История премии «Новая словесность»
Часть «Старгород» чудесами уже не изобилует, здесь простые житейские истории, странные и невероятные ровно настолько, насколько странна и невероятна наша повседневность. В этих рассказах, в меньшей степени приправленных народными прибаутками, но изобилующих народными мудростями, сквозит лёгкий холодок грусти. И всё же, даже сквозь эту плотную пелену путаных девяностых проступает что-то исконно…
КурсоваяФольклорная традиция в пейзаже А. С. Пушкина: «Евгений Онегин», лирика
В стихотворениях «Зимнее утро», «Осень», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «В поле чистом серебрится», «Бесы» преобладает типичный пейзаж среднерусской полосы, привычная глазу деревенская картина. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, бескорыстное любование ею часто составляет переживание лирического героя. Поэтический язык этой лирики (метафоры, эпитеты и сравнения…
ДиссертацияИдейно-нравственные проблемы романа Дабе Мамсурова «Поэма о героях»
В романе сделан заметный акцент на исторической роли и нравственных качествах так называемых в критике образов «незаметных тружеников войны». Гаппо, его брат Сосланбек, Хадзимат Рамонов, Георгий Цаголов и другие герои романа характеризуются прежде всего как люди, которые служат народу. Образ народа, практическая деятельность которого в «Поэме о героях» противоречит, по Мамсурову, его подлинным…
ДиссертацияГерой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации
Несмотря на то, что со времени создания-трилогии Толкиена прошло более полувека, полноценного и общепризнанного определения фэнтези в западном литературоведении до сих пор не сложилось. Попытки его формулирования предпринимались неоднократно, но должного результата не принесли. Большая часть определений отличается пространностью и описательностью. Характеризуя основные позиции зарубежных…
ДиссертацияХудожественное осмысление проблемы абречества в осетинской литературе
В романе «Ахсарбег» и трилогии «Поэма о героях» Д. Х. Мамсурова абречество противопоставляется революции. Необходимость народной борьбы за социальное и человеческое равноправие является и лейтмотивом романа Е. А. Уруймаговой «Навстречу жизни». Абрек Темур после долгих лет разбойничьей жизни становится революционером. В романе В. М. Гаглойты «Кто-нибудь, отзовись!» абрек Дзанг уже в старости…
ДиссертацияИзображение природы в поэзии Габдуллы Тукая
Исследователи, с одной стороны, выделяют роль пейзажной лирики Тукая в развитии национальной поэзии по реалистическому пути. Ведь поэт, описывая картины природы, восхищаясь её красотами, тем самым как бы признаёт их реальный характер. Это уже есть отношение к природе не просто как к божественному или таинственному явлению, а как к явлению реальному, живущему своими, не зависимыми от воли человека…
ДиссертацияЛитературная и издательская деятельность И.В. Лопухина: мировоззренческие основы и стратегии жизнетворчества
Жесткая критика масонства присуща исследователям советского периода. Г. В. Плехановым московский период деятельности Н. И. Новикова оценивается как «просвещение в кладбищенском духе», отказ от внимания к социальным проблемам и к земной жизни как таковой, возвращение к наиболее нелепым средневековым представлениям о мироздании. Г. В. Плеханов полемизирует с А. И. Герценом, который писал о борьбе…
ДиссертацияЛитературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского просвещения
См. подр.: R. Botting. Bolingbroke and Murphy’s Aboulcasem // Modern Language Quarterly, 1944; C. Bradford. Arthur Murphy’s Meeting with Johnson // PQ, 1939. профессионального театрального образования и опыта, но он уже зарекомендовал себя как эссеист и сатирик. Кроме того, у него были «отличная память, голос, легко переходящий из одной тональности в другую, хорошее телосложение». В октябре 1754…
ДиссертацияЛитературная критика О. И. Сенковского, редактора "Библиотеки для чтения, 1834-1848 гг
Н. А. Полевой активно сотрудничал в «Библиотеке» в 1836—1837 годах, писал критические статьи для отделений 5 и 6, а также статьи, помещаемые в отделениях 1 и 3. Живя в это время в Москве, он не мог влиять на внутриредакционную политику, в том числе и по отношению к своим статьям. Причины своего появления (денежные и моральные обязательства перед А. Ф. Смирдиным, оказавшим ему «бескорыстную…
ДиссертацияМаксим Грек в контексте русской книжности. Некоторые черты русской книжности конца XV — середины XVI вв. как симптомы кризиса средневекового сознания
Непрекращающийся поток исследований и открытий уже сам по себе может служить доказательством незаурядности этой личности, масштабов и роли в истории культуры, но к этому следует добавить остроту дискуссий о нем, начатых при его жизни и не затухающую до сих пор. Историографические обзоры литературы о Максиме Греке, вышедшей в советское время, можно найти в статьях Р. Ризалити и Н. А. Казаковой…
ДиссертацияМалая проза Даниила Хармса: авторские стратегии и параметры изображенного мира
Вторая волна исследовательского интереса к творчеству Д. Хармса приходится на вторую половину 1980;х — 90-е годы. Для нее характерен бурный всплеск интереса к творчеству обериутско-чинарского круга (упомянем важные для понимания соотношение теории и практики в творчестве обэриутов работы И. Е. Васильева — 37−41). Это этап открытий: становятся доступны «взрослые» произведения, широко осмысляется…
ДиссертацияПроблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.: к проблеме традиции и новаторства
Потребность в поэзии Атабаева потребность, очевидно, насущная. Его-произведения стали необходимым элементом жизни кумыков. В его стихах увековечиваются народные герои, факты с неприходящими особенностями, и круговорот идей, и неуловимый фон милого быта. Ясно, что поэзия Атабаева помогает жить. Особенно интересны стихи о любви, где Атабаев что, кстати, редко у’негопереходит к «третьему лицу…
ДиссертацияПроблемы восприятия и интерпретации творчества Мориса Метерлинка в русской литературе 90-х гг. XIX — начала ХХ вв.: Поэзия, драматургия, театр
Активно включаясь в эволюционный процесс русской литературы и русского театра, творчество Метерлинка, в г Поэзия Метерлинка и его драматические сочинения впскновлялн русских композиторов начала XX в. Так, кроме музыки И. Саца к <�Синей птиц&-> и незавершенной оперы С. Радмакгшова «Монна Вамко», важно назвать гак-/-малоизвестные произведения, как «Жуазель в саду» (монолог из второго действия…
ДиссертацияПоэзия Александра Добролюбова: к проблеме творческой индивидуальности
Другая значительная особенность первого периода — это стремление синтезировать искусства, что привело к использованию важного приёма «семантического стереофонизма», ставшего основой функционирования созданной поэтом художественной картины мира в первом сборнике произведений. Этот приём генетически восходит к драматургии Г. Ибсена, взаимодействия с которой также были установлены нами в поэзии…
ДиссертацияПоэзия Ксении Некрасовой: художественная интуиция и лирический пафос
Поэтическое мироощущение Ксении Некрасовой ориентировано на миф. Миф как сюжет в ее творчестве занимает незначительное место, но миф является принципом и фактом творческого познания ею мира и себя. «Право на миф» — это право на признание и оправдание данной конкретной жизни, обыденной жизни, как живой и значимой, в аспекте ее стремления, ее «еще не», то есть в аспекте абсолютного будущего…
ДиссертацияПоэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика
В рамках третьей главы рассматривается эстетика цвета в поэзии Шаламова: анализ текстов дает основания утверждать, что 1) цветовой контраст совпадает с семантическим (синий — красный). Экспрессивная задача этой антиномии — вызвать эмоциональное напряжение и ощущение драматизма- 2) цветовой контраст противопоставлен семантическому тождеству (белый — черный). Экспрессивная задача этого контраста…
ДиссертацияРоль журнала «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда») в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев
Далее исследователь соглашается с утверждением ряда ученых о том, что «Танг-Чолпан» лишь с 10 номера встал на сторону советской власти. Думается, что подобное действие журнала лишний раз доказывают ценное умение его руководства действовать в соответствии с создавшейся обстановкой: после октябрьской революции, когда отпала необходимость скрывать и вуалировать свои политические симпатии…
ДиссертацияОсмысление национальной романтической традиции в творчестве Франца Фюмана и Кристы Вольф
Правомерно ли замыкать анализ традиций на ком-либо из авторов, оставляя широкое поле фактического материала за рамками исследования? По нашему убеждению — это единственно верный путь, так как судьба культуры в Восточной Германии 1949;1989гг. решалась не абстрактно, а живыми людьми, писателями-современниками. Возможность проследить её претворение в конкретной художественной системе, в личном…
Диссертация«Темы и вариации» в контексте раннего творчества Б. Пастернака: поэтика лирического цикла и книги стихов
В. Н. Альфонсов, одним из первых в наши дни обратившийся к анализу «Тем и вариаций», охарактеризовал ее как «самую экспрессивную книгу Пастернака», которая «напряженнее и драматичнее», чем предыдущая9. Исследователь не соглашается с распространенным мнением о том, что «Темы и вариации» вторична по отношению к «Сестре», однако признает вторичность цикла «Нескучный сад», составляющего чуть ли…
ДиссертацияТворчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта
Со времени «возвращения» писателя в 1960;е годы исследователями не раз затрагивались культурно-идеологические параметры платоновского творчества, в том числе и его взаимодействие с художественным наследием Пролеткульта. В книге Л. Шубина «Поиски смысла отдельного и общего существования» (М., 1987), текстологических трудах Н. Корниенко, в работах биографического характера (О.Ласунский, М. Геллер…
ДиссертацияФормирование художественного образа самозванца Лжедмитрия I в русской литературе XVII-XIX веков
Нет сомнения в том, что Лжедмитрий I являет собой одну из наиболее загадочных и противоречивых фигур русской истории. «Дмитрий, будь он самозванец или нет (это все-таки еще не разъяснено окончательно), л замечателен в особенности как противоречие всему ходу истории». Молодой, образованный, усвоивший европейские традиции и культуру, энергичный, самостоятельный в мыслях и поступках, равнодушный…
ДиссертацияФеномен деревенской прозы, вторая половина ХХ в
Художественный текст предстает как воплощение определенной программы воздействия" (Чернец Л.В. Адресат// Введение в литературоведение. Под ред. JI.B. Чернец. М. 2000. С. 23) — «Вложенная в произведение программа воздействия в той или иной степени организует восприятие» (Чернец J1.B. «Как слово наше отзовется.» Судьбы литературных произведений. М. 1995. С. 15). «В составе определенный тип…
ДиссертацияХудожественное своеобразие лирики Багаутдина Аджиева
Основные мотивы, отдельные изобразительно-выразительные средства, идейно-тематическое содержание поэзии Багаутдина Аджиева контурно высвечены, таким образом, в публикациях, предисловиях к его сборникам стихов. Однако они, конечно же, не дают достаточно полного, глубокого представления обо всем его творчестве. Статьи, рецензии, естественно, эту задачу решать и не могут. В предпринимаемой нами…
ДиссертацияМифосемиотическое пространство романов Тони Моррисон
Актуальность предлагаемого исследования определяется необходимостью разработки новых путей анализа и описания художественного пространства текста, а также потребностью изучения мифосемиотических особенностей текста. Мы предлагаем собственное прочтение и понимание творчества Моррисон, так как, на наш взгляд, несмотря на огромное количество работ, посвященных писательнице и ее творчеству, все еще…
Диссертация«Дягилевский текст» в литературе
Сам образ Дягилева, представленный в Дягилевском тексте, сегодня стал объектом глобальной коммуникации. В стихотворении А. Кушнера «Мне нравится, что Бакст, Нижинский, Бенуа.» Дягилев органично включается в контекст всей мировой культуры. Размышляя над личностью Дягилева, автор обращает читателя к страницам романа М. Пруста «Содом и Гоморра». «Русские сезоны» Дягилева вошли" в роман в качестве…
ДиссертацияРусская поэзия 1910-1920-х годов в аспекте постсимволизма: Проблемы эстетики и поэтики
Бройтман С. Н. Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М. 1997. С. 256. центами исследования проблемы постсимволизма в русской поэзии. Однако автор избрал иной путь: термин «постсимволизм» используется им, так сказать, в готовом виде, не вызывая никакой теоретической рефлексии. Этот факт нисколько не снижает достоинств книги, лишний раз…
ДиссертацияРусско-бурятское литературное пограничье: теоретический и эстетический аспекты
Pizer John. Goethe’s «World Literature» Paradigm and Contemporary Cultural Globalization // Comparative Literature. Vol.52 No 3. Summer 2000. p. 225. гг. внутри него произошел переход от изучения литератур Великобритании и США, традиционно объединявшихся под этим термином, к изучению «Literature in English» — литератур, создаваемых на английском языке, в том числе за пределами двух признанных…
ДиссертацияАвтобиографизм в прозе Б. П. Пастернака на рубеже 1920-х — 1930-х годов
Итак, чрезвычайно актуализирующиеся при анализе пастернаковского творчества понятия «автобиографии» и «автобиографизма» в их общетеоретическом значении были трактованы во вводной части настоящей диссертации. В первой ее главе рассматривались соотносительные категории «реализма» и «романтизма», «поэзии» и «прозы» и т. д. в их специфически пастернаковской транскрипции. Анализ основных моментов…
ДиссертацияПоэтика малой художественной прозы Вирджинии Вулф
Woolf, V. The Letters of Virginia Woolf / V. Woolf — ed. N. Nicolson and J. Trautmann. — San Diego, New York, London: Hareourt Brace Jovanovich, 1975;1980.-Vol. II. — P. 167. гда я написала «Пятно на стене» — всё в сиянии, как будто летает, после многомесячной мучительной работы, подобной дроблению камня"1. Это письмо явно указывает на то, с каким творческим вдохновением Вирджинии Вулф писала…
ДиссертацияНароднопоэтические основы прозы В.М. Шукшина: Повесть, рассказ, сказка
Настоящая диссертация посвящена проблеме народнопоэтических основ прозы В.Шукшина. Вопрос фольклорных традиций в произведениях В. Шукшина рассмотрен в диссертации П. Ольвовского"Народнопоэтические и литературные традиции в прозе В.М.Шукпшна" (1986). Влияние традиций фольклора также отмечено в диссертациях: «Роль фольклора в современной русской прозе о деревне» Г. Кривощаповой (1978), «Современная…
Диссертация