Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определив структуру и содержание готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов нами были намечены перспективы формирования названной готовности у студентов педвуза. Данные перспективы были обусловлены теоретическим обоснованием педагогических условий, реализация которых делает процесс формирования готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
    • 1. 1. Конфликт как социально-психологическое явление: научно- 13 категориальный анализ
    • 1. 2. Готовность студентов педагогического вуза к конструктивному 40 разрешению конфликтов: структурная и сущностная характеристика
    • 1. 3. Педагогические условия формирования готовности студентов 61 педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию 84 готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
    • 2. 1. Первоначальное состояние готовности студентов 84 педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов (по результатам констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Формирование готовности студентов педагогического вуза к 103 конструктивному разрешению конфликтов
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию 125 готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов

Формирование готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Настоящий период развития российского общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Несмотря на позитивные перспективы, которые в настоящее время наметились в социально-экономическом развитии страны, существуют проблемы, которые по прежнему не только не решены, но в силу своей многоплановости и неоднозначности вызывают тревогу и опасения в контексте дальнейшего внутреннего и внешнеполитического укрепления России. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Переоценка моральных и нравственных ценностей, социально-экономическая поляризация российского общества (обнищание большинства, обогащение меньшинства), рост преступности (особенно среди молодежи), политическая нестабильность, межнациональные столкновения и войны — все это, являясь печальными реалиями наших дней, вне всякого сомнения создает почву для социальной напряженности в современном российском обществе.

Обозначенные проблемы по своей сути являются конфликтологическими, поэтому их решение может и должно осуществляться в нескольких плоскостях. Наряду с общегосударственными мерами политического и социально-экономического характера особые требования должны предъявляться к процессам культурного возрождения России, которое в принципе невозможно вне контекста развития системы отечественного образования.

Российское общество очень сложно по своему социально-классовому и национальному составам, поэтому такие качества личности как эмпатия, толерантность, способность к межкультурному и межнациональному взаимодействиям и т. д. являются особо значимыми в контексте стабильности и перспективности социальных отношений в России практически на всех уровнях их развития. Воспитание культурной, коммуникативной (в широком смысле этого слова) личности является одной из первоочередных и стратегических задач образовательных учреждений, независимо от их территориально-национального расположения, образовательного уровня и профиля.

Наиболее актуально проблема формирования конфликтологической культуры личности стоит перед высшим профессиональным образованием, так как именно на специалистах высшего профессионального уровня лежит основная ответственность за культурное, социально-экономическое возрождение страны.

Одной из самых социально значимых профессий в обществе является профессия учителя общеобразовательной школы. Именно от профессионализма педагогов средней школы зависит успешность дальнейшей социализации юношей и девушек, вступающих в сложную и многогранную самостоятельную жизнь. Успешность социальной адаптации и социальной самореализации выпускников общеобразовательных школ во многом зависит от их умений строить гармоничные отношения с внешним социальным миром. Такие умения являются результатом качественного образовательного процесса, который может организовать и осуществить компетентный в конфликтологическом плане педагог, поэтому одной из задач профессионального педагогического образования является подготовка будущих учителей в области профилактики и управления социальными конфликтами. Готовность учителя к конструктивному разрешению конфликтов несет двуединую функциональную нагрузку. С одной стороны, компетентный в конфликтологическом аспекте учитель способен передать свой опыт ученикам, с другой — гораздо успешней может управлять педагогическими отношениями в системе «учитель-ученик», что, вне всякого сомнения, создает условия для повышения качественного уровня образовательного процесса в средней школе.

Необходимо отметить, что проблематика, связанная с социальными конфликтами достаточно хорошо разработана в отечественной педагогике и психологии. Проблемам изучения различных видов конфликтов, конфликтных ситуаций, уровней и стадий развития конфликтов и т. д. посвящены специальные исследования таких ученых, как В. Н. Абрамова, В. И. Андреев, А. Я. Анцупов, Ф. М. Бородкин, Ф. Е. Василюк, П. М. Танеев, Н. В. Гришина, А. Е. Гусева, И. Дойч, А. П. Егоршин, С. М. Емельянов, В. Г. Задыкин, Е. В. Зайцева, А. Г. Здравомыслов, Л. Козер, А. Е. Кармин, М. М. Лебедева, Э. Э Линчевский, Л. И. Найденова А.И. Шипилов, Н. М. Коряк, С. Шикман, и др.

Существует также ряд исследований специфики конфликтов в системе образования. Им посвящены работы таких авторов, как И. П. Башкатов, Д. Ванек, Л. И. Воробьев, Т. В. Драгунова, В. И. Журавлев, Э. И. Киршбаум, О. В. Кузьменкова, В.А. Кан-Калик, К. М. Левитан, Л. И. Митина, Ф. Ман, М. М. Рыбакова, Д. И. Фельдштейн и др.

Несмотря на общую изученность вопросов связанных с социальными конфликтами в разных областях общественных отношений, проблема подготовки будущих учителей общеобразовательной школы к конструктивному разрешению конфликтов в отечественной педагогической науке и образовательной практике разработана в недостаточной степени. Это и определило тему нашего диссертационного исследования следующим образом: «Формирование готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы структура и сущностные характеристики компонентов готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов, а также педагогические условия формирования названной готовности в системе высшего профессионального педагогического образования. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка учителя общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс формирования готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: процесс формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов будет эффективным если: будет определена и научно обоснована структура готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов, в которой будут выделены и актуализированы мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и эмоционально-волевой компонентыназванные компоненты в контексте функционально-ориентирующего значения будут определять цели, задачи, содержание и технологию формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтовпедагогические условия формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов в структурном плане будут разделены на методологический и собственно педагогический блокиметодологический блок будет иметь фундаментально-ориентирующее значение и, соответственно, представлен аксиологическим, культурологическим, личностно-деятельностным, диалогическим и индивидуально-творческим подходами, позволяющими создать этико-философскую основу для гуманизации процесса формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтовсобственно-педагогический блок будет определен психолого-педагогическими, управленческо-педагогическими и инновационно-педагогическими условиями, позволяющими активизировать процесс формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов и развивать доверительные отношения в системе «преподаватель-студент».

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: определить и теоретически обосновать структуру и качественные характеристики компонентов готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтовразработать и теоретически обосновать систему педагогических условий формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтовосуществить экспериментальную работу по формированию готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтовразработать практически^ рекомендации по формированию готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов;

Методологическую основу исследования составили аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий, диалогический подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность будущего учителя общеобразовательной школы в контексте субъект-субъектных отношений и в качестве субъекта творческой деятельностимеждисциплинарный и системный подходы, способствующие построению образовательного процесса на принципах необходимой целостности и системности.

Теоретической основой диссертации послужили труды учёных, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют:

— исследования в области социальных конфликтов и конфликтов в системе образовательных отношений (В.Н. Абрамова, В. И. Андреев, А. Я. Анцупов, И. П. Башкатов, Ф. М. Бородкин, Д. Ванек, Ф. Е. Василюк, Л.И.

Воробьев, П. М. Танеев, Н. В. Гришина, А. Е. Гусева, И. Дойч, Т. В. Драгунова,.

A.П. Егоршин, С. М. Емельянов, В. Г. Задыкин, Е. В. Зайцева, А. Г. Здравомыслов,.

B.А. Кан-Калик, А. Е. Кармин, Э. И. Киршбаум, Л. Козер, Н. М. Коряк, О. В. Кузьменкова, М. М. Лебедева, К. М. Левитан, Э. Э Линчевский, Ф. Ман, Л. И. Митина, Л. И. Найденова, М. М. Рыбакова, Д. И. Фельдштейн, С. Шикман, А. И. Шипилов и др.

— теоретические положения о видах деятельности, теории познания, формировании личности, становлении профессионала (А.П.Беляева, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, В. Розин, С. Л. Рубинштейн.

A.Д.Урсул, Г. И. Хозяинов, Г. П.ГЦедровицкий, П. Г. Щедровицкий и др.);

— труды в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (М.Н. Берулава, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, И. Б. Котова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.).

— труды в области теорий взаимосвязи ступеней профессионального образованиянепрерывного профессионального образования (А.П.Беляева, И. Д. Клочков, Н. Е. Кузнецова, М. И. Махмутов, Ю. С. Тюнников, О. Ф. Фёдорова,.

B.Д.Шадриков и др.);

— общедидактические исследования профессионального образования (В.А.Бодров, В. С. Безрукова, А. А. Вербицкий, Г. М. Зарековский, Г. Л. Ильин, В. А. Пономаренко, В. Д. Шадриков и др.);

Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение и сравнение научной, нормативной и программно-методической литературыдиагностические: анкетирование, беседа, экспертная оценка, обобщение независимых характеристикпраксиметрические: анализ продуктов деятельности, учебной и учебно-методической документацииэкспериментальные: опытная работаметоды математической статистики.

База и этапы исследования. Исследование осуществлено на базе Ставропольского государственного педагогического института. Им было охвачено 126 человек. Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (1999 — 2000 гг.) — изучение состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике, определение исходных теоретических позиций, обоснование проблемы исследования.

Второй этап (2001 — 2002 гг.) — определение цели и задач исследования, теоретический анализ проблемы, разработка экспериментальных материалов, подготовка экспериментальной базы исследования.

Третий этап (2003 — 2004 гг.) — проведение констатирующего и формирующего экспериментов, анализ результатов экспериментальной части исследования, оформление текста диссертации.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Структура готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов представлена целостной системой, в которой. в контексте гностического, конструктивного, организаторского. и коммуникативного компонентов педагогической деятельности актуализированы и качественно обоснованы мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и эмоционально-волевой компоненты.

2. Названные компоненты в рамках своего ориентирующего значения обусловливают цели, задачи, содержание и технологию формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов.

3. В педагогических условиях формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов выделены методологический и собственно педагогический блоки.

4. Методологический блок имеет фундаментально-ориентирующее значение и, соответственно, представлен аксиологическим, культурологическим, личностно — деятельностным, диалогическим и индивидуально-творческим подходами. Данные подходы позволяют создать этико-философскую основу для гуманизации процесса формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов.

5. Собственно-педагогический блок определен психологопедагогическими (профессиональным авторитетом педагога), управлеческопедагогическими (условиями демократического педагогического руководства), инновационно — педагогическими условиями (использованием инновационных педагогических технологий), позволяющими активизировать процесс формирования готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов и развивать доверительные отношения в системе «преподаватель-студент».

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем уточнено понятие готовности к конструктивному разрешению конфликтов в контексте профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы (гностического, конструктивного, организаторского и коммуникативного компонентов) — исходя из современных тенденций социального развития и соответствующих требований к воспитанию личности в условиях общеобразовательной школы, дополнены и теоретически обоснованы функционально-содержательные характеристики мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтоввыявлены и теоретически обоснованы аксиологические, общеметодологические, психолого-педагогические, управленческо — педагогические и инновационно — педагогические условия формирования готовности студентов — будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтовопределены показатели, критерии и уровни сформированности готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определено профессионально-функциональное значение готовности к конструктивному разрешению конфликтов в педагогической деятельности учителя общеобразовательной школыразработан специальный учебный курс, позволяющий активизировать процесс профессиональной подготовки будущих учителей общеобразовательной школы в контексте формирования готовности к конструктивному разрешению конфликтов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию готовности студентов — будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов в условиях высшего педагогического образования. Результаты исследования могут быть использованы в системе высшего профессионального образования при подготовке специалистовбудущих учителей общеобразовательной школы.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием различных методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам работыметодологической обоснованностью теоретических положенийэкспериментальной проверкой гипотезы, давшей положительные результатыприменением методов математической обработки эмпирических данных и апробацией результатов исследования в образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над кандидатской диссертацией. Этим обеспечивалась достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научного поиска.

Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного педагогического института, обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы СевероКавказского государственного технического университета, на научно-практических конференциях регионального и межрегионального характера (Ставрополь, 2002/2003; Элиста, 2004; Карачаевск, 2004, Ростов-на-Дону, 2004).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составил 189 страниц.

Выводы по второй главе:

Осуществленный теоретический анализ проблемы позволил осуществить экспериментальную часть исследования. Опытно-экспериментальной базой явился Ставропольский государственный педагогический институт. В контрольную группу вошли 60 студентов — будущих учителей, в экспериментальную, соответственно — 66 студентов. Перед осуществлением опытно-экспериментальной работы нами были определены показатели и критерии готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов. Это позволило выделить высокий, достаточный, посредственный и низкий уровни сформированности названной готовности.

На экспериментальном этапе исследования нами была разработана система исследовательских методов, в которую были включены следующие методы: анкетирование, устные и письменные опросы, метод неоконченных предложений, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.

Констатирующий этап эксперимента показал недостаточность готовности студентов к конструктивному разрешению конфликтов. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить перспективы проведения формирующего этапа опытной работы, который был осуществлен в экспериментальной группе студентов.

Промежуточный и конечный диагностический срезы показали устойчивую положительную динамику готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов в экспериментальной группе студентов. В контрольной группе данная динамика была выражена в незначительной степени. Это подтвердило успешность выполненного диссертационного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основное содержание диссертации представлено в двух главах. В первой главе диссертации осуществлен теоретический анализ проблемы, в рамках которого были исследованы вопросы природы, причин, видов социальных конфликтов (общесоциального и профессионально-педагогического характеров), технологии их профилактики и управления ими. Была теоретически обоснованы структура и содержание готовности студентов к конструктивному разрешению конфликтов и определены педагогические условия формирования названной готовности в образовательной практике высшего профессионального педагогического образования.

Теоретический анализ проблемы показал, что конфликты является сложным и многогранным явлением. Несмотря на то, что в социальных, и межличностных отношениях имеют место и конструктивные конфликты, в отечественной социальной психологии особый акцент делается на изучении конфликтов деструктивного характера, которые по своей сути являются причиной разрушения отношений социального и профессионально-педагогического характеров.

Разработанная в первой главе теория конфликтов, позволила определить систему необходимых знаний, умений и навыков в конфликтологической области, обусловливающих сущностные характеристики готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов. В названной готовности были выделены мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и эмоционально-волевой компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент готовности был определен мировоззрением, идеалами и ценностными ориентациями будущих специалистов, обусловленными общечеловеческими гуманистическими ценностями.

Интеллектуально-познавательный компонент был определен системой знаний теоретического и практического характера о природе и сущности социальных конфликтов (общесоциального и профессионального характеров), их причин, способах профилактики и разрешения.

Действенно-практическая готовность предполагала наличие у будущих учителей системы сформированных умений и навыков, которые проявляются в общении, взаимодействии с другими людьми и в управлении детским коллективом.

Эмоционально-волевая готовность к конструктивному разрешению конфликтов проявляется в перцептивном компоненте общения. Общение как перцепция предполагает процесс познания и понимания другого человека на эмоциональном уровне. Данный компонент предполагает волевые умения будущих специалистов преодолевать трудности и проблемные ситуации в социальном взаимодействии с коллегами, учениками, родителями и т. д.

Определив структуру и содержание готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов нами были намечены перспективы формирования названной готовности у студентов педвуза. Данные перспективы были обусловлены теоретическим обоснованием педагогических условий, реализация которых делает процесс формирования готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов максимально эффективным. В системе педагогических условий нами были выделены и обоснованы аксиологические, общеметодологические, психолого-педагогические, инновационно-педагогические условия, а так же условия педагогического руководства (управленческо — педагогические условия), обусловливающие эффективность процесса формирования готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов.

Теоретический анализ проблемы позволил осуществить экспериментальную часть исследования, которая показана во второй главе диссертации. В целом в данной части диссертации описан констатирующий эксперимент по изучению первоначального состояния готовности студентов педвуза к конструктивному разрешению конфликтов, приведены данные по организации и осуществлению формирующего эксперимента, его результаты и практические рекомендации по исследуемой проблеме.

Опытно-экспериментальной базой явился Ставропольский государственный педагогический институт. В контрольную группу вошли 60 студентов — будущих учителей, в экспериментальную, соответственно — 66 студентов. Перед осуществлением опытно-экспериментальной работы нами были определены показатели и критерии готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов. Это позволило выделить высокий, достаточный, посредственный и низкий уровни сформированности названной готовности.

На экспериментальном этапе исследования нами была разработана система исследовательских методов, в которую были включены следующие методы: анкетирование, устные и письменные опросы, метод неоконченных предложений, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.

Констатирующий этап эксперимента показал недостаточность готовности студентов к конструктивному разрешению конфликтов. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить перспективы проведения формирующего этапа опытной работы, который был осуществлен в экспериментальной группе студентов.

Промежуточный и конечный диагностический срезы показали устойчивую положительную динамику готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов в экспериментальной группе студентов. В контрольной группе данная динамика была выражена в незначительной степени. Это полностью подтвердило первоначально поставленную гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Конфликтология. Конспект лекций для слушателей СФПК и студентов МФПП КГП. — Обнинск, 1994. — С.82
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичекие проблемы. -М., 1990. С. 25−26.
  3. Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающих женщин // Вопросы психологии. -1989. -№ 5. С. 80−88.
  4. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1980.-С.288
  5. В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. -М.: Народное образование, 1995. С. 128
  6. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988.-С.270 с
  7. Андреева Д А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в Вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ. -1973. — С. 62−69.
  8. И.Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе Вуза: Дисс. канд. филос. наук.-Минск, 1985.-С.165
  9. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для Вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.-c.551
  10. А. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Развитие личности. 1998. -№ 2. -С. 4451.
  11. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — С.64
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы. М.: Просвещение, 1982. -С. 192
  13. И.П. Причины возникновения динамики конфликтов в образовательных учреждениях // Симиотика и этиология конфликтов в системе образования. Белгород, 1998. — С 15−20.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1978. С.412
  15. А.Б. Формирование практической готовности социальных педагогов к разрешению конфликтов среди подростков в учебном коллективе: Дисс. канд. Пед. наук. М., 1997. — С.131
  16. Н.А. Мое философское миросозерцание // Философские науки. 1990,-№ 6.
  17. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. -с.400
  18. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-С.694
  19. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М., 1976. — С 144−171.
  20. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. -М.: Межд. пед. академия, 1995. С.326
  21. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. -С. 190
  22. Г. В. Психология делового общения. Учебник. 2-е изд. — М., 2003.-С. 295
  23. Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М, 1996.-С.112
  24. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. Воронеж, 1996. С.392
  25. М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989.-С. 90−112.
  26. И.Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве. Дисс. канд. психолог, наук. Казань, 1999. — С. 185
  27. Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действия // Вопросы психологии. — 1989. -№ 3. С. 75−79.
  28. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. Т.16.-№ 3.-1995.-С. 90 101.
  29. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — С. 142
  30. Н.Р. Динамика нравственного развития личности студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. -Л.: ЛГУ, 1973.-С. 170−177.
  31. Ю. П. Волкова В.В. развитие коммуникативных способностей будущих преподавателей. Ставрополь, 2002. — С.69
  32. В.А. Мониторинг профессионального развития в практической подготовке студентов // Практическая подготовка психологов в системе высшего-образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. — С. 168−171.
  33. Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968.
  34. С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности. Дисс. канд. психолог, наук. Казань, 1999. — С. 190
  35. Выготский J1.C. Проблема сознания // Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 156−167.
  36. JI.C. Психология. М., 2000. -С. 1008
  37. О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XX века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996.-С.197I
  38. A.M. Конфликтологическая культура молодежи: проблемы формирования // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М.: РАН, 1999. — С. 45−54.
  39. A.M., Тронова Л. С. Конфликтология: практикум. Казань: Изд-во КФЭИ, 1996. -С. 284
  40. Ф.И. О некоторых практических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
  41. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. М., 1997. С.198
  42. Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. М., 1997.-С.116
  43. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению (на примере изучения членов трудовых коллективов) // Психологические состояния. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — Вып.10. — С. 90−96.
  44. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — С.464
  45. Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. JL, 1978. — С.314
  46. А.С., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. -М.: Народное образование, 1997. -С. 183
  47. А.А., Апресян Р. Г. Этика. Учебник. М., 1998. — С.472
  48. А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах. Дисс. канд. психолог, наук. Краснодар, 1999. — С.196
  49. Т.М. Рефлексивное управление конфликтом в школе // Симиотика и этиология конфликтов в системе образования. Белгород, 1995. — С. 52−57.
  50. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960
  51. А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2001.-С.320
  52. А.В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология, ч.1.). М.: РАН, 1993. — С.212
  53. А.Б. Воспитателю и психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — С.207
  54. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996. -С.242
  55. Н.Ф. Проблема значимости в психологии. В кн.: Материалы совещания по психологии (1−6 июля 1955 г.) — М., 1957.
  56. М., Шикман С. Конфликт: социально психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. — М.: ИСАИ, 1991. -С. 70−74.
  57. М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. — № 1. — С. 202−217.
  58. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во Моск. Ун-т., 1984. — С. 141
  59. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. — 1980. № 6. С. 119−133.
  60. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 74−78.
  61. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-С.319
  62. Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб.: АОЗТ «Институт личности», 1994. -С. 138
  63. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1997. -С. 475
  64. С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001. -С.386
  65. Ю.Н. Исследование и проектировка межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Вестник ЛГУ. Серия 6, 1986. Вып.1. — С. 55−62.
  66. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие. — Л., 1991.-С.162
  67. Л.А. Студенческий коллектив одно из условий формирования профессиональной направленности личности учителя //
  68. Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1988. -С. 122
  69. В .И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. С.183
  70. Г. А. Профессиональное самоопределение и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 177−182.
  71. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. -С. 160
  72. В.Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы). М.: Просвещение, 1998.-С.150
  73. А.К. К объяснению агрессивности // Социальный конфликт. — 1995.-№ 3−4.-С. 105−115.
  74. В.И. Некоторые проблемы формирования творческого мышления // Формирование творческого мышления студента (теоретические и прикладные вопросы). — Владивосток, 1990. С. 9−10.
  75. Л.И. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 60−66.
  76. А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1994.-С.317
  77. А.Г. Социальные аспекты конфликта. М., 1995. -С. 194
  78. А.Г. Проблемы взаимодействия конфликтов в макро- и микроуровнях // Социальный конфликт. 1994. — № 1. — С 5−18.
  79. И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов н/Д, 1997. С.480
  80. МБ. Мельвиль А. Ю. Власть// Полис. № 6 (42). 1997. С.146−163.
  81. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3.-С 57−66.
  82. Исследование конфликтов в психологии. М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 5054.
  83. С.Б. Потребность власти//Теория и практика социализма. № 2. — 1991. — М.: Знание, 1991,-С.63
  84. Кагальняк А.И.,. Яшин К. Е. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей // Вопросы психологии. -1989 -№ 5.-С. 45−51.
  85. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный, 1988. — 68 с.
  86. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М., 1987. — С.190
  87. Э.И. Гуманизация высшего образования в формировании творческого мышления // Формирование творческого мышления студента (теоретические и прикладные вопросы). — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990.-С. 10−15.
  88. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс. канд. психолог, наук. JI., 1986. -С.252
  89. А.Я. Обучение методам управления конфликтами учителей и руководителей школ // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология, разрешения. М.: РАН, 1999. — С. 213−231.
  90. А .Я. Формирование основ профессионализма у студентов в области педагогической конфликтологии: Дисс. канд. педагогич. наук. -Калуга, 1999.-С.279
  91. Н.П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Ставрополь, 2001. — С.195
  92. М.С. Проблемы формирования личности учителя в педвузе // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута. Саратов, 1985. — С. 3−13.
  93. E.JI. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического Вуза. Дисс:. канд. психолог, наук. -М., 1994. -С. 183
  94. Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991. — С. 27−35.
  95. Я. Л. Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. — С. 193
  96. М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации //Психология развивающейся личности/ Под ред А. В: Петровского. М., 1987
  97. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: АО Стрингер, 1992. -С. 213
  98. A.M. Отражение, деятельность, познание. — М.: Политиздат, 1979. -С.216 103: Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб, 1999. — С.448
  99. Коныгина М. Н, Подготовка специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде. Дис. канд. Пед. наук. Ставрополь, 1998. — С. 189
  100. A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979. -С.216
  101. В .И., Сластенин В. А., Старов М. И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом Вузе // Вопросы психологии. 1985. — № 3.-С. 61−67.
  102. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.-С. 141
  103. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1997.С. 112
  104. Г. Психология развития. СПб., 2000. — С.992
  105. Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985 — С.431
  106. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, ты, он, я: Психология значимых отношений. М., 1989. — С.207
  107. А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна, 1998.-С.224
  108. P.JI. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993. — С.352
  109. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.-С.407
  110. Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1988 -С.192
  111. Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / Под ред. Л. В. Сохань и В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1988. — С. 192
  112. Культура и развитие человека: очерк философско-педагогических проблем/Под ред. В. П. Иванова. Киев: Наукова Думка, 1989. -С. 320
  113. Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. -№ 3. — С. 52−57.
  114. В.Н. К вопросу о возрастных особенностях восприятия человека человеком // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 118−122.
  115. КуницынаВ.Н. Трудности межличностного общения. СПб., 1991.
  116. Р.В. Социально-психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель студент Вуза: Дисс. канд. психолог, наук. — Казань, 2000. — С. 177
  117. П.М. Конфликты в сфере управления школой // Педагогика. № 11,1992. — С. 38−47.
  118. М.М. Уметь вести переговоры: Практические рекомендации по подготовке и проведению переговоров. М., 1991. — С. 129
  119. М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993. — С. 156
  120. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. — С.316
  121. А.И. Гуманитарное образование, развитие и качество подготовки современного специалиста // Качество высшего профессионального небюджетного образования: современное состояние и перспективы. М., 2000. -С. 115−116.
  122. К.М. Культура педагогического общения: Учеб. пособие. -Иркутск, 1985.-С.104
  123. Н.Д. Психология характера. М., 1969. — С.424
  124. В .Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. —С. 384
  125. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. -С. 304
  126. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М., 1983.-Т. 2.-С. 320
  127. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//Психологический журнал. 1992. — Т.13. — № 2 С. 107−117
  128. В.Д. Педагогика сотрудничества в высшей школе как условие формирования творческого мышления // Формирование творческого мышления студента. Владивосток, 1990. — С 30−35.
  129. Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте. Учебное пособие. СПб., 2000. -С. 71
  130. М.В., Мириманова М. С. Выбор стратегии поведения в проблемно-конфликтной ситуации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. — С. 113−115.
  131. К. Агрессия (Так называемое слово «зло»). М., 1994. -С. 272
  132. Я.В. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов, 1991. -С.206
  133. Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — С.688
  134. А.Г. Общая психология. Спб: Питер, 2002. — С.592
  135. А.В. Конфликтогенность студенческого социума (некоторые подходы к анализу) // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М.: РАН, 1999. С. 171−180.
  136. Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя: Дисс. канд. психолог, наук. Пермь, 1995 — 163 с.
  137. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. -С. 192
  138. A.M., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в Вузе // Вопросы психологии. -1988. -№ 2. -С. 76−82.
  139. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1970. С.405
  140. Методы активизации процесса обучения /Сост.: Бобрышов С. В. и др. Ставрополь: СКСИ, 2000. — С. 127
  141. Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 77−85.
  142. Т.В. Роль субъективного опыта в профессиональном становлении психолога // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. — С. 197−200.
  143. Л.И., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 3. -С.3−16.
  144. С.А. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 159−161.
  145. В.Н. Личность и неврозы. М., 1960. — С.394
  146. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. — М, 1960. т.2. С.110−125.
  147. В.И., Соловьев А. С. Индивидуально-психологические особенности у студентов заочников и успешности их обучения // Вопросы психологии. — 1989. -№ 5. — С. 52−55.
  148. И.И. Понятие связи в марксисткой философии. М., 1961. С.119−120.
  149. Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения // Социально политический журнал. — 1994. — № 1−2. — С. 81−91.
  150. Р.С. Психология. В 3 т. М., 1995. — Т.2. — С.496
  151. Общая психология. Учебное пособие для студентов ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского и др. М., 1986. — С.464
  152. Э.А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1977. — С. 319−342.
  153. В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в Вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 55−58.
  154. Г. К. Активизация учебной деятельности студентов и её роль в профессиональной подготовке // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: СГПИ, 1985. — С. 67−73.
  155. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории теории. СПб.: ИГУП, 1999. — С.592
  156. А.А. Рефлексивно перцептивный анализ деятельности педагогов. — М., 1990. -С.248
  157. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.* Большая Российская энциклопедия, 2002. С.528
  158. Т.В. Социально-психологический анализ внутригрупповых взаимоотношений в студенческих учебных группах // Человек и общество / Под ред. Б. Г Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 154 159.
  159. А.Ф. Предупреждение и преодоление межличностных конфликтов в педагогических коллективах: Автореферат. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990. — С.20
  160. А.В. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992. — С.332
  161. А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: РГГУ, 1994. — С.448
  162. В.А. Психология неадаптивной активности. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. -С. 224
  163. Л.А. О понятийной схеме в социально-психологическом анализе конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977. С. 126−143.
  164. JI.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение -диалог// Вопросы психологии. 1983. № 2. — С.56−62
  165. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — С. 440−582.
  166. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М., 1999. — С.354
  167. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. -Нижний Новгород, 1992. С.262
  168. Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта // Новые исследования в психологии. — М., 1981. -№ 2.-С. 94−98.
  169. Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования). Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1980.
  170. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -С.232
  171. .Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974. — С.397
  172. Практическая психология о детях или как научиться понимать себя и других. М., 1999. — С. 376.
  173. A.M., Тостых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990. С. 291
  174. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. -М., 1981. С.232
  175. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. Коссаковски А., Кюна X., Ломшпера И., Розенфельда Г. М. -М., 1981.
  176. Психология популярных профессий /Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003. — С.256
  177. Психологический словарь (Под общей редакцией А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского). М., 1990. — С. 494.
  178. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смрнова, И. О. Гордеева, Л.М. Балабанова- Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — С.640
  179. П.Д., Нуждена М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. 1987. — № 6. -С. 112−115.
  180. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, 2001. — 672 с.
  181. В.А. Быть в гармонии с собой и другими. — Астрахань, 1993.-С.64
  182. А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 58−60.
  183. .М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие для руководителей образовательных учреждений, учителей и практических психологов. — М., 2002. С. 192
  184. А.В. Парадигмы общения. СПб., 1993. — С.384
  185. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973.-С.174
  186. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1995. — С.529, л
  187. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова: В 2-х тг. Т.1. — М., 1993. — С.608, С. 502
  188. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. — С. 120
  189. Л.С. Молодежь в полиэтническом регионе: взгляды, позиции, ориентации (Астрахань и Астраханская область). Учебное пособие. -Астрахань, 1999.-С. 91
  190. С.Л. Бытие и сознание // Хрестоматия по психологии / Под ред. В. В. Мироненко. М., 1977. — С. 43−53.
  191. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-С.720
  192. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — С. 128
  193. Н.П. Коллективистские отношения в студенческой группе // Социальные проблемы образования. Сборник науч. трудов. — Свердловск: Свердл. пед .ин-т, 1991. С. 72−75.
  194. В.И. Избранные психологические произведения (воля, её развитие и воспитание). — Рязань: Изд-во РГПИ, 1992. — С.569
  195. В.И., Федоров И. А. Студенческие коллективы // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — С. 155−164.
  196. З.В. Общая культура студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С.49−55.
  197. П.В. Ключевое значение потребностей в изучении психологии человека // Проблемы комплексного изучения человека. М., 1983.).
  198. Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 1991. С. 192
  199. Дж. Г. Сила ума: Описание пути к успеху в бизнесе. Выпуск 1. -Киев: Изд-во общества ВЕК, 1991. С.226
  200. Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев. Изд-во «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. — С. 208
  201. Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. — 264 с.
  202. В.А. М.: «Магистр — Пресс», 2000.-488 с.
  203. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  204. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  205. Социологический словарь. — Минск 1991. — 480 с.
  206. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов педвузов/ Под ред. А. В. Петровского, 1987. 224 с.
  207. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160 е., 1. С. 28−29
  208. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
  209. Словарь по этике /Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — 6-е изд. М., 1989- 447 с.
  210. B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1990.
  211. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов /А.В. Петровский и др- Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 224 с.
  212. В.И. Конфликтующие и конфликтогенные люди // Социально-политический журнал. — 1996. — № 4. — С. 152−161.
  213. В.И. Конфликт: сущность и особенность его проявления // Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С. 152−161.
  214. В.И. Конфликтная ситуация и инцидент // Социально-политический журнал. — 1995. -№ 5. — С. 129−143.
  215. В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности // Социально-политический журнал. 1996. — № 2. — С. 152 162.
  216. В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Социально-политический журнал. 1995. — № 4. — С. 164−175.
  217. JI.H. Природа эстетической ценности. М., 1972. — С.271
  218. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. 1997. — С.736
  219. В.И. Психологический анализ коллективного внимания студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л. ЛГУ, 1973. — С. 167−170.
  220. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 109 с.
  221. Л.Н. природа эстетической ценности. М., 1972. — С.271
  222. Л.И. Организованность и организаторские навыки студенчества // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 162−167.
  223. И.И. Конфликт: теория и управление // Симиотика и этиология конфликтов в системе образования. Белгород, 1995. — С. 27−31.
  224. Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. — 1981. -№ 4.-С. 119−123.
  225. Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей // Вопросы психологии. 1983. — № 6. — С. 88−91.
  226. .М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985 -С.534
  227. Дж. Структура современной социологической теории. М., 1985.-С.396
  228. С.Н. Психология управления: От личности к команде. -Петрозаводск: Изд-во Петраз. ин-та, 1997. С.364
  229. Ю.П. Профессиональное Психодиагностика межличностных отношений в малых группах. Астрахань: АГПУ, общение и его развитие. — Астрахань, 1995. — С. 136
  230. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дисс. доктора психолог, наук. М., 1994. 347 с.
  231. Ю.П., Коваленков Н. Н. Конфликтология. Учебное пособие. Астрахань: АГПУ, 1996. — С.77
  232. Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. 20 в.)/ Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждана. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С.301
  233. Д.И., Воробьев Л. И. Конфликты в условиях школы // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: Межвуз. сб. научных трудов. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986. — С. 4−17.
  234. Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб, 1999. — С.412
  235. О.Ф. Жизненное пространство человека: (Аксиологический аспект). Саратов: СПТИ, 1998. — С.320
  236. А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса //Психологический журнал. Том 7. № 1. — 1986. — С 14−21.
  237. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1992.-С.158
  238. Э. Конфликт // Социальный конфликт. 1996. — № 3. — С. 3644.
  239. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. — С.376
  240. В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Питер Ком, 1997. — С.279
  241. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Преступная толпа. М: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. — С. 119−194.
  242. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. — С.274
  243. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — С. ЗЗО
  244. Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. — С.238
  245. Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в ситуациях группового обсуждения. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1980. — С. 16
  246. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1996. С. 156
  247. .И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 79−85.
  248. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1986. — С. 391
  249. Р.В. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций // Социальный конфликт. 1994. — № 2. — С. 72−94.
  250. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — С.608
  251. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев, 1979. — С.174
  252. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. -М.: Педагогическое общество России, 1999. С.186
  253. Д.И. Общественный интерес и механизм действия социальных законов. Вопросы философии. — 1996. — № 9. — С.3−14
  254. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995. С.544
  255. Е.Б. Личность и политика: Критические очерки современных западных концепций политической социологии. М.: Мысль, 1988.-С.203
  256. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск, 1996.-С.288
  257. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя: Учебное пособие. Москва-Ставрополь, 1991. — С. 180
  258. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. — Москва-Ставрополь, 1991. С.206
  259. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дис. докт. Пед. наук. М., 1991. — С.400
  260. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к воспитательной работе в школе: Межвузовский сборник научных трудов. Ставрополь, 1990. — С. 5−27.
  261. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — С.38
  262. Н.Б. Профессионально личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997. — С.239
  263. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск, 1992. С.128
  264. А., Ландж А. Не давите мне на психику. СПб., 1997. — С. 293
  265. ЮнгК.Г. Психологические типы. -М., 1996. С.717
  266. В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб.: Полиус, 1998. -С.639
  267. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. — С. 214
  268. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — Том 21. — № 4. -С. 79−88.
  269. В.А. Формирование культуры педагогических отношений с воспитанниками учреждений интернатского типа у студентов педвуза. Дисс.канд.пед.наук. Ставрополь, 1997. С.236
  270. Burrell N., Vogl S. Turf-side conflict mediation for students. Mediation Quarterly. 1990. — 7. — P. 237−250.
  271. Communication, social cognition, and affect. Hillsdale (N.J.) ets. — 1988. -259 p.
  272. Corwin R.G. Patterns of organizational conflict. Administrative Science Quarterly. — 1969. — 14. — P. 507−520.
  273. Darkenwald G.G. Organizational conflict in Colleges and Universities.-. Administrative Science Quarterly. 1971. — 16. — P. 407−412.
  274. Hartup W. Conflict and friendship relations. In Shantz & W. Hartup (Eds.) Conflict in child and adolescent development. Cambridge, England: Cambridge University Press. — 1992. — P. 186−215.
  275. Higgins A., Priest S. Resolving conflict between young people. Education Psychology in Practice. — 1990. — 6 (2). — P. 60−64.
  276. Holl E.T. The hidden dimension, N.-Y. 1966. — 324 p.
  277. Johnson D.W., Johnson R., Dudley В., Acikgoz K. Effects of conflict resolution training on elementary school students. Journal of Social Psychology. -1994.-134.-P. 803−817.
  278. Koch M., Miller S. Resolving student conflicts with student mediators. -Principal. 1987. — 66. — P. 59−62.
  279. Lasswell G.H. Power and Personality. N.Y., 1976.
  280. Levinger G. Towards the Analysis of Close Relationships // Journal of Experimental Social Psychology. 1980. Vol. — 16. — P. 510−544.
  281. Macmurray, John. Persons in relation. London, 1970. — 235 p.
Заполнить форму текущей работой