Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII — первой трети XIX вв
Например: ВерцмавК Проблема реализма в эстетике Просвещения./Реализм ХУ111 века на Западе. Сблт. под ред. и с предисл. ФЛШиллера. М.:" Художлит., 1936; Мавого-вевжо ГЛ. Николай Новиков и русское Просвещение ХУ111 века. М.:ГИХЛ, 1951; Он же. Русское Просвещение и литературные направления ХУ111 века./Русская литература, 1959, N?4- Ов же. Карамзин и Просвещение./Славянские литературы. У11…
ДиссертацияФункции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина
В работе М. С. Штерн проблема пейзажа рассматривается в принципиально важном аспекте — пространственно-временном. Этот подход представляет особый интерес, так как философско-эстетические категории пространства и времени играют значительную роль в художественной системе И. А. Бунина: они являются важнейшими понятиями в процессе осмысления человеческого существования как онтологического…
ДиссертацияИнтерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга
С. С, Аверинцев полагал возможным изучение архаических закономерностей психического, являющих себя в искусстве и лежащих в основе художественных структур, систематизация которых может быть осуществлена с позиций как философской феноменологии и структурализма, так и с позиций психологического анализа. Поскольку аналитическая психология К. Юнга в большей степени, чем фрейдистская, учитывает…
ДиссертацияИррациональное в эстетике и драматургии Г.Э. Лессинга
Г. Э. Лессинг признает свою зависимость от вдохновения свыше, его теоретические воззрения на феномен гениальности и на сущность творческого процесса подтверждаются его драматургическими произведениями. Рассмотрение иррациональных особенностей концепции его ранней драматургии, а именно отступление от правил и норм классицистской традиции показало, что при создании своих драм Лессинг не следует…
ДиссертацияМифическое начало жанра баллады
В настоящей работе мы занимались вопросом связи мифа и баллады, с целью определить, что составляет миф в балладе и каково значение мифа для данного песенного и стихотворного жанра. Вряд ли стоит противопоставлять балладу фольклорную и литературную, особенно принимая во внимание, любой записанный текст баллады является литературным, подлинным, равно как и авторским, несмотря на то, проставлено…
ДиссертацияМифопоэтика «Записок охотника» И. С. Тургенева: Пространство и имя
Ю. М. Лотман писал, что символизирующая или десимволизирующая ориентация культуры в целом определяет символизирующее или десимволизирующее чтение текстов. «Первое позволяет читать как символы тексты или обломки текстов, которые в своем естественном контексте не рассчитаны на подобное восприятие. Второе превращает символы в простые сообщения. То, что для символизирующего сознания есть символ, при…
ДиссертацияПроблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова
В лирике Хомякова мы видим эволюцию поэтических представлений об онтологическом идеале. Если в раннем творчестве поэта проявляются преемственность шеллингианским воззрениям на природу человека, пантеистическое стремление слиться с природным миром, то в позднем творчестве онтологический идеал предполагает обретение соборного, благодатного единства человека, мира и Бога. Если в раннем творчестве…
ДиссертацияНравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне
Оставляя в стороне бесспорно важную роль всей системы духовного воспитания в обществе, обратим внимание на то, что неоспоримая роль поэтического слова в формировании духовного мира и убеждений человека становится в условиях войны особенно очевидной. Подчиняясь мобилизующей тенденции, художественное творчество также отказывается от всего второстепенного и концентрирует свое внимание…
ДиссертацияПространственно-временная организация художественного мира поэзии Д.С. Мережковского
Внутренняя «закрытость» Мережковского, неоднократно отмечаемая его современниками и литературоведами, явилась причиной скудности автобиографических документов. Сам Мережковский признавался в неумении писать письма, избегал вести дневники, не оставил после своей смерти мемуарных сочинений и развернутой автобиографии. В этом плане несомненной ценностью являются воспоминания современников писателя…
ДиссертацияПоэтика драматургии Людмилы Петрушевской
Причиной неустроенности являются реальные обстоятельства, бытовая неустроенность, но главное — утрата личностного смысла жизни. Петрушевская выводит и причину возникновения, и характер развития, и разрешение противоречий из особенностей сознания персонажа, т. е. природы художественного конфликта — природы противоречий человека с миром, по преимуществу психологическим. Конфликты в драмах…
ДиссертацияСпецифика жанров оды и гимна в эпоху романтизма: Ф. Гельдерлин и П. Б. Шелли
Западные исследователи уделяли намного больше внимания жизни и творчеству Гельдерлина2. Больше того, практически каждое возникавшее литературоведческое или философское направление обращалось к поэзии немецкого поэта. На основе его произведений создали свои философские концепции Ф. Ницше, Хайдеггер, Гадамер и многие другие. Огромное количество работ, посвященных Гельдерлину, принадлежит т. н…
ДиссертацияРоман А. К. Толстого «Князь Серебряный» в историко-литературном контексте первой половины XIX века
Компаративистский анализ романа многоаспектен. В процессе работы над «Князем Серебряным» автор не исчерпал своего интереса к эпохе XVI века и личности Ивана Грозного. Гораздо больший успех выпал на долю его исторической драматургии. А. К. Толстой, написав «Проект постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного», наметил некоторые пути изучения взаимосвязи однотипных по тематике, но различных…
ДиссертацияРоман Л. Леонова «Пирамида» в контексте творчества писателя
Пирамиды", символики и философии книги до проблем изучения нового романа Леонова в школе и вузе. Резюме сделанных на семинарах докладов опубликованы в журнале «Русская литература» /7/. Итогом обсуждения нового произведения писателя на филологическом факультете Волгоградского государственного университета стала публикация под символичным названием «Нас объединила «Пирамида» /8/, подчеркивающим…
ДиссертацияРусскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии конца XX — начала XXI века
Каждое литературное направление ищет новую, еще неизвестную литературе реальность и на основе этих поисков формирует новую картину всего мира и всей жизни. Исследователь постмодернизма И. Ильин считает, что постмодернизм касается вопросов не столько мировоззрения, сколько мироощущения, иначе говоря, затрагивает ту область, «где на первый план выходит не рациональная, логически оформленная…
ДиссертацияСимвол в творчестве гейдельбергских романтиков
Основные работы, посвященные исследованию романа Арнима «Графиня Долорес», появившиеся в конце 1950;х гг., хотя и отмечают различие символа у Гёте и у Арнима, широко употребляют по отношению к поэтике последнего именно понятие символа. Г. Фурман17 посвящает символике романа отдельную главку, обращая внимание на символы дворца и замка, конструирующие пространственно-временную структуру романа…
ДиссертацияСтихотворное наследие Катенина: Вопросы текстологии и научного комментирования
Вяземским (см.: Андреев 1853- Анненков 1855, 55—61, 67, 288- Бартенев 1855, 591- 1881, 144 — 145- Петухов 1888, 561—568- Катенин 1893, 625—634- OA, I, 507—508- Миллер 1900, 27—34- Бертенсон 1909; Пиксанов 1909; Чебышев 1911, 9—10 и др.). Формулирование эстетической позиции, особенностей слога Катенина, по-видимому, не вызывало затруднений: авторы первых научно-критических статей о нем опирались…
Диссертация«Смеховой портрет» как средство характеристики персонажа в творчестве Достоевского 1846-1859 гг
По мнению М. М. Бахтина, «первая особенность всех жанров серьёзно-смехового — это их новое отношение к действительности: их предметом или — что еще важнее — исходным пунктом понимания, оценки и оформления действительности служит живая, часто даже злободневная современность. <.> Вторая особенность неразрывно связана с первой: жанры серьёзно-смехового не опираются на предания и не освящают себя…
Диссертация«Язык цветов» в русской поэзии и литературном обиходе первой половины XIX века: Источники, семантика, формы
Поэтическое творчество Фета занимает особое место в русской литературе середины и второй половины XIX в. Оно объективно служит переходным звеном от поэзии пушкинской поры к поэзии серебряного века. Флористический диапазон лирики Фета позволяет увидеть и процессы, которые ознаменовали флористику 1850−18 670-х гг., и устойчивый интерес самого поэта к наработкам предшествующего времени. Поэзия Фета…
ДиссертацияТворчество И.И. Козлова в контексте русско-английских литературных связей
Знаменитые переводы И. И. Козловым стихотворений «Похороны сэра Джона Мура при Корунье» («The Burial of Sir John Moore at Coruna») Ч. Вольфа и «Сон солдата» («The Soldier’s Dream») Т. Кэмпбелла были далеки от буквального следования оригиналам, — их характеризовали субъективизм, принципиальное смещение предмета описания с реального исторического события на душевное состояние лирического героя…
ДиссертацияТворчество К. Гордиенко и проблемы изображения села в украинской советской литературе 30-60-х годов
Дель и задачи исследования. Творческий путь К. Гордиенко отличается, с одной стороны, внешней простотой, так как писатель почти полностью сосредоточен на одной теме — сельской, а с другой стороны, — этот путь отмечен и своими сложностями. Он состоит из нескольких весьма отличных друг от друга этапов, в которых отчасти и дань натурализму /в самом начале авторской биографии/, и увлечение очерковыми…
ДиссертацияХудожественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина: Мотивный аспект
Несмотря на возросшее научное внимание к личности и творчеству оригинального русского художника, в гриноведении существует немало нерешенных вопросов. Перед исследователями стоит задача вписать Грина в культурный контекст современной ему эпохи, найти в истории литературы первой трети XX века место, действительно соответствующее масштабу его дарования. Остается открытым вопрос о творческом методе…
ДиссертацияСтановление героя и многообразие художественных форм в таджикской детской литературе
Широта кругозора художника, его желание пробудить в читателе не только интерес к чтению, но и романтическое устремление — имеют особое значение для детской литературы.С. М. Маршак, развивая эту мысль, говорил, что создание произведений для детей — дело тонкоедетская книга нуждается в двойной проверке, ее должен оценить не только ребенок или подросток, но и требовательный, обладающий хорошим…
ДиссертацияЛитература тямов Вьетнама как отражение их религиозных воззрений
Отчасти это связано с представлениями некоторых ученых начала прошлого века о скудости и неразвитости тямской литературы. Например, Мюс считал, что гимны, «несколько страниц о космогонии, .одна королевская хроника, описание похоронного ритуала — вот все, что может предложить эта литература.» (Mus 1931: 194). Хотя в том же 1931 году был составлен доклад о том, что было рассмотрено около двухсот…
ДиссертацияХудожественная концепция игры в поэзии Н. Гумилева: «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» «Колчан»
Подобным образом противопоставляет два типа искусства А. Ф. Лосев. В его работе «Модернизм и современные ему течения», включенной в книгу «Теории стиля», модернизм противостоит натурализму, позитивизму и реализму в вопросе 4 отношения к действительности. По мнению Лосева, — «. за последние 100 лет художественно образованная публика интересуется искусством не просто как отражением жизни, хотя бы…
ДиссертацияТворчество Иосифа Бродского: Традиции модернизма и постмодернистская перспектива
Лотман Ю., Лотман М. Между вещью и пустотой (из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») // Лотман Ю. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 731−746- Polukhina V. Joseph Brodsky. A Poet for our time. Cambridge, 1989. C. 149. соответствующей эстетики. Прямая констатация Бродским нелюбви к поэзии А. Блока и символизму в целом также подтверждает его антисимволистские интенции. Однако…
ДиссертацияЖанровая специфика повествований о посмертных чудесах святых подвижников в составе древнерусской агиографии
В работах отечественных литературоведов, посвященных анализу древнерусской житийной литературы, чудеса долгое время оставались без внимания и не рассматривались в качестве самостоятельного объекта изучения, хотя эти исследования содержали точные и ценные наблюдения над самим жанром жития. В настоящее время практически отсутствуют специальные исследования, посвященные рассмотрению житийных чудес…
ДиссертацияРомантическое движение в русской литературе XVIII — начала XIX вв.: творчество в «народном духе»
В 1900 году вышла в свет книга И. И. Замотина «Ранние романтические веяния», одна из глав которой посвящена интересующему нас вопросу. Поставив перед собой цель выявить «следы романтических веяний <.> у корифеев русской литературы конца XVIII и начала XIX столетия и даже у представителей псевдоклассицизма, чтобы тем убедительнее были доказательства существования новаго литературнаго направления…
ДиссертацияТворчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература на рубеже XIX-XX веков
Таким образом, налицо нарастающий интерес к творчеству Хаггарда, которого более нельзя воспринимать только как создателя колониального приключенческого романа. Его произведения вызывают все больший интерес у зарубежных исследователей. В 1960 году вышла из печати книга М. Кохена «Райдер Хаггард. Его жизнь и творчество» (второе издание — в 1968 г.). Кохен прост и прям в своей оценке Хаггарда…
ДиссертацияВладимир Набоков и русский символизм
Тем не менее, в рамках указанной темы остается еще много «белых пятен», что и обусловило актуальность предпринятого исследования. К числу неразработанных аспектов темы относятся и частные вопросы, и проблемы общего характера. Так, недостаточно изученным, на наш взгляд, является, например, соотношение текстов Набокова с творчеством философа П. Флоренского и одного из ярких идеологов…
ДиссертацияМир и человек в художественном сознании М. Волошина
Поэтическое чувствование мира в это время начинает осознаваться как музыкальное, «художник прежде всего музыкант» (64, 444), способный выразить все в едином, искусство приобретает теургический, трагедийный характер, так как происходит «из духа музыки» (Ф. Ницше). В искусстве начала века фундируется мысль о том, что все многообразие опыта и различные способы познания приводят в конечном итоге…
Диссертация