Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совместная деятельность школы и родителей как условие становления государственно-общественного управления образованием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время все четче намечаются тенденции изменения подходов к управлению школой. Для открытой школы особенно важна направленность всей системы внутришкольного управления на конечный результат обучения и развития учащихся. В этом случае управление школой нацелено не только на ее функционирование, но и на развитие, предполагает не только мотивационно-ценностную готовность руководителей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
    • 1. Основные идеи и принципы образования как открытой системы
    • 2. Государственно-общественное управление — основа педагогического управления школой
    • 3. Открытое образование и развитие системы социального партнерства школы и родителей
    • 4. Оценка родителями деятельности современной школы
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
    • 1. Формы участия родителей в управлении школой
    • 2. Попечительство — путь к гражданскому обществу. Попечительский совет — высший орган общественного управления
    • 3. Критерии результативности участия родителей в управлении школой
      • 3. 1. Демократизация школы как показатель качества управленческой деятельности в школе
      • 3. 2. Показатели результатов управленческой деятельности в школе с участием родителей
  • Выводы по главе II

Совместная деятельность школы и родителей как условие становления государственно-общественного управления образованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современной школы связано с качественными изменениями, одним из которых является увеличение открытости школы.

В настоящее время все четче намечаются тенденции изменения подходов к управлению школой. Для открытой школы особенно важна направленность всей системы внутришкольного управления на конечный результат обучения и развития учащихся. В этом случае управление школой нацелено не только на ее функционирование, но и на развитие, предполагает не только мотивационно-ценностную готовность руководителей школы, новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, * организации, контролю и регулированию всей деятельности, но и расширение круга лиц, участвующих в разработке управленческих решений.

Одним из условий развития образовательных систем является активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства как действенного инструмента вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования широкого круга заинтересованных лиц и организаций, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики. Такими партнерами школы в первую очередь могут стать родители учащихся.

Несмотря на имеющийся фонд научных знаний, раскрывающих сущностные изменения в управлении открытой школой, демократизации управления, организации социального партнерства в сфере образования проблема участия родителей в управлении остается недостаточно изученной, что и определяет актуальность избранной темы диссертационного исследования «Совместная деятельность школы и родителей как условие становления государственно-общественного управления образованием».

Цель исследования: определение теоретических и организационно-практических условий включения родителей в управление современной школой.

Объектом исследования является процесс управления современной школой.

Предмет исследования — организация совместной деятельности школы и родителей как условие становления государственно-общественного управления школой.

Гипотеза исследования может быть представлена следующими предположениями:

— традиционные формы взаимодействия семьи и школы могут рассматриваться как предпосылки построения системы государственно-общественного управления школойреализация этих предпосылок зависит от степени развития структур самои соуправления в школе;

— создание условий для включения родителей в управление школой предполагает изменение идеологии и структуры внутришкольного управления;

— участие родителей в управлении школой правомерно рассматривать как основной механизм демократизации управления образованием путем привлечения общества к решению приоритетных задач развития системы образования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы исследования.

2. Определить основные идеи и принципы исследования управления школой как открытой социальной системой.

3. Провести анализ, поиск и теоретическое обоснование развития системы социального партнерства в сфере образования как основы включения родителей в государственно-общественное управление школой.

4. Разработать различные формы и критерии результативности участия родителей в государственно-общественном управлении школой.

5. Экспериментально апробировать и оценить результативность предложенных путей включения родителей в управление школой.

Теоретико-методологической основой исследования является:

— работы, раскрывающие основные положения системного подхода к управлению развитием школы (B.C. Лазарев, О. Е. Лебедев, Н. Н. Моисеев, М. М. Поташник,);

— результаты исследований в области педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек, Н. В. Бордовская, В. А. Козырев, В.И. Слободчиков);

— исследования проблем управленческой деятельности и профессиональной компетентности современного управленца (П.И. Третьяков, К. М. Ушаков, Т.И. Шамова);

— работы, посвященные проблеме взаимодействия семьи и школы (С.Г. Вершловский, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, И.В. Кру-пина, А.С. Роботова).

Методы исследования носили комплексный характер: теоретический анализ литературы по проблемеизучение и обобщение практического опыта по внутришкольному управлениюизучение и систематизация педагогической и учебно-методической документации школ с целью выявления инновационных направлений и прогрессивных технологий управлениянаблюдение за работой родителей, администрации школы и педагогов, участвующих в процессе управления школойанкетирование родителейпроведение опытно-экспериментальной работы.

Логика исследования включала следующие этапы: / этап (1994 — 1997) — изучение педагогического опыта по проблеме управления школойанализ педагогической и методической литературырассмотрение социологического, психологического и педагогического аспектов проблемыопределение к изучение возможностей и интересов родителей в управлении школойвыявление содержания, форм взаимодействия учащихся и их родителей в управлении школой.

II этап (1998 — 2000) — определение организационно-педагогических условий совместной деятельности школы и родителей учащихсяразработка технологии включения родителей в управление школойапробация практических рекомендаций при проведении опытно-экспериментальной работы. этап (2001 — 2002) — обобщение основных результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление диссертационной работы.

Базой исследования являлись следующие школы Санкт-Петербурга: № 207, № 278, № 318, № 399, № 402.

Положения, выносимые на защиту:

1. Государственно-общественное управление школой правомерно рассматривать как одно из проявлений социального партнерства в сфере образования. Государственно-общественное управление школой характеризуется интегрированным взаимодействием администрации школы, учителей, учащихся и их родителейв этом случае государственно-общественное управление является фактором инновационного развития школы, содействующим становлению открытости и демократизации образования.

2. Основные формы участия родителей в управлении и их иерархия:

— Попечительский совет школы;

— Совет школы;

— Родительский комитет школы;

— Рабочие группы по разработке и реализации конкретных задач управления школой.

3. Основным субъектом государственно-общественного управления, влияющим на согласование интересов педагогов, учащихся, партнеров школы, являются родители учащихся школы.

4. Задачами управления школой, решение которых способствует реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики и предполагает участие родителей, являются следующие:

— уточнение целей-ценностей развития школы;

— создание условий для удовлетворения образовательных потребностей и сохранения здоровья учащихся за счет использования внебюджетных фондов;

— содействие увеличению степени открытости школы.

5. Основными моделями включения родителей в управление школой на современном этапе развития управления отечественной системой образования являются профессиональная и коллективная модели.

Профессиональная модель характеризуется делегированием власти учителю. Эта модель основана на принципе, согласно которому школой должны управлять профессионально подготовленные специалисты. Основным представительным органом школы является администрация, в то время как школьный комитет имеет скорее совещательный, чем формально-властный статус. Директор выступает в качестве представителя учителей.

Коллективная модель основана на принципе существования в школе различных звеньев власти, представленных тремя главными секторами (администрацией, учителями, родителями), являющимися равноправными партнерами. Школьный комитет обладает исполнительной властью во всей школе, хотя свои полномочия в делах технического или педагогического характера он делегирует школьной администрации. В этой модели существует определенный баланс властидиректор является представителем педагогического коллектива.

Выбор модели включения родителей в управление зависит от уровня развития самоуправления и соуправления в конкретной школе.

6. Включение родителей в управление школой предполагает специальную деятельность школьной администрации по формированию управленческой культуры родителей. Участие родителей в управлении школой способствует развитию самосознания педагогического коллектива за счет:

— ориентации педагогического коллектива на «идеологию качества и всеобщего участия»;

— стимулирования заботы коллектива о престиже школы;

— формирования критичного отношения к достигнутым результатам;

— мотивации инновационной деятельности.

7. Разнообразные формы участия родителей в управлении школой способствуют развитию попечительского движения как движения, обеспечивающего широкое участие общественности в учебно-воспитательном процессе, привлечении финансового и интеллектуального потенциала общества для развития образования в стране.

8. Критериями результативности участия родителей в управлении школой являются:

— увеличение количества родительских инициатив;

— увеличение «адресности» помощи школе со стороны родителей;

— уменьшение конфликтов в школе;

— рост удовлетворенности школой.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— проблема включения родителей в управление школой, реализующая идеи государственно-общественного управления, впервые явилась предметом специального исследования;

— обоснованы теоретические основы построения педагогической технологии управления школой, включающие активное участие родителей в этом управлении;

— раскрыты и обоснованы технологические принципы взаимодействия родителей и школы, учитывающие инновационный стиль внутришко-льного управления;

— установлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации государственно-общественного управления школой;

— определены и обоснованы критерии результативности включения родителей в управление школой;

— разработаны формы участия родителей в управлении, адекватные специфике государственно-общественного управления школой.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса методических рекомендаций по организации включения родителей в государственно-общественное управление школой: разработано новое содержание комплекса документов, обеспечивающих эффективное функционирование управленческих организационных структур школы, в которые включены родители (положения о Попечительском совета, Совете школы, Родительском комитете и др.) — созданы пособие и методические руководства, в которых изложены и обоснованы основные вопросы включения родителей в управление школойпредложены технологии управления, позволяющие реализовать государственно-общественный подход к управлению школой.

Достоверность и обоснованность основных теоретических положений и выводов исследования обусловлены: всесторонним анализом проблемыиспользованием разнообразных педагогических методов исследования, адекватных поставленным задачамдлительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостьюсогласованностью результатов исследования и педагогических достижений в школах, ведущих опытно-экспериментальную работу по проблеме школьного управления.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения материалов исследования автора на педагогических светах и научно-методических семинарах школ № 207, № 318, № 399, № 402 Санкт-Петербурга (1996;2000 гг.), на семинарах директоров школ Центрального района и города Санкт-Петербурга (1996;2001 гг.), чтения лекций в СПбГУПМ для директоров школ Санкт-Петербурга (2001;2002 гг.).

Выводы по главе II.

1. В главе анализируются различные формы участия родителей в государственно-общественном управлении школой, подходы к определению критериев результативности участия родителей в управлении школой, приводится описание хода и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.

2. В главе представлен анализ различных форм взаимодействия педагогов и родителей в управлении школой: Совет школыРодительский комитет школы и его взаимодействие с администрацией, с классными руководителямиПедагогический Совет, а также такие эффективные формы совместной работы родителей и школы, как родительское собраниеитоговая и научно-практическая конференцииродительский лекторий, «Университет педагогических знаний" — тематические конференции по обмену опытом воспитания детейвечера вопросов и ответовдиспутывстречи родительской общественности с администраций школы, учителями. В работе подробно описаны технологии организации всех перечисленных форм взаимодействия.

Делается вывод, что основными структурами, организующими различные формы совместной деятельности в государственно-общественном управлении школой, являются родительские комитеты классов и школы, Совет щколы и ее Попечительский совет. Учредитель как представитель государственной составляющей управления учитывает мнение и юридически оформленные решения общественности (родителей) при принятии решений, касающихся жизнедеятельности конкретной школы, что позволяет учитывать общественное мнение по всем вертикалям системы управления.

3. Как центральный общественный орган управления школы рассматривается Попечительский совет школы. При его наличии школа получает шанс стать моделью гражданского общества.

Попечительство — рассматривается в главе как образовательный проект. Не только потому, что он действует в рамках системы образования. Не только потому, что он ориентирован на воспитание гражданской ответственности взрослых за будущее своих детей и общества в целом. Он носит образовательный характер еще и потому, что инициирован образователями. Можно сказать, что попечительство является педагогическим новообразованием, новым элементом системы общественного управления образованием.

Основная деятельность объединений попечителей — выстраивание отношения к государственной образовательной политике, с одной стороны, и построение собственной, гражданской, общественной линии в этой самой образовательной политике, с другой стороны.

4. Становление института попечительства в школе позволяет выявить организационно-правовые формы попечительства, возможные в практике российской школы:

• некоммерческий фонд с образованием юридического лица;

• некоммерческое партнерство;

• автономная некоммерческая организация;

• орган общественной самодеятельности.

Определение стратегии взаимодействия Попечительского совета и школы имеет две стороны:

•.

— Попечительский совет оказывает постоянную помощь школе, основой которой является привлечение родителей к жизни школы;

— работа школы по просвещению родителей, квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях, информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе.

5. Оценка результативности включения родителей в процесс управления в школе определялась в исследовании следующими показателями:

• изменение организационной структуры управления школой;

• участие родителей в реализации управленческих функций;

• рост родительских инициатив;

• увеличение «адресности» помощи родителей;

• уменьшение конфликтов в школе;

• создание фонда внебюджетных средств школы;

• удовлетворенность учебно-воспитательным процессом в школе.

Анализ результатов свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, исходная гипотеза доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании предложены и обоснованы теоретические и организационно-практические условия включения родителей в управление школойразработана технология участия родителей в педагогическом управлении. Доказано, что новая методологическая оценка образования, выступающего в качестве катализатора социальной мобильности личности, может быть реализована только при общественно-государственном подходе к управлению школой.

В диссертации утверждается, что условием развития школы как открытой образовательной системы является взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования, которые вследствие этого могут стать социальными партнерами школы. В первую очередь такими партнерами могут стать родители учащихся. Определены принципы, на которых должно быть построено социальное партнерство.

Системное исследование проблемы позволило предложить новые технологии повышения эффективности управления школой на основе активного участия родителей в процессе управления. Определены и обоснованы критерии результативности включения родителей в управление школой. Систематизированы и исследованы различные формы такого управления, определены пути и средства, позволяющие сделать родительскую общественность надежным помощником педагогического коллектива. Установлены требования к совместной деятельности семьи и школы в условиях участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

В диссертации подробно исследовано явление попечительства, открывающего путь к гражданскому обществу и делающего школу моделью этого общества. Высшим органом общественного управления в школе должны стать Попечительские советы. Определены их функции, обоснованы стратегии взаимодействия Попечительского совета и школы, проанализированы основные направления работы и альтернативные мнения, согласно которым права этих советов следует ограничить. Определены проблемы, возникающие при создании попечительского движения, и принципы, которыми следует руководствоваться при решении этих проблем.

Экспериментальная работа проводилась на основе оценки родителями деятельности современной школы. Приведенный в диссертации анализ обобщает изучение мнения 1230 респондентов, которыми в течение двух лет являлись родители пяти школ Санкт-Петербурга (№ 207, № 278, № 318, № 399, № 402).

Анализ представленных в диссертации данных позволяет утверждать, что оценка родителями деятельности школы фактически является оценкой управления школой. Эксперимент подтвердил мнение большинства участников педагогического процесса: вопросы внутришкольной жизни должны решать все субъекты процесса образования и, родители в том числе.

Итоговым результатом диссертационного исследования является вывод о правомерности предложенного подхода к организации совместной деятельности школы и родителей как условия становления государственно-общественного управления образованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Познавательная активность школьников. //Советская педагогика. — 1989. -№ 7.
  2. Г. В. Родители, учителя, ученики. Родительские комитеты и орга-• низации. СПб., 1908.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  4. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М., 1993.
  5. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб.: ГУПМ, 2000.
  6. Л.С. Особенности работы школы с родителями педагогически запущенных учащихся. //Семья, учитель и трудовой коллектив: Сб. науч. тр. -М: АПН СССР, 1987.
  7. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1996.
  8. Е.П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? как? М., 1993.
  9. И.С. О методике исследования проблемы ответственного отношения родителей к воспитанию детей. //Семья, учитель и трудовой коллектив: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1987.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  11. И.С., Коровкин В. Ю., Коровкин Д. В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  13. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. //Педагогика. 1996. — № 1.
  14. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. //Советская педагогика. 1991. — № 9.
  15. B.C. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск: Вышейшая школа, 1998.
  16. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы. психологии. 1979. — № 4.
  17. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
  18. Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб.: СПбГУ, 2001.
  19. Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1999.
  20. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — Нижний Новгород, 1990.
  21. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М: Педагогика, 1990.
  22. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.
  23. С.Г. Эффективная школа. СПб.: ИОВ РАО, 1998.
  24. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. /Под ред. Т. И. Шамовой. М: Педагогика, 1992.
  25. Т.В. Учитель и семья. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980.
  26. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: ГУПМ, 1997.
  27. Воспитание детей в школе. /Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998.
  28. Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах, т.4. М.: Педагогика, 1984.
  29. .З. Воспитательная система школы. М., 1997.
  30. Т.П. Учитель и семья школьника. М.: Знание, 1988.
  31. И.П. Организация педагогического просвещения. М., 1985.
  32. А.В. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе: учебное пособие. М., 1995.
  33. И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание, 1985.
  34. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. /Под ред. • Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  35. Гуманизация образования. Теория. Практика. /Под ред. В. Г. Воронцовой.- СПб.: ГУГТМ, 1994.
  36. У. Школа без неудачников (пер. с англ.) М.: Мир, 1991.
  37. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. СПб., Волгоград: Перемена, 1996.
  38. Х.Д. Родители и дети. М., 1986.
  39. А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
  40. Директору школы о сотрудничестве с родителями. /Под ред. А. С. Роботовой, И. А. Хоменко, И. Г. Шапошниковой. М.: Сентябрь, 2001.
  41. Э.Д. Школа и общество. //Новое педагогическое мышление. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  42. А.Н. Взаимоотношение родителей и детей как условие воспитанности подростков. Дисс.. канд. пед. наук. JI., 1986.
  43. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
  44. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков.- СПб.: Просвещение, 1995.
  45. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.96 № 12−13.-М., 1996.
  46. Е. Попечительство при народных школах, зачем и как устраивать. М., 1909.
  47. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989.48
Заполнить форму текущей работой