Динамика взаимодействия романной прозы и драмы в раннем творчестве А. П. Чехова
Динамику взаимодействия прозы и драмы в творчестве А. П. Чехова фиксирует название статьи Н. Я. Берковского «Чехов: от рассказов и повестей к драматургии»: «В драмах нам является тот же Чехов повествовательной прозы, однако же укрупненный, обладающий масштабами тем и общего смысла, не всегда доступный его повестям и новеллам» , — пишет Берковский1 Э. А. Полоцкая отмечает, что «единство…
ДиссертацияФормы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого
Особенность авторского миромоделирования выявляется не только на уровне содержания, но и через графические (композиционные) средства оформления, что способствует раскрытию художественного смысла в произведении «Котик Летаев» на уровне формы. Так, рассмотрение «визуального облика» прозы в повести «Котик Летаеве выявляет, что графика текста тоже является своеобразным способом нарративного…
ДиссертацияЭволюция жанра очерка в мордовской литературе
C. В. Аникина, В. В. Бажанова, А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишина и др. Так, С. В. Аникин — представитель литературной интеллигенции из мордвы — написал немало работ, содержащих элементы очерка. Манера его повествования характеризуется проникновением во внутренний мир героя, описанием событий сквозь призму мировосприятия образа. Немало сделал для духовного развития этноса В. В. Бажанов — первый…
ДиссертацияИдейно-поведенческий комплекс «люди сороковых годов» в литературе конца XIX — начала XX в
Если для исторической памяти второй половины XIX столетия роль места памяти, через которое современники могли осуществить процесс нахождения собственной идентичности в рамках истории и культуры выполняло все поколение «людей сороковых годов» и вся культурно-историческая эпоха, с ним связанная, то в 1910;е годы таким местом памяти для русской интеллигенции становится фигура Белинского, при том…
ДиссертацияКайсын Кулиев и Ибрагим Бабаев: опыт сравнительно-сопоставительной характеристики
Поэтическая натура К. Кулиева и И. Бабаева отличалась неповторимой творческой индивидуальностью. Они были прежде всего лириками и поэтому обладали исключительным даром — искусством самораскрытия, умением показать свою жизнь и душу как чувства и переживания других людей, то есть читателей. Когда же поэты решаются на философские обобщения, они добиваются тем самым правдивости изображения, потому…
ДиссертацияИсторические драмы Фридриха Геббеля
Турной обстановки Германии середины века, и каждую из его драм, через которые красной нитью цроходит мысль о трагическом бремени власти. В работе вскрывается механизм соотношения философского и поэтического начал в творчестве Геббеля. Здесь А, Карельский вдет вслед за С. Адриановым, подчеркивая «существенное противоречие между геббелевской схемой и реальной художественной црактикой…
ДиссертацияХудожественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан
Каждое из Трех учений привнесло свои философские категории в осмысление литературного процесса, непосредственно связанные не только с толкованием методов работы со словом, но и с пониманием сущности творческого процесса как такового. Для конфуцианцев основой литературы, а также генеалогически связанных с ней музыки и каллиграфии, понималась ритуальная роль слова/ноты/иероглифа как проявлений…
ДиссертацияМотив сделки с нечистой силой как структурная основа двойничества в творчестве Ф. Достоевского
Женитьба на богатой или трудно достижимой невесте в фольклоре часто становится предметом договора с нечистой силой: Н. Н. Покровский выяснил, что «в русских «богоотменных рукописаниях» 12 репертуар условий продающего душу постоянен, скуден и скромен. Нет и речи о неслыханном богатстве, власти над миром или сверхчеловеческих знаниях. Эти покорнейшие просьбы касаются <.> благосклонности женского…
ДиссертацияПроза А.П. Чехова 1888-1904 годов: Проблема парадоксального авторского мышления
Внутренняя событийность чеховских рассказов значительно ослаблена своей недостаточной результативностью и вероятной обратимостью. Двойное освещение изображаемых событий, двойственность хронотопической модели, непроясненность ценностной парадигмы — авторской картины мира — препятствуют любому «результирующему» толкованию чеховских историй. Поэтому определить единую смыслосообразность событийного…
ДиссертацияПоэма «Великий инквизитор»: семантическая модель и контур интерпретационного поля
Полярные позиции в данном аспекте теории интерпретации занимают концепции А. А. Потебни и А. П. Скафтымова. В своей теории Потебня исходил из того, что понимание художественного произведения есть не постижение чужой идеи, а генерирование своей, лишь приблизительно соотносящей, ся с тем, что было воспринято. Число смыслов произведения оказывается у Потебни бесконечным, а само произведение…
ДиссертацияПоэзия В.А. Жуковского в истории русской пародии
Другие пограничные формы пародии — парафраз и перифраз. Парафразпересказ своими словами литературного произведения, его сокращенное содержание. Парафраз противопоставляется пародии отсутствием контрастирующего отношения ко «второму плану», стремления дискредитировать произведение. Также парафраз не может соотноситься с целым литературным направлением, т. к. пересказывает конкретное художественное…
ДиссертацияСовременная советская повесть: Проблемы историзма
Третья глава «Концепция природы и движение жанра» посвящена рассмотрению формирования эстетического идеала советской литературы, в процессе углубления философско-эотетических представлений о единстве человека и мира, которые оказались неотрывными от формирования новой более объемной концепции природы. Преодоление противоречий и противоположности между социологизаторскими и би-ологизаторскиш…
ДиссертацияРомантическая концепция мифа и ее отражение в малой прозе Фридриха де ла Мотт Фуке
Найдыш В. М. Философия мифологии: от античности до эпохи романтизма. — М.: Гардарики., 2002. — С. 26. формально-логической каузальности, и где вещь, пространство, время поняты нерасчлененно и конкретно, где человек и мир субъектно-объектно едины, — эту особую конструктивную систему образных представлений, когда она выражена словами, мы называем мифом". 4 Одним из определяющих свойств…
ДиссертацияРусская поэзия «серебряного века» в хорватских переводах: особенности поэтики
В исследовании проблем поэтики художественного перевода работа опирается на принципы сравнительно — типологического анализа, которые получили разработку как в русской школе художественного перевода, так и в хорватской. Для русской школы, которая берет свое начало в переводческой деятельности поэтов русского романтизма, эта традиция в XX веке связана с именами А. Н. Веселовского, М. П. Алексеева…
ДиссертацияСтихотворный сказ как разновидность ролевой лирики: поэтика, история развития
Любопытный пример эстетического разыгрывания ситуации «непосредственного общения» находим мы в стихотворении Т. Кибирова «Усадьба» (см. отрывки в Приложении 2). Начинается оно как разговор владельца дворянской усадьбы со своими гостями, сказовый монолог насыщен бытовыми, речевыми и собственно литературными стереотипами культуры XIX века. Ср.: Ну, слава Богу, Александр Викентьич! // Насилу…
ДиссертацияПринципы художественной характерологии и типология женских образов в романах И. С. Тургенева 1850-х годов
Наталья в романе «Рудин», Лиза в «Дворянском гнезде», Елена в «Накануне» — героини, воплотившие тургеневский идеал. Писатель главную свою творческую задачу видел в том, чтобы раскрыть их нравственную силу и духовную красоту, источниками которых являются слияния «истины, добра и красоты», а также способность к жертвенному подвигу любви. Создание образов идеальных героинь требовало особых принципов…
ДиссертацияЗаписные книжки Вен. Ерофеева 1960-х годов в составе авторского сверхтекста
Записные книжки 1960;х годов отражают процесс работы Вен. Ерофеева над структурированием разнородного материала. Естественно, что принципы ведения автором записей трансформировались с течением времени. Так, если сохранившиеся отрывки из записных книжек 1959;1960 годов представляют собой каталог дней и событий реальной жизни писателя, то тетрадь 1961 года Ерофеев организует иначе. Основу текста…
ДиссертацияТрансформация жанров в русской прозе конца XX в
Другим произведением, где вычленяются разнообразные трансформированные жанры, стала «Самая легкая лодка в мире». Среди жанровых основ, организующих жанр «Самой легкой лодки в мире», сказка, приключенческая повесть, путешествие, записки о природе. Эта повесть стала своеобразной предтечей программного творения Ю. Коваля «Суер-Выер», жанр которого обозначен автором как пергамент. В нем вычленяются…
ДиссертацияЛирика Валерия Перелешина: проблематика и поэтика
Извел жену и деньги промотал. Поймет ли он, наперекор обманам, Что сам себя поэт оклеветал? Однако вопреки этому сонету «Справка» (Ар. 140) с примечательным эпиграфом из Тютчева «Не верь, не верь поэту, дева!», далеко не только проблема соответствия биографии автора содержанию его поэзии способна * привлечь внимание «грядущего литературоведа». Одна из областей возможного исследования — связь…
ДиссертацияЛондонский текст русской литературы первой трети XX века
Рассмотренные в данной работе аспекты не исчерпывают всего многообразия функционирования лондонского текста в русской литературе. Дальнейшее исследование может развиваться, на наш взгляд, в следующих направлениях. Во-первых, перспективным представляется более глубокое изучение авторского мифотворчества при создании лондонского текста. В частности, интересным исследованием может стать работа…
ДиссертацияХудожественный мир «Шарманки» Елены Гуро в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века
J1.B. Усенко, исследуя художественный метод Е. Гуро, приходит к однозначному выводу об импрессионистичности стиля писательницы. Определяя этапы эволюции и анализируя прозаическое и поэтическое наследие Е. Гуро, автор монографии критически суммирует оценки, данные творчеству поэтессы в научных исследованиях, и на основе ее литературных текстов пытается доказать принадлежность ее художественного…
ДиссертацияУсадебная поэзия в русской литературе XIX — начала XX вв
У таких поэтов, как И. С. Аксаков, Н. П. Огарев, К. Р. или И. А. Бунин, на первый взгляд, такой явной «привязки» к русскому имению нет, поскольку о существовании их «усадебных» циклов на сегодняшний день известно ничтожно мало, в основном — только специалистам. Однако изучение фактов личной и творческой биографии свидетельствует о том, что практически всю свою жизнь русский поэт был связан…
ДиссертацияТворчество Андрея Платонова в политическом и культурном контексте: Повесть «Котлован» и пьеса «Шарманка»
С начала 80-х гг. в платоноведении прочно утвердилась проблема контекстов платоновского творчества. Впервые она была широко заявлена в статьях Е. Толстой «Литературный материал в прозе А. Платонова» (1980), «К вопросу о литературной аллюзии в прозе Андрея Платонова: Предварительные наблюдения» (1981), а также «Идеологические контексты А. Платонова» (1981). С тех пор это исследовательское…
ДиссертацияФункции интертекста в романистике В. Максимова: На примере романа «Ковчег для незванных»
С точки зрения исследователя А. Г. Соколова, «эмигрантская литература предстает как явление общероссийского литературного процесса. Но это не исключает и дифференциации его частей, причем дифференциация происходила в пределах не только зарубежной, но и советской литературы». Рассуждая об общих принципах оценки творчества того или иного писателя-эмигранта, А. Г. Соколов замечал «то общее, что…
ДиссертацияКонцепция творчества в художественной и художественно-документальной прозе Ю. Нагибина: «Вечные спутники», «Дневник»
Е годы в творчестве Ю. Нагибина ознаменованы новым неожиданным поворотом. «Писатель никогда не *иел „тропою натоптанных тропок“, поэтому в каждой новой книге, в каждом следующем рассказе читатель находил нового Нагибина.». Произведения этих лет: «Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер», «Любовь вождей», «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща», «Бунташный остров», «Дневник…
ДиссертацияБурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров
Не углубляясь далеко в историю вопроса, обратимся к трудам одного из активно работающих в данном русле зарубежных исследователей Жерар Женетта, направление исследований которого активно способствует изучению теории жанра в современном литературоведении. Известно, что литература последних столетий характеризуется все большим смешением, нарушением традиционной системы жанров. На протяжении…
ДиссертацияРусская поэзия и проза XIX-XX в. в.: Ритмическая организация текста
В работе было показано, что жанр, ранее других форм поэтики обретший традиционные, отвердевшие очертания, в силу именно этого связан с ритмом системой отношений наиболее устоявшихся и потому условных. И тем не менее, отдельные элементы жанровой формы, ощутимо обусловленные ритмом, продолжают эволюционировать (крайние проявления: разрушаются или созидаются почти заново). Доказывалось это…
ДиссертацияДраматургия М.М. Зощенко в контексте литературного процесса 1930-х — 1940-х гг
Последствия провала оказали значительное влияние на Зощенко. Он решил отказаться от «больших» комедий и идти таким путем литературной эволюции, который казался ему наиболее адекватным — а именно, от малых форм к крупным. Зощенко во второй период своего творчества в 1932;1935 гг. обратился к эстрадной драматургии и за несколько лет создал образцовые одноактные комедии. Зощенковские представления…
ДиссертацияЛегенда о короле Артуре в английском романе XX века: на материале романов Т. Уайта и М. Стюарт
Между тем, художественная «артуриана» составляет заметный в количественном отношении и своеобразный по своей специфике пласт современной западной романистики. При попытке его анализа прежде всего бросается в глаза, что великие произведения, в которых воплощалась бы артуровская легенда, в XX веке так и не появились. Большинство «артуровских» романов XX века принадлежит к литературе второго, если…
ДиссертацияВзаимодействие эпических жанров в прозе Виктора Пелевина
Переходя к обзору литературы, посвященной Виктору Пелевину, необходимо отметить, что критика его творчества, существовавшая до выхода в свет романа «Чапаев и Пустота», была довольно немногочисленной, но уже тогда высказывания о текстах В. Пелевина были неоднозначны. После же появления «Чапаева и Пустоты» и «Generation 'П'» он стал писателем, по поводу творчества которого высказывались…
Диссертация