Система «мнимых» разрешений конфликта в трагедии Расина «Андромаха»
На переднем плане должны стоять «интересы, чувства и страсти героя», считает автор. В адаптации Расина его герои живут и умирают в гораздо более жесткой реальности. Им не хватает силы воли, чтобы бороться страсти, которые стремятся истребить их. Любовь приходит к ним в качестве непреодолимой силы. Действие в «Андромахе» происходит после Троянской войны. Пирр, сын Ахилла, влюбляется в его…
РефератХарактеристика лексического состава рассказа Тургенева «Муму»
В. М. Маркович акцентирует внимание на том, что отличает обрисовку персонажа в романах Тургенева от романов Л. Н. Толстого, говоря о том, что Толстой не доверял любым обобщенным определениям человеческих качеств, а Тургенев, напротив, характеризовал свойства своих персонажей, ориентируясь на систему стереотипных обозначений, сложившихся вне искусства. И это привело к тому, что по словам Марковича…
КурсоваяА. Блок и Э. Т. А. Гофман: традиции романтизма в символистской поэтике
Материалом исследования является литературно-художественное, теоретическое, философско-эстетическое, эпистолярное наследие А. Блока и Э.Т. А. Гофмана, а также их «текст жизни». Преимущественное внимание в соответствии с темой исследования уделяется той части блоковского творчества, в которой в большей степени отразились гофмановские образы и мотивы. У Блока — это лирика, в том числе поэмы «Ночная…
ДиссертацияЭкологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века: С. Залыгин, В. Астафьев, В. Распутин
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1991. С. 21. Флоренский П. А. Сочинения. В 4-х т. — М.: Мысль, 1994;2000. — Т. 3 (1). — 2000. С. 440. поэтические воззрения древних славян1, а также в фольклор других народов. Отсюда становится понятно, что в системе «человек — природный мир» главенствующее положение отводится природе. Также, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть…
ДиссертацияЭпизод в драматическом и эпическом произведении: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского, «Война и мир» Л. Н. Толстого
В «Войне и мире» сочетания эпизодов образуют различные циклы. Можно выделить два принципа циклизации эпизодов. Первичные циклы посвящены определенным персонажам (главным и второстепенным — князю Андрею, ПьеруБорису Друбецкому, Жюли Карагиной, Бергу и т. д.), жизненным укладам (петербургский высший свет — московское дворянстводеревня — армия и др.). В смене эпизодов прослеживается толстовская…
ДиссертацияФормирование личности подростка и художественное осмысление его психологии в адыгейской повести
Буйный расцвет литературы о шалунах был вызван не только изменениями в литературных и педагогических взглядах на ребенка. К тому времени коммерческие соображения стали играть далеко не последнюю роль: такие книжки пользовались спросом. Несколько в стороне от формирования различных концепций детства существовала литература, пафос которой определяла антидидактическая направленность, отрицательная…
ДиссертацияЭтноментальные основы творчества Абу-Бакара
Некоторые литературные критики (Ахмедов, Вагидов, Абуков), определявшие общие свойства творческой манеры Абу-Бакара, фокусировали свое внимание на анализе отдельных аспектов поэтики его произведений, очерчивали круг социальных, этических и философских проблем, составляющих основу идейно-эстетического содержания его текстов, в их оценках преобладали внеэстетические категории. Однако, такие…
ДиссертацияИстоки предромантических идей в английской литературной критике XVIII века
Трактат ЭЛОнга «Размышления об оригинальном сочинении» отвечал всем требованиям нового времени. В нем автор связал вопросы о жизни и смерти с настоящим предназначением человека и учением об истинном гении. Обобщив существующие теории об оригинальности и подражании, разрозненные критические замечания более ранних критиков, Юнг сделал акцент на творческой неповторимости каждого человека. Вместе…
ДиссертацияХудожественные традиции в северокавказской поэзии XIX-XX веков: Этнокультурные факторы и контекст
В настоящее время проза и поэзия Северного Кавказа, прошедшие этап ученической «подпитки» со стороны русской литературы, тем не менее, отмечены чертами своеобразного совмещения эстетических черт различных циклов формирования и развития, что вполне закономерно для новописьменных литератур. В творчестве отдельных авторов, особенно тех, чья творческая деятельность хронологически охватывает весь или…
ДиссертацияКонцептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о Великой Отечественной войне
В прозе о войне основной сюжетный груз ложится обычно на очевидца страшных, кризисных ситуаций, на героя, которого война застала врасплох, поставила перед неожиданными поворотами судьбы. В связи с этим актуальной становится задача уяснения роли такого героя во всем процессе формирования качественно новых основ гуманизма и нравственности. Это уже не участник строительства колхозов, живущий…
ДиссертацияПроблема национальной идентичности в позднем творчестве Ч. Диккенса
В настоящее время проблема национальной идентичности обрела особую актуальность, что обусловлено целым рядом причин. Во-первых, это очевидный (по крайней мере, для Европы) кризис осознания национального тождества, вызванный глобальной культурной унификацией и мощнейшим натиском «культуры пост». «Демократизация, информатизация, культурная стандартизация, ценностная универсализация и ряд других…
ДиссертацияПетербургская повесть в русской литературе XIX века: Пушкин, Гоголь, Достоевский
В департаменте, в этом своеобразном символе «Табели о рангах», олицетворяющем низ и верх чиновничьего служения (в одном и том же, как нарочно), служат почти все чиновники петербургских повестей, начиная с Акакия Акакиевича Башмачкина: Яков Петрович Голядкин и Парадоксалист, Вася Шумков и Аркадий Нефедевич. Похоже на то, что здесь служит и Иван Матвеич. Этот департамент имеет точный адрес…
ДиссертацияРоберт Саути — теоретик поэзии и литературный критик
Осуждая современную ему манеру рецензирования, основанную на оскорблениях и клевете, Саути своей практикой пытается создать ей идеальную альтернативу. Религиозность, искренность, развитое чувство долга — все эти качества он считал более достойными, чем творческую оригинальность или блестящие интеллектуальные способности. Хорошо понимая, насколько болезненной может быть язвительная и резкая…
ДиссертацияПринципы характерологии в творчестве А.К. Толстого: «Князь Серебрянный», драматическая трилогия
Творчество A.K. Толстого — особая страница в истории русской литературы. Свою эстетическую позицию сам писатель определил в программном стихотворении «Господь, меня готовя к бою.» (1857). Его произведения представляют собой попытку объективного осмысления действительности, прошлого, истории России и вместе с тем глубокие размышления о судьбе художника, поиск религиозно-нравственных основ бытия…
ДиссертацияКонцепция мира и человека в художественно-философских исканиях С.Н. Сергеева-Ценского и М. Горького: На материале переписки 1910-1930-х годов
Рассуждая о том, как М. Горький ненавидел христианские понятия «жалость», «сострадание», исследователи, как правило, не делают акцент на очевидном: и жалость и сострадание понимались этим писателем не по-христиански, не Божественно, а по-житейски и даже порою по-обывательски: как какая-то никчемная покорность, болезненность, действительно унижающая человека, угнетающая его человеческое…
ДиссертацияТрадиции и новаторство в «Театре революции» Ромена Ролана («Дантон», «Четырнадцатое июля», «Робеспьер»)
Действительно, трудно пройти мимо роллановских пьес о революции 1789−1794 гг., этого шедевра мировой драматургии и театра, оказавшего и продолжающего оказывать плодотворное влияние на становление идей и художественного мастерства отдельных писателей и целых творческих коллективов. «Театр революции» Роллана и сейчас будит важные, волнующие все человечество мысли. Это прежде всего вопрос сохранения…
ДиссертацияЖанровые особенности ранних очерков М.М. Пришвина
В структуре очерков, характеризующейся предметно-стилевой неоднородностью, появляется новый элемент по отношению к предыдущей книге — лирические отступления. Их предметом становится мир чувств автора, вызванный картинами непосредственно воспринимаемой природы. Высокой поэтичностью изобразительно-выразительных средств, обусловленных метафоричностью мышления писателя, характеризуются эти страницы…
ДиссертацияЖанровые процессы в поэзии российских немцев второй половины ХХ – начала ХХ1 вв
Апробация работы. Фрагменты исследования опубликованы в материалах международных конференций и научных журналах в Москве, Санкт-Петербурге, Праге (Чехия), Гельзенкирхене (Германия), Фехта-Лангфёрдене (Германия), Ростове-на-Дону, Белгороде, Великом Новгороде, Самаре, Шуе, Екатеринбурге, Новосибирске, Кемерово, Томске, Тюмени, Барнауле, Чите, Днепропетровске, Астане, Алматы, Кокшетау, Павлодаре…
ДиссертацияТрехсложные размеры в истории русской литературы: проблемы ритмической эволюции и формирования семантических моделей поэтического языка
В двусложниках — полузнаменательные и служебные части речи (даже формально «безударные», в силу самого своего частого попадания на метрически сильные позиции стихотворного ряда), подчеркивающие логико грамматическую последовательность развертывания текста, прорисовывающие языковые узлы и скрепы в движении лирического сюжета. Думается, что только с учетом этих принципов дальнейшее изучение…
ДиссертацияТипология и поэтика женской прозы: гендерный аспект: на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л Улицкой: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой
Методологической основой проведения диссертационного исследования стал комплексный подход, позволяющий использовать данные других паук — гепдерологии, психологии, лингвистики для выявления иденпо-:)сте1ичсской сущности художественного текста. Мы опирались на труды по современной гепдерологии как зарубежных авторов (С. Бовуар, С. Бем, Ш. Берн), гак и отечественных (Г.Браидт, О. Воронина, А…
ДиссертацияКонцепция «времени / вечности» в творческом сознании Вл. Соловьева: Философия — литературная критика — поэзия
Представитель московской школы С. А. Аскольдов (Алексеев) определял концепт как «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода». 11 (Ср. у Потебни: «Представление замещает собой образ. Отсюда большая быстрота мысли. Посредством соединения представления с другими представлениями производится расчленение образа, превращение его…
ДиссертацияТеория и история жанра идиллии в русской поэзии 1750-1770-х годов
Серьезным научным основанием работы послужили отечественные монографии, написанные за последние двадцать лет и посвященные идиллии и пасторали. 1980;2000;е годы — период появления активного интереса к изучению этих литературных форм в русском литературоведении. Большинство из работ посвящено западноевропейской идиллической поэзии. Одним из первых серьезных исследований, подробно освещающих…
ДиссертацияОчерковая проза Е.Л. Маркова: идеология, проблематика, стиль
Интересный подход к классификации очерковых жанров предложен в работах Э. Н. Быкони (Быконя Э.Н., 1974). В основе классификации, предложенной ученой, лежит положение о близости очерковых жанров собственно художественным жанрам эпической литературы. При этом учитываются сюжетно-композиционные особенности очерков, а также взаимовлияние очерков и художественных эпических жанров. Э. Н. Быконя…
ДиссертацияЛиризм прозы М. Ю. Лермонтова
Отвергая «узы» нормативной эстетики, Сомов вместе с тем выступает против широкого распространения «унылой» элегической поэзии. Критик жалуется на однообразие мотивов лирических стихотворений, которыми были наводнены журналы и альманахи, и" конечно" его, в первую очередь, не удовлетворяют эпигонские, подражательные элегии, лишенные естественности, искренности, правдивости чувства. «. Что может…
ДиссертацияФеномен двойничества и формы его выражения в русской прозе 1820-1830-х годов
В определении понятия «двойничество» мы опираемся на зарубежные исследования и уже сложившуюся традицию интерпретации этой темы в зарубежном литературоведении. Автор словаря «Motiv der Weltliteratur» (Kroner, 1992; «Doppelganger» S. 94−102) Э. Френзель так определяет понятие: «Двойничество основывается на физическом сходстве двух лиц. В литературе феномен реализуется через случайное или…
ДиссертацияРецепция Д.Г. Байрона в России 1810-1830-х годов
Явление байронизма (увлечение творчеством Байрона, созданными им художественными образамистремление осваивать поэтическое новаторство английского романтика, а также интерес к его биографии и особенностям характера) было многоплановым потому, что каждый художник мог выбрать из наследия поэта черты, соответствующие собственному творческому кредо. В. Гюго, например, привлекало новаторство в жанровом…
ДиссертацияАвторское сознание в лирике К.М. Фофанова
Эволюция во взглядах лирического героя К. М. Фофанова находит отражение не только на содержательном уровне его произведений, но и на структурно-композиционном, в частности, в стихотворениях с личной и повествовательной формами высказывания. Смена форм высказывания (от «я» к «мы») отражает переход лирического героя от скептицизма и пессимизма к обретению духовных идеалов и нравственных ориентиров…
ДиссертацияРусская литературная утопия XVIII — ХХ вв.: Проблемы поэтики и философии жанра
Это, однако, не означает, что, являясь негативной версией утопии, антиутопия полностью свободна от имплицитно заложенной в неё позитивной идеологической программы, которая также в принципе может быть описана как потенциальный утопический проект. Например, упование на здравый смысл (common sense) и демократический плюрализм в «либеральной утопии» Оруэлла («1984») — надежды на телесное…
ДиссертацияПоэтико-философское своеобразие рассказов Татьяны Толстой: На материале сборника «Ночь»
Обзор имеющихся в арсенале отечественной критики и литературоведения откликов на прозу Татьяны Толстой показывает, что многие из них только намечают современные подходы к изучению оригинального талантливого творчества писательницы. Актуальность целостного рассмотрения ее прозы ощущается теми исследователями, которые затрагивают философско-этический, концептуальный и поэтический аспекты творчества…
ДиссертацияИоанн Минчхи — грузинский поэт X века
Новооткрытые песнопения Минчхи заслуживают особенного внимания как с позиции его творчества в частности, так и грузинской гимнографии вообще. Их изучение дает возможность по-новому оценить место Иоанна Минчхи в истории грузинской гимнографии, а также уровень и возможности оригинальной грузинской гимнографии. По количеству песнопений известное к настоящему времени наследие Минчхи во много раз…
Диссертация