Сравнение: разоблачение пороков общества в публицистике Генри Филдинга и публицистики Виктора Шендеровича
Со значением «стихотворение обличительного содержания» слово САТИРА — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными; Произведение искусства остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности; Злая насмешка, резкое обличение САТИРА — жанр рим. лит., представляющий собой соединение в одном произв…
КонтрольнаяЧитатель как теоретико-литературная проблема
Сегодня, в борьбу за оценку художественного произведения вступают различные теоретические направления: формализм, структурализм, герменевтика, которые, не имея общего метаязыка, тем не менее, ведут между собой жесткую полемику. Текст литературного произведения исследуют, анализируют его лексику, синтаксис, морфологию, подчас ставят под сомнение художественность литературного произведения…
ДиссертацияБиблейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина»
Опираясь на биографические факты и особенности авторского присутствия в тексте семейной хроники и других произведений 80-х годов, предложить свое осмысление «религиозности» Щедрина и его нравственных позиций. В основу методологии настоящего сочинения положен комплексный подход, включающий методы историко-литературного, интертекстуального, смыслового анализа текста, учитывающий биографические…
ДиссертацияДуховно-эстетические основы литературы «потерянного поколения» и ее влияние на отечественную «военную прозу» 50-80-х годов XX века
Влияние времени на литературу всегда выражается в весьма сложных формах, не всегда сразу отыскиваются причины и следствия. Дело не только в том, что временная дистанция сама собой определила появление ретроспективного взгляда. Подобное построение помогает авторам раскрыть в «каждой минуте» войны связь времен, показать эту «минуту» в контексте движения истории. «Локальный» замысел перестает быть…
ДиссертацияИсторические поэмы Леонида Мартынова (взаимодействие литературно-исторического материала и художественного вымысла)
Сибирских киргизов. СПб., 1868- Максимов Сибирь и каторга. I87I, ч. 1ЧПМиллер Г. Ф. История Сибири. 2-е изд. I937-I94I, т. 1-ПНебольсин П. Покорение Сибири. 1849- Оглоблин Н. Обозре ние столбцов Сибирского приказа. М., I895-I900- Огородников В. Очерк истории Сибири до начала XIX в., I920-I924, ч. 1−2- Памят ники Сибирской истории: Х Ж век. т. I — 1882, т. 2 — 1885- Пота нин Г. Материалы для…
ДиссертацияХудожественное своеобразие женской лирики восточной ветви русской эмиграции
В отличие от русского Берлина и русского Парижа, геополитическая и социокультурная ситуация в русском Китае сложилась таким образом, что там возникли наиболее благоприятные условия для развития творческой деятельности женщин. Именно женщинам (А, Паркау, Т. Баженовой, Т. Андреевой) принадлежит право зачинательниц литературной деятельности в русском Харбине. Они оказались всемерно задействованы…
ДиссертацияХудожественное воплощение наставничества в русской прозе 1920-1930-х годов
Одним из ярких примеров негативного наставничества в романе является сцена разговора Ван-Конета со своим отцом. Тиррей Давенант, невеста и приятель, обычно помогающий молодому Ван-Конету во всех грязных делах, вдруг «толкнули его хорошими чувствами"514. Стремясь избавиться от непривычного соприкосновения с «хорошим», Ван-Конет идет «отдохнуть на объяснении со своим отцом"515. Наставление отца…
ДиссертацияМетафизика любви в произведениях А. И. Куприна и И. А. Бунина
Творческое наследие А. И. Куприна и И. А. Бунина по праву считается одним из самых значительных в развитии русской реалистической прозы XX века. Тесные художественные контакты, близость творческой судьбы, принадлежность к одному течению в литературе и особому времени — все это определило рассмотрение творчества двоих авторов в едином контексте культурно-исторического среза уникальной эпохи…
ДиссертацияМаска как функция текста в романной прозе Г. Джеймса и Ф. М. Достоевского: Романы «Княгиня Казамассима» и «Бесы»
Таким образом, герменевтическая задача, возникающая перед читателем полифонического текста, сама по себе оказывается фактором психологического воздействия, Причем характер этого воздействия в чем-то весьма близок к тому, которое оказывает на человеческое сознание чтение детективовнекоторые грани этого воздействия, аедентированные в текстуальном анализе (см. 1-ую главу данной работы), позволяют…
ДиссертацияНравственно-философские искания автора и героев в прозе Леонида Бородина
Материалы диссертации прошли апробацию на Всероссийских конференциях молодых учёных «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2002 — 2005), Всероссийской научной конференции «Мир России в зеркале новейшей литературы» (Саратов, 2004), Международной научной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2005), Международной научной…
ДиссертацияПоэтика английской иносказательной прозы XX векаДж. Р. Р. Толкиен и К. С. Льюис
Иную позицию занимает К. С. Льюис. На примере его произведений можно убедиться, что он «использует христианский „миф“ и маскирует его в дидактических целях» (Карпентер, 156). В отличие от Толкиена, он не стремится создать из элементов различных мифологий некий оригинальный сплав. Напротив, Льюис объединяет в рамках одного произведения разнообразные мифологические пласты, переосмысливая…
ДиссертацияПоэтика литературного либретто на сюжеты произведений А. С. Пушкина в русской опере рубежа XIX-XX веков
Либреттные тексты создавались по мотивам тех или иных литературных произведений. /Речь идет не о простом переложении литературы на музыку, а о художественной трансформации заимствованной фабулы, в результате чего произошло создание оригинального либреттного текста/. Поэтому вполне правомерен вопрос: что есть либретто? Является ли оно самостоятельным произведением новой, отличной от литературного…
ДиссертацияСовременная художественная документально-биографическая проза. Проблемы развития жанров
Современная документально-биографическая проза охватывает собой как художественную литературу, так и научную или научно-популярную, имея при этом множество различных переходных форм, степень художественности которых ограничена. По целому ряду параметров документально-биографическая проза отличается от исторической. Если в последней на переднем плане изображения находится эпоха, время, в котором…
ДиссертацияСтивен Крейн — поэт и новеллист
Признавая вклад отечественных исследователей в изучение творчества Крейна, следует отметить, что его поэзия и новеллистика все еще не вошли в русское сознание. Полагаем, это вызвано тем, что новеллы Крейна фактически неизвестны российскому читателю. К сегодняшнему дню на русский язык переведено всего около двух десятков новелл, среди которых есть не самые удачные, а качество перевода зачастую…
ДиссертацияСтруктура и типология художественного конфликта и эволюция характера в творчестве А.К. Евтыха
Именно в такой политико-идеологической, социокультурной, нравственно-эстетической обстановке вошел в литературу и Аскер Евтых. По этому поводу Р. Мамий пишет: «Его творчество в определенной мере отразило успехи и издержки самой литературы на протяжении более 60 лет». Вначале он пробовал себя в различных жанрах и небезуспешно. Писал литературно-критические статьи, стихи и поэмы, драматические…
ДиссертацияТипология женских образов в народническом романе: На материале творчества Н.А. Арнольди, С.И. Смирновой, Н.Д. Хвощинской, О.А. Шапир
Мотив замужества в данных романах оказался тесно связан с мотивом «перепутья». Мучительный процесс самоопределения женщин как в личном, так и в общественном плане, утрата героинями гармонии во внутреннем мире определила их остановку на «перепутье», символизирующем переломность их жизненного момента, предчувствие катастрофичности бытия. В целом мы рассматриваем развертывание сюжетных ситуаций…
ДиссертацияТрадиционная и авторская символика в современной поэзии: Юрий Кузнецов и московские рок-поэты
Для Лосева имя есть энергема сущности, так что «слово о предмете и о сущности есть сам предмет и сама сущность», «.имя предмета и есть сам предмет в аспекте понятости и явленности» (100, с. 109). Фундаментальная значимость имени раскрывается у Лосева через понятие символа: «Символ часто понимался (у рационалистов и позитивистов) как совокупность несущественных и чисто субъективных переживаний…
ДиссертацияТрадиции и новаторство в поэзии Н. М. Рубцова
Наиболее канонизирована эта проблема была в литературе классицизма, провозглашавшего подражание греко — римским образцам, учение о трёх стилях и т. д. Именно по этой причине в ряде национальных литератур, например, в России направление довольно быстро изжило себя и уступило место романтизму, где на перйое место выдвинулся принцип свободы творчества. Для реализма, главенствующего метода русской…
ДиссертацияРусский символизм в рецепции англо-американского и немецкого литературоведения: Вопросы истории и теории
Чехов, однако, по верному заключению Ахметшина, новаторски подходит к использованию мифа, «миф становится не над рассказом, а в положении, функционально равное положению прочих деталей повествования», в связи с чем проверка чеховского творчества мифом «ясно показывает, как легко впасть в заблуждение, истолковывая рассказ по традиционным правилам, когда мифу приписывается «ядерная» функция…
ДиссертацияДраматургия М. А. Булгакова: формы взаимодействия с русской литературной традицией
Такой сферой представляется проблема традиции, литературной преемственности в творчестве Булгакова, уровень научного осмысления которой в настоящее время вряд ли может быть признан удовлетворительным. Причины этого кроются отчасти в характере самого понятия «традиция». Давно занимая законное место в ряду терминов, в том числе литературоведческих, оно и в настоящий момент не исчерпало всех…
ДиссертацияВизуальный облик прозаического текста как литературоведческая проблема
Анализ функций приёма шрифтовой акциденции показал, что шрифтовая акциденция представляет собой материально выраженный знак информативно-интонационного характера и выполняет ряд общих функций, направленных на усиление изобразительно-выразительных потенций слова, и ряд частных функций, связанных со структурой теста и смысловым контекстом произведения. В качестве общих функций отмечаем: 1…
ДиссертацияРоманы А.К. Дойла «Белый отряд» и «Сэр Найджел»: проблема национальной идентичности
Однако в литературоведческой науке (как отечественной, так и зарубежной) большое внимание до сих пор уделялось только детективным рассказам о Шерлоке Холмсе. Долгое время исследователей интересовали вопросы об автобиографических чертах в образе знаменитого сыщика (Н. Колпаков, А. Наркевич, И. Панкеев, Э. Финн, М. и М. Хардвик, X. Пирсон), о Лондоне Холмса (П. Вайль), о биографии, чертах характера…
ДиссертацияГенезис новописьменных поэтических систем Северного Кавказа
Труды ученых, посвященные непосредственно развитию региональных северокавказских литератур, также вполне закономерно и неизбежно использовались нами. Общие принципы детерминации индивидуальной и национальной специфики, определения художественного своеобразия творчества, как отдельных авторов, так и этнических литературных систем в непосредственной связи с влиянием фольклора, весьма подробно…
ДиссертацияЭпические традиции в «Потерянном рае» Дж. Мильтона и проблема специфики жанра
В немногочисленной, зачастую идеологизированной14, отечественной и обширной зарубежной «мильтоновской индустрии» 15 XX века проблемы жанра «Потерянного рая» в той или иной степени касались почти все учёные-мильтоноведы. Большая часть исследователей в своих определениях исходит из родового качества поэмы. Тем не менее, как и на предыдущих этапах осмысления «Потерянного рая», проблема его жанровой…
ДиссертацияВлияние английской литературы на творчество Н.С.Гумилева
Гаспаров М. Л. Современный русский стих. — М., 1974. Баевский B.C. Николай Гумилевмастер стиха // Гумилев Н. С. Исследования и материалы. Библиография / Сост. М.Д. Эль-зона, H.A. Грозновой. — СПб., 1994. Уразов H.H. Стих Н. С. Гумилева: Дисс. канд. фи-лол. наук. — Алма-Аты, 1997. Грибков А. Г. Метрика и строфика Н. С. Гумилева как художественно-выразительное единство: Дисс. канд. филол. наук…
ДиссертацияХудожественный мир А.В. Вампилова — драматурга
В 1962 году редакция «Советской молодежи» отправила талантливого сотрудника в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами». Проучившись в Москве несколько месяцев, Александр вернулся в родной…
ДиссертацияЭпическое творчество Николая Клюева: Организация мотивов
Начиная с «Плача о Сергее Есенине», клюевские поэмы имеют все более и более выраженный постсимволистский характер. Типично символистский мотив преобразования мира и человека сменяется мотивом спасения России. Поэтому история разделяется на две контрастные эпохи: земледельческой идиллии и машинной цивилизации, где кончается материнская опека природы и человек, бросивший вызов божески-отцовским…
ДиссертацияЭстетика и поэтика символизма в лирике В.Я. Брюсова, 1892-1909 годы
Одним из самых противоречивых и загадочных явлений этого периода справедливо считается русский символизм, что связано с несколькими причинами. Во-первых, символизм целостным литературным течением с единой эстетической программой так и не стал. Внутри его оформилось несколько самостоятельных групп. По внешним признакам принято выделять в нем два основных этапа — «старших символистов» 1890-х годов…
ДиссертацияИгровое пространство в русской литературе первой половины XX века: структура, динамика, функционирование
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. По тематике исследования автор выступал на заседаниях межкафедрального научно-практического семинара «Человек в контексте культуры» факультета филологии и журналистики Ставропольского государственного университета под руководством доктора…
ДиссертацияХудожественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери «Профессор Криминале»
Цель диссертационного исследования: охарактеризовать художественно-семантические свойства симулякра в поэтологическом и функциональном аспектах, сосредоточив внимание на семантическо — образной стороне этого явления, проследить специфику функционирования симулякра в тексте анализируемых произведения. Семантическая природа симулякра понимается нами, вслед за известными французскими…
Диссертация