Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный эксперимент убедительно показал необходимость дифференцированного подхода к обучающимся, что потребовало выявления исходного уровня сформированности нравственно-патриотических качеств каждого из них. Это способствовало проведению соответствующей коррекции управления процессом воспитания. В этой связи весьма эффективна предложенная диагностика уровней сформированности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
    • 1. 1. Принципы воспитания и их реализация в условиях реформирования образования
    • 1. 2. Проблема формирования нравственно-патриотических качеств и ее отражение в психолого-педагогической литературе
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Система формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Типология групп старших школьников по уровням сформированности нравственно-патриотических качеств
  • Выводы

Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Масштабность и глубина преобразований российского общества в последнее десятилетие в полной мере затронули среду его духовной жизни, изменив общественное сознание. Трансформация нравственных норм, депатриотизация общественного сознания являются наиболее тревожным проявлением безнравственности и духовной опустошенности, влекущим за собой смещение нравственности и патриотизма с приоритетных позиций на второстепенные. Можно сказать, что наше общество находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно — позже, чем о кризисе экономическом — это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую или приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора, и невозможности найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей, традиций и дискредитации новых. Особенно тревожит такое положение по отношению к молодежи. Сегодня в сознании школьной молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы, резкого снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания нравственности и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Школе принадлежит в этом ведущая роль, которая состоит в координации всех развивающих и воспитательных воздействий по формированию у школьной молодежи высокого нравственного и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время.

Проблема формирования нравственно-патриотических качеств привлекает внимание ученых разных направлений: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное и патриотическое начала в развитии личности.

Понятия нравственность и патриотизм получили ценное воплощение в трудах таких представителей русской философской мысли, как Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, А. И. Герцен, В. С. Соловьев, Н. Г. Чернышевский, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавали огромное значение нравственному и патриотическому воспитанию.

Первая половина XX века знаменательна появлением целого ряда выдающихся педагогов в нашей стране — П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, в трудах и практической деятельности которых были развиты идеи нравственного и патриотического воспитания, поднятые в предшествующий период в России В. И. Водовозовым, П. Ф. Лесгафтом, Н. И. Пироговым, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским.

Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам нравственного и патриотического воспитания в России, отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Большое внимание уделяется возрождению русских патриотических традиций.

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович,.

Н.И.Болдырев, Д. И. Водзинский, Л. С. Выготский, Н. К. Гончаров, И. А. Капров, А. Н. Леонтьев, Э. И. Моносзон, И. С. Марьенко, И. Т. Огородников, А. И. Рувинский, И. Ф. Свадковский.

В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развитиядается анализ возрастных особенностей нравственно-патриотического формирования личности школьникаразрабатываются теоретические основы нравственного развития, раскрывается психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, определяется структура этой деятельности и воспитывающие возможности.

Среди большого количества работ, посвященных исследованию различных аспектов нравственной культуры, осмысление проблем формирования нравственно-патриотических качеств личности в педагогической науке остается одним из наименее разработанных ее разделов.

Теоретико-методологического обоснования требуют вопросы определения сущности патриотизма школьника, влияния современной социокультурной ситуации на процесс формирования нравственно-патриотических качеств старшего школьника, выявления возможностей педагогического процесса в развитии нравственно-патриотических качеств, установления уровня их развития.

Отсюда следует вывод, что проблема разработки теоретических и методологических основ развития нравственно-патриотических качеств старших школьников существует, но ни в педагогической литературе, ни в практической деятельности она не решена в достаточной степени.

Более того, в последнее десятилетие значительно обострилось противоречие между потребностью общества в повышении уровня сформированности нравственно-патриотических качеств школьной молодежи и недостаточной разработанностью ее теоретико-методологических основ.

Общепедагогическое и социокультурное значение данной проблемы и необходимость теоретического и практического ее разрешения обусловили выбор темы диссертационного исследования «Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников».

Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогической системы формирования у старших школьников нравственно-патриотических качеств.

Объект исследования — нравственная культура как общий социокультурный феномен и его проявление в современном обществе.

Предмет исследования — педагогические условия и средства, способствующие эффективному формированию нравственно-патриотических качеств личности старшего школьника.

Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно-патриотических качеств старшего школьника будет результативным, если:

• он приобретает характер педагогической системы, раскрывающей динамику нравственного становления личности и учитывающий психолого-педагогические условия поддержки развития личности старшего школьника со стороны педагогов;

• траектория педагогической системы базируется на диагностично поставленных целях и задачах воспитания, носит личностно-ориентированный характер;

• используемые педагогические средства будут соответствовать модели, структуре и этапам формирования нравственно-патриотических качеств старшего школьника;

• субъекты воспитания будут включены в творческую деятельность, ориентированную на овладение ими нравственно-патриотическими знаниями, умениями, навыками поведения, общения и взаимодействия друг с другом.

Общий замысел исследования характеризуется следующими задачами:

1) выстроить систему понятий, раскрывающих сущность нравственно-патриотических качеств;

2) описать компонентный состав, структуру нравственно-патриотических качеств личности старшего школьника;

3) проанализировать психолого-педагогические условия эффективного формирования нравственно-патриотических качеств личности старшего школьника, определить роль и место учебной и внеклассной деятельности в развитии нравственно-патриотических качеств старшего школьника;

4) разработать диагностический аппарат и критериальный инструментарий, позволяющий определить уровни сформированности нравственно-патриотических качеств личности старшего школьника.

Методологической основой исследования послужили философские положения о социальной обусловленности формирования и развития личности, ее поведения и деятельности, активности в процессе ее развития, о единстве нравственного и патриотическогопсихолого-педагогические теории активизации эмоциональной сферы личности старшего школьника как возрастной доминанты, на которой основывается побуждение к нравственно-патриотической деятельности, зависимость ценности учебно-воспитательного процесса от единства целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: содержательный — анализ научных источников, диссертационных исследований, учебных и методических материалов, касающихся предметов этического цикла, опыта педагогических инновацийпедагогическая диагностикапрямое и косвенное наблюдения, опросные и тестовые методы, анкетированиесистемный анализ и синтез продуктов деятельности старших школьниковматематическая обработка экспериментальных данныхпедагогический эксперимент, сравнение, обобщение.

Опытно-экспериментальная база и этапы исследования.

Исследование проводилось с 1999 по 2001 год на базе лицея № 3 имени А. С. Пушкина г. Саратова. На первом этапе исследования (1999 год) осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической, психологической, культурологической литературы, современных педагогических и методических разработок в области проблемы формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников, изучалась массовая школьная практика в области развития нравственных и патриотических качеств у старших школьников, формулировалась гипотеза и разрабатывалась методика исследования. На втором этапе (2000 год) проводилась первичная апробация условий и средств целенаправленного воспитания нравственных и патриотических качеств у старших школьников. На третьем этапе (2000 — 2001 учебный год) проводился формирующий эксперимент в его завершенном виде, что позволило выявить степень эффективности разработанной нами педагогической системы. Осуществлялись оформление диссертационной работы и подготовка методических рекомендаций для учителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

— дополнен и уточнен понятийно-категориальный аппарат, описывающий специфику исследуемых процессов формирования нравственно-патриотических качеств старшего школьника;

— разработан и апробирован комплекс педагогических условий и средств формирования и развития нравственно-патриотических качеств старшего школьника в контексте личностно ориентированной педагогики обучения и воспитанияуточнен содержательный аспект нравственно-патриотических качеств, выявлена возможность их развития у старших школьников при усвоении учебных предметов;

— предложен критериальный аппарат и диагностический инструментарий для определения уровня сформированности нравственно-патриотических качеств;

— определены методологические ориентиры и теоретические основания формирования нравственно-патриотических качеств: системный подход, экстраполяция идей личностно ориентированного воспитания на активизацию эмоциональной и интеллектуальной сферы старших школьников, использование и реализация идей педагогического проектирования, моделирования и прогнозирования;

— предложена научно обоснованная модель педагогической системы формирования нравственно-патриотических качеств старших школьников, интегрирующая учебно-методическое и технологическое обеспечение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации, авторская педагогическая система могут помочь организаторам воспитательного процесса образовательных учреждений эффективно решать задачи формирования и развития нравственно-патриотических качеств у старших школьников в современных социокультурных условиях. Кроме того, предложенные формы контроля, диагностические задания позволяют определить уровень сформированности нравственно-патриотических качеств старшеклассников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Детальная проработка всех звеньев механизма, выводы и рекомендации выполненного исследования способствуют повышению эффективности формирования внутренних установок старших школьников на само мотивацию, самоорганизацию, саморазвитие и самосовершенствование.

Достоверность и научная обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций обеспечивается методологической аргументированностью исходных положенийнаучно обоснованной логикой исследования проблемывыбором методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, личным опытом работы диссертанта.

На защиту выносятся:

1. Понятийное обеспечение проблемы формирования нравственно-патриотических качеств личности старших школьников.

2. Механизм формирования нравственно-патриотических качеств старших школьников, построенный на основе личностно ориентированного подхода, обеспечивающего развитие и саморазвитие личности старшего школьника исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

3. Комплекс педагогических условий и средств эффективного функционирования системы формирования нравственно-патриотических качеств личности старшего школьника.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проходило на базе лицея № 3 им. Пушкина, средней школы № 73 г. Саратова, военно-технического лицейского класса средней школы № 93 при Саратовском филиале военного артиллерийского университета. Кроме того, апробация осуществлялась на научных конференциях, проводимых СФ ВАУ (апрель 2000 г.), военным институтов внутренних войск МВД РФ (октябрь 2000 г., апрель 2001 г.), ИДПО СГУ (октябрь 2000 г.), а также методом печатного издания результатов и основных исследовательских положений в органах печати.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Исследование показало, что формирование нравственно-патриотических качеств личности возможно при условии функционирования в обществе в целом и образовательной среде, в частности, продуктивной, продуманной системы воспитательной работы, охватывающей все социальные институты общества и реализующейся на всем протяжении жизни индивида.

2. В работе показано, что целенаправленная система нравственно-патриотического воспитания школьников в качестве основополагающих моментов своего функционирования предполагает: соответствие целей воспитания тем требованиям, которые предъявляет обществоединство и взаимосвязь нравственного и патриотического компонентов, их взаимообусловленность, что позволяет регулировать отношения между субъектами одной социальной общности.

3. Специфика проблемы, целей, задач исследования определила системный подход к методике исследования, необходимость сочетания качественного анализа с методами математической статистики и применением ЭВМ.

4. Более целостному изучению личности могут способствовать комплексные методы. Использование различных методов исследования позволяет рассматривать педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности. В этом случае можно делать те или иные выводы на основе анализа, сопоставления результатов, полученных различными методами.

5. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила дать научно-практическое обоснование положениям, составляющим суть выдвинутой нами гипотезы. В настоящей главе мы ставили задачу практической проверки в естественном обучающем эксперименте соответствия сконструированной нами системы и условий формирования нравственно-патриотических качеств тем теоретическим положениям, которые были сформулированы в предыдущей главе.

6. Проведенный эксперимент убедительно показал необходимость дифференцированного подхода к обучающимся, что потребовало выявления исходного уровня сформированности нравственно-патриотических качеств каждого из них. Это способствовало проведению соответствующей коррекции управления процессом воспитания. В этой связи весьма эффективна предложенная диагностика уровней сформированности нравственно-патриотических качеств по выделенным ранее критериям, предполагающая комплексное использование ряда методик, направленных на повышение достоверности полученного материала.

7. Комплексное использование положений диссертации позволило создать устойчивую «обратную связь», что давало возможность обеспечить постоянное наблюдение, анализ и контроль за процессом формирования нравственно-патриотических качеств, повышая его эффективность и управляемость.

Завершая исследование, следует отметить, что сконструированная система и соблюдение предложенных условий позволила так организовать воспитательный процесс, что у школьников возрос интерес, повысился уровень сформированности исследуемых качеств, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет использовать предлагаемые материалы в образовательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование проблем воспитания учащихся старших классов позволило охарактеризовать основные особенности формирования нравственно-патриотических качеств старших школьников с учетом реалий сегодняшнего дня, в условиях реформирования образовательной системы.

Очевидно, что перемены в российском обществе коснулись всех сфер его жизни, и в первую очередь, как нам представляется, нравственной сферы. Школа в полной мере испытывает на себе все негативные черты как социально-экономического, так и нравственного кризиса, переживаемого Россией. Сказанное свидетельствует о том, что возникла необходимость глубокого теоретического осмысления проблем нравственности и патриотизма на современном этапе развития российского общества и организации на этой основе целенаправленного, целостного процесса формирования личности старшего школьника, обладающей высокоразвитыми нравственно-патриотическими качествами.

Педагогические и социологические исследования последних лет показали, что значительная часть учащихся старших классов с тревогой и неуверенностью смотрят в будущее, считают себя потерянным поколением, не готовым к реализации гражданских прав и обязанностей. Социальное самочувствие юношества можно выразить терминами «пессимизм», «разочарование», «апатия», «агрессивность». Для нравственного сознания старших школьников характерны нарушения адекватного восприятия ранее считавшихся безусловно негативными явления, изменения ценностных ориентаций. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине, высокие морально-этические качества уходят в пассив, поскольку многие молодые люди не видят в них практического смысла, а не первый план выдвигаются ценности и устремления материального характера. В условиях духовного и нравственного вакуума духовные ценности и правила морали должны стать ориентиром, который определяет мотивы поведения, поступков, смысл жизни и деятельности, чувство гражданина своей страны.

Общепризнано, что Россия должна вступить в XXI век как сильное правовое государство, способное защитить законные права и интересы граждан. И потому задача воспитания патриотизма и национальной гордости у подрастающего поколения становится актуальной как никогда.

В современной российской школе налицо тот факт, что вопросы нравственно-патриотического воспитания практически выпали из поля воспитательной деятельности. Сложность педагогической ситуации объясняется тем, что сообразно с историческим моментом прежняя советская система воспитания как изжившая себя разрушилась, однако на смену ей какая-либо конкретная, в духе времени концепция воспитания нравственности и патриотизма не была создана.

В связи с переосмыслением многих исторических событий недавнего прошлого России из педагогической практики исчез метод воспитания на положительном примере не только выдающихся личностей в истории государства, но и тех, кто совершал каждодневные подвиги во имя своей Родины, демонстрировал высокие моральные качества.

Анализ состояния и прогнозы дальнейшего развития общеобразовательной системы в процессе реформирования образования показывают, что сегодня для успешного формирования нравствен-но-патриотичеких качеств школьников необходим творческий подход всех участников воспитательного процесса, готовность, желание и умение работать в этом направлении всех членов педагогического коллектива, четкое осознание целей, задач, основных требований, предъявленных обществом и государством.

Сегодня назрела необходимость создания таких педагогических условий, которые должны способствовать не только успешному формированию нравственно-патриатических качеств, но и побуждению школьников к осознанному развитию у себя указанных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.

Необходимо восстановить в сознании старших школьников потребность в знании и осмыслении исторического опыта, национальной политики прошлого, настоящего и будущего. А поскольку патриотические идеи формируются в духовном мире личности, ее отношении к идеологии, политике, культурным и национальным ценностям, к окружающим людям должно быть высокоответственным.

Быстроменяющиеся новые социальные требования порождают множество проблем. Исследования подтверждают, что современной вступающей во взрослую жизнь молодежи не хватает нравственной и психологической готовности к жизни в новых условиях.

Поэтому необходимы согласованные действия основных социальных институтов — семьи, армии, молодежных организаций, средств массовой информации, которые должны помочь старшекласснику выбрать главное, развить в себе положительные качества, отвечающие требованиям жизни.

У нашей страны, безусловно, есть все основания для оптимизма и веры в доброе будущее России, и потому сегодня необходима жизнеутверждающая концепция воспитания созидателей новой будущности, ориентированная в этом плане на далекие перспективы и одновременно конкретно-историческая, сугубо прагматическая, реалистическая, направленная на практическое решение воспитательных задач современности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. А.Д. Поклоняться только истине// Правда. 1995.3 февр.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С.300−301.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1989.
  6. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1984. № 4.
  7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987.
  8. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978. № 1.
  9. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М., 1982.
  11. П. История социально-педагогической идеи. Киев, 1923.
  12. Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб., 1996. С.10−15.
  13. В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т.4.
  14. B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990.
  15. П.П. Личность ребенка и воспитание// Психология и дети. 1917. № 1.
  16. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  17. О.С., Катаева Л. И., Шамшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М., 19 789.
  18. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
  19. А.А. Личность в общении. М., 1983.
  20. А.А. Психология личности. М., 1988.
  21. Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тез. докл. на II съезде психологов. М., 1963. Вып.5.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  23. Будь лицом: ценности гражданского общества: В 2 т. / Л. А. Аннинский, Р. Г. Апресян, И. М. Ачильдиев и др. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1993.
  24. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М., 1979.
  25. Е.В. Гуманистическая парадигма личност-но-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.
  26. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
  27. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
  28. И.Г. Теорема личности. М., 1988.
  29. А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности // Новые исследования в психологии. Педагогика. 1977. № 1.
  30. Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. М., 1922.
  31. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  32. Г. В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике / Под ред. П. Р. Атутова. М., 1985.
  33. В.В. Симфония разума. М.: Молодая гвардия, 1977.
  34. Воспитание у школьников патриотического отношения к русской национальной культуре. Методические рекомендации. Псков, 1991.
  35. .Л. Педагогика// Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т.З.
  36. Л.Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых (Акмеологиче-ские аспекты). Саратов, 1994.
  37. К.В., Казимирская Н. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории. М., 1979.
  38. Э.С., Дорожкин Ю. Н. Молодежь индустриальной России: Жизненные и социально-политические ориентации// Социологические исследования. 1993. № 1. С. 123−125.
  39. З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика. 1991. № 9.
  40. К. А. О человеке. М., 1938.
  41. К.А. Соч. М., 1974.
  42. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940.
  43. Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М., 1968.• 44. Турин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1988.
  44. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978. Т.З. С. 24.
  45. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1967.
  46. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М., 1994.
  47. Н.А. Избранные педагогические произведе• ния. М., 1952.
  48. М.И. Избранные произведения. М., 1956.
  49. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  50. И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  51. Т.Е. Об одном строгом методе исследования ценностных ориентаций личности// Проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1971.
  52. А.В. Развитие школьников в процессе обучения.• М., 1967.
  53. И.И. Нравственное воспитание учащихся. М., 1986.
  54. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  55. Н.С. Культурные смыслы науки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1977.
  56. А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Советская педагогика. 1990. № 5.
  57. Я.Е. Патриотическое воспитание школьников.• Минск: Народная асвета, 1968.
  58. Идейно-политическое воспитание учащихся: Сб. науч. тр. М., 1977.
  59. Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
  60. Т. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1987.
  61. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1986.
  62. В.А. Стать человеком. М., 1993. С.45−47.• 64. Карамзин Н. М. Избранные произведения. М., 1990.
  63. М.М. Смысл жизни человека/ Отв. ред. В. П. Макаренко. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1994.
  64. Е.Д., Меликьян Г. Т., Злосказов И. А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века // Социологические исследования. 1977. № 6. С.37−45.
  65. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма// Педагогика. 1998. № 5. С. 56.
  66. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  67. Н.И. Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
  68. И.Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли// Системные исследования. М., 1975.
  69. О.П. Введение в теорию воспитания. М., 1997.
  70. И.А., Нагавкина J1.C., Барышников Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Спб., 1994.
  71. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.• 74. Кон И. С. Открытие «я». М., 1978.
  72. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  73. Н.А. и др. История педагогики: Учеб. для студентов пед. ин-тов. М., 1982.
  74. Ф.Ф. Всестороннее развитие личности// Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964.
  75. А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971.
  76. В.В. Методология педагогических исследова• ний. Пособие педагога-исследователя. Самара, 1994.
  77. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвитиани, Н. И. Лапина. М., 1998.
  78. А.А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. № 5.
  79. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  80. В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников. М., 1976.
  81. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980.
  82. Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., 1988.
  83. Культура молодежи: Сб. ст. / Редкол. В. Н. Ярская и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.
  84. Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях // Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения: Тез. докл. науч. практ. конф. Уфа, 1993. С. 16.
  85. К. Лучший путь к человеку // Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. М., 1974.
  86. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  87. А.И. Духовный кризис и национальное возрождение: Попытка культурно-исторического анализа. Филос. очерк. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятск. кадрового центра, 1993. 55 с.
  88. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4.
  89. Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. № 4. С. 6.
  90. Д.С. Заметки и наблюдения. Л., 1989.
  91. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии. М., 1978.
  92. В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  93. Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека: Сб. статей / Под ред. С. И. Никишина. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  94. О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике// Советская педагогика. 1985. № 5.
  95. Методика воспитательного процесса. М., 1969.
  96. Методические проблемы развития педагогической науки/ Под ред. П. Р. Арутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Губовского. М., 1985.
  97. Мир детства: Подросток. М., 1982.
  98. Мир детства: Юность. М., 1982.
  99. ЮЗ.Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  100. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
  101. Молодежь: будущее России / Под ред. И. М. Ильинского. М., 1995.
  102. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века: Материалы науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю. В. Манько. СПб., 1998.
  103. В. Человек, мораль, воспитание: Пер. с болгарск. М., 1975.
  104. Моральные ценности и личность// С. Ф. Анисимов, Ю. М. Смоленцев, А. В. Разин и др.- под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1994. 175 с.
  105. А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.
  106. Мудрость воспитания. М., 1989.
  107. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975.
  108. И.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. 113.0 гражданско-патриотическом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях: Методическое письмо Минобразования РФ от 19 марта 1996 г. // Вестник образования. 1996. № 4.
  109. В.Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР. М., 1965.
  110. Опыт разработки концепций воспитания/ Отв. ред. Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 1993.
  111. А.Н. Образование и воспитание// Избр. пед. соч. М., 1985.
  112. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVII в. первая пол. XIX в. / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. М., 1973.
  113. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая пол. XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М., 1976.
  114. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- нач. XX в. / Под ред. Э. Д. Днепрова и др. М., 1973.
  115. В.В. Формирование ценностных стереотипов молодежи (на прим. исслед. Краснодар, края) Дис. (в форме науч. докл.). канд. социол. наук. Барнаул, 1992.
  116. В.П. Творческая личность как цель воспитания. Минск, 1994.
  117. Патриотизм: общероссийский и национальный: Сб. статей / Под ред. Е. Троцкого. М., 1996.
  118. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанкского. М.: Просвещение, 1987.
  119. Педагогическая энциклопедия. М., 1994.
  120. В.А., Каменко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.
  121. А.П. Педагогика. М., 1924.
  122. Писку нов А. И. Основные проблемы и задачи исследования в области общепедагогической подготовки будущих учителей ввысшей школе // Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. М., 1972.
  123. Е.В. ценности в процессе передачи опыта поколений: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1993.
  124. Г. А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989.
  125. Э. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1995.
  126. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.
  127. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / Под ред. И. А. Колесниковой. СПб., 1994.
  128. А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Советская педагогика. 1953. № 5.
  129. Психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  130. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. К, А. Альбухановой и др. М., 1998.
  131. Психология личности и образ жизни: Сб. статей / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.
  132. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  133. Психология современного подростка/ Под ред. Д. И. Фельдшейна. М., 1987.
  134. А.Н. Избр. соч. М., 1952.
  135. Развитие личности ребенка. М., 1987.
  136. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
  137. М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск, 1922.
  138. Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  139. С.Л. Основы общей психологии. М., 1981.
  140. Е.Д. Социальная ориентация выпускников основной школы// Социологические исследования. 1994. № 12. С.53−59.
  141. Л.П. Нравственно-гуманистические подходы к формированию личности специалиста, развитию у студенчества гражданственности и патриотизма // Интеллигенция и нравственность. М., 1993.
  142. . Общество и образование: Пер. с англ. М., 1989.
  143. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1980.
  144. С.К., Черный Д. М. Познай Родину, воспитай себя. Минск, 1983.
  145. Н.Н. Наука и общество: Статьи и речи. М., 1981.
  146. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  147. В.А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов// Социологические исследования. 1988. № 6. С.106−107.
  148. И.А. Педагогический такт и мастерство учителя. Киев, 1981.
  149. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
  150. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
  151. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  152. Е.С. Воспитание молодого поколения как задача школы и общества// Петербургская школа. 1998. № 3. С.42−43.
  153. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1980.
  154. А.И. Россия в обвале. М., 1998.
  155. В.Д. Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.
  156. В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск: Народная асвета, 1978.
  157. В.А. Воспитание гражданина. М., 1971.
  158. В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания// Народное образование. 1961. № 10.
  159. М.Х. Формирование жизненных ориентаций молодежи // Социологические исследования. 1977. № 3.
  160. А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. Минск, 1982.
  161. В.П. Личность и общество. М., 1965.
  162. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.
  163. М.Б. Отражения в культуре отношений нравственности // Философские науки. 1989. № 11.
  164. Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицеров российской армии. Дис.. доктора социол. наук. Саратов, 1999.
  165. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1950.
  166. В.Ф. патриотическое и интернациональное воспитание школьников. Киев: Радянська школа, 1978.
  167. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991. Вып. 1−2.
  168. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып.3−4.
  169. Г. Н. Воспитание личности школьника. М., 1985.
  170. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987. С. 358.
  171. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993.
  172. Формирование личности старшеклассников/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
  173. Е.М. Моральная культура общества. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. с.-х. академии, 1994.
  174. И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Минск, 1967.
  175. И.Ф. Педагогика. Минск, 1998.
  176. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание// Советская педагогика. 1990. № 12.
  177. И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972.
  178. Н.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1953.
  179. Н.Г. Избранные сочинения. М., 1950. 187. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  180. С.Т. педагогические сочинения: ВИТ. М., 1964.
  181. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.
  182. А.И. Духовная культура молодежи как объект социологических исследований: Дис.. доктора социол. наук. М., 1991.
  183. О. Закат Европы. М., 1998.
  184. Н. Нравственное воспитание// Воспитание школьников. 1990. № 1−3.
  185. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастная психология. 1971. № 4.
  186. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  187. П.М. Психология чувств. М., 1956.
  188. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.
  189. К. Куда движется ФРГ? М., 1967. С. 204.
  190. Nuttin J. Motivation et perspectives d’avenir. Louvain Press. Univ. Louvain, 1980.
  191. Elder G. Children of the great depression. Chicago, 1974.
  192. Rokeach M. The nature of human values. L, 1973.
  193. Posenberg M. Society and the adolescent self image. Princeton, 1965.
  194. Методика оценки нравственно-патриотическихкачеств личности
  195. В основе измерения характеристик положена общая теория измерения. Суть ее заключается в решении проблемы описания качеств личности как объекта измерения и построения адекватных диагностических средств измерения.
  196. Во второй блок включаются некоторые свойства темперамента: К7 — эргичность- Kg социальная эргичность- К9 — пластичность- Кю — социальная пластичность- Кц — темп- Ki2 — социальный темп- Кп — эмоциональность- Км — социальная эмоциональность.
  197. Нравственно-патриотический потен циал школьника
  198. Выбор структурных единиц (блоков)
  199. Выбор компонентов в каждом блоке
  200. Нравственно-патриотические качества (нравственные отношения) ш1. Свойства темперамента
  201. Измерение компонентов и получение оценочных параметровК
  202. Экспертная оценка весовых коэффициентов
  203. Свертка оценочных критериев в интегральный критерий
  204. Интегральный критерий нравственно-патриотического потенциала личности
  205. Рис. 1. Структура алгоритма оценки нравственно-патриотического потенциалаличности старшего школьника
Заполнить форму текущей работой