Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное осмысление проблемы абречества в осетинской литературе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный драматург Ш. Ф. Джикаев в трагедии «Цомак» выступает как писатель-новатор. Герой пьесы Ш. Ф. Джикаева от революционеров уходит к абрекам. До выхода в свет трагедии «Цомак» для осетинской литературы традиционным являлся переход от абреков к революционерм. Абречество изображалось как начальный этап развития личности, путь от стихийного протеста к сознательной борьбе трудящихся масс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. АБРЕЧЕСТВО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ
    • 1. 1. Социально-исторические причины абречества в трудах западноевропейских и отечественных ученых
    • 1. 2. Образ абрека в осетинском историческом фольклоре
  • Глава II. ОТРАЖЕНИЕ КОНФЛИКТА ЛИЧНОСТИ КАК СЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ В ОСЕТИНСКОЙ ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ
    • 2. 1. Синтез традиций фольклора и литературы в творчестве осетинских поэтов
    • 2. 2. Взаимосвязь обычаев, нравственных норм и абречества в осетинской повести и рассказе
  • Глава III. ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ АБРЕЧЕСТВА В ДРАМАТУРГИИ И РОМАНЕ
    • 3. 1. Разбойничество как отражение психологической борьбы абрека в драматических жанрах
    • 3. 2. Эволюция образа абрека в осетинском романе

Художественное осмысление проблемы абречества в осетинской литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Абречество широко распространилось на Кавказе в XIX веке. На сегодняшний день нет однозначного подхода к определению сущности данного общественно-социального явления. Не существует также точных исторических сведений, указывающих на период возникновения абречества. Вероятнее всего, это явление обуславливалось формированием классового общества.

В предпринятом диссертационном исследовании абречество рассматривается как разбойничья форма борьбы за социальное и человеческое равноправие, средство мести и способ материального обогащения.

Разбойничество как средство борьбы с общественной и социальной несправедливостью в прошлом было известно у многих народов мира: англо-саксов, греков, шведов, финнов, славян и др.

Среди исследователей кавказского абречества следует отметить М. М. Ковалевского, Ф. И. Леонтовича, С. К. Бердяева, K.JI. Хетагурова, А. Т. Цаликова, A.A. Гассиева, В. О. Бобровникова, Ю. М. Ботякова.

В западной историографии абречество в настоящее время рассматривается как прогрессивное антиколониальное движение. Своей популярностью эта концепция в немалой степени обязана работам известного западного советолога А. Беннигсена и М. Беннигсен-Броксуп.

Разбойничья тема получила отражение в фольклоре и художественной литературе разных народов Кавказа. Абрек изображается как грабитель, нарушающий нравственные нормы общества, или защитник бедняков, борец за свободу и права человека.

Актуальность темы

исследования обусловлена недостаточной изученностью произведений осетинской литературы, освещающих проблему абречества. В произведениях с разбойничьей темой раскрываются проблемы общечеловеческого масштаба: преступление и возмездие, борьба добра и зла. В свете современного терроризма и преступности художественный образ абрека привлекает своей противоречивостью: абрек борется против социальной несправедливости, но в то же время является источником агрессии и тирании.

Предметом исследования является художественное осмысление проблемы абречества в творчестве осетинских писателей, специфика изображения абречества в осетинской художественной литературе и фольклоре.

Объектом исследования являются художественные произведения осетинской литературы XX века, героические песни и предания абреческого цикла. Объектом литературоведческого анализа впервые становятся драма Э. Тлатова «Абреки», трагикомедия З. Т. Биазырова «Уынгэзг тох» («Отчаянная борьба»), трагедия Ш. Ф. Джикаева «Цомахъ» («Цомак»), рассказ «В абреки» Дз.К. Гатуева, роман Н. Г. Джусойты «Дыууадэес цгефы иу цэгфы хуызэгн.» («Двенадцать ран, как одна.»), роман В. М. Гаглойты «Гъе, мардзэг, исчи!» («Кто-нибудь, отзовись!») и др.

При исследовании фольклорных текстов первостепенное внимание было обращено на те сюжеты, мотивы которых получили отражение в произведениях осетинских писателей.

Целью диссертационной работы является исследование художественного осмысления проблемы абречества в осетинской литературе и изучение фольклорных текстов с абреческой темой. В связи с этим в работе определяются следующие задачи:

1. Исследование социально-исторических причин абречества.

2. Изучение героических песен и историческихх преданий с абреческой темой.

3. Анализ художественных произведений осетинской литературы, раскрывающих проблему абречества, исследование их фольклорных истоков.

4. Выявление основных мотивов абречества в творчестве осетинских писателей.

5. Исследование эволюции художественного образа абрека в осетинской литературе.

Научная новизна диссертации. В области осетинского литературоведения впервые предпринимается монографическое изучение проблемы абречества на материале исторического фольклора и художественных произведений. Проблема абречества анализируется в системе разных жанров осетинской литературыопределяется степень преемственности традиций и мотивов фольклора в произведениях с абреческой темой.

Методологической и теоретической основой диссертации стали работы историков и теоретиков литературы и фольклора: А. Т. Цаликова, P.C. Бзарова, Ю. М. Ботякова, A.A. Аникста, Г. Э. Лессинга, В. И. Абаева, Х. Н. Ардасенова, Б. А. Галаева, A.A. Хадарцевой, З. Н. Суменовой, Н. Г. Джусойты, Ш. Ф. Джикаева, Т. А. Хамицаевой, З. М. Салагаевой, Р. Я. Фидаровой.

Для решения поставленных задач были использованы сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, сравнительно-аналитический и аксе о логический методы исследования.

Практическая значимость работы. Комплексное изучение художественных произведений с абреческой темой позволит расширить общую картину развития осетинской литературы XX века. Исторические песни и предания с абреческой темой внесены в учебные программы школ и филологических факультетов вузов республики. Тема абречества глубоко и всесторонне разрабатывается в художественных произведениях, ставших хрестоматийными. В связи с этим исследование данной сферы осетинской литературы и фольклора имеет научно-практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания осетинской литературы в средней школе и филологических факультетах вузов республики. Диссертационная работа может быть использована при написании курсовых и дипломных работ, а также статей и монографий по осетинской литературе.

Основные положения диссертации:

1. Осетинские писатели показали негативный характер разбойничьего протеста и осудили общественный строй, вынуждавший бороться за справедливость с помощью грабежа и насилия. Причиной бегства в абреки в произведениях большинства авторов является конфликт горца из низшей социальной среды с князем или административным чиновником.

2. Во произведениях многих осетинских писателей абречество героев обусловлено бедностью. Раскрывая доабреческую жизнь своих персонажей, писатели оправдывают их преступления социальной незащищенностью. Бедность действительно достаточно часто становилась причиной абречества, но не все горцы, страдавшие от нищеты, уходили в абреки. С нравственной точки зрения бедность не оправдывает разбойничество.

3. В нравственном отношении образ абрека — самый противоречивый в осетинской литературе. Борясь против насилия и социального гнета, абрек становится убийцей и грабителем. Насилие и грабеж административных чиновников сталкиваются с самосудом абрека.

4. Следуя фольклорной традиции, большинство осетинских писателей романтизируют образ абрека.

5. В осетинской поэзии абрек — жертва обстоятельств и общественной несправедливаости. В рассказах и повестях с абреческой темой образ разбойника раскрывается через обстоятельства, способствующие его идеализации. В драматургии писатели концентрируются на внутренних переживаниях героев, борьбе добра и зла в душе, а не во внешнем окружении абрека. Исключением является драма «Сыновья Бата» Д. Х. Мамсурова, где автор, следуя фольклорной традиции, идеализирует образы абреков.

6. В романах с абреческой темой осетинские писатели показали историческую бесперспективность разбойничьей борьбы с социальной несправедливостью. В произведениях осетинских романистов абречество — начальный этап личностного развития будущего революционера.

7. Некоторые произведения с абреческой темой по разным причинам не были опубликованы или остались незаконченными, но, несомненно, являются большим творческим вкладом в развитие осетинской литературы и сценического искусства.

Основные результаты исследования прошли апробацию на межвузовских и региональных конференциях в г. Владикавказе, на всероссийской и международной конференциях аспирантов, студентов и молодых ученых в г. Нальчике (Перспектива-2006, 2008), на заседаниях отдела литературы и фольклора Северо-Осетинского научно-исследовательского института гуманитарных и социальных исследований им, В. И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-Алания, на расширенном заседании кафедры осетинского литературного творчества Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, в региональном конкурсе 2007 г. «Северный Кавказ: традиции и современность», а также в ряде научных публикаций.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В предпринятом диссертационном исследовании мы ставили своей задачей определить сущность абречества, выявить осбенности изображения этого явления в осетинской художественной литературе и исторческом фольклоре. Для осуществления поставленной задачи автору диссертационного исследования представилось необходимым исследовать социальные и нравственно-психологические причины абречества, выявить типологические особенности кавказских разбойников, определить семантическое поле термина «абрек». Рассмотрению этих вопросов мы посвятили первый параграф нашей работы.

В исследовании определяются два основных научных подхода ученых, иследовавших абречество Северного Кавказа. Сторонники первого, например, Ю. Клапрот, П. Зубов и другие абречество неправомерно рассматривают как феномен, существующий у горцев Кавказа на генном, всенародном уровне. Кавказские же исследователи, опираясь на этнографические материалы, доказывают, что абречество обуславливалось различными общественно-социальными причинами, обычаем кровной мести и т. д. Абреки, прежде всего, являлись изгоями, а быть изгнанником среди народа, который полностью состоит из разбойников, было бы практически невозможно.

В нашей работе абречество рассматривается как неорганизованная, бесперспективная форма борьбы за социальное и человеческое равноправие. Кроме этого, абречество характеризуется нами как средство борьбы с древними обычаями горских народов и способ материального обогащения.

Сравнительно-исторический анализ абречества, на наш взгляд, методологически оправдан, так как, прежде чем анализировать художественное изображение этого явления в осетинской литературе, было необходимо показать сущность исторического явления. Рассмотрев наиболее известные научные походы ученых, автор диссертационной работы приходит к выводу, что абречество — явление многогранное, отличающееся различием внешних проявлений и незакономерностью причино-следственных связей.

Второй параграф диссертационной работы посвящен изучению особенностей фольклорных жанров, отразивших народные представления об абречестве. Без анализа сюжетов, образов и мотивов фольклорных текстов абречеству нельзя дать объективную оценку. Методом сравнительно-типологического анализа были выявлены особенности изображения абречества в осетинском фольклоре. В исследовании анализируются исторические предания и героические песни с абреческой темой. Несмотря на то, что пословицы являются самым малым жанром фольклора, в них реалистически отражены различные стороны разбойничьей жизни, трудности и лишения, связанные с уходом из общества, двойственное отношение народа к абрекам.

Образы известных в народе абреков в песнях и преданиях изображаются по-разному. Песни об абреках относятся к циклу героических песен, которые слагались о самых храбрых из них. В песнях почти каждый абрек — герой, тогда как в преданиях даже образы «благородных» разбойников менее идеализированы. Во многих преданиях абреки предстают как обычные воры и грабители.

Большинство осетинских писателей создавали свои произведения на основе мотивов фольклора, особенно на первом этапе развития осетинской литературы. Фольклор стал питательным источником для произведений многих авторов, так как в период становления литературных жанров писателям больше неоткуда было черпать творческие силы.

К художественному освещению абреческой темы из осетинских писателей первым обратился К. Л. Хетагуров в «Поэме перед судом». Социально-психологический протест героя поэмы, не смирившегося с тем, что его возлюбленная стала женой другого, приводит к тому, что он становится разбойником. Представ в зале суда, абрек говорит и как преступник, и как судья одновременно. На наш взгляд, невозможность изменить социальное положение и создать семью с избранницей своего сердца не оправдывают преступления героя.

После K.JI. Хетагурова в жанрах поэзии разбойничью тему освещали Б. Гурджибеков («Абрек»), С. К. Баграев («Зелимхан»), И. Д. Кануков («Песня о Черном всаднике»), Г. Г. Малиев («Песня абрека»), А. З. Кубалов («Амбазыг»), Х. Д. Плиев («Салимат»), А. И. Токаев («Абреки»). Из перечисленных авторов только Х. Д. Плиев по-настоящему осудил абречество, этот «бич своего времени». В произведениях других авторов абреки изображаются как жертвы социальной и общественной несправедливости.

Особое место в осетинской поэзии занимает поэма А. З. Кубалова «Амбазыг». Образ абрека в поэме А. З. Кубалова романтизирован, однако автор развенчивает миф о том, что абречество и наездничество являются различными проявлениями хищнической натуры горцев. Наездничество являлось возможностью проявить отвагу в бою и не препятствовало возвращению в социум, в то время как абрек становился отверженным. Писатель показывает разницу двух исторических явлений, нравственные ценности патриархального времени и антиобщественный характер горского абречества.

В рассказах и повестях с абреческой темой часть осетинских писателей изображает абреков жертвами древних обычаев и общественной несправедливости. Подобный взгляд на абрека характерен не всем авторам. С. К. Гадиев в рассказе «Гудский Цыппу» показывает абреков преступниками, которые изначально идут на грабеж, и уже как следствие этого становятся абреками. Для А. Б. Коцоева обращение к разбойничьей теме стало средством обличения чиновников, грабящих народ под прикрытием закона. Писатель вводит читателя в мир воров и грабителей, среди которых тоже есть определенные понятия о человеческой морали и взаимном доверии. Герой А. Б. Коцоева вступает в сделку с приставом. Для других авторов характерно изображение художественного конфликта, основанного на классовой борьбе патриархального осетинского общества.

В рассказах Г. М. Цаголова корыстолюбие и жестокость административных чиновников осуждаются автором больше, чем грабежи и разбои абреков. Чиновники выносятся на суд читателя как преступники и злодеи, которые, преследуя абреков, сами становятся причиной их распространения. Причиной абречества героев в творчестве А. Т. Цаликова и Ч. Д. Бегизова («Башни говорят») являются обычаи горцев: кровная месть и плата свадебного калыма.

Произведения У. О. Шанаева («Сыновья Бата») и А. Б. Кайтукова («Смерть Уогуллы», «Смерть Асланбека») созданы на основе преданий о сыновьях Бата Аликова. Согласно фольклорной традиции, «благородные» абреки обоими авторами изображаются как герои, которые сохраняют мужество перед смертью.

Знаменитый чеченский абрек Зелимхан Гушмазуков стал героем повести «Зелимхан» Дз. Гатуева. Также как и литературные предшественники автора, Дз. Гатуев изображает абреков борцами за честь и свободу личности, защитниками трудового народа. Герой повести ' становится орудием правосудия. Доконца своей жизни он мстит угнетателям народа и своим личным обидчикам.

В творчестве осетинских драматургов на первый план выносится психологическая борьба героев, противостояние добра и зла в душе, а не только во внешнем окружении абрека. Герой драмы Е. Ц. Бритаева «Лучше смерть, чем позор» от социального протеста приходит к полной деградации личности. В трагедии «Хазби» автор вновь затрагивает тему абречества и показывает бесперспективность разбойничьей борьбы с социальной несправедливостью.

В драме «Отчаянная борьба» З. Т. Биазырова поднимаются проблемы общечеловеческого масштаба: борьба материального и духовного мира, добра и зла, света и тьмы, любви и ненависти. Герой пьесы погибает, став жертвой собственной ненависти и мести.

Осетинские драматурги не стремятся к идеализации абреков. Герой драмы Э. Тлатова «Абреки» порывает с абречеством и возвращается к мирной жизни. Также как А. Б. Коцоев и Г. М. Цаголов, драматург осуждает не только абреков, но и царских чиновников, которые в историческом прошлом своими действиями способствовали распространению абреков.

Пьесы Э. Тлатова и З. Т. Биазырова не были опубликованы, но, несомненно, являются значимым для осетинской литературы и сценического искусства вкладом в осетинскую драматургию.

Драма Д. Х. Мамсурова «Сыновья Бата», как и произведения У. О. Шанаева и А. Б. Кайтукова, написана на основе преданий о сыновьях Бата Аликова. Продолжая традиции фольклора и своих литературных предшественников, Д. Х. Мамсуров изображает абреков национальными героями, борцами за социальную справедливость.

Современный драматург Ш. Ф. Джикаев в трагедии «Цомак» выступает как писатель-новатор. Герой пьесы Ш. Ф. Джикаева от революционеров уходит к абрекам. До выхода в свет трагедии «Цомак» для осетинской литературы традиционным являлся переход от абреков к революционерм. Абречество изображалось как начальный этап развития личности, путь от стихийного протеста к сознательной борьбе трудящихся масс. Автор показал отсутствие единства среди революционеров, и, можно сказать, разбил культ революции в осетинской литературе. Среди деятелей революции не было абсолютной сплоченности — такова основная идея пьесы Ш. Ф. Джикаева.

Развитие темы абречества в осетинском романе началось с произведения К. Г. Фарниона «Шум бури». Герой романа пытается реализовать себя в абречестве, а потом уходит на войну, но не может обрести настоящую свободу. Роман «Шум бури» не закончен, но при том направлении, которое дал писатель образу Царая, предполагается переход к сознательному социальному протесту.

В романе «Ахсарбег» и трилогии «Поэма о героях» Д. Х. Мамсурова абречество противопоставляется революции. Необходимость народной борьбы за социальное и человеческое равноправие является и лейтмотивом романа Е. А. Уруймаговой «Навстречу жизни». Абрек Темур после долгих лет разбойничьей жизни становится революционером. В романе В. М. Гаглойты «Кто-нибудь, отзовись!» абрек Дзанг уже в старости осознает, что для достижения всеобщего равенства в стране нужно изменить весь общественный строй. И уже современный осетинский писатель Н. Г. Джусойты, обращаясь к жанру историко-революционного романа, показывает грабительские действия членов партии, которые ничем не отличались от разбойничьих набегов.

Осетинские романисты призывали народ к абсолютной сплоченности. Разбойничество, как и отсутствие единства в народе, по сегодняшний день остается актуальной проблемой общества, поэтому художественные произведения с абреческой темой не теряют свою новизну, имеют большое идейно-эстетическое значение, воспитывают в современном читателе чувство патриотизма и любви к родному народу.

В нашей работе мы не претендуем на всесторонний охват материала. В перспективе, при дальнейшем исследовании проблемы, предполагается более широкое привлечение фольклорных текстов и художественной литературы других народов Кавказа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Историко-этнографические материалы
  2. В.И. Русское «абрек». Из истории слов // Вопросы языкознания. -М., 1958, № 1.-С. 117−121.
  3. Абреки и абречество в Терской области // Северный Кавказ, 1888, № 102.
  4. М. Тагаурское общество и экспедиция генерал-лейтенанта Абхазова в 1831 г. // Терские ведомости, 1869, № 3.
  5. Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Le soufi et le commissair les confreries musulmanes en URSSR. Oxford, 1986. — 401 p.
  6. Bennigsen-Broxup M. Caucasian Muridism in Soviet Historiographi // Jemaleddin of Kasikumukh. Naqshbandi Treaty. Oxford, 1986. — 307 p.
  7. C.K. Чечня и разбойник Зелимхан. Париж, 1930. — 200 с.
  8. С.К. Разбои на Кавказе, Париж, 1936. 390 с.
  9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: РБО, 2001.- 1355 с.
  10. М. Кавказская рукопись. — Ставрополь, Кн. изд-во, 1990. — 240 с.
  11. М. М. Дегоев В.В. Кавказская война. М., Росет, 1994. — 592 с.
  12. Ю.М. Абреки на Кавказе: Социокультурный аспект явления. — Спб.: Петербургское востоковедение, 2004. 205 с.
  13. С.М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, на Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. — СПб., 1996. — 408 с.
  14. П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1788 по 1803 г. Ч. 1−2.-СПб., 1869.-397 с.
  15. С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1939. 400 с.
  16. Г. В. В горах Осетии // Терские ведомости, 1900, № 52.
  17. А.А. По части книжных древностей (Кавказ, 1873, № 33−36) // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 1. Цхинвали, 1981.
  18. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные отношения славянского мира к германо-романскому. У1-ое издание. Т. 1. СПб.: Страхов, 1995.-477 с.
  19. . Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы. — Махачкала, 1968. — 340 с.
  20. В.В. Мирянин. Имам Шамиль по ту сторону войны и политики // Дарьял. Владикавказ, 1998, № 1. — С. 139−169.
  21. Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Кн. 1.: Кавказ, 1871.-366 с.
  22. А.К. Народы Терека в российской революции 1905−1907 гг. — Орджоникидзе, Ир, 1938. 313 с.
  23. М.У. Особенности быта, общественного устройства и правового режима осетин до и после присоединения Осетии к России // Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северой Осетии. Орджоникидзе, Ир, 1979. — С. 44−49.
  24. В.Д. Национальная политика: Уроки опыта. — Владикавказ, Алания, 1994.-263 с.
  25. В.Д. Национальные отношения на Кавказе. -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. 240 с.
  26. В.Д. Белый и красный террор на Северном Кавказе в 19 171 918 годах. Изд-е 2-ое, испр и доп. — Владикавказ, Алания, 2000. — 176 с.
  27. В.Д. Экономическое и общественно-политическое состояние Северной Осетии в начале XX в. (1900−1917). Владикавказ, СОГУ, 2002. — 181 с.
  28. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году Штедером // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XII-XIX вв.). — Орджоникидзе, Севосгиз, 1964. С. 27−70.
  29. А. Кавказ. Пер. с франц. Тбилиси, Мерани, 1988 — 286 с.
  30. П. Картины Кавказского края. Т. 1. СПб., 1834. — 300 с.
  31. Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. — Нальчик, 1974. — С. 43−55.
  32. История Юго-Осетии. В документах и материалах (1800−1864). Т. II. Сост. И. Н. Цховребов. Сталинир, Госиздат Юго-Осетии, 1960. — 738 с.
  33. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18 071 808 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX). Орджоникидзе, Севосгиз, 1967. — С. 126−133.
  34. М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1. -М., 1886. -317 с.
  35. В. Разбои на Кавказе. Очерки. — Владикавказ, Казаров, • 1913.-139.
  36. Г. А. Осетины в начале XIX века по наблюдениям путешественника Ю. Клапрота // Известия СОНИИ. Т. 12. -Орджоникидзе, 1948. С. 179−240.
  37. М.О. Преступление и наказание в первобытном обществе. — М., 1925.-459 с.
  38. H.A. Русско-японская война 1904−1905 гг. М.: Изд-во Эксмо, Изографус. 672 с.
  39. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву северного и восточного Кавказа. Т. 2. — Одесса, 1883. 401 с.
  40. В.А. Сепаратизм на Северном Кавказе: границы явления на рубеже 19−20 вв. // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Ростов-на-Дону, Общественные науки, 2001, № 1−4.
  41. Осетин. Осетия. Абреки // Тифлисский листок, 1909, № 228. С. 1320.
  42. В.Б. Материалы для истории осетин // ССКГ. Вып. 5. — Тифлис, 1871.- 180 с.
  43. Д. Отечествоведение. Россия по расказам путешественников и ученым исследованиям. Кавказ и Урал. Т. 3. Спб., Вольф, 1866. — С. 55−61.
  44. Г. М. Земельные вопросы и преступность на Кавказе. СПб., 1901.-109 с.
  45. Г. М. Разбои и реформа суда на Кавказе. — СПб, 1903. — 65 с.
  46. Хаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле (пер. с арабск.) // ССКГ. Вып. 7. Тифлис, 1873. — С. 71−84.
  47. К.Л. Особа (Этнографический очерк) // Полное собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. — Владикавказ, Ир, 2000. — С. 313−374.
  48. К.Л. Неурядицы Северного Кавказа // Полное собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. Владикавказ, Ир, 2000. — С. 179−240.
  49. Г. М. Край беспросветной нужды. Заметки о Нагорной полосе Терской области. Владикавказ, Электрон, типогр. Терского областного правления, 1912.- 295 с.
  50. Л.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 1−5. — Цхинвал, 1881−1991.
  51. П. Зелимхан // Раннее утро, 1913, № 14.
  52. Е.В., Соловьев В. М. Степан Разин и его соратники. — М., Мысль, 1988. 223 с.
  53. Статьи и монографии по фольклору
  54. .А. Осетинские «абречьи» песни // Известия Горского педагогического института. Т. 7. — Владикавказ, 1930. — С. 329−399.
  55. Н. Об историческом значении русских разбойничьих песен. -Воронеж, 1875. 165 с.
  56. A.A. Героико-исторические песни аварцев. — Махачкала, Дагфан, 1968.-225 с.
  57. A.A. Исторические песни народов Кавказа и народов Северного Кавказа. М., Наука, 1981. — 230 с.
  58. P.C. История в осетинском предании: Сюжет о Чермене. — Владикавказ, Ир, 1993. 126 с.
  59. И.С. О соотношении фольклора с историко-этнографическими данными // Фольклор и этнография. — JL, Наука, 1970. — 302 с.
  60. P.M. Фольклор как исторический источник (на материале народного творчества Дагестана). — Известия СКНЦ ВШ. — Махачкала, Общественные науки, 198, № 4. С. 55−58.
  61. А.И. Об Амбалове Каурбеке. Прототип героя кинофильма «Абрек Заур» // ОРФ СОИГСИ, on. 1, д. 56. Л. 1−8.
  62. .А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. — М.: Наука, 1985. — С. 336−341.
  63. A.A. Легенды Гудского ущелья. Сост. и лит. обработка А. Хадарцевой. — Орджоникидзе, 1971. 64 с.
  64. Т.А. Исторические песни и сказания о классовой борьбе в Осетии // Известия СОНИИ. Т. XXVIII. Орджоникидзе, 1971. — С. 344 365.
  65. Т.А. Цикл народных произведений об Аликове Хазби // Осетинская филология: история и современность. Вып. 3. Владикавказ, Алания, 1999.-С. 305−317.
  66. К.Г. Об осетинских героических песнях. — Орджоникидзе, Севосгиз, 1965. 199 с.
  67. Г. Уари Шанаев народный сказитель // Растдзинад, 1952, 10 декабря.
  68. .А. Из истории осетинского театра // Некоторые вопросы осетинской филологии. Кн. 2. — Владикавказ, Изд.-полигр. предприятие им. В. А. Гассиева, 2005. С. 293−358.
  69. A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., Наука, 1967.-455 с.
  70. Х.Н. Уари Шанаев и его произведения // Наша эпоха. — Орджоникидзе, 1954, № 11. С. 77−81.
  71. X. Марзоев С. Осетинская поэзия // Антология осетинской поэзии. М., Гос. изд. худ. лит., 1960. — 140 с.
  72. Х.Н. Осетинский роман и его проблемы // Наша эпоха, 1966, № 5.-С. 77−83.
  73. Х.Н. Веление времени // Избранные критические статьи. — Орджоникидзе, Ир, 1984. 338 с.
  74. Т. Харитон Плиев. Орджоникидзе, Севосгиз, 1960. — 19 с.
  75. Р.Г. Некоторые особенности развития осетинского романа в 30-х гг. // Сборник трудов СОНИИ. Т. 37. Орджоникидзе, 1981. — С. 7296.
  76. З. Г. Творчество Г. Цаголова // Автореф. канд. дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. Владикавказ, 2000. — 24 с.
  77. З.Г. Основные тематические направления публицистики Г. Цаголова // Перспектива — 2006: Материалы всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. IV. Налчик, Каб.-Балк. ун.-т, 2006. — С. 35−40.
  78. В. Драматургия. Изд-е 5-ое, доп. — М., Советский писатель, 1969. 334 с.
  79. С.Ш. Георгий Цаголов (творчество и мировоззрение). — Цхинвал, Госиздат Юго-Осетии, 1962. 135 с.
  80. Ц.С. Елбыздыко Бритаев. Критико-биографическое обозрение // Елбыздыко Бритаев. Сочинения. Сталинир, 1950. — С. 4−12.
  81. Г. А. Поэтическое творчество Хадо Плиева (к 50-летию со дня рождения) // Мах дуг, 1958, № 9. С. 91−100.
  82. Д.А. Уруймагова Езетхан. Критико-биографический очерк. — Орджоникидзе, Ир, 1959. — 301 с.
  83. Д.А. Езетхан Уруймагова и Николай Тихонов (из творческой истории романа) // Советская Осетия, 1963, № 23. С. 129−133.
  84. Е.Б. Харлампи переводчик (на основе рассказа Ахмета Цаликова) // Наша эпоха, 2006. № 3. — С. 152−154
  85. Х.А. Вчера и сегодня. — Цхинвал, Книгоиздат Юго-Осетии, 1964.-220 с.
  86. Х.М. Творчество Чермена Бегизова. — Цхинвал, Кн. сектор Юго-Осет. кн. изд., 1964. 225 с.
  87. А.Ш. Боль веков опирается на души благородных. — Владикавказ, 1999. — 206 с.
  88. Ш. Ф. Народная героическая песня и ее традиции в осетинской поэзии // Сборник аспирантских работ. Материалы научной конференции 1968 года. Орджоникидзе, 1969. — С. 120−149.
  89. Ш. Ф. Фольклорные традиции в осетинской советской поэзии (1917−1941) // Автореферат канд. дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. — Тбилиси, Изд-во Тбилисского университета, 1970. — 22 с.
  90. Ш. Ф. Айв дзырды зэерингуыд (Ювелир художественного слова) // Арсен Коцоев. Произведения. Т. 1. — Орджоникидзе, Ир, 1971. — С. 5- 22.
  91. Ш. Ф. Именитые люди. Творческие портреты: Арсен, Елбыздыко, Цомак, Гино, Гаппо. — Орджоникидзе, Ир, 1999. — 388 с.
  92. Ш. Ф. Художественный мир романа «Шум бури» // Джикаев Ш. Ф., Газдарова А. Х., Джикаева З. Ш. Осетинская словесность. Вопросы поэтики. Владикавказ, СОГУ, 2005. — С. 97−122.
  93. З.Ш. Творец осетинской драмы. — Владикавказ: Ир, 2004. — 167 с.
  94. Н.Г. Сека Гадиев: Очерк творчества. — Сталинир, Госиздат Юго-Осетии, 1958. 190 с.
  95. Н.Г. Е. Бритаев. Очерк жизни и творчества. — Цхинвали, Госиздат Юго-Осетии, 1963. 223 с.
  96. Н. Г. Арсен Коцоев: Описание художественной прозы. — Цхинвал, 1964.-195 с.
  97. Н.Г. Коста Фарнион // Известия ЮОНИИ. Вып. XVII. — Тбилиси, Мецниереба, 1972. С. 73−94.
  98. A.A. Байрон. М., Академия наук СССР, 1956. — 262 с.
  99. Т. Арсен Коцоев. О жизни и творчестве. — Орджоникидзе, Севосгиз, 1955.- 188 с.
  100. И. А. Особенности жанровой структуры романа Е.Уруймаговой «Навстречу жизни» // Автореферат канд. дисс. на соискание ученой степени к.ф.н.- — Владикавказ, 2002. — 24 с.
  101. А. В.Я. Икскуль в Осетии // Наша эпоха, 1969, № 10. С. 15−18.
  102. А. Произведения Дзахо Гатуева // Наша эпоха. — Орджоникидзе, 1971.-С. 105−108.
  103. ЛессингГ.Э. Гамбургская драматургия. Ст. В. Р. Гриба. Комментарии Б. И. Пуришева. М.-Л., Академия Наук СССР, 1936. — 455 с.
  104. В.Г. На ступени большой прозы // Фарнион К. Шум бури. Роман. Орджоникидзе, 1972. — С. 3−8.
  105. С. Дабе Мамсуров. Очерк жизни и творчества. — Орджонидзе, Ир, 1960. 31 с.
  106. З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. — Оджоникидзе, Ир, 1970.-242 с.
  107. З.М. От Нузальской надписи к роману. Проблема генезиса и становления осетинской прозы. — Орджоникидзе, Ир, 1984. — 312 с.
  108. Слово о Елбиздико Бритаеве: Сб. Крит. ст. — Владикавказ: Ир, 2001. — 467 с.
  109. З.Н. Езетхан Уруймагова. Жизнь и творчество. — Орджоникидзе, Ир, 1982. 296 с.
  110. A.A. Елбыздыко Бритаев глашатай революции // Хурзарин, 1924, № 32.
  111. A.A. Творчество Бритаева // Известия СОНИИ. Вып. 1. -Дзауджикау, 1925. С. 49−50.
  112. A.A. Рассказы Сека Гадиева // Известия ЮОНИИ. -Цхинвали, Мецниереба, 1971. С. 229−240.
  113. JI.A. Тенденции развития осетинского исторического романа // Автореферат канд. дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. — Владикавказ, 2002. 25 с.
  114. Т. Идеал общества в творчестве Арсена Коцоева // Осетинская филология: история и современность. Вып. 3. Владикавказ, Алания, 1999. — С. 267−283.
  115. Р.Я. Осетинский роман XX века. Проблемы истории и теории: Монография. — Владикавказ, Изд-во СОГУ, 2007. — 304 с.
  116. A.A. История осетинской драмы. Дооктябрьский период. Ч. 1. Орджоникидзе, Ир, 1983. — 222 с.
  117. A.A. История осетинской драмы. Ч. II. Орджоникидзе, Ир, 1985.-248 с.
  118. З.К. Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма. Автореферат канд. дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. -Владикавказ, 2005. 26 с.
  119. И.Х. Прошлое и настоящее в повести Чермена Бегизова «Башни говорят» // Осетинская филология: история и современность. Вып. 3. Владикавказ, Алания, 1999. С. — 284−298.1. Художественные тексты
  120. К.Б. Избранные произведения. Нальчик, 1993. — 503 с.
  121. С.К. Дверь сердца. 4-ое полное издание. — Орджоникидзе, Ир, 1978.-264 с.
  122. И. Из тьмы веков. — М. — С. 577
  123. Дж. Г. Корсар // Избранное. М., Просвещение, 1984. — 383 с.
  124. Ч.Д. Башни говорят: Новеллы. — Сталинир, Госиздат Юго-Осетии, 1935.-198 с.
  125. Ч.Д. Башни говорят: Повесть. Пер. с осет. А. Гаглоевой и Г. Агасовой. Цхинвали, Иристон, 1987. — 96 с.
  126. Бестужев-Марлинский A.A. Аммалат-бек. Мулла-нур. — Махачкала, Дагкнигоиздат, 1968. 261 с.
  127. З.Т. Отчаянная борьба // ОРФ СОИГСИ, лит., оп.1, д. 1. -Л. 518−566.
  128. Е.Ц. Избранные произведения. Цхинвал, Ирыстон, 1982. -184 с.
  129. В.М. Гъе, мардзае, исчи! (Кто-нибудь, отзовись!). — Цхинвал, Иристон, 1970. 395 с.
  130. В.М. Пробуждение. Второе изд. Перевод с осет. Е. М. Воробейчика. Цхинвал, Иристон, 1980. — 487 с.
  131. В.М. Чертова скала (отрывок из романа) // Глашатай. -Цхинвал, 1970, август. — С. 3−28.
  132. В.М. Бегство (отрывок из романа) // Глашатай. — Цхинвал, 1978, сентябрь. С. 9−48.
  133. С.Г. Гудский Цыппу // Сборник произведений. — Орджоникидзе, Ир, 1991. С. 392−405.
  134. Дз. В абреки // Терек, 1914, № 4866.
  135. Дз. Зелимхан. Повесть и очерки. Слово о писателе и друге. — Орджоникидзе, Ир, 1971. 216 с.
  136. Дз. Абреческое племя. Отрывок из романа о потомках Зелимхана. Лит., on. 1, д. 1. — 75 л.
  137. .М. Сборник произведений. Стихотворения, поэма, комедия. — Орджоникидзе, Севосгиз, 1966. — С. 50−51.
  138. Ш. Ф. Цомак // Отверженный ангел. Драматические призведения. Орджоникидзе, Ир, 1993. — С. 89−198.
  139. Н.Г. Двенадцать ран, как одна.(Роман на ос. яз.). — Цхинвали, Ир, 1970. 366 с.
  140. В.Я. Кавказские повести. Владикавказ, Ир, 1993. — 238 с.
  141. А.Б. Распределитель счастья. Легенды. — Владикавказ, Ир, 1993.-247 с.
  142. И.Д. Сочинения. — Орджоникидзе, Северо-Осет. кн. изд., 1963.-369 с.
  143. Т.М. Абрек. Майкоп, Адыг. Книгоиздат, 1959. — 225 с.
  144. Кешев А.-Г. Записки черкеса. — Нальчик, 1988. 200 с.
  145. Г. Осетинское сказание. — Владикавказ, Ир, 1988. — 312 с.
  146. А.Б. Избранные произведения. Цхинвал, Ирыстон, 1984. -277 с.
  147. А.Б. Избранные рассказы. Перевод с осетинского. М., Гос. изд. худ. лит., 1950. — С. 15−20.
  148. А.З. Амбазыг // Произведения. Орджоникидзе, Ир 1978. -С. 182−186
  149. М.Ю. Сочинения. Т. 1. -М., Правда, 1988. — 718 с.
  150. М.Ю. Сочинения. Т. 2. М., Правда, 1988. — 800 с.
  151. Г. Г. Ираф. Сочинения на осетинском и русском языке. — Орджоникидзе, Ир, 1986. — 320 с.
  152. M. Зелимхан. Роман. Грозный, Чеч.-Инг. кн. изд., 1990. -274 с.
  153. Д.Х. Поэма о героях (отрывок) // Наша эпоха, 1946, № 11−12.-С. 120−126.
  154. Д.Х. Поэма о героях. Кн. 1. Орджоникидзе, Ир, 1958. — 450 с.
  155. Д.Х. Поэма о героях. Кн. 2. Орджоникидзе, Ир, 1958. -478 с.
  156. Д.Х. Сыновья Бата // Произведения в шести томах. Драмы. Т. 5. Орджоникидзе, Ир, 1974. — 303 с.
  157. Д.Х. Ахсарбег. Роман. Изд-е третье. Орджоникидзе, Ир, 1974.-299 с.
  158. Х.Д. Салимат (черновой вариант с авторской правкой) // ОРФ СОИГСИ. Лит. Ф. 61. On. 1. Д. 16. 81 л.
  159. Х.Д. Салимат. Поэма. Орджоникидзе, Ир, 1978. — 48 с.
  160. A.C. Братья разбойники (на ос. яз.). — Сталинир, ГИЗ, 1937. -155 с.
  161. Р. Одиссея капитана Блада- Хроника капитана Блада- Удачи капитана Блада- Черный лебедь. Романы и повести. Перевод с английск. -М., «Сеймъ», 1993. 656 с.
  162. Э. Абреки // ОРФ СОИГСИ. лит. оп.1, д. 1. С. 186−241.
  163. А.И. Произведения. Орджоникидзе, Ир, 1973. — 308 с.
  164. Е.А. Навстречу жизни. Роман. Изд-ие 5-ое. Кн. 1. — Орджоникидзе, Ир, 1976. 427 с.
  165. Е.А. Навстречу жизни. Роман. Изд-ие 5-ое. Кн. 2. — Орджоникидзе, Ир, 1976. 527 с.
  166. К. Шум бури. Роман. Орджоникидзе, Ир, 1972. — 205 с.
  167. К.Л. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3. — Владикавказ, Ир, 2000. 590 с.
  168. Г. М. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1. Сост. З. Н. Суменова. Владикавказ, Ир, 1992. — 344 с.
  169. А.Т. Избранное. Владикавказ, Ир, 2002. — 542 с.
  170. А. Абрек // Наша эпоха, 2004, № 6. С. 20.
  171. У.О. Сыновья Бата // Исторические повести. — Дзауджикау, Госиздат Сев. Осет., 1951. С. 4−52.
  172. У. Два веронца. // Полное собрание сочинений в пяти томах. М., Искусство, 1958. — С. 297−392.
  173. Башня Тогоевых (легенда) // Наша эпоха. — Владикавказ, 2007, № 7. -121−122.
  174. Осетинские народные сказки. Исторические и местные сказки, легенды и сказания. Т. 3. Сталинир, Юго-Осетинск. НИИ ГССР, 1962. -361 с.
  175. Осетинское народное творчество. В двух томах. Т. 1. Сост. З. М. Салагаева. — Орджоникидзе, Севосгиз, 1962. — 623 с.
  176. Осетинские народные песни. Сост. Б. А. Галаев. — Дзауджикау, Ир, 1964.-290 с.
  177. Осетинские пословицы и поговорки. Сост. К. Ц. Гутиев. — Орджоникидзе, Ир, 1976. 350 с.
  178. Осетинские легенды. Сост. Ш. Ф. Джикаев. — Орджоникидзе, Ир, 1989.-С. 214−215.
  179. Сыновья Бата (легенда) // Наша эпоха, 1999, № 7. С. 77−90.
  180. А. Осетинская легенда // Казбек, 1899, № 528.1. Словари
  181. В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М.-Л., Акад. Наук СССР, 1958. — 655 с.
  182. В. Толковый словарь великорусского языка. М., 1981. Т. 1. — 673 с.
  183. Ф. Осетино-русско-немецкий словарь. — Л., Издательство Академии Наук СССР, 1927. 618 с.
  184. С.И. Словарь русского языка. — М., Гос. изд. иностр. и национальных словарей, 1961. — 795 с.
  185. Писатели Северной Осетии. Библиографический справочник. 3-е доработ. изд. Сост. Калоев Г. З., Ардасенов Х. Н., Гиреев Д. А. — Владикавказ, Ир, 1992. 307 с.
  186. А.Г. Этимологический словарь русского языка. Т.1. М.: Гос. изд. иностр. и нац. Словарей, 1959. — 601 с.
  187. М. Этимологический словарь русского языка. Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. Т. 1. М., 1964. -569 с.
  188. Энцилопедический словарь / Изд. Ф. Брокгауз, И. Ефрон. СПб., 1980. Т. 1.-570 с.
  189. Этнография и мифология осетин. Сост.: Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Владикавказ, 1994. — 283 с.
Заполнить форму текущей работой