Образ Дон Жуана в мировой литературе
Дон Жуан попадает в гарем султана в качестве одной из жен. И здесь Дон Жуан проявляет стойкость, униженный положением раба, переодетый в женский наряд, он гордо отказавает жене султана, чем, конечно, приводит ее в ярость. Но везение снова на стороне героя, и он выбирается из плена, попав прямиком на войну. На войне он также проявляет себя отважно, спасая девочку-турчанку. Дон Жуан получает орден…
РефератФилософия любви в творчестве
В рассказе «Темные аллеи» главная героиня Надежда любила только одного человека — петербуржского офицера Николая Алексеевича. Она не просто любила его, она отдала ему всю себя: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять». Но для Николая Алексеевича Надежда была лишь приятным воспоминанием…
ЭссеЭпитет в лирике Ахматовой
Эпитет можно классифицировать с разных позиций. Семантически: зооморфные, природные, цветовые, бытовые; стилистически: усилительные, уточнительные, контрастные; генетически: общеязыковые, индивидуально-авторские, народно-поэтические; структурно: простые, сложные; с точки зрения частеречной принадлежности: эпитеты-прилагательные, эпитеты-существительные, эпитеты-наречия. Также эпитеты можно делить…
КурсоваяГипертекстуальные формы и функционирование их единиц в русской литературе XX — начала XXI века
В гипертексте словарного типа был выявлен ряд текстопорождаю-щих механизмов: слово-действие, маска комментатора, реплика-комментарий. Так слово исходного текста становится диалогической репликой, гиперссылкой, ассоциативного комментария и выходит из линейной последовательности. В «Бледном пламени» В. Набокова маска комментатора выступает в качестве универсального текстопорождающего механизма…
ДиссертацияИсторическое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и постмодернистская историография: Г. Свифт, Дж. Барнс
Массовая литература активно использует исторические сюжеты как элемент развлекательности. Обращаясь к технике реалистического повествования и условностям исторического романа XIX века, создавая при этом примитивизированную одномерную иллюзию действительности, подобная литература закрепляет или формирует стереотипное восприятие, как исторического прошлого, так и его художественного осмысления…
ДиссертацияХудожественная картина мира в прозе С.Н. Терпигорева
Долгое время Терпигорев сотрудничал с «Отечественными записка-ми» (выходил в 1839 — 1884 годы) и с М.Е.Салтыковым-Щедриным. Близость идейного содержания произведений и творческой манеры обоих писателей послужила поводом к тому, что «Оскудение», первый очерк которого появился в редакции журнала в октябре 1879 года, приписали перу великого сатирика. М. Горький прямо говорил о Терпигореве как…
ДиссертацияХудожественная репрезентация национального характера в прозе А. Яшина
Чувство природы" и в трактовке Яшина всегда было важнейшей составляющей русского национального характера. Для. писателя природаоснова прекрасного, поэтому общение людей с природой — источник покоя и гармонии, способствующий сохранению лучших вековых черт характера русского человека, его национального облика. На новом этапе его творчества отдельные «природные» мотивы репрезентируются в развернутых…
ДиссертацияХудожественное представление праведного и греховного начал в прозе Веры Галактионовой: образные и жанровые аспекты
Степень изученности избранной проблематики определяется направленностью литературоведческих поисков на три основных аспекта художественной системы: на аспект тождеств-различий, прежде всего в представлении идентичностина аспект жанровых трансформаций, особенно в значимой для материала традиции Ф. Достоевского (Тучина, 2010: 158) (и на аспект связи между мотивами), а также их отношений…
ДиссертацияЛитература пионерской организации: идеология и поэтика
Собственно с зарождения пионерской организации в 1922 году началось создание агитационно-пропагандистской детской литературы и продолжалось на протяжении всего существования пионерской организации до 1991 года. Этим периодом ограничиваются хронологические рамки нашего исследования. В резолюции XIII съезда партии (май 1924 года) утверждалось: «Необходимо приступить к созданию литературы для детей…
ДиссертацияМотив двойничества в русской поэзии начала XX века: И. Анненский, А. Ахматова
А. А. Ахматовой// Труды по знаковым системам. XIV. Вып. 14. Тарту, 1984. оказались наиболее важными для данной работы1. Аверинцев С. С. Специфика лирической героини в поэзии Анны Ахматовой: солидарность и двойничество// Wien slawistisches jahrbuch/ Wien, 1995. Bd. 41/1995; Аникин A. E. Ахматова и Анненский: Заметки к теме. Новосибирск, 1988; Беренштейн Е. П. Символизм Иннокентия Анненского…
ДиссертацияПроблема героического в творчестве М.А. Шолохова (в типологическом сравнении с темой героического во вьетнамской литературе)
Тайна" неотразимой художественной правды, неразрывно связанная с новаторской природой искусства Шолохова, состоит в том, что героическое у него воплощено в огромном, многоликом собрании неподражаемо живых народных характеров, народных типов. Шолохов вошел в историю мировой литературы как художник, который с небывалой до него реалистической мощью возвеличил трудовой народ. Как никто, он проник…
ДиссертацияПроблематика и своеобразие художественной летописи о пограничной службе на Руси в отечественной словесности ХI-ХVII вв
Научная новизна работы во многом подтверждается следующим: во-первых, впервые в филологии и истории Отечества (филологический аспект) осуществлено исследование научной проблемы художественного воспроизведения в памятниках словесности древности и средневековья истории охраны и защиты границ Руси в конкретно-исторической действительностиво-вторых, избранным подходом исследования художественной…
ДиссертацияПроблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века
Однако следует отметить, что становление критического реализма в татарской литературе было трудным процессом. Рядом с новым методом полноправно действовали такие литературные направления, как просветительский реализм и романтизм. Следовательно, молодая татарская литература не была монополией критического реализма Конечно, писатели-реалисты использовали положительные традиции предшественников. Но…
ДиссертацияОт символизма к авангарду. Опыт символизма и русская литература 1910-1920-х годов (Поэтика. Жизнетворчество. Историософия)
См., например: Максимов Д. Е. 1) Поэзия и проза Ал.Блока. Л., 1975; 2) Русские поэты начала века. Л., 1986; Долгополое Л. К. 1) На рубеже веков: О русской литературе конца XIX — начала XX века. Л., 1977; 2) Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988; Минц З. Г. 1) Функции реминисценций в поэтике А. Блока // Учен, зап. Тартус. гос. ун-та. Вып. 308. Тарту, 1973; 2) О некоторых…
ДиссертацияН.В. Гоголь и У. Шекспир: поэтика драматургии в сравнительном освещении
В этой связи особое значение приобретает компаративное изучение типологических схождений (аналогий). Накопление материалов в этой области позволило бы со временем сделать выводы о наличии или отсутствии контактных связей, а следовательно, поставить вопрос о роли шекспиризации в творчестве Гоголя, т. е. об обращении к свободному от правил нормативной поэтики литературному творчеству, которое в XIX…
ДиссертацияПереводы произведений А.П. Чехова на персидский язык и их роль в развитии современной персидской новеллистики
Переводом художественной литературы — как в СССР, так и в Иране, — сегодня занят большой отряд профессиональных переводчиков, вооруженных своей методологией и ведущих активную работу в области художественного перевода. Еще в 1934 году, выступая на первом съезде советских писателей, великий пролетарский писатель А. М. Горький отмечал: «Речевая культура наших братских народов, их эпос, их песня…
ДиссертацияПоэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе
О поэтической природе прозы И. С. Тургенева написано много. Уже А. В. Дружининым была высказана мысль о главенстве поэтического начала в его творчестве.1 Это представление очень скоро — по мере того как уходила в прошлое актуальность социальной проблематики тургеневских романов, а достижения психологической прозы обрекали манеру Тургенева на «устаревание» — было упрочено критикой (С.А…
ДиссертацияРецепция творчества Х. Ибсена в английской литературе 70-90-х годов XIX в.: На примере драмы «Кукольный дом»
Рецепция творчества Ибсена в Англии явление многоаспектное и сложное. Ее нельзя оторвать от общей характеристики «воспринимающей среды», от основных тенденции английской культуры и литературы 70−90-х гг. XIX в. Косвенным образом на восприятие Ибсена воздействовали такие внелитературные импульсы как дарвинизм, движение прерафаэлитов, фабианство, суфражизм. При всей их разности они направляли…
ДиссертацияРоман Владимира Набокова «Bend Sinister»: Анализ мотивов
Bend Sinister" Набокова не превратился в самодостаточный механизм вследствие аритмии или ритмического изъяна, своеобразной «сердечной недостаточности». Напряжение текста и заметное скопление мотивов в экспозиции и развязке могут говорить и о другом. «Bend Sinister» может представлять собой глобальную интонационную (эмоциональную) паузу. Указанный роман — момент замирания между сжатием…
Диссертация«Шекспировский текст» в русской литературе второй половины XX — начала XXI в
Современные исследователи феномена интертекстуальности относят шекспировские произведения к так называемым «сильным текстам». Так, Н. А. Кузьмина, анализируя проблему рождения нового текста под влиянием ранее созданного, отмечала, что «сильные тексты» обладают высоким энергетическим потенциалом. Именно они и способны порождать новые художественные тексты. Энергетический потенциал закладывается…
ДиссертацияПринципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: К вопросу взаимодействия литературы и музыки
Г. А. Лесскис в статье «Мастер и Маргарита» Булгакова: манера п повествования, жанр, макрокомпозиция" рассматривает роман «Мастер и Маргарита» как единство двух романов: «романа Мастера» и «романа о Мастере». «Роман Мастера безличен, в нем нет персонифицированного автора или обращений к читателю, в нем вообще нет эксплицитно заявленных авторских мнений, поправок к тому, что говорят персонажи…
ДиссертацияЖанровая структура рассказа
Перед нами поистине двуголосый в жанровом отношении текст, предполагающий возможность одновременного прочтения как на языке анекдота, так и на языке притчи". Тюпа В. И. Аналитика художественного. М., 2001. С. 133. рассказа.54 Рассказ — «представляет собой развитие новеллистической традиции — по пути ее «романизации», отхода от канонической жанровой формы и обретения принципиально новой «формы…
ДиссертацияТворчество В.К. Арсеньева. Специфика научно-художественной системы
Большой вклад в изучение творчества Арсеньева внес Н. В. Старовойтов. В статье 1972 г. «Формирование художественных принципов В. К. Арсеньева и жанровое своеобразие его творчества» исследователь утверждает: «Арсеньевписатель особого склада. Он не беллетрист в общепринятом смысле — в одинаковой степени он принадлежит и литературе и искусству». Уже в ранних очерках писателя Старовойтов отмечает…
ДиссертацияВымышленные языки в поэтике англоязычного романа XX века: На материале романов «1984» Дж. Оруэлла, «Заводной апельсин» Э. Берджесса, «Под знаком незаконнорожденных» и «Бледный огонь» В. Набокова
Проблема вымышленных языков в художественном тексте обозначилась со всей очевидностью во многих национальных литературах XX в. Используемые писателями самой различной ориентации для решения довольно широкого и разнопланового спектра задач, вымышленные языки в зашифрованной форме отражают специфику культуры и цивилизации. Они могут (как, например, в сказочном эпосе Дж. Р. Р. Толкина) отражать…
ДиссертацияВосприятие Э. Т. А. Гофмана в России 30-40-х годов XIX века: к проблеме формирования и трансформации культурного мифа
Из материалов, любезно предоставленных нам директором государственной библиотеки города Бамберга (Германия), профессором Бернхардом Шеммелем, следует, что в 1938 году в Бамберге, где немецкий романтик проживал с 1808 по 1813 годы, было создано общество имени Э.Т. А. Гофмана, призванное заботиться о его художественном наследии, популяризировать его и поддерживать контакты с исследователями…
ДиссертацияХудожественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева
Научное определение авторской концепции шире, чем просто «концепция» и «концепция личности» (т.е. определенный способ понимания и система взглядов на личность). Концепция у поэта составляет единую художественную структуру, в которой явно трансформируются и социальная действительность, и особенности мировидения самого писателя. Личная писательская система взглядов несет доминирующий отпечаток…
ДиссертацияРецепция Достоевского в русской прозе рубежа XX — XXI вв
В литературоведческой науке до настоящего времени рассматривались традиции Достоевского в русской литературе XX в. Однако в связи с возникновением и развитием рецептивной эстетики выдвигается новая исследовательская задача: изучить особенности и специфику не только восприятия, но и дальнейшего использования писателями в собственном творчестве наследия русского классика. Для каждого представителя…
ДиссертацияПроблема исторической детерминированности характеров в прозе Ибрагима Керимова: Женские образы
Научная новизна настоящего исследования Как отмечалось, данный труд является первой в литературоведении попыткой специального монографического исследования творчества И. Керимова в конкретном проблемно-тематическом поле — исторической детерминированности характера (образа женщины) в прозе писателя. Однако разработка данной проблемы оказывается сопряженной с многими трудностями, восходящими…
ДиссертацияИнтерпретация древнеисландских саг в романах Коре Холта
Тем не менее, нельзя отрицать, что Холт внес в саговый роман и, в более широкой перспективе, в норвежский исторический роман нечто новое. Главное новаторство в саговых романах Холта — это намеренная субъективность. Он повторяет слова Скотта, Унсет, Бьернсона о том, что человеческие сердца не меняются с течением времени, и что художественное произведение интересно только тогда, когда в нем…
ДиссертацияПоэзия Жерара де Нерваля как явление «чистого искусства»
Первые публикации сочинений Нерваля в серии «Библиотеки Плеяды» были осуществлены в 1960;х годах. В данном исследовании были использованы следующие издания: Nerval G. de. CEuvres completes. V.I. Paris, 1989. (Bibliotheque de la Pleiade) — Nerval G. de. (Euvres completes. V.II. Paris, 1978. (Bibliotheque de la Pleiade). Nerval G. de. CEuvres completes. V.III. Paris, 1993. (Bibliotheque…
Диссертация