Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью (1 курс языкового педагогического вуза)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточно высоким уровнем владения студентами видами речевой деятельности, в частности говорением в диалогической форме на иностранном языке. Это выражается в «наличии ошибок в высказываниях студентов, в использовании учащимися заученных наизусть предложений и целых фраз для выражения собственных мыслей вместо продуктивного использования языковых средств иностранного языка» (54, 5). Диалоги… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью
    • 1. 1. Психолого-педагогические проблемы управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью
    • 1. 2. Типы, виды и средства управления учебной деятельностью студентов при овладении диалогической речью
    • 1. 3. Психолингвистические проблемы создания комплекса упражнений как важнейшего средства управления формированием диалогических умений
    • 1. 4. Комплекс упражнений по обучению диалогической речи студен тов 1 курса языкового педагогического вуза
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Методика управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью
    • 2. 1. Система заданий для управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речыо
    • 2. 2. Экспериментальное исследование управления учебной деятельностью студентов при овладении диалогической речью
  • Выводы по главе II

Управление учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью (1 курс языкового педагогического вуза) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управлению учебной деятельностью студентов в последние десятилетия уделяется большое внимание отечественными и зарубежными исследователями. Возросший интерес педагогов и методистов к вопросам управления учением при овладении иностранным языком определяется следующими факторами:

1) гуманизацией образования и выявлением допустимого предела вторжения преподавателя в учебную деятельность студентов (156, 4- 165, 55) «с переосмыслением степени свободы, которую получает учащийся в выборе содержания, стратегий и средств. учения'1 (3, 17);

2) упрочением личностно-ориентированного подхода в учебном процессе, согласно которому приоритет принадлежит личности студента, его потребностям, интересам и желаниям (89);

3) недостаточно высоким уровнем владения студентами видами речевой деятельности, в частности говорением в диалогической форме на иностранном языке. Это выражается в «наличии ошибок в высказываниях студентов, в использовании учащимися заученных наизусть предложений и целых фраз для выражения собственных мыслей вместо продуктивного использования языковых средств иностранного языка» (54, 5). Диалоги студентов нередко страдают отсутствием реальной обращенности к собеседнику и ситуативной обусловленности (146, 188- 14, 13);

4) неумением студентовпервокурсников правильно организовывать свою учебную деятельность по овладению иноязычными речевыми умениями в связи с наличием особых форм организации учебного процесса в вузе, отличных от школьных (14, 10- 100, 208), что приводит к низкому проценту успеваемости, большому проценту отсева, высокому уровню заболеваемости (10- 15- 37- 69- 74- 106, 91);

5) недооценкой преподавателем эффективности и преимуществ партнерского общения со студентами на занятии (86- 146), использованием на занятии однообразных видов управления, как правило ограничивающихся работой в режиме «преподаватель — студент «или «студент — студент» ;

6) недооценкой роли обратной связи (вербальной и экстралингвистической) в учебном процессе, которая «выпадает из поля зрения как преподавателя, так и самих студентов'1 (146, 189), в то время как обратная связь отражает «контрольную фазу коммуникативного акта и может быть эффективным инструментом управления речевой деятельностью» (146, 189- 100,67- 156, 108);

7) недостаточной разработанностью в методике преподавания иностранных языков проблем управления учебной деятельностью студентов с учетом современных требований к учебному процессу (156, 108).

Салисгра И.Д. одной из нерешенных проблем методики называет установление того, «какие объекты подвергаются воздействию при регулировании определенной стороны учебного действия (например, его содержания), каковы средства и способы этого воздействия и какова детерминирующая сила перечисленных факторов» (124, 30).

В свете сказанного вопросы управления учебной деятельностью студентов приобретают особую актуальность.

Под управлением учебной деятельностью студентов (УУДС) в работе понимается комплекс обучающих воздействий преподавателя при планировании учебных занятий и при непосредственном взаимодействии преподавателя и студентов в процессе выполнения упражнений, который направляет деятельность учения студентов по овладению иноязычными речевыми умениями.

Комплекс обучающих воздействий преподавателя предполагает организацию и регулирование учебной деятельности студентов, характеризующейся индивидуальными различиями. Целью обучающих воздействий преподавателя является поддержание физической и психической (особенно интеллектуальной и эмоциональной) готовности студентов к овладению умениями в говорении.

Общие проблемы управления учением рассматриваются в работах Бабанского Ю. К. (5), Гальперина П. Я. (31−35), Давыдова В. В. (38- 39), Есипович К. Б. (47- 48- 49), Котова В. Е. (68), Палкина Ю. И. (98), Растригина Л. А. (115- 119) и др. (77- 169- 170- 171- 175- 178- 179- 181- 183).

Частные вопросы управления учебной деятельностью студентов на основе алгоритмизации и программирования успешно разрабатываются Архангельским С. И. (4), Беспалько В. П. (12- 13), Бурденюк Г. М. (24), Ительсоном Л. Б. (57- 58), Кудрявцевым Т. В. (71), Ландой Л. Н. (75), Матюшкиным A.M. (87), Павловой И.ГТ. (97), Талы чиной 11.Ф. (136) и др.

Проблемы управления учебной деятельностью студентов (УУДС) по овладению иноязычной речевой деятельностью не получили достаточного внимания учёных. В методике обучения иностранным языкам исследовались в основном проблемы программированного обучения (23- 47- 82- 95- 97- 160). Методисты также подробно изучают узкие вопросы управления учебной деятельностью студентов. Бурденюк Г. М. (24) успешно разрабатывает проблемы управления самостоятельной деятельностью студентов, Стояновский A.M. (135) — управление познавательной деятельностью студентов на основе ситуаций. Карих Т. В. (63) рассматривает вопросы управления учебной деятельностью учащихся при обучении аудированиюШур В.М. (161) — управление внеаудиторной работой студентов на основе прогнозного сценария. Изучаются проблемы управления учебной деятельностью учащихся с использованием опор в виде денотатных карт (Зайцева Л.П. (50) и тематического диалога (140), а также вопросы управления учебной деятельностью студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иноязычному общению (Скалчинская П.М. (129) и др. (143). Следует отметить, что в рамках данного диссертационного исследования термин «учащийся» понимается в широком смысле слова, как обучаемый среднего специального и высшего учебного заведения.

Исследования указанных авторов внесли большой вклад в решение проблем, связанных с управлением учебной деятельностью студентов. Во-первых, были выделены и научно обоснованы стадии становления умения (Гальперин П.Я.). Во-вторых, была разработана система этапов учебной деятельности студентов, согласно которой студент продвигается от репродуктивных умений к творческим (Беспалько В.П., Есипович К. Б., Палкин Ю. И., Растригин Л.Л.). В третьих, была исследована эффективность использования отдельных средств управления учебной деятельностью студентов, както: ситуаций (81- 135), прогнозного сценария (161), упражнений (67), тематических опорных диалогов-образцов (18), звукозаписи и различных технических средств обучения (21- 26- 60- 151), предметного плана речевой деятельности (50) и т. д.

Методистами исследовались особенности обучения диалогу в учебных заведениях разного типа (110), отдельные диалогические умения (20- 133- 148).

Благодаря исследованиям вышеперечисленных авторов была внесена четкость в определение целей, задач и функций участников управляемого учебного процесса — студентов и преподавателя.

Однако авторы вышеперечисленных исследователей понимают управление достаточно широко, как перевод управляемой системы из одного состояния в другое (129- 36). При этом рассматриваются определенные этапы формирования умений, основанные на теории речевой деятельности Зимней И. А. (52- 53), разрабатываются проблемы управления механизмами оформления высказывания посредством создания различных систем упражнений для формирования у студентов умений диалогической речи с использованием тою или иного средства управления. Несомненно, что разработанные системы упражнений теоретически обоснованы, практически апробированы и являются эффективными. Тем не менее, наблюдения за учебным процессом дают основания полагать, что при решении проблем, связанных с управлением, следует учитывать также трудности, которые испытывают обучаемые в ходе реализации запланированной учебной деятельности при выполнении обучающих заданий, т. е. необходимо обращать внимание на организационную сторону процесса обучения в аудитории. Трудности в учебной деятельности студентов возникают вследствие индивидуальных различий учащихся, что находит выражение в выборе студентами средств и способов учебной деятельности (104- 112- 138). Сказанное означает, что на современном этапе управление учебной деятельностью обучаемых необходимо рассматривать с двух сторон:

1) совершенствование системы упражнений, предназначенной для студентов;

2) совершенствование деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов в процессе выполнения обучающих приёмов. Совершенствование деятельности преподавателя предполагает:

1) умение диагностировать и прогнозировать возможные трудности в учебной деятельности студентов;

2) умение планировать собственную обучающую деятельность и учебную деятельность студентов с учетом прогнозируемых трудностей;

3) умение регулировать обучающую деятельность и учебную деятельность студентов на занятии, используя при этом различные типы, виды и средства управления;

4) умение оценивать эффективность и корректировать деятельность преподавателя и учебную деятельность студентов (93- с)4, 86).

Управление учебной деятельностью студентов по овладению говорением на английском языке предполагает использование различных видов, типов и средств управляющих воздействий преподана геля, обусловленных различиями в учебной деятельности студентов. Подобного рода управление учебной деятельностью студентов означает повышение активности и инициативности учащихся в учебном процессе, обеспечивает творческий подход к выбору содержания высказывания и языковых средств его оформления, создаёт условия для самоконтроля и самокоррекции.

На основании анализа имеющейся психологической, методической и педагогической литературы была выдвинута предварительная гипотеза исследования.

Овладение диалогической речью студентами 1 курса языкового педагогического вуза будет более эффективным при условии если:

1) УУДС по овладению диалогическими умениями будет носить поэтапный характер и регулирование учебной деятельности студентов будет строиться на основе использования соответствующих каждому этапу приёмов управления (упражнений);

2) в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и студентов будут использоваться различные типы, виды и средства управления в зависимости от индивидуальных особенностей учебной деятельности студентов.

Цель исследования состоит в выявлении оптимальных типов, видов и средств управления учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью.

Объектом исследования является учебная деятельность студентов 1 курса по овладению диалогической речью с учётом индивидуальных различий студентов, а также обучающая деятельность преподавателя в процессе обучения.

Предметом исследования выступает управление учебной деятельностью студентов на основе использования различных видов, типов и средств управляющего воздействия преподавателя.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении процесса управления с двух сторон:

1) управление как комплекс обучающих воздействий преподавателя, учитывающий последовательность порождения высказывания и осуществляемый через посредство поэтапного планирования приёмов управления (упражнений);

2) управление как технологический процесс, в основе которого лежит организация и регулирование учебной деятельности студентов в процессе их взаимодействия с преподавателем на занятии при выполнении упражнений. Это подразумевает мобильное использование, варьирование и корректировку различных типов, видов и средств управления деятельностью учения, обусловленных особенностями функционирования познавательных процессов у студентов в зависимости от складывающихся на занятии ситуаций.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

1) выявить психологодидактические особенности системы УУДС;

2) изучить особенности обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов, определить закономерности осуществления деятельности учения различными учащимися с целью выявления возможности управления процессом овладения студентами речевыми диалогическими умениями;

3) разработать систему УУДС по овладению диалогической речью, а такжеопределить типы, виды и средства УУДС по овладению диалогической речью;

4) разработать комплекс упражнений для обучения диалогической речие/ 5) определить типы, виды и средства УУДС;

6) экспериментально проверить эффективность разработанной системы УУДС по овладению диалогической речью.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. анализ существующей психологической, педагогической и методической литературы по проблеме управления учением и обучением;

2. изучение, обобщение и моделирование типов, видов и средств управления;

3. создание комплекса упражнений для обучения диалогической речи;

4. моделирование системы УУДС при выполнении комплекса упражнений, формирующего диалогические умения;

5. беседы и анкетирование студентов с целью выявления трудностей, имеющих место в учебной деятельности учащихся;

6. проведение экспериментального обучения;

7. статистико — математическая обработка данных эксперимента.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке системы.

УУДС по овладению диалогической речью, в выявлении различных типов, видов и средств управления учением и проверке их эффективности.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса управляющих воздействий преподавателя на учебную деятельность студентов при овладении диалогической речью с учётом выявленных типов, видов и средств УУДС.

Выводы по главе II.

1) Управление необходимо рассматривать с двух сторон, как управление механизмами речевой деятельности, т. е. разработка комплекса упражнений, включающего разнообразные типы, виды и средства управления учением, а также как управление взаимодействием преподавателя и студентов на занятии при выполнении комплекса упражнений, основанное на учёте личностно-индивидуальных особенностей студентов.

2) Управление учебной деятельностью студентов должно иметь тенденцию перехода от жесткого вида к свободному.

3) Управление учебной деятельностью студентов предполагает использование преподавателем разнообразных типов, видов и средств управляющих воздействий, обусловленных особенностями когнитивных стилей учащихся, что повышает эффективность овладения студентами диалогическими умениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе рассмотрены научно-теоретические и методические основы УУДС 1 курса при овладении диалогической речью.

Во введении доказана актуальность проблемы управления учением, поставлены задачи, которые необходимо решить при проведении данного научного исследования.

В первой главе рассмотрены особенности системы УУДС с позиций различных наук: психологии, педагогики, социологии и т. д. В теоретической главе диссертационного исследования разработаны вариативные типы, виды и средства управления учением, изучены особенности диалогической речи с точки зрения возможности управления процессом овладения названным видом речевой деятельности. Теоретическая глава содержит комплекс упражнений для обучения диалогической речи студентов 1 курса.

Во второй главе диссертационного исследования представлена система заданий для управления учением по овладению диалогической речью с учётом особенностей системы УУДС, а именно особенностей когнитивных стилей учебной деятельности студентов.

Экспериментальная часть данного диссертационного исследования доказывает правильность гипотезы, выдвинутой во введении, о чём свидетельствуют результаты проведённых срезов. Экспериментальное исследование подтверждает необходимость планирования комплекса упражнений для обучения названному виду речевой деятельности, а также прогнозирования возможных трудностей в учении и соответствующих выделенным трудностям вариативных типов, видов и средств управления.

Материалы к экспериментальному исследованию представлены в трёх приложениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова- Славская К. А. Личностные типы мышления. — // Когнитивная психология (материалы финско-советского симпозиума). — М.: Наука, 1986. — с. 154 — 173.
  2. О.Д. Некоторые вопросы обучения по речевым моделям. // ИЯШ, 1964, № 6. с. 3−9.
  3. М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. //ИЯШ, 1999, № 6. с. 17−21.
  4. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  5. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение,!988. — 450 с.
  6. Е.М. Социология управления. Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 288 с.
  7. A.M. Психология управления. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1998. 233 с.
  8. Г. В. Управление процессом обучения пониманию английских научно-технических текстов по специальности в неязыковом вузе. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. Л.: 1990. 16 с.
  9. И.Б. О гигиене умственного труда студентов. В кн.: Педагогика высшей школы. — Воронеж, 1974. — с. 123−139.
  10. Д.А. Основы личностью ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. М.: Нзд-во «Институт проект, психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 251 с.
  11. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения. Авт. реф. дис.. докт. пед. наук. М.: 1968. 20 с.
  12. B.II. Элементы теории управления процессом обучения. Часть! М.: Знание, 1970. — 80 с.
  13. A.JI. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая шк., 1989. — 103 с.
  14. P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к уебному процессу в вузе. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Сб. науч. тр. Кишинев: Штиинца, 1990.- с. 38−42.
  15. Бим ИЛ. Система обучения иностранному языку в средней школе и учебник как модель ее реализации. М.: МГПИ, 1974. — 240 с.
  16. Бим ИЛ. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Рус. яз., 1977. — 288 с.
  17. Л.И. Об управлении диалогическим общением. // ИЯШ, 1988, № 6. с. 18−21.
  18. Л.Б. Обучение монологической речи студентов 1 курса языкового вуза с опорой на учебные тексты. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук.-Л.: 1988. 18 с.
  19. Е.С. Обучение диалогической речи на научную тематику. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1978. — 198 с.
  20. Р.П. Использование фоноупражнений на первом этапе обучения английскому языку в вузах неязыковых специальностей. Дис.. канд. пед. наук. Киев: 1976. — 183 с.
  21. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  22. A.M. Обучение грамматическому оформлению высказывания на 1 курсе спец. вуза с использованием программированного пособия. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1972. — 213 с.
  23. Бурде шок Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. Кишинев: Штиинца, 1988. 133 с.
  24. Г. В., Курбатова М. Б. Экспериментально-психологический анализ метода «когнитивного обучения» Ж. Пиаже.// Вопросы психологии, 1983, № 2. с. 18−26.
  25. Н.И. Лабораторные задания для обучения устной речи на начальном этапе в языковом вузе. Дис.. канд. пед. наук. Киев: 1972. -178 с.
  26. М.Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. // ИЯШ, 1999, № 1. с. 5 — 1 1.
  27. В.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с.
  28. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо М. В. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  29. .Ф. Психолингвистическая модель механизма порождения грамматических ошибок в устной речи на иностранном языке. // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — с. 37 — 41.
  30. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.// Психологическая наука в СССР. Сб. науч. тр. T.I. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. с. 4−39.
  31. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. Авт. реф. дис.. докт. психол. наук. М.: 1965. 51 с.
  32. Гальперин Г1.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. Материал к Всесоюзной конференции по программированному обучению. 31 мая-4июня. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. — 39 с.
  33. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966. — 476 с.
  34. П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся. Сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 262 с.
  35. М.М. Поэтапное формирование грамматических механизмов речи на иностранном (немецком) языке. // Ждан А. П., Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики русского и иностранного языков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — с. 111−125.
  36. JI.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Сб. науч. тр. Кишинев: Штиинца, 1990. ~ с. 19−22.
  37. В.ЕЗ., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии, 1981, № 6. с. 57−63.
  38. В.В. Теорегико- методологические основы психологического иследования учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьника. — М.: Педагогика, 1982. -С. 15−17.
  39. М.Я., Лазаренко К. А., Мельник С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев: Вища шк., 1984. 255 с.
  40. Т. А. Обучение как управление познавательной деятельностью. // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Вып. 2. Сб. науч. тр. Рига: РГ1И, 1986. с. 4753.
  41. Л.А. Экспрессивная устная речь как объект контроля (на материале английского языка). // Актуальные вопросы контроля в обучениииностранным языкам в средней школе. Сб. науч. тр. М.: НИИШ, 1986. — с. 40−47.
  42. Ю.Н., Гареев Э. С. и др. Психология и педагогика: учебное пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. — 190 с.
  43. Г. В. Проблемы, связанные с организацией обучения говорению в старших классах средней школы. // Отбор и организация языкового материала для обучения говорению на иностранном языке в средней школе. Сб. науч. тр. М.: НИШШ, 1982. — с. 28−36.
  44. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1978. 319 с.
  45. Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации. // ИЯШ, 1995, № 2. с. 4−7.
  46. К.Б. Методика составления программированного пособия по обучению структурному оформлению речи на немецком языке в 5 классе средней школы. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1968. -- 16 с.
  47. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  48. К.Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе. М.: МШИ, 1983. — 102 с.
  49. Л.П., Латышева Т. С., Никитина Г. Н. Управление учебной деятельностью через организацию предметного плана речевой деятельности. // Предметный план речевой деятельности. Сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Сараг. ун-та, 1988. с. 64−67.
  50. А.И. Учет особенностей личности учителя при оптимизации процесса обучения. // ИЯШ, 1998, № 5. с. 19−23.
  51. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  52. И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. -М.: Просвещение, 1991. 219 с.
  53. Л.М. Обучение основам инициативного говорения на 1 курсе языкового вуза. Дис.. канд. пед. наук. Л.: 1975. — 187 с.
  54. И.И., Рябова Т. В. Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку. // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.-с. 5−26.
  55. . Применение генетического метода в экспериментальной психологии. // XVIII Международный психологический конгресс. 4−11 августа 1966. М., 1969. с. 58−69.
  56. Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения. // Советская педагогика, 1973, М>3. -- с. 3.
  57. Л.Б. Учебная деятельность. Её источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. — е. 124−127.
  58. Ц.Д. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога (на материале современного русского языка). Дис.. канд. филол. наук. М.: 1977. — 171 с.
  59. Л.В. Использование звукозаписи при обучении диалогической устной речи в аудиторной работе на старшем этапе языкового ву за. Авт. реф. дис. канд. пед. наук. Киев: 1985. 24 с.
  60. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  61. Т.В. Методика управления актами аудирования при обучении английскому языку в VII-X классах средней шкрлы. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М: 1983. — 19 с.
  62. И. Л. Профессионально- направленное обучение коммуникативному чтению на старших курсах (английский язык как вторая специальность). Дис.. канд. пед. наук. Л.: 1985. — 288 с.
  63. Я.М., Устинова Е. С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? // ИЯШ, 2000, № 1. с. 28 — 33.
  64. Н.И. Логический словарь- справочник. М.: Наука, 1975. — 780 с.
  65. С.А. Управление диалогической речью студентов с помощью упражнений. // Управление учебной деятельностью студентов при овладении иностранным языком. Сб. науч. тр. Вып. 256. М.: Б.и., 1985. -с. 25−31.
  66. В.Г. Психолого педагогические основы управления процессом обучения в вузе. — Одесса: Вища школа, 1977. — 96 с.
  67. С. Мотивация выбора профессии и специальности студентами пединститута и ее роль в процессе личностной адаптации. // Проблемы адаптации студентов. Сб. науч. тр. Вильнюс: М-во высш. и сред. спец. образования Лиг. ССР, 1978. 48−5 1.
  68. П.В. Анкетирование как средство выявления потребностей студентов при обучении. // Лингвистика и методика. Сб науч. тр. -Владимир: Владим. гос. техн. ун-т, 1996. С. 53 57.
  69. Т.В. Процесс решения задач на конструирование. // Психологические решения учащимися производственно технических задач. -М.: АПН СССР, 1965.-е. 132- 149.
  70. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд- во МГУ им. А. А. Жданова, 1970. 1 14с.
  71. С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе формирования навыков иноязычного общения. // ИЯШ, 1998, № 5. с. 1 1 -17.
  72. Т.М. Основы учебно- воспитательной работы со студентами младших курсов. Мн.: МПИ, 1978. — 112 с.
  73. Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обучения. Вып. 1.-М.: Знание, 1970. 67 с.
  74. А.А. Управление усвоением иностранного языка. // ИЯШ, 1975, № 2. с. 83−87.
  75. Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. Рига: Зинатне, 1984. — 239 с.
  76. В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.
  77. О.Г. Стилистические особенности диалогической речи. // Лингвистические особенности преподавания иностранных языков в высшей школе. Сб. науч. тр. Элиста, 1989. с. 95 — 99.
  78. М.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение, 1981. — 143с.
  79. М.В., Вишневский Е. И. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе. // ИЯШ, 1984, № 2. с. 1823.
  80. Л.П. Управление процессом формирования речевых грамматических навыков (к вопросу об использовании правил). Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж: 1975. — 22 с.
  81. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  82. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. — 141 с.
  83. А. Д. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  84. Маслыко ELA. Учебное общение на уроке английского языка. Мн.: Высшэйш. in к., 1990. — 316 с.
  85. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Авт. реф.. докт. психол. наук. М: 1973. — 35 с.
  86. Е.М., Филимонова О. Е. и др. Английский язык для студентов университетов. Чтение, письменная и устная практика. СПб: Издательство Союз, 2000. — 384 с.
  87. Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России. // ИЯШ, 1997, № 6.- с. 7 12.
  88. Мильруд Р. Г1. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению. //ИЯШ, 1999, № 1. с. 6−8.
  89. К.А. Самоконтроль в структуре управления иноязычной учебной деятельностью студента. // Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе. Сб. науч. тр. М.: Б. и., 1980.- с. 25−27.
  90. О.И. Некоторые вопросы моделирования предложений. //ИЯШ, 1973, № 1. с. 12−14.
  91. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  92. Е.О. Профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности. // Введение в педагогическую культуру: учебное пособие. Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: РГПУ, !995. — 125−129 с.
  93. В.В. Методика управления учебной деятельностью студентов на практическом занятии в автоматизированном классе. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1979. 23 с.
  94. Основы педагогики и психологии высшей школы. / ред. Петровский А. В. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 302 с.
  95. И.П. Основные методические положения программированного и непрограммированного обучения иностраннымязыкам. // Управление учебной деятельностью студентов при овладении иностранным языком. Сб. науч. тр.. Вып. 256. М.: Б. и., 1985. с. 16−25.
  96. Ю.И. Основы управляемого учебного процесса. Киев: Вита школа, 1982. — 39 с.
  97. А.Ю. Управленческое общение. -М.: Экономика, 1990.-1 12 с.
  98. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С. А. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 512 с.
  99. Педагогика высшей школы. Под ред. Пикандрова Н. Д. Л., 1974. -116с.
  100. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1966. -880 с.
  101. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  102. П.И., Портнов МЛ. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое Общество России, 1999. -212 с.
  103. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 630 с.
  104. Е.С. Обучение в сотрудничестве. // ИЯШ, 2000, № 1. с. 4 — 11.
  105. Полозов Д. Е}. Истоки зарождения педагогических основ теории управления в русской педагогике (к XIX нач. XX вв.). // Педагогика на рубеже веков. Сборник научных статей аспирантов кафедры педагогики
  106. РГПУ им. Л. И. Герцена. Под ред Козловой Л. Г., Тряпициной А. Г1. СПб.: Образование — Культура, 1999. — с. 83 -88.
  107. Т.А. Музыкальная пауза на занятии по иностранному языку в военном вузе. // Лингвистические и методические проблемы преподавания иностранных языков в вузе и школе. Сб.науч. тр. Мичуринск: Изд-во МГПИ, 1998.- с. 106 109.
  108. Простейшие средства управления процессом обучения. Тула: Тульский пед. ин-т, 1976. — 85 с. 1 12. Психология управления: учебное пособие. Под ред. А. В. Федотова. -Л.: ЛГТУ, 1991.- 84 с.
  109. Психология управления: курс лекций. Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В.М. Николаенко- Отв. ред. М. В. Удалыдова. -Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ- М.: ИНФРА М., 1999. — 150 с.
  110. Ф.М. Самостоятельная работа. // ИЯШ, 1988, № 4. с. 31 -37.
  111. Л.А. Кибернетика и познание. Рига: Зинатне, 1978. -144 с.
  112. Л.А. Обучение с моделью. // Вопросы кибернетики. Человекомашинные обучающие системы. Науч. совет по комплексной проблеме «Кибернетика''' при Президиуме АН СССР. М.: Наука, 1979. с. 42−45.
  113. Л.А., Марков В. А. Кибернетические модели познания. Рига: Зинатне, 1976. 267 с.
  114. Г. В. О методах и приёмах обучения иностранным языкам. // ИЯШ, 1975, № 2.- с. 87 93.
  115. Г. В., Верещагина И. И. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998. — 232 с.
  116. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 213 с.
  117. Российская Педагогическая Энциклопедия. Ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 607 с.
  118. И.Д. Речевое воздействие. // Проблемы прикладной психолингвистики. Под ред. Леонтьева А. Д. М.: Наука, 1972. — 144 с.
  119. Секреты умелого руководителя. Сост. И. В. Липсиц. М.: Экономика, Б.г., 1991.-317 с.
  120. В.П., Грещаева С. В. Основы управления педагогическими системами. М.: Просвещение, 1999. — 193 с.
  121. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Пед. о-во России, 1999. — 427 с.
  122. Н.М. Профессионально направленное обучение устной речи на старших курсах языкового вуза. Дис.. канд. пед. наук. -Jl.:1985. — 224 с.
  123. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во магистр», 1997. — 224 с.
  124. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — 350с.
  125. Словарь по кибернетике: Св. 2000 ст. Под ред. B.C. Михалевича. 2-е изд. — К.: Гл. ред. УСЭ им. М. П. Бажана, 1989. — 751 с.
  126. И.В. Информационный интерес и особенности его реализации в диалоге. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. Минск: 1994. 22 с.
  127. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. Группа ИНФРА. М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  128. A.M. Управление познавательной деятельностью студентов на основе ситуаций. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1992. 16 с.
  129. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 343 с.
  130. Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И. И., Ляудис В. Я. М.: Изд-во МГУ, 1980. — с. 157−163.
  131. Т.Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранному языку в педвузе. // ИЯШ, 1998, № 4. с. 84 — 88.
  132. Типы руководителей стили управления. Сост. Н. А. Некрасов. Новосибирск: Наука, 1992. — 126 с.
  133. Л.И. Использование тематического опорного диалога при обучении иностранному языку. // ИЯШ, 1999, № 4. С. 21 — 23.
  134. Тру с о ej В. ГТ Социально- психологические исследования когнитивных процессов: по материалам зарубежных экспериментальных работ. Под ред. В. А. Ядова, П. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.-144 с.
  135. ЕВ.П. Современные психологические теории личности. Ленинград, 1990. 72 с.
  136. Тучина ЕТВ. Методика организации поэтапного управления обучением иноязычному диалогу на II курсе неспециального факультета педагогического института. Дис.. канд. пед. наук. Харьков: 1985. 196 с.
  137. А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе. // ИЯШ, 1988, № 3. с. 27 — 30.
  138. М.А. Формы организации обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
  139. Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях. // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. Сост. Леонтьев А. А. М.: Русский язык, 1991. — 360с.
  140. Фон Врихг Ю. Некоторые современные вопросы психологии обучения. // Когнитивная психология (материалы фмнско-советского симпозиума). М.: Наука, 1986. — с. 21−26.
  141. Л.М. Обучение диалогической речи на французском языке в языковом вузе (развитие прогностических умений). Дис.. канд. пед. наук. М.: 1977. — 186с.
  142. B.C. Реальные ситуации общения на уроке. // ИЯШ, 2000, № 4. с. 24 — 26.
  143. Л.Н. Теория и практика управления процессом усвоения иностранного языка. Харьков: ХГУ, 1989. 100 с.
  144. Е.Г. Обучение устной иноязычной речи с помощью фономатериалов на 1 курсе неязыкового вуза. Дис.. канд. пед. наук. -Киев: 1975. 218 с.
  145. С.Ф. Профессиограмма учителя иностранного языка. М.: Б.и., 1977. — 27 с.
  146. С.Ф. Проект квалификационной характеристики учителя иностранного языка. М., 1974. — 24 с.
  147. С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку. // Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и в вузе. Сб. науч. ст. Л.: ЛГПИ, 1978. — с. 2−8.
  148. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. — 221 с.
  149. А.Г. и др. Педагогика. Тамбов: Изд- во Тамбовского унта, 1999. — 132с.
  150. Н.М. Идеи гуманизации педагогической культуры в отечественной педагогике XVIII XIX вв. // ЕЗведепие в педагогическую культуру: учебное пособие. Сб. науч. тр. — Ростов-на-Дону: РГТ1У, 1995. -172 с.
  151. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. -246 с.
  152. ГШ. Об особенностях методов социально-психологических исследований в США. // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — с. 197−202.
  153. Шпилев Г1.И. Об одном способе организации управления познавательной деятельностью. Новосибирск: Новоеиб. ин-т инж. ж.-д. транспорта, 1967. 20 с.
  154. Шур В. М. Управление внеаудиторной работой студентов неязыкового вуза на основе прогнозного сценария. Авт. реф. дис.. канд. пед. наук. М.:1988. 22 с.
  155. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  156. Энциклопедия Профессионального образования. Том 3. М.: Рос. академия образования, 1999. — 486 с.
  157. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: .Издательство Ленинградского университета, 1988. — 160 с.
  158. Bell, Kathleen. Developing Arguments. Belmont, 1990. — 160 p.
  159. Dictionary of the English Language. Longman, 1991. — 1570 p.
  160. Dictionary of Contemporary English. Longman, 1995. — 1360 p.
  161. Doyle W. Classroom organization and management. In M. Wittrock (ed.). Handbook of Research on Teaching. 3rd edition. New York: Macmillan. 1986. — p. 40−58.
  162. Good T. and J. Brophy. Looking in Classrooms. New York: Harper and Row, 1987. — 195 p.
  163. Hadfield J. Classroom Dynamics. Oxford UP., 1992.- 258 p.
  164. Hahn, Laura D. Speechcraft. Michigan: The University of Michigan Press, 1999. — 170 p.1 73. Halliday M. Spoken and Written Language. Oxford UP, 1989. — 212 p.
  165. Marnier, J. How to Teach English. Longman, 1999. — 240 p.
  166. Kagan S. Cooperative Learning: Resources for Teachers. University of California, 1985. — 270 p.
  167. Knowles, L. Teaching and Reading. London: National Council on Industrial Language Training, 1982. — 190 p.
  168. New Horizons in Linguistics. /Ed. by J. Lyons. L.: Penguin Books. 1971. — 236 p.
  169. Nunan D. Language Teaching Methodology: a texbook tor teachers. -Prentice Hall, 1991. 258 p.
  170. Nunan D., Lamb C. The Self- Directed Teacher. Managing the learning process. Cambridge UP, 1996. — 238 p.
  171. Palmer H. Colloquial English. 100 Substitution Tables. London, 1916. -150 p.
  172. Richards, Jack C., Lockhart Charles. Reflective Teaching in second language classrooms. CUP, 1994. — 196 p.
  173. The Chambers Dictionary. CUP, 1993. — 1370 p.
  174. Tsui Amy B.M. Introducing Classroom Interaction. Penguin English, 1995. — 172 p.
  175. Willing, K. Learning Styles in Adult Migrant Education. Adelaide, Australia: National Curriculum Resource Centre, 1988. — 195 p.
  176. Wohlwill J.F. Un essai сГ apprentisage dans le domaine de la conservation du nombre. In: Morf A., Smedslund J., Vin- Band A., Wohlwill J.F. L’apprentissage des structures logiques. — Etudes d’epistemologic genetique, vol. 9. Paris, 1959.
  177. Wolhwill J.F. A study of the development of the number concept by scologram analysis. J. Genet. Psychol., 1961, vol. 97. — 130 p.
  178. Wong, A.K.C., Y.C. Ли- Yeung and J.A.G. McClelland. Classroom Management. Hong Kong: Longman, 1992. — 180 p.
  179. Wright, T. Roles of Teachers and Learners. Oxford: OUP, 1987. — 146 p.
Заполнить форму текущей работой