Управление учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью (1 курс языкового педагогического вуза)
Недостаточно высоким уровнем владения студентами видами речевой деятельности, в частности говорением в диалогической форме на иностранном языке. Это выражается в «наличии ошибок в высказываниях студентов, в использовании учащимися заученных наизусть предложений и целых фраз для выражения собственных мыслей вместо продуктивного использования языковых средств иностранного языка» (54, 5). Диалоги… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью
- 1. 1. Психолого-педагогические проблемы управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью
- 1. 2. Типы, виды и средства управления учебной деятельностью студентов при овладении диалогической речью
- 1. 3. Психолингвистические проблемы создания комплекса упражнений как важнейшего средства управления формированием диалогических умений
- 1. 4. Комплекс упражнений по обучению диалогической речи студен тов 1 курса языкового педагогического вуза
- Выводы по главе I
- Глава II. Методика управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью
- 2. 1. Система заданий для управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речыо
- 2. 2. Экспериментальное исследование управления учебной деятельностью студентов при овладении диалогической речью
- Выводы по главе II
Управление учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью (1 курс языкового педагогического вуза) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управлению учебной деятельностью студентов в последние десятилетия уделяется большое внимание отечественными и зарубежными исследователями. Возросший интерес педагогов и методистов к вопросам управления учением при овладении иностранным языком определяется следующими факторами:
1) гуманизацией образования и выявлением допустимого предела вторжения преподавателя в учебную деятельность студентов (156, 4- 165, 55) «с переосмыслением степени свободы, которую получает учащийся в выборе содержания, стратегий и средств. учения'1 (3, 17);
2) упрочением личностно-ориентированного подхода в учебном процессе, согласно которому приоритет принадлежит личности студента, его потребностям, интересам и желаниям (89);
3) недостаточно высоким уровнем владения студентами видами речевой деятельности, в частности говорением в диалогической форме на иностранном языке. Это выражается в «наличии ошибок в высказываниях студентов, в использовании учащимися заученных наизусть предложений и целых фраз для выражения собственных мыслей вместо продуктивного использования языковых средств иностранного языка» (54, 5). Диалоги студентов нередко страдают отсутствием реальной обращенности к собеседнику и ситуативной обусловленности (146, 188- 14, 13);
4) неумением студентовпервокурсников правильно организовывать свою учебную деятельность по овладению иноязычными речевыми умениями в связи с наличием особых форм организации учебного процесса в вузе, отличных от школьных (14, 10- 100, 208), что приводит к низкому проценту успеваемости, большому проценту отсева, высокому уровню заболеваемости (10- 15- 37- 69- 74- 106, 91);
5) недооценкой преподавателем эффективности и преимуществ партнерского общения со студентами на занятии (86- 146), использованием на занятии однообразных видов управления, как правило ограничивающихся работой в режиме «преподаватель — студент «или «студент — студент» ;
6) недооценкой роли обратной связи (вербальной и экстралингвистической) в учебном процессе, которая «выпадает из поля зрения как преподавателя, так и самих студентов'1 (146, 189), в то время как обратная связь отражает «контрольную фазу коммуникативного акта и может быть эффективным инструментом управления речевой деятельностью» (146, 189- 100,67- 156, 108);
7) недостаточной разработанностью в методике преподавания иностранных языков проблем управления учебной деятельностью студентов с учетом современных требований к учебному процессу (156, 108).
Салисгра И.Д. одной из нерешенных проблем методики называет установление того, «какие объекты подвергаются воздействию при регулировании определенной стороны учебного действия (например, его содержания), каковы средства и способы этого воздействия и какова детерминирующая сила перечисленных факторов» (124, 30).
В свете сказанного вопросы управления учебной деятельностью студентов приобретают особую актуальность.
Под управлением учебной деятельностью студентов (УУДС) в работе понимается комплекс обучающих воздействий преподавателя при планировании учебных занятий и при непосредственном взаимодействии преподавателя и студентов в процессе выполнения упражнений, который направляет деятельность учения студентов по овладению иноязычными речевыми умениями.
Комплекс обучающих воздействий преподавателя предполагает организацию и регулирование учебной деятельности студентов, характеризующейся индивидуальными различиями. Целью обучающих воздействий преподавателя является поддержание физической и психической (особенно интеллектуальной и эмоциональной) готовности студентов к овладению умениями в говорении.
Общие проблемы управления учением рассматриваются в работах Бабанского Ю. К. (5), Гальперина П. Я. (31−35), Давыдова В. В. (38- 39), Есипович К. Б. (47- 48- 49), Котова В. Е. (68), Палкина Ю. И. (98), Растригина Л. А. (115- 119) и др. (77- 169- 170- 171- 175- 178- 179- 181- 183).
Частные вопросы управления учебной деятельностью студентов на основе алгоритмизации и программирования успешно разрабатываются Архангельским С. И. (4), Беспалько В. П. (12- 13), Бурденюк Г. М. (24), Ительсоном Л. Б. (57- 58), Кудрявцевым Т. В. (71), Ландой Л. Н. (75), Матюшкиным A.M. (87), Павловой И.ГТ. (97), Талы чиной 11.Ф. (136) и др.
Проблемы управления учебной деятельностью студентов (УУДС) по овладению иноязычной речевой деятельностью не получили достаточного внимания учёных. В методике обучения иностранным языкам исследовались в основном проблемы программированного обучения (23- 47- 82- 95- 97- 160). Методисты также подробно изучают узкие вопросы управления учебной деятельностью студентов. Бурденюк Г. М. (24) успешно разрабатывает проблемы управления самостоятельной деятельностью студентов, Стояновский A.M. (135) — управление познавательной деятельностью студентов на основе ситуаций. Карих Т. В. (63) рассматривает вопросы управления учебной деятельностью учащихся при обучении аудированиюШур В.М. (161) — управление внеаудиторной работой студентов на основе прогнозного сценария. Изучаются проблемы управления учебной деятельностью учащихся с использованием опор в виде денотатных карт (Зайцева Л.П. (50) и тематического диалога (140), а также вопросы управления учебной деятельностью студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иноязычному общению (Скалчинская П.М. (129) и др. (143). Следует отметить, что в рамках данного диссертационного исследования термин «учащийся» понимается в широком смысле слова, как обучаемый среднего специального и высшего учебного заведения.
Исследования указанных авторов внесли большой вклад в решение проблем, связанных с управлением учебной деятельностью студентов. Во-первых, были выделены и научно обоснованы стадии становления умения (Гальперин П.Я.). Во-вторых, была разработана система этапов учебной деятельности студентов, согласно которой студент продвигается от репродуктивных умений к творческим (Беспалько В.П., Есипович К. Б., Палкин Ю. И., Растригин Л.Л.). В третьих, была исследована эффективность использования отдельных средств управления учебной деятельностью студентов, както: ситуаций (81- 135), прогнозного сценария (161), упражнений (67), тематических опорных диалогов-образцов (18), звукозаписи и различных технических средств обучения (21- 26- 60- 151), предметного плана речевой деятельности (50) и т. д.
Методистами исследовались особенности обучения диалогу в учебных заведениях разного типа (110), отдельные диалогические умения (20- 133- 148).
Благодаря исследованиям вышеперечисленных авторов была внесена четкость в определение целей, задач и функций участников управляемого учебного процесса — студентов и преподавателя.
Однако авторы вышеперечисленных исследователей понимают управление достаточно широко, как перевод управляемой системы из одного состояния в другое (129- 36). При этом рассматриваются определенные этапы формирования умений, основанные на теории речевой деятельности Зимней И. А. (52- 53), разрабатываются проблемы управления механизмами оформления высказывания посредством создания различных систем упражнений для формирования у студентов умений диалогической речи с использованием тою или иного средства управления. Несомненно, что разработанные системы упражнений теоретически обоснованы, практически апробированы и являются эффективными. Тем не менее, наблюдения за учебным процессом дают основания полагать, что при решении проблем, связанных с управлением, следует учитывать также трудности, которые испытывают обучаемые в ходе реализации запланированной учебной деятельности при выполнении обучающих заданий, т. е. необходимо обращать внимание на организационную сторону процесса обучения в аудитории. Трудности в учебной деятельности студентов возникают вследствие индивидуальных различий учащихся, что находит выражение в выборе студентами средств и способов учебной деятельности (104- 112- 138). Сказанное означает, что на современном этапе управление учебной деятельностью обучаемых необходимо рассматривать с двух сторон:
1) совершенствование системы упражнений, предназначенной для студентов;
2) совершенствование деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов в процессе выполнения обучающих приёмов. Совершенствование деятельности преподавателя предполагает:
1) умение диагностировать и прогнозировать возможные трудности в учебной деятельности студентов;
2) умение планировать собственную обучающую деятельность и учебную деятельность студентов с учетом прогнозируемых трудностей;
3) умение регулировать обучающую деятельность и учебную деятельность студентов на занятии, используя при этом различные типы, виды и средства управления;
4) умение оценивать эффективность и корректировать деятельность преподавателя и учебную деятельность студентов (93- с)4, 86).
Управление учебной деятельностью студентов по овладению говорением на английском языке предполагает использование различных видов, типов и средств управляющих воздействий преподана геля, обусловленных различиями в учебной деятельности студентов. Подобного рода управление учебной деятельностью студентов означает повышение активности и инициативности учащихся в учебном процессе, обеспечивает творческий подход к выбору содержания высказывания и языковых средств его оформления, создаёт условия для самоконтроля и самокоррекции.
На основании анализа имеющейся психологической, методической и педагогической литературы была выдвинута предварительная гипотеза исследования.
Овладение диалогической речью студентами 1 курса языкового педагогического вуза будет более эффективным при условии если:
1) УУДС по овладению диалогическими умениями будет носить поэтапный характер и регулирование учебной деятельности студентов будет строиться на основе использования соответствующих каждому этапу приёмов управления (упражнений);
2) в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и студентов будут использоваться различные типы, виды и средства управления в зависимости от индивидуальных особенностей учебной деятельности студентов.
Цель исследования состоит в выявлении оптимальных типов, видов и средств управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью.
Объектом исследования является учебная деятельность студентов 1 курса по овладению диалогической речью с учётом индивидуальных различий студентов, а также обучающая деятельность преподавателя в процессе обучения.
Предметом исследования выступает управление учебной деятельностью студентов на основе использования различных видов, типов и средств управляющего воздействия преподавателя.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении процесса управления с двух сторон:
1) управление как комплекс обучающих воздействий преподавателя, учитывающий последовательность порождения высказывания и осуществляемый через посредство поэтапного планирования приёмов управления (упражнений);
2) управление как технологический процесс, в основе которого лежит организация и регулирование учебной деятельности студентов в процессе их взаимодействия с преподавателем на занятии при выполнении упражнений. Это подразумевает мобильное использование, варьирование и корректировку различных типов, видов и средств управления деятельностью учения, обусловленных особенностями функционирования познавательных процессов у студентов в зависимости от складывающихся на занятии ситуаций.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) выявить психологодидактические особенности системы УУДС;
2) изучить особенности обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов, определить закономерности осуществления деятельности учения различными учащимися с целью выявления возможности управления процессом овладения студентами речевыми диалогическими умениями;
3) разработать систему УУДС по овладению диалогической речью, а такжеопределить типы, виды и средства УУДС по овладению диалогической речью;
4) разработать комплекс упражнений для обучения диалогической речие/ 5) определить типы, виды и средства УУДС;
6) экспериментально проверить эффективность разработанной системы УУДС по овладению диалогической речью.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. анализ существующей психологической, педагогической и методической литературы по проблеме управления учением и обучением;
2. изучение, обобщение и моделирование типов, видов и средств управления;
3. создание комплекса упражнений для обучения диалогической речи;
4. моделирование системы УУДС при выполнении комплекса упражнений, формирующего диалогические умения;
5. беседы и анкетирование студентов с целью выявления трудностей, имеющих место в учебной деятельности учащихся;
6. проведение экспериментального обучения;
7. статистико — математическая обработка данных эксперимента.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке системы.
УУДС по овладению диалогической речью, в выявлении различных типов, видов и средств управления учением и проверке их эффективности.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса управляющих воздействий преподавателя на учебную деятельность студентов при овладении диалогической речью с учётом выявленных типов, видов и средств УУДС.
Выводы по главе II.
1) Управление необходимо рассматривать с двух сторон, как управление механизмами речевой деятельности, т. е. разработка комплекса упражнений, включающего разнообразные типы, виды и средства управления учением, а также как управление взаимодействием преподавателя и студентов на занятии при выполнении комплекса упражнений, основанное на учёте личностно-индивидуальных особенностей студентов.
2) Управление учебной деятельностью студентов должно иметь тенденцию перехода от жесткого вида к свободному.
3) Управление учебной деятельностью студентов предполагает использование преподавателем разнообразных типов, видов и средств управляющих воздействий, обусловленных особенностями когнитивных стилей учащихся, что повышает эффективность овладения студентами диалогическими умениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертационной работе рассмотрены научно-теоретические и методические основы УУДС 1 курса при овладении диалогической речью.
Во введении доказана актуальность проблемы управления учением, поставлены задачи, которые необходимо решить при проведении данного научного исследования.
В первой главе рассмотрены особенности системы УУДС с позиций различных наук: психологии, педагогики, социологии и т. д. В теоретической главе диссертационного исследования разработаны вариативные типы, виды и средства управления учением, изучены особенности диалогической речи с точки зрения возможности управления процессом овладения названным видом речевой деятельности. Теоретическая глава содержит комплекс упражнений для обучения диалогической речи студентов 1 курса.
Во второй главе диссертационного исследования представлена система заданий для управления учением по овладению диалогической речью с учётом особенностей системы УУДС, а именно особенностей когнитивных стилей учебной деятельности студентов.
Экспериментальная часть данного диссертационного исследования доказывает правильность гипотезы, выдвинутой во введении, о чём свидетельствуют результаты проведённых срезов. Экспериментальное исследование подтверждает необходимость планирования комплекса упражнений для обучения названному виду речевой деятельности, а также прогнозирования возможных трудностей в учении и соответствующих выделенным трудностям вариативных типов, видов и средств управления.
Материалы к экспериментальному исследованию представлены в трёх приложениях.
Список литературы
- Абульханова- Славская К. А. Личностные типы мышления. — // Когнитивная психология (материалы финско-советского симпозиума). — М.: Наука, 1986. — с. 154 — 173.
- Алешникова О.Д. Некоторые вопросы обучения по речевым моделям. // ИЯШ, 1964, № 6. с. 3−9.
- Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. //ИЯШ, 1999, № 6. с. 17−21.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение,!988. — 450 с.
- Бабосов Е.М. Социология управления. Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 288 с.
- Бандурка A.M. Психология управления. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1998. 233 с.
- Барабанова Г. В. Управление процессом обучения пониманию английских научно-технических текстов по специальности в неязыковом вузе. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. Л.: 1990. 16 с.
- Багкина И.Б. О гигиене умственного труда студентов. В кн.: Педагогика высшей школы. — Воронеж, 1974. — с. 123−139.
- Белухин Д.А. Основы личностью ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. М.: Нзд-во «Институт проект, психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 251 с.
- Беспалько В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения. Авт. реф. дис.. докт. пед. наук. М.: 1968. 20 с.
- Беспалько B.II. Элементы теории управления процессом обучения. Часть! М.: Знание, 1970. — 80 с.
- Бердичевский A.JI. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая шк., 1989. — 103 с.
- Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к уебному процессу в вузе. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Сб. науч. тр. Кишинев: Штиинца, 1990.- с. 38−42.
- Бим ИЛ. Система обучения иностранному языку в средней школе и учебник как модель ее реализации. М.: МГПИ, 1974. — 240 с.
- Бим ИЛ. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Рус. яз., 1977. — 288 с.
- Богатикова Л.И. Об управлении диалогическим общением. // ИЯШ, 1988, № 6. с. 18−21.
- Болдырева Л.Б. Обучение монологической речи студентов 1 курса языкового вуза с опорой на учебные тексты. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук.-Л.: 1988. 18 с.
- Большакова Е.С. Обучение диалогической речи на научную тематику. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1978. — 198 с.
- Борисова Р.П. Использование фоноупражнений на первом этапе обучения английскому языку в вузах неязыковых специальностей. Дис.. канд. пед. наук. Киев: 1976. — 183 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Булгакова A.M. Обучение грамматическому оформлению высказывания на 1 курсе спец. вуза с использованием программированного пособия. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1972. — 213 с.
- Бурде шок Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. Кишинев: Штиинца, 1988. 133 с.
- Бурменская Г. В., Курбатова М. Б. Экспериментально-психологический анализ метода «когнитивного обучения» Ж. Пиаже.// Вопросы психологии, 1983, № 2. с. 18−26.
- Бычкова Н.И. Лабораторные задания для обучения устной речи на начальном этапе в языковом вузе. Дис.. канд. пед. наук. Киев: 1972. -178 с.
- Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. // ИЯШ, 1999, № 1. с. 5 — 1 1.
- Величковский В.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с.
- Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо М. В. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Воронин Б.Ф. Психолингвистическая модель механизма порождения грамматических ошибок в устной речи на иностранном языке. // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — с. 37 — 41.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.// Психологическая наука в СССР. Сб. науч. тр. T.I. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. с. 4−39.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. Авт. реф. дис.. докт. психол. наук. М.: 1965. 51 с.
- Гальперин Г1.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. Материал к Всесоюзной конференции по программированному обучению. 31 мая-4июня. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. — 39 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966. — 476 с.
- Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся. Сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 262 с.
- Голхернер М.М. Поэтапное формирование грамматических механизмов речи на иностранном (немецком) языке. // Ждан А. П., Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики русского и иностранного языков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — с. 111−125.
- Гришанов JI.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Сб. науч. тр. Кишинев: Штиинца, 1990. ~ с. 19−22.
- Давыдов В.ЕЗ., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии, 1981, № 6. с. 57−63.
- Давыдов В.В. Теорегико- методологические основы психологического иследования учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьника. — М.: Педагогика, 1982. -С. 15−17.
- Демьяненко М.Я., Лазаренко К. А., Мельник С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев: Вища шк., 1984. 255 с.
- Дмитренко Т. А. Обучение как управление познавательной деятельностью. // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Вып. 2. Сб. науч. тр. Рига: РГ1И, 1986. с. 4753.
- Долгова Л.А. Экспрессивная устная речь как объект контроля (на материале английского языка). // Актуальные вопросы контроля в обучениииностранным языкам в средней школе. Сб. науч. тр. М.: НИИШ, 1986. — с. 40−47.
- Дорожкин Ю.Н., Гареев Э. С. и др. Психология и педагогика: учебное пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. — 190 с.
- Драганова Г. В. Проблемы, связанные с организацией обучения говорению в старших классах средней школы. // Отбор и организация языкового материала для обучения говорению на иностранном языке в средней школе. Сб. науч. тр. М.: НИШШ, 1982. — с. 28−36.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1978. 319 с.
- Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации. // ИЯШ, 1995, № 2. с. 4−7.
- Есипович К.Б. Методика составления программированного пособия по обучению структурному оформлению речи на немецком языке в 5 классе средней школы. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1968. -- 16 с.
- Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Есипович К.Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе. М.: МШИ, 1983. — 102 с.
- Зайцева Л.П., Латышева Т. С., Никитина Г. Н. Управление учебной деятельностью через организацию предметного плана речевой деятельности. // Предметный план речевой деятельности. Сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Сараг. ун-та, 1988. с. 64−67.
- Захарова А.И. Учет особенностей личности учителя при оптимизации процесса обучения. // ИЯШ, 1998, № 5. с. 19−23.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. -М.: Просвещение, 1991. 219 с.
- Иванова Л.М. Обучение основам инициативного говорения на 1 курсе языкового вуза. Дис.. канд. пед. наук. Л.: 1975. — 187 с.
- Ильясов И.И., Рябова Т. В. Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку. // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.-с. 5−26.
- Инельдер Б. Применение генетического метода в экспериментальной психологии. // XVIII Международный психологический конгресс. 4−11 августа 1966. М., 1969. с. 58−69.
- Ительсон Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения. // Советская педагогика, 1973, М>3. -- с. 3.
- Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Её источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. — е. 124−127.
- Йотов Ц.Д. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога (на материале современного русского языка). Дис.. канд. филол. наук. М.: 1977. — 171 с.
- Калинина Л.В. Использование звукозаписи при обучении диалогической устной речи в аудиторной работе на старшем этапе языкового ву за. Авт. реф. дис. канд. пед. наук. Киев: 1985. 24 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Карих Т.В. Методика управления актами аудирования при обучении английскому языку в VII-X классах средней шкрлы. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М: 1983. — 19 с.
- Колесникова И. Л. Профессионально- направленное обучение коммуникативному чтению на старших курсах (английский язык как вторая специальность). Дис.. канд. пед. наук. Л.: 1985. — 288 с.
- Колкер Я.М., Устинова Е. С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? // ИЯШ, 2000, № 1. с. 28 — 33.
- Кондаков Н.И. Логический словарь- справочник. М.: Наука, 1975. — 780 с.
- Корзина С.А. Управление диалогической речью студентов с помощью упражнений. // Управление учебной деятельностью студентов при овладении иностранным языком. Сб. науч. тр. Вып. 256. М.: Б.и., 1985. -с. 25−31.
- Котов В.Г. Психолого педагогические основы управления процессом обучения в вузе. — Одесса: Вища школа, 1977. — 96 с.
- Крягжде С. Мотивация выбора профессии и специальности студентами пединститута и ее роль в процессе личностной адаптации. // Проблемы адаптации студентов. Сб. науч. тр. Вильнюс: М-во высш. и сред. спец. образования Лиг. ССР, 1978. 48−5 1.
- Кудачкина П.В. Анкетирование как средство выявления потребностей студентов при обучении. // Лингвистика и методика. Сб науч. тр. -Владимир: Владим. гос. техн. ун-т, 1996. С. 53 57.
- Кудрявцев Т.В. Процесс решения задач на конструирование. // Психологические решения учащимися производственно технических задач. -М.: АПН СССР, 1965.-е. 132- 149.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд- во МГУ им. А. А. Жданова, 1970. 1 14с.
- Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе формирования навыков иноязычного общения. // ИЯШ, 1998, № 5. с. 1 1 -17.
- Куриленко Т.М. Основы учебно- воспитательной работы со студентами младших курсов. Мн.: МПИ, 1978. — 112 с.
- Ланда Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обучения. Вып. 1.-М.: Знание, 1970. 67 с.
- Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка. // ИЯШ, 1975, № 2. с. 83−87.
- Леонтьев Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. Рига: Зинатне, 1984. — 239 с.
- Лещинский В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.
- Лукина О.Г. Стилистические особенности диалогической речи. // Лингвистические особенности преподавания иностранных языков в высшей школе. Сб. науч. тр. Элиста, 1989. с. 95 — 99.
- Ляховицкий М.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение, 1981. — 143с.
- Ляховицкий М.В., Вишневский Е. И. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе. // ИЯШ, 1984, № 2. с. 1823.
- Малишевская Л.П. Управление процессом формирования речевых грамматических навыков (к вопросу об использовании правил). Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж: 1975. — 22 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
- Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. — 141 с.
- Маслоу А. Д. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
- Маслыко ELA. Учебное общение на уроке английского языка. Мн.: Высшэйш. in к., 1990. — 316 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Авт. реф.. докт. психол. наук. М: 1973. — 35 с.
- Меркулова Е.М., Филимонова О. Е. и др. Английский язык для студентов университетов. Чтение, письменная и устная практика. СПб: Издательство Союз, 2000. — 384 с.
- Мильруд Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России. // ИЯШ, 1997, № 6.- с. 7 12.
- Мильруд Р. Г1. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению. //ИЯШ, 1999, № 1. с. 6−8.
- Мичурина К.А. Самоконтроль в структуре управления иноязычной учебной деятельностью студента. // Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе. Сб. науч. тр. М.: Б. и., 1980.- с. 25−27.
- Москальская О.И. Некоторые вопросы моделирования предложений. //ИЯШ, 1973, № 1. с. 12−14.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
- Овчинников Е.О. Профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности. // Введение в педагогическую культуру: учебное пособие. Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: РГПУ, !995. — 125−129 с.
- Одегова В.В. Методика управления учебной деятельностью студентов на практическом занятии в автоматизированном классе. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1979. 23 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. / ред. Петровский А. В. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 302 с.
- Павлова И.П. Основные методические положения программированного и непрограммированного обучения иностраннымязыкам. // Управление учебной деятельностью студентов при овладении иностранным языком. Сб. науч. тр.. Вып. 256. М.: Б. и., 1985. с. 16−25.
- Палкин Ю.И. Основы управляемого учебного процесса. Киев: Вита школа, 1982. — 39 с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение. -М.: Экономика, 1990.-1 12 с.
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С. А. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Педагогика высшей школы. Под ред. Пикандрова Н. Д. Л., 1974. -116с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1966. -880 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов МЛ. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое Общество России, 1999. -212 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 630 с.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. // ИЯШ, 2000, № 1. с. 4 — 11.
- Полозов Д. Е}. Истоки зарождения педагогических основ теории управления в русской педагогике (к XIX нач. XX вв.). // Педагогика на рубеже веков. Сборник научных статей аспирантов кафедры педагогики
- РГПУ им. Л. И. Герцена. Под ред Козловой Л. Г., Тряпициной А. Г1. СПб.: Образование — Культура, 1999. — с. 83 -88.
- Проценко Т.А. Музыкальная пауза на занятии по иностранному языку в военном вузе. // Лингвистические и методические проблемы преподавания иностранных языков в вузе и школе. Сб.науч. тр. Мичуринск: Изд-во МГПИ, 1998.- с. 106 109.
- Простейшие средства управления процессом обучения. Тула: Тульский пед. ин-т, 1976. — 85 с. 1 12. Психология управления: учебное пособие. Под ред. А. В. Федотова. -Л.: ЛГТУ, 1991.- 84 с.
- Психология управления: курс лекций. Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В.М. Николаенко- Отв. ред. М. В. Удалыдова. -Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ- М.: ИНФРА М., 1999. — 150 с.
- Рабинович Ф.М. Самостоятельная работа. // ИЯШ, 1988, № 4. с. 31 -37.
- Растригин Л.А. Кибернетика и познание. Рига: Зинатне, 1978. -144 с.
- Растригин Л.А. Обучение с моделью. // Вопросы кибернетики. Человекомашинные обучающие системы. Науч. совет по комплексной проблеме «Кибернетика''' при Президиуме АН СССР. М.: Наука, 1979. с. 42−45.
- Растригин Л.А., Марков В. А. Кибернетические модели познания. Рига: Зинатне, 1976. 267 с.
- Рогова Г. В. О методах и приёмах обучения иностранным языкам. // ИЯШ, 1975, № 2.- с. 87 93.
- Рогова Г. В., Верещагина И. И. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998. — 232 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 213 с.
- Российская Педагогическая Энциклопедия. Ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 607 с.
- Салистра И.Д. Речевое воздействие. // Проблемы прикладной психолингвистики. Под ред. Леонтьева А. Д. М.: Наука, 1972. — 144 с.
- Секреты умелого руководителя. Сост. И. В. Липсиц. М.: Экономика, Б.г., 1991.-317 с.
- Сергеева В.П., Грещаева С. В. Основы управления педагогическими системами. М.: Просвещение, 1999. — 193 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Пед. о-во России, 1999. — 427 с.
- Скалчинская Н.М. Профессионально направленное обучение устной речи на старших курсах языкового вуза. Дис.. канд. пед. наук. -Jl.:1985. — 224 с.
- Сласгенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во магистр», 1997. — 224 с.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — 350с.
- Словарь по кибернетике: Св. 2000 ст. Под ред. B.C. Михалевича. 2-е изд. — К.: Гл. ред. УСЭ им. М. П. Бажана, 1989. — 751 с.
- Сорокина И.В. Информационный интерес и особенности его реализации в диалоге. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. Минск: 1994. 22 с.
- Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. Группа ИНФРА. М — НОРМА, 1998. — 488 с.
- Огояновский A.M. Управление познавательной деятельностью студентов на основе ситуаций. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1992. 16 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 343 с.
- Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И. И., Ляудис В. Я. М.: Изд-во МГУ, 1980. — с. 157−163.
- Тамбовкина Т.Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранному языку в педвузе. // ИЯШ, 1998, № 4. с. 84 — 88.
- Типы руководителей стили управления. Сост. Н. А. Некрасов. Новосибирск: Наука, 1992. — 126 с.
- Травкина Л.И. Использование тематического опорного диалога при обучении иностранному языку. // ИЯШ, 1999, № 4. С. 21 — 23.
- Тру с о ej В. ГТ Социально- психологические исследования когнитивных процессов: по материалам зарубежных экспериментальных работ. Под ред. В. А. Ядова, П. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.-144 с.
- Трусов ЕВ.П. Современные психологические теории личности. Ленинград, 1990. 72 с.
- Тучина ЕТВ. Методика организации поэтапного управления обучением иноязычному диалогу на II курсе неспециального факультета педагогического института. Дис.. канд. пед. наук. Харьков: 1985. 196 с.
- Тюков А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе. // ИЯШ, 1988, № 3. с. 27 — 30.
- Уфимцева М.А. Формы организации обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
- Фастовец Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях. // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. Сост. Леонтьев А. А. М.: Русский язык, 1991. — 360с.
- Фон Врихг Ю. Некоторые современные вопросы психологии обучения. // Когнитивная психология (материалы фмнско-советского симпозиума). М.: Наука, 1986. — с. 21−26.
- Хадарцева Л.М. Обучение диалогической речи на французском языке в языковом вузе (развитие прогностических умений). Дис.. канд. пед. наук. М.: 1977. — 186с.
- Цстлин B.C. Реальные ситуации общения на уроке. // ИЯШ, 2000, № 4. с. 24 — 26.
- Черноватый Л.Н. Теория и практика управления процессом усвоения иностранного языка. Харьков: ХГУ, 1989. 100 с.
- Чечель Е.Г. Обучение устной иноязычной речи с помощью фономатериалов на 1 курсе неязыкового вуза. Дис.. канд. пед. наук. -Киев: 1975. 218 с.
- Шатилов С.Ф. Профессиограмма учителя иностранного языка. М.: Б.и., 1977. — 27 с.
- Шатилов С.Ф. Проект квалификационной характеристики учителя иностранного языка. М., 1974. — 24 с.
- Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку. // Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и в вузе. Сб. науч. ст. Л.: ЛГПИ, 1978. — с. 2−8.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. — 221 с.
- Шебуняев А.Г. и др. Педагогика. Тамбов: Изд- во Тамбовского унта, 1999. — 132с.
- Шевченко Н.М. Идеи гуманизации педагогической культуры в отечественной педагогике XVIII XIX вв. // ЕЗведепие в педагогическую культуру: учебное пособие. Сб. науч. тр. — Ростов-на-Дону: РГТ1У, 1995. -172 с.
- Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. -246 с.
- Шихирев ГШ. Об особенностях методов социально-психологических исследований в США. // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — с. 197−202.
- Шпилев Г1.И. Об одном способе организации управления познавательной деятельностью. Новосибирск: Новоеиб. ин-т инж. ж.-д. транспорта, 1967. 20 с.
- Шур В. М. Управление внеаудиторной работой студентов неязыкового вуза на основе прогнозного сценария. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.:1988. 22 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Энциклопедия Профессионального образования. Том 3. М.: Рос. академия образования, 1999. — 486 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: .Издательство Ленинградского университета, 1988. — 160 с.
- Bell, Kathleen. Developing Arguments. Belmont, 1990. — 160 p.
- Dictionary of the English Language. Longman, 1991. — 1570 p.
- Dictionary of Contemporary English. Longman, 1995. — 1360 p.
- Doyle W. Classroom organization and management. In M. Wittrock (ed.). Handbook of Research on Teaching. 3rd edition. New York: Macmillan. 1986. — p. 40−58.
- Good T. and J. Brophy. Looking in Classrooms. New York: Harper and Row, 1987. — 195 p.
- Hadfield J. Classroom Dynamics. Oxford UP., 1992.- 258 p.
- Hahn, Laura D. Speechcraft. Michigan: The University of Michigan Press, 1999. — 170 p.1 73. Halliday M. Spoken and Written Language. Oxford UP, 1989. — 212 p.
- Marnier, J. How to Teach English. Longman, 1999. — 240 p.
- Kagan S. Cooperative Learning: Resources for Teachers. University of California, 1985. — 270 p.
- Knowles, L. Teaching and Reading. London: National Council on Industrial Language Training, 1982. — 190 p.
- New Horizons in Linguistics. /Ed. by J. Lyons. L.: Penguin Books. 1971. — 236 p.
- Nunan D. Language Teaching Methodology: a texbook tor teachers. -Prentice Hall, 1991. 258 p.
- Nunan D., Lamb C. The Self- Directed Teacher. Managing the learning process. Cambridge UP, 1996. — 238 p.
- Palmer H. Colloquial English. 100 Substitution Tables. London, 1916. -150 p.
- Richards, Jack C., Lockhart Charles. Reflective Teaching in second language classrooms. CUP, 1994. — 196 p.
- The Chambers Dictionary. CUP, 1993. — 1370 p.
- Tsui Amy B.M. Introducing Classroom Interaction. Penguin English, 1995. — 172 p.
- Willing, K. Learning Styles in Adult Migrant Education. Adelaide, Australia: National Curriculum Resource Centre, 1988. — 195 p.
- Wohlwill J.F. Un essai сГ apprentisage dans le domaine de la conservation du nombre. In: Morf A., Smedslund J., Vin- Band A., Wohlwill J.F. L’apprentissage des structures logiques. — Etudes d’epistemologic genetique, vol. 9. Paris, 1959.
- Wolhwill J.F. A study of the development of the number concept by scologram analysis. J. Genet. Psychol., 1961, vol. 97. — 130 p.
- Wong, A.K.C., Y.C. Ли- Yeung and J.A.G. McClelland. Classroom Management. Hong Kong: Longman, 1992. — 180 p.
- Wright, T. Roles of Teachers and Learners. Oxford: OUP, 1987. — 146 p.