Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Явление журнализма в творчестве Н.В. Гоголя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс демократизации не был ни однозначно негативным, ни однозначно позитивным. Он был проблемным, ибо расширение круга читателей сопровождалось торжеством «торгового» направления литературы. Желая принадлежать к «аристократической» партии, Гоголь тем не менее понимал неизбежность коммерциализации литературы и стремился минимизировать её негативные последствия (монополизм, продажность… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Явление журнализма в оценках Н. В. Гоголя (на материале публицистики и писем)
    • 1. 1. Теоретические аспекты изучения журнализма
    • 1. 2. Формирование понятия «журнализм» в публицистике Гоголя
    • 1. 3. Письма Гоголя как источник изучения его представлений о журнализме
  • 2. Художественное осмысление феномена журнализма в произведениях Гоголя
    • 2. 1. Аспекты воплощения журнализма в повестях Гоголя
    • 2. 2. Отражение журнализма в драматургии Гоголя и в поэме «Мёртвые души»

Явление журнализма в творчестве Н.В. Гоголя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие журнальной литературы в 1820−30-е годы приметно изменило культурную ситуацию в России, обозначив не только векторы полемики складывающихся литературных партий, но и появление феномена, влиявшего на самые разнообразные пласты культуры. Гоголь был одним из первых, кто это почувствовал и воплотил в своей публицистике, переписке, в художественных произведениях. Развивая достижения Карамзина и Пушкина в этой области, позиционируя себя как сторонника «аристократической» партии, он был подчёркнуто самостоятелен и полемичен в своих суждениях, а главное, создал цельное и закономерно эволюционирующее представление о журнализме как ярчайшем и характерном феномене.

Исследование понимания журнализма и его художественной концепции в наследии Гоголя основывается на интерпретации этого феномена как объёмного и многомерного, не исчерпывающегося только эмпирическими фактами журнального движения. Изучение статьи Гоголя «О движении журнальной литературы, в 1834 и 1835 году», «Выбранных мест из переписки с друзьями», других его выступлений, его эпистолярного наследия показало, что писатель придавал большое значение явлению журнализма, видел его разнообразные аспекты, вырабатывал представление об этических и творческих нормах в этой сфере, сложно оценивал расслоение в области культуры, отстаивал свои представления о роли журналистики и её характере. Художественная концепция журнализма складывалась у Гоголя постепенно в его повестях, драматических произведениях и поэме «Мёртвые души» и в этой своей ипостаси как раз обнаруживала черты данного явления, абстрагированные от исторической конкретики и обнаруживающие разнообразные психологические, культурологические, этические и эстетические эффекты, проникновение журнализма во многие сферы национального бытия. Этому способствовали и оригинальные сюжетно-композиционные ходы, и метафорико-символическая образность, и в целом художественная философия автора.

О Гоголе-журналисте писали многие авторы, акцентируя прежде всего конкретную ситуацию журнальной полемики и подоплёку отдельных выступлений Гоголя. Тем не менее, работы таких авторов, как В. В. Каллаш, В. В. Гиппиус, В. П. Красногорский, Ю. Г. Оксман, Н. И. Мордовченко, А. Н. Степанов, В. Г. Березина, Е. И. Рыскин, Ю. В. Манн, носящие классический историко-литературный характер, чрезвычайно полезны для выявления позиции писателя и формирования его представлений о российском журнализме. Большинство работ посвящено историко-литературному анализу позиции Гоголя-журналиста и его взаимоотношениям с Пушкиным как редактором «Современника». В меньшей степени освещено сотрудничество Гоголя с другими изданиями, а также его эпистолярные высказывания о журнальном движении, и журнальном деле.

Современный Гоголю журнализм рассматривался как источник сюжетов и образов или материал полемического подтекста в его художественных произведениях (В.В. Виноградов, А.Е. Новиков), как проблемно-тематический комплекс в гоголевской художественной версии этого явления, на материале некоторых произведений (В.В. Прозоров). Целостный же анализ взглядов Гоголя на этот феномен в нашей науке отсутствует. Опыт изучения творчества Гоголя в других ракурсах (целостный историко-литературный, фольклорный и мифопоэтический, религиозно-этический, культурологический подход и т. д.) не может быть обойдён при исследовании художественной версии феномена журнализма.

Необходимость выявить концепцию журнализма в художественных и нехудожественных текстах Гоголя как целостное развивающееся явление продиктовала нам обращение к более широкому и многоаспектному исследованию темы. Нами предпринята попытка выявить трансформацию представлений писателя о журнализме в связи с общей эволюцией его мировоззрения. Кроме того, обращаясь отдельно к публицистике, эпистолярному наследию, с одной стороны, и к художественным текстам, с другой, мы предполагаем, что обе эти сферы, при всей их суверенности и уникальной специфике высвечивают друг в друге неожиданные подтексты и должны изучаться не только в свете общей мировоззренческой соотнесённости, но и в свете этих взаимных отражений.

Актуальность темы

обусловлена потребностью выявить очертания и природу феномена журнализма в уникальной философско-художественной версии Гоголя, необходимостью изучить её органическую взаимосвязь с внутренней эволюцией Гоголя как мыслителя и художника, а также увидеть, опираясь на взгляды Гоголя, новое измерение, которое внесло в культурную жизнь России журнальное движение.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые предпринята попытка детального анализа феномена журнализма в наследии Гоголя с точки зрения его целостности, системности, многогранности. Новизна обусловлена также методологически, а именно обращением к конкретным историческим фрагментам таких пограничных областей гуманитарного знания, как история литературы, история и теория журналистики, с целью выявления общих культурных измерений, взаимосвязей и взаимовлияния.

Предметом исследования явился феномен журнализма в понимании Гоголя в разные периоды его творчества.

Объектом внимания были избраны публицистические, эпистолярные, художественные тексты Гоголя, в которых прямо или косвенно обозначаются гоголевские размышления и представления о назначении журнальной работы, о ее связи с изящной словесностью.

Цель диссертационного сочинения — исследовать феномен журнализма в творчестве Гоголя с учётом природы этого феномена как универсального, целостного явления, тесно связанного с магистральной линией развития мироотношения и художнической позиции писателя.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить теоретические аспекты понятия «журнализм" — рассмотреть процесс формирования представлений Гоголя о журнализме в его публицистических выступлениях и письмах, исходя из представления о месте писателя в литературно-журнальном движении, о контексте и адресатах его высказыванийвзглянуть на процесс формирования писательской позиции с точки зрения целостности культурного феномена журнализма;

— выявить аспекты воплощения феномена журнализма в художественных текстах на проблемно-тематическом, сюжетно-композиционном, образном уровнях, а также с точки зрения полемических подтекстов и других проявлений взаимосвязи газетно-журнальной эмпирики с творческим процессом Гоголя-художника.

Методологической основой исследования служит комплексный подход, синтезирующий культурологические и собственно литературоведческие принципы. Первые предполагают объёмный семантический анализ элементов культурной системы (в данном случае русской газетно-журнальной и литературной культуры 1830−1840 годов) с привлечением историко-культурного и семиотического методов. Вторые включают в себя историко-литературный, мотивный, интертекстуальный, структурно-семиотический типы анализа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в издании и комментировании текстов Гоголя, при чтении историко-литературных, теоретико-литературных учебных курсов, а также курсов по истории и теории журналистики.

Теоретическая значимость определяется обращением к изучению природы малоосвоенного компонента культуры, что является предпосылкой для дальнейшего исследования места журнализма в общей системе русской культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Журнализм понимается нами как объективно существующий самодостаточный феномен, многофункциональное социокультурное явление. Понятие это превышает привычный семантический объём слова «журналистика», является его обобщённо-собирательным аналогом, содержит ореол универсальных ценностных смыслов, условий, явленных и потенциальных, реальных и эталонных признаков, эффектов рецепции журналистики, её влияния на общественное сознание, её функций и указывает на то новое измерение, которое вносит журналистика в жизнь социума, в развитие культуры и, в частности, в литературный ландшафт.

2. Гоголевская версия журнализма как культурного феномена стала неотъемлемой частью его творческой эволюции. Представления Гоголя о журнализме, отражённые в статьях и письмах и отличавшиеся цельностью, эволюционировали в сторону отстранённой оценки самоуглублённого мыслителя, дистанцировавшегося от текущего хода журнальной литературы и взиравшего на него с высоты напряжённых религиозно-этических исканий.

3. Системообразующим центром полемических высказываний Гоголя о журнальном движении в статьях и письмах стал факт весьма неоднозначного расслоения русской культуры на высокую и массовую, породивший различные журнально-литературные партии. Желая принадлежать к «аристократической» партии, Гоголь, тем не менее, понимал неизбежность коммерциализации литературы и стремился минимизировать её негативные последствия (монополизм, продажность, легковесность, стремление угождать невзыскательным вкусам и т. д.), выработать эталонную этику журнального дела, ибо, по его мнению, на журналистике лежит колоссальная ответственность за формирование общественных вкусов, мнений и в целом культуры.

4. В художественном мире Гоголя феномен журнализма обнаруживает себя как особый тип художественного мышления. Он вовлекается в тему обманного мира, попадает в зону демонического, враждебного человеку, христианским истинам как вполне реальный источник лжи, мнимости, словесного «тумана», по своей сути воспринимается Гоголем как наиболее соприродный трагическим парадоксам современной цивилизации феномен, отражающий мнимо кипучее движение, скрывающее неподвижность, поток ошеломляющих новостей, за которыми прячется пустота и отсутствие глубокой идеи, мнимую свободу мнений, провоцирующую вражду и разрушение.

5. Журнализм воплощается в художественных текстах Гоголя эксплицитно (как историко-культурные реалии, как проблемно-тематический комплекс, как элемент сюжета, выполняющий характеристическую функцию) и имплицитно (как полемический подтекст, как мотивы редактирования готового текста, как оригинальные приёмы, обнаруживающие отражение свойств массовой журналистики в гоголевских типажах или в самом модусе повествования).

6. Обращаясь к теме журнализма, Гоголь создаёт портрет определённого слоя читательской публики, показывая адекватность массовых изданий вкусам пошляков, сам механизм изменения сознания под воздействием газет, в частности, порождение бреда, невероятных слухов, странных поступков. Чтение газет, создающих миражные ценности, фикции, заполняющие пустоту, иногда является двигателем характерной для Гоголя-миражной интриги.

7. Атмосфера современной коммерческой журналистики становится у Гоголя своеобразным модусом повествования, включаясь в комическую семантику текста и усиливая неопределённость и проблематичность центрального события, подвергая сомнению саму его невероятность. Под воздействием слухов, толков и сплетен, химерических представлений, которые становятся одной из сильнейших пружин действия, фабула и герой начинают терять свою определённость и приобретают расплывчатые очертания, качество предположительности, множественности версий и точек зрения, что подчёркивает некое вероятностное сюжетное поле, глубину и объёмность гоголевского замысла.

Апробация научных результатов: Основные положения исследования изложены в виде докладов на научной конференции «Филология и журналистика в начале XXI века», посвященной памяти C.JI. Франка (Саратов, СГУ, 2006 г.), «Филология и журналистика в начале XXI века», посвященной 90-летию гуманитарного образования в Саратовском университете (Саратов, СГУ, 2007 г.), «Филология и журналистика в начале XXI века», посвященной 100-летию А. П. Бугаенко (Саратов, СГУ, 2008 г.), Международной научной конференции «Изменяющаяся Россия — изменяющаяся литература: художественный опыт XX — начала XXI вв.» (Саратов, СГУ, 2007 г.), «Филология и журналистика в едином научно-образовательном пространстве» (Саратов, СГУ, 2007 г.). Результаты исследования обсуждались на научном семинаре «Мир Гоголя» в СГУ под руководством проф. В. В. Прозорова. Основное содержание работы отражено в восьми публикациях.

Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из ведения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Список опубликованных работ по теме диссертации:

1. Игнатьева Е. А. Явление журнализма в оценках Н. В. Гоголя (на материале публицистики и писем) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 24 (55): Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2008. С. 152−157.

2. Игнатьева Е. А. Истоки зарождения понятия «журнализм» в русской словесности // Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика. Саратов, 2006. Вып. 9. С. 180−186. (Серия «Научные доклады»).

3. Игнатьева Е. А. Объем и специфика понятия «журнализм» в современной филологической науке // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов, 2007. Вып. 10, ч. 1−2. С. 138−141.

4. Игнатьева Е. А. Явление журнализма в эпистолярном наследии Н. В. Гоголя // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: В 3 ч. Саратов, 2008. Вып. 11, ч. 1−2. С. 202−205.

5. Игнатьева Е. А. Гоголевская программа журнализма как параллель современности // Изменяющаяся Россия — изменяющаяся литература: художественный опыт XX — начала XXI веков: Сб. науч. тр. Выпуск II. Саратов, 2008. С. 351−355.

6. Игнатьева Е. А. Роль беспринципной журналистики в повести Н. В. Гоголя «Портрет» // Альманах современной науки и образования. № 8 (15): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: В 2 ч. Тамбов, 2008. Ч. 2. С. 64−66.

7. Игнатьева Е. А. Тема журнализма в повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» // Альманах современной науки и образования. № 8 (15): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: В 2 ч. Тамбов, 2008. Ч. 2. С. 66−68.

8. Игнатьева Е. А. Художественная функция журнализма (на примере повести Н. В. Гоголя «Рим») // Альманах современной науки и образования. № 8 (15): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: В 2 ч. Тамбов, 2008. Ч. 2. С. 68−70.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое нами исследование показало, что в творческом сознании Гоголя постепенно складывалось чрезвычайно объёмное и значимое понятие журнализма, хотя само это слово не входило в лексикон писателя. Журнализм понимается нами как объективно существующий самодостаточный феномен, многофункциональное социокультурное явление. Понятие журнализма содержит ореол универсальных ценностных смыслов, условий, явленных и потенциальных признаков, эффектов рецепции журналистики, её влияния на общественное сознание, её функций и указывает на то качество или даже новое измерение, которое вносит журналистика в жизнь социума, в развитие культуры и, в частности, в литературный ландшафт. Понятие журнализм вбирает в себя как реальную, так и эталонную составляющую.

Опираясь на опыт Карамзина, издателя, редактора и автора одного из долговечных российских журналов «Вестника Европы», и особенно на опыт Пушкина, журналиста и редактора «Современника», Гоголь наиболее глубоко размышлял о современном журнализме. Он не только отразил картину формирования различных направлений журналистики 1830−1840-х годов, но и осмыслил журнализм как системный феномен, как своеобразный центр современной цивилизации.

Гоголь подходил к этому феномену изнутри, находясь в гуще журнального движения и полемики, и извне, с позиций далёкого наблюдателя, который в силу своих духовных устремлений изменил масштаб взгляда, взирал на кипение страстей с высоты религиозного просветления. Однако писатель никогда не отвергал журнализм как явление, но лишь связывал с ним общие болезни современной цивилизации, цивилизации слова и новости, но не дела и истины, а, с другой стороны, свою утопию нравственно-религиозного просветления человека как участника современной жизни.

Кроме общецивилизационного аспекта Гоголя волновал в журнализме аспект национального бытия, самосознания, национальной культуры. Гоголь связывал журнализм с западной традицией, хотя воспринимал Запад не суммарно, а избирательно, отдавая предпочтение древней европейской культуре перед европейской современностью («Рим»). Придавая массовой журналистике качество главного производителя мнимостей, фикций, пустоты, писатель считал средоточием этих явлений именно Петербург и петербургскую журналистику. В его художественном сознании произошла универсализация конкретного феномена, возведение его свойств в ранг свойств всего петербургского мира. Провинции также коснулось влияние массовой журналистики, найдя благодатную почву в страсти провинциалов к слухам, сплетням и невероятным фантазиям. Гоголь воспринимал провинциальную Русь как" неизведанное пространство, таящее в себе самые разнообразные возможности, поэтому в его поэме «Мёртвые души» художественная версия журнализма, придавая фабуле вероятностное измерение, связана не только с порождением миражей, но и с реальными возможностями русской души (слухи о Чичикове). Общие изменения в русской культуре, полагал Гоголь, это нечто, требующее изучения, познания, некая питательная среда для негативных моментов, сама по себе не являющаяся очевидным злом. Гоголь полагает, что демократизация читательской массы в Москве и Петербурге — лишь поверхностные пласты общего процесса. Русь таит в себе колоссальную «целину», не охваченную культурой.

Понятие журнализма проявлялось в творческом наследии Гоголя и прямыми высказываниями в публицистике и письмах, и как своеобразный сквозной сюжет (архисюжет) в его повестях, драматических произведениях и поэме «Мёртвые души». Все эти воплощения отличаются внутренним единством, ибо основанием их является глубинное духовное развитие писателя, его взгляд на своё предназначение и на мир. Существенная разница заключается в следующем. В публицистике и письмах Гоголь, выражая свою позицию, часто должен был учитывать хитросплетения реальных личных и творческих отношений, принципов, установок, предрассудков, взглядов адресата, редактора, издателя и т. д. Он отражал здесь реальную картину русской журналистики, в которой всё было неоднозначно и противоречиво. Элементы журнализма в художественных произведениях Гоголя подчиняются замыслу художника, художественной природе его произведения. Здесь происходит тщательная переработка всей пестроты личных и писательских мотивов обращения к данному феномену. Полемическое задание становится подводным течением текста и подчас связано с созданием новых редакций, где полемика делается более сглаженной. В художественной версии журнализма обнаруживается множество неожиданных психологических, культурологических, эстетических эффектов, которые не были охвачены взглядом Гоголя-публициста. Сам феномен как бы пронизывается всеми уровнями художественного текста (характеросложение, образная система, сюжетно-композиционная специфика, художественная игра, словесно-семантический уровень, мифопоэтика и т. д.) и претерпевает ряд метаморфоз, подчас чрезвычайно оригинальных и открывающих в художественном мире Гоголя и в его творческой лаборатории новые детали. Журнализм становится не только особой смысловой перспективой, но и особым типом творческого мышления в художественных произведениях Гоголя.

Представления Гоголя о журнализме, отражённые в статьях и письмах, отличались цельностью, последовательностью и приобретали во многих позициях характер предвидения. Эволюционировали они в сторону отстранённой оценки самоуглублённого мыслителя, дистанцировавшегося от текущего хода журнальной литературы и взирающего на него с высоты напряжённых религиозно-этических исканий.

Гоголевская версия журнализма как культурного феномена стала одним из центральных и ключевых проявлений его мировоззренческой и творческой эволюции. Она включается в череду вопросов, которые определяли путь писателя, его меняющиеся представления о своём предназначении: познавать неправедную жизнь России, погружаясь во всю её сиюминутную суету, или взирать со стороны, пытаясь просветить её светом высших религиозно-этических истинзанять определённую позицию в сфере взаимной вражды и относительности, ситуативности решений или попытаться найти себя перед лицом абсолютаучаствовать непосредственно и пристрастно в борьбе журнальных партий или возложить на журналистику миротворческую учительную функцию. Подобная дихотомия прояснилась в сознании Гоголя в 1840-е годы, в период для него переломный и во многом переходный. Во всяком случае, Гоголь в конце 1840-х годов начал говорить о возвращении к России, к современности, но уже после внутреннего обновления.

Журнализм воспринимался Гоголем как совокупность неких свойств современной культуры, которые с одинаковым успехом могут характеризовать лицо периодического издания, личность самих журналистов, вообще современные русские типажи. Это своеобразное культурно-психологическое измерение русской жизни, генетически связанное, по мнению Гоголя, с главным, системным противоречием современной культуры. Таким системообразующим центром полемических высказываний Гоголя о журнальном движении в статьях и письмах стал факт весьма неоднозначного расслоения русской культуры на высокую и массовую, породивший различные журнально-литературные партии.

Процесс демократизации не был ни однозначно негативным, ни однозначно позитивным. Он был проблемным, ибо расширение круга читателей сопровождалось торжеством «торгового» направления литературы. Желая принадлежать к «аристократической» партии, Гоголь тем не менее понимал неизбежность коммерциализации литературы и стремился минимизировать её негативные последствия (монополизм, продажность, легковесность, стремление угождать невзыскательным вкусам и т. д.), выработать эталонную этику журнального дела, ибо, по его мнению, на журналистике лежит колоссальная ответственность за формирование общественных вкусов, мнений и в целом культуры. Он был беспощаден и одновременно аналитичен, создавая образ коммерческой массовой или официозной журналистики и воплощая эффекты её влияния на столичную и провинциальную публику. При этом писатель понимал, что превращение литературы в товар неизбежно и не разделял стенаний журналистов-романтиков, а предлагал, помня о коммерческой стороне дела, не жертвовать этическими и эстетическими принципами.

Нечистоплотность конкретных журналистов — вещь для Гоголя очевидная, однако журнальная литература в целом, с его точки зрения, отражает многоголосие мнений, оценок и устремлений современного человека и даёт писателю такого типа, как он, богатейший материал, обеспечивает обратную связь в необходимой коммуникации писателя с современным читателем. Журналистика погружает писателя в толщу пёстрой жизни, становится своеобразной прививкой от предвзятости и умозрительных схем. Это своего рода особая этика и одновременно эстетика, отмеченная целомудрием творца, пытающегося пропитаться потоком жизни, не обработанным эстетически и безграничным по своей широте, полноте и многообразию.

В художественном мире Гоголя журнализм сохраняет некую рациональную, немистическую суть, но при этом вовлекается в тему обманного мира, попадает в зону демонического, враждебного человеку, христианским истинам как вполне реальный источник лжи, мнимости, словесного «тумана». Журнализм полон мнимого движения, скрывающего неподвижность, он представляет собой поток ошеломляющих новостей, за которыми прячется пустота и отсутствие глубокой идеи, мнимую свободу мнений, провоцирующую вражду и разрушение.

Эксплицитное присутствие феномена журнализма в художественных текстах Гоголя может выражаться в инкорпорировании соответствующих реалий в вымышленный мир произведения, где они могут выполнять роль характеристики персонажа или культурной среды (Поприщин как любитель «Северной пчелы», пассаж о любителях Булгарина, Пушкина и Греча в «Невском проспекте»), роль сюжетно-композиционного элемента (посещение газетной экспедиции в «Носе»). В любом случае эти элементы вводят в текст вымышленную реальность, которая делает мир произведения более объёмным и создаёт эффект множества отражений событийного мира персонажей в «кривых зеркалах» газет и журналов и наоборот. ч.

Обращаясь к теме журнализма, Гоголь показывает сам механизм изменения сознания под воздействием газет, в частности, порождение бреда, невероятных слухов, странных поступков (например, в «Записках сумасшедшего»). Чтение газет, создающих миражные ценности, фикции, заполняющие пустоту, иногда является двигателем характерной для Гоголя миражной интриги.

Журнализм может присутствовать имплицитно, например, как полемический подтекст, как мотивы редактирования готового текста в творческой истории, как оригинальные приёмы, обнаруживающие отражение свойств массовой журналистики в гоголевских типажах или в самом модусе повествования, наконец, как источник творческой переработки, т. е. генезис тех или иных элементов текста.

Полемическое задание, понимаемое широко, может стать универсальным фактором, выстраивающим различные элементы текста, в том числе и элементы журнализма. Так происходит, например, в повести «Портрет». Взгляды Гоголя на трагические парадоксы современной культуры имеют ту же природу, что и его взгляды на журнализм, поэтому эпизод с журналом, создавшим репутацию Чарткову из пустоты и циничного словоизвержения, не только играет ключевую роль в сюжетной логике как второй искуситель героя, но и включается в целостный архисюжет журнализма.

Обращение к нескольким эпизодам творческой истории текстов Гоголя заставляет думать, что он сознательно снимал остроту скрытой журнальной полемики не только потому, что она переставала быть актуальной, но и в силу собственной писательской эволюции, изменения масштабов видения.

Наиболее интересным аспектом темы, требующим специального углублённого исследования и составляющим перспективу данной работы, является связь художественных текстов Гоголя и современной ему журналистики, которая подчас становится для писателя источником материала (сюжетов, образов, поворотов мысли, например, связанных с телесным обликом человека), образцом для исканий в области жанра, предметом многослойной метафоризации фактов, взятых из этой сферы. Характер гоголевской художественной переработки газетно-журнальной смеси с её анекдотами, фельетонами, шутовскими панегириками, невероятными сообщениями и прочими осколками журнализма отнюдь не всегда носит пародийный характер. Гоголь усматривает в этих формах отражение самой сути современной жизни, в которой алогизм пустопорожнего словотворчества соответствует алогизму мнимого существования. Многозначность, символические обертоны, гротеск и абсурд преображают эти элементы в русле конкретного замысла, его глубинного подтекста, нравственно-эстетических исканий писателя. То, что в петербургской журналистике остаётся в пределах анекдота, молвы, развлекательной экзотики, превращается под пером Гоголя в некий знак, который получает статус ключа к самой сути современной действительности, впитывающей и свойства массовой журналистики, падкой на молву, анекдотические случаи, редкости, уродливые исключения.

Оригинальным приёмом, также отражающим скрытую связь художественного творчества и современной журналистики, является использование характеристики периодического издания для создания характера персонажа (Чертокуцкий, Хлестаков, Манилов). Происходит своеобразная персонификация культурного явления, его превращение в персону.

Атмосфера современной коммерческой журналистики становится у Гоголя своеобразным модусом повествования, включаясь в комическую семантику текста и усиливая неопределённость и проблематичность центрального события, подвергая сомнению саму его невероятность, несусветность. Под воздействием слухов, толков и сплетен, химерических представлений, которые становятся одной из сильнейших пружин действия, фабула и герой как бы начинают терять свою определённость и приобретает расплывчатые очертания, качество предположительности, множественности версий и точек зрения, что подчёркивает некое вероятностное сюжетное поле, глубину и объёмность гоголевского замысла. В «Мёртвых душах», например, образ главного героя благодаря этому приёму становится на время семантически прозрачным, выполняет функцию конденсации потенциальных черт национального характера.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что журнализм представляет собой в мире Гоголя некое смысловое поле, ядром которого являются реалии современной писателю журналистики, а тесно связанной с центром периферией — многообразные эффекты, производимые журнализмом, в сознании людей, в самой атмосфере жизни, в её глубинном смысле.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. М.- Л., 1937−1952.
  2. Н.В. Собр. соч.: В 9 т. Т.9. М., 1994.
  3. Н.В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 4. М., 1977. П.
  4. П.В. Воспоминания и критические очерки. Собр. ст. и заметок. 1849−1868 гг. СПб, 1877.
  5. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  6. В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. Т. 6. М., 1955.
  7. А. Мастерство Гоголя: Исследование. М., 1996.
  8. В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. Л., 1965.
  9. Библиотека для чтения. 1836. Т. 10, 12, 15. П. Благой Д. Д. Гоголь-критик // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т. 2. М., 1973. 387.
  10. В.Э. Журнал «Современник» 1847−1866: Указатель содержания. М., 1959.
  11. П.Е. Об одной евангельской параллели к «Шинели» Гоголя (К проблеме внетекстовых факторов смыслообразования в повествовательной прозе) // Бухаркин П. Е. Риторика и смысл: Очерки. СПб., 2001.
  12. В.Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». М., 1986.
  13. А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. Писатель-гражданин Гоголь. СПб, 1913.
  14. В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинников свидетельств современников. М., 1990.
  15. В.В. Соч.: В 4 т. Т. 3. (Гоголь в жизни). М., 1990.
  16. В.В. Этюды о стиле Гоголя. Л., 1926.
  17. И.А. Гоголь — художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания: К 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. М., 2000.
  18. И.Л. Гоголь и его комедии. М., 1976. ЗО. Войтоловская Э. Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарии. Л., 1971. 31. Воропаев В. А. Гоголь и монашество: О духовной биографии писателя. // Лепта. 1993. № 2. 123−143.
  19. В.А. Гоголь над страницами духовных книг: Научно- популярные очерки. М., 2002.
  20. В.А. Над чем смеялся Гоголь: О духовном смысле комедии «Ревизор» // Русская словесность. 1998. № 4. 6−12.
  21. В.В. Журналистика: Учебник. 4-е изд. СПб., 2002.
  22. Т. Виды фантастического в творчестве Гоголя // Учён. зап. филол. фак. (Киргиз, ун-т). 1958. Вып. 5. 125−132.
  23. А.Х. Архетипы в поэтике Гоголя. Волгоград, 2007.
  24. Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952.
  25. Гоголь и современность: Творческое наследие писателя в движении эпох. Киев, 1983.
  26. ГогольН.В. Избранные статьи. М, 1980.
  27. Н.В. Материалы и исследования. М.- Л., 1936.
  28. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом аспекте. СПб., 1997.
  29. А. Творчество Н. В. Гоголя и традиции учительной культуры. СПб., 1992.
  30. И.М. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Ростов н/Д., 1968. Гуковский Г. А. Реализм Н.В. Гоголя М.- Л., 1959.
  31. Г. А. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Л., 1948. 98−117. Отд. отт. Из Вестника Ленингр. ун-та. № 3.
  32. Гус М. С. Гоголь и николаевская Россия. М., 1957.
  33. Гус М. С. Живая Россия и «Мёртвые души». М., 1981.
  34. О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Владивосток, 1986.
  35. Е.С. Искусство детали: Наблюдения и анализ: О творчестве Гоголя и Чехова. Л., 1975.
  36. A.M. Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Л., 1959.
  37. А. Гоголь как духовный писатель: Опыт нового прочтения «Петербургских повестей» // Искусствознание. 1998. № 1. 391−427.
  38. И.В. «Мёртвые души» и жанр плутовского романа // Изв. АН СССР. 1978. Т. 37. № 1. 31−36.
  39. Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя: Искусство повествования. М., 1987.
  40. В.В. Гений Гоголя. М., 1959.
  41. .И. История русской журналистики (1703−1917): Учеб.-метод. комплекс. 2-е изд. М., 2001.
  42. .И. История русской журналистики XIX века. М., 1989.
  43. И. Выбранные места из переписки с персонажами «Театрального разъезда»: О творческой раме Н. В. Гоголя. // Грани. 1992. № 163. 117−141.
  44. Жук А. А. Сатира натуральной школы. Саратов, 1979. бб. Журналист и информация / Под ред. Г. Корконосенко. СПб., 1994.
  45. Журналистская информация как фактор социальной детерминации // http: www.skorp.ru
  46. В.М. Журналистское мастерство М., 1981. 69.3еньковский В.В. Н. В. Гоголь. СПб., 1994. 70.3олотусский И.П. «Записки сумасшедшего» и «Северная пчела». К истории создания повести Н. В. Гоголя. // Изв. АН СССР. 1976. Т. 35. №
  47. -154. 71.3олотусский И. П. Гоголь. М., 2005. 72.3олотусский И. П. Час выбора. М., 1976.
  48. Г. В. Повесть Гоголя «Записки сумасшедшего»: (Жанр. Сюжет. Помешательство и прозрение героя) // Вестн. Ленингр. ун-та. 1979. № 8. Вып. 2. 47−54.
  49. Д.П. К гоголевской типологии характеров: «Галерея помещиков» в первом томе «Мёртвых душ» // Русская словесность. 1997. № 6. 11−14.
  50. История русской журналистики XVII — XIX веков / Под ред. проф. Л. П. Громовой. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 2005.
  51. История русской журналистики XVIII — XIX веков: Учебник / Под ред. А. В. Западова. М., 1973.
  52. История русской журналистики: Хрестоматия / Сост. Б. И. Есин. М., 1991.
  53. В.В. Гоголь и его письма. М., 1902.
  54. В.В. Заметки о Гоголе // Голос минувшего. 1913. № 9. 236.
  55. В.В. Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников и переписке. М., 1909.
  56. Ф.З. Некоторые особенности реализма Н.В. Гоголя. (О соотношении реалистического и романтического начал в эстетике и творчестве писателя). Томск, 1962.
  57. Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: Биографические очерки. Челябинск, 1997.
  58. А.И. Опыт хронологической канвы к биографии Н.В. Гоголя. М., 1902.
  59. А.И. Сомнения и противоречия в биографии Гоголя (Комментарий к биографической канве). СПб., 1902.
  60. Г. Основы журналистики: Учебник. М., 2002.
  61. А. Зачем уезжал Гоголь из Петербурга в 1829 году? // Нева. 1993. № 4. 284−287.
  62. В.Ш. О смысле повести Гоголя «Рим» // Изв. РАН. 2001. Т. 60, № 6. 14−26.
  63. В.Ш. Повести Гоголя. Пространство смысла: Монография. Самара, 2006.
  64. Н.Е. Н.В. Гоголь. Исследования и материалы. Киев, 1992.
  65. П.А. Опыт биографии Н.В. Гоголя. СПб, 1854.
  66. Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
  67. Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. Л., 1981.
  68. Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
  69. Ю.М. О Хлестакове // Учён. зап. Тарт. ун-та. 1975. Вып. 369. 19−53.
  70. Лотто, Чезаре де Лествица «Шинели» // Вопросы философии. 1993. № 8. 58−84.
  71. Лурье К портрету Ковалёва, или Гоголь-Моголь: О повести Н. В. Гоголя «Нос». // Звезда. 1995. № 5. 213−217.
  72. Г. П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.
  73. М. По страницам дневников и писем А.И. Тургенева // Прометей. М., 1975. № 10. 383. ПО. Манн Ю. В. В поисках живой души: «Мёртвые души»: Писатель — критика — читатель. М., 1987.
  74. Ю.В. Гоголь: Труды и дни. 1809−1845. М., 2004.
  75. Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». М., 1966.
  76. Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1978.
  77. Ю.В. Пушкин и Гоголь в 1836 году: была ли ссора? // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. М., 2001. Вып. 7.
  78. В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30 — 50-е годы). Л., 1982.
  79. В.М. Петербургские повести Н.В.Гоголя. Л., 1989.
  80. Т.В. Бунт потрясённой души: О стиле «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя // Филологические науки. 1993. № 4. 10−23.
  81. Машинский С И. «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. М., 1978.
  82. Машинский С И. Художественный мир Н. В. Гоголя. М., 1979. 122- Михайлова Н. И. О возможных источниках эпизода с носом в «Невском проспекте» Гоголя // Изв. РАН. 2005. Т 64. № 4. 66−67.
  83. Д. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя в оценке святителя Игнатия (Брянчанинова) // Лепта. 1994. № 21. 227−230.
  84. Московский наблюдатель. 1836. Ч. 8. Кн. 1.
  85. К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995.
  86. А.С. О названиях повестей Гоголя // Русская речь. 1979. № 2. С 33−37.
  87. Д.П. Сатира Гоголя. М., 1984.
  88. Основы творческой деятельности / Под ред. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
  89. Основные понятия теории журналистики / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1993.
  90. Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950- 1965.
  91. А. Философские притчи Гоголя. Петербургские повести. М., 1997.
  92. В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследование. М., 1982.
  93. Н.К. Драматургия Гоголя // Вестник Лениградского ун-та. 1952. № 3. 6−16.
  94. Т.Ф. А.С. Пушкин и Н. В. Гоголь в журнале «Современник» // Вестн. Моск. ун-та. 1974. № 3. 25−31.
  95. Е.И. Гоголь об «Истинно общественной» комедии. Л., 1959.
  96. В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов, 2004.
  97. В.В. «Ревизор» Гоголя, комедия в пяти действиях. Саратов, 1996.
  98. В.В. Смысл заглавия поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» //Науч. докл. высш. школы. Филол. науки. 1987. № 1. 23−27.
  99. В .Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.
  100. Профессиональная этика журналистов: В 2 т. Т. 1.: Документы и справочные материалы. М., 1999.
  101. Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник. 5-е изд., испр. и доп. М., 2003.
  102. А.С. Поли. собр. соч.: В 16 т. Т. 3. Л., 1937.
  103. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. М., 1974.
  104. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Статьи и материалы. М., 1952.
  105. А.Н. Гоголь // Вестник Европы. 1895. Т. VI. 692−737.
  106. Ю. Журнализм // Компьютера / http://www.computerra.ru/
  107. Русская журналистика XVIII—XIX вв.: (Из истории жанров). Л., 1969.
  108. Русская журналистика XVIH-XIX вв.: Тексты. М., 1986.
  109. Русская журналистика в документах. История надзора / Под ред. Б. И. Есина, Я. Н. Засурского. М., 2003.
  110. .Я. О главном герое поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» // Изв. Сев.-Кавк. науч. центра высш. школы. 1974. № 4. 81−86.
  111. Л.Г. Профессия: журналист. М., 2003.
  112. Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
  113. Северная пчела. 1845. № 43 (22 февраля).
  114. Н. Иван Андреевич Хлестаков и другие: О пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». //Звезда. 1984. № 4. 172−176.
  115. Словоуказатель к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Тверь, 1990.
  116. А.Е. Блестящий променад: По страницам повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». // Звезда. 1996. № 3. 224−235.
  117. Е.А. Общественная и политическая позиция Гоголя в последнее десятилетие его жизни // Освободительное движение в России. 1975. Вып 4. 44−61.
  118. Е.А. Поэма Гоголя «Мёртвые души» Л., 1987.
  119. Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989.
  120. Смирнова-Россет А. О. Воспоминания. Письма. М., 1990.
  121. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Комментарий. Л., 1974.
  122. Н.Л. Гоголь. М., 1961.
  123. Н.Л. Искусство Гоголя-драматурга. М., 1964.
  124. И., Бочаров Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002.
  125. Д.Е. Из истории русского классического романа. Пушкин. Лермонтов. Гоголь М.- Л., 1961.
  126. А. Развесистая клюква про радикализм, или Как важно стать бульварным // http: www.panorama.ru
  127. А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.
  128. А. О «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя // Русская словесность. 2006. № 2. 10−17.
  129. Н. Арабеск или апокалипсис // Юность. 2000. № 7/8. 76- 81.
  130. Хрестоматия по истории русской журналистики ХГХ века. М., 1969.
  131. Т.К. Аспекты воплощения «национальной идеи» в «Повести о капитане Копейкине» как художественном центре «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2005. № 1. 50−54.
  132. В.Т. Н.В. Гоголь в «Журнале Народного Просвещения» // Гоголь и Общество любителей российской словесности. М., 2005. 295−299.
  133. Т.Г. Принципы художественного изображения жизни в «Петербургских повестях» Гоголя // Учён. зап. (Азербайдж. ун-т). 1958. № 1. 109−120.
  134. В.И. Материалы к биографии Н. В. Гоголя: В 4 т. М., 1892- 1895.
  135. В.И. Ученические годы Гоголя. Биографические заметки. М., 1887.
  136. В.И. Указатель к письмам Гоголя, заключающий в себе объяснение инициалов и других сокращений в изданиях Кулиша. М., 1888.
  137. М.И. Эволюция гротеска в петербургских повестях Н.В. Гоголя // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Философия. 1971. № 4. 16−25. Ш .
  138. К. К библиографии материалов о Гоголе. СПб., 1912.
  139. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М., 1975
  140. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1995.
  141. И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари. 2-е изд. М., 1955.
  142. Русская периодическая печать. 1703−1900 гг. / Сост. Н. М. Лисовский. Пг., 1915.
  143. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно / Сост. А. В. Мезьер. СПб., 1899−1902.
  144. Русские писатели. 1800−1917: Биографический словарь. М., 1989- 2007. Т. 1−5. (Изд. продолжается).
  145. Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь: В 2. Ч.
  146. .В. Гоголь: Энциклопедия. М., 2003.
  147. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. И. Ушакова. Т.1.М., 1996.
  148. Энциклопедический словарь / Издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1899.
  149. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов // http: www.slovarnik.ru J
Заполнить форму текущей работой