Сказки индейцев Северной Америки: сравнительный анализ
В споре определяется продолжительность большого периода времени (сколько месяцев в зиме или в году, дней в месяце, часов в тёмном времени суток; должны ли свет и тепло сменять холод и тьму etc.). Например, северные атапаски татлан рассказывают сказку о дикобразе, который хочет зиму длиной в пять месяцев, загибая свои пять пальцев, с ним спорит бобр, который хочет столько зимних месяцев, сколько…
ЭссеЭволюция философско-эстетического взаимодействия алтайской и русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе Горного Алтая
См.: Бармин А. В. Сказка в повествовании В. П. Астафьева. — С. 140−148- Рахимкулов М. Г. Фольклор в рассказах Н. А. Крашенникова о Башкирии. — С. 125−133 // Фольклор пародов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1983. Вып. 10- Борисова В. В. «Калмыцкая» сказка в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». — С. 108−118- Лыткина JI.B. Фольклорные традиции в художественной коми-зырянской прозе…
ДиссертацияФранцузский романтизм и идея культуры
Такая размежевательная деятельность может быть н ретроспективной, осуществляться вчуже. Примером тому — многолетняя практика советского литературоведения, когда в литературе 1820−1840-х годов выделяли п противопоставляли «романтизму» направление «критического реализма»: практика не просто анахроническая, поскольку литературный термин «реализм» возник лишь в 1850-е годы, но еще и сосредоточенная…
ДиссертацияЭволюция метатекста английского романтизма
Объект исследования. Хронологические рамки. Объектом данного исследования становится романтический метатекст как средоточие романтического дискурса, что позволяет выделить наличие устойчивых диахронических смысловых полей, объединяющих, например, столь «далековатые идеи», как гей-дельбергский романтизм и английский «эстетизм», «байронический герой» и герой «мэгготианского» образца (роман Фаулза…
ДиссертацияГротеск как тип художественной образности: от Ренессанса к эпохе авангарда
Исторические модификации гротеска (историческая поэтика гротеска) обусловлены трансформацией модусов ментальности, лежащих в основании гротескового художественного мышления и, в частности, трансформацией «мифологического» «мы"-сознания в исторической перспективе. На смену гиперболизированным формам гротесковой образности, которые обязаны своим появлением связи гротескового мышления…
ДиссертацияИдейное и художественное своеобразие мемуарной прозы второстепенных писателей русской литературной эмиграции: Н. Берберова, И. Одоевцева, В. Яновский
Выход на первый план мемуарной прозы субъективного метода был обусловлен тем, что «проблема человека» — центральная проблема европейской философии XX века — вышла на первый план мышления эпохи. Кроме того, в силу исторических обстоятельств эпос потерял бытийную опору, «литературы вымысла» лишилась оснований, от развалившегося мира остались сами люди и их единственная достоверность — жизнь. Для…
ДиссертацияИстория и утопия в лирическом творчестве Сергея Есенина, 1913-1918 гг
Нам представляется справедливым утверждение В. В. Мусатова о том, что «суть переживаемой Есениным драмы заключалась в том, что его идея не воплотилась в истории"7. Однако в данном случае исследователь имел в виду идею «узловой завязи», тогда как, по нашему мнению, Есенин начинал вовсе не с этой идеи, а с попытки возрождения языческого, славянского мифа, сохранившегося, по его убеждению…
ДиссертацияХудожественное пространство в русском словесном творчестве: На материале Самарской Луки
В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя главенствующий тип художественного пространства в романе — линеарный — дорога, путь, т. е. движение героя. (Лотман Ю. М., 1997, с. 656.) Гоголь в данном случае нашел уникальную форму организации пространства, которую М. М. Бахтин выделил в работе и отметил, что характерно слияние жизненного пути человека с его реальным жизненным путем — дорогой, т. е…
ДиссертацияХудожественно-содержательное своеобразие сновидений в творчестве Ф.М. Достоевского
См.: Телегин С. М. Жизнь мифа в художественном мире Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова. -М., 1995; Телегин С. М. Миф и литература // Миф — Литература — Мифореставрация: Сб. ст. — М.-Рязань, 2000. — С. 3−15- Телегин С. М. Основной миф Достоевского // Литература в школе. — 1998. — № 4. — С. 3344. говоря, что «писатель конкретизировал свой мир путем художественного развития новой логики, мифологики…
ДиссертацияЛексика Ярослава Смелякова (к вопросу о творческой индивидуальности художника. Вопросы поэтики)
Думается, Смеляков был прав, когда без ложной скромности причислял и себя к этой когорте. Ведь он, как мы убедились, всегда «тащил понятое время» и относился к числу не «слабосильных», а «мощных» , — тех, в ком (скажем, используя слова К. Федина) «немного будущего есть». Исследование смеляковской поэтики сквозь призму творческой индивидуальности художника приводит к убеждению, что он был одним…
ДиссертацияЛирическая книга М. Цветаевой «После России», 1922-1925 гг.: Проблема художественной целостности
Из перечисленных признаков, как и из всего выше сказанного следует, что лирическая книга представляет собой поле напряженного взаимодействия обращенных друг к другу элементов: частей, тем и мотивов, текстов, жанров, микросюжетов, переживаний и т. д. Такое положение вещей свидетельствует о чрезвычайной усложненности поэтического мира книги лирики. Нам представляется, что до сих пор не уделено…
ДиссертацияНациональные художественные традиции и становление повествовательных жанров в абазинской и абхазской литературах: Сравнительно-типологическое исследование
Из поэтических троп эпоса более всего востребованной, пожалуй, оказалась гипербола, как важнейшее средство создания образа центрального героя произведения. В первых опытах письменной литературы преувеличению подвергаются не только персонажи, но и сами реалии жизни. Если, например, герой рассказа или повести положителен, то он положителен во всем, если отрицателен, то отрицателен также во всем…
ДиссертацияПроблема семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева
Тема семьи и детства в творчестве Тургенева имеет своеобразные, характерные черты художественного воплощения: высокую степень автобиографичности, субъективности, лиризации прозы. При этом способ лиризации в каждом жанре у Тургенева имеет свои особенности и претворяется в особых формах. В раннем творчестве, в поэмах отношение к идее семьи выражается монологом героя, непосредственным обращением…
ДиссертацияПисатель в теории литературы: Проблема самоидентификации
Характерен в этом смысле путь эволюции научной школы теории литературы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, на протяжении многих лет возглавляемой крупнейшим нашим теоретиком академиком РАН П. А. Николаевым. На более ранних этапах основное внимание ученого было сосредоточено на разработке проблем творческого метода (причем следует особо отметить, что исследователь…
ДиссертацияПоэзия русского и немецкого авангарда с точки зрения семиотики Ч. С. Пирса
Вероятно, многое из того, что было здесь сказано об авангардистском искусстве, может — mutatis mutandis, в большей или меньшей степениоказаться верным и в отношении иных художественных систем (ср. 0.3.1). Главное отличие авангарда — в специфике его самопонимания, в специфике авангардистской эстетической картины мира, описание которой составило задачу настоящей работы. После авангарда мы видим…
ДиссертацияРоманы Д. Лоджа 1990-х годов: эстетическая теория писателя и художественная практика
Скрытом виде, коим является языковая игра и каламбур, с помощью которых изображена картина мира, опосредованная культурным языком, в данном случае, Англии, где вся человеческая жизнь предстает в произведениях Д. Лоджа как совокупность языковых игр. Следует заметить, что позиция писателя в отношении языковой игры схожа с точкой зрения Ж.-Ф. Лиотара на проблему современной культуры, суть которой…
ДиссертацияРусская футуристическая поэзия на Дальнем Востоке 1917-1922 гг.: идейно-художественные искания, поэтические имена
В 1917;1922 гг. на Дальнем Востоке Н. Асеев пройдет ступень «преодоления футуризма», как, собственно, во многом и поэт С. Третьяков. Лучшей проверкой футуризму стала сама жизнь. Соблюсти в незыблемости футуристические теории, провести их в жизнь в том «чистом» виде, в каком они преподносились в статьях и декларациях, оказывалось невозможным, — это не удавалось даже самым одержимым сторонникам…
ДиссертацияРусская литературная баллада 1830-х — 1850-х годов: История и поэтика жанра
В работах, так или иначе касающихся вопросов истории и теории жанра баллады, нередко присутствует мысль о том, что баллада в разных литературах и в разные эпохи — явление в высшей степени неодинаковое. Толковые и этимологические словари, словари литературных терминов, литературные и полные энциклопедии, музыкальные энциклопедии, характеризующие сложный для музыки и поэзии балладный жанр, учебники…
ДиссертацияЖанровое своеобразие «школы» в европейской и русской драматургии XVIII-XIX веков
Все пьесы-" школы", в какой бы жанровой форме они не были написаны, имели единую структуру действия — урок. «Эффект очуждения» на этом сценическом «уроке» позволял представить со всех сторон выносимое на обсуждение философское или этическое положение. Ситуация -" зеркало" помогала зрителю быстро ориентироваться в происходящем, соотносить увиденное с повседневной реальностью. При этом…
ДиссертацияТворческое наследие П.И. Бартенева в историко-литературном и культурном процессе России второй половины XIX — начала XX веков
Хотелось бы отметить, что люди, с которыми был знаком и переписывался П. И. Бартенев, играли большую роль в русской культуре и науке. Поэтому обращение к мемуарам П. И. Бартенева поможет более полно и объективно оценить многих общественных деятелей, литераторов и учёных, позволит узнать о лекциях, научных взглядах и личных качествах Ф. И. Буслаева, о жизни «лучшего друга Пушкина» Нащокина…
ДиссертацияТворчество Андре Мальро в 20-30-е годы
Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М&bdquo-, 1990.1. Г7&bdquo- 3асурский Я. И. Американская на Л. Е. Память. Бломкивист Е. Жизнь, искусство и эстетика А. Мальро: Сб. Некоторые вопросы истории и теории эстетики. М., 1967. Лейтес Н. С. Конечное и бесконечное. Размышления о литературе XX века: мировидение и поэтика. ~ Пермь, 1992. Андреев Л. Г. Наедине со смертью. Восточные романы…
ДиссертацияУильям Каллен Брайант: поэзия и поэтика
Новейшие труды по истории американской поэзии отводят Брайанту значительное место. Б. Даффи, автор книги «Поэзия в Америке. Выражение и его ценность во времена Брайанта, Уитмена и Паунда» (1978), рассматривает Брайанта и Эмерсона как представителей важного этапа в истории американской поэзии. К числу наиболее интересных современных работ, содержащих анализ лирики Брайанта, можно отнести…
ДиссертацияВ.Г. Белинский о типологических связях русской и европейских литератур в контексте исторической компаративности
XIX века в её- главных течениях // Французская литература /Пер. Эл. Бауэр. — СПб, 1895- Поль Ван Тигем. Сравнительная литература. — Париж, 1931; Н.Крутиков. Братство двух культур (Русско-украинские литературные связи). — Москва, 1951; А.Николадзе. Русско-грузинские литературные связи. -Тбилиси, 1958; Неупокоева И. Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия. // Взаимосвязи…
ДиссертацияРусская литературная стихотворная сказка конца XIX — начала XX веков
Русская литература с момента своего зарождения всегда отличалась особым жанровым строем, аналог которому трудно найти в мировой литературе. Это было связано с тем, что чрезвычайная восприимчивость и новаторский характер творчества большинства русских литераторов неоднократно приводили к созданию принципиально новых форм и тематических вариаций, многие из которых стали основой для всей…
ДиссертацияХудожественный нарратив в путевой прозе второй половины XVIII века: генезис и формы
Левашов П. А. Плен и страдание россиян у турков, или Обстоятельное описание бедственных приключений, претерпенных ими в Царь-граде по объявлении войны и при войске, за которым влачили их в своих походахс приобщением дневных записок о воинских их действиях в прошедшую войну и многих странных, редких и любопытных происшествий (1790). Записки русского дипломата Павла Артемьевича Левашова (1719−1820…
ДиссертацияПроблема художественного психологизма в русскоязычных романах Владимира Набокова
Обе эти детерминанты имеют в романах индивидуализированный и, как правило, динамичный характер. Неизменным обычно остается тип восприятия (формируемый интеллектуально-перцептивными способностями): художнический, мещанский или патологический, однако, восприятие героями конкретных объектов и явлений действительности показано у Набокова как изменяющееся, зависящее от многих факторов. Зависимость…
ДиссертацияКонцепции времени в лирических циклах Р.М. Рильке и Б. Пастернака
Для нас существенным фактом является и то, что обоих поэтов отличает глубокая связь с философской традицией. Оба они прошли «философскую пропедевтику» еще в гимназические годы, далее Пастернак сознательно выбирает философскую специальность, оканчивая историко-филологический факультет Московского университета. При этом, как показывает Л. Флейшман, выбор этот был продиктован в первую очередь…
ДиссертацияПроблема комического в литовской советской прозе
В научных исследованиях и критических статьях зачастую указывается на определенные средства комического, анализируются отдельные произведения, подчеркивается их значение в художественном воплощении различных явлений действительности (см., например, 78- 79- 96- 101). Однако до сих пор должное внимание не уделялось изучению исторического развития отдельных жанров и жанровых типов комической…
ДиссертацияЖанровое многообразие прозы А. Блока
Ученые давно отошли от неправомерного отождествления художественности с вымыслом. Художественность («эстетическая значимость») — результат типизации и обобщения, результат отбора и творческого сочетания элементов, служащих для выражения авторской оценки изображаемых фактов. П. Куприяновский поддержал мнение тех исследователей, которые разграничивают понятия документальности в прямом значении…
ДиссертацияПроблема детства и искусства в творчестве Д.М. Барри рубежа веков
Во-первых, произведения о Питере Пэне представляют собой яркое явление смешения жанров детской литературы: приключение, фантастика, рассказы о животных, романы для девочек и другие. Во-вторых, сюжет о Питере Пэне — это ироническая игра со многими текстами детской литературы до Барри: они насыщены аллюзиями на произведения Купера, Кэрролла, Баллантайна, Стивенсона, Уайльда и других. В-третьих…
Диссертация