Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако на современном этапе развития литературной науки нет необходимости отстаивать эстетическую и историко-литературную ценность наследия русскоязычных писателей, произведений созданных ими в эпической прозе. Так как они оставили хорошую основу для перспективных деятелей в области литературы и истории Чечни. Опыт их творчества это материал на базе, которого сегодня работают многие молодые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Своеобразие жанра романа на историческую тему в чеченской прозе XX века
    • 1. 1. Особенности исторического романа: теория — реалий
    • 1. 2. Формирование и развитие русскоязычной прозы Чечни
    • 1. 3. Специфика жанра романа на историческую тему в творчестве русскоязычных писателей (С-Б. Арсанов, М. Лукин, Е.В. Чебалин)
  • Глава II. Историческая правда войны (1941—1945гг) в произведениях русскоязычных чеченских писателей
    • 2. 1. Историческая действительность в книге X. Ошаева «Слово о полку Чечено-Ингушском»
    • 2. 2. Аспект художественной и психологической правды историко-героического прошлого чеченцев в произведениях (П. Волкова, И. Минтяка, Ю. Агажданова)
  • Глава III. Отражение социально-исторических проблем в чеченской прозе 60−90 гг. XX века
    • 3. 1. Социальные проблемы Чечни в русскоязычной прозе
    • 3. 2. Осмысление новейшей истории в романе К. Ибрагимова «Учительистории» (конец ХХв. начало ХХ1в)

Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осмысливая процесс эволюции чеченской литературы и культуры, нетрудно заметить, что наряду с чеченскими учеными ее исследованием гораздо больше занимались и занимаются представители науки других национальностей. Континуальное стремление исследователей постичь историю прошлого Чечни и определить генезис чеченцев, обусловлено их перманентной склонностью понимания исторической судьбы чеченцев на современном этапе.

Подобная диспропорция научного явления может быть объяснена константным интересом ученых к культурному миру чеченцев как явлению непреходящему. При всей фундаментальности научных исследований в области генезиса культуры чеченцев, вопросы литературы связанные с изучением авторской концепции в осмыслении исторических проблем остаются малоосвещенными. В этом заключается актуальность поставленной научной проблемы, в процессе решения которой возникла необходимость анализа исторического прошлого и настоящего чеченцев в вопросах религии, быта, культуры и традиций в произведениях чеченских русскоязычных писателей. Заметим, что эстетическая значимость этих произведений безгранична в силу того, что в творчестве русскоязычных писателей осуществился индивидуальный опыт, реализовалось рациональное мышление, исключающее случайность и абстракционизм.

Исторические рамки литературы 20−90 гг. ХХв. достаточно пространны, но имеют конкретизированный исторический промежуток, который обладает определенными признаками.

Ограничения этого периода имеют идеологические ориентиры, определяющие идейно-художественную сторону произведений чеченских писателей. Причины генезиса периода — начала и концаобусловлены историческим временем. По концепции исследователя В.И.

Хазана, «историческая связь — это не механическая совокупность факторов, расположенных в линейной последовательности, она подчиняется более сложным законам диалектики преемственности развития. Если этого не понять, неизбежна опасность упрощения и девальвации"1.

Учитывая данный подход в решении поставленной проблемы, следует не только соблюдать хронологические ориентиры в литературном пространстве, но и строго следовать признакам эволюционной преемственности.

При всей дискуссионности и гипотетичности существующих точек зрения касательно вопросов развития чеченской литературы и культуры, имеется неоспоримый факт того, что в 20−30 гг. XX века чеченская литература начала осваивать национальную тематику и проблематику на русском языке. Более того, в этот период формируются специфические стилевые признаки чеченской прозы, осмысливаются исторические проблемы с противопоставлением прошлого и настоящего.

Безусловным является и то, что интерес чеченских писателей к историческому прошлому в период становления их творческого пути был не случаен и отвечал «манифесту» В. Гречнева, который писал в свое время: «Без глубоких размышлений и оценки вчерашнего много не поймешь в сегодняшнем"2.

Поэтому только ориентация писателя на историческую тематику поможет ему «.многое объяснить в стремительном, буйном нарождении нового мира и в печальном, часто ничтожном угасании старого"3 — так обращался К. Федин к писателям. Следовательно, «.сегодняшний день — в его законченной характеристике — понятен только тогда, когда он.

1 Хазан В. И. О вечных проблемах в кавказских рассказах Л. Н. Толстого./ Мальчевская Т. Ф. Л. Н. Толстой и Чечено-Ингушетия. — Грозный, 1989. — С. 112−113.

2 Гречнев В. И. Герой современной литературы. Статьи. — М. — Л., 1963. — С. 236.

3 Федин К. Речь о художественной прозе ленинградских писателей // Литературный Ленинград. — 1934.-С. 11. становился звеном сложного исторического процесса"1.

В литературном произведении важна не только связь времен или историческая направленность, но и национальная идея. «Национальная идея Чечни, — пишет А. Р. Шарипов, — это степень национального самосознания чеченцев, которая формируется в каждый период его исторического созревания, что может выполнить в жизни общества л функцию защиты». В этом вопросе необходимо учитывать и процесс эволюции чеченцев, в ходе которого время от времени обострялись отношения с самодержавной властью. По мнению М. Славинского проблемы такого рода были обусловлены «.отсутствием благородного сотрудничества русской интеллигенции с интеллигенцией недержавных народов"3 или активного плодотворного творческого диалога.

Таким образом, важность учета вышеприведенных аспектов «тесного литературного сосуществования"4 заключается не только в системности подхода, но и в индикаторе художественного процесса, что делает возможным выделить и заявить о своих региональных ценностях отдельным этносам.

Действительно, неисследованность типологических общностей северокавказских литератур приводит к некоторым ошибкам в трактовке кавказских проблем. Глубокое исследование типологических аспектов позволит обнаружить индивидуальную самобытность отдельных этнических групп Северного Кавказа. Убедительным примером в решении этого вопроса является монография У. М. Панеша «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990). В ней автор системно изучает.

1 Толстой А. Поли. собр. соч. Т. 13. -М., 1949. — С. 326.

2 Шарипов А. Р. Формирование национального самосознания / Дисс. канд. фил. наук. — Уфа, 2000.-С. 67.

3 Славинский М. А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909 — 1910. — М., 1991. — С. 418.

4 Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. — М., 1979. — С. 248. адыгские литературы в поступательном развитии исторического процесса. Более того, положенный в основу исследования типологический подход обнаруживает, с одной стороны, идейно-эстетическое единство адыгских литератур, с другой, — сложное многообразие художественного воплощения, национальных реалий.

Однако типологические особенности и национальные ориентиры северокавказских литератур в целом не изучены в достаточной степени, хотя современными учеными многое делается в этом направлении. Так, например, К. Султанов в своей работе «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» (2001) отмечает: «Существует основательная, совершенно не изученная. онтология северокавказских проблем, в том числе шкала ценностей. Но столь же бесспорен инструментарный смысл их бытования, та прагматика, которая властно требует творческой переоценки ценностей, отказа во имя будущего от каких-то тормозящих развитие предрассудков, стереотипов национального самосознания"1. Отрешение, от них равносильно сознательному слому и уход в традицию, что не является выходом из сложившейся ситуации, так как «обратность» приводит к дезинформации даже при воззрении на историю с приличной дистанции. Движение вспять перекрывает историческую реальность настоящего и прошлого, образуя между ними пропасть, искусственно заполненную идеологической мифологией о великом прошлом этносов Кавказа.

Благодаря данному факту, художественное сознание современных этнических культур Кавказа привело к изолированности от прочих культурных пластов. Эта проблема повлекла за собой другие, связанные с выбором и выделением основополагающих тем, в силу их полиэдральной сложности. Однако именно сложности современности.

1 Султанов К Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. — М., 2001. предопределили художественное направление и «формосодержание» творчества многих русскоязычных чеченских писателей.

Довольно четко и последовательно выделены основные проблемы национальной самобытности народа как личности И. Ильиным: «В духовном творчестве каждый народ имеет свои существенные особенности. Сами узлы данного эмпирического характера, обусловлены расою, национальностью и языком, климатом и природою, общественным укладом и воспитанием, распутываются и расширяются у каждого народа по-своему, и по-своему же он превращает эти нити в духовную ткань"1.

Однако созданные в 20 гг. XX в. социально-исторические условия во многом определили мировидение писателей, что отразилось, прежде всего, на идейно-художественном, стилевом и жанровом состоянии литературы. С уверенностью можно констатировать, что активный тематический размах потребовал от писателя развития и укрупнения жанровой формы в сторону повести и романа. Но в силу определенных форсированных событий на Северном Кавказе, обусловленных, прежде всего, политическими проблемами, отдельные младописьменные литературы в 40−50 гг. XX в. замедлили свой рост, в том числе и чеченскаяпоэтому необходимо обратить внимание на то, что в чеченской литературе в этот период произошел некоторый «сбой» жанровой эволюции.

В данном случае этот процесс можно считать совершенно закономерным явлением, поскольку он определен социально-историческими условиями. Подтверждением данной мысли является существующий в современном литературоведении аспект о тенденции перехода в эпохальные периоды большого жанра к малому.

Л.В. Чернец в монографии «Литературные жанры» (1982) сконцентрировала свое внимание на разработке общей теории жанра. Однако ученый считает, что интеллектуальной энергией жанра выступает метод и некоторые конкретно-исторические категории, которые, синхронно функционируя, формируют единую жанровую систему.

Аналогичную жанровую концепцию выдвинул А. Я. Эсалнек, определяя жанровый признак как основной тип проблематики. Поясняя при этом, что «мы имеем в виду проблемно-тематическую организацию произведения на жанровом уровне"1.

Данный подход к жанровому определению и состоянию не может восприниматься однозначно, поскольку он не охватывает всей проблематики произведения, но является влиятельным фактором в образовании целого. Именно эта тенденция — ориентация на проблематику, как основного жанрового качества, была определена в трудах Гегеля и В. Белинского, развивалась в работах Г. Поспелова.

Важно отметить, что к середине XX века чеченские писатели, создававшие произведения на русском языке, во многом опирались на опыт русских и советских писателей в разработке жанра и проблематики. В частности, они успешно заимствовали и использовали в своих произведениях следующие художественные приемы:

1. Портрет, пейзаж — Н. Егоров «Первая осень» (Грозный, 1955), М. Лукин «Лесной дух», «Свет», «В начале весны», (сб. рассказов «Поле чести». — Грозный, 1959), Е. Малов «Дома и на охоте» (сб. «Утреннее эхо». — Грозный, 1982);

2. Изображение событий и внутренний психологизм героев — В. Евдокимов «В ливень» (сб. «Утреннее эхо». — Грозный, 1982) и т. д.;

1 Эсалнек А. Я. Проблема жанра в «Эстетике жанра» Гегеля // Вестник Московского университета. Серия филология, журналистика. — 1967. — № 5. — С. 29.

3. Диалоги, монологи — М. Лукин «Зеленый огонек», «Рассказ о трубах» и др. (сб. «Поле чести». — Грозный, 1959);

4. Лирические отступления и размышления авторов — Ю. Агаджанова «Осколок солнца», «Когда-то была война», П. Волкова «Музыка для победителей», Н. Матвеева «Кленовый букет», а также произведения А. Казакова, И. Ильясова, В. Алешечкина (сб. «Утреннее эхо». — Грозный, 1982) и т. д.

В названных выше эпических произведениях русскоязычных писателей Чечни действительность представлена многопланово и достаточно широко. Концептуально представлены характеры героев произведений, при этом определенные жизненные ситуации требуют от них действий, решений и различных поступков. Сюжетика эпических произведений русскоязычных писателей, как правило, связана с повествованием о человеческих судьбах или об определенных «законченных этапах жизненного пути героев».

В середине XX века в литературе Чечни на первом плане оказалось творчество таких русскоязычных писателей, как Ю. Агаджанов, В. Алешечкин, С-Б. Арсанов, П. Волков, А. Казаков, М. Лукин, X. Ошаев, Г. Тыркалов, Е. Чебалин, Л. Цирульников и др.

Творчество этих писателей родственно по направлению и пафосу, оригинально и емко по содержанию. Спецификой их произведений стало своеобразие авторской концепции, которая определялась рядом особенностей и формировалась за счет мировидения писателя, его таланта и использования ими устного народного творчества чеченцев, мозаично вплетеного в художественные произведения.

Безусловно, что период восстановления (50-е годы) для чеченской литературы был нелегким. В это время, как уже было сказано выше, в творчестве писателей преобладали малые эпические формы. Однако работы теоретиков и критиков литературы были значительны и сопряжены с гармоничной совокупностью различных национальных литератур, что благотворно сказалось на дальнейшем процессе развития не только чеченской литературы, но и других младописьменных литератур Северного Кавказа.

В конце 50-х — начале 60-х годов жанровая картина в чеченской литературе стала существенно меняться в связи с усилением идейно — художественного, философского содержания в произведениях. Конечно, герои в них еще не стали до конца «совершенны», поскольку они не могли разбираться во многих глобальных проблемах, однако это не мешало им делать добро, бороться с несправедливостью, любить, страдать, действовать по своим внутренним убеждениям.

В 70−90 гг. прошлого века происходит интенсификация процесса интеграции литератур, что существенно изменило общую картину чеченской прозы. В ней стал усиливаться авторский компонент, способствующий углублению идейно-художественного содержания произведений, расширению жанровых форм.

Актуальность исследования определяется назревшими задачами, связанными с изучением: авторской концепции в осмыслении исторических проблем русскоязычной прозе Чечни, которые остаются малоосвещенныминеобходимостью анализа исторического прошлого и настоящего чеченцев в вопросах религии, быта, культуры и традиций в произведениях чеченских русскоязычных писателейважностью определения места в чечнской литературе русскоязычных писателей: СБ. Арсанова, М. Лукина, Е. Чебалина, Ю. Агаджанова, Г. Тыркалова, П. Волкова и др.

Степень научной разработанности темы. Проблемы русскоязычной литературы рассмотрены в научных работах и монографиях: чеченского литературоведа Х. В. Туркаева «Исторические судьбы чеченцев и ингушей» (Грозный, 1978) и «Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературе (60-е годы XIX века — 40-е годы XX века)» (Тбилиси, 1984), Зубайраев А. Л. Взаимосвязи и взаимодействие русской советской и чечено-ингушской литератур 20−40-х годов / Автореферат дисс. канд. фил. наук. — М., 1976, Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. — М., 1967., Музаева Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе жанрового становления. — Грозный, 1974., Овхадова М. Социолингвистический анализ развития чеченско-русского двуязычия. — Грозный, 2007., Чамокова Т. В созвездии сияющего братства. — М., 1976., Чокаева К. З. Проблемы двуязычия // Грозненский рабочий. — 1988. — 10 августа. — С. 3., Ш. А. Мазанаева «Русскоязычная литература Дагестана», «Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур», Абуков К. И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание ученой степени доктора филологических наук. — Махачкала, 1993. — 103 е., Акавов З. Н. Нравственные истоки. —Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978., Темирханова Г. Б. Система творческих взаимосвязей и процессы жанрового преобразования национальных литератур: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.02. /Даг. гос. нед. ун-т. — Махачкала. — 2005., Гамзатов Г. Г. Дагестан: историко-литературный процесс: вопросы истории, теории, методологии. — Махачкала, 1990. Гамзатов Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. — Махачкала, 1978., Гамзатов Р. Навстречу современности. // Сб.

Литература

Дагестана и жизнь. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963., Гусейнаев А. Воздействие фольклора на современную дагестанскую литературу. // Сб. Вопросы дагестанской литературы и др., посвященные осмыслению основных путей развития чеченской и северокавказской литературы и выявлению её ведущих тенденций.

В формировании концептуальных положений мы основывались на методологические принципы известных литературоведов, исследования ученых и фольклористов М. Бахтина, А. Веселовского, В. Жирмунского, У. Далгат, В. Кожинова, К. Ломидзе, Т. Поспелова, М. Храпченко, К. Шаззо, В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, А. Эсалнека, И. Ильина, К. Федина, В. Хазан, В. Гречнева, А. Алиевой, Ю. Айдаева, Л. Бекизовой, Я. Баталова, К. Султанова, Н. Шикова Х. В. Туркаева, У. Панеша, Р. Ужаховой, П. Чекалова и др.

В работах В. Жирмунского, А. Мелетинского, В. Проппа, В. Гусева, З. К. Магомедова, Н. Шикова, М. Шенкао, К. Шаззо, К. З. Чокаева, Т. Чамокова, Ф. Хуако, В. И. Хазана, К. Султанова, М. Овхадова, Ж. Глоова, X. Мусаева, А. Мусукаевой, Р. Ужаховой, Н. Музаева, Г. П. Макогоненко, Г. Ломидзе, В. Б. Корзуна, А. Л. Зубайраева, охватывается теоретический материал о связи разноплановых художественно-эстетических систем, что определило наши поиски в исследовании «русскоязычная чеченская проза».

В исследованиях У. Далгат, X. Туркаева, А. Алиевой, А. Гутова, С. Зухбы, Н. Джусойты, Ю. Айдаева, И. Алироева, Л. Бекизовой, У. Панеша, К. Паранук, М. Хакуашевой Д.-М. Шихалиева, А. Чиркеевского, А. Омарова, М.-Э. Османова, Г.-М. Амирова, Г. Алкадари, С. Габиева, М. Казем-Бека, Б. Далгат, А. Тахо-Годи, Т. Бейбулатова и др. разработаны отдельные (авторские, национальные) подходы к исследованию конкретных, частных аспектов проблемы «северокавказская русскоязычная литература». Этот опыт помог нам сформулировать практические направления в анализе малоизученной проблемы «русскоязычная чеченская проза».

Большой вклад в развитие русскоязычной литературы внесли диссертационные исследования, положения, и труды выдающихся ученых, которые легли в основу нашего исследования.

В диссертационной работе Исмаиловой М. В. «Проблемы традиций и жанровой разновидности в чеченском романе 80−90-х гг. XX века» (Майкоп, 2008) прослеживаются жанровые особенности и состояние современного романного эпоса. В своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006). Губанукаева М. М анализирует творчество чеченского писателя С.-Б. Арсанова в русле фольклорно-литературных взаимосвязей. Работа известного фольклориста У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей: исследования и тексты» (М., 1972) посвящена вопросам генезиса и поэтики эпоса чеченцев и ингушей.

Тем не менее, единичные публикации не отражают художественного своеобразия прозы русскоязычных писателей.

Осмысление «военной» прозы нашло отражение в следующих литературоведческих работах: Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа / Автореф.канд. фил. наук. — Орджоникидзе, 1981, Мусаева X., Ужахова Р. Тема Великой Отечественной войны в чеченском и ингушском рассказе // Чеченский и ингушский рассказ (проблемы жанра). — Грозный, 1987, Макогоненко Г. П. Исторический роман о народной войне. — Л., 1985. монографиях: Б. А. Леонова, A.C. Смирнова, П. М. Топера, Я. С. Духан, Л. А. Аннинского, Л. Ф. Ершова, С. И. Журавлева, В. В. Кожинова и др.- диссертациях: К. Г. Шаззо, Л. И. Щелоковой, Ш. А. Умерова, Н. Панченко, В. В. Раевской, М. А. Филипповой, В. А. Янченкова и др.

Чеченская «военная» проза на современном этапе не имеет глубокого научного анализа в литературоведении. В последнее десятилетие читатель познакомился с немногочисленными произведениями чеченских прозаиков. На страницах газет, журналов и в сети Интернет (В. Клименко, Л. Егорова, В. Медведев и др.) опубликованы отдельные точки зрения о современной чеченской литературе.

Появились литературно-критические статьи, в которых затрагивается военная тематика. Это публикации в литературно-художественном журнале «Вайнах»: Музаев М. «Слово о полку Чечено-Ингушском» X. Ошаева // Вайнах. — 2004. — № 5. — С. 3., Музаев М. Айсберги лжи // Вайнах. — 2004. — № 2, X. Юсуповой «Тема войны в современной чеченской литературе» (№ 5, 2006).

Объектом исследования является русскоязычная чеченская проза 20−90 гг. XX века с исторической проблематикой.

Предметом исследования выступает авторская концепция в осмыслении исторических проблем в чеченской прозе 20−90 гг. XX века.

Материалом исследования послужили эпические произведения с исторической проблематикой, созданные на русском языке С-Б. Арсанова, М. Лукина, Е. Чебалина, Ю. Агаджанова, П. Волкова, В. Евдокимова, А. Казакова и др.

Поставленные вопросы обусловили и предопределили основную цель исследования — выявление авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20−90 гг. XX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осмыслить особенности и выявить вклад в литературу Чечни русскоязычных писателей XX века (20−90 гг.).

2. Определить ценность их творчества с точки зрения эстетической, исторической, психологической, культурной, политической.

3. Выявить авторскую концепцию в осмыслении социальноисторических проблем в чеченской прозе 20−90 гг. XX века.

4. Определить способы выражения авторской позиции и ее влияние на идейно-художественную сторону произведений.

Научная новизна диссертационного исследования определяется малоизученностью поставленной проблемы. Во-первых, не исследована авторская концепция в осмыслении исторических проблем в чеченской прозе 20−90 гг. XX века. Во-вторых, недостаточно изучена система единства эпических жанров в творчестве русскоязычных писателей в чеченской литературе.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы известных ученых: Г. Бабаева, М. Бахтина, В. Белинского, В. Борщукова, И. Ильина, В. Кожинова, В. Конрада, Г. Макогоненко, Е. Маймина, Д. Маркова, Р. Осоцкого, П. Палиевского, С. Петрова, Л. Тимофеева, М. Храпченко, А. Эсалнек и др., а также северокавказских исследователей: Ю. Айдаева, Ю. Верольского, Л. Бекизовой, Т. Джамбековой, Ч. Гусейнова, А. Гутова, У. Далгата, М. Губанукаевой, М. Исмаиловой, В. Корзуна, Н. Музаева, У. Панеша, К. Султанова, X. Туркаева, К. Шаззо, Ш. Шаззо, А. Шарипова, Т. Уздеевой и др.

Методы исследования: в работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, а также системный подход, позволяющий выявить авторскую концепцию в произведениях социально-исторического содержания.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании концепции автора в эпическом произведении с исторической направленностью. Выводы и положения в работе способствуют расширению научного представления о творчестве русскоязычных писателей Чечни. Открывается возможность использовать данный материал для дальнейшего развития прозы С-Б. Арсанова, М. Лукина, Е. В. Чебалина, К. Ибрагимова, исследовать их поэтику, наиболее основательно изучить закономерности развития русскоязычной северокавказской литературы на современном этапе.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что отдельные аспекты этой работы могут использоваться в учебном процессе по изучению истории литературы Северного Кавказа и при конструктивном исследовании проблем чеченской литературыпри разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории чеченской филологии, современной русскоязычной литературе. На защиту выносятся следующие положения:

1. Произведения русскоязычных писателей Чечни 20−90 гг. XX векачасть единого литературного процесса, эволюция которого была предопределена социально-историческими условиями.

2. Особую роль в эволюции чеченской прозы сыграл роман на историческую тему, активное развитие которого наблюдается в 20−50 гг. XX века и возобновляется в 90 гг.

3. В силу определенных событий и социально-исторических условий развитие чеченской прозы в середине прошлого века было приостановлено. Вследствие этого произошел жанровый «сбой», жанр романа замедлил свое развитие, уступив место рассказам и повестям. Именно в этот период активизировалось творчество русскоязычных писателей Чечни.

4. Важнейшую роль в сохранении национально — творческого потенциала сыграли русскоязычные писатели Чечни, отразившие в своих произведениях традиции, национальный уклад жизни чеченцев, выразившие чаяния и проблемы современной действительности.

5. Авторская концепция является ключевым моментом в идейно-художественной структуре произведения. Она во многом определила художественные ориентиры и векторы жанрово-тематического направления в эволюции чеченской прозы XX века (20−90 гг.).

Апробация работы. Основное содержание работы обсуждалось на кафедре литературы и методики преподавания Чеченского государственного педагогического института, нашло отражение в 5 публикациях и докладе автора на Всероссийской научно-практической конференции (Майкоп, 2007).

Структура работы определяется исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 243 источников научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие литератур Северного Кавказа всегда находилось и находится в прямой зависимости не только от богатства фольклорных истоков, но от социально-исторических условий. Следовательно, данный факт естественным образом обусловил формирование национально — художественной литературы, в которой основным выразителем исторической тенденции была письменность народов Северного Кавказа, заложившая базу будущего развития национальных литератур.

Процесс создания чеченской литературы вписывается в общий контекст формирования северокавказских литератур, на которые существенное влияние оказало устное народное творчество и традиции русской классической литературы, что предопределило особенности художественного и жанрового развития, а так же формирование русскоязычной прозы в литературе Северокавказских народов.

Русскоязычная чеченская проза с самого начала развивалась как факт национальной духовной культуры. Ее развитие протекало в общем контексте жанрово-стилевых исканий. Тенденции, которые проявили себя в русскоязычной прозе, обуславливались реальными событиями из жизни общества и его духовно-нравственными ориентирами. Поэтому, художественная мысль, богатая образами, в русскоязычной прозе младописьменных литератур имела огромное общественное значение. Первые произведения авторов, имеющих малый литературный опыт, нередко представляли собой художественную обработку фольклорных произведений.

Отмечая успехи русскоязычной прозы в национальной литературе, следует обозначить, что процесс становления и развития русскоязычной прозы совпал с жанровой эволюцией. Подтверждением являются разножанровые произведения С-Б. Арсанова, М. Лукина, X. Ошаева, Е. Чебалина и др., в которых осуществился синтез художественного опыта прошлого и проблем современности.

В 20гг. XX века в формирующейся чеченской литературе усилилось развитие эпических жанров, тематически обусловленных новой действительностью. Острая общественная потребность в скорейшем отклике на события, происходившие в жизни, на проблемы, требующие безотлагательного решения, заставляли писателей обращаться к осмыслению исторических событий.

Формирование чеченской литературы в 20−3 0гг. прошлого века было во многом ориентировано на русскую культуру и способствовало развитию творчества русскоязычных писателей. Процесс становления и развития русскоязычной прозы Чечни 20−90 гг. XX в. был обусловлен рядом социально-исторических факторов, существенно повлиявших на идейно-художественную структуру произведений. Тем не менее, «трудно сказать, в какой исторический срок уложился бы у горских народов Северного Кавказа автономный процесс внутреннего развития национально-художественной мысли"1, если бы писатели не обратились в своем творчестве к народному богатству, национальному фольклору, и к традициям русской классики.

Во второй половине прошлого века в русскоязычной прозе Чечни оформилась модификация типологического подхода к анализу жанровых форм, которую, А .Я. Эсалнек назвал «типологией второго уровня», позволяющую глубже понять специфику конкретных исторических этапов. В связи с этим в творчестве русскоязычных писателей Чечни обнаруживается тенденция нравственной онтологии (учение о жизни, ее основах, принципах, структуре и закономерностях), которую определил в своей работе М. Бахтин.

Так, в романе Е. Чебалина действия разворачиваются в не зависимости от судьбы, а от поступка к случаю, т. е. герои живут произвольно, в силу того, что у них нет константных правил и знаний судьбы. Таким образом, данный путь включает в себя расстояние от фатума до избранного произвольно — действия, от пространственного поступка до — хаоса. Однако обозначенные в романе проблемы основаны на нравственности, религиозности и перманентно выступают как превратности судьбы.

В произведениях С-Б. Арсанова, X. Ошаева, М. Лукина, П. Волкова, Е. Чебалина и др. предельно насыщенно отражена полифония эпохи, включая вопросы патриотизма, религии, национальной самобытности, социального различия, которые в определенные исторические промежутки приобретали исключительную важность. Нередко религиозность сочеталась с расчетом, консерватизмом, с ограниченностью интересов семейно-родовых общин, за которые жестоко боролись.

Как правило, в центре произведений — герои, создающие новую историю, поэтому писатели, создавая образы героев определенных эпох, раскрывали внутренний мир, психологию, в которой видели выражение национального духа народа. Исследуя уровень подсознания героев, тайные движения человеческой души, они раскрывали «ностальгию героев о минувшем времени» и прекрасной будущей эпохе.

В произведениях русскоязычных писателей в качестве основного осмыслен исторический конфликт, построенный на социальных противоречиях, на нравственном противостоянии, обусловленный национальной средой.

Пейзаж, вписанный в структуру произведений и соотнесенный с психологическим состоянием героев и изображенными событиями, придает произведениям русскоязычных писателей глубину и особую реальность, национальный колорит.

Русскоязычные писатели Чечни, чувствуя свою ответственность перед народом и страной, создавали произведения, в которых затрагивалась тема исторической правды чеченского народа. Однако книги о трагической судьбе чеченцев, включая депортацию, не могли быть напечатаны в советский период. В произведениях Ю. Агаджанова. П. Волкова, Е. Чебалина впервые осмысливаются поставленные вопросы сквозь призму нравственности, привлекая внимание к важнейшим проблемам истории.

Активность молодых русскоязычных писателей обнаруживается в начале 70-х годов прошлого века, о чем свидетелььсвуют постановления «О литературно-художественной критике» (1972) и «О работе с творческой молодежью» (1975г.). Благодаря им, в республике образовались литературные кружки и объединения, которыми руководили писатели старшего поколения и литературоведы. Молодые в своих творческих исканиях и пробах основывались на достижения писателей старшего поколения, сформировавших к 60 — 70гг. произведения словесного искусства во всех жанрах.

Чеченская литература к концу 90 гг. XX века приобрела огромный творческий опыт, отражающий многовековой уклад жизни и национальные традиции.

Тем не менее, на сегодняшний день «имена и творчество большинства русскоязычных писателей, историков и деятелей литературы незаслуженно забыты, о многих из них современные читатели не знают ничего. Многие русскоязычные писатели и творческие деятели Чечни покинули республику, «ушли из профессии, из жизни и их уход остался на сегодня незамеченным обществом — молодого поколения, равно как неоцененным их вклад в национальную культуру"1.

1 Библиографический справочник. Писатели Чечни. — Грозный, 2003. — С. 3.

И, некоторая стагнация русскоязычной прозы на современном этапе, которая получила широкий размах 50−90 гг. XX в. не является особенностью исключительно чеченской литературы. Это общая проблема всех младописьменных литератур Северного Кавказа, а именно дагестанской, адыгской, осетинской, ингушской и др. после 90гг. прошлого столетия.

Однако на современном этапе развития литературной науки нет необходимости отстаивать эстетическую и историко-литературную ценность наследия русскоязычных писателей, произведений созданных ими в эпической прозе. Так как они оставили хорошую основу для перспективных деятелей в области литературы и истории Чечни. Опыт их творчества это материал на базе, которого сегодня работают многие молодые чеченские писатели. Особо следует отметить работы русскоязычных критиков и литературоведов первой половины и начала второй половины ХХв. Основным достоинством их деятельности — это обнаружение и развитие национальной культуры, истории, литературы с последующим определением их значимости в общем литературном процессе нового социалистического, а позже и демократического строя.

История формирования и развития русскоязычной литературы Чечни 20−90гг. XX века имеет свое особо значимое место в общелитературном течении младописьменных литератур Северного Кавказа и России. Творчество русскоязычных писателей Чечни стало неотъемлемой частью чеченской истории и культуры. «Каждый художник дорог нам по-своему, каждое произведение искусства индивидуально и, следовательно, непосредственно несопоставимо с другими, иначе оно в принципе, так сказать, отменяло бы предшествующие ему создания искусства в их художественной значимости"1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект / Автореферат. Дисс. докт. наук. — Махачкала, 1998.
  2. Э. Кавказцы в Абвере. М., 2006.
  3. К.И. Время зрелой работы. // Сб. Из всех родников
  4. А. Народоубийство в СССР. Убийство чечено-ингушского народа. М., 1991.
  5. Ю. Когда-то была война / Утреннее эхо. Грозный, 1982.
  6. Ю. В борьбе за новую жизнь. — Грозный, 1987.
  7. Ю. Жизнь слова. Грозный, 1982.
  8. Ю. Зеркало жизни. — Грозный, 1987.
  9. А. Служить народу // Вайнах. 2004. — № 2. — С. 48.
  10. Акавов 3. Слово о Камале Абукове. //Дагестанская правда. 1998. -24февраля.
  11. З.Н. Нравственные истоки. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
  12. В. Когда познается дружба // Вайнах. 2003. — № 10. — С. 45.
  13. Л. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971.
  14. И. Язык, история и культура вайнахов. — Грозный, 1990.
  15. Арсанов С-Б. Когда познается дружба. Грозный, 1979.
  16. М. Мысли разных лет. Алма-Ата, 1961.
  17. И. Начало//Год 21. Кн. 13.-М., 1938.
  18. Э. Философия бунта. М., 1971.
  19. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  20. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М., 1965.
  21. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  22. Бахтинские сборники 1-Ш. М., 1990−1997.
  23. Л. Ответственность слова. Черкесск, 1981.
  24. Л.А. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск, 1974.
  25. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М., 1954.
  26. В.Г. Собр. соч в 13 т. Т. 4 М., 1956.
  27. В.Г. собр. соч.т.П. М., 1948. С. 710.
  28. А. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
  29. Биографический справочник Писатели Чечни. — Грозный, 2003.
  30. В. Исторический роман // Социалистический реализм сегодня. Киев, 1989.
  31. А. Требовательная любовь: концепция личности в современной прозе. М., 1977.
  32. Ф. Когда познается дружба // Коммунист Казахстана. 1957. -№ 7.-С. 61.
  33. . Театр. Т.5/1. -М., 1965.
  34. Н. Генеология романа «Рудин» // Памяти П. М. Сакулина. -М., 1931.
  35. Бушмин А. О ранней советской прозе. М., 1963.
  36. Виноградов И. О теории новеллы / Вопросы марксистской поэтики. -М., 1972.
  37. Н. на новых рубежах: О многонациональной прозе наших дней. М., 1974.
  38. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. -М., 1956.
  39. Гегель. Эстетика в 4 т. Т. 1. -М., 1968.
  40. А. Полн. собр. соч. Т. 18. -М., 1953.
  41. А. Магический кристалл // Вайнах. 2004. — № 1.
  42. М. Письмо к Фролову от 20 августа 1929 // Театр. 1954. -№ 11.-С. 12.
  43. И.О. О поэтике горской прозы. Дон, 1969.
  44. H.A. Ранняя советская проза: 1917 1925. — JL, 1976.
  45. И. Мои встречи и переписка с Горьким // Звезда. 1961. — № 1.-С. 154.
  46. М. Фольклорное и художественное мировидение С-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы. Дисс. канд. фил. наук. Майкоп, 2006.
  47. В. Рожденные революцией // Урал. — 1967. № 9. — С. 163. Гурвич A.C. Черты современника. — М, 1958.
  48. Ч. Помни имя свое // Правда. 1988. — 13 мая. — С. 3.
  49. Ч. Этическая мысль. — М., 1990.
  50. И. Современный ингушский роман // Дружба народов. — 1969.-№ 2.-С. 132.
  51. Т. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века. Дисс. доктора фил. наук. — Майкоп, 2010.
  52. В. Проблемы реализма Л., 1961.
  53. Добролюбов Н. А Собр. соч. в 9 т. Т. 2. М-Л., 1962.
  54. H.A. Собр. соч. в 9 т. Т. 5. М-Л., 1962, С. 28.
  55. В.Д. Беседы с М.М. Бахтиным. М., 1996.
  56. Дыхаев Ваха. Поэтический образ Родины. Грозный, 1968.
  57. Л.П. Русские писатели на Северном Кавказе. Ставрополь, 2007.
  58. В. Трудные вопросы истории. М., 1991.3авриев М.А. В поисках художественного метода. — Грозный, 1988.
  59. А .Я. Виды искусств. М., 1979.
  60. В. Прекрасное это жизнь // Грозненский рабочий. — 1978. — 28 марта. — С. 3.
  61. В. Раиса Ахматова // Грозненский рабочий. 1971. — 28 мая. — С. 3.
  62. И. О сущности правосознания. М., 1994.
  63. М.В. Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80−90-х годов XX века. Дисс. канд. фил. наук. -Майкоп, 2007.
  64. История первой мировой войны 1914−1918 гг. В 2 т. М., 1975.
  65. М. Лекции по марсистско-ленинской философии. Л., 1971.
  66. Р. Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе. Дисс. канд. фил. наук. — Нальчик, 1998.
  67. Е. Значение детали в романе М. Шолохова «Поднятая целина». М., 1970. — С. 27.
  68. В. Происхождение романа. М. 1963.
  69. В. Восток и Запад. М., 1977.
  70. Ю. Письма с фронта. 27 июня — 19 сентября 1941 года // Знамя. 1944.- № 3. — С. 117.
  71. Ф.Ф. Современная советская проза. М., 1986.
  72. Лидзани К. Итальянское кино. М., 1956.
  73. Е. Современный казахский роман. Алма-Ата, 1964.
  74. Г. Единство и многообразие. М., 1960.
  75. Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 160. Тарту, 1964.
  76. М. Грозненский фронт. Грозный, 1983.
  77. Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
  78. В. На полевом стане // Комсомольская правда. 1960. -31 мая. — С. 3.
  79. Г. П. Исторический роман о народной войне. Л., 1985.
  80. А.У., Туркаев Х. В. Писатели советской Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1969.
  81. Д. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1975.
  82. Махачкала: Даг.кн.издат, 1976. III. Квалификационные работы
  83. Д., Алироев И. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992.
  84. Е. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1986.
  85. Е. Поэтика мифа. М., 1995.
  86. Ю. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999.
  87. И. Два тополя // Комсомольское племя. 1969. — 16 августа. — С. 3.
  88. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Т. 1 М., 1991.
  89. Многонациональный советский роман: закономерности развития современного романа. — М., 1966.
  90. М. Айсберги лжи // Вайнах. 2004. — № 2.
  91. Н. «Слово о полку Чечено-Ингушском» X. Ошаева // Вайнах. 2004. — № 5. — С. 3.
  92. X., Ужахова Р. Тема Великой Отечественной войны в чеченском и ингушском рассказе // Чеченский и ингушский рассказ (проблемы жанра). Грозный, 1987.
  93. А. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987.
  94. Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972.
  95. А.JI. Основные проблемы обобщающего труда по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней / Истоки великой дружбы, — Грозный. 1978.
  96. М. Социолингвистический анализ развития чеченско-русского двуязычия. Грозный, 2007.
  97. Осоцкий Р. Роман и история. — М., 1980. — С. 5.
  98. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный, 1967.
  99. X. Брест — орешек огненный // Брестская крепость перед нападением гитлеровской Германии. Грозный, 1990.
  100. X. Нарушители его воли // Вайнах. 2002. — № 5.
  101. П. Роль документа в организации целого // Проблемы художественной формы соцреализма. Т. 1. -М., 1971.
  102. А. Вечные и злободневные: современная проза: конфликты, темы, характеры. — М., 1981.
  103. Н. А. Диалог, карнавал, хронотоп. Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина /Витебск, 1992−1999.
  104. К. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. — Майкоп, 2006.
  105. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. -М., 1934.
  106. Т.И. Эстетическое и художественное. M., 1965.
  107. A.C. Полн. собр. соч. Т. 11. М., 1954.
  108. Ш. Язык дружбы и братства //Знамя. — 1971. № 7. — С. 26.
  109. X. Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном пространстве. М., 1971.
  110. С. Алексей Чапыгин // Звезда. 1938. — № 10.
  111. Русские писатели в нашем крае. Грозный, 1958.
  112. И. Путь к правде // Дружба народов. 1957. — № 10. — С. 11.
  113. М.А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909−1910. -М., 1991.
  114. А. Вооруженные силы и военное искусство в первой мировой войне. М., 1974.
  115. В. Как кончаются войны. М., 1968.
  116. К. Преемственность и обновление. — М., 1985.
  117. JI. Регрессивные последствия присоединения Грузии к России. Тбилиси, 1982.
  118. А. Свет народного сознания вайнахов. — Грозный, 1990.
  119. JI.C. Чеченская советская проза (20−30-е годы) / Автореферат дисс. канд. фил. наук. — Махачкала, 1975.,
  120. Л. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. — М., 1984.
  121. Л. По воле истории / На пути к зрелости. М., 1979.
  122. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. М., 1961.
  123. X. На переломе. Грозный, 1991.
  124. X., Кусаев А. Писатели Чечни. Грозный, 2005.
  125. Х.В. Исторические судьбы чеченцев и ингушей. Грозный, 1978.
  126. Р. Чеченский и ингушский роман. История и современность (20−70-е гг.) / Автореферат дисс. .канд. фил. Махачкала, 1984.
  127. Т.М. Русский исторический роман I половины XIX века. — Грозный, 2004.
  128. Д.М. Сам Вальтер Скотт или волшебный вымысел // Вальтер Скотт. Собр. соч. Т. 1. М., 1990.
  129. А. Письма 1916−1956. М., 1973.
  130. Р. Проблема характера в современной северокавказской прозе. Орджоникидзе, 1987.
  131. В. Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. — Грозный, 1960.
  132. Д.А. Собр. соч. Т. 3. М., 1961.
  133. В.И. О вечных проблемах в кавказских рассказах Л.Н.Толстого./ Мальчевская Т. Ф. Л. Н. Толстой и Чечено-Ингушетия. -Грозный, 1989.-С. 112−113.
  134. Т. В созвездии сияющего братства. — М., 1976.
  135. Е. «Гарем Ефрейтора», М., ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1992. С. 117−118.
  136. Е. «Гарем Ефрейтора». М., ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 1992. С. 3
  137. Е. Час Двуликого. Грозный, 1983.
  138. Чеченский и ингушский роман. (Проблемы жанра). Грозный, 1986.
  139. К.З. Проблемы двуязычия // Грозненский рабочий. 1988. -10 августа. — С. 3.
  140. С. Северный Кавказ 1941—1945. Война в тылу // Обозреватель Observe. — 2002. — № 2. — С. 106.
  141. К. Г. Новые рубежи. О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы. — Майкоп, 1988.
  142. А. Формирование национального самосознания / Дисс. канд. фил. наук. Уфа, 2000.
  143. М. Специфика мифо-эпического сознания (на материале эпоса «Нарты») / Автореф.канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 1982.
  144. С. Александр Дюма — отец в Чечено-Ингушетии, или сто двадцать лет спустя. Грозный, 1981.
  145. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. -М., 1961.
  146. . О прозе. JL, 1969.
  147. А. Лиризм. Экспрессия. Гротеск. Л., 1975.
  148. А.П. Горизонты и вертикали: современная проза от семидесятых к восьмидесятым. Л., 1984.
  149. Эренбург И. Война (апрель 1943 март 1944). — Москва, 1944.
  150. А .Я. Внутрижанровые типологии и пути ее изучения. М. 1985.
  151. А.Я. Проблема жанра в «Эстетике» Гегеля // Вестник Московского университета. Серия филология, журналистика. 1967. — № 5.-С. 29.
  152. Л. Творчество М. А. Шолохова. М., 1970.
  153. Н.Ф. Вопросы изучения чеченцев и ингушей. Грозный, 1926.
  154. Х.Я. История чеченской письменности. Записки Северного Кавказского краевого Горского НИИ. Т. Ростов-на-Дону, 1928.
  155. Bemol. Paul Valery, 1949. M. Bemol. La Methode critique de Paul Valery. 1950.
Заполнить форму текущей работой