Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Харитонов Д. В. Проза Василия Аксёнова 1960;70-х годов. Проблемы творческой эволюции: дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1993. С. 32. полно он обнаруживается в сборнике «Василий Аксёнов: литературная судьба», изданном в Самаре в 1994 году по итогам конференции, посвященной его творчеству, так называемых Аксёновских чтений. Статьи, вошедшие в сборник, охватывают весь творческий путь писателя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Романное начало в прозе В. Аксёнова 1960−1970-х годов
    • 1. 1. Хронотоп ранней прозы В. Аксёнова
    • 1. 2. Субъектная организация художественного мира ранних рассказов В. Аксёнова
    • 1. 3. Жанровые интенции в повести В. Аксёнова
  • Апельсины из Марокко"
  • Глава 2. Трансформация жанров в творчестве В. Аксёнова 1960−1970-х годов
    • 2. 1. Жанрово-стилевой синтез в повести В. Аксёнова «Затоваренная бочкотара»
    • 2. 2. Жанровые стратегии в «Поисках жанра»
  • В. Аксёнова

Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Василий' Аксёнов относится к числу авторов, которые вели интенсивные жанровые поиски на протяжении^ всего своего творчества. В одних случаях такая эстетическая установка приводит к жанровому разнообразию в творчестве писателя, в других, как, например, у В. Аксёнова, — к созданию специфической модели традиционного жанра.

Повышенное внимание к жанру характеризует весь путь Аксёнова-художника. С этой точки зрения творчество писателя можно разделить на два периода, которые условно можно назвать «дороманным» и «романным». Первый период начинается в 1959 году, когда в журнале «Юность» (№ 7) были напечатаны рассказы 26-летнего врача Василия Аксёнова «Наша Вера Ивановна» и «Асфальтовые дороги», и завершается в 1978 году созданием программного произведения «Поиски жанра». Он характеризуется обращением к традиционным эпическим жанрам рассказа и повести, в которых, однако, уже просматривается стремление к большой форме, а также началом жанровых и стилевых экспериментов. В этот период в творчестве В. Аксёнова преобладает рассказ. Писатель убежден, что «рассказ — школа прозы"1.

На втором этапе доминирует роман, который подвергается разного рада трансформациям, в каждом конкретном случае приводившим к созданию авторской разновидности жанра. Исследование обозначенных этапов творчества В. Аксёнова с точки зрения жанровых стратегий — задача актуальная. Проблемы жанра как универсальной литературной категории остаются доминирующими в литературоведении. Картина литературного процесса скла.

1 Аксёнов В. Школа прозы // Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 84−85.

4. ' дывается помимо прочего? из представлений о — специфике жанровой системы. Особенности жанровой системы: определенного" исторического периода обусловлены индивиду альнымихудожественными’практиками: Bt свете этого исследование конкретного историко-литературного материала представляется, актуальнымпоскольку позволяет дополнить характеристику жанровыхпроцессов результатами наблюдений над индивидуальными жанровыми реализациями.

Отечественными и зарубежными исследователями: творчества В. Аксёнова не раз предпринимались попытки периодизации творчества писателя. Обычно систематизация творчества писателя предстает в виде периодов творческого пути, на которые’оказали влияние современные ему общественно-политические события.. '.

Попытка систематизировать раннее творчество писателя за пятилетний период (1959;1965) впервые была предпринята в 1966 году критиком А. Макаровым в статье «Идеи и образы Василия Аксёнова». В основе периодизации литературоведа — эволюция личности героев В. Аксёнова,".мне подумалось, что подробный анализ просто необходим для того, чтобы показать, как неумолимо совершалось «саморазоблачение героя» в творчестве’писателя, как обнаруживалась, иллюзорность претензий' героя и его? практическая несостоятельность"2.

Авторами периодизации творческого пути В. Аксёнова явились датский исследователь русской: литературы XX века’Пер Далгард и американский литературовед Константин Кустанович. Далгард в работе «ТКе Function of the Grotesque in Vasiy Aksenov» (1982) выделил три периода «советского» творчества В. Аксёнова: 1958—1963 — «счастливый" — 1963;1970 — «серди.

2 Макаров А. Идеи и образы Василия Аксёнова. М, 1967. С. 372. тый" — 1970;1979 — «отчаянный». Кустанович литературный" путь писателяделит на два периода: первый — 1963;1979'годывторой — с 1979 года до гласности. Обе периодизации объединяет отклик: на политические событияпроисходящие в.<2 €(2Р^- ,.

Вопрос о классификации творчества В. Аксёнова был детально изучен самарской* исследовательницей^ 3i*I (c)>. Базилевскош в статье- ."Произведения В. П. Аксёнова, и литература, о, немБиблиографический? указатель", подготовленной к научнойконференции о творческой судьбе. писателя-. проходившей в Самаре в 1993 году. В приложении на двадцати шести листахавтор предлагает библиографическишматериал о жизни и творчестве писателя.

Э.Ю. Базилевская: считает, что на пути к читателю творчество Василия Павловича, испытало на себе четыре, волны популярности. Первая? волна — конец 1950;х — начало 1960;х годов — период оптимистичный и даже: счастливый: Это время первых аксёновских рассказов и повестейбыстро возникшей популярности. Вторая волна (конец 1960;х — 1970;е годы) переломная в творчестве Василия’Аксёнова: «Повесть „Затоваренная бочкотара“ 5 свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, это время поисков формы и содержания, герояжанра и языка». Третья волна (конец 1970;х — 1980;е годы) связана с политическойкампанией, организованной московскими «чиновниками от литературы» вокруг альманаха «Метрополь» (1978), в создании которого Аксёнов принимал самое активное участие. Четвертый период популярностиписателя в России относится к началу 90-х годов, когда на Западе в издательстве «Ардис» (США) начали печатать его романы и повести, изданные за десятилетие (1980;1990).

3 Базилевская Э. Ю. Произведения В.П. Аксёнова и литература о нем. Библиографический указатель // Василий Аксёнов: литературная судьба. Самара, 1994. С. 151.

Другой ученый, из Самары, Г. М. Торунова, в. диссертационном исследовании «Эволюция героя ижанра в творчестве Василия Аксёнова» (1998)' делит творчество В.' Аксёнова на тришериода: «Первый (1959;1964) характерен созданием его юношеских повестей., Второй, период — время резкого расхождения путей. этот период можно назвать временем’поисков формы» и, содержания-, героя, жанра* и языка. Он продлился* до высылки" писателя: из страны. Третийпериод — годы жизни и творчества за границей"4. ,.

Русско-американская исследовательницатворчества В. Аксёнова Н. П. Ефимова в работе «Интертекст в религиозных и демонических мотивах В.П. Аксёнова» (1993) не дает четкой периодизации творчества писателя, однако рассматривает произведения в разрезе доэмигрантского и эмигрантского периодов его жизни. Подобное «разделение» на советский и эмигрантский периоды предлагает в своем диссертационном исследовании «Заимствования в идиостиле В. Аксёнова» (Красноярск, 2005) Н. В. Колесова, с лингвистической точки зрения исследуя формирование билингвизма в творчестве писателя.

Подход И. В. Попова носит несколько иной характер. Автор, диссертации «Художественный1 мир произведений Василия Аксёнова» (Сыктывкар, 2006) предлагает распределить тексты писателя по жанрово-тематическим группам: «I — произведения, объединенные тематическим* воплощением идейной парадигмы «оттепели» , — «молодежные» повести В. Аксёнова и его ранние рассказы. П — произведения 1968;1979 годов, часть которых связана с раскрытием темы творческой личности в тоталитарном государстве., другая же часть творчества писателя — официально опубликованные в СССР произведения. III — произведения 1980;1996 годов, характеризующиеся''ос.

4 Торунова Г. М. Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксёнова: дис.. канд. филол. наук. Самара, 1998. С. 52−53. мыслеыием: советского мира с позиций эмигрантской темы. IV — произведения с 1989 года по-настоящее время., в которых на первый-план выходит формальная специфика текстов"5.

Жанр как способ эстетического* осмысления действительности является’о днойиз важных движущих сил литературного развития. Изучение своеобразия творческого поиска отдельных писателей позволяет выявить характерные тенденции современного литературного процесса, основные направления развития русской литературы на определенном историческом этапе.

В своем исследовании мы опираемся на предложенное Н.Л. Лейдерма-ном понимание жанра как «исторически складывающегося типа устойчивой структуры произведения, организующей все его компоненты в систему, порождающую целостный образ мира, который единственно можетбыть носителем определенной эстетической концепции действительности и выразителем художественной истины"6.

Вторая половина XX века характеризуется активизацией жанровых процессов, что обусловлено особенностями литературной эволюции этого периода. В русской литературе названого периода сосуществуют разные концепции мира и человека, определившие множество художественных направлений: реализма с его модификациями (критический, неореализм, социалистический, психологический, интеллектуальный, волшебный), модернизма, авангарда, постмодернизма. Эти формы активно взаимодействуют, что вызывает к жизни общие тенденции, в том числе и в жанровых процессах.

Многообразие жанровых процессов связано с усилением «власти» автора над жанром, смещением центра в системе «жанр — автор"-в сторону.

5 Попов И. В. Художественный мир произведений Василия Аксёнова: дис.. канд. филол. наук. Сыктывкар, 2006. С.24−25.

6 Лейдерман Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности // Проблемы жанра в англо-американской литературе (Х1Х-ХХ вв.). Свердловск, 1976. Вып. 2. С. 26.

8.. ¦ автора. Авторская воля1 порождает разного рода сдвиги, изменения устоявшихся жанровых моделейв- процессе которых, возникают новые жанровые илишнутривидовые образования.-,.

Поиск новых жанровых возможностей характерен для? творчества как писателей-реалистов второй" половины XX века (В. Астафьева, Л. Леонова;

A. Солженицына), так и* писателей с ярко выраженной? модернистской-. авангардистской, постмодернистской^- эстетической ориентацией^ (В! Шаламова,.

B. Аксёнова, С. Соколова, Е. Попова, А. Битовая Л. Петрушевской). Такое положение дел не могли не отразить критика и: литературоведение.

В 1970;е годыXX века в отечественном литературоведении^ интерес к исследованию жанровых процессов был достаточно пристальнымОб этом свидетельствует, в частности, дискуссия" «Черты литературы-последних лет», развёрнутая, на страницах журнала «Вопросы литературы»!. Среди многочисленных проблем, обозначенных в ходе дискуссии, возник вопрос, который можно обозначить как «романное^ мышление"8, по мнению критиков, доминирующее в произведениях разных жанров. Итоги дискуссии позволяют говорить о том, что литературный процесс 1960;1970;х годов характеризуется: усложнением жанровой системы, размыванием границ, между жанрами и жанровымиразновидностями. Один из ярких тому примеров — ранее творчество В. Аксёнова.

В своей диссертации мы обратимся к анализу первого этапа творчества В! Аксёнова, связанного с поисками жанра, который должен был бы стать наиболее точной моделью мира, каким его видит писатель. Мы сознательно оставляем вне поля нашего зренияюпыты писателя в других жанрах. Известночтонаряду с эпическими жанрами, В: Аксёнов создавал драматургиче.

7 См.: Вопросы литературы. 1975; № 2, 6, 8, 9, 10- 1976. № 1, 3- 5, 6- 1977. № 1.

8 Сидоров Е. На пути к синтезу // Вопросы литературы. 1975. № 6. С. 100. ские произведения. В 1960;е годы им написаны пьесы «Всегда в продаже» (1965), «Твой убийца» (1966), «Четыре темперамента"* (1968)^ «Аристофа-ниана с лягушками» (1968). Драматургии интересующего нас-периода посвящено множество литературоведческих работ и научных исследований.

Решению проблемы «Драматургия^ В. Аксёнова» посвящены статьи В. Е. Головчинер «Эпические тенденции в драматургии «третьейволны» «(«Цапля» В. Аксенова, «Демократия» И. Бродского)9, Г. М. Торуновош"В» поисках действия: о драматургии В. Аксёнова"10, а таюке диссертация Г. М. То-руновой «Эволюция героя и жанра в творчестве В. Аксёнова (от прозы к драматургии)» (Самара, 1998). Последняя представляет собой подробный анализ трех пьес В. Аксёнова: «Всегда в продаже», «Четыре темперамента», «Цапля» и инсценировки повести «Коллеги». Автор исследования* убедительно показывает, что для писателя обращение к драматургии в 1960;х годах стало пробой пера, успешно реализованной в экспериментальных романах конца 1990;х годов XX века. Для нас принципиально важны выводы, подтверждающие гипотезу о движении жанровых поисков в направлении к роману, который становится доминирующим в творчестве В. Аксёнова: «Пьесы помогли Василию Аксёнову сформулировать проблемы, поставить вопросы и получить на некоторые из них ответы. Один из них заключается, по-моему, в том, что Василий Павлович Аксёнов — писатель, замечательно владеющий всеми видами литературы, но упорно стремящийся создавать лиризованный роман в оптимальной для конца XX века форме"11.

Что касается прозы В. Аксёнова, то эта часть его творчества также достаточно изучена. В пору, когда на имя Аксёнова еще не был наложен запрет,.

9 Литература «третьей волны»: сб. науч. ст. Самара, 1997.330 с.

10 Василий Аксенов: литературная судьба. Самара, 1994. С. 70−79.

11 Торунова Г. М Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксёнова (от прозы к драматургии): дис.. канд филол наук. Самара, 1998. С. 147. его книги были в центре внимания критики (статьи и рецензии Л. Аннинского, Ст. Рассадина, А. Марченко, Г. Бровмана, В. Камянова и др.). В 1967 году появляется, анализ творчества В. Аксёнова в сборнике статей критика А. Макарова «Поколения и судьбы». Первые шесть лет литературного труда Аксёнова становятся предметом подробного анализа в главе «Щей и образы Василия Аксёнова» с точки зрения эволюции характеров главных героев первых прозаических произведений писателя.

Творчество В. Аксёнова получило достаточно широкое критическое и научное осмысление в 1960;е годы. Следует обратиться к главам из книг Л. Аннинского «Ядро ореха» (1965) и А. Макарова «Идущим вослед. Полемика» (1969). В этих работах авторы попытались масштабно подойти к прозе писателя, рассмотреть ее на фоне советской литературы того времени, проследить сюжетно-образную специфику и рост писательского мастерства.

Также необходимо вспомнить статью А. Ланщикова «Литература, мы и повести Василия Аксёнова» в сборнике «Литература и мы» (1966), посвященную литературным опытам писателя. Однако нужно отметить, что анализ здесь зачастую выглядит излишне идеологизированным, хотя есть и тонкие наблюдения над текстом12.

В потоке названных рецензий, которые вызвали произведения В. Аксёнова, заслуживает внимания" статья^М. Блинковой «Саша Зеленин и его друзья» («Новый мир». 1960. № 11). Несмотря на узкие рамки жанра, критику удалось умело сопоставить первую повесть писателя с произведениями А. Гладилина («Дым в глаза») и А. Кузнецова («Продолжение легенды») и тем самым подчеркнуть творческие особенности автора «Коллег».

12 Харитонов Д В. Проза Василия Аксенова 1960;70-х годов. Проблемы творческой эволюции: дис.. канд. фнлол. наук. Екатеринбург, 1993. С. 31.

Работа-Ст. Рассадина «Шестеро в кузове, не считая бочкотары» занимает особое место в. «рецензионной» литературе. В этой статье-повесть «Затоваренная бочкотара» стала поводом к размышлению о тенденциях художественного* развития прозы В. Аксёнова в сопоставлении с традициями русской литературы (главным образом — с творчеством Н. Гоголя).

Однако в массе своей в откликах и рецензиях на произведения писателя 1960;1970;х годов его темы, образы и художественные приемы рассматривались не с точки зрения их творческой ценности, но с позиции «верности идеалам коммунизма» и «принципам социализма». Таковы работы Г. Бров-мана («Из критического дневника», 1962), Л. Крячко («Поистине — пора!», 1964, В. И. Воронова («Психологизм прозы», 1967) и др. Статьи Е. Евтушенко «Необходимость чудес» и Л. Аннинского «Жанр-то найдется», опубликованные «Литературным обозрением» (1978. № 7), исследовали «Поиски жанра» (1978) с художественной точки зрения. Оба автора попытались отделить «зерна от плевел» и дать интерпретацию произведения. Е. Евтушенко при этом более подробно останавливается на конкретных приемах и образах, а Л. Аннинский — на литературном контексте.

Критика начала 1990;х годов (Е. Сидоров. «Регтайм в стиле Аксёнова» (1989) — А. Марченко. «И «мерд», и омары в «Абрау-Дюрсо» (1990), А. Не-мзер. «Странная вещь, непонятная вещь» (1991), В. Малухин. «Покоренье Крыма, дубль два» (1991) и др.) попыталась, пусть несколько поверхностно, но объективно и без идеологизаторства и апологетики рассмотреть феномен.

1 ^.

В. Аксёнова с самых разных сторон .

Произведения В. Аксёнова были предметом критического-анализа, но литературоведческого подхода к творчеству долгое времяне было. Наиболее.

13 Харитонов Д. В. Проза Василия Аксёнова 1960;70-х годов. Проблемы творческой эволюции: дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1993. С. 32. полно он обнаруживается в сборнике «Василий Аксёнов: литературная судьба», изданном в Самаре в 1994 году по итогам конференции, посвященной его творчеству, так называемых Аксёновских чтений. Статьи, вошедшие в сборник, охватывают весь творческий путь писателя, от повести «Коллеги» и ранних рассказов до романов «В поисках грустного бэби» и «Желток яйца». В сборнике творчество В. Аксёнова рассмотрено достаточно скрупулезно. С одной стороны, исследуется поэтика отдельных произведений писателя, и это позволяет увидеть «лица необщее выраженье» прозаика и драматурга В. Аксёнова. С другой стороны, творчество писателя предстает в контексте эстетических исканий искусства XX века — на фоне соперничества реализма, модернизма и постмодернизма54.

Статьи, вошедшие в сборник, могут претендовать на серьезный литературоведческий уровень разговора о произведениях В. Аксёнова как явлении литературы, вида искусства, в отличие от некоторых критических материалов, опубликованных в литературных журналах последних лет, ничем особо не примечательных.

В 1990;х годах появляются научные исследования, посвященные разным аспектам творчества В. Аксёнова. В диссертации Д. В. Харитонова «Проза Василия Аксёнова 1960;70-х годов. Проблемы творческой эволюции» (Екатеринбург, 1993) исследуется «творчество художника целостно, в его эволюции, основных связях и отношениях"15, прослеживаются становление творческого «Я» писателя, «развитие образных, эстетических и философских аспектов прозы писателя"16.

14 Василий Аксёнов: литературная судьба. Самара, 1994. С. 3.

15 Харитонов Д. В. Проза Василия Аксёнова 1960;70-х годов. Проблемы творческой эволюции: дне.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1993. С. 33.

16 Там же. С. 33.

В центре внимания И. В. Попова, автора диссертации «Художественный мир произведений Василия Аксёнова» (Сыктывкар, 2006), — художественные особенности произведений В. Аксёнова-" 1950;2000;х годов. Доминирующие* темы и мотивы, художественные образы, композиция рассмотрены, в контексте социокультурных ситуаций советского, — постсоветского времени и русской эмиграции «третьей волны».

В каждой из упомянутых диссертаций отмечены и проанализированы эволюционные тенденции в творчестве В. Аксёнова, однако жанровая специфика и жанровая эволюция не были предметом углубленного изучения. Это обусловливает новизну нашего исследования.

Наиболее близка к интересующей нас проблеме диссертация О.В. Чер-нышенко «Романы В. Аксёнова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии» (Ростов-на-Дону, 2007). Автор диссертации останавливается на проблеме специфики романной формы в творчестве В. Аксёнова 1960;1990;х годов, предваряя собственно исследование романа обзором литературы «шестидесятников» как эстетического феномена и анализом повести «Коллеги». Нельзя не согласиться с тем, что «в полной мере романная форма сформировалась и приобрела окончательно узнаваемый вид в творческой лаборатории Аксёнова не сразу, пройдя» стадии увлечения рассказом и повестью"17. Наша задача — уточнить это положение, доказать, что именно романный потенциал можно наблюдать в малой прозе В. Аксёнова первого этапа его творчества. На такой подход указывает В. П. Скобелев в статье «Новеллистика Василия Аксёнова»: «Романная по своим исходным данным установка на экстенсификацию сюжета, на воссоздание «всей» действительности, организующейся вокруг «частного» человека.

17 Чернышенко О. В. Романы В. Аксёнова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии: дис.. канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2007. С. 161. и по отношению к нему со всей определенностью заявляет о себе в рассказах Вас. Аксёнова"18.

В русле намеченных нами проблем выполнена диссертация Е.Ю. Бар-руэло Гонзалез «Роман В. П. Аксёнова „Московская сага“. Проблема жанра» (Санкт-Петербург, 2009). Автор исследует жанровое своеобразие романа В. Аксёнова «Московская сага» и его место в контексте прозы конца XX века. Для нас в этой работе принципиально важно, что автор приходит к выводам о «синтетичности» романа. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что заявивший о себе в раннем творчестве как экспериментатор в области жанра В. Аксёнов продолжает этот путь, а его опыты в ранней прозе свидетельствуют о движении к нетрадиционным формам романа.

Трансформация традиционной жанровой формы, наблюдаемая у раннего В. Аксёнова, становится доминирующей жанровой стратегией на протяжении всего творчества писателя. В результате возникают романы, получившие у исследователей определение «экспериментальные», «постмодернистские», построенные по индивидуальной авторской модели.

Объект исследования — эпические жанры в раннем творчестве В. Аксёнова.

Предмет исследования — жанровое своеобразие раннего творчества В. Аксёнова.

Цель работы — исследовать своеобразие ранней малой эпической прозы В. Аксёнова как основы поиска новых жанровых форм.

Для достижения обозначенной цели нами поставлены следующие задачи:

— определить структурные элементы, трансформация которых приводит к появлению романных признаков в рассказах В. Аксёнова;

18 Скобелев В. П. Новеллистика Василия Аксёнова // Василий Аксёнов: литературная судьба. Самара, 1994. С. 50.

— раскрыть своеобразие хронотопа ранних рассказов В. Аксёнова;

— систематизировать, приемы субъектной организации рассказов В. Аксёнова;

— проанализировать особенности, характеризующие романные интенции повести В. Аксёнова «Апельсины из Марокко»;

— выявить принципы жанровой организации повести «Затоваренная бочкотара»;

— рассмотреть жанровую стратегию в программном для творчества В. Аксёнова произведении «Поиски жанра».

В качестве материала исследования выбраны эпические произведения.

B. Аксёнова 1960;1970;х годов: рассказы из сборников «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), повести «Коллеги» (1959), «Звездный билет» (1961), «Пора, мой друг, пора» (1962), «Апельсины из Марокко» (1963), «Затоваренная бочкотара» (1968), «Поиски жанра» (1978). Такой выбор обусловлен необходимостью рассмотреть произведения, созданные в начале литературной деятельности писателя, с целью определения их жанрового своеобразия и направлений эволюции второго этапа творчества В. Аксёнова.

Методологической основой диссертации являются общефилософские принципы историзма и системности, положения жанровой теории М. М. Бахтина, в частности, идея обусловленности жанра и жанровых разновидностей хронотопаидея Ю. Н. Тынянова о «смещаемости» жанраосновы исторической поэтики и идея жанрового содержания как одного из сущностных признаков искусства А. Н. Веселовскогопринципы жанровой истории.

C.С. Аверинцева и Д. С. Лихачёвасодержание жанровой модели Н.Л. Лей-дермана, исследования разных аспектов проблемы жанра в работах С. Н. Бройтмана, М. Ю. Звягиной, Н. Д. Тамарченко, Л. В. Чернец, Э. Я. Эсалнек.

Основными методами исследования стали сравнительноисторический, историко-типологический, функционально-стилистический, структурный, системно-субъектный. Сравнительно-исторический метод позволяет проследить типологические аналогии в жанровых процессах, происходящих в литературах стран и народов мира, а также связи и влияния на уровне жанровых систем разных времен и национальных литератур. Историко-типологический метод дает возможность описать генезис и эволюцию романа с учетом стадий художественного развития. С помощью структурного метода жанровая структура описывается как модель. Структурный метод позволяет увидеть внутренние закономерности художественного произведения, отражающие его жанрово-видовые признаки и свойства. Системно-субъектный метод, разработанный в трудах Б.О. Кор-мана, предполагает концептуальную систематизацию, упорядочение понятий, что позволяет анализировать литературное произведение в системе, раскрывающей его целостность.

Ориентация на различные точки зрения и методологические концепции позволяет определить собственную методологическую позицию. На наш взгляд, получить наиболее достоверные и объективные выводы можно в результате адекватного использования разных приемов анализа.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке принципов исследования путей трансформации жанровой модели рассказа, в определении свойств хронотопа, содержащих потенциальную возможность к изменению системных характеристик. Исследование расширяет представление о жанрово-стилевых особенностях русской прозы 1960;1970;х годов, о специфике литературного процесса второй половины XX века.

Практическая значимость результатов исследования.

Материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных изучению жанровых процессов в-русской прозе второй половины XX века, в составлении учебных пособий по творчеству В: Аксёнова для студентов филологических факультетов и преподавателей словесности, а также в проведении внеклассных и факультативных занятий по литературе в школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Своеобразие ранней прозы В. Аксёнова обусловлено расширением границ малых и средних жанров, тяготеющих к романному содержанию. Элементами жанровой структуры, подвергающимися трансформации в творчестве В. Аксёнова, становятся хронотоп и субъектная организация.

2. Романное начало в рассказах В. Аксёнова 1960;1970;х гг. является следствием изменения традиционных для рассказа свойств хронотопа. Хронотоп в рассказах В. Аксёнова характеризуется следующими особенностями: цикличность, рекурсивнось, прерванность, «фантастичность», «ассоциативность».

3. Особенности субъектной организации рассказов В. Аксёнова 19 601 970;х гг. свидетельствуют о тяготении к большой эпической форме. Специфику субъектной организации рассказов В. Аксёнова составляют субъектная многоплановость, дифференциация речи персонажей внутри речи рассказчика, смена доминирующих точек зрения персонажей, введение в повествование автора-персонажа, разнообразие способов авторской субъективации речи, использование приемов совмещения точек зрения автора и персонажа.

4. Выход за рамки жанровых границ повести обнаруживается в произведении начала 1960;х гг. «Апельсины из Марокко». Романные начала обусловлены специфической организацией хронотопа, характером доминирующей сюжетной схемы, своеобразием субъектной организации, широтой охвата жизненных явлений.

5. Повесть «Затоваренная бочкотара» представляет собой синтез сказки, фельетона, притчи, пародии, антиутопии. Интегральными признаками для синтеза вышеназванных жанров являются элементы условности, фантастичности, иллюзорности, двуплановости, иронии, сатиры, схематичности, гротеска, «остранения».

6. Содержание жанровых стратегий произведения В. Аксёнова «Поиски жанра» составляет экспериментальное использование следующих тенденций: нарратологической игры, активизации читательского сознания, синтеза драматического, эпического и лирического начал, мозаичности композиции, реализации «сюжет об авторе». Это определяет движение писателя к доминирующей стратегии последующего творчества — трансформации традиционных жанров и создания на их основе новых жанровых модификаций.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации нашли отражение в статьях (общим объемом 1,9 п.л.), были изложены на научных конференциях: Международная научная интернет-конференция 20−30 апреля 2007 г., г. АстраханьМеждународная научная интернет-конференция 20−30 апреля 2008 г., г. Астрахань.

Структура и объем диссертации

Структура работы определяется логикой исследования жанрового своеобразия раннего творчества В. Аксёнова, которое заключается в тяготении малых жанров к большим формам. Названная тенденция репрезентируется на разных уровнях жанровой модели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 247 наименований. Общий объем диссертации -189 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В. Аксёнов относится к числу авторов, от которого читатели с самого начала его творчества ждали образцов художественного эксперимента в области жанровых форм, стилей. Творческий путь В. Аксёнова от ранних рассказов, повестей и до романов, написанных в последние десятилетия, представляет собой непрерывный поиск новизны жанрового и стилевого выражения.

В 1960;1970;е годы творчество В. Аксёнова эволюционирует от «отте-пельного» варианта социалистического реализма к утверждению в поэтике писателя модернистских и авангардистских приемов письма. Помимо использования гротеска, литературной игры, интертекстуальности, пародии, «автоматического письма», «потока сознания» и т. п., характерных для нового стиля писателя, в творчестве В. Аксёнова на этапе обозначенной эволюции обнаруживается изменение способа жанрового мышления.

Нами было выдвинуто научное предположение о том, что жанровое своеобразие ранних произведений В. Аксёнова обусловлено изменениями в структуре жанра. За основу жанровой модели была принята модель, разработанная Н. Л. Лейдерманом.

Анализ рассказов В. Аксёнова первой половины 1960;х гг. показал, что изменениям подвергаются такие элементы жанровой структуры, как хронотоп и субъектная организация. Трансформации этих элементов приводят к возникновению романного начала в малой прозе В. Аксёнова раннего периода. В проанализированных нами рассказах («Наша Вера Ивановна» (1959), «Асфальтовые дороги» (1959), «Завтраки 43-го года» (1962), «На полпути к Луне» (1962), «Победа» (1965), «Дикой» (1965), «Любителям баскетбола» (1967)) в каждом конкретном случае рисунок хронотопа носит особый характер, при этом хронотопы всех рассказов отличаются от инварианта, определяющего модель этого жанра. Изменение свойств инварианта хронотопа! рассказа приводит к возникновению романных интенций в малой прозе В. Аксёнова.

Названный эффект наблюдается в том случае, когда хронотоп приобретает следующие свойства: рекурсивность, «цепочность», ретроспективность, фрагментарность, конспективность, непоследовательность, «рассогласованность» времени и пространства.

Субъектная организация ранних рассказов В. Аксёнова носит специфический характер, обусловливающий расширение границ жанра. Многообразие способов организации повествования и субъектов речи в рамках рассказа задает возможности расширения жанровых границ. Среди таких способовдифференциация речи персонажей внутри речи рассказчика, субъектная многоплановость, взаимодействия разных типов субъектной организации речи, смена доминирующих точек зрения персонажей, диалогизация, совмещение точек зрения автора и персонажа, введение в повествование автора-персонажа. Специфические способы организации повествования рассмотрены нами на примере рассказов «Сюрпризы» (1959), «Катапульта» (1961), «Папа, сложи!» (1962), «На полпути к луне» (1962), «Маленький Кит, лакировщик действительности» (1964), «Товарищ Красивый Фуражкин» (1964), «Победа» (1965), «На площади и за рекой» (1967).

Наблюдения над изменёнными свойствами хронотопа и субъектной организации свидетельствуют о том, что в той или иной степени в рассказах В. Аксёнова можно наблюдать тяготение к большой эпической формероману.

Примененные к анализу рассказов элементы структурного подхода использованы нами для выявления жанровых интенций в повести «Апельсины из Марокко» (1963). Это позволило прийти к выводам о том, что повесть «Апельсины из Марокко» тяготеет к романному развертыванию, что обнаруживается на уровне хронотопа и доминирующей сюжетной схемы, субъектной организации, широты охвата жизненных явлений.

Рассмотренная1 специфика субъектной, хронотопической и сюжетной организации повести «Апельсины из Марокко» позволяет говорить, что все эти особенности, характерные в ряде случаев для романа, а в’других аспектахдля повести, определяют жанровые интенции произведения.

Другой чертой жанрового своеобразия ранней прозы В. Аксёнова становится стратегия жанровых трансформаций и поиска новых жанровых форм. В рассматриваемом нами периоде это можно наблюдать в повести «Затоваренная бочкотара» (1968) и «Поисках жанра» (1978).

Художественный опыт В. Аксёнова свидетельствует о том, что жанровые трансформации становятся одной из доминирущих жанрообразова-тельных стратегий, реализуемых писателем. Эта тенденция наметилась еще в раннем творчестве прозаика, а в зрелый период привела к созданию произведений, в которых наблюдается разрушение традиционного жанрового канона. В позднем творчестве В. Аксёнова трансформации подвергается роман. Вектор жанровых поисков у писателя можно наметить следующий: от малой прозы, содержащей романное начало, к роману, изначально содержащему признаки трансформации традиционной жанровой модели.

В повести «Затовареная бочкотара» наблюдаем такой способ трансформации жанра, как жанровый синтез. Жанровый синтез происходит в процессе объединения нескольких моделей на жанровой основе, наиболее восприимчивой к изменениям. Как правило, такими основами становятся жанры, имеющие достаточно долгую историю и обладающие некоторой степенью универсальности. В «Затоваренной бочкотаре» основой для формирования новой жанровой модели становится повесть, которая объединяет сказку, притчу, фельетон, антиутопию, пародию. Кроме того, писатель синтезирует стилистические техники, объединяя в пространстве одного текста публицистичность, стиль сказочного-, повествования, пародирование стиля советского официоза, притчевость. Жанровый синтез в «Затоваренной бочкотаре» позволил В*. Аксёнову полнее и глубже представить нерасторжимость взаимосвязи современного и вечного.

Завершающим «дороманный» период творчества В. Аксёнова становится произведение, жанровая идентификация которого достаточно сложна в силу того, что выбранные автором жанровые стратегии приводят к неоднозначным результатам. Неоднозначность результатов также входит в авторский замысел. Доминирующими авторскими стратегиями становятся трансформации на жанровом и родовом уровнях, которые приводят к созданию жанра, лишенного определенностей, соотносимых с традиционными жанровыми моделями. Перед нами образец так называемого «авторского жанра». Название произведения непосредственно выражает направление творческих поисков писателя — «Поиски жанра» (1978).

В процессе поиска автор вслед за героем приходит к синкретичному жанру романного повествования, сочетающему лиризм, стихотворное начало, драматическую экспрессию, гротеск с эпическим рассказом о событиях.

Содержание жанровых стратегий «Поисков жанра» В. Аксёнова составляют экспериментальное использование элементов метаповествователь-ности (сомнения героя-автора, его фантазии, непроясненность сюжета, мотив поиска), игра с типами и формами повествования, разнообразие приемов активизации читательского сознания, синтез драматического, эпического, лирического, организация мозаичной структуры композиции, привлечение ассоциативного фона описываемых событий в двухчастной паре глав, ретроспекция и проспекция, «сюжет об авторе», элементы автобиографичности, нарушение границ между реальностью и художественным миром.

Рассмотренный нами ранний период творчества В. Аксёнова характеризуется жанровым своеобразием, которое обусловлено разного рода экспериментами с эпическим жанрами, переосмыслением природы жанра, трансформации жанровой модели посредством нарушения её инвариантных атрибутов. Результатом названных экспериментов становится появление жанровых модификаций рассказов и повестей, содержащих романное начало, синтетических жанров и авторских жанровых форм. Все это свидетельствует о том, что уже в раннем творчестве В. Аксёнов тяготеет к обновлению традиционной жанрово-стилевой парадигмы реализма, что делает органичным его переход к разной степени модернизации: авангарду и постмодернизму в зрелом творчестве. Специфические приемы, которые впоследствии были активно задействованы автором в его жанрово-стилевых поисках, берут начало в раннем творчестве писателя.

Апробированная в работе методика структурного подхода к анализу жанра позволяет продолжить в том же русле исследование зрелого творчества В. Аксёнова, главной чертой которого становится поиск новых жанрово-стилевых модификаций романа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Апельсины из Марокко / В. Аксёнов. — М.: Эксмо, 2006.-480 с.
  2. В. Дикой / В. Аксёнов // Аксёнов В. Золотая наша Железка. М., 2007. — С. 112−136.
  3. В. П. Жизнь без прикрас: Беседа / В. П. Аксёнов // Театральная жизнь. 1990. — № 8. — С. 12−15.
  4. В. Завтраки 43-го года / В. Аксёнов // Аксёнов В. Золотая наша Железка. М., 2007. — С. 3−13
  5. В. П. Затоваренная бочкотара / В. Аксёнов. — М.: Изо-графЪ: Эксмо, 2005. 448 с.
  6. В. Зеница ока. Вместо мемуаров / В. Аксёнов. — М.: Вагриус, 2005. 496 с.
  7. В. П. Как Никита поссорился с писателями / В. П. Аксёнов // Аргументы и факты. 1991. — № 45.
  8. В. Катапульта / В. Аксёнов. — М.: Советский писатель, 1964.-264 с.
  9. В. Любителям баскетбола / В. Аксёнов // Аксенов В. Золотая наша Железка. М., 2007. — С. 147−160.
  10. В. На полпути к Луне / В. Аксёнов // Аксёнов В. Золотая наша Железка. М., 2007. — С. 192−211.
  11. В. На полпути к Луне. Книга рассказов / В. Аксёнов. -М., 1966.-184 с.
  12. В. Победа: рассказ с преувеличениями / В. Аксёнов // Аксёнов В. Золотая наша Железка. М., 2007. — С. 106−112.
  13. В. Рассказы. Наша Вера Ивановна / В. Аксёнов // Юность. 1959. — № 7.
  14. В. Взгляд на нас и на себя. / В. Аксёнов // Аврора. — 1990.-№ 86−90.
  15. В. Писатель это освободитель дум / В. Аксёнов Беседовал А. Гаврилов. // Книжное обозрение. 2000. — № 34. — С. 5.
  16. В. Праздник, который пытались украсть / В. Аксёнов // Огонек. 1991. — № 10. — С. 18−19.
  17. В. П. «Я, в основном пишу для русских читателей» / В. П. Аксёнов // Искусство кино. 1990. — № 3. — С. 53−60.
  18. В. «Я, по сути дела, не эмигрант» / В. Аксёнов // Юность. 1989. -№ 4. — С. 80−83.
  19. А. В. Системный анализ : учеб. для вузов / А. В. Антонов. М.: Высшая школа, 2004. — 454 с.
  20. В. Современная советская проза (60-е начало 70-х годов) / В. Апухтина. — М.: Высшая школа, 1977. — 176 с.
  21. Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э. Я. Баталов. М.: Наука, 1982. — 336 с.
  22. М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб., 2000. — 336 с.
  23. М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин. — М., 1986.
  24. М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. М.: Лабиринт, 1998. — 608 с.
  25. М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб., 2000. — С. 10.
  26. М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979. С. 372.
  27. В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В. Г. Белинский // Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 9 т. М., 1976. — Т. 1. — С. 150.
  28. Биографии. Режим доступа: http://www.biograph.comstar.ru/, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  29. М. Саша Зеленин и его друзья / М. Блинкова // Новый мир. 1960.-№ 11.
  30. Богуславская 3. Встреча седьмая: Василий Аксенов / 3. Богуславская // Культура. 2001. — № 40 (7297). — С. 7−11.
  31. JI. Б. Постмодерн в отечественной культуре (на примере творчества В. Аксёнова и В. Войновича) / JI. Б. Брусиловская // Вторые культурологические чтения. -М., 1997. С. 81−85.
  32. М. Василий Аксёнов: Красота мир не спасла Интервью с Василием Аксёновым. / М. Бузукашвили // Чайка. 2002. — № 12 (28). — С. 12.
  33. Ю. Вам из другого поколения. / Ю. Буртин // Октябрь. — 1987.-№ 8.-С. 37−39.
  34. Ю. Исповедь шестидесятника / Ю. Буртин // Дружба народов. -2001. -№ 2. С. 138−161.
  35. П. Современная русская проза / П. Вайль, А. Генис.—M., 1982.
  36. Василий Аксёнов как хранитель русского авангарда: Беседа с писателем. / Записал Д. Радышевский // Московские новости. 1994. — № 54 (6−13 ноября). — С. 20.
  37. Василий Аксёнов: Нормальная жизнь, деленная на два // Новое время. 2001. — № 32 (12 августа). — С. 42.
  38. Василий Аксёнов: «Следующая мишень Кремль» // Собеседник. — 2001. -№ 37 (20−26 сентября). — С. 7.
  39. А. Аксёнов есть Аксёнов / А. Василевский // Новый мир. 1998. — № 1. —С. 161−172.
  40. Р. Василий Аксёнов как зеркало либеральной контрреволюции / Р. Вахитов // Юность. 2005. — № 12. — С. 81−87.
  41. М. Василий Аксёнов / М. Веллер // Радуга. 1989. — № 8. -С. 23−26.
  42. А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. — Л., 1940.
  43. Е. Право на свой остров / Е. Веселая // Огонек. — 1990. -№ 2.-С. 18−21.
  44. В. О языке художественной прозы / В. Виноградов. -М.: Наука, 1980.-360 с.
  45. В. И. Психологизм прозы / В. И. Воронов // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М.: Мысль, 1967. — С. 3−59.
  46. Газета.Яи. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/culture/, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  47. А. Василий Аксёнов: «Силовик — это надутый резиновый человек» / А. Гамалов // Огонек. — 2004. — № 3. — С. 21—23.
  48. М. Античная басня — жанр-перекресток / М. Гаспаров // Античная басня. М., 1991. — С. 3−22.
  49. С. Василий Аксёнов. Вольтерьянцы и вольтерьянки: Старинный роман / С. Гедройц // Звезда. — 2004. № 11. — С. 14.
  50. Ю. Искусство «оттепели». 1954−1964 / Ю. Герчук // Вопросы искусствознания. 1997. — № 1. — С. 126−181.
  51. Глобальный еврейский он-лайн центр. Режим доступа: http://www.jewish.ru/culture/, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  52. Дж. Беседы в изгнании / Дж. Глэд. — М., 1991. С. 82.
  53. М. Из дальних странствий / М. Голубков // Москва. -1992. -№ 1.-С. 201−203
  54. А. В поисках жанра (О В. Аксёнове) / А. Гольдин // Книжное обозрение. 1995. — № 23. — С. 12.
  55. . А. Теория романа / Б. А. Грифцов // История и теория искусства. 1927. — Вып. 6. — 152 с.
  56. Дом-музей Марины Цветаевой. — Режим доступа: http://www.dommuseum.ru/, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  57. Е. Сокровенна языческая тайна, или Зверь на котурнах / Е. Ермолин // Нева. 1988. — № 11.
  58. Н. А. Изображение государственной власти в произведениях В.П. Аксёнова / Н. А. Ефимова // Вестник МГУ. 1995. — № 3. — С. 3139. — (Сер. 9. Филология).
  59. Н. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксёнова. -М.: МГУ, 1993.
  60. . Повествовательный дискурс // Ж. Женетт. Фигуры: в 2 т. М., 1998. — Т. 2. — С. 60−280.
  61. А. К. Блуждающие сны и другие работы / А. К. Жолковский. М.: Наука, 1994. — 426 с.
  62. За освещенной поверхностью: Хроника трудов и дней В. П. Аксёнова. Режим доступа: http://www.gorbibl.nnov.ru, свободный. — Заглавие сэкрана. Яз. рус.
  63. Известия.Ру. — Режим доступа: http://www.izvestia.ru/culture/, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  64. Ирония и пародия: межвуз. сб. науч. ст. / под ред. С. А. Голубко-ва, М. А. Перепелкина, В. П. Скобелева. Самара: Самарский университет, 2004. — 192 с.
  65. Казанский педагогический университет. — Режим доступа: http://kazangpu.narod.ru/, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  66. А. Придворные диссиденты и «погибшее поколение» / А. Казинцев // Наш современник. 1991. — № 3. — С. 175−176.
  67. Т. Читайте Аксёнова: Субъективные заметки о Василии Аксёнове и его пространстве-времени / Т. Калласс // Радуга = Vikerkaar. — 2002.-№ 3.-С. 54−61.
  68. В. А. Философия науки : краткий энциклопедический словарь / В. А. Канке. М.: Омега-Л, 2008. — 328 с.
  69. Н. Н. Good bye, Америка! (Метаморфозы «американского мифа» в творчестве Василия Аксенова) / Н. Н. Карлина // Язык. Текст. Слово. Самара, 2004. — С. 110−118.
  70. Н. Н. Сорокалетний юбилей «Коллег» В. Аксенова в «самой читающей стране» / Н. Н. Карлина // Вестник Университета Российской академии образования. — 2001. № 1. — С. 76−84.
  71. П. Звездный билет Василия Аксёнова / П. Кашурин // Культура. 2002. — № 34. — С. 7.
  72. А. Н. Случай Аксёнова / А. Н. Ковалева // Известия. 2002. 20 авг. — С. 12.
  73. Н. В. Иноязычия в романе В. Аксёнова «Остров Крым» / Н. В. Колесова // Лингвистический ежегодник Сибири. Красноярск, 2003.-Вып. 4−5. — С. 36−43.
  74. Н. В. Способы выражения языковой рефлексии в текстах В. Аксёнова / Н. В. Колесова // Лингвистический ежегодник Сибири. — Красноярск, 2005. Вып. 7. — С. 157−163.
  75. . О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. -М., 1972.
  76. Л. Поговорим о герое / Л: Крячко // Молодая гвардия. -1964. № 12. — С. 252−306.
  77. С. Обретение стиля: доэмигрантская проза Василия Аксенова / С. Кузнецов // Знамя. 1995. — № 8. — С. 206−212.
  78. А. И. Мифология шестидесятых в ранней прозе В. Аксёнова / А. И. Куприянова // От текста к контексту. — Ишим Белово, 2004. Вып. 4. — С. 109−117.
  79. А. И. Мотив пути в прозе В.П. Аксёнова 1960−1970-х гг.: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. И. Куприянова. — Тюмень, 2007.
  80. В. А. Человек в «постчеловеческом мире»: проблема выживания / В. А. Кутырев // Природа. 1989. — № 5. — С. 16−19.
  81. Н. Л. Движение времени и законы жанра : монография/ Н. Л. Лейдерман. — Свердловск, 1982. — 256 с.
  82. Н. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме / Н. Лейдерман, М. Липовецкий // Новый мир. 1993. — № 7. — С. 233−242.
  83. М. «Присутствуя настолько, насколько позволяет отсутствие» / М. Липовецкий // Знамя. 2005. — № 9. — С. 199−209.
  84. А. Очерки античного символизма в мифологии / А. Лосев. — М.: Мысль, 1993.-959 с.
  85. А. Идеи и образы Василия Аксёнова / А. Макаров // Макаров А. Поколения и судьба: кн. ст. -М., 1967. С. 314−374.
  86. В. Покорение Крыма, дубль два / В. Малухин // Знамя. — 1991. -№ 2. -С. 232−234.
  87. В. Русская версия. Заметки о романе В. Аксёнова «Остров Крым» / В. Малухин // Известия. 1990. — 4 авг. — С. 7.
  88. Г. Границы жанра / Г. Морсон // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. — С. 233−251.
  89. А. М. Элементы джазовой эстетики в раннем творчестве Василия Аксенова / А. М. Мякинина // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М., 2002. С. 264−265.
  90. В. Защита Лужина / В. Набоков // Собрание сочинений: в 4 т. -М., 1990.-Т. 2.-С. 77.
  91. А. Странная вещь, непонятная вещь / А. Немзер // Новый мир. 1991. — № 11. — С. 243−249.
  92. Новости Татарстана, обзоры, политика. — Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  93. В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980.-263 с.
  94. К. Звёздный билет куда? / К. Поздняев // Октябрь. -1961. -№ 10.-С. 188−190.
  95. Е. Соцреализм карнавальный: Василий Аксенов какзеркало советской идеологии / Е. Пономарёв // Звезда. 2001. — № 4. i1. С. 213−219.
  96. И. В. Образы А. Грина в творчестве В. Аксёнова / И. В. Попов // A.C. Грин: взгляд из XXI века. Киров, 2005. — С. 233−236.
  97. И. В. Художественный мир произведений Василия Аксёнова : дис. .канд. филол. наук / И. В. Попов. Сыктывкар, 2006. — 201 с.
  98. Последний волшебник. Скончался Василий Аксёнов. Режим доступа: http://helpynew.ucoz.lv/publ/19-l-0−277, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  99. Г. Н. К вопросу о поэтических жанрах / Г. Н. Поспелов // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. — 1948. — № 5.
  100. Г. Н. Рассказ / Г. Н. Поспелов // ЛЭС. М., 1987. — С. 318.
  101. Прокофьев >Н. И. «Прелесть простоты и вымысла» / Н. И. Прокофьев // Древнерусская притча. М., 1991. — С. 6.
  102. В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2000. — 336 с.
  103. С. Эмиграция в Халигалию / С. Рассадин // Голос из арьергарда: Портреты. Полемика. Предпочтения. Постсоцреализм. М., 2007.-С. 173.
  104. С. Шестидесятники. Книги о молодом современнике / С. Рассадин // Юность. 1960. — № 12. — С. 58−62.
  105. Е. Г. Пафос художественного произведения (из истории проблемы) / Е. Г. Руднева. М., 1977.
  106. В. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В. Руднев. М.: Аграф, 2003.-608 с.
  107. Русские писатели XX века: библиографический словарь. — М.: Просвещение, 1998. Т. 2.
  108. Русские писатели и поэты: краткий биографический словарь. -М., 2000.-С. 212.
  109. Н. Т. Введение в теорию романа / Н. Т. Рымарь. Воронеж, 1989.-268 с.
  110. Н. Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь. Куйбышев, 1990. —254 с.
  111. Н. Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. Воронеж, 1994. — 264 с.
  112. О. Шум и молчание шестидесятых / О. Седакова // Искусство кино. 1997. — № 6. — С. 51−55.
  113. Е. Рэгтайм в стиле Аксенова / Е. Сидоров // Юность. — 1989. -№ 7. -С. 44−45.
  114. В. Лучше поздно. (Вашингтонский, корреспондент «Труда» беседует с В. Аксеновым и В. Войновичем) / В. Сиснев // Труд. 1990. — 18 авг.
  115. Т. Публицистика. Третья волна эмиграции / Т. Скрябина // Другие берега. Независимый ежемесячный художественно-публицистический проект эмиграции. 2007. — № 2 (34).
  116. . Неизвестный Аксёнов / Б. Султанбеков. Казань, 1993. -№ 1.-С. 142−144.
  117. Н. Д. Русская повесть Серебряного века (Проблемы поэтики сюжета и жанра): монография / Н. Д. Тамарченко. — М., 2007. С. 32.
  118. А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертыч-ный.-М., 2006.-С. 268.
  119. Г. М. Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксёнова (от прозы к драматургии): дис. .канд. филол. наук / Г. М. Торунова. Самара, 1998. — 178 с.
  120. Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер. М.: ФАИР-Пресс, 1999.-448 с.
  121. . А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский- // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М- 1995. — 360 с.
  122. О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг- подгот. текста и общ- ред. НС. В! Брагинской^-М., 1997^
  123. Д. В. Проза Василия Аксёнова 1960−1970-х годов. Проблемы творческой эволюции: дис.канд. филол. наук / Д. В:. Харитонов.- Екатеринбург,. 1993. 205 с.
  124. Хотимский-Б. Мыслить ш чувствовать. Заметки критика / Б. Хо-тимский // Учительская’газета. 1965- - № 148 (11 декабря). — С. 4.
  125. И. Прощание с шестидесятниками / И. Чайковская // Октябрь. 2005. — № 9. — С. 185−187.
  126. Чаликова В- А. Утопический роман: жанровые и автобиографические источники современных антиутопий/ В. А. Чаликова// Социокультурные утопии XX в. Реф. сб. ИНИОН. М., 1985. — Вып. 3. — С. 92−166.
  127. О. В. Романы В .П. Аксёнова: Жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии: дис. .канд. филол. наук / О. В- Чернышенко. Ростов н/Д., 2007. — 181 с.
  128. М. Современная, повесть и юмор / М. Чудакова, А. Чудаков // Новый мир. 1967. — № 7. — С. 229-
  129. В. Таинственный остров (Василий Аксёнов. Остров Крым. Роман // Юность. 1990. — № 1−5) / В. Шохина // Октябрь. — 1990. -№ 11.-С. 200.
  130. Н. Мифологическая система образов в романе В. Аксёнова «Ожог» / Н. Яковлева // Филологические этюды. Саратов: Печатник, 1998.-Вып. 1.-С. 130−145.
  131. Vasiliy Pavlovich Aksenov: A writer in Quest of Himself / ed. E. Mozejko. Columbus: Slavica Publishers, 1986.
  132. Dalgard P. The Function of the Grotesque in Vassilij Aksenov / P. Dalgard. Arcona, Arhus, 1982.
  133. VIP-person. Access mode: http://www.viperson.ru, free. — Title from screen. — English.99. C. 155−164.1979. -№ 3. C. 196−256.1995. -№ 16.-C. 32−47.
Заполнить форму текущей работой