Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л.Н. Андреева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерпретация явления безумия в драматургии Андреева проходит своеобразную эволюцию. В 1900;е годы данная тема связана с взглядами драматурга на острые социальные и религиозные проблемы современного общества: революция, конфликт интеллигенции и народа, духовные искания. Сумасшествие становится результатом столкновения романтического восприятия революции и осознания трагической предопределенности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XIX ВЕКА КАК ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Л.Н. АНДРЕЕВА В РАЗРАБОТКЕ ТЕМЫ БЕЗУМИЯ
    • 1. 1. Особенности художественного воплощения феномена безумия в отечественной литературе 1810−1830-х годов
    • 1. 2. Репрезентация темы безумия в контексте проблемы счастья
    • 1. 3. Своеобразие решения проблемы безумия в рамках социального аспекта
    • 1. 4. Тема сумасшествия и проблема психологизма
  • ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕМЫ БЕЗУМИЯ В ПРОЗЕ Л.Н. АДРЕЕВА
    • 2. 1. Репрезентация темы безумия в ранней прозе 1890-х годов
    • 2. 2. Разностороннее изображение темы сумасшествия в прозе 1900-х годов
    • 2. 3. Особенности развития темы безумия в произведениях 1910-х годов
  • ГЛАВА III. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗУМИЯ В ДРАМАТУРГИИ Л.Н. АНДРЕЕВА
    • 3. 1. Тема безумия в контексте социально-философской проблематики в пьесах 1900-х годов
    • 3. 2. Специфика отражения темы сумасшествия в драмах 1910-х годов

Художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л.Н. Андреева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обзор научно-исследовательской литературы, посвященной репрезентации феномена безумия в творчестве Андреева, подтверждает значимость, важность, актуальность обращения к указанной теме. Однако указанный феномен рассматривается исследователями избирательно, на примере отдельных произведений, что не дает представления о нем как о целостной системе, отмеченной и проходящей своеобразную эволюцию на всех этапах творческого пути писателя. Свою задачу мы видим в восполнении данного пробела в современном андрееведении — в целостном изучении данной проблемы на материале прозы и драматургии Андреева.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации представлено целостное описание художественного воплощения феномена безумия в творчестве Л. Андреева (с 1892 по 1919 годы). Результаты исследования данного явления в художественной системе Л. Андреева, своеобразие его воплощения впервые представлены в диссертации в сопоставлении с опытом писателей XIX века и современников.

Целью диссертации является исследование и описание особенностей художественного воплощения феномена безумия в прозе и драматургии Л. Андреева в сопоставлении с произведениями писателей-предшественников и современников. В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи исследования:

— проследить своеобразие интерпретации темы безумия в отечественной литературе XIX столетия и рубежа Х1Х-ХХ веков;

— рассмотреть развитие феномена безумия в прозе и драматургии Л. Андреева на всех этапах творческого пути;

— провести сопоставительный анализ произведений Л. Андреева и писателей-предшественников и современников, что позволит раскрыть новаторство Л. Андреева в репрезентации темы безумия.

Методология диссертационной работы является комплексной и включает в себя методы историко-литературного и сравнительно-сопоставительного анализа.

Основной акцент в диссертационном исследовании сделан на работах литературоведческого характера, отражающих особенности поэтики и историю репрезентации темы безумия в отечественной и зарубежной литературе — в данном контексте мы отметим труды Ю. И. Айхенвальда, М. М. Бахтина, В. Е. Багно, А. Н. Веселовского, В. В. Виноградова, Г. А. Гуковского, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Р. Г. Назирова, В .Я. Проппа, Л. А. Сапченко, В. Н. Топорова, Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума, Л. Федер, И. Поспишила. Также отметим значимость работ, посвященных феноменам юродства и шутовства (А.М. Панченко, В. В. Иванов, С. А. Иванова, Е. Г. Кабакова, А. В. Подчиненов, И.В. Мотеюнайте). В работах литературоведов подчеркивается не только специфика отражения феномена безумия в художественной литературе (изображение психической болезни, «безумие» или болезнь мира, пограничные состояния человеческой психики, социальное осмысление проблемы, связь с религиозной культурой), но и характер восприятия данной темы в различные временные эпохи в России (юродство в эпоху Древней Руси, составляющие комплекса романтического мифа о безумии в началеХЕХ века, «мода» на безумие, новый тип героя-безумца эпохи рубежа Х1Х-ХХ столетий).

Отдельно отметим диссертационные исследования JI.K. Антощук55, A.B. Селезневой56, О. В. Иоскевич и О.Ю. Бондаренко57, посвященные развитию темы безумия в отечественной и зарубежной литературе. Историко-литературный и компаративистский методы, используемые в работах исследователей, мы полагаем, являются наиболее подходящими для анализа указанной темы. Отдельно отметим исследование М.А. Зиминой58, в котором художественная литература рассматривается в контексте истории психиатрии, однако подчеркнем, что в нашей диссертационной работе не используется психоаналитический метод (мы не пытаемся определить у героев художественных произведений тип психического расстройства, их психотипы или творчества какого-либо писателя) — главенствующим для нас является литературоведческий аспект феномена безумия, особенности репрезентации темы безумия в художественном тексте. В данном контексте мы придерживаемся точки зрения О. Ю. Бондаренко, подчеркивающей, что художественный образ безумца не тождественен настоящему человеку, страдающему психическим расстройством: «Язык безумца от литературы есть язык литературы, а не язык безумия как такового"59. Данная точка зрения отмечена в статье специалистов-психиатров60, посвященной мифу о безумии и его отражению в художественной литературе (неспециалистами в области психиатрии), различным типам героя-безумца («устрашающий» или «утонченный» сумасшедший, симулянт, мистический безумец, чудак). К вопросу о междисциплинарном подходе к изучению поставленной темы.

55 Антощук Л. К. Концепция и поэтика безумия в русской литературе и культуре 20- 30-х гг. XIX в.: автореф. дис. канд. филолог. наук / Л. К. Антощук. — Томск: Томск.гос. ун-т, 1996. — 18 с.

56 Селезнева A.B. Эстетика безумия в традиции русского романтизма: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.04 — СПб., 2005. -152 с.

Бондаренко О. Ю. Антиномия «мудрость — безумие» в контркультуре США 1950;1960;х гг.: автореферат дис. кандидата культурологии: 24.00.01 / Бондаренко Ольга Юрьевна- [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. — Москва, 2009. 24 с.

58 Зимина М. А. Дискурс безумия в исторической динамике русской литературы от романтизма к реализму: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01 — Барнаул, 2007. —191 с.

59 Там же. — С. 22.

60 Скорик А. И. Психиатрические мифы. Сообщение 1 / А. И. Скорик, А. П. Коцюбинский, Н. С. Шейнина, И. О. Аксенова, Т. А. Аристова, Н. А. Пенчул, Б. Г. Бутома // Социальная и клиническая психиатрия. — М.: Российское общество психиатров, 2010. -№ 1. — С. 64−69.

18 добавим, что определенную ценность для нашего исследования представляют работы, посвященные патографическому дискурсу отечественной культуры ХУШ-Х1Х веков (представления о различных болезнях, врачебном деле, отраженные в художественных текстах), что отмечено в трудах К. А. Богданова, И. Е. Сироткиной, В. Ф. Чижа, А. Клейнмана.

Многогранность философского аспекта феномена безумия подчеркивается в трудах Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Р. Крафт-Эбинга, Ф. Ницше, Н. В. Вавулина, В. В. Евреинова, М. Фуко, В. П. Руднева, М. Н. Эпштейна, А. Г. Дугина и других (особо отметим сборник статей «Семиотика безумия» под редакцией Норы Букс). В диалоге «Федр» Платон61 с одной стороны размышляет о различных видах помешательства (религиозное, творческое, пророческое), с другой — подчеркивает двойственность природы человека, определяющей «два безумия» (негативно воспринимаемое неистовство и любовное безумие). О связи творческого начала и безумия писал В. В. Евреинов. А. Шопенгауэр в трактате «Мир как воля и представление» (Дополнение к третьей книге — «О безумии») объясняет развитие душевной болезни тем, что «воля периодически совершенно уклоняется здесь от господства и руководства со стороны интеллекта, а с ним и мотивов, отчего она и выступает в качестве слепой, неукротимой, разрушительной силы природы». В философской системе Ф. Ницше безумие (как критическое осмысление культа Разума) становится атрибутом «сверхчеловека». Для Фуко, равно как и для других структуралистов и постструктуралистов, было значимым соотнесение понятия «безумие» с категорией «чужого, иного». Внешний аспект «инаковости» соотносится с понятием социального безумия — нарушение.

61 Платон. Федр: [Беседы с Сократом] / ПлатонПеревод А. Н. ЕгуноваРед. греч. и рус. текстов, вступ. ст., [с. УШ-ЬХУ1], коммент., хронология, индексы имен и наиболее употреб. терминов Ю. А. Шичалина. — М.: Прогресс, 1989. 130 с.

62 Шопенгауэр А. Собр. соч. в 6 т.Т.2: Мир как воля и представление / Пер. с нем.- Под ред. А. Чанышева. — М.: ТЕРРА—Книжный клубРеспублика, 2001. — С. 337.

19 человеком принятых в обществе норм, выход за их границы. Внутренний аспект связан с присутствием в человеке «другого» внутреннего «я», связанного с потенциальной возможностью нарушения определенных категорий нормы — моральной, социальной, психической. М. Н. Эпштейн пишет, что «безумие — это не отсутствие разума, а его потеря, т. е. третье, послеразумное состояние личности. В природе есть беззвучие, тишина, но молчание свойственно лишь говорящим <.> Безумие примерно так относится к уму, как молчание — к речи"63.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен безумия занимает значимое место в художественной системе Л. Андреева и развивается на протяжении всего творческого пути писателя.

2. В творчестве Л. Андреева прослеживаются две взаимосвязанные категории: «безумие мира» и безумие личности. Первая категория отражает комплекс проблем онтологического и философского характера: кризис рационалистической мысли, абсурдность мироустройства, наличие войн и смертных казней, «овеществленный» мир, где человек утрачивает свое личное «я». Безумие личности в произведениях Л. Андреева является реакцией на дисгармонию окружающей действительности или следствием острого внутреннего конфликта;

3. Новаторство писателя в художественном выражении феномена безумия заключается в том, что автор рассматривает сумасшествие в контексте «умственных эпидемий» рубежа Х1Х-ХХ вековобращаясь к метафоре «дом — душа человека», создает картину расщепления сознанияобращается к мотиву эксперимента человека над собственным.

63 Эпштейн М. Н. Методы безумия и безумие метода // Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. — М.: НЛО, 2004.-С. 512. сознаниемразносторонне осмысляет феномен безумия в контексте оппозиции «хаос — космос»;

4. Интерес к явлению безумия прослеживается уже в раннем творчестве Л. Андреева периода 1890-х годов. Писатель акцентирует внимание на двойственной природе человеческой души, интерпретирует явление безумия в социально-философском аспекте, представляет «безумие мира» как символ человеческих пороков, обращается к феномену юродстваодним из центральных образов в творчестве Л. Андреева становится образ сумасшедшего дома, который писатель создает, опираясь на опыт писателей XIX века (А.И. Герцен, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Э. По). Указанный образ становится прообразом мироустройства, пространством прозрения героев, рассматривается в контексте вопроса о границе между безумием и нормой. Объектом исследования является художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л. Андреева. Предметом исследования послужили наиболее репрезентативные в аспекте обозначенной темы произведения Л. Андреева, воспоминания о писателе, его дневники.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенная в диссертации концепция художественного воплощения феномена безумия в наследии Л. Андреева позволяет расширить научное знание о художественном мире писателя и его эстетических принципах, скорректировать представление о месте мотива безумия в творчестве Л. Андреева в контексте литературного процесса. Результаты сравнительного анализа произведений Л. Андреева, его предшественников и современников могут послужить основанием для дальнейших научных исследований.

Практическая ценность работы заключается в том, что основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам отечественной литературы периода рубежа Х1Х-ХХ столетий и, в частности, творчества Л. Андреева, а также в ходе дальнейшей разработки концепции истории развития русской литературы XX века.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на соответствующие параграфы, заключения и библиографии, включающей 362 наименование. Общий объем работы составляет 243 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, феномен безумия занимает значимое место в художественной системе Леонида Андреева и развивается на протяжении всего творческого пути. Наряду с писателями-современниками (М.П. Арцыбашев, З. Н. Гиппиус, М. Горький, А. Белый, A.A. Блок, В. Я. Брюсов, М. Горький, А. И. Куприн, С. Н. Сергеев — Ценский, Ф. Сологуб и другими), Андреев становится одним из наиболее ярких выразителей явления безумия в отечественной литературе рубежа XIX-XX столетий.

Начиная с ранних произведений 1890-х годов, прослеживается авторский интерес к двойственности природы человека, особенностям сознания и его реакции на необъяснимые явления, к интерпретации темы помешательства в социальном аспекте. Начинающий писатель обращается к философским течениям западноевропейских философов, представляет образ мирового безумия как символ человеческого порока, связывает его с «умственными эпидемиями», обращается к феномену юродства.

В прозе Андреева периода 1900;х годов явление сумасшествия получает различную интерпретацию: как возможный итог трагедии индивидуального сознания (конфликт разума и совести, влияние умственных эпидемий", онтологическая проблема одиночества, реакция на несовершенство мирарассмотрение проблемы в контексте «петербургского безумия») — осмысляется как проблема зыбкости границ между нормой и безумием, как действительная патология психики человека и особенность поведения человеческой массыкак возможная характеристика эсхатологического мироощущения, предчувствия катастрофысоотносится с феноменом юродства и юродствованиявоспринимается автором как проявления «изнаночного» мира (безумие как иная форма сознания, сумасшедший дом как прообраз системы мироустройства, лжеучение как философская система). «Безумие мира» писатель видит в наличии войн и.

206 смертных казней, критическом осмыслении общественных норм, в «овеществленном» мире, где на место человека становится кукла-марионетка, жизнь замещается механизмом.

Интерпретация явления безумия в драматургии Андреева проходит своеобразную эволюцию. В 1900;е годы данная тема связана с взглядами драматурга на острые социальные и религиозные проблемы современного общества: революция, конфликт интеллигенции и народа, духовные искания. Сумасшествие становится результатом столкновения романтического восприятия революции и осознания трагической предопределенности жизни человека. Андреев обращает внимание на различные попытки преодоления абсурдности бытия, граничащие с помешательством: радикальное уничтожение «мировой болезни», восприятие смерти как «пробуждения» от сна жизни, религиозное безумие. В драматургии периода конца 1900;х Андреев обращается к проблеме трагической ограниченности человеческого разума. Символами мировой дисгармонии драматург избирает «безумный танец» и «лживую музыку" — сумасшествие становится наказанием за мнимое искусство). В творчестве писателя обнаруживается постепенный переход от социальной проблематики к конфликту сознания отдельной личности. Обращаясь к метафоре «дом — душа человека», писатель показывает ситуацию безумия как борьбу светлого и темного начал во внутреннем мире героя.

В произведениях Андреева 1910;х годов тема безумия продолжает свое развитие. Состояние помешательства, по мысли писателя, становится результатом роковых обстоятельств или таинственных сил, которых человеческий разум оказывается не в состоянии познать. Однако необъяснимым оказывается и сам человек, внутренняя природа которого является вместилищем рационального и иррационального. Безумие человека может носить и положительный (самопожертвование), и отрицательный характер (участие в войне, уничтожение мира). Неизменным остается отношение Андреева к безумию войны, что равно подчеркивается в художественных и публицистических произведениях писателя. Специфика интерпретации феномена безумия в драматургии Андреева 1910;х годов связана с особенностями теории «театра панпсихе». Создавая тип интеллектуальной драмы, автор акцентирует внимание на развитии внутреннего конфликта личности, одним из проявлений которого становится утрата рассудка. Андреев использует мотивы двойничества и театральности, обращается к теме «петербургского безумия» и разыгрываемому помешательству (юродству), соотносит сумасшествие с духовной смертью персонажей и онтологической проблемой одиночества. Герой-безумец в произведениях 1910;х годов может быть связан с проблемой «творческой одержимости», быть символом, «душой» народа порабощенной страны.

Обращаясь к опыту классиков XIX века (А.С.Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев, А. И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, В. М. Гаршин, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, Э. По, Э. Золя и другие), Андреев соотносит безумие с темами религиозного и романтического помешательства, обращается к сюжету писателей-романтиков о побеге безумца на лоно природы, прибегает к эпистолярному жанру, стремясь показать безумие не в качестве итога заболевания, а как продолжительный процесс, связывает с образом дома, мотивами смеха, смерти, двойничества, преступления и наказания, симуляции безумия и другими. Отдельного внимания в прозе писателя заслуживают образы юродивых и юродствующих. Ориентируясь на опыт классиков литературы XIX века, писатель стремился не только к изображению древнерусских юродивых, но и уделял внимание специфике данного образа (сокрытию святости, разыгрываемому безумию, обличительству, проявлению «юродского жеста»). Герои произведений Андреева, уподобляясь в поведении юродивым, выступают против лицемерия и экзистенциального неустройства миранесмотря на внешний вид и поведение, они оказываются в духовном смысле выше окружающих, что соответствует традиции подвига Христа ради.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Раздел 1. Тексты
  2. В. Л. Детство. М.: Советский писатель, 1966. — 276 с.
  3. Л. Н. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. Т. 1 / Л. Н. Андреев. М.: Худож. лит., 1990. — 639 с.
  4. Л. Н. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. Т. 2 / Л. Н. Андреев. — М.: Худож. лит., 1990. 559 с.
  5. Л. Н. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. Т. 3 / Л. Н. Андреев. М.: Худож. лит., 1994. — 655 с.
  6. Л. Н. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. Т. 4 / Л. Н. Андреев. М.: Худож. лит., 1994. — 639 с.
  7. Л. Н. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. Т. 5 / Л. Н. Андреев. М.: Худож. лит., 1995. — 511 с.
  8. , Л. Н. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. Т. 6 / Л. Н. Андреев. М.: Худож. лит., 1996. — 720 с.
  9. Л. Н. Полное собрание сочинений и писем Текст.: В 23 т. Т. 1 / Л. Н. Андреев. М.: Наука, 2007. — 805 с.
  10. Л. Н. Полное собрание сочинений и писем Текст.: В 23 т. Т. 5. / Л. Н. Андреев. М.: Наука, 2012. — 798 с.
  11. Л. Н. Из глубины веков. Царь. Текст. / Л. Н. Андреев. -Публикация и вступительная статья Л. Н. Афонина и Л. А. Иезуитовой // Творчество Л. Андреева. Исследования и материалы. — Курск: Курский гос. пед. ун-т., 1983. — С. 99 — 129.
  12. Л. Н. Дневник 1891 1892 гг. Текст. / Л. Н. Андреев // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 г. — СПб.: Наука, Институт рус. лит., 1994. — С. 84 — 141.
  13. JI. Н. Дневник. 1897 1901 гг. Текст. / Л. Н. Андреев. — Подготовка текста М. В. Козьменко и Л. В. Хачатурян (при участии Л. Д. Затуловской), сост., вст. ст. и коммент. М. В. Козьменко. — М.: ИМЛИ РАН, 2009. — 296 с.
  14. Л.Н. «Верните Россию!»: Сборник / Сост. И. Г. Андреевой, послесл. и коммент. В. Н. Чувакова. М.: Московский рабочий, 1994. — 268 с.
  15. И.Ф. Книги отражений / Иннокентий Анненский- изд. подгот. Н. Т. Ашимбаева, И. И. Подольская, А. В. Федоров- ст. И. И. Подольской, А. В. Федорова. М.: Наука, 1979. — 679 с.
  16. Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения: В 2 т.- М., 1958.
  17. A.A. Собрание сочинений: В 8 т. / А. А. Блок — Под общ.ред. В. Н. Орлова и др. Москва- Ленинград: Гослитиздат. Ленингр. отд-ние, 1960.
  18. В.В. Собрание сочинений: В 4-х т. / В. В. Вересаев- Под ред. Ю. Фохт-Бабушкина- Ил.П. Пинкисевича. М.: Правда, 1985.
  19. В.Ф. Дом сумасшедших / А.Ф. Воейков- С прил. «Парнасского адрес-календаря» А. Ф. Воейкова и «Дома сумасшедших в Москве» гр. Е.П. Ростопчиной- Вступ. ст. и ист.-лит. комментарий И. Розанова и Н. Сидорова М.: «Польза» В. Антик и К°, 1911. — 94 с.
  20. А. И. Рассказы и повести. М., 1987. 336 с.
  21. Н.В. Полное собрание сочинений В 14 т. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1952.
  22. Д.В. Корабль «Ретвизан»: Путевые заметки.- Переселенцы: [Роман] М.: Худож. лит., 1988 — 622 с.
  23. Ф. М. Письма. Т. I—IV. М. — Л., 1928—1959.
  24. Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1989—1996.
  25. H.H. Воспоминания. М.: Гослитиздат. 1956. — 461 с.
  26. Н. Н. Деревенский король Лир: Повести, рассказы, очерки. -М.: Современник, 1988. 688 с.
  27. Крестьянские судьбы: Рассказы рус. писателей 60−70-х гг. XIX в. / Сост., авт. вступ. ст., с. 5−25, и коммент. Ю. В. Лебедев. М.: Современник, 1986. -511 с.
  28. М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. / Ред. текста, коммент. и предисл. Б. М. Эйхенбаума- Подгот. текстов Б. М. Эйхенбаума и К. И. Халабаева. — М.- Л.: Academia, 1935—1937.
  29. П.А. Княжна Тараканова и принцесса Владимирская: повести, рассказы, письма, очерк / Павел Мельников (Андрей Печерский). — М.: Эксмо, 2011.-640 с.
  30. Д.С. Собрание сочинений: В 4.т. Правда, 1990.
  31. В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. — 320 с.
  32. А. Семейство Тальниковых. Повесть. Л.: Academia, 1928. — 272 с.
  33. Платон. Федр: Беседы с Сократом. / Платон- Перевод А. Н. Егунова- Ред. греч. и рус. текстов, вступ. ст., [с. VIII-LXVI], коммент., хронология, индексы имен и наиболее употребительных терминов Ю. А. Шичалина. М.: Прогресс, 1989.- 130 с.
  34. Я.П. На высотах спиритизма и др. рассказы.: (Прибавление к Полн. собр. соч.) / Я. П. Полонский. СПб.: тип. И. Н. Скороходова, 1889. -597 с.
  35. Я. П. Психопатка // Родина: Собр. романов, повестей и рассказов. -СПб., 1892. № 10.-256 с.
  36. Н.Г. Мещанское счастье- Молотов-: Повести. Очерки бурсы / Н. Помяловский- [Вступ. ст., с. 5−24, и примеч. Н. И. Якушина- Худож.Б. Косульников] -М.: Современник, 1987.-443 с.
  37. A.C. Письмо Вяземскому П. А. (около 7 ноября 1825 г. Михайловское) // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 13. Переписка, 1815—1827. — 1937. — С. 239—240.
  38. A.C. Собрание сочинений: в Ют. / Александр Сергеевич Пушкин. -М.: Вагриус, 2005
  39. Русская романтическая новелла. /Сост., подготовка текста, вступ. статья и примеч. А. Немзера. М.: Худож. лит., 1989. — 384 с.
  40. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. -280 с.
  41. С. Л. Очерки былого. — Тула: Приокское книжное издательство. Изд. 3-е, испр. и доп., 1965. — 512 с.
  42. И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1978−1988.
  43. Ф. И. Стихотворения / Сост., статья и примеч. В. В. Кожинова. — М.: Сов. Россия, 1976. — 334 с.
  44. Ф.И. Стихотворения. Письма. М.: Правда, 1988. — 478 с.
  45. Г. И. Собрание сочинений в 9 т. / Под ред. В. П. Друзина. — М.: Гослитиздат, 1955—1957.
  46. А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М.: Наука, 1974—1983
  47. А. Собрание сочинений в 6 т. М.: Терра — книжный клуб- Республика, 1999−2001.1. Раздел 2. Исследования
  48. .В. Рассказы, этюды и очерки В.Г. Короленко / Короленко В. Г. Избранные произведения. — Л.: «Лениздат», 1978. — С. 3−20.
  49. , С.З. Двойничество // С. 3. Агранович, И. В. Саморукова- М-во образования Рос. Федерации. Сам.гос. ун-т. Каф. рус. и зарубеж. лит.: Сам .ун-т, 2001. — 129 с.
  50. Д.А. Анализ героя «Мысли» Л. Андреева (К вопросу о параноидной психопатии) // «Современная психиатрия», № 5, 1915. — С. 223 250.
  51. Н.В. Тайна русского характера: произведения Н. С. Лескова 18 801 890-х годов: Монография / Н. В. Ангелова. Науч. ред., предисл. В. Е. Андреева. Мичуринск: изд-во МичГАУ, 2007. — 90 с.
  52. Л.А. Лесковское ожерелье / Л. А. Аннинский. М.: Книга, 1986. -302 с.
  53. Л.К. Новый опыт безумия: эсперименты с сознанием (рассказ Л. Андреева «Мысль» как модель безумия нач. ХХ века) // Вестн. Том.гос. пед. ун-та. Сер.: Гуманит. науки (филология). Томск, 1999. — С. 27−32.
  54. Л.К. Феномен толпы в русской прозе 1900-х годов: Статья первая. Л. Н. Андреев / Л. К. Антощук // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2001. — Вып.1 (26). — С. 34—40.
  55. Л.К. Юродская провокация в рассказе Л.Н. Андреева «Тьма» // Вестник ТГПУ, Вып. 3 (40). Томск, 2004. — С. 78 — 85.
  56. Н.Н. Проблемы нравственного самосознания личности в творчестве Леонида Андреева // Леонид Андреев: Материалы и исследования. М.: Наследие, 2000. — С. 175−195.
  57. Н.Н. «Многими скорбями надлежит войти нам в царстве божие» // Юбилейная конференция по гуманитарным наукам, посвященная 70-летию Орловского госуниверситета: Материалы. Выпуск II: Л. Н. Андреев и Б. К. Зайцев. Орел, 2001. — С. 79−86.
  58. . З.А. Мир детства в прозе Л.Н. Андреева: (Некоторые вопр. традиции и новаторства) / Новокузнец. гос. пед. ин-т. Новокузнецк, 1987.— 21 с.
  59. JI. Н. Леонид Андреев. Орел: Кн. изд-во, 1959. — 224 с.
  60. Л.Н. Леонид Андреев (из неопубликованного). Орел: Издатель Александр Воробьев, 2008. — 104 с.
  61. Э.Г. «Кто виноват?» и другие повести и рассказы Герцена / Герцен А. И. Кто виноват?: Роман- Повести. Рассказы / Вступ. статья Э. Бабаева. -М.: Худож. лит., 1979. С. 3−20.
  62. Ю.В. «Дневник Сатаны» Л. Андреева как антиимпериалистический памфлет // Творчество Леонида Андреева: Исследования и материалы. — Курск, 1983.-С. 75−86.
  63. Ю. В. Драматургия Л. Н. Андреева эпохи первой революции. — Вологда: Изд-во Вологодского пед. ин-та, 1971. 182 с.
  64. Ю.В. Леонид Андреев и Гойя // Ceskoslovenska rusistika. 1969, R. 14. Cis. 2.-C. 69−84.
  65. Э.Г. Яков Бутков (Жизнь и творчество): Дис. канд. филол. наук. / Э. Г. Багиров. М&bdquo- 1957. — 297 с.
  66. В.Е. Русское донкихотство как феномен культуры // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб.: Наука, 2003. — С. 217−233.
  67. В.Е. Дорогами «Дон Кихота»: Судьба романа Сервантеса / В. Е. Багно -М.: Книга, 1988.-447 с.
  68. В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма Текст. / В. И. Беззубов. Таллин: Ээсти раамат, 1984. — 335 с.
  69. В.И. Концепция народа и революции в творчестве Л. Андреева 1905−1911 гг. // Труды по русской и славянской филологии. Вып. 28 Тарту, 1977.-С. 57−79.
  70. В.И. Смех Леонида Андреева // Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. Курск, 1983. — С. 13−24.
  71. В.И., Карлик Л. С. Художественное пространство в прозе Л. Андреева 1898−1904 г. // Учен.зап. Тартуск. ун-та. Вып. 491: Труды по рус. и славян, филологии. — № 31. — 1979. — С. 59−83.
  72. В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — М.: Мысль, 1971. —319 с.
  73. Ф. Призраки // Слово. СПб., 1904, 21 декабря (№ 21). С. 5−6
  74. И. А. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?» и проблема счастья в русской прозе 1940-х годов / Вестник Московского городского педагогического университета (Серия «Филологическое образование»). — № 1 (10). М.: Изд-во МГПУ, 2013. — С. 3815.
  75. H.A. Миросозерцание Достоевского / Николай Бердяев. М.: ACT: Хранитель, 2006. — 254 с.
  76. H.A. Философия свободного духа / Николай Бердяев. М.: Изд-во ACT, 2006.-414 с.
  77. Д. «Борис Годунов» // Александр Пушкин. — М.: Журнально-газетное объединение, 1934. — С. 215—246.
  78. Н.Д. Экзистенциальный контекст пьесы Леонида Андреева «Черные маски» // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. — Киров, 2009. № 1(1).-С. 94−100.
  79. А. В. Идея вседозволенности: от Достоевского к Андрееву и Камю Текст. / А. В. Богданов // Классика и современность. М., 1991.-С. 217 227.
  80. К.А. Врачи, пациенты, читатели: патограф. тексты рус. культуры XVIII XIX вв. / К. А. Богданов. — М.: ОГИ, 2005. — 502 с.
  81. Г. Н. Синтетизм в творчестве Леонида Андреева // Филологические у записки. Вып. 9. Воронеж, 1997. — 29−37.
  82. Т.В. Типология культурных кодов в драматургии Л.Н. Андреева: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01 / Болдырева Татьяна Владимировна- Место защиты: Сам.гос. ун-т. Самара, 2008. — 186 с.
  83. О.Ю. Антиномия «мудрость безумие» в контр культуре США 1950−1960-х гг.: автореферат дис.. кандидата культурологии: 24.00.01 / Бондаренко Ольга Юрьевна- Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.- Москва, 2009. — 24 с.
  84. Вл. Великий инквизитор Андреева // Нов. Русь. СПб., 1908. 29 октября. (№ 75).
  85. С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М.: «Наука», 1974. — 208 с.
  86. С.Г. Петербургское безумие// Пушкинский сборник / Сост. И. Лошилов, И. Сурат. М.: Три квадрата, 2005. — С. 305−327.218
  87. Р. Ф. Матерьялы для исследования «Фёдор Иванович Тютчев и его поэзия» (Окончание) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1911. — Т. XVI. Кн. 3. — С. 1—65.
  88. Бред и болезнь творчества: (Сообщение д-ра В.А. Муратова) // Голос Москвы. 1908. 11 марта.
  89. .С. Леонид Андреев: Проза и драматургия. М., 2000. — 111 с.
  90. A.C. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина / Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. — С. 204−233.
  91. .Я. Тютчев // Бухштаб Б. Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. Л., 1970. — С. 9−75.
  92. Г. А. К вопросу о русском реализме конца XIX в., в кн.: Труды юбилейной научной сессии Ленингр. гос. ун-та. Секция филологич. наук, Л., 1946.-С. 294−317.
  93. Г. А. «Талант человеческий». Реализм В. М. Гаршина // Бялый Г. А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л.: Сов. писатель, 1990. — С.537−592.
  94. Н.В. Безумие, его смысл и ценность: Психол. Очерки. СПб.: тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1913. — 232 с.
  95. Валерий Брюсов / АН СССР. Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького. — Лит. наследство- Т. 85. — М.: Наука, 1976.
  96. В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины»: Из истории книги и прессы пушкинской поры. — М.: Книга, 1972. — 319с.
  97. А. Отравленный поэт // Рус. Слово. СПб., 1908. 6 марта. (№ 55). -С. 2
  98. А.Н. Герцен-писатель. Очерк. М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. 2. 159 с.
  99. А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский- ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского 3-е изд.М.:1Ж88,2007- 646 с.
  100. Ю. Из мира европейской мысли и творчества / Новости и Биржевая газета. 1897. № 348.18 дек.
  101. И.П. Николай Семенович Лесков / И. П. Видуэцкая. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 96 с.
  102. О.В. Рассказ «Ложь» (1901) в контексте творчества Леонида Андреева // Орловский текст российской словесности. Орел, 2010. — С. 128— 134.
  103. Т.Л. Философский контекст прозы Л. Андреева: (Параллели и созвучия с идеями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Вильнюс, 2004.
  104. Л.А. Принципы художественного изображения действительности в повести Л. Андреева «Красный смех» // Андреевский сборник: Исслед. и материалы / Курский гос.пед.ун-т- Под науч. ред. Л. Н. Афонина. Курск: Кур.пед. ин-т, 1975. — 264 с.
  105. Е.А. Тема безумия в творчестве Достоевского и Полонского // Достоевский: Материалы и исследования. Вып. № 18. — 1976. — С. 359−374
  106. М. Обзор журналов // Южные записки. Одесса, 1905. № 19 (8 мая).
  107. Герцо-Виноградский П. Т. Зигзаги. «Савва» Л. Андреева // Одесские новости. 1906. 22 сентября. (№ 7035).
  108. В. Гоголь- Зеньковский В. Н. В. Гоголь / Предисл., сост. Л. Аллена. — СПб: Logos, 1994. — С. 339—341.
  109. В. Леонид Андреев и Кнут Гамсун (Две лекции) // Тифлисский листок. 1909. 20 января. № 15.
  110. В. Я. Рассказ JI. Андреева «Призраки» // Рус. лит. 1997. № 2. — С. 67−77.
  111. Д. Эдгар По в России. Перевод с английского М. А. Шершевской. -СПб.: Академический проект, 1998. 198 с.
  112. . Л.Н. Н. С. Лесков: жизнь-творчество-поэтика. М.: Гослитиздат, 1945.-319 с.
  113. Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М.: Гослитиздат, 1957. — 416 с.
  114. Г. А. Реализм Гоголя. — М.- Л.: Гос. изд-во художеств, лит., 1959. — 532 с.
  115. Н. Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1881 по 1885 год / АН СССР. Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького- Отв. ред. Л. Д. Опульская, А. И. Шифман. — М.: Наука, 1970. — 560 с.
  116. О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Текст. / О. Г. Дилакторская. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1986.-206 с.
  117. К. В. Экспрессионизм в России. (Драматургия Л. Андреева). — Вятка, 1928.-С. 37—38.
  118. В. В. Демон театральности Текст. / Николай Евреинов // Демон театральности. Сост., общ.ред. и коммент. А. Зубкова и В. Максимова. -М., СПб.: Летний сад, 2002. — 535 с.
  119. М.В. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева, 1908 1919 гг.: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01. — Саратов, 2001. -185 с.
  120. В.В. А. П. Чехов: Творческий портрет / В. Ермилов. М.: Сов. писатель, 1944. — 116 с.
  121. П.Р. Вольтерьянство: к истории слова и явления // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб.: Наука, 2003. — С. 7−28.
  122. В.В. Безобразие красоты: Достоевский и русское юродство. -Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1993. 151 с.
  123. Иванов-Разумник, Р. В. О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов Текст. / Иванов-Разумник. Санкт-Петербург: тип. M. М. Стасюлевича, 1908−312 с.
  124. М. Рец. на кн:. Рыбаков Ф. Е. Границы психического здоровья и помешательства. М., 1906 // Всемирный вестник. 1906. № 9. Сентябрь. С. 74−91.
  125. JI.А. «Елеазар», библейский рассказ Л. Н. Андреева // Блоковский сборник XIII: Памяти В. И. Беззубова: Русская культура XX века: метрополия и диаспора / Ред. А. Данилевский. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastus, 1996. С. 39−62.
  126. A.A. Рассказ Леонида Андреева «Призраки»// Биржевые ведомости, 1904, 10 декабря (№ 639). Утр. Вып.
  127. В.Н. Эссе о русской культуре. — СПб.: Акрополь, 1997. —464 с.
  128. O.A. На пути к «безумному» нарративу (безумие в русской прозе первой половины XIX в.): монография / O.A. Иоскевич. — Гродно: ГрГУ, 2009. 161 с.
  129. Е.Г. Юродивые и «юродствующие» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Вестник Челябинского университета. Сер. 2. (Филология). -Челябинск: Чел. гос. ун-т, 1997. — № 1. — С. 92−102.
  130. Е.В. Из наблюдений над «Сашкой Жегулевым» (к проблеме неомифологического романа) // Леонид Андреев: Материалы и исследования. М.: Наследие, 2000. — С. 256−265.
  131. , М.В. Феномен игры в творчестве Леонида Андреева Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Уральский гос. университет им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  132. М.В. Феномен игры в творчестве Леонида Андреева :Дис.. канд. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2004. — 214 с.
  133. К.А. «Уход» И «воскресение» героев Толстого//"В мире Толстого". Сборник статей. М., Советский писатель, 1978. — С. 248−273.
  134. Кен Л. Н. Рогов Л.Э. Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками. — СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания КОСТА», 2010.-432 с.
  135. А.Н. Художественные формы трагического сознания в прозе Леонида Андреева (1898−1907): проблемы становления и архетипического соответствия: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01: Москва, 2004. -208 с.
  136. А. О смысле и художественной структуре повести Достоевского «Двойник» // Достоевский: Материалы и исследования. Вып. № 2. — 1976. -С. 57−62.
  137. М.Ю. Из истории русского ницшеанства // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. / Отв. ред. В. Е. Багно. СПб.: Наука, 2003. С. 233−259.
  138. Е.В. Мотив танца в художественной системе Леонида Андреева // Oroiologos. Выпуск 6. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — С. 67−74.
  139. , Е.В. Мотивы художественной прозы и драматургии Леонида Андреева Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Елецкий гос. пед. институт. Елец, 2000. — 17 с.
  140. Крафт-Эбинг Р. Наш нервный век: По пул. соч. о здоровых и больных нервах / Соч. Д-ра фон Крафт-Эбинга, проф. при Мед.фак. Имп. ун-та в Граце. -СПб.: А. Каспари, 1898.-201 с.
  141. О. Кошмары жизни. Критически-психологический очерк о Л. Андрееве и Пшибышевском Текст. / Ольга Кубе. — СПб.: типография А. С. Суворина, 1909.-76 с.
  142. О.Н. Достоевский над бездной безумия / О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев. М.: Когито-Центр, 2003. — 225 с.
  143. H.A. Творчество Леонида Андреева в контексте художественной культуры Серебряного века: Дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01. Москва, 2005. — 171 с.
  144. Я. Л. Стихотворение Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума» // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — Т. 10. — С. 176—192.
  145. M.K. М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке // Под ред. и с предисл. М.К. Лемке. Михаил Максимович Стасюлевич и его современники в их переписке. Т. V. — С. 250 — 252.
  146. Леонид Андреев: материалы и исследования Текст. / Рос.акад. наук. Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького- [Сборник] [Ред. В. А. Келдыш, М. В. Козьменко]. М.: Наследие, 2000. — 412 с.
  147. Леонид Андреев: Материалы и исследования. Вып. 2. Сборник. [Ред. Р. Д. Дэвис, М. В. Козьменко]. М.: ИМЛИ РАН, 2012. — 384 с.
  148. Д.С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.—295 с.
  149. Ю.М. Дурак и сумасшедший / Семиосфера. СПб: «Искусство-СПБ», 2010-С. 41−62.
  150. Ю.М. Повесть Баратынского о русском Дон-Кихоте // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002. — С. 707−714.
  151. Ю.М. Сатира Воейкова «Дом сумасшедших» // Уч. зап. Тартуского государственного ун-та.— Тарту, 1973.— Вып. 306.— С. 3—45.
  152. Е.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. — С. 247 — 276.
  153. Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). — Л.: Худож. лит., 1974. — 376 с.
  154. H.H. Концепция личности в пьесе Л. Андреева «Савва» // Культуролопчнийвкник: Науково-теоретичний щор! чник Нижньо*1 Наддншрянщини. 2007. — Випуск 19. — С. 151−154.
  155. H.H. Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01. — Тверь, 2001. -194 с.
  156. Ю.В. Динамика русского романтизма: Пособие для учителей лит., студентов-филологов и преподавателей гуманит. вузов / Ю. Манн М.: Аспект-пресс, 1995. — 380 с.
  157. , В. М. Дыхание фантазии Текст. / В. М. Маркович: Предисл. // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 — 1840 гг.): Сб. произв. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 5−41.
  158. В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма / В. М. Маркович: Предисловие // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произв. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. С. 5−42.
  159. , Д. А. Проблема безумия в романах Ф. М. Достоевского 18 651 880-х гг. / Д. А. Медведева, А. А. Казаков // Вестник Томского государственного университета. 2011. —N351 (октябрь). — С. 33−38.
  160. Н. Тема безумия в произведениях второй болдинской осени / Н. Меднис // Пушкинский сборник / сост. И. Лощилов, И. Сурат. М., 2005. -С.300 -304.
  161. Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. -190 с.
  162. , В. А. Кризис сознания и русская проза конца XIX начала XX вв.: Пособие по спецкурсу Текст. / В. А. Мескин- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. — М.: Прометей, 1997. — 136 с.
  163. С. «Жизнь Василия Фивейского» Л. Андреева. Сб. тов. «Знание», 1, СПб., 1904: (Критико-библиографический очерк) // Крымский курьер. Ялта, 1904. 20 мая. (№ 112). С. 2−3.
  164. О.Н. О Леониде Андреева // Андреев Л. Н. Рассказы. М.: «Советская Россия», 1977. -432 с.
  165. Е.А. Оппозиция как способ организации локального текста в ранних рассказах Л. Андреева // Орловский текст российской словесности. -Орел, 2010.-С. 95−102.
  166. , Е. А. О психологизме Леонида Андреева Текст. / Е. А. Михеичева- М-во образования Рос. Федерации. Моск. пед. ун-т. М.: Моск. пед. ун-т, 1994. — 189 с.
  167. Е. А. Творчество Леонида Андреева: Особенности психологизма и жанровые модификации: диссертация. доктора филологических наук: 10.01.01-М., 1995.-433 с.
  168. О.В. Традиции трагедии и мистерии в художественных мирах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Андреева: «Бесы» и «Черные маски»: Дис.. канд. филол. наук: 10.01.01: Стерлитамак, 2005. 170 с.
  169. И. И. Проза Леонида Андреева. Жанровая система, поэтика, художественный метод: Уч. пособие. Харьков: ХГУ, 1994. -152 с.
  170. А.Н. Психопатические черты в героях Леонида Андреева: СПб., 1910.
  171. Л.Г. Пресс-папье // Рампа и жизнь. 1914. — № 12. — С. 11−12.
  172. К.Д. Андреев драматург // История русской драматургии: вторая половина XIX-начало XX века (до 1917 г.).-Л., 1987.-С. 511−552.
  173. К.Д. Л. Андреев в полемике с М. Горьким (отношение к мысли) // Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. Курск, 1983. -С. 3−13.
  174. М.О. Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»): диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.02 Киев, 2002.
  175. Э. Штосс // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. лит., 1994. —С. 208—228.
  176. М. В. Грибоедов и декабристы. — М.: Худож. лит., 1977. — 735 с.
  177. Е. В. Лики безумия в культуре латинского Средневековья/ Е. В. Новичкова // Человек. 2009. -N 1. — С.92−103.
  178. М. Вырождение = (Entartung) / Соч. Макса Нордау- Пер. с нем. под ред. и с предисл. Р. И. Сементковского. — СПб.: Ф. Павленков, 1894. 544 с.
  179. М.М. Шуты, юродивые и сумасшедшие в произведениях Чехова / М. М. Одесская // A.M. Панченко и русская культура. СПб.: Пушкинский Дом, 2008. — С. 266 -277.
  180. А.И. О душевных заболеваниях в связи с русско-японской войной//военно-медицинский журнал. 1905. № 10
  181. А. «Призраки» Тургенева. (Одоевский — Гоголь — Тургенев).— В кн.: Родной язык в школе. М., 1927. С. 46— 75.
  182. Е.С. Личность и обстоятельства: динамика противоборства (Рассказ Л. Андреева «Любовь, вера и надежда») // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. Орел, ПФ «Картуш», 2011. — С. 59−66.
  183. , З.С. А.П. Чехов: очерк жизни и творчества / З. С. Паперный. М.: Гослитиздат, 1954. — 191 с.
  184. Е.А. Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01 Москва, 2010 г. -195 с.
  185. Е.А. Игра, симулякры и псевдоподобия в повести Леонида Андреева «Мои записки» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». № 2. — 2010. — М.: Изд-во МГОУ. — С. 208−215
  186. Н. Н. Пушкин, Бульвер-Литтон и Бальзак (к интерпретации мотива безумия в «Медном всаднике») // Временник пушкинской комиссии. -Л.: 1980.-С. 113−115.
  187. А.О. Принципы театра «панпсихе» в драме Л.Н. Андреева «Екатерина Ивановна» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». № 3. -М., 2008-С. 201−204.
  188. А. О. Психотеатр Л. Андреева: «Панписихизм» в теории и практике // Орловский текст российской словесности. Орел, 2010. — С. 148— 156
  189. Л.М. Мастерство социально-психологического анализа в очерках А. И. Левитова. // «Мастерство очеркиста». — Казань: Изд.-во Казанского университета. -№ 1. 1970. — С. 89−95.
  190. В.М. Тема безумия в творчестве Н.В. Гоголя и Ю. И. Крашевского // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». -№ 3. 2007. -М.: Изд-во МГОУ. — С.226 — 234
  191. Поэты 1820−1830-х годов / Вст.ст., биограф. справка и подг. текста Л. Я. Гинзбурга. Примеч. Н. В. Королевой. Л., Советский писатель, 1972. — 636 с.
  192. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  193. Профессор Архангельский. «Проклятие зверя» // Голос Москвы. 1908. 11 мая. № 109.
  194. В.П. Полифоническое тело: Реальность и шизофрения в культуре XX века. М.: Гнозис, 2010. — 400 с.
  195. Русские юродивые и блаженные / Сост. Н. Рубина и А. Северский. -Челябинск: Аркаим, 2003. 359 с.
  196. Петербург. Часть 2 / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. С.288−294.
  197. Е. «Черный монах» Чехова и «Ошибка» Горького / А. П. Чехов. Сборник статей и материалов. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1959. — С. 233−253.
  198. , Е.В. Проблема безумия в рассказе А.П.Чехова «Черный монах» // Творчество А. П. Чехова: (Поэтика. Истоки. Влияние). — Таганрог: ТГПИ, 2000.-С. 110−116.
  199. A.B. Эстетика безумия в традиции русского романтизма: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.04 СПб., 2005. — 152 с.
  200. Семиотика безумия / сост. Н. Букс.- под ред. Норы Букс. Париж: Сорбонна. Рус. ин-т- Москва: Европа, 2005. — 311 с.
  201. . М. В. Брюсов и Л. Андреев // Брюсовские чтения 1971 года. -Ереван: изд. «Айастан», 1973. С. 376 — 401.
  202. И.А. «Красный цветок», рассказ Всеволода Гаршина // Памяти Гаршина: Сборник. СПб: A.B. Штейн, 1889. — С.208−214.
  203. И.А. Психологические основы воспитания и обучения К., 1909.
  204. JI. «Мои записки» JI. Андреева: Великий Инквизитор JI. Андреева или «Душегрейка новейшего уныния» Текст. / Лена Силард // Studia Slavica Hungariacae. Budapest. — 1974. — Т. 20. — № 3 — 4. — С. 271−304.
  205. С. П. Трагедия итальянского города Мессины и роль флота в оказании помощи пострадавшим Электронный ресурс. // Морские Собрания России. История и современность. СПб.: МС, ФГУП ЦКБ МТ «Рубин», 2005. -http://www.rgavmf.ru/lib/sirymessina.pdf.
  206. A.M. Дегенераты в нашей современной беллетристике. «Жизнь Василия Фивейского» Л. Андреева. 1-ый сб. «Знания» за 1903 г., кн. 1, СПб., 1904 // Русская мысль. 1904. Кн. 9. Отд. 2 С. 85−101.
  207. А.М. Червонный сверхнегодяй: «Мысль» рассказ Л. Андреева // Новости и биржевая газета. 1902. 30 июля. № 207. — С. 4.
  208. А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. — С. 381−403.
  209. Н.С. Леонид Андреев / Наталья Скороход. М.: Молодая гвардия, 2013.-430 с.
  210. В. А. Творчество С.М. Соловьева (1885−1942) в свете культурологических тенденций эпохи: диссертация. доктора филологических наук: 10.01.01. Москва, 2005.-286 с.
  211. Л. А. Творчество Леонида Андреева. Проблемы художественного метода и стиля Текст. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. [Учеб. пособ.]. — М.: МОПИ, 1986. — 94 с.
  212. Н.И. Леонид Андреев и «Красный смех»: реальность и вымысел // Юбилейная конференция по гуманитарным наукам, посвященная 70-летию Орловского госуниверситета: Материалы. Выпуск II: Л. Н. Андреев и Б. К. Зайцев. Орел, 2001. — С. 23−27.
  213. Е.К. Мифология, идеология и мистификация в повести А. Герцена «АПюпвп^а» // Архетипические структуры художественного сознания: Сб. статей / Под ред. В. В. Короны и Е. К. Созиной. Екатеринбург, 1998. — С. 14−23.
  214. Е.М. «Маленький человек» в творчестве русских писателей 1840-х годов в свете христианской традиции : От Гоголя к Достоевскому: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01-М.: 2003. 266 с.
  215. В. С. О поэзии Тютчева // Тютчев: Сб. ст. — СПб.: «Парфенон», 1922. — С. 47—59.
  216. Л. Из центрального психиатрического госпиталя в Харбине. СПб, 1905.
  217. И.В. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова) / И. В. Столярова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — 231 с.
  218. Н. Н. Борьба с Западом / Составление и комментарии А. В. Белова / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 576 с.
  219. Е.Б. Горький и Чехов — В кн.: Горьковские чтения. 1946, М.—Л., Акад. наук СССР. 1949. С. 439−442.
  220. A.B. Формирование мифологического реализма в творчестве Леонида Андреева (1898 1911 годы): Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. -Уфа, 1996.-233 с.
  221. Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы / Курский государственный педагогический институт. Ред. кол. Г. Б. Курляндская (отв. ред.) и др. Курск, 1983. — 162 с.
  222. Р. Д. К символике трамвая в русской поэзии // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. XXI. Ученые записки Тартуского государственного университета Вып. 754. — Тарту, 1987. — С. 135−141.
  223. В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 192 с.
  224. П. Суд над «Екатериной Ивановной» // Утро. 1913. 16 февраля. (№ 1881).
  225. Ю. Сюжет «Горя от ума» // А. С. Грибоедов / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — М.: Изд-во АН СССР, 1946. — С. 147—188.
  226. Ф. Леонид Андреев: лицедейство и обман Электронный ресурс. Пер. с англ.: Е. Канищева / Ф. Уайт // «НЛО». 2004. — № 69. -http://magazines.russ.ru/nlo/2004/69/frl0.html.
  227. О.В. «Красный смех» Л. Андреева и «Красная корона» М. Булгакова: общность мотивов и различия субъектных структур // Филологический журнал. 2007. — № 2 (5): К 60-летию Михаила Николаевича Дарвина. — С. 204−210.
  228. У. Р. Лермонтов: Логика творчества / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1975. — 189 с.
  229. О.М. Поэтика сюжета и жанра. Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н В.Брагинской. М.: Лабиринт, 1997.-448 с.
  230. М. История безумия в классическую эпоху / Мишель Фуко- пер. с фр. И. К. Стаф. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. — 698 с.
  231. М.А. Тема безумия в творчестве Л. Андреева // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. Орел, ПФ «Картуш», 2011. — С. 75−82.
  232. В. Е. Драма как явление искусства.— М.: Искусство, 1978. -240 с.
  233. М. К вопросу о душевных заболеваниях в войске в связи с русско-японской войной // Военно-медицинский журнал. 1907. № 6. С. 276−292
  234. Л. И. Творчество Леонида Андреева в контексте культуры XX века. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. — 219 с.
  235. Г. Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы). — Томск: Водолей, 1996. 192 с.
  236. М.М. Русское общество и Французская революция 1789−1794 гг. /М.М. Штранге. М.: АН СССР, 1956. — 290 с.
  237. . «Черные маски» Л. Андреева // Новая Русь. 1908. 16 ноября. № 93. — С.2−3.
  238. Чиж В.Ф. И. С. Тургенев как психопатолог / Болезнь Н. В. Гоголя: Записки психиатра / Сост. Н. Унанянц. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2009. — С.204−287.
  239. Ю.Н. О пьесах Л.Андреева // Андреев Л. Н. Драматические произведения: В 2-х томах. Л.: Искусство, 1989. Т.1. — С. 3−43.
  240. . «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского- Вступ. ст. Г. Бялого. — JL: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 455— 502.
  241. .М. Идеологический роман Достоевского. // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы, сб. II, под ред. A.C. Долинина, — М.: изд-во «Мысль» — Л. 1924.-С. 71−109.
  242. М.Н. Методы безумия и безумие метода // Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: НЛО, 2004. — С. 512−540.
  243. Эстетика диссонансов (О творчестве Л. Н. Андреева): Межвузовский сборник научных трудов К 125-летию со дня рождения писателя. / Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького и др.- [Редкол.: Е. А. Михеичева (отв. ред.) и др.]. -Орел: ОГПУ, 1996. 159 с.
  244. Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. —200 с.
  245. А.Э. Герой рассказа Леонида Андреева «Мысль» с точки зрения врача-психиатра: (Публ. лекция, чит. в актовом зале Казан. ун-та 12 апр. 1903 г. в пользу пансионата О-ва взаимопомощи сел. и гор. учителей и учительниц) К., 1903.
  246. С.Ю. Леонид Андреев новеллист: 1910-е годы // Леонид Андреев: Материалы и исследования. — М.: Наследие, 2000. — С.238−256.
  247. С.Ю. Особенности психологизма в прозе Л.Андреева 1907−1911 годов //Творчество Леонида Андреева. Курск. 1983. — С. 35−44.
  248. С.Ю. Проблематика свободы воли в новеллистике Брюсова и Андреева // Рус.лит. 1997. № 1. — С.66 — 77.
  249. РГАЛИ, Ф. 11. Оп. № 4. Ед. хр. № 17.
  250. РГАЛИ, Ф. 11. Оп. № 5. Ед. хр. № 5.
  251. Раздел 4. Исследования на иностранных языках
  252. Feder L. Madness in literature / Princeton university press Princeton (N.J.), 1980. -331 p.
  253. Giuliani, Rita. Leonid Andreev Text. / Rita Giuliani. Firenze: La Nuova Italia, 1977.-135 p.
  254. Kaun, A. Leonid Andreyev. A critical Study By Alexander Kaun Text. / Alexander Kaun. New York: Huebsch, 1924. — 361 c.
  255. King, H. H. Dostoyevsky and Andreyev: Gazers upon the Abyss NV Text., -Ithaca: Cornell Alumni New Corporation, 1936. 88 p.
  256. Pospishil, I. Fenomen silenstvi v ruske literature 19. a 20. stoleti / I.Pospishil. -Brno: Masarykova Univerzita, 1995. 152 s.
  257. White, F. H. Memoirs and madness: Leonid Andreev though the prism of the literary portrait: includes an annotated translation of A Book about Leonid Andreev Text. / Frederick H. White. Montreal [etc]: McGill — Queen’s univ/ press, 2006 — X, 346 c.
  258. White F.H. Ekaterina Ivanovna and Salome: Cultural signposts of degenerative illness // Slavic a. East Europ. j. Tucson, 2008. — Vol. 52, N 4. — P. 499−512.
Заполнить форму текущей работой