Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вариативность присуща всем видам словесного творчества, однако, естественно, различным его видам — в разной степени. На степень вариативности литературного произведения влияют разные факторы, в частности то, к какой эпохе, к какой стадии развития словесного творчества оно принадлежит. Так, на стадии дорефлективного традиционализма, когда тотальным способом бытования словесного творчества был… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Вариативность русской рок-поэзии: поэтика и текстология
    • 1. 1. Вариативность и текстология: подходы к публикации литературных произведений произведений различных стадий словесного творчества
    • 1. 2. Рок-песня в аспекте вариативности
  • ГЛАВА 2. Аспекты вариативности рок-поэзии Башлачёва
    • 2. 1. Вариативность собственно вербального субтекста
    • 2. 2. Вариативность контекста и автометапаратекста
      • 2. 2. 1. Вариативность автометапаратекста. Экспликация названия в рамках концерта
      • 2. 2. 2. Контекст песни как фактор вариативности
    • 2. 3. Вариативность в системе вербального субтекста, контекста и автометапаратекста: «Слёт-симпозиум» и «Подвиг разведчика»
  • Заключение 196 Библиография

Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Текстология как отрасль филологии неотделима от эдиционной деятельности. Само её возникновение было обусловлено практическими задачами, то есть с самого начала текстология существовала на правах прикладной отрасли. Однако постепенно границы текстологии расширились, практические задачи диктовали более широкий, аналитический, а не чисто практический подход. Таким образом, из прикладной отрасли филологии текстология в своём развитии трансформировалась в отдельную науку, в отдельный способ анализа произведения, и в этом парадоксально сблизилась с теорией литературы. Одной из причин, обусловивших это сближение, стало то, что текстология в большей степени, чем какие-либо иные отрасли филологии, вынуждена реагировать на изменения природы литературного произведения в процессе смен парадигм художественности. Так, произведения конца XX века обладают высокой степенью вариативности, и текстология, как отрасль науки, неотделимая от издательской практики, не может не реагировать на эти изменения. Широко известны примеры, когда сам автор в своё произведение заключает вариативность на уровне композиции как системы точек зрения (например, «Коллекционер» Дж. Фаулза или «Чёрный принц» А. Мёрдок.) Но это одна из разновидностей вариативности в неклассической парадигме художественности, которая целиком и полностью входит в авторскую инетнцию. Однако в нашей работе речь пойдёт о вариативности иного рода, а именно, о вариативности, понимаемой как способность произведения порождать свои варианты, и о вариативности как о способе бытования произведения, паредставленного рядом текстуальных манифестаций.

Вариативность присуща всем видам словесного творчества, однако, естественно, различным его видам — в разной степени. На степень вариативности литературного произведения влияют разные факторы, в частности то, к какой эпохе, к какой стадии развития словесного творчества оно принадлежит. Так, на стадии дорефлективного традиционализма, когда тотальным способом бытования словесного творчества был фольклор, вариативность была не только неотъемлемой частью его бытования, но и залогом его существования. Между тем синкретизм является не только «историческим лоном"1 литературы, но и ее «архетипическим качеством"2, то есть синкретизм присущ не только словесному искусству эпохи дорефлективного традиционализма, но и литературе на любой стадии развития, а значит, и вариативность будет также неотъемлемой чертой литературного произведения на любой стадии развития словесного творчества. Соответственно, анализируя произведения, необходимо учитывать все его варианты. Но нельзя забывать, что вариативность присуща литературным произведениям в различной мере. Так, в неклассический период поэтики художественной модальности, в период, по многим о параметрам близкий к эпохе синкретизма, вариативность выходит на качественно новый уровень. Изменения текста произведения являются уже не частными случаями работы автора над текстом, а законом существования произведения в словесности, что связано с характерной для этой эпохи редукцией авторского начала. Естественно, на подобные изменения не могла не реагировать и практическая текстология: не только при изучении, но даже и при издании литературных произведений невозможным становится обращение к одному из вариантов произведения.

Между тем степень вариативности художественного произведения определяется не только принадлежностью его к той или иной стадии развития словесного искусства, но и его внутренними особенностями. Так, например, драма как целостное произведение, имеющее интенцию на постановку на сцене и включающее в себя не только собственно текст драмы, но и все варианты её постановки на сцене (часто манифестированные.

1 Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001.С. 25.

2 Там же.

3 См. там же. С. 269. режиссёрскими партитурами), именно в силу специфики бытования обладает высокой степенью вариативности. То же самое можно сказать и о песне, которая также предназначена для многократного исполнения, а значит, бытует как совокупность всех вариантов исполнения.

Очевидно, что текстологический — и шире — филологический подход к такому виду искусства, как песня, должен отличаться от традиционного подхода к традиционной же, «письменной» литературе. То, что песня является синтетическим текстом, то есть включает в себя, помимо вербального, музыкальный и перформативный субтексты, зачастую ставит под сомнение саму правомерность изучения её в рамках филологии. Между тем песня — пусть и не совсем соответствующая критериям «чистой» литературы, но всё же неотъемлемая часть словесного творчества, а значит, изучать её (пусть и с акцентом на вербальной составляющей) должна именно наука о словесном творчествефилология. Однако, если мы запишем вербальный субтекст песни и будем изучать его как традиционное стихотворение, мы редуцируем многие, если не все особенности песни как самобытного жанра4. Вместе с тем именно филология давно настаивает на необходимости выработки особой методологии изучения песни вообще и рок-песни в частности. Последнее время разработка такой методологии ведётся довольно активно5, однако чётких подходов к песне как к синтетическому образованию так и не выработано. Так, в течение последнего.

4 Между тем ряд филологических диссертаций разрабатывал именно такой путь. См.: Логачёва Т. Е. Языковые средства выражения категории определенности-неопределенности и их стилистические функции в отечественной рок-поэзии: Дис.. канд. филол. наук.- Ростов-н/Д., 2004. СтупниковД.О. Традиционная и авторская символика в современной поэзии: Юрий Кузнецов и московские рок-поэты: Дис.. канд. филол. наук. — М., 2004; Шипкарепкова М. Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: Дис.. канд. филол. наук. -Екатеринбург, 2005 и др.

5 См, например: Свиридов C.B. А. Башлачёв. «Рыбный день» (1984). Опыт анализа// Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 91−105. года было защищено шесть диссертаций, авторы которых стремились изучать рок-песню именно как синтетический текст, однако на деле выходило исследование его вербальной составляющей лишь при некотором учёте музыкального и перформативного субтекстов6.

Между тем и песенное искусство отнюдь не однородно, и в частности, разным его видам присуща различная степень вариативности, определяющаяся различными факторами. Одним из видов песенного искусства последней трети XX века стала рок-поэзия7. Принадлежность рок-поэзии к посткреативистской парадигме определила высокую степень её вариативности. В отличие от песни эстрадной или романса, рок-песня имеет внутреннюю направленность на бытование в вариантах: при каждом исполнении рок-песни исполнитель не стремится повторить первое исполнение, а не только неосознанно, но и сознательно создаёт новый вариант. В связи с этим очевидным становится, что не только продуктивно, но и необходимо рассматривать рок-песню как совокупность всех известных вариантов. При ином же подходе утрачивается собственно специфика рок-песни.

6 См.: Ройтберг Н. В. Диалогическая природа рок-произведения: дис.. канд. филол. наук.- Донецк, 2007; ЧебыкинаЕ.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты: дис.. канд. филол. наук.

Екатеринбург, 2007; Темиршина O.P. Поэтическая семантика Б. Гребенщикова: дис——канд. филол. наук.- М., 2006; Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис.. канд. филол. наук. — Брянск, 2007; Клюева Н. Н. Метрико-ритмическая организация русской рок-поэзии 1980;х годов: дис.. канд. филол. наук. — М., 2008; Иванов Д. И. Рок-альбом 1980;х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук «Пластун». Иваново, 2008.

7 Соответственно, термин «песенная поэзия» будет нами использоваться, когда речь будет идти об особенностях песни, характерных для песенного искусства вообще (рок-поэзии, авторской песни, романсной поэзии и т. д.) — применительно же конкретно к рок-песне мы будем использовать относительно устоявшийся термин «рок-поэзия».

Рассматривая только один вариант рок-песни, исследователь сможет сделать выводы об особенностях только этого варианта исполнения, что, возможно, также продуктивно в некоторых частных случаях. Однако если речь идёт о рок-песне как о целостном произведении, то удовлетворительный результат сможет дать только рассмотрение всех известных вариантов и их особенностей как в диахронии, то есть при исследовании творческой истории произведения, так и в синхронии, то есть при рассмотрении всех вариантов как равноправных, при сопоставлении их, а также исследовании их как сосуществующих. >

Очевидно, что подобный подход продуктивен при анализе практически всех произведений словесности, однако для произведений с высокой степенью вариативности (к которым в том числе принадлежит и рок-песня) он представляется не просто продуктивным, а единственно возможным, так как только при таком подходе возможно эксплицировать многообразие смыслов, заложенных в произведении.

Рок-поэзия стала по ряду критериев пиком отечественного посткреативизма: редукция авторства, высокая степень вариативности и другие черты этой парадигмы воплотились в рок-поэзии в максимальном объёме. В связи с этим можно предположить, что изучение вариативности рок-поэзии (способов вариантопорождения, соответственно, и смыслообразования, особенностей собственно бытования произведения в вариантах и т. д.) позволит сделать некоторые выводы по поводу вариативности в посткреативистской парадигме вообще.

В работе мы рассмотрим особенности вариативности рок-песни на примере творчества Александра Башлачёва, одного из самых ярких рок-поэтов, которого часто относят к близкому к року «направлению» — к авторской песне. Впрочем, формальные признаки (акустическая гитара, сольное пение и т. д.) это позволяют, однако если подходить к рок-поэзии с точки зрения её внутренних законов, то Александр Башлачёв (1960;1988) окажется именно рок-поэтом (как, кстати, сам музыкант себя и позиционировал) в силу внутренних, прежде всего, сугубо поэтических особенностей его творчества: значительная доля тонических форм стиха наряду с силлабо-тоническимисоединение разных стилистических пластовсоединение традиций классической литературы с «анти-традицией" — «неклассический», «рваный» синтаксис и др. Более того, не только то, что основные черты рок-поэзии воплотились в поэзии Башлачёва в полной мере, но и то, что она повлияла на многих рок-поэтов, писавших после него, позволяет предположить, что особенности вариативности его творческого наследния окажутся характерными для рок-поэзии в принципе. Вместе с тем нельзя не признать, что творчество Башлачёва по многим параметрам близко и к авторской песне (в частности— по уже указанным формальным, «музыкальным» и «исполнительским» признакам), а значит — особенности его поэтики будут характерны не только для рок-поэзии, но и для песенной поэзии вообще.

Актуальность работы связана с происходящим в современной науке поиском новых подходов к тексту, к процессу обретения заложенных в нём и закладываемых в него смыслов, а также с разработкой методологии анализа синтетического текста, которая представляется продуктивной для изучения как рок-поэзии, так и такого близкого к ней явления, как авторская песня, а также, возможно, некоторых других похожих явлений песенной поэзии. Используемый в работе подход к произведению как не к одной раз и на всегда заданной текстовой манифестации, а как к совокупности вариантов позволяет максимально полно исследовать произведение, эксплицировать наибольшее количество заложенных в нём смыслов, рассмотреть его как в диахронии, исследовав тем самым его творческую историю, так и в синхронии, т. е. проследить, что даёт соединение смыслов, заложенных в разных вариантах, смыслов, которые просто технически не могут воплотиться в одном варианте произведения, а значит, только бытование произведения в вариантах и экспликация в различных из них разных смыслов может позволить сделать произведение максимально насыщенным в смысловом плане.

Степень изученности темы однозначному описанию не поддаётся. Если говорить о проблеме вариативности в текстологическом плане, то она изучена довольно полно как западными, так и отечественными текстологами. Если говорить о рок-поэзии, то это явление изучено в заметно меньшей степени. Первые редкие обращения к рок-произведениям относятся к началу 1990;х гг. С конца 1990;х гг. изучение рок-поэзии становится довольно регулярным. В последние же годы филологи стали приходить к тому, что при изучении рок-поэзии продуктивно учитывать её синтетическую природу, т. е. музыкальную и перформативную составляющие. Синтетическая природа рок-песни показывает, насколько ущербен сам термин «рок-поэзия», отчасти включающий рок-произведения в рамки «традиционной» литературы и редуцирующий музыкальную и перформативную составляющие рок-песни. Однако за, пусть и недолгую, историю изучения рока этот термин оказался настолько востребованным и широко используемым, что для обозначения объекта исследования продуктивным представляется именно его употребление. Кроме того, термин «рок-поэзия» со всей уверенностью позволяет заявить: речь не идёт о комплексном подходе к изучению всей структуры с учётом, например, детального исследования музыкального субтекста, а, скорее, о филологическом анализе, обладающем несколько иными аппаратом и методологиями, учитывающими синтетическую природу рок-произведения. Если же говорить о вариативности рок-песни, то придётся признать степень данной проблемы применительно к этому объекту весьма неизученной. Можно назвать всего несколько работ. Между тем именно для рок-поэзии проблема вариативности оказывается весьма актуальной.

Новизна работы заключается в попытке рассмотрения рок-песни как синтетического текста, а также в рассмотрении рок-песни как совокупности вариантов в диахроническом и в синхроническом аспектах.

Объектом работы является песенная рок-поэзия Александра Башлачёва как одного из самых ярких представителей русской рок-поэзии 1980;х годов.

Заявленный объект работы релевантен её предмету, которым является вариативность, понимаемая и как способность художественного текста порождать варианты, и как собственно бытование в вариантахмеханизм вариантообразования, механизмы смыслопорождения при вариантообразовании, а также трансформация некоторых внутренних особенностей произведения в разных вариантах.

Целью работы является рассмотрение песни в аспекте вариативности, отдельное рассмотрение основных факторов создания вариативности, их функционирования как отдельно, так и в системе друг с другомописание и анализ механизмов смыслопорождения в процессе вариантообразованияисследование особенностей рок-песни как произведения, бытующего в совокупности вариантов.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

— описать природу и сущность художественного произведения, продемонстрировать его тотальную подвижность вне зависимости от принадлежности к той или иной парадигме художественности;

— показать зависимость степени и качества вариативности художественного произведения от его парадигматической и сущностной закреплённости;

— обозначить специфику бытования рок-песни как синтетического текста, а также её особенности, обусловленные парадигмальной закреплённостью;

— проанализировать факторы, формирующие вербальную вариативность, отдельно анализируя как специфические особенности каждого из них, так и их функционирование в системе.

Методологической основой работы является комплексный подход, сочетающий в себе концепцию авторского высказывания М. М. Бахтина, концепцию структуры текста Ю. М. Лотмана, достижения исторической.

8 О поэтики (от А. Н. Веселовского до С.Н. Бройтмана) и текстологии (Г.О. Винокур10, Б.В. Томашевский", Д.С.Лихачёв12, А.Л. Гришунин13, французская генетическая критика14), концепцию парадигм художественности современных исследователей (в частности, В.И. Тюпы15), концепции автора и читателя Д.С. Лихачёва16 и некоторых зарубежных.

17 18 19 авторов (М. Фуко, Р. Барт, А. Компаньон), современные разработки 0 ^ 1 о ^ анализа рок-песни (C.B. Свиридов", Е. А. Козицкая, Д.М. Давыдов*" *", Д.О. Ступников23, В.А. Гавриков24 и др.).

8 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

9 Бройтман С. Н. Указ. соч.

10 Винокур Г. О. Критика поэтического текста. М., 1927.

11 Томашевский Б. В. Писатель и книга: Очерк текстологии. Л., 1928. 10.

Лихачёв Д. С. Текстология. Краткий очерк. М., Л. 1964., Лихачёв Д. С. Текстология: на материале русской литературы X—XII вв. М., 1983.

13 Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

14 Генетическая критика во Франции. Антология. М., 1999.

15 Тюпа В. И. Парадигмы художественности (понятие о литературном процессе) // Теория литературы: В 2 т. Т. 1. М., 2004.

16 Лихачёв Д. С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и другие работы. СПб., 1997.

17 ФукоМ. Что такое автор: доклад 22.2.69 в Французском философском обществе// Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 916.

18 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

19 Компаньон А. Демон теории. М., 2001.

20 Свиридов C.B. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002. С. 5−32- Свиридов C.B. Альбом и проблема вариативности синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 7. Тверь, 2003. С. 13−44.

21 Козицкая Е. А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 21−26- Козицкая Е. А. Статус автора в русском роке// Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002. С.139−145.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в основных и специальных курсах по теории литературы, текстологии и истории русской литературы XX века.

Апробация. Диссертация и отдельные её элементы обсуждались на аспирантских семинарах кафедры теории литературы Тверского государственного университета, а также на международных конференциях: «Поэтика и лингвистика: Гельгардтовские чтения» (г. Тверь, 2006), «Грехнёвские чтения» (г. Нижний Новгород, 2006), «Потаённая литература» (г. Иваново, 2007), «Поэтика заглавия» (г. Москва, 2007), «Литература XX—XXI вв.еков: автор, текст, интерпретация» (г. Иваново, 2007), «Творчество Владимира Высоцкого: пути и проблемы изучения» (г. Воронеж, 2007).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Подобное разделение обусловлено задачами диссертации. Первая глава носит теоретический характер, в ней описываются различные подходы текстологии к произведениям на различных стадиях развития словесного творчества, а также специфика бытования рок-песни. Во второй главе описывается и анализируется песенная поэзия Александра Башлачёва в аспекте вариативности. Предмет исследования обусловливает разделение главы на три параграфа. В первом из них рассматривается вариативность собственно вербального субтекста на примере ряда вариантов двух песен Александра Башлачёва «Хороший мужик» и «Мы льём своё больное семя.». Во втором параграфе рассматривается вариативность контекста (композиции концерта) и автометапаратекста (слов, произносимых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Текстология как изменяющаяся в процессе развития наука по-разному подходит к произведениям различных стадий развития словесного искусства. Так, произведения посткреативистской парадигмы, обладающие высокой степенью вариативности, уже самой своей природой диктуют новый текстологический подход: при исследовании посткреативистских произведений текстолог не может ограничиваться одним текстом, а вынужден обращаться ко всем известным текстовым манифестациям. Однако и произведения посткреативистской парадигмы отнюдь не однородны, а значитнеоднородна и степень их вариативности, определяющаяся не только парадигмальной закреплённостью, но и внутренними законами этих произведений. Так, например, рок-поэзия обладает высоким вариантообразующим потенциалом, в связи с чем текстолог должен подходить к рассмотрению рок-песни только как к совокупности вариантов. Между тем, развившись в особый способ анализа, текстология интегрировалась в теорию литературы, став неотъемлемой её частью. В связи с этим не только текстолог, но и шире — теоретик и даже историк литературы должны подходить к исследованию литературного произведения, исследуя все его варианты.

Одной из важных особенностей рок-песни является то, что она представляет собой синтетический текст, что, в свою очередь, также обусловливает высокую степень её вариативности: от исполнения к исполнению песня меняется на уровне всех своих субтекстов. Синтетическая природа рок-песни диктует и особый подход к её изучению: подобное сложное образование нельзя изучать, применяя традиционный филологический аппарат и опуская при исследовании музыкальный и перформативный субтекстыимея своим объектом, в первую очередь, именно вербальный субтекст, филолог не может игнорировать в той или иной мере его взаимодействие с музыкальным и перформативным субтекстами, так как при этом будет редуцирована сама специфика рок-песни.

Проведённое нами исследование рок-песни как совокупности вариантов, сопоставление этих вариантов, а также их рассмотрение как системы позволяют сделать следующие выводы.

Рок-поэзия — особое явление, при исследовании которого необходимо учитывать её специфические особенности как связанные с её парадигмальной закреплённостью (высокая степень вариативности, редукция авторства (частотные случаи попадания песни в регулярный репертуар не первичного исполнителя и последующее восприятие её как написанной другим автором («Старые раны» Майка Науменко, исполняемые Константином Кинчевым), отсутствие обозначения автора песни и т. д.)), так и с её внутренними особенностями (синтетическая природа (так, например, как показали последние исследования В. А. Гаврикова, в некоторых песнях Вени Дркина ирония создаётся именно сочетанием в каком-то плане несочетающихся вербального и музыкального субтекста, то есть смысл песни формируется именно сочетанием музыкального и вербального субтекстов, а значит, рассматривать их изолированно нельзя)).

При изучении рок-песни исследователь не может ограничиваться одним вариантом, так как каждый из вариантов отличается от другого, и отличия эти могут быть настолько значительными, что те или иные особенности произведения радикально отличаются друг от друга в разных вариантах, а значит, исследовать их в песне как в системе можно только учитывая все варианты.

От варианта к варианту может меняться субъектно-объектная природа произведения за счёт появления новых персонажей (появляющийся в варианте августа 1985 г. песни «Хороший мужик» «её» коллега, усложнение в различных фрагментах различных вариантов субъектно-объектной природы песни «Слёт-симпозиум»), замены субъекта объектом (в двух из четырёх вариантов песни «Мы льём своё больное семя.» звучит «мы», в двух других — «они») или экспликации ролевого героя в автометапаратексте (так, один из автометапартекстов песни «Похороны шута» («» Похороны шута" называется. очень старая песня, давно не пел, могу забыть. «Похороны шута» — как шута хоронили.") приближает в этом варианте героя песни к ролевому).

В различных вариантах могут доминировать различные родовые тенденции текста (так, в хронологически первом варианте песни «Хороший мужик» сильнее выражены лирические тенденции, во втором — эпические и драматургические), то есть, с одной стороны, родовая дифференциация является залогом вариативности, а с другой, для определения родовой структуры произведения необходимо учитывать все существующие варианты.

При рассмотрении песни в системе вариантов могут эксплицироваться смыслы, экспликация которых невозможна в одном варианте. Так, например, «мы» и «они» в песне «Мы льём своё больное семя.» оказываются одновременно и противопоставлены, и соединены, что можно эксплицировать, только рассмотрев все четыре варианта в системе.

Исследование творческой истории произведения может позволить сделать выводы о том, что изменения субъектно-объектной природы в процессе вариантопорождения могут вызывать изменения степени интертекстуальности произведения. Так, например, введение в текст песни «Мы льём своё больное семя.» цитаты из «Незнакомки» А. Блока способствовало смене субъектно-объектной структуры.

Наряду с собственно вербальным субтекстом песни существуют такие факторы вариантообразования, как контекст и автометапаратекст, являющиеся вариантообразующими, циклизующими и смыслопорождающими факторами. Так, например, в концерте Башлачёва апреля 1985 г. автометапаратекст создаёт три разных цикла песен, объединённых по различным параметрам. Песни «Слёт-симпозиум» и «Подвиг разведчика» также объединяются автометапаратекстом в микроцикл, что создаёт, как минимум, два различных варианта этих песен: входящий в микроцикл, то есть воспринимаемый в контексте «соседней песни», и воспринимаемый изолированно.

Экспликация названия в автометапаратексте способна кардинально менять смысл песни, участвуя в формировании её варианта, то есть обладать вариантообразующими и смыслопорождающими функциями. Так, например, эксплицируемые названия «Грибоедовский вальс» и «Баллада о Степане» не только обогащают песню новыми смыслами, но и оказываются включёнными в композицию произведения.

На контекст (структуру концерта / альбома) и автометапаратекст как вариантообразующие факторы может влиять контекст в широком понимании, как это было рассмотрено на примере «Таганского концерта» Башлачёва, на который во многом повлияла фигура Высоцкого, неразрывно связанная с местом проведения концерта — Театром на Таганке.

Вербальный субтекст, контекст и автометапаратекст как факторы порождения вербальной вариативности тесно связаны между собой и функционируют в единой системе. Так, заявленный в автометапаратексте «жанр» песни «Слёт-симпозиум» (репортаж) коррелирует с первой строчкой его вербальным субтекстом, который в этом варианте ближе к «репортажу», чем в других вариантах.

Подобные выводы позволяют наметить некоторые перспективы изучения рок-поэзии. В частности, подход к рок-песне как к системе вариантов представляется не только продуктивным, но и наиболее оптимальным, так как не только позволяет эксплицировать предельное количество смыслов, заложенных в песне, но и решить частные литературоведческие проблемы, при ином подходе нерешаемые.

Корректировки требует и традиция изданий вербальных субтекстов песен, в большинстве своём игнорирующая их варианты. Некоторые попытки.

182 издания вербальных субтекстов с вариантами уже предпринимались, 182 См.: Михаил «Майк» Науменко. Песни и стихи. Москва, 2000. наиболее удачным из них (хоть и не идеальным) можно считать изданную в 2001 г. в Твери книгу «Александр Башлачёв: стихи, фонография,.

I ЯЧ библиография", однако магистральная линия текстологии рок-произведений осталась прежней, что, как и было показано, редуцирует специфическую природу рок-песни. Разрабатываемая же в работе методология изучения рок-песни как синтетического текста представляется продуктивной не только применительно к рок-поэзии, но и к такому близкому к ней явлению, как авторская песня, а также, возможно, к некоторым другим похожим явлениям песенного творчества.

183Башлачёв А. Стихи, фонография, библиография. Тверь, 2001.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии. М., 1991.
  2. H.A. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. СПб., 1993.
  3. А. Интервью, данное А. Шипенко и Б. Юханову, Москва, 1986 год // www.bashlachev.spb.ru
  4. А.Н. Интервью, данное Б. Юханову, Ленинград, 1986// www.bashlachev.net
  5. А.Н. Интервью, данное Л.Е. Хиову (опубликовано в сборнике материалов рок-клуба за 1985 год) // www.bashlachev.net.ru
  6. А. Посошок: Стихотворения. Л., 1990.
  7. В. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1991.
  8. Н.В. Полное собр. соч.: В 14 т. Т. 2. М., Л., 1937. Ю. Горький М. Собр. соч.: В 3 т.
  9. A.C. Полное собрание сочинений: В 3 т. Спб, 1911−1917.
  10. М.В. Сочинения. Спб, 1891.
  11. Майк из группы «Зоопарк». Тверь, 1966.
  12. Н.Макаревич A.B. Семь тысяч городов. Стихи и песни. М., 2000.
  13. А. Всё очень просто. М., 1994.
  14. Михаил «Майк» Науменко. Песни и стихи. Москва, 2000.17.Пилот. Ярославль, 2002.
  15. Поэты русского рока: В 12 т. СПб. 2004-. (Изд. продолжается)
  16. A.C. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л., 1978.
  17. A.C. Собр. соч.: В 16 т. М., Л., 1937−1959.
  18. A.C. Сочинения. Спб. 185−1857.22.Слово рока. СПб., 1992.
  19. Толстой ЛЛ-I. Собр. соч.: В 12 т. Т. 11. М., 1987.
  20. А.П. Полное собрание сочинений: В 20 т. М., 1944−1951.
  21. Цой В. Р. Звезда по имени солнце: стихи, песни, воспоминания. М., 2004.
  22. А. Семантические и стилистические функции церковнославянизмов в произведениях С. Калугина и А. Башлачева // http://www.mhpi.ru.
  23. И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов: Дис.. канд. социол. Наук СПб., 2003.
  24. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
  25. A.A., Королева С. Ю. Урбанистическое сознание и русская рок-поэзия 1980−1990 гг.: к специфике воплощения// Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  27. С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.
  28. А. Жизнь длиною в строку. Миры и Мифы Александра Башлачёва// Свистопляс (Москва). 2000. № 1. с. 40−41.
  29. Вариативность в языке и речи. Архангельск, 2001.
  30. .В.- Пиксанов Н.К. Чем жива текстология / Вступ. статья, публ. и примеч. Гришунина А.Л.// Контекст. 1984.- М., 1986.-С. 195−235.
  31. А. А. Российская рок-музыка 1970-x-l990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дис.. канд. Культурологи. Челябинск, 1999.
  32. А.Н. Историческая поэтика. Д., 1940.
  33. Г. О. Критика поэтического текста. М., 1927.
  34. Е.В. Смыслообразующая роль визуальной обложки в структуре рок-альбома // Русская рок-поэзия. Текст и контекст 5. Тверь, 2001.С. 26−35.
  35. В.П. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва. Брянск, 2007.
  36. В.П. Рок-искусство в контексте исторической поэтики // Русская рок-поэзия: текст и контекст 9. Тверь, 2007. С. 21—31.
  37. О. Рок-досье: Александр Башлачёв // Петрозаводский университет (Петрозаводск). От 06.02.2004. № 4. С. 4.
  38. Генетическая критика во Франции. Антология. М., 1999.
  39. Я.О. Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии XX века. Автореф. дисс.. канд. наук. Новосибирск, 1999.
  40. B.C. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачёв. Дисс. канд. пед. Наук. СГПУ, 1997.
  41. Н.Б. Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: Дис.. канд. социол. наук Ростов-на-Дону, 2002.
  42. O.A. Механизм цитирования и автоцитирования в «Триптихе» А. Башлачёва // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 73−77.
  43. O.A. Как сделаны «Странные скачки» // Владимир Высоцкий и русский рок. Тверь, 2001. С. 9−11.
  44. M.JI. Пушкин. Первая глава науки о Пушкине. Пб. 1922.
  45. А. Судьба скомороха//Юность (Москва). 1988. № 6. С. 52.
  46. А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998
  47. А.Л. О методе текстологии // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1989. — Т. 48, № 4. — С. 291−298.
  48. Громова-Опульская Л. Д. Текстология незавершенного (Л. Толстой) // Рус. лит. СПб., 2002. — № 2. — С. 117−122.
  49. Д.М. Статус автора в русской рок-культуре// Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 16−21.
  50. Д.М. Рок и / или шансон: пограничные явления (заметки по одному спорному вопросу) // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  51. Д.М. Русская рок-культура и концептуализм// Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  52. И.Н. Текстология и генетическая критика в изучении летописных текстов // Россия и проблемы европейской истории: средневековье, новое и новейшее время. Ростов, 2003. — С. 175−188.
  53. Ю.Ю. «Генетическая критика» как практика анализа художественного текста // Молодая филология 2002. — Пермь, 2002. -С. 51−59.
  54. Ю.В. Блоковская цитата в стихотворении А. Башлачёва «Мы льём свое больное семя.» // Александр Блок и мировая культура. Материалы научной конференции 14−17 марта 2000 года. Великий Новгород, 2000
  55. Ю.В. Вариантообразование в русском роке// Русская рокпоэзия: текст и контекст 8. Тверь, 2005. 85−119.
  56. Ю.В. Вариативность и интерпретация текста (Парадигма неклассической художественности). Дисс.. докт. филол. наук. Москва, 2006.
  57. Ю.В. Микроциклы в русском роке// Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь 2001. С. 237−252.
  58. Ю.В. Нетрадиционные способы циклизации в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  59. Ю.В. Русский рок о русском роке: «Песня простого человека» Майка Науменко // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2007. С. 95−105.
  60. Ю.В. Циклизация в русском роке// Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  61. Е.А. Проблема художественной целостности рок-произведения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2002. С. 114−117.
  62. А. Путешествие рок-дилетанта. JL, 1990.
  63. А. Семь кругов беспокойного лада// Башлачёв А. Посошок: Стихотворения. JL, 1990. С. 3−10.76.3адерий С. О СашБаше, о Кинчеве, о себе, о жизни // http: www. yanlca. Lenin, ru/stat/zaderij.htm
  64. Иромонах Григорий Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002. С. 57−87.
  65. Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: Дис.. канд. филос. наук СПб., 2003.
  66. Г. Ю. Рок-культура как объект социологического анализа: Дис.. канд. социол. наук — Челябинск, 2002.
  67. Н. Метрический репертуар «московской школы» рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст 9. Тверь, 2007. С. 185−193.
  68. П.А. Структурные особенности стиха русской рок-поэзии в контексте современной русской песенной лирики // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  69. И.В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: Дис.. канд. социол. наук-М., 2002.
  70. КозицкаяЕ.А. Цитата в структуре поэтического текста. Дисс.. канд. филол. наук. Тверь, 1998.
  71. Е.А. Субъязыки и субкультуры русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 169—189.
  72. Е.А. Статус автора в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002.. 139−145.
  73. С.Л., Константинов A.B. Дырка от бублика как предмет «русской рокологии» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999.
  74. С.П., Константинов A.B. Рок-поэзия как тип текста (к вопросу о генезисе структурной модели) // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  75. A.A. Влияние употребления наркотиков на творчество русских рок-поэтов (предварительные заметки из серии) // Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001.С. 215−223.
  76. И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре:возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998.. 5−33.
  77. . Эстетика. М., 2000.
  78. М. На второй мировой поэзии // Комсомольская жизнь. 1990. № 11. С. 23−26.
  79. А. 100 магнитоальбомов советского рока. М., 1999.
  80. Я.С. Заметки о тиражной графике в поп-музыке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 12−25.
  81. Д.С. Текстология. Краткий очерк. М., Л. 1964.
  82. Д.С. Шахматов-текстолог// Известия РАН СССр. Серия лит. И языка. Т. XXIII. 1964. С. 481−486.
  83. Т.Е. Языковые средства выражения категории определенности-неопределенности и их стилистические функции в отечественной рок-поэзии: дис.. канд. филол. наук. — Ростов-н/Д., 2004.
  84. Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.
  85. И.Ю. Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. 168−175.
  86. Л. Из беседы с Сергеем Фирсовым// www.bashlachev.spb.ru/ 1а1к5/Ри'50У.Ы:т1.
  87. О.Э. Доминанты образа рок-героя в русской рок-культуре // Русская рок-поэзия: текст и контекст 8. Тверь, 2005. С. 142— 157.
  88. И.А. Рок-н-ролл: опыт метафизической реконструкции: Дис.. канд. филос. наук-Томск, 1994.
  89. Г. Ш. Фольклорные образы-символы в творчестве А. Башлачёва// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. С. 77−81.
  90. Г. Ш. Функции кольцевой композиции в поэзии А. Башлачёва // Рок-поэзия как социокультурный феномен. Череповец, 2000.
  91. Ю.Б. Принципы композиции альбома в англоязычном и русском роке// Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 6−11.
  92. О.В. Рок-н-ролл- славнное язычество (источники интертекста в поэзии А. Башлачёва) // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999.. 67−73.
  93. Н.К. Творческая история «Горя от ума», М. 1971.
  94. Д.С. А.К. Толстой в творчестве К. Кинчева (несколькозамечаний о роли текста в рок-произведении) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. С. 132−135.
  95. .Н., Штробах Г. Вариант// Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. М., 1991.
  96. С.А. Текстология. М., 1968.
  97. K.M. Название рок-группы в мотивной структуре рок-текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 9. Тверь, 2007. С. 33−43.
  98. СафароваТ.В. Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Владивосток, 2002.
  99. А. Слыша Башлачёва (Христианские мотивы в творчестве рок-музыканта) // http://eparhia.narod.ru.
  100. Е.В. Текст и музыка в русском роке// Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  101. C.B. Альбом и проблема вариативности синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 7. Тверь 2007. С. 13−44.
  102. C.B. Мистическая песнь человека. Эсхатология Александра Башлачёва // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 74−108.
  103. C.B. Имя имён. Концепция слова в поэзии А. Башлачёва// Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 60−67.
  104. C.B. Магия языка. Поэзия А. Башлачёва. 1986// Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  105. C.B. Поэзия А. Башлачёва: 1984−1985 // Рок-поэзия как социокультурный феномен. Череповец, 2000.
  106. C.B. А. Башлачёв. «Рыбный день» (1984). Опытанализа// Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 93 105.
  107. C.B. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002. С. 5−32.
  108. C.B. Альбом «и проблема вариативности синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 7. Тверь, 2003. С. 13−44.
  109. C.B. Русский рок в контексте авторской песенности// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2007. С. 6−21.
  110. C.B. Фонография как тип научного исследования // Внутренние и внешние границы филологического знания. -Калининград, 2001.-С. 130−137.
  111. Словарь русского языка (под ред. А.П. Евгеньевой) М., 1999.
  112. Словарь русского языка (под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю Шведовой) М., 1999
  113. И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. М., 1994.
  114. Т.А., Снигирёв A.B. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена// Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 42−47.
  115. Современная текстология: Теория и практика. М., 1997.
  116. Д.Н. Творческий и жизненный путь Александра Башлачёва- к проблеме взаимодействия личности и массовой культуры // Пермский университет, 1999.
  117. СолодоваМ.А. Текст и метатекст молодежной субкультуры в лингвокультурологическом аспекте: На материале текстов песен отечественных рок-групп и рецензий на них: Дис. канд. филол. наук1. Томск, 2002.
  118. Д.О. Рок-альбом как продукт серийного мышления// Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 36−44.
  119. Д.О. Традиционная и авторская символика в современной поэзии: Юрий Кузнецов и московские рок-поэты: Дис.. канд. филол. Наук М., 2004.
  120. С.Ю. Мифологические антиномии в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  121. С.Ю. „А может, и правда, лучше не менять лицо, как пальто?“ или нарисованные миры Андрея Макаревича// Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 163−168.
  122. .В. Писатель и книга: Очерк текстологии. Л., 1928.
  123. Томенчук Л.О. О музыкальных особенностях песен
  124. B.С.Высоцкого// В. С. Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990.
  125. А. Один из нас// Огонёк (Москва). Май 1989. № 20.1. C. 19−21.
  126. А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М., 1991.
  127. В.И. Аналитика художественного. М., 2001.
  128. Е.В. Творчество Александра Башлачева в циклизации „Русского альбома“ Б.Г. // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  129. УлусноваО.В. Материалы к библиографии по жизни и творчеству А. Башлачёва// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 125−129.
  130. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.
  131. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). М., 1987.
  132. Философский словарь. М., 1991.
  133. И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.
  134. Т.В. Логоцентристские тенденции в русской рок-поэзии (к вопросу о референтности текста) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2002. С. 104−113.
  135. ЧебыкинаЕ.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты: Дис.». канд. филол. Наук. Екатеренбург, 2007.
  136. А. Проблема традиционности в поэзии А. Башлачёва// Рок-поэзия как социокультурный феномен. Череповец, 2000.
  137. ЧижоваИ.А. Рок-музыка как культурно-исторический феномен: Дис. канд. Искусствоведения М., 1993.
  138. Ю.А. Концепция любви в поэтическом творчестве рок-музыкантов// Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 175−182.
  139. В.В. Русская рок-поэзия и художественный приём// Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002. С. 123−129.
  140. ШакулинаП.С. Русский рок и русский фольклор// Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 38−42.
  141. С.С. А.С.Пушкин и А.Н. Башлачев в дискурсе постмодернизма // Материалы научно-практической конференции «Пушкин и современность». Уфа. 1999.
  142. С.С. «Вечный пост» Александра Башлачёва: опыт истолкования поэтического мифа // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000.
  143. С.С. Пушкин и Башлачев: Этика смерти// Известия в Республике Башкортостан от 11.09.1999.
  144. М. Рок как часть целостного искусства// Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002. С. 118−122.
  145. М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: Дис.. канд. филол. наук Екатеринбург, 2005.
  146. ШтробахГ. Вариативность// Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. М., 1991.
  147. A.B. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. С. 3−9.
  148. Эдиционная практика и проблемы текстологии. М., 2002.
  149. Л.С. Стихотворный цикл: динамика художественной формы. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Новосибирск, 1998.
Заполнить форму текущей работой