Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное теоретическое исследование проблемы позволило сформулировать основные принципы и подходы развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры. В качестве основных подходов развития профессиональной компетентности преподавателей нами выделены: компетентностный, психолого-акмеологический и личностноориентированный подходы. В качестве ведущих принципов формирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 15 ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Теоретические основы исследования проблемы повыше- 15 ния квалификации и развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры
    • 1. 2. Сущностная характеристика профессиональной компе- 31 тентности преподавателя физической культуры
    • 1. 3. Принципы и подходы развития профессиональной ком- 46 петентности преподавателей физической культуры
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 64 КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 2. 1. Диагностика профессиональной компетентности препо- 64 давателей физической культуры в системе повышения квалификации
    • 2. 2. Основные направления развития профессиональной 92 компетентности преподавателей физической культуры
    • 2. 3. Оптимизация процесса развития профессиональной ком- 119 петентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации
  • Выводы по второй главе

Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Новый этап социально-экономического и научно-технического развития общества выдвинул в качестве одной из важнейших задач становление и совершенствование единой системы непрерывного образования, для чего обязательно должны создаваться условия для сохранения и укрепления здоровья, основой этого процесса является формирование ценности здоровья. Для модернизации образовательных учреждений и улучшения качества образования в настоящее время используются научные достижения в сфере образования, обновляется его структура и содержание, совершенствуются методы, формы, средства и приемы обучения. Но при этом, система школьного и вузовского образования не всегда ориентирована на сохранение здоровья обучающихся. Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских паук установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Среди современных первоклассников вдвое меньше процент абсолютно здоровых детей. За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15−17 лет (выпускников школ) увеличилась на 89%, среди их сверстниц-девушек — на 51,6%- частота встречаемости хронических болезней среди юношей возросла на 33,6%, среди девушек увеличение произошло в менее значительных пределах. Поэтому в настоящее время необходима профессиональная подготовленность педагогов по вопросам охраны и сохранения здоровья обучающихся, особенно преподавателей физической культуры и спорта. Ученые утверждают, что эффективность реализации оздоровительных программ во многом возрастает, когда педагоги в своей деятельности ориентированы на сохранение здоровья обучающихся.

Значительная роль в решении этой проблемы отводится системе поствузовского образования преподавателей физической культуры, обеспечивающей повышение квалификации данных специалистов. Повышение квалификации преподавателей физической культуры в системе послевузовского образования в сложившихся на данном этапе условиях актуализирует необходимость формирования профессиональной компетентности преподавателя физической культуры.

Сегодня отмечается достаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы. Достаточно изучены отдельные компоненты развития личности педагога: формирование системы его убеждений (Ю.М. Грошева), познавательной потребности (Г. А. Брандт), профессионального мышления (Н.А.Алексеева, В. М. Вергасов и др.), профессиональной ориентации (В.Д.Симоненко, Г. А. Томилова) и др. Рассмотрению отдельных сторон профессиональной подготовки преподавателя физкультуры посвящены исследования O.A. Абдуллиной, В. К. Бальсевича, A.C. Белкина, М.Я. Вилен-ского, Л. И. Лубышевой, А. Я. Наина, A.C. Сахно, В. Д. Семенова, О. И. Степановой, Ю. В. Сысоева и др.

Важность применения компетентностного подхода в системе повышения квалификации подчеркивается в концепции модернизации российского образования и в других программных документах, определяющих стратегию развития отечественного образования. Вопросами компетентностного подхода в педагогике сегодня посвящено много исследований и фундаментальных работ авторитетных авторов (В.А. Болотов, A.B. Хуторской, М. А. Холодная, И. И. Зарецкая, А. А. Деркач, Р. П. Мильруд, О. С. Орлов, С. Б. Серякова, P.M. Шерайзина и многие другие).

Большой вклад в изучение проблемы подготовки и повышения квалификации преподавателей физкультуры внесли исследования интенсификации деятельности преподавателя (Н. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина), моделирования процесса усвоения учебной информации (Р. Э. Анчухова), управляющей модели специальности (А. А. Орлов, Т. Л. Таукач, Ю. Ф. Чубук,), культурологической концепции физической культуры личности (Л. И. Лубыше-ва), качества подготовки специалистов физической культуры и спорта (И. М. Туревский) и др.

Формирование новой образовательной позиции преподавателя физической культуры возможно при реализации концепции, основанной на совокупности взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей с целыо повышения уровня квалификации преподавателей физической культуры. Такая концепция призвана перевести деятельность преподавателей физической культуры в ее основе в режим творческого производства собственных замыслов, опыта отдельного преподавателя и методического объединения преподавателей физической культуры в целомобеспечить понимание образования в области физической культуры как гуманно-нравственной деятельности, основанной на разработке и внедрении передового опыта, обеспечивающего реализацию государственного образовательного стандарта1.

Все вышесказанное дает основание для формулирования научной проблемы, которая проявляется в противоречиях между:

— запросами общества на специалиста по оздоровительной физической культуре и состоянием подготовки и переподготовки преподавателей физической культуры, обладающих необходимым комплексом теоретических, научных и прикладных знаний, умений, позволяющих профессионально осуществлять целенаправленную коррекцию дефектов развития и здоровья;

— необходимостью формирования новой образовательной парадигмы подготовки и переподготовки преподавателя физической культуры и отсутствием стратегии, основанной на совокупности взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей с целыо повышения уровня квалификации преподавателей физической культуры;

— существующим запросом на развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры и отсутствием программ повышения квалификации, учитывающих данное направление.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования?

1 Соловьев Г. М. Концептуальный подход в обеспечении качества образования по физической культуре // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 8. — С. 17−19.

В связи с вышеизложенным, темой исследования является «Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования».

Цель исследования — выявить и обосновать педагогически условия развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в рамках повышения квалификации.

Объект исследования — профессиональная подготовка и переподготовка преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования.

Предмет исследования — развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в рамках повышения квалификации.

Гипотеза данного исследования состоит в идее о том, что процесс развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры будет эффективным, если будет:

1) направлен на развитие профессиональной компетентности как совокупности профессиональных, коммуникативных, личностных свойств преподавателя физической культуры, позволяющей достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся;

2) осуществляться в системе поствузовского образования развитие профессионального самопознания, саморазвития преподавателей физической культуры и их стремления к дальнейшему профессиональному росту;

3) включать целостное развитие специалиста, с учетом его личностной и профессиональной составляющей, синтеза духовного и познавательного, саморегуляции, самоорганизации, самоопределения, самоактуализации;

4) реализовываться на основе специально разработанной Модульной программы в системе повышения квалификации преподавателей физической культуры, направленной на развитие психолого-педагогической компетенции, профессиональной рефлексии, профессиональной коммуникативности, и реализуемой на основе индивидуально-личностного подхода.

Цель исследования потребовала поставить и последовательно решить следующие задачи:

1. Выявить теоретическую основу исследования профессиональной компетентности преподавателей физической культуры.

2. Определить методологические подходы развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры и обосновать принципы данного процесса.

3. Обосновать основные направления процесса повышения квалификации преподавателей физической культуры на современном этапе в контексте развития их профессиональной компетентности.

4. Разработать и апробировать Модульную программу развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры.

5. Определить педагогические условия развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: компетентностный подход в профессиональном образовании (Н.Хомский, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) — гуманистическая парадигма в психологии (А. Маслоу, А. Б. Орлов, К. Роджерс и др.).

Проектирование системы развития компетентностей преподавателей физической культуры осуществлялось на основе идей личностно-ориентированного подхода, развиваемых А. Г. Асмоловым, И. Б. Котовой, В. А. Петровским, Н. Ю. Синягиной, И. С. Якиманской и др.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 283 преподавателей физкультуры, 120 студентов, 123 учащихся школ. В апробации модульной программы приняли участие 263 преподавателя физической культуры и 71 специалист, реализующий программы повышения квалификации.

Апробация проводилась на базе ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт" — Тверской областной институт усовершенствования преподавателей, ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» (факультет физической культуры) — ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого" — ГОУ ДПО (ПК) «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" — ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет" — ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» Оренбургской областиГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2007;2008) проведено пилотажное исследование, целью которого явилось выявление уровня профессиональной и социальной компетентностей преподавателей физической культуры и потребности в их развитии.

На втором этапе (2008;2009) разработана модульная программа развития компетентностей преподавателей физической культуры.

На третьем этапе (2009;2011) проведена апробация разработанной программы, осуществлено исследование ее эффективности и удовлетворенности слушателей, проанализированы результаты диссертационного исследования, подведены итоги, намечены дальнейшие пути развития проблемы.

В качестве методов исследования использовался комплекс специальных исследовательских процедур, среди которых: изучение опыта профессиональной деятельности преподавателей физической культуры и спортаметоды теоретического анализа, (сравнительно-сопоставительный, моделирование педагогических ситуаций, диагностические процедуры (методика анализа уровня сформированности компетентностейэкспертная оценкаобобщение независимых характеристикпрямое и косвенное наблюдениеанализ продуктов деятельности) — изучение документацииметоды статистической обработки данных (с помощью программы SPSS).

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные и практические результаты исследования отражены в 8 научных публикациях, среди которых 3 публикации в журналах, рекомендуемых ВАК РФ. Теоретические положения исследования, результаты эксперимента обсуждались на международных и Всероссийских научно-практических конференциях: «Толерантность и духовность в российском обществе: возможности системы образования» (Москва, 2010 г.) — Всероссийской заочной научно-практической конференции «Гуманистические ценности в культуре, в образовательном и воспитательном процессах» (Пятигорск, 2010 г.)-УП-ой научно-практической конференции с международным участием (Одинцово, 2011 г.) — Х1У-ой Международной научно-практической конференции (Одесса, 2011 г.).

Апробация результатов настоящего исследования проходила в рамках непосредственной деятельности автора на кафедре физического воспитания и спорта Одинцовского гуманитарного института (г. Одинцово, Московская область).

Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке курсов повышения квалификации преподавателей физической культуры в АПКиППРО (г.Москва) — в деятельности ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи» (г. Москва) — и рекомендованы к использованию в региональных институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры как необходимого компонента процесса повышения их квалификации.

Разработана модульная программа развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры с позиции личностно-ориентированного подхода.

Личный вклад автора состоит в осуществлении теоретического анализа проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры, уточнения понятия и направлений развития. Уточнено определение понятия «профессиональная компетентность преподавателя физической культуры». Разработаны критерии развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры. Разработана Модульная программа развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в рамках курсов повышения квалификации. Экспериментально доказана эффективность программы.

Теоретическая значимость исследования определяется обобщением теоретического и эмпирического материала в рамках проблемы повышения квалификации преподавателей физической культуры, формирования и развития их профессиональной компетентности.

Разработанные теоретические положения и полученные результаты эмпирического исследования дополняют данные, существующие в системе повышения квалификации работников образования.

Практическая значимость исследования заключается:

• в разработке методического инструментария по развитию профессиональной компетентности преподавателей физической культуры;

• в получении комплекса теоретических и эмпирических результатов, которые могут составить основу для разработки методических рекомендаций для преподавателей физической культуры.

Отдельные положения диссертационной работы можно использовать в педагогических вузах при подготовке преподавателей физической культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностыо и надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных при использовании исследовательских процедур.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность преподавателей физической культуры представляет собой совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств преподавателя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихсяи характеризуется наличием у преподавателя собственной творческой педагогической системывладением культурой профессионального общения, демократическим стилем общения с учениками, преподавателями и родителямидостаточными представлениями о своих способностях, возможностях, ценностях, ограниченияхразвитыми ответственностью, активностью, саморегуляцией, собственной подготовленностью в плане физической культуры и спорта, пониманием себя в профессии.

2. Методологическими подходами развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования являются компетентностный, акмеологический и личност-но-ориентированный подходы. Развитие профессиональной компетентности преподавателя физкультуры осуществляется на основе принципов: системности и оптимальностиединства самообразования и организованного образовательно-формирующего взаимодействияопоры на профессиональный опыт педагоговпреобразующего взаимодействияучета ограниченности ресурсовмногофункциональности образовательно-формирующего взаимодействия и личностно-развивающего пространства повышения квалификациипропорциональности взаимообмена участников образовательно-формирующего взаимодействия.

3. Процесс повышения квалификации преподавателей физической культуры на современном этапе предусматривает целостное развитие специалиста, включая его личностную и профессиональную составляющую, синтез духовного и познавательного, саморегуляцию, самоорганизацию, самоопределение, самоактуализацию и направлен на повышение уровня знаний преподавателя физической культуры о ЗОЖосознание значимости роли преподавателя физической культуры в воспитании учащихся и формировании у них культуры ЗОЖформирование профессиональных умений по преподаванию физической культуры, повышение уровня готовности к профессиональному самопознанию и самореализациинацеливание на дальнейшее профессиональное развитие.

4. Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования осуществляется на основе Модульной программы, предусматривающей развитие психолого-педагогической компетенции, развитие профессиональной рефлексии, развитие профессиональной коммуникативности.

5. Педагогическими условиями развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры является: развитие профессиональной компетентности как совокупности профессиональных, коммуникативных, личностных свойств преподавателя физической культурыразвитие профессионального самопознания, саморазвития преподавателей физической культуры и их стремления к дальнейшему профессиональному росту в системе поствузовского образованияразвитие специалиста, с учетом его личностной и профессиональной составляющей, синтеза духовного и познавательного, саморегуляции, самоорганизации, самоопределения, самоактуализацииреализация специально разработанной Модульной программы в системе повышения квалификации преподавателей физической культуры, направленной на развитие психолого-педагогической компетенции, развитие профессиональной рефлексии, развитие профессиональной коммуникативности, и реализуемой на основе индивидуально-личностного подхода.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Многие современные практики указывают на то, что эффективность реализации оздоровительных программ возрастает, когда педагоги сами начинают заниматься своим здоровьем. Сегодняшняя ситуация свидетельствует о необходимости пересмотра программ по подготовке физкультурных кадров, поскольку обществу необходим компетентный специалист, который будет определять реальное место и значимость физической культуры в обществе, будет ориентирован на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление как собственного здоровья, так и здоровья обучающихся. Причем, значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья обусловлена пониманием важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально-полезной и, главное, трудовой деятельности личности.

В первой главе нашего диссертационного исследования мы описали состояние разработанности проблемы повышения квалификации и развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры посредством анализа научной литературы, который показал достаточную разработанность данной проблемы. Обобщение результатов исследований зарубежных и отечественных авторов показало, что в литературе довольно широко используются понятия «компетенция / компетентность», которые представляют общее определение интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности моти-вационно-ценностных, когнитивных, поведенческих составляющих. При этом компетенции педагогов специалисты объединяют в три группы: ключевые, педагогические и специальные. Система повышения квалификации преподавателей физической культуры нуждается в пересмотре. Тенденции в области непрерывного образования и повышения квалификации преподавателей физической культуры показывают, что данные процессы должны осуществляться в контексте личностно-профессионального развития, что обусловливает необходимость развития их профессиональной компетентности.

Проведенный анализ литературных источников показал, что сегодня в науке нет однозначного понимания профессиональной компетентности. В системе профессионального образования под профессиональной компетентностью педагогов понимается опыт эффективного осуществления того или иного вида педагогической деятельности при решении проблем образовательного процесса. При этом профессиональная компетентность преподавателя представляется сложным индивидуально-психологическим образованием, возникающим благодаря интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающим готовность преподавателя к успешному выполнению педагогической деятельности.

На основании анализа теоретических материалов, нами профессиональная компетентность понимается как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств преподавателя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. В качестве критериев профессиональной компетентности преподавателя физической культуры нами выделены: наличие у преподавателя собственной творческой педагогической системывладение культурой профессионального общения, демократическим стилем общения с учениками, преподавателями и родителямидостаточное представление о своих способностях, возможностях, ценностях, ограничениях, развитые ответственность, активность, саморегуляция, понимания себя в профессии и своего индивидуального творческого стиля деятельности.

Проведенное теоретическое исследование проблемы позволило сформулировать основные принципы и подходы развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры. В качестве основных подходов развития профессиональной компетентности преподавателей нами выделены: компетентностный, психолого-акмеологический и личностноориентированный подходы. В качестве ведущих принципов формирования и развития профессиональной компетентности преподавателя физкультуры мы обозначили: принцип системности и оптимальностипринцип единства самообразования и организованного образовательно-формирующего взаимодействияпринцип опоры на профессиональный опыт педагоговпринцип преобразующего взаимодействияпринцип учета ограниченности ресурсовпринцип многофункциональности образовательно-формирующего взаимодействия и личностно-развивающего пространства повышения квалификациипринцип пропорциональности взаимообмена участников образовательно-формирующего взаимодействия. Особенно нами были выделены принципы вариативности и модульности программ повышения квалификации, а также принципы построения и самооценки качества программы.

Проведенный анализ научной литературы и описание теоретико-методологических основ исследования проблемы, позволили наметить пути эмпирического исследования профессиональной компетентности преподавателей физической культуры и разработать модульную программу повышения квалификации преподавателей физической культуры общеобразовательных учреждений, результаты чего представлены во второй главе диссертационного исследования.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

Во второй главе настоящего исследования анализируются основные результаты эмпирического исследования проблемы, описываются результаты изучения профессиональной компетентности преподавателей физической культуры, описываются направления развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры, представляются результаты апробации программы повышения квалификации по развитию профессиональной компетентности преподавателей физической культуры общеобразовательных учреждений, даются рекомендации по оптимизации процесса и определяются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

2.1. Диагностика профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации.

Изучение уровня профессиональной и социальной компетентности преподавателей физической культуры предполагало организацию работы в три этапа:

На первом этапе (2007;2008) проведено пилотажное исследование, целью которого явилось выявление уровня профессиональной и социальной компетентностей преподавателей физической культуры и потребности в их развитии.

На втором этапе (2008;2009) разработана модульная программа развития компетентностей преподавателей физической культуры.

На третьем этапе (2009;2011) проведена апробация разработанной программы, осуществлено исследование ее эффективности и удовлетворенности слушателей, проанализированы результаты диссертационного исследования, подведены итоги, намечены дальнейшие пути развития проблемы.

Эмпирическое исследование проводилось в общеобразовательных учреждениях 9-ти субъектов 6-ти федеральных округов Российской Федерации (Центральный федеральный округ — Тверская, Тульская областиСевероЗападный федеральный округ — Вологодская, Псковская областиПриволжский федеральный округ — Оренбургская областьЮжный федеральный округ — Краснодарский крайУральский федеральный округ — Челябинская областьСибирский федеральный округ — Республика Тыва, Алтайский край). В исследовании принимали участие 283 человека.

В этих целях применялся комплекс специальных исследовательских процедур, среди которых: изучение опыта профессиональной деятельности преподавателей физической культуры и спортаметоды теоретического анализа, (сравнительно-сопоставительный, моделирование педагогических ситуаций, диагностические процедуры (методика анализа уровня сформированное&tradeкомпетентностейэкспертная оценкаобобщение независимых характеристикпрямое и косвенное наблюдениеанализ продуктов деятельности) — изучение документацииметоды статистической обработки данных.

Чтобы выявить тенденции становления профессиональной подготовленности к реальной педагогической деятельности в процессе обучения студентов педагогических университетов, были изучены уровни соответствия конечного результата формирования личности специалиста существующей профессиограмме (Л.Ф. Спирин, Н. П. Фетискин), уровни профессиональной готовности будущих преподавателей физической культуры и спорта к профессиональной деятельности и определены возможности реализации профессиональных умений будущих специалистов в педагогическом процессе.

Важным этапом изучения проблемы выступил опрос преподавателей физической культуры и спорта на предмет изучения развитости психолого-педагогической компетентности преподавателей физической культуры, работающих в общеобразовательных учреждениях, который проводился при.

65 помощи специально разработанного опросного листа [141] на выборке 283 преподавателей физкультуры в 9 регионах РФ.

Опрашиваемым предлагалась следующая инструкция по заполнению опросного листа:

Уважаемые коллеги! Внимательно прочитайте предлагаемые вопросы и как можно полнее ответьте на них. Помните: «плохих» и «хороших» ответов нет!

При необходимости изложите собственный взгляд на проблему и пути ее решения в виде предложений, эссе и др. Заранее благодарим!".

Анализ результатов проведенного опроса показал, что те преподаватели, которые увлечены спортивной работой с детьми, имеют хорошие результаты работы, сами отмечают, что практически здоровы — их 23,4%, — не довольны условиями и оплатой своего труда и хотели бы заниматься такой работой вне школы, 65% из них ищут такое место уже сейчас.

Почти 36% опрошенных преподавателей физической культуры сами не совсем здоровы. 14,7% - не любят свою работу и отбывают урочные часы как наказание.

Как уже указано выше, по разработанному опросному листу был проведен опрос преподавателей физической культуры, работающих в общеобразовательных учреждениях 9-ти субъектов 6-ти федеральных округов Российской Федерации.

Выборка состояла на 50% из мужчин и на 50% из женщин. По возрасту распределение выглядело следующим образом (Рисунок 1.).

17,3.

Рисунок 1. Распределение участников опроса по возрастным группам (от общего числа опрошенных в %).

В последующем, выделенные группы были объединены в четыре возрастные категории:

30 лет и моложе (47 человек — 17,4%) — 31−40 лет (76 человек — 28,1%) — 41−50 лет (90 человек — 33,3%) — Старше 50 лет (57 человек — 21,1%).

На Рисунок 2 представлено распределение опрошенных по стажу работы:

ДО Юле! «11−20 лет.

21−25 лет сеышс 25 лог.

Рисунок 2. Распределение опрошенных по стажу работы (в %).

52,8% опрошенных работают в городе, 47,2% в сельской местности.

Все опрошенные являются преподавателями физкультуры, работающими в общеобразовательных учреждениях.

Проведенный анализ показал достаточно высокий уровень самооценки профессиональной компетентности преподавателей физической культуры (Рисунок 3.).

Из рисунка видно, что относительно меньшим уровнем профессиональной самооценки характеризуются преподавателя двух возрастных категорий от 31 до 40 лет и младше 30 лет. Поскольку показатель самооценки косвенно связан с готовностью к обучению, можно полагать, что преподавателя именно этих возрастных групп характеризуются несколько большей готовностью к обучению, чем представители более старших возрастных групп.

85 ~.

Стрше 50.

ЛС! я Самооцснко, а %%.

Рисунок 3. Самооценка профессиональной компетентности преподавателей физической культуры (в процентах от максимума по 100 балльной шкале).

Более детальный анализ самооценки общей профессиональной компетентности приведен в таблице (Таблица 1.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Общение с коллегами, специалистами 29,122 811. Самообразование 18,94 737
  2. Весьма отрадным выступает факт активного использования в качестве средства повышения профессиональной компетентности возможностей сети интернет.
  3. Рисунок 10. Сравнительный анализ использования различных средств повышения своей профессиональной компетентности мужчинами и женщинами (в процентах кчислу опрошенных в каждой группе).
  4. Детальный анализ использования различных средств в повышении своей профессиональной компетентности по возрастным группам дает следующую картину (Таблица 5).
  5. Общение 42,55 319 26,31 579 23,33 333 33,33 333
  6. Самообразование 10,6383 22,36 842 21,11 111 21,5 263
  7. Как видно из приведенной таблицы, различия между группами существенны по некоторым из упомянутых респондентами в ответах средствам.
  8. Прежде всего, это касается возможностей современных интернет технологий. Из таблицы видно, что использование этих возможностей в младшей и старшей возрастных группах отличается более чем в три раза!
  9. Интересен тот факт, что ценность здоровья как средства достижения жизненных целей для россиян несравненно важнее, чем ценность его как средства прожить как можно дольше и полноценнее.
  10. Рисунок 11. Способствуют ли условия в вузе здоровому образу жизни студентов?
  11. Для изучения профессиональной активности преподавателей физической культуры, участвовавших в исследовании, был использован тест «Профессиональные умения и навыки». Результаты представлены в таблице 6.
Заполнить форму текущей работой