Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми средствами игровых технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное образование направлено на становление ребенка как субъекта образовательного процесса, что требует введения в профессиональную педагогическую подготовку учителей новых педагогических технологий и учета ситуации социального развития учащихся, начиная с младшего школьного возраста. В настоящее время, по данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Педагогические условия подготовки учителя начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми
    • 1. 1. Психолого- педагогическая характеристика девиантного поведения детей с позиции социально-педагогического подхода
    • 1. 2. Основные направления подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми
    • 1. 3. Игровые технологии в воспитательной работе с девиантными детьми
  • Глава II. Модель поэтапной подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми
    • 2. 1. Структура и содержание поэтапной модели подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми
    • 2. 2. Оценка эффективности модели подготовки учителей к воспитательной работе с девиантными детьми

Подготовка учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми средствами игровых технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное образование направлено на становление ребенка как субъекта образовательного процесса, что требует введения в профессиональную педагогическую подготовку учителей новых педагогических технологий и учета ситуации социального развития учащихся, начиная с младшего школьного возраста. В настоящее время, по данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, 50% первоклассников нуждаются в помощи психологов, психоневрологов, логопедов, 16% из них обладают суженным кругозором и бедным словарным запасом, 21,8% страдают негрубыми нервными расстройствами. Возникает противоречие между требованиями общества и возможностями ребенка, для которого процесс образования сопряжен со значительными трудностями. Такой ребенок относится к группе девиантных детей, характеризующихся отклоняющимся от социокультурных норм поведением и отношениями. Современные теория и практика показывают, что наиболее прогрессивной и продуктивной работой с девиантными является «интеграционная стратегия» в условиях общего образования, где учителям общеобразовательных школ отводится главенствующая роль в воспитательной работе по преодолению причин и проявлений девиаций детей.

В Концепции Модернизации Российского образования на период до 2010 года в приоритетных направлениях образовательной политики отмечено, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. Недооценка важности воспитательной работы учителя с такими детьми приводит к тому, что дети утрачивают способность к общению, сопереживанию, сочувствию, у них обнаруживается агрессивность или, наоборот, чрезмерная замкнутость, что нарушает экологию детского сообщества.

В программе модернизации московского образования («Столичное образование — 3») поставлены задачи по подготовке специалистов, способных разрабатывать программы сбережения здоровья школьников, программы индивидуальной поддержки учащихся. Учителя начальных классов должны оптимизировать образовательный процесс с целью преодоления негативных факторов социальной действительности и отрицательных воздействий на физическое, психическое и нравственное здоровье ребенка.

Однако, анализ научной литературы и педагогической практики показывает, что в воспитательном процессе для детей с девиантным поведением не всегда создаются специальные условия, не организован должным образом коррекционно-воспитательный досуг. В школе ощутим и дефицит специалистов, способных оценить воспитательную ситуацию и предложить решение проблемы воспитания девиантных детей. В настоящее время даже опытные учителя с тревогой говорят о своей неподготовленности к работе с указанным контингентом детей.

Определенные шаги в решении вопросов подготовки учителей начальных классов уже сделаны: в Государственных стандартах высшего профессионального образования для педагогических специальностей включена учебная дисциплина «Коррекционная педагогика и специальная психология», в которой имеется раздел «Дети риска». В этом разделе особое место отводится изучению поведения девиантных детей и методам преодоления трудностей в обучении и воспитании. В перспективе владения методами коррекционно-воспитательной работы должно стать органичной частью профессиональной деятельности педагога в любом типе образовательного учреждения, и, прежде всего, в начальной школе.

Социальная и практическая значимость данной проблемы привлекла широкий круг научных исследователей и практиков — педагогов, психологов, физиологов, коррекционных и социальных педагогов к вопросам формирования гибкой модели единого воспитательного пространства, разработке разнообразных организационных форм и методов, отвечающих воспитательным потребностям и возможностям детей «группы риска». Решение проблемы воспитания детей указанной группы достигается, прежде всего, путем гуманизации, обеспечения адаптивности и вариативности воспитательной деятельности.

Изучению детей «группы риска» с ярким проявлением девиаций в поведении посвящены исследования таких ученых, как JI.C. Выготского, И. С. Кона, П. Ф. Каптерева, М. .И. Рожкова, А. Н. Анисимовой, В. М. Астапова, Т. А. Власовой, С. Д. Забрамной, В. П. Кащенко, Д. В. Колесова, Г. Ф. Кумариной, М. С. Певзнер, А. С. Прутченкова, Е. И. Сергеевой, А. А. Сиялова, В. Г. Степанова и др. (36- 79- 68- 156- 8- 29- 54- 71- 77- 95- 133- 149- 170), что свидетельствует о многообразии взглядов на структуру и содержание подготовки педагогов к воспитательной работе с девиантными детьми.

По вопросам подготовки педагогических кадров для коррекционной деятельности в условиях общего образования разработан ряд исследований: С. А. Беличев рассматривает подготовку будущих учителей к работе в системе коррекционного образованияJI.H. Блинова изучала проблему коррекционной деятельности с детьми первой ступени общеобразовательной школыИ.С. Пилинец, Т. В. Соколова, Н. Н. Филиппова, Н. В. Прозорова исследовали проблему организации деятельности педагога с детьми девиантного поведенияН.Н. Быстрова раскрыла особенности подготовки студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образованияЮ.П. Азаров, В. И. Журавлев, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый (4- 53- 87- 106- 144) указывали на необходимость сочетания теории и практики в подготовке студентов педагогических вузов. Однако вопрос подготовки будущих учителей к воспитательной работе с девиантными детьми посредством игровых технологий специально не ставился, игра использовалась как метод, прием или форма организации деятельности детей в воспитательной работе.

Освоение педагогами игровых технологий воспитательной работы с детьми, имеющих различные особенности, являются актуальным направлением в подготовке современного учителя начальных классов, что связано с особенностями возраста младших школьников и спецификой игровой деятельности.

Ценность игровых технологий в том, что они позволяют осуществить целостное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, а также игры является важным условием успешной профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях гетерогенного состава учащихся.

Введение

на современном этапе в начальную школу личностно-ориентированного подхода к образованию привело к необходимости решения проблем воспитательной работы с девиантными детьми средствами игровых технологий на предметно-содержательном и технологическом уровнях. Поэтому нами сделан акцент на изучение теорий и технологий игры на основе исследований Н. В. Бабкиной, И. Е. Берлянд, JI.C. Выготского, К. Гросса, Г. А. Лэндрот, Мартина Морира Буске, Н. Д. Михайленко, Н. А. Коротковой, П. И. Пидкасистого, Н. В. Самоукиной, Г. К. Селевко, И. С. Фришман, Ж. С. Хайдарова, С. А. Шмакова, Д. Б. Эльконина и др.(11- 37- 45- 109- 113- 121- 138- 159- 162- 185- 139- 194- 201).

Таким образом, освоение педагогами игровых технологий воспитательной работы с детьми, имеющих различные особенности, является актуальным направлением в подготовке современного учителя начальных классов, что связано с особенностями возраста учащихся и спецификой игровой деятельности.

В процессе изучения психолого-педагогических исследований нами установлено, что специальному исследованию проблема подготовки учителя начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми средствами игры при всей ее значимости, с точки зрения социальной необходимости и потребностей профессиональной деятельности, не подвергалась. Содержание подготовки учителей постоянно расширяется, что связано с необходимостью освоения педагогических технологий, в частности игровых, позволяющих осуществить целостное развитие личности ребенка, формирование его интеллекта, воспитание элементарной культуры, деятельности и поведения.

Вышесказанное определило актуальность выбранной нами темы: «Подготовка учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми средствами игровых технологий».

Объект исследования — профессиональная подготовка учителей начальных классов в педагогических вузах.

Предмет исследования —подготовка учителей начальных классов к использованию игровой технологии как средства воспитательной работы с девиантными детьми.

Целью исследования является разработка и научное обоснование системы подготовки учителей начальных классов к работе с девиантными детьми посредством использования игровых технологий.

В основу исследования была положена следующая гипотеза исследования.

Система высшего педагогического образования будет обеспечивать профессиональную готовность учителей начальных классов к воспитательной работе, если будут созданы следующие условия:

— разработана модель специальной поэтапной подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми;

— введены в содержание образования специальные учебные курсы по коррекционно-воспитательной работе с девиантными детьми;

— выявлена функциональная значимость игры как средства воспитания девиантных младших школьников в процессе воспитания;

— включена в непрерывную психолого-педагогическую практику студентов методика проектирования программы индивидуальной поддержки учащихся на основе игровых технологий.

Задачи исследования:

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, дефектологическую литературу по проблеме профессиональной подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении.

2. Обосновать условия теоретической и практической подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми посредствам игровых технологий.

3. Разработать модель подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми.

4. Разработать и опытным путем проверить эффективность специальных учебных курсов по подготовке студентов к использованию игры в воспитательной работе с девиантными детьми.

5. Разработать практические рекомендации по совершенствованию подготовки учителей начальных классов к преодолению девиаций у детей на основе методики проектирования программы индивидуальной поддержки учащихся.

Методологическая основа исследования являются:

— теоретические положения отечественных и зарубежных философов, психологов, социологов и педагогов о гуманном отношении к человеку (ребенку) (Н.А. Бердяев, JI.C. Выготский, В. А. Караковский, А.В. Мудрик) (17- 36- 70- 124) — ч.

— важнейшее положение гносеологии и педагогической антропологии, рассматривающие человека как субъекта саморазвития, раскрывающие способы влияния на активизацию и проявление сущности познания и деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В .Петровский, С. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский) (37- 103- 135- 157- 178));

— теории о возможности существования «пограничного» состояния в личностном развитии и роли воспитания в развитии и компенсации особых детей (В.М. Астапов, Г. Ф. Кумарина, М. С. Певзнер, Е. И. Сергеева, В.Г. Степанова) (95- 133- 170);

— концепции игры как формы деятельности в условных ситуациях, ч направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта (Э. Берн, К.

Гросс, Р. И. Жуковская, А. И. Захаров, Й. Хейзинг, С. А. Шмаков, Н. Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин) (19- 45- 52- 58- 187- 194- 197- 201).

В процессе работы над темой использовались следующие методы исследования: анализ директивных и нормативных документовизучение научной психолого-педагогической и дефектологической литературыобобщение опыта работы специалистов в области педагогики и психологииосмысление собственного педагогического опыта работы в школе и вуземоделированиеанкетирование учителей и студентовметоды обобщенияопытно-экспериментальная работа, количественные и качественные методы обработки данных.

Экспериментальной базой исследования являлись: Московский гуманитарный педагогический институт, Московский государственный открытый педагогический университет, педагогический колледж № 14 и № 18- десять школ г. Москвы, две школы г. Электросталь Московской области. В исследовании приняли участие 494 студента, 62 преподавателя МГПИ, МГОПУ им. М. А. Шолохова, педагогических колледжей (из них 14 руководителей педагогической практики), 112 учителей школ. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в Московском гуманитарном педагогическом институте г. Москвы с 1999;2004 гг.

Поставленные задачи и избранная методологическая основа определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (1998 — 1999) велась проблемно-поисковая работа. Изучались состояния проблемы воспитательной деятельности учителя с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, на основе изучения философской, психолого-педагогической и дефектологической литературы. Анализировалось содержание подготовки студентов в педагогическом вузе. Полученный на первом этапе материал позволил сформулировать рабочую гипотезу и разработать программу исследования.

На втором этапе (1999 — 2001) исследовались трудности учителей начальных классов, студентов в процессе воспитания девиантных детей, намечались пути по их коррекции. Разрабатывалась теоретико-методологическая база исследования и содержание экспериментальной работы. Моделировались заложенные в гипотезе педагогические условия, обеспечивающие готовность будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении.

На третьем этапе (2001 — 2004) — экспериментальном, основное внимание уделялось преобразующему эксперименту. Разрабатывалась программа спецкурса по теории и технологии игры в воспитательно-коррекционной работе для студентов специальности 31 200 «Педагогика и методика начального образования». Определялись критерии и уровни готовности будущих учителей к работе с девиантными детьми. Проводилась систематизация, обобщение, количественная и качественная обработка результатов проведенного исследованиявелась доработка и апробация корректировочных методических рекомендаций по подготовке учителей к воспитательной работе с девиантными детьми. Были сделаны теоретические обобщения и оформлен текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования.

— Разработана модель педагогической подготовки учителя начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми, включающая три этапа: аксиологический, теоретический, деятельностно-проектировочный.

— Разработаны педагогические условия использования игровых технологий в воспитательном процессе как функционального средства гармоничного личностного развития девиантных детей младшего школьного возраста на основе выделенных в диссертации признаков девиантных детей различных групп.

— Определены критерии для оценки девиантного поведения детей, определяющие основные направления воспитательной работы учителя начальных классов.

— Разработано и научно обосновано содержание специальных учебных курсов для студентов специальности 31 200 «Педагогика и методика начального образования»: «Основы профилактики и коррекции детей с девиантным поведением», «Теория и технология игры», а также определена квалификационная характеристика учителя начальных классов как результат освоения данного содержания.

Теоретическая значимость исследования.

— На основе гуманистической парадигмы образования разработаны цели, содержание, технология подготовки учителей к работе с девиантными детьми в начальных классах.

— Раскрыт педагогический потенциал игровых технологий в коррекционно-воспитательном процессе начальной школы.

— Определены педагогические условия эффективного формирования готовности учителя начальных классов к работе с девиантными детьми в процессе базовой и специальной профессиональной подготовки.

— Разработана модель поэтапной подготовки учителя начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми.

Практическая значимость исследования.

— Разработана и внедрена модель подготовки учителя начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми посредством игровых технологий.

— Разработаны авторские программы специальных учебных курсов для студентов специальности 31 200 «Педагогика и методика начального образования»: «Основы профилактики и коррекции детей с девиантным поведением», «Теория и технология игры».

— Разработаны учебно-методические пособия: «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе», «Игровая радуга» для студентов, учителей начальных классов, социальных педагогов, воспитателей.

— Разработана методика обучения студентов проектированию программы индивидуальной поддержки учащихся младших классов с проведением диагностики воспитанности на основе игровых технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на мужвузовских конференциях: «Профессиональное воспитание будущих педагогов: актуальность, проблемы и перспективы» в 2003 г.- «Повышение качества профессионального образования в условиях вуза» в 2004 г. в Московском гуманитарном педагогическом институте.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Игровые технологии являются функциональным средством воспитательной работы с девиантными детьми младшего школьного возраста, при условии создания игрового деятельностного пространствареализации различных способов и приемов социального взаимодействия детейовладения навыками использования игры для решения педагогических задач.

2. Формирование готовности учителя начальных классов к работе с девиантными детьми предполагает овладение системно-организационными знаниями по дисциплинам «Основы специальной педагогики и психологии», «Основы профилактики и коррекции девиантного поведения у детей», «Теория и технология игры» в воспитании и развитии педагогически запущенных детей с целью коррекции их развития и поведенияреализацию на педагогической практике методики проектирования программы индивидуальной поддержки учащихся на основе составления программы индивидуальной поддержки учащихся.

3. Модель поэтапной подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми включают в три этапа:

— аксиологический — углубление базового педагогического образования по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии», направленного на развитие гуманно-личностного отношения к жизни и здоровью ребенка и формирование педагогического взаимодействияс получением квалификации учителя начальных классов;

— теоретический — введение спецкурсов «Основы профилактики и коррекции детей с девиантным поведением», «Теория и технология игры», способствующих овладению системой знаний по организации воспитательной работы с девиантными детьми;

— деятельностно-проектировочный — реализация на педагогической г практике методики проектирования программы индивидуальной поддержки учащихся с проведением диагностики воспитанности на основе игровых технологий, что позволяет выявить готовность студентов к работе с гетерогенным составом учащихся.

На каждом этапе предполагается формирование профессиональных умений для работы с девиантными детьми.

Материалы диссертации нашли своё отражение в методических разработках для студентов, учителей начальных классов по воспитательной работе с девиантными детьмив статьях научных сборников. Всего по теме диссертации опубликовано: 3 программы, 2 учебнометодических пособия, 7 статей.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В тексте содержатся таблицы, рисунки, график.

Такие выводы ещё раз утвердили нас в правильности направления исследований по подготовке специалиста нового качества учителя младших классов, владеющего технологией работы с девиантными детьми.

С целью выявления изменения в представлениях студентов о специфике, структуре деятельности учителя начальных классов, уровня развития исследуемых мнений было предусмотрено проведение анкетированиябесед со студентамизаполнение бланков самооценки сформированности исследуемых уменийизучение документации, отчётов по практикерезультатов аттестации студентовхарактеристики методистов практики и учителей базовых школтестирования. В ходе исследования проверялись показатели изменения представлений студентов о будущей своей профессиональной деятельности.

Заключение

.

В современных условиях понятие «общее образование» часто интерпретируется как работа с учениками нормального развития, но как показывает практика, в реальном педагогическом процессе общеобразовательной школы, как правило, учатся дети разных интеллектуальных, психических, физических и социальных особенностей и возможностей, образуя тем самым гетерогенный состав учащихся.

Анализ Государственного стандарта высшего профессионального образования и существующая практика подготовки будущих специалистов, учителей начальных классов показывает, что слабо решаются проблемы готовности учителя к работе с девиантными детьми с поведением, отклоняющимся от нормы и включающим разные аспекты девиаций. В ходе диссертационного исследования нами была разработана и теоретически обоснована модель поэтапной подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми. Модель включает три этапа: аксиологический, теоретический, деятельностно-проектировочный. Каждый этап предполагает упрочнение, закрепление умений, добавляет новые знания, формирует новые умения.

В ходе диссертационного исследования выявлено, что главными условиями подготовки будущих учителей к воспитательной работе со школьниками с девиантным поведением являются:

• актуализация в соответствии с современной ситуацией теоретико-методологического подхода к проблеме девиантного поведения;

• соответственного углубления содержания теоретической подготовки студентов;

• повышение квалификации будущего педагога на спецкурсах для обучения специфике воспитательной работы с педагогически запущенными детьми средствами технологии игры;

• использование теоретических знаний на практике во внеклассной работе по проведению диагностики воспитанности учащихся, определение приемов и техники коррекции их девиантного поведенияг.

• овладение методикой проектирования программы индивидуальной поддержки и коррекции развития и поведения учащихся, нуждающихся в этом.

Опытная работа подтверждает, что формированию педагогического профессионализма в работе с девиантными детьми способствует изучение таких курсов как «Основы специальной педагогики и психологии», «Основы профилактики и коррекции детей с девиантным поведением», «Теория и технология игры». Содержательный компонент этих курсов включает в себя изучение методов воспитания наработанных как в общей, так и в коррекционной педагогике, изучение студентами необходимых форм взаимодействия со школьниками с девиантным поведением. Важным компонентом подготовки будущих педагогов является включение в содержание обучения коррекционно-воспитательныхкоррекционно-игровых, диагностических способов работы с девиантными младшими школьниками.

В диссертации научно обоснованы цели, задачи и содержание различных видов педагогической практики студентов вуза. Исследования показали, что овладение студентами содержания основных и специальных курсов в единстве с практической подготовкой позволяет будущим педагогам овладеть знаниями по воспитанию и коррекции различных девиаций в поведении младших школьников средствами игры, а создание углубленного содержания в блоке психолого-педагогической практики по интенсивному использованию игровых средств, в воспитательной работе позволяет успешнее формировать межличностные отношения школьников, использовать на практике игру как средство диагностики личностных качеств учащихся.

Теоретические и экспериментальные материалы подтверждают гипотезу, согласно которой подготовка учителя начальных классов в педагогическом вузе при условии разработанного углубленного содержания программ основных и специальных дисциплин, практики, введения новых спецкурсов, а также использования в качестве критерия разработанной нами квалификационной характеристики, что подтверждено и результатами отсроченного контроля.

Выработанные нами рекомендации не носят рецептурного характера, а являются одним из вариантов подготовки учителя начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми средствами игры.

Необходимо отметить, что в рамках одного исследования невозможно решить все проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с девиантными детьми. Мы в своей экспериментальной работе по существу только затронули вопрос разработки и углубления содержания курсов по изучению и профилактики различных девиаций в развитии и поведении младших детей. В процессе эксперимента попытались сформировать у студентов профессиональные умения по диагностике и коррекции девиаций средствами игры, сформировать навыки проектирования индивидуальной программы поддержки учащихся, нуждающихся в этом.

Следует обратить особое внимание изучению:

— мотивации студентов к работе с девиантными детьми в начальных классах;

— введения специализаций в профессиональную подготовку будущих учителей функций с учетом интересов студентов, уровня их подготовленности, типологических особенностей (технология изобразительной деятельности, музыкального воспитания и др.) и использование полученных знаний в воспитательной и коррекционной работе с младшими школьниками. Это ожидаемый от педагогики и педагогов вклад в решение глобальной проблемы экологии детства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1990.
  2. Н.Т. Сфера деятельности и уровень активности//Вопросы философии.- 1970.- № 9.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.- М.: Изд-во МГУ, 1990.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1995.
  5. И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования самостоятельности студентов педвуза. Дисс. к.п.н.- Д., 1983.
  6. М.А. О психологической характеристике трудновоспитуемых подростков.- В сб. О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков.- М., 1979.
  7. В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества.- Казань, 1998.
  8. JI.H. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.- М., 1987.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980, — с. 140.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Педагогика, 1989.
  11. Н.В. Развивающие игры с элементами логики.- М.- Воронеж, 1998.
  12. Байбородова J1.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие.- Ярославль, 1997.
  13. З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.-М., 1998.
  14. В.П. Формирование творческого мышления студента-будущего учителя как социально-педагогическая проблема СПб., 1995.
  15. А.С. Отклонения в поведении школьников: Учебное пособие.-Свердловск, 1979. г
  16. Н.А. Опыт эсхатологической метафизии//Философия свободного духа.- М., 1994.
  17. Н.А. Самопознание.- М., 1990.
  18. И.Е. Игра как феномен сознания.- Кемерово, 1992.
  19. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Пер. с англ.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.
  21. П.П. Память и мышление. М.-Л., 1935.
  22. Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  24. В.А. Некоторые основания, определяющие требования психолого-педагогической подготовки учителя.- Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 2, Омск: ОГПИ, 1992.
  25. Ю.Г. Подвижная игра как средство формирования взаимоотношений младших школьников в коллективе. Автореферат. Дисс.к.п.н,-М., 1974.
  26. Н.Н. Особенности подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях гетерогенногоо' состава учащихся в системе общего образования/Автореферат.- Хабаровск, 1999.
  27. Н.П. Реабилитационная педагогика.- М.: Аграф, 1996.
  28. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л. П. Педагогика, — М.: Юрайт, 2004.
  29. Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии.- М., 1973.
  30. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/Под ред. М. И. Рожкова.- М.: ГИЦ «Владос», 2001.
  31. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие/ Под. ред. М. И. Рожкова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  32. .З. Делать маленькое дело с большой любовью//Социальная работа.- 1992.-№ 1.
  33. .З. Семь парадоксов воспитания.- М., 1996.
  34. .З. Словарь педагогических ситуаций.- М.: Пед. общество России, 2001.
  35. Л.С. История развития высших психических функций//Собр.соч. в 6 т. Т. З/ Под ред. A.M. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1983.
  36. Л.С. Педагогическая психология.- М., 1991.
  37. Л.С. Психология развития как феномен культуры.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  38. О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? //Учительская газета.-1997.-13 мая.
  39. О.С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки//Первое сентября.- 1995.-21 ноября.
  40. Г. В. Философские сочинения.- М., 1946.- т.7.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.: Школа-Пресс, 1995.
  42. Ф.Н. Книга об учителе.- М.: Просвещение, 1965.
  43. В.М. Педагогическое руководство игрой подростков: Автореферат. Дисс. к.п.н. -М., 1984.
  44. И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2002.
  45. К. Душевная жизнь ребенка.- Киев, 1996.
  46. Н.П. Учить учиться.- М., 1981.
  47. В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики/Юбучение и развитие.- М., 1986.
  48. Н.А. Журнал для воспитания.- М.: Учпедгиз, 1929.
  49. Н.А. Избранные педагогические высказывания.- М.: Учпедгиз, 1939.
  50. М.В. Психология родителя.- М.: МПСИ- Москва-Воронеж, 2000
  51. Р.И. Актуальные вопросы педагогической теории игры//Сов.педагогика- 1963.- № 3. С. 88−89.
  52. Р.И. Игра в её педагогическом значении. Автореферат. Дисс. к.п.н.-М., 1968.
  53. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики.- М.: Педагогика, 1984.
  54. С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М., 1993.
  55. Л.В. Организационно-педагогические условия подготовки учителя начальных классов к работе с детьми с отклонениями в психофизическом развитии.- Ярославль, 2001.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании"//Высшее образование в России.- 1992.- № 3.
  57. Л.В. О начальном обучении.- М., 1963.
  58. А.И. Метод игровой коррекции//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.- Л.: ЛГУ, 1974 Вып. 2.
  59. В.В. Педагогика.- Париж-Москва, 1996.
  60. Д.Н. Качество подготовки специалистов как социальная проблема.- М.: Наука, 1978.
  61. Л.И. Творческие комплексные игры как средство сплочения пионерского коллектива. Автореферат дисс. к.п.н.- М., 1977.
  62. Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984.
  63. Д.Н. Обучение и игра//Введение в активные методы обучения.-М., 1998.
  64. О.А. Игры в самих себя. 2-е изд.- М.: Роспедагенство, 1995.
  65. Как построить своё «я» /Под ред. В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1991.
  66. Г. И. Театрализованная игра и её влияние на воспитание старшеклассников. Автореферат дисс. к.п.н. — Л., 1983.
  67. И.О. О педагогике.- М., 1907.- вып. 7.
  68. П.Ф. Детская и педагогическая психология.- М.-Воронеж, 1999.
  69. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие.- М.: Роспедагенство, 1997.
  70. В.А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.
  71. В.П. Педагогическая коррекция. — М., 1994.
  72. Е.Н. Одиссея научного разума. М., 1995.
  73. В.В. Дети с временными задержками развития.- М.: Педагогика, 1971.
  74. В. Практическая психология для психологов и врачей: обучающий тестовый контроль.- М., 1994.
  75. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений.-М., 1988.
  76. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе. Автореферат дисс. д.п.н. Л., 1991.
  77. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.: «УРАО», 1999.
  78. Э.А. Становление субъективности дошкольника в игровой деятельности.-Балашов: БГПИ, 1999.
  79. Коллектив, общение, личность: сборник научных трудов/ Ред. Кол. А. В. Мудрик и др.- М.: Изд-во АПН СССР, 1983.
  80. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание.- М., 1984.
  81. Ю.А. Система. Урок. Анализ. — Псков, 1996.
  82. Г. Е. Творческая игра в воспитательной работе школы//Воспитание самостоятельности и активности у учащихся//Ученые записки ЛГПИ им. Герцена.- Л.- 1966. С. 171−210.
  83. А.Е. Игра и её роль в подготовке педагога: Из опыта работы игрового клуба пед. колледжа Екатеринбурга//Екатеринбург.- 1996.- № 2.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.
  85. Я. Как любить ребенка. М.: ИПЛ, 1990.
  86. А.И. Перевоспитание подростка.- М., 1972.
  87. В.В. Методология педагогического исследования (Пособие для педагога-исследователя. Словарь).- СГПИ, 1994.
  88. В.В. Проблемы научного обоснования обучения.- М., 1977.
  89. В.А. Психологические особенности младшего школьного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП, 1996.
  90. В.Н. Творческая природа психики человека// Вопросы психологии.- 1990.-№ 3. С. 113−120.
  91. Н.В. Проблемы профподготовки специалистов в вузах (проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах).- Л.: ЛГУ, 1970.
  92. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.-Гомель: Изд-во ГТУ, 1976.
  93. Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: ЛГУ, 1961.
  94. С.В. Педагогика личности (от концепций до технологий). Учебное пособие.- М.: Творческий центр «Учитель», 2001.
  95. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.- М., 1971.
  96. Г. Ф. Индивидуализация обучения как актуальная проблема педагогической теории и практики//Совершенствование процесса обучения в соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- М., 1978.
  97. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: Проблемы управления. — М.: Знание, 1982.
  98. З.И. Игра как форма организации коллективной деятельности старших пионеров. Дисс. к.п.н.- 1986.
  99. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии.- М., 1991.
  100. К.С. Дети с нарушениями общения.- М., 1989.
  101. В. Нестандартный ребенок.- М., 1983.
  102. Н.Д. От чего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить.- М., 1961.
  103. B.C. Содержание образования. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1989.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.
  105. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции (конспект лекций). — М: Изд-во Московского университета, 1971.
  106. И .Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1980.
  107. .Т. Философия воспитания.- М.: «Прометей», 1995.
  108. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка.- М., 1983.
  109. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса: Учебное пособие.- Новосибирск: Hi НУ, 1995.
  110. Г. А. Игровая терапия. Искусство отношений.- М., 1994.
  111. А.С. Игра/соч. в 7 т.: 2-е изд. М.: АПН СССР, 1957, т. 4.
  112. М. Значение среды в воспитании/ Частная школа.- 1995,
  113. Д.К. Формирование мотивации учения.- М., 1990.
  114. Мартин Марира Буске. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?// Prospects № 4.- 1986.
  115. А. Мотивация и личность/ Хрестоматия по психологии личности, — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1996.
  116. А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты.- М., 1982.
  117. О.А., Львова Е. А. Групповые коррекционно-развивающие работы с детьми 6−12 лет по проблемам школьной дезадаптации// Практический психолог.- М.- 1997.- № 6.
  118. М.И. Современный урок.- М., 1985.
  119. Д.В. Игра как средство воспитания и воспитание детей в игре.- М.: Учпедгиз, 1958.
  120. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками/ Отв. Ред. Л. Ю. Гордин.- Киров, 1978.
  121. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя// Сов. педагогика.- 1989.- № 9.
  122. Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком.- М., 1990.
  123. Моделирование воспитательных систем: теория практика: Сб. научн. ст./ Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.- М.: РОУ, 1995.
  124. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- М.: Педагогика, 1990.
  125. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие.-М., 1997.
  126. B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов псих.-пед. фак.-в вузов.- М.: И1111,1998.
  127. Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков. Автореферат дисс. к.п.н.- М., 1994.
  128. Э.Ш. «Трудный» школьник и педагогический коллектив,-М., 1984.
  129. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия.- М., 1972.
  130. И. А. Субъективный фактор в педагогической деятельности//Педагогика, — 1992.- № 5−6. С. 56−60.
  131. Л.И. Воспитательная система: Исходные позиции//Сов. педагогика.-1991.-№ 11. С. 61−64.
  132. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991.
  133. Основы обучения и воспитания аморальных детей// Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1965.
  134. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития//Дефектология.- 1980.- № 3. С. 10−18.
  135. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/С.А. Смирнов и др.- М., 1998.
  136. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982.
  137. А.Г., Григорова В. К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективного творческого воспитания: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: АПК и ПРО, 2002.
  138. . Избранные психологические труды.- М.: МПА, 1994
  139. П.И. Педагогика.- М.: Роспедагенство, 1996.
  140. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры.- М., 1996.
  141. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя//Сов. педагогика.- 1985.- № 12. С. 42−47.
  142. К.К. Проблемы способностей,— М.: Наука, 1972.
  143. .С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества/Юбозрение психиатрии и мед. Психологии.- 1993.- № 4.
  144. В.П. Формирование творческого мышления студентов педвузаУ/Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся.- М., 1986.
  145. И.П. Педагогика начальной школы.- М., 2000.
  146. М.М. Демократизация школы: отношения «учитель-ученик». //Воспитание школьников.- 1991.- № 1. С. 2−5
  147. .Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса.-Челябинск, 2000.
  148. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант.- М., 1994.
  149. И.П. Проблема отрицательных влияний в воспитании.-Курск, 1974.
  150. А.С. Видеть человека в другом.- М.: Знание, 1992.
  151. А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методическая разработка занятий.- М.: Новая школа, 1993.
  152. Психокоррекционная работа с тревожными детьми младшего школьного возраста.-Саранск, 1997.
  153. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии детей и подростков.- Воронеж, 1993.
  154. К.Д. Мотивы детских школьных проступков и меры педагогического воздействия. Дисс. к.п.н.- Л., 1947.
  155. Л.Т. Игра как она есть или онтология игры.- М.-Липецк, 1997.
  156. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М., 1994.
  157. М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах.- М.: «Владос», 2002.
  158. С.Л. Основы общей психологии. Соч. в 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.
  159. Н.А. Поведение: расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика.- М., 1998.
  160. Н.В. Игры, в которые играют.Психологический практикум.- Дубна: Феникс+, 2000.
  161. С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике.- Ростов-на-Дону: «МАРТ», 2000.
  162. Г. К. Концепция самовоспитания//Современные концепции воспитания/Отв. ред. J1.B. Байбородова.- Ярославль, 2000.
  163. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.
  164. Н.Т. Подготовка студентов педвузов к психолого-педагогическому изучению младших школьников. Автореферат. Дисс. к.п.н, — М., 1988.
  165. Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать.- М.: Знания, 1976.
  166. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам.- М., 1958.
  167. В.А. и др. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 1997.
  168. Словарь-справочник будущего учителя.-М., 1996.
  169. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф.- М.: Издательский дом «Грааль», 1998.
  170. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя.- Ярославль, 1976.
  171. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  172. В.А. Трудные судьбы.- М., 1967.
  173. М.Г. Воспитание духовно-нравственной культуры в современной школе//Н. сб. Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях.- М.-Чебоксары, 2002.
  174. М.Г. Поликультурные образования в много национальном обществе//Сб. науч.т. Педагогический процесс в поликультурной школе.- М. Чебоксары, 2002.
  175. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. Дисс. к.п.н.- Ярославль, 1995.
  176. А.И. Игра как средство формирования творческой индивидуальности. Автореферат. Дисс. к.п.н.- М., 1977.
  177. Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966.
  178. А.П. Роль игры в воспитании детей.- М.: Просвещение, 1976.
  179. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Изб. пед. соч. в 2-х т.- т.1- М., 1976.
  180. Д.И. Психология воспитания подростка.- М., 1978.
  181. Ф. О воспитании девиц.- М., 1986.
  182. O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное пособие.- М.: «Экспедитор», 1996.
  183. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающим миром.- М., 1992.
  184. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы.- М., 1993.
  185. Я.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
  186. И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях. Дисс. к.п.н.- Казань, 1992.
  187. И.С. Игровое взаимодействие в детских объединениях,-Ярославль, 2001.
  188. И.Ф., Горленко В. П. О концептуальных основах педагогической практики//Педагогика.- 1990.- № 1.
  189. Й. «Homo-Ludens». — М.: Прогресс, 1992.
  190. И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках (5−8 кл.).- Киев, 1969.
  191. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх.- М., 1991.
  192. С.Н., Худенко Е. Д., Мельникова Т. С. Как научить ребенка думать и говорить.- М., 1993.
  193. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т.- т.2., Что такое клуб.-М., 1964.
  194. Шевченко JI. JL Педагогическое творчество.- М.: «Соборь», 1996.
  195. Т.А. Влияние неравномерности и гетерохронности в психическом развитии учащихся на отставания в учении и отклонения поведении. Автореферат. Дисс. к.п.н.- М., 1997.
  196. С.А. Игры учащихся феномен культуры.- М.: Новая школа, 1994.
  197. С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию.- М.: Новая школа, 1993.
  198. А.И. Психологические основы формирования личности учителя,-М., 1967.
  199. Н.Е. За гранью урока.- М.: ЦГЛ, 2004.
  200. Н.Е. Новые формы воспитательной работы с детьми: Игры развивающие//Воспитание школьников.- 1993.- № 6- -1994.- № 1−6-- 1995.- № 3−4.
  201. П. Почему дети лгут? М., 1993.
  202. П. Психология лжи.- С-Пб., 2000.
  203. Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1999.
  204. Э. Детство и общество.- С-Пб., 1996.
  205. И.С. Принцип активности в педагогической психологии//Вопросы психологии.- 1989.- № 6.
  206. A.M. Преступность и социальная психология.- М., 1971.
  207. В.А. Вопросы методики изучения нравственных качеств//Педагогика.- 1974.- № 3.
  208. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе.- Л., 1980.
  209. М.Г. Творческая игра как средство нравственного воспитания младшего школьника. Дисс. к.п.н. Л., 1968.
  210. Bruner Jerome S. Nature and Uses of Immaturity. «American Psychologist». — 1972.- № 8.
  211. Bruner Jerome S. Play is Serious Business. Psychology Today.- 1975.1.
  212. Millar S. The Psychology of Play. London, 1969.
  213. Play, its Role in Development and Evolution, Ed.J.S. Bruner, A. Jolly and K. Sylva. London, 1976.
Заполнить форму текущей работой