных категорий добровольческой деятельности
    • 3. 3. Добровольческая деятельность и основные модели социализации
      • 3. 3. 1. Принудительная социализация как антипод добровольчества
      • 3. 3. 2. Адаптивная социализация и добровольчество
      • 3. 3. 3. Побудительная социализация как сущность добровольческой деятельности
  • Резюме
  • ГЛАВА 4. Педагогическое обеспечение социализации студенческой молодежи в сфере добровольческой деятельности
    • 4. 1. Особенности организации и социально-педагогического обеспечения молодежной добровольческой деятельности
      • 4. 1. 1. Анализ опыта организации и управления молодежной добровольческой деятельностью
      • 4. 1. 2. Мотивационные основы и педагогическое значение участия молодежи в добровольческой деятельности
    • 4. 2. Моделирование и организация социально-педагогического сопровождения добровольческой деятельности студенческой молодежи
    • 4. 3. Педагогическое обеспечение подготовки студенческой молодежи к участию в добровольческой деятельности
    • 4. 4. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы
  • Резюме

Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема социализации современной молодежи обретает сегодня особую остроту и значимость. Стабильность России зависит от жизнеспособности молодого поколения, активной социальной позиции, реализации творческого потенциала. 2009 год был объявлен в Российской Федерации Годом молодежи. Многие ученые и общественные деятели задаются вопросом, сможет ли современная молодежь стать авангардом динамичного развития страны, будет ли стремиться работать на ее благо, вкладывать свой ум, талант и способности в дело ее процветания. Все более остро ощущается необходимость поиска новых средств, оптимальных форм и методов социализации студенческой молодежи, обеспечивающих противодействие утилитарно-прагматическому подходу, потребительской психологии и соответствующим ей моделям поведения.

Основной целью государственной политики в области развития благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности.

Добровольный безвозмездный труд на благо общества во все времена рассматривался как естественная, органичная форма проявления гражданского самосознания личности, как действенная практика социального воспитания.

Концептуальные проблемы социализации молодежи получили освещение в работах И. В. Андреенковой, П. И. Бабочкина, С. А. Беличевой, И.В. Бестужева-Лады, В. Н. Боряза, Ю. Р. Вишневского, А. Г. Здравомыслова, И. М. Ильинского, A.C. Капто, А. И. Ковалевой, B.C. Комаровского, И. С. Кона, Д. Л. Константиновского, A.M. Коршунова, В. Ф. Костюкевича, М. В. Крулехт, В. П. Кузовлева, С. И. Левиковой, В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, A.B. Лисовского, Вал.А. Лукова, Н. В. Лясникова, В. А. Мансурова, В. А. Москаленко, A.B. Мудрика, К. Т. Мяло, E.JI. Омельченко, В. В. Павловского, С. М. Поздяевой, М. М. Плоткина, Б. А. Ручкина, Е. Г. Слуцкого, В. Я. Титаренко, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова, А. Г. Харчева, A.C. Чернышева, Т. В. Черкасовой, JI.B. Шабанова, В. Т. Шапко, В. А. Ядова и др. В работах авторов раскрыта социокультурная феноменология молодежного сообщества, показаны содержательно-динамические аспекты социализации молодежи, ее роль и место в социальной структуре общества, особенности образа жизни, жизненные планы и др. Социальные аспекты культурной самоидентификации молодежи рассматривались Е. А. Гришиной, Ю. А. Зубок,.

A.C. Иваненковой, A.A. Кара-Мурзой, О. И. Карпухиным, В. А. Лекторским, Ж. Т. Тощенко, В. И. Чупровым и др.

В сложившихся исследованиях отмечается ведущее значение нравственных образований в процессе социализации молодежи (Ю.А. Зубок,.

B.Т. Лисовский, A.B. Лисовский, Н. В. Лясников, IO.B. Лясникова, У. Уильяме и др.), в том числе студенческой молодежи (С.Ф. Анисимов, Ф.А. Гай-син, П. С. Гуревич, Б. С. Ерасов, В. В. Журавлев, Л. Г. Ионин, М. С. Каган, В. Ж. Келле, В. Н. Кемеров, А. Ф. Кудряшов, Ю. М. Лотман, В. В. Миронов, B.C. Степин, В. И. Толстых, А.К. УледовВ.Г. Федотова, В. Н. Якимец и др.).

Фундаментальной основой современных исследований в сфере социализации молодежи выступают труды Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. И. Леонтьева, A.C. Макаренко, B.C. Мерлина, A.B. Мудрика, В. Н. Мясищева, Л. И. Новиковой, A.B. Петровского, П. Сорокина, В. А. Сластёнина, С. Л. Рубинштейна и др. В этих трудах сложилась исходная традиция трактовки социализации как процесса, включающего не только социальную адаптацию растущего поколения, но и его активную самореализацию, самостроительство. И в этом плане добровольческая деятельность и ее феноменология представляются как органичная сфера социализации молодежи.

Сложившийся богатейший опыт вызывает повышенный и устойчивый интерес исследователей к проблематике добровольческой деятельности и добровольчеству в деле развития молодого поколения (Е.С. Азарова, C.B. Алещенок, В. В. Барова, Г. П. Бодренкова, Р. Гарольд, С. С. Гиль, С. Б. Дворко, H.A. Казанцева, Т. Г. Кобякова, Г. В. Куприянова, JI.E. Никитина, М. С. Палехина, Т. Э. Петрова, Е. Ю. Полетаева, О. В. Решетников, C.B. Тетерский, НЛО. Слабжанин, М. А. Слободская и др.).

Диссертационные работы последних лет (Е.С. Азарова, JI.B. Болотова, JI.A. Кудринская, Н. В. Маковей, О. В. Митрохина, В. В. Митрофаненко, Г. В. Оленина, H.JI. Потапова, Н.В. Черепанова) аргументируют значительные перспективы утверждения добровольческой деятельности как действенной формы и практики социализации и воспитания студенческой молодежи.

Зарождение добровольческой деятельности в современной России стимулировалось влиянием различных волонтерских движений, охвативших весь мир в последние полвека. В настоящее время усилиями движений за гражданское общество, некоммерческих и общественных молодежных организаций обогащается и стимулируется развитие института добровольчества.

Вместе с тем на практике добровольческая деятельность еще не получила широкого распространения в молодежной среде. Она носит, как правило, локальный, краткосрочный, стихийный характер, строится часто по заимствованным зарубежным (волонтерским) проектам, не всегда отвечающим российской ментальности, укладу жизни и воспитания. Зачастую сам опыт добровольческих инициатив слабо тиражируем в силу их сильной зависимости от местной конъюнктуры и специфики, амбиций лидеров и ангажированности молодежных объединений, создаваемых сверху. Возникающие очаги добровольчества существуют пока разрозненно, слабо интегрированы в единое социальное пространство жизнедеятельности молодежи. Причиной тому служит то обстоятельство, что добровольческая деятельность не получает должного общественного резонанса, внимания, социально-педагогической поддержки и признания. В целом же невысокая востребованность добровольческой деятельности в обществе обусловлена низкой культурой социального участия как на личностном, так и на общественном уровнях сознания. Опыт добровольческой деятельности может служить проводником и существенным фактором развития данной культуры в молодежной среде.

Анализ практики и опыта научной разработки добровольческой деятельности в контексте социализации студенческой молодежи выявляет ряд следующих противоречий:

— между естественным стремлением молодежи занимать социально активную, авангардную позицию и дефицитом привлекательных, социально значимых предложений и форм реализации этой позиции в социуме;

— между личностным, субъект-субъектным началом проявления добровольной активности и массовым, субьект-объектпым подходом в культивировании этой активности в молодежной среде;

— между необходимостью социально-педагогического участия, поддержки добровольческих инициатив молодежи и авторитарным стилем педагогического вмешательства и проведения молодежной политики;

— между универсально социализирующим характером добровольческой деятельности и узкоэмпирическими подходами в ее научно-педагогическом осмыслении и разработке, сводящимися к частным задачам формирования отдельных свойств и качеств личности.

Обращение к проведенным исследованиям в области добровольчества показывает необходимость преодоления опытно-прикладного формата и воспитательно-факультативного статуса ее разработки, обусловливающего второстепенную роль добровольческой деятельности студенческой молодежи в деле социализации молодежи.

Таким образом, назрела необходимость изучения педагогики добровольческой деятельности па основе интеграции социально-гуманитарного знания в общее исследовательское пространство развития студенческой молодежи как субъекта социально-культурного процесса.

Указанные выше противоречия обусловили обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: в чем заключаются социокультурный опыт и воспитательные возможности добровольческой деятельности, составляющие ее педагогический потенциал в деле успешной социализации современной молодежи?

Объект исследования — добровольческая деятельность как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования — педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи.

Цель исследования — методолого-теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированной концепции социализации студенческой молодежи средствами добровольческой деятельности.

Гипотеза исследования. В основу исследования легли две группы гипотетических положений:

1. Добровольческая деятельность может обладать значительным педагогическим потенциалом, который проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций субъектов самостоятельных инициативных действий в социуме, способствующих становлению личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена общества, обладающего готовностью и способностью вносить личный вклад в развитие социума.

2. Актуализация педагогического потенциала добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи будет успешной, если создан комплекс организационно-педагогических условий для реализации такого потенциала:

— обеспечение добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность;

— целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников;

— реализация долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

В соответствии с целыо, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы социализации и обосновать целесообразность постановки и решения психолого-педагогических и социокультурных задач развития современной молодежи.

2. Выявить и обосновать философско-этические основы педагогического потенциала добровольческой деятельности.

3. Обобщить исторический и современный опыт отечественного добровольческого движения и осуществить педагогическую трактовку основных категорий добровольческой деятельности.

4. Раскрыть и апробировать совокупность педагогических функций добровольческой деятельности, отражающих ее педагогический потенциал в социализации студенческой молодежи.

5. Определить комплекс организационно-педагогических условий для реализации потенциала добровольческой деятельности студенческой молодежи и выявить их роль в развитии и становлении личности.

Теоретико-методологические основы исследования:

— отечественные и зарубежные исследования по проблемам социализации личности и развития самосознания в социально-преобразовательной деятельности человека (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Б .Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский, И. С. Кон, Л. Н. Коган, В. В. Москаленко, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, В.А. Т. Парсоис, A.B. Петровский, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн, Р. Штейнер, Д. Б. Элысонин, Э. Эриксон и др.);

— исследования по проблемам системного подхода и системного анализа в образовании (Л.И. Анцыферова, И. В. Блауберг,.

A.B. Брушлинский, Г. Jl. Ильин, Г. Д. Кириллова, В. И. Логинова, Л. И. Новикова, В. Н. Садовский, Ю. А. Самсонов, А. И. Уемов, Г. А. Югай, Э. Г. Юдин, В. З. Юсупов и др.);

— философские и педагогические концепции о целенаправленном влиянии среды на становление и развитие личности (П.И. Бабочкин,.

B.Г. Бочарова, Л. П. Буева, М. А. Галагузова, И. С. Кон, P.A. Литвак, В. Д. Семенов и др.);

— теории деятельности, концепции добровольческой деятельности, основанные на идеях гуманистической и социокультурной педагогики (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. И. Гинецианский, E.H. Герасимова, Н. Ф. Голованова, Э. В. Ильипков, П. Ф. Каптерев, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, С. Л. Рубинштейн, Н. Л. Селиванова, В. А. Ситаров, В. А. Сухомлинский, В. Г. Маралов, К. Д. Ушинский и др.);

— концепции педагогической поддержки и педагогического сопровождения (О.С. Газман, О. М. Зайченко, Е. И. Казакова, М. Н. Певзнер, Л.Г. Та-рита, А. П. Тряпицина и др.);

— концептуальные положения о педагогическом потенциале общественных организаций (A.B. Волохов, Г. В. Дербенева, М. Е. Кульпединова, Т. Н. Курганова, A.B. Савченко, О. Д. Чугунова и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный) — констатирующие (изучение и обобщение материалов нормативных документов, отечественного опыта добровольческой деятельности молодежи) — прогностические (моделирование воспитательной системы) — эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, метод экспертных оценок, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, фокус-группы, тестирование), метод педагогического экспериментаметоды математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Социально-педагогические учреждения города Москвы: государственное учреждение «Межрайонный центр «Дети Улиц» Юго-Восточного административного округа города Москвы, Фонд международных молодежных германо-российских обменов, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», автономная некоммерческая организация «Федеральный информационный центр молодежных социальных программ», автономная некоммерческая организация «Международный центр семьи, молодежи и детей».

Социально-педагогические учреждения Управления молодежной, семейной и демографической политики города Курска: муниципальное учреждение «Городской молодежный центр социальных программ «Спектр», муниципальное учреждение «Городской комплексный оздоровительно-досуговый центр детей и молодежи «Орленок», областная общественная Курская региональная детско-молодежпая организация «Школа молодых лидеров».

Социально-педагогические учреждения Департамента культуры, спорта и молодежной политики города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа: муниципальное учреждение «Наше время», муниципальное учреждение «Социально-психологический центр «Зазеркалье», муниципальное учреждение по работе с подростками и молодежью по месту жительства «Вариант».

Социальная служба добровольчества города Берлина ФРГ: ereich Freiwillige soziale Dienste «Jugendaufbauwerk Berlin».

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 648 студентов из России и Германии.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике философских, социологических, культурологических, психолого-педагогических исследований.

На втором этапе (2003;2005 гг.) проводился теоретический анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза, разрабатывались модель и программа опытно-экспериментальной работы, выполнен ее констатирующий этап.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) были осуществлены необходимые экспериментальные замеры, апробации и внедрения опытно-проектных разработок исследования, осуществлялась проверка основных положений гипотезы.

На четвертом этапе (2009;2010 гг.) выполнен заключительно-обобщающий анализ материалов исследования, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— на основе теоретического анализа введено понятие продуктивной социализации молодежи как базовой категории социального становления личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена общества, обладающего потенциальной готовностью и способностью вносить личностный вклад во благо развития общества и культуры в целом и рассматривающего данный вклад как важнейший смысл собственного существования;

— обосновано понятие добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность, определяющее продуктивную социализацию студенческой молодежи на основе субъект-субъектного подхода в теории и практике воспитательной работы с молодежью как практической добровольческой деятельности по предметному решению общественных проблем, осуществляемой без принуждения и оказывающей социализирующее влияние на современную студенческую молодежь;

— в результате культурно-исторической реконструкции движения ф> е—длософско-этической мысли выявлены и охарактеризованы четыре ственных вектора добровольчества, лежащие в основе его педагогической!. ~о потенциала проявления добровольческой активности человека в культу^рэ"—— положенные в дальнейшем в основу традиции добровольческой деятельно*. =. сти: героико-граждаискаявиктимно-моралистическаяпреобразовательна — жизнеутверждающая;

— теоретически разработана и экспериментально подтверждена концег-гпг: гция продуктивной социализации студенческой молодежи средствами добдр"* звольческой деятельности, обладающая значительным педагогическим потери циалом;

— выявлен внутренний механизм социализации студенческой моло, 7~тср жи в добровольческой деятельности, заключающийся в социально позитрзс ~ г—ь-ном эффекте проявления социально-личностных качеств в ситуации саг^Ег""=п1>-стоятельных инициативных действий и обеспечивающий притягательное г- -ь и нравственную мотивацию добровольческой деятельности, который леж^&Е^ст в основе ее педагогического потенциала;

— раскрыто содержание педагогических функций добровольческой дп^-ятельности, отражающих ее педагогический потенциал в социализации с денческой молодежи (функция социальной компетентности, идентифи: зционная функция, интегрирующая, личностно-развивающая, ценностввг~<= смысловая, профессионально-трудовая, созидательно-преобразовательна!— гуманистическая, духовно-нравственная и др.);

— на основе требований системно-структурного подхода разработз. лг модель эффективного педагогического сопровождения добровольческой дх^—^-ятельности молодежи, определены ее компоненты и установлены ИХ ВЗР? мосвязи;

— разработан комплекс организационно-педагогических условий р< лизации педагогического потенциала добровольческой деятельности в < циализации студенческой молодежи, экспериментально выявлена их роль в развитии личности.

Теоретическое значение исследования:

— теоретически разработана и экспериментально подтверждена концепция социализации молодежи в процессе добровольческой деятельности как участие студенческой молодежи в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;

— на основании требований системно-структурного подхода разработана теоретическая модель педагогического сопровождения добровольческой деятельности студенческой молодежи, определены ее компоненты и установлены их взаимосвязи;

— найдено новое направление конструирования процесса социализации студенческой молодежи на основе педагогического сопровождения добровольческой деятельности, где студенты занимают позицию субъекта и на основе подготовки к добровольческой деятельности включаются в длительные проекты, обеспечивающие их продуктивную социализацию как субъекта добровольческой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в опыте практической реализации добровольческой деятельности как побудительной модели социализации студенческой молодежи. Предложенные и апробированные в исследовании логика и содержание педагогического сопровождения добровольческой деятельности могут служить практическим задачам обеспечения социальной и воспитательной работы в молодежной среде.

Сформулированные в работе рекомендации по организации добровольческой деятельности дают возможность проведения адресного и педагогически корректного управления этой деятельностью, позволяют избежать ошибок и барьеров в ее осуществлении на практике.

Подготовленные в ходе исследования учебно-методические пособия, монография, научно-методические публикации освещают авторские обучающие программы и курсы подготовки к добровольческой деятельности, отражают прикладной опыт решения задач социализации студенческой молодежи посредством ее широкого приобщения к данной деятельности.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положений работы, использованием методов, релевантных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Добровольческая деятельность выражает модель побудительной социализации, которая противостоит принудительной модели и преодолевает ограниченность адаптивной модели социализации. Исходя из ценности позитивной свободы, и спонтанной деятельности, побудительная модель I нацелена на то, чтобы, влияя на личность, вызвать ее ответное влияние на социум и тем самым вызвать процесс самосоциализации. С этой целыо общество делегирует личности часть полномочий и компетенций, приглашая (побуждая) ее стать активным участником социокультурного процесса. Добровольческая деятельность как общественно полезная форма активности активизирует базовый внутренний механизм социализации молодежисоциально позитивный эффект проявления личностных качеств в ситуации самостоятельных инициативных действий.

2. Педагогический потенциал добровольческой деятельности позволяет активизировать внутренние механизмы формирования человека как гармонично развитой и социально ответственной личности за счет апеллирования к нравственным началам самосознания на основе добровольности. Добровольческая деятельность как средство продуктивной социализации студенческой молодежи, обеспечивающее решение насущных психологических и социально-педагогических задач развития личности в период молодости, оказывая позитивное влияние на социальную ситуацию развития, способствует развитию самосознания и самореализации молодого человека. Расширяя возможности поиска осмысленной деятельности, она способствует росту жизненной перспективы и формированию целостной картины мира и своего «Я» в нем, способствует преодолению парадоксальности молодежного сознания, выполняет благотворную роль в деле преодоления разобщенности и отчуждения в молодежной среде.

3. Педагогический потенциал добровольческой деятельности обусловлен ее философско-этической основой, заложенной социально-историческим опытом и традициями соединения в жизнедеятельности человека двух онтологических категорий его бытия — Свободы воли и Блага. Емкость формирующего потенциала добровольчества отражается в целостном этическом пространстве ее феноменологии, которое образуют следующие векторы добровольной активности: героико-гражданский, виктимно-моралистический, преобразовательский и жизнеутверждающий. Каждый из этих векторов как мотивационная модальность добровольчества отвечает соответствующему типу сознания — социоцентрическому, религиозному, антропоцентрическому, нравственному.

4. Структура добровольческой деятельности отражает ее нравственный потенциал и раскрывается в следующих категориях, определяющих ее построение на практике. Сфера добровольческой деятельности есть сфера заботы, внимания, социального участия и помощиее объект — это проблемные социогуманитарные явленияпредметом выступает помощь как технология социального содействия и участиясодержанием выступает общественно полезная деятельностьк адресатам добровольческой деятельности относятся социально незащищенные группы населения и все те, кто нуждается в помощимотивацией добровольческой деятельности служат внутренний долг, бескорыстное участие, любовь и совестьрезультат данной деятельности воплощается не только в материальном виде (улучшение условий существования и пр.), но и в моральном эффекте (доверие, солидарность, согласие, признательность, справедливость).

5. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в деле социализации молодежи раскрывается в присущих ей педагогических функциях, таких как: функция социальной компетентности, идентификационная функция, интегрирующая, личностно-развивающая, ценностно-смысловая, профессионально-трудовая, инновационно-инициативная, функция самосознания, созидательно-преобразовательная, функция гражданского воспитания, гуманистическая и нравственная функции. Педагогические возможности социализации молодежи в процессе добровольческой деятельности обусловлены тем, что рассматриваются как воспитательный, образовательный и развивающий процесс, направленный на социализацию личности студента, приобретение жизненных умений, активизирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников.

6. Актуализация социализирующего педагогического потенциала добровольческой деятельности студенческой молодежи обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий:

— обеспечение добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность;

— целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников;

— реализация долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях, научных статьях, докладах и тезисах выступлений. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научно-практических конференциях по проблемам добровольческого движения молодежи: 6 международных, 10 всероссийских, 45 региональных, 18 межвузовских и вузовских.

Материалы исследования соискателем использованы в практике организации добровольческой деятельности молодежи:

— при реализации международной программы «Добровольный социальный год в Москве» (долгосрочный договор между российской организацией «Федеральный информационный центр молодежных социальных программ» и германской стороной «Югентауфбауверк» г. Берлина с 1999 по 2008 г.);

— при выполнении исследовательских работ в рамках Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации (программа «Доброволец России»);

— при подготовке аналитических материалов и методических рекомендаций по заказу Департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Префектуры ЮВАО г. Москвы, Департамента культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Сургута, Международного центра семьи, молодежи и детей, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Фонда германо-российских международных молодежных обменов, Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска по проблемам организации и добровольческой деятельности и подготовки лидеров добровольческих движений;

— при разработке содержания программы курса для педагогов-психологов «Психолого-педагогическая работа с добровольцами» (92 часа);

— при реализации программы конкурса «Волонтер года ЮВАО» 2009— 2010 гг. в рамках поддержки Префектуры Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования позволили констатировать, что добровольческая деятельность обеспечивает базовый стимуляционный механизм социализации молодежи — она создает социально позитивный эффект проявления молодежью своих личностных качеств в ситуации самостоятельных инициативных действий.

Сконструированная и апробированная на формирующем этапе работы модель педагогического сопровождения добровольческой деятельности студенческой молодежи была нацелена на обеспечение ее педагогических функций и социализирующего механизма и предусматривала реализацию трех направлений деятельности: 1) создание благоприятной социальной среды добровольческой деятельности- 2) организация общественно полезной деятельности- 3) подготовка субъектов добровольческой деятельности. В качестве опорного принципа работы, соединяющего и активизирующего все направления добровольческой деятельность, выступал принцип комплиментарности. Он означает, что добровольческая деятельность должна отвечать стремлениям, ценностям, компетенциям ее субъектов, с одной стороны, и актуальным" потребностям и нуждам ее адресатов — с другой. Данный принцип отвечает идее побудительной социализации и пронизывает все формы и виды работ. Он направлен на обеспечение взаимопонимания, доверия и взаимного притяжения социума, добровольческой деятельности и личности.

Обобщение и систематизация результатов проделанной опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие педагогические условия активизации социализирующего потенциала добровольческой деятельности молодежи:

— обеспечение добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность;

— целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участниковреализация долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Полученные в исследовании результаты и сформулированные выводы в основном подтвердили правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная в рамках настоящего исследования теоретическая и опытно-экспериментальная работа позволила в основном реализовать выдвинутые задачи.

Развернутый комплексный теоретический анализ проблематики социализации молодежи и социокультурных основ добровольческой деятельности был осуществлен на базе методологии субъект-субъектного подхода к проблеме социализации. Данный подход полагает личностное измерение социализации, в котором индивид и социум выступают как обусловливающие друг друга, взаимодействующие начала становления личности. При этом личность, представляя собой некую целостность, воплощает в себе единство индивидуального и социального в человеке и, выступая как динамическое образование, выражает диалектику единства единичного, особенного и общего.

В рамках личностного измерения социализации в работе был сформулирован ряд важных методологических положений, позволивших разрабатывать категорию добровольческой деятельности в качестве социализирующего фактора и феномена:

1. Социализация представляется как процесс развития личности и выступает как важная сторона становления человека, превращения его в дееспособного члена общества, а потому вне личностного контекста термин «социализация» применительно к человеку утрачивает предметность и объяснительную силу.

2. В процессе социализации социальное и индивидуально-природное начала развития личности существуют в неразрывном единстве, между ними нет исходного противостояния, противоречия.

3. Личность как носитель сознания, воли и самосознания отличается тем, что действует добровольно, в силу чего полноценная социализация складывается на основах добровольной деятельности человека.

В работе сформулировано понятие продуктивной социализации как характеристики результирующего действия добровольческой деятельности. Данное понятие означает процесс и результат становления личности в качестве компетентногодееспособного и полноправного члена общества, обладающего готовностью и способностью вносить личностный вклад во • благо, развития общества и культуры в целом и рассматривающего данный вклад как важнейший смысл собственного, существования.

В исследовании раскрыты значительные, возможности: добровольческой деятельности в деле социализации молодежи, которые вытекают из самого характера и содержания этой деятельности, отвечающих решению насущных психологических и социокультурных задач развития личности в период молодости. Оказывая позитивное влияние на социальную ситуацию развития, эта, деятельность способствует развитию самосознания и самореализации молодогочеловекам Расширяя возможности поиска осмысленнойдеятельности, она способствует росту жизненной перспективы и формированию целостной картины мира и своего «Я» в нем, способствует преодолению парадоксальности молодежного сознания, выполняет благотворную роль в деле преодоления разобщенности и отчуждения в молодежной среде.

В результате культурно-исторической реконструкции движения философско-этической мысли были выявлены четыре этических вектора добровольчества-, лежащие в основе его педагогического потенциала и образующие целостное этическое пространство феноменологии и мотивации добровольческой деятельности: героико-гражданский, виктимно-моралистический, преобразовательский и жизнеутверждающий. Каждый из этих векторов как определенная модальность добровольчества отвечает соответствующему типу сознания — социоцентрическому, религиозному, антропоцентрическому, нравственному.

В ходе обобщения исторического и современного опыта отечественного добровольческого движения в работе была осуществлена педагогическая трактовка основных категорий добровольческой деятельности, позволяющая оперировать общим* тезаурусом в исследовании сферы и пространства добровольчества в деле социализации молодежи (сфера добровольческой деятельности, объект, предмет, содержание, направленность, адресаты, мотивация, результат). В частности, сфера компетентности добровольческой деятельности представляется как сфера заботы, внимания, социального участия и помощиее объект — это проблемные социогуманитарные явленияпредметом выступает помощь как технология социального содействия и участиясодержанием выступает общественно полезная деятельностьк адресатам добровольческой деятельности'1 относятся социально незащищенные группы населения и все те, кто нуждается в помощимотивацией добровольческой деятельности служит внутренний долг, бескорыстное участие, любовь и совестьрезультат данной деятельности воплощается' не только в материальном виде (улучшение условий существования и пр.), но и в моральном эффекте (доверие, солидарность, согласие, признательность, справедливость).

В целях определения социализирующего статуса и характеристик добровольческой деятельности в исследовании была разработана и апробирована концепция педагогического измерения существующих практик социализации, которая представлена как гшфлюативная концепция социализации. Определяя и дифференцируя характер формирующих воздействий социума на человека, данная концепция позволяет выделить три сложившиеся в культуре модели социализации — принудительную, адаптивную и побудительную. Добровольческая деятельность по характеру своего воздействия на личность выражает модель побудительной социализации, которая противостоит принудительной модели и преодолевает ограниченность адаптивной модели. Исходя из ценности позитивной свободы и спонтанной деятельности, побудительная модель нацелена на то, чтобы, влияя на личность, вызвать ее ответное влияние на социум и тем самым вызвать процесс самосоциализации. С этой целью общество делегирует личности часть полномочий и компетенций, приглашая (побуждая) ее стать активным участником социокультурного процесса.

Выстроенная в исследовании опытно-экспериментальная работа основывалась на идее и принципе побудительной социализации и заключалась в развертывании педагогической работы по обеспечению и поддержке добровольческой деятельности среди студенческой молодежи.

Проведенные на констатирующем этапе анализ и обобщение социально-педагогического опыта обеспечения современного добровольчества позволили выявить педагогические функции добровольческой деятельности, такие как: функция социальной компетентности, идентификационная функция, интегрирующая, личностно-развивающая, ценностно-смысловая, профессионально-трудовая, инновационно-инициативная, функция самосознания, созидательно-преобразовательная, функция гражданского воспитания, гуманистическая и духовно-нравственная функции. В совокупности, данных функций отражается педагогический потенциал добровольческой деятельности, который складывается в целом из трех основных составляющих: 1) обучающая — развитие социальной компетентности, формирование профессионально-трудовых навыков- 2) развивающая — рост самосознания, развитие способностей к самоопределению- 3) воспитывающая — формирование гражданских, морально-нравственных качеств личности.

В ходе работы было также установлено, что добровольческая деятельность служит действенным инструментом воспитания молодежи, если она вводит ее в сферу заботы, внимания, социального участия и помощиучит разрешению проблемных социогуманитарных явленийвостребует духовные мотивы бытия личности (бескорыстное участие, внутренний долг, любовь и совесть) — а также приводит к укреплению доверия, солидарности, согласия, признательности, справедливости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности : дис. канд. психол. наук. Кемерово, 2008. -162 с.
  3. В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1990. — 158 с.
  4. О.П. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. M.: CAF, Российское представительство, 1994.
  5. C.B. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития // Ценностный мир современной молодежи. — М.: Социум, 1994.-С. 151−153.
  6. .Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971.-С. 145−167.
  7. Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. М., 1996. — 376 с.
  8. В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. — М.: Наука, 1970.
  9. Антология социальной работы: в 5 т. Т. 1: История социальной помощи в России / сост. М. В. Фирсов. М., 1994.
  10. Армия спасения. — М.: Институт молодежи, 1992.
  11. А.Г. Психология личности : учебник. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  12. В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 1998. — 400 с.
  13. В.И., Потапова Е. П., Согомонов Ю. В. Выбор будущего: К новой воспитательной деонтологии. Томск, 1991.
  14. В.В. Добровольцы в социальных учреждениях. Тюмень: БФРГТ, 2001.
  15. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  16. Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание легчности в кризисном обществе. М., 1995.
  17. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  18. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  20. . М. : Изд. Московской Патриархии. 4-е изд., 1983. — 1372. с.
  21. К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании. URL: http://www.sbornet.rn
  22. Г. П. Люди помогают людям. Книга о добровольчестве. — М., 1995.
  23. Г. П. Развитие добровольческого движения инстрзшент построения гражданского общества // Мир добровольцев. 1999. № 8.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23−34.
  26. Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников : дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2007. — 250 с.
  27. В.Г. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. — М.: РАО, 1994.- 109 с.
  28. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. -268 с.
  29. С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи- Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909−1910.-М.: Мол. гвардия, 1991.-С. 43−85.
  30. К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. Вып. 1.-М., 1992.
  31. A.M. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания социальной помощи и организации социальной работы. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России / Социальная работа. М., 1992. Вып. 6.
  32. Ю.Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социс: Социол. исследования. 2006. № 6.
  33. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А. и др. Практикум по социологии молодежи. М., 2000.
  34. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи : учеб. пособие. -Екатеринбург — Н. Тагил, 1995.
  35. П.В. История благотворительности в России. Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. СПб. М.: ИПО «Полигран», 1994.
  36. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / сост. C.B. Тетерский — под ред. Л. Е. Никитиной. M: ACADEMIA, 2000.
  37. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3. — С. 5−328.
  38. Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. — С. 11−275.
  39. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. 4. М.: Изд. АН СССР, 1959.
  40. Г. В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 1. М., 1968.
  41. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч. М.: Госполитиздат, 1956. T. III.
  42. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 3. М., 1972.
  43. В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.
  44. С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. -М., 2003.
  45. В.А. Российская молодежь в начале XXI века: ее социальный образ для нас и для мира // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. М., 2008. № 2. С. 24−37.
  46. Т. О свободе и необходимости // Избр. произв.: в 2 т. Т. 1. — М., 1965.
  47. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  48. Гражданские инициативы и будущее России / под ред. М. И. Либоракиной, В. Н. Якимца. М.: Школа культурной политики, 1997.
  49. Гражданский призыв (Серия «Молодежь на службе обществу») / сост. и гл. ред. М. А. Слободская. М.: Институт проблем гражданского общества, 2002.
  50. A.B. Организационно-педагогические условия социализации молодежи в деятельности общественных объединений : дис.. канд. пед. наук. -Кострома, 2006. 188 с.
  51. A.B. Кант. М.: Молодая гвардия, 1977. — 304 с.
  52. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Айрис-Пресс, 2008. — 559 с.
  53. А.Я. Средневековый мир. М., 1990.
  54. A.A. Этика доброй воли / Кант И. Лекции по этике. — М.: Республика, 2000.
  55. A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. — 589 с.
  56. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
  57. Н.И., Прихожан A.M. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987. С. 5−95.
  58. С.Б. Философия добровольчества. Изд-во www.fox.ivlim.ru, 2005.
  59. Добровольцы в социальных учреждениях / автор-сост. В. В. Барова. -Тюмень, 2001.
  60. Добровольцы и добровольчество. Ростов-на-Дону, 2001.
  61. .И. Потребность, отношения- и направленность личности // Вопр. психол. 1973. № 5. С. 18−29.
  62. Ф.М. Житие великого грешника // собр. соч.: в 30 т. JI.: Наука, 1976. Т. 9.
  63. Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 4. М., 1976.
  64. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: МГУ, 2000. — 344 с.
  65. . Массовая религиозная культура в России (тенденции 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. 2004. Май июнь.
  66. Э. Метод социологии. Киев — Харьков, 1899.
  67. А.И. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5−9.
  68. H.A. Поколение живущих как надо // Независимая газета. 2008. 16 сентября.
  69. Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003. — С. 13−14.
  70. Ю.А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. — С. 37−47.
  71. Из опыта поддержки общественных инициатив и добровольчества: сб. -М.: Беловодье, 1998. 96 с.
  72. Э.В. Что такое личность? // Философия и культура. М., 1991.
  73. И.М. Образование. Молодежь. Человек. Ы- • Изд-во МосГУ, 2006. — 560 с.
  74. И.М. Тихая холодная гражданская война X/ Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гум^литарного университета. М., 2008. № 2. — С. 5−10.
  75. Х.Г. Соотношение самооценки и некоторых коз>-<1понентов умственных способностей : автореф. дис.. канд. психол. наук. IV^IT-, 1989. -19 с.
  76. Итоговая брошюра проекта «Добровольчество — созидательнее"*** ресурс для развития деятельности НКО». СПб.: Благотворительное общество «Невский ангел», 2001.
  77. Кадровый ответ (Серия «Молодежь на службе обществу») / с^-ост. и гл. ред. М. А. Слободская. М.: Институт проблем гражданского обществ^-^" 2002.
  78. H.A. Я, ты, сообщество. Центр «Сотрудничество», 1
  79. H.A. Будем здоровы! Добровольческаяесампания общественно-активных школ. Красноярск, 2002.
  80. H.A. Общественно-активные школы: опыт добровс^-льческих инициатив Центра «Сотрудничество». — Красноярск, 2002.
  81. Как стать добровольцем? (Методические рекомендации по орг-=^низации добровольческого движения в Ярославле). Ярославль, 2005.
  82. И. Соч.: в 6 т. Т. 3. М., 1964.
  83. И. Соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1965.84а.Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Пед^са-гогика, 1982.
  84. В.Х. Основы метода. М. — JI.: Госиздат, 1928. — 115
  85. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М- — 156 с.
  86. Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Ютейнер — ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2004. — С. 24.
  87. С. Интеллигенции глазами народа // Социальная реальность, 2008. № 2.-С. 5−19.
  88. С.А., Сербов И. И. Очерки истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М., 1910.
  89. Т.Г., Смердов O.A. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости. Кемерово: НИКАЛС, 2000. — 79 с.
  90. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопр. психологии, 1987. № 3. — С. 41−49.
  91. А.И., Луков Вал.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999.
  92. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. -С. 109−115.
  93. А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. М.: Социум, 1996.
  94. Е.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников : автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1987. -21 с.
  95. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  96. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1983. -335 с.
  97. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  98. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  99. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -191 с.
  100. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 268 с.
  101. В.А. Институциональные основы социализации учащейся молодежи : автореф. дис. канд. социол. наук. — М., 2009. — 22 с.
  102. Е.Д. К проблеме экстремизма в молодежной среде // Социальные риски в современном поликультурном обществе: Психологические и педагогические аспекты. Тверь, 2008. С. 33−35.
  103. O.E. Гуманистическая и православная педагогическая традиции в свете проблем создания новой системы отечественного образования // Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного образования. -М.- JL, 1993.
  104. Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. № 5. С. 11−22.
  105. П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. — М.: Наука, 1995.
  106. JI.A. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: дис. д-ра социол. наук. М., 2006.
  107. И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1997. — 294 с.
  108. В.К. Социополитическая динамика российского общества: 2000−2006.-М., 2007.
  109. С.И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. -М., 2004.
  110. В.П. Лекции по истории западной философии. М., 2000.
  111. Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. — М. — Л., 1936.
  112. М., Флямер М., Якимец В. Социальное партнерство: заметки о формировании гражданского общества в России. — М.: Школа культурной политики, 1996.
  113. . Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
  114. В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социол. исслед. 2002. № 7. С. 113.
  115. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие. СПб., 2000.
  116. Личностно-ориентированная социология: пер. с англ. — М., 2004.
  117. А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М.: Мол. гвард^ 1993.
  118. А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука. 1977.
  119. Люди помогают людям: Книга о добровольчестве. — М.: Цент добровольцев «Московский дом милосердия», 1995.
  120. A.C. Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. М-Педагогика, 1984.
  121. Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов, волонтерской деятельности : дис.. канд. пед. наук. Благовещенск, 2 006 134 с.
  122. А. Софисты. — Баку, 1940. Вып. 1.
  123. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1 Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1988. —XVIII, 891 с.
  124. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Избраншь" сочинения: в 9 т. Т. 2. М., 1985.
  125. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М., 1974.
  126. Мартин Лютер. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. ФилософсьсЕ^ произведения. М., 1986. С. 290−545.
  127. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -МГУ, 1982.
  128. Материалы исследования «Состояние и перспективы социально добровольчества в России» / рук. C.B. Алещенок, С. И. Григорьев, A.A. Козлов. М.: Центр гуманитарных исследований и проектов Восток — Запад, 1994.
  129. B.C. Становление индивидуальности и социализации индивидуума // Проблемы личности: материалы симпозиума. — М., 1970.
  130. Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум гг социальной психологии. М., 1984.
  131. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. М.: Наука, 1988.
  132. Милосердие: учеб. пособие / под ред. М. П. Мчедлова. М.: Российская политическая энциклопеди", 1998.
  133. Р. Как обеспечить взаимовыгодный диалог с местными органами власти: В помощь НПО. — М.: Национальный демократический институт международных отношений, 1997.
  134. В.В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы : дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004. — 221 с.
  135. О.В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников : дис.. канд. пед. наук. -М., 2004. 158 с.
  136. Н.К. Избранные труды по социологии : в 2 т. — СПб.: Алетейя, 1998.
  137. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы, мнения. — Ростов-на-Дону, 2003. 192 с.
  138. Молодая передовая (Серия «Молодежь на службе обществу») / сост. и гл. ред. М. А. Слободская. М.: Институт проблем гражданского общества, 2002.
  139. Молодежная общественно полезная деятельности в России. — М.: «Созидание», 2005. 104 с.
  140. Молодежное движение в России в документах (1905−1938 гг.). М.: ЮМП Пресс, 1999.
  141. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37−47).
  142. Молодежь будущее России. Ч. 1.-Екатеринбург, 1996.
  143. Молодежь в действии. Аналитический сборник / автор-составитель Е. А. Панова. M.: МОО «Ассоциация юных лидеров», Изд-во «УРСС», 2001.
  144. M.B. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений : дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. — 166 с.
  145. Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность. — М., 1998.
  146. Положение молодежи в России. Аналитический доклад. М.: Машмир, 2005.- 168 с.
  147. Н.Л. Групповые и личностные факторы ' социально-психологического климата волонтерских объединений : автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006.
  148. Л. Скромное обаяние криминала против тщетных усилий тюрьмы // Социальная реальность, 2006. № 1. — С. 38−50.
  149. Проблемы социализации индивида // Ученые записки ЛГУ. Вып. 6. — Л., 1971.
  150. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / отв. ред. B.C. Мухина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. -134 с.
  151. Психология развивающейся личности / под ред. A.B. Петровского. -М., 1987.
  152. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002 (англ. 1984).
  153. Распределение численности населения Российской Федерации по полу и возрастным группам на 1 января 2008 года / Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.rn/freedoc/2008/demo/nas-pol08.htm
  154. . История западной философии : в 3 кн. 2-е изд. -Новосибирск, 1997. 815 с.
  155. В.М. Антропология русского народничества : автореф.. дис. канд. философ, наук. СПб., 2008.
  156. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  157. О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2005. -112 с.
  158. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. — С. 87−103.
  159. Российская молодежь какая она? // Аргументы и факты, 2004. № 34.
  160. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  161. .Ж. Пед. соч.: в 2 т. М., 1981.
  162. A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.
  163. .А. Молодежь и становление новой России // Социол. исслед. 1998. № 5.
  164. Сборник методических пособий для руководителей, персонала и добровольцев некоммерческих организаций. — СПб.: Благотворительное общество «Невский ангел», 2001.
  165. В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2004. № 1.
  166. В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исследования. 2007. № 4. С. 37−43.
  167. В.Е., Юрков Е. Е. Русская речь в современной России: тенденции развития (по результатам социологического исследования). СПб.: Политехника, 2004.
  168. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  169. JI.E. Волонтерство как аксиологическая составляющая в современном высшем образовании // «Альма-матер» (Вестник высшей школы). 2006. № 11.
  170. JI.E. Организация добровольческой деятельности в городской среде : учебно-методическое пособие. — М., 2008. — 212 с.
  171. С., Львова М. Волонтеры глазами «нормальных» людей // Вестник благотворительности. 2000. № 3 (45).
  172. В.А. Дидактика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  173. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Академия, 2000. — 216 с.
  174. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 280 с.
  175. В.А., Шутенко А. И., Шутенко E.H. Ментальные характеристики современной студенческой молодежи // Вестник высшей школы Aima mater. M., 2007. № 7. — С. 13−18.
  176. Г. С. Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1973.
  177. Н.Ю. Добровольцы в вашей организации. Новосибирск: МОФ «Сибирский центр поддержки социальных инициатив», 1997.
  178. Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. -Новосибирск: МОФ «Сибирский центр поддержки социальных инициатив» (2-е изд.), 2002.
  179. Н.Ю. Сеть добровольческих центров — сеть ресурсных центров сообщества. // Горизонтали третьего сектора / сост. Е. В. Ковалевская, Г. С. Шведов. М.: Институт «Открытое общество», «Информационное агентство «МЕМО.РУ», 2002. — С. 74−77.
  180. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  181. B.C. Смысл любви // Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1988.
  182. B.C. Оправдание добра. Нравственная- философия // Соч.: в 2 т. Т. 1. -М-: Мысль, 1988. С. 47−549.
  183. П.А. Система социологии. Пг.: Колос, 1920. Т. 1.
  184. П.А. Человек, цивилизация, общество.-М., 1992.
  185. Социализация личности начинается с добровольчества: Сборник материалов по реализации проекта «Community service создавая: е сети молодежных добровольческих центров в Новосибирской области». Летопись успеха. — Новосибирск, 2001. — 56 с.
  186. Социальная работа: Методология, теория, технологии :.учеб. пособие: в 2 ч. / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: Изд-во ПМУЦ, 1998.
  187. Социальное партнерство. Заметки о формировании! гражданского общества в России. М.: Школа культурной: политики, 1996.
  188. Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / под ред. В. Е. Семеннова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
  189. Социальный капитал / сост. и ред. Е.А. Панова- М.: Созидание, 2003.
  190. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
  191. Студенты как волонтеры общественных организаций! Комитет за гражданские права. М., 1999.
  192. Сухомлинский В, А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Киев, 1979—1980.
  193. Сшив МакКарлей, Рик Линч. Добровольцы: Как их найти? ЗКак их удержать? М.: Радуга, 1994.
  194. Сшив МакКарлей, Рик Линч. Основы руководства добровольцами. М.: Радуга, 1994.
  195. А. По другую сторону баррикад // Дружба народов. 2007. № 1.
  196. Г. Законы подражания. СПб., 1899.
  197. Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., 1965.
  198. Теория и практика волонтерского движения. Саратов, 2003.
  199. .Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс: Социол. исслед. 2001. № 6.-С. 8−14.
  200. .Т. Парадоксальный человек. М., 2001.
  201. .Т. Социология. М., 1994.
  202. Т.М. Волонтерское движение в колледжах США // Сред, проф. образование. 2001. № 10. С. 45−47.
  203. Уставы добровольных обществ. Сборник нормативных актов: в 2 тх. -М., 1986.
  204. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  205. Л. Избр. филос. произв. Т. 1−2. — М., 1955.241а. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М.: МПА, 1995.
  206. Ф.Р. Молодежь // Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
  207. Философия: учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристъ. 2004. — 520 с.
  208. Философско-энциклопедический словарь. М., 1982.
  209. Г. И. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1.
  210. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  211. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  212. И.Т. Введение в философию : учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. — 623 с.
  213. Э. Бегство от свободы : пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993. — 272 с.
  214. A.C. Соч. Т. 1.-М., 1900.
  215. Хотите заказать волонтера? // Вестник благотворительности. 1997. № 5−6 (3−34).
  216. A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». URL: www/eidos.ru/news/compet/htm
  217. A.B. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001.
  218. Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении : дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 160 с.
  219. М. Психология жизненной среды. -М., 1989.
  220. В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. С. 9−11.257а. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. — М., 1980.
  221. А. Благоговение перед жизнью : пер с нем. М.: Прогресс, 1992.-576 с.
  222. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.
  223. Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Предуведомление) // Соч.: в 2 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1989.
  224. Г. Манипуляторы сознанием : пер. с англ. М.: Мысль, 1980.-326 с.
  225. А. Мир как воля и представление. М., 1909.
  226. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1.-М., 1993.
  227. В.И. Требование времени: не новый рационализм, в новое мировоззрение // Філософія. Культура. Життя. Вып. № 27. Днепропетровск, 2006.
  228. Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов Арзамасского пед. ин-та в воспитательно-трудовой колонии // Вестник социальной и психокоррекционной работы. М., 2005. № 1. — С. 49−56.
  229. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  230. Энергия добра (Серия «Молодежь на службе обществу») / сост. и гл. ред. М. А. Слободская. М.: Институт проблем гражданского общества, 2002.
  231. Э. Детство и общество. — СПб., 1996. 589 с.
  232. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — 231 с.
  233. A.B., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru
  234. М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения // Социологические исследования. 2006. № 10. — С. 78−87.
  235. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М., 2000.- 112 с.
  236. Appel-Miller Р., Janffret М. Les enfants du siele. P., 1986.
  237. Baacke D. Jugend und Jugend Kulturen: Darstellung und Deutung. — Munchen, 1987.273a. Bandura A. Social-learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1977.-247 p.
  238. Bednarik K. The Young Worker of Today. A New Type. Michigan, 1958.
  239. Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture. L., 1980.
  240. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Cambridge MA: Harvard University Press. — 1979.
  241. Cohen Ph. Rethinking the Youth Question. Education, Labour and Cultural Studies.-L., 1997.
  242. Coleman J. C. The nature of adolescence. L. N. Y., 1980. — 214 p.
  243. Collier P., Horowitz L. Destructive generation: Second Thoughts about the Sixties.-N. Y., 1989.
  244. Cooley C.H. Human nature and the social order. -N. Y., 1964. 480 p.
  245. J.S. (ed.). Youth Culture: Identity in a Postmodern World. Oxford, 1998.
  246. Fromm E. The Art of Loving. -N. Y.: Harper & Brothers, 1956.
  247. Galland O. Sociologie de a Jeunes. P., 1991.
  248. Giddings F.P. The theory of socialisation. N. Y., 1897.
  249. Haidegger M. Sein und Zeit. 7-te unvetand Hufl. Tubingen, Niemeger, 1953.
  250. Harre R. Personal being. Oxford: Blackwell, 1983.
  251. Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. -L., 1979.
  252. Hollstein W. Die Gespaltene Generation: Jugendliche Zwischen Aufbruch. -Bonn, 1983.
  253. Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendental Pnanomenologie. Hamburg, 1982.
  254. Keniston K. The Uncommitted: Alienated Youth in American Society. -N.Y., 1965.
  255. Kohlberg L., Moral development and identification / Child psychology. -University of Chicago Press, 1963. P. 277−332.291a. Levinson D.J. The Seasons of a Man’s Life. New York, 1979.
  256. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. — 512 p.
  257. Page G.T., Thomas J.B., Marshall A.R. International Dictionary of Education.-L., 1977.
  258. Parsons T. The social system. Glencoe, 1952.
  259. Puuronen V. Marginalization and Youth Subcultures // Unification and Marginalization of Young People. Helsinki, 1998.
  260. Reich Ch. Consciousness III. The New Generation // Emerging Social Issues. A Sociological Perspective. N. Y., 1975.
  261. Roszak Th. Person-Planet the Creative Desintegration of Industrial Society.-N. Y., 1979.
  262. Roszak Th. The Making of Counter Culture. -N. Y., 1969.
  263. Sartre J.-P. L’etre et le neant. P., 1943.
  264. Schelsky H. Die skeptish generation. Sociologie der Deutschen Jugend. -Koln, 1958.
  265. The International Encyclopedia of Education / Research & studies. -Oxford, 1985.
  266. Van der Linden F. Adolescent Lifeworld. Amsterdam, 1991.
  267. Wentrworth W.M. Context & undemanding: an inquiry into socialization theory.-N. Y., 1980.
  268. Youth Cultures: A Cross Cultural Perspectives / V. Amit-Talai, H. Wulff (eds.).-L., 1995.
Заполнить форму текущей работой