Достоевский и русский психологический роман XIX в
Генетически роман Достоевского более всего связан с основанным Лермонтовым философско-психологическим трагедийным романом, ставшим самым перспективным жанром русской прозы XIX века. Лермонтов придал проблеме личности универсальное значение и трагическую глубину. Романы Достоевского, как и роман о Печорине, имеют концентрическую композицию, фрагментарную структуру и построены по типу «роман…
ДиссертацияГерой-двойник и структура произведения: Э.Т. Гофман и Ф.М. Достоевский
Проведенный анализ текстов призван был решить еще одну задачу: сравнить изображение двойников в романтических произведениях Гофмана и в далеких от романтизма произведениях Достоевского. Сопоставление как повестей, так и романов двух авторов выявило существенные смысловые различия между их подходами к двойничеству (при всех отмеченных выше структурных совпадениях). Писатели по-разному отвечают…
ДиссертацияХудожественное воплощение феномена безумия в творчестве Л.Н. Андреева
Интерпретация явления безумия в драматургии Андреева проходит своеобразную эволюцию. В 1900;е годы данная тема связана с взглядами драматурга на острые социальные и религиозные проблемы современного общества: революция, конфликт интеллигенции и народа, духовные искания. Сумасшествие становится результатом столкновения романтического восприятия революции и осознания трагической предопределенности…
ДиссертацияПроблемы жанра и поэтики баллад И. В. Гете
Содержательной стороне, так и на её внутренней и внешней формах. Нужно отметить, что эта, безусловно, одна из интереснейших баллад Гёте привлекла внимание многих учёных. Свои мнения по поводу «Бога и баядеры» высказали такие исследователи, как X. Баумгарт, Е. Рихтер, П. Ланг, Б. Мюнххаузен, В. Хинк, Е. Штаигер, В. Мюллер-Зайдель, Н. Мекленбург.29 Очень часто предметом исследования становилась…
ДиссертацияПоэтическое творчество Абд Ар-Рахмана Ал-Хамиси
Поэтическое творчество ал-Хамиси не являлось до сих пор предметом специального научного исследования в арабском, европейском и советском литературоведении. Биография ал-Хамиси, его проза, драматургия и, отчасти, поэзия заслужили высокую оценку литературоведов, высказанную в статьях, опубликованных на Арабском Востоке и у нас в стране, а также в предисловиях и послесловиях к сборникам его…
ДиссертацияПоэтика условного театра в Испании первой трети XX века
В начале творческого пути склонность Бенавенте к компромиссам была лишь эстетического свойства: драматург видел своей главной задачей приносить удовольствие зрителей, что побуждало его соединять-в своей драматургии новаторские тенденции со следованием вкусам публики. Постепенно стремление к компромиссам в театре переросло в соглашательское отношение ко всему, что происходило в политической жизни…
ДиссертацияРоманы Барбары Пим: проблема интертекстуальности
Традиционно выделяются три основных тематических блока, которые разрабатывала Б. Пим в своем творчестве: потребность в любви, англиканская церковь и английская литература. Каждая тема включает в себя сложное взаимодействие основной трактовки и вариаций, возникающих в разных произведениях. Наиболее часто литературоведы останавливаются на любовной тематике (Д.Бенет, Ч. Беркхарт, Дж. Гэлперин, П…
ДиссертацияСвоеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века
Подобная диспропорция научного явления может быть объяснена константным интересом ученых к культурному миру чеченцев как явлению непреходящему. При всей фундаментальности научных исследований в области генезиса культуры чеченцев, вопросы литературы связанные с изучением авторской концепции в осмыслении исторических проблем остаются малоосвещенными. В этом заключается актуальность поставленной…
ДиссертацияЯвление журнализма в творчестве Н.В. Гоголя
Понятие журнализма проявлялось в творческом наследии Гоголя и прямыми высказываниями в публицистике и письмах, и как своеобразный сквозной сюжет (архисюжет) в его повестях, драматических произведениях и поэме «Мёртвые души». Все эти воплощения отличаются внутренним единством, ибо основанием их является глубинное духовное развитие писателя, его взгляд на своё предназначение и на мир. Существенная…
ДиссертацияЖанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг
В повести «Затовареная бочкотара» наблюдаем такой способ трансформации жанра, как жанровый синтез. Жанровый синтез происходит в процессе объединения нескольких моделей на жанровой основе, наиболее восприимчивой к изменениям. Как правило, такими основами становятся жанры, имеющие достаточно долгую историю и обладающие некоторой степенью универсальности. В «Затоваренной бочкотаре» основой для…
ДиссертацияЖанр романа-антимифа в шведской литературе 1940-1960-х гг. (на материале произведений П. Лагерквиста и Э. Юнсона)
Наиболее близки к нашей теме те исследования, которые рассматривают жанровую специфику послевоенных романов Юнсона, начиная с романа «Прибой и берега» (1946). Отправной точкой для этих работ стала монография Гей-вина Ортона «Эйвинд Юнсон», переведенная па шведский в 1974. Это — первая монография, посвященная творчеству писателя, по иронии судьбы написанная англичанином, а не шведом. Ортон…
ДиссертацияТворческая судьба Ивана Савина (1899-1927)
Во-вторых, традиция — это отражение инициативного и творческого. наследования культурного опыта. В диссертационном исследовании рассматривается преломление христианской традиции в художественных произведениях И. Савина. Традиция как «ткань жизни», «творческое воздействие», «преемственность», обогащается, надстраивается и бережно передается от поколения к поколению. Связь с «постоянным» в качестве…
ДиссертацияТворчество Ярослава Сейферта 20-х годов: К проблеме формирования индивидуального стиля
Шерлаимова С. А. Иржи Волькер и новые пути чешской поэзии XX века, М., 1965. Ю9. Шерлаимова С. А. Марина Цветаева и чешская поэзия // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1998, № 2. Савицкий В. Д. Борьба КП Чехословакии за реалистическую литературу в 20-е и 30-е гг. XX века, (автореферат). Л., 1955.ЮО.Скачков М. О технике русского стиха // Host IV, 1924;25. Веселовский A. B…
ДиссертацияРоманы В.П. Аксенова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии
В романах Аксенова практически не возникает классический для русской литературы вопрос о грехе и покаянии. Герои стремятся остаться самими собой, избегают углубленной рефлексии (Ген Стратов — определенное исключение). Когда необходимо, герои стремятся измениться, но это, как правило, не сопровождается углубленным анализом своего прошлого, признания его ошибочности и тем более греховности…
ДиссертацияРоман «Доктор Живаго» в контексте Бориса Пастернака
Если в бытовом тексте соотношение плана содержания и плана выражения фиксировано и стандартно и потому такой текст нисколько не нуждается в творческой активности своего воспроизводителяесли в тексте культуры фиксированное содержание находит новый план выражения и авторская активность направлена на его поискто художественный текст создается творческой активностью художнического «я», направленной…
ДиссертацияРусская поэзия Серебряного века: концепция личности и смысла жизни в динамике художественных мотивов и образов
Свои доминанты обретают и представления русских поэтов и мыслителей о смысле человеческого существования. При всем многообразии точек зрения, выразивших творческую и человеческую индивидуальность поэтов и философов, можно отметить и несомненные совпадения позиций. Это прежде всего явный максимализм в утверждении того, что поэты считали истиной. «Сердце горело», «душа расцветала» и у лирических…
ДиссертацияЗарождение и развитие узбекской революционной поэзии (1905-1917 гг.)
Шарафутдинов 0. Танланган асарлар. Т., «Фан», 1978, с. 30. прогрессивных тенденций начали встречаться в нашей науке с 50-годов. В этом отношении особую значимость представляет докторская диссертация И. Муминова на тему «Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане в конце XIX — начале XX веков», защищенная в 1950 году. Автор, говоря о понятии общественной мысли I905-I9I7 годов…
ДиссертацияВоздействие художественной системы русского фольклора на поэтический стиль Г.Р. Державина: Лирика 1779-1796 годов
Специфика жанра поденной записки, который требовал точности фактических сведений, научности, и художественному тексту здесь не было места. 5). Отношение этнографов второй половины XVIII века к устному художественному тексту как к набору практических сведений, как к одному из этнографических источников (к тому же сомнительных, требующих практической проверки). 6). Выборочный интерес к жанрам…
ДиссертацияВариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва
Текстология как отрасль филологии неотделима от эдиционной деятельности. Само её возникновение было обусловлено практическими задачами, то есть с самого начала текстология существовала на правах прикладной отрасли. Однако постепенно границы текстологии расширились, практические задачи диктовали более широкий, аналитический, а не чисто практический подход. Таким образом, из прикладной отрасли…
ДиссертацияЦветообразная поэтика в творчестве С.А. Есенина и Н.М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа
Сопоставительный анализ творчества Есенина и Рубцова с творчеством других авторов затрагивался и ранее. Выявлены параллели в творчестве Есенина с наследием Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Ахматовой, Клюева, Орешина, Ричиотти, Твардовского. У Рубцова (кроме Есенина) в его творчестве выявлены отголоски поэзии Фета, Тютчева, Блока, Заболоцкого,. Так что, изучая и сопоставляя творчество…
ДиссертацияМотивная структура пространственно-временной организации «Окаянных дней» и «Странствий» И.А. Бунина
Поэтому создаётся впечатление, что герой в «Странствиях» (особенно в начале произведения) принадлежит двум мирам одновременно: он хранит живую память о прошлом, но не может освободиться и от настоящего. Он современник прошлого, что подтверждается его способностью преодолеть границу между прошлым и настоящим, устранив таким образом разделение мира и резкую противоположность двух пространств…
ДиссертацияХроника Н. С. Лескова «Захудалый род»: Творческая история. Реальные и литературные источники концепции хроники
Библейская энциклопедия. М., Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. (Репринт «Иллюстрированной полной популярной библейской энциклопедии в 4-х выпусках» изданной Архимандритов Никифором в 1891 г.). Тюхова E.B. О некоторых особенностях раскрытия характера в творчестве Н. С. Лескова 1870-х годов: «Соборяне», «Павлин» // Русская литература 1870 1890-х годов: Проблема характера. — Свердловск…
ДиссертацияРусская поэзия 19 — начала 20 века в христианском контексте: онтологические и антропологические аспекты поэтических концепций
Органичность процедуры — религиозно-философского анализа поэтического языка — связана с тем, что образность, основное свойство поэзии, основанное на параллелизме явлений, есть одно из свойств религиозного слова. В святоотеческой традиции разработана теория образа, знака, символа. Символизм — это основной метод церковной литературы, обоснованный духовно и теоретически выявленный, например…
ДиссертацияКонцепция личности и образ современника в отечественной прозе послевоенного десятилетия, 1945-1955 гг
Отсюда и разрушение литературных, классических традиций, навязывание герою несвойственных ему по временным особенностям и жизненным обстоятельствам личностных качеств. Герой, одержавший величайшую войну в истории человечества, личность, проявившая в этой войне небывалый героизм, после первых лет войны уходит глубоко в мир, где ей предназначены функциональные обязанности. Человек становится…
ДиссертацияПроблема художественной структуры пьес Роланда Шиммельпфеннига
Философские выводы, к которым поневоле приходишь по окончании данной диссертационной работы и впечатляющи, и неутешительны. Получается, что с одной стороны, современному человеку приятно сидеть в «пузыре из металла, пластмассы и стекла», окунувшись в собственный мир и лишь наблюдая за сменой внешних явлений, как за сменой частиц в калейдоскопе, а с другой — он крайне разобщен с остальными людьми…
ДиссертацияПоэтика прозы В. Каверина 1920-х годов
Творчество Вениамина Александровича Каверина (1902;1989) 1920;х годов носит целостный и относительно завершенный характер, что обусловлено тем, что на протяжении десятилетия писатель последовательно придерживался определенной художественной программы. Период заканчивается в 1931 году, когда В. Каверин почти полностью пересматривает свои художественные принципы и обращается к традициям…
ДиссертацияТворчество Джанси Кимонко как основоположника удэгейской литературы
Всё это делает актуальным обращение к творчеству Джанси Кимонко, основоположника удэгейской литературы. Если когда-то А. Фадеев писал о «последнем из удэге», то Кимонко рассказал о «первом из удэге», приобщившемся к грамоте и культуре. Но и сам автор книги «Там, где бежит Сукпай» явился таким «первым», став выдающимся сыном своего народа. Кимонко выразил свой многогранный талант в различных…
ДиссертацияГеопоэтика Алексея Иванова в контексте прозы об Урале
Мы пришли к выводу, что основной тенденцией развития прозы об Урале является интенсификация геопоэтической рефлексии — от ощущения красоты и своеобычности уральской природы к онтологизации ландшафта. Начало формирования геокультурного — образа Урала в русской литературе было положено уральскими писателями Д.Н. Маминым-Сибиряком и П. П. Бажовым, при этом, если в прозе Д.Н. Мамина-Сибиряка только…
ДиссертацияНетождественные строфические формы в поэзии И.Бродского и его современников
Поэзия Бродского вошла в золотой фонд русской поэзии, став неотъемлемой час1ью исюрии отечественной поэзии прошедшего XX века, русской поэтической классикой новейшего времени. В связи с этим понятен все возрасшющий исследовательский интерес к творчеству поэта как в русской, 1ак и зарубежной филоло! ии. Только в последние годы прошло несколько международных конференций: в Санкт-Петербурге прошли…
ДиссертацияХудожественное пространство как основа интерпретации художественного мира
Свидетельством актуальности проблемы художественного пространства и времени, разнообразия и глубины подходов к исследованию этих категорий явился сборник «Ритм, пространство и время в литературе и искусстве» (JL, 1974), объединивший статьи, посвященные как общим проблемам пространства и времени, так и их в связи с отдельными видами искусств. Художественное пространство и время рассматриваются…
Диссертация